12.01.2018

Порядок слов в вопросительном предложении. Порядок слов в предложении


  1. Общие сведения
  2. Схема английского предложения
  3. Предложения с конструкцией There is/are
  • Общие сведения

    Предложения в английском языке имеют твердый порядок слов: в утвердительном, вопросительном и отрицательном предложениях.

    Важно помнить, что в УТВЕРДИТЕЛЬНОМ предложении:

    1. Подлежащее всегда стоит перед сказуемым.
    2. Дополнение следует за сказуемым.
    3. Определение без предлога стоит перед определяемым словом.
    4. Обстоятельство может стоять в начале или в конце предложения.

    В английском языке различают следующие типы ВОПРОСОВ:

    1. Общие вопросы.
    2. Специальные вопросы.
    3. Разделительные вопросы.
    4. Альтернативные вопросы.
  • Схема английского предложения

    В УТВЕРДИТЕЛЬНОМ предложении порядок слов следующий:

    Подлежащее + сказуемое + дополнение (косвенное, без предлога, проямое) + обстоятельство

    Примечание:

    Косвенное дополнение без предлога стоит перед прямым дополнением:
    He showed me a nice kitten.

    Косвенное дополнение с предлогом стоит после прямого дополнения:
    He showed a nice kitten to me.

    Обстоятельство + подлежащее + сказуемое + дополнение + обстоятельство:
    Every day she helps her mother about the house.

    Порядок слов считается ПРЯМЫМ, если сказуемое стоит после подлежащего:
    He reads newspapers every day.

    Таким образом, в утвердительном предложении мы имеем, как правило, прямой порядок слов.

    ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

    ОБЩИЕ вопросы задаются к происходящему в предложении действию. Общий вопрос требует, как правило, краткого ответа: Да или Нет.

    В вопросительном предложении порядок слов не такой, как в утвердительном предложении. Он может несколько меньятся в зависимости от типа вопросительного предложения.

    В ОБЩИХ ВОПРОСАХ порядок слов будет следующим:

    1. Вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол
      Do you get up early in the morning?

      Если в качестве сказуемого используется глагол to be или глагол to have, то вспомогательный глагол, как правило, не используется.

      Were you at the lesson yesterday?
      Have you a new textbook?

      Примечание: не будет ошибкой, если вы скажете: Do you have a new textbook?
      Еще более принто в Великобритании: Have you got a new textbook?
      Таким образом, с глаголом to have возможны варианты, чего нельзя сказать о глаголе to be.

    2. Глагол-связка + подлежащее + основная часть сказуемого (предикатив)
      Are you a student of middle school?
    3. Модальный глагол + подлежащее + смысловой глагол
      Can you play the piano?
      May I come in?

    В СПЕЦИАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ на первом месте используются вопросительные слова (Who, whom, when, what, which, whose, where, why, how long, how many, how much, etc.)

    Порядок слов в этом случае, если вопрос задается не к подлежащему, будет такой:

    Вопросительное слово + вспомогательный глагол + подлежащее + смысловой глагол.

    When did you go to your doctor last time?
    Where do you live?

    Порядок слов в вопросительных предожениях, общих и специальных называют ОБРАТНЫМ, т.е. сказуемое или его часть стоит перед подлежащим.
    Если вопрос обращен к подлежащему, то порядок слов сохрантся как в утвердительном предложении, т.е. сохраняется ПРЯМОЙ порядок слов:

    Who is absent today?
    What is it?

    Вопрос может быть обращен и к определению подлежащего. В этом случае используется следующая схема предложения:

    Вопросительное слово + подлежащее + сказуемое:

    Whose cap is it?
    What text are you reading?
    What day of the week is today?

    В РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ ВОПРОСАХ желают узнать, согласен ли собеседник с утверждением. Порядок слов в таком вопросе можно представить следующим образом:

    Предложение, содержащее утверждение + Краткий вопрос общего типа

    При этом, если начало предложения несет утвердительный смысл, то конец предложения стоит в отрицательной форме (а) и наоборот (б).

    1. + , - .

      You are leaving tomorrow morning, aren"t you?
      I"m sure you want some more ice-cream, don"t you?

    2. - , + .

      You don"t want to stay after classes, do you?
      You haven"t been to London yet, have you?

    В АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ВОПРОСАХ имеется ВЫБОР между двумя возможностями. Эти возможности могут относиться к любому члену предложения. Схема предложения в этом случае будет такая:

    Общий вопрос + or + альтернатива.

    Альтернатива обычно выражается кратко, но может быть выражена и вторым общим вопросом:

    Are you a student of the middle or high school?
    Is it your or my magazine? Is it a magazine or a newapaper?
    Do you really want to go to the Zoo or would you better go to the circus?

    В ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ предложениях порядок слов ПРЯМОЙ.

    Схема предложения следующая:

    подлежащее + вспомогательный глагол с отрицательной частицей not + смысловой глагол.

    I don"t want any more tea, thank you.
    I haven"t seen you for a long time.
    I am not ready for the test yet.

    Примечание: после глагола to have, а также в предложениях с конструкцией there is/are если имеется в виду полное отрицание, используется NO.

  • Предложения с конструкцией There is/are

    Схема предложения:

    There + to be (is, are) + подлежащее + обстоятельство

    There is a book on the table.
    There are notebooks on the table.

И делать это быстро и не задумываясь - "на ходу", я писала в отдельной статье. А сейчас поговорим о повествовательных предложениях.
Можете ли Вы утверждать, что хорошо знакомы со структурой английского предложения?
Знаете ли Вы, в какой последовательности необходимо поставить слова в предложении? А если это сложное предложение? А если есть перечисления?
Бывает и такое: начал изучать иностранный язык, слова вроде знаешь, а как их поставить, что за чем "идёт" - ума не приложишь. Вот и получается полная путаница, билеберда одним словом.

Итак, чтобы речь была правильной и хорошо структурирована, чтобы Вас хорошо понимали, и Вы чувствовали себя уверенно, говоря по-английски, могли четко и ясно излагать свои мысли - необходимо знать структуру английского предложения. Этим и займемся прямо сейчас!

1. Стандартная схема английского предложения:
подлежащее + сказуемое + что? + где? + когда? (т.е. остальные члены предложения)


Русское предложение может быть безличным. В английском предложении всегда есть подлежащее.
Сравните:
Холодно. - It is cold.

2. Когда? (обстоятельство времени) может стоять как в конце, так и в начале предложения:


3. Где? (обстоятельство места) также может стоять как в конце, так и в начале предложения:


4. Если в предложении есть обстоятельства образа действия:

Если КАК? вынести в начало предложения, получится усиление сказанного, акцент на том как совершено действие.

Сравните:
She played the piano very well.
Very well she played the piano.

ВНИМАНИЕ!

С этим разобрались. Великая вещь - практика! Когда много разговариваешь на изучаемом языке, как правило, не задумываешься что куда поставить, что за чем "идёт" - предложение само собой получается,.. а вот правильно ли? Возможно, что не всегда... поэтому полезно знать стандартные схемы! :)

А теперь представьте себе, что Вы собрались купить диван. Вы приходите в магазин антикварных вещей и видите потрясающий диван - как раз такой, как Вы хотели. Вы уже готовы его купить, но решили посоветоваться с Вашим другом. Вы ему звоните и начинаете описывать этот диван. Вопрос: в каком порядке должны стоять прилагательные в предложении???

Вот стандартный порядок:
1) субъективны прилагательные (мнение. впечатление)
2) размер

  • высота/длина
  • форма/ширина (может стоять после п.3 "возраст")

3) возраст (new, old. young...)

4) цвет
5) происхождение (английский, французский, немецкий...)
6) материал (из чего изготовлен: деревянный, железный...)
7) назначение (для чего: офисный, компьютерный...)

Пример:
This is a beautiful small old brown French leather sofa.

This is a large new black English wooden office table.


Когда в предложении есть:
- наречия частоты выполнения действия (sometimes, often, always, never, rarely...)

- probably

- definitely

- hardly/hardly ever
- almost

- nearly

Эти слова нужно ставить

  • ПЕРЕД смысловым глаголом:
    Пример:
    He often goes to the gym.
    She rarely have a lie-in in the morning.
    They usually go shopping on Sunday.
  • ПОСЛЕ глагола to be:
    Пример:
    to be tired - уставать, быть уставшим
    He is often tired after work.

    to be wrong - ошибаться, быть неправым
    You are probably wrong .

  • в составных глагольных формах ПОСЛЕ первого глагола:
    Пример:
    You must never do it again.
    They can also play tennis.
Также хотела бы сделать небольшое примечание.
Обратите внимание на порядок слов в предложении, когда в нём есть слова:
- definitely
- probably
- possibly
- certainly

1. Позитивное высказывание (positive sentence):
Вот предложение в будущем времени с одним их этих слов:
I will probably see him later.

Важной особенностью английского предложения является строго определённый порядок слов. В отличие от русского языка английские глаголы не имеют личных окончаний, а существительные, прилагательные и местоимения не имеют падежных окончаний, поэтому взаимосвязь между словами определяется за счёт порядка слов. При нарушении порядка слов нарушается смысл предложения.

Порядок слов в повествовательном предложении

Нормальный порядок слов в повествовательном предложении таков: подлежащее + сказуемое (то есть сказуемое никогда не находится перед подлежащим). В случае, если глагол имеет дополнение, оно обычно следует за глаголом: Подлежащее + Сказуемое + Дополнение.
Пример: I can see my friend. – Я вижу моего друга.

Обстоятельства чаще всего стоят в самом начале, либо в самом конце предложения. Конечно, в английском языке существуют и другие варианты, например, так называемый обратный порядок слов, но в этой своей работе я даю лишь основную информацию, которая необходима и минимально достаточна.

Порядок слов в вопросительном предложении

Существует четыре основных типа вопросительных предложений. Мы рассмотрим два типа: общий и специальный вопросы.

Общий вопрос - это вопрос, на который можно ответить "да" или "нет". Порядок слов в общем вопросе: вспомогательный или модальный глагол или глагол-связка + подлежащее + сказуемое. Пример: Can you swim? – Вы умеете плавать?

Специальный вопрос - это вопрос, который начинается с вопросительного слова. Английские вопросительные слова: what - что, какой; when - когда; where - где; why - почему; how – как; whose - чей; which – который; who – кто; whom – кого. Порядок слов в специальном вопросе: вопросительное слово + вспомогательный или модальный глагол + подлежащее + сказуемое.

Как мы видим, порядок слов в специальном вопросе совпадает с порядком слов общем вопросе. Разница лишь в том, что на первом месте стоит вопросительное слово. Вопрос к подлежащему имеет свои особенности. В вопросе к подлежащему предложения на месте подлежащего (т.е. в начале предложения) стоит вопросительное слово; порядок остальных членов предложения такой же, как в повествовательном предложении. Пример: Who can swim? – Кто умеет плавать? То есть, всё сводится к подстановке вопросительного слова who или what (кто или что) на место подлежащего. Больше никаких изменений не производится.

Порядок слов в отрицательном предложении

Подлежащее + вспомогательный или модальный глагол или глагол-связка + частица not + сказуемое.
Пример: He does not read. – Он не читает.

Следует помнить, что порядок слов в английском предложении, в отличие от русского, строго фиксирован. В повествовательном предложении на первом месте стоит подлежащее (или группа подлежащего), на втором месте стоит сказуемое. Такой порядок слов называется прямым. После глагола может следовать дополнение, обстоятельство. В английском предложении может иметь место обратный порядок слов, когда подлежащее и сказуемое меняются местами, т.е. на первом месте стоит сказуемое, а за ним следует подлежащее. Такое явление называется инверсией.Приведем несколько примеров:

Max is at home. Макс (находится) дома.

В этом английском предложении прямой порядок слов. Инверсии нет. (Max – подлежащее, is – глагол-сказуемое, at home – обстоятельство места).

Is Max at home? (Разве) Макс находится дома?

В этом предложении обратный порядок слов (инверсия).

10.Глагол to be

Формы настоящего времени глагола to be в английском языке обязательны; в русском языке они, как правило, не употребляются:

He is a student.

Он – студент.

Глагол to be употребляется в качестве смыслового глагола, глагола - связки в составном именном сказуемом и вспомогательного глагола.

1. Глагол to be , употребляемый в качестве смыслового глагола в значении находиться, требует после себя обстоятельства места:

He is in room 302. Он находится в комнате 302.

2. Если глагол to be употреблен в качестве глагола-связки, то за ним может стоять существительное, числительное или прилагательное:

She is a doctor. Она врач.

He is twenty. Ему двадцать лет.

The day was fine. День был замечательный.

3. В роли вспомогательного глагола to be для образования всех времен группы Continuous/Progressive и страдательного залога (Passive Voice). В этом случае to be не имеет самостоятельного значения, а выполняет лишь различные грамматические функции, являясь показателем времени, лица, числа, залога и т.д. Само же действие выражается смысловыми глаголами:

Отрицательные предложения со сказуемым, содержащим глагол to be ,строятся при помощи частицы not ,которая ставится послесоответствующей формы глагола to be:



I am not a doctor. (I’m not a doctor). He is not a student. (He isn’t a student).

They are not teachers. (They aren’t teachers). She was not at home. (She wasn’t at home).

They were not at the lecture. (They weren’t at the lecture).

Примечание.

Для образования вопросительной формы в будущем времени вспомогательный глагол ставится перед подлежащим:

Will he be ... ? Shall we be ... ?

Отрицательная форма в будущем времени образуется при помощи отрицательной частицы not , которая ставится непосредственно после вспомогательного глагола:

He will not (won’t) be ...

I shall not (shan’t) be ...

11. Глагол to have

Глагол to have может быть:

а) смысловым глаголом со значением «иметь», «обладать»:

He has many books in the library.

У него (он имеет) в библиотеке много книг.

Have и have got означает одно и то же – владеть чем-либо, обладать.

Но have got - более неформальное, поэтому в разговорной речи оно употребляется чаще, чем have. Have употребляется в официальной обстановке и на письме.

В выражении have got усилительное слово got принимает на себя значение «иметь», «обладать», и поэтому для отрицательной и вопросительной формы have здесь является вспомогательным глаголом.

Если же мы употребляем в значении «обладать», «иметь» просто have, то для вопросительной и отрицательной формы нам нужен глагол to do.

Например:

Do you have a fax?

She doesn’t have a fax

Have you got a fax?

She hasn’t got a fax;

б) вспомогательным глаголом для образования перфектных времен (Perfect Tenses) с Participle II (т.е. третьей формой глагола).

They have already written the test. Они уже написали текст.

Have несет на себе замысел законченного действия.

Для образования вопросительной формы в таких предложениях используется инверсия.

Например:

Have they written the test already?

в) модальным глаголом, после которого инфинитив употребляется с частицей to. Отрицательная и вопросительная формы образуются при помощи глагола to do.

Например:

My friend is ill and I have to visit her every day. Моя подруга больная и мне приходится навещать ее каждый день.

Why do you have to visit your friend so often? Почему Вам приходится навещать подругу каждый день?

г) частью фразового сказуемого, в котором have теряет свой смысл и не переводится. Если в этих случаях следующее за have существительное стоит с артиклем a, an, такое сочетание выражает однократность действия.

Например:

to have tea (coffee) – пить чай (кофе)

to have milk – пить молоко

to have breakfast (lunch) - завтракать

to have dinner - обедать

to have supper – ужинать

to have a talk - переговорить

to have a walk - прогуляться

to have a smoke - перекурить

to have a rest - передохнуть

to have a look - взглянуть

to have a discussion - поспорить

to have a dinner – пообедать

Сравните:

I usually have dinner with my family. Я обычно обедаю со своей семьей.

He was looking at her as if he saw her for the first time. Он смотрел на нее, как будто впервые встретился с ней.

Today I had a dinner with my friends in the restaurant.

Я пообедал со своими друзьями в ресторане сегодня.

He only had a look at her and retired.

Он взглянул на нее и удалился.

Для образования вопросительных и отрицательных предложений в подобных случаях, т.е., когда have является частью фразового сказуемого, употребляется глагол to do.

Например:

Do you have tea or coffee in the morning? Ты пьешь чай или кофе утром?

Don’t you want to have a rest? Не хотите ли передохнуть?

I didn’t have time even to have a smoke. У меня не было времени даже, чтобы перекурить.

He couldn’t even have a look at her. / He didn’t have a look at her. Он не успел взглянуть на нее.

12.Типы вопросительных предложений:

В английском языке существуют следующие типы вопросительных предложений:

Общие вопросы (General questions).

Специальные вопросы (Special questions).

Вопросы к подлежащему (Questions to the subject).

Альтернативные вопросы (Alternative questions).

Разделительные вопросы (Disjunctive questions).

Общие вопросы (General questions) требуют ответа "да" – "yes" или "нет" – "no". При постановке общего вопроса глагол to be ставится перед подлежащим. В английском языке общие вопросы произносятся с повышающейся интонацией, также как и в русском языке.

Сравните: Is Anna ill? Анна больна?

На общий вопрос можно дать краткий утвердительный или отрицательный ответ, состоящий только из слов "Yes" или "No".

– Are you tired? – Ты устал?– Yes. – Да.

– Are you hungry? – Ты голоден?– No. – Нет.

На общий вопрос можно дать более развернутый ответ. В этом случае после слов "yes" или "no" следует местоимение, соотнесенное с подлежащим вопросительного предложения, а затем глагол to be в соответствующей форме.

– Are Anna and Nick students? – Анна и Ник студенты?

– Yes, they are. – Да.

– Are Pete and Alex workers? – Пит и Алекс рабочие?

– No, they are not./ No, they aren"t. – Нет.

На общий вопрос можно дать полный ответ.

– Is it cold in the room? – В комнате холодно? – Yes, it is cold in the room. – Да, в комнате холодно.

– Is the room dark? – Комната темная? – No, it is not dark. / No, it isn"t dark. – Нет, она не темная.

–Are the flowers beautiful? – Цветы красивые?

– Yes, they are beautiful. – Да, они красивые.

– Are the shoes old? – Туфли старые?– No, they are not old. / No, they aren"t old. – Нет, они не старые.

Форма глагола в ответах (кратких или полных) согласуется с формой глагола в вопросе. В примерах, приведенных выше, глагол to be употреблен в настоящем неопределенном времени и в вопросах и в ответах. Если в вопросе глагол to be употреблен в прошедшем неопределенном времени или в будущем неопределенном времени, то и в ответе должен употребляться глагол to be либо в прошедшем неопределенном времени или в будущем неопределенном времени.

Примеры кратких ответов:

– Are you busy? – Yes, I am. / No, I am not. / No, I"m not.

– Were they angry? – Yes, they were. / No, they were not. / No, they weren"t.

– Was Nick ill last week? – Yes, he was. / No, he was not. / No, he wasn"t.

– Will Ann be happy? – Yes, she will. / No, she will not. / No, she won"t.

– Will you be at home tomorrow? – Yes, we will. / No, we will not. / No, we won"t.

– Yes, we shall. / No, we shall not. / No we shan"t.

Специальные вопросы (Special questions) начинаются с вопросительных слов. Затем порядок слов в специальных вопросах такой же, как и в общих вопросах, т.е. после вопросительного слова сначала ставится глагол to be в соответствующей форме, а затем подлежащее.

Выучите вопросительные слова, которые употребляются в специальных вопросах:

What? – Что? Какой?

Which? – Который?

When? – Когда?

Where? – Где? Куда?

Whom? – Кому? Кого?

Whose? – Чей? Чья? Чье? Чьи?

Why? – Почему? Зачем?

Специальные вопросы могут начинаться со слова how:

How? – Как?

How long? – Как долго? Сколько времени?

How old? – Сколько лет? (вопрос о возрасте)

How many? – Сколько? (употребляется с исчисляемыми существительными).

How much? – Сколько? (употребляется с неисчисляемыми существительными).

Можно спросить о цене: How much is it? (Сколько это стоит?)

How far? – Как далеко? (об удаленности)

Специальные вопросы предполагают полный логически сформулированный ответ, однако в разговорной речи ответ может состоять только из нескольких слов, которые являются сокращенным ответом на вопрос, например:

– Where were you yesterday? – Где ты был вчера?

– I was at the cinema. (At the cinema.) – Я был в кино. (В кино.)

Если при вопросительном слове есть предлог, то он обычно ставится в конце предложения, например:

– Where are you from? – Откуда ты?– I am from Russia. – Я из России.

– What is the book about? – О чем эта книга?– The book is about animals. – Эта книга о животных.

Вопросы к подлежащему (Questions to the subject), строго говоря, относятся к специальным вопросам. Они начинаются с вопросительного слова Who? (Кто?), если подлежащее одушевленное, или What? (Что?), если подлежащее неодушевленное.

При постановке вопроса к подлежащему необходимо обращать внимание на согласование глагола to be с последующим существительным в числе.

Например:

Anna is a secretary. Who is a secretary?

Emma and Mary are economists. Who are economists?

Но сравните следующие предложения:

The table is white. What is white?

The shoes are new. What is new?

We were late for classes yesterday. Who was late for classes yesterday?

Nick and Mike are ill today. Who is ill today?

We will be in Paris tomorrow. Who will be in Paris tomorrow?

The vase is on the table. What is on the table?

The cups are on the table. What is on the table?

В приведенных выше примерах (1-7) глагол to be употреблен в форме 3-го лица единственного числа соответствующего времени. В повседневной речи при постановке вопроса к подлежащему после вопросительного слова глагол обычно употребляется в третьем лице единственного числа.

Альтернативные вопросы (Alternative questions) всегда включают слово or (или). Собеседнику предлагается альтернатива, он должен сделать выбор. Альтернативные вопросы строятся как общие вопросы, но содержат слово "или". Они начинаются с глагола to be в соответствующей форме, затем следует подлежащее, затем предлагается выбор. Следует обратить внимание на то, что первая часть вопроса до союза or произносится с повышением голоса, а после союза – с понижением голоса. На альтернативные вопросы нельзя отвечать словами "Yes" или "No", нужно обязательно сделать выбор. На альтернативные вопросы обычно даются полные ответы. Сравните предложения:

– Is your father at home or at work? – Ваш отец дома или на работе?

– He is at home now. – Он сейчас дома.

– Were the children at the Zoo or at the cinema yesterday? – Дети были в зоопарке или в кино вчера?– They were at the Zoo. – Они были в зоопарке.

– Will it be rainy or sunny tomorrow? – Завтра будет дождливо или солнечно?

– It will be sunny. – Будет солнечно.

Разделительные вопросы или "вопросы с хвостиком" (Disjunctive questions или tail-questions) состоят из двух частей. Первая часть вопроса представляет собой утвердительное или отрицательное предложение, а вторая часть ("хвостик") образуется как краткий общий вопрос, состоящий из глагола в соответствующей форме и соответствующего местоимения. Следует запомнить, что, если первая часть предложения строится как утвердительное предложение, то в "хвостике" глагол употребляется в отрицательной форме, и наоборот, если в первой части вопроса что-то отрицается, то "хвостик" строится как утверждение. Обратите внимание на то, что первая часть разделительного вопроса произносится с понижающейся интонацией, а вторая часть разделительного вопроса обычно произносится с повышающейся интонацией, как в общем вопросе. Вторая часть разделительного вопроса переводится на русский язык словами не так ли? не правда ли? Разделительные вопросы задаются для того, чтобы получить подтверждение высказывания, содержащегося в первой части вопроса. Таким образом, если в первой части вопроса употреблен глагол to be, то и "хвостик" состоит из глагола to be в соответствующей форме и соответствующего местоимения. Рассмотрим следующие примеры:

Max is twenty, isn"t he? Максу двадцать лет, не так ли?

Max isn"t twenty, is he? Максу нет двадцати лет, не так ли?

Anna was at work on Saturday, wasn"t she? Анна была на работе в субботу, не так ли?

Anna wasn"t at work on Saturday, was she? Анна не была на работе в субботу, не так ли?

The weather will be rainy tomorrow, won"t it? Завтра будет дождливая погода, не правда ли? The weather won"t be rainy tomorrow, will it? Завтра не будет дождливой погоды, не правда ли?

На разделительные вопросы даются краткие утвердительные или отрицательные ответы, однако следует обратить внимание на то, какой была первая часть вопроса – утвердительное или отрицательное предложение. Если первая часть разделительного вопроса содержит отрицательное предложение, то выражение согласия и несогласия (т.е. "да" и "нет") в английском и русском языке не совпадает.

Разделительный вопрос Ответ, выражающий согласие Ответ, выражающий несогласие

It is Monday today, isn"t it? Сегодня понедельник, не правда ли?

Yes, it is. Да. No, it isn"t. Нет.

It isn"t Monday today, is it? Сегодня не понедельник, не правда ли?

No, it isn"t. It isn"t Monday, it"s Tuesday. Да. Сегодня не понедельник, а вторник.

Yes, it is. It"s Monday today. Нет. Сегодня понедельник.

Таким образом, при ответе на разделительный вопрос нужно ориентироваться на реальную ситуацию, а не пытаться переводить свой ответ с русского языка на английский.

Если сегодня не понедельник, то вы говорите: No, it isn"t Monday.

Если сегодня понедельник, то вы говорите: Yes, it is Monday.

В английском языке нельзя сказать "Yes", а затем давать отрицательный ответ. Нельзя сказать "No", а затем давать утвердительный ответ. Если вы говорите "No", то далее обязаны давать отрицательный ответ. Если говорите "Yes", то дальше обязаны давать утвердительный ответ.

Ниже приведены примеры постановки разных типов вопросов (общего, вопроса к подлежащему, альтернативного, разделительного).

Max is ill.

Is Max ill?

Who is ill?

Is Max or Alex ill?

Max is ill, isn"t he?

Max isn"t ill, is he?

Anna and Emma are lazy.

Are Anna and Emma lazy?

Who is lazy?

Are Anna and Emma or Nick and Pete lazy?

Anna and Emma are lazy, aren"t they?

Anna and Emma are not lazy, are they?

Порядок слов в английском языке существенно отличается от нашего порядка слов. В русском языке благодаря наличию множества окончаний - порядок слов не имеет особого значения, смысл будет один и тот же, можно лишь акцентировать внимание собеседника на определённом факте. Например:

Котёнок забежал ко мне вчера днём
Ко мне вчера днём забежал котёнок
Вчера днём котёнок забежал ко мне

Мы привыкли к такой свободе слов и переносим это в английский язык. Однако в английском языке это делать совершенно запрещено , каждый должен стоять на своём месте. Изменение порядка слов, как правило, полностью меняет смысл предложения:

Anya hit Dima
Аня ударила Диму

Dima hit Anya
Дима ударил Аню

Главной особенностью предложений в английском языке является твёрдый порядок слов. Каким бы образом нам не хотелось бы выразить свои мысли, всегда необходимо придерживаться следующей схемы порядка слов в английском предложении:

  1. (или просто глагол).
  2. – находится после сказуемого, может быть несколько.
  3. – может стоять в начале перед подлежащим или в самом конце.
  4. – может находиться в любой части предложения, тем самым затрудняя понимание.

Чтобы стало нагляднее и понятнее, данную схему можно представить так:

Возможно, данная схема Вам покажется непонятной, но тут всё просто:
Подлежащее - subject и сказуемое (глагол) - predicate(verb) являются основой английского предложения, они присутствуют в 99 процентах фраз, можно сказать, что это "костяк " любого предложения. Также после сказуемого может идти дополнение - object. Поэтому если предложение состоит из трёх слов, и не соединено никакими , то можно с уверенностью сказать, что первое слово – подлежащее, второе – сказуемое, а третье – дополнение. Чтобы стало понятнее, посмотрите примеры и 2-х минутное видео ниже:

We (подлежащее) do (сказуемое) our work (дополнение)
Мы делаем нашу работу

They faced problems
Они столкнулись с (многими) проблемами


Если Вам понравился видеоурок, подпишитесь на канал данного автора - .

После этого, вновь взглянув на схему, должно быть понятно, что обстоятельство может находиться в начале предложения или в конце (реже в середине):

We do our work with pleasure
Мы делаем нашу работу с удовольствием

At the moment I cannot talk
В настоящий момент я не могу говорить

С определением дело обстоит немного сложнее, точнее оно усложняет определение членов предложения. Определение может находиться в любой части предложения и, как правило, стоит до или после определяемого слова (обычно существительное).

Что ещё нужно знать, чтобы не запутаться

Как всегда в английском языке во всем и везде найдутся исключения. Вот основные исключения, которые Вы можете встретить:

  • Образование вопросительной формы

Образование вопроса немного нарушает привычную структуру предложения, но здесь нет ничего сложного, как правило, временной вспомогательный глагол ставится в самом начале предложения. Посмотрите сами, в целом схема предложения та же:

I am an engineer
Я инженер
Am I an engineer?
Я инженер?

I can speak English
Я говорю по-английски/Я могу говорить по-английски
Can I speak English
Я говорю по английски? /Я могу говорить по-английски?

  • Улучшение ритма предложения

Обычно это встречается в песнях. Можно даже сказать, что многие песни написаны грамматически неверно. Цель исполнителя обычно «попасть» в ритм и передать смысл, иногда это же относится к стихам и сказкам (неадаптированным).

Главное что Вам необходимо запомнить – изменение местоположения слов в английском предложении приводит к изменению его смысла. Всё это конечно теория и она может показаться сложной, но после небольшой практики и изучения самых простых временных форм английского языка – правильное построение предложений станет получаться на интуитивном уровне.