28.12.2017

Глагольные формы прошедшего времени. Как изменяются глаголы


Глагол - это часть речи, с помощью которой обозначают состояние или действие субъекта. Например: ходить, слетать, работать, радоваться, негодовать, осмелеть. Подробнее о глаголах вы можете прочитать в статье .

Как изменяются глаголы? В русском языке глаголы изменяются по временам, числам, лицам, родам, видам, залогу, наклонениям. Начальная форма глагола отвечает на вопросы что делать? что сделать? и оканчивается суффиксом -ть. Изменение глагола происходит путем добавления к нему приставки, суффикса и изменения его окончания.

Как изменяются глаголы прошедшего времени?

Глагол в русском языке может быть употреблен в трех разных временных формах — настоящем, прошедшем и будущем времени. Чтобы освежить в памяти категорию времени глагола, можете ознакомиться со статьей .

Глаголы в прошедшем времени говорят о том, что действие проходило когда-то ранее. Чтобы получить прошедшее время глагола, надо от его начальной формы отбросить суффикс -ть и поставить суффикс -л (ходить - ходил, радоваться - радовался).

В прошедшем времени глаголы изменяются по числам: ходил (единственное число, если действие совершает один субъект) - ходили (множественное число, если действие совершает несколько субъектов). Глаголы единственного числа изменяются также по родам - ходил (мужской род), ходила (женский род), ходило (средний род).

Чтобы определить суффикс, который должен стоять в прошедшем времени глагола перед суффиксом -л, надо посмотреть, какая гласная стоит в начальной форме перед суффиксом -ть. Например: ходить - ходил, летать - летал. Менее очевидные примеры: клеить - клеил, посеять - посеял, слышать - слышал.

Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени?

В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам. Всего существует три лица (первое, второе и третье) и два числа (единственное и множественное). Изменение глагола по лицам нужно для того, чтобы иметь возможность выразить действие говорящего человека (первое лицо - радуюсь), собеседника (второе лицо - радуешься), либо лиц, не участвующих в диалоге (третье лицо - радуются). Глагол изменяется по числам, если говорится о состоянии или действии одного субъекта (единственное число) или группы субъектов (множественное число).

Изменение глаголов по лицам и числам называют спряжением глаголов. Спряжение глаголов осуществляется путем изменения их личных окончаний.

В русском языке выделяют два спряжения глаголов - первое (обозначается римской цифрой I) и второе (II). Отличаются они друг от друга как раз тем, что имеют различные личные окончания.

Глаголы I спряжения имеют окончания:

  • -у (-ю), -ешь (-ёшь), -ет (-ёт), -ем (-ём), -ете (-ёте), -ут (-ют) - (летаю, летаешь, летает, летаем, летаете, летают).

Личные окончания глаголов II спряжения:

  • -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят) — (клею, клеишь, клеит, клеим, клеите, клеят).

Следует также отметить, что в русском языке есть несколько глаголов, которые спрягаются частью по I, частью по II спряжению. Самые употребляемые из таких глаголов - хотеть и бежать. Глагол "хотеть" в единственном лице имеет окончания I спряжения, во множественном II-го. Глагол "бежать" спрягается по II спряжению. Исключение - третье лицо множественное число (бегут).

Изменение глаголов по видам, залогу, наклонению

В русском языке различают два вида глаголов - совершенный и несовершенный. Совершенный вид употребляют тогда, когда действие уже завершено, несовершенный, когда действие осуществляется в данный момент. Чтобы получить глагол совершенного вида, его надо изменить так, чтобы он стал отвечать на вопрос что сделать? (в большинстве случаев - добавить приставку): работать - заработать.

Залог глагола называется действительным, если действие, выраженное глаголом, направлено на другой объект, страдательным, если действие направляется на сам говорящий субъект. Страдательный залог получается путем добавления к глаголу постфикса -ся (-сь) (остановить - остановиться).

Глаголы в русском языке могут употребляться в трех наклонениях. Если глагол обозначает действие, которое происходит во времени (в прошлом, будущем или настоящем), то он находится в изъявительном наклонении (все вышеприведенные примеры). Если действие может произойти только при каких-то условиях, то применяются глаголы условного наклонения. Для получения условного наклонения к глаголу добавляется частица "бы" (сходил - сходил бы). Если человек побуждает своего собеседника к какому-либо действию, он использует повелительное наклонение глагола. Чаще всего в повелительном наклонении глагол ставится во второе лицо (сходи, порадуйтесь).

Past Simple или Past Indefinite Tense – вторая простая временная форма после Present Simple . Она является видом временной формы глагола, задача которых выражать в речи единичные действия, которые имели время в прошлом. Важно! Нужно помнить, что время совершения этих действий уже истекло, то есть действие уже не является актуальным. Глаголы прошедшего времени в английском языке, таблица которых будет приведена ниже, позволит вам легче ориентироваться в мире английских слов и расширит ваши познания о прошедшем времени. Его нужно выучить хорошо, ведь с временами в языке весело – их очень много.

Справка: Чтобы легче определить прошедшее время в английском языке, можно руководствоваться наличием в предложении определенных слов-идентификаторов времён, которые являются своеобразными маркерами, например =>

  • Three days ago (три дня тому назад)
  • Last year/month/week (прошлого года/месяца/на прошлой недели)
  • Yesterday (вчера)
  • In 1923 (в 1923 году).

Примеры

  • It happened three days ago, but I still can’t realize that it really was => Это случилось три дня тому назад, но я все еще не могу понять, что это действительно было.
  • This grand fest took place in 1543 => Этот грандиозный праздник проводился в 1543 году.
  • I played football yesterday but wanted to go to the forest to pick mushrooms => Я играл в футбол вчера, но хотел пойти в лес собирать грибы.
  • Last month we rent a car to visit our grandparents => В прошлом месяце мы арендовали машину, чтобы навестить наших бабушку и дедушку.

На заметку! Слова-маркеры не имеют определенного места нахождения в предложении. Их можно ставить как в начале, так и в конце.

Примеры

  • Yesterday we visited our friends или We visited our friends yeasterday. — Вчера мы навестили наших друзей или Мы навестили наших друзей вчера.

Вне зависимости от расположения слов (их порядка в предложении) смысл остается тот же. Можно только сделать акцент на конкретном слове. Например, в предложении Yesterday we visited our friends основной удар (акцент) приходит на слово yesterday , то есть акцент на том, что в гости ходили именно вчера. Не 2 дня назад, не неделю назад, а именно вчера . В предложении We visited our friends yeasterday акцент делается на слове we, что означает ‘’мы навестили друзей’’. Не он, не она, не я, а именно мы .

Еще пример:

  • The decision was taken in 1947 ó In 1947 the decision was taken. — Решение было принято в 1947 году ó В 1947 году было принято решение.

Правильные и неправильные глаголы. Как их определить?

Каждому изучающему английский язык известно, что все глаголы делятся на правильные и неправильные. К правильным глаголам относят те, которые образуются при помощи суффикса –ed. Окончание таких глаголов может иметь разную интонацию. Суффикс –ed, в зависимости от стоящих рядом букв, может звучать как d или t, а то и как id.

Например:

  1. В слове stop при добавлении – ed буква d звучит как t => образуется stopped .

Обратите внимание! Изначальный глагол имеет одну p, а в измененном виде – две (stopped).

  1. В слове open суффикс –ed звучит как opened [ʹoupǝnd]

Справка: после звонких согласных –ed звучит как d, а после глухих (как в слове stop) – как t.

  1. В слове want при добавлении –ed буква t приобретает звучание id => wanted [ʹwɔntid].

В этом правиле нет ничего сложного, как может показаться за первым разом. Практика, постоянные упражнения и совершенствование языка помогут быстрее изучить правильные и неправильные глаголы , а также научиться правильно употреблять их в речи.

Образование глагола неправильной формы не нужно объяснять, все примеры должны быть выучены. Такие глаголы нужно знать наизусть и помнить о них постоянно, чтобы правильно употреблять в речь. Существует специальная таблица с глаголами неправильной формы. В ней находятся глаголы в трех формах.

Глаголы прошедшего времени в английском языке: таблица некоторых неправильных глаголов

Примеры глаголов неправильной формы

Первая форма Вторая форма Третяя форма Перевод
do did done делать
see saw seen видеть
begin began begun начинать
drink drank drunk пить
drive drove driven вести (машину)
fall fell fallen падать
feel felt felt чувствовать
graw drew drawn рисовать; тащить
forgive forgave forgiven простить
fly flew flown летать
eat ate eaten есть
come came come приходить
buy bought bought покупать
forget forgot forgotten забывать
give gave given давать
go went gone идти
find found found найти

Но! Cut – cut – cut => резать, укорачивать.

Find – found – found => находить.

Этот очень яркий пример из таблицы, поскольку found имеет еще одно значение – основать. We decided to found this corporation to help those who had no money => Мы решили основать эту корпорацию, чтобы помочь людям, у которых нет денег.

Build – built – built

В этом случае меняется только последняя буква, остальное слово остается неизменным.

Как видно, грамматика английского языка богата примерами с неправильными глаголами, форму образования которых трудно объяснить логично. Образцы нужно выучить наизусть.

Приведем примеры предложений с неправильными глаголами, чтобы лучше пояснить особенности их использования на практике:

  • Yesterday he won that competition => Вчера он выиграл это соревнование.
  • I built the house in 1995 but still it is nice and modern => Я построил дом в 1995 году, но он все еще красивый и современный.
  • My wife drew a car last week and I had some problems with police => Неделю назад моя жена вела автомобиль и у меня были проблемы с полицией.
  • I saw a bird in the sky. I was happy to be here again => Я видел птичку в небесах. Я был счастлив оказаться здесь снова.
  • I felt bad last night. I didn’t want to go anywhere but my friends left me no choice but to agree => Я чувствовал себя плохо прошлой ночью. Я не хотел никуда идти, но мои друзья не оставили мне никакого выбора кроме как согласиться.
  • He brought a bunch of flowers but his gift stayed without attention => Он принес букет цветов, но его подарок остался без внимания.
  • I did everything right the way you told me but there were no results => Я сделал все точно так, как ты мне говорил, но никаких результатов не было.
  • I began this deal late at night but it happened to be too hard to cope with it at once => Я начал это дело поздно вечером, но оно оказалось слишком сложным, чтобы справиться с ним за один раз.
  • I come at this store and asked to cut some cloth for my new dress => Я пришла в этот магазин и попросила отрезать немного ткани для моего нового платья.

Отрицательная форма глаголов прошедшего времени

Имея дело с прошедшим временем, нужно помнить о возражениях. Если мы говорим об отрицательной форме (относится к прошедшему времени), то нужно использовать did (вспомогательный глагол) и not (отрицание). Но! В этом случае используем английские глаголы не с второй, а с первой колонки:

  • I didn’t eat this cake => Я не ел этот пирог. I didn’t ate this cake.
  • I didn’t see him last week => Я не видел его на прошлой недели. I didn’t saw him last week.
  • I didn’t go there because I thought it was dangerous => Я не пошел туда, потому что думал, что это опасно. I didn’t went there because I thought it was dangerous.

Но! Во второй части предложения, уже после because идет вторая форма глагола (thought, а не think). Это бывает в случае, когда основная часть предложения имеет несколько подлежащих.

Подводим итоги

Временная форма английских прошедших глаголов может быть разной. Тут нужно знать английское правило образования правильных и неправильных verbs. Неправильные примеры приведены в таблице. В статье мы привели чаще всего употребляемые примеры, их намного больше, и для правильного общения нужно выучить их всех. Английскому языку все возрасты покорны!

Просматривайте таблицу каждый день и изучайте новые слова, тогда успех придет быстро! Запаситесь таблицами и дерзайте! Успехов в изучении английского языка!

Все мы сталкиваемся со временем каждый миг. У каждого из нас было прошлое. У каждого из нас есть настоящее. У каждого из нас будет будущее.

У каждого из нас - свои отношения со временем. Время - довольно сложное понятие. Или катего­рия, как говорят ученые.

Однажды Алиса из сказки Льюиса Кэрролла, пу­тешествуя по стране чудес, забрела на чаепитие к Болванщику, Соне и Мартовскому Зайцу. Они сидели за столом и загадывали друг другу загадки, на кото­рые невозможно было ответить. Алису это наконец рассердило.

Если вам нечего делать, - сказала она с доса­дой, - придумали бы что-нибудь получше. А так вы только попусту теряете время!

Если бы ты знала Время так же хорошо, как я, - сказал Болванщик, - ты бы этого не сказала. Его не потеряешь!

Не понимаю, - сказала Алиса.

Еще бы! - презрительно встряхнул головой Болванщик. - Ты с ним небось никогда и не раз­говаривала!

Может, и не разговаривала, - осторожно отве­чала Алиса. - Зато не раз думала о том, как бы убить время!

А-а! Тогда все понятно, - сказал Болван­щик. - Убить Время! Разве такое ему может понра­виться!

А еще время можно проводить (хотя, конечно, его не проведешь). А еще время терпит (хотя, ко­нечно, его терпение не безгранично). А еще время покажет (хотя, что именно оно покажет, зависит от нас). А еще время может идти и стоять. А еще вре­мя можно выиграть и проиграть. В общем надо ста­раться, чтобы время работало на нас.

Вот что могут сделать со временем слова. Но и время многое может сделать со словами. Не со все­ми - но с глаголами может. Потому что эта часть речи изменяется по временам!

Времен у глагола, как и у каждого из нас, три: прошедшее, настоящее и будущее.

Прошедшее время. Глагол в прошедшем време­ни обозначает действие, которое произошло или про­исходило еще до того, как его назвали. В прошед­шем времени глагол отвечает на вопросы что делал? что сделал? и обычно образуется прибавлением суф­фикса -л к основе инфинитива:

бежа-ть - бежа-л;

лета-ть - лета-л.

Глаголы в прошедшем времени - это воспо­минания, которые изменяются по числам и родам. Хотя такое определение нельзя назвать совсем пол­ным. Отнеситесь к таблице с особым вниманием!

Тот, кто внимательно изучил эту таблицу, не мог не заметить:

Глаголы в прошедшем времени изменяют­ся по родам только в единственном числе. Во множественном числе они по родам не изменяются.

А по лицам в прошедшем времени глаголы не изме­няются вовсе: во всех лицах они имеют одно и то же окончание. Вы об этом знали, но забыли? Давайте вспомним!

А теперь вспомнили!

Настоящее время . После прошлого настает то, что происходит в данный момент. Настает настоящее время.

Глагол в настоящем времени обозначает действие, совершаемое сейчас, именно тогда, когда мы о нем го­ворим.

Глагол в настоящем времени - это факт.

Понятно поэтому, что настоящее время бывает только у глаголов несовершенного вида. Ведь совер­шенный вид говорит о действии, уже совершенном! О действии, которое мы уже совершили, никак нельзя сказать, что мы его совершаем.

В настоящем времени глагол отвечает на вопросы что делаю? что делаешь? - и так далее. Потому что дружит с личными местоимениями, которые помога­ют ему изменяться по лицам.

«Почему это - помогают?» - может спросить кто-нибудь. Ведь личные местоимения и сами быва­ют 1-го, 2-го и 3-го лица!

Вот именно - бывают, но не изменяются! А гла­голы изменяются по лицам.

Обратите внимание на то, что, изменяясь по ли­цам, глагол одновременно изменяется и по числам.

Будущее время. После настоящего наступает бу­дущее. Будущее время.

Глагол в будущем времени обозначает действие, которое еще не произошло, но когда-нибудь про­изойдет.

Глагол в будущем времени - это мечта, надежда.

Существовать в будущем времени могут все гла­голы. Но делают они это по-разному: образуют про­стую форму будущего времени или сложную. То есть отвечают на вопрос что сделаю? или на вопрос что буду делать?

При этом надо обязательно отметить, что простую форму образуют глаголы совершенного вида. А гла­голы несовершенного вида существуют в будущем времени в сложной форме.

Вы, конечно, заметили, что самостоятельно спра­виться с будущим временем глаголы несовершенного вида не могут. Им нужен помощник - вспомога­тельный глагол «быть». Основной глагол в сложной форме будущего времени неизменно остается в ин­финитиве, а вспомогательный изменяется по лицам и числам. То есть - спрягается.

Вообще-то, говоря всерьез, изменяя глаголы по временам, мы одновременно изменяли их по лицам и числам (в тех случаях, когда это было возмож­но) - иначе говоря, все последнее время занима­лись с вами спряжением.

Слово "глагол" связано со словом "глаголить", которое имеет значение "говорить". Что это значит? Наверное, что без глагола невозможна вообще речь человека. Эти слова, обозначая действие, создают картину движения, события. А события в нашей жизни связаны со временем: они или уже произошли, или сейчас происходят, или произойдут в будущем. Поэтому один из основных морфологических признаков глагола - это его время.

Прошедшее, будущее, настоящее время глагола

Глаголы помогают изложить сведения о событиях, имевших место в прошлом. В таких случаях в предложении часто присутствуют обстоятельства времени, указывающие на уже свершившиеся действия. Например:

  • Вчера мне купили учебники и школьные принадлежности.
  • Месяц назад мальчик пошёл в школу.
  • В прошлом году нашему младшему исполнилось семь лет.
  • Я с нетерпением ждал каникул.

Глаголы настоящего времени употребляются в предложениях, когда нужно сказать о том, что сейчас, в данный момент, происходит в мире, или о том, что происходит постоянно на протяжении долгого времени. Например:

  • Дети учатся.
  • Мальчик делает уроки.
  • Ребята сидят за партами.

Будущее время глагола используется для сообщения о том, что ещё не произошло, но произойдёт в будущем. В таких предложениях также часто используются обстоятельства времени. Например:

  • Скоро я научусь читать и писать.
  • Завтра в школе пройдёт утренник.
  • Мама будет отправлять меня в школу каждый день в 8 часов.
  • Летом мы будем готовиться к школе.


Глаголы прошедшего времени

Этот раздел посвятим глаголам прошедшего времени. Они, как уже было сказано выше, обозначают, что событие имело место в прошлом. Глаголы прошедшего времени изменяются по числам. Например:

  • Мой сын пошёл в первый класс - "пошел" - глагол ед. ч.
  • Первоклассники сегодня впервые сели за парту - "сели" - мн. ч.

У глаголов прошедшего времени окончание :

  • ходить - ходили;
  • смотреть - смотрели;
  • писать - писали;
  • читать - читали;
  • играть - играли;
  • сесть - сели;
  • чистить - чистили;
  • желать - желали.

Глаголы прошедшего времени изменяются по родам в единственном числе:

  • Дом стоял на берегу озера (мужской род).
  • Солнце стояло в зените (средний род).
  • Жара стояла неимоверная (женский род).

Род глаголов в прошедшем времени зависит от слова, с которым они связаны. Если существительное или местоимение мужского рода, то глагол прошедшего времени будет в мужском роде (дом стоял). Слова среднего рода координируются с глаголом среднего рода (солнце стояло), женского - с глаголами женского рода (жара стояла).

Образование глаголов прошедшего времени

Глаголы прошедшего времени образуются следующим образом.

Берём инфинитив, то есть неопределённую форму, к которой можно поставить вопросы: "Что делать?", "Что сделать?" Отделяем от него -ть . К тому, что осталось (производящей основе), присоединяем . На практике это происходит следующим образом:

1. Выделить основу, то есть взять часть слова без -ть .

2. К основе присоединить суффиксы глаголов прошедшего времени. Например:

  • читать - чита+л (читал);
  • играть - игра+л (играл);
  • сеять - сея+л (сеял);
  • развеять - развея+л (развеял);
  • слышать - слыша+л (слышал).


Правописание глаголов прошедшего времени

С образованием глаголов разобрались. Следующий момент, на который стоит обратить внимание - правописание. Форма прошедшего времени глагола образуется присоединенем к основе суффикса -л. Ученикам должна быть известна орфограмма «Гласные перед -л». Правило, которое нужно знать при выборе этой орфограммы, сформулировано следующим образом: перед -л- пишем ту же букву, что и перед -ть. Например:

  • таять - таял;
  • клеить - клеил;
  • веять - веял;
  • выкачать - выкачал;
  • выкатить - выкатил;
  • повесить - повесил;
  • развешать - равешал;
  • клюнуть - клюнул.

Морфологический разбор глаголов прошедшего времени

Если знать, какие существуют суффиксы глаголов прошедшего времени, то выделить такие слова в тексте не составит никакого труда. Например, сделаем глаголов из предложения "Маленький мальчик надеялся и верил, что мама купит ему компьютер".

В слове «надеялся» можно смело выделить суффикс -л-. Если изменять по временам, то можно выяснить, что у глагола есть ещё один суффикс: недеялся - надеюсь (наде - это корень, -я- - это Поскольку мы знаем, что глаголы прошедшего времени изменяются по числам и падежам, то сможем легко выделить окончание. В слове «надеялся» окончание нулевое, потому что выраженные буквами окончания в глаголах прошедшего времени могут быть такими:

  • -и (множественное число);
  • -а (ед. ч. женского рода);
  • -о (ед. ч. среднего рода).

Имеет значение ед. числа муж. рода.

Если окончание никак не выражено буквами, то -ся является суффиксом (возвратным).

В слове "верил" суффикс прошедшего времени -л-. Изменяем форму времени: верят, верю. Значит, глагольный суффикс - -и-. Окончание нулевое, не выражено буквой, значит, род мужской. Корень слова - вер-.

Практическая работа

1. Мы ждали, что ребята в скором времени придут (будущее время).

2. Я сразу после занятий на секцию иду (будущее).

3. Домашнее задание я сделал вчера вечером (прошедшее).

4. Я через несколько дней пойду в театр на спектакль «Буратино» (будущее).


5. Вспомнила спектакль и задумалась, забилась в уголок и сижу (настоящее).

6. На дворе целый день шумит дождь (настоящее).

7. Очень скоро уходим в море (настоящее).

8. Я поехала на вокзал, а ты соберёшь всё необходимое на первое время (прошедшее).

9. Ты уже поехал (прошедшее)?

10. На этот раз мы поступим по-другому (будущее).

11. Я занимаюсь гимнастикой уже целый год (прошедшее).

12. Уже с десяти лет она побеждала на соревнованиях (прошедшее).

13. Над лесом и полем повисла радуга (прошедшее).

14. Скоро придёт мама с работы (будущее).

2. Глаголы прошедшего времени изменяются по числам и родам. Образуй от данных прошедшего времени и измени их:

  • лелеять;
  • стелить;
  • вытирать;
  • обмануть;
  • размолоть;
  • зависеть.


Ответы

1. Назовите номера предложений, где неправильно определено время глагола, прописанного курсивом:

2) иду - настоящее время;

8) соберёшь - будущее время;

11) занимаюсь - настоящее время.

2. От данных глаголов образуй форму прошедшего времени и измени их:

  • лелеять - лелеял, лелеяло, лелеяла, лелеяли;
  • стелить - стелил, стелило, стелила, стелили;
  • вытирать - вытирал, вытирало, вытирала, вытирали;
  • обмануть - обманул, обмануло, обманула, обманули;
  • размолоть - размолол, размололо, рамололи;
  • зависеть - зависел, зависело, зависела, зависели.

Употребление форм прошедшего времени

Образование форм прошедшего времени

Формы прошедшего времени образуются от основы инфинитива 1)с помощью суффикса -л: зна-ть – зна-л; 2)без суффикса -л- (с помощью нулевого суффикса):

От глаголов на -з, -с (везти – вез, нести – нес);

От глаголов на -ч (беречь – берег, стеречь – стерег);

От глаголов на -сти (грести – греб);

От некоторых глаголов на -ну- (киснуть – кис, повиснуть – повис).

Формы прошедшего времени главным образом употребляются в своем основном значении, относя действие в план прошлого (имперфективный, перфектный, аористический).

Очень редко формы прошедшего времени используются в переносном значении, т.е. в значении настоящего и будущего времени.

Боялся я его, как же! = не боюсь (наст. вр.)

Как же, послушалась она его! – в знач. буд. вр.

Так тебе и поверили! – в знач. буд. вр.

Формы прошедшего времени могут употребляться в значении повелительного наклонения. Они утрачивают временное значение реальности действия и приобретают императивное. «Пошел!» – крикнул он кучеру. «Начали» – скомандовал учитель физкультуры.

Кроме нормативных и нейтральных форм, в языке функционируют экспрессивные формы прошедшего времени.

1.Глагольно-междометные формы прыг, стук, бац, хлоп. А.А. Шахматов называл их глаголами-междометиями; В.В. Виноградов – глагольно-междометными формами, обозначающими внезапно-мгновенное действие в прошлом; проф. Исаченко выводит подобные формы за пределы глагола ввиду их своеобразия – отсутствия форм словоизменения. Но включение этих форм в глагол не лишено оснований: а) они семантически соотносимы с формами прошедшего времени: он топ ногой (топнул); хвать за воротник (схватил); б) они употребляются только в функции сказуемого: скок-поскок молодой дроздок; в) эти формы сохраняют свойственное глаголам управление: хвать рукой, мах в окно.

Эти особенности сближают глагольные междометия с другими глагольными формами и позволяют рассматривать их как особые экспрессивные формы прошедшего времени глаголов совершенного вида.

2.Образования, омонимичные формам повелительного наклонения: А он возьми (=взял) да и женись (=женился) на ней. А девочка возьми и принеси письмо в школу. К этим формам лингвисты относятся по-разному.

Особые формы давно прошедшего времени: знавал, едал, сиживал, езживал. Эти формы только имеют показатели рода, времени и числа, но не изменяются по временам и лицам. Эти формы использовались в языке XIX в. как разговорные: здесь барин сиживал один. В современном русском языке они используются как стилистическое средство.

Настоящее время – это такое грамматическое значение, которое относит глагольное действие в план настоящего, т.е. представляет действие, совпадающее с моментом речи.

Значение настоящего времени имеют не все глаголы, а только глаголы несовершенного вида.

Настоящее время образуется от основы глагола настоящего времени с помощью личных окончаний. В этих формах нет специального показателя времени, т.к. флексия многозначна и указывает на лицо, число, наклонение, время. Ид-у – 1л., ед.ч., изъяв. накл., наст. вр.

Значение настоящего времени реализуется в парадигме, включающей 6 личных форм глаголов несовершенного вида:

1л. – служ-у мн.ч. – служ-им

2л. - служ-ишь служ-ите

3л. – служ-ит служ-ат

Формы настоящего времени имеют прямые и переносные значения, а также часто употребляются во вневременном значении, т.е. называют действие вообще (временной план не выражен и действие не совпадает с моментом речи).

Формы настоящего времени имеют 2 основных значения: настоящее актуальное и настоящее неактуальное.

1.Настоящее актуальное обозначает такое действие, которое совпадает с моментом речи. Обычно такое значение встречается в диалогах, описаниях с натуры, в репортажах. Что ты делаешь? – Читаю. Печорин, вы спите? Здесь вы? Иногда это значение обнаруживается с помощью частиц вот, вон: Вон видишь, самолет летит?

2.Чаще всего формы настоящего времени употребляются в других значениях и обозначают действие, которое только частично совпадает или вообще не совпадает с моментом речи. Такое значение называют настоящим неактуальным.

Разновидности этого значения

А) Обозначает действие вообще, привычное, регулярное. Его называют абстрактным. Глагол с таким значением может сочетаться со словами всегда, часто, обычно. Обычно дети спят крепко. Он всегда все знает. Особенно часто такое значение встречается в пословицах: лес рубят – щепки летят.

Б) Настоящее постоянного действия . Обозначает непрерывно протекающее действие, и этим оно отличается от абстрактного настоящего. Рязань стоит на Оке. Ока впадает в Волгу. Мальчик растет быстро. Река течет на север.

В) Настоящее расширенное обозначает действие, которое началось давно и только частично совпадает с моментом речи. Я собираю материал к курсовой работе. Уже 3 года, как я учусь в университете. Я давно уже живу не сердцем, а головой. Несколько лет я пишу этот роман.

Г) Настоящее потенциальное обозначает не действие в момент речи, а только способность к нему (действию вообще). Он пишет стихи. Она хорошо вяжет.

Д) Настоящее изобразительное используется при поэтическом описании (обычно в стихотворных текстах): Сижу за решеткой в темнице сырой…

Переносное употребление форм настоящего времени

1. Для описания событий прошлого (настоящее историческое ) – используется форма настоящего времени, а передается значение прошедшего времени. Поздней осенью Пушкин приезжает в Болдино. Часто настоящее историческое употребляется с частицей бывало: Бывало, выходишь утром в сад и вдыхаешь запах сирени. Часто формам настоящего времени в этом значении предшествуют формы прошедшего времени в прямом значении: Птица вспорхнула и летит стрелой.

2. Для обозначения действия ближайшего будущего. Обычно это или воображаемое, или намеченное действие.

- Значит, едешь? – спросила мать.

- Еду.

- И когда?

- С первым поездом.

Скоро начинаются экзамены. Вообразите, что вы встречаетесь через много лет.