12.07.2019

Существительными согласуются. Три вида связи слов в предложениях. Список использованной литературы


Одна из грамматических связей в российском языке – согласование. Примеры таковой связи встречаются в речи очень нередко. Вместе с управлением и примыканием, согласование заходит в состав трёх её главных разновидностей.

Меж какими частями речи устанавливается связь согласование?

Существительные либо другие части речи, выступающие в роли существительного (местоимения, причастия, прилагательные, субстантивированные слова), смешиваются с полными причастиями, порядковыми и собирательными числительными, прилагательными, местоимениями (относительными, притяжательными, указательными, определительными, отрицательными и неопределёнными) и существительными – согласованными приложениями связью «согласование». Примеры: печального лица, поющей артистке, некого волнения.

В чём выражается согласование?

Нередко главное и зависимое слова стоят в предложении в одном и том же роде, числе и падеже. Такая связь носит заглавие «согласование». Примеры исключений также встречаются тут. Таким является приложение, когда зависимое слово может не сочетаться в роде (маме-врачу). Таким макаром, если хотя бы некие граммемы повторяются и в зависимом, и в основном слове, то это - согласование.

Примеры предложений

1. У смеющейся девченки глазки были хитро прищурены.

  • Были у кого? у девченки – существительное дамского рода, единственного числа, в родительном падеже, единственном числе.
  • У девченки какой? смеющейся – причастие дамского рода, единственного числа, в родительном падеже, единственном числе.

2. На обеих ручках у малышки были браслеты.

  • Были на чём? на ручках – существительное дамского рода, множественного числа, в родительном падеже.
  • На ручках скольких? обеих – собирательное числительное дамского рода, множественного числа, в родительном падеже.

3. Какой радостью сияло её лицо!

  • Сияло чем? радостью – существительное дамского рода, единственного числа, в творительном падеже.
  • Радостью какой? какой – относительное местоимение дамского рода, единственного числа, в творительном падеже.


В речи очень нередко встречается согласование. Примеры словосочетаний: у смеющейся девченки (полное причастие с существительным), на обеих ручках (собирательное числительное с существительным), какой радостью (относительное местоимение с существительным), на девятом этаже (порядковое числительное с существительным), она моя (личное местоимение с притяжательным местоимением), не ждавшим им (личное местоимение с полным причастием).

Особенности сочетаний количественных числительных с существительными

Это достаточно увлекательный случай. Ведь количественные числительные могут выступать основным словом, если стоят в именительном или винительном падежах – налицо связь «управление». А в косвенных падежах они становятся зависимыми словами, согласуясь с существительным в роде, числе и падеже. Таким макаром, с помощью 1-го и такого же словосочетания можно показать два вида связи – «согласование», «управление». Примеры:

1. Семь часов спустя Татьяна добралась до места, где был организован пикник.

2. Семью часами позднее Татьяна добралась до места, где был организован пикник.

  • Чем? часами (главное слово во множественном числе в творительном падеже) сколькими? семью (количественное числительное во множественном числе в творительном падеже) – согласование.


Различие в согласовании причастий, прилагательных и субстантивированных существительных

Рассматривая согласование с примерами, некие особо внимательные люди замечают некие особенности. Не выраженные правописанием, все же при разборе они играют роль. Посодействуют осознать эти различия, где выслеживается связь согласование, примеры:

1. Дежурная студентка, чистоплотная и подтянутая, рапортовала о готовности группы к занятиям.

  • Дежурная студентка – согласование, где главное слово «студентка», а зависимое - «дежурная» - является прилагательным.

2. Дежурная, чистоплотная и подтянутая, рапортовала о готовности группы к занятиям.

  • «Дежурная» в данном случае выступает в роли субстантивированного существительного, имеющего форму прилагательного, является основным словом. Зависимыми от него словами будут «чистоплотная» и «подтянутая», которые согласуются с ним.


Три вида связи слов в предложениях

Сочетание слов в российском языке подчиняется особенным правилам. Необходимо знать, что основными связями в словосочетаниях являются три: управление, согласование, примыкание. Примеры их в российской речи употребляются достаточно обширно. Конкретно благодаря им слова и смешиваются в предложения. Посодействуют разглядеть и разобрать все три вида связи - управление, согласование, примыкание - примеры, взятые из 1-го предложения: «Лохматый котёнок с полосатым хвостиком забавно играл оранжевым клубком».


Управление

Этот вид грамматической связи подразумевает наличие головного слова, которое управляет зависимым. Нередко в роли головного выступает глагол, который просит от существительного определённой падежной формы. В рассматриваемом примере от глагола «играл» к слову «клубком» можно задать вопрос «чем?». Этот вопрос просит постановки зависимого существительного в творительный падеж. Как следует, эти слова связаны управлением. Даже если поменять существительное «клубком» другим, к примеру, «бабочкой» либо «мячиком», оно также будет стоять в творительном падеже. В роли зависимых слов могут выступать также числительные (обоими), местоимения (им), субстантивированные слова (бескровного). Главными словами тоже могут быть самые различные части речи. К примеру: глаголы, существительные (пальцы чего? руки), причастия (бегущая по чему? по волнам), количественные числительные в именительном либо винительном падеже (два кого? человека), наречия (отрадно от чего? от мысли), прилагательные (весёлые от чего? от осознания).

Примыкание

Этот вид связи опирается не на грамматическое значение зависимого слова, а лишь на лексическое. Примыкают к главному неизменяемые части речи, такие как наречие, инфинитив, деепричастие, неизменяемое прилагательное либо стоящее в обычный сравнительной форме, несогласованные приложения (существительные). В примере про котёнка также употребляется примыкание в словосочетании «играл забавно» (играл как? забавно).


Согласование. Каламбуры и шуточки

Также находится в этом предложении связь согласование. Примеры: лохматый котёнок, с полосатым хвостиком, оранжевым клубком. Тут видно полное согласование основных и зависимых слов в роде, числе и падеже. Но бывают случаи неполного согласования. Это имеет место тогда, когда связь наблюдается меж существительными, где зависимое является приложением и выражается существительным другого рода. К примеру, супруга-директор, сестра-администратор и тому подобные. Увлекательны случаи, когда происходит игра слов. Основывается каламбур на том, что форма существительного мужского рода в винительном падеже и в родительном совпадает в произношении и написании. Потому достаточно просто перевоплотить согласование в управление, из-за чего изменяется весь смысл произнесенного.

  1. Он не мог не обожать супругу-врача.

    Существительные «супругу» и «доктора» в данном тексте связаны согласованием, и оба стоят в винительном падеже.

  2. Он не мог не обожать супругу доктора.

    В данном контексте только слово «супругу» стоит в винительном падеже. Задавая вопрос «супругу кого? доктора» можно установить, что зависимое находится в родительном падеже, какового просит главное слово. Как следует, связь именуется управлением. По написанию все слова совпадают, только во 2-м случае отсутствует дефис, что и меняет не только лишь грамматические категории зависимого слова, да и сам смысл произнесенного.

Российский язык очень увлекателен и многогранен. Тонкие аспекты использования связей слов следует кропотливо учить и осознавать, чтоб не попасть в глуповатую ситуацию.

, учитель-логопед, МОУ “СОШ № 28” г.Сыктывкара.

Особое значение в общей системе по преодолению речевого недоразвития у учащихся начальных классов придается упорядочению грамматического строя речи. Основное внимание здесь нужно уделять не только исправлению ошибок, но и формированию языковых обобщений, чтобы дети осознали правильное употребление рода и числа существительного, его согласование с прилагательными, числительными; образование множественного числа, употребление предлогов, формы падежного управления.

При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, так же грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

Обучение согласованию различных частей речи следует начинать с согласования прилагательных с существительными . При этом необходимо параллельно вести работу по развитию словарного запаса учащихся.

Овладение практикой согласования имен прилагательных с именами существительными начинается с осваивания согласования прилагательного с существительным в именительном падеже единственного и множественного числа, затем в косвенных падежах, а также способы использования словосочетаний, построенных на основе согласования, при составлении собственного связного высказывания.

Специфическим отличием при обучении этому материалу является то, что на примере согласования ученики осваивают условия, определяющие правильность построения словосочетания: слова в словосочетании должны быть связаны по смыслу и грамматически.

Специфика использования согласования в самостоятельной речи детей связана с общими

недостатками, затрудняющими освоение грамматического строя детьми с речевой патологией. В их устной речи наблюдаются многочисленные недочеты:

  • генерализация окончаний - окончание прилагательного полностью совпадает с окончанием имени существительного, например, “под большОМ дубОМ”.
  • ошибочная идентификация грамматических признаков имени существительного, приводит к тому, что эти же неправильные категории присваиваются прилагательному. Это свидетельствует не столько о недостатках согласования, сколько о неумении определять грамматические категории имени существительного, например, “под огромнОЙ дубОЙ”.
  • трудности удержания грамматической связи в дистантных конструкциях. Например, ученик, подбирая определения к слову “солнышко”, по мере удаления от этого слова теряет формальную связь между прилагательным и существительным: “солнышко яркое, блестящее, теплый, весенний и т.п.”.
  • неполноценность звуко-буквенных обобщений приводит к тому, что окончания прилагательных в сознании ребенка носят неустойчивый размытый характер. В результате в устной речи не всегда можно четко проконтролировать, какое окончание использовал ребенок. Порой наблюдается даже такое явление как “зажевывание” окончаний. Ребенок вроде бы какое-то окончание проговаривает, но оно произносится настолько смазано, что не поддается транскрибированию.

    Естественно, что эти недостатки позже проявятся на письме и могут послужить значительным препятствием при записи сочинений и изложений.

    Особенностью работы над освоением согласования является привлечение письменного материала для анализа. Это позволяет добиться наглядных представлений о явлении согласования.

    Если на уроках русского языка согласование является объектом только лингвистического анализа, то на логопедических занятиях оно прежде всего оказывается объектом практического освоения. Поэтому на уроке русского языка учат подбирать окончание имени прилагательного по вопросу, который ставится от существительного, например:

    какОЙ? деревяннЫЙ

    какАЯ? деревяннАЯ

    какОЕ? деревяннОЕ

    какОМУ? деревяннОМУ

    какОЙ? деревяннОЙ

    какОМУ? деревяннОМУ

    Алгоритм следующий: ребенок интуитивно определяет грамматическую форму имени существительного и подбирает к этой форме необходимый вопрос.

    Попытка напрямую перенести этот опыт на логопедические занятия, как правило, требует много сил и времени. Чтобы избежать проблем, необходимо разбить обучение на два этапа.

    1. На первом этапе у учащихся формируются умения ставить вопрос от существительного к прилагательному в именительном падеже.
    2. На втором этапе осваиваются способы постановки вопросов в косвенных падежах и использование вопросов в качестве вспомогательных средств.

    Остановимся подробнее на первом этапе.

    У учащихся уже должны быть сформированы представления о родовой принадлежности имен существительных на основе звукового анализа. Для этого отбираются системные формы, окончания которых указывают на род. Ученики умеют соотносить эти существительные с личными местоимениями “он”, “оно”, “она”, “они” и притяжательные местоимения “мой”, “моя”, “моё”, “мои”. На основе этого соотнесения проводится обучение согласованию. На доске и голосом в устной речи выделяются окончания, которые и являются ориентиром для образования нужной формы прилагательного:

    ложкА онА мОЯ болъшАЯ окончание).

    блюдО онО мОЁ болъшОЕ

    Выделение и соотнесение окончаний является механизмом, который впоследствии обеспечит навыки оформления согласования и в устной и в письменной речи. Далее ученикам предлагается соотнести звучание и написание окончаний имен прилагательных и окончание вопросов к ним. Ученики находят общее и отличное, выявляются варианты окончаний имен прилагательных. Формируется алгоритм грамматического действия:

    Окончание

    названия

    предмета

    Окончание

    названия

    признака

    предмета

    Постепенно вопросы начинают играть роль вспомогательного средства. По мере того, как ученики осваивают постановку вопроса от главного слова к зависимому в словосочетании, номенклатура вопросов расширяется и обучающиеся осваивают постановку вопросов в косвенных падежах в единственном и множественном числе.

    Для того, чтобы дети осваивали многовариативные окончания имен прилагательных, необходимо проводить длительную работу по автоматизации и дифференциации флексий. Только в ходе длительной отработки у учащихся формируются устойчивые звуко-буквенные представления о их составе. Поэтому на протяжении всего времени обучения логопед возвращается к теме согласования, предлагая ученикам выполнить различные виды упражнений:

    * Подстановочного характера :

    • дописать окончания в прилагательных по образцу /мудрая пословица, зелен... улица/ в словосочетаниях, предложениях;

    “Подбери предмет к признаку” - Морозный…, морозная…, морозное…

    “Подбери признак к предмету” - елка (какая?) - …, Дед Мороз (какой?) - …

    Подобрать как можно больше признаков к слову зима : снежная, суровая, холодная…

    Вставить в словосочетание (предложение) подходящий признак.

    *Корректорского типа, на преобразование готовых образцов

    “Исправь ошибку” - красивая сапоги, теплый шапка…

    *На классификацию

    Выбрать картинки, к которым можно поставить вопрос – Какое? (какая?, какие?)

    Из предложенных слов выписать прилагательные;

    *Составление словосочетаний и предложений

    составить словосочетание с данным словом /снежная, скользкий, морозное/;

    * Дидактические игры : “Назови цвет” - моковь (какая?)… оранжевая и т.д.

    “Назови форму” - огурец (какой?)…овальный и т.д.

    “ Подбери признак” - яблоко (какое?)…

    “Отгадай, что это?” - Круглый, полосатый, сахарный?,

    “Волшебный мешочек”, “Лото” (1: логопед – предмет, дети – цвет (материал), 2: логопед – цвет, дети – предмет).

    Трудность усвоения системы словоизменения прилагательных связана с их отвлеченной семантикой, т. е. с отсутствием жестко привязанных значений слов к признакам. Позднее появление в речи детей прилагательных, обозначающих признаки, свойства предметов, обусловлено тем, что для выделения из образа предмета какого-либо признака нужен достаточно высокий уровень интеллектуального развития.

    Учитывая грамматические особенности прилагательных (зависимость их формы от грамматической категории существительного), удобно отрабатывать согласование данных частей речи в роде и числе через повышенное внимание к окончанию имени прилагательного.

    Предъявление материала с повышенной наглядностью и выделением составных частей слова значительно упрощает усвоение ребенком категорий рода и числа.

    Первый вариант. Отрабатывается согласование прилагательных, обозначающих цвет, с существительными мужского, женского и среднего рода.

    Готовятся карточки, раскрашенные в основные цвета. К ним прилагается набор цветных картинок, обозначающих существительные разного рода. Под картинками крупно (3-4 см) пишутся родовые окончания прилагательных. Логопед называет предмет на картинке и соответствующее ему прилагательное, но не договаривает окончание. Ребенок находит карточку соответствующего цвета. Кладет картинку к карточке и произносит прилагательное полностью.

    Картинки соответствующих цветов:

    Второй вариант.

    На карточках крупного формата (половина альбомного листа) одним из основных цветов печатаются окончания единственного и множественного числа прилагательных. В нижней части карточки крепятся прозрачные кармашки (можно прошить скрепкосшивателем прямоугольники из папок-уголков).

    Ребенку предлагается выбрать картинку определенного цвета, назвать словосочетание (например, “желтая репка”) и положить картинку в кармашек к соответствующему окончанию прилагательного.

    Третий вариант. На большой карте с изображением продуктов питания (используются карты из различных лото) под картинками печатаются соответствующие слова. На квадратиках подходящего к картинкам размера крупно пишутся окончания прилагательных “вкусный”, “съедобный” или “душистый”. Логопед спрашивает ученика: “Огурец – какой?” “Мороженое – какое?” Ребенок отвечает: “Вкусный”. “Вкусное”. Потом находит нужное окончание прилагательного и кладет карточку на картинку со словом.

    Окончания.

    Четвертый вариант. Подбираются картинки копытных животных (корова, кабан, жираф, овца, лошадь, ослик, зебра, бегемот). Оформляются карточки для чтения с названиями этих животных. На отдельной карте печатается слово “копытный” без окончания. Окончания – АЯ, – ЫЙ пишутся на квадратиках (6x6 см). Сначала ребенок подбирает подписи к картинкам, затем ищет нужное окончание к словам “копытный” или “копытная” и кладет к карточке со словом без окончания.

    Тему “Животные” можно аналогично отработать с прилагательным “хвостатый”, согласуя его с существительными мужского и женского рода.

    Закрепление согласования прилагательного с существительным проводится сначала в словосочетаниях, далее – в предложениях различной структуры, позднее – в связной речи.

    Виды заданий.

    Подбор слов-определений к существительным.

    Логопед говорит, что теперь нужно будет сказать как можно больше слов про снег, снежинку, ветер, мороз. За каждое слово ребенок получает снежинку или фишку. В конце упражнения проводится подсчет фишек.

    Подбор существительных к прилагательным.

    На полосах бумаги написаны прилагательные. Ученики должны подобрать к ним существительные.
    Свежая, свежие, свежий, свежее.
    Горошек, ягоды, молоко, ландыш, полотенце.

    Ученики узнают предмет по признакам и записывают его название.

    Весеннее, чистое, голубое … (небо).
    Звонкий, быстрый, прозрачный … (ручей).
    Интересная, смешная, поучительная … (книжка).
    Хищный, голодный, злой … (зверь).
    Летнее, желтое, горячее … (солнце).
    Зеленый, душистый, свежий … (ландыш).

    Согласование прилагательных с существительными.

    Игра “Про что я задумала”. На доске вывешивается несколько картин с изображением солнца, облаков, снегопада, туч... Логопед называет прилагательное, а дети подбирают подходящее слово, опираясь на картинку. Другой вариант, дети заканчивают предложение таким образом, повторяя затем все предложение, например: “Дует холодный... ветер. По небу плывут... облака”.

    Чудесный мешочек
    Цель: закрепить названия предметов и их свойства.
    Оборудование: непрозрачный мешочек, предметы по теме.
    Ход: перед игрой ознакомьте ребенка с предметами их свойствами, дайте ребенку потрогать предмет.
    1 вариант: ребенок по очереди достает из мешочка предметы, называет их и отвечает на вопросы взрослого об их свойствах.
    2 вариант: ребенок должен в мешочке нащупать предмет и назвать его, не глядя.

    3 вариант: ребенок должен в мешочке нащупать предмет и, не называя предмет, перечислять его свойства, дети отгадывают предмет по описанию.

    Что бывает в это время года
    Цель: закрепить понятие о явлениях, происходящих в данное время года, активизировать словарь по теме.
    Оборудование: картинки с изображением явлений, происходящих в разное время года (например, “Зимний лес”, “Цветущий луг” и так далее).

  • В карман таблицы ученики вставляют подходящее окончание прилагательного, читают получившееся словосочетание и записывают его в тетрадь.
    Сладк.. (печенье), легк.. (задача), мелк.. (озеро), тяжел.. (портфель).
  • К существительным в правой колонке ученики подбирают прилагательные, образуя их от существительных левой колонки.
    Ночь - тишина. (Ночная тишина.)
    Весна - ветер.
    Лес - озеро.
    Пух - одеяло.
    Вкус - еда.
    Чай - куст.

    Слуховой диктант.

    Ученики записывают словосочетания в единственном числе в первый столбик, во множественном - во второй.
    Новая школа. Летние дожди. Дальние поля. Летняя ночь. Высокое дерево. Дальнее поле. Высокие деревья. Летний дождь. Новые школы. Летние каникулы.

    Работа с деформированными предложениями.

    Ученики составляют предложения, записывают их в тетрадь и подчеркивают волнистой линией прилагательные, прямой - относящиеся к ним существительные.
    Душистый, на, почки, деревьях, набухли. (На деревьях набухли душистые почки.)
    По, клювом, сухой, забарабанил, дереву, дятел. (Дятел забарабанил клювом по сухому дереву.)
    Над, вспорхнула, поляной, бабочка, пестрый. (Над поляной вспорхнула пестрая бабочка.)
  • Логопед читает стихотворение, ученики перечисляют встречающиеся в нем прилагательные.
    Есть сладкое слово - конфета,
    Есть быстрое слово - ракета,
    Есть кислое слово - лимон,
    Есть слово с окошком - вагон,
    Есть слово колючее - еж,
    Есть слово промокшее - дождь,
    Есть слово зеленое - ель,
    Есть слово упрямое - цель.
  • Ученики описывают овощи и фрукты по плану.
    Цвет, форма, величина, вкус овоща (фрукта), блюда, которые из него можно приготовить.
  • Игра “Один - много”. Ученики образуют словосочетания во множественном числе от единственного.
    Интересная книга - интересные книги.
    Спелая груша - …
    Душистый ландыш - …
    Полное ведро - …
    Чистое стекло - …
    Сочный арбуз - …
    Дождливый день - …
    Грозовая туча - …

    Игра с мячом “Наоборот”. Один ученик называет словосочетание и бросает мяч другому. Тот называет словосочетание, противоположное по смыслу.
    Холодная вода - горячий песок.
    Светлые волосы - …
    Добрый человек - …
    Трудолюбивая девочка - …
    Ранняя весна - …
    Высокое дерево - …
    Веселая песня - …
    Глубокий пруд - …
    Солнечный день - …
    Хорошая хозяйка - …

    Работа с индивидуальными карточками.

    Ученики находят в тексте прилагательные и подчеркивают их волнистой линией.

    Работа над согласованием существительного с прилагательным
    Учитель. Подберите нужные признаки к словам-опорам, поставив их в нужную форму.
    На доске ставятся карточки со словами-признаками.
    Слова-признаки: теплый, легкий, ласковый, воздушный, нежный, перелетный, яркий.
    Солнце - теплое, ласковое, яркое.
    Облака - легкие, воздушные.
    Цветы - нежные.
    Птицы - перелетные.

    Список использованной литературы.

    1. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи – М.: АРКТИ, 1997
    2. Грибова О.Е. Методика развития речи учащихся вторых классов школы v вида (I отделение) на уроках “окружающий мир (развитие речи)” - ж. “ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПЕД” №4, 2009, с. 5-8
    3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах – М.: ВЛАДОС, 1999
    4. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда – М.: ГНОМ и Д, 2008
    5. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003
    6. Нуриева Л.Г. Развитие речи у аутичных детей. - http://med-tutorial.ru/med-books/book/70/
  • Особое значение в общей системе по преодолению речевого недоразвития у учащихся начальных классов придается упорядочению грамматического строя речи. Основное внимание здесь нужно уделять не только исправлению ошибок, но и формированию языковых обобщений, чтобы дети осознали правильное употребление рода и числа существительного.Предлагаются рекомендации по овладению учащимися-дисграфиками практикой согласования имен прилагательных с именами существительными, а также различные виды тренировочных упражнений.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Преодоление объективных трудностей согласования прилагательных с существительными у дисграфиков

    Учитель-логопед

    МОУ «СОШ № 28» г. Сыктывкара

    Агаджанян Анна Викторовна

    2010г.

    Особое значение в общей системе по преодолению речевого недоразвития у учащихся начальных классов придается упорядочению грамматического строя речи. Основное внимание здесь нужно уделять не только исправлению ошибок, но и формированию языковых обобщений, чтобы дети осознали правильное употребление рода и числа существительного, его согласование с прилагательными, числительными; образование множественного числа, употребление предлогов, формы падежного управления.

    При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение активным и пассивным словарем. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, так же грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.

    Обучение согласованию различных частей речи следует начинать с согласования прилагательных с существительными . При этом необходимо параллельно вести работу по развитию словарного запаса учащихся.

    Овладение практикой согласо вания имен прилагательных с име нами существительными начинается с осваива ния согласования прилагательного с существительным в именитель ном падеже единственного и множе ственного числа, затем в косвенных падежах, а также способы использования словосо четаний, построенных на основе согласования, при составлении собственного связного высказыва ния.

    Специфическим отличием при обучении этому материалу является то, что на примере согласования ученики осваивают условия, определяю щие правильность построения словосочетания: слова в словосо четании должны быть связаны по смыслу и грамматически.

    Специфика использования со гласования в самостоятельной речи детей связана с общими

    не достатками, затрудняющими освоение грамматического строя детьми с речевой патологией. В их устной речи наблюдаются много численные недочеты:

    1. генерализация окончаний - окончание прилагательного пол ностью совпадает с окончанием имени существительного, напри мер, «под большОМ дубОМ».
    2. ошибочная идентификация грамматических признаков име ни существительного, приводит к тому, что эти же неправильные категории присваиваются прила гательному. Это свидетельствует не столько о недостатках согласо вания, сколько о неумении опре делять грамматические категории имени существительного, напри мер, «под огромнОЙ дубОЙ».
    3. трудности удержания грам матической связи в дистантных конструкциях. Например, ученик, подбирая определения к слову «солнышко», по мере удаления от этого слова теряет формаль ную связь между прилагательным и существительным: «солнышко яркое, блестящее, теплый, весен ний и т.п.».

    Неполноценность звуко-буквенных обобщений приводит к тому, что окончания прилагатель ных в сознании ребенка носят не устойчивый размытый характер. В результате в устной речи не всегда можно четко проконтролировать, какое окончание использовал ре бенок. Порой наблюдается даже такое явление как «зажевывание» окончаний. Ребенок вроде бы какое-то окончание проговарива ет, но оно произносится настолько смазано, что не поддается транс крибированию.

    Естественно, что эти недостат ки позже проявятся на письме и могут послужить значительным препятствием при записи сочине ний и изложений.

    Особенностью работы над освоением согласования является привлечение письменного матери ала для анализа. Это позволяет добиться наглядных представлений о явлении согласования.

    Если на уроках русского язы ка согласование является объ ектом только лингвистического анализа, то на логопедических занятиях оно прежде всего оказывается объектом прак тического освоения. Поэтому на уроке русского языка учат подбирать окончание имени при лагательного по вопросу, который ставится от существительного, на пример:

    стол ложка блюдо

    к столу к ложке к блюду и т.п.

    КакОЙ? деревяннЫЙ

    КакАЯ? деревяннАЯ

    КакОЕ? деревяннОЕ

    КакОМУ? деревяннОМУ

    КакОЙ? деревяннОЙ

    КакОМУ? деревяннОМУ

    Алгоритм следующий: ребенок интуитивно определяет грамма тическую форму имени существи тельного и подбирает к этой фор ме необходимый вопрос.

    Попытка напрямую перенести этот опыт на логопедические занятия, как правило, требует много сил и времени. Чтобы избежать проблем, необходимо разбить обучение на два этапа.

    1. На первом этапе у уча щихся формируются умения ставить вопрос от суще ствительного к прилагательному в именительном падеже.
    2. На вто ром этапе осваиваются способы постановки вопросов в косвенных падежах и использование вопросов в качестве вспомогательных средств.

    Остановимся подробнее на пер вом этапе.

    У учащихся уже должны быть сформированы представления о родовой принадлежности имен существитель ных на основе звукового анализа. Для этого отбираются системные формы, окончания которых указывают на род. Ученики умеют соотносить эти существитель ные с личными местоимениями «он», «оно», «она», «они» и при тяжательные местоимения «мой», «моя», «моё», «мои». На основе этого соотнесения проводится об учение согласованию. На доске и голосом в устной речи выделяют ся окончания, которые и являют ся ориентиром для образования нужной формы прилагательного:

    сто лл о нн мОЙ большОЙ (Голосом выделяем согласную, фикси руя нулевое

    ложкА онА мОЯ болъшАЯ окончание).

    блюдО онО мОЁ болъшОЕ

    Выделение и соотнесение окон чаний является механизмом, ко торый впоследствии обеспечит навыки оформления согласования и в устной и в письменной речи. Далее ученикам предлагается со отнести звучание и написание окончаний имен прилагательных и окончание вопросов к ним. Уче ники находят общее и отличное, выявляются варианты окончаний имен прилагательных. Формиру ется алгоритм грамматического действия:

    Окончание

    слова -

    названия

    предмета

    Окончание

    слова -

    названия

    признака

    предмета

    Вопрос

    нулевое

    ОЙ -ЫЙ

    Какой?

    А (Я)

    АЯ ~ЯЯ

    Какая?

    О(Е)

    ОЕ

    ЕЕ

    Какое?

    Ы (И)

    ЫЕ -ИЕ

    Какие?

    Постепенно вопросы начина ют играть роль вспомогательного средства. По мере того, как учени ки осваивают постановку вопроса от главного слова к зависимому в словосочетании, номенклатура вопросов расширяется и обучающиеся осваивают постановку вопросов в косвенных падежах в единственном и множественном числе.

    Для того, чтобы дети осваива ли многовариативные окончания имен прилагательных, необходи мо проводить длительную работу по автоматизации и дифферен циации флексий. Только в ходе длительной отработки у учащихся формируются устойчивые звуко-буквенные представления о их составе. Поэтому на протяжении всего времени обучения логопед возвращается к теме согласования, предлагая ученикам выполнить различные виды упражнений:

    * Под становочного характера :

    1. дописать окончания в прилагательных по образцу /мудрая пословица, зелен... улица/ в словосочетаниях, предложениях;

    «Подбери предмет к признаку» - Морозный…, морозная…, морозное…

    «Подбери признак к предмету» - елка (какая?) - …, Дед Мороз (какой?) - …

    Подобрать как можно больше признаков к слову зима : снежная, суровая, холодная…

    Вставить в словосочетание (предложение) подходящий признак.

    * Коррек торского типа, на преобразование готовых образцов

    «Исправь ошибку» - красивая сапоги, теплый шапка…

    * На классифика цию

    Выбрать картинки, к которым можно поставить вопрос – Какое? (какая?, какие?)

    Из предложенных слов выписать прилагательные;

    * Составление словосочетаний и предложений

    составить словосочетание с данным словом /снежная, скользкий, морозное/;

    * Дидактические игры : «Назови цвет» - моковь (какая?)… оранжевая и т.д.

    «Назови форму» - огурец (какой?)…овальный и т.д.

    « Подбери признак» - яблоко (какое?)…

    «Отгадай, что это?» - Круглый, полосатый, сахарный?,

    «Волшебный мешочек», «Лото» (1: логопед – предмет, дети – цвет (материал), 2: логопед – цвет, дети – предмет).

    Трудность усвоения системы словоизменения прилагательных связана с их отвлеченной семантикой, т. е. с отсутствием жестко привязанных значений слов к признакам. Позднее появление в речи детей прилагательных, обозначающих признаки, свойства предметов, обусловлено тем, что для выделения из образа предмета какого либо признака нужен достаточно высокий уровень интеллектуального развития.

    Учитывая грамматические особенности прилагательных (зависимость их формы от грамматической категории существительного), удобно отрабатывать согласование данных частей речи в роде и числе через повышенное внимание к окончанию имени прилагательного.

    Предъявление материала с повышенной наглядностью и выделением составных частей слова значительно упрощает усвоение ребенком категорий рода и числа.

    Первый вариант. Отрабатывается согласование прилагательных, обозначающих цвет, с существительными мужского, женского и среднего рода.

    Готовятся карточки, раскрашенные в основные цвета. К ним прилагается набор цветных картинок, обозначающих существительные разного рода. Под картинками крупно (3 4 см) пишутся родовые окончания прилагательных. Логопед называет предмет на картинке и соответствующее ему прилагательное, но не договаривает окончание. Ребенок находит карточку соответствующего цвета. Кладет картинку к карточке и произносит прилагательное полностью.

    Картинки соответствующих цветов:

    Второй вариант. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

    На карточках крупного формата (половина альбомного листа) одним из основных цветов печатаются окончания единственного и множественного числа прилагательных. В нижней части карточки крепятся прозрачные кармашки (можно прошить скрепкосшивателем прямоугольники из папок уголков).

    Ребенку предлагается выбрать картинку определенного цвета, назвать словосочетание (например, «желтая репка») и положить картинку в кармашек к соответствующему окончанию прилагательного.

    Третий вариант. На большой карте с изображением продуктов питания (используются карты из различных лото) под картинками печатаются соответствующие слова. На квадратиках подходящего к картинкам размера крупно пишутся окончания прилагательных «вкусный», «съедобный» или «душистый». Логопед спрашивает ученика: «Огурец – какой?» «Мороженое – какое?» Ребенок отвечает: «Вкусный». «Вкусное». Потом находит нужное окончание прилагательного и кладет карточку на картинку со словом.

    Окончания.

    Четвертый вариант. Подбираются картинки копытных животных (корова, кабан, жираф, овца, лошадь, ослик, зебра, бегемот). Оформляются карточки для чтения с названиями этих животных. На отдельной карте печатается слово «копытный» без окончания. Окончания – АЯ, – ЫЙ пишутся на квадратиках (6x6 см). Сначала ребенок подбирает подписи к картинкам, затем ищет нужное окончание к словам «копытный» или «копытная» и кладет к карточке со словом без окончания.

    Тему «Животные» можно аналогично отработать с прилагательным «хвостатый», согласуя его с существительными мужского и женского рода.

    Закрепление согласования прилагательного с существительным проводится сначала в словосочетаниях, далее – в предложениях различной структуры, позднее – в связной речи.

    Виды заданий:

    Подбор слов-определений к существительным. Логопед говорит, что теперь нужно будет сказать как можно больше слов про снег, снежинку, ветер, мороз. За каждое слово ребенок получает снежинку или фишку. В конце упражнения проводится подсчет фишек.

    Подбор существительных к прилагательным. На полосах бумаги написаны прилагательные. Ученики должны подобрать к ним существительные.
    Свежая, свежие, свежий, свежее.
    Горошек, ягоды, молоко, ландыш, полотенце.

    Ученики узнают предмет по признакам и записывают его название.
    Весеннее, чистое, голубое … (небо).
    Звонкий, быстрый, прозрачный … (ручей).
    Интересная, смешная, поучительная … (книжка).
    Хищный, голодный, злой … (зверь).
    Летнее, желтое, горячее … (солнце).
    Зеленый, душистый, свежий … (ландыш).

    Согласование прилагательных с существительными. Игра «Про что я задумала». На доске вывешивается несколько картин с изображением солнца, облаков, снегопада, туч... Логопед называет прилагательное, а дети подбирают подходящее слово, опираясь на картинку. Другой вариант, дети заканчивают предложение таким образом, повторяя затем все предложение, например: «Дует холодный... ветер. По небу плывут... облака».

    Чудесный мешочек
    Цель: закрепить названия предметов и их свойства.
    Оборудование: непрозрачный мешочек, предметы по теме.
    Ход: перед игрой ознакомьте ребенка с предметами их свойствами, дайте ребенку потрогать предмет.
    1 вариант: ребенок по очереди достает из мешочка предметы, называет их и отвечает на вопросы взрослого об их свойствах.
    2 вариант: ребенок должен в мешочке нащупать предмет и назвать его, не глядя.

    3 вариант: ребенок должен в мешочке нащупать предмет и, не называя предмет, перечислять его свойства, дети отгадывают предмет по описанию.

    Что бывает в это время года
    Цель: закрепить понятие о явлениях, происходящих в данное время года, активизировать словарь по теме.
    Оборудование: картинки с изображением явлений, происходящих в разное время года (например, «Зимний лес», «Цветущий луг» и так далее).

    В карман таблицы ученики вставляют подходящее окончание прилагательного, читают получившееся словосочетание и записывают его в тетрадь.
    Сладк.. (печенье), легк.. (задача), мелк.. (озеро), тяжел.. (портфель).

    К существительным в правой колонке ученики подбирают прилагательные, образуя их от существительных левой колонки.
    Ночь - тишина. (Ночная тишина.)
    Весна - ветер.
    Лес - озеро.
    Пух - одеяло.
    Вкус - еда.
    Чай - куст.

    Слуховой диктант. Ученики записывают словосочетания в единственном числе в первый столбик, во множественном - во второй.
    Новая школа. Летние дожди. Дальние поля. Летняя ночь. Высокое дерево. Дальнее поле. Высокие деревья. Летний дождь. Новые школы. Летние каникулы.

    Работа с деформированными предложениями. Ученики составляют предложения, записывают их в тетрадь и подчеркивают волнистой линией прилагательные, прямой - относящиеся к ним существительные.
    Душистый, на, почки, деревьях, набухли. (На деревьях набухли душистые почки.)
    По, клювом, сухой, забарабанил, дереву, дятел. (Дятел забарабанил клювом по сухому дереву.)
    Над, вспорхнула, поляной, бабочка, пестрый. (Над поляной вспорхнула пестрая бабочка.)

    Логопед читает стихотворение, ученики перечисляют встречающиеся в нем прилагательные.
    Есть сладкое слово - конфета,
    Есть быстрое слово - ракета,
    Есть кислое слово - лимон,
    Есть слово с окошком - вагон,
    Есть слово колючее - еж,
    Есть слово промокшее - дождь,
    Есть слово зеленое - ель,
    Есть слово упрямое - цель.

    Ученики описывают овощи и фрукты по плану.
    Цвет, форма, величина, вкус овоща (фрукта), блюда, которые из него можно приготовить.
    Игра «Один - много». Ученики образуют словосочетания во множественном числе от единственного.
    Интересная книга - интересные книги.
    Спелая груша - …
    Душистый ландыш - …
    Полное ведро - …
    Чистое стекло - …
    Сочный арбуз - …
    Дождливый день - …
    Грозовая туча - …

    Игра с мячом «Наоборот». Один ученик называет словосочетание и бросает мяч другому. Тот называет словосочетание, противоположное по смыслу.
    Холодная вода - горячий песок.
    Светлые волосы - …
    Добрый человек - …
    Трудолюбивая девочка - …
    Ранняя весна - …
    Высокое дерево - …
    Веселая песня - …
    Глубокий пруд - …
    Солнечный день - …
    Хорошая хозяйка - …
    Работа с индивидуальными карточками. Ученики находят в тексте прилагательные и подчеркивают их волнистой линией.

    Работа над согласованием существительного с прилагательным
    Логопед. Подберите нужные признаки к словам-опорам, поставив их в нужную форму.
    На доске ставятся карточки со словами-признаками.
    Слова-признаки: теплый, легкий, ласковый, воздушный, нежный, перелетный, яркий.
    Солнце - теплое, ласковое, яркое.
    Облака - легкие, воздушные.
    Цветы - нежные.
    Птицы - перелетные.

    Список использованной литературы:

    1. Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., Бессонова Т.П. Учителю о детях с недостатками речи – М.: АРКТИ, 1997
    2. Грибова О.Е. Методика развития речи учащихся вторых классов школы v вида (I отделение) на уроках «окружающий мир (развитие речи)» - ж. «ШКОЛЬНЫЙ ЛОГОПЕД» №4, 2009, с. 5-8
    3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах – М.: ВЛАДОС, 1999
    4. Мазанова Е.В. Коррекция аграмматической дисграфии. Конспекты занятий для логопеда – М.: ГНОМ и Д, 2008
    5. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003
    6. Интернет – ресурсы: www.Med-Tutorial.ru

    Задания.

    1. Подобрать картинку к слову.

    Оборудование. Картинки, изображающие мячи большой и маленький; шары большой и маленький; мячи красный и синий; шары красный и синий; пирамидки большую и маленькую; пирамидки красную и синюю.

    Логопед предлагает детям парные картинки (например, большой мяч и маленький мяч, маленькая машина и большая машина) и называет прилагательное большой, а дети должны показать мяч. На прилагательное большая дети показывают машину. И т. д.

    2. Ответить на вопросы: какой? какая?

    Логопед демонстрирует большую пирамидку, большой мяч. Дети отвечают: «Большой мяч. Большая пирамидка».

    3. Рассмотреть свою картинку (игрушку). Ответить на вопросы: какой? какая?

    Образец ответа: Мой мяч большой. Мой мяч синий. Моя пирамидка красная.

    4. Рассмотреть игрушку, картинку. Ответить на вопросы: какой? какая?

    Рассматривается предмет.

    а) По размеру: большой, маленький, большая, маленькая.

    б) По форме: круглый, круглая, овальный, овальная, квадратный, квадратная.

    в) По цвету: красный, красная, синий, синяя.

    г) На ощупь: твердый, твердая, мягкий, мягкая.

    д) На вкус: сладкий, сладкая, горький, горькая, кислый, кислая, соленый, соленая.

    Предметы для рассматривания: шар, репа, огурец, морковь, помидор, арбуз, свекла, редька, клюква, капуста, книжка, стол.

    Конспекты занятий

    Занятие 1

    Тема. «Полевые цветы».

    Цель. Развитие умения правильно согласовывать существительное с прилагательным, правильно отвечать на вопросы.

    Оборудование. Альбомы по числу детей, цветные карандаши, контурное изображение цветов.

    Ход занятия.

    1. Организационный момент.

    2. Рассказ логопеда.

    «Рано утром дети вышли в поле. Смотрят: поле словно ковром покрыто. А ковер-то живой! И каких только цветов там нет: и белые, и синие, и красные, и желтые!» (Дети рассматривают цветы, называют их.)

    Логопед. Художник нарисовал цветы, которые цвели на том поле, да вот беда: раскрасить забыл! Давайте сами раскрасим их. Как называется этот цветок? (Показывает колокольчик.) Какой возьмешь карандаш, чтобы его раскрасить?

    Я возьму синий карандаш.

    Почему синий?

    Колокольчик синий. (Дети раскрашивают колокольчик.)

    Какой цветок нарисован рядом?

    Ромашка.

    Какого цвета ромашка?

    Ромашка белого цвета (ромашка белая). (Логопед показывает цветное изображение ромашки.)

    Посмотрите, вся ли она белая.

    Нет, середина желтая.

    Какой нужен карандаш, чтобы раскрасить ромашку?

    Белый и желтый.

    Нужен ли вам белый карандаш? (Выясняется, что белый карандаш заменяет бумага.)

    Теперь возьмите нужный карандаш и раскрасьте ромашку. (Дети раскрашивают ромашку.)

    Какой цветок будем раскрашивать теперь?

    Одуванчик.

    Какой нужен карандаш? (Желтый.)

    Одуванчик желтый.

    Логопед следит, чтобы дети аккуратно раскрашивали цветок, соблюдали контур и ровно закрашивали. В конце работы он вместе с детьми рассматривает рисунки, оценивает их и как итог занятия предлагает детям внимательно прослушать текст, чтобы ответить на вопросы.

    «Летний полдень. Ты далеко за городом бредешь по широкому лугу. Трава выше колен, густая, зеленая. И сколько в ней цветов? Одни поднимают свои нарядные головки в лиловых колпачках, другие в белых веночках, а у иных голова вся золотая, будто крохотное лучистое солнышко» (СНОСКА: Текст Г. Скребицкою.).

    Занятие 2

    Тема. «Согласование существительного с глаголом в числе». Цель. Научить детей строить простое предложение, согласуй подлежащее со сказуемым.

    Оборудование. Предметные картинки, изображающие животных и птиц.

    Ход занятия.

    1. Организационный момент.

    2. Отгадывание загадок по опорным картинкам.

    Работа над простым распространенным предложением

    Винительный падеж существительных без предлога

    Игры

    «Экскурсия»

    Цель. Правильное употребление формы винительного падежа существительных.

    Оборудование. Картинки, изображающие овощи, фрукты, растения поля, леса, луга.

    Логопед объявляет детям, что они сегодня будут играть. Игра называется «Экскурсия». Что такое экскурсия, детям объясняют, и еще логопед говорит, что это будет необычная экскурсия, ненастоящая. Они должны будут себе представить, что находится, например, в саду, и ответить на вопрос: что они увидели в саду? Отвечать на вопросы можно и с помощью картинок, и без них. Картинки логопед раскладывает перед каждым ребенком. Ребенок должен найти картинку, показать ее и назвать (например, яблоко, сливу, грушу), а затем положить картинку изображением вниз и ответить без нее. Так можно побывать на огороде, в лесу, в магазине игрушек и т. д.

    «Кто кого обогнал?»

    Дети бегут парами наперегонки. Воспитатель (логопед) спрашивает у детей: «Кто кого обогнал?» Дети отвечают: «Рита обогнала Машу. Коля обогнал Петю». И т. д.

    Конспект занятия

    Тема. «Пересказ по ролям сказки «Человек и животные».

    Цель. Закрепить умение пользоваться простым распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа, закрепить навык диалогической речи.

    Оборудование. Картинки, изображающие корову, овцу, собаку, петуха, курицу.

    Ход занятия.

    1. Организационный момент.

    2. Логопед читает сказку «Человек и животные»:

    3. «Животные и птицы пришли к человеку и сказали:

    4. - Дай нам работу.

    5. А что вы умеете делать? - спросил человек.

    Лошадь сказала: «Я буду возить грузы».

    Корова сказала: «Я буду давать молоко».

    Овца сказала: «Я буду давать шерсть».

    Собака сказала: «Я буду охранять дом».

    Курица сказала: «Я буду нести яйца».

    6. Хорошо, я вам дам работу, - сказал человек.

    7. А кто нас утром будет будить? - спросили животные.

    Тут петух кричит: «Я рано утром буду петь и всех будить!»

    Логопед задает детям вопросы:

    Что сказала человеку лошадь? (Я буду возить груз.)

    Что сказала корова? (Я буду давать молоко.)

    Что сказала овца? (Я буду давать шерсть.)

    Что сказала курица? (Я буду нести яйца.)

    Что сказал петух? (Я буду всех будить.)

    Затем логопед распределяет роли животных между детьми. Инсценируется диалог между человеком и животными.

    Задание. Ответить полным предложением на вопрос: что дают животные человеку?

    Образец ответа: Корова дает мясо, молоко. Овца дает молоко, шерсть.

    Задания.

    1. Ответить на вопрос: кто что любит?

    а) С опорой на картинку; б) без нее. Например: Корова любит (траву). Собака любит (кость). Кошка любит (молоко).

    2. Закончить предложение с опорой на предметную картинку. Произнести предложение целиком.

    Папа читает (книгу). Мама моет (дочку). Зоя ловит (бабочку). Дима ест (булку).

    3. Ответить на вопрос: С опорой на сюжетную картинку. Кто что делает? (Повар варит суп.)

    § 1816. Полное прилагательное согласуется с существительным в ед. ч. (в той или иной его падежной форме) в числе, роде и падеже: новый дом, нового дома, новая дача, новой дачей, первая встреча, первую встречу, эдакий чудак, с эдаким чудаком; во мн. ч. - в числе и падеже: новые дома, новых домов, новые дачи, новыми дачами, первые встречи, о первых встречах.

    Примечание. В экспрессивно окрашенной речи отмечается тенденция определять уменьшительное или ласкательное существительное таким прилагательным, которое также заключает в себе значение уменьшительности или ласкательности: чистенький городок, старенький паровозишко, простенькое платьице.

    Краткие прилагательные также согласуются с существительными в роде, числе и падеже, но такое согласование в современном языке имеет место только в отдельных устойчивых сочетаниях (на босу ногу, по белу свету, средь бела дня).

    Примечание. В поэтической речи при обособлении, когда краткое прилагательное в форме им. п. выступает в полупредикативной функции (см. § 2117), в нем совмещаются значения определяющего слова и предикативное: Но опасным затеям Мир предался, коварен (Март.); На ринге клоун прыгает, носат (Винокур.); Со всех сторон земли, Гремучи и тяжки, Ко мне в сундук текли Чеканные кружки (Багр.); А солнце смотрит, светлолице, Метет оставшуюся тьму (Смирн.).

    § 1817. Прилагательное может вступать в связь согласования с сочетанием существительного с количественным числительным: два дома - два новых дома; сорок мест - сорок освободившихся мест; сто вопросов - сто неожиданных вопросов. В тех случаях, когда входящее в такое сочетание числительное два, три, четыре или оба (обе) стоит в форме им. или вин. п., согласуемое прилагательное может принимать форму или род. или им. п. мн. ч. Здесь действуют следующие закономерности.

    1) Если в сочетание с числительным входит существительное муж. или сред. р., то согласуемое прилагательное чаще ставится в форме род. п. мн. ч.: два знакомых человека, три больших дерева, оба строящихся здания, целых три часа, два акварельных рисунка, четыре потерянных дня. Форма им. п. здесь возможна, но она отмечается реже и проявляет тенденцию к ограничению в употреблении: два спасительные маяка (Лерм.); два дряхлые старичка (Тург.); два помещичьи дома (Лерм.); оба проголодавшиеся приятеля (Л. Толст.).

    Примечание. При выносе прилагательного в начальную позицию в словосочетании форма им. п. предпочитается форме род. п.: целые три часа, большие три дерева, потерянные четыре дня; Время от времени появляются в саду белогвардейцы. Вчера вечером целые шесть довольно юных экземпляров сидели на лавочке против парадного (Андр.).

    2) Если в сочетание с числительным входит существительное жен. р., то нормальны обе формы прилагательного - и им. и род. п.: две молодые женщины - две молодых женщины, какие­то четыре девочки - каких­то четыре девочки, обе дворовые собаки - обе дворовых собаки, четыре большие избы - четыре больших избы, две женских руки - две женские руки; На счету у нашей команды четыре золотых и три серебряные медали (газ.).

    3) Обе формы прилагательного (в неэкспрессивной речи всегда предшествующего числительному) нормальны также в том случае, когда в сочетание входит числительное полтора - полторы: прожить целых полторы недели - целые полторы недели, ждать полных полтора часа - полные полтора часа, потерпеть каких­нибудь полторы минуты - какие­нибудь полторы минуты.

    § 1818. Прилагательное может вступать в связь согласования с союзным рядом слов (см. § 2067–2072) или с сочетанием слов, соединившихся при помощи предлога: отец и мать, сад и огород, брат с сестрой. В этих случаях прилагательное обычно имеет форму мн. ч.: громадные сад и дача, для громадных сада и дачи; мои отец с матерью, к моим отцу с матерью, у моих отца с матерью; маленькие брат с сестрой, для маленьких брата с сестрой; наши дедушка с бабушкой. Форма ед. ч. также правильна, но она определяет лишь первый член соединения: громадный сад и дача, для громадного сада и дачи, мой отец с матерью, для маленького брата с сестрой.

    § 1819. В современном языке есть случаи так называемого «смыслового согласования», т. е. употребления согласуемого слова в такой форме, которая или не предопределена формой определяемого существительного или предопределена ею лишь частично.

    1) При существительных муж. р., называющих лицо по профессии, социальной, производственной деятельности и одинаково способных обозначать лицо как мужского, так и женского пола (врач, фельдшер, директор, инженер, продавец, секретарь, диктор, архитектор) в разговорной, газетной речи, в повествовании, если речь идет о лице женского пола, нормально употребление прилагательного в форме жен. р.: наша врач, новая секретарь, сама директор: Врач случайная, / не ждавши «скорой помощи», / С силой в легкие вдувает кислород - рот в рот! (Возн.). Такое согласование обязательно в том случае, когда соответствующая координация форм одновременно осуществляется и в сказуемом (см. § 2249): Наша врач пришла; Новая секретарь еще неопытная; Сама директор распорядилась. «Смысловое согласование» допустимо только в форме им. п.; в формах других падежей оно неправильно; например, ошибочно согласование: сказал стоявшей рядом председателю (газ.).

    2) В тех случаях, когда согласуемое прилагательное относится к слову или сочетанию слов - собственному названию (книги, картины, пьесы, фильма, учреждения, гостиницы, ресторана, кафе и т. п.), род, число и падеж прилагательного определяется соответствующими категориями того имени, к которому это название должно относиться: роман «Евгений Онегин» - пушкинский «Евгений Онегин», повесть «Муму» - тургеневская «Муму», кафе «У лебедя» - уютное «У лебедя». Однако от этого правила есть отступления. Так, если в название входит имя в форме мн. ч., то согласуемое прилагательное может также принимать форму мн. ч.: скульптура «Героини» - полюбившаяся всем «Героини» и, чаще, полюбившиеся всем «Героини»; картина «Грачи прилетели» - саврасовская «Грачи прилетели» и, чаще, саврасовские «Грачи прилетели»; кинокартина «Мы из Кронштадта» - бессмертная «Мы из Кронштадта» и, чаще, бессмертные «Мы из Кронштадта». Колебания отмечаются также в тех случаях, когда название представляет собою имя в косвенном падеже: согласуемое слово при этом может стоять в форме сред. р.: пьеса «На дне» - горьковская «На дне» и горьковское «На дне»; нашумевшая (кинокартина) «У озера» и нашумевшее «У озера».

    О согласовании со сложносокращенными словами и с существительными общ. р. см. «Морфология», § 1135, 1144.