23.03.2024

Князь Михаил Тверской: краткая биография, история и памятники. Князь михаил ярославич тверской Княжение михаила ярославича тверского


Князь Михаил Тверской был окружен легендами еще до своего рождения. И жизнь, и смерть этого человека упоминаются и в исторических хрониках, и в жизнеописании святых. 5 декабря празднуется день памяти этого великомученика. А в святцах есть отдельная страница, озаглавленная «Князь Михаил Ярославич Тверской».

Краткая биография

Рождению князя предшествовала красивая легенда о встрече его отца, князя Ярослава Ярославича, с его матерью Ксенией. Согласно преданию, однажды князь охотился неподалеку от Твери, возле с. Едимоново. Он зашел в церковь на берегу реки и увидел, как его дружинник Григорий венчается с красавицей Ксенией. Князь настолько пленился красотой Ксении, что решил сам на ней жениться. Опечаленный Григорий стал монахом и основал монастырь на берегу р. Тверцы.

Недолго молодожены жили счастливо. По традициям того времени, Ярослав Ярославич отправился в Золотую Орду за ярлыком на княжение, а на обратном пути заболел и умер. Он так и не увидел своего сына, который родился в конце 1271 года.

Первые годы жизни

Вдовствующая княгиня назвала своего сына Михаилом. После смерти двух старших сыновей Ярослава Ярославича именно он становится наследным правителем Тверского княжества. Подтверждение права на княжение он получил в 11 лет, после смерти своего дяди Святослава. Но фактически власть была сосредоточена в руках княгини Ксении и бояр. Когда Михаилу было 15 лет, на Тверь участились набеги литовцев. Благодаря дружной политике соседних княжеств удалось консолидировать усилия и отбросить захватчиков далеко на запад. После этого были выделены значительные средства на укрепление Зубцова - крайнего форпоста Тверского княжества.

Не забывал Михаил Тверской и об укреплении православия на родных землях. По совету вдовствующей княжны Ксении был выстроен храм Преображения на месте древней церкви Косьмы и Дамиана.

Богатое убранство храма целиком было оплачено из княжеской казны. Много позже за свою святость и трепетное отношение к православным ценностям князь был занесен в святцы и там назывался «святой благоверный князь Михаил Тверской».

Первые испытания

Тверское княжество в те времена формально считалось независимым от Москвы, но, благодаря тесным родственным связям, Михаил Ярославич Тверской мог претендовать на великокняжеский престол. Это обстоятельство было весьма невыгодно сыновьям Александра Невского - Дмитрию и Андрею, которые в течение длительного времени оспаривали московский престол. После кратковременной победы Дмитрия Андрей собрал войско, склонил на свою сторону татар и в 1293 году вторгся в русские земли. Восставший князь взял и ограбил 14 городов, не пощадив при этом ни Владимир, ни Москву, после чего собрался идти в тверские земли.

В это время Михаил Тверской находился в Орде, где был весьма милостиво принят ханом. В отсутствие князя тверичи поклялись держать оборону до последнего воина. Большое подкрепление в Тверь пришло и из других княжеств, пострадавших в результате набега Андрея. Узнав о предстоящей опасности, Михаил Ярославич Тверской засобирался домой. На его пути враги подстроили засаду, в которую князь, благодаря счастливой случайности, не попал. узнав о возвращении Михаила, вышли его встречать крестным ходом. Но татары, увидев, что в Тверь вернулся Михаил, отказались штурмовать ее. Город уцелел.

Брак Михаила Тверского

По рассказам летописцев, Михаил Тверской бы высок ростом, отличался воздержанностью и не терпел пьянства. И бояре, и простые люди его любили. С владыкой всей Тверской земли стремились породниться многие соседские князья, сватая за князя своих дочерей и сестер. В те времена женились рано, и князь Михаил Тверской в возрасте двадцати двух лет обвенчался с княжной Анной. Девушка приходилась родной дочерью Ростовскому князю Димитрию. Брак изначально обещал быть счастливым, но злой рок постоянно испытывал счастье молодоженов. Глубокой ночью 1298 года в палатах князя начался сильный пожар. Чудом спаслись юная супруга и сам Михаил Тверской. Биография князя утверждает, что после этого случая он сильно заболел, а все его имущество было уничтожено.

Междоусобицы

1304 год стал датой смерти Андрея Александровича. Главным претендентом на престол стал Михаил Тверской как старший в роду. Но его наследственные права стал оспаривать внучатый племянник, Григорий Данилович. Согласно обычаям того времени князья должны были отправляться в Орду, чтобы получить там ярлык на княжение. Анна молила своего мужа отказаться от великокняжеского ярлыка, но тот поступил по-своему.

Одновременно с Михаилом туда же отправился и Григорий. Когда князья проезжали через Владимир, их встречал святой митрополит Максим. Он умолял Григория не оспаривать права Михаила. Максим поручился, что Григорий получит от Михаила любой город, если смирится с его старшинством, но Московский князь утверждал, что едет в Орду по собственным делам и претендовать на княжение не намерен.

Встреча в Орде

Два претендента встретились в ставке татарского хана, и их соперничество вспыхнуло с новой силой. Турецкие мурзы воспользовались междоусобицей и пообещали ярлык тому, кто принесет больше даров. И Георгий, и Михаил были вынуждены тратить все больше и больше, добиваясь благосклонности ханских представителей и вербуя сторонников среди приближенных хану лиц. Такая политика опустошила казну Михаила, легла тяжким бременем на подневольный люд. В конце концов он обошел Григория и получил заветный ярлык.

Великое противостояние

В 1305 году Михаил вернулся на русские земли и торжественно занял московский престол. Но согласие с Григорием так и не было достигнуто: родственники не раз воевали друг с другом, и противостояние продолжалось.

В начале 1313 года власть в Орде поменялась, и ханом стал молодой татарин по имени Узбек. По своим религиозным убеждениям Узбек был мусульманином и активно насаждал новую веру на русских землях.

В это же время князь Григорий не забыл своей отставки. Постоянно находясь возле молодого хана, он постепенно добился полного его доверия. Григорий даже взял в жены сестру хана Кончаку, которой после крещения было дано имя Агафья. Породнившись с Узбеком, московский князь склонил его на свою сторону и добился того, чтобы великокняжеский ярлык был переписан на него. И теперь именно Григорий должен был сидеть на московском престоле.

Вторжение

Вместе с Григорием идти на Русь должны были послы хана во главе с Кавгадыем, который входил в узкий круг самых доверенных лиц повелителя Орды. Узнав про это, Михаил Тверской с кротостью отказался от московского княжения и вернулся в родное Тверское княжество.

Но Григорий не забыл обиды и не захотел решить вопрос миром. Собрав большое войско, он двинулся на Тверь. На своем пути он испепелял города и села, сжигал поля, убивал и порабощал мужчин, а женщин и девушек отдавал на поругание. Полностью опустошив тверские земли по одну сторону Волги, он копил силы для вторжения на заволжскую территорию. Масштабы бедствия были настолько велики, что Михаил Тверской собрал бояр и епископа и обратился к ним за советом. Епископ и бояре единогласно встали на защиту родной земли и посоветовали князю сразиться с вероломным племянником.

Битва при с. Бортеневе

Противники столкнулись в конце декабря 1317 года неподалеку от Твери, в небольшом селе Бортеневе. В результате кровопролитного сражения войска Московского князя претерпели поражение и обратились в бегство. Георгий отступил в Торжок, а оттуда сбежал в Великий Новгород. Его жена Агафья-Кончака, его брат Борис и множество других соплеменников были взяты в плен. С победой и великой радостью возвратился Михаил в родную Тверь. Его доспехи были иссечены, но сам он не был ранен. Михаил отслужил молебен в честь своей победы и принес щедрые дары церкви. После поражения Григорий собрал новое войско из псковичей и новгородцев, но кровопролития удалось избежать. Князья заключили мир.

Недолог был новый мир. Жена московского князя Агафья, которая была на положении знатной пленницы в Твери, неожиданно скончалась. Поползли слухи о том, что ее отравили. Георгий отправился в Орду, и ему удалось убедить хана в насильственной смерти его сестры. В качестве гаранта своей невиновности Михаил отдал в заложники своего сына Константина, но это не помогло. Разгневанный Узбек приказал Михаилу срочно явиться в Орду.

Смерть князя

С нелегким сердцем отправился Михаил Тверской к хану Узбеку. Он понимал, что, скорее всего, назад он уже не вернется. Прибыв в Орду, князь, представ перед ханом, отверг все обвинения и запросил суда. Узбек не решился самолично умертвить князя и отдал его своему подручному Кавгадыю. 22 ноября 1318 года, после неправедного суда, Михаил Тверской погиб в собственном шатре, растерзанный толпой недоброжелателей под предводительством Кавгадыя.

Жена Михаила, Анна, умолила Георгия отдать тело мужа для погребения. Тверичи встретили гроб с телом Михаила на берегу Волги. Тело Тверского князя погребли при большом скоплении народа в Преображенском монастыре.

Приняв мученическую смерть, князь защитил свои земли от гнева татар и Георгия. За благочестие и защиту православия он был причислен к лику святых. Согласно православному канону Тверской стал покровителем Тверской земли. Его иконы имеются в храмах русских городов и сел, а сам он считается защитником земли русской и покровителем православных. Памятники Михаилу Тверскому находятся на его родной земле.

В настоящее время наиболее значительный из них стоит на Советской площади города Твери.

Михаил, святой великий князь Тверской, сын Ярослава III, внук Ярослава II Всеволодовича, родился в 1272 году, вскоре по смерти отца, от второй супруги его Ксении; прозван Тверским, ибо княжил в Твери, не быв еще великим князем, и первый утвердил независимость Тверского княжения. По кончине великого князя Андрея Александровича Тверского (1304 г.) Михаил должен был вступить на великокняжеский престол, но племянник его, Георгий Данилович Московский, оспаривал у него это право. Эта тяжба затянулась на долгие годы, усугубляясь непримиримостью и властолюбием Георгия и его родственными отношениями с татарами, - он был женат на Кончаке, сестре хана Узбека. В очередной раз объявив себя великим князем, Георгий выступил против Михаила, тот же разбил его войско и взял в плен Георгия и Кончаку, но по милосердию своему даровал им свободу. К несчастью, Кончака скоропостижно умерла, и Георгий с татарским полководцем Кавгадыем оклеветали Михаила перед Узбеком. На берегу реки Нерли Михаил расстался с матерью и исповедался духовнику в грехах, сам же направился в орду, идя почти на верную гибель. Он понимал, что таким образом полагает душу свою за близких и за весь свой народ.

В начале хан принял Михаила доброжелательно, но спустя некоторое время велел его судить, предъявляя обвинение на основании свидетельств клеветников. Не слушая оправданий князя, его отдали под стражу, велели оковать цепями, наложили на шею тяжелую колодку. Михаил с удивительной твердостью терпел уничижение и муку. Еще на пути из Владимира он несколько раз приобщался Святых Тайн, как бы готовясь к смерти; теперь, видя неминуемую гибель, он проводил ночи в молитве и чтении псалмов. Отрок княжеский держал перед ним книгу и перевертывал листы, ибо руки Михаила были связаны. Верные слуги предлагали князю уйти тайно, но он отвечал: «Спасая себя, не спасу отечество. Да будет воля Божия!» Перед самым приходом злодеев он раскрыл наудачу Псалтирь и прочитал: «Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя». Душа его невольно содрогнулась. Когда он закрыл книгу, к нему вбежал один из отроков и сказал, что князь Георгий, Кавгадый и толпа людей приближаются к шатру. Они разогнали всех людей Михаила, а он стоял один и молился. Злодеи повергли его на землю, мучили, били пятами. Один из них, именем Романец, вонзил ему нож в ребра и вырезал сердце (22 ноября 1319 г.). Тело Михаила лежало нагое, пока толпа грабила имущество князя. Георгий послал тело великого князя в Маджары. Там многие усердствующие желали внести тело в церковь, но бояре не допустили этого, поставив его в хлеву, и позже избегали останавливаться у церквей.

Супруга Михаила, Анна, умолила Георгия дозволить перевезти останки князя в Тверь. Тверитяне встретили гроб любимого князя на берегу Волги. Сняв крышку гроба, народ с несказанной радостью увидел целость мощей, не поврежденных дальним путем. Погребение было совершено 6 сентября 1320 г. в Преображенском монастыре. Святые мощи благоверного князя обретены нетленными в 1655 г.

Летописец называет Михаила таким же отечестволюбцем, каков был св. Димитрий Солунский. Сверх достоинств государственных, Михаил отличался и семейственными, воспитанный в правилах благочестия добродетельной матерью своей Ксенией, скончавшей дни свои монахиней.

Михаил Ярославич Святой
Годы жизни: 1271 – 1318
Годы правления: 1305-1317

Государственный и военный деятель, Святой великий князь тверской (с 1285 года), в 1305-1317 годах великий князь владимирский.
Первый «Великий князь всея Руси».

Младший сын великого князя владимирского от второй супруги его Ксении. Внук . Племянник .

Родился в 1271 г. Отец его Ярослав Ярославич, брат Александра Невского, умер за 6 недель до рождения сына, возвращаясь из Орды (по некоторым источникам – был отравлен). Михаил воспитан матерью княгиней Ксенией и Тверским Епископом Симеоном.

Князь тверской Михаил Ярославич

Впервые упоминается в летописях, как Тверской князь, в возрасте четырнадцати лет в 1285 году при закладке 1-го на Руси после нашествия войск Орды каменного храма Спасо-Преображенского собора в Твери.

В это время в Твери впервые после долгого перерыва возобновилось летописание. Устанавливаются церковно-гражданские правовые нормы, поставлена цель представить Тверь носителем правопорядка, свидетельством чего стал сборник “Мерило Праведное”, который рассматривал вопрос “цесарского достоинства” и истинности власти.

Михаил Ярославич первый утвердил независимость Тверского княжения.

После смерти сыновей Невского, будучи его племянником, он должен был получить княжение по праву старшинства. Но окончательное решение в этом вопросе принимала Орда. В это время о своих притязаниях на престол заявил Московский . Но ярлык на Великий престол получил князь Михаил Ярославич Тверской. Это событие стало причиной борьбы 2-х все более усиливающихся княжеств – Тверского и Московского – за великое княжение.

Михаил хотел силой подчинить себе Юрия Даниловича Московского. В 1305 и 1308 гг. он совершил походы на Москву. Кровопролитные сражения не решали проблему. Эта тяжба затянулась на долгие годы, усугубляясь властолюбием Георгия(Юрия), непримиримостью и его родственными отношениями с татарами.

Князья совершили попытку разрешения спорного вопроса с с помощью Орды. В 1313 г. татары помогли Ярославичу вернуть город Новгород, горожане которого в его отсутствие пригласили княжить Юрия Даниловича.

В 1317 г. объединенное русское войско во главе с князем Московским и татарское войско под предводительством хана Кавгадыя подошли к Твери. Бой под Тверью была проигран Юрием Московским. В плен к Тверскому Михаилу Ярославичу попали сам Кавгадый и Кончака, которая была женой Юрия Даниловича. но по милосердию своему даровал им свободу. К несчастью, Кончака, приходившаяся сестрой хану Узбеку, скоропостижно умерла, и Юрий с татарским полководцем Кавгадыем оклеветали Ярославича перед ханом Узбеком. Ими был распущен слух о том, что Кончаку отравили.

Юрий Данилович поехал в Орду с жалобой на Великого князя. Он был вызван в Орду.

На берегу реки Нерли попрощался с матерью и исповедался в грехах своему духовнику, а сам направился в Орду, идя на верную гибель. Он понимал, что таким образом полагает свою душу за близких и за весь русский народ.

Убийство в орде князя Михаила Ярославича

В начале хан принял его в орде доброжелательно, но через некоторое время приказал судить, предъявив обвинение на основании свидетельств клеветников об отравлении Кончака и утаивании части дани, собранной для хана. Не слушая оправданий князя, его отдали под стражу, оковали цепями, на шею наложили тяжелую колодку.

Он с удивительной твердостью и великим терпением переносил причиняемые унижения и муку. Видя приближение неминуемой гибели, проводил ночи в молитвах и чтении псалмов. Княжеский Отрок держал книгу перед ним и переворачивал листы, потому что руки были связаны.

Верные слуги предлагали тайно бежать, но он в ответ говорил им: «Спасая себя, не спасу отечество. Да будет воля Божия!»

Перед самым приходом убийц он раскрыл наугад Псалтирь и прочел: «Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя». Слова оказались пророческими. Когда закрыл книгу, к нему вошел один из отроков и сообщил, что Юрий, Кавгадый и ревущая толпа людей приближаются к шатру. Они разогнали всех людей из окружения Ярославича, а он стоял один и молился. Злодеи повалили его на землю, мучили и били.

Вот как описывает тот ужасный день 22 ноября 1318 года летописец: «Наконец, после двадцати-шести-дневного томления за рекой Тереком, по ту сторону гор, 22 ноября, в среду, Кавгадый и Юрий Данилович с людьми своими подъехал к веже (кибитке), где находился несчастный Михаил; в кибитку вошли убийцы, повалили князя на землю, и один русский, по имени Романец, вонзил нож в сердце страдальца. Когда Юрий и Кавгадый вошли в кибитку и увидели обнаженное тело Михаила, Кавгадый с суровым видом сказал Юрию: «Ведь он тебе старейшим братом был, словно отец; для чего же тело его лежит брошенное и голое!». После этого Юрий велел прикрыть труп Михаила епанчою.

По словам летописца ясно, что хан колебался привести приговор суда в исполнение, но Юрий Московский настаивал и яро добивался смерти Тверского правителя. Этому событию посвящен выдающийся памятник древней тверской литературы «Повесть о Михаиле Ярославиче Тверском».

Толпа разграбила его имущество. Юрий послал тело великого князя в Маджары. Там многие люди хотели внести тело в церковь, но бояре не разрешили этого, поставив его в хлеву, а позже избегали останавливаться у церквей.

Святой Михаил Ярославич

Супруга тверского правителя, Анна, дочь Ростовского князя, правнучка Михаила Черниговского, слезно умолила Юрия разрешить перевезти останки в Тверь. Горожане Твери встретили гроб их любимого правителя на берегу реки Волги. После снятия крышки с гроба, народ с несказанной радостью увидел, что мощи целы и не повреждены дальней дорогой. Погребение состоялось 6 сентября 1320 года в Спасо-Преображенском соборе. А обретены святые мощи благоверного князя Михаила Ярославича нетленными в 1655 году.

Летописец называл его таким же отечестволюбцем, каким был святой Димитрий Солунский. Кроме государственных достоинств, Ярославич отличался и семейственными, он был воспитан в правилах благочестия своей добродетельной матерью Ксенией, которая закончила свои дни монахиней.

При нем в Твери сооружен каменный Спасский собор, в подклете которого он был погребен; в 1317 году расширен и заново укреплен Кремль Тверской.

В браке с Анной Кашинской были дети: Феодора, Дмитрий Михайлович Тверской, Александр Михайлович Тверской, Василий Михайлович Кашинский, Константин Михайлович Кашинский. После смерти Ярославича великим князем тверским стал его старший сын Дмитрий Михайлович.

Русская православная церковь канонизировала князя Михаила Ярославича, причислив его к лику Святых в 1549 году на втором Московском Соборе.

Духовник Тверского правителя, настоятель Тверского монастыря, свидетель казни в Орде, отец Александр оставил жизнеописание Тверского князя: “Житие Михаила Тверского”, которое является памятником истории и литературы. А на памятнике “Тысячелетию Руси” в Новгороде князь Тверской изображен рядом с Александром Невским.

В 1996 г. впервые в истории в Твери состоялась международная конференция: “Михаил Ярославич Тверской - личность, эпоха, наследие”. Администрация Тверской области учредила “Крест Михаила Тверского”, как высшую региональную награду.

В октябре 2002 г. в Твери на острове Памяти сооружена церковь в честь и память святого великого князя Тверского и Владимирского (1271-1318гг.). Она освящена архиепископом Тверским и Кашинским Виктором. Храм (впервые за 100 последних лет) появился по инициативе Главы города А.П. Белоусова (1947-2003) и с помощью частных пожертвований людей. Храмовые постройки выполнены во владимиро-суздальском стиле и сам храм является очень красивым дополнением к архитектурным памяткам многовековой Твери.

Князя Михаила Ярославича (родился, примерно в 1272 году) история прозывает Тверским, потому что именно он впервые утвердил Тверское княжество независимым. Его отцом был Великий князь Ярослав Ярославич, приходившийся родным братом Святому Благоверному князю . Ярослав Ярославич уехал однажды по дипломатическим делам в Орду, там заболел и, приняв постриг с именем Афанасий, вскоре умер. Матерью Михаила была Тарусская княжна Ксения, очень любившая сына и воспитавшая его в христианском благочестии.

Семья

Женой Михаила Ярославича была Ростовская княжна Анна Дмитриевна, которую впоследствии причислили к лику святых, и Церковь чтит ее как Благоверную княжну . После смерти мужа она постриглась в монахини в Софийском монастыре в г. Твери. Сам Михаил Ярославич тоже чтится Церковью как святой. У супругов было пятеро детей: дочь Феодора, умершая в младенчестве и сыновья - Дмитрий, получивший прозвище «Грозные очи», Александр, Константин, Василий.

Великое княжение

В 1312 году князь Михаил Ярославич по какой-то неизвестной причине разгневался на Новгород, направил туда свои войска. Он отозвал из провинившегося города своих наместников, захватил ближайшие к Новгороду города и закрыл дороги для обозов с хлебом. Для города это было катастрофой. Тогда новгородцы делегировали в своего владыку Давыда. В результате было заключено соглашение: Новгород выплатит 1500 серебряных гривен, после чего Михаил откроет пути для хлебных обозов и вернет своих наместников. Но новгородцы, конечно, остались недовольны Тверью, вернее, ее князем Михаилом. Они стали искать союза с кн. Юрием Даниловичем, помогать ему бороться с Тверью.

Вскоре представился удобный случай. В 1313 году после смерти Тохты Ордынское ханство возглавил Узбек. Русские князья, в том числе и Михаил Ярославич, отправились в Орду, чтобы или подтвердить свои прежние ярлыки на княжение, или получить новые (Узбек сохранил за Михаилом Великое княжение). Новгородцы, пользуясь долгим отсутствием Михаила, собрали вече (1314), выгнали княжеских наместников и пригласили к себе править кн. Юрия Даниловича. И тот принял предложение. Призвав на помощь кн. Федора Ржевского, новгородцы пришли во владение Михаила в Тверском княжестве и начали чинить разбой и пожары.

В отсутствие отца (Михаил все еще был в Орде) честь и права семьи вышел защищать 15-летний сын Михаила - Дмитрий, позже прозванный «Грозные очи». Битва должна была состояться на Волге, но так и не состоялась. Мир, заключенный между сторонами, был выгоден для Новгорода, а Тверь вынуждена была пойти на уступки. Но все же нашла способ отомстить Новгороду: снова прекратили подвоз хлеба. Это продолжалось недолго. Юрий, избранный новгородцами на княжение, вскоре должен был выехать в Орду по вызову Узбека. Но ехать не спешил.

Два года, проведенные в Орде дали и Михаилу наглядные результаты: Узбек был недоволен Юрием и даже направил на Новгород татарское войско. Возвратившийся из Орды Михаил тоже собрал значительные силы, с которыми и отправился на новгородские земли. Там новгородцы потерпели поражение, и после переговоров и торгов стороны подписали мир, выгодный Михаилу (1315).

В течение 1315 - 1316 годов произошло много событий относительно конфликта между новгородцами и Михаилом: битвы, интриги, договоры. Юрий Данилович, все же выехавший к Узбеку в Орду, сумел расположить к себе хана, который даже выдал за него сестру Кончаку (крещеная Агафья). Узбек дал зятю 50 - тысячную рать под предводительством Кавгадыя для того, чтобы утвердить Юрия на престоле в Киеве. И снова была битва, грабежи, пожары и погромы со стороны Юрия. Потом - еще одна битва (1317), в результате которой умерла молодая жена Юрия - Кончака, оказавшаяся в плену у Михаила. Кавгадый с Юрием поехали к Узбеку в Орду и обвинили Михаила в том, что тот, якобы, отравил Кончаку. Хан Узбек потребовал Михаила к себе на суд.

Гибель князя Михаила

Летом 1318 года Михаил выехал в Орду. По пути он встретил Ахмыла, ханского посла, который объяснил ему причину вызова, заключающуюся в том, что Кавкадый специально оболгал Михаила, чтобы самому не нести ответственность перед ханом за смерть Кончаки. В Орде кн. Михаил был признан виновным. Кавгадый настаивал на его казни. Хан согласился. Михаила убивали долго: сначала били ногами, потом вонзили в его грудь нож, несколько провернув его внутри княжеского тела. За ночь тело Михаила таинственным образом переместилось, левая рука его была прижата к груди, а правая - к лицу. Это дает повод предположить, что кн. Михаил от ран и побоев потерял сознание, а, очнувшись, пытался двигаться, но умер от потери крови.

Захоронение Тело Великого князя Михаила Тверского было перевезено в Москву и погребено при Спасском монастыре. По другим источникам, его похоронили на берегу Волги в Твери на территории храма Преображения Господня. В наше время рака от мощей Св. Михаила Тверского находится в Крестовой церкви при здании епархиального Управления в г. Твери.

В первой половине ХIII века на Русскую землю напали татары, пожгли много городов и сел, беспощадно избили тысячи людей. Многих увели в плен в страшное рабство, обложили народ тяжелой данью.

Кроме этого бедствия продолжались междоусобные распри между князьями. Князья то оспаривали друг у друга право на великокняжеский престол, когда отправлялись в Орду на поклон ханам, то клеветали один на другого.

В это весьма тяжелое время жил князь Михаил Ярославич Тверской . Отец его, князь Ярослав Ярославич (в крещении Афанасий, 1230-1271 гг., первый самостоятельный князь тверской) — брат Александра Невского (1221-1263 гг.), занимал семь лет великокняжеский престол, после смерти Александра.

Михаил Ярославич и его мать великая княгиня Ксения предстоят перед Христом. Тверская миниатюра XIV века

Михаил Ярославич родился в 1271 году, уже после смерти своего отца. Его мать, княгиня Ксения, воспитала сына в духе древлеправославной веры и заботливо научила его грамоте.

«Молодой княжич любил читать Божественные книги, избегал детских игр и веселых собраний и усердно посещал храм. Часто тайком от всех в тишине ночной он возносил свои горячие молитвы ко Господу. Не любил он роскошных яств, вел жизнь воздержную и благочестивую, украшая душу свою цветами добродетелей. Так Михаил стяжал страх Божий — начало всякой премудрости. С особенной любовью он относился к нищим и убогим и подавал им щедрую милостыню. Кто терпел беды, тот смело шел к своему князю, зная, что у него найдет помощь и заступление; кого постигали несчастия и скорби, тот получал от него слово утешения и одобрения. Святая жизнь князя была поучительна для всех, и все почитали его за благочестие и участие к людям».

В 1294 году князь Михаил становится супругом ростовской княжны Анны. В 1299 г. у них родилась дочь Феодора, которая скончалась во младенчестве; в 1300 г. — сын Димитрий, в 1301 г. — Александр, в 1306 г. — Константин, а в 1309 г. — Василий.

Противостояние князей

Тяжелое время тогда переживала Русь: князья часто поднимались один на другого и часто правому приходилось оружием отстаивать свои права. Прежде чем вступить на престол, Михаил, по вынужденному для Руси обычаю того времени, отправился в Орду на поклон хану.

Великокняжеский престол занимали тогда сыновья Александра Невского: Андрей (1255-1304 гг.) и Димитрий (1250-1294 гг.). Между двумя братьями часто происходили усобицы. Князь Андрей привел татар, которые взяли четырнадцать городов, в том числе Москву и Владимир, сильно разграбили страну и собирались идти на Тверь.

Сильно были опечалены тверичи тем, что их князя с ними не было. Но они целовали крест, что станут биться с неприятелем из-за стен города до последней крайности и ни за что не сдадутся. Из других княжеств в Тверь сбежалось много людей, которые также готовы были сразиться с недругом.

И в это самое время Михаил Ярославич возвращался из Орды. С величайшей радостью услышали жители Тверского княжества весть о возвращении своего князя; они вышли навстречу ему с крестным ходом. Но татары, узнав о приходе Михаила, не пошли на Тверь.

Житие повествует, что князь Михаил Ярославич был высок ростом, силен и отважен. Бояре и народ его любили. Усердно читал Божественные книги, усердно жертвовал на храмы, почитал иноческий и священнический чин. Пьянства не терпел и всегда отличался воздержанностью.


Московский князь Юрий (Георгий) Даниилович (1281-1325 гг.)

Он желал иноческого или мученического подвига, и Господь судил ему скончаться мучеником. Когда умер великий князь Андрей Александрович, старшим в роде стал теперь князь тверской Михаил Ярославич, именно к нему на службу перешли и бояре умершего великого князя. Но права старейшинства начал оспаривать у него двоюродный племянник, московский князь Юрий (Георгий) Даниилович (1281-1325 гг.), хотя он и не был старшим в княжеском роде.

Новый великий князь Михаил должен был отправиться в Орду, чтобы там получить ярлык на великокняжеский Владимирский престол. Туда же отправился и князь московский. Когда он проезжал через Владимир, митрополит Киевский и всея Руси Максим (XII век — 6 декабря 1305 г.), предвидя начинающуюся усобицу, с мольбою возбранял московскому князю идти в Орду и добиваться великокняжеской власти. Юрий же уверял владыку, что едет не оспаривать право на великокняжеский престол, а «по своим делам».

Он отправился в Орду и встретился там с тверским князем. Татары были очень корыстолюбивы. Они желали получить как можно больше даров и говорили князю Юрию московскому: «Если ты дашь больше даров, чем князь Михаил Тверской, мы дадим тебе великое княжение». Такие речи сильно смутили московского князя, и он стал добиваться великокняжеской власти. Великий раздор начался между князьями.

Юрий всячески старался склонить хана на свою сторону; он давал в Орде большие дары. Михаил Ярославич принужден был также много тратить денег, «которые собирались с бедного народа, и была великая тягота в Русской земле. Распря между князьями усилилась».

Однако великокняжеская власть осталась за Михаилом Тверским. С московским князем племянник Александра Невского заключил мир, но согласия между ними все-таки не было: борьба Москвы с Тверью продолжалась. Тем временем в Орде занял престол молодой хан Узбек (ок. 1283-1341 гг.).

Михаил Ярославич должен был отправиться на поклон к новому хану, чтобы получить от него пайдзу (ханская грамота) на великое княжение. И на этот раз великокняжеский престол остался за ним. После того благоверный князь возвратился на Русь.

Князь московский, на обиды которого жаловался хану Михаил, был вызван в Орду и пробыл там около трех лет. Юрий через ханских вельмож употребил все средства, чтобы склонить хана на свою сторону, он успел сблизиться с ханским семейством, даже породнился с ханом, вступив в брак с сестрой его Кончакой (во святом крещении нареченная Агафией).

Ярлык на великокняжеский престол хан Узбек дал теперь своему зятю, князю Юрию. Вместе с ним хан отпустил на Русь послов своих, а во главе их — Кавгадыя, одного из своих приближенных. Михаил с кротостью отказался от великокняжеского достоинства; он послал сказать Юрию: «Брат, если хан дал тебе великое княжение, то я уступаю тебе. Княжи, только будь доволен своим и не вступайся в мой удел».

Первая военная победа тверского князя

Но великий князь московский не хотел примирения с тверским князем Михаилом. Собрав большое войско, вместе с Кавгадыем он напал на Тверское княжество, жег города и селения. «Враги забирали мужей и жен и предавали их различным мучениям, поруганиям и смерти. Опустошив Тверское княжество по одну сторону Волги, они готовились напасть и на другую его часть, заволжскую. Скорбя о бедствиях Русской земли, благочестивый князь Михаил призвал Тверского епископа и бояр и сказал им: «Разве не уступил я своему сроднику? Я претерпел все, думая, что беда эта скоро кончится. Ныне же вижу, что князь Юрий ищет моей головы. Ни в чем не виновен я перед ним; если же виновен, скажите, в чем?»

Епископ и бояре, проливая слезы, в один голос отвечали князю: «Ты прав, князь наш, во всем. Перед племянником твоим ты обнаружил такое смирение, а они за это хотят опустошить все княжество. Иди же против них, государь, а мы готовы за тебя сложить свои головы». Михаил ответил: «Братия! Вам известно, что сказано во святом Евангелии: Больши сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13). Ныне нам предстоит отдать свою жизнь за множество народа, плененного и избитого врагами».

Тверской князь Михаил собрал свои полки и мужественно вышел навстречу неприятелю. Враги встретились в сорока верстах от Твери (22 декабря 1317 года, в селе Бортеневе). Войско московского князя не выдержало натиска тверского войска и поспешно побежало.


Бортеневское поле, современный вид

«Князь Михаил преследовал врагов, и бесчисленное множество воинов, побитых и смятых конями, усеяли ратное поле; они лежали, как снопы на поле во время жатвы». Великий князь Юрий с остатком войска бежал (в Торжок, а оттуда — в Великий Новгород). Его жена Кончака, много князей, татар взято было победителями в плен.


Часовня во имя святого благоверного князя Михаила Ярославича на урочище Бортенево

Козни Юрия Московского против Михаила Ярославича

Видя поражение Юрия, Кавгадый на другой день после битвы явился в Тверь и просил мира. Михаил принял его с честью, поверив его льстивым речам, щедро одарил Кавгадыя и его людей, и отпустил с честью.

Между тем великий князь московский собрал новое войско и с ним снова двинулся к Твери. Михаил не хотел еще раз напрасно проливать христианскую кровь и настоял на заключении мира князьями.

В это время в Твери неожиданно скончалась супруга великого князя — Кончака. Появился слух, что великую княгиню в Твери отравили. Московский князь и Кавгадый поспешили в Орду. Они написали на тверского князя Михаила многие лжесвидетельства, будто бы он, собрав много дани по городам, хотел бежать к немцам, а к хану идти не хотел, что вообще он не повинуется ханской власти.

Кавгадый не хотел, чтобы тверской князь приехал в Орду и смог оправдаться. Поэтому он стал уговаривать хана, что надо скорее посылать на князя Михаила войско.

Но в августе 1318 года благоверный князь Михаил отправился к хану, говоря своему духовному отцу. «Отче, — говорил святой князь, — много заботился я о том, чтобы помочь христианам, но за грехи мои им приходится терпеть много тягостей из-за наших раздоров. Теперь благослови меня, отче: может, мне придется пролить кровь мою за народ православный».

Простился князь со своими близкими на берегу реки Нерли. Михаила Ярославича провожали супруга княгиня Анна и сын его князь Василий. Здесь князь навеки простился с ними.

Во Владимире их встретил ханский посол Ахмыл. «Спеши в Орду, — сказал он Михаилу, — хан ждет тебя; если через месяц ты не явишься, царь решил идти войной на твое княжество. Кавгадый оговорил тебя перед ханом, что ты не придешь к нему».

Тогда бояре стали отговаривать князя от поездки к хану: «Вот сын твой в Орде, пошли еще другого». Также и сыновья говорили ему: «Возлюбленный родитель, не езди сам в Орду, лучше пошли кого-либо из нас; ведь на тебя возвели клевету перед ханом. Пережди до тех пор, пока пройдет его гнев».

Но тверской князь с твердостью отвечал: «Знайте, мои дорогие дети, не вас требует хан, но меня; моей головы он хочет. Если я уклонюсь от поездки к хану, то отчина моя будет опустошена и множество христиан избито, да и сам я не избегну тогда смерти; не лучше ли же ныне положить мне свою душу за многих ».

Страдалец за народ
Готовясь к смерти, князь написал завещание, распределив между сыновьями города своего княжества, и простился с ними.

Неправеден был суд в Орде. Судьи выставили против князя обвинения: «Ты был горд и не покорялся хану, срамил его посла и бился с ним; побил многих татар и не давал хану дани; собирался с казною бежать к немцам; посылал казну папе; уморил жену князя Юрия».

Злорадный Кавгадый не только был судьей, но и обвинителем и лживым свидетелем против тверского князя: он отвергал все оправдания Михаила, возводил ложные обвинения на доблестного князя и оправдал своих сторонников. После разбирательства пристрастные судьи донесли хану, что Михаил Ярослави виновен и заслуживает смерти.

Так тверской князь остался один в руках безбожных. Одно лишь утешение было у него — это молитва, и страстотерпец, не питая злобы на своих врагов, стал воспевать богодухновенные псалмы. На другой день татары возложили на шею святого тяжелую колоду, чтобы увеличить мучения блаженного.

В то время хан двинулся на охоту к берегам Терека. По обычаю, его должна была сопровождать вся Орда. Повлекли также и Михаила.Т ягостно было это передвижение для страдальца. На его шее лежала тяжелая колода; каждую ночь в ту же самую колоду заключали и руки тверского князя. Одно лишь утешало его: к нему были допущены игумен, священники и сын его Константин.

Кавгадый и теперь не оставлял узника, но только старался увеличивать его страдания. С целью надругаться над Михаилом, он велел вывести его на торг, где было много народа. Здесь он приказал поставить князя на колени перед собой и насмехался над ним. Сбежалась толпа зевак и с любопытством смотрела на того, кто сидел прежде на великокняжеском престоле в чести и славе, а ныне в оковах переносит поругание.

Целых двадцать шесть дней томился страдалец. Не раз слуги предлагали ему: «Господин наш, великий князь, уже готовы у нас для тебя проводники и кони. Беги в горы, спаси себе жизнь». Но великий князь твердо отвечал им: «Я и прежде никогда не бегал от врагов моих, не сделаю этого и ныне. Если я один спасусь, а бояре и слуги мои останутся здесь в беде, то какая мне честь будет за это? Не могу сделать этого. Да будет Господня воля!»

5 декабря , в день своего отшествия ко Господу, рано утром Михаил Ярославич велел совершить заутреню и Божественную литургию. С сердечным вниманием, обливаясь слезами, слушал князь Божественную службу, исповедался и приобщился святых Христовых Таин. Он готовился к смерти, потому что той ночью видел сон, извещавший его о кончине.

После литургии князь простился с духовенством, которое было с ним. Потом он позвал к себе сына, князя Константина. Михаил дал ему последнее наставление о том, как надо держать ему православную веру, почитать храмы Божии, проявлять милосердие к людям.

Вдруг в шатер вбежал княжеский отрок и испуганным голосом сказал: «Государь, идут Кавгадый и Юрий со множеством народа и прямо к твоему шатру». Тогда страдалец кротко заметил: «Знаю, зачем они идут, — убить меня». Затем он отослал сына своего Константина.

Кавгадый и князь московский остановились на торгу, недалеко от шатра тверского князя, и сошли с коней. Отсюда они послали убийц к князю. «Как дикие звери, убийцы вскочили в шатер. Схватив князя за колоду, убийцы ударили его о стену, так что стена шатра проломилась. Князь поднялся было на ноги. Тогда лютые убийцы всей толпой набросились на него, топтали ногами, немилосердно били; потом один из них, кстати, русский житель Москвы по прозвищу Романцев, выхватив нож, поразил им князя в бок и повернул несколько раз нож в ране, наконец, вырезал сердце. Так предал в руки Господа святую душу свою страдалец Христов. Толпа татар и русских, бывших в Орде, набросилась на палатку убитого князя и разграбила ее.


Убийство великого князя Михаила Ярославича в Орде

Увидев обнаженное тело князя, Кавгадый с укором сказал князю Юрию Даниловичу: «Разве он не старший тебе брат, все равно как отец? Что же тело его лежит без покрова, брошенное на поругание всем? Возьми его и вези в свою землю, погреби его, по вашему обычаю».

Князь Юрий велел своим слугам прикрыть обнаженное тело святого, и один из них покрыл его своей верхней одеждой. Потом князь Юрий приказал положить тело на большую доску, а доску поднять на повозку и крепко привязать.

Явленные чудеса над телом убиенного князя

Святое тело князя Михаила, по приказанию московского князя, повезли в реку Адежь, «еже зовется горесть». «Ночью два сторожа были приставлены охранять тело убитого. Но сильный страх напал на них, и они убежали от повозки, где лежало тело мученика. Рано утром они возвратились на свое место, и видят дивное чудо: тело же лежало особо, раной к земле. Правая рука святого была подложена под его лицо, а левая находилась у раны.

Удивительно то, что в степи рыскало много хищных зверей, и ни один из них не посмел прикоснуться к телу мученика. В ту же ночь многие из христиан и иноверных видели, как два облака осеняли то место, где находилось честное тело убиенного князя. Они то сходились, то расходились, и сияли, точно солнце».

Купцы, знавшие князя Михаила Ярославича, хотели покрыть тело его дорогими тканями и поставить в святом храме. Однако бояре князя Юрия не позволяли им сделать этого; они поместили его в хлеве и приставили стражу. Но Бог прославил дивным образом мощи Своего угодника: многие из жителей по ночам видели, что над тем местом поднимался огненный столб от земли до неба. Другие видели радугу, которая склонялась над хлевом и светлых всадников, которые носились в воздухе над колесницей.


Святой благоверный князь Михаил Ярославич и святитель Арсений Тверской

Тело князя-мученика привезли в Москву и погребли в кремлевском Спасском монастыре. Благоверная княгиня Анна не знала о мученической кончине своего супруга. Через год возвратился от хана князь Юрий с великокняжеским ярлыком. Он привез с собою из Орды тверских бояр и князя Константина Михайловича.

Тогда тверичане узнали о смерти своего князя и о погребении его в Москве. Княгиня Анна и дети святого Михаила просили князя московского перевезти святые мощи мученика в Тверь. Юрий едва дал свое согласие. Святые мощи благоверного князя Михаила были перенесены в Тверь и погребены в построенном им соборном храме Преображения Господа нашего Исуса Христа.


Спасо-Преображенский собор в Твери

Церковное почитание, угроза деканонизации и таинственное исчезновение мощей

Михаил Тверской был канонизирован Русской православной церковью в лике благоверных в 1549 году, на втором Макарьевском соборе в Москве.

Житие Михаила было написано его духовником Александром, игуменом Тверского Отроча монастыря, вскоре после гибели князя. Александр сопровождал князя в Орду и был очевидцем произошедших там событий.

Однако святой князь Михаил, как и его супруга, благоверная княгиня Анна Кашинская, пострадал после раскола Русской Православной Церкви. До раскола он имел в день памяти службу всенощного бдения, но был понижен до рядовой службы.


Памятник князю Михаилу Ярославичу в Твери

«Понижение» его в службе, как и деканонизация Анны Кашинской и других Тверских святых, было одним из последствий церковной реформы XVII века — как проявление своеобразного гонения не только на живых приверженцев старой веры, но и на всякие свидетельства истинности дореформенного православия, как запечатленные в иконописных и литературных памятниках, также и в нетленных мощах святых. Но почитание деканонизированных, пониженных в богослужебном статусе, святых сохранялось в полной мере у старообрядцев.

В 1934 году тверской Спасо-Преображенский храм начали постепенно уничтожать. В ночь с 3 на 4 апреля 1935 года собор был взорван. После этого события следы мощей благоверного князя теряются. Однако доподлинно известно, что некоторые мощи тверских святых, в частности, преподобного Ефрема Новоторжского, были перевезены в ленинградский музей истории религии и атеизма, основанный в 1932 году и располагавшийся в известном Казанском соборе.

Не исключено, что и мощи Михаила Тверского до сих пор хранятся в каком-нибудь запаснике музейных правопреемников этого советского учреждения.


Церковь во имя святого князя Михаила в Твери