15.08.2020

Современные проблемы науки и образования. Структура и динамика мотивации учения студентов вуза Мотивация обучения в вузе


Зонова В.Е. Профессиональная мотивация как фактор успешности обучения в ВУЗе // Международный журнал социальных и гуманитарных наук. – 2016. – Т. 5. №1. – С. 119-121.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В.Е. Зонова , студент

Новосибирск ий государственный педагогическ ий университет

(Россия , г. Новосибирск )

Аннотация . В статье рассматривается влияние профессиональной мотивации на успешность обучения студентов. В публикации выделены факторы, которые влияют на процесс обучения, приведено исследование удовлетворенность выбранной профессией студентами 1 и 4 курса. Также были, выделены два источника активности личности (внешний и внутренний ) и рассмотрена классификация учебных мотивов.

Ключевые слова : профессиональная мотивация, учебные мотивы, источники активности личности, факторы эффективности обучения.

Профессиональная мотивация может рассматриваться как процесс стимулирования к профессиональной деятельности себя и других людей. Мотивация профессиональной деятельности – это действие конкретных побуждений, которые влияют на профессиональное самоопределение личности и продуктивность выполнения действий связанных с профессией. От профессиональной мотивации зависит: выбор профессионального пути, эффективность профессиональной деятельности, удовлетворенность трудовой деятельностью и результатами профессии, успешность профессионального обучения студента .

Эффективность процесса обучения зависит от двух факторов – уровня развития когнитивной сферы и мотивационной сферы личности студента. Также в ходе множества исследований было доказано, что «сильные» и «слабые» студенты отличаются не из-за уровня интеллекта, а из-за проявления у них мотивации учебной деятельности. У «сильных» студентов присутствует внутренняя мотивация к обучению, они хотят освоить будущую профессию на высоком уровне, хотят получить полноценные профессиональные знания и практические умения. У «слабых» же студентов присутствует внешняя мотивация, для них важно получение стипендии и одобрение со стороны окружающих, а сам процесс обучения и получения знаний им не интересен .

Положительное отношение профессии является основой профессиональной мотивации, данное отношение имеет прямую связь с конечными целями обучения. Если студент осознанно выбрал т у или иную профессию, он считает ее личностно и общественно значимой, то такое отношение будет влиять на эффективность и продуктивность процесса профподготовки.

По результатам исследования, был сделан вывод, что студенты 1 курса довол ьны избранной профессией, но к 4 курсу этот показатель снижается. К концу обучение удовлетворённость профессией снижается, а интерес остается положительным. Не удовлетворенность профессией может быть связанна с низким уровнем преподавательской деятельности в вузе. Студенты первого курса придерживаются своих представлений о будущей профессии, пока не сталкиваются с реальными знаниями и мнениями о профессии. На основе данного исследования можно выделить следующие негативные факторы, которые влияют на снижение профессиональной мотивации у студентов :

1. Столкновение представлений студента о профессии с реальностью тому, что он встретил в вузе.

2. Слабая подготовка к систематическому и напряженному процессу обуче ния, низкий уровень обучаемости.

3. Стремление сменить профессиональное направление (специальность) и отрицательное отношение к некоторым дисциплинам, но положительное к самому процессу обучения.

Принято выделять два источника активности личности внешний и внутренний. К внутренним источникам относятся познавательные и социальные потребности, установки , интересы, эталоны, стереотипы, которые влияют на процесс самосовершенствования личности, ее самоутверждение и самореализацию в различных видах деятельности. Движущей силой активности здесь будет являться несоответствие реального «Я», идеальному образцу «Я» личности.

Внешние источники активности личности – это условия жизнедеятельности обучаемого, которые включают требования, возможности и ожидания. Сущность требований заключается в соблюдении социальных норм поведения, деятельности и общения. Ожидания характеризуют отношение общества к учению как к норме поведения, которая принимается человеком и позволяет преодолевать трудности, связанные с осуществлением учебной деятельности. Возможности – это объективные условия, необходимые для развертывания учебной деятельности. Движущей силой активности личности является несоответствие реального уровня развития человека и общественными требованиями, экспектациями общества, в котором он функционирует .

Существует множество классификаций учебных мотивов, на основе вышеперечисленных источников активности выделяют следующие группы мотивов:

социальные (принятие и осознания социальной значимости обучения, потребности в развитии мировоззрения и миропонимания и др.);

познавательные (стремление к обучения , к получению новых знаний, удовлетворенность от учебной деятельности и др.);

– личностные (чувство самоуважения и честолюбия, стремление к авторитетной позиции в группе, персонализации и др.).

При первых двух видов мотивов учения ориентация направленна на процесс. А если доминируют личные мотивы, то мотивация направленна на результат и реакцию окружающих, оценку преподавателя. На успеваемость студентов влияет ориентация на процесс и на результат. В данной классификации социальная и познавательная мотивации способствуют эффективной профессиональной подготовки студентов. С помощью познавательной и социальной мотивации у студентов будут формироваться более глубокие знания, умения и навыки.

Теперь рассмотрим классификацию Д. Якобсона он выделил мотивы, которые связаны с вне учебной ситуацией и мотивы, связанны с учебной деятельностью :

1. Мотивы , связанные с вне учебной ситуацией:

– у зкосоциальная мотивация (отрицательная мотивация) профессионального выбора основными мотивами являются социальная идентификация с родителями, окружающими людьми, преобладание мотивов избегания неудач, ответственности и долга перед близкими людьми и т.д.;

– о бщесоциальная мотивация – стремление к учебной деятельности заключается в потребности приносить пользу социуму ;

– п рагматическая мотивация – побуждение к деятельности зависит от социального престижа профессии и возможностей социального роста.

2. Мотивы , связанные с учебной деятельностью:

– п ознавательная мотивация – стремление личности к образованию, получению новых знаний умений и навыков;

– п рофессиональная мотивация – интерес к выбранной профессии, ее содержанию и творческим возможностям, уверенность в своих способностях к данной профессии;

– м отивы личностного роста – основой обучения является стремление студента к самор азвитию, самосовершенствованию.

Для учебно-профессиональной мотивации очень важно преобладание мотивации, связанной с учебной деятельностью и общесоциальной мотивации. Отрицательное влияние на процесс обучения оказывают прагматическая и узкосоциальная мотивации. Неблагоприятной мотивацией для профессиональной подготовки студентов является узкосоциальная, а благоприятной является – профессиональная мотивация .

Б.Б. Айсмонтанс выделяет следующую классификацию педагогической деятельности:

мотивы долженствования;

мотивы заинтересованности и увлеченности преподаваемой дисциплиной;

мотивы увлеченности общением со студентами.

Таким образом, учебная мотивация – это вид мотивации, который имеет сложную структуру, которая включает в себя внешнюю и внутреннюю мотивацию. Характеристиками мотивации: устойчивость, связь с уровнем интеллектуального развития и характером учебной деятельности. Успешность и учебная успеваемость учащихся зависит не только от природных способностей, но и от учебной мотивации, эти два компонента имеют тесную взаимосвязь.

Библиографический список

1. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: у чебное пособие для с тудентов. – М: МГППУ, 2004. – 368 с.

2. Бордовская Н.В., Реан А.А., Розум С.И. Психология и педагогика. – С Пб.: Питер, 2002. – 432 с.

3. Диагностика мотивационно-ценностной сферы в профессиональном самоопределении: Психологический практикум ШГПИ \ Автор-составитель: канд. психол. наук Ю .Е. Иванова. – Шадринск, 2003. – 60 с.

4. Зимняя И.А. Педагогическая психология: у чебник для вузов. Изд. второе, доп., испр . и перераб . – М.: Логос , 2005. – 384 с.

PROFESSIONAL MOTIVATION AS A FACTOR OF ACADEMIC SUCCESS AT THE UNIVERSITY

V.E. Zonova , student

Novosibirsk state pedagogical university

(Russia, Novosibirsk,)

Abstract . The article examines the influence of job motivation on the educational success of students. The publication highlighted the factors that affect the learning process, the present study satisfaction with their chosen profession students 1 and 4 courses. Were also highlighted two sources of activity of the individual internal and external and discussed the classification of educational motives.

Keywords : professional motivation, educational motives, sources of personal activity, factors of learning efficiency.

Любые образовательные работы на заказ

Эссе

Мотивация - общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Имея в виду педагога, речь идет о мотивации обучения. С позиции обучаемого речь идет о мотивации учения. Мотивация как побуждение, вызывающие активность личности и определяющее её направление, особенно необходимая в процессе обучения. Рассматривая мотивацию...

Мотивация в процессе обучения, пути мотивации к обучению (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ имени Г. В. ПЛЕХАНОВА Кафедра социологии Основы психологии и педагогики высшей школы Кафедра: Экономика и управление городским строительством Шифр:08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством

ЕССЕ

На тему: « Мотивация в процессе обучения , пути мотивации к обучению »

Научный руководитель:

Сейфулаева М.Э., д.э.н., проф.

Москва, 2011

В организации современного учебного процесса большую роль играет мотивация студентов. Мотивация студентов является одной из самых сложных педагогических проблем настоящего. Мотивационными процессами в обучении студентов можно и нужно управлять: создавать условия для развития внутренних мотивов, стимулировать студентов.

Во время огромного объема информации предоставляемых источником как медиа, интернет, социальные сети, является очень сложным мотивировать студента к обучению, систематической работе, мотивации искать новое информации и эффективно использовать их в процессе обучения и жизни. Как надо мотивировать студента, что бы его обучение принесло желаемые эффекты и пользу не только ему, а и обществу? Это вопрос для психологов, педагогов и общества.

Время объективно требует изменения роли и места преподавателя в учебном процессе. Студент должен быть действующим лицом, а преподаватель — его партнером в обучении и развитии. Учебно-воспитательный процесс должен базироваться на психолого-педагогическом проектировании развития каждого студента, на создании мотивации, на субъектно-субъектных отношениях участников обучения.

1. Мотив, м отивация

Еще Сократ разработал свой процесс мотивации, а Аристотель выделил четыре различных вида причин, побуждающих человека к действию. Часть современных ученых признают мотивацию как внутреннее поле мотивов. Говорят о мотивации надо определить понятие мотива. Мотив это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанной с удовлетворением определенной потребности. Реан А., Борговская Н., Розум С. Психология и педагогика В качестве мотивов могут выступать не только потребности, ну и идеалы, интересы личности, убеждения, социальное установки и ценности, за которыми потребности стоят.

Мотивация — это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Главным звеном мотивации является побуждение — поведенческое проявление удовлетворения свои потребности.

Позитивная холистическо — динамическая теория мотивации американского психолога А. Маслова выделяет пять базовых потребностей:

· Физиологические потребности - они связаны с удовлетворением потребности в пище, воде, сексуальных потребностей …

· Потребность в безопасности - потребность безопасности, стабильности, зашите, структуре и порядке,

· Потребность принадлежности и любви - она включат в себя стремление к общению, принадлежности к социальной группе

· Потребность в признании - она включает в себя стремление связаннее с понятием достижение — достижение уважения других и самоуважения

· Потребность в самоактуализации - стремление к самовоплощению человека, в актуализации его потенции Позднее за предложенной пятистадияльной моделью потребностей, Маслоу еще две потребности: потребность в познании и понимании и эстетические потребности. Потребность в познании и понимании является когнитивной потребностей человека. Она связана с потребностей в истине, влечением к непознанному, необъясненому. Эта потребность очень связана с мотивацией обучения. Эстетические потребности отличаются набольшей диффузностью и неопределенностью. Они тесно переплетены и с конативными и с когнитивными потребностями.

Мотивы возможно характеризировать не только количественно (по принципу сильный — слабый), но и качественно. В этом плане выделяются обычно внутренние и внешние мотивы. При этом возможно говорить об отношении мотива к содержанию деятельности. Пример: Можем выделить познавательную потребность саму по себе — потребность учения. Тогда говорим о внутренней мотивации. Если с учебой связана потребность увеличения социальной престижи, зарплаты, потом надо говорить об внешних мотивах.

Кроме того, сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Очевидно, что внешние положительные мотивы более эффективны, чем внешние отрицательные мотивы, если даже по силе они равны. Внешние положительные мотивы влияют эффективно на успеваемость учебной деятельности.

2. Мотивация к обучению

Мотивация — общее название процесса побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания обучения. Имея в виду педагога, речь идет о мотивации обучения. С позиции обучаемого речь идет о мотивации учения. Мотивация как побуждение, вызывающие активность личности и определяющее её направление, особенно необходимая в процессе обучения. Рассматривая мотивацию учебной деятельности, необходимо подчеркнуть, что понятие мотив тесно связано с понятием цель и потребность. В личности человека они взаимодействуют и получили название мотивационная сфера. Термин мотивационная сфера включает в себя все виды побуждений: потребности, интересы, цели, стимулы, мотивы, склонности, установки.

Мотивация обучения — это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, к активному освоению содержания образования. Образно говоря, образы мотивации держат в своих руках совместно преподаватели (мотивация обучения, их отношение к профессиональным обязанностям) и учащиеся (мотивация учения, внутренняя, автомотивация). МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, Монография, www.rae.ru

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, — в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. http://www.psychological.ru Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, — организацией образовательного процесса; в-третьих, — субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, — субъективными особенностями педагога и прежде всего системы его отношений к ученику, к делу; в-пятых, — спецификой учебного предмета. Учебная деятельность учащихся побуждается иерархией мотивов, в которой доминирующими могут быть либо внутренние мотивы, связанные с содержанием этой деятельности и ее выполнением, либо широкие социальные мотивы, связанные с потребностью студента занять определенную позицию в системе общественных отношений. При этом с возрастом происходит развитие соотношения взаимодействующих потребностей и мотивов, изменение ведущих доминирующих потребностей и своеобразной их иерархизации. Мотивация учения складывается из ряда постоянно изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом побуждений (потребности и смысл учения для учащихся, его мотивы, цели, эмоции, интересы). Маркова А. К. Формирование интереса к учению у учащихся. С.17

Становление мотивации есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к ученику, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними". Соответственно, при анализе мотивации стоит сложнейшая задача определения не только доминирующего побудителя (мотива), но и учета всей структуры мотивационной сферы человека. Мотивационная сфера или мотивация в широком смысле слова с этой точки зрения понимается как стержень личности, к которому «стягиваются» такие ее свойства, как направленность, ценные ориентации, установки, социальные ожидания, притязания, эмоции, волевые качества и другие социально-психологические характеристики. «Понятие мотивации у человека… включает в себя все виды побуждений: мотивы, потребности, интересы, стремления, цели, влечения, мотивационные установки или диспозиции, идеалы и т. д.

Мотивация основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности студентов к учебному процессу, позволит повысить их личный научный, творческий потенциал. Недостаточно мотивированный студент не будет способствовать ни к развитию своих знании, ни к развитию науки самой. Учебный процесс относят к сложным видам деятельности, поэтому мотивов для обучения очень много, и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и сливаться в едино, формируя сложные мотивационные системы.

Структура мотивации обучения

Мотивации студентов долгое время не уделяли внимания. На самом деле в 21. века это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс обучения и результаты долгих лет семинаров, лекции и сессий. Мотивы и мотивация является движущей силой процесса обучения и усвоения информации и материала. Именно мотивация основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности студентов к учебному процессу, позволит повысить их личный научный, творческий потенциал.

Говорят о мотивах для обучения, возможно классифицировать мотивы по направленности и содержанию:

· социальные — (долг, ответсвенность, понимание значимости обучения для всего общества);

· познавательные — (стремление больше знать, стать эрудированным);

· профессионально — ценностные (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);

· эстетические (от обучения получается удовольствие, раскрываются свои скрытые способности и таланты);

· коммуникативные (возможность расширения своего кругу общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств),

· статусно — позиционные (стремление через учение или общественную деятельность утверждается в обществе);

· традиционно — исторические (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);

· утилитарно — познательные (стремление усвоить отдельный интересующий предмет и научиться самообразованию);

· неосознанные мотивы (основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познательному процессу).

Эти мотивы могут сливаться образуя общую мотивацию для обучения.

Первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения даёт отношение обучаемого к учению. Выделяют несколько ступеней включённости обучаемого в процесс учения:

Отрицательное отношение к обучению возможно характеризировать бедностей и узостей мотивов. Здесь возможно исследовать слабую заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, нежели учиться, отрицательное отношение к образовательным учреждениям, к преподавателям.

Нейтральное (безразличное) отношение к учению : характеристики те же, подразумевается наличие способностей и возможностей при изменении ориентации достигнуть положительных результатов. Возможно так говорить об способном, но лениво м учащимся.

Положительное отношение к учению: постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной, а поэтому особенно действенной; наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, их иерархией, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели. В учебной деятельности наблюдается поиск нестандартных способов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования (И.П. Подласый, 2000). Отношение обучающегося к учению преподавателя характеризует активность (учения, освоения содержания и др.), которая определяет степень (интенсивность, прочность) «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности.

Интерес — один из мотивов обучения

Интерес — один из постоянных и сильнодействующих мотивов деятельности человека. Интерес является реальной причиной действий, ощущаемая человеком как особо важная причина. Познавательный интерес проявляется в эмоциональном отношении обучаемого к объекту познания. Формирование интереса основано на 3-х педагогических законах Выготского:

1.Прежде чем ты хочешь призвать учащегося к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё, и что учащийся будет действовать сам, преподавателю же остаётся только руководить и направлять его деятельность" Выготский Л. С. : ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ, http://www.klex.ru/t2

2. «Весь вопрос в том, насколько интерес направлен по линии самого изучаемого предмета, а не связан с посторонним для него влиянием наград, наказаний, страха, желания угодить и т. п. Таким образом, закон заключается в том, чтобы не только вызвать интерес, но чтобы интерес был как должно направлен» Выготский Л. С. : ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ, http://www.klex.ru/t2

3. «Третий, и последний, вывод использования интереса предписывает построить всю педагогическую систему в непосредственной близости к жизни, учить учащихся тому, что их интересует, начинать с того, что им знакомо и естественно возбуждает их интерес». Выготский Л. С. : ЛЕКЦИИ ПО ПСИХОЛОГИИ, http://www.klex.ru/t2

3. Пути сохранения и повышения мотивации студентов

Одно из наиболее часто встречаемых препятствий процесса обучения состоит в утрате студентом мотивации к продолжению обучения. Потеря мотивации может представлять собой серьезное осложнение, поскольку студенту в этом случае крайне трудно сосредоточиться на выполнении заданий. Гораздо сложнее становится готовиться выполнению тестовых заданий, к сдаче экзаменов и завершению проектов. Именно мотивация провоцирует человека преодолевать по ходу учебы различные трудности, чувство скуки или утомления. Без мотивации сама задача обучения теряет смысл. Однако тех, кто опасается возможной потери мотивации, можно легко успокоить. Желание и способность учиться могут быть стимулированы искусственными приемами.

Методы стимулирования мотивации возможно включить:

Постав ить перед учащего точную цель , что бы работать над ее достижением. Очень полезным является сосредоточиться на небольшие задачи, которые можно выполнить без труда. Развивать мотивы достижения цели чрезвычайно важно. Поэтому обязательным является организация такого учебного процесса, где ставится цель, которую нужно достичь. То есть на каждом занятии при изучении темы или решения проблемы должна быть нацеленность на результат, который позволяет студентам переживать успех в деятельности .

Мотивировать студентов к активности на других местах движения информацией (интернет-форумах, посвященных курсу, он-лайн курсам).

Предоставить студентам возможность общаться между собой путём альтернативных форм как конференции, посещения музей, профессиональных учреждении, компании, на работу в которых студенты устраиваются

Симулированные ситуации в реальной жизни при процессе обучения .

Создание благоприятного психологического климата для развития личности.

Между пути повышения мотивации предлагаю также включить:

· введение системы публикации успехов студентов и награды за их замечательные успехи и стремление

· расширение возможности самореализации студентов

· возможность ввести индивидуальную систему обучения студентов Время также объективно требует изменения роли и места преподавателя в учебном процессе или процессе обучения. Студент должен быть действующим лицом, а преподаватель — его партнером в обучении и развитии. Учебно-воспитательный процесс должен базироваться на психолого-педагогическом проектировании развития каждого студента, на субъектно-субъектных отношениях участников обучения. Максимальная ориентация на формирование самодостаточной личности необходимая для компетентностного учебно-воспитательного процессу. Для этого в прошлом нужно оставить авторитарную педагогику, субъект-объектный тип взаимоотношений между студентом и преподавателем.

Для повышения мотивации студента к обучению необходимо осознавать, что новые учебные программы построены на принципах развивающего обучения и базируются на некоторых совершенно новых принципах обучения, среди которых:

Принцип личностного центризма в значении внимания к конкретного студента с его сущностными характеристиками; - Принцип взаимосвязи обучения, воспитания и развития; - Коммуникативно-деятельностный принцип; - Социокультурный принцип; - Принцип полифункциональности образования; - Принцип практической направленности обучения; - Компетентностный принцип направленности образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время перед преподавателями вузов стоит задача по созданию таких условий, при которых студенты за короткие сроки могли усваивать максимально возможное количество знаний вместе с приобретением навыков их творческого применения на практике.

Именно мотивация основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности студентов к учебному процессу, позволит повысить их личный научный, творческий потенциал. Как мотивировать студентов к обучению — это важный и основный вопрос не только педагогов. Мотивы к обучению могут быть различные — именно социальные, познавательные; профессионально — ценностные, эстетические, коммуникативные, статусно — позиционные, традиционно — исторические, утилитарно — познательные, неосознанные.

В 21 веке, когда доступ к информации является уже не сложным вопросом, возникает другой вопрос — как мотивировать учащихся к постоянному изучению материалов и эффективному выбору и усвоении полезных знании. Особенную роль при возникновении мотивации играет интерес и возбуждение интереса к любимой отрасли исследования, обучения. Ответственность за мотивацию студентов к обучению и её повышению принадлежит не только преподавателям и семьи. Степень мотивации студентов к обучению и их стремление — это зеркало общества. А ведь именно молодая интеллигенция является основным потенциалом, основой стабильного развития экономик отдельных стран, основной движущей силой в этом нестабильном мире.

1. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежной. М., 1972.

2. Божович Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Под ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежной. — М., 1972.

3. Каменская Е. Н. Основы психологии, Ростов н/Д, Феникс, 2003, 155 с.

4. Лавриненко В. Н. Психология и этика делового общения, Москва, 2005, 215 с.

5. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирования личности. — М., 1976.

6. Маркова А. К. Формирование интереса к учению у учащихся., 2000, 175 с.

8. Мелия М. Бизнес - это психология, Евробукс, 2009, 352 с.

9. Столяренко Л. Д. Психология делового общения и управления, Ростов на Дону, 2009, 222 с.

10. Н. В. Бордовская, А. А. Реан. Педагогика, 2000. — 304 с.

11. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т. 1: Пер. с нем. — М., 1986. — 392 с.

12. Харламов И. Ф. Педагогика. — М., 1974

13. http://student.mirvmeste.com/news/kak-motivirovat-studenta.html

14. http://www.rae.ru/monographs/77−2804

15. http://www.psychological.ru/

16. http://rupravlenie.ru/wp-content/uploads/2009/10/3_Lifshits_Students-motivation.pdf

Другие работы

Познание - обусловленный законами общественного развития и непрерывно связанный с практикой процесс отражения и воспроизведения в человеческом мышлении действительности. Целью познаний является достижение объективной истины. В процессе познания люди приобретают знания, понятия о реальных явлениях, осознают окружающий их мир. Эти знания используются в практической действительности с целью...

Контрольная

Такие испытания не проходят бесследно, утверждает она, и, как правило, через три - четыре дня ребенок заболевает. Сказывается и то, что организм его ослаб, так как малыш на протяжении нескольких дней недоедал, недосыпал. Не следует забывать и о том, что дети попадая в чужеродную аэробную среду, и в группе всегда найдутся те, у кого першит в горле или капает из носа. Особенно часто в период...

Курсовая

У процесі підготовки до уроків музики й позакласних заходів доцільно добирати українські народні приказки, загадки, вірші, ритмізувати й мелодизувати їх і надалі використовувати як можливі варіанти в роботі з учнями. Наприклад, скоромовки можна застосовувати для розвитку не тільки розмовної, а й співацької дикції. Мелодії на тексти скоромовок мають бути нескладними, інакше їх важко співати...

Курсовая

Затрудненное чтение и произношение в данном случае не является следствием слабого интеллекта или отсутствия возможности обучения. Причина этого кроется в строении полушарий головного мозга. У обычных людей задняя часть левого полушария несколько больше, чем правая. У дислексиков оба полушария развиваются одинаково. Здесь стоит сказать несколько слов о специализациях полушарий. Левое полушарие...

Единичная запись для таких чисел была громоздкой и неудобной, поэтому люди стали искать более компактные способы обозначать большие числа. Появились специальные обозначения для «пятерок», «десяток», «сотен» и т. д. Римская нумерация. Остальные числа получались путем прибавления или вычитания одних узловых чисел из других. Из арабского языка заимствовано и слово «цифра». Это слово применялось для...

Курсовая

Конечно, компьютер значительно расширяет возможности предоставления информации. Применение цвета, графики, мультипликации, звука - всех современных средств видеотехники - позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности (например, поставить ученика в положение участника соревнований). Мыслительная деятельность учащихся на занятиях физической культурой с использованием компьютера...

Старание в учебе у студента университета может объясняться его искренним интересом к предмету, большими амбициями, жаждой популярности у сокурсников или давлением со стороны родителей. Между тем, профессиональное будущее студента во многом зависит именно от того, какой мотив определяет его вовлеченность в учебу. Эти мотивы диагностировали в ходе исследования ученые НИУ ВШЭ - младший научный сотрудник Института образования Наталья Малошонок , аналитик этого института Татьяна Семенова и аналитик Центра внутреннего мониторинга Евгений Терентьев .

Наталья Малошонок , Татьяна Семенова и Евгений Терентьев применили комплексный подход, использовав в работе две взаимодополняющие теории учебной мотивации: иерархическую теорию самодетерминации и теорию достиженческих целевых ориентаций. Они были проверены на материале 37 интервью с учащимися двух университетов, классического и технического, которые пользуются популярностью в Приволжском федеральном округе. Студентов спрашивали о целях обучения и получения высоких оценок, планах на будущее, а также о практиках преподавания в их вузе.

Наиболее мотивированными можно считать тех студентов, у которых желание получать пятерки совпадает с подлинным интересом к предмету, ощущением самоценности учебы и стремлением использовать навыки, наработанные в университете, для профессионального и личностного роста. Результаты исследования приведены в статье «Учебная мотивация студентов российских вузов: возможности теоретического осмысления» , опубликованной в журнале НИУ ВШЭ «Вопросы образования» №3 за 2015 год.

Достижение мастерства как гарантия будущих успехов

Теория достиженческих целевых ориентаций, как следует из названия, сфокусирована на целеполагании – на том, зачем именно студенты учатся. Она наиболее операциональна в том, что касается изучения сверхзадач учебы. Их может быть две: цель мастерства (mastery goal ) и результативная цель (performance goal ). Студенты с установкой на мастерство сосредоточены на получении новых знаний, которые, по их собственному определению, нужны им для личностного и профессионального роста. «Главное – понять и осознать этот предмет, чтобы в дальнейшем он… пошел дальше, в другие предметы, – отмечает в интервью студентка второго курса. – Знания основ должны быть». Другой информант вторит: «Ты сразу учишься, сразу понимаешь, зачем ты это делаешь… Это намного выше тебя ставит, ты развиваешься сама, чтобы достичь вот этого большего».

Учащиеся, ориентированные на мастерство, в целом чаще упоминают о желании преуспеть в будущем – построить карьеру или повысить социальный статус благодаря профессии. Показательна оценка образования как социального лифта, высказанная респондентом: «Мне это с детства привили, говорили: «Учись – и будешь человеком»».

Любопытно, что, преследуя цели мастерства, студенты не обязательно концентрируются на профильных предметах. Если какая-то другая учебная дисциплина больше содействует личностному развитию, респонденты говорят о мастерстве прежде всего в связи с ней, уточнили авторы статьи.

Имитация компетентности ради самопрезентации и признания

Те, кто ориентирован на результат в виде пятерок как таковых (результативные цели), в первую очередь заняты самопрезентацией. Они стараются выгодно представить свои навыки, получить высокую оценку своих компетенций.

По сути, это достаточно поверхностное отношение к обучению. Если студенты, старающиеся достичь мастерства, добросовестно выполняют задания, видя в них вклад в собственное развитие, то их товарищи, ориентированные на результативные цели, ради получения пятерок готовы использовать какие угодно средства, в том числе зубрежку и списывание. «У меня есть цель получить хорошую отметку, и я любыми способами ее добьюсь», – признается студентка.

Результативные цели делятся на два типа: цель приближения и цель избегания. Первая более позитивна: студенты ищут возможности добиться успехов в учебе и в итоге лучше учатся и испытывают положительные эмоции от учебы. В этом плане цели мастерства и цели приближения сходны, однако во втором случае, по-видимому, чаще связанном с механическим заучиванием, студенты быстрее забывают полученные знания.

Учащиеся, имеющие цель приближения, больше ориентируются на требования преподавателей, чем на само обучение. Тут наблюдается некий конформизм: за время пребывания в вузе студенты приспосабливаются к преподавательским требованиям – учатся различать, какие задания нельзя не выполнить, а какими можно пренебречь. В этом случае нередко можно говорить лишь об имитации компетентности, а не о реальных знаниях. «Я понимаю обстановку сразу… – говорит респондент. – Будет, например, опрос, а я знаю, что у меня на планшете налоговый кодекс, я там все найду, и все будет классно».

Путь наименьшего сопротивления

Цель избегания предполагает, что учащиеся стараются уберечься от двоек, не попадать в ситуации, которые проявят их некомпетентность. Среди таких студентов многие учатся исключительно ради получения диплома о высшем образовании. Показательна реплика информанта: «Лишь бы отучиться». Такие студенты обычно полагают, что дипломные корочки важнее знаний как таковых, поясняют исследователи.

Наконец, ряд ученых выделяет в рамках теории достиженческих целевых ориентаций еще одну цель – «уклонение от работы»: такие студенты учатся спустя рукава и не боятся плохих оценок. Как правило, они совмещают учебу с работой, которую и считают приоритетом.

Пятерки ради честолюбия

Иерархическая теория самодетерминации дает дифференцированные объяснения внешних и внутренних причин, побуждающих студентов к хорошей учебе. Внутренняя мотивация означает вовлеченность в учебу в силу реального интереса к ней. «Внутренне мотивированный студент регулирует свою деятельность самостоятельно, а значит, он свободен при ее осуществлении», – поясняют авторы статьи. Внешняя мотивация означает, что студент включается в учебу из-за внешних регуляторов. Ими могут служить оценка за предмет, стремление получить похвалу, важность этой активности для карьерного роста и пр.

В зависимости от степени самостоятельности человека от внешних регуляторов и уровня их интернализации («присвоения»), выделяют четыре вида внешней мотивации: экстернальная (1), интроецированная (2), идентифицированная (3) и интегрированная (4).

В первом случае локус инициации активности находится вне студента: так, некоторые учащиеся стараются учиться ради более высокой стипендии или просто из желания избежать неодобрения.

Мотивация в этом случае может быть связана не с интересом к учебе, а, например, с желанием после ее окончания получить престижную работу. Так, один из респондентов красноречиво называет диплом «бумажкой», которая нужна лишь для того, чтобы он мог работать. Студенты с таким типом мотивации прилагают к учебе минимум сил, достаточных для получения хорошей оценки, отмечается в статье.

В ряде интервью респонденты замечали, что учатся хорошо просто из желания порадовать родителей. Другие проявляли честолюбие: «Может быть, я просто хочу быть лучше всех».

При интроецированной мотивации регуляция деятельности исходит от социальной среды с ее нормами, но этот внешний регулятор интернализуется человеком. «Хочу стать человеком в этой жизни», – воспроизводит студент установку о важности образования, внушенную ему с детства. В этом случае он будет испытывать перед «ближним кругом» чувство стыда из-за плохой учебы.

Красный диплом как эквивалент реальных знаний

При идентифицированной мотивации студент сам инициирует учебную активность, поскольку считает знания фундаментом для построения карьеры. Отличие этого вида мотивации от внутренней состоит в том, что учащийся относится к учебе исключительно прагматически, рассуждает в терминах пользы, поясняют исследователи. «По моей специальности очень много пригодится и для самой себя, – говорит студентка. – Как вести себя в конкретной ситуации и для работы в дальнейшем».

При интегрированной мотивации учеба встроена в ценностную систему человека. Студент хочет уверенно освоить свою специальность, поскольку она ему действительно интересна, и отличные оценки – свидетельство этого интереса. «Для меня было целью получить красный диплом. …Мне кажется, это связано, что, если человек хочет учиться на пятерки, то ему, наверное, интересно все-таки получать навыки…», – говорит информант. А в развитие мысли отмечает, что красный диплом – одна из гарантий безоблачного профессионального будущего.

Такая мотивация обычно порождает высокий градус переживаний, связанных с академическими успехами/неудачами, и студенты вкладывают максимум сил в учебу.

Преподаватели должны поддерживать мотивацию студентов

При внутренней мотивации студенты учатся с удовольствием. Одна из студенток, например, замечает: «Я поступала куда хотела, поэтому интерес превыше всего». Такие учащиеся часто стараются превзойти ожидания, сделать что-то сверх положенного.

Впрочем, тут многое зависит и от преподавателя, форматов обучения. Встречаются примеры, когда определенный педагог пробудил в респондентах интерес к обучению на отдельных предметах (ситуативный уровень мотивации), и этот интерес распространился на более общий – контекстуальный – уровень мотивации, то есть на высшее образование в целом.

Глубина мотивации определяет отношение к учебе

Выделение уровней мотивации тоже операционально. Так, помимо ситуативного и контекстуального уровней мотивации, есть еще и глобальный – на уровне общих установок человека. Эти уровни взаимосвязаны. Так, один из респондентов заявляет, что хорошо учится потому, что при недоработках его «мучает совесть». То есть глобальная мотивация (ответственность) переходит и на контекстуальный уровень – высшего образования, а также на ситуативный уровень – добросовестной подготовки к занятиям.

На практике стоит увязывать между собой разные подходы к диагностике учебной мотивации, резюмируют авторы статьи. «Целевой» подход лучше всего определяет сверхзадачи учебы, а «самодетерминация» классифицирует причины вовлеченности в учебный процесс. По сути, две системы координат комплементарны и позволяют разработать комплексный подход к анализу учебной мотивации, заключают Малошонок, Семенова и Терентьев.

Для этого мы должны подготовить специалиста способного принимать нестандартные решения в нестандартных условиях главный итог реализации так называемого инновационного образования. Модно выгодно но это не панацея. Вообразим себе на минуту что все это работает и даже эффективно. Дальшето что Получим то что уже имеем в продвинутых школах ВУЗах разумеется не естественнонаучного профиля впрочем и до них уже это дошло.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

11707. СОВРЕМЕННОЕ КЛАССИЧЕСКОЕ УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ И ФРАНЦИИ (НА ПРИМЕРЕ КУБГУ И УНИВЕРСИТЕТА БОРДО-III ИМ. МИШЕЛЯ МОНТЕНЬ) 170.85 KB
Испытывая на себе влияние современных тенденций общественного развития сфера высшего образования становится одновременно их активным участником движущей силой и катализатором. В обстановке нарастающей глобализации на передний план по качеству и престижу образования давно вышли Соединенные Штаты Америки. И решающим фактором в преодолении второстепенного положения Европы на рынке образовательных услуг признается объединение усилий всех стран континента направленных на достижение конкурентоспособности высшего образования.
16988. РОССИЯ НА ПУТИ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО: МИФОЛОГЕМЫ И РЕАЛЬНОСТЬ 36.47 KB
Однако возникают вопросы: за счет чего это удалось сделать каковы составляющие экономического роста На сколько быстро развивается новая экономика и удалось ли преодолеть монокультурную специализацию страны Как сделать этот экономический рост устойчивым и необратимым Все ли сделано для того чтобы повысился научно-технический потенциал Российской Федерации Что в этих рассуждениях идёт от мифологемы1 о том что Россия – лучшая в мире страна а что отражает реальные тенденции развития Что способствует и что препятствует перерастанию России...
6297. Новая социальная реальность - необходимость инновационного управления 23.6 KB
Под влиянием управленческой революции многие современные цивилизации добились известных социальных результатов. Эти методы научного управления направлены на более полное использование социальных ресурсов ресурсов человеческого фактора. В мире наконец происходит осознание того факта что его стабильность не может быть достигнута за счет разрушения природных социальных и духовных факторов.
16745. Академическая автономия: образы и реальность современного университета 30.39 KB
В статье рассматривается понятие академической автономии в трех измерениях. Во-вторых предлагается исторический экскурс посвященный трансформациям академической автономии в СССР и России. В-третьих дается характеристика институциональных и глобальных угроз академической автономии в описании исследователей университета. Предназначение этой статьи – с одной стороны показать символическое значение рассуждений об академической автономии как способа...
20391. Дополнительное образование 35.93 KB
Задачи практики: изучение специфики деятельности учреждений дополнительного образования структура режимом работы выявление особенностей работы руководителей кружков секций клубов; наблюдение за развитием творческих способностей воспитанников различных образовательных учреждений. Дом Пионеров становится центром пионерской и комсомольской работы и совместно со школой решает задачу воспитания детей их всестороннего развития. По звонку на урок учительница раздала учащимся тетради для контрольных работи они приступили к выполнению...
4901. Муниципальное образование 36.25 KB
На данный момент общепризнанна необходимость местного самоуправления составляющего одну из основ любого демократического строя оно получило развитие и в России. Кроме самого муниципального образования участниками гражданских правоотношений выступают и всевозможные органы местного самоуправления. В итоге прослеживаются случаи смешения правосубъектности самих муниципальных органов местного самоуправления образований и местной администрации а так же ее подразделений...
16246. Рынок, наука и образование 28.62 KB
В числе последних можно выделить как позитивные так и негативные как поверхностные так и фундаментальные – воздействие формирующихся рыночных отношений на эти две взаимосвязанные между собой сферы общественной жизни безусловно имеет многоплановый характер. Сам по себе рынок как социально-экономический феномен обязан по крайней мере с позиций зарубежной теории economics выступать институтом ‘справедливой’ мены. При этом он может быть определён как область в рамках которой потенциальные продавцы и покупатели договариваются об обмене...
13526. ДРОБЛЕНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ БЛАСТУЛЫ 2.07 MB
После того, как произойдет оплодотворения яйцеклетки, последняя получает возможность перейти к процессам многократных клеточных делений, получившим название – дробление. Дробление осуществляется с помощью митоза, слагаемого из кариокенеза (деление ядра) и цитокенеза (деление цитоплазмы). Однако митотическое деление оплодотворенной яйцеклетки (зиготы) имеет определенные особенности по сравнению с митотическим делением тканевых клеток
5531. Современное представление об устройстве памяти 11.98 KB
Устройство памяти. Физическая основа памяти. Виды памяти. Благодаря памяти в сознании субъекта его прошлое связано с настоящим и доступно понимание категории будущего.
3921. Образование на территории Московской области 36.47 KB
Изучение состояния сферы общего образования в Р.Ф. Изучение состояния сферы общего образования на территории Московской области. Рассмотрение государственных программ в сфере общего образования. Разработка мероприятий для улучшения сферы общего образования на территории Московской области.

(Т. И. Ильина)

Цель методики – выявить пребладающие мотивы обучения в вузе.

При создании данной методики автор использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В опросник для маскировки автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются. Ряд формулировок скорректирован автором книги без изменения их смысла.

Инструкция.

Отметьте ваше согласие знаком «+» или несогласие - знаком «-» с нижеследующими утверждениями.

Текст опросника.

1. Лучшая атмосфера на занятии – атмосфера свободных высказываний.

2. Обычно я работаю с большим напряжением.

3. У меня редко бывают головные боли после пережитых волнений и неприятностей.

4. Я самостоятельно изучаю ряд предметов, по моему мнению необходимых для моей будущей профессии.

5. Какое из присущих вам качеств вы выше всего цените? Напишите ответ рядом.

6. Я считаю, что жизнь нужно посвятить выбранной профессии.

7. Я испытываю удовольствие от рассмотрения на занятии трудных проблем.

8. Я не вижу смысла в большинстве работ, которые мы делаем в вузе.

9. Большое удовлетворение мне дает рассказ знакомым о моей будущей профессии.

10. Я весьма средний студент, никогда не буду вполне хорошим, а поэтому нет смысла прилагать усилия, чтобы стать лучше.

11. Я считаю, что в наше время не обязательно иметь высшее образование.

12. Я твердо уверен в правильности выбора профессии.

13. От каких из присущих вам качеств вы хотели бы избавиться? Напишите ответ рядом.

14. При удобном случае я использую на экзаменах подсобные материалы (конспекты, шпаргалки, записи, формулы).

15. Самое замечательное время жизни – студенческие годы.

16. У меня чрезвычайно беспокойный и прерывистый сон.

17. Я считаю, что для полного овладения профессией все учебные дисциплины нужно изучать одинаково глубоко.

18. При возможности я поступил бы в другой вуз.

19. Я обычно вначале берусь за более легкие задачи, а более трудные оставляю на конец.

20. Для меня было трудно при выборе профессии остановиться на одной из них.

21. Я могу спокойно спать после любых неприятностей.

22. Я твердо уверен, что моя профессия даст мне моральное удовлетворение и материаль­ный достаток в жизни.

23. Мне кажется, что мои друзья способны учиться лучше, чем я.

24. Для меня очень важно иметь диплом о высшем образовании.

25. Из неких практических соображений для меня это самый удобный вуз.

26. У меня достаточно силы воли, чтобы учиться без напоминания администрации.

27. Жизнь для меня почти всегда связана с необычайным напряжением.

28. Экзамены нужно сдавать, тратя минимум усилий.

29. Есть много вузов, в которых я мог бы учиться с не меньшим интересом.

30. Какое из присущих вам качеств больше всего мешает учиться? Напишите ответ рядом.

31. Я очень увлекающийся человек, но все мои увлечения так или иначе связаны с будущей работой.

32. Беспокойство об экзамене или работе, которая не выполнена в срок, часто мешает мне спать.

33. Высокая зарплата после окончания вуза для меня не главное.

34. Мне нужно быть в хорошем расположении духа, чтобы поддержать общее решение группы.

35. Я вынужден был поступить в вуз, чтобы занять желаемое положение в обществе, избежать службы в армии.

36. Я учу материал, чтобы стать профессионалом, а не для экзамена.

37. Мои родители хорошие профессионалы, и я хочу быть на них похожим.

38. Для продвижения по службе мне необходимо иметь высшее образование.

39. Какое из ваших качеств помогает вам учиться? Напишите ответ рядом.

40. Мне очень трудно заставить себя изучать как следует дисциплины, прямо не относящиеся к моей будущей специальности.

41. Меня весьма тревожат возможные неудачи.

42. Лучше всего я занимаюсь, когда меня периодически стимулируют, подстегивают.

43. Мой выбор данного вуза окончателен.

44. Мои друзья имеют высшее образование, и я не хочу отстать от них.

45. Чтобы убедить в чем-либо группу, мне приходится самому работать очень интенсивно.

46. У меня обычно ровное и хорошее настроение.

47. Меня привлекает удобство, чистота, легкость будущей профессии.

48. До поступления в вуз я давно интересовался этой профессией, много читал о ней.

49. Профессия, которую я получаю, самая важная и перспективная.

50. Мои знания об этой профессии были достаточны для уверенного выбора данного вуза.

Обработка результатов. Ключ к опроснику.

За согласие («+»)

с утверждением

проставляется

За несогласие («-»)

с утверждением

проставляется

Максимум

«Приобретение

по п. 4 – 3,6 балла;

по п. 17 – 3,6 балла;

по п. 26 – 2,4 балла;

по п. 28 – 1,2 балла;

по п. 42 – 1,8 балла.

«Овладение

профессией»

по п. 9 – 1 балл;

по п. 31 – 2 балла;

по п. 33 – 2 балла,

по п. 43 – 3 балла;

по п. 48 – 1 балл;

по п. 49 – 1 балл.

10 баллов

«Получение

диплома»

по п. 24 – 2,5 балла;

по п. 35 – 1,5 балла;

по п. 38 – 1,5 балла;

по п. 44 – 1 балл;

по п. 11 – 3,5 балла.

10 баллов

Вопросы п.п. 5, 13, 30, 39 являются нейтральными к целям опросника и в обработку не включаются.

Выводы.

Преобладание мотивов по первым двум шкалам свидетельствует об адекватном выборе студентом профессии и удовлетворенности ею.

ПРИЛОЖЕНИЕ 14