02.02.2018

2 безударные гласные в корне слова примеры. Постановка учебной задачи. Повторение, формулировка темы урока


Цели:

  • открыть способ проверки двух безударных гласных;
  • формировать умение правильного написания слов с безударной гласной;
  • осознавать структуру слова, его лексическое значение;
  • углубить знания учащихся об особенностях проверочных слов;
  • формировать исследовательскую деятельность учащихся, умения анализировать собственную деятельность;
  • развивать умение применять ЗУН в изучении нового материала.

Оборудование:

  • иллюстрации из сказки В.И.Даля «Рукодельница и Ленивица» (Морозко и Рукодельница);
  • Толковый словарь В.И. Даля и 4 копии со страницы из словаря на букву «с»
  • диск «Времена года»;
  • 4 карточки к орфографической работе и по 6 карточек с однокоренными словами;
  • маркерная доска;
  • опорные сигналы;
  • 12 листов А3 для опорного сигнала;
  • карточки с однокоренными словами для детей с низким темпом работы.

ХОД УРОКА

1. Самоопределение к деятельности (1 мин.)

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

– Над какой темой мы начали работу на прошлом уроке? (Безударные гласные в корне слова.)
– Как д.з. связано с этой темой? (Мы должны были списать стихотворение, вставив пропущенную гласную, и устно подобрать проверочные слова)
– Что вам помогало в работе? (Правило)
– Как же проверить безударную гласную в корне слова? (Надо подобрать такое однокоренное слово, чтобы гласная оказалась под ударением.

1) Взаимопроверка д.з. по образцу на карточке с проговариванием проверочных слов (2 мин.)

(Ошибки исправляются зелёной ручкой):

Вызвал внезапно учитель к доске,
Вот и стою у доски я в тоске.
Так неудобно стоять у доски,
Словно ботинки мне стали узки.
Всё, что слегка подучил я вчера,
Всё, как назло, позабыл до утра!
Громко учитель диктует:
– Окно.
Мелом пишу на доске я:
«Акно».
Слышу, как шум поднимается в классе:
–Надо писать через о, через о!..
Мел я в смущенье крошу на куски.
Ох, опозорился я у доски.

– Какое слово ученик написал с ошибкой? (Окно)
– Почему он написал его с ошибкой? (Плохо выучил правило)
– Какое правило забыл ученик? (Безударные гласные в корне слова)
– Как проверить безударную гласную в корне? (Правило)
– Объясните правописание этого слова.
– Сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в путешествие по сказке, чтобы узнать ещё что-то новое, важное, нужное. Сказка нам в этом будет помогать и план маршрута, который вы видите на доске.

(На доске открывается план)

1. Проверка Д.З.
2. В гостях у сказки.
3. Минутка чистописания.
4. Орфографическая пятиминутка.
5. Говорят знатоки.
6. Могу объяснить.
7. Волшебная книга.
10. Пробую свои силы.
11. Второе задание Морозки. Возвращение домой.

2) В гостях у сказки (2 мин.)

Прочитайте цитату и отгадайте название сказки, которая нам будет помогать на уроке: «Сидит девочка под ёлкой, одежонка на ней ветхая, холодно ей. Вдруг видит – Морозко к ней идёт и спрашивает…»
(Учащиеся должны продолжить предложение и назвать сказку)

«Рукодельница и Ленивица» В.И. Даль (открывается запись на доске).

– Молодцы! В.И.Даль – собиратель русских сказок и пословиц.
– Кто герои сказки? (Рукодельница и Ленивица)
– На кого из героинь сказки вы бы хотели походить? Почему?
– Чему вас научила эта сказка? Какие качества Рукодельницы нам помогут на уроке?
– Ребята, посмотрите на название сказки. Есть ли слова с безударной гласной в названии сказки? (Ленивица).
– Объясните правописание безударной гласной. (Дети находят без. гл. и подбирают проверочное слово)
– Итак, как же найти безуд.гл.? (Обозначить в слове ударение)
– Как проверить безуд. гласную? (Правило)

2. Актуализация знаний

3) Чистописание (3 мин.)

– Кто из героинь сказки мог связать такое кружево? Почему?
– Какие качества и нам помогут сделать так же работу? (Терпение, усердие, аккуратность)

Пальчиковая гимнастика. «Красим забор», «Покорение вершин».

(Дети встают, подходят к парте товарищей, анализируют работу и называют лучших. После этого и учитель отмечает детей, которые выполнили работу красиво и аккуратно).

4) Орфографическая пятиминутка (5 мин.)

(Работа в группах)

– Посмотрите на запись в чистописании.
Какие звуки обозначают эти буквы? (Гласные)
– В чём особенность этих звуков? (Они могут над нами подшутить в слабой позиции)
– Что мы должны сделать? (Проверить, подобрав проверочное слово)

Рукодельница рано встаёт, много дел у неё и забот. То воды принеси, то скотинку накорми, то дров наколи. А чтобы ей было веселей работать, она песенку поёт. На листочках слова песни.
Прочитайте стихотворение, вставьте пропущенные буквы и выберите карточку с проверочным словом. (Каждому ряду раздаётся по одной карточке со стихотворением и по шесть карточек с однокоренными словами. Дети вставляют букву и выбирают только проверочное слово на карточке)

– На выполнение работы отводится 3 минуты. Желаю успехов, вперёд!

По окончании работы, ученики прикрепляют на доску свой листочек вместе с проверочными словами:

  • 1 группа – анализирует первое слово;
  • 2 группа – второе;
  • 3 группа – третье;
  • 4 группа – сравнивает свою работу с другими и оценивает их.

– Что вы сейчас делали?
– Как вы проверяли безударную гласную? (Правило)
– Что помогло проверить её? (Проверочные слова).
– Каким должно быть проверочное слово? (Однокоренным)
– Что вы знаете об однокоренных словах? (Правило)
– Что мы сейчас повторили? Для чего? (Грамотно писать слова)

5) Лексическая работа проводится фронтально. Говорят знатоки (4 мин.)

– Пока мы с вами работали с песенкой, Рукодельница за водицей в колодец пошла. Давайте ей поможем воды в кадушку натаскать. Но кадушка вмещает только три ведра.
Сейчас я назову четыре слова, а вы выберите только однокоренные к слову «ВОДА», лишнее запишите на маркерную доску и объясните свой выбор (ученикам с низким темпом работы заранее раздаются листочки с этими словами) :



ВОДИЧКА, ВОДИТЕЛЬ, ВОДЯНОЙ, ПОДВОДНЫЙ

– Почему это слово лишнее? (Т.к. оно имеет другое значение)
– Где умение подбирать однокоренные слова нам пригодится? (При проверки безударных гласных)

Физминутка «Красивая осанка»

– Давайте прислушаемся

(Звучит композиция «Январь» П.И. Чайковского. Дети в это время завели руки за спинку стула и сидят в течение 1 минуты.)

В лесу зимой холодной сиротливо.

– Почему Морозко так говорит о лесе? (Скучно в лесу, тихо, птицы улетели, звери попрятались в норы…)
– Что означает слово «СИРОТЛИВО»? (Одиноко)
– Это слово употребляется в предложении в прямом значении или переносном? (Переносном)
– А когда мы его употребляем в прямом значении? (Люди без родителей, родственников)
– Кого из героев сказки можно назвать сиротой в переносном значении? Почему? (Рукодельницу. Родной отец отвёз в лес на погибель)
– Закройте глаза и мысленно напишите это предложение, проговаривая все слова по слогам

3. Постановка учебной задачи

6) Письмо по памяти проводится индивидуально (3 мин.)

– записать это предложение по памяти, проверить;
– 1 ученик у доски, остальные в тетрадях обозначают в словах ударение, выделяют безударную гласную, устно подбирают проверочные слова;
– анализ работы.

– К каким словам вы быстро подобрали проверочные слова? (В ле су, зи мой, хо лодной)
– Почему? (Одна безударная гласная)
– В каком слове встретили затруднение? Почему? и ро тливо. Две безударных гласных)
– Чего же мы ещё не знаем? (Как проверять в словах две безударные гласные)
– Чему будем учиться? (Правильно подбирать проверочные слова к словам с двумя безударными гласными)
– Назовите тему нашего урока.
– А для чего мы этому должны научиться? (Грамотно писать слова)

4. «Открытие нового знания»

7) Поисково-исследовательская работа в группах (10 мин.)

– Итак, как мы проверяем в словах одну безударную гласную?

Дети:

«Если гласный вызвал сомненье,
Ты его немедленно ставь под ударенье!»

– А можем ли мы одновременно проверить две безударных гласных? Почему? Что же делать? (Надо сначала проверить одну безударную гласную)
– Какую гласную удалось проверить? («О»)
– Запишите проверочное слово в тетрадь. (Сиро тка, сиро ты)
– Сколько гласных осталось проверить? Какую? (Одну. «И»)
– Что надо сделать?

Дети:

«Ударенье над гласным
Поможет сделать букву ясной!»

– Значит продолжаем искать проверочное слово для буквы «И».

Дети устно называют слова, выделяя ударный звук. Открываются слова на доске:

СИРОТИНУШКА, СИРОТЛИВАЯ

– Помогут ли нам эти слова? Почему? (Нет. «И» – безударная гласная)
– Что же делать? А помните, я говорила, что сказка нам будет помогать? Настал и её черёд.
Пока мы с вами строили проект выхода из затруднения, Морозко увидев Рукодельницу, спросил её: … (Мальчики проговаривают его слова)
– А что ответила девочка? (А девочки слова Рукодельницы)
– Морозко удивился такой скромности, доброте девушки и отблагодарил её за это. Дал золота, серебра и волшебную книгу. (Учитель показывает толковый словарь)
– Что это за книга? Для чего нужна?
– В.И.Даль не только собирал русские сказки и пословицы, но ещё и старинные слова. В этом словаре в алфавитном порядке записаны устаревшие слова, а рядом их значение.
Книга учит, помогает, подсказывает. Может этот словарь нам поможет найти родственные слова к слову «СИРОТЛИВО»?

Физминутка. Упражнения на разгрузку глаз.

Каждой группе раздаётся копия со страницы словаря на букву «С».

Задание: В течение двух минут найти проверочное слово и записать на маркерную доску, обозначить ударение и подчеркнуть ударную гласную.
– Почему вы выписали слово «СИРАЯ»? (Ударная гласная «И»)
– Почему это слово является проверочным, ведь корень слова изменился? Сколько значений у этого слова? (Два. Обозначает бедный, одинокий и ставший сиротой, а корень изменился, т.к. это устаревшее слово)
– А это и есть переносное значение слова «СИРОТЛИВО».

5. Первичное закрепление

– Удалось нам проверить вторую безударную гласную? Как вы это сделали?
– Изменился ли способ проверки? (Нет) Как же проверить в слове две безударные гласные?

(Дети проговаривают все этапы работы).

8) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин. + 2 мин. на проверку)

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

1 уровень для детей с низким темпом работы.

На карточке вставить в словах пропущенные гласные, воспользовавшись проверочными словами внизу.

2 уровень для детей со средним темпом работы

На карточке вставить в словах пропущенные гласные, используя внизу проверочные слова. Графически показать проверочное слово. (Ударение, подчеркнуть гласную)

3 уровень для детей с высоким темпом работы.

На карточке вставить в словах пропущенные буквы, устно подобрав проверочные слова.

Самопроверка по образцу на доске (Открывается крыло доски и дети проверяют работу, зелёной ручкой исправляют ошибки)
– У кого есть ошибки? Что это значит? (Надо еще потренироваться и выучить правило)
– У кого нет ошибок?
– Вы молодцы

6. Итог урока (2 мин.)

Задание Морозки. Куроку вн. чтения найти русскую народную сказку «Морозко», прочитать, найти сходства и отличия со сказкой «Рукодельница и Ленивица»В.И.Даля

– Какую задачу ставили перед собой? (Научится проверять в словах две безударные гласные)
– Удалось решить поставленную задачу? (Да)
– Каким способом?(Мы сначала выяснили чего мы ещё не знаем, а затем сами нашли способ).
– Какие получили результаты?
– В начале урока вы сказали, что хотите быть похожи на Рукодельницу. Какие качества вам помогли преодолеть затруднения? (Старание, усердие, трудолюбие)
– Спасибо за работу. Урок окончен.


Урок русского языка в 3 классе

Урок по программе «Школа России»

Тема: «Слова с двумя безударными гласными в корне»

Цели:

Уточнить знания учащихся об особенностях проверочных слов и способах проверки;

Развивать умение распознавать безударные гласные в корне слова;

Формировать интерес к поэтическому слову;

Совершенствовать умение работать в группах

Воспитывать уважение друг к другу

Тип урока: урок усвоения новых знаний

До начала урока класс делится на одноуровневые группы.

Слова в рамках записываются на доске.

^ Ход урока.

Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать, чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять».

Повторение, формулировка темы урока.


  • Индивидуальное задание на перфокартах (3чел.):
Вставь пропущенные буквы. Подчеркни слова, в которых звуков меньше букв.

М.роз, в.сел, б.льшие, счас.ливые, по в.де, праз.новали, у.кая п.лоска, обл.тают, трос.ник, лебяж.я песня.


  • Отгадай кроссворд (1чел.):

  1. Инструмент, которым забивают гвозди.

  2. Инструмент, которым рубят дрова.

  3. Малина, черника, крыжовник – одним словом.

  4. Большой населенный пункт.

  5. Овощ красного цвета.

1

2

3

4

5
На доске:

Какое слово лишнее?

Почему?

Сколько букв в слове суббота?

А звуков?

Почему?

Найдите еще слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Докажите.

Подберите проверочные слова к словам с непроизносимой согласной.

Прочитайте группу слов, в которой орфограмма – согласный звук. Назовите эту орфограмму.

Какая орфограмма спряталась в оставшейся группе слов?

Прочитайте слова, называя проверочные.

О написании слов с безударным гласным в корне нам напомнят одноклассники.

(Стих читают подготовленные ученики.)

^ Безударный – хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно,

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья.

Давайте применим это правило.

На доске:

Прочитайте слова, подберите проверочные, вставьте пропущенную букву:

Кто может сформулировать тему сегодняшнего урока?

Да, причем, мы будем говорить не об одной, а сразу о двух безударных гласных в корне слова.

Словарная работа.

Словарный диктант

Суббота, Красная площадь, коллектив, морковь, дорога, помидор, жёлтый, черный, крестьяне, до свидания.

Взаимопроверка

Упражнения.


  • Прочитайте слова первого столбика с ударением.

Сколько безударных гласных в каждом слове?

Прочитайте слова второго столбика с ударением, третьего.

Можно ли их назвать проверочными? Докажите.


  • Рассмотрите образец рассуждения, который я вам предлагаю для работы с безударной гласной на примере слова ГОВОРИТ.

го

во

рит

^ Ударение падает на 3 слог.

В корне –говор- две безударные гласные О.

Проверяю первую букву ГОВОР , вторую РАЗГОВОР.

Обозначаю орфограмму. (Ставим ударение, обозначаем корень.)


  • Записываем с объяснением.
^ Молот, молотит – молоток.

  • Самостоятельно подберите и запишите проверочные словам КОЛОСОК и ГОЛОСОК.
_____________ ____________ --- колосок.

_____________ ____________ --- волосок.

Проверяем, используя образец рассуждения.


  • К данным словам подберите противоположные по значению с двумя безударными в корне. Объясните написание.
На доске:

^ Работа в одноуровневых группах.

1группа.

Написать сочинение-миниатюру по опорным словам на тему «Зимний вечер»

Объяснить написание подчеркнутых слов.

рано вечереет

холодный ветер

запорошил вокруг

только из сторожки лесника

узкая полоска света

2 – 6 группы

Вставь пропущенные буквы.

Определи последовательность слов в предложении.

Объясни написание подчеркнутого слова.

2 группа . Р. дная, сер.цу, ст. р. на , д.р..га.

3 группа . Дело, доброе, про, смело, г.в.ри .

4 группа . К.л.сок , пустой, нос, всегда, дерет, кверху.

5 группа . Ум, не, в, а, в, б.р.де , г. л.ве.

6 группа . Старых, поучай, почитай, м.л.дых .

(Задания подбираются с учетом возможности группы.)

Что мы составили?

Д. Пословицы.

Диктовка.

А сейчас запишите еще одну пословицу.

Соломину и муха сломит, а сноп и лошаденка не раздавит.

Как понимаете?

Назовите слово с двумя безударными гласными.

Объясните написание.

Рефлексия.

У. Чему была посвящена основная часть урока?

У. С каким настроением вы уходите?

Билет №1.

1. Звук – это минимальная, нечленимая единица звучащей речи. Буква – графический знак для обозначения звука на письме, то есть рисунок. Звуки произносятся и слышатся, буквы пишутся и воспринимаются зрением. Звуки есть в любом языке, независимо от того, имеет он письменность или нет; звучащая речь первична по отношению к речи, записанной буквами; в фонографических языках буквы отображают звучащую речь (в отличие от языков с иероглифической письменностью, где отображение находят не звуки, а значения).

В русском языке гласных букв десять: а, о, э, и, у, ы, е, ё, ю, я.
Гласных звуков шесть: [и], [ы], [у], [э], [о], [а].
Чтобы отличить их от букв, мы ставим их в квадратные скобки.
Они состоят только из голоса. При их произношении воздух, поступающий
из лёгких, свободно, без преград проходит через рот. Гласные можно легко
тянуть, петь.
Гласные звуки бывают ударными и безударными: во́ды, вода́.
Не всегда при произношении слова можно явно понять, как оно пишется. Например, в слове насорить гласная о , в корне слова, произносится как а . Но как же проверить правильность написания этой буквы?

Эта гласная в корне слова – безударная . Для её проверки надо изменить слово или подобрать родственное слово так, чтобы ударение падало на эту гласную : В некоторых случаях, таким образом, не определить, как правильно пишется гласная в корне слова, с помощью ударения. Это могут быть слова со звуком о после шипящих в корне слова. Или слова с чередующимися гласными: коснуться – прикасаться.
Мы разберем такие случаи и поймем, как правильно писать слова в таких случаях.

Правописание безударных гласных в корне слова

Итак, если Вы не уверены в правильном написании гласной в корне слова надо:1) определить в слове корень: белеет – корень бел 2) подобрать родственное однокоренное слово, в котором ударение будет падать на проверяемую гласную: белеет белый . Буква ё называется – королевой ударений потому, что на неё всегда падает ударение. Если в корне слова появляется буква ё, то без ударения пишется буква е: весна – вёсны, летать – полёт, слеза – слёзы .

Слова с двумя безударными гласными корне слова

Мы узнали, как проверить правописание слов с одной безударной гласной в корне слова. А что делать, если безударных гласных в корне две!?

Например: золотой, колотиться, трепетали

В этом случае надо подобрать два проверочных слова с ударениями на те буквы, которые надо проверить:

золотой золото, позолота

Итак, мы выяснили: чтобы проверить правописание безударной гласной в корне слова, надо подобрать однокоренное родственное слово с ударением на проверяемую гласную. Если безударных гласных в корне две, значит надо подобрать два однокоренных родственных слова с ударениями на проверяемые


Вставьте пропущенные буквы в словах и объясните: Охр...нять (склад), вл...стелин, ук...р...тить (платье), кр...тчайший, сокр...щение, прохл...дительные (напитки), г...л...вной (отряд), з...лотая (цепочка), поздр...вление, чер...довать, (выглядеть) пом...л...девшим, пост...ронние, подб...родок, загр...дительные (сооружения).

2. Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Они составляют основную часть (ядро, грамматическую основу) предложения.

Подлежащее подчеркивается одной чертой, а сказуемое двумя чертами.

Подлежащее - это главный член предложения , который связан со сказуемым. Он отвечает на вопросыименительного падежа кто? или что?

Подлежащее обозначает предмет речи (мысли).

Эталон подлежащего – это существительное или местоимение.

Существительное называет предмет речи (мысли). Местоимение указывает на предмет. Местоимение часто заменяет подлежащее выраженное существительным.

От подлежащего, выраженного неодушевленным существительным, как и одушевленным, к сказуемому можно задать вопрос что делает? или что сделает? Действия как бы приписываются неживым предметам:

(Что?) Капли росы (что делали?) лежали на листьях .

Сказуемое

Это главный член предложения, который связан с подлежащим и отвечает на вопросы:

  • что делает предмет?
  • что с ним происходит?
  • какой предмет?
  • каков он?
  • что он такое?
  • кто он такой?

Например:

Солнце (что делает?) встает .

Ночь (какова?) была свежа .

Подлежащее лишь называет предмет речи (мысли). Сказуемое характеризует его по действию или признаку.

Основным свойством сказуемого является характеристика свойств предмета речи (мысли).