24.03.2018

Начальная форма существительного: примеры. Морфологический разбор «люди»


В русском языке огромное значение имеет начальная форма слова. От этого зависят многие его грамматические формы. Имя существительное не является исключением.

Какая начальная форма у существительного?

Чтобы узнать у существительного начальную форму, нужно поставить его в единственногом числа. Рассмотрим правило на примере слов из предложения:

В ряду символов Блок не избегает чисто аллегорических образов, символов давно застывших, метафор уже языковых.

Таким образом определяется начальная форма существительного. Она поможет нам в правописании падежных окончаний.

Окончания -е и -и в 1 склонения

Орфограмма, названная в подзаголовке, связана с необходимостью определить начальную форму. Дело в том, что именно от этого зависит, в каких случаях у существительных пишется окончание -е, а когда - окончание -и.

Начальная форма существительных первого склонения заканчивается на -а, -я. Вспомним, что нужно задать вопрос: "Что?" Приведём примеры:

  • жена;
  • земля;
  • листва;
  • яблоня;
  • чистота;
  • белизна;
  • беготня.

В этих словах пишутся окончания -е и -и. Выбор определяется по такой схеме:

Р. п. (кого? чего?) - И.

Д. п. (чему? кому?) - Е.

Пр. п. (о ком? о чём?) - Е.

Приведём примеры:

Практическое задание № 1

Какие буквы вы бы вставили вместо точек?



Ответы: 1) -е, 2) -е, 3) -е, 4) -е, 5) -е, 6) -е, 7) -и.

Окончания -е в именах существительных 2 склонения

Начальная второго склонения в среднем роде заканчивается на -о / -е, а в мужском роде - на согласный. Например:

  • окно;
  • село;
  • поле;
  • солнце;
  • дело;
  • стол;
  • столб;
  • товарищ;
  • карандаш.

Если перед вами такая начальная форма существительного, то слово никогда не имеет окончания -и:

  • Р. п. (кого? чего?) - А.
  • Д. п. (чему? кому?) - У.
  • Пр. п. (о ком? о чём?) - Е.

Как видим, данная орфограмма касается только формы предложного падежа:

  • Я рассказал всем о своём товарище, который вот уже целый год не выходил из дома.
  • И на солнце бывают пятна.

Практическое задание № 2

Какие окончания пишутся в словах с пропусками?

  • В договор… был подробно изложен порядок пользования местами общего пользования.
  • В незнакомом офицер… старушка узнала своего сына.
  • Вдруг вспомнили о фельдшере, жившем неподалёку, и послали за ним.
  • Селиванов рассказал начальнику об этом инженер… и его проект…, и тот согласился встретиться с ним.
  • Все работали и не думали даже о директор…, а он всё ещё не приходил.
  • В отпуск… все хорошо отдохнули, теперь пришла пора взяться за работу с новыми силами.
  • На пропуск… была чья-то чужая фотография.

Ответ: во всех словах пишется окончание -е.

Падежные окончания существительных 3 склонения

Если имя существительное женского рода в начальной форме, то есть в И. п. ед. ч. заканчивается на это значит, что оно третьего склонения. Примеры таких слов:

  • тетрадь;
  • кровать;
  • мать;
  • дочь;
  • печь;
  • ложь;
  • блажь;
  • площадь.

Если начальная форма существительного именно такая, то у этих слов никогда не бывает окончания -е:

  • Р. п. (кого? чего?) - И.
  • Д. п. (чему? кому?) - И.
  • Пр. п. (о ком? о чём?) - И.

Приведём несколько примеров:

  • На окошках ярко алели цветы герани.
  • Вдали возвышались башни неприступной цитадели.
  • Все на корабле уже мечтали о земной тверди.
  • К шерсти она примешивала обычную нить для прочности.

Практическое задание № 3

Возьмём такое задание, с каким должен уметь справляться каждый третьеклассник, так как с темой «Начальная форма существительного» 3 класс знакомится в рамках школьной программы.

Укажите предложения, в которых есть слова с окончанием -и:

  1. В классе мы читали стихотворение Чуковского о тараканищ… .
  2. Вчера мы всей семьёй ездили к дедушк… и бабушк….
  3. Я прочитал в книг… о космос…
  4. У дяд… есть макет корабля.
  5. Под деревом рос большой гриб под слоем хво…
  6. Светлый образ учителя надолго остался в памят… его учеников.
  7. В июне на топол… формируются семенные коробочки, которые потом лопаются, и семена вместе с пухом разлетаются по всей округ… .
  8. В 1914 году, когда началась война, Настасья Васильевна завещала дочер… все свои несметные богатства и ушла на фронт сестрой милосердия.
  9. Девочка в светлом плать… из ситца удивительно гармонично вписывалась в эту картину света, тепла и зелени.
  10. В огромной луж.. отражалось звёздное небо и кудрявые кроны деревьев, опрокинутые вниз верхушками.

Слова на -ий, -ия, -ие

Существуют ещё слова, начальная форма которых заканчивается на -ий, -ия, -ие:

  • санаторий;
  • мараторий;
  • профилакторий;
  • лекция;
  • армия;
  • секция;
  • произведение;
  • сведение;
  • безобразие.

У таких слов в родительном, дательном, предложном падежах окончание -и. Например:

  • Полярная звезда - самая яркая в своём созвездии.
  • Отец семейства когда-то давно учился в семинарии.
  • У Марии Ивановны было два сына и четыре дочери.
  • На Виталии был надет старый свитер грубой вязки.
  • Мать часто вспоминала об Артемии и ждала его.
  • Сердце матери только тогда находилось в гармонии с миром, когда в доме собирались все её дети.
  • Мой брат служит в армии.

Как видно из примеров, в таких случаях на конце слов мы видим сочетание букв -ии. Только последняя из них - окончание.

Диктант

Запишите под диктовку текст, поставьте существительные в начальную форму.

Как хорош осенний лес! Деревья нарядились, точно в сказк… Только ель в своей хво… хмурится и бросает шишки со своей верхушк… . На берёзк… листики жёлтые, прозрачные, зубчатые. У осинк… оранжевые кружавчики, очень красивые. Самый красивый наряд на клён… : красный, узорчатый, необычный. Из-за него не сразу увидишь гроздья рябинк… .

У полянк… на тропинк… заячьи посиделки. У зайцев тоже обновки: на серой шубк… появились белые проседи. А белк… не до обнов, она вся в работ…. Сколько ещё на ветк… шишек! А грибов на земл…! А ягоды на куст…! Нет, отдыхать она будет зимой в тёпл… да сытост… .

Весь лес осенью стоит в особом очарован… .

Итак, вы узнали, какая форма у существительных является начальной, научились использовать это знание при выборе орфограммы "Е и И в окончаниях существительных". Вы видите, как это легко и просто. Но умение определять исходную грамматическую форму важно не только при изучении темы "Имя существительное": например, также важна для изучения грамматики, но это уже тема другого разговора.

Начальная форма слова «люди» — существительное мужского рода единственного числа «человек» . Такое языковое явление, когда формы одного и того же слова имеют разные корни, называется супплетивизмом.

Иногда говорят, что слово «люди» не имеет . И это утверждение очень похоже на правду, так как говорящий может не знать того, что формы одно и того же слова могут иметь разные корни, как например у этих личных местоимений:

  • я — нет (кого?) меня;
  • он — (у кого?) у него;
  • она — дам (кому?) ей
  • ты ид -ёшь — ты ш -ёл

Это языковое явление, когда словоформы одной и той же лексемы имеют разные корни, называется научным термином — супплетивизм от французского слова suppletif , что значит «добавочный» .

Вернемся к анализируемому слову «люди» . Оно обозначает предмет и отвечает на вопрос: кто?

Многие люди считают, что лес — их бескорыстный друг.

Это существительное согласуется с прилагательным «многие» и глаголом «считают» в форме множественного числа. Значит, оно имеет эту же форму. Определим его начальную форму, пользуясь грамматической формулой: начальной формой существительного является форма единственного числа именительного падежа.

Начальная форма слова «люди» — существительное «человек» единственного числа мужского рода.

Обычно форма множественного числа существительного образуется от формы единственного с помощью окончаний —ы/-и, -а/-я или , например:

  • лектор_ — лектор-ы ;
  • враг_ — враг-и ;
  • адрес_ — адрес-а ,
  • паспорт_ — паспорт-а ;
  • штабель — штабел-я ;
  • якорь_ — ;
  • землянин_ — землян-е

Расматриваемое существительное отличается своим корнем от его начальной формы. Сравним:

  • люд-и — корень/окончание;
  • человек_ — корень/окончание.

Каждое из этих словоформ имеет свой ряд родственных слов:

  • люди — людской, людный, людно, обезлюдеть, людишки, по-людски, людоед;
  • человек — человечный, человечек, человечишка, очеловечивать, по-человечески.

И всё же в современном русском языке это формы одного и того же существительного. Когда-то слово «человек» имело все формы множественного числа. Сейчас оно только в некоторых сочетаниях с числительными сохранило форму родительного падежа множественного числа:

  • пять человек;
  • десять человек

С утра только пять человек пришли в парк.

Обратим внимание, что сказуемое согласуется с подлежащим, выраженным неделимым словосочетанием, и употребляется в форме множественного числа. Такая форма употребления множественного числа анализируемого существительного зависит от синтаксической ситуации.

Морфологический разбор слова «люди»

  • часть речи — существительное, обозначает предмет;
  • начальная фрма — «человек» ;
  • нарицательное;
  • конкретное;
  • одушевленное;
  • форма множественного числа;
  • именительный падеж;
  • Синтаксическая роль — подлежащее.

ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ В ЗАКЛАДКИ.


Форма слова - важнейшее понятие русского языка. По ней судят о грамматическом значении, изменяемости или неизменяемости лексической единицы. Ошибки в форме слова нередки: кто-то путает ее с однокоренным словом, кто-то не знает, как образуется начальная форма, а кто-то не умеет ее изменять.

Определение понятия

Практически любой части речи свойственно изменение. Так, глагол имеет формы времени, числа или лица; существительное, прилагательное, местоимение изменяются по падежам и числам. Все эти значения заключены в словоформе. Нужная форма слова реализуется через окончание (флексию). Здесь следует ввести еще одно понятие: парадигма - это цепочка словоформ.

Например, при изменении глагола решать по временам (решаю - решал - буду решать) изменяются окончания. То же самое происходит и при изменении его по лицам: решаю - решаешь - решает; и числам: решаю - решаем, решаешь - решаете, решает - решают.

Теперь возьмем для примера именную часть речи - существительное день. Изменим его по падежам (возьмем не все, только три): день (именительный), дня (родительный), днем (творительный), о дне (предложный). Теперь по числам: день (ед.ч.) - дни (мн.ч.).

Имя прилагательное, кроме изменения по падежам и числам, возможно изменить по родам: красивый стол - красивая мебель - красивое панно .

Зная, что такое форма слова, можно сказать, что оно стоит в определенном падеже, относится к тому или иному склонению или спряжению, лицу или числу. Через это понятие слово реализуется грамматически.

К примеру, в предложении Лодка отчалила от крутого берега слово отчалила имеет форму прошедшего времени, женского рода, единственного числа, следовательно, это глагол. По окончанию мы можем сказать, что слово это - женского рода. Теперь посмотрим на слово берега . Оно отвечает на вопрос чего?, следовательно, является существительным. Кроме того, можно определить падеж (родительный), число (единственное), род (мужской) и склонение (второе).

Начальная форма

Еще одно понятие русского языка - начальная форма слова. Это закрепленное грамматическое оформление лексемы. Так оно зафиксировано в словарях. Примечательно, что у частей речи эти характеристики различны.

Существительное - именительный падеж, единственное число (пень, слушатель, книга, телефон, облако) .

Прилагательное - именительный падеж, единственное число, мужской род (деревянный, дубовый, чайный, великолепный) .

Числительное, если оно количественное, должно стоять в именительном падеже (двадцать, шесть, сто сорок один) , порядковое же, аналогично прилагательному в мужском роде, - в единственном числе, именительном падеже (двадцатый, шестой, сто сорок первый ).

Начальная форма слова-местоимения зависит от его разряда. Не секрет, что эти части речи подразделяются в зависимости от того, к какой части речи тяготеют. Поэтому для местоимений-существительных это будет форма существительного, аналогично - для местоимений-прилагательных и числительных. Исключение - местоимение, не имеющее формы именительного падежа: себя, себе, собой .

Глагол - инфинитив, т.е неопределенная форма, при которой ставятся вопросы что делать? что сделать?: (шить, стирать, иметь, сесть, взорвать, улыбнуться).

Что касается причастий, то у них начальная форма определяется согласно определению. К сожалению, это достаточно спорная часть речи: некоторые лингвисты выделяют ее в отдельную, и тогда начальная форма - единственное число, именительный падеж, мужской род (танцующий). Но если вы разделяете точку зрения ученых, считающих причастие лишь формой глагола, то в качестве начальной формы необходимо указать инфинитив (танцевать) .

Особняком от всех в этом вопросе стоят неизменяемые части речи - деепричастие и наречие. Что такое форма слова? Это его изменение. Соответственно, эти слова данной характеристики не имеют: быстро, вдвойне, горячо, рисуя, увлекшись. Тут следует сделать оговорку, как в предыдущем абзаце: если деепричастие позиционируется как глагольная форма, то его начальная форма будет инфинитивом: рисуя - рисовать .

Форма и однокоренное слово

Следует понимать, что такое форма слова, говоря об однокоренных словах. Последние образуются с помощью словообразующих морфем: приставки либо суффикса. В изменении же словоформы участвует исключительно окончание.

Для примера приведем слово человек . Изменение его формы: человека - человеку - человека - человеком - о человеке . Слова различаются лишь флексиями. Лексическое значение неизменно. Теперь подберем однокоренные слова: человечек, очеловечивание, человечность . Эти слова уже имеют различные лексические значения и отличаются друг от друга наличием суффиксов и приставок (очеловечивание).

Особые случаи

В русском языке есть особые случаи, названные «несвободность» форм - это такое явление, при котором полностью формообразующую цепочку составить невозможно.

К примеру, к слову кочерга затруднительно подобрать форму множественного числа, от прилагательного красть невозможно образовать страдательное причастие несовершенного вида по принципу рисовать - рисуемый . Зная, что такое форма слова и ее цепочка, вы избежите ошибок в этом вопросе.

1. Что обозначают термины морфология и морфонология и каково их происхождение?

Морфология - 1) система грамматических категорий, грамматических значений и грамматических форм языка, образующих в совокупности грамматический строй языка; 2) раздел языкознания, изучающий грамматический строй языка. Морфонология - раздел языкознания, изучающий варь-ирование фонем в составе морфем какого-либо языка.
Оба слова составлены из греческих корней: морфология - morphe "форма" и logos "слово, учение"; морфонология - morphe "форма", phone "звук" и logos "слово, учение".

1) Категория одушевленности/неодушевленности се-мантическая, так как деление существительных опирается на их семантику: обозначают ли они живых существ или предме-ты неживой природы. Однако полностью отождествлять поня-тие одушевленности /неодушевленности и понятия живого и неживого в природе нельзя (ср.: дуб, береза - наука считает их живыми организмами; покойник, мертвец - грамматика рас-сматривает как одушевленные).
2) Это категория грамматическая и выражается морфоло-гически - формой винительного падежа множественного чис-ла у существительных всех родов: у одушевленных существи-тельных форма винительного падежа совпадает с формой родительного (птиц, людей, героев), у неодушевленных - с формой именительного падежа (увидел деревья, столы). В форме единственного числа категория одушевленности/ неодушевленности проявляется только у существительных мужского рода 2-го склонения (останавливаю мотоцикл, милиционера).
Примечание. Одушевленными бывают в основном су-ществительные мужского и женского рода и некоторые суще-ствительные среднего рода (дитя, животное, страшилище).
Некоторые существительные испытывают колебания в фор-ме винительного падежа, употребляясь то как одушевленные, то как неодушевленные: бактерия, вирус, личинка. Нормой счи-тается употребление подобных слов как неодушевленных (уби-вать бациллы и бактерии); в профессиональной речи могут наблюдаться отступления от нормы.
Колебание в использовании категории одушевленности происходит и в названиях игрушек, механизмов, изображаю-щих человека (кукла, матрешка, снеговик); чаще всего эти сло-ва выступают как одушевленные (нет айболитов, незнаек).
Слова держатель, толкатель, искатель, копатель, собира-тель, истребитель, носитель и др. в значении лица будут оду-шевленными, в значении неживых механизмов (устройств, транспортных средств, предметов) - неодушевленными.
Для одушевленных существительных характерны словооб-разовательные пары: учитель - учительница, москвич - моск-вичка, внук - внучка, лев - львица, кот - кошка и др.
В древнерусском языке категории одушевленности/неоду-шевленности не существовало.

3. Принято считать, что в русском языке все существительные имеют постоянный морфологический признак рода. Каковы особенности слов супруг и супруга, зал и зала, учащийся и учащаяся, кофе, забияка, связанные с их родом? Могут ли эти особенности служить доказательством способности некоторых существительных изменяться по родам?

Ни одно из приведенных в задании слов не может служить доказательством способности некоторых русских существи-тельных изменяться по родам, однако все они, за исключением слова забияка, обладают теми или иными характеристиками непостоянного признака рода, причем слова зал и зала находятся ближе всего к непо-стоянному роду: у них только один признак рода постоянного.
Очевидно, что слова супруг и супруга, учащийся пучащаяся отличают-ся друг от друга окончаниями. Что касается различий между основами слов в этих парах, то на этот счет есть разные мнения: одни лингвисты считают, что у данных слов основы совпадают, другие - что в основах существительных супруга и учащаяся имеется нулевой суффикс со зна-чением "женский пол", отсутствующий в супруг и учащийся. Если счи-тать, что основы этих слов совпадают, то можно утверждать, что родо-вые различия выражаются только окончаниями, как это и бывает при непостоянном признаке рода. Однако других признаков непостоянного рода у слов в данных парах нет, так как у них различное лексическое значение, выбор нужного слова определяется необходимостью выра зить тот или иной смысл, а также отсутствует форма среднего рода *уча-щееся. Поэтому эти существительные традиционно считаются разными словами, а не формами разных родов одного и того же слова.
Существительные зал и зала, согласно данным словарей, отличаются друг от друга степенью современности {зала - устаревшее слово), но не лексическим значением, и рассматриваются оба в одной и той же сло-варной статье. Словарь С.И.Ожегова приводит такие два значения для этих слов: «1. Помещение для публики, публичных собраний, для заня-тий чем-н., для размещения экспонатов (в музее). 2. Парадная комната для приема гостей». Ввиду тождества лексического значения, в основе ни одного из этих слов нельзя выделить нулевого суффикса; таким обра-зом, формальные различия между ними выражаются только с помощью окончаний. Таким образом, слова зал и зала имеют следующие призна-ки непостоянного рода: они не отличаются друг от друга своим лексиче-ским значением, а их формальные различия выражаются окончаниями, выбор одного из этих слов обусловлен не необходимостью выразить тот или иной смысл, а стилистическими причинами, например, желанием стилизовать текст «под старину». И только отсутствие слова среднего рода *зало является чертой, свойственной постоянному роду. Именно слова в подобных парах наиболее близки к словам с непостоянным при-знаком рода, хотя традиционно считаются разными словами, а не фор-мами одного и того же слова.
Существительное забияка, как уже было сказано, относится к обще-му роду, то есть имеет родовые характеристики мужского и женского ро-дов. О том, в каком именно из этих двух родов оно использовано, по его собственным окончаниям догадаться нельзя, необходимо обратить вни-мание на окончания согласованного слова. Между забиякой мужского рода и забиякой женского рода имеются лексические различия: в муж-ском роде это слово применимо только к лицам мужского пола (можно сказать только Он такой забияка!, но не *Она такой забияка!), а в жен-ском роде - к лицам и мужского, и женского пола (можно сказать и Он такая забияка!, и Она такая забияка!). Выбор рода у этого слова, таким образом, связан с необходимостью выразить тот или иной смысл. Фор-ма среднего рода *такое забияка отсутствует. Оказывается, что у этого слова нет никаких признаков непостоянного рода; между тем, как изве-стно, в словарях и грамматиках представлено только одно слово забияка, обладающее двумя родами, иначе говоря, ему в неявном виде приписы-вается непостоянный признак рода.
Слово кофе в современном русском языке может использоваться как существительное мужского (растворимый кофе) и среднего (растворимое кофе) рода6. Между двумя типами употреблений этого слова нет никаких смысловых различий, иначе говоря, лексическое значение не меняется при изменении родовой характеристики, вследствие чего выбор той или иной родовой характеристики не мотивирован смыслом. Эти свойства характерны для непостоянного признака рода. Однако других призна-ков непостоянного рода у слова кофе нет: у него отсутствует способ-ность употребляться в женском роде (невозможно растворимая кофе) и родовые различия не выражаются окончаниями самого этого слова.

4. Приведите примеры перехода нарицательных существи-тельных в собственные и наоборот. Какой из этих процессов яв-ляется более регулярным?

Собственные имена часто образуются из нарицательных. Имена людей: Вера, Надежда, Любовь, Роза, Лилия; клички животных: Шарик, Зорька; названия населенных пунктов: Зима, Горки; печатных изданий: «Правда», «Пионер»; художественных произведений: «Хамелеон», «Богатыри» и т. п.
Значительно менее регулярно собственные имена могут переходить в на-рицательные: ампер, бойкот, бостон, браунинг, вольт, галифе, герц, дизель, кулон, макинтош, мартен, маузер, наган, ом, рентген, силуэт, хулиган, ше-виот и др.

5. Какие окончания являются общими для всех имен суще-ствительных независимо от склонения?

Общими для всех существительных являются окончания дат., твор. и предл. пад. мн. ч.: -ам (-ям), -ами (-ями), -ах (-ях). Исключения: дети, дверь, дочь, лошадь, люди в твор. пад. мн. ч. имеют форму: детьми, дверьми, дочерьми (и дочерями), лошадьми, людьми, в устойчивых сочетаниях: лечь костьми, бить плетьми.

6. В словаре С.И.Ожегова лексическое значение слов сапог, туфля и валенок описывается в словарных статьях САПОГИ, ТУФЛИ, ВАЛЕНКИ, где в качестве начальной приведена форма множественного числа. Чем можно объяснить такой выбор начальной формы? Приведите примеры других существительных, множественное число которых обладает аналогичными особенностями значения.

У большинства русских существительных, имеющих формы двух чисел, форма единственного числа обозначает один объект, а множественного - несколько объек-тов, каждый из которых существует сам по себе, вне каких-то опреде-ленных отношений с другими объектами того же типа, например: воро-бей и воробьи, дом и дома, облако и облака, красавица и красавицы и т.д. Однако существуют и объекты, которые предназначены для функцио-нирования не поодиночке, а в комплекте с другими такими же; к подоб-ным объектам относятся в том числе сапоги, туфли и валенки.
Форма множественного числа существительных, называющих такие объекты, обычно обозначает полный комплект, набор таких предметов либо несколько комплектов, хотя может называть и просто множество разрозненных предметов. Например, сапоги - это обычно два сапога одной модели и размера, левый и правый (ср.: Я отправилась на работу в новых зимних сапогах) или несколько пар сапог (Сапоги рабочих суши-лись у батареи), реже - несколько разрозненных сапог (Из-за печки мы достали пять сапог, но почему-то все они оказались на левую ногу).
Таким образом, выбор формы множественного числа в качестве на-чальной для слов сапог, туфля и валенок объясняется особенностями объектов, обозначаемых этими словами, их предназначенностью для совместного функционирования в составе набора, комплекта, причем комплект сапог, туфель и валенок состоит из двух предметов. Другими примерами такого рода существительных могут служить варежки, чулки, носки, перчатки и другие названия парных предметов одежды и обуви, а также обозначения парных частей тела и парных частей одежды: руки, ноги, крылья, ноздри, уши, глаза; рукава, брючины, проймы.
Однако комплекты могут состоять и из большего количества объек-тов; к словам, называющим подобные комплекты, относятся, напри-мер, зубы, ребра, клавиши, пуговицы, дольки (апельсина).

7. Зачем слову начальная форма? Какими свойствами должна обладать та из форм слова, которая претендует на роль начальной? Почему, например, начальной формой существительного считается форма Им. падежа ед. числа?

Слово - одна из основных единиц языка, изучае-мая разными лингвистическими дисциплинами. Каждая из них рассма-тривает его со своей точки зрения. Например, лексикологию интересу-ет лексическое значение слова, которое выражается в его основе и при-суще всем его формам. Постоянные морфологические признаки тоже одинаковы во всех формах слова. В этих и подобных им случаях требу-ется говорить о «слове вообще» в отвлечении от всех его непостоянных морфологических признаков.
Между тем у большинства слов русского языка - а именно у изменя-емых слов - нет форм, которые были бы свободны от непостоянных признаков. И именно применительно к изменяемым словам имеет смысл рассуждать о начальной форме: ведь начальная форма - это од-на из нескольких, имеющихся у слова.
Начальная форма слова - это такая его форма, которая выступает в качестве эквивалента «слова вообще», то есть такая, называя которую, мы имеем в виду только постоянные признаки данного слова и отвлека-емся от непостоянных. Именно начальную форму мы используем, когда нам нужно говорить о «слове вообще». Например, утверждение Слон - это существительное верно независимо от того, в какой форме слово слон стоит в конкретном предложении; в этом утверждении использова-на форма Им. падежа ед. числа. Таким образом, начальная форма нуж-на, строго говоря, не самому слову, а лингвистам, его изучающим.
В принципе на роль начальной формы можно назначить любую фор-му конкретного слова, однако, как мы знаем, у существительного на-чальной считается форма Им. падежа ед. числа (если слово изменяется по числам), у прилагательного - форма Им. падежа ед. числа мужского рода, у глагола - форма инфинитива.
Выбор именно таких форм в качестве начальных был сделан уже дав-но и пришел в современные описания из античных (латинских и грече-ских) грамматик; таким образом, это дань лингвистической традиции. Однако и для современного русского языка (как и для многих других) выбор этих форм удобен и в большинстве случаев мотивирован устрой-ством самого языка.
В качестве начальной формы выбирается та, которая может использо-ваться в предложении в наиболее независимой позиции, то есть в позиции подлежащего; такой способностью обладают Им. падеж существительно-го и инфинитив глагола. Это синтаксическое свойство начальной формы.
С точки зрения морфологии начальной удобно считать ту форму, по которой можно предсказать все или наибольшее число других форм слова; иначе говоря, это та форма, которая сообщает информацию о ти-пе склонения или спряжения. У существительных это форма Им. паде-жа ед. числа. Легко заметить, что по формам мн. числа и косвенных па-дежей ед. числа другие формы существительного предсказать обычно не удается; так, например, окончание -ами в Тв. падеже мн. числа могут иметь и слово дом, и слово книга, и слово кресло, обладающие разными системами окончаний.
Таким образом, выбор формы Им. падежа на роль начальной формы существительного объясняется и синтаксическими, и морфологически-ми соображениями, а выбор ед. числа - только морфологическими со-ображениями.
Тот факт, что у прилагательных начальной формой считается форма именно мужского рода, по-видимому, нельзя объяснить никакими соб-ственно лингвистическими соображениями, и такой выбор лишь ре-зультат следования традиции.

8. В предложениях Вася богат, а Петя беден (1) и Вася богаче Пети, а Петя беднее Васи (2) присутствуют формы прилагательных-антонимов богатый и бедный. В чем заключается различие между краткой формой и формой сравнительной степени прилагательных с точки зрения их сочетаемости с другими словами в предложении? По какой причине в предложении (2) вторая часть кажется информативно избыточной?

Краткая форма прилагательного обязатель-но соединяется в предложении со словом, обознача-ющим носителя признака (оно является подлежащим). Форма сравни-тельной степени тоже требует наличия слова - обозначения носителя признака, но кроме того - наличия слов, указывающих на предмет (ли-цо), с которым происходит сравнение (Вася богаче Пети), или тот же предмет или лицо в другой момент времени (Вася богаче, чем в прошлом году).
В предложении Вася богат, а Петя беден две его части сообщают нам о разных, при этом противопоставленных ситуациях: в первой участвует Вася, во второй - Петя. В предложении (2) каждая из частей обозна-чает ситуацию, участниками которой являются одновременно Вася и Петя. В части Вася богаче Пети речь идет о Васе (слово Вася - подлежа-щее), который сравнивается с Петей (Летя - дополнение). В части Пе-тя беднее Васи говорится о тех же участниках, но уже Петя сравнивает-ся с Васей. Позиции подлежащего и дополнения заняты одними и теми же словами, которые «поменялись местами»: теперь Петя - подлежащее, а Вася - дополнение.
Сказуемыми в обеих частях являются формы качественных прилага-тельных-антонимов. Качественные прилагательные обозначают признак, который может быть представлен в разной степени (что и обуслов-ливает наличие у них степеней сравнения). Прилагательные-антонимы имеют большую общность значения, по сути дела, обозначают не раз-ные признаки, а (в положительной степени сравнения) крайние прояв-ления одного и того же признака, которые можно представить как «два полюса» воображаемой шкалы. В форме сравнительной степени каждое из прилагательных-антонимов показывает соотношение двух сравнива-емых объектов по этому признаку (взаимное расположение на одной и
той же воображаемой шкале). Так как в обеих частях второго предложе-ния говорится об одних и тех же участниках, то на «признаковой шка-ле» взаимное расположение у них одинаково, с какой стороны (с како-го «полюса») ни смотри.
Итак, вторая часть рассматриваемого предложения (Петя беднее Ва-си) с другой точки зрения обозначает то же положение дел с теми же участниками, что и первая. За счет этого она является информативно избыточной.

9. Выдающийся филолог XX века В.Виноградов в труде «Русский язык.
Грамматическое учение о слове» (1947) назвал местоимение особой частью речи в современном русском языке. Почему, по вашему мнению, Виноградов так охарактеризовал местоимение?

Местоимение - слово, указывающее на лицо, предмет или признак, но не называющее их.
На протяжении своей длительной истории местоимения претерпели существенные изменения. В настоящее время в со-временном русском языке местоимение как часть речи состоит из предметно-личных местоименных слов: я, мы, ты, вы, он, она, оно, они, себя, кто (никто, некто, кое-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь), что (ничто, нечто и др.), а также все, то, это в предметном значении. Эти слова близки к существи-тельным, указывают на предметность. В предложении обычно являются подлежащим или дополнением.
От существительных предметно-личные местоимения отличаются системой морфологических категорий и особенно-стями ее проявления: имеют несловоизменительную категорию лица (я - мы); категория одушевленности распространяется и при указании на неодушевленные предметы словоформами его, ее, их (В. п. = Р. п.). Род, как правило, выражен сочетанием с другими словами: я пришел - мужской род, я пришла - жен-ский род, что случилось - средний род. При склонении отмеча-ются развитый супплетивизм и особая непродуктивная систе-ма окончаний.
Остальные местоименные слова, сближающиеся с прилага-тельными: мой, твой, наш, ваш, его, ее, их, свой, этот, тот, такой, таков, экий, этакий, сей, оный, какой, чей, который, каков, каковой, сам, самый, весь, всякий, иной, другой, некоторый, не-кий, какой-либо, какой-нибудь и др. - имеют категориальное значение признака предмета, отвечают на вопрос какой?, изменяются по родам, числам, большинство из них также и по падежам, обладают категорией одушевленности/неодушев-ленности, согласуются с существительными; в предложении все перечисленные местоимения являются определением или именной частью составного сказуемого.
Местоимения-числительные: сколько, столько, несколько, сколько-нибудь - указывают на количество и составляют лексико-грамматический разряд числительных; местоимения где, куда, здесь, там составляют особый лексико-грамматический разряд наречий.

10. К каким местоимениям и когда прибавляется н?

Оно прибавляется в косвенных падежах к личному местоимению 3-го лица после предлогов, например: знал его, но пришел к нему, был с ним, был у нее, у них и т. д. Любопытно, что после предлогов навстречу, благодаря, вопреки н не появляется (ср. навстречу ему, ей). Это объясняется тем, что данные слова стали употребляться в качестве предлогов сравнительно недавно.

11. Почему местоимения каков и таков не склоняются?

Местоимения какое и таков, как и краткие прилагательные и причастия, употребляются в роли сказуемого и, согласуясь с подлежащим, всегда нахо-дятся в именительном падеже.

12. В группу вопросительных местоимений и в группу отно-сительных местоимений включаются одни и те же слова, что позволяет говорить об одном разряде - вопросительно-относительных местоиме-ниях. Есть ли среди вопросительно-относительных местоимений такие, чьи морфологические свойства и / или синтаксическое «поведение» в этих двух функциях неодинаковы? Если да, то опишите имеющиеся различия и проиллюстрируйте их примерами.

Морфологические и синтаксические свойства большинства вопросительно-относительных местоимений одинаковы в обеих выпол-няемых ими функциях. Однако есть и исключения.
Вопросительно-относительное местоимение который обладает мор-фологическими признаками прилагательного (изменяется по родам, числам и падежам). Однако синтаксические функции этого слова зави-сят от того, выступает ли оно в роли вопросительного или в роли отно-сительного.
В качестве вопросительного слово который используется довольно редко, в основном в стандартной фразе Который час?, а также в составе элективной (выделительной) конструкции, например, Который из двух вариантов вы выбираете?, Который из них мой одноклассник?, причем в последней конструкции чаще используется слово какой, а не который. В таких конструкциях слово который ведет себя подобно порядковому числительному, образуя вместе с существительным единый член пред-ложения; ср. Который час? и Сейчас второй час (который и второй - часть подлежащего), Который из двух вариантов вы выбираете? и Я вы-бираю первый из (предложенных) вариантов. (Который и первый - часть дополнения.) Учитывая, что порядковые числительные, в свою очередь, сходны по синтаксическим свойствам с прилагательными, можно ут-верждать, что вопросительное который не только с морфологической, но и с синтаксической точки зрения сходно с прилагательными.
В роли относительного местоимения слово который, напротив, сближается с существительными и может выступать в любой синтакси-ческой функции, свойственной этой части речи: Я поблагодарил челове-ка, который мне очень помог (подлежащее); Я не знаю, который час (часть подлежащего); Вот часы, которые мне подарил дед (дополнение); Он взглянул на часы, стрелки которых как раз остановились на двенадцати (определение); Это был единственный в деревне дом, возле которого не было сада (обстоятельство).
Легко заметить, что сближение относительного который с существи-тельными происходит в определительных придаточных. Напротив, в придаточных изъяснительных относительное который не отличается по своим синтаксическим функциям от вопросительного; ср. Вы не знаете, который час?; Нужно решить, который из двух вариантов вы выбираете; Никак не могу понять, который из них мой одноклассник.
Сходные особенности обнаруживаются у слова какой: в вопроси-тельной функции и в придаточных изъяснительных оно и морфологи-чески, и синтаксически ведет себя подобно прилагательному, а в прида-точных определительных какой, как и который, обладает синтаксичес-кими свойствами существительных; ср. Какой галстук больше подойдет к этой рубашке?; Скажи, какой галстук больше подойдет к этой рубашке (какой - согласованное определение в вопросительной функции и в функции союзного слова в придаточном изъяснительном; эта синтак-сическая роль свойственна прилагательному) и Я перечитал все книги, какие смог найти, хорошенько порывшись в шкафу (какие - дополнение в придаточном определительном; эта роль характерна для существитель-ных). Впрочем, местоимение какой используется в качестве союзного слова в придаточных определительных сравнительно редко.
В отличие от который, вопросительное что и относительное что в подавляющем большинстве контекстов не отличаются друг от друга синтаксически. Различия обнаруживаются только при употреблении что в одном из типов придаточных, причем они полностью вытекают из морфологических особенностей такого что.
В вопросительной функции местоимение что имеет полный набор падежных форм: Что происходит?; Чего следует опасаться?; К чему сле-дует готовиться?и т.п. Относительное что может использоваться в трех типах придаточных предложений: в придаточных изъяснительных, при-соединительных и определительных. В придаточных первых двух типов оно, как и вопросительное, имеет полный набор форм; ср. придаточное изъяснительное Он знал, что происходит (чего следует опасаться; к чему следует готовиться) и придаточное присоединительное Синоптики обе-щают ураган, что в нашей местности происходит нечасто (чего следует опасаться; к чему следует готовиться).
Напротив, в придаточных определительных что имеет только форму именительного и винительного падежей, причем форма винительного не может употребляться с предлогами: Сходи в магазин, что за углом; При-мерь-ка тапочки, что я купил; ср. также не соответствующее современной норме употребление этого местоимения в предложении Где эта девушка, что я влюблен?, где перед словом что должен был бы стоять предлог (как в предложении Где эта девушка, в которую я влюблен?), однако это невоз-можно из-за особенностей сочетаемости что определительного. Из-за ог-раниченного набора форм что в определительных придаточных может быть только подлежащим или прямым дополнением.

13. Известно, что числительные два, три, четыре и оба, стоя в формах именительного и винительного падежей, управляют формой родительного падежа единственного числа зависимого существительного: два (три, четыре, оба) торта, но не два (три, четыре, оба) тортов. Однако это не всегда верно. Так, нужно сказать два пирожных, но не два пирожного. Какое свойство слова пирожное делает правильной только конструкцию с формой множественного числа? Приведите примеры слов, которые не отличаются от слова пирожное.

Особенность слова пирожное, которая отличает его от слова торт, - это тип склонения, то есть набор окончаний, используемый при изменении этого слова. Ес-ли слово торт относится ко второму склонению из тех трех, которые в школьной традиции принято выделять у существительных и которые в науке называются субстантивными (то есть склонениями, свойственны-ми существительным, от латинского substantivum - имя существитель-ное), то слово пирожное ни к одному их этих склонений не относится: оно имеет такой же набор окончаний, как у прилагательного среднего рода (склонение самих прилагательных, а также существительных, име-ющих сходные с прилагательными окончания, называется адъектив-ным, от латинского adjectivum - имя прилагательное). В составе количественных сочетаний существительные адъективного склонения ведут себя абсолютно так же, как прилагательные: ср. оба участ-ковых милиционера и оба участковых; три столовых ложки и три столовых, три столовые ложки и три столовые; два вторых блюда и два вторых (поряд-ковое числительное второй склоняется так же, как прилагательное). В качестве примеров можно привести любые существительные, скло-няющиеся по
адъективному склонению и имеющие формы единственно-го числа, ср. уже приведенные выше слова полицейский, участковый, дву-гривенный, столовая, второе, заливное, а также военный, учащийся, учащая-ся, булочная, закусочная, жаркое, вычитаемое, земноводное и т. д.

Слово лето в древние времена означало «год». Это вполне естественно, если учесть, что наиболее деятельным временем года у славян, как земледель-цев и скотоводов, было лето, на которое приходились наиболее важные ра-боты, обеспечивавшие материальное благополучие на целый год (ср. посло-вицу: Летний день год кормит). В современном языке сохранились следы подобного словоупотребления в сложных словах летопись, т. е. запись собы-тий по годам, и летоисчисление. В старом значении слово лето в настоящее время употребляется только в род. пад. мн. ч. в сочетании с числительными начиная с пяти (пять, шесть, сто. . . лет), а также в некоторых устойчивых сочетаниях: человек преклонных лет, на склоне лет, сколько лет и т. п.
Числительные два, три, четыре в современном русском языке сочетают-ся с существительным год в род. пад. ед. ч. Слово год имеет много исторически однокоренных слов, значение которых не только в русском, но и в других славянских языках весьма разнообразно (ср. годный, годиться, угодить, выгода, погода, устар. година и др.).

15. Какие числительные при склонении имеют только два окончания?

Числительные сорок - сорока, сто - ста и девяносто - девяноста.

16. Чем можно объяснить, что числительные пятьдесят, шесть-десят, семьдесят, восемьдесят в современном языке оканчиваются на твердый [т], несмотря на то, что в слове десять - [т] мягкий?

Как известно, числительные от пяти сочетаются с существительными в род. пад. мн. ч. (ср. пять столов, шесть телят и т. д.). В древности числительное десять склонялось по особому типу основ на согласный, в данном случае - на -ят-, и в род. пад. мн. ч. имело форму десятъ; отсю-да: пять + десятъ = пятьдесят.

17. Признаками какого вида обладают глаголы жениться, выходить, казнить, ранить, заносить, воздействовать, быть? Можно ли разделить эти слова на группы с точки зрения видовой характеристики? Если можно, то по какому принципу?

Все эти глаголы обладают признаками как совершенного, так и несовершенного вида (в одних и тех же формах и значениях либо в разных). С учетом этого по ви-довой характеристике их можно разделить на группы следующим образом.
1.Глаголы жениться, казнить, ранить, воздействовать являются двувидовыми.
Они могут отвечать и на вопрос «что делать?», и на во-прос «что сделать?». Репортерсфотографировал, как (что делает?) же-нится киноактер. Он вчера (что сделал?) женился. В Средние века часто (что делали?) казнили людей, заподозренных в колдовстве. Емелъяна Пуга-чева (что сделали?) казнили в 1775 году в Москве на Болотной площади.Твои слова меня (что делают?) ранят в самое сердце. Твои слова меня (что сделали?) оскорбили и ранили. На стрелку компаса (что делает?) воздей-ствует магнитное поле Земли. После безуспешных уговоров они отняли у ребенка ножницы, то есть (что сделали?) воздействовали на него силой.
Формы двувидовых глаголов обладают одновременно признаками обоих видов, но в некоторых контекстах (например, в приведенных вы-ше примерах) выступают в одном из видовых употреблений - отвечают только на один из двух возможных видовых вопросов. Однако существу-ют неоднозначные контексты, в которых к двувидовым глаголам можно поставить оба вопроса. Эти контексты не позволяют определить кон-кретное видовое употребление глагола. Сегодня он (что делает? что сдела-ет?) женится. Зеваки видели, как (что делали? что сделали?) казнили Пу-гачева. Твои слова (что делали? что сделали?) ранили меня тогда в самое сердце. На ребенка (что делали? что сделали?) воздействовали уговорами.
2.Глагол быть в разных формах характеризуется разными видовыми признаками.Некоторые его формы отвечают на вопрос несовершенно-го вида (Она (что делала?) была дома), другие - на вопрос совершенно-го вида (Он (что сделает?) будет там завтра). Этот глагол нельзя считать двувидовым, так как нет ни одной его формы, которая отвечала бы на оба вопроса одновременно.
3.Слово заносить со значением "приносить куда-либо" обладает при-знаками несовершенного вида (Пианино в комнату надо (что делать?) за-носить очень аккуратно). Омонимичное слово заносить "загрязнить, ис-трепать долгой ноской" - совершенного вида (Он (что сделал?) заносил рубашку до дыр). Итак, в данном случае речь идет о неполных лексичес-ких омонимах, различающихся видовой характеристикой.
4.Глагол выходить, "оставлять пределы чего-либо, покидать", отно-сится к несовершенному виду (Я (что делаю?) выхожу из дома). Глагол выходить "заботами, уходом вернуть в здоровое состояние" - к совершенному (Он тяжело болел, но мать его (что сделала?) выходила). Эти слова - омографы. Они одинаково пишутся, но произносятся по-раз-ному, а также имеют разные видовые характеристики.

18. Известно, что слова разных частей речи могут иметь совпадающие формы, например: печь (существительное) и печь (глагол), три (числительное) и три (глагол). Какие из перечисленных ниже слов могут продолжить этот ряд примеров? Приведите контексты, позволяющие различить омонимичные формы, и укажите для каждой из них частеречную характеристику. К каким частям речи относятся оставшиеся словоформы? У каких из них есть признак сравнительной степени и является ли он постоянным или непостоянным? Вообще, глубже, громче, заранее, здоровее, охотнее, позднее, прежде, пуще, ранее, северо-западнее, талантливее.

Морф. разбор частей речи

Морфологический разбор частей речи

Богатый, прекрасный и могучий русский язык то и дело вызывает у учащихся вопросы формообразованием, принадлежностью слов к частям речи и толкованием их грамматических свойств. Определить перечисленные характеристики вам поможет план морфологического разбора слова. Морфология - раздел науки о языке, изучающий части речи, а так же их грамматические признаки.

С помощью данного онлайн ресурса вы быстро узнаете как морфологически разобрать слово, на примерах. Вся классификация описана согласно школьным правилам и нормам современного русского языка. Попрактиковавшись, вы научитесь самостоятельно определять многообразные грамматические признаки и делать правильный морфологический разбор частей речи: существительного, прилагательного, глагола и прочих, без нашей онлайн шпаргалки. Для вашего удобства морфологические характеристики каждой конкретной части речи представлены в виде полных схем и сопроводительных примеров.


Морфологические признаки

Морфологические признаки

Если определение морфологических признаков по таблицам вызывает у вас затруднение, воспользуйтесь автоматическим анализатором. Для этого введите желаемое слово в поисковую строку без грамматических ошибок, и нажмите

«Морфологическая характеристика слова».

Можно единовременно анализировать как единичное слово, так и словосочетание или целое предложение.

Данный русский словарь в считанные секунды проведет морфологический разбор слова онлайн бесплатно и выдаст его план. В онлайн плане морфологического разбора будут отображены общие признаки частей речи:

  • число (единственное, множественное);
  • род (женский, мужской, средний);
  • часть речи (сущ., прил., гл., прич., нареч., част. и так далее);
  • время (прошедшее, настоящее, будущее);
  • остальные грамматические категории и перечень всех возможных форм указанного слова.

В случае омонимии словарь предложит несколько вариантов морфологического анализа. Вы выберете подходящий, исходя из контекста предложения.

Морфологический разбор «люди»:

Грамматический разбор

Формы слова Грамматический разбор (грамматика)
имя существительное, именительный падеж, единственное число, мужской род, одушевлённое

имя существительное, родительный падеж, единственное число, мужской род, одушевлённое
имя существительное, винительный падеж, единственное число, мужской род, одушевлённое
имя существительное, дательный падеж, единственное число, мужской род, одушевлённое
имя существительное, творительный падеж, единственное число, мужской род, одушевлённое
имя существительное, предложный падеж, единственное число, мужской род, одушевлённое
имя существительное, именительный падеж, множественное число, мужской род, одушевлённое
имя существительное, родительный падеж, множественное число, мужской род, одушевлённое
имя существительное, винительный падеж, множественное число, мужской род, одушевлённое

имя существительное, дательный падеж, множественное число, мужской род, одушевлённое

имя существительное, творительный падеж, множественное число, мужской род, одушевлённое

имя существительное, предложный падеж, множественное число, мужской род, одушевлённое


Разбор частей речи

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ.);
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

  • начальная форма в именительном падеже, единственном числе (за исключением существительных, употребляемых только во множественном числе: ножницы и т.п.);
  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • род (м,ж, ср.);
  • число (ед., мн.);
  • склонение;
  • падеж;
  • синтаксическая роль в предложении.

План морфологического разбора существительного

"Малыш пьет молоко."


Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

"Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков)."


Дамы (кто?) - имя существительное;

  • начальная форма - дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) - имя существительное;

  • начальная форма - Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;

Ладонью (чем?) - имя существительное;

  • начальная форма - ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) - имя существительное;

  • начальная форма - пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) - существительное;

  • начальная форма - пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное - это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • - качественное (теплый, молчаливый);
      • - относительное (вчерашний, читальный);
      • - притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных - сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.


Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу - второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.


Прекрасна (какова?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;

Стройная (какая?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол - это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола - инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма - инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим:Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру... (басня, И. Крылов)


Послал (что сделал?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.


Прислушайтесь (что сделайте?) - глагол;

  • начальная форма - прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

Его нужно предостеречь.

Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

Что за правила?

Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)


Предостеречь (что сделать?) - глагол;

  • начальная форма - предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - знать;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) - слово глагол;

  • начальная форма - нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) - глагол;

  • начальная форма - войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Хотите узнать, как сделать морфологический разбор особых форм глагола: деепричастия и причастия? Перейдите в нужный раздел русского морфологического онлайн словаря по ссылкам, из таблицы вверху. Интересуют полные признаки и морфологический разбор остальных частей речи, с примерами? Переходите в нужную категорию, выше.

Наряду с разделом по морфологическому разбору слов на сайте есть словарь синонимов. В словаре вы найдете запредельно-объемную базу слов (самую огромную в ру-нете), с уникальной возможностью наполнения и редактирования, под ваши личные задачи.