Наблюдение слов-предметов (имён существительных), которые имеют форму множественного числа, а называют один предмет: брюки, очки, ножницы, ворота и др. Наблюдение слов-предметов (имен существительных), которые имеют форму единственного числа, а называют много предметов: детвора, пшеница, виноград и др. Беседа о заимствованных, в основном из французского языка, словах {пальто, купе, шоссе, жюри и др.).
Составление предложений со словами, имеющими только одну форму числа, наблюдение согласования глагола с этими словами {ворота скрипят, детвора веселится). Беседа о том, как можно узнать, об одном или нескольких предметах идёт речь в предложении (Ножницы продаются в универмаге. В руках у портнихи блестят ножницы).
1. Знакомство со словами, не имеющими формы единственного числа.
Вместе с детьми называем картинки, размещённые вокруг слова они (брюки, таблетки, клубок, чалма, ягоды, телефон, консервы, носилки, перчатки, часы; по мере называния, учительница заменяет картинку словом или ставит слово под ней - в зависимсти от того, как читают её ученки). Устанавливаем связь слова они со словами – названиями картинок и проводим линии от слова к соответствующей картинке. При этом обращаем внимание на то, один или несколько предметов называет данное слово.
В ходе работы ученики убедятся в том, что есть слова, которые можно заменить словом они , (т. е. слова стоят во множественном числе), но называют эти слова только один предмет (брюки, часы, клещи, консервы ). После первого же встретившегося такого слова сделаем вместе с учениками вывод: слово стоит во множественном числе, а называет один предмет. Этот вывод мы будем повторять каждый раз, встречаясь с этим явлением.
— Повторите, пожалуйста, ещё раз все слова, стоящие со множественном числе, и при этом показывайте на картинки.
— А теперь подумайте, обсудите между собой и ответьте на вопрос: всегда ли совпадает число слова и число предметов?
После этого попросим учеников назвать инструменты (появляются изображения тисков, клещей, маникюрных ножниц, кусачек, щипцов). Читающие дети могут прочитать их названия. Рассматриваем слова, определяем их число и обводим квадратиком окончания -и, -ы. Затем начинаем изменять число.
С активной помощью учительницы ученики подбирают к каждому слову определение или действие (удобные клещи, тиски сжимают, маникюрные ножницы и т. п.) и пытаются поставить слова в форму единственного числа (удобные клещи – удобный клещ, удобная клеща ). Не получается! Так не говорят.
– Подумайте, ребята, что общее у всех этих предметов, и у очков и брюк тоже. (Они состоят из двух соединённых между собой частей, которые не могут существовать отдельно друг от друга).
– Может быть в этом причина того, что их названия не имеют формы единственного числа, хотя предмет один? А вы как думаете?
После того, как дети выскажут свои соображения, появится Незнайка и заявит, что слова сапоги, туфли, ботинки тоже не имеют формы единственного числа, потому что всегда бывают парами. Пусть дети, как смогут, возразят Незнайке.
Вывод: мы определяем число слова, а не количество предметов; предмет может быть и один, но слово стоит во множественном числе .
2. Знакомство со словами, не имеющими формы множественного числа.
Работаем со словами типа море, кофе, сердце, молоко, озеро, пальто, кино, кашне.
Поможем ученикам увидеть, что на конце этих слов стоят буквы -о,- е , и их можно заменить словом оно . Затем подбираем к ним слова-признаки и пробуем изменить число: синее море – синие моря (учительница помогает ученикам очень чётко произносить окончания слов), тёплое пальто – тёплые польты . Возможно, в классе есть ученики, которые уже знают, что нельзя говорить польты , следовательно, нужно сказать тёплые пальто . Слово пальто нельзя поставить во множественное число.
В ходе дальнейшей работы убедимся в том, что слова купе и кино тоже не имеют множественного числа. Эти слова и многие другие слова, скажет учительница, пришли к нам из других языков и продолжают жить по законам их грамматики.
Но есть и русские слова, которые не изменяются по числам. Вспомним названия ягод: малина, ежевика, черника, клубника, крыжовник, голубика, брусника, вишня и др. Составим с ними словосочетания и попытаемся изменить число: сладкая малина – сладкие малины и т. д.
В беседе выяснится, что эти слова не употребляются во множественном числе, кроме, разве только, слова вишня - вишни по аналогии с яблоками, сливами, грушами и др.
Далее попросим учеников от названий животных образовать название их мяса: баран – баранина, свинья – свинина, корова – говядина (потому что на Руси в древние времена корова именовалась говядо ), индюк - индюшатина, заяц - зайчатина и т. д.
Можно объединить детей в группы по 2-4 человека и дать карточки, на которых изображены одно-два животных. Под каждой картинкой начерчена схема, в которой кружков больше, меньше или столько же, сколько звуков в названии мяса этого животного. Ученики впишут в эти схемы заданные буквы, например, только согласные или второй гласный и два последних согласных.
Совместными усилиями составим словосочетания с образованными словами и попытаемся изменить число: молодая баранина – молодые баранины. Эти слова тоже не употребляются во множественном числе.
Здесь будет интересно порассуждать о том, что практически от названия любого жтвотного можно образовать название его мяса, но почему-то в русском лексиконе нет слов лисятина, бурундучатина, суслятина, воронятина и пр. Почему?
3. Упражнения в соотнесении числа слова и количества предметов, названных этим словом.
Учительница предлагает ученикам два предложения, например: В универмаге продаются ножницы. В руке портнихи блестят ножницы . Сравнивая их, обращаем внимание на число слова-действия и предмета, который это действие выполняет. Однако в первом предложении речь идёт о множестве ножниц, которые продаются в магазине, а во втором предложении – об одно предмета, который находится в руках портнихи.
Далее сравним ещё три – четыре пары предложений (например, Брюки лежали на полках ровными стопками. Брюки порвались в четырёх местах. Самая крупная клюква украсила середину пирожного. Спелая клюква краснела на болотных кочках. Очки закрывали половину Таниного лица. Очки лежали на всех полках стеклянного шкафа.) , повторим и дополним сделанный детьми чуть ранее вывод: число мы определяем у слова, не зависимо от того, сколько предметов это слово называет; а если этот предмет что-то делает, то и слово-действие стоит в таком же числе, что и существительное.
1. Большая часть имён существительных меняется по числам, т.е. имеет две формы - единственного и множественного числа .
В форме единственного числа существительное обозначает один предмет, в форме множественного числа - немного предметов: карандаш - карандаши, доктор - докторы .
2. Только форму единственного числа имеют:
Примечание. В ряде всевозможных случаев существительные, имеющие форму только единственного числа, могут создавать формы множественного числа. Однако такое образование непременно связано с конфигурацией значения слова:
1) у вещественных существительных форма множественного числа имеет значение:
2) у отвлечённых существительных форма множественного числа имеет значение:
3. Только форму множественного числа имеют:
Примечание. У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется род и склонение.
4. Особенности образования форм множественного числа у неких имён существительных.
5. В российском языке, вместе с единственным и множественным числом, имеются последующие явления числового нрава:
Источники:
Дополнительно:
Дополнительно на сайт:
- Тест по теме
Что такое единственное число существительных?
Единственное число существительных – это грамматический признак, указывающий на единичность называемого предмета, то есть на то, что называемый предмет представлен в количестве одного.
Примеры существительных в единственном числе: мама, дедушка, исполнительница, солнце, река, груша, сметана, решение, гроза, Лондон, Москва .
Особенности единственного числа существительных
В русском языке для большинства существительных категория числа является словоизменительной – они имеют формы как единственного, так и множественного числа (квартира – квартиры, кольцо – кольца, врач – врачи) . Однако существует два других класса слов, для которых категория числа выступает несловоизменительным признаком – это существительные, не имеющие единственного числа, а также существительные, у которых есть только форма единственного числа (они употребляются только в единственном числе).
К существительным, которые употребляются только в единственном числе, относятся следующие группы слов по значению:
- Собственные (Париж, Китай, Дунай, Сатурн) .
- Отвлеченные, абстрактные (свежесть, жадность, добро, зло) ;
- Собирательные (белье, листва, человечество, ребятня) ;
- Вещественные (олово, молоко, кислород, ячмень) ;
- Названия состояний и действий (горение, ходьба, одобрение, скука) .
В русском языке можно выделить ряд существительных, не имеющих формы множественного числа.
Такие слова употребляются только в форме единственного числа. Приведем примеры.
Собирательные существительные в форме единственного числа
Собирательные существительные называют множество предметов как совокупность, как единое целое:
- зверьё,
- студенчество,
- мошкара,
- профессура,
- детвора,
- родня,
- юношество,
- пролетариат.
Вещественные существительные
Сюда присоединим большинство вещественных существительных, которые называют однородное по составу делимое вещество, например:
- сахар,
- масло,
- вода,
- серебро,
- сталь.
Но если некоторые существительные обозначают сорта, виды, типы веществ, то, употребляемые в качестве специальных терминов в научной и профессиональной лексике, они могут иметь форму множественного числа.
Сравните:
- свекольный сахар — сахара (в химии);
- оливковое масло — автомобильные масла;
- вересковый мёд — мёды Башкирии,
- красное вино — французские вина;
- родниковая вода — минеральные воды,
- блестящая сталь — высокопрочные стали.
В таких сочетаниях, как «бесконечные пески» , » белые снега» , формы вещественных существительных указывают на большое количество вещества, занимающего определенное пространство.
Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В тёплые края.Алексей Плещеев «Осень»
Форма единственного числа абстрактных существительных
Не могут обозначать множество предметов большинство абстрактных существительных :
- дружба,
- уважение,
- печаль,
- горе,
- боль,
- радость,
- нежность,
- смелость,
- отвага,
- синева,
- красота,
Хотя в поэтической речи можно встретить такие строки:
Утоли мои печали, утоли…
Некоторые из отвлеченных существительных, приобретая в контексте конкретное значение, могут употребляться в форме множественного числа, например:
- радости жизни,
- боли в сердце,
- красоты природы,
- сердечные шумы.
Названия сторон света и месяцев также не могут называть множество предметов:
- север,
- запад,
- восток,
- январь,
- июль.
Разносклоняемые существительные «бремя», «вымя», «темя», «пламя» не имеют указанной грамматической формы.
Некоторые имена собственные, географические названия , употребляются как обозначения единичного предмета:
Орел, Луна, Марс, Полярная Звезда, Тибет, Нарва, Днепр .
Нарицательные имена существительные, например слово «луна» , в определенном контексте могут использоваться в форме множественного числа:
В электронный телескоп хорошо просматриваются луны Юпитера.
Читаем у В.В. Маяковского:
В сто сорок солнц закат пылал,
в июль катилось лето,
была жара,
жара плыла —
на даче было это.
Следовательно, при определении группы, к которой относятся рассмотренные существительные, важно учитывать контекст, в котором эти слова употребляются.
ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ В ЗАКЛАДКИ.
имен существительных обозначает предметы, поддающиеся счету, и может сочетаться с количественными числительными. Такие имена существительные имеют соотносительные формы единственного числа (для обозначения одного предмета) и множественного числа (для обозначения нескольких или многих предметов): дом - дома, книга - книги, озеро - озёра .
В некоторых случаях наряду с формами множественного числа для выражения множественности могут использоваться и формы единственного числа (с дополнительным оттенком собирательности): Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый (Л.); В саду служанки, на гряда х, сбирали ягоду в кустах (П.).
Иногда форма множественного числа не указывает на множественность предметов, а вносит лишь оттенок собирательности: вологодские кружева , веселые времена (ср. вологодское кружево , веселое время ).
Некоторые имена существительные имеют формы и единственного и множественного числа, но употребляются преимущественно в форме множественного числа (которое в этом случае уже не противопоставляется единственному): вожжи, лыжи, сплетни .
Существуют в русском языке также имена существительные, которые имеют или только формы единственного числа (так называемые singularia tantum) или только формы множественного числа (так называемые pluralia tantum). У таких существительных форма числа не имеет соотносительного значения единственности и множественности предметов.
Существительные, имеющие только формы единственного числа
Имена существительные, обозначающие предметы, не считаемые и не сочетающиеся с количественными числительными, не имеют форм множественного числа. К этой группе относятся:
1) имена существительные, обозначающие вещество, материал (вещественные существительные): масло, молоко, сахар, вода, нефть, сталь, медь .
Форма множественного числа от некоторых из этих существительных возможна, но лишь для обозначения определенных сортов, марок: легированные стали , технические масла , газированные воды . Иногда с формой числа связано различение смысловых значений. Грязь («размокшая грязь») не имеет множественного числа, а грязи («лечебный ил») не имеет единственного числа; мозг («орган центральной нервной системы» и «вещество, образующее этот орган») не имеет множественного числа, а мозги («блюдо из мозга животных») не имеет единственного числа;
2) имена существительные собирательные: ельник, молодежь, студенчество ;
3) отвлеченные (абстрактные) имена существительные: белизна, чистота, лень, доброта, худоба, энтузиазм, беготня, косьба, ходьба, тепло, сырость, оттепель и др.
Форма множественного числа, возможная для некоторых из них, придает им конкретное значение: морские глубины , недоступные высоты , местные власти ;
4) имена собственные. Эти слова получают форму множественного числа лишь в том случае, если употребляются нарицательно или обозначают группу людей, носящих одну и ту же фамилию: Были ли до Гоголя Маниловы, Собакевичи, Лазаревы ? Конечно. Но они существовали в бесформенном состоянии, неявные для окружающих (Эренбург); Братья Аксаковы макароны, сливки, дрожжи, чернила, духи и др.;
5) имена собственные, связанные с первоначальным собирательным значением: Альпы, Карпаты, Холмогоры, Горки .
Некоторые из таких существительных обозначают считаемые предметы, но их единичность и множественность формой числа не выражается. Ср.: Я потерял свои ножницы . - В магазине продаются ножницы разных размеров; Вход против ворот . - Во двор ведут двое ворот .