28.03.2018

Современный русский язык


Наблюдение слов-предметов (имён существительных), которые имеют форму множественного числа, а называют один предмет: брюки, очки, ножницы, ворота и др. Наблюдение слов-предметов (имен существительных), которые имеют форму единственного числа, а называют много предметов: детвора, пшеница, виноград и др. Беседа о заимствованных, в основном из французского языка, словах {пальто, купе, шоссе, жюри и др.).
Составление предложений со словами, имеющими только одну форму числа, наблюдение согласования глагола с этими словами {ворота скрипят, детвора веселится). Беседа о том, как можно узнать, об одном или нескольких предметах идёт речь в предложении (Ножницы продаются в универмаге. В руках у портнихи блестят ножницы).

1. Знакомство со словами, не имеющими формы единственного числа.

Вместе с детьми называем картинки, размещённые вокруг слова они (брюки, таблетки, клубок, чалма, ягоды, телефон, консервы, носилки, перчатки, часы; по мере называния, учительница заменяет картинку словом или ставит слово под ней - в зависимсти от того, как читают её ученки). Устанавливаем связь слова они со словами – названиями картинок и проводим линии от слова к соответствующей картинке. При этом обращаем внимание на то, один или несколько предметов называет данное слово.

В ходе работы ученики убедятся в том, что есть слова, которые можно заменить словом они , (т. е. слова стоят во множественном числе), но называют эти слова только один предмет (брюки, часы, клещи, консервы ). После первого же встретившегося такого слова сделаем вместе с учениками вывод: слово стоит во множественном числе, а называет один предмет. Этот вывод мы будем повторять каждый раз, встречаясь с этим явлением.

— Повторите, пожалуйста, ещё раз все слова, стоящие со множественном числе, и при этом показывайте на картинки.
— А теперь подумайте, обсудите между собой и ответьте на вопрос: всегда ли совпадает число слова и число предметов?

После этого попросим учеников назвать инструменты (появляются изображения тисков, клещей, маникюрных ножниц, кусачек, щипцов). Читающие дети могут прочитать их названия. Рассматриваем слова, определяем их число и обводим квадратиком окончания -и, -ы. Затем начинаем изменять число.

С активной помощью учительницы ученики подбирают к каждому слову определение или действие (удобные клещи, тиски сжимают, маникюрные ножницы и т. п.) и пытаются поставить слова в форму единственного числа (удобные клещи – удобный клещ, удобная клеща ). Не получается! Так не говорят.

– Подумайте, ребята, что общее у всех этих предметов, и у очков и брюк тоже. (Они состоят из двух соединённых между собой частей, которые не могут существовать отдельно друг от друга).

– Может быть в этом причина того, что их названия не имеют формы единственного числа, хотя предмет один? А вы как думаете?

После того, как дети выскажут свои соображения, появится Незнайка и заявит, что слова сапоги, туфли, ботинки тоже не имеют формы единственного числа, потому что всегда бывают парами. Пусть дети, как смогут, возразят Незнайке.

Вывод: мы определяем число слова, а не количество предметов; предмет может быть и один, но слово стоит во множественном числе .

2. Знакомство со словами, не имеющими формы множественного числа.

Работаем со словами типа море, кофе, сердце, молоко, озеро, пальто, кино, кашне.

Поможем ученикам увидеть, что на конце этих слов стоят буквы -о,- е , и их можно заменить словом оно . Затем подбираем к ним слова-признаки и пробуем изменить число: синее море – синие моря (учительница помогает ученикам очень чётко произносить окончания слов), тёплое пальто – тёплые польты . Возможно, в классе есть ученики, которые уже знают, что нельзя говорить польты , следовательно, нужно сказать тёплые пальто . Слово пальто нельзя поставить во множественное число.

В ходе дальнейшей работы убедимся в том, что слова купе и кино тоже не имеют множественного числа. Эти слова и многие другие слова, скажет учительница, пришли к нам из других языков и продолжают жить по законам их грамматики.

Но есть и русские слова, которые не изменяются по числам. Вспомним названия ягод: малина, ежевика, черника, клубника, крыжовник, голубика, брусника, вишня и др. Составим с ними словосочетания и попытаемся изменить число: сладкая малина – сладкие малины и т. д.

В беседе выяснится, что эти слова не употребляются во множественном числе, кроме, разве только, слова вишня - вишни по аналогии с яблоками, сливами, грушами и др.

Далее попросим учеников от названий животных образовать название их мяса: баран – баранина, свинья – свинина, корова – говядина (потому что на Руси в древние времена корова именовалась говядо ), индюк - индюшатина, заяц - зайчатина и т. д.

Можно объединить детей в группы по 2-4 человека и дать карточки, на которых изображены одно-два животных. Под каждой картинкой начерчена схема, в которой кружков больше, меньше или столько же, сколько звуков в названии мяса этого животного. Ученики впишут в эти схемы заданные буквы, например, только согласные или второй гласный и два последних согласных.

Совместными усилиями составим словосочетания с образованными словами и попытаемся изменить число: молодая баранина – молодые баранины. Эти слова тоже не употребляются во множественном числе.

Здесь будет интересно порассуждать о том, что практически от названия любого жтвотного можно образовать название его мяса, но почему-то в русском лексиконе нет слов лисятина, бурундучатина, суслятина, воронятина и пр. Почему?

3. Упражнения в соотнесении числа слова и количества предметов, названных этим словом.

Учительница предлагает ученикам два предложения, например: В универмаге продаются ножницы. В руке портнихи блестят ножницы . Сравнивая их, обращаем внимание на число слова-действия и предмета, который это действие выполняет. Однако в первом предложении речь идёт о множестве ножниц, которые продаются в магазине, а во втором предложении – об одно предмета, который находится в руках портнихи.

Далее сравним ещё три – четыре пары предложений (например, Брюки лежали на полках ровными стопками. Брюки порвались в четырёх местах. Самая крупная клюква украсила середину пирожного. Спелая клюква краснела на болотных кочках. Очки закрывали половину Таниного лица. Очки лежали на всех полках стеклянного шкафа.) , повторим и дополним сделанный детьми чуть ранее вывод: число мы определяем у слова, не зависимо от того, сколько предметов это слово называет; а если этот предмет что-то делает, то и слово-действие стоит в таком же числе, что и существительное.

1. Большая часть имён существительных меняется по числам, т.е. имеет две формы - единственного и множественного числа .

В форме единственного числа существительное обозначает один предмет, в форме множественного числа - немного предметов: карандаш - карандаши, доктор - докторы .

2. Только форму единственного числа имеют:

  • большая часть вещественных существительных: нефть, цемент, сахар, жемчуг, сметана, молоко ;
  • большая часть отвлечённых (абстрактных) существительных: удовлетворенность, добро, горе, веселье, краснота, бег, седина ;
  • большая часть собирательных существительных: учительство, студенчество, листва, зверьё, вороньё, ребятня ;
  • большая часть имён собственных: Воронеж, Кавказ, Каспий, Урал .
  • Примечание. В ряде всевозможных случаев существительные, имеющие форму только единственного числа, могут создавать формы множественного числа. Однако такое образование непременно связано с конфигурацией значения слова:

    1) у вещественных существительных форма множественного числа имеет значение:

  • видов, видов вещества: вино - десертные вина, масло - технические масла ;
  • значение огромного места, покрытого этим веществом: вода - воды океана, песок - пески Каракумов ;
  • 2) у отвлечённых существительных форма множественного числа имеет значение:

  • разных проявлений свойств, параметров, состояний: возможность - новые способности, удовлетворенность - наши радости ;
  • продолжительности, многократности и степени проявления признака, состояния, действия: мороз - продолжительные морозы, боль - сильные боли, вопль - клики .
  • 3. Только форму множественного числа имеют:

  • некие вещественные существительные: чернила, опилки, чистки ;
  • некие отвлечённые существительные: именины, выборы, нападки, происки, побои ;
  • некие собирательные существительные: деньги, деньги, дебри ;
  • некие имена собственные: Каракумы, Карпаты, роман «Бесы» ;
  • слова, обозначающие парные предметы, другими словами предметы, состоящие из 2-ух частей: очки, штаны, сани, ворота, ножницы, клещи ;
  • некие наименования отрезков времени: сумерки, день, будни, каникулы .
  • Примечание. У существительных, которые имеют только форму множественного числа, не определяется род и склонение.

    4. Особенности образования форм множественного числа у неких имён существительных.

  • Слова человек и ребёнок во множественном числе образуют формы люди и дети .
  • Слова отпрыск и кум во множественном числе получают суффикс -ов: сыновья, кумовья .
  • Слова мама и дочь во всех формах единственного (не считая именительного и винительного падежей) и множественного числа имеют суффикс -ер: мамы, дочери .
  • Слова волшебство , небо и древо во множественном числе получают суффикс -ес: чудеса, небеса, древеса . Слова тело и слово имеют устаревшие формы множественного числа с этим суффиксом: телеса , словеса вместе с постоянными телá , словá .
  • Слово око во множественном числе имеет базу оч-: глаза, глаз, очам .
  • Слово ухо во множественном числе имеет базу уш-: уши, ушей, ушам .
  • Слово судно (в значении «корабль») во множественном числе теряет последнюю фонему корня -н: суда, судов, судам .
  • Слово церковь при склонении во множественном числе имеет вариант с твёрдой основой: церквями и церквами, о церквях и о церквах .
  • 5. В российском языке, вместе с единственным и множественным числом, имеются последующие явления числового нрава:

  • собирательное число существительных, согласующееся с прилагательными во множественном числе (зубья , сыновья , колья , коленья , листья , коренья против мн.ч. зубы , сыны , колы , колени , листы , корешки );
  • собирательное число существительных, согласующееся с прилагательными в единственном числе (дурачьё , зверьё против мн.ч. дураки , животные );
  • множественное число, выражающее совокупа объёмов либо видов неисчисляемого существительного (пески , вóды , бег á).
  • Источники:

  • Глава «Род, число, падеж и склонение имён существительных» в пособии Л.В. Балашовой, В.В. Дементьева «Курс российского языка»
  • Раздел «Склонение имён существительных» на веб-сайте morpher.ru
  • Дополнительно:

  • Что такое имя существительное?
  • Как найти род имени существительного?
  • Как найти род неизменяемых существительных (слова класса жалюзи, какао)?
  • Как найти склонение существительного?
  • Где отыскать эталоны склонения существительных?
  • Какие бывают ошибки в употреблении и образовании имён существительных?
  • Как меняется имя существительное?
  • Какие есть разряды имён существительных?
  • Каковы орфоэпические нормы постановки ударения в именах существительных?
  • Где отыскать упражнения к теме «Морфологические нормы потребления и образования имён существительных»?
  • Каковы особенности собственных имён существительных?
  • Какова синтаксическая роль имени существительного?
  • Как различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные?
  • Дополнительно на сайт:

  • Каковы признаки отглагольных прилагательных?
  • Где отыскать примеры неизменяемых прилагательных?
  • Как отличить прилагательное от других частей речи?
  • У каких прилагательных могут быть нулевые окончания?
  • Какие бывают ошибки в употреблении и образовании имён прилагательных?
  • Какие грамматические значения выражают окончания прилагательных?
  • Где отыскать упражнения к теме «Ударения в именах прилагательных»?
    1. Тест по теме

    Что такое единственное число существительных?

    Единственное число существительных – это грамматический признак, указывающий на единичность называемого предмета, то есть на то, что называемый предмет представлен в количестве одного.

    Примеры существительных в единственном числе: мама, дедушка, исполнительница, солнце, река, груша, сметана, решение, гроза, Лондон, Москва .

    Особенности единственного числа существительных

    В русском языке для большинства существительных категория числа является словоизменительной – они имеют формы как единственного, так и множественного числа (квартира – квартиры, кольцо – кольца, врач – врачи) . Однако существует два других класса слов, для которых категория числа выступает несловоизменительным признаком – это существительные, не имеющие единственного числа, а также существительные, у которых есть только форма единственного числа (они употребляются только в единственном числе).

    К существительным, которые употребляются только в единственном числе, относятся следующие группы слов по значению:

    • Собственные (Париж, Китай, Дунай, Сатурн) .
    • Отвлеченные, абстрактные (свежесть, жадность, добро, зло) ;
    • Собирательные (белье, листва, человечество, ребятня) ;
    • Вещественные (олово, молоко, кислород, ячмень) ;
    • Названия состояний и действий (горение, ходьба, одобрение, скука) .

    В русском языке можно выделить ряд существительных, не имеющих формы множественного числа.

    Такие слова употребляются только в форме единственного числа. Приведем примеры.

    Собирательные существительные в форме единственного числа

    Собирательные существительные называют множество предметов как совокупность, как единое целое:

    • зверьё,
    • студенчество,
    • мошкара,
    • профессура,
    • детвора,
    • родня,
    • юношество,
    • пролетариат.

    Вещественные существительные

    Сюда присоединим большинство вещественных существительных, которые называют однородное по составу делимое вещество, например:

    • сахар,
    • масло,
    • вода,
    • серебро,
    • сталь.

    Но если некоторые существительные обозначают сорта, виды, типы веществ, то, употребляемые в качестве специальных терминов в научной и профессиональной лексике, они могут иметь форму множественного числа.

    Сравните:

    • свекольный сахар — сахара (в химии);
    • оливковое масло — автомобильные масла;
    • вересковый мёд — мёды Башкирии,
    • красное вино — французские вина;
    • родниковая вода — минеральные воды,
    • блестящая сталь — высокопрочные стали.

    В таких сочетаниях, как «бесконечные пески» , » белые снега» , формы вещественных существительных указывают на большое количество вещества, занимающего определенное пространство.

    Зашумели воды
    Быстрого ручья,
    Птички улетели
    В тёплые края.

    Алексей Плещеев «Осень»

    Форма единственного числа абстрактных существительных

    Не могут обозначать множество предметов большинство абстрактных существительных :

    • дружба,
    • уважение,
    • печаль,
    • горе,
    • боль,
    • радость,
    • нежность,
    • смелость,
    • отвага,
    • синева,
    • красота,

    Хотя в поэтической речи можно встретить такие строки:

    Утоли мои печали, утоли…

    Некоторые из отвлеченных существительных, приобретая в контексте конкретное значение, могут употребляться в форме множественного числа, например:

    • радости жизни,
    • боли в сердце,
    • красоты природы,
    • сердечные шумы.

    Названия сторон света и месяцев также не могут называть множество предметов:

    • север,
    • запад,
    • восток,
    • январь,
    • июль.

    Разносклоняемые существительные «бремя», «вымя», «темя», «пламя» не имеют указанной грамматической формы.

    Некоторые имена собственные, географические названия , употребляются как обозначения единичного предмета:

    Орел, Луна, Марс, Полярная Звезда, Тибет, Нарва, Днепр .

    Нарицательные имена существительные, например слово «луна» , в определенном контексте могут использоваться в форме множественного числа:

    В электронный телескоп хорошо просматриваются луны Юпитера.

    Читаем у В.В. Маяковского:

    В сто сорок солнц закат пылал,
    в июль катилось лето,
    была жара,
    жара плыла —
    на даче было это.

    Следовательно, при определении группы, к которой относятся рассмотренные существительные, важно учитывать контекст, в котором эти слова употребляются.


    ДОБАВИТЬ СТАТЬЮ В ЗАКЛАДКИ.


    имен существительных обозначает предметы, поддающиеся счету, и может сочетаться с количественными числительными. Такие имена существительные имеют соотносительные формы единственного числа (для обозначения одного предмета) и множественного числа (для обозначения нескольких или многих предметов): дом - дома, книга - книги, озеро - озёра .

    В некоторых случаях наряду с формами множественного числа для выражения множественности могут использоваться и формы единственного числа (с дополнительным оттенком собирательности): Изведал враг в тот день немало, что значит русский бой удалый (Л.); В саду служанки, на гряда х, сбирали ягоду в кустах (П.).

    Иногда форма множественного числа не указывает на множественность предметов, а вносит лишь оттенок собирательности: вологодские кружева , веселые времена (ср. вологодское кружево , веселое время ).

    Некоторые имена существительные имеют формы и единственного и множественного числа, но употребляются преимущественно в форме множественного числа (которое в этом случае уже не противопоставляется единственному): вожжи, лыжи, сплетни .

    Существуют в русском языке также имена существительные, которые имеют или только формы единственного числа (так называемые singularia tantum) или только формы множественного числа (так называемые pluralia tantum). У таких существительных форма числа не имеет соотносительного значения единственности и множественности предметов.

    Существительные, имеющие только формы единственного числа

    Имена существительные, обозначающие предметы, не считаемые и не сочетающиеся с количественными числительными, не имеют форм множественного числа. К этой группе относятся:

      1) имена существительные, обозначающие вещество, материал (вещественные существительные): масло, молоко, сахар, вода, нефть, сталь, медь .

      Форма множественного числа от некоторых из этих существительных возможна, но лишь для обозначения определенных сортов, марок: легированные стали , технические масла , газированные воды . Иногда с формой числа связано различение смысловых значений. Грязь («размокшая грязь») не имеет множественного числа, а грязи («лечебный ил») не имеет единственного числа; мозг («орган центральной нервной системы» и «вещество, образующее этот орган») не имеет множественного числа, а мозги («блюдо из мозга животных») не имеет единственного числа;

      2) имена существительные собирательные: ельник, молодежь, студенчество ;

      3) отвлеченные (абстрактные) имена существительные: белизна, чистота, лень, доброта, худоба, энтузиазм, беготня, косьба, ходьба, тепло, сырость, оттепель и др.

      Форма множественного числа, возможная для некоторых из них, придает им конкретное значение: морские глубины , недоступные высоты , местные власти ;

      4) имена собственные. Эти слова получают форму множественного числа лишь в том случае, если употребляются нарицательно или обозначают группу людей, носящих одну и ту же фамилию: Были ли до Гоголя Маниловы, Собакевичи, Лазаревы ? Конечно. Но они существовали в бесформенном состоянии, неявные для окружающих (Эренбург); Братья Аксаковы макароны, сливки, дрожжи, чернила, духи и др.;

      5) имена собственные, связанные с первоначальным собирательным значением: Альпы, Карпаты, Холмогоры, Горки .

    Некоторые из таких существительных обозначают считаемые предметы, но их единичность и множественность формой числа не выражается. Ср.: Я потерял свои ножницы . - В магазине продаются ножницы разных размеров; Вход против ворот . - Во двор ведут двое ворот .