06.08.2018

Как отличить родительный дательный и предложный падежи. Окончания по падежам.


Русский язык сложно представить без падежей. Именно они помогают нам правильно разговаривать, писать и читать. Всего в русском современном языке существует шесть падежей, каждый падеж имеет свой вопрос и свое окончание. Для того чтобы было более понятно, мы рассмотрим каждый падеж в отдельности, а также разберем, на какие вопросы отвечают падежи.

Падежи в русском языке

  1. Именительный - отвечает на вопросы «кто?», «что?». Пример: собака, книга;
  2. Родительный – отвечает на вопросы «кого?», «чего?». Пример: собаку, книгу;
  3. Дательный - отвечает на вопросы «кому?», «чему?». Пример: собаке, книге;
  4. Винительный - отвечает на вопросы «кого?», «что?». Пример: собаку, книгу;
  5. Творительный - отвечает на вопросы «кем?», «чем?» Пример: собакой, книгой;
  6. Предложный - отвечает на вопросы «о ком?», «о чем?». Пример: о собаке, о книге.

Именительный падеж является единственным падежом в русском языке, на вопрос которого отвечает подлежащее. Родительный падеж определяет принадлежность, родство и некоторые другие отношения. Дательный падеж определяет точную конечную точку действия, адресата послания. Винительный падеж обозначает непосредственный объект действия. Творительный определяет инструмент, некоторые виды временной принадлежности. Предложный можно представить в виде вопроса: «Вы думаете о ком, о чём?».

Теперь Вы знаете, на какие вопросы падежи отвечают.

Часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?

Имя существительное называет ПРЕДМЕТЫ в широком смысле слова:
- название предметов: стена, стол, часы;
- название лиц: человек, мальчик, мужчина;
- названия живых организмов: чайка, собака, микроб;
- название веществ: сахар, манка, мука ;
- название фактов, событий, явлений: наводнение, беседа, спектакль;
- название качеств, свойств, действий, состояний: доброта, грусть, ходьба.

Разряды существительных по значению

Выделяют две группы разрядов по значению:
1) собственность / нарицательность;
2) конкретность / абстрактность / вещественность / собирательность.
Нарицательные имена существительные обозначают предметы, не выделяя их из класса однотипных (город, газета, река).
Собственные имена существительные обозначают предметы, выделяя их из класса однородных предметов, индивидуализируя их (Воронеж, «Итоги» Волга ). От собственных имен надо отличать собственные наименования — неоднословные названия индивидуализированных объектов («Вечерняя Москва» ). В состав собственных наименований не обязательно входит собственное имя (Московская Государственная Академия ).
Конкретными существительными называются чувственно воспринимаемые предметы — вещи (табурет), лица (Ирина), которые можно воспринять зрением и осязанием.
Абстрактные существительные обозначают отвлеченные понятия (радость), признаки (белизна), действия (рисование).
Вещественные существительные обозначают вещества (кефир, ряженка, соль ).
Собирательные существительные обозначают совокупности однородных предметов (листва ) или лиц (детвора ).

Род имён существительных

Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.
К именам существительным мужского рода относятся такие, к которым можно подставить слова он, мой: дуб, стул, гномик.
К именам существительным женского рода относятся такие, к которым можно подставить слова она, моя: сказка, сестра, волна.
К именам существительным среднего рода относятся такие, к которым можно подставить слова оно, моё: бюро, молоко, золото.
Чтобы узнать род имени существительного, которое стоит во множественном числе, его надо поставить в единственное число: жуки - жук (мужской род), руки - рука (женский род), вёдра - ведро (средний род).

Изменение имён существительных по числам

Имена существительные изменяются по числам.
Имена существительные в единственном числе обозначают один предмет: цветок, собака, письмо. Имена существительные во множественном числе обозначают два или несколько предметов: цветы, собаки, письма.
При изменении имён существительных по числам изменяются окончание: рисунок - рисунки, звезда - звёзды, лицо - лица.

Изменение имён существительных по падежам

Изменение имён существительных по падежам называется склонением. В русском языке шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.
Чтобы определить падеж имени существительного надо найти слово, с которым связано имя существительное, и поставить от него вопрос, а затем по вопросу и предлогу (если есть) определить падеж.

Падеж Вспомогательное слово Вопросы Предлоги
Именительный Это Кто?
Что?
Родительный Нет Кого?
Чего?
Без, у, с, от, до, из, около, возле, подле, для
Дательный Дать Кому?
Чему?
К, по
Винительный Вижу Кого?
Что?
На, за, под, в, во, через, про
Творительный Доволен Кем?
Чем?
Над, за, под, перед, с, со, между
Предложный Говорить О ком?
О чём?
В, о, об, на, при

Имя существительное в именительном падеже является в предложении подлежащим .

Падежные окончания имён существительных 1 -го склонения

Падеж Окончания Примеры
Ед.ч. Мн.ч. Ед.ч. Мн.ч.
Именительный -а, -я -ы, -и плита
стая
плиты
стаи
Родительный -ы, -и Нулевое плиты
стаи
плит
стай
Дательный -ам, - ям плите
стае
плитам
стаям
Винительный -у, -ю плиту
стаю
плиты
стаи
Творительный -ой, -ей -ами, -ями плитой
стаей
плитами
стаями
Предложный -ах, -ях о плите
о стае
о плитах
о стаях

Падежные окончания имён существительных 2 -го склонения с окончаниями -О, - Е

Падеж Окончания Примеры
Ед.ч. Мн.ч. Ед.ч. Мн.ч.
Именительный -о, -е -а, -я Окно поле Окна поля
Родительный -а, -я -ей, нулевое Окна поля Окон полей
Дательный -у, -ю -ам, - ям Окну полю Окнам полям
Винительный -о, -е -а, -я Окно поле Окна поля
Творительный -ом, -ем -ами, -ями Окном полем Окнами полями
Предложный -ах, -ях Об окне, о поле Об окнах, О полях

Падежные окончания имён существительных 2 -го склонения с нулевым окончанием

Падеж Окончания Примеры
Ед.ч. Мн.ч. Ед.ч. Мн.ч.
Именительный Нулевое -а, -я стол стул столы стулья
Родительный -ей, нулевое стола стула
Дательный -ам, - ям столу стулу
Винительный Одуш. - по Р.п. неодуш. - по И.п. Одуш. - по Р.п. неодуш. - по И.п.
стол
стул
столы
стулья
Творительный -ом, -ем -ами столом стулом столами стульями
Предложный -ах о столе, о стуле о столах, о стульях

Падежные окончания имён существительных 2 -го склонения, оканчивающихся на - Ь и - Й

Падеж Окончания Примеры
Ед.ч. Мн.ч. Ед.ч. Мн.ч.
Именительный Нулевое пень, сарай столы стулья
Родительный -ей, -ев пня, сарая пней сараев
Дательный -ам, - ям пню, сараю пням сараям
Винительный Одуш. - по Р.п. неодуш. - по И.п. Одуш. - по Р.п. неодуш. - по И.п.
пень, сарай
пни, сараи
Творительный -ем -ями пнем, сараем пнями, сараями
Предложный -ях О пне, О сарае О пнях, О сараях

Падежные окончания имён существительных 3 -го склонения

Падеж Окончания Примеры
Ед.ч. Мн.ч. Ед.ч. Мн.ч.
Именительный Нулевое ночь ночи
Родительный -ей ночи ночей
Дательный -ам-(-ям) ночи ночам
Винительный Нулевое Одуш. - по Р.п. неодуш. - по И.п. ночь
ночи
Творительный -ами (-ями) ночью ночами
Предложный -ах (-ях)
О ночи
О ночах

Падежные окончания имён существительных на -ИЯ, -ИЙ, -ИЕ

Падеж Род Окончания Примеры
Ед.ч. Мн.ч. Ед.ч. Мн.ч.
Именительный Мужской Нулевое гербарий гербарии
Женский коллекция коллекции
Средний здание здания
Родительный Мужской -ев гербария гербариев
Женский Нулевое коллекции коллекций
Средний Нулевое здания зданий
Дательный Мужской -ям гербарию гербариям
Женский -ям коллекции коллекциям
Средний -ям зданию зданиям
Винительный Мужской Нулевое
гербарий
гербарии
Женский коллекцию коллекции
Средний здание здания
Творительный Мужской -ем -ями гербарием гербариями
Женский -ей -ями коллекцией коллекциями
Средний -ем -ями зданием зданиями
Предложный Мужской -ях О гербарии
О гербариях
Женский -ях О коллекции О коллекциях
Средний -ях О здании О зданиях

Разносклоняемые имена существительные

Разносклоняемыми называются такие имена существительные, которые при изменении по падежам имеют окончания имен существительных разных склонений.
К разносклоняемым относятся 10 имён существительных среднего рода на - МЯ: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, а также одно имя существительное мужского рода: путь.
При склонении у существительных на - МЯ появляется суффикс - ЕН-
(-ЁН-): время - времени, знамя - знамён.

Склоне́ние - это изменение слова по падежам.

В русском языке есть шесть падежей.

Информация по падежам и окончаниям существительных разного склонения – в таблице:

Падеж Вопросы Возможные предлоги Окончание
Ед. число Множ. число
I
склонение
II
склонение
III
склонение
Имени́тельный (есть) кто? что? - -а, -я –, -о, -е - -ы, и, -а, -я
Роди́тельный (нет) кого́? чего́? без, у, до, от, с, о́коло, из, во́зле, по́сле, для, вокру́г -ы, -и -а, -я –, -ов, ев, -ей
Да́тельный (даю́) кому́? чему́? к, по -е, -и -у, -ю -ам, -ям
Вини́тельный (виню́, ви́жу) кого́? что? в, за, на, про, че́рез -у, -ю -о, -е - –, -ы, -и, а, -я, -ей
Твори́тельный (творю́, горжу́сь) кем? чем? за, над, под, пе́ред, с -ой (-ою), ей (-ею) -ом, -ем -ами, -ями
Предло́жный (ду́маю) о ком? о чём? в, на, о, об, о́бо, при -е, -и -е, -и -ах, -ях

В русском языке три типа склонения существительного.

I склонение:

ед. число множ. число ед. число множ. число
И. кто? па́па па́пы что? ра́на ра́ны
Р. кого? па́пы пап чего? ра́ны ран
Д. кому? папе па́пам чему? ра́не ра́нам
В. кого? па́пу пап что? ра́ну ра́ны
Т. кем? па́пой па́пами чем? ра́нами ра́ны
П. о ком? о па́пе о па́пах о чём? о ра́не о ра́нах
ед. число множ. число ед. число множ. число
И. кто? дя́дя дя́ди что? ви́шня ви́шни
Р. кого? дя́ди дя́дей чего? ви́шни ви́шен
Д. кому? дя́де дя́дям чему? ви́шне ви́шням
В. кого? дя́дю дя́дей что? ви́шню ви́шни
Т. кем? дя́дей дя́дями чем? ви́шней ви́шнями
П. о ком? о дя́де о дя́дях о чём? о ви́шне о ви́шнях

Обрати внимание!

Если существительное I склонения оканчивается на -ия, то в дательном и предложном падежах пишется окончание -и. Это касается и имён собственных на -ия:

II склонение:

ед. число множ. число ед. число множ. число
И. кто? конь ко́ни что? дива́н дива́ны
Р. кого? коня́ коне́й чего? дива́на дива́нов
Д. кому? коню́ коня́м чему? дива́ну дива́нам
В. кого? коня́ коне́й что? дива́н дива́ны
Т. кем? конём коня́ми чем? дива́ном дива́нами
П. о ком? о коне́ о коня́х о чём? о дива́не о дива́нах

Обрати внимание!

Если существительное II склонения оканчивается на -ий или -ие, то в предложном падеже единственного числа пишется окончание -и:

III склонение:

ед. число множ. число ед. число множ. число
И. кто? мышь мы́ши что? ткань тка́ни
Р. кого? мы́ши мыше́й чего? тка́ни тка́ней
Д. кому? мы́ши мыша́м чему? тка́ни тка́ням
В. кого? мышь мыше́й что? ткань тка́ни
Т. кем? мы́шью мыша́ми чем? тка́нью тка́нями
П. о ком? о мы́ши о мыша́х о чём? о тка́ни о тка́нях

Осторожно, орфография!

В именительном падеже единственного числа после шипящих (ж, ш, ч, щ) у существительных женского рода III склонения на конце пишется -ь, а у существительных мужского рода II склонения -ь не ставится:

Также не ставится -ь после шипящих на конце существительных женского рода I склонения в родительном падеже множественного числа:

В русском языке есть существительные, которые сохраняют одну форму во всех падежах и числах. Это неизменяемые существительные. Почти все они пришли из других языков.

ед. число множ. число
е́вро е́вро
кафе́ кафе́
ко́фе ко́фе (= «напиток в ёмкости»: Дайте два кофе, пожалуйста!)
метро́ метро́
пальто́ пальто́
пиани́но пиани́но
рагу́ рагу́
такси́ такси́
фортепиа́но фортепиа́но
какаду́ какаду́
шимпанзе́ шимпанзе́
Мона́ко
То́кио
ха́ки (цвет)

Падеж - это форма образования и функция слова, наделение слов определенными синтаксическими ролями в предложении, связующее звено между отдельными частями речи предложения. Другое определение падежа - это склонение слов, частей речи, характеризующееся изменением их окончаний.

Владение в совершенстве умением склонять разные части речи по падежам является отличительной чертой человека грамотного, образованного. Нередко школьная программа, детально разъясняющая падежи русского языка, забывается через несколько лет, что приводит к грубейшим ошибкам в составлении правильной структуры предложения, отчего члены предложения становятся не согласованными между собой.

Пример неправильной формы склонения слова

Чтобы понять, о чем идет речь, необходимо рассмотреть пример, показывающий некорректное использование падежной формы слова.

  • Яблоки были настолько красивыми, что хотелось тут же их съесть. Их блестящая красного цвета кожица скрывала сочную мякоть, обещая поистине удивительное наслаждение вкуса.

Во втором предложении присутствует ошибка, указывающая на то, что падежи существительных в русском языке благополучно позабыты, поэтому слово «вкуса» имеет неправильное склонение.

Правильным же вариантом было бы написание предложения следующим образом:

  • Их блестящая красного цвета кожица скрывала сочную мякоть, обещая поистине удивительное наслаждение (чем?) вкусом.

Сколько падежей в русском языке, столько и форм изменения окончаний слов, определяющих правильное употребление не только падежной формы, но и числа, рода.

Интересно, какой процент взрослых людей, не связанных с писательской, редакционной, образовательной или научной деятельностью, помнит, сколько падежей в русском языке?

Неутешительные результаты Тотального диктанта, проведенного в этом году, оставляют желать лучшего, показывая недостаточный уровень грамотности большей части населения. Всего лишь 2% всех участников написали его без единой ошибки, получив заслуженную «пятерку».

Наибольшее количество ошибок было выявлено в расстановке пунктуационных знаков, а не в правильности орфографического написания слов, что делает результаты не такими уж и плачевными. С правильностью написания слов люди особых проблем не испытывают.

А для корректного склонения их в предложении стоит вспомнить названия падежей, а также, на какие вопросы отвечает слово в каждой конкретно падежной форме. Кстати, число падежей в русском языке равно шести.

Краткая характеристика падежей

Именительный падеж чаще всего характеризует подлежащее или другие главные части предложения. Он единственный всегда употребляется без предлогов.

Родительный падеж характеризует принадлежность или родство, иногда другие взаимоотношения.

Дательный падеж определяет точку, символизирующую окончание действия.

Винительный падеж является обозначением непосредственного объекта действия.

Творительный падеж обозначает инструмент, с помощью которого совершается действие.

Предложный падеж употребляется только с предлогами, обозначает место действия или указывает на объект. Некоторые лингвисты склонны разделять предложный падеж на два вида:

  • изъяснительный, отвечающий на вопросы «о ком?», «о чем?» (характеризующий предмет мыслительной деятельности, рассказа, повествования);
  • местный, отвечающий на вопрос «где?» (непосредственно местность или час происходящего действия).

Но в современной образовательной науке все же принято выделять шесть основных падежей.

Существуют падежи русского языка прилагательных и имен существительных. Склонение слов применяется как для единственного, так и для множественного числа.

Падежи русского языка существительных

Существительное - это часть речи, обозначающая название объектов, выступающая в предложении в качестве подлежащего или дополнения, отвечающая на вопрос «кто?» или «что?».

Многообразие способов склонения слов делает сложным для восприятия иностранцами многогранный и богатый русский язык. Падежи имен существительных склоняют слово, изменяя его окончание.


Падежные формы существительных могут изменять окончания, отвечая на вопросы:

  • касательно одушевленных субъектов - «кого?», «кому?»;
  • неодушевленных предметов - «что?», «чего?».
Падежи существительных с предлогами

Падежи

Вопросы

Примеры изменения окончаний

Предлоги

Именительный

Мальчик(), мяч()

Родительный

Кого? Чего?

Мальчик(а), мяч(а)

Дательный

Кому? Чему?

Мальчик(у), мяч(у)

Винительный

Кого? Что?

Мальчик(а), мяч()

На, за, через, про

Творительный

Мальчик(ом), мяч(ом)

За, под, над, перед, с

Предложный

О ком? О чем?

Мальчик(е), мяч(е)

О, на, в, об, при, обо

Несклоняемые существительные

Существуют имена существительные, употребляемые в любом падеже без склонения окончаний и не образующие множественного числа. Это слова:

  • кенгуру, такси, метро, фламинго;
  • некоторые собственные имена иностранного происхождения (Данте, Осло, Шоу, Дюма);
  • нарицательные иностранные существительные (мадам, миссис, мадемуазель);
  • русские и украинские фамилии (Долгих, Седых, Грищенко, Стецько);
  • сложные аббревиатуры (США, СССР, ФБР);
  • фамилии женщин, обозначающие объекты мужского пола (Алиса Жук, Мария Кроль).


Изменение прилагательных

Имена прилагательные - самостоятельная часть речи, обозначающая признаки и характеристики объекта, отвечающая на вопросы «какая?», «какой?», «какие?». В предложении выступает в роли определения, иногда сказуемого.


Так же как существительное, склоняется по падежам путем изменения окончаний. Примеры приведены в таблице.

Падежи прилагательных с предлогами

Падежи

Вопросы

Предлоги

Именительный

Родительный

Кого? Чего?

Добр(ого)

От, без, у, до, возле, для, вокруг

Дательный

Кому? Чему?

Добр(ому)

Винительный

Кого? Что?

Добр(ого)

На, за, через, про

Творительный

За, под, над, перед, с

Предложный

О ком? О чем?

О, на, в, об, при, обо

Не склоняемые по падежам прилагательные

Падежи русского языка способны изменять все имена прилагательные, если они не представлены в краткой форме, отвечая на вопрос «каков?». Данные прилагательные в предложении выступают в роли сказуемого и не склоняются. Например: Он умен.


Падежи множественного числа

Имена существительные и прилагательные могут быть в единственном и множественном числе, что также отражают падежи русского языка.


Множественное число образуется путем изменения окончания, склонения слов в зависимости от вопроса, на который отвечает падежная форма, с помощью таких же предлогов или без них.

Падежи множественного числа с предлогами

Падежи

Вопросы

Примеры изменения окончаний имен существительных

Примеры изменения окончаний имен прилагательных

Предлоги

Именительный

Мальчик(и), мяч(и)

Добр(ые), красн(ые)

Родительный

Кого? Чего?

Мальчик(ов), мяч(ей)

Добр(ых), красн(ых)

От, без, у, до, возле, для, вокруг

Дательный

Кому? Чему?

Мальчик(ам), мяч(ам)

Добр(ым), красн(ым)

Винительный

Кого? Что?

Мальчик(ов), мяч(и)

Добр(ых), красн(ые)

На, за, через, про

Творительный

Мальчик(ами), мяч(ами)

Добр(ыми), красн(ыми)

За, под, над, перед, с

Предложный

О ком? О чем?

Мальчик(ах), мяч(ах)

Добр(ых), красн(ых)

О, на, в, об, при, обо

Особенности родительного и винительного падежей

У некоторых людей вызывают затруднение и некую путаницу два падежа с одинаковыми, казалось бы, вопросами, на которые отвечает склоняемое слово: родительный падеж и вопрос «кого?», и винительный падеж с вопросом «кого?».

Для легкости понимания следует запомнить, что в родительном падеже склоняемое слово отвечает на следующие вопросы:

  • на вечеринке не было «кого?» (Павла), «чего?» (шампанского);
  • в магазине не было «кого?» (продавца), «чего?» (хлеба);
  • в тюремной камере не оказалось «кого?» (заключенного), «чего?» (кровати).

То есть падеж указывает на принадлежность объекта, делая акцент на само событие, а не на предмет.

В винительном же падеже эти же словосочетания звучали бы следующим образом:

  • на вечеринку доставили «кого?» (Павла), «что?» (шампанское);
  • в магазин не привезли «кого?» (продавца) «что?» (хлеб);
  • в тюремной камере не обнаружили «кого?» (заключенного) «что?» (кровать).

Падеж указывает непосредственно на объект, вокруг которого совершается действие.


Умение правильно склонять различные части речи по падежам, числу, роду является отличительной чертой человека умного, грамотного, высоко оценивающего русский язык и его основные правила. Стремление к познанию, повторению и совершенствованию знаний является отличительной чертой высокоинтеллектуальной личности, способной к самоорганизации.

Ни одно слово русского языка в предложении не может существовать самостоятельно. Для того чтобы высказывание имело смысл, в нем должна быть связь между всеми его частями. Именно эта связь называется синтаксической, которая образуется при помощи падежной системы русского языка. Всего таких падежей десять, но в школе учат шесть, а вот в простой речи они используются все в полном объеме, хотя и имеют спорный падежный статус.

Роль падежей

Как образуется связь слов в предложении? Какие части речи склоняются? Как образуются новые формы слова? Как поставить вопросы между членами предложения? Каковы падежные вопросы и других частей речи? Эти и многие другие темы, касающиеся данного раздела русского языка, преподают в школах, начиная с третьего класса. В русском языке изменяются, или склоняются по падежам, такие части речи: существительное, местоимение, прилагательное и числительное. Причем выражается это в изменении окончания. А для того чтобы определить падеж любого из слов, к нему ставят падежный вопрос.

На самом деле научиться разбираться в этой теме совсем не сложно. Для этого детям предлагают интересные и даже смешные стишки, каждое слово которых начинается с заглавной буквы списка падежей. Например: Иван Родил Девчонку Велел Тащить Пеленку.

Падежная система русского языка

В зависимости от выполняемых функций существительное может изменяться по падежам. Этот процесс называют склонением, и именно благодаря ему у слов в предложении есть и связь между собой. Иначе бы это был лишь перечень словарного запаса. Вот падежные вопросы русского языка, которые определяют роль существительного в предложении:

Именительный, или Им. п.- мастер, дом - кто? что?

Родительный, или Р. п. - мастера, дома - кого? чего?

Дательный, или Д. п. - мастеру, дому - кому? чему?

Винительный, или В. п. - мастера, дом - кого? что?

Творительный, или Т. п. - мастером, домом - кем? чем?

Предложный, или П. п.- о мастере, о доме - о ком? о чем?

Все падежи, кроме именительного, имеют название "косвенные" и могут быть употреблены с предлогом и без него (именно эта служит для уточнения значения слова). Исключением здесь выступает лишь предложный падеж, который один из всего списка употребляется исключительно с предлогом.

Знакомство школьников с этой системой начинается каждый раз по одной схеме: сначала детям предлагают методом подбора определить падежный вопрос, после озвучивают название падежа, и в завершение роль слова в предложении, а именно каким членом предложения оно является, главным или второстепенным.

Именительный падеж

Основная отличительная черта здесь в том, что слово в единственном числе в именительном падеже всегда является начальной формой. В предложении же, будь то единственное или такие слова всегда выступают в роли грамматической основы, а именно подлежащего.

Например: «Мальчик (падежный вопрос - кто?) идет (что делает?) в школу». Здесь словосочетание «мальчик идет» является грамматической основой, а слово «мальчик» стоит в именительном падеже.

А вот составить подобное предложение, где подлежащее будет не в именительном падеже, просто невозможно.

Родительный падеж

Большую трудность тут составляет то, что таблица падежных вопросов имеет схожие вопросительные слова, в частности это касается родительного и И тут на помощь приходят предлоги. Так, предлоги «без», «у», «до», «от», «из», «для» используются лишь со словами в Р. п. Как правило, они входят в сам вопрос.

Например:

  • «Ходит без тапочек (без чего?)».
  • «Суп из рыбы (из чего?)».
  • «Девочка шла от бабушки (от кого?)».

Дательный падеж

Здесь определение формы слова немного проще, но тут присутствуют и падежный, и смысловой вопросы. Что это значит?

Например: «Дети скачут по коридору (по чему? - падежный вопрос; где? - смысловой)».

Очень важно различать эти потому как, используя смысловую форму, не удастся правильно определить падеж.

Стоит также отметить, что предлог «к» употребляется лишь с Д. п., в то время как «по» может встречаться и с В. п., и с Д. п., и с П. п.

Винительный падеж

С этой падежной формой также могут возникнуть некоторые сложности из-за определяющих его вопросов. Потому как они схожи с именительным и дательным падежами.

Для примера можно взять интересное предложение, которое звучит так:

«Мышь увидела мышь». - Речь тут идет о мыши, которая увидела мышь, однако какое из слов будет подлежащим? Если дополнить это предложение, то получим: «Мышь увидела мышь, курицу и утку». Сразу становится понятно, какое из слов является частью грамматической основы. Именно поэтому в русском языке чаще всего подлежащее стоит перед сказуемым. Итак, понятно, что одно из слов стоит в И. п., но как определить форму второго? Это Р. п. или В. п.? И снова нужно обратиться к рассуждениям. Тут не следует вырывать слова из контекста, нужно ставить вопрос напрямую от сказуемого: - «Мышь увидела (кого? что?) мышь».

Со словами в винительном падеже употребляются такие предлоги: «про», «через», «сквозь», «на».

Творительный падеж

Как правило, слова, использованные в творительном падеже, напрямую связаны со сказуемым и используются с предлогами «над» и «с». Поэтому сначала в предложении выделяют грамматическую основу, а после определяют падежную форму второстепенных членов. Однако бывает и так, что предложение может быть с неполной грамматической основой. И тут важно из контекста уловить возможное сказуемое. Например: «Белка дружит с шишкой, кошка с мышкой, а зайка с травкой».

Основа предложения «белка дружит», «кошка» и «зайка» - из контекста видно, что во всех частях этого предложение может быть использовано одно сказуемое - «дружит». Ставим от него вопрос «с кем?». На падежные вопросы отвечает слово «с мышкой» и слово «с травкой».

Предложный падеж

В этом падеже есть свои особенности: слова здесь без предлогов не употребляются. Тут также всплывают смысловые вопросы, которые нужно научиться отсеивать. Например:

  • «Мальчик нарисовал (где? в чем?) в альбоме дерево».
  • «Огурцы растут (где? на чем?) на грядке».
  • «Волки водятся (где? в чем?) в лесах».

Вопрос всегда ставится вместе с употребленным в предложении предлогом.

Другие падежи

Помимо шести основных падежей, которые включены в школьную программу, существуют и так называемые дополнительные падежи.

  • Звательный падеж, или вокатив. Как правило, эту форму используют при обращении к какому-либо человеку. Например: Аня - Им.п., а Ань - звательный. Этот падеж совсем не новообразовавшийся, и его формы сохранились издревле до сегодня в словах «Господи, Боже», «старче», «отче» и так далее.
  • Количественно-отделительный, паритив, или второй родительный. Как правило, в школе все формы этого падежа относят к родительному.
  • Местный, или локатив. Эту форму часто заменяют предложным падежом, однако в некоторых случаях их можно разделить. Например: «о шкафе» - о чем? и «в шкафу» - где?
  • Исходный, или аблатив. В этом случае существительное обозначает место начала действия или движения и от местного выделяется лишь ударением. Например: «вышел из лесу».

Изучению этого материала в школьной программе уделяется особое внимание. И это понятно: зная тонкости взаимосвязи слов в предложении, можно быть уверенным в грамотности речи, в правильности всех окончаний. Это позволит избежать многих грубых ошибок как в разговоре, так и на письме, что очень важно в наше время образованности и великих технологий.