05.03.2019

Имя числительное общее грамматическое значение морфологические особенности. Значение и грамматические признаки имени числительного


Оборудование:

  • дидактический материал (Шаг №1,2,3,4,5,7)
  • графопроектор
  • Формы сотрудничества: групповые, коллективные

    Ход урока

    Первый шаг. Проверю домашнее задание

    1. Прочитай текст. Как ты думаешь, чему учит данный текст?

    2. Выпиши имена числительные в два столбика. По какому принципу ты распределил данные имена числительные в два столбика?

    В Америке жил и работал знаменитый изобретатель Томас Эдисон. В тысяча восемьсот девяносто седьмом году зажглась первая электрическая лампочка его конструкции. Знаете, сколько бумаги он извел, записывая эксперименты, пока не додумался до своего открытия? Сорок тысяч страниц!

    Эдисон говорил, что для того, чтобы что-нибудь открыть или изобрести, надо положить один процент врожденной гениальности и девяносто девять процентов упорного, тяжелого труда.

    Второй шаг . Найду ошибки

    …надо положить один процент врожденной гениальности и девяносто девять процентов упорного, тяжелого труда

    Один (процент)

    1. (Сколько?) один. Н.ф. один. Имя числит., обозначает количество.

    2. Морф. признаки.

    1. Пост.:
    а) простое;
    б) количественное;
    в) целое.
    2. Непост.: И.п.

    3. Синт. роль – подлежащее.

    Третий шаг. Формулирование темы урока

    1. Подумайте, для чего я предложила вам выполнить данное задание? / Запись темы урока в тетради.
    2. Используя опорные слова, сформулируй цель урока

    выявить ……………………………………………………………………………………
    формирование умения………………… и…определят………………………………………
    …………………………………………………………………………………………………..

    Четвертый шаг. Определю морфологические признаки порядковых числительных, выполнив следующие задания:

    1) Заполни таблицу «Морфологические признаки количественных числительных, имени прилагательного и порядковых числительных »

    Признаки Количественные имена числительные Порядковые имена числительные из упражнения 403. Порядковые именачислительные Имя прилагательное

    Постоянные

    простое-сложное-составное;

    целое-дробное-собирательное

    двадцать пятое

    тысяча девятьсот

    тридцатого

    в двенадцатом

    первый

    простое-сложное-составное

    разряд: качественное-относительное-притяжательное

    Непостоянные

    один-одна-одно,

    два-двое,

    а) заполни колонки таблицы 1, 4 / при затруднении можешь обратиться к учебнику с.108, 162-163;

    б) упражнение 403. Прочитай текст. Найди порядковые числительные. Выпиши в колонку таблицы 2 ;

    в) посмотри внимательно на порядковые числительные и подумай , совпадают ли постоянные признаки порядковых числительных с постоянными признаками количественных числительных? Заполни колонку таблицы 3: укажи эти признаки

    г) выдели у порядковых числительных окончание , на какие непостоянные признаки указывают окончания порядковых числительных?

    С непостоянными признаками какой части речи они совпадают? Заполни колонку 3 .

    Пятый шаг. Сделаю вывод: каковы постоянные и непостоянные морфологические признаки порядковых числительных?

    Читаем правило с.173 . Сравниваем полученный результат с содержанием научно-учебного текста.

    Шестой шаг. Усвоил (а) ли я полученные знания

    Задание: выполни упражнение 404. / один учащийся выполняет задание на пленке для контроля/

    Седьмой шаг. Проанализирую запись

    восемьсот

    девяносто

    восемьсот

    девяносто

    третьего

    восемьсот

    девяносто

    (два числительных взяты из домашнего упражнения)

    а) выделю окончани е у порядковых числительных
    б) определю , какое это порядковое числительное по составу: простое, сложное, составное ?
    в) определю падеж
    г) подумаю , что мы должны помнить при склонении (изменении по падежам) данных по составу порядковых числительных?
    г) читаю правило с.174.
    д) какую новую информацию я получил (а) ?

    Восьмой шаг. Усвоил (а) ли я полученные знания ?

    Задание: выполни упражнение 405. Спиши предложения. Числа запиши словами . Объясни правописание безударной гласной в окончании порядковых числительных.

    Девятый шаг. Записываю домашнее задание: с.173-174 (правило); упражнение 408.

    Десятый шаг. Подведение итога.

    Назови ключевые слова темы.

    /постоянные морфологические признаки:
    простые, сложные, составные;
    непостоянные морфологические признаки:
    падеж, число, род/

    Имя числительное - часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.
    По значению и грамматическим признакам имена числительные делятся на количественные и порядковые.
    Количественные числительные обозначают количество или число и отвечают на вопрос сколько?
    Порядковые числительные обозначают порядок предметов при счете и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?

    Примечание.

    Количество могут обозначать и другие часть речи. Числительные можно записать словами и цифрами, а другие части речи - только словами: три лошади - тройка лошадей.

    Имена числительные изменяются по падежам.
    Начальная форма числительного - именительный падеж.
    В предложении имена числительные бывают подлежащим, сказуемым, определением, обстоятельством времени.
    Имя числительное, обозначающее количество, в сочетании с существительными является одним членом предложения.

    Простые и составные числительные

    По количеству слов числительные бывают простые и составные.
    Простые числительные состоят из одного слова, а составные из двух и более слов.

    Количественные числительные.

    Количественные числительные делятся на три разряда: целые числа, дробные числа и собирательные числительные.

    Порядковые числительные.

    Порядковые числительные образуются, как правило, от числительных, обозначающих целые числа, обычно без суффиксов: пять - пятый, шесть - шестой.

    Примечание.

    Порядковые числительные первый, второй являются непроизводными (исходными слова).

    Порядковые числительные, подобно прилагательные, изменяются по падежам, числам и родам.
    В составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.

    Морфологический разбор имени числительного

    I. Часть речи. Общее значение.
    II. Морфологические признаки:
    1. Начальная форма(именительный падеж).
    2. Постоянные признаки:
    а) простое или составное,
    б) количественное или порядковое,
    в) разряд (для количественных).
    3. Непостоянные признаки:
    а) падеж,
    б) число (если есть),
    в) род (если есть).
    III. Синтаксическая роль.

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Фонетика и фонетический разбор слова

    Фонетика раздел наукив котором изучаются звуки речи ударение слог... Человек может издавать несколько сот различных звуков Но в своей речи при... Имя прилагательное Значение и грамматические признаки имени...

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Необходимо разграничивать звуки и буквы нашей речи.
    Звук - это наименьшая звуковая единица слога(это то, что мы слышим и произносим). Буквы - это знаки, которыми на письме обозначаются звуки. (это то, что мы видим и пишем.) При написан

    Фонетический разбор
    Фонетический разбор слова осуществляется по следующему плану: 1. Затранскрибировать слово, поставив ударение. 2. Определить количество слогов, указать ударный. 3. Показать, каком

    Лексика и фразиология.
    Лексикология– раздел языкознания, изучающий слово как единицу словарного состава языка (лексики) и всю лексическую систему (лексику) языка. Лексика (от греч.- словесный, словар

    Морфемика и словообразование
    МОРФЕМИКА - это раздел языкознания, который изучает типы и структуры морфем, их отношения друг другу и к слову в целом. МОРФЕМА - это минимальная неделима

    Словообразовательный анализ.
    План словообразовательного анализа

    ГРАММАТИКА. МОРФОЛОГИЯ.
    Грамматика – раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, изменения слов, их соединение и словосочетания, предложения, текст. Грамматика состоит из двух разделов – морфология и

    Значение и грамматические признаки имени прилагательного
    Имя прилагательное - часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? чей? Примечание. Под признаком в грамматике принято пон

    Превосходная степень
    Превосходная степень показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому - либо признаку. Относительные прилагательные Относительные

    Значение и грамматические признаки местоимения.
    Местоимение - часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их. Начальная форма местоимений - именительный падеж единственного числа. В п

    Прошедшее время.
    Глаголы в прошедшем времени показывают, что действие происходило до момента речи. При описании прошлого часто вместо прошедшего времени употребляется настоящее время. Глаголы в форме прошед

    Будущее время.
    Глаголы в будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи. Будущее время имеет две формы: простую и составную. Форма будущего составногоглаголов н

    Причастие
    Причастие - особая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? Примечание. Некоторые учен

    Деепричастие
    Деепричастие - особая форма глагола, которая обозначает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом, и отвечает на вопросы что делая? что сделав? К

    Наречие
    Наречие - часть речи, которая обозначает признак действия, признак предмета и другого признака. Наречие могут относиться к глаголу, к его особым формам - причастию и деепричаст

    Непроизводные и производные предлоги
    Предлоги делятся на непроизводные и производные. Непроизводные предлоги: без, в, до, для, за, из, к, на, над, о, об, от, по, под, пред, при, про, с, у, через.

    Частица
    Частица - служебная часть речи, которая вносит в предложение различные оттенки значения или служит для образования форм слов. Частицы не изменяются и не являются членами предло

    Значение частицы ни
    1. Отрицательное значение в предложении без подлежащего. Ни с места! Вокруг ни души. 2. Усиление отрицания в предложениях с частицей ни

    Самостоятельные части речи.
    Сначала надо назвать часть речи и общее грамматическое значение, поставить вопрос, привести начальную форму слова (если оно изменяется). Затем указать: o У существительных - собственное ил

    Грамматика и синтаксис.
    Грамматика-как наука является разделом языкознания, который изучает грамматический строй языка, закономерности построения правильных осмысленных речевых отрезков на этом языке (сло

    Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения
    К грамматической основе (предикативному центру) предложения относится набор главных членов предложения, при этом в разных предложениях данный набор будет разным: существуют предложения, состоящие т

    Распространенные и нераспространенные предложения
    В зависимости от того, есть в предложении второстепенные члены или нет, предложения делятся на: распространенные (второстепенные члены предложения есть): Летнее солнце ярко светило;

    Осложненное простое предложение
    Простое предложение, имеющее в своем составе: а) обособленные обороты. Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца (Короленко).Весьмир, с листвой,

    На основании грамматического значения
    Сочинительная связь может оформляться следующими отношениями в предложении: · Соединительными. Для них характерно значение логической однородности. Во временном плане - одновременность дву

    По характеру связи
    В зависимости от вида сочинительных союзов: · с соединительным союзом. · с разделительным союзом. · с противительным со

    Сложные предложения с разными видами связи
    Сложные предложения с разными видами связи- это сложные предложения, которые состоят не менее чем из трёх простых предложений, связанных между собой сочинительной, подчинительной и

    Орфография
    Правописание, орфогра́фия (др.-греч. ὀρθογραφία, от ὀρθός - «прав

    Буквы а - я, у - ю
    Буквы а, уупотребляются: Для передачи гласных а, ув начале слова и после глас-ных, напр.: ад, алый, армия, заахать, лиана, оазис, Луара; ум, утро, увалень

    Гласные и согласные в приставках
    Выбор гласных зависит от смыслового значения приставки и от того, ударная они или безударная. Выбор согласных зависит от последующей звонкой или глухой, от пол

    Различие на письме приставок не- и ни- в местоимениях и наречиях
    Выбор букв е и и в приставках зависит от ударения. Примеры написания приставок не- и ни- Без ударения Под ударением

    Правописание падежных и родовых окончаний
    Для того чтобы правильно выполнить это задание, следует в первую очередь определить часть речи. Задание состоит из словосочетаний существительное + прилагательное

    Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени
    Написание личных окончаний глаголов в формах настоящего и будущего простого времени зависит от глагольного спряжения: - глаголы I спряжения имеют окончания: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете,

    Правописание отрицательных местоимений
    · В отрицательных местоимениях под ударением пишется приставкане-, а без ударения - приставкани-: некого спросить - никого не вст

    Правописание словарных слов. Список словарных слов (таких слов, правописание которых не подчиняется правилам орфографии)
    Способ запоминания их правописания выбирайте самостоятельно. колокол мизинец одеяло аппарат хризантема шарлатан аккуратный фехтование мандолина фейерверк поми

    Образец орфографического разбора слова
    Скош..(н,нн)ая тр..ва лежит ровными р..дами. Скошенная - правописание суффиксов причастий. 1)две буквы «н» пишутся в суффиксах страдательных причастий прошедшего вре­мени, если слов

    ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ.
    Между подлежащим и сказуемым может быть поставлен только один знак препинания – тире. Оно ставится в первую очередь в следующих случаях: · Подлежащее - существительное, а сказуемое СИС с

    Тире между подлежащим и сказуемым
    1. Тире ставится между подлежащим и сказуемым при отсутствии связки, если оба главных члена предложения выражены существительными вименительном падеже, например: Мо

    Знаки препинания при сравнительных оборотах.
    1. Сравнительные обороты, начинающиеся со слов словно, будто, нежели, точно и т.д. выделяются запятыми (Кино мне нравится больше, чем/нежели театр.) 2. Обороты с союзом как выделяются запя

    Обособленные члены предложения.
    Обособленными называют такие члены предложения, которые выделяются по смыслу и интонационно. Обособленные члены предложения делятся на следующие группы: 1. Обособленные определения

    ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ
    Выделяются запятыми Примеры 1. Любые определения и приложения (неза­висимо от степени их распространенности и местоположения), если они относятся

    ПРИЛОЖЕНИЯ С СОЮЗОМ КАК
    Обособляется Не обособляется если имеет оттенок причинности: если союз как имеет значение «в качестве» или приложение с союзом как х

    ОБОСОБЛЕНИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
    Обособляется Не обособляется 1. Деепричастные обороты и оди­ночные деепричастия: Мы шли, утопая в песке. Я, запыхавшись, остановился. 2. С пр

    ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ УТОЧНЯЮЩИХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
    Обособляются Примеры 1. Уточняющие обстоятельства места и времени С экскурсии ребята вернулись поздно ночью, в двенадцать часов.

    Вводные и вставные предложения
    1. Небольшие по объему вводные предложения обычно выделяются запятыми, например: Вы, я думаю, привыкли к этим великолепным картинам(Лермонтов); Он

    Обращение
    1. Обращения вместе со всеми относящимися к ним словами выделяются (в середине предложения) или отделяются (в начале или в конце предложения) запятыми, например:

    Междометие
    1. Междометия отделяются или выделяются запятыми, если произносятся без восклицательной интонации, например: Ох, пошлите за доктором! (Тургенев);

    Утвердительные, отрицательные и вопросительно-восклицательные слова
    1. Слова да и нет, выражающие утверждение и отрицание, отделяются в составе предложения запятой, например: Да, пр

    Целостность текста
    В точки зрения лингвистики текст – это группа предложений, объединенных в единое целое одной темой с помощью языковых средств. Текст имеет следующие основные признаки: членимость. Текст состо

    Средства связи предложений в тексте
    Виды связи между предложениями в тексте: ПоследовательнаяПараллельнаяАссоциативная (смысловая)Наиболее часто используется последовательный, или цепной, способ связи предложений. Например:

    Общая характеристика стилей.
    В современном русском литературном языке выделяют обычно пять стилей: научный, официально-деловой (деловой), газетно-публицистический (публицистический), художественный, разговорный

    Г1о значению и грамматическим особенностям числи-тельные делятся на к о л и ч е с т в е н н м е, собиратель- н ы с, д р о б и ы е, и о р я д к о в ы е.
    Морфологические признаки числительных: изменяются по падежам, рода не имеют, кроме слов один, два, оба, пол-тора.
    Порядковые числительные изменяются по родам, числам
    и падежам.
    Собират ел ьн ые с клон я ютея как прилагательные. Синтаксические признаки числительных: сочетаются только с именами существительными.
    Такие словосочетания неразделимы и являются одним членом предложения (два дня, двое суток и т. д.).
    Сочетание числительного в им. и вин. падежах с существительным является одним членом предложения (подлежащим или дополнением): Па столе лежало пять книг. Пятеро ребят пошли в поход. Прошло полтора месяца.
    161. Выберите из предложенных слов числительные и распределите их по грамматическому значению IT а группы.
    Один, первый, тройка, одинаковый, дюжина, столетний, одинокий, дважды, двое, двойной, по двое, /двоякий, восьмерка, семеро, шестой, пятерка, пятый, пяток, пятерня, трижды, тройной, трешница, четверть, вчетвером, четырежды, восемьсот, восьмеро, восьмерик, шестизначный, шесть, семерка, восьмушка, десяток, десятый, сотня, сотенный, оба, единица, миллион, четверых, три четверти, одна сотая, несколько, скол ько.
    I. Поставьте в творительном падеже числительные.
    1285 экземпляров книг; I /2; 8 котят. 37 экскурсантов.
    [I. Запишите прописью числительные и существительные, поставьте их в нужном падеже.
    II і//, гектар., земли; 3,7 процент,.; 17,5 метр..; 0,25 литр..;
    к 2 - прибавить 1,5; от 2865 отнять 1369.
    7
    ГуЧ Числительное один во множественном: числе употреб- L^J ляется с существительными, имеющими форму только множественного числа: одни ножницы, одни сани, пли с существительными, обозначающими одну пару предметов: одни носки, одни перчатки.
    Если слово одни употребляется с другими существительными, то оно перестает обозначать число, а приобретает зна-чение частицы только: в классе были одни девочки.
    Г f 1 В устной речи числительные необходимо склонять! LJ^J В сложных количественных числительных от 50 и далее при склонении изменяется каждое слово. Это относится и к составным количественным (к ста двадцати пяти), и к дробным (к двум третьим, от семи восьмых) числи-тельным. У составных порядковых числительных склоняется только последнее слово.
    Подберите, пользуясь словарем, фразеологические выражения. содержащие числительные. Определите их разряд. Составьте с этими фразеологизмам и предложения и определите их синтаксическую роль в предложении.
    Подберите пословицы и поговорки, содержащие числительные. Произведите морфологический разбор числительных. Определите их синтаксическую роль в предложении.

    Еще по теме Общее грамматическое значение числительного - число, количество предметов и порядок их при счете.:

    1. Общее грамматическое значение местоимений - указывают на предметы, признаки, количество, не называя их.
    2. Общее грамматическое значение глагола - обозначениє действия, состояния предмета.
    3. Общее грамматическое значение деепричастия - обозначает добавочное действие, которое показывает, как совершается действие глагола-сказуемого.