03.01.2018

Три склонения имен существительных. Дательный падеж имён существительных



Где появились гусеницы? (Яблоня, слива)

Чем засадили огород? (Капуста)


  1. Спиши, дописывая окончания. Определи падеж и склонение имен существительных.
Ехать в трамва…, заботиться о товарищ…, видишь в зеркал…, быть в музе…, записать в тетрад…, скакать по площад…

  1. Приведи примеры имен существительных трех склонений в предложном падеже.

  2. Спиши, заменяя имена существительные единственного числа, данные в скобках, именами существительными во множественном числе. Определи их падеж.
Зима. Сне… л…жит на (тр…пинка), на (скамейка и крыша). На (ёлка) з…леная хвоя п…крыта инеем.

  1. Просклоняй слова работа, поля.

Зима, весна, ночь, тетрадь, перо, карандаш, птица, снегирь, дрозд, река, озеро, дерево, яблоня, сирень, новость, опасность, пустыня, улица, площадь, железо, сеялка.

  1. Разбери как часть речи.
(по) озеру

Уровень 2.


  1. Запиши окончания дательного падежа имен существительных трех склонений. Приведи примеры.

  2. Спиши предложения, дописывая падежные окончания. Укажи склонение и падеж имен существительных.
Стадо подошло к речк… . Мы шли по узкой тропинк… к опушк… леса. Отец вернулся из поездк… по Волг… . Машина ехала по дорог… к деревн… . Дорожка привела нас к озер… .

  1. Спиши, заменяя имена существительные единственного числа, данные в скобках, именами существительными во множественном числе. Вставь пропущенные буквы. Определи падеж.
В (поле) гудит в…юга. На (речка и озеро) от (мороз) тр…щит лед.

4. Спиши. Обозначь цифрой склонение.

Метель, квартира, болото, планета, заглавие, ладонь, календарь, Вася, морковь, морковка, осень, час, минута, год, день, сосулька, гордость.

5. Просклоняй слова снегирь, задачи.

6. Разбери как часть речи.

(к) яблоне

Уровень 3.


  1. Спиши, дописывая окончания. Укажи падеж и склонение имен существительных.
Капли дождя барабанили по крыш… . Завтра мы пойдем в гости к тет… и дяд… . Дети написали письмо отц… . Мальчик подошел к окн… . По деревн… проехала машина. К кроват… ребенка подошла мать.

  1. Спиши. Обозначь цифрой склонение.
Пол, рожь, сев, осинка, железо, площадь, улица, поле, сеялка, тетрадь, яблоня, дорога, капуста, огурец, тополь, береза, тетрадка.

  1. Просклоняй слова береза, девочки.

  2. Данные слова запиши в дательном и творительном падежах.
Дичь – к дичи, дичью

Лампа - …, …

Пирог - …, …

Тетрадь - …, …


  1. Выпиши имена существительные множественного числа. Определи падеж.
С веток яблонь часто свешиваются чьи-то домики. Жители этих домиков – гусеницы. Гусеницы – злейшие враги деревьев.

6. Разбери как часть речи.

УРОК № 40

Тема. Склонение имен существительных. Падежные окончания имен существительных. Развитие речи. Культура речи. «Заядлые рыбаки»

Цель: отрабатывать навыки учащихся распознавать типы склонений имен существительных, правильно писать падежные окончания существительных; развивать и обогащать речь учащихся.

Оборудование: учебник, учебные тексты, карточки с индивидуальным заданием.

ХОД УРОКА

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Проверка домашнего задания

Перепишите, раскрывая скобки. Подчеркните падежные окончания измененных слов.

1) Ярко-желтым ковром от (верхушка) холма до самой (дорога) тянутся полосы (пшеница). 2) Неизъяснимо хорошо плыть по (Волга) осенней ночью, сидя на корме (баржа). 3) Сергей рассказал о строительстве (электростанция). 4) Летом вся семья уезжала к (бабушка Мария Петровна). 5) Дедушка жил на (окраина) (деревня). 6) Ученик хорошо отвечал на (урок) (история).

Карточка № 2

Перепишите предложения, вставляя окончания слов; укажите падежи существительных.

1) Птичк.. ветка дороже золотой клетк.. . 2) Красный кочеток по жердочк.. бежит. (Огонь) 3) Делу - время, потех.. - час. 4) Из-под печк.. выглядывают белые овечки. (Зубы) 5) Скажите только куриц.., а она - всей улиц.. . 6) В тесной избушк.. ткут холсты старушки. (Пчелы)

Карточка № 3

Перепишите существительные, поставив их в именительном падеже единственного числа. Продумайте постановку ь после шипящих.

Ночи, камыши, грачи, калачи, ужи, шалаши, гаражи, вещи, плащи, чертежи, пустоши, мелочи, речи, смерчи.

Карточка № 4

Перепишите предложения, вставляя окончания слов. Подчеркните существительные третьего склонения и укажите их падежи.

1) Лакомка овца к сол.., а козак к вол.. . 2) Цыплят по осен.. считают. 3) Проверяй друга в опасност... 4) Всякая вещь хороша на своем мест.. . 5) Азбука - к мудрост.. ступенька. 6) Из песн.. слова не выкинешь.

Карточка № 5

Напишите полные ответы на вопросы, поставив в нужном падеже слова из правого столбика.

Раскройте скобки, поставив существительные в родительном падеже множественного числа.

Посадка (вишни, черешни, яблони); сборник (песни); благоустройство (деревни); чистка (конюшни); покупка (готовальни); объезд (деревни).

Составьте и запишите словосочетания, в которые бы входили данные слова в предложном падеже с предлогом в или на.

Бал - танцевать на балу, бор - гулять в бору, берег - сидеть на берегу; вид, воз, край, ров, снег, шкаф, лед, сад, мост.

Запишите предложения, вставляя в существительных окончания и указывая падежи. Устно прокомментируйте выбор гласной в падежном окончании.

1) В Крым.. начался сбор виноград.. . 2) Лена купила немного виноград.. . 3) Идет обработка листов ча.. . 4) Принесите двести граммов ча.. . 5) На заводе производится очистка керосин.. . 6) Купи два литра керосин.. . 7) Он читает все без разбор.. . 8) В сад.. зацвел жасмин.

1) Придумайте заглавие текста (упр. 419).

2) Составьте предложения из данных слов (упр. 421).

3) Составьте предложения по данному началу (упр. 422).

4) Составьте словосочетания (упр. 423).

5) Докажите, что слова, приведенные в упр. 423,- однокоренные. Укажите способы образования этих слов.

6) Выполните упр. 424.

VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

VII. ДОМАШНЕЕ ЗА ДАНИЕ

Повторить теоретический материал занятий 36-37. Упр. 414, 418. Задание на выбор: составить устный рассказ (упр. 427) или выучить наизусть стихотворение «Рыболов» (с. 194).



Имена существительные по типу склонения делятся на три типа:

  1. Существительные женского рода с окончанием -а,-я (земля);
  2. Существительные мужского рода с нулевым окончанием, существительные среднего рода с окончанием -о,-е (дом, поле);
  3. Существительные женского рода с нулевым окончанием (мышь).

В русском языке особую группу составляют разносклоняемые существительные: бремя, темя, пламя, вымя, знамя, племя, стремя, время, имя, путь.

Значительная группа существительных не изменяется по родам и числам, их называют несклоняемыми; депо, фойе, алоэ, кофе, пальто, атташе и другие.

Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам в единственном числе. Во множественном числе падежные окончания имен прилагательных всех трех родов совпадают: новые столы, книги, перья.

Существуют определенные правила склонения и числительных. Например, числительное один склоняется как прилагательное в единственном числе, а числительное два, три, четыре имеют особые падежные формы, которые сходны с окончаниями имен прилагательных во множественном числе.

Числительные от пяти до десяти и числительные на -дцать и -десят склоняются по третьему склонению существительных.

Числительные сорок, девяносто имеют две падежные формы: сорока и девяноста.

У числительных двести, триста, четыреста и у всех числительных на -сот склоняются обе части.

Изменение слова по числам и падежам

называется склонением.

Рассмотрим склонение имен существительных

по падежам.

Как же определить падеж имени существительного? Для этого надо найти слово, к которому относится имя существительное, и поставить от него вопрос. По этому вопросу и предлогу определить падеж.

Пример:

Скакал заяц по болоту. → скакал по (кому? чему?) болоту.

Существует шесть падежей: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный и предложный. Разберем все падежи по порядку.

Имя существительное:

  • в именительном падеже отвечает на вопросы кто? что? (есть). Пример: Высоко в небе летит самолет. → летит (что?) самолет (ИП);
  • в родительном падеже отвечает на вопрос кого? чего? (нет), употребляется с предлогами от, до, из, у, без, для, около, с, вокруг, после, кроме. Пример: Трудно жить без друга. → жить без (кого?) друга (РП);
  • в дательном падеже отвечает на вопрос кому? чему? (дать), употребляется с предлогами к, по. Пример: К причалу подошло парусное судно. → судно подошло к (чему?) причалу. (ДП);
  • в винительном падеже отвечает на вопрос кого? что? (вижу), употребляется с предлогами через, про, в, на, за. Пример: Сорвет дятел шишку на ели, принесет её на березу. → дятел сорвет (что?) шишку. (ВП);
  • в творительном падеже отвечает на вопрос кем? чем? (доволен), употребляется с предлогами над, между, с, за, под. Пример: Шевельнул бородкой гном. → гном шевельнул (чем?) бородкой. (ТП);
  • в предложном падеже отвечает на вопрос о ком? о чем? (думать), всегда употребляется с предлогами при, о, об, в, на. Пример: И в ельнике грустно, и в поле так пусто. → грустно (в чем?) в ельнике. (ПП).

Итак, как изменяются имена существительные, давайте просклоняем пару существительных, например птица и сосна.

Именительный падеж: кто? - птица , что? - сосна ;

Родительный падеж: кого? - птицы ?, чего? - сосны ;

Дательный падеж: кому? - птице ?, чему? - сосне ;

Винительный падеж: про кого? - птицу , про что? - сосну ;

Творительный падеж: с кем? - с птицей , с чем? - с сосной ;

Предложный падеж: о ком? - о птице , о чем? - о сосне .

В именительном падеже, имя существительное в предложении является главным членом предложения и никогда не употребляется с предлогом.

Мой отец построил красивый дом.

В винительном падеже - второстепенным членом предложения и употребляется и с предлогом и без него.

Через поселок проходит узенькая тропинка. → проходит через (кого? что?) поселок. (ВП)

В винительном падеже имена существительные с предлогами в, на отвечают на вопросы на что? во что? (куда?)

Мои друзья пошли на дискотеку. → пошли (куда? на что?) на дискотеку.

В предложном падеже с теми же предлогами отвечают на вопрос в чем? на чем?

Грибы росли на пригорке. → росли (где? на чем?) на пригорке.

Существительные бывают 1, 2 и 3 склонения.

Первое склонение:

Существительные женского и мужского рода с окончаниями , в именительном падеже.
Пример: весточк а , яблон я , юнош а .

Второе склонение:

существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями и в именительном падеже. Пример: ученик , герой , звен о , сердц е .

Третье склонение:

существительные женского рода с мягким знаком на конце в именительном падеже. Пример: площад ь , ел ь , ноч ь .

Итак, для того, чтобы определить склонение имени существительного, надо определить его род. Затем выделяем окончание существительного в именительном падеже единственного числа. По роду и по окончанию определяем склонение.

Например:

Суббот а - она, моя - существительное женского рода с окончанием в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное суббота 1-го склонения .

Яблок о - оно, мое - существительное среднего рода с окончанием в именительном падеже единственного числа. Следовательно, существительное яблоко 2-го склонения .

Радост ь - она, моя - существительное женского рода с мягким знаком на конце, в именительном падеже единственного числа, окончание нулевое. Следовательно, существительное радость 3-го склонения .

Существительные одного и того же склонения имеют одинаковые ударные и безударные падежные окончания.

Например:

1-е склонение

ИП рек á - рéчк а

РП рек и - рéчк и

ДП рек é - рéчк е

ВП рек у - речк у

ТП рек ой - речк ой

ПП о рек е - о речк е

Правописание безударных падежных

окончаний имен существительных

1, 2 и 3-го склонения.

Итак, какие же безударные окончания надо проверять, а какие надо просто запомнить. Проверять надо безударные окончания , в существительных родительного, дательного, а также предложного падежа. Запомнить следует безударные окончания в существительных в творительном падеже.

1-е склонение : -ой (-ей ) памятк ой , деревн ей .

2-е склонение : -ом (-ем ) год ом , пол ем .

Для проверки правильного определения безударного окончания существительного следует определить падеж (как определить см. ). Затем определить склонение (как определить см. ). Далее вспоминаем окончание существительного определенного склонения в требуемом падеже.

Пример:

Летом ребята купались в озере.

Ребята купались (где? в чем?) в озере , значит это предложный падеж .

Озер о (оно, мое) - существительное среднего рода, имеет окончание , значит оно относится ко второму склонению. Существительное второго склонения в предложном падеже имеет окончание . Итак, записываем:

Ребята купались (где? в чем?) ПП 2-е скл ., ) в озер е .

Еще один способ проверить окончание существительного - вставить вместо существительного с безударным окончанием, подставить существительное того же склонения и в том же падеже, но с ударным окончанием: ребята купались в рек е , в озер е .

Теперь разберем правописание безударных окончаний существительных во всех падежах.

Склонение существительного определяется по именительному падежу и об этом мы говорили в

.

Родительный падеж

Существительное в родительном падеже отвечает на вопросы кого? чего? (откуда? где?) . Используемые предлоги: от, до, из, без, у, для, около, с .

Окончания:

1-е склонение : , .

2-е склонение : , .

3-е склонение : .

Пример: У овцы мягкая длинная шерсть . → Шерсть (у кого?) у овц ы - 1-е склонение .

Дательный падеж

Существительное в дательном падеже отвечает на вопросы кому? чему? (где? куда?) . Используемые предлоги: к, по .

Окончания:

1-е склонение : .

2-е склонение : , .

3-е склонение : .

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мальчик бежал к озеру . → Бежал (куда? к чему?) к озер у - 2-е склонение .

В родительном падеже существительные первого склонения имеют окончание , в дательном - окончание .

Существительные третьего значения в обоих падежах имеет окончание .

2-е склонение : , .

Пример: На болотах часто можно встретить цаплю . → Встретить (кого?) цапл ю - 1-е склонение .

Существительные в родительном и винительном падеже можно различить по предлогам. В первом склонении существительные в этих падежах различаются по окончанию.

Творительный падеж.

Существительное в творительном падеже отвечает на вопросы кем? чем? (где? куда?) . Используемые предлоги: с, за, под, над, между .

1-е склонение : -ой (-ей ).

2-е склонение : -ом (-ем ).

3-е склонение : .

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Рыбу ловят удочкой . → Ловят (чем?) удочк ой - 1-е склонение .

Предложный падеж

Существительное в предложном падеже отвечает на вопросы о ком? о чем? (где?) . Используемые предлоги: о (об), в, на, при .

1-е склонение : .

2-е склонение : .

3-е склонение : .

В предложении играет роль второстепенного члена.

Пример: Мы говорили об осени . → Говорили (о чем?) об осен и - 3-е склонение .

Для учителей русского языка

Урок объяснения новой темы в 5-м классе "Падежи"

1. Углубить знания о падежах

2. Формировать навыки частичного морфологического разбора имени существительного, работы с энциклопедиями, составления кластеров, орфографические и пунктуационные. Развивать речь

3. Воспитать чувство любви к малой родине

КАРСТ, –а, м. (спец.). Состояние земной поверхности в областях, почва которых образована из растворимых природными водами осадочных крупнозернистых пород. прил. карстовый, –ая, –ое. Карстовые явления (образование подземных пещер, воронок, котловин, провалов, рек и озёр). Карстовая пещера.

ПЛАТО, нескл., ср. Равнина, лежащая сравнительно высоко над уровнем моря и отделённая от соседней местности крутыми склонами, уступами. Высокогорное п.

ВЯЗКИЙ, –ая, –ое; –зок, –зка и –зка, –зко; вязче.

1. Тягучий, клейкий. Вязкое вещество.

2. Липкий, засасывающий, топкий. Вязкая грязь. Вязкое болото. На глинистой дороге вязко (в знач. сказ.).

сущ. вязкость, –и, ж.

РЕКРЕАЦИЯ, –и, ж.

1. Отдых, восстановление сил после труда (спец.).

2. В учебных заведениях: зал для отдыха учащихся (разг.). прил. рекреационный, –ая, –ое. Р. лес (предназначенный для отдыха, восстановления сил). Р. зал (в учебном заведении; устар.).

СХПК – сельскохозяйственный производственный кооператив

ПОБОРОТЬ, –орю, –орешь; сов.

1. кого (что). Одержать верх над кем–н. П. соперника.

2. перен., что. То же, что преодолеть. П. в себе чувство страха.

1. Подготовка к восприятию

1) Игра “Поле чудес”

Мы живем в прекрасной местности. Одна из достопримечательностей нашего края -

2) Кластер к слову “ОЗЕРО” (подбираем существительные)

3) Определяем склонение написанных существительных

2. Объяснение новой темы

1) Рассмотрение таблицы

3. Таблица “Падежи”

Падежи Вопросы Значения и синтаксические функции
Именительный Есть Кто? Что? Падеж главного члена предложения
Родительный Нет Кого? Чего? Падеж определения и границ перемещения в пространстве
Дательный Даю Кому? Чему? Падеж косвенного дополнения, функция адресата
Винительный Вижу Кого? Что? Падеж прямого дополнения, функция объекта
Творительный Творю Кем? Чем? Падеж орудия или способа действия, а также времени, пространства, сравнения
Предложный Думаю О ком? О чем? Падеж нахождения в пространстве и во времени, а также падеж изъяснения

4. Слайд-шоу (Компьютер)

1) Просклонять 5 существительных из текста ОЗЕРО БЕЛОЕ в Краткой энциклопедии “Яльчикский район” (стр. 116)

Физкультминутка

2) Из истории происхождения названий падежей

Слово падеж произошло от латинского casus (падение). Это значит, слова, употребляясь в речи, “падают” той или иной формой. Названия русских падежей(кроме творительного и предложного) происходят от латинских и представляют их дословный перевод. Именительный – имя предмета – начальная форма наименования. Родительный буквально означает “полученный с рождения”. Такое название возникло потому, что в родительном падеже без предлога при имени существительном очень часто стоит лицо. Являющееся родителем, создателем, владельцем (сын Ивана, дом отца , платье сестры ). Дательный от слова “дать”, так как наиболее типичное его значение – обозначить адресата, того, кому что-то дают. Винительный назван так потому, что объект действия, обозначенный существительным, является причиной, вызывающей само действие (читать книгу , шить платье , делать зарядку ). Не теряйтесь, начинающие грамотеи, если встретите в предложении существительное мужского, … рода, отвечающее на вопрос что? Если не будете знать, какой это падеж – именительный или винительный, - подставьте существительное женского рода (я вижу дом – именительный или винительный? Я вижу маму, книгу – винительный) Творительный – связан с глаголом “творить” и означает орудие действия (писать карандашом, резать ножом). Предложный падеж так назван Ломоносовым, поскольку без предлога он не употребляется. (Первоначально этот падеж назывался сказательным )

4. Закрепление изученного

2) Определить падеж существительных в тексте

Наше Белое Озеро расположено между двумя деревнями. Оно - любимое место отдыха наших односельчан. Летом у озера можно встретить и детей, и взрослых. Жители деревень любят в нем купаться. В нашем озере обитают пескарь, карп и другие рыбы.

Ленительный падеж
Спросили Лежебокина:
- А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина,
Пусть им сперва ученые
Изменят имена,
Ведь я падеж Творительный
Нарочно не учу:
Трудиться, а тем более
Творить
Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю:
Давать,
Делиться чем-нибудь
С друзьями
Не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учит урок,
Приходиться выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит:
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит,
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А сам ты смог бы новые
Придумать имена?
- Давно придумал:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный,
И, наконец,
Простительный!
(Г.Граубин)

4. Диктант

Я давно мечтал сходить на рыбалку, но все не мог решиться рано встать. Наконец удалось побороть сон. И вот ранним утром иду к озеру. Солнце едва поднимаемся над горизонтом. Утро тихое и прохладное. В такое утро должно хорошо клевать. Я надеюсь на богатый улов – иначе зачем так рано вставать.…

1)Давным-давно все школьники
Падежи знают назубок.

2) Мы гордимся нашим БЕЛЫМ ОЗЕРОМ

Д\з Выучить падежи, их вопросы

Определить падежи существительных из диктанта и написать продолжение

Начать работу над проектом “ОЗЕРО БЕЛОЕ - ГОРДОСТЬ НАШЕЙ ДЕРЕВНИ”

(темы могут быть разные:

  • Рыбы,
  • История озеленения,
  • Прибрежная растительность,
  • Озеро Белое – памятник природы,
  • Птицы охранной зоны,
  • Озеро Белое – место отдыха)