Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты; считаем количество прочитанных книг, страниц, полученную в магазине сдачу, число забитых голов на футбольном или хоккейном поле, но пользуемся при этом начальной формой имени числительного, т. е. формой именительного падежа. Мы скорее услышим: «Он живет триста шагами дальше» (неправильная форма), чем …тремястами шагами дальше (правильная форма).
Так, мы говорим: Библиотека пополнилась одной тысячей новых книг (в книжной речи), но мы скажем: Забросали нас тысячью пустяковых вопросов (в разговорной речи). В первом случае слово тысяча - существительное в творительном падеже (ср.: задачей), которое управляет следующим за ним существительным, во втором - числительное (ср.: пятью), которое согласуется с существительным. Допускает варианты и третья цифра. Дело в том, что числительное восемь (также восемьдесят и восемьсот) имеет в творительном падеже две формы: восемью и восьмью. Предложение: Я встретился с 8 товарищами - допускает двоякое прочтение: …с восемью товарищами (книжная, устаревающая форма) и …с восьмью товарищами (форма более короткая, экономная, чаще встречается в разговорной речи).
Итак, наш заголовок может звучать: 1) Стеллаж с одной тысячей семьюстами восемьюдесятью пятью книгами (книжный вариант) и 2) …с тысячью семьюстами восьмьюдесятью пятью книгами (разговорный или нейтральный вариант).
Одинаковы ли по значению предложения: На комсомольском собрании присутствовало тридцать человек и На комсомольском собрании присутствовало человек тридцать? Нет: в первом предложении, в котором числительное предшествует существительному, указывается точное количество, а во втором предложении, при постановке числительного после существительного, выражается приблизительное количество.
В сочетаниях с числительными по-разному употребляются формы одних и тех же существительных.
Так, в сочетании с числительными пять, шесть и выше в форме именительно-винительного и родительного падежей употребляется слово лет: прошло пять лет, не достиг семнадцати лет. В остальных падежах используется соответствующая форма слова год: к пяти годам, старше десятью годами, рассказывали о последних пятнадцати годах.
Слово человек во множественном числе имеет форму люди, но в сочетании с числительными сохраняется слово человек: у пяти человек, дать пяти человекам, встретить пять человек, познакомиться с пятью человеками, речь шла о пяти человеках. При наличии определения возможно употребление слова люди: пять незнакомых людей, трое взрослых людей.
Возможны варианты типа: для ремонта ограничились двумястами рублями - …двумястами рублей. Первый вариант (числительное согласуется с существительным) носит книжный характер, второй (числительное управляет существительным) встречается в разговорной речи.
Представим себе, что вы пробыли в пионерском лагере 20 суток, а потом ваше пребывание продлили еще на одни сутки, в результате получаются двадцать одни сутки. Но если вам прибавили еще одни сутки, то как вы прочитаете сочетание «22 суток»? Нельзя сказать «двадцать два сутки», не подходит «двадцать две сутки», так, может быть, «двадцать двое суток» (под влиянием «двое суток»)? Вероятно, вы так и скажете, но это неправильно: количественное числительное двадцать и собирательное числительное двое не могут вступать в сочетание. Что же делать? Выход будет найдет, если мы прибегнем к лексической замене (пробил двадцать два дня) или перестроим конструкцию (пробыл в течение двадцати двух суток).
Можно ли сказать: «трое девочек» (ведь говорят же: трое мальчиков)? Оказывается, нет. Дело в том, что собирательные числительные двое, трое, четверо… употребляются в немногих случаях, а именно:
1) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое друзей, трое сирот;
2) с существительными, имеющими только формы множественного числа: двое суток, трое саней, четверо ножниц (начиная с пятеро обычно используются количественные числительные: пять суток, шесть ножниц)-,
3) с существительными дети, ребята, люди, а также со словом лицо в значении «человек»: двое детей, трое ребят, четверо молодых людей, двое незнакомых лиц;
4) с личными местоимениями: нас двое, их было пятеро;
5) с субстантивированными (перешедшими в разряд существительных) числительными: вошли двое.
В разговорной речи встречается также употребление собирательных числительных при названиях молодых животных: двое волчат, трое щенят (наряду с сочетаниями: два волчонка, три щенка).
Как видим, собирательные числительные не сочетаются ни с существительными, обозначающими лиц женского пола (нельзя сказать: «двое портних», «трое девочек»), ни с существительными мужского рода, пусть даже обозначающими животных, но не людей (нельзя сказать: «двое волков», «трое медведей»).
Как вы прочитаете предложение: Каждому ученику дали по 5 тетрадей? Возможный ответ: по пять и по пяти. Такой выбор объясняется тем, что предлог по в так называемом распределительном значении употребляется или с дательным падежом (по одному карандашу), или с винительным (по два часа, по девяносто дней, по триста рублей), или с обоими этими падежами (по пяти копеек - по пять копеек). Последний случай относится к числительным пять, шесть… десять… двадцать… пятьдесят… восемьдесят, причем сочетания с винительным падежом (по пять тетрадей), возникшие как разговорный вариант, в настоящее время преобладают.
В двух падежных формах употребляются с предлогом по и неопределенно-количественные числительные несколько и много: по нескольку человек, по многу дней (книжный вариант) - по несколько человек, по много дней (разговорный вариант).
В некоторых случаях в сочетаниях с числительными ослабляется категория одушевленности существительных. Так, наряду с книжными формами купить двух коров, подстрелить трех уток (в сочетаниях существительных женского рода, обозначающих животных, птиц, рыб, с числительными две, три, четыре) употребляются разговорные формы купить две коровы, подстрелить три утки. Ср.: На них он выменял борзые три собаки (А. С. Грибоедов); Платил прогоны за две лошади (А. С. Пушкин)
Другой случай ослабления одушевленности существительных находим в парных сопоставлениях: вызвать двадцать два ученика - вызвать двадцать двух учеников. Нормативным считается первый вариант, так как существует правило, согласно которому в сочетаниях составных числительных, оканчивающихся на два, три, четыре, с существительными последние, независимо от категории одушевленности-неодушевленности, сохраняют в винительном падеже форму именительного, например: вызвать двадцать два ученика, выдвинуть сто три кандидата. Однако другая форма (вызвать двадцать двух учеников) встречается довольно часто и в устной и в письменной речи. Например: Утро застало в живых только двадцать двух человек (К. Паустовский).
Обратим внимание на то, как ведет себя слово тысяча в составных количественных и в составных порядковых числительных. Мы говорим: Расстояние в тысячу девятьсот восемьдесят пять километров, но мы скажем: Это произошло в тысяча девятьсот восемьдесят пятом году. Как известно, в составных количественных числительных склоняется каждое слово, а в составных порядковых числительных изменяется только последнее слово (т. е. слово, называющее последнюю цифру).
Театр вмещает до пятьсот пятидесяти зрителей. (Нужно: до пятисот пятидесяти ). Число состоит из пятиста цифр. (Нужно: из пятисот ). Мы подготовили около двухста специалистов. (Нужно: около двухсот ). Мощность взрыва была эквивалентна двухстам килограммам тротила. (Нужно: двумстам). Умение выражать свои чувства в стихотворной форме, вера в будущее – вот одни из важнейших достоинств поэзии Блока. (Нужно: одно из важнейших достоинств).
Ошибки в синтаксическом оформлении предложения
14. Неправильное управление глагола или существительного
Президент попросил доложить все , что происходит в стране. (Нужно: доложить обо всем ). Ему неудобно докладывать всего того , что говорили подчиненные. (Нужно: докладывать обо всем том ). Многие с нашего поколения не воспринимают современной музыки. (Нужно: многие из нашего поколения ). Мы свыклись к тому , что нет больших потрясений. (Нужно: свыклись с тем ). Приняты поправки к уставу, согласно которых мы войдем в совет директоров. (Нужно: согласно которым ). Директор поздравил сотрудниц с Восьмым мартом . (Нужно: поздравил с Восьмым марта ). Не все хотят оплачивать за услуги государства. (Нужно: оплачивать услуги ). К нему на ум пришло древнее изречение о том, что нельзя войти в одну реку дважды. (Нужно: Ему на ум пришло). Следует уделять большое внимание на развитие образного мышления. (Нужно: уделять внимание развитию ). Оплата за обучение возможна по частям. (Нужно: оплата обучения или плата за обучение). Новое оружие не могло не вселить страх противнику . (Нужно: вселить страх в противника ). Пресса создала негативный образ о политике , равнодушного к простому народу. (Нужно: образ политика ). Недоразумение вылилось, к сожалению, к такому ужасному финалу . (Нужно: вылилось в такой ужасный финал ). Прокурор не в курсе об информации , переданной агентством «Интерфакс». (Нужно: не в курсе информации ). Согласно распоряжения ректора он был уволен. (Нужно: согласно распоряжению ). На имя управляющего банка пришло письмо. (Нужно: управляющего банком ). В романе Бондарева описывается о любви, возникшей на войне. (Нужно: описывается любовь , возникшая на войне). График был нарушен вопреки указания директора. (Нужно: вопреки указанию директора). После неприятностей он ушел от дел и от поста директора. (Нужно: ушел от дел и с поста директора). По отношению к Бэле Печорин ведет себя со свойственным для него эгоизмом. (Нужно: со свойственным ему эгоизмом). Автор детально описывает о путешествии на Кавказ. (Нужно: описывает путешествие ). Мыслимо ли равнодушие родителей за судьбу своих детей? (Нужно: равнодушие родителей к судьбе детей). В турнире принимали участие представители многих стран: Франция, Италия, Россия, Швеция. (Нужно: представители многих стран: Франции, Италии, России, Швеции ). Руководители понимают о необходимости помочь развивающимся предприятиям. (Нужно: понимают необходимость ). Первое время по приезду в Москву он чувствовал себя плохо. (Нужно: по приезде в Москву). Вопреки усилий учителей, мальчик учился плохо. (Нужно: вопреки усилиям учителей). Ты недалек к истине . (Нужно: недалек от истины ). За торт можно оплатить в первой кассе. (Нужно: торт можно оплатить или за торт можно заплатить ). Артист был удостоен высокой наградой . (Нужно: удостоен высокой награды ). Старики снисходительны до шалостей детей. (Нужно: снисходительны к шалостям ). Необходимо отметить о том , что проблемы у нас еще есть. (Нужно: отметить то , что проблемы у нас еще есть). По прибытию поезда мы отправились в центр города. (Нужно: по прибытии поезда). Мой друг полон новыми идеями . (Нужно: полон новых идей ). Лектор оперировал с точными фактами . (Нужно: оперировал точными фактами ). Министр финансов выступил о том , что курс рубля будет зафиксирован. (Нужно: выступил с заявлением о том , что…). Книга оставила на мне неизгладимое впечатление. (Нужно: оставила во мне неизгладимое впечатление). Последняя песня послужила намеком об окончании концерта. (Нужно: послужила намеком на окончание концерта). Это мы тоже догадываемся. (Нужно: об этом мы догадываемся). Губернатор лично отслеживает за уровнем поставок продовольствия. (Нужно: отслеживает уровень поставок). Турфирмы сегодня предлагают вам побывать в Греции, Испании, Финляндии, Кипре и Сейшельских островах . (Нужно: побывать в Греции, Испании, Финляндии, на Кипре и Сейшельских островах ).
Имена числительные обозначают различные количественные представления: два, пять, семь, десять, двадцать, сто, пятьсот, оба, двое, пятеро, семеро, много, мало, несколько, сколько и т.д. Однако не всякое слово со значением количества есть числительное. Например, слова пяток, десяток, сотня и др. являются существительными, слова первый, пятый, двадцатый, сотый, тысячный – прилагательными, а слова дважды, трижды, по-двое, по-трое, впятером, всемером – наречиями, хотя все эти слова имеют количественное значение.
Как особая часть речи, т.е. как особый грамматический разряд, а не только группа слов, определяемая по значению, имя числительное выделяется на основании известных грамматических признаков. Следовательно, не все слова, обозначающие количество, могут быть отнесены к числительным, так как не все они обладают такими признаками. Эти признаки свойственны только определенной группе слов с количественным значением, и только они и являются числительными.
Одним из грамматических признаков имен числительных служит то, что, обозначая количество, они не имеют формального значения числа. Формы ед. и множ. числа поэтому у числительных отсутствуют.
Имена числительные обладают синтаксическими формами падежа. Однако употребление падежей у них очень своеобразно. Одни падежи числительных являются независимыми (несогласуемыми) формами, как у существительных, другие же – зависимыми (согласуемыми), как у прилагательных.
Обыкновенно числительные употребляются в сочетании с существительным, обозначающим те предметы, о количестве которых сообщается числительным, например: строится пять домов, нет десяти часов, по три года, строят две фабрики, с пятью рублями и т.д. В том случае, когда падежи числительных являются независимыми, числительное определяется существительными, которые при этом ставятся в родительном падеже. Напротив, в зависимых падежах числительное само выступает в качестве определяющего слова к существительным, обозначающим исчисляемые предметы, и согласуется с ними в падеже, подобно прилагательному, ср., например:: купил пять книг (числительное в вин. пад. пять относится к глаголу купил , а существительное в род. пад. книг – к числительному пять ) и не хватает пяти книг (существительное книг относится к глаголу не хватает , а числительное пяти – к существительному книг , согласуясь с ним в падеже).
В качестве независимых, т.е. несогласуемых, падежных форм у числительных употребляются прежде всего падежи им. и вин. Эти падежи имеют то же значение, что и соответствующие падежи существительных. Им. пад. не указывает на какое-либо отношение числительного к другим словам предложения. Поэтому числительное в им. пад. выступает в качестве подлежащего: Девять самолетов поднялось в воздух. У ворот дома Удоевых остановилось несколько человек. (Ф.Сологуб), Сколько разных чувств проходит во мне, сколько мыслей туманом проносится . (М.Пришвин) В вин. пад. числительное обозначает объект, на который непосредственно направлено действие: съел два яблока, купил десять тетрадей, вижу шесть самолетов, срубил несколько берез, По всем комнатам часы одни за другими прозвонили двенадцать – и все умолкло. (А.Пушкин), – и, следовательно, служит в предложении дополнением. Таким же независимым является дат. пад. числительных, когда он употребляется с предлогом по в кратном значении: нам дали по два яблока, мы работаем по восьми часов, они получили по пятидесяти рублей . Во всех этих случаях при числительном обычно стоит определяющее его существительное в род. пад., которое обозначает исчисляемые предметы.
Все прочие падежи числительных, в том числе и дательный (без предлога по в кратном значении), являются зависимыми согласуемыми формами. В этих падежах числительные согласуются с существительными, обозначающими исчисляемые предметы, выступая в предложении, как и прилагательное, в качестве определения: недостает пятидесяти рублей, театр вел подготовку к четырем спектаклям, поезда идут по обеим колеям, Дубровский владел семьюдесятью душами . (А.Пушкин), В пятнадцати верстах от Гассан-Кале находится мост, прекрасно и смело выстроенный на семи неравных сводах . (А.Пушкин). В определенных случаях согласуемым может быть и вин. пад. А именно: числительные два, три, четыре , а также числительные с собирательным значением оба, двое, трое, пятеро, семеро и др. согласуются с одушевленными существительными в вин. пад., обозначающими исчисляемые предметы, ср. встретил трех друзей, купил четырех уток, обоих сыновей приняли в Красную армию, семерых товарищей послали в командировку (но встретил три автомобиля, купил четыре книги и т.д.). Числительное при этом ставится в форме вин. пад., совпадающей с род. пад., как это бывает и с прилагательными, когда они определяют одушевленное существительное в вин. пад.
Большая часть числительных не имеет форм рода, т.е. не принадлежит ни к мужск., ни к женск., ни к средн. роду и не изменяется по родам. Исключение в этом отношении представляют лишь числительные оба, два, полтора , которые изменяются по родам и согласуются в роде с существительным, обозначающим исчисляемые предметы. Эти числительные согласуются в роде и в том случае, когда не согласуются с существительным в падеже, а именно когда числительное стоит в им. или вин. пад., а существительное, обозначающее исчисляемые предметы, является по отношению к числительному определяющим словом, ср.: приехали оба брата и обе сестры, купил два карандаша и две тетради. Следовательно, в им. и вин. пад. числительные оба, два, полтора согласуются в роде с определяющим словом, а не с определяемым, как это бывает обычно в русском языке.
Числительные оба, два, полтора имеют две родовые формы: одну для мужск. и средн. рода – оба, два, полтора (персика, яблока) и другую для женск. – обе, две, полторы (груши) . При этом числительное оба различает род во всех падежных формах: оба брата и обе сестры, обоих братьев и обеих сестер, обоим братьям и обеим сестрам и т.д., тогда как у числительных два и полтора род различается только в им. падеже, а также в вин., когда он совпадает по форме с им.: им. пад. – пришло два брата и две сестры, лежит полтора яблока и полторы груши ; вин. пад. – строят два дома и две избы, взял полтора яблока и полторы груши (но видел двух братьев и двух сестер ). В косвенных падежах числительные два и полтора родов не различают, образуя общие формы как для мужск. и средн. рода, так и для женск.: двух братьев и сестер, двум братьям и сестрам, полутора яблок и груш, яблокам и грушам и т.д. В устной речи наблюдается тенденция не различать родов в косвенных падежах и у числительного оба , причем для всех трех родов обобщаются падежные формы мужск. и средн. рода: обоих сестер, обоим сестрам , как обоих братьев, обоим братьям .
Хотя отдельные числительные и изменяются по родам, все же отсутствие форм рода может также считаться характерным отличительным признаком числительных наряду с другими грамматическими признаками – отсутствием форм числа и наличием своеобразных по значению и употреблению падежных форм. По совокупности всех этих признаков и определяется имя числительное как особая часть речи.
Таким образом, числительные – это слова с количественным значением, которые не различают форм числа и рода и имеют синтаксические формы падежа, независимые формы им. и вин. пад., а также дат. с предлогом по в кратном значении и зависимые формы прочих падежей. По своим падежным формам, которые употребляются то подобно падежам существительных, то подобно падежам прилагательных, имя числительное является своеобразной промежуточной частью речи, примыкающей в одних падежах к именам существительным, а в других – к именам прилагательным.