30.11.2020

Человек занимающийся благотворительностью априори добрый или нет. Почему я занимаюсь благотворительностью


Благотворительность. Нужно ли заниматься благотворительностью?

Стремление помочь нуждающимся, внести часть средств на оплату операции или лекарств для больных, продуктов и одежды для нуждающихся – порыв очень благородный.

9 причин заниматься благотворительностью

Перечисляя какую-то сумму в благотворительный фонд, ты сможешь дать выход накопившимся чувствам любви и сострадания. Это – естественно, и это может принести удовлетворения и даже удовольствие.
Добрые дела всегда возвращаются к тем, кто их делает. Поэтому, попав в трудную жизненную ситуацию, ты сможешь рассчитывать на помощь.

Оказывая помощь людям, ты, возможно, заглаживаешь какой-то неблаговидный поступок, совершенный в прошлом. Это дает возможность успокоить свою совесть.

Публичные личности часто зарабатывают себе позитивный имидж, занимаясь благотворительностью.

Помогая людям, мы сохраняем человечность, не даем сердцу очерстветь, стряхиваем с себя груз цинизма, который неизбежно появляется с годами.

Людям свойственно быть благодарными за оказанную помощь. Пусть они никогда не узнают вашего имени – их добрые мысли, положительная энергетика, направленная в ваш адрес, сделают свое дело.

Регулярное жертвование, ставшее привычным и обязательным, дисциплинирует и развивает силу воли.
Благие дела повышают собственную самооценку. Когда тебя одолеет апатия и все начнет валиться из рук, - просто вспомни, сколько ты помогла незнакомым людям, поделившись с ними своими деньгами, вещами, продуктами или временем.

Благотворительность – отличный способ поддержать единство всех живых существ, обитающих на Земле. Помнишь – «Возьмемся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке»?

Говоря о благотворительности, хочется процитировать словами доктора В. В. Синельникова:
«Слово БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ означает буквально творить благо. То есть сделать кого-то счастливее и радостнее в жизни. Другими словами, благотворительность – это бескорыстная деятельность для блага окружающих. В чём может выражаться эта деятельность? Что мы можем дать безвозмездно людям, что принесёт им счастье? И чем можем пожертвовать?

Начнём с того, что благотворительная деятельность возможна только в том случае, если человек принимает людей и этот мир. Принимает без претензий и обид. Он верит в справедливость происходящего в этом мире с ним самим и с другими людьми. Бескорыстная деятельность возможна только в том случае, если человек верит в счастье. Он осознаёт себя частью этого мира, частью целого. Делая благо для части – делаешь благо для целого, то есть для Бога. А счастье – это и есть ощущение себя частью целого.

И надо отметить, что этот первый шаг – самый сложный. Очень трудно любить этот мир безусловной любовью, верить в его справедливость, брать на себя ответственность за свои мысли и поступки. Но начинать нужно. И я подскажу вам, как сделать этот шаг без особых усилий с вашей стороны. В принципе, мы все делаем это каждый день. Просто мы не вкладываем силу в наши действия. А действие это называется – пожелание ЗДРАВИЯ. Необходимо, всего-навсего, правильно здороваться с людьми, вкладывая особый смысл и образ в своё приветствие. Оказывается, наши предки заложили первый этап благотворительности в слово «ЗДРАВСТВУЙТЕ».

«Здравствуйте» – это пожелание здравия, а здоровье, как мы уже знаем, означает гармония с самим собой и с окружающим миром, а гармония – это счастье. Именно с таким смыслом и чувством и нужно здороваться с людьми. Хорошо, если вы при этом ещё и будете совершать поклон, отдавая дань уважения этому человеку, как частичке Бога на Земле.

Второй шаг - не менее важный, чем первый. Называется он БЛАГОДАРНОСТЬ. И в этом волшебном слове заложен смысл благотворительности – дарить благо. Поистине русский язык – магический язык.

Желательно, чтобы человек всегда пребывал в благодарственном умонастроении. Это очень важно. Нужно быть благодарным за всё, что даёт нам Жизнь. Нужно быть благодарным всем: Богу, родителям и детям, Природе, людям. Причём, чувство благодарности должно присутствовать в нас независимо от поведения окружающих. Одни в этом мире дарят нам радость, другие преподносят уроки. Благодарить нужно одинаково и тех и других, причём вторых даже больше, чем первых, так как они дают нам возможность духовно прогрессировать.
Следующий этап называется РАДОСТЬ. Испытывать радость – значит дарить Свет окружающему миру. Ра-дасть.

Помните – мы дети Солнца, мы – светящиеся существа. Дарить Свет – это наша суть.
Теперь разберём, что такое ЖЕРТВА. Жертва – это добровольный отказ от чего-нибудь в пользу кого-нибудь или чего-нибудь.

Что можно жертвовать?

Жертвовать можно:

1) продукты и готовую пищу;

2) вещи, в том числе и одежду;

3) кров, ночлег;

4) деньги;

5) знания;

6) свои чувства через дар искусства: пение, музыка, картины, книги, танец и др.;

7) жертвовать свою жизненную энергию и время через свой труд (учить, лечить, строить, готовить пищу и т.д.); жертвовать своё тело (ткани и органы), свою жизнь. Например, воин жертвует своей жизнью ради свободы своего народа. Спасатель также жертвует своей жизнью ради спасения человека.

Оказывается, не каждое пожертвование может принести счастье другому человеку, а значит, и тому, кто жертвует. Например, если вы дадите пьянице деньги, которые он потратит на выпивку – это будет пожертвование, но не будет являться благотворительностью. Мало того, такая деятельность может даже привести к потере Силы Благочестия и к деградации того, кто жертвовал. Именно поэтому очень важно знать, как правильно осуществлять пожертвования.

Веды говорят, что существует несколько видов пожертвований:

1) пожертвование в благости (то есть благотворительность);

2) пожертвование в страсти;

3) пожертвование в невежестве.

Чем они отличаются друг от друга?

Если мы жертвуем то, что приводит к деградации сознания человека, то это будет пожертвование в невежестве.
Например, мэр города устраивает «благотворительную» акцию: в честь Дня Победы выдать каждому ветерану по бутылке водки и по упаковке сосисок. Это, несомненно, будет пожертвование в невежестве, так как и водка, и мясные продукты приводят к разрушению разума. В данном случае глава города не ведает, что творит. Но ответит он за это по полной программе.

Пожертвование в невежестве всегда приводит к деградации обоих: и того, кому жертвуешь, и того, кто жертвует.
Если мы жертвуем с мыслями о получении какой-то выгоды (не обязательно материальной, это может быть и желание славы, мысль «какой я хороший»), то это тоже не будет являться благотворительностью. Это будет пожертвование в страсти, так как в таком случае мы не действуем бескорыстно.

Пожертвование в благости или благотворительность – это всегда бескорыстная деятельность. Идея благотворительности одна – дать благо людям. И при этом не думать о плодах. А это ох как не просто. Бескорыстие не завладевает сразу всем нашим существом. Обязательно появляется желание хотя бы себя похвалить, а особенно, чтобы это сделали другие. Поэтому для занятия благотворительностью уже необходимо какое-то количество личной силы. А приобрести эту силу поможет безупречная жизнь, жизнь по Прави, воздержание от соблазнов.

Благотворительность - это высший уровень сознания.

Теперь важно понять, что можно жертвовать, как, кому и где.

Я уже писал ранее о том, что в зависимости от нашего мировоззрения и миропонимания на нас в этом мире неизбежно действуют три основные силы: добродетели (или благости), страсти и невежества. Поэтому мы должны осознавать, что в этом мире одни люди добродетельны, другие живут в страсти, а третьи – в невежестве. В соответствии с этим и наши действия в отношении каждого человека должны быть разными.

Человеку, который находится в невежестве, нежелательно жертвовать деньги, так как они могут быть использованы во вред. Лучше дать то, что он может тут же съесть или выпить, например, хлеб, яблоко, молоко. При необходимости можно дать и одежду, предоставить ночлег, оказать помощь в трудную минуту.

Человеку, который живёт в страсти, также нежелательно жертвовать деньги, так как он сильно к ним привязан, и они дадут ему только лишнее напряжение. Страстному человеку помимо еды, одежды и крова, лучше давать знания, мудрый совет.

Человеку добродетельному, праведному, святому можно жертвовать всё, даже свою собственную жизнь.

Благотворительность совершается в нужное время, в нужном месте, и нужным людям.

Нежелательно давать деньги в таких местах, как рынки и вокзалы, улицы и метрополитен, транспорт. Хотя мы знаем, что именно эти места особенно любят нищие, так как там большое скопление людей. Но мы должны быть внимательны к себе и людям и не идти на поводу у чувства жалости.

Деньги можно давать около храма и в святых местах. Даже если их получит далеко не благостный человек, это всё равно будет благоприятно для него и для вас, так как у нищего будет укрепляться вера в Бога.
Ещё одно важное правило. Совершать пожертвование нужно с уважением к тому человеку, которому жертвуешь. Необходимо поблагодарить его и сделать поклон. Если вы пожертвуете достойному человеку без должного внимания и уважения, то можете даже пострадать за это.

Так много условий, - скажите вы. - Может быть проще не жертвовать совсем?
Нельзя, дорогие мои. Отказ от пожертвования приводит к чёрствости сердца, остановке в духовном развитии и, в конце концов, к деградации.

По большому счёту, мы не можем не жертвовать. Мы все делаем это каждый день. Только делаем без должных знаний, а потому нередко страдаем за это, не осознавая откуда приходит это страдание.
Если просят, нужно давать всегда, но не всегда то, что просят. Раз человек подошёл к вам, значит вы ему действительно что-то должны, но вопрос что? Вселенная, Бог обращаются к нам через этого человека. Мы что-то задолжали этому миру. Через людей мы освобождаемся от жадности.

Научитесь давать, дарить. Чтобы избежать потерь в жизни, есть один проверенный способ. Нужно научиться вовремя отдавать в окружающий мир. И не обязательно деньги. Это может быть физическая помощь и моральная поддержка. Можно делиться знаниями и позитивным опытом. Это может быть просто радость или любовь, тепло своей души. Найдите нуждающегося человека в этом мире и начинайте помогать ему совершенно бескорыстно.

Если тебя просят о помощи - это значит, что ты способен помочь этому человеку. Где-то внутри тебя есть решение. Мало того, помогая этому человеку в его беде, ты получаешь своеобразную прививку. Ведь каждый человек - это проекция тебя самого в этом мире. Помогая кому-то решить его проблемы, вы получаете определенное знание и опыт, а значит, избежите такой же проблемы в своей жизни. Помогая достойному человеку в его благостных делах, - получаешь благ гораздо больше.

Есть золотое правило благотворительности:
Человек, который занимается благотворительной деятельностью, получает столько благ, сколько благочестия есть в том человеке, которому он сделал пожертвование или на сколько благочестивой деятельностью он занимается.
Например, если вы пожертвовали святому человеку, то получите благ во столько раз больше, во сколько раз его святость больше вашей.

Или, если вы жертвуете деньги на строительство какого-то заведения, создание какой-то организации, то получите благ столько, сколько благ получат люди от этого заведения или организации.

Важно также знать ещё одно правило:
Человек, занимающийся благотворительностью, не всегда получает то же самое, что он жертвует, но всегда получает то, что ему нужно на данный момент.

Например, вы бескорыстно пожертвовали деньги на какое-то дело. В ответ Вселенная может подарить вам здоровье, возможность духовного развития, благополучные отношения, большее счастье в семье, встречу с нужным человеком, настоящего друга и т.д. Деньги вы тоже можете получить, но только в том случае, если они вам действительно нужны. Давая благо другим, вы получаете то, что вам нужно по судьбе. Главное – не ждать отдачи, не думать о плодах, иначе это перестанет быть благотворительностью и превратится в пожертвование в страсти. А оно кроме напряжения от ожидания и разочарования ничего не принесёт.

Благотворительность увеличивает Силу Благочестия и даёт человеку возможность изменить свою судьбу».

Ольга Моисеева для Женского журнала «Прелесть»

Благотворительность или филантропия, любовь к людям – это деятельность индивида или группы лиц, посредством которой ресурсы добровольно и безвозмездно передаются нуждающимся людям.

Благотворительность направлена как на конкретного человека, решение личной проблемы, касающейся каждого, так и на общество в узком и широком смысле слова.

Благотворительная деятельность

Благотворительная деятельность содействует решению проблем общества и усовершенствованию условий общественной жизни.

Человек, занимающийся благотворительностью, делает это добровольно. Он сам выбирает время, место помощи и ресурс, которым поделится бескорыстно.

В качестве ресурсов, предоставляемых благотворительностью, выступают:

  • денежные средства, финансы,
  • материальные средства,
  • способности, умения,
  • знания, интеллектуальные и моральные ресурсы,
  • труд во благо, услуги,
  • иная поддержка.

Благотворительность иногда ассоциируется с милостыней, но это разные явления. Главное отличие благотворительности от милостыни в том, что она организованна и спланирована.

Давая милостыню, человек помогает одному, конкретному индивиду и не знает, как он использует полученную в дар помощь.

Человек, занимающийся благотворительностью, осознает общественную значимость цели своей деятельности.

Благотворительность организована по плану или программе. Цели помощи выходят за рамки семьи или друзей благотворителя, не навязаны ему принудительно, бескорыстны, без злого умысла.

Деньги на благотворительность поступают в приюты, интернаты, бесплатные столовые, больницы, другие социальные государственные и негосударственные учреждения.

Формы благотворительности

Определить формы благотворительности сложно, четкой классификации нет. Бывает гуманитарная, социальная помощь, волонтерство. Есть помощь «pro bono» — бесплатные услуги профессионала, квалифицированного специалиста.

Благотворительность находит выражение в форме:

  1. личного участия гражданина,
  2. помощи учреждения, компании,
  3. деятельности общественной организации, фонда помощи,
  4. церковной помощи, основанной на догмах того или иного вероисповедания.
  5. Государственной поддержки (например, льготы).

Благотворительность богатых людей чаще выражается в создании организаций, осуществляющих благотворительную деятельность от их имени. Это популярная в наше время форма оказания помощи обществу. Иногда она критикуется и высмеивается, ставится под сомнение необоснованно. Иногда действительно уличает «меценатов» и «филантропов» в нечестности, в привязке благотворительности к политике, рекламе, бизнесу и так далее.

Благотворительная организация – некоммерческая, негосударственная структура, призванная оказать помощь, благотворительность через деятельность в интересах общества или отдельных категорий граждан.

Деньги на благотворительность фонды получают в форме:

  • пожертвований частных и юридических лиц,
  • грантов, целевого финансирования из других фондов,
  • инвестиций от вложений, депозитов,
  • прибыли от допустимой, законодательно регулируемой коммерческой деятельности.

Благотворительность призвана не только устранить негативные социальные явления и тенденции, но и развить позитивные.

Создаются фонды поддержки молодых художников, писателей, ученых и других талантливых людей.

Есть премии и награды, которые получают деятели искусства и культуры, чтобы иметь возможность развиваться и двигать вперед цивилизацию, обеспечить прогресс человечества.

Причины благотворительности

Бескорыстная помощь и благотворительность осуществляется потому, что у личности есть:

  • Желание помочь людям, внести вклад в развитие общества. Человеком , сострадательность, . Творя добро, он чувствует себя счастливым. Истинный филантроп делает жизнь гармоничнее, восстанавливает справедливость, порядок.
  • Внутренняя установка, принцип оказания помощи тому, кто нуждается. Это установка, привитая с детства. Такая внутренняя готовность помогать говорит о культуре и нравственности человека. Он привык помогать людям, считает это нормой поведения.
  • Обусловленная положением, статусом, должностью обязанность помогать. Сильные мира сего во все времена получают славу благодетеля. С высоты собственного величия они помогают другим, чтобы стать еще выше в глазах общества.

  • Желание получить уважение и одобрение, авторитет в глазах окружения. В благотворительности человек ищет возможность , приобрести важность и значимость как личность, самоутвердиться.
  • Подражание другим личностям. Вовлеченность окружающих людей в благотворительность выступает как заразительная, «модная» тенденция. Как только мода на щедрость и человеколюбие уйдет или ею не похвастаешься, человек потеряет интерес к благотворительности.
  • Вина за благополучие. В этом случае благотворительность – способ решить внутренние психологические проблемы. Благотворительность богатых людей, обусловленная – способ загладить прошлые ошибки, связанные с неоказанием помощи нуждающемуся человеку или компенсировать чрезмерную жадность, скупость.
  • Компенсация психологической травмы. Человек хочет помочь другому индивиду, если он бывал в такой же тяжелой жизненной ситуации. Люди, пережившие беду или горе, скорее помогут человеку в трудной ситуации, чем те, которые не знали несчастий. Помогая другому, человек справляется со своей душевной травмой.

Мир кажется жестоким и циничным, но добрых и щедрых людей немало в каждой стране и культуре. Помогая другому, человек помогает всем и каждому на Земле.

Счастливы те, кто щедры во все времена. - Псалмы, 106:3

Благотворительность превращает вещество в дух, обращает монету в пламя. - Ребе

Почему мы должны заниматься благотворительностью?

Благотворительность рассматривается нами как добродетель, которая стала частью сущности нашей жизни, всего нашего общества.

Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны спросить себя, не является ли щедрость частью человеческой природы, подобно эгоизму. Как мы уравновешиваем эти качества, щедрость и эгоизм? Как учить своих детей быть милосердными? Как часто следует заниматься благотворительностью и каким образом? Не нужно ли заниматься ею анонимно? И в первую очередь – чем в действительности служит благотворительность для нас самих, для нуждающихся и для всего общества?

Быть может, разумнее всего просто быть милосердным и не задумываться над причинами этого, как, впрочем, и поступают многие. Однако чем лучше вы поймете истинную динамику благотворительности, тем больше сможете культивировать ее в самих себе, своей семье и друзьях. И более значительная благотворительность может повысить смысл вашей жизни. Как сказано: «Тот, кто стремится к благотворительности и щедрости, находит жизнь, справедливость и доброе имя» (Книга Притчей, 21:21).

Необходимость заниматься благотворительностью.

Благотворительность – один из самых простых и в то же время самых совершенных способов содействовать очищению материального мира, объединению с нашими собратьями и Б-гом. Благотворительность помогает нам исполнить свое предназначение в мире. С ее помощью мы утверждаем единение в разобщенном мире.

Благотворительность позволяет нам одухотворять материальное, реализовать наши возвышенные намерения. Всевышний мог бы распределить богатство поровну между всеми людьми. Но, как говорят наши мудрецы, «Если бы все были богатыми или бедными, то кто был бы щедрым?» (Мидраш Танхума на Мишпотим, 9). Аналогично тому как Б-г продолжает одаривать нас каждое мгновение, каждый день на земле, благотворительность позволяет нам дарить и тем самым становиться Б-гоподобными. Помните, что деньги, которые вы отдаете бедному, не ваши. Б-г дал их вам взаймы с тем, чтобы наделить вас способностью отдавать. Благословив кого-то большими деньгами, Он одновременно благословляет его возможностью и привилегией больше отдавать, быть более Б-гоподобным.

Поэтому благотворительностью нужно заниматься тихо и скромно. Богатый человек, который помогает бедняку с гордым видом, воображая, что совершает великую милость, глубоко заблуждается. Милость в этом случае оказывается ему, богачу. Понимание этого факта и придает акту благотворительности особый смысл, особую значимость.

Б-г сотворил мир как сложную систему, где отдают и берут. Все наше существование основано на этой связи. Так, например, растения нуждаются в той двуокиси углерода, которую выдыхает человек, а людям необходим кислород, вырабатываемый растениями. Благотворительность является одним из примеров этой модели: дающий и принимающий нуждаются Друг в друге. При этом «бедняк делает для богача больше, чем богач для бедняка», – говорят наши мудрецы (Мидрап! Раба на Ваикра, 34:8).

Благотворительность – это акт полнейшей справедливости. Естественно, что на первое место вы ставите ответственность за собственную жизнь. Но может ли ваше благополучие быть дороже самых насущных потребностей вашего ближнего? Можете ли вы стремиться к самым высоким уровням интеллектуального и духовного развития, когда ваш ближний нуждается в совете по не терпящим отлагательства вопросам?

Что такое власть денег?

Из всех форм благотворительности наиболее эффективной является помощь деньгами. Многие измеряют свое значение имеющимися у них деньгами. Поскольку в зарабатывание денег вкладывается так много времени, труда и энергии, они отражают собственно энергию жизни. Использование денег для благотворительности выражает самую полную форму дарения и совершенствования физического мира. А этот мир по своей природе ориентирован сам на себя.

Некоторые полагают, что только они ответственны за свой успех, что он обеспечивается их умом, деловыми качествами. Это – испытание богатством, серьезное испытание, и не давайте своему «я» обмануть вас. Вы должны помнить, что именно Б-г обеспечивает вам способность стать богатым. Без этого понимания деньги превращаются в символ эгоистичного «я», в современный «золотой телец».

Нельзя сказать, что успех не является результатом ваших усилий. Конечно, вы должны делать все возможное, чтобы добиться успеха, а не сидеть сложа руки и ждать, пока он на вас свалится. Но вы должны понимать, что богатство создают Б-жье благословение, а потом уже ваши усилия. Любому опытному бизнесмену известно, что в нашем мире ни планирование, ни интенсивный труд не гарантируют успеха.

Сила благотворительности состоит в том, что она не позволяет нам погрузиться в эгоизм. Несомненно, благородные поступки хороши сами по себе, они возвышают душу. Что касается жертвования денег на благотворительность, то это самое действенное средство одухотворения материального, вы отдаете часть всего того, чем являетесь, – свои способности, усилия, амбиции, сострадание.

Деньги могут стать и бедствием, проклятием. Не олицетворяя материального, они, как и богатство, по своей природе не постоянны, изменчивы, могут вызывать лишь беспокойство. Сколько бы у вас ни было денег, вы никогда не уверены в том, что этого достаточно или что вы не потеряете их тем или иным путем.

Когда же вы распоряжаетесь деньгами правильно и осознаете, почему они вам достались, эти деньги становятся благословением. Если вы используете свое богатство на благотворительные цели, рассчитанные на будущее поколение, а не тратите его на удовлетворение сиюминутных прихотей, ваши деньги становятся вечными.

Раввин небольшого города обратил внимание на то, что некоторые живущие рядом с ним люди охвачены жаждой накопления богатства и часто делают это за чужой счет. Раввин пригласил этих людей к себе, чтобы сказать им следующее: «Счастье человека похоже на вращающееся колесо. Тот, кто сидит, над колесом и смеется, – глупец, ибо если колесо повернется, он может оказаться ниже того, над кем он смеялся. Тот, кто находится ниже этого колеса и жалуется на свою судьбу, – тоже глупец. Действительно, вданный момент он пребывает в самой низкой точке, но уже в следующий момент фортуна может повернуться к нему лицом Оба должны понимать, что счастье быстротечно «лишь единственный добродетельный поступок длится бесконечно».

Как следует заниматься благотворительностью?

Помощь деньгами надо оказывать тем, кто в этом нуждается. Мы живем в материальном мире, где все необходимое для существования можно купить только за деньги. Но благотворительность выходит за рамки денежной помощи. Можно уделять свое время, давать советы, выказывать симпатию одинокому человеку, пригласить его на обед. Духовная благотворительность крайне важна, она способна вернуть к жизни нуждающегося в поддержке человека.

Даже если кто-то совершает благотворительный акт по эгоистическим мотивам или неохотно, цель благотворительного поступка достигается, так как помощь получает тот, кто в ней нуждается. Хотя это, конечно, не оптимальная благотворительность. Лучше оказывать благотворительность от всего сердца, а еще лучше, если это возможно, анонимно. Последнее особенно важно в тех случаях, когда помощь может смутить испытывающего нужду человека или вызвать у него чувство стыда.

Высшая форма благотворительности – это нечто такое, что вообще нельзя рассматривать как благотворительность. Она предусматривает создание таких условий, когда у человека, который нуждается, отпадет необходимость обращаться за помощью к кому бы то ни было. Можно обеспечить семью всем необходимым на весь год, на десять или двадцать лет. Это, безусловно, доброе дело. Но насколько милосерднее было бы обеспечить главу этой семьи работой, предложить ему заем или другие средства, позволяющие человеку в затруднительном положении встать на собственные ноги, восстановить свою гордость и самоуважение.

С точки зрения цифр может показаться, что занятие благотворительностью ухудшает финансовое положение человека. Но если мы признаем, что Б-жье благословение является первоисточником богатства, то благотворительность следует рассматривать как самое разумное вложение капитала. Человек, у которого возникали финансовые затруднения, должен увеличить свой вклад в благотворительные цели, тогда он сможет рассчитывать на Б-жье благословение. «Платите десятину, чтобы иметь возможность преуспевать», – говорят наши мудрецы (Талмуд, Таанис, 9а). Благотворительность открывает пути для получения богатства с Небес. Действительно, прежде чем определить, в какой мере благословить человека, Б-г часто наблюдает за тем, сколько он отдает из уже имеющегося богатства на нужды другим.

Благотворительность обогащает нас не только материально, в финансовом аспекте, – она обогащает тысячекратно наш ум и сердце. Занимаясь благотворительностью (даже если для этого приходится жертвовать часом или целым днем, а вы полагали, что не можете себе это позволить), вы обнаружите, что благодаря дополнительному благословению получили гораздо больше, чем ожидали в отсутствие «потери времени». И поймете, как важно всегда и везде быть щедрым, в любой ситуации оказывать помощь. Не по обязанности, а из желания быть щедрым, Б-гоподобным.

Нашему поколению необходимо усилить благотворительность всеми возможными путями. Мы живем в эпоху, достаточно благополучную в материальном отношении, тогда как в духовном плане мы более бедны, чем когда-либо. Даже самые защищенные из нас нуждаются в любви и дружбе.

Помощь ближнему должна стать постоянной частью нашей жизни. Те, кто благословлены большим состоянием, должны уметь не просто пользоваться им для личных целей, но и отдавать.

Существует много способов стимулирования регулярной благотворительности, при этом не так важны ее размеры. Установите копилки в разных комнатах своего дома, на своем рабочем месте, в автомобиле. Научите своих детей помогать другим деньгами, уделять время тем, кто в этом нуждается. Предприятия должны культивировать благотворительную деятельность путем регулярного распределения денег и товаров своими сотрудниками среди нуждающихся. Учебным заведениям следует делать то же самое со своими учащимися. Имеет значение даже символический дар, состоящий из нескольких мелких монет.

Всем нам надо искать новые формы отдавать и делиться. До тех пор пока существуют нуждающиеся, на нас лежит обязанность помогать им, не только ради них, но и ради нас самих, потому что по своей природе мы являемся отдающими. Даже если бы на земле не осталось человека, нуждающегося в пище или деньгах для оплаты жилья, всегда нашлось бы место для оказания поддержки, воодушевления.

Оглянитесь вокруг и спросите себя: что я могу сделать, чтобы помочь другому человеку? Не беспокойтесь, если вы не в состоянии быть таким щедрым, как вам хотелось бы, или у вас недостаточно свободного времени, чтобы уделить его другим. Нет ничего слишком малого и ничего слишком большого.

Адаптированное изложение.

Из книги «К жизни полной смысла»

Сейчас на записи "Школы злословия" был вчистую вырублем Ав-дотьей ("Дуней") Смирновой. Эффективность - выше всяких похвал, от чистоты работы получил эстетическое удовлетворение.

Прошлый раз такое было в армии - пока летел, еще успел перед тем, как сломать собой шкаф, восхититься, как чувак красиво провел прием.

Суть дела: прощупав всякими бессмысленными вопросами и истериками (это к Толстой, правда, которая антисоветчица в стиле Новодворской, правда без оснований последней) - и, вероятно, выставив внутренние диагнозы, завершила передачу детским вопросом: почему я не занимаюсь благотворительностью?
Моими словами и в моих терминах: почему я лично не занимаюсь бессмысленной, но в ограниченных масштабах социально полезной деятельностью, заведомо обреченно, но героически пытаясь исправить хоть что-то из последствий разрушительной деятельности государства?
Почему я не плачу Навальному? Почему я не отнимаю от своих детей деньги на лекарства детям, умирающим от реформы здравоохранения и скупости Кудрина? Почему я смею работать вместо того, чтобы ехать добровольцем тушить пожары, вызванные Лесным кодексом? Почему я отдаю ненужные вещи бедным знакомым, а не незнакомым детям из детского дома и бомжам? Почему я не участвую в заведомо бессмысленных стояниях на Триумфальной? (последнее - политическая, но все равно благотворительность).

Вопрос при всей внешней нелепости на самом деле серьезный: ответственный перед обществом человек должен платить ему социальный налог - не деньгами, а своей ответственностью. В Англии до Тэтчер джентльмен считал своим долгом бесплатно (или почти) отработать год, а то и больше в одной из бывших нищих колоний.

Аргумент "нет времени" - чушь: допустим, многие (типа Хаматовой и доктора Лизы) работают не меньше моего. Главное, он неправда: когда горю, могу спать 3 часа вместо 5,5 - но никогда не горю благотворительностью.

Аргумент "я трачу силы на работу, которую делаю хорошо, и благотворительностью принесу меньше пользы, чем работой" - не годится: благотворительность не ради эффективности (она обычно нулевая, а то и отрицательная, так как к ней привыкают), а по зову сердца. Сюда же - аргумент, что благотворительностью нельзя решить ни одной проблемы: если нельзя решать - надо хотя бы пытаться смягчить.

Аргумент «мне не за что откупаться от своей совести» - нелеп, по-тому что я лично знаю благотворителей, которым откупаться не за что.

Аргумент "это глупая мода", - тоже ересь: если глупая мода хоть немного облегчает страдания, она права. Такм аргументом нельзя оправдать перед тем, кто знает, что такое боль, нежелание ее смягчить, - а я знаю.

Странно, что вместо напрашивающегося и самоочевидного в условиях такого нокаута вывода о моей полной бессердечности, лживости, лицемерности и зацикленности-на-себе-великом Авдотья Смирнова вдруг сделала вполне нейтральный (напомню - смысл передачи в том, чтобы растоптать гостя и представить его как минимум моральным уродом) вывод о моем страхе перед неудачами, грязью жизни и реальностью в целом, а в итоге – о стремлении спрятаться от жизни.
Нда, знала бы она, что такое работа аналитика, - посмеялись бы вместе, а так смеяться в пустоту - как пить с зеркалом. В общем, сей гуманизм остался для меня непонятным (может, кстати, и вправду чего-то во мне не понимала и искренне пыталась понять - она человек внутренне цельный и внутри себя, похоже, искренний; хотя в этом случае ей это понимание удалось так же, как Толстой удалось понимание Советского Союза).

Но дело не в них, - дело во мне. Я действительно не понял до самого конца передачи, почему не занимаюсь благотворительностью.

И понял это только уже на обратном пути из студии.

Все оказалось очень просто: я занимаюсь благотворительностью, просто никогда ее внутри себя так не называю, - я называю ее работой, потому что так достойнее.

Но по сути это благотворительность: зарабатывание денег на себя и семью отнимает у меня в среднем часа два в день. Все остальное – раз в шесть больше – занимает работа по нормализации сознания общества и добыванию денег на это.

За четверть века (а я занимаюсь этим столько) я хорошо ощутил границы возможного. Это не приносит деньги (и иные возможности), а отнимает их. Не дает влияния и власти (особенно сейчас, когда вильни хвостиком – и зазвенит золотой ручеек, а так сверяешь каждую запятую с УК). Не тешит самолюбие – ибо слишком хорошо видишь тщетность усилий. Не дает надежд – ибо будущее примерно понятно – и, более того, не позволяет рационально убежать, как требует разум. Не является приятной формой самовыражения, - мне намного приятней другие формы (хотя бы те, при которых возят мордой по столу в той или иной форме не раз в неделю, а пореже).

В общем, с точки зрения логики – это сплошное «не».

Потому что это благотворительность: тот самый социальный налог.
Просто он платится на рабочем месте – на своем месте в этой жизни, а не на чужом, на который меня пытались запихнуть.

А вот то, что я не успел осознать и тем более выразить все это в эфире, представ полностью асоциальным типом, - вот это как раз является проявлением профессионализма Авдотьи Смирновой.

Высочайшего.

Который, как всякий профессионализм, вызывает у меня эстетиче-ский восторг, уважение и жажду тщательного изучения техники.

Спасибо за урок – пошел учиться.