11.07.2023

Черно желто белый флаг чей. Черно-желто-белый флаг как официальный флаг российской империи


Если вы помните, он состоит из верхней черной полосы, средней желтой и нижней белой. Именно в таком виде он был принят в 1858 году. Но мне всегда это представлялось нелогичным – чуть позже объясню почему. Нет, не сами цвета, а их расположение. Впрочем, обо всем по порядку…

Ходит множество споров о правильности расположения цветов на флаге Российской Империи. Как правильно: черный­желтый-­белый или белый-­желтый­-черный? К сожалению, на эту тему существует море публикаций в основном познавательного характера, где нет обоснованного объяснения, как должны правильно располагаться цвета. Есть только ссылка на высочайше утвержденный указ № 33289 от 11 июня 1858 года «О расположении гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях». Но не указываются обстоятельства, при которых был принят указ, текущее государственное положение и кто был автором данного документа.

Так вот до 1858 года флаг был иной. Порядок цветов в нем был таков: начиная с верхней полосы – белой, далее желтой и черной внизу. В таком виде он существовал до момента его официального принятия. Наряду с ним существовал бело-­сине­красный… Но бело-­желто-­черный до Александра II, а после черно-­желто­-белый флаг обществом воспринимался как имперский, правительственный, в отличие от бело-­сине-­красного флага торгового флота России. С имперским флагом в сознании народа связывались представления о величии и могуществе государства. Это и понятно, что может быть величественного в торговом флаге, в самих его цветах, которые были искусственно привязаны к Русской культуре Петром I? Конечно, нельзя отрицать всех заслуг Великого императора, но здесь он явно перегнул палку (просто­напросто скопировал цвета флага Голландии).

Сосуществование двух флагов до 70­х гг. XIX в. было не столь заметным, однако постепенно начинает возникать вопрос о «двойственности» важнейшего государственного Российского символа. По­разному эта двойственность воспринимается и Русской общественностью. Ярые защитники Русского самодержавия считали, что ни о каком флаге, кроме имперского, узаконенного императором, речь идти не может: народ и власть должны быть едины. Оппозиция царскому режиму встала под торговые бело-­сине-­красные флаги, которые стали символом антиправительственных политических движений тех лет. Именно эти цвета отстаивали т. н. «либеральные» круги, которые на весь мир кричали, что борются с деспотизмом и реакционностью царской власти, а, по сути, боролись с величием и благосостоянием своей собственной страны.

Во время этой бурной полемики от рук революционеров погиб Александр II. Его сын и преемник, Александр III 28 апреля 1883 г. придал бело-­сине-­красному флагу статус государственного, но при этом НЕ ОТМЕНИВ и имперский. В России стало два официальных государственных флага, что еще более усложнило положение. А уже с 29 апреля 1896 г. император Николай II повелел считать Национальным и Государственным флагом бело-­сине­-красный, указав также что «другие флаги допускаемы быть не должны».

Черно-­желто­-белый остался только у императорской фамилии. Императора «уговорили», поскольку якобы всем славянским народам присвоили таковые цвета – и это подчеркивает их «единство». И объясняя это еще тем, что черно-­желто-­белый флаг «не имеет геральдических исторических основ в России», чтобы считаться полотнищем, несущим русские национальные цвета. Напрашивается вопрос, а какие такие исторические основы есть у торгового флага?

Но вернемся к бело-­желто-­черному знамени. То есть, тогда, перед принятием, бело-­желто-­черный флаг просто перевернули.

Прослеживается у «переворота» и автор – Бернгард Карл Кёне (о нем будет сказано в конце статьи, чтобы вполне представлять, что за человек влез «исправлять» российскую геральдику). Александр II по восшествии на престол решил, помимо всего прочего, привести в порядок государственную символику – и подвести ее под общеевропейские геральдические стандарты.

Заниматься этим должен был барон Бернгард Карл Кёне, назначенный в 1857 году начальником гербового департамента. Он (Кёне) родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, еретика, принявшего реформатское вероисповедание. В Россию он попал по протекции. В геральдической историографии заслужил резкую отрицательную оценку, несмотря на бурную деятельность.

Но как бы то ни было – флаг был принят и в таковом виде он просуществовал до 1910 года, когда монархисты подняли вопрос о «правильности» флага, поскольку приближалось 300-­летие Дома Романовых.

Было образовано Особое совещание для выяснения вопроса «о государственных Русских национальных цветах». Оно проработало 5 лет, и большинство участников проголосовало за возвращение имперского бело-­желто-­черного флага с «правильным» расположением цветов в качестве основного, государственного.

Отчего-то и почему – непонятно, но пошли на компромисс – в результате появился симбиоз двух конкурирующих флагов: эклектичный бело-­сине-­красный флаг имел в верхнем углу желтый квадрат с черным двуглавым орлом. С таким немножко и повоевали в ту мировую войну. Далее история имперского флага заканчивается по всем известной причине.

В геральдике перевернутый флаг означает траур, это прекрасно знал Кёне, возглавляя геральдическое ведомство Империи. Гибель русских императоров подтвердила это. В морской практике перевернутый флаг означает, что судно терпит бедствие.

Понятно, что цвета и сейчас путают и вешают флаги кверху ногами сознательно и неосознанно, но что бы таковое происходило на государственном уровне и с многолетней борьбой – нужны особые усилия особых людей.

Существование бело­-желто-­черного флага подтверждают кинохроники, однако к ним относятся по­разному, ввиду черно­белой пленки. Приверженцы черно-­желто-­белого флага объясняют, что на съемках бело­-сине-­красный флаг, не смущаясь простым опытом сравнения цветов, при переводе цветных флагов в черно-­белый режим при помощи любого известного графического редактора. При таком опыте велико сходство бело-­желто­-черного флага с кадрами кинохроник, чем бело-­сине-­красного.

Также триколор в расположении белый-­желтый-­черный можно увидеть и на картинах художников.

В. М. Васнецов «Известие о взятии Карса» 1878 год

На картине Васнецова, посвященной русско­-турецкой войне, устанавливают бело­-желто-­черный флаг. Интересный факт: картина датируется 1878 годом, то есть написана спустя 20 лет после выхода утверждения № 33289 «о расположении гербовых цветов», в котором их поменяли наоборот. Выходит, что в народе еще были в ходу не перевернутые бело-­желто-­черные флаги.

[В центре, есть предположение, что это флаг (сине­-желто-­красный) Объединённого княжества Валахии и Молдавии, союзника Российской Империи в Русско­-турецкой войне (1877–1878). Также есть мнение, что это панславянский (общеславянский) флаг (в случае если флаг носит сине-­бело-­красные цвета. Трудно судить по репродукции о цветности средней полосы). Славянские народы в 1848 году на Панславянском конгрессе в Праге приняли общий панславянский флаг, повторивший цвета российского (бело­-сине-­красного) флага.]

А вот картина Розанова «Ярмарка на Арбатской площади». На крышах зданий видно, как развеваются бело­-желто­-черные флаги. А наряду с ними бело­-сине­-красные. Картина написана как раз во время сосуществования двух флагов.

Картина А. П. Розанова «Ярмарка на Арбатской площади» 1877 год

Как только не объясняют расположение черной полосы вверху: это и непостижимость Бога (а как же – Бог есть свет?), и величие Империи, и цвет Духовности (ссылаясь на монашеское одеяние).

Также истолковывают как: черный – монашество, желтый – золото икон, белый – чистота души. Но все это из разряда народных толкований. Кто как придумает.

Догадаться самому о значении цветов в таком расположении (черный-желтый­-белый) трудновато. Не приходит просто в голову логическое объяснение. Но за нас кто­то «добрый» делает это сам и подсовывает свою трактовку, чтобы ни у кого не возникло и тени сомнения о «правильности» расположения цветов. А если кто думает иначе, его одергивают: как посмел усомниться? Принцип «так думают все» или «так принято» – действует здесь в полной мере. Ищут не правду, а общественное мнение, которое, увы, практически никогда не имеет ничего общего с истиной.

Но упускается самый главный момент, что цвета имперского флага должны быть тождественны словам, выражающим всю нашу славянскую суть: Православие, Самодержавие, Народность. Или же если сказать по­другому: Церковь, Царь, Царство. Какой цвет подходит к каждому из этих слов? Думаю, ответ очевиден.

Также наряду с флагом, в 1858 году претерпел изменения и государственный герб. Кёне его создал таким, каким мы его привыкли видеть. Хотя при Николае I он был другим.

Герб Кёне, 1858 год

Для примера Герб, изображенный на монетах. Вот монеты Николаевские, 1858 года.

А вот монета 1859 года Александра II (Правление Александра II, годы которого были прозваны «эпохой великих реформ», для российских евреев, как и для страны в целом, явилось резким контрастом предыдущему. Реформы в экономике, относительные политические свободы, бурное развитие промышленности – все это, как и веком ранее в Пруссии, создало условия для еврейской ассимиляции, которой так и не произошло). Здесь явственно видно, насколько точно «слизан» орел с герба Габсбургов. Особо яркая деталь – хвост орла. И это все в один год со сменой флага. Также появились на монетах магендовиды (шестиконечные звезды). Так как масоны большие символисты, им так и хотелось хоть каплю дегтя, но добавить в нашу геральдику.

Еще несколько монет для сравнения:

Еще в 59-­ом выпустили памятную монету и медаль «Монумент Императора Николая I на коне». Магендавиды теперь настолько мелкие, что их можно только под лупой рассмотреть.

Обновили медные монеты, дизайн изменился кардинально, звезды там «советские» – пентакли.

На изображении ниже представлено сходство герба, который «сочинил» Кёне, с гербом Габсбургов.

Герб Габсбургов

Для сравнения:

1. Корона приобрела ленту (хотя, на мой взгляд, это больше похоже на змею), до этого в Российской геральдике никогда не использовалась эта лента.

2. Крылья осыпались, раньше на всех орлах были крылья пушистыми, а теперь абсолютно слизаны с Габсбургов, даже по оформлению, между большими перьями и там и там есть маленькие перышки. Единственное – на нашем орле по 6 перьев, против 7.

3. Совокупность герба и цепочки, хотя такое расположение и использовалось ранее, но на всех предыдущих монетах был четко виден орден Святого апостола Андрея Первозванного, теперь это просто цепочка, как собственно и Габсбургов.

4. Главное Хвост. Тут и без комментариев понятно.

Бернгард Карл (в России Борис Васильевич) Кёне (4/16.7.1817, Берлин – 5.2.1886, Вюрцбург, Бавария) родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, принявшего реформатское вероисповедание (сам Кёне и его сын остались протестантами, несмотря на то что связали свою жизнь с Россией, а внук уже был православным).

Он рано увлёкся нумизматикой и свою первую работу в этой области («Монетное дело города Берлина») опубликовал в возрасте 20 лет, ещё когда был учеником берлинской гимназии.

Также стал одним из активных деятелей, а затем и секретарём Берлинского нумизматического общества, а в 1841–1846 гг. руководил изданием журнала по нумизматике, сфрагистике и геральдике.

С Россией Кёне заочно познакомился ещё в начале 1840­-х годов. Известный нумизмат Яков Яковлевич Рейхель, служивший в Экспедиции заготовления государственных бумаг, владелец одной из крупнейших нумизматических коллекций, обратил внимание на молодого человека, вскоре ставшего его помощником в собирательстве и «представителем» в немецких нумизматических кругах. После окончания университетского курса Кёне впервые приехал в Петербург.

В Берлин он вернулся с твёрдым желанием поступить на русскую службу и выступил претендентом на свободную тогда кафедру археологии в Петербургской Академии наук (чего так и не произошло). В результате протекции Рейхеля 27 марта 1845 г. Кёне был определён помощником начальника Первого отделения Императорского Эрмитажа (Первое отделение включало собрания антиков и монет, им руководил крупный нумизмат Флориан Антонович Жиль) с чином коллежского ассесора [к концу жизни Кёне дослужился до тайного советника (1876)].

В Петербурге Кёне развил бурную деятельность.

Упорное желание попасть в Академию наук, причём по археологическому «направлению», стимулировало не только активное изучение им археологии, но и его не менее активную организаторскую работу. Стремясь обрести нужный вес в научных кругах, Кёне выступил инициатором создания в России специального нумизматического общества, но поскольку археология неизбежно привлекала его, он соединил две эти науки под одним «административным» названием – так появилось Археологическо­-Нумизматическое общество в Петербурге (позднее Русское Археологическое общество).

Кёне стремился пропагандировать себя и общество в европейском масштабе. На нём лежала вся переписка с иностранными учёными. А иностранные научные общества неизменно принимали его в свои члены, так что к концу жизни он являлся членом 30 зарубежных обществ и академий (в Петербургскую он так и не попал). Кстати, ориентированность на Запад привела к тому, что Кёне старался не допускать на заседаниях докладов на русском языке (только на французском и немецком), и лишь после того как в общество вступил этнограф и археолог Иван Петрович Сахаров (1807–1863), русский язык был восстановлен в своих правах.

Вторая половина 1850­х годов – это триумф Кёне в Герольдии, когда он в 1856 г. создаёт Большой государственный герб империи, а в июне 1857 г. становится управляющим Гербовым отделением при департаменте (с оставлением в должности по Эрмитажу). Возглавив всю практическую работу в области российской геральдики, Кёне в течение последующих лет начал масштабную геральдическую реформу, стремясь унифицировать и придать системность корпусу российских родовых и территориальных гербов путём приведения их в соответствие с правилами европейской геральдики (например, поворот фигур в правую геральдическую сторону; замена некоторых, казавшихся Кёне не подходящими для геральдики, фигур на иные и т. д.) и введения новых принципов и элементов (помещение губернского герба в вольную часть городского, система эмблем внешней части территориальных и городских гербов, отражающих их статус и т. д.).

Карьера Кёне в Русском Археологическом обществе оборвалась с приходом нового августейшего руководителя Великого князя Константина Николаевича. Он не утвердил избрание Кёне секретарём третьего отдела общества (единственный случай за всю историю общества), в результате чего в начале 1853 г. Кёне покинул его ряды. Константин Николаевич, видимо, вообще питал к Кёне устойчивую неприязнь. В частности, он неодобрительно отнёсся к проекту государственного герба 1856–1857 гг.

15 октября 1862 г. Кёне было дозволено принять баронский титул, пожалованный 12/24 мая того же года правительницей (за малолетством принца Генриха XXII) княжества Рёйсс­-Грейцского Каролиной­-Амалией. В литературе можно встретить утверждение, что этим титулом Кёне обязан созданному им государственному гербу Российской империи, но эти данные нуждаются в подтверждении. Скорее всего, предприимчивый нумизмат просто купил права на этот титул и таким образом стал, наверное, единственным в России бароном «Рёйсс­-Грейцским».

Главные выводы

Отчетливо виден почерк масонства в Российской геральдике, как и хорошо известно авторство этих «творений». Налицо успешная диверсия против Российской Империи, совершенная еврейством против монархии и русского народа.

Россия – это православная страна, независимо от того, сколько в настоящее время в ней воцерковленных и истинно верующих людей. Православие – это тот фундамент, на котором выстроена и стоит до настоящего времени Русь. А это значит, что не может быть в её символике ничего противоречащего православной духовности.

Если исходить из этого утверждания, то имперский флаг России должен быть бело­-желто-­черный, а не наоборот. И вот почему:

Белый цвет – Бог. Белый цвет символизирует Божественный нетварный (несозданный) свет.

В великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения, Благовещения служат в белых облачениях. Белые ризы надеваются во время крещений и погребений. Праздник Пасхи (Воскресения Христова) начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, хотя основным пасхальным цветом является красный с золотом. В иконописи белый цвет означает сияние вечной жизни и чистоты.

Жёлтый (золотой) – Царь. Это цвета славы, царского и епископского величия и достоинства.

В облачениях этого цвета служат по воскресным дням – дням памяти Господа, Царя Славы. В ризах золотого (желтого) цвета отмечают дни особых помазанников Божьих: пророков, апостолов и святителей. В иконописи золото символизирует Божественный свет.

Чёрный – народ Божий (см. ниже о черносотенстве).

Еще этот цвет символизирует плач и покаяние. Принят в дни Великого Поста, символизирует отречение от мирской суеты.

За Веру! (Бог – Православие) – Белый цвет. Царя! (Самодержавие) – Жёлтый цвет. Отечество! (Землю Русскую, Народ) – Чёрный цвет.

Братья и сёстры, так как по-вашему должны располагаться цвета на имперском флаге России? Сверху вниз белый­-жёлто-­чёрный, т. е. БОГ-­ЦАРЬ­-НАРОД или наоборот, чёрно­-жёлто­-белый, т. е. НАРОД-­ЦАРЬ­-БОГ?

Последний вариант и есть символ либералов, когда над Царем и Богом становится безумная народная толпа, жаждущая жить по своим страстям. По нашему мнению черно-­желто­-белый флаг есть символ революции, которая и произошла в России через несколько десятилетий после принятия этого флага.

Кроме того, все мы помним из Святого Евангелия, что волхвы поднесли рождшемуся Господу нашему Иисусу Христу: «и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну!». (Матф. 2:11)

Ладан, как Богу – белый цвет. Золото, как Царю – жёлтый цвет. Смирна, как человеку – чёрный цвет.

Не станем винить в этом наших благоверных Царей, т. к. никто не виновен в нашем с вами предательстве Бога и Царя, совершающемся и сегодня. Эти внешние признаки являются лишь отражением духовного состояния народа.

Можно твердо заявить, что святой Великий Царь­-искупитель Николай II и цесаревич Алексей понимали проблему государственного флага Российской Империи и намеревались привести его цвета в изначальный вид, т. е. бело-­желто-­черный. Подтверждением этому служит то, что знамя Ливадийско-­Ялтинской потешной (предназначенной для военных игр) роты имени Цесаревича Алексея состояло из белой, желтой и черной полос.

Это знамя принадлежало полку Цесаревича. Поэтому, несомненно, что в его предполагаемое грядущее царствование планировалось использование именно такого расположения цветов на имперском стяге...

Кроме того, на 300­-летие Дома Романовых Царём Николаем II была утверждена юбилейная медаль с использованием цветов: Бело­-Жёлто­-Чёрным.

Братья и сёстры, мы призываем всех вас не разделяться друг с другом, основываясь на разногласиях по расположению цветов на имперском флаге. И этот важный для всех нас вопрос, несомненно, будет решаться одним из первых с восшествием на престол грядущего и обетованного русскому народу Помазанника Божьего – Царя.

Укрепи и помоги нам Господи! Аминь.

Черносотенство

Долгое время этим названиям придавался крайне отрицательный характер, однако словосочетание «черная сотня» встречается в русских летописях еще с XII в. В средневековой Руси «черными людьми» называли «людей земли» – «земских» (горожан и сельчан), в отличие от «служилых», чья жизнь была неразрывно связана с учреждениями государства. Таким образом «ч. с.» – это объединение земских людей, и именуя свои организации «ч. с.» - идеологи начала XX в. стремились тем самым подчеркнуть, что в тяжкое для страны время объединения «земских людей» – «ч. с.» – призваны спасти, уберечь ее главные устои...

История названия

Само наименование «черная сотня» прослеживается, например, в классическом курсе лекций В. О. Ключевского «Терминология русской истории». Словосочетание «черная сотня» вошло в русские летописи, начиная с XII века (!) и играло первостепенную роль вплоть до Петровской эпохи. «Черные сотни» – это объединения «земских» людей, людей земли, в отличие от «служилых», чья жизнь была неразрывно связана с учреждениями государства. И именуя свои организации «черными сотнями», идеологи начала XX века стремились тем самым возродить древний сугубо «демократический» порядок вещей: в тяжкое для страны время объединения «земских людей» – «черные сотни» – призваны спасти ее главные устои.

Основоположник организованного «черносотенства» В. А. Грингмут в своем уже упомянутом «Руководстве монархиста­--черносотенца» (1906) писал: «Враги самодержавия назвали «черной сотней» простой, черный русский народ, который во время вооруженного бунта 1905 года встал на защиту самодержавного Царя. Почетное ли это название, «черная сотня»? Да, очень почетное. Нижегородская черная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников».

© Дмитрий Литвин, текст, 2016

© Книжный ларёк, публикация, 2016

Почему Александр II решил провести «цветовую перезагрузку» - вопрос до сих пор открытый. Существует версия, что царь после неудачной Крымской войны и бесславной кончине отца Николая I решил перетряхнуть империю и начал со смены флага. Но, на мой взгляд, все гораздо банальнее… Просто, как часто было в русской истории, однажды появился «ученый немец»…

В 1857 году у гербового отделения департамента герольдии империи появился новый начальник – Бернгард Карл (он же – Борис Васильевич) Кёне, известный нумизмат и коллекционер. Борис Васильевич, сын берлинского архивариуса, к тому моменту имел динамичную карьеру на чужбине: будучи протеже обосновавшегося в России герцога Лейхтенбергского Кёне попал в число основателей Русского археологического общества и получил должность хранителя нумизматического отделения Эрмитажа. Вступление в должность Кёне отметил тем, что популярно объяснил ответственным государственным лицам, что флаг у Российской империи неправильный. Все дело в комбинации цветов: согласно немецкой геральдической школе цвета флага должны соответствовать доминирующим цветам герба. А где, скажите на милость, у вас в гербе синий цвет? И действительно – где? Орел – черный, в золоте, святой Георгий – белый… Долго уговаривать государя не пришлось, и летом 1858 года Александр II подписывает судьбоносный указ:

«Описание высочайше утвержденного рисунка расположения гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях. Расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса чёрная, средняя жёлтая (или золотая), а нижняя белая (или серебряная). Первые полосы соответствуют чёрному государственному орлу в желтом поле, и кокарда из сих двух цветов была основана императором Павлом I, между тем как знамена и другие украшения из сих цветов употреблялись уже во времена царствования императрицы Анны Иоанновны. Нижняя полоса белая или серебряная соответствует кокарде Петра Великого и императрицы Екатерины II; император же Александр I, после взятия Парижа в 1814 году, соединил правильную гербовую кокарду с древней Петра Великого, которая соответствует белому или серебряному всаднику (Св. Георгию) в московском гербе».

Сначало подумал что может быть это бело-сине-красный флаг? Но затем прочитал, что: " ВФП имела свой партийный флаг. Согласно положения № 71 «О партийном флаге В. Ф.П.», он представлял собой полотнище с черной свастикой на желтом фоне ромба в белом прямоугольнике." Поэтому вероятнее всего на фото слева именно бело-золото-черный флаг. Но это лишь догадка.

А что не подлежит сомнению?

Недавно мне один из близких соратников, монархистов по убеждению, упорно доказывал, что нельзя никак националистам, и тем более монархистам, использовать флаг белым цветом вверху, это де нарушает Законы Российской империи. Мои доводы логики о том, что использовать Организациям Националистов, по-сути объединению частных лиц, государственный флаг как свой, флаг Организаций, это тоже самое что начать клепать и выдавать например от своего имени георгиевские кресты, т.е. профанация. Государственный флаг должен быть у ГОСУДАРСТВА, а не у организаций, пусть даже которые и стремятся к восстановлению этого государства. Но все мои доводы были тщетны, я был заклеймлен как негодяй. Мой призыв посмотреть на фотографии и удостовериться, что БЕЛЫМ ВВЕРХ - это флаг РУССКИХ ВОЕННЫХ в Российской империи, и флаг РУССКИХ НАЦИОНАЛИСТОВ как в Российской империи, так и после - остался не услышанным. И человек по прежнему уверен, что все кто переворачивает гос. флаг РИ - то негодяи, почти преступники, и пожалуй неосознанные агенты иудо-масонов.

Но надеюсь вы мой читатель, не слепой, и можете видеть то, что видите ниже.

Посмотрим флаг из музея, на фото - флаг одного из воинских подразделений Российский Империи (" А они имели именно такое знамя, как во всех полках Российской Империи" ) , обратите внимание на год:

Как пишет один исследователь:

"Резюмируя. ...Расположение же черным или белым вверх зависит от того, является ли поднятый вами флаг флагом воинского подразделения, или государственного учреждения."

Что ближе националистам, которые сражаются за свою Родину? Ответ очевиден.

Самых же недоверчивых отсылаю к старейшей бело-эмигрантской монархической газете Русского Зарубежья "Наша страна", которая на своем сайте располагает цвета (сверху вниз): бело-желто-черный и утверждает: "Правильно - белая полоса наверху, черная внизу, золотая посередине. А наоборот - это искажение." http://nashastrana.net/wp-content/uploads/2012/05/NS-2963-M.pdf (в конце последней страницы).

Процитирую также другого автора :

"Людям не знающим историю русского флага предлагаю пройтись в музей современной истории и своими глазами посмотреть каким флагом пользовались черносотенные, монархические и русские национальные организации в Российской Империи. Небольшая экскурсия для сомневающихся:



А вот кстати знамя СОЮЗА РУССКОГО НАРОДА и вовсе не чёрно-золото-белое…

Адрес музея:
125009, Россия, Москва, Тверская ул., дом 21."
Но вынужден вернуться к этой теме снова, т.к. до сих пор правдивая информация о правомерности "БЕЛЫМ ВВЕРХ" не всеми еще осознана.

Те, кто сомневаетесь, обязательно прочитайте.

К изложенному там следует добавить следующий интересный факт:

"И вот «для всестороннего и по возможности окончательного выяснения вопроса о государственных русских национальных цветах» в мае 1910 года было образовано новое Особое совещание при Министерстве юстиции под председательством товарища (заместителя) министра юстиции А. Н. Веревкина. В нем, кроме чиновников различных ведомств, приняли участие специалисты по геральдике, нумизматике, архивному делу: ....

Каждый из ученых, в меру своих профессиональных знаний и исходя из собственных политических убеждений, оставил в опубликованном виде свое мнение по данному вопросу. О результатах работы Особого совещания его активный участник П. И. Белавенец в 1915 году сообщил следующее: голоса участников совещания разделились; большинство было за введение общим флагом «нового флага по гербу», но «вверх ногами, т. е. получался бы флаг бело-желто-черный». Сам П. И. Белавенец и ряд присоединившихся к нему членов Совещания категорически настаивали на бело-сине-красном флаге. Аргументы обеих сторон казались столь убедительными, что «вынесенное заключение не удостоилось Высочайшего окончательного решения». Заключение передали в Совет министров, последний передал его «Особой Междуведомственной комиссии при Морском министерстве» для дополнительного рассмотрения." То есть выбор был между бело-золото-черным и бело-сине-красным. Дорешать этот вопрос не успели. Российская Империя перестала существовать. "

Выводы ясны каждому, кто найдет 10 минут ознакомиться.

Те, кто использует его чёрной полосой вверх, - правы, и те, кто использует его белой полосой вверх, - тоже правы.

"БЕЛЫМ ВВЕРХ" является боевым вариантом русского флага (стать государственным он не успел), и по моему скромному мнению, актуальнее для тех, кто считает, как и русские националисты прошлого и белоэмигранты, что война русских за свою страну не окончена и продолжается.

Владимир Басманов

Расскажите о новости своим друзьям:

Вконтакте

Одноклассники

Ходит множество споров о правильности расположения цветов на флаге Российской Империи. Имперский флаг, как сегодня мы привыкли видеть, состоит из верхней черной полосы, средней желтой и нижней белой. В таком виде он был принят в 1858 году. Как правильно: черный- желтый-белый или белый-желтый-черный?

С удовольствием публикую исследование, посвященное истории Имперского флага России, ставшее сегодня одним из символов сопротивления либеральному режиму и национально-освободительной борьбы.

Из статьи мы понимаем, что даже этот символ был перевернут стараниями иудо-простестантов, стремившихся максимально исковеркать смыслы. Сегодня в национал-патриотическом движении будет уже сложно объяснить, что многие годы использовался символ «с нарушенной логикой». Между тем, мы знаем, как обернуть ситуацию против тех, кто пытался подорвать Имперские символы и национальные смыслы.

Перевернутый флаг зачастую символизирует, что государство находится в критической ситуации. Филиппины являются единственным в мире государством, где флаг официально используется в двух версиях - обычной и перевернутой. Обратное положение цветных полос применяется когда Филиппины находятся в состоянии войны, или в стране вводится военное положение.

Сегодня Россия находится фактически оккупирована. Так пусть перевернутый флаг будет подчеркивать наше положение. А к логичному положению цветов Имперского триколора мы вернемся тогда, когда добьемся победы. Ведь, как говорил Конфуций, «Знаки и символы правят миром, а не слова и правила».

А теперь, сам материал статьи:

И СНОВА ОБ ИМПЕРСКОМ ФЛАГЕ... БИТВА ЗА ТРИКОЛОР

На эту тему существует море публикаций в основном познавательного характера, где нет обоснованного объяснения, как должны правильно располагаться цвета. Есть только ссылка на высочайше утвержденный указ №33289 от 11 июня 1858 года «О расположении гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях». Но не указываются обстоятельства, при которых был принят указ, текущее государственное положение и кто был автором данного документа.

Так вот до 1858 года флаг был иной. Порядок цветов в нем был таков: начиная с верхней полосы - белой, далее желтой и черной внизу. В таком виде он существовал до момента его официального принятия. Наряду с ним существовал бело-сине-красный… Но бело-желто-черный до Александра II, а после черно-желто-белый флаг обществом воспринимался как имперский, правительственный, в отличие от бело-сине-красного флага торгового флота России. С имперским флагом в сознании народа связывались представления о величии и могуществе государства. Это и понятно, что может быть величественного в торговом флаге, в самих его цветах, которые были искусственно привязаны к Русской культуре Петром I(который просто-напросто скопировал цвета флага Голландии).

Сосуществование двух флагов до 70-х гг. XIX в. было не столь заметным, однако постепенно начинает возникать вопрос о «двойственности» важнейшего государственного Российского символа. По-разному эта двойственность воспринимается и Русской общественностью. Ярые защитники Русского самодержавия считали, что ни о каком флаге, кроме имперского, узаконенного императором, речь идти не может: народ и власть должны быть едины. Оппозиция царскому режиму встала под торговые бело-сине-красные флаги, которые стали символом антиправительственных политических движений тех лет. Именно «торговый флаг» отстаивали т.н. «либеральные» круги, которые на весь мир кричали, что борются с деспотизмом и реакционностью царской власти, а, по сути, боролись с величием и благосостоянием своей собственной страны.

Во время этой бурной полемики от рук революционеров погиб Александр II. Его сын и преемник, Александр III 28 апреля 1883 г. придал бело-сине-красному флагу статус государственного, но при этом не отменив и имперский. В России стало два официальных государственных флага, что еще более усложнило положение. А уже с 29 апреля 1896 г. император Николай II повелел считать Национальным и Государственным флагом бело-сине-красный указав также что «другие флаги допускаемы быть не должны».

Черно-желто-белый остался только у императорской фамилии. Императора «уговорили», поскольку якобы всем славянским народам присвоили таковые цвета - и это подчеркивает их «единство». И объясняя это еще тем, что черно-желто-белый флаг «не имеет геральдических исторических основ в России», чтобы считаться полотнищем, несущим русские национальные цвета. Напрашивается вопрос, а какие такие исторические основы есть у торгового флага?

Но вернемся к бело-желто-черному знамени. То есть, тогда, перед принятием, - бело-желто-черный флаг просто перевернули.

Прослеживается у «переворота» и автор - Бернгард Карл Кёне (о нем будет сказано в конце статьи, чтобы вполне представлять, что за человек влез «исправлять» российскую геральдику). Александр II по восшествии на престол решил, помимо всего прочего, привести в порядок государственную символику - и подвести ее под общеевропейские геральдические стандарты.

Заниматься этим должен был барон Бернгард-Карл Кёне, назначенный в 1857 году начальником гербового департамента. Кёне родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, еретика, принявшего реформатское вероисповедание. В Россию он попал по протекции. В геральдической историографии заслужил резкую отрицательную оценку, несмотря на бурную деятельность.

Но как бы то ни было – флаг был принят и в таковом виде он просуществовал до 1910 года, когда монархисты подняли вопрос о «правильности» флага, поскольку приближалось 300-летие Дома Романовых.

Было образовано Особое совещание для выяснения вопроса «о государственных Русских национальных цветах». Оно проработало 5 лет, и большинство участников проголосовало за возвращение имперского бело-желто-черного флага с «правильным» расположением цветов в качестве основного, государственного.

Отчего-то и почему – непонятно, но пошли на компромисс - в результате появился симбиоз двух конкурирующих флагов: эклектичный бело-сине-красный флаг имел в верхнем углу желтый квадрат с черным двуглавым орлом. С таким немного повоевали в Первую Мировую войну. Далее история имперского флага заканчивается по всем известной причине.

В геральдике перевернутый флаг означает траур, это прекрасно знал Кёне, возглавляя геральдическое ведомство Империи. Гибель русских императоров подтвердила это. В морской практике перевернутый флаг означает, что судно терпит бедствие. Понятно, что цвета и сейчас путают и вешают флаги кверху ногами сознательно и неосознанно, но что бы таковое происходило на государственном уровне и с многолетней борьбой - нужны особые усилия особых людей.

Существование бело-желто-черного флага подтверждают кинохроники, однако к ним относятся по-разному, ввиду черно-белой пленки. Приверженцы черно-желто-белого флага объясняют, что на съемках бело-сине-красный флаг, не смущаясь простым опытом сравнения цветов, при переводе цветных флагов в черно-белый режим при помощи любого известного графического редактора.

Также триколор в расположении белый-желтый-черный можно увидеть и на картинах художников.

На картине Васнецова, посвященной русско-турецкой войне, устанавливают бело-желто-черный флаг. Интересный факт: картина датируется 1878 годом, то есть написана спустя 20 лет после выхода утверждения №33289 «о расположении гербовых цветов» в котором их поменяли наоборот. Выходит, что в народе еще были в ходу не перевернутые бело-желто-черные флаги.

(В центре, либо (сине-желто-красный) флаг Объединённого княжества Валахии и Молдавии, союзника Российской Империи в Русско-турецкой войне (1877-1878), либо панславянский (сине-бело-красный) флаг – трудности определения по репродукции о цветности средней полосы. Славянские народы в 1848 году на Панславянском конгрессе в Праге приняли общий панславянский флаг, повторивший цвета российского (бело-сине-красного) флага).

А вот картина Розанова «Ярмарка на Арбатской площади». На крышах зданий видно как развеваются бело-желто-черные флаги. А наряду с ними бело-сине-красные. Картина написана как раз во время сосуществования двух флагов.

Как только не объясняют расположение черной полосы вверху: это и непостижимость Бога (а как же Бог есть свет?), и величие Империи, и цвет Духовности (ссылаясь на монашеское одеяние). Также истолковывают как: черный – монашество, желтый - золото икон, белый - чистота души. Но все это из разряда народных толкований «кто как придумает».

При этом упускается самый главный момент, что цвета имперского флага должны быть тождественны словам, выражающим всю нашу славянскую суть: Православие, Самодержавие, Народность. Или же если сказать по-другому: Церковь, Царь, Царство. Какой цвет подходит к каждому из этих слов? Ответ очевиден.

В 1858 наряду с флагом были внесены изменения и в государственный герб. Кёне его создал таким, каким мы его привыкли видеть. Хотя при Николае I он был другим.

Для примера Герб, изображенный на монетах.

Вот монеты Николаевские, 1858 года



А вот монета 1859 года Александра II (правление Александра II, годы которого были прозваны «эпохой великих реформ», для российских евреев, как и для страны в целом, явилось резким контрастом к предыдущему периоду: реформы в экономике, относительные политические свободы, бурное развитие промышленности - все это, как и веком ранее в Пруссии, создало условия для еврейской ассимиляции, которой так и не произошло). Здесь явственно видно, насколько точно «слизан» орел с герба Габсбургов. Особо яркая деталь - хвост орла. И это все в один год со сменой флага. Также появились на монетах магендовиды (шестиконечных звезды). Так как масоны большие символисты, им так и хотелось хоть каплю дегтя, но добавить в нашу геральдику.

Еще несколько монет для сравнения:

Еще в 59-ом выпустили памятную монету и медаль «Монумент Императора Николая I на коне».

Магендавиды теперь настолько мелкие, что их можно только под лупой рассмотреть


Обновили медные монеты, дизайн изменился кардинально, звезды там «советские» - пентакли.

На изображении ниже представлено сходство герба который «сочинил» Кёне, с гербом Габсбургов.

Для сравнения:

1) Корона приобрела ленту (более похожая на змею), до этого в Российской геральдике эта лента никогда не использовалась;

2) Крылья ранее на всех орлах имели много перьев, а теперь стали абсолютно копировать Габсбургов, даже по оформлению, между большими перьями и там и там, есть маленькие перышки. При этом в нашем орле оказалось по 6 перьев, против 7;

3) Совокупность герба и цепочки, хотя такое расположение и использовалось ранее, но на всех предыдущих монетах, был четко виден орден Святого апостола Андрея Первозванного, теперь это просто цепочка, как собственно и Габсбургов;

4) Хвост. Все понятно без комментариев.

Бернгард Карл (в России "Борис Васильевич") Кёне (4/16.7.1817, Берлин – 5.2.1886, Вюрцбург, Бавария) родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, принявшего реформатское вероисповедание (сам Кёне и его сын остались протестантами, несмотря на то, что связали свою жизнь с Россией, только его внук стал православным).

Рано увлёкся нумизматикой и свою первую работу в этой области («Монетное дело города Берлина») опубликовал в возрасте 20 лет, когда ещё был учеником берлинской гимназии. Являлся одним из активных деятелей, а затем и секретарём Берлинского нумизматического общества. В 1841–1846 гг. руководил изданием журнала по нумизматике, сфрагистике и геральдике.

С Россией Кёне заочно познакомился ещё в начале 1840-х годов. Известный нумизмат Яков Яковлевич Рейхель, служивший в Экспедиции заготовления государственных бумаг, владелец одной из крупнейших нумизматических коллекций, обратил внимание на молодого человека, вскоре ставшего его помощником в собирательстве и «представителем» в немецких нумизматических кругах. После окончания университетского курса Кёне впервые приехал в Петербург.

В Берлин он вернулся с твёрдым желанием поступить на русскую службу и выступил претендентом на свободную тогда кафедру археологии в Петербургской Академии наук (чего так и не произошло). В результате протекции Рейхеля 27 марта 1845 г. Кёне был определён помощником начальника Первого отделения Императорского Эрмитажа (Первое отделение включало собрания антиков и монет, им руководил крупный нумизмат Флориан Антонович Жиль) с чином коллежского ассесора. К концу жизни Кёне дослужился до тайного советника (1876).

В Петербурге Кёне развил бурную деятельность. Упорное желание попасть в Академию наук, причём по археологическому «направлению», стимулировало не только активное изучение им археологии, но и его не менее активную организаторскую работу. Стремясь обрести нужный вес в научных кругах, Кёне выступил инициатором создания в России специального нумизматического общества, но поскольку археология неизбежно привлекала его, он соединил две эти науки под одним «административным» названием – так появилось Археологическо-Нумизматическое общество в Петербурге (позднее Русское Археологическое общество).

Кёне стремился пропагандировать себя и общество в европейском масштабе. На нём лежала вся переписка с иностранными учёными. А иностранные научные общества неизменно принимали его в свои члены, так что к концу жизни он являлся членом 30 зарубежных обществ и академий (в Петербургскую он так и не попал). Кстати, ориентированность на Запад привела к тому, что Кёне старался не допускать на заседаниях докладов на русском языке (только на французском и немецком), и лишь после того как в общество вступил этнограф и археолог Иван Петрович Сахаров (1807–1863), русский язык был восстановлен в своих правах.

Вторая половина 1850-х годов – это «триумф» Кёне в Герольдии, когда он в 1856 г. создаёт Большой государственный герб империи, а в июне 1857 г. становится управляющим Гербовым отделением при департаменте (с оставлением в должности по Эрмитажу). Возглавив всю практическую работу в области российской геральдики, Кёне в течение последующих лет начал масштабную геральдическую реформу, стремясь унифицировать и придать системность корпусу российских родовых и территориальных гербов путём приведения их в соответствие с правилами европейской геральдики (например, поворот фигур в правую геральдическую сторону; замена некоторых, казавшихся Кёне не подходящими для геральдики, фигур на иные и т. д.) и введения новых принципов и элементов (помещение губернского герба в вольную часть городского, система эмблем внешней части территориальных и городских гербов, отражающих их статус и т. д.).

Карьера Кёне в Русском Археологическом обществе оборвалась с приходом нового августейшего руководителя Великого князя Константина Николаевича. Он не утвердил избрание Кёне секретарём третьего отдела общества (единственный случай за всю историю общества), в результате чего в начале 1853 г. Кёне покинул его ряды. Константин Николаевич питал к Кёне устойчивую неприязнь. В частности, он неодобрительно отнёсся к проекту государственного герба 1856–1857 гг.

15 октября 1862 г. Кёне было дозволено принять баронский титул, пожалованный 12/24 мая того же года правительницей (за малолетством принца Генриха XXII) княжества Рёйсс-Грейцского Каролиной-Амалией. В литературе можно встретить утверждение, что этим титулом Кёне обязан созданному им государственному гербу Российской империи, но эти данные нуждаются в подтверждении. Скорее всего, предприимчивый нумизмат просто купил права на этот титул и таким образом стал, наверное, единственным в России бароном «Рёйсс-Грейцским».

При этом можно твердо заявить, что Николай II и цесаревич Алексей понимали проблему государственного флага Российской Империи и намеревались привести его цвета в изначальный вид, т.е. бело-желто-черный. Подтверждением этому служит то, что знамя Ливадийско-Ялтинской потешной роты имени Цесаревича Алексея состояло из белой, желтой и черной полос.


Кроме того, на 300-летие Дома Романовых Царём Николаем II была утверждена юбилейная медаль с использованием цветов: Бело-Жёлто-Чёрным.

Что же, это еще один показательный урок – уже на государственной символике - не допускайте козлов огород. Но мы уже знаем, как обернуть это оружие против них же самих.

7 7

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!

Не будем затрагивать этические аспекты культуры современного общества потребления, а сразу перейдём к делу. Итак, что же это за такое этот никому неизвестный имперский флаг?


Для начала можно зайти на интернет-портал «Российская символика» , это официальный правительственный ресурс, рассказывающий россиянам (есть такая нация) о государственной символике РФ. Итак, про имперский флаг тут написано с какой-то злобой, даже ненавистью. Что, мол, существовал такой Акакий Акакиевич (барон Б. Кёне) который по недалёкости и формализму своей души, задумал поменять государственную символику, и изверг из своих запылённых канцелярских мозгов, новый флаг для Российской Империи: Чёрно-желто-белый. Император Александр II просто был "запарен" какими-то там делами и, не глядя, подписал указ давший чёрно-жёлто-белому флагу статус государственного, но флаг так и не прижился. И вот вскоре после досадного недоразумения, уже Александр III, мудрый и просветленный правитель сделал государственным символом торговый триколор, «по настоящему любимый в народе».

Вот, в общем-то, и вся официальная «история» имперского флага в России. Жёлтенькая такая история, в стиле Асламбека Дудаева.

Торговый Флаг

Строительство первых морских кораблей в России началось по указу Алексея Михайловича за пять лет до рождения Петра Великого – в 1667 году. Строились корабли в селе Дединове на реке Оке, с тем чтобы впоследствии по Оке и Волге отвести их в Астрахань, где суда должны были приступить к службе по охране купеческих караванов на Каспийском море и Нижней Волге от пиратских нападений. Для строительства были вызваны из Голландии мастера, плотники и матросы. К 1669 году были построены трехмачтовый 22-пушечный корабль «Орел», яхта, два шлюпа и бот.

9 апреля 1668 года состоялся указ, об отпуске для строящихся судов большого количества материй белого, синего и красного цветов. Нам неизвестно, как именно выглядели флаги, построенные из полученных тканей. Исследователи выдвигают два предположения. Одни полагают, что по аналогии с распространенными в то время стрелецкими знаменами первый русский флаг представлял собой полотнище с прямым синим крестом и углами белого и красного цвета. Другие полагают, что первый государственный флаг России имел ту же композицию, которая существует доныне: из трех горизонтальных полос белого, синего и красного цветов. Второе предположение представляется более обоснованным. Главным доказательством здесь служит то обстоятельство, что именно полосатый бело-сине-красный флаг использовался Петром I во время его первых опытов кораблестроения и первого морского похода в 1693 году. Суда для этого похода готовил один из участников строительства «Орла» - констапель Карстен Брант, а сам Петр всегда старательно подчеркивал преемственность своих начинаний с делами отца – царя Алексея Михайловича – и в этой связи вполне вероятно, что именно полосатый флаг использовался на первых русских судах и был воспринят от них Петром I в 1693 году.

Нельзя забывать и о том, что строителями первых русских кораблей были голландцы, они же составили и их команды. Русские не знали корабельного искусства и полностью доверились голландским мастерам во всех вопросах создания кораблей. Вполне вероятно, что когда пришло время создания флага и были определены цвета, которые надлежит в нем использовать – белый, синий и красный – голландские мастера создали флаг согласно традиции, принятой на их родине, бывшей в то время великой морской державой. Флаг Нидерландов того времени был полосатым, красно-бело-синим.

Но бело-сине-красный был именно флагом торгового флота, можно сказать специально созданным на европейский манер, для торговли с теми же европейцами. Поэтому оценка бело-сине-красного флага как государственного является ошибочной. Мы же не считаем Андреевский флаг символом Российской государственности, это флаг Русского Военно-Морского Флота, так и бело-сине-красный трёхцвет это только торговый флаг Российской Империи, скопированный с голландского флага. При присяге Государю и Отечеству выносилось полковое знамя, а не отсутствующий общенациональный флаг. Нижегородское ополчение, отправляясь в 1854 году воевать в Крым, просило вручить ему не триколор, а знамя князя Дмитрия Пожарского. Бело-сине-красного триколора не было видно на государственных церемониях и общественных мероприятиях, о нем нет упоминаний в литературе. Не было даже робких попыток утвердить коммерческий флаг в качестве государственного, ибо в этом случае он вступил бы в очевидное противоречие с цветами императорского штандарта.

Государственный флаг

Коронационный флаг русских императоров


В 1819 году в нашей Армии был впервые принят батальонный линейный значок, состоящий из трех горизонтальных полос: белой (верхней), желто-оранжевой и черной (жолнерский значок).

Но практически до середины XIX в. в России имперский трёхцвет не был официально утвержден как государственное знамя. Лишь 11 июня 1858 г. национальные государственные цвета – черный, желтый и белый – были узаконены Александром II. В своем именном указании 1865 г. царь-реформатор подтвердил их как «государственные цвета России» подписав закон, занесенный в Полное собрание законов Российской Империи под N 33289:


Расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса черная, средняя желтая (золотая), а нижняя белая (серебряная). Первые две полосы соответствуют черному Государственному орлу на золотом поле Нижняя полоса соответствуетбелому (серебряному) всаднику Св. Георгию в Московском гербе. Черный цвет - цвет Российского двуглавого орла - символ державности, государственной стабильности и крепости, незыблемости исторических границ, смысл самого существования Русской нации. Золотой (желтый) цвет - некогда цвет знамени Византии, воспринятого как государственное знамя России Иваном III, - символ духовности, устремление к нравственному совершенствованию и твердости духа. Белый цвет - цвет вечности и чистоты, не имеющий различий среди всех народов. Для русских - это цвет Георгия Победоносца символ бескорыстной жертвенности за Отечество, за Русскую землю, которая всегда озадачивала, восхищала и страшила иноземцев.

Черно-желто-белый флаг обществом воспринимался как имперский, правительственный, в отличие от бело-сине-красного флага торгового флота России. С имперским флагом в сознании народа связывались представления о величии и могуществе государства. Это и понятно, что может быть величественного в торговом флаге, в самих его цветах, которые были искусственно скопированы у Европейцев с целью «выйти», на торговый рынок всё той же Европы?

Так появился черно-желто-белый флаг, который вошел в государственную символику империи под названием Гербового народного флага (в 1873 году переименован в национальный).


Два государственных флага?!


Накануне своей коронации, 23 апреля 1883 года, Александр III неожиданно узаконил триколор (бело-сине-красный) как «русский флаг» вместо утвержденного его отцом. Предстоит выяснить, почему национально ориентированный Государь выбрал цвета, которые были символом Французской республики. Однако до конца XIX века этот, по сути своей, республиканский флаг широкого распространения в народе не получил. Сам чёрно-жёлто-белый флаг не был официально отменен, и в России, по сути дела, после 1883 года существовали два национальных флага.

В годы русско-турецкой войны 1877-1878 годов бело-сине-красный флаг был вручен Болгарской народной армии и вошел своими цветами в сербский и черногорский флаги.

Кстати, существовала еще и неофициальная трактовка черно-желто-белых цветов флага, которая тоже могла повлиять на желание флаг перевернуть.

В частности черносотенцы н. ХХ в., являясь сторонниками возврата к старому флагу, так трактовали его цвета, исходя из уваровской триады: "Православие, Самодержавие, Народность". Белая (серебренная) полоса - Православие (символизирует чистоту христианской веры, сохраненную только в Православии); Золотая (желтая) полоса - Самодержавие (символизирует блеск и славу царской власти); Черная - Народность (цвет земли, цвет ассоциируемый с простым народом - "черный люд", "черные сотни" и т.п.

Вопрос о государственном флаге России опять был поднят уже в ХХ веке при Николае II. 10 мая 1910 года Государь учредил при Министерстве юстиции Особое совещание по данному вопросу которое за два года работы провело всестороннее и глубокое исследование, пригласив, к участию в нём известных специалистов.

«Большинство Членов Особого Совещания пришли к тому выводу, что русскими государственными национальными) цветами должны быть выбраны цвета: чёрный, жёлтый и белый». Как видите, о перевороте цветов здесь ничего не говорится.

18 июня 1913 г комиссия постановила: «чёрно-жёлто-белые цвета должны быть запечатлены в государственном (национальном) флаге. ... Правительские и казенные здания должны быть украшены чёрно-жёлто-белыми флагами».


В 1914 году особым циркуляром министерства иностранных дел был введён "для употребления в частном быту" новый национальный бело-сине-красный флаг с добавленным в верхней части у древка жёлтым квадратом с чёрным двуглавым орлом (композиция, соответствующая дворцовому штандарту императора); орёл изображался без титульных гербов на крыльях; квадрат перекрывал белую и около четверти синей полосы флага. Новый флаг не вводился как обязательный, его использование лишь "разрешалось". Символика флага подчёркивала единение царя с народом.

Бело-сине-красный флаг был снова оставлен для частного употребления, наряду с государственным. В ноябре 1913 г. материалы комиссии и Особого совещания опять передали в Совет министров, который при Министерстве юстиции - созвал новое особое совещание, подтвердившее весной 1914 г. решения двух предыдущих, казалось бы, сложный и важный вопрос решён раз и навсегда в пользу чёрно-жёлто-белого флага.

Однако через несколько месяцев началась Первая мировая война и в дело вмешалась политика, т.к. Российскому правительству было неудобно использовать цвета, которые были представлены на знаменах Германской (черно-бело-красный) и Австро-Венгерской (черно-желтый) Империй, в то время как флаги союзников (Франция, Англия, США) имели бело-сине-красную палитру.

После Февральской революции Временное правительство отменило второй российский флаг – «гербовой» черно-желто-белый как носитель имперского духа. Бело-сине-красный триколор остался единственным государственным флагом.


Откуда пошла традиция носить флаг белой стороной вверх?


Откуда же появилась практика использования имперского флага с белой полосой вверху? Занимаясь историей правого движения в России и Русском зарубежье меня самого занимал этот вопрос. Первоначально я думал, что путаницу внес С. Бабурин, чья партия в течение ряда лет использовала в качестве "своего" перевернутый флаг Российской империи. На мой вопрос - почему флаг перевернут, один из бабуринцев мне тогда ответил примерно так: "А вот когда мы придем к власти, мы его как надо и повернем".


Тогда мне показалась, что человек просто отшутился, но позже я обнаружил использование перевернутого флага и в Русской эмигрантской среде. Не исключено, что русские иммигранты исходили из логики - пока историческая Россия не будет восстановлена, флаг будет перевернут (вроде как приспущен, в знак траура по потерянной Родине - именно этим (трауром) объяснялась и черная форма русских националистов-эмигрантов). Либо другой вариант - государственные державные цвета используются для создания своего чисто партийного флага, путем простой смены в их расположении.

Имперский флаг сегодня


В современную эпоху имперский флаг патриотические силы начали применять уже начиная с конца 1980х годов. Но широкую известность он приобрёл только после попытки госсударственного переворота 1993 г.

"В головном «уазике» 66-11 МКМ зеленого цвета, стоя у правой дверки, Макашов дал нам подробный инструктаж. На крыше я заметил два флага: имперский и красный. Несмотря на мою сильную аллергию на красный цвет, в такой момент просто не стал на это обращать внимание."
Имперский флаг стал одним из непременных атрибутов всех патриотических мероприятий, и пользуется таким же уважением, как красный стяг со Спасом Нерукотворным и разумеется Андреевский флаг.