11.07.2023

"икт как средство развивающего обучения дошкольников". Приемы и методы обучения детей в детском саду Методы обучения детей дошкольного возраста их классификация


Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение дидактических задач. Каждый метод состоит из определенных приемов педагога и обучаемых. Прием обучения в отличие от метода направлен на решение более узкой учебной задачи. Сочетание приемов образует метод обучения. Чем разнообразнее приемы, тем содержательнее и действеннее метод, в который они входят. Выбор метода обучения зависит, прежде всего, от цели и содержания предстоящего занятия. Воспитатель отдает предпочтение тому или другому методу, исходя из оснащенности педагогического процесса.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. В дошкольной педагогике принята классификация, в основу которой положены основные формы мышления, определяющие характер способов деятельности детей в процессе обучения. К таким формам относятся наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. Так как дети дошкольного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога(объяснения, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности (конструирование, лепка, рисование и т.п.), то выделяют в связи с этим главными методами обучения дошкольников являются: практические - опыты и экспериментирование, упражнение и моделирование, наглядные - наблюдения и демонстрация, словесные - беседа, рассказ, чтение худ. литературы, игровые методы - дидактическая игра, воображаемая ситуация в развернутом виде.

Рассмотрим классификацию методов и приемов обучения детей дошкольного возраста.

Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями. В обучении детей используются наблюдение разного вида:

I) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т.д.);

2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т.д.) -дает знания о процессах, объектах окружающего мира;

3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления.

Метод демонстрации, включает различные приемы:

а) показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

б) показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;

в) показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изодеятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

г) демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Использование ТСО - в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.

Словесные методы и приемы - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания. Словесные методы используют в тесной связи со словом, пояснением. С развитием наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста показ заменяется объяснением и педагог чаще пользуется приемом объяснения, рассказа, беседы, чтения.

Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т.д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции.

Рассказ воспитателя: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.

Рассказ детей - это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы.

Чтение расширяет, обогащает знания детей об окружающей, формирует способности-детей к восприятию и пониманию художественной литературы.

Практические методы связаны с применением знаний в практической деятельности, овладением умений и навыков посредством упражнений.

Игровые методы -- дидактические игры, игры-драматизации, подвижные игры, эпизодические игровые приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия и т.д.).

Методы обучения можно подразделить на три обобщенные группы: пассивные методы; активные методы; интерактивные методы. Каждый из них имеет свои особенности.

В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами классификации являются: Лернер И.Я., Скаткин М.Н. она включает следующие методы обучения: информативно-рецептивный; репродуктивный; исследовательский; эвристический; метод проблемного изложения материала.

«Интерактивная среда как современное средство развивающего обучения дошкольников»

Стороженко А.Ф.

методист ГБОУ СОШ №14 СПДС №18 «Радуга»,

тьютор регионального образовательного проекта

«Региональный центр компетенций:

Интерактивная среда обучения»

г.Жигулевск Самарской обл.

Одним из приоритетных направлений развития современного информационного общества является информатизация образования. Сегодня мы уже не обходимся без применения технических средств обучения и компьютерных технологий. Это во многом упрощает и экономит время, вносит разнообразие в образовательную деятельность. Не секрет, что качество проведения образовательной деятельности в детском саду зависит от наглядности и изложения, от умения педагога сочетать живое слово с образами.

Интерактивная доска значительно расширяет возможности предъявления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и способствуют усвоению материала. На смену традиционным интерактивным доскам с ограниченной функциональностью приходят интерактивные доски НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ, отличительной особенностью которых является тактильность (сенсорность) - управление пальцами рук, без использования специальных маркеров, а также возможность одновременной работы не менее трех пользователей.

Электронная доска Elite Panaboard является замечательным инструментом, привлекающим внимание дошкольников. Она облегчает и ускоряет подготовку эффектных наглядных пособий и способствует внедрению активного стиля обучения. Такой стиль превращает процесс обучения в настоящее удовольствие, как для воспитателя, так и для детей. Совместное применение доски, компьютера, подключенного к сети Интернет, и проектора дает возможность использовать всю имеющуюся в сети информацию в течение непосредственно образовательной деятельности или при ее подготовке. Распознавание двух - трех касаний одновременно (доски Elite Panaboard UB-T580 или Elite Panaboard UB-T880) позволяет использовать управление жестами или организовать совместную работу у доски нескольких детей. Очень удобно, что доска распознает одновременные касания пальцем или любым другим предметом по всей поверхности без деления на отдельные рабочие зоны, при этом не требуется переходить в специальный "многопользовательский" режим.

Интерактивная доска Panaboard разработанная специалистами Panasonic специально для образовательных учреждений имеет матовое пластиковое покрытие, обеспечивающее наилучшее качество изображения с проектора. Она устойчива к повреждениям, что позволяет использовать магнитные фишки для крепления наглядных материалов, когда доска не используется, как интерактивная, и безболезненно предоставлять ее детям для самостоятельной деятельности.

Электронный маркер сделан максимально прочным и устойчивым к случайному повреждению, эргономический дизайн делает его удобным инструментом для работы. Боковая кнопка на корпусе маркера работает как правая клавиша мыши, делая управление любыми приложениями с интерактивной доски более удобным.

Программное обеспечение для интерактивных досок Panaboard разрабатывается в России, его отличает простота настройки и освоения, интуитивно понятный русскоязычный интерфейс. Данное ПО состоит из двух частей – Elite Panaboard Software и Elite Panaboard Book .
Elite Panaboard software - это набор инструментов для создания и редактирования учебных и презентационных материалов. Плавающая панель инструментов может располагаться в любой части экрана вне зависимости от того, какое приложение управляет активным окном. Инструменты рисования, лупа, затемнение экрана (для скрытия правильных ответов), экранная клавиатура, подсветка экрана помогают взрослому в подаче материала. Возможность переместить рабочее окно вниз удобно для детей дошкольного возраста. С помощью инструмента записи экрана можно записать все происходящие действия на доске и сохранить в виде отдельного файла. При подключенном к ПК микрофоне видеозапись можно комментировать. Электронная доска Elite Panaboard позволяет использовать материалы, созданные в различных программах (PowerPoint, Word, Excel и пр.) В процессе образовательной деятельности, презентации можно рисовать поверх изображения, делать пометки, чтобы обратить внимание на важный фрагмент.
Elite Panaboard Book позволяет педагогам создавать собственные многостраничные интерактивные занятия, в том числе готовить их заранее на другом компьютере, например, домашнем. Использование изображений из встроенной галереи позволяет педагогу сэкономить время при подготовке непосредственно образовательной деятельности (НОД). Большие возможности вставки собственных изображений позволяют встроить имеющиеся цифровые наглядные пособия в интерактивный процесс обучения, позволяет добавлять видео и флеш-анимации (в том числе управляемые) прямо на страницу занятия, а не открывать их в сторонних приложениях, как другие добавленные файлы. Функция добавления на страницы ссылок на файлы, открывающихся в других приложениях, очень востребована - результат работы можно продемонстрировать детям, затратив как можно меньше времени на открытие нужного файла. Дополнительное преимущество при управлении имеющимися на странице объектами дает возможность использования боковой кнопки на корпусе маркера в качестве правой кнопки мыши. Копировать и вставлять объекты, получать доступ к выпадающим меню можно привычным большинству пользователей образом. Боковая кнопка маркера позволяет изменять параметры некоторых инструментов. Программное обеспечение Elite Panaboard Book не требует сложных настроек, и на освоение основных функций не потребуется много времени.

Существенную помощь воспитателям оказывают коллекции готовых ресурсов, созданные с помощью программы итнерактивной доски - «PebSTUDIO- Детский сад» . Для решения проблемы методического и дидактического обеспечения мы в своем учреждении начали формировать электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) по различным образовательным областям.

Созданные учебно-игровые электронные средства обучения (ЭСО) мы подразделили по своему методическому назначению на:

Обучающие программные средства , методическое назначение которых – сообщение суммы знаний и (или) навыков учебной и (или) практической деятельности и обеспечение необходимого уровня усвоения, устанавливаемого обратной связью, реализуемой средствами программы.

Программные средства (системы) тренажёры , предназначенные для отработки умений, навыков учебной деятельности. Они обычно используются при повторении или закреплении ранее пройденного материала, и предназначенные для «проигрывания» учебных ситуаций (например, с целью формирования умений принимать оптимальное решение или выработки оптимальной стратегии действия).

Программы, предназначенные для контроля уровня овладения учебным материалом, – контролирующие программные средства .

Демонстрационные программные средства , обеспечивающие наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.

Программные средства , используемые для организации коррекционной работы , имеющие целью развитие внимания, мышления, памяти, речи и т.д.

Все ЭСО, используемые в образовательном процессе, соответствуют общедидактическим требованиям: научности, доступности, проблемности, наглядности, самостоятельности и активности деятельности, прочности усвоения знаний, единства образовательных, развивающих и воспитательных функций.

Использование в работе ЭСО позволяет воспитателю по ходу ведения образовательной деятельности поэтапно выводить необходимый материал на экран и рассматривать основные вопросы изучаемой темы. В случае использования слайда-задания можно организовать обсуждение поставленного вопроса и подводить его итоги. В случае необходимости воспитатель может заменить текст, рисунок, диаграмму, или просто скрыть не нужный материал. Эти возможности ЭСО позволяют максимально настраивать любой имеющийся обучающий материал под конкретную образовательную деятельность в конкретной возрастной группе.

ЭСО являются источником информации и рационализируют формы преподнесения учебной информации. Повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события. Организуют и направляют восприятие, обогащают круг представлений воспитанников, удовлетворяют их любознательность. Наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам воспитанников, создают эмоциональное отношение детей к учебной информации. Усиливают интерес детей к обучению путем применения оригинальных, новых конструкций, технологий, машин, приборов и делают доступным для детей такой материал, который без технических средств обучения недоступен. Активизируют познавательную деятельность воспитанников, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности и являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний. Иллюстрируют связь теории с практикой и создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному). Экономят учебное время (порой до15-20 %), энергию педагога и воспитанников за счет уплотнения учебной информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение учебного материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем педагог.

Педагоги нашего учреждения убедились, что целенаправленное и систематическое использование созданных в учреждении ЭСО (интерактивных дидактических игр и тренажеров, представляющие собой коллективную или индивидуальную деятельность в условиях смоделированных ситуаций, и направленных на формирование умений, знаний и навыков дошкольников) в сочетании с традиционными методами, позволяют не только значительно повысить эффективность обучения, но и достичь максимального качества освоения предоставленных знаний. Такое комплексное использование электронных средств обучения всех видов создаёт благоприятные условия для решения основной задачи обучения - улучшения качества подготовки ребенка в соответствии с требованиями современности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Методы обучения дошкольников

1.1 Понятие о методах и приемах обучения

1.2 Классификация методов и приёмов обучения дошкольников

1.3 Выбор методов обучения, их сочетание в образовательном процессе

1.4 Использование метода проектов в образовательном процессе ДОУ

Заключение

Список литературы

Введение

обучение дошкольник образовательный

Стиль взаимодействия педагога и детей м. б. различным: авторитарным, демократическим и даже либеральным. В зависимости от стиля формируется и модель обучения. Если преобладает авторитарный стиль, то речь идет об учебно-дисциплинарной модели. При доминировании демократического стиля взаимодействия воспитателя и детей складывается личностно-ориентированная модель. Эти основные модели отличаются целями, задачами, содержанием и методами обучения.

Долгое время в системе образования, в том числе дошкольного, господствовала учебно-дисциплинарная модель, целью которой было вооружить детей знаниями, умениями и навыками. Результаты дошкольного обучения оценивались по объему знаний: считалось, что чем больше «вложили» в ребенка, тем успешнее его обучали. Отличительной чертой учебно-дисциплинарной модели было единообразие содержания, методов и форм обучения, т.е. обучение проводилось по единым программам, учебным планам и пособиям.

Острая потребность современного общества в людях с самостоятельным, творческим мышлением побудила ученых (Ш.А. Амонашвили, В.В. Давыдова, В.А. Петровского и др.) к разработке иной модели обучения, основанной на личностно-ориентированном взаимодействии воспитателя и ребенка. Целью такого обучения является развитие интеллектуальных; духовных, физических способностей, интересов и мотивов деятельности, в том числе и учебной (т.е. личностное становление ребенка), обретение им самого себя как неповторимой индивидуальности. Для реализации этой цели у ребенка, начиная с ранних лет жизни, следует поддерживать желание приобщаться к миру человеческой культуры путем освоения передаваемых ему средств и способов, необходимых для этого приобщения. Воспитателю необходимо организовать детей и вовлечь их в активный процесс решения познавательных и практических задач, в ходе которого каждый ребенок мог бы ощущать свой рост, радость творчества и совершенствования.

В личностно-ориентированной модели взаимодействия воспитателя с ребенком своя пед. технология: переход от объяснения к пониманию, от монолога к диалогу, от соц. контроля к развитию, от управления к самоуправлению. При этом обучение реализуется в совместной деятельности, сотрудничестве воспитателя и детей, в котором воспитатель - помощник, советчик, старший друг.

1 . Методы обучения дошкольников

1.1 П онят ие о методах и приемах обучения

Метод (гр. - путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

Метод обучения - способ упорядоченный взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения.

Прием - часть метода, его конкретный элемент.

Классификация методов обучения - это упорядоченная по определенному признаку их система.

В современной дидактике существуют разнообразные классификации методов обучения (см. Таблицу).

Возрастным особенностям и возможностям дошкольников соответствует классификация, по которой методы подразделяются по источникам передачи и: характеру восприятия информации (Е. Я.Го-лант, С. И.Петровский).

Наглядные - наблюдение, демонстрация, использование ТСО;

Словесные - объяснение, рассказ, чтение, беседа.

Практические и игровые - упражнение, игровые методы влементарные опыты, моделирование

1.2 Классификация методов и приёмов обучения дошкольников

Наглядные методы и приемы - использование их отвечает дидактическому принципу наглядности и связано с особенностями детского мышления.

Наблюдение - это целенаправленное, планомерное восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира, в котором активно взаимодействуют восприятие, мышление и речь. С помощью этого метода воспитатель направляет восприятие ребенка на выделение в предметах и явлениях основных, существенных признаков, на установление причинно-следственных связей и зависимостей между предметами и явлениями.

В обучении детей используются наблюдение разного вида:

I) распознающего характера, с помощью которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений (форма, цвет, величина и т. Д.);

2) за изменением и преобразованием объектов (рост и развитие растений и животных и т. Д.) - дает знания о процессах, объектах окружающего мира;

3) репродуктивного характера, когда по отдельным признакам, устанавливается состояние объекта, по части - картина всего явления.

Метод демонстрации, включает различные приемы:

А) Показ предметов - один из самых распространенных приемов обучения: дети рассматривают кукольную мебель и одежду, посуду, домашние вещи, орудия труда, оборудование для рисования, лепки, аппликации и др.;

Б) Показ образца - один из приемов, которым пользуются при обучении изобразительной деятельности, конструированию. Образцом может быть рисунок, аппликация, поделка;

В) Показ способа действий - используется на занятиях по развитию движений, музыкальных, изо -деятельности и др., он должен быть точным, выразительным, разделенным на части; может быть полным или частичным;

Г) Демонстрация картин, иллюстраций помогает детям представить те стороны и свойства изучаемых предметов и явлений, которые они не могут непосредственно воспринять.

Использование ТСО - в обучении дошкольников используется демонстрация диапозитивов, диафильмов, кинофильмов. В последнее время используются компьютеры. Этот метод позволяет показать детям те явления жизни, непосредственное знакомство с которыми невозможно; делает учебный процесс более привлекательным.

Словесные методы и приемы - их эффективность в значительной мере зависит от культуры речи самого воспитателя, от ее образности, эмоциональной выразительности, доступности для детского понимания.

Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т. Д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей; должно быть выразительным, эмоциональным, доступным детям. Рассказ - это живое, образное, эмоциональное изложение событий, содержащее фактический материал. Один из наиболее эмоциональных методов обучения. Рассказчик имеет возможность свободно общаться с детьми, замечать и учитывать их реакции.

Рассказ воспитателя: должен быть образцом литературно правильной, образной и выразительной речи.

Рассказ детей - это может быть пересказ сказок, литературных произведений, рассказы по картинам, предметам, из детского опыта, творческие рассказы.

Чтение расширяет, обогащает знания детей об окружающей, формирует способности-детей к восприятию и пониманию художественной литературы.

3. Практические методы: упражнение, моделирование, опыты, эксперименты.

Упражнение - многократное повторение ребёнком умственных или практических действий заданного содержания. Различают: подражательные, конструктивные, творческие.

Моделирование. Модель - это предметное или графическое изображение чего-либо. Процесс создания модели называется моделирующей деятельностью.

В дошк. педагогике для звукового анализа слова разработаны специальные модели Журовой(фишки разного цвета - гласные, ударные, безударные и т.д.).Для обучения детей конструированию разработан материал Парамоновой. По экологическому образованию разработаны модели Николаевой, Рыжовой и др.

По ознакомлению детей с трудом взрослых - Крулехт. Опыты и эксперименты относятся к практическим методам.

4.Игровые методы: Игровые обучающие ситуации. В результате исследований Комаровой и Николаевой были предложены следующие виды ИОС.

ИОС с игрушками-аналогами; - ИОС с литературными персонажами - ИОС типа игр-путешествий.

1.3 Выбор методов обучения, их сочетание в образовательном процессе

Методы воспитания

Способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.

Методы обучения

Совокупность путей, способов достижения целей.

Приём обучения

Часть метода, отдельный шаг в реализации метода.

В дошкольной педагогике принята классификация методов обучения, в основу которой положены основные формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное) .

Наглядные методы и приемы обучения

1- Наблюдение - умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины.

Виды наблюдений: кратковременные и длительные; повторные и сравнительные; распознающего характера; за изменением и преобразованием объектов; репродуктивного характера.

2- Демонстрация наглядных пособий (предметов, репродукций, диафильмов, слайдов, видеозаписей, компьютерных программ) .

Наглядные пособия, используемые для ознакомления с окружающим: дидактические картины, объединенные в серии; репродукции картин известных художников; книжная графика; предметные картинки; учебные фильмы.

* показ способов

действий;

* показ образца.

Словесные методы и приемы обучения

1- Рассказ педагога.

Рассказ достигает своей цели, если: педагог ставит перед детьми учебно-познавательную задачу; в рассказе отчетливо прослеживается главная идея, мысль; рассказ не перегружен деталями; его содержание динамично, созвучно личному опыту дошкольников, вызывает у них отклик, сопереживание; речь взрослого выразительна.

2- Рассказы детей (пересказ сказок, рассказы по картинам, о предметах, из детского опыта, творческие рассказы) .

3- Беседа.

По дидактическим задачам выделяют: вводные (предварительные) и итоговые (обобщающие) беседы.

4- Чтение художественной литературы.

* вопросы (требующие констатации; побуждающие к мыслительной деятельности) ;

* указание (целостное и дробное) ;

* пояснение;

* объяснение;

* педагогическая оценка;

* беседа (после экскурсии, прогулки,

просмотра диафильмов и т. п.) .

Игровые методы и приемы обучения

1. Дидактическая игра

2. Воображаемая ситуация в развернутом виде: с ролями, игровыми действиями, соответствующим игровым оборудованием.

* внезапное появление объектов;

* выполнение воспитателем игровых

действий;

* загадывание и отгадывание загадок;

* введение элементов соревнования;

* создание игровой ситуации.

Практические методы обучения

1- Упражнение - это многократное повторение ребенком умственных или практических действий заданного содержания (подражательно-исполнительского характера, конструктивные, творческие) .

2- Элементарные опыты, экспериментирование.

Элементарный опыт -- это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

3- Моделирование - это процесс создания моделей и их Использования для формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов (Д. Б. Эльконин, Л. А. Венгер, Н. Н. Поддъяков). В основе - принцип замещения (реальный предмет замещается др. предметом, условным знаком). Используются предметные модели, предметно-схематические модели, графические модели.

Выбор и сочетание методов и приемов обучения зависит от:

Возрастных особенностей детей (в младшем дошкольном возрасте ведущая роль принадлежит наглядным и игровым методам; в среднем дошкольном возрасте возрастает роль практических и словесных методов; в старшем дошкольном возрасте повышается роль словесных методов обучения) ;

Формы организации обучения (воспитатель выбирает ведущий метод и к нему предусматривает разнообразные приемы) ;

Оснащенности педагогического процесса;

Личности воспитателя

Средства воспитания и обучения:

Средства воспитания

Система предметов, объектов, явлений, которые используются в воспитательном процессе как вспомогательные.

Классификация средств воспитания

(Л. С. Выготский, И. П. Подласый, П. И. Пидкасистый, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова)

1.Средства материальной культуры

Игрушки, посуда, предметы окружения, ТСО, игры, одежда, дидактические материалы и др.

2.Средства духовной культуры

Книги, предметы искусства, речь.

3.Явления и объекты окружающего мира

Явления природы, растительный и животный мир.

Средство обучения

Это материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения новых знаний

Выбор средств обучения зависит от:

Закономерностей и принципов обучения;

Общих целей обучения, воспитания и развития;

Конкретных образовательных задач;

Уровня мотивации обучения;

Времени, отведенного на изучение того или иного материала;

Объема и сложности материала;

Уровня подготовленности обучаемых, сформированности у них учебных навыков;

Возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых;

Типа и структуры занятия;

Количества детей;

Интереса детей;

Взаимоотношений между педагогом и детьми (сотрудничество или авторитарность) ;

Материально-технического обеспечения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств;

- особенностей личности педагога, его квалификации.

Заключение

В современной жизни особую актуальность приобретает проблема осознания ответственности взрослых перед детьми. Обучение рассматривается как целостна форма педагогической деятельности, включающая систему взаимосвязанных задач, содержания, форм его организации, а также предполагаемых результатов, а форма его организации определяет устойчивость процесса обучения, ведущая роль в котором принадлежит взрослому. Гармония внутреннего и внешнего мира возможна в условиях единства мира взрослых и детей, общности их бытия. Основная задача педагога заключается в создании условий, обеспечивающих вхождение детей в новый для них мир взрослых и сверстников. Ему необходимо ориентироваться на тот внутренний мир ребёнка, который у него уже сложился. И только на основе этого опыта возможна гармонизация, а значит их нормальное развитие. Следует помнить, что существует не только культура взрослых, но и культура детей. Только изучая и понимая её, можно обеспечить детям нормальную жизнь и развитие.

Значение особенностей учебной деятельности дошкольника, основ теории обучения, принципов, методов и форм организации процесса обучения, поможет педагогу так строить свою работу, чтобы она стимулировала развитие каждого ребёнка в соответствии не только с возрастными, но и индивидуальными возможностями.

Список литературы

1. А.Н. Давидчук. Обучение и игра методическое пособие Москва «Мозаика - Синтез» 2004 г.

2. А.П. Усова Обучение в детском саду Москва «Просвещение» 1981 г.

3. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: Учебно-методическое пособие. - М., 2005. - 76 с.

4. Лысковская В. Игра как метод обучения и воспитания// Учительская газета. - 2002. - № 4. - С.6

5. Матюхина М.В., Михальчик Г.С. и др. Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 1984. - 256с.

6. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие» под редакцией О.М. Дьяченко, В.В. Холмовской. Москва. «Новая школа» 1996 г.

7. С.А. Козлова, Г.А. Куликова Дошкольная педагогика Москва «Академия» 2007 г.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Позиция учащегося и педагога в образовательном процессе. Фазы модерации: интеракция, коммуникация, визуализация, мотивация, мониторинг образовательного процесса, рефлексия. Экспериментальная апробация интерактивных методов обучения на уроках технологии.

    дипломная работа , добавлен 29.05.2015

    Понятие и сущность методов обучения, их роль. Общая характеристика отдельных видов методов обучения и анализ условий эффективного выбора и применения тех или иных методов обучения учащихся. Особенности словесных, наглядных и практических методов.

    контрольная работа , добавлен 13.05.2013

    Особенности и методы обучения детей дошкольного возраста. Педагогические средства и организация обучения дошкольников. Стратегия образовательного процесса в современных дошкольных учреждениях. Организация индивидуально-ориентированного обучения.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2015

    Методы обучения, их реализация в учебном процессе. Разработка уроков с применением методов обучения, их реализация в процессе преподавания "Технологии" 8 класса. История дидактики и классификации методов обучения. Исследовательский метод обучения.

    контрольная работа , добавлен 08.03.2009

    Определение методов обучения и их реализация в учебном процессе, педагогические технологии. Частично-поисковый (эвристический) метод обучения. Разработка уроков с применением методов обучения и их реализация в процессе преподавания "Технологии".

    контрольная работа , добавлен 06.03.2009

    Теоретические основы применения активных методов обучения в процессе подготовки специалистов в ВУЗе с целью повышения эффективности их обучения. Анализ видов и форм организации обучения с использованием активных методов на примере ЗАБГГПУ г. Чита.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2011

    Характеристика методов обучения дошкольников. Использование разнообразных методов и приемов развивающего обучения на занятиях по математике в детском саду. Приёмы обучения дошкольников. Формирование у детей элементарных математических представлений.

    реферат , добавлен 05.06.2015

    Сущность приемов и методов обучения. Наиболее распространенная классификация и группы методов обучения во вспомогательной школе. Формы изложения учебного материала. Значение темпа речи учителя в процессе беседы. Роль технических средств обучения.

    реферат , добавлен 30.06.2010

    Основы применения метода проектов для развития познавательной активности обучающихся. Классификация проектов, используемых в образовательном процессе. Использование технологии проектного обучения на уроках информатики и во внеурочной деятельности.

    дипломная работа , добавлен 12.03.2019

    Психолого-педагогические особенности учащихся подросткового возраста. Методы обучения и их зависимость от целей и содержания образования. Характеристика словесных методов обучения и возможности их применения в процессе обучения истории в основной школе.

ОБУЧЕНИЕ – СУЩНОСТНАЯ СТОРОНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Содержание развивающей функции обучения представляет собой развитие и формирование познавательных психических процессов и свойств личности; логических приемов, операций, суждений, умозаключений; познавательной активности, интереса, способностей. Реализация развивающей функции в процессе начального обучения обеспечивает развитие свойств высшей нервной деятельности, обеспечивает познавательные и интеллектуальные возможности ребенка.

При решении проблемы соотношения обучения и умственного развития Л. С. Выготский ведущую роль отводил обучению. Процесс развития ребенка, считал он, не совпадает с процессом обучения, а идет вслед за ним. Развивая этот тезис, ученый выделил два уровня: уровень актуального развития и зону ближайшего развития. Именно обучение должно создавать зону ближайшего развития. Оно двигает развитие, идет впереди него, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще не подверглись воздействию. Поэтому обучение должно ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития.

Самостоятельное решение ребенком интеллектуальных задач характеризует уровень его актуального развития.

Благодаря концепции психического развития Л. С. Выготского педагогика обогатилась представлением о том, что психика социальна по происхождению, что обучение и развитие – взаимосвязанные и обусловленные процессы. При этом ведущая роль обучения стала пониматься как пробуждение в ребенке процессов развития. Обучение «вызывает их к жизни, пускает их в ход».

Обучение и воспитание способствуют развитию личности. В таком случае, казалось бы, нет необходимости говорить еще и о развивающей функции обучения. Но жизнь показывает, что обучение осуществляет развивающую функцию более эффективно, если имеет специальную развивающую направленность и включает учеников в такие виды деятельности, которые развивают у них сенсорные восприятия, двигательную, интеллектуальную, волевую, эмоциональную, мотивационную сферы. В связи с этим в дидактике в 60–е гг. XX в. появился специальный термин «развивающее обучение». Он предполагает, что в ходе обучения, помимо формирования знаний и специальных умений, надо предпринимать специальные меры по общему развитию школьников.

Правда, надо особо подчеркнуть, что обучение всегда было развивающим, но круг развиваемых качеств вследствие недостаточной ориентированности на это содержания и методов обучения был несколько суженным. В этом смысле переход к развивающему обучению означал расширение сферы развивающих влияний, усиление творческих элементов в учебной деятельности.

В работах, посвященных теме развивающего обучения (Л. В. Занков, Н. А. Менчинская, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, М. А. Данилов, М. Н. Скаткин и др.), выдвигались разнообразные принципы и пути ее решения. Наиболее известными являются положения Л. В. Занкова о том, что для интенсивного развития мышления в процессе обучения необходимо обеспечить преподавание на высоком уровне трудности, в быстром темпе, обеспечить осознание учащимися своих действий.

Вместе с тем развитие нельзя свести к формированию мышления. Как указано выше, оно должно охватить все сферы личности. И поэтому современная дидактика ищет пути расширения развивающего влияния обучения. Особенностью функции развития является то, что она не существует самостоятельно, а является следствием образовательной и воспитательной функций обучения. Но интенсивность, разносторонность, широта и углубленность развития зависят от того, как будут реализовываться образование и воспитание.

Процесс обучения осуществляется различными методами. Метод – это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач.

В соответствии с основными формами мышления дошкольника, определяющими характер способов его деятельности в процессе обучения, выделяются три группы методов:

– наглядные;

– практические;

– словесные.

Все три группы методов используются в обучении на протяжении всего дошкольного возраста, так же, как сосуществуют основные формы мышления. Каждая из выделенных групп методов предполагает включение приемов различного характера (наглядный показ образца, способа действия, вопрос, объяснение, игровые приемы – имитация голоса, движения и т. д.), в результате чего в каждом методе в различных сочетаниях используются все три формы мышления при ведущей, определяющей роли одной из них.

В целом обучение на занятиях в детском саду характеризуется живостью и непосредственностью проявлений детей, разнообразием приемов действий, небольшим образовательным содержанием, опорой на детский опыт, широкой и яркой наглядной основой, использованием игровых и занимательных приемов обучения, многогранными связями обучения с повседневной деятельностью детей.

НАБЛЮДЕНИЕ КАК ОСНОВНОЙ НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД

К группе наглядных методов, используемых в дошкольном обучении, относятся:

– наблюдение;

– рассматривание картин;

– демонстрация диафильмов и кинофильмов, видеофильмов;

– некоторые приемы обучения, в отдельных случаях выступающие в качестве самостоятельных методов: показ образца задания, способа действия и др.

НАБЛЮДЕНИЕ – один из основных, ведущих методов дошкольного обучения. В зависимости от характера познавательных задач в обучении используются наблюдения разного вида:

– распознающего характера, в ходе которых формируются знания о свойствах и качествах предметов и явлений;

– за изменением и преобразованием объектов;

– репродуктивного характера, когда по отдельным признакам устанавливается состояние объекта, по части – картина всего явления.

Эффективность метода наблюдения обеспечивается при выполнении воспитателем следующих требований:

– ясность и конкретность постановки перед детьми цели, задач наблюдения;

– планомерное, последовательное развертывание процесса наблюдения;

– учет возрастных возможностей детей при отборе объема представлений, формируемых в ходе наблюдения;

– высокая умственная активность и самостоятельность детей.

НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД: РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИН в учебном процессе детского сада используется для решения различных дидактических задач. В первую очередь это помогает понять ребенку, что живопись отражает окружающую нас реальность, а также позволяет художнику изобразить плод его фантазии, воображения. Кроме того, это очень важно для развития эстетических вкусов ребенка, нравственных и эмоциональных оценок и представлений об окружающем. Рассматривание картин помогает лучше понять и даже почувствовать яркие эмоциональные переживания, учит сопереживать, формировать собственное отношение к увиденному.

Помимо формирования художественных вкусов дошкольников, здесь присутствует важный познавательный момент – знакомство с произведениями знаменитых художников прошлого и современности, умение различать жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт). Большую роль здесь играют экскурсии в музеи изобразительного искусства. Экскурсии должны быть организованы с участием специалиста, который мог бы наиболее полно раскрыть детям художественный материал. При этом необходимо учитывать возрастные, психологические и интеллектуальные возможности группы дошкольников.

При рассматривании возможно многократное восприятие как картины в целом, так и отдельных ее деталей, что очень важно для решения указанных дидактических задач.

В педагогическом процессе детского сада используются специальные картины – предметные и сюжетные (например, «Времена года» – авт. С. А. Веретеникова, картины Левитана, Шишкина и др.). Дошкольники с легкостью узнают своих любимых сказочных персонажей в сюжетах картин Васнецова («Аленушка», «Иван Царевич…» и др.).

Реалистичность, простота и ясность замысла художника, выразительность художественных средств в единстве с доступным детям познавательным содержанием – основные требования, предъявляемые к картинам, используемым в обучении дошкольников. Кроме того, метод рассматривания картин позволяет дать дошкольникам первое, самое общее представление о приемах живописи классиков и современности. Можно обратить внимание детей на то, что в изобразительном искусстве (графике, живописи) в наши дни постепенно устанавливаются новые стандарты, особенности современного стиля, условности изображения, подчас необычные, но своеобразные и яркие. Разглядывая понравившуюся картину, ребенок учится видеть перспективу, замечать пропорции, контраст цвета и тени, глубину изображения.

НАГЛЯДНЫЙ МЕТОД: ДЕМОНСТРАЦИЯ ДИАФИЛЬМОВ, КИНОФИЛЬМОВ, ВИДЕОФИЛЬМОВ, СПЕКТАКЛЕЙ в образовательной работе помогает решению двух больших задач:

1) расширение знаний детей и развитие их речи;

2) воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию.

Умение воспринимать и понимать изображенное на экране формируется под воздействием взрослого. При этом имеет значение и высокая эмоциональность детей – их увлекают яркость и динамичность явлений, внешняя сторона действий и поступков героев. В связи с этим возникает необходимость научить детей глубоко воспринимать содержание.

В работе с дошкольниками используются два вида учебных фильмов:

– очерковые;

– сюжетные.

Общая методика демонстрации учебных фильмов складывается из следующих этапов:

– предварительная беседа с детьми, в ходе которой оживают опыт, знания детей о том явлении, которому посвящен учебный фильм. В итоге обсуждения перед детьми ставится новая познавательная задача, затем им показывают фильм;

– после просмотра фильма в короткой беседе дети обмениваются впечатлениями со сверстниками и воспитателем. В этой беседе не следует требовать воспроизведения содержания фильма. Воспитатель лишь задает вопросы, позволяющие ему выяснить, как дети усвоили содержание, помогает им понять идеи, установить связи;

– через несколько дней проводится повторный показ фильма, при этом обращается внимание на те стороны, которые в предыдущий раз оказались недостаточно восприняты или поняты;

– после повторного просмотра проводится беседа. Она включает пересказ содержания, его анализ – выделение существенных фактов и связей между ними. В ходе беседы важно сохранить и углубить эмоциональное впечатление от просмотренного фильма, сопереживание детьми воспринятых событий и отношения к героям.

Важное значение имеет просмотр дошкольником спектаклей, показ которых организуется воспитателями в детском саду. Для этого приглашаются актеры театров или театральных студий. В ходе спектакля осуществляется живое общение актеров (действующих лиц) с детьми. Дети эмоционально оценивают происходящее, внимательно следя за ходом представления. Кроме приглашения театральных актеров в дошкольно-педагогические учреждения, полезно водить детей на детские спектакли в театр. Ведь само посещение театра может стать настоящим праздником, подарить много новых ярких впечатлений и волнующих переживаний.

Театр может стать для детей источником радости, воспитать в них талант быть зрителями, понимать сценическое искусство. Просмотр спектаклей позволяет развить эстетическую, нравственную и эмоциональную чуткость, помочь детям постичь законы театрального искусства. Если педагогу удастся подготовить дошкольников к внимательному просмотру спектакля, то им станет доступен мир, созданный автором и режиссером спектакля, сможет увлечь их, обогатить воображение. Привычка быть зрителем поможет дошкольнику познать особый, образный мир театрального искусства.

Игра воображения позволяет развить творческое мышление. Сразу после спектакля дошкольники отвечают на вопросы о сюжете, о смысле показанного представления. Воспитатели при этом могут оценить интеллектуальный уровень подготовки детей благодаря полноте и правильности их ответов, дать детям необходимые разъяснения о новых понятиях, которые они узнали в ходе спектакля.

Использование наглядных методов обеспечивает развитие восприятия как ведущего познавательного процесса, а также развитие наглядно-действенной, наглядно-образной форм мышления и речи, основных видов деятельности дошкольника – игры, изобразительной и трудовой деятельности.

ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

К группе практических методов обучения в детском саду относятся:

– упражнения;

– игровой метод;

– элементарные опыты;

– моделирование.

Познавательная деятельность детей при этом основывается на наглядно-действенных и наглядно-образных формах мышления во взаимодействии со словесно-логическим мышлением.

УПРАЖНЕНИЕ – это многократное повторение ребенком умственных и практических действий заданного содержания. Основные виды упражнений:

– подражательного характера;

– конструктивного характера;

– творческого характера;

– игровые.

ИГРОВОЙ МЕТОД предусматривает использование разнообразных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: вопросами, указаниями, объяснениями, пояснениями, показом.

ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ ОПЫТ – это преобразование жизненной ситуации, предмета или явления с целью выявления скрытых, непосредственно не представленных свойств объектов, установления связей между ними, причин их изменения и т. д.

МОДЕЛИРОВАНИЕ – процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

СЛОВЕСНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Живое общение взрослого и детей, которое характерно для речевых методов, оказывает большое воспитательное воздействие – оно возбуждает чувства, вызывает определенное отношение к содержанию формируемых знаний. Основные словесные методы, используемые в дошкольном обучении.

1. Рассказы воспитателя.

Основная задача этого метода – создать у детей яркие и точные представления о событиях или явлениях. Рассказ воздействует на ум, чувства и воображение детей, побуждает их к обмену впечатлениями. Воспитатель должен следить, чтобы интерес детей не ослабевал в ходе повествования. Для этого обучающая сторона (новая для детей информация, расширение кругозора) должна сочетаться с эмоциональной окраской, динамичностью. По окончании рассказа детям предлагается ответить на вопросы. Это даст педагогу возможность полнее представить, насколько хорошо дети усваивают новые знания со слов взрослого, а также могут ли они и до какой степени сосредоточить свое внимание на ходе повествования. Это имеет большое значение для последующего обучения в начальной школе.

2. Рассказы детей.

Этот метод направлен на совершенствование знаний и умственно-речевых умений детей.

3. Чтение художественных произведений детям.

Чтение позволяет решить ряд задач: расширять, обогащать знания детей об окружающем, формировать способности детей к восприятию и пониманию художественной литературы, воссозданию словесного образа, формировать понимание основных связей в произведении, характера героя, его действий и поступков.

4. Беседы.

Беседы применяются для уточнения, коррекции знаний, их обобщения и систематизации. По дидактическим задачам беседы делятся на предварительные и обобщающие. Первые проводятся тогда, когда воспитатель знакомит детей с новыми для них навыками. Итоговая, или обобщающая, беседа проводится с целью систематизации знаний, их дальнейшего углубления и осознания.

ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Под формой обучения следует понимать специально организованную деятельность обучающего и учащихся, протекающую по установленному порядку и в определенном режиме.

Формы различаются по:

– количественному составу обучающихся;

– характеру взаимодействия между учащим и обучающим (степенью активности и самостоятельности);

– способам деятельности (методам и приемам);

– месту проведения;

– удельному весу, т. е. по месту, которое они занимают в учебном процессе. Это место в свою очередь определяется характером образовательно-воспитательных задач, которые решаются при той или иной форме организации процесса обучения.

В детском саду используются следующие формы организованного обучения:

– фронтальные;

– групповые;

– индивидуальные.

ЗАНЯТИЕ КАК ОСНОВНАЯ И ВЕДУЩАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ

Для занятия как формы обучения характерен целый ряд признаков:

– на занятии идет освоение детьми определенного объема знаний, навыков и умений по тому или другому разделу обучения, предусмотренному «Программой воспитания»;

– они проводятся со всеми детьми данной возрастной группы, с постоянным составом детей;

– они организуются и проводятся под руководством взрослого, который определяет задачи и содержание занятия, подбирает методы и приемы, организует и направляет познавательную деятельность детей по освоению знаний, умений, навыков.

Занятия являются основной формой обучения. Остальные формы используются для обогащения опыта и подготовки детей к усвоению изложенного на занятии. Основные различия между уроком и занятием – в степени нагрузки, структуре, а также методах, используемых в ходе обучения.

Занятиям отводится строго фиксированное время в режиме жизни детей. Как правило, это утренние часы, когда умственная и физическая работоспособность детей наиболее высокая. Количество занятий возрастает постепенно, при переходе детей от группы к группе. При сочетании занятий учитывается степень трудности и характер деятельности детей на каждом из них.

Занятия проводятся по следующим разделам обучения:

– ознакомление с окружающей жизнью и развитие речи детей;

– развитие элементарных математических представлений;

– изобразительная деятельность и конструирование;

физическая культура;

– музыкальное воспитание.

Программа каждого занятия предусматривает:

– определенный объем знаний о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, о способах действий и т. д., их первичное усвоение, расширение, закрепление, обобщение и систематизацию;

– объем практических навыков и умений при обучении продуктивным видам деятельности;

– объем навыков и умений, нужных для учебно-познавательной деятельности, их первичное формирование или совершенствование, упражнение в применении;

– формирование отношения детей к явлениям и событиям, к знаниям, которые сообщаются и усваиваются на данном занятии, воспитание отношения к собственной деятельности, установление отношений взаимодействия со сверстниками.

Объем учебного содержания на каждом занятии небольшой, он определяется с учетом объема памяти и внимания детей разных возрастных групп, возможностей их умственной работоспособности.

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ И РУКОВОДСТВО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ДЕТЕЙ

Занятие проводится со всеми детьми фронтально. Это требует особого внимания к его организации и руководству деятельностью детей.

Обстановка на каждом конкретном занятии должна соответствовать характеру предстоящей учебной деятельности детей. Необходимо использовать наглядные и практические методы обучения на занятиях, привлекать разнообразные наглядные материалы: предметные, изобразительные, графические. При организации занятия предусматривается рациональное расположение материала, определяется последовательность его использования, способ подачи и характер деятельности с ним.

Внутренняя логика и структура занятий представлены в его основных частях:

– начало;

– окончание.

Основные дидактические задачи, которые ставятся и разрешаются воспитателем в начале занятия:

– вызвать интерес к содержанию занятия;

– собрать внимание детей;

– раскрыть перед детьми учебную задачу.

Ход занятия должен обеспечить активное участие всех детей в решении учебных задач, а также сочетание деятельности, протекающей при непосредственном участии воспитателя, с самостоятельной деятельностью детей. Руководство деятельностью детей на занятии осуществляется различными методами:

– направленными на организацию первичного восприятия материала и установление связей с уже усвоенным;

– расширением знаний;

– направленными на обобщение, закрепление и применение знаний, навыков и умений.

При отборе методов учитывается цель и содержание занятия, место в системе работы по данному разделу, возраст детей. Важно активизировать умственную активность детей и их самостоятельность. Умственная активность вызывается прежде всего доступной им мерой трудности выдвигаемых задач, последовательностью их постановки, использованием задач элементарно-проблемного характера, привлечением личного опыта детей.

Самостоятельная деятельность детей организуется на занятиях в целях закрепления знаний, отработки навыков и умений. Наиболее оптимальные условия при этом создаются при выполнении заданий на раздаточном материале, а также упражнений разного характера, в том числе творческих.

В конце занятия формулируется общий итог познавательной деятельности. При этом воспитатель стремится к тому, чтобы итоговое суждение было сформулировано самими детьми, побуждает их к эмоциональной оценке занятия. В заключение дается и оценка учебной деятельности, умений группы в целом и отдельных детей.

ЭКСКУРСИЯ КАК ФОРМА ОБУЧЕНИЯ

Экскурсия – важная форма организации обучения в детском саду. Основное значение экскурсий в том, что они обеспечивают формирование у детей конкретных представлений и впечатлений об окружающей жизни. В соответствии с этим важным методом, используемым на экскурсии, является наблюдение, которое неоднократно организуется по ее ходу.

Включение в ход экскурсий разнообразных заданий детям, использование тех или иных методов должно отвечать основной задаче – обеспечить яркие, эмоциональные и конкретные представления о наблюдаемых объектах. Каждая экскурсия разрабатывается и проводится с учетом ее значения в системе работы по конкретному разделу знаний. Для экскурсии отбирается небольшой объем образовательных задач, но шире, чем на обычном занятии, может быть представлено развивающее и воспитательное содержание: развитие наблюдательности, интереса, положительного отношения и т. д.

В зависимости от конкретного содержания образовательных задач разрабатывается маршрут экскурсии, структура, определяются методы. Последующая работа по углублению и закреплению представлений, полученных на экскурсии, осуществляется в повседневной жизни: в изобразительной деятельности, конструировании, рассказах, труде детей. В заключение проводится итоговая беседа. Сложность экскурсии как формы организации обучения делает ее доступной только в средней и старшей группах.

Процесс обучения и воспитания детей дошкольного возраста предполагает правильный и точный подход. Развитие личностных качеств, выработка умений и навыков, коммуникативность и творчество, физическое развитие - для каждой цели существуют определенные методики. С помощью точного подхода можно обеспечить интерес детей к образовательному процессу, благодаря чему усиливается эффективность усвоения знаний и информации.

Виды методов обучения

Для детей процесс обучения предполагает особенный подход. В данном случае необходимо обеспечить комфортное, эффективное и правильное усвоение образовательной информации. Такой принцип действует и для развития личностных качеств ребенка, что имеет важное значение.

Усвоение и применение накопленных знаний является важным моментом всех методик обучения. В процессе применения различных программ следует учитывать следующие факторы:

  • Возраст ребенка;
  • Целевое назначение методики;
  • Особенности воздействия обучающей программы;
  • Развитие индивидуальных личностных качеств;
  • Умеренность воздействия методов обучения.

Важным принципом развивающих способов является гармоничное сочетание физических, умственных мероприятий с комфортным периодом отдыха. Все это обеспечивает наиболее эффективное усвоение знаний, развитие качеств и навыков.

Цель каждого образовательного процесса заключается в повышении интереса детей к получению новых знаний и освоения навыков. Таким образом, достигается эффективность и качество методов обучения. Основные методики предполагают предоставление ребенку следующих вещей: свобода выбора, активная и продуктивная деятельность, открытость и коммуникабельность. Так происходит комплексное развитие личностный и творческих качеств.

Различные методы преследуют определенные цели. Каждый основывается на развитии конкретных навыков. Некоторые методы и приемы обучения осуществляют комплексное воздействие, например, служат для развития физических и умственных навыков. Также являются эффективными и общеразвивающие занятия, которые обеспечивают интерес детей к получению новой информации. Такой способ воспитания позволяет эффективно, правильно и качественно осуществлять занятия.

Существуют основные и наиболее популярные методики обучения детей дошкольного возраста:

  • Информационная методика предполагает взаимосвязь деятельности ученика и педагога. Особенностью такой технологии является то, что происходит эффективный процесс воспитания, вследствие которого усваиваются навыки и приемы развития;
  • Активная двигательная методика для обучения и воспитания детей способствует развитию физической выносливости, гибкости и ловкости. Такие способности необходимы, а занятия могут проводиться в игровой форме, что обеспечивает усиленный интерес ребенка. В данном процессе осуществляется обучение прыжкам, ходьбе, гимнастике и др.;
  • Технология проблемного обучения предполагает развитие мышления и представляет собой дополнительную часть комплекса методик для детей дошкольного возраста. В данном случае происходит формирование личностных качеств, развивается мышление , применяются полученные знания. Технология является эффективной для полноценного развития понимания, сознательного усвоения и решения каких-либо задач;
  • Способ четко регламентированных упражнений предполагает точное соблюдение всем правил и поставленных целей. В процессе необходимо соблюдать определенную программу, норму нагрузки, а также обеспечить необходимые условия для успешного выполнения задачи ребенком.

Данные способы являются основными для физического воспитания ребенка. Существуют также и другие технологии, которые также предполагают определенное воздействие, благодаря которому развиваются навыки и формируются личностные качества и способности, например, обучение пению, грамоте или конструированию. Все это позволяет осуществлять комплексный подход, например, при обучении прыжкам можно использовать упражнения, которые предназначены для тренировок при ходьбе. Правильные приемы позволяют детям быстро и эффективно усваивать и применять на практике полученные знания, а также развивать физическую форму.

Эффективное обучение

Важное значение имеет и умственное развитие ребенка. В данном случае применяются различные образовательные программы , технологии и методы. При обучении грамоте или пению, конструированию или счету - необходим правильный подход с учетом возрастной категории и особенностей метода. Именно тогда занятия будут наиболее эффективными и полезными, а информация усвоится верно.

Для оптимального развития дошкольников существуют различные виды методов обучения. Все способы предполагают комплексный подход, который соответствует цели занятий, возрасту детей, особенностям развития. Так достигается наиболее комфортное усвоение и применение информации. Для детей используются следующие техники и виды занятий:

  • Метод Глена Домана предназначен для работы с детьми до 4 лет. Принцип такой технологии достаточно прост и заключается в том, что ребенку показывают карточку, на которой ровными яркими буквами написано слово. Рядом нужно расположить изображение этого предмета вслух назвать его. В данном процессе задействована память, то есть мозг запоминает слова. Такая техника имеет и некоторый недостаток, который заключается в невозможности изобразить очень многие слова;
  • Техника Монтессори предполагает предоставление детям 3 лет свободного выбора, осуществив который, они могут выполнять любое понравившееся им занятие. В данном случае присутствуют различные упражнения, материалы (фигурки, дощечки и др.), благодаря которым, свободно посвящают время занятию. В этом процессе отсутствует четкое планирование, что является недостатком таких методов обучения;
  • Кубики Зайцева используются для обучения грамоте чтения в возрасте 3 лет. Способ представляет собой набор различных кубиков и плакаты, на которых изображены слоги. Техника является не простой, а достаточно сложной, требующей предельного внимания педагога;
  • Система Никитиных основана на гармоничном сочетании занятости ребенка и свободного времени. Технология акцентирует внимание на полноценном развитии творческих навыков детей в период дошкольного возраста, например, обучение пению или конструированию. В данном случае происходит принятие ребенком самостоятельных решений, что способствует применению на практике полученных навыков и развитию мышления;
  • Вальдорфская техника существует уже достаточно долгое время. Данная методика предполагает развитие духовности, творческих талантов детей до 7 лет. Такая система не предусматривает активное обучение детей грамоте, но акцентирует внимание на обучении пению, конструированию, рисованию и других творческим процессам;
  • Система Сесиль Лупан предполагает регулярные и систематические обучающие занятия для детей. Таковыми являются ежедневное чтение книг, визуализация букв, живопись, обучение пению. В данном процессе придается важное значение развитию навыков чтения и правильной речи. Например, к букве «А» следует нарисовать арбуз и соответственно осваивать другие буквы и обучаться грамоте.

Различные методы обучения детей дошкольного возраста периода позволяют осуществить качественный, оптимальный и комфортный процесс подачи информации. Игровые занятия, творческое развитие также имеет важное значение для эффективного усвоения ребенком необходимых сведений. В процессе обучение важно вызвать заинтересованность детей в происходящем и желание узнать больше, применить знания. Так обеспечивается оптимальный эффект обучения и правильное усвоение знаний.

Существует определенная классификация методов, что позволяет подобрать оптимальную программу в конкретном случае. Все техники разделяются на игровые, словесные, практические и наглядные. В первом случае осуществляется игровой процесс, целью которого является комфортная подача знаний детям. Принцип словесных методик заключается в том, что педагог читает книги, рассказы, стихи, беседует с детьми. Так ребенок осваивает правильную речь, узнает новую информацию, обучается грамоте. Практический способ закрепления или получения знаний заключается в многократном выполнении какого-либо упражнения (умственного или физического). В процессе же наглядной методики происходит наблюдение, например, за погодой, за растением или просмотр фильмов.

Каждый метод предполагает определенное воздействие на детей, то есть обучение ходьбе, конструированию, грамоте или пению. Основным принципом успешного применения какой-либо техники обучения является то, что следует заинтересовать ребенка происходящим процессом, получением новых знаний или умений. В противном случае вся информация не будет качественно усвоена. Учитывая все необходимые факторы, можно подобрать оптимальный способ и проводить обучающие мероприятия достаточно эффективно.