27.10.2023

Административные правонарушения в сфере экономики. Административные экономические правонарушения: отличительные черты и критерии отграничения от схожих правонарушений Административные правонарушения в сфере экономической деятельности


Как было показано выше, после 2003 г., когда утратила силу ст. 200 УК РФ, законодателем был сделан акцент на административной ответственности лиц, нарушающих законные права и интересы потребителей. Вместе с тем хорошо известные многочисленные примеры из правоприменительной практики показывают высокую степень несовершенства административно-правовой защиты прав и законных интересов граждан, организаций, государства и общества в целом в сфере экономики. Это еще раз подчеркивает актуальность задач по разработке мер по существенному укреплению ее научного фундамента, включая более строгое разграничение функций уголовного и административного права в сфере экономики вообще и сферы потребления в частности.

При постановке соответствующих задач научных исследований и разработок необходимо учитывать двухуровневый характер административного законодательства: федеральный уровень, представленный Кодексом РФ об административных правонарушениях, и законодательство субъектов Федерации об административных правонарушениях. В основе такой организации лежат соответствующие положения ст. 72 Конституции РФ о совместной компетенции в области административного и административно-процессуального законодательства Российской Федерации и ее субъектов.

Для того чтобы в такой системе обеспечить соблюдение конституционных положений о правах человека и гражданина, в Кодексе РФ об административных правонарушениях закреплены положения о приоритете федеральных законов в части установления административной ответственности. Это отвечает и положению ч. 3 ст. 55 Конституции РФ о том, что ограничение прав граждан, в том числе связанное с их юридической ответственностью, возможно только на основании федерального закона. В систему административного законодательства интегрированы общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, ратифицированные в установленном порядке.

Важнейшим принципом административного законодательства является равенство перед законом лиц, совершивших административные правонарушения. В отличие от уголовной в рамках административной ответственности этот принцип распространяется не только на физических, но и на юридических лиц. Кодекс РФ об административных правонарушениях специально оговаривает равенство всех граждан перед законом (с учетом положений об особенностях привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции, которые установлены действующим законодательством). Аналогичная норма установлена и в отношении юридических лиц. Необходимо подчеркнуть: назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от ответственности виновное должностное лицо данного юридического лица. И наоборот: назначение административного наказания должностному лицу какой-либо организации не освобождает от административной ответственности данное юридическое лицо.

Вместе с тем, поскольку речь идет об административных правонарушениях в сфере экономики, необходимо учитывать экономическое неравенство граждан с различным уровнем доходов. Очевидно, что возможности состоятельных граждан по оплате штрафа отнюдь не равны возможностям рядовых пенсионеров, инвалидов или иных граждан с низким уровнем доходов. Не равны и экономические возможности граждан и юридических лиц различного вида. Поэтому вполне понятны предпринимаемые в последнее время меры по дифференцированию и существенному повышению размеров штрафов за административные правонарушения. Но, по мнению многих ученых и специалистов, пока эти меры явно недостаточны.

Кроме основополагающих принципов в Кодексе РФ об административных правонарушениях специальное внимание (ст. 1.5) уделено особенностям применения одной из важнейших правовых презумпций - презумпции невиновности и интегрирования соответствующих принципов. Прежде всего оговаривается условие виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, которая должна быть установлена в порядке, предусмотренном Кодексом.

Как и в уголовном праве, признаются две формы вины: умышленное совершение административного правонарушения или совершение правонарушения по неосторожности. До того как вина будет доказана и соответствующее постановление суда, органа или должностного лица, рассматривавшего данное дело, вступит в законную силу, лицо считается невиновным. При этом само лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Особое внимание необходимо уделить принципиально важному положению ст. 2.9 КоАП РФ: при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган или должностное лицо, уполномоченные решить соответствующее дело, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Исходя из данной логической конструкции, следует, что уполномоченное должностное лицо, установив вину лица, совершившего правонарушение, может освободить его от наказания. Но это «помилование» неполное, поскольку виновное лицо в качестве наказания получает «устное замечание».

Естественно, встает вопрос: какой смысл законодатель вкладывает в такое «наказание»? Если бы эти «наказания» каким-то образом документировались и архивировались, это позволило бы зафиксировать рецидив административного правонарушения. Тогда последующее административное правонарушение могло бы расследоваться с учетом всех фактов и обстоятельств предшествующего правонарушения, характеристик личности правонарушителя и т. д. Тот же вывод можно сделать по поводу обоснования соответствующего наказания.

Необходимо подчеркнуть: такое решение принимается указанными выше лицами по своему усмотрению, исходя из своих внутренних убеждений. Никаких количественных или качественных критериев малозначительности названный Кодекс не устанавливает. Это не только существенно отличает административную ответственность от уголовной, но и создает благоприятную среду для коррупционных проявлений. Таким образом, учет дел, по которым вынесены «устные замечания», с последующим принятием мер при рецидиве подобных правонарушений позволил бы предотвратить многие из возможных коррупциогенных ситуаций (?!).

Я не замечал, чтобы честность людей возрастала с их

богатством. (Томас Джефферсон)

По мнению некоторых ученых в сфере административного права, вынесение устного замечания играет двусмысленную роль в профилактике административных правонарушений. Читатели могут и на своем опыте оценить роль устных замечаний сотрудников ГИБДД в профилактике нарушений Правил дорожного движения и коррупционных проявлений со стороны водителей и должностных лип ГИБДД.

В ст. 3.1 КоАП РФ прямо указывается, что административное наказание за совершенное правонарушение применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Действующее законодательство формально не регламентирует понятие «административное наказание». Вместе с тем ученые и специалисты в данной сфере выделяют следующие признаки этой меры:

  • - юридическая ответственность, выраженная в виде санкции по соответствующей норме административного права;
  • - государственное принуждение к соблюдению установленных правовых норм;
  • - предупреждение правонарушений и преступлений;
  • - психолого-педагогическое воздействие на сознание правонарушителей.

В ст. 3.2 перечислены следующие виды административных наказаний:

  • - предупреждение, выносимое в письменной форме;
  • - административный штраф;
  • - возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • - конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • - лишение специального права, предоставленного юридическому лицу;
  • - административный арест;
  • - административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • - дисквалификация.

В отношении юридических лиц могут применяться четыре первых административных наказания. Субъекты Федерации в качестве административных наказаний за совершение административных правонарушений могут устанавливать предупреждение и административный штраф. В соответствии со ст. 4.7 КоАП РФ предусматривается возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных административным правонарушением. При этом делается оговорка: в случае возникновения споров о таком возмещении они разрешаются в порядке гражданского судопроизводства.

Понятие экономического правонарушения и его отличительные черты

Правонарушения в сфере экономики связаны с причинением вреда порядку осуществления экономической деятельности, принятому в государстве. Данный порядок регулируется отельными отраслями права, такими, как банковское, финансовое, налоговое и тому подобное.

Замечание 1

Правонарушением деяние, противоречащее принятому порядку ведения экономической деятельности, будет являться в случае его деликтелизации.

Признаки административного деликта в сфере экономики:

  • является общественно опасным, способно нанести вред экономическим отношениям, способу осуществления экономической деятельности;
  • виновный характер;
  • совершается лицом, способным нести ответственность за правонарушение;
  • относительно распространено, не является единичным явлением;
  • затраты, понесенные на выявление данных деликтов, не должны превышать причиняемый ими вред;
  • состав правонарушения указан в законодательном акте.

Цель деликтелизации отдельных деяний в сфере экономической деятельности: обеспечение условий развития предпринимательской деятельности; охрана законных интересов государства и всех субъектов экономической деятельности.

Объект деликта сфере экономики – общественные отношения, возникающие в процессе осуществления экономической деятельности. При этом противоправное поведение субъектов должно быть четко обозначено в законодательстве.

Объективная сторона деликта может быть выражена как в противоправном действии, так и в бездействии.

Замечание 2

Государственная политика, направленная на предотвращение правонарушений в экономике и борьбу с их проявлениями, должна быть сбалансирована. Ужесточение ответственности за правонарушения в экономике могут приводить к снижению предпринимательской активности.

Виды правонарушений в экономике

Анализ административного законодательства, регулирующего деятельность в сфере экономики, позволяет выделить следующие группы правонарушений: посягательства на собственность;

  • в сфере предпринимательской деятельности;
  • связанные с деятельностью рынка ценных бумаг, финансовой сферой, налогообложением;
  • нарушающие законодательство о противодействии незаконно полученных доходов и финансированию терроризма;
  • нарушение правил таможенного обращения.

Составы правонарушений, связанные с посягательством на собственность, содержит глава 7 КоАП РФ. Объектом правонарушения выступает государственная и муниципальная собственность, частная собственность. Охране подлежат как имущественные, так и неимущественные права, в частности авторское право.

В главе 14 КоАП РФ содержатся составы административных деликтов в сфере предпринимательской деятельности. Субъектами этого вида правонарушений являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, нарушившие установленные государством правила предпринимательской деятельности. Если субъектом деликта является юридическое лицо, то виновным оно будет признано только в том случае, если будет доказано, что им не была использована имеющаяся возможность избежать правонарушения.

Большое значение для стабильности экономической деятельности имеет соблюдение законодательства в сфере финансов, налогообложения и деятельности рынка ценных бумаг. К административным деликтам в данной сфере относятся нарушение правил, установленных Центральным Банком РФ, как главным регулятором в сфере денежного обращения, деятельности финансовых рынков. Отдельную группу составляют правонарушения, связанные с неисполнением законодательства о налогах и сборах, в сфере осуществления налогового контроля.

Социально-экономические преобразования в российском обществе в значительной степени связаны с эффективным выполнением служебных задач органами внутренних дел (полицией). Предупреждение и пресечение административных правонарушений в сфере экономики основано в первую очередь на положениях Федерального закона "О полиции".

Административно-правовые юрисдикционные полномочия сотрудников полиции в сфере экономики определены КоАП РФ. Обширный перечень составов правонарушений экономического характера содержится в гл. 7–11, 14–16. Наиболее характерными для административной правоприменительной практики органов внутренних дел (полиции) являются составы правонарушений в области охраны собственности и предпринимательской деятельности.

Собственность выступает ядром экономической системы государства и является наиболее гарантированным средством удовлетворения материальных и духовных потребностей граждан и их коллективов. Эта категория обеспечивает ее обладателям стабильность и долговременность удовлетворения потребительских нужд.

Под предпринимательской деятельностью в соответствии со ст. 2 ГК РФ понимается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Рассмотрим некоторые типичные правонарушения, предупреждение и пресечение которых входит в компетенцию органов внутренних дел (полиции) в сфере экономики.

Мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ). Общим объектом состава правонарушения являются отношения собственности. Видовым объектом выступает та форма собственности, в которой находится имущество: государственная, муниципальная, частная, а также дополнительные формы:

собственность общественных и религиозных объединений, фондов, собственность иностранных государств и международных организаций, смешанные формы собственности.

Предметом административных правонарушений в области охраны собственности выступают вещи и результаты интеллектуальной деятельности. Под вещами принято понимать предметы, имеющие материальную субстанцию и обладающие потребительской стоимостью.

Объективная сторона состава данного административного правонарушения выражается в форме действия. Состав материальный, т.е. связан с причинением имущественного (материального) вреда. Такой вред может выражаться в виде прямого лишения собственника определенных объектов (продуктов, промышленных предметов, неполучения собственником доходов). Размер причиненного ущерба является признаком, отграничивающим правонарушение от преступления. Мелким хищением признается деяние, при котором стоимость похищенного имущества не превышает 1000 руб. В случае причинения более значительного ущерба ответственность наступает согласно требованиям УК РФ.

Субъект состава данного правонарушения – общий. С субъективной стороны мелкое хищение – это умышленное деяние, совершаемое с корыстной целью.

Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1 КоАП РФ). Одним из обязательных условий ведения легальной предпринимательской деятельности выступает наличие акта о регистрации субъекта предпринимательской деятельности, а также специального разрешения (лицензии). Государственная регистрация юридических лиц, предпринимателей без образования юридического лица, а также крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регистрацию, является Федеральная налоговая служба.

Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлена обязательность получения лицензии на осуществление определенных видов деятельности. Административная ответственность наступает в том случае, когда отсутствует специальное разрешение (лицензия), а также когда нарушены условия лицензирования.

Родовым объектом состава данного правонарушения выступают общественные отношения, складывающиеся в области предпринимательской деятельности.

Объективная сторона характеризуется бездействием, поскольку смысл правонарушения состоит в невыполнении лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, обязательной государственной регистрации или уклонении от получения специального разрешения (лицензии).

В ч. 4 рассматриваемой статьи предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением

условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией). Понятие грубого нарушения устанавливается постановлением Правительства РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В качестве субъектов в составе данного правонарушения могут рассматриваться граждане, должностные и юридические лица. Должностными лицами, которые могут быть привлечены к административной ответственности за правонарушения в области предпринимательской деятельности, являются совершившие такие правонарушения руководители и иные работники организаций в связи с выполнением ими организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, а также приравненные к ним индивидуальные предприниматели.

Субъективная сторона правонарушений для физических лиц характеризуется умышленной формой вины. Для юридических лиц конструкция вины обусловлена установлением обстоятельств, связанных с возможностью соблюдения юридическим лицом правил и норм закона.

Обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ). Согласно п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ дело возбуждается сотрудниками органов внутренних дел (полиции) только по обращениям граждан.

Объектом состава правонарушения в данном случае являются общественные отношения в области защиты прав потребителей. Непосредственный предмет посягательства – права и законные интересы потребителя в сфере торговли, выполнения работ и оказания услуг. Отношения в данной области регулируются Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 "О защите прав потребителей" и ГК РФ.

Объективная сторона правонарушения заключается в следующих противоправных действиях:

  • обмеривание – отпуск товара меньшего размера, чем определено договором купли-продажи;
  • обвешивание – отпуск товара меньшего веса (объема), чем определено договором купли-продажи;
  • обсчет: 1) взимание с потребителя большей суммы, чем обусловлено ценой товара (работы, услуги), предусмотренной договором или установленной уполномоченными государственными органами; 2) утаивание излишней денежной суммы, полученной от потребителя;
  • введение в заблуждение относительно потребительских свойств, качества товара (работы, услуги) – передача потребителю товара (результатов работы, оказания услуги), не соответствующего условиям договора, требованиям стандартов, техническим условиям, иным обязательным требованиям;
  • иной обман потребителя – нарушение других условий договора купли-продажи (умышленное искажение сведений о сроке годности товара, его сортности (пересортица), продажа некомплектного товара и т.д.). В качестве "иного обмана потребителей" могут быть рассмотрены нарушения продавцом (исполнителем), допущенные в сфере ценообразования на товары (работы, услуги), когда стоимость определенного вида услуг регулируется нормативными правовыми актами.

Административное наказание может быть назначено лицу, виновному в умышленном предоставлении потребителю недостоверной или неполной информации о потребительских свойствах и качестве товара (работы, услуги) с целью ввести его в заблуждение. Субъективная сторона состава правонарушения состоит в прямом умысле. Ответственность по данному составу несут физические лица, работающие у индивидуальных предпринимателей. Специальными субъектами правонарушения являются юридические лица – торговые организации, организации, выполняющие работы или оказывающие услуги населению, и должностные лица этих организаций.

Соблюдение законности и правопорядка в экономике служит одним из важных условий, определяющих развитие страны.

Системный кризис, охвативший Россию в середине 1998 г., во многом стал следствием кризиса законности и правопорядка в экономической сфере.

Современная ситуация в области обеспечения законности и правопорядка в экономике остается весьма сложной. Идет дальнейшее ее обострение. Совершаемые правонарушения отличаются особой спецификой. В значительной мере они продиктованы корыстными мотивами.

Появились новые, ранее нехарактерные для нашей страны правонарушения: лжепредпринимательство, фиктивное банкротство, уклонение от погашения кредиторской задолженности, незаконная банковская деятельность, уклонение от уплаты налогов и др.

Новые правонарушения – закономерное следствие кардинальных экономических перемен.

Курс на реформирование российской экономики предопределил особую важность обеспечения неуклонного исполнения законодательства о приватизации, которая связана с процессами, долгое время определявшими и продолжающими оказывать серьезное воздействие на состояние законности в сфере экономики.

Основные нарушения закона при приватизации допущены были в следующем:

· передача государственного имущества на баланс коммерческих организаций или в их уставные фонды вопреки предусмотренным процедурам отчуждения имущества;

· игнорирование прав трудовых коллективов предприятий в ходе акционирования;

· приватизация запрещенных объектов;

· допуск иностранных фирм непосредственно или через подставные предприятия к выпуску акций оборонных предприятий;

· занижение стоимости приватизационных объектов;

· нарушение целостности технологически связанных предприятий через наделение структурных подразделений правами юридического лица и их последующую приватизацию и др.

Криминализация внешнеэкономической сферы России стала выходить за рамки собственно российской проблемы, так как российские преступные группировки нередко оказывают заметное негативное влияние на мировой рынок сырья. Многочисленные нарушения законов допускаются при создании, регистрации и функционирования совместных предприятий.

Банковско-кредитные учреждения поражены такими негативными явлениями, как: злоупотребления, связанные с получением кредитов и их присвоением; умышленное банкротство субъектов хозяйствования, получивших кредиты; нарушение порядка выпуска и обращения ценных бумаг; хищения с использованием кредитных карточек, платежных документов, мемориальных ордеров; «отмывание» криминальных средств; взяточничество; коммерческий подкуп и коррупция со стороны сотрудников банков и государственных служащих, причастных к этой сфере; преступная деятельность с целью устранения и устрашения конкурентов; задержки платежей, сокрытие доходов и др.

Большую остроту и актуальность приобретают нарушения налогового законодательства, такие, как:

· уклонение от регистрации налогоплательщиков;

· нелегальные фирмы;

· создание компаний, зарегистрированных на подставных лиц;

· занижение налогооблагаемой базы путем сокрытия выручки от реализации;

· завышение себестоимости продукции;

· занижение объема реализованной продукции;

· совершение незаконных финансово-хозяйственных операций с оплатой наличными, без оприходования полученных денег;

· совершение незаконных товарообменных (бартерных) сделок;

· сознательное занижение в статистических отчетах объемов произведенной продукции и т. п.

Все эти негативные явления привели к необходимости совершенствования нормативно правовой базы в сфере регулирования экономики и управления и в частности по вопросам административной ответственности за совершения правонарушений в указанных сферах.

Юридическая ответственность (частным случаем которой является публично-правовая ответственность) представляет собой применение к лицу, совершившему правонарушение, мер публично-правового принуждения в строго определенном процессуальном порядке.

Привлечение юридических лиц к административной ответственности возможно в самых различных сферах (при налогообложении, в области таможенных отношений, за совершение экологических правонарушений, за нарушение законодательства о контрольно-кассовых машинах и т. д.), но это не дает оснований для выделения каких-то особых видов ответственности (налоговой, таможенной, экологической и пр.). Хотя каждый вид названных правонарушений имеет свои особенности, все они относятся к административным, поскольку административная ответственность юридических лиц распространяется на любые нарушения правовых норм (независимо от их отраслевой принадлежности), для которых характерен или доминирует административно-правовой метод правового регулирования (власти и подчинения).

Выделяют следующие виды административных правонарушений, совершаемых юридическими лицами:

· нарушения земельного законодательства;

· экологические правонарушения;

· нарушения в сфере строительства и производства стройматериалов;

· нарушения таможенных правил;

· нарушения налогового законодательства;

· незаконное осуществление банковской деятельности;

· нарушения антимонопольного законодательства;

· нарушения пожарной безопасности;

· нарушения санитарных и природоохранных правил;

· нарушения законодательства о применении контрольно-кассовых машин (ККМ);

· валютные правонарушения.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ предусмотрел административную ответственность за следующие виды правонарушений в экономической сфере.

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии) (ст. 14.1).

Государственная регистрация юридических лиц – акт уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемый посредством внесения в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, а также иных сведений о юридических лицах. Государственная регистрация осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. Решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в Государственный реестр. Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в Государственный реестр. Регистрирующий орган не позднее одного рабочего дня с момента государственной регистрации выдает (направляет) заявителю документ, подтверждающий факт внесения записи в Государственный реестр.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя предусматривает выдачу свидетельства о регистрации без внесения записи в Государственный реестр. Для регистрации гражданин должен подать заявление, составленное по установленной форме, и документ об оплате регистрационного сбора. Выдается свидетельство администрацией местного самоуправления. Свидетельство является бессрочным и утрачивает юридическую силу, если сам предприниматель подает заявление об аннулировании регистрации и выданного ему свидетельства, либо на основании судебного решения.

2. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст. 14.2).

4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил (ст. 14.4).

5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин (ст. 14.5).

6. Нарушение порядка ценообразования, что выражается в завышении или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования. (ст. 14.6).

7. Обман потребителей (ст. 14.7).

8. Нарушение иных прав потребителей (Статья 14.8).

И иные правонарушение в сфере торговли, оборота этилового спирта и в области защиты прав потребителей.

К правонарушениям в области управления относятся:

1. Статья 14.21. Ненадлежащее управление юридическим лицом.

2. Статья 14.22. Совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий.

Данная статья, как и ст. 14.21, является новой. Она предусматривает административную ответственность должностного лица, осуществляющего полномочия по управлению юридическим лицом. Очевидно, введение такой нормы обусловлено тем, что на предприятиях независимо от организационно-правовых форм управление не соответствует стандартам в условиях рыночной экономики. Так, в последнее время возникают сложности и противоречия во взаимоотношениях собственников и менеджеров.

4. Статья 14.23. Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом.

Данная статья предусматривает ответственность за правонарушение, ранее не выделявшееся в законодательстве об административных правонарушениях.

Управление юридическим лицом означает осуществление организационно-распорядительных и административно-хозяйственных обязанностей в исполнительном органе юридического лица.

Дисквалифицированное лицо – физическое лицо, которое лишено права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридическим лицом, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществляющее функции по управлению. К такому лицу была применена такая мера административной ответственности, как дисквалификация.

Дисквалификация как мера административной ответственности установлена в целях защиты законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства, охраны здоровья граждан, а также предупреждения совершения административных правонарушений в сфере экономической деятельности.

Дисквалификация как мера административной ответственности складывается по существу из двух элементов:

· лишение права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица. Его сущность состоит в прекращении трудового договора (контракта) с дисквалифицированным лицом, внесении в его трудовую книжку записи, какие должности он лишен права занимать;

· лишение права входить в совет директоров (наблюдательный совет). Это означает прекращение осуществления конкретного вида предпринимательской деятельности.

Иными словами, речь идет о запрете занимать определенные должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций юридического лица при осуществлении им предпринимательской деятельности. Два вида запрета тесно связаны между собой. Это обусловлено тем, что запрещение занимать определенные руководящие должности, как правило, предполагает и ограничение предпринимательской деятельности.

Кроме вышеназванных правонарушений, Кодекс об административных правонарушениях предусматривает и иные составы, предусматривающие ответственность за правонарушение в экономической сфере и сфере управления, например, нарушение законодательства о товарных биржах и биржевой торговле (14.24), глава 15 Кодекса посвящена административной ответственности за правонарушения в сфере финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.

Говоря о субъектах административной ответственности за правонарушения в области экономики и управления, необходимо отметить, что ими могут быть как гражданин, так и должностное лицо, а также юридическое лицо. Ответственность, как правило, выражается в наложении штрафа.

курсовые на заказ срочно

Роль административной ответственности в противодействии административным проступкам в сфере экономической деятельности постоянно возрастает.

В процессе рыночных преобразований увеличилось количество составов административных правонарушений, установлена ответственность за действия, которые в свое время не считались правонарушениями. Одновременно увеличению количества составов административных проступков способствует декриминализация, попытки реформировать систему права в сторону П демократизации, гуманистических ценностей, присущих современным обществам с государствами правового и социального характера.

В целом, административная ответственность за правонарушения в сфере экономики установленная статьями главы 12 Кодекса Украины об административных правонарушениях и другими законами Украины (в частности Законом "О защите конкуренции", Таможенным кодексом и др.).

Административные проступки в сфере экономики преимущественно посягают на установленный порядок осуществления хозяйственной деятельности, правила осуществления торговой деятельности, оказания услуг, расчеты с потребителями и т.п.

Так, ст. 1602 Коап устанавливает ответственность за незаконную торговую деятельность, то есть осуществление сделок купли-продажи товаров или иных предметов с уклонением от регистрации в установленном порядке с целью получения неконтролируемой государством прибыли, если размер этой прибыли не превышает семи необлагаемых минимумов доходов граждан.

Под незаконной торговой деятельностью следует понимать совершение двух или более сделок купли-продажи товаров или любых других предметов, в том числе документов государственных предприятий, организаций, предоставляющих право на получение определенного имущества или денежных сумм или приобретения имущественных выгод (облигации, сертификаты и т.п.), на проезд любым транспортом, посещение зрелищных заведений, без разрешения соответствующих учреждений с целью получения неконтролируемой государством прибыли.

Субъектами незаконной торговой деятельности могут быть как частные лица, которые осуществляют торговую деятельность без получения соответствующего разрешения, так и работники коммерческих или частных предприятий (организаций), которые под прикрытием предпринимательской деятельности без надлежащего оформления разрешения занимаются торговлей.

Статья 164 Куоап предусматривает ответственность за нарушение порядка осуществления хозяйственной деятельности. А именно, осуществление хозяйственной деятельности без государственной регистрации как субъекта хозяйствования или без получения лицензии на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию согласно закону, а так же без получения разрешения, другого документа разрешительного характера, если его получение предусмотрено законом (кроме случаев применения принципа молчаливого согласия). Этой статьей также установлена ответственность за предоставление субъектом хозяйствования разрешительному органу или администратору недостоверной информации относительно соответствия материально-технической базы требованиям законодательства.

Согласно Закону Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц - предпринимателей" от 15 мая 2003 г., государственная регистрация таких лиц заключается в удостоверении факта создания или прекращения юридического лица, засвидетельствование факта приобретения или лишения статуса предпринимателя физическим лицом, а также совершение других регистрационных действий путем внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр. Государственная регистрация является необходимым условием осуществления хозяйственной, в том числе предпринимательской, деятельности.

Лицензия, которая удостоверяет право лицензиата на осуществление указанного в нем вида хозяйственной деятельности при условии выполнения лицензионных условий, является обязательным для осуществления тех видов деятельности, подлежащих лицензированию. На сегодня установлено около пятидесяти видов такой деятельности.

Документ разрешительного характера - разрешение, заключение, решение, согласование, свидетельство, другой документ, который разрешительный орган обязан выдать субъекту хозяйствования в случае предоставления ему права на осуществление определенных действий относительно осуществления хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности и/или без наличия которого субъект хозяйствования не может выполнять определенные действия относительно осуществления хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности.

в Отношении принципа молчаливого согласия следует отметить, что согласно него субъект хозяйствования приобретает право на осуществление определенных действий относительно осуществления хозяйственной деятельности или видов хозяйственной деятельности без получения соответствующего документа разрешительного характера, при условии если субъектом хозяйствования или уполномоченным им лицом подано в установленном порядке заявление и документы в полном объеме, но в установленный законом срок документ разрешительного характера или решение об отказе в его выдаче не выдано или не направлено.

За незаконную торговую деятельность, а также нарушение порядка осуществления хозяйственной деятельности предусмотрена ответственность в виде штрафа с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Статья 1643 Коап определяет ответственность за недобросовестную конкуренцию, а именно: незаконное копирование формы, упаковки, внешнего оформления, а так же имитация, копирование, прямое воспроизведение товара другого предпринимателя, самовольное использование его имени. Таким нарушением признается умышленное распространение ложных или неточных сведений, которые могут причинить вред деловой репутации или имущественным интересам другого предпринимателя, а также получение, использование, разглашение коммерческой тайны, а также конфіденціальної информации с целью причинения вреда деловой репутации или имуществу другого предпринимателя.

В административных проступков в сфере экономики, посягающие на правила осуществления торговой деятельности, оказания услуг, расчеты с потребителями относятся:

статья 155 Куоап. Нарушение правил торговли и предоставления услуг работниками торговли, общественного питания и сферы услуг, гражданами, которые занимаются предпринимательской деятельностью;

статья 1552 Куоап. Обман покупателя или заказчика, а именно, обмеривание, обвешивание, обсчет, превышение установленных цен и тарифов или другой обман покупателя или заказчика работниками торговли, общественного питания и сферы услуг и гражданами - субъектами предпринимательской деятельности при реализации товаров, выполнении работ.

предоставление услуг, если материальный ущерб, причиненный таким обманом, не превышает три необлагаемых минимума доходов граждан;

статья 156 Куоап. Нарушение правил торговли пивом, алкогольными, слабоалкогольными напитками и табачными изделиями, под которым понимается розничная или оптовая, включая импорт или экспорт, торговля спиртом этиловым, коньячным или плодовым или розничная торговля алкогольными напитками или табачными изделиями без наличия лицензии или без марок акцизного сбора или с поддельными марками этого сбора, а также нарушение работником предприятия (организации) торговли или общественного питания правил торговли пивом (кроме безалкогольного), алкогольными, слабоалкогольными напитками и табачными изделиями, а именно: торговля пивом (кроме безалкогольного), алкогольными, слабоалкогольными напитками или табачными изделиями в помещениях или на территориях, запрещенных законом, или в других местах, определенных решением соответствующего органа местного самоуправления, как таких, где розничная торговля пивом (кроме безалкогольного), алкогольными, слабоалкогольными напитками или табачными изделиями запрещена, а также торговля пивом (кроме безалкогольного), алкогольными, слабоалкогольными напитками или табачными изделиями через торговые автоматы или несовершеннолетними лицами, а также продажа пива (кроме безалкогольного), алкогольных, слабоалкогольных напитков или табачных изделий лицу, не достигшему 18 лет, или продажа табачных изделий в упаковках, содержащих менее 20 сигарет или папирос, или поштучно (кроме сигар);

статья 156і Куоап. Нарушения законодательства о защите прав потребителей, которое проявляется в отказе работников торговли, общественного питания и сферы услуг и граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью в этих отраслях, в предоставлении гражданам-потребителям необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о товарах (работы, услуги), их количество, качество, ассортимент, а также об их производителе (исполнителе, продавце), в обучении безопасному и правильному их использованию, а так же ограничении прав граждан-потребителей на проверку качества, комплектности, веса и цены приобретенных товаров.

В административных проступков в этой сфере следует также отнести демонстрирования и распространения фильмов без государственного удостоверения на право распространения и демонстрирования фильмов (ст. 1646); незаконное распространение экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, видеограмм, компьютерных программ, баз данных (ст. 1649); нарушение законодательства, регулирующего осуществление операций с металлоломом (ст. 164,0) и другие.

Протоколы о таких правонарушениях преимущественно составляют уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел, государственной налоговой службы и некоторые представители других субъектов публичной администрации.

Дела по административным правонарушениям в сфере экономики преимущественно подведомственные районным судам (судьям).