27.12.2021

Элемент структуры социализации. Педагогическая структура процесса социализации


Социализация -- становление личности -- процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В процессе ее он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли. Социализация рассматривается как процесс, условие, проявление и результат социального формирования личности. Как процесс она означает социальное становление и развитие личности в зависимости от характера взаимодействия человека со средой обитания, адаптации к ней с учетом индивидуальных особенностей. Как условие -- свидетельствует о наличии того социума, который необходим человеку для естественного социального развития как личности. Как проявление -- это социальная реакция человека с учетом его возраста и социального развития в системе конкретных общественных отношений. По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом..

Факторы социализации.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков с огромным количеством разнообразных условий, влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть фактором. Факторы социализации можно объединить в четыре группы.

Первая - мегафакторы, (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах.

Третья - мезафакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, горд, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации; по принадлежности к тем или иным субкультурам. Мезофакторы влияют на социализацию человека как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные государственные, религиозные, частные организации, микросоциум..

Агенты социализации.

Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление играют люди, непосредственном взаимодействии которых протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Кроме начальной и продолжительной социализация бывает первичной и вторичной, агенты и институты социализации тоже делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации - близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, тренеры, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека. Агенты вторичной социализации - представители администрации школы, университета, предприятия, армии, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партии, суда и т.д. Термин вторичное определяет то, что оказывает менее значительное воздействие на человека. Первичная социализация наиболее интенсивна в первой половине жизни человека, хотя сохраняется (по убывающей) во второй половине. Напротив вторичная социализация охватывает вторую половину жизни, когда человек сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковь.

Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец - это одновременно опекун, воспитатель, администратор, учитель, друг), а агенты вторичной всего одну или две. Роль агентов первичной социализации и их статус неодинаковы: по отношению к ребенку роль родителей является превосходящей, а его ровесники находятся в равной с ним позиции и прощают ему много из того, что не прощают родители, нарушение нравственных принципов и социальных норм и т.д. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях и первые сводят на нет усилия вторых. Иначе говоря, ребенок учится у взрослых, как быть взрослым, а у ровесников как быть ребенком: уметь драться, хитрить, дружить, быть справедливым и т.д. Поэтому родители воспринимают ровесников своего ребенка как конкурентов в борьбе за влияние на него. Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию - облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли смогут научить ребенка, как быть лидером или добиться господства над другими. Социализирующие функции агентов первичной социализации взаимосвязаны: ровесники ребенка часто заменяют его родителей, выполняя их функции социализации и наоборот; взаимозаменяемы функции родителей и ровесников, вторые могут заменить родителей. Ног того же нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированны: судья не может заменить бригадира или учителя..

Семья - основа процесса социализации личности.

Роль семьи в обществе несравнима по своей значимости ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненного вхождения в общество. В этой связи семья выступает важнейшей средой формирования и функционирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни.

В жизни каждого человека семья занимает особое место, так как именно здесь с первых лет жизни ребенок усваивает социальные нормы, нормы человеческих взаимоотношений, общепринятые в семье ценностные мировоззренческие установки, тем самым, формируя свою определенную позицию в системе межличностных взаимодействий с окружающими.

Выступая в качестве ведущего института социализации личности, семья закладывает фундаментальные основы в процессе становления и выработки мировоззрения ребенка, которое играет основополагающую роль в его социальном развитии. Направленность мировоззрения во многом определяется характером межличностного взаимодействия между родителями и ребенком, стилем семейного воспитания, требованиями, предъявляемыми ребенку в процессе воспитания.

На раннем этапе социализации личности особенно велика роль родителей, оказывающих первичное, наиболее эмоциональное, непосредственное, продолжительное социальное воздействие на ребенка. Факторы влияния семьи на социализацию личности можно представить таким образом: состав семьи или, в более точном смысле, структура семьи как единство функционирования ее членов; позиция ребенка в семье; стиль воспитания в семье собственно личностный, нравственный и творческий потенциал семьи. По мере роста ребенка, помимо семьи, все возрастающий вклад в его формирование вносят дошкольные воспитательные учреждения, школа, различные детские коллективы, друзья. В данных средовых взаимоотношениях ребенок получает первые представления о гражданской жизни, учится соблюдению формальных требований дисциплины и порядка, учится взаимодействовать и общаться как со своими сверстниками, так со старшими по статусу и возрасту - педагогами, иными референтными лицами..

Вместе с тем, семья продолжает представлять собой персональную среду жизни и развития детей, качество которой определяется рядом параметров конкретной семьи: демографический - структура семьи (большая, включая других родственников, или нуклеарная, включающая лишь родителей и детей; полная или неполная; однодетная, бездетная или многодетная); социально-культурный - образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества; социально - экономический - имущественные характеристики и занятость родителей на работе; технико-гигиенический - условия проживания, оборудованность жилища, особенности образа жизни.

Становление личности представляет сложный процесс, включающий в себя ряд взаимосвязанных уровней. Можно выделить уровни биологического, психологического, социального и мировоззренческого становления человека. Каждый из них характеризуется специфическими чертами и особенностями, однако все они неразрывно связаны друг с другом образуют единое целое. На различных временных этапах тот или иной уровень приобретает доминирующее значение. Социализация личности в семье зависит от состава и типа семьи, от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей. Одним из важнейших условий существования, благоприятного развития и функционирования семьи являются взаимоотношения в семье, основанные на обоюдном доверии и психологической совместимости. Уровень взаимоотношений в семье определяют такие компоненты как понимание, уважение, поддержка. Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и социального состояния семьи, от типа семьи: бездетная, многодетная, неполная..

Семья в социуме - сложный социальный феномен, так как она, с одной стороны, зависима от общества и потому созвучна тем изменениям, которые происходят в нем, и с другой - имеет собственную эволюцию, обусловленную её собственными механизмами, обладающую имманентными ей закономерностями. Диалектика здесь такова: семья изменяется вместе с трансформацией общества, которое, в свою очередь, изменяется вместе с трансформацией семьи. Семья является той социальной ареной, на которой и благодаря которой во многом разворачиваются взаимоотношения человека и общества.

Таким образом, семья выступает первичным воспитательным институтом, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Семья является важнейшим фактором социализации личности, в ней закладываются основы нравственности, формируются социальные нормы поведения, раскрываются внутренний мир и индивидуальные качества личности. Семья стимулирует социальную, творческую активность человека и именно ей принадлежит решающая, основополагающая роль в процессе воспроизводства общества..

Роль школы в социализации личности.

Только школа - это специализированная общественная организация, главной и важнейшей целью которой является именно создание базовых личностных условий и возможностей дальнейшей социализации (инкорпорации) молодежи в другие социальные группы и сообщества - его обучение, воспитание, развитие и базовая социализация. Особенно подчеркнем то, что школа, в отличие от других социальных групп и институтов (агентов социализации), не может, не имеет права отказать ребенку в инкорпорации, не принять или исключить ее. Ведущая функция школы проявляется в том, что она своим действием задает основное направление и содержание социализационных воздействий, их ориентацию, их прочтение в контексте целенаправленных педагогических действий. Благодаря этому из множества пассивных и активных факторов социализации, т.е. с социально-педагогической среды, образуется и действует своеобразный педагогический ансамбль. Учитель - это ключевая фигура педагогического процесса, на которую возлагается полная ответственность за успешное решение как учебных и воспитательных, так и социализационных задач школы..

В структуре процесса школьной социализации можно выделить следующие три главных ее этапы: начальную, базовую и после базовую. Определенным образом, они соотносимыми с возрастными и образовательными уровнями, хотя и не всегда и не во всех отношениях совпадают с ними. Учитывая непрерывность процесса социализации и предопределенность его успеваемости в школе стартовыми перед школьными диспозициями учащихся, важно принимать во внимание и образовательно-воспитательный потенциал дошкольных учреждений, а также проблемы педагогического сопровождения выпускников школ в течение определенного времени, когда начинается осуществление самостоятельных шагов в обществе. Анализ структуры и содержания школьной социализации, определения ее этапов и направлений, а соответственно педагогических целей, задач и средств их реализации требует дальнейшего тщательного обоснования, уточнения, детализации и систематизации. А главным является практическая апробация полученных результатов такого исследования с целью разработки необходимого методологического базиса для формирования конкретных программ социализации школьной молодежи..

Конечной целью школьной социализации учащихся на каждом из ее направлений является формирование готовности молодого человека быть участником (контрагентом и субъектом) соответствующей сферы общественной жизни. Это также соизмеримое возрастной и жизненной ситуации конкретного ученика его реальное включение, инкорпорации в определенной сфере общественных отношений, деятельности и сознания.


Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта.

Социализация как процесс, определяющий становление личности, содержательно несет в себе два плана:

– широкое социальное влияние, недостаточно организованные и контролируемые воздействия средств массовой информации, традиций региона, школы, семьи;

– спонтанные проявления, уловимые только по их результатам в социальном становлении.

Основные компоненты социализации как педагогического явления:

1. Коммуникативный компонент вбирает в себя все многообразие форм и способов овладения языком и речью, другими видами коммуникации (например, языком компьютера) и использование их в различных обстоятельствах деятельности и общения.

2. Познавательный компонент предполагает освоение определенного круга знаний об окружающей действительности, становление системы социальных представлений, обобщенных образов. Он реализуется в значительной степени в процессе обучения и воспитания, включая свободное общение, обращение к средствам массовой информации, а проявляется, прежде всего, в ситуациях самообразования, когда ребенок ищет и усваивает информацию по собственной потребности и инициативе, чтобы расширить, углубить, уточнить свое представление о мире.

3. Поведенческий компонент – это обширная и разнообразная область действий, моделей поведения, которые усваивает ребенок: от навыков гигиены, бытового поведения до умений в различных видах трудовой деятельности. Кроме того, этот компонент предполагает освоение различных правил, норм, обычаев, табу, которые выработаны в процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре данного общества.

4. Ценностный компонент представляет собой систему проявлений мотивационно-потребностной сферы личности. Это ценностные ориентации, которые определяют избирательное отношение ребенка к ценностям общества. Индивид, включаясь в жизнь общества, должно не только правильно воспринять предметы, социальные явления и события, понять их значение, но и «присвоить» их, сделать значимыми лично для себя, наполнить их смыслом. Еще В. Франкл утверждал, что смысл человеческой жизни не может быть дан «извне», но и не может быть «придуман» человеком; он должен быть «найден».

Схематично процесс социализации представлен на рисунке 1.

Социальная жизнь
Цель социализации
Средства социализации
воспитатель ребенок
Общество взрослых Сообщество детей и разновозрастное общение
Содержание социализации
Коммуникативный компонент Познавательный компонент Поведенческий компонент Ценностный компонент

Рис. 2. Процесс социализации личности

Педагогическая сущность процесса социализации предполагает рассмотре­ние средств социализации. Всамом общем смысле это элементы окружающей среды, которые оказывают социализирующее воздействие и проявляют себя на разных уровнях:

1. В одних случаях педагогическим средством в процессе социализации становятся ее факторы: социально-политическая жизнь общества, этнокультурные условия, демографическая ситуация.

2. Педагогическим средством второго уровня следует считать институты социализации: семью, школу, общество сверстников, религиозные организации, средства массовой информации.

3. На третьем уровне педагогическим средством социализации выступают отношения.

Отношение ребенка к другим людям начинается с диады «ребенок – взрослый», и постепенно в процессе социализации и воспитания накапливается опыт отношений в диаде «ребенок – ребенок», «человек – человек». Отношение к себе как к субъекту социальной жизни появляется позже, чем отношения к другим. В процессе социального взаимодействия, социального сравнения себя с другими на межличностном и межгрупповом уровне у ребенка складывается позитивная социальная идентичность.

Непременными компонентами процесса социализации, с точки зрения педа­гогического анализа, выступают субъект и объект социализации. Функцию субъекта в процессе социализации выполняют, в первую очередь, факторы, институты и агенты социализации. В таком контексте социализирующаяся личность выступает в качестве объекта социализации.

Воспитатель – сакраментальный субъект педагогического процесса, носитель педагогической цели и организатор воспитывающей деятельности – в процессе социализации предстает в двух «плоскостях».

Во-первых, воспитатель воспринимается ребенком как представитель определенного сообщества взрослых, как носитель конкретного образа жизни. Эти особенности своих проявлений взрослые, воспитатели, как правило, не контролируют; они «работают» на уровне параллельного педагогического действия и нередко вступают в противоречие с их же целенаправленными актами.

Во-вторых, воспитатель может действовать и открыто, целенаправленно через социализирующие каналы воспитания. При такой позиции решающую роль будут играть непосредственные, личностные отношения с ребенком: чем они глубже и гуманнее, тем «социальная субъектность» воспитателя воспринимается ребенком мягче и естественнее. Но при том сам воспитатель не перестает быть объектом социализации в своем взрослом взаимодействии с социумом.

Главная характеристика воспитанника в процессе социализации – носитель определенного социального опыта. В ранние периоды детства ребенок еще не выделяет себя из социально-природного окружения. Но с развитием мышления и речи он начинает все больше осознавать себя в контексте определенного образа жизни.

Цель как компонент процесса социализации существует не сама по себе, а как бы включается во все средства социализации: декларируется в образовательно-коммуникативных формах, выражена в нормативных образцах, стереотипах и традициях, предъявляется в качестве стимулов и регуляторов по­ведения. В педагогическом отношении понимание этой особенности цели со­циализации помогает выйти на личностный план социализации, на избира­тельные действия личности в системе «цель – мотив», которые составляют предмет воспитания и самовоспитания.

Человек – биосоциальное существо, которое, выступая элементом живой природы, вместе с тем, существенно отличается от окружающего природного мира. Биологическая сущность заставляет человека, как и любое другое существо, решать многочисленные задачи, связанные с удовлетворением биологических, физиологических потребностей .

Сущность социализации для личности

Социальная сущность человека проявляется в формировании потребностей включения в социальную деятельность, в общество. Как правило, подобное включение осуществляется в процессе социализации, «очеловечивания».

При реализации социализации личность осваивает жизненные и трудовые функции, овладевает определенными видами деятельности, навыками осуществления самостоятельной активности. Успешная социализация сопровождается формированием системы знаний умений и навыков, необходимых для эффективного выполнения социальной, академической, трудовой деятельности, взаимодействия с социально-природным окружающим контекстом.

Замечание 1

В результате успешного включения личности в социальные взаимодействия, осуществляется ее адаптация к определённым условиям труда, формируются возможности самореализации. Соответственно, главным результатом успешной социализации выступает формирование нового поколения людей, становление личности как осознанной социальной сущности.

Сущность социализации для общества

Роль социализации для общества заключается в том, что, благодаря успешной адаптации индивидуумов к социальным требованиям, формируется стабильность общества, обеспечивается его поступательное эволюционное развитие.

Определение 1

Таким образом, под социализацией в современной научной литературе понимается двусторонний процесс, в ходе которого социум передает, а личность на протяжении всей жизни усваивает культурные ценности, социальные нормы, поведенческие образцы, позволяющие индивидууму успешно функционировать в данном общественном объединении.

Структура социализации

Социализация как процесс и явление имеет свою структуру, в которой можно выделить следующие компоненты:

  • этапы;
  • механизмы;
  • агенты;
  • условия социализации.

Этапы социализации как структурный компонент процесса

В наиболее общем виде выделяют два основных, качественно различных этапа социализации:

  • первичная, охватывает периоды детства, юности, молодости; протекает, как правило, в рамках семьи, ближайшего социокультурного окружения, образовательных учреждений в процессах реализации социальной и академической деятельности. На данном этапе основным институтом социализации выступает семья;
  • вторичная, которая осуществляется преимущественно в процессе реализации трудовой профессиональной, социальной деятельности. На данном этапе социализации основная роль в процессе адаптации личности к условиям общества отводится самому человеку, который становится активным преобразователем самого себя.

Другими словами, главной закономерностью протекания процессов социализации выступает поступательное увеличение значения и роли личности в принятии общественных условий и требований.

Отдельно следует отметить, что в отдельных случаях может возникнуть потребность в ресоциализации - повторной социализации личности. Как правило, главным фактором, обуславливающим потребность в ресоциализации, выступают вертикальные или горизонтальные социальные перемещения индивидуума, сопровождающиеся изменениями его социального статуса, структуры и содержания социальных ролей, реализуемых в обществе

Таким образом, переоценить роль социализации для развития личности и общества невозможно. Вместе с тем, принимая во внимание сложную структуру процесса, следует отметить, что в последние годы интеграция личности в общество сталкивается с рядом затруднений.

Оно относится к процессу, входе которого индивиды научаются определенным формам взаимодействия с окружающей социальной средой, интериоризируют, т.е. глубоко усваивают эти формы, включая их в свою личность, и становятся членами различных социальных групп, приобретая в них конкретный статус. Таким образом, социализация — это одновременно и процесс научения навыкам социального взаимодействия, и процесс культурной адаптации и интериоризации. По своему содержанию термин «социализация» является междисциплинарным и используется в таких разных областях знания, как культурная антропология, психоанализ, интеракционистская психология.

Большинство современных социологов рассматривает социализацию как процесс взаимодействия между индивидами, развивающими в обществе собственные стратегии, и принятыми обществом системами норм и ценностей; например, социализация — это «процесс, в ходе которого человек воспринимает и усваивает социокультурные элементы своей среды, интегрирует их в структуру своей личности под влиянием значимых социальных факторов и таким образом приспосабливается к социальному окружению, среди которого ему приходится жить» (Г. Роше). Социализация позволяет индивиду приобрести багаж знаний, необходимый ему, чтобы эффективно функционировать в воспитавшем его обществе. В частности, с этой целью индивид должен научиться определенным правилам поведения, принятым в его социальной группе, усвоить принятые в ней бытовые навыки, пищевые пристрастия, адаптироваться к жизни в определенном климатическом поясе, составляющем географическую среду проживания его группы. Чтобы чувствовать себя комфортно среди членов своей группы, индивид должен органически усвоить совокупность присущих этой группе норм, ценностей, символов, моделей поведения, традиций и идеологий. Кроме того, в процессе социализации индивид обретает социальное самоотождествление — возможность показать членам своей и чужих групп, что он разделяет ценности, традиции и поведенческие модели своей группы и не разделяет чужих.

Как и процесс самоидентификации, социализация практически не знает завершения, продолжаясь в течение всей жизни индивида. Периодом наиболее интенсивной социализации является детство, но и во взрослом состоянии индивид вынужден адаптироваться к меняющимся социальным ценностям — при переходе из одной социальной среды в другую (смена статуса, брак, смена деревенского места жительства на городское и наоборот, вынужденная смена работы, сопровождающаяся сменой круга общения, и т.д.), к новым ролям (вступление в брак, рождение детей, занятие должностей и т.п.). Поэтому различают два типа социализации :

  • первичную, которой индивид подвергается в детском возрасте, становясь членом общества;
  • вторичную, означающую любой последующий процесс, с помощью которого уже социализированный индивид интегрируется в новые секторы общества.

Социализация осуществляется в процессе вербального или невербального общения с другими людьми.

В связи с этим вспомним историю Виктора, маленького дикаря, который получил известность благодаря фильму Франсуа Трюффо. В конце XIX в. на юге Франции охотники нашли 12-летнего мальчика, который жил один в лесу. Когда его обнаружили, он вел себя, как звереныш: бегал на четвереньках, обладал очень острым слухом и зрением, не умел разговаривать, а лишь издавал нечленораздельные звуки. Специалисты сочли его умственно отсталым. Молодой врач Итар не согласился с этим диагнозом и решил сам заняться мальчиком. Он назвал его Виктором и поставил перед собой цель обучить его и превратить в полноценного человека, способного жить в обществе и общаться. Несмотря на все свои усилия, через пять лет Итар был вынужден признать, что потерпел неудачу. Конечно, Виктор освоил основы языка, но не научился вести ссбя, как член общества. При любой возможности он возвращался к своим прежним привычкам, которые ко- гла-то помогали ему выжить в лесу. Он любил есть руками, терпеть не мог носить одежду и предпочитал передвигаться на четвереньках. Короче говоря, Виктор был приучен к жизни влссу и приспособился к ней.

Жизнь других, подобных Виктору детей, «детей-волчат», «детей-газелей» или маленького Тарзана, которого нашли в лесах Сальвадора в пятилетнем возрасте, была менее трагичной.

Чем раньше такие дети попадают под опеку, тем больше вероятность их переучить и приобщить к данному обществу. Отсюда следует, что роль первичной социализации очень велика и ее отсутствие в соответствующем возрасте не может или почти не может быть компенсировано позднее.

Процесс социализации по-разному интерпретировался социологами прошлого и настоящего в соответствии с тем, какого подхода к обществу в целом они придерживались.

Представители социального детерминизма, которым индивид видится как пассивное существо, испытывающее давление социальной среды, например Э. Дюркгейм, рассматривают социализацию как результат такого давления, отражающего примат общества над индивидом. Ж. Лафонтен показывает, что такое понимание отчасти смыкается со структурным функционализмом Т. Парсонса, поскольку акцентирует внимание на функциональной значимости стабильности передаваемых из поколения в поколение социальных ценностей.

Сторонники интеракционизма видят в индивиде равноправного участника социального взаимодействия, который может приспосабливать происходящие события к собственным целям, а не только сам адаптироваться к неизменным социальным ценностям. В таком понимании индивид при необходимости может решать свои проблемы, меняя некоторые уже усвоенные им нормы и ценности. В социологии представителями такого подхода стали Дж. Мид и А. Першерон.

Формы научения, в которых осуществляется процесс социализации, разнообразны, но всегда задействуются в комплексе. Охарактеризуем их по порядку.

Научение закреплением — один из методов, сознательно используемых взрослыми, чтобы приучить ребенка к социально одобряемому поведению. Закрепление осуществляется путем направленного применения системы поощрений и наказаний, чтобы показать ребенку, какое поведение воспитатели одобряют, а какое порицают. Так ребенок учится соблюдать элементарные принятые в обществе правила гигиены, требования этикета и т.д.

Научение путем формирования условного рефлекса, когда некоторые элементы повседневного поведения настолько входят в привычку, что у человека образуются прочные ассоциативные связи — условные рефлексы. Образование условных рефлексов — один из каналов социализации. У хорошо воспитанного члена современного общества существует, в частности, условный рефлекс, связанный с мытьем рук перед едой. Если он сядет за стол, не вымыв рук, он будет ощущать некоторый дискомфорт и, возможно, даже снижение аппетита. Условный рефлекс участвует также в формировании пищевых предпочтений, типичных для данного общества. Например, мы испытываем отвращение при мысли о том, что можно употреблять в пищу мясо змей, ящериц, лягушек, живых червей и т.д., однако в некоторых обществах все это составляет привычный рацион, а кое-что даже является деликатесом. Наши пишевые предпочтения тоже не абсолютны, хотя для нас кажутся привычными и естественными.

Научение через наблюдение имеет большое значение в процессе социализации. Ребенок учится вести себя в обществе, наблюдая за тем, как ведут себя старшие, и пытаясь им подражать. Подражание поведению взрослых составляет содержание многих игр детей младшего возраста: дети играют в то, что видят, привнося в это элемент своей индивидуальной фантазии. Если присмотреться к ходу игры, можно понять многое из реальной жизни семей, к которым принадлежат эти дети: род занятий родителей, их отношение к работе и вообще к жизни, их отношения между собой, разделение труда, принятое в данной семье, и т.д. Однако известный социальный психолог А. Бандура подчеркивает, что наблюдение за миром взрослых не всегда вызывает у ребенка желание подражать. Ребенок довольно самостоятельно выбирает образец для подражания. Это может быть не кто-то из родителей, а просто значимый взрослый, на которого ребенок хочет быть похожим, который вызывает у него чувство симпатии и желание отождествить себя с ним.

Научение в ходе ролевого социального взаимодействия , которое, согласно теории интеракционизма, происходит во время игры. Виднейший представитель этой теории Дж. Мид считает, что социальные нормы и правила поведения усваиваются ребенком в процессе взаимодействия с другими людьми и через игры, особенно ролевые (в доктора и больного, в «дочки-матери», в школу, в пожарных, в войну). Такие игры, в которых каждому ребенку отведена строго определенная роль из мира взрослых, отражают организованное социальное взаимодействие. Играя в ролевые игры, ребенок реализует результаты своих наблюдений и своего первого опыта социального взаимодействия (например, посещения врача, контактов с родителями и воспитателями в роли ребенка, занятий в детском саду или школе). Игровая имитация социального взаимодействия неявно содержит подлежащие усвоению социальные нормы и учит ребенка им следовать. Аналогичную роль выполняют игры в добрых и злых персонажей сказок и кинофильмов, в ходе которых ребенок усваивает, какие поступки общество одобряет как «хорошие, добрые», а какие порицает, какие поступки ожидаются от «доброго», а какие от «злого». Так постепенно ребенок интернализует обобщенный образ «иного» — общества, организованного в соответствии с определенными ценностями и целями. «Добрый» и «злой» — это обобщенные значимые символы социальных ценностей, помогающие символической интернализации социальных норм.

Габитус

В процессе научения у человека формируется как бы «вторая натура», для обозначения которой французский социолог П. Бурдье ввел понятие «габитус».

Габитус - это совокупность культурного наследия, глубоко усвоенного индивидом и направляющего его поведение даже без участия его сознания. Можно определить габитус и как системный способ существования, настолько неотъемлемый для данного индивида, что он кажется врожденным и естественным. Именно благодаря наличию в каждом из нас габитуса мы не только ведем себя так, как требует окружающее нас общество, но и получаем глубокое личностное удовлетворение от такого собственного поведения, уважаем себя за него и испытываем эмоциональную неприязнь к людям, ведущим себя иначе. Например, тот факт, что в индустриальных обществах миллионы людей в крупных городах примерно в одно и то же время встают, чтобы пойти на работу, хотя никто извне не принуждает их к этому, — это проявление габитуса. Габитус — это внутренный социальный порядок.

Различаются три типа габитуса.

Первый тип габитуса — культурный, или национальный, габитус. По мнению Н. Элиаса, культурный габитус характеризует коллективное национальное самосознание и определяет культурные различия между народами. Человек сталкивается с глубоко укоренившимися национальными чертами других людей, когда ему приходится покинуть родину и интегрироваться в чужую культуру. Эмигрант воспринимается не только как иностранец, но и как представитель определенной социальной группы с иным габитусом.

Второй тип габитуса — классовый габитус. По рождению любой человек обязательно принадлежит к определенному . Каждый класс передает своим членам то, что Бурдье называет культурным капиталом, — сложившуюся систему образования и воспитания. У каждого класса или социального слоя существует свой культурный «джентльменский набор», присутствие которого класс требует от любого своего представителя. Например, русские дворянки были обязаны уметь говорить по-французски, играть на фортепиано и танцевать принятые на балах танцы. Современные молодые люди из высшего класса в странах Запада, как правило, получают образование в хороших университетах, выбирая их в соответствии с семейной традицией, умеют играть в гольф, занимаются престижными и дорогостоящими видами спорта, отдыхают на дорогих и обладающих социальным престижем в их кругу курортах. Объективированная форма культурного капитала — это дипломы, продолжительность обучения в лучших университетах, награды, поощрения и т.д. Интер- нализованная форма культурного капитала — это то, что всегда остается с человеком, характеризуя его как члена определенного социального слоя, класса, группы и т.д., — уровень развития интеллектуальных способностей, знания, тип мышления, словарный запас и манера говорить, эстетический вкус, стиль общения и поведения. Невозможно представить себе великосветского льва, который был бы не в состоянии расписаться, говорил на блатном жаргоне и вульгарно одевался.

Людям с одинаковым габитусом нет необходимости договариваться об общих моделях поведения. Это объясняется тем, что они руководствуются одним и тем же габитусом, своего рода «внутренним компасом». Как подчеркивает А. Акардо, «каждый человек, подчиняясь своему "внутреннему вкусу" при реализации индивидуального плана, неосознанно согласует свои действия с действиями тысяч других людей, которые думают, чувствуют и выбирают, как он». «Внутренний вкус» и есть габитус.

Третий тип габитуса — тендерный габитус — соответствует тендерным ролям и моделям поведения, которые общество ассоциирует с каждым из полов. Формирование тендерного габитуса осуществляется через наблюдение и подражание. Обычно ребенок отождествляет себя с родителем одного с ним пола и подражает его поведению. Если дети в семье разнополые, то правильное воспитание предполагает подчеркивание половых различий между ними — покупку разных игрушек, поручение разной работы по дому. Это способствует формированию у детей стереотипных представлений о тендерных ролях. Такие стереотипы можно определить как жесткие и упрощенные, почти преувеличенные. Это «готовые модели» мышления и поведения, как утверждает К. Бушар.

При рассмотрении проблемы социализации в целом возникают два вопроса, касающиеся содержания самого понятия:

  • какое представление о процессе социализации можно считать наиболее адекватным?
  • какую роль играют результаты социализации в объяснении социальных феноменов вообще?

Первый вопрос очень важен. Социологии присуща тенденция, которую иногда называют социологизмом, — рассматривать процесс социализации как своего рода дрессировку, в ходе которой ребенка заставляют усвоить нормы, ценности, знания и навыки. Все это в совокупности составляет нечто вроде программы для более или менее механического выполнения. Такое понимание представлено в большей части работ, посвященных социализации, и основано на представлении о механической каузальной связи, соединяющей интериоризацию ценностей и социальное поведение индивидов.

Парадигма взаимодействия в этом отношении противопоставляется парадигме социального детерминизма. Например, Ж. Пиаже исследуя формирование нравственных суждений у детей, отмечал связь этого процесса с количеством и качеством социального взаимодействия у каждого ребенка. Поскольку у маленьких детей круг социального взаимодействия ограничен родителями, ему полученного воспитания, хотя понимают, что их собственные интересы противоположны интересам эксплуататоров.

В рамках парадигмы взаимодействия легко учитывать степень ингериоризации нормативных ценностей индивидами. Отдельные глубинные структуры личности не поддаются изменению в ходе социализации. Но каждый на себе испытал, что некоторые установки и нормы вполне обратимы, т.е. легко устраняются. Новые жизненные ситуации приводят к изменению и коррекции установок, полученных в процессе предшествующей социализации. Французский социолог П. Будон приводит следующий пример. Дети из семей, где отец не уделял им должного внимания или отсутствовал, при опросах демонстрировали более высокую степень цинизма. Однако этот элемент их личности, в значительной мерс необратимый, в дальнейших жизненных ситуациях часто видоизменялся, принимая форму высокой приспособляемости, которая позволила многим из этих детей сделать быструю и эффективную социальную карьеру. Исследования Кенистона рисуют противоположную ситуацию, когда дети, воспитанные в благополучных и респектабельных семьях, демонстрировали высочайшую степень конформизма по отношению к ценностям своей среды. Эти примеры показывают, что возможны различные степени интериори- зации социальных ценностей — от очень глубокой до поверхностной.

Парадигма взаимодействия позволяет также различать интериоризованные элементы в зависимости от силы принуждения: например, некоторые нормы допускают свободное и даже двойственное понимание, а другие требуют однозначного понимания и подчинения.

В целом парадигма взаимодействия дает возможность теоретического анализа процесса социализации во всей его сложности, позволяет устранить значительное число противоречий, спорных моментов и несогласованностей, возникающих при попытке рассматривать социализацию в парадигме детерминизма.

На вопрос о том, какую роль играют результаты социализации в объяснении социальных феноменов, дать точный ответ практически невозможно в силу его общности. Однако нетрудно заметить, что социология часто преувеличивает значение и вес социализации как детерминанты поведения людей. Чаще всего, подчеркивает Будон, обнаружив дисфункциональный феномен, социология пытается объяснить его прежде всего действием социализации. Как иначе объяснить «сопротивление» актора изменениям, которые были бы в его интересах, если не тем, что это социализация препятствует ему отступить от усвоенных прежде норм? Как объяснить «дисфункциональное» поведение бедных семей в странах Востока в отношении деторождения, если не тем, что такое поведение внушено им социализацией? Но нетрудно показать, по мнению Будона, что чаше всего в таких случаях объяснение с привлечением социализации выглядит довольно спорным. Так, «сопротивление переменам» объясняется не только и не столько социализацией, но и тем, что адаптация к новому может быть затруднена какими-то неизвестными наблюдателю объективными причинами. Индийские крестьяне сохраняют традицию многодетных семей в тех случаях, когда структура экономической среды, в которой они живут, такова, что позволяет им оставаться на уровне потребления, гарантирующем выживание.

Неопределенность в исследованиях, связанных с феноменом социализации, часто приводит к тому, что иногда называют «сверх- социализованным образом человека». В действительности результаты социализации составляют только один из многих параметров человеческого поведения.

Осуществление процесса социализации

Осуществление процесса социализации происходит на основе четырех иерархически расположенных структур. Воздействие этих структур наслаивается друг на друга.

Первая структура — микросистема, в функционировании которой индивид принимает непосредственное участие: семья, детский сад, школа, круг друзей. В качестве микрофакторов влияния на социализацию молодежи следует отнести факторы социально-психологического характера — физиологические, генетические и психологические особенности молодого человека, а также особенности той микросреды, в которой формируется личность. Ключевым моментом микросреды выступает взаимодействие субъекта с другими субъектами деятельности, в процессе которого субъекты обмениваются знаниями, чувствами, эмоциями, опытом и формируются ролевые ожидания, предпочтения и стандарты.

Вторая структура — мезосистема — это отношения между элементами микросистемы, например между семьей и школой. Мезофакгоры влияния на адаптационный потенциал личности предполагают учет внешних характеристик субкультуры конкретной социальной общности (этнической, возрастной, половой, профессиональной, территориальной и др.), таких, как ценности, нормы, социальные практики, институциональные образцы, символы, языковая среда, утвердившиеся в пространстве данной субкультуры.

Третья структура — экзосистема, состоящая из институтов, которые не касаются данного индивида непосредственно, но тем не менее участвуют в его социализации, иногда оказывая на него очень сильное влияние. Это, например, работа родителей, их деловое окружение, начальники и подчиненные, взаимоотношения которых с самими родителями часто играют важную роль в формировании у ребенка представлений о мире взрослых.

Четвертая структура — макросистема, культурное окружение. Речь идет о социальных ценностях и идеологиях, не только прямо внушаемых ребенку, ной косвенно влияющих на функционирование первых трех структур. Это идеологические установки общества в целом, детские и юношеские организации идеологического характера и т.д.

Мы бы добавили к данной социализационной структуре макросистему, которая проявляется в функционировании основных институтов социализации в обществе, уровне социального и физического здоровья молодежи, системе ценностей, сложившейся в обществе и молодежной среде (ценности молодежной субкультуры), поскольку эти факторы уже содержат в себе характеристики внешней социальной среды.

В социологической традиции социализацию иногда связывают с процессом социальной адаптации. В рамкахтсории структурного функционализма социализация раскрывается через понятие «адаптация», так как американскими социологами (Т. Парсонс, Р. Мсртон) социализация понимается как процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которой происходит ее приспособление. С точки зрения воспроизводства обществом самого себя социализация молодого поколения может быть представлена как процесс сохранения и увеличения человеческого потенциала с его социокультурным содержанием.

Таким образом, социализация является одним из основных социальных механизмов, обеспечивающих сохранение, воспроизводство и развитие любого общества.

Личность - существо социальное. Однако ни один человек не рождается готовым членом общества. Интеграция индивида в общество - длительный и сложный процесс. Он включает в себя освоение социальных норм и ценностей, а также процесс освоения ролей. Процесс интеграции человека в общество называется социализацией. Социализация - это процесс усвоения человеком норм культуры и освоения социальных ролей.

В структуру социализации включаются социализант и социализатор, социализирующее воздействие, первичная и вторичная социализация. Социализантом является индивид, подвергающийся социализации. Социализатор - окружение, оказывающее социализирующее влияние на человека. Обычно это агентуры и агенты социализации. Агентурами социализации являются институты, оказывающие социализирующее влияние на индивида: семья, учреждения образования, культуры, средства массовой информации, общественные организации и т.д. Агентами социализации выступают лица, непосредственно окружающие индивида: родственники, друзья, педагоги и т.п. Так, для студента учебное заведение является агентурой социализации, а декан факультета - агентом. Действия социализаторов, направленные на социализантов, независимо от того, являются они целенаправленными или нет, называются социализирующим воздействием.

Социализация - это процесс, который продолжается всю жизнь. Однако на различных этапах, ее содержание и направленность могут меняться. В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Под первичной социализацией понимается процесс формирования зрелой личности. Под вторичной - освоение специфических ролей, связанных с разделением труда. Первая начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности, вторая - в период социальной зрелости и продолжается всю жизнь. Как правило, со вторичной социализацией, связаны процессы десоциализации и ресоциализации. Десоциализация означает отказ личности от ранее усвоенных норм, ценностей, принятых ролей. Ресоциализация сводится к усвоению новых правил и норм взамен утраченных старых.

Важнейшим институтом первичной социализации выступает семья. Перенимая в самом раннем возрасте способы поведения своих родителей, дети осваивают первые социальные роли, обретают первый опыт социальных взаимодействий. Исследования процессов первичной социализации показали, что на тип личности влияют состав семьи (полная или с одним родителем), характер взаимоотношений внутри нее, ценностные ориентации членов семьи и ожидания по отношению к ребенку.

По мере взросления возрастает значение групп сверстников и друзей, их роль в социализации человека определяется прежде всего тем, что в отличие от родителей, они занимают равное, по отношению к нему, отношение. Именно в кругу ровесников, человек приобретает опыт взаимодействия с себе равными. В юношеском возрасте, когда личность не обладает самостоятельным социальным статусом, добровольное вхождение в различные молодежные ассоциации помогает обрести идентичность.



Высшие и средние специальные учебные заведения готовят индивида к исполнению профессиональных ролей. Поэтому они могут играть роль как в процессе первичной социализации, так и ресоциализации. Чем сложнее осваиваемая роль, тем дольше продолжается процесс обучения. Прежде всего, в подобных учебных заведениях осваивается специфический язык, необходимый для исполнения роли, к которой готовится учащийся. Наряду со специальными знаниями, которые получают в них студенты, они должны усвоить целый кодекс профессиональной этики.

Важнейшим институтом как первичной, так и вторичной социализации являются средства массовой информации. Электронные СМИ, газеты, журналы, книги оказывают значительное влияние на формирование взглядов и установок людей.

Другими институтами социализации выступают трудовые коллективы, ассоциации по интересам, клубы, церковь и т.д. Особенностью социализирующего воздействия этих организаций является избирательность, поскольку членство в них носит добровольный характер.

Целью вторичной социализации является освоение специфических профессиональных ролей и новых норм. Социализатором здесь выступают уже не "значимые", а "обобщенные другие" или институциональные функционеры: учитель в школе, преподаватель в вузе и т.д. Взаимодействие с формальными агентами социализации сведено к передаче и усвоению определенных социальных знаний. Поэтому в процессе вторичной социализации значительно меньшую роль, по сравнению с первичной, играют эмоциональные контакты и связи.

Человек становится социальным существом, осваивая и интернализируя социальные роли. По мере их усвоения, социальный мир становится внутренней реальностью личности. Согласно ролевой теории, любое поведение можно рассмотреть как результат проигрывания, построения, и принятия ролей. Понятие "играние роли" предполагает следование определенным стандартам поведения, установленным социальным нормам. Индивиды отличаются друг от друга навыками проигрывания ролей. Одни люди способны воспринимать разнообразные ожидания и действовать в соответствии с ними лучше, другие - хуже. Точно так же различается поведение по степени компетентности и стилю исполнения ролей. Под построением роли понимается моделирование и модификация экспектаций в процессе взаимодействия. Как отмечает американский социолог Р. Тернер, построение роли - это "опытный процесс, в ходе которого роли идентифицируются и наполняются содержанием в изменяющейся по мере взаимодействия системе координат". Таким образом формируются устойчивые образцы поведения, сохраняющиеся при социальных изменениях. Образно говоря, построение роли тождественно ее институционализации. Принятие роли означает процесс моделирования ролей, соответствующих другим статусам, отличающихся от занимаемых.