24.07.2018

Занятие по подготовке к егэ. «Морфологические нормы (образование форм слова)» - Документ

























  • Размер: 899.0 Кб
  • Количество слайдов: 25

Описание презентации Подготовка к ЕГЭ Задания 6. Морфологические нормы по слайдам

Имя существительное Образование множественного числа: Слова на Ы – И: инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры; векторы, ветры, выговоры, джемперы, свитеры, договоры, порты, контейнеры, плееры, полисы, прожекторы, склады; возрасты, выборы, почерки, кремы, торты. Слова на А – Я: директора, доктора, инспектора, профессора, повара, сторожа, фельдшера, тенора, кучера; округа, ордера, векселя, катера, отпуска, вороха, колокола, кузова, купола, округа, паспорта, погреба, сорта, хутора, тополя, штабеля, штемпеля, якоря.

Имя существительное Образование форм родительного падежа мн. числа: Форма на ОВ – ЕВ: несколько килограммов (килограмм), граммов (грамм), гектаров, каратов, помидоров, томатов, апельсинов, абрикосов, ананасов, бананов, гранатов, лимонов, мандаринов, баклажанов, гольфов, носков, погон, кедов (кед), рельсов, нервов; много платьев, верховьев, кореньев, лохмотьев, низовьев, подмастерьев, хлопьев, устьев. Форма с нулевым окончанием: пара полотенец, чулок, шаровар, шорт, сапог, туфель, ботинок, тапочек, галош, бахил, бутс, валенок, яблок, дынь, слив; отряд солдат, гусар, драгун, гренадёр (гренадер), кадет, улан, партизан; сто ампер, ватт, вольт; много башен, басен, блюдец, брызг, дел, макарон, петель, нянь, манжет, полотенец, серёг, сплетен, яблонь; много раздумий, оладий, сидений, солений, ущелий, печений, кушаний, побережий, ожерелий, подземелий.

Имя существительное Употребление существительных разного рода: хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду, гну; страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь); старый Тбилиси, Сухуми, красивый евро; широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ; новое метро, кашне, пальто. Употребление несклоняемых имён собственных: издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко.

Имя прилагательное 1. Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней: Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, более страшнее; самый красивейший (просторечие). Правильно: более поздний - позднее; выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший. 2. Образование сравнительной степени: Ошибочно: красивше, лучшее, хужее (неверный выбор модели словоизменения, просторечие). Правильно: красивее, лучше, хуже.

Имя числительное Словоизменение числительных - традиционно трудный учебный материал. 1. Образование и изменение форм составных числительных: в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году, восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью. 2. Склонение сложных и составных числительных: двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах.

Имя числительное 3. Употребление собирательных числительных: двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых.

Имя числительное. Запомни и правильно употребляй собирательные числительные: 1. С сущ. , обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней. 2. С сущ. дети, люди: трое детей, четверо людей. 3. С сущ. , обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят. 4. С сущ. , имеющими форму только мн. ч. : пятеро суток. 5. С сущ. , обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж. 6. С мест оимениями: нас двоих, их пятерых.

Имя числительное 4. Употребление числительных оба, обе: Числительное обе употребляется только с сущ. ж. р. : обе девушки, обе стороны, обе книги. С сущ. м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба друга, оба окна. Ошибочно: оба тропки, к обоим дорожкам, обоими звёздами. Правильно: обе тропки, к обеим дорожкам, обеими звёздами.

Местоимение Образование форм: Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их; скольких книг, сколько учеников. Правильно: был увлечён ею - Т. п. , у неё - Р. п. ; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников * Посреди, среди - предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н.

Глагол 1. Образование личных форм: Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие). Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят.

Глагол 2. Образование возвратных форм: Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие). Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся, а -сь), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом – грубая ошибка).

Глагол 3. Образование форм повелительного наклонения: Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложи, бежи, лазь, покупи, ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие). Правильно: поезжай (с приставкой) , помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг. Лечь - (ты) ляг, (вы) лягте Ехать - (ты) поезжай, (вы) поезжайте Ездить - (ты) езди, (вы) ездите Положить - (ты) положи, (вы) положите Класть - (ты) клади, (вы) кладите Лазать -(ты) лазай, (вы) лазайте Бежать - (ты) беги, (вы) бегите

Глагол 4. Образование форм прошедшего времени: Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные. Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.

Причастие Образование причастий: Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются). Правильно: полощущий, машущий, хотящий; не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.

Деепричастие Образование деепричастий: Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-). Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл. : устойчивое сочетание сложа руки) , поехав.

Наречие 1. Образование наречий: Ошибочно: оттудова, открываться вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам (просторечие). Правильно: оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам. 2. Образование сравнительной степени наречий: Ошибочно: плохо - плоше, красиво - красивше и красившее, хорошо - лучшее и хорошее, тяжело - тяжельше (просторечие). Правильно: плохо - хуже, красиво - краси´вее, хорошо - лучше, тяжело - тяжелее

Формулировка задания В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. КЛАДИ на стол ПЯТЬСОТЫЙ заказ пара САПОГ БЛИЖАЙШАЯ станция наши ИНЖЕНЕРЫ

1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. любимые ПРОФЕССОРА НАИБОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНО поступил в ДВУХСТАХ метрах на ИХ территории ОБГРЫЗАННОЕ яблоко 2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. несколько НОЖНИЦ умелые ПОВАРА быстро ВЫЗДОРОВИТ в ПОЛУТОРА часах ПЯТЬ барышень

3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. несколько ЯБЛОК лежит на ШКАФЕ до тысяча восемьсот ДВЕНАДЦАТОГО года богатейший ВЫБОР пять КОЧЕРЁГ 4. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. пара ТУФЛЕЙ ВЫПРАВЬ текст несколько ПОЛОТЕНЕЦ старые ПРОФЕССОРА новые ВЫБОРЫ

5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. МОКЛА под дождём косвенных ПАДЕЖОВ ЧУДЕСНЕЙШИМ образом здоровые ДЁСНЫ ПОЕЗЖАЙТЕ в магазин 6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ИХНИЕ письма в ОБЕИХ руках ДО ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ ПЯТОГО года уважаемые ДИРЕКТОРА ОБГРЫЗЕННАЯ груша

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. товары ДЕШЕВЛЕ об АЭРОПОРТЕ по ИХ указанию ЕДЬ побыстрее уважаемые ДИРЕКТОРА 8. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками ЕДЬ вперёд спелых АБРИКОСОВ ЖЁСТЧЕ дерева новых ПОЛОТЕНЕЦ

9. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. много ОБЛАКОВ пара БОТИНОК хорошо ПРОПОВЕДОВАЕТ ПОЕЗЖАЙ к бабушке с ДВУМЯСТАМИ бойцами 10. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. ПОЕЗЖАЙ к маме свыше ЧЕТЫРЁХ ТЫСЯЧ метров несколько ЯБЛОК ОБГРЫЗАННЫЙ хлеб новых ДЖИНСОВ

Ответы: 1. ОБГРЫЗЕННОЕ. 2. ВЫЗДОРОВЕЕТ 3. ШКАФУ 4. ТУФЕЛЬ 5. ПАДЕЖЕЙ 6. ИХ 7. ПОЕЗЖАЙ 8. ПОЕЗЖАЙ 9. ПРОПОВЕДУЕТ 10. ОБГРЫЗЕННЫЙ

Подготовка к ЕГЭ. Тема: МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОГО ЯЗЫКА (задание 6)

ПРИМЕРНАЯ ФОРМУЛИРОВКА ЗАДАНИЯ 6: В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ЛЯГТЕ на пол

ИХ работа

горячие СУПЫ

ШЕСТИСТАМИ учениками

ИНЖЕНЕРЫ

Ответ : _______________________.

Задание 6 проверяет знание морфологических норм русского языка , связанных с образованием следующих форм частей речи:

1. образование форм И.п. мн.ч. существительных мужского рода

2. образование форм Р.п. мн.ч. существительных

3. образование сравнительной и превосходной степеней сравнения прилагательных

4. склонение и употребление числительных

5. образование глагольных форм

Теория

1. Образование форм И.п. мн.ч. существительных мужского рода

При образовании форм именительного падежа множественного числа следует помнить, что здесь возможны окончания а, -я и – ы, -и.

адреса отпуска

берега паспорта

века пояса

веера повара

города профессора

доктора сорта

желоба стога

жернова сторожа

инспектора

катера

кителя

купола фельдшера

корма флюгера

номера штемпеля

хутора

округа якоря

острова

аптекари офицеры

агитаторы снайперы

бухгалтеры торты

возрасты стажёры

выговоры ревизоры

грифели редакторы

выборы шофёры

договоры

инженеры

инспекторы

инструкторы

лекторы

лидеры

конструкторы

конюхи

ректоры

2. Образование форм Р.п. мн.ч. имён существительных.

Для большинства существительных мужского рода 2-го склонения стандартными окончаниями в данной форме являются – ов/-ев , если основа заканчивается твёрдым согласным или –й (апельсин – апельсин ов , улей – уль ев ), и – ей, если основа на шипящий или мягкий согласный (рубль – рубл ей , мяч – мяч ей ).

Запомни смысловые группы существительных, имеющих нулевое окончание :

1. Названия некоторых народов, национальностей, племён, жителей местности (англичан, армян, башкир, болгар, бурят, лезгин, молдаван, румын, татар, туркмен, цыган, турок, хазар).

В остальных случаях – окончание – ов или – ей (венгров, калмыков, узбеков, таджиков, якутов, чувашей, чукчей).

2. Название некоторых парных предметов (преимущественно обуви и элементов одежды): ботинок, бутс, валенок, мокасин, погон, сапог, чулок, эполет.

3. Название некоторых воинских групп: солдат, партизан

4. Названия единиц измерения (вольт, ампер, микрон, аршин).

Для большинства существительных женского, мужского и общего рода на – а/-я стандартным является нулевое окончание (башен, кухонь, статуй, свадеб, цапель.

Если слово в начальной форме оканчивается на – ия/-ья , -ие то в Р.п. мн. ч. оно будет оканчиваться на – ий (оладья – оладий, шалунья – шалуний, станция – станций, селение – селений), но: ружьё – ружей, платье – платьев, устье – устьев, подмастерье – подмастерьев).

Существительные среднего рода имеют нулевое окончание в форме Р.п. мн.ч.(дело – дел, плечо – плеч, русло – русел, яблоко – яблок).

Существительное на – ие/--ье в форме Р.п. мн.ч. оканчиваются на – ий (застолье – застолий, побережье – побережий, снадобье – снадобий, ущелье – ущелий).

У существительных, имеющих только формы мн.ч. бывают различные виды окончаний .

-ов/-ев : джинсов, доспехов, заморозков, консервов, лохмотьев, обоев, очков, побоев, подмостков, происков, святцев, помоев, хлопьев, штанов, щипцов.

-ей : (существительные с основой на мягкий или шипящий согласный) бредней, бриджей, гуслей, дебрей, джунглей, дрожжей, качелей, саней, щей, яслей).

Потренируйся!

1

Образуйте от данных существительных формы именительного падежа множественного числа. Поставьте ударение.

1) Бор, верх, воз, волос, век, вес, год, зуб, край, паром, стог, хлеб, пояс, конюх, тетерев, ястреб, учитель, пахарь, лекарь, кузов, месяц, повод, приговор, выбор, договор;

2) заговор, пропуск, почерк, провод, токарь, торт, бас, борт, порт, пресс, том, тон, сорт, цех, адрес, боцман, вымпел, директор, доктор, инспектор, инженер;

3) китель, кондуктор, катер, крейсер, лагерь, маляр, профессор, рапорт, редактор, рупор, сектор, соус, фельдшер, штурман;

4) якорь, счет, съезд, отпуск, берег, сторож, офицер, колос, гражданин, друг, станция, время, болото, мать, крыло, шофер, повод, орден.

2

Образуйте формы родительного падежа множественного числа от данных существительных.

1). Партизан, подмастерье, крестьянин, выбор, яблоко, апельсин, помидор, мандарин, полотенце, личико, семья, Люберцы, плечо, рукав, туфля, чулок, носок, калоша, друг, ель, кочерга, сук, опенок, теленок, якут, цыган.

2). Грузин, ребенок, перышко, окошко, здание, платье, лезвие, щенок, плясунья, серьга, сын, брат, зять, муж, лист, дядя, станция, баклажан, баржа, поместье, свадьба, свеча, татарин, монгол, калмык, рельс, яблоня, минер, комментарий, узбек, молдаванин, таджик, армянин, швейцарец.

3

Образуйте формы именительного и родительного падежей множественного числа от слов: дно, округ, катер, грамм, щупальце, апельсин, аэропорт, носок, помидор.

3. Образование степеней сравнения имён прилагательных и наречий

Типичные ошибки связаны со смешением простой и составной форм сравнительной и превосходной степени (более лучше, самый глубочайший ), со смешением сравнительной и превосходной степени (более крепчайший ), поэтому необходимо знать способы образования этих форм.

Сравнительная степень

Превосходная степень

Простая форма

- ее (ей ) : удобный – удобн ее ;

- е: большой – больш е ;

- ше : старый – стар ше .

Простая форма

- ейш : спокойный – спокойн ейш ий;

- айш : мягкий – мягч айш ий.

Составная форма

Составная форма

более

менее

Красивый

самый

красивый

наиболее

наименее

всего, всех ( ярче всего, красивей всех)

Употребление суффикса – е связано с различными чередованиями: г/ж (гладкий – глаже), д/ж (твёрдый – твёрже), т/ч (богатый – богаче).

Только несколько прилагательных образуют форму сравнительной степени с помощью суффикса – ше (тонкий – тонь ше , долгий – доль ше , хороший – луч ше ).

Наречия на –о(-е), образованные от качественных прилагательных, могут иметь две формы степеней сравнения.

Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов ее(-ей), -е, -ше : весело – весел ее , твёрдый - твёрж е , далеко – даль ше .

Сложная сравнительная степень образуется с помощью частиц более и менее: весело более весело , менее весело. Превосходная степень наречий обычно имеет сложную форму, которая состоит из двух слов – сравнительной степени наречий и слова всех: написал грамотнее всех , прыгнул выше всех.

Потренируйся!

4

Образуйте и запишите все возможные формы степеней сравнения прилагательных. Почему некоторые прилагательные не образуют степеней сравнения?

Новый, напористый, рослый, дряблый, алчный, сильный, тягучий, короткий, риэлторский, крепкий, отсталый, экзаменационный.

5

Найдите и исправьте ошибки, связанные с неправильным образованием форм степеней сравнения имен прилагательных.

1. Я прочел очень прекрасные стихи. 2. Это был самый ближайший путь. 3. Нужно быть более гибче. 4. Мой друг был самый умнейший. 5. Я выбрал самого крупнейшего щенка. 6. Эта башня более выше. 7. Нужно строить менее грандиознейшие дворцы. 8. У меня самое важнейшее дело.

4. Склонение и употребление числительных

Склонение числительных от 5 до 30 и от 50 до 80

Числительные от 5 до 10 и все числительные на – дцать и – десят образуют падежные формы по типу 3-го склонения существительных. В числительных на – десят изменяются обе части.

И. (сколько?) пять пятнадцать пятьдесят

Р. (скольких?) пяти пятнадцати пятидесяти

Д. (скольким?) пяти пятнадцати пятидесяти

В. (сколько?) пять пятнадцать пятьдесят

Т. (сколькими?) пятью пятнадцатью пятьюдесятью

П. (о скольких?) о пяти (о) пятнадцати (о)пятидесяти

Числительные восемь и восемьдесят имеют две одинаково правильные формы творительного падежа: восемью и восьмью, восемьюдесятью и восьмьюдесятью.

Склонение числительных двести, триста, четыреста и числительных, оканчивающихся на - сот.

Числительные двести, триста, четыреста и все числительные на –сот образуют падежные формы так же, как и существительные во множественном числе, кроме форм именительного и винительного падежей. В формах И.п. и В.п. слово двести имеет окончание – и , слова триста и четыреста – окончание – а, а все слова на – сот – нулевое окончание. У всех числительных на – сот изменяются обе части сложного слова.

И. двести триста шестьсот

Р. двухсот трёхсот шестисот

Д. двумстам трёмстам шестистам

В. двести триста шестьсот

Т. двумястами тремястами шестьюстами

П.(о)двухстах (о)трёхстах (о)шестистах

Числительное восемьсот имеет две одинаково правильные формы творительного падежа: восемьюстами и восьмьюстами.

Числительные сорок, девяносто, сто имеют две падежные формы:

И., В.

сорок

девяносто

сто

Р., Д.,Т.,П

сорока

девяноста

ста

Дробные числительные полтора и полтораста имеют две падежные формы:

И. п. В. п.

полтора

полтораста

Р., Д., Т., П.

полутора

полутораста

Склонение собирательных числительных. Собирательные числительные в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и прилагательные во множественном числе.

И. двое четверо

Р. двоих четверых

Д.двоим четверым

В. двое четверо

двоих четверых

Т. двоими четверыми

П. (о) двоих (о)четверых

К собирательным числительным относятся числительное оба(обе), которое имеет свои особенности. Форма оба употребляется с существительными мужского и среднего рода, а форма обе – только с существительными женского рода.

Падеж

Мужской и средний род

Женский род

И. п.

оба

обе

Р. п.

обоих

обеих

Д. п.

обоим

обеим

В.п.

Как И. п. или Р. п

Как И.п. или Р.п.

Т. п.

обоими

обеими

П. п.

(об) обоих

(об)обеих

Особенности употребления собирательных числительных

Собирательные числительные употребляются:

1) с существительными мужского и общего рода, называющими лиц мужского пола: двое учеников , трое сирот (наряду с формами количественных числительных: два ученика, три сироты );

2) с существительными, имеющими формы только множественного числа: двое суток, четверо ножниц;

3) с существительными дети, ребята, люди, а также с существительным лицо в значении «человек»: двое детей, трое ребят, четверо незнакомых лиц;

4) с личными местоимениями: нас двое, их было пятеро;

5) с названием детёнышей животных: двое медвежат, трое щенят (наряду с формами: два медвежонка, три щенка );

6) в качестве числительных, перешедших в разряд существительных: вошли двое, трое в полицейской форме.

5. Образование некоторых глагольных грамматических форм

1. От глаголов победить, убедить, затмить, дерзить, очутиться и некоторых других 1-е лицо ед.ч. не употребляется.

2. Глагол ехать не имеет формы повелительного наклонения. Формы езжай,ехай недопустимы в литературной речи. Для выражения побуждения можно использовать формы поезжай, поезжайте. Неопределённая форма глагола поезжать неупотребительна.

3. Глагол жечь имеет формы жгу, жжёшь, жжёт, жжём, жжёте, жгут . Также спрягаются и образованные от него приставочные глаголы: зажечь, зажгу, зажжём.

4. Глагол чтить спрягается как глагол II спряжения (чту, чтишь, чтит, чтим, чтите ), но в 3-м лице мн.ч. настоящего времени наряду с формой чтят возможна и форма чтут.

Образование деепричастий

Деепричастия несовершенного вида не образуются:

1).от глаголов несовершенного вида на – нуть ( вянуть, тянуть, тонуть, сохнуть, мёрзнуть) ;

2). от глаголов несовершенного вида н – чь ( беречь, печь, стеречь );

3). от глаголов бить, вить, врать, ехать, ждать, лгать, лить, пить, тереть, шить.

Потренируйся!

6

Образуйте формы прошедшего времени от следующих глаголов.

Завянуть, достигнуть, постигнуть, застрять, остыть, застыть, взбухнуть, воскреснуть, замолкнуть, прокиснуть, намокнуть, окрепнуть, липнуть, прибегнуть, исчезнуть.

7

Образуйте формы повелительного наклонения от данных глаголов.

Поехать, лечь, махать, бежать, положить, (не) ошибиться, (не) ошибаться, (не) озябнуть, (не) промокнуть.

8

От следующих глаголов образуйте (если это возможно) формы 1-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа настоящего (или простого будущего) времени.

2. Двигать, хныкать, мурлыкать, метать, поласкать, рыскать, чихать, глодать, стонать, тыкать.

3. Фыркать, мучить, кудахтать, хлестать, раскулачивать, краснеть, чернить, щипать, мерить.

9

Раскройте скобки. Выберите нужную форму причастия и обоснуйте свой выбор.

1. Игрушки, (выпускающиеся, выпускаемые) этой фабрикой, очень красивы. 2. Вопрос, (обсуждающийся, обсуждаемый) на собрании, очень важен. 3. В книге описываются события, (имеющие, имевшие) большое историческое значение. 4. Ученики (приобретшие, приобретаемые) прочные знания по этой теме, хорошо подготовлены к усвоению темы, (изучаемой, изучающейся, изучавшейся) в седьмом классе.

10

Исправьте грамматические ошибки, связанные с неправильным образованием и употреблением форм причастий.

Сгорелая биржа, загнатый конь, боровшие дети, описуемые события, полатанные штаны, среди переливающих вод реки, вспахатое поле, решающаяся битва, порватая рубаха.

11

Образуйте все возможные деепричастия от следующих глаголов совершенного вида. Для справок используйте толковый и грамматический словари.

Продать, облокотиться, остановиться, встретить, упасть, украсть, испечь, принести, упереться, замолкнуть, устремиться, засохнуть, убедиться, полюбить, дойти, высечь, проститься, остричь, наклониться, погрозить, узнать, услышать, войти, вывезти, выгрести, выгрызть, выесть, выпрячь, выскрести, вытрясти.

12

Образуйте все возможные деепричастия от следующих глаголов несовершенного вида. Для справок используйте толковый и грамматический словари.

Бить, блестеть, блюсти, бормотать, браться, брызгать, быть, зыбиться, идти, крыть, кудахтать, молоть, печь, роптать, сидеть, слыть, мочь, хотеть, чтить, чуять, шептаться.

13

Образуйте все возможные формы причастий и деепричастий от приведенных глаголов.

Сжаться, скрываться, смеяться, повесить, перелететь, нести, носить, везти, возить, украшать, бежать, бегать, идти, ходить, лечь, ложиться.

14

Найдите и исправьте грамматические ошибки, связанные с образованием форм глаголов, причастий, деепричастий.

1.Дети увидели скакающего по дороге всадника. 2. Мне нравятся люди, признававшие свои недостатки. 3. Мы решили гребти к берегу. 4. По вечерам мы жгем костер и поем песни. 5.Я пронзю своего обидчика копьем. 6. Мальчик растерел замерзшие руки. 7. Парус исчезнул в голубой дали. 8. Его гнели тяжелые думы. 9. Ветер сламывал колосья, песчаный ураган заносил их. 10. В лесу было так хорошо, что мне не захотелось укорачивать дорогу и идти через поле. 11. Принц поженился на Дюймовочке. 12. Когда медвежата подросли, их сажали на цепь. 13. Когда медведь проголодался, туда заталкивали кого-нибудь из гостей. 14. Это оказался медведь, забревший в чащу леса. 15.Орехи были уже все расколонные. 16.На столе букет цветущихся астр. 17.Ароматные листья смородины, стоявшей в банке, разносят душистый запах по всей комнате. 18. Ветки стоят в красивой сплетенной корзине. 19. Троекуров, ходив по залу большими шагами, заглянул в окно. 20. Сестра, не ожидав такой встречи, удивилась.

15

Исправьте и объясните ошибки в образовании форм слов:

1)Звонче, 2) менее семьдесят пяти рублей, 3) более моложе, 4) пять блюдцев, 5) прочитая рассказ, 6) в двух тысячи пятом году, 7) пробежи сто метров, 8) вкусные торта, 9) пропуска занятий, 10) у новых туфлей, 11) ехай быстрее, 12) ихней работой, 13) лежать на береге, 14) наиболее правильнее, 15) махает рукой, 16) попробоваю, 17) много яблоков, 18) жгёт костёр.

16

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

    памятник ПОЭТА

с ОБЕИХ сторон

кожаные ПОЯСА

ПРОПУСКИ занятий

более ПЯТИСОТ человек

Ответ: ___________________.

    БУХГАЛТЕРА

возле СЕЛЕНИЙ

новые сорта ПОМИДОРОВ

пара ТУФЛЕЙ

воротнички платьев

Ответ: ___________________.

    пренебречь ОПАСНОСТЬЮ

в военные ГОДЫ

за исключением НИХ

предстоящие ВЫБОРЫ

соболиный МЕХ

Ответ: ___________________.

    около ДЕВЯНОСТО тонн

знаменитые ПРОФЕССОРА

КРАСИВЕЙШИЙ

Более КРАСИВЫЙ

День ИМЕНИН

Ответ: ___________________.

    менее СЕМЬДЕСЯТ ПЯТИ рублей

ПОЕЗЖАЙТЕ завтра

ЛЯГТЕ

ИХ дети

Пять БЛЮДЕЦ

Ответ: ___________________.

    ПРОЧИТАЯ рассказ

в ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТОМ году

сто ТОНН

ПРОБЕЖИ сто метров

в АЭРОПОРТУ

Ответ: ___________________.

    МОЛОЖЕ брата

в ТРЁХСТАХ метрах

скоро ВЫЗДОРОВЕЕТ

береговые КАТЕРА

ЕХАЙ быстрее

Ответ: ___________________.

    много ЦАПЕЛЬ

в течение ТРИДЦАТИ ПЯТИ минут

ПРЕКРАСНЕЙШИЙ человек

без ДВУХ ПЯТЫХ

лежать на БЕРЕГЕ

Ответ: ___________________.

    много ЯБЛОК

давайте ПОПРОБОВАЕМ

менее БЫСТРЫЙ

около ПЯТИСОТ человек

не машите руками

Ответ: ___________________.

    ИХНИЕ ошибки

пачка МАКАРОН

фильм ИНТЕРЕСНЕЕ

пара НОСКОВ

несколько ПОЛОТЕНЕЦ

Ответ: ___________________.

    много КОНСЕРВОВ

в ДВУХ ТЫСЯЧ ПЕРВОМ году

ЧЕТЫРЬМЯ способами

спелых АБРИКОСОВ

совсем ОЗЯБ

Ответ: ___________________.

    ВЫСОХНУЛА

солдатские ОРДЕНЫ

пирожок с ПОВИДЛОМ

с ОБОИМИ друзьями

вопреки ЖЕЛАНИЮ

золотые КУПОЛА

Ответ: ___________________.

    километрах

мыть ШАМПУНЬЮ

пластиковые КОНТЕЙНЕРЫ

жаждет СЛАВЫ

группа ТАДЖИКОВ

Ответ: ___________________.

    ПО ОКОНЧАНИИ школы

тонких ЗАПЯСТИЙ

пара САПОГ

неисправные КЛАПАНЫ

ЛОПНУТЫЕ пружины

Ответ: ___________________.

    вкусные ТОРТЫ

ЧЕТВЕРО суток

после СУМЕРЕК

согласно ПРИКАЗУ

окна без ЖАЛЮЗЕЙ

Ответ: ___________________.

16

1

поэту

6

прочитав

11

в две тысячи первом

2

туфель

7

поезжай

12

высохла

3

их

8

на берегу

13

шампунем

4

девяноста

9

попробуем

14

лопнувшие

5

семидесяти пяти

10

их

15

жалюзи

Морфологические нормы – это правила образования грамматических форм слов разных частей речи.

Морфологические нормы имен существительных

  1. Несклоняемые имена существительные, которые обозначает неодушевленные предметы, относится к среднему роду: купе, попурри, бикини .
  2. Исключения: бигуди, галифе (мн.ч.), жалюзи, киви, виски, бренди, кофе (м. и ср.р.), мокко, пенальти, евро (м.р.).
  3. Род имен существительных, обозначающих лиц, определяют исходя из пола, к которому они относятся: прекрасная мадам, серьезный месье, хитрая фрау и т.п.
  4. Род географических названий, названий органов печати определяется по родовому слову:Капри – остров (м.р.), Юнгфрау – гора (ж.р.), Монако – княжество (ср.р.), Боржоми – город (м.р.); «Таймс» - газета (ж.р.).
  5. Аббревиатуры обычно относят к тому роду, которому принадлежит опорное слово в них:НАТО – альянс (м.р.), СНГ – содружество (ср.р.); МГУ – университет (м.р.).
  6. Некоторые имена существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа вместо окончания -ы(-и) могут иметь ударное окончание -а (-я) :
    • односложные имена существительные: бок – бока, лес – леса, глаз - глаза, дом – дома, глаз – глаза, век – века, шелк – шелка, корм – корма, борт – борта и т.д.;
    • двусложные имена существительные, у которых в форме единственного числа именительного падежа ударение на первом слоге: буфер – буфера, берег – берега, жемчуг – жемчуга и т. д.
  7. Род сложносоставных существительных определяется по слову, которое выражает более широкое значение существительного: бабочка-адмирал, телефон-автомат,диван-кровать . А если оба понятия равноценны, род определяется по первому слову: кресло-кровать, кафе-ресторан .

Морфологические нормы имен прилагательных

  1. Нельзя соединенять в одну конструкцию простую и сложную формы сравнительной степени имени прилагательного: более хорошее сочинение/ это сочинение лучше (не это сочинение более лучше)
  2. Нельзя смешивать простую и сложную форму превосходной степени имени прилагательного: самый мудрый старец/мудрейший старец (не самый мудрейший старец)

Морфологические нормы местоимений

  1. Ошибкой является образование формы притяжательного местоимения ихний вместо их : их сын.
  2. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н : к нему, от нее .

Морфологические нормы имен числительных

  1. При склонении составных порядковых числительных изменяется их последняя часть, которая при склонении получает формы, совпадающие с формой полных прилагательных: первый, первого, первому и т.д. Остальная часть составного порядкового существительного остается неизменной при всех типах склонений, и какие-либо её изменения считаются морфологической ошибкой: в две тысячи втором году .
  2. Каждая часть и каждое слово, из которого состоит составное и сложное количественное числительное, склоняется по отдельности: увиделся с двадцатью четырьмя одноклассниками .
  3. Случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные:
    • с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней .
    • с существительными дети, люди: двое детей, четверо людей .
    • с существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят .
    • с существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток .
    • с существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж .
    • с местоимениями: нас двоих, их пятерых .
  4. Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе книги . С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба слона .

Морфологические нормы глаголов

  1. У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
  2. Образование возвратных форм: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных употребляется -сь), извините (нет возвратной формы).
  3. Образование форм повелительного наклонения: поезжай, помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг .
  4. Образование форм прошедшего времени: окреп, просох, намок (не окрепнул, просохнул, намокнул ).

Морфологические нормы причастий

  1. Образование причастий: полощущий, машущий, хотящий (не полоскающий, махаюший, хочущий );
  2. Причастия настоящего времени не образуются от глаголов совершенного вида.

Морфологические нормы деепричастий

  1. Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффикса–в : разливать – разлив, сохранить – сохранив, поредеть – поредев .Есть глаголы совершенного вида, от которых деепричастия могут образовываться с помощью суффикса –а/-я или –ши,-вши : зайти – зайдя, глядеть – глядя, прислонять – прислонившись .
  2. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффиксов –а/-я : думать – думая, гулять - гуляя, летать - летая .

Морфологические нормы наречий

  1. Образование наречий: оттуда, отрываться, внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам .
  2. Образование сравнительной степени наречий: плохо - хуже, красиво - красивее, хорошо - лучше, тяжело - тяжелее .

«Морфологические нормы (образование форм слова)».

Е. А. Щербакова, учитель русского языка и литературы,

МБОУ «СОШ № 1» г. Тарко-Сале

Аннотация

Единый государственный экзамен – серьезный шаг в жизни каждого выпускника, требующий обобщения знаний, умения организовать свою работу. Один из самых трудных экзаменов для выпускников – это ЕГЭ по русскому языку.

Цель данных методических рекомендаций – мотивировать учащихся на безошибочное выполнение заданий ЕГЭ по русскому языку, привить выпускникам навыки грамотной речи. Рекомендации представляют собой блок из трех занятий по отработке морфологических и синтаксических норм. Каждое занятие содержит теоретическую часть (набор обобщенных таблиц и небольшой комментарий к ним) и практическую (тест) часть.

Занятие по подготовке к ЕГЭ. «Морфологические нормы (образование форм слова)».

Каждая часть речи имеет свои слабые стороны при образовании форм слов. В КИМах широко представлены примеры с ошибками в образовании форм имён существительных, прилагательных, числительных, местоимений, глаголов.

Образование форм имен существительных является одним из самых сложных. Это связано с тем, что нет каких-либо определенных правил для запоминания написаний окончаний существительных в именительном падеже множественного числа.

Трудные случаи образования форм имён существительных

    Именительный падеж множественного числа

- а, - я

- ы, -и

борт - борта

вексель - векселя

вензель – вензеля

ворох – вороха

директор – директора

инспектор – инспектора

катер – катера

китель – кителя

кузов – кузова

купол – купола

окорок – окорока

округ – округа

ордер – ордера

паспорт – паспорта

погреб – погреба

профессор – профессора

сторож –сторожа

тенор – тенора

фельдшер – фельдшера

флюгер – флюгера

хутор - хутора

штабель – штабеля

штемпель – штемпеля

шулер - шулера

бухгалтер –бухгАлтеры

возраст - вОзрасты

грифель – грИфели

грунт – грУнты

диспетчер – диспЕтчеры

договор – договОры

драйвер – дрАйверы

инженер – инженЕры

конструктор – констрУкторы

лектор – лЕкторы

лифт – лИфты

плейер – плЕйеры

порт – пОрты

приговор – приговОры

принтер – прИнтеры

прожектор – прожЕкторы

редактор – редАкторы

ректор – ректоры

свитер – свИтеры

сектор – секторы

склад – склАды

слесарь – слЕсари

торт – тОрты

тренер – тренеры

штаб – штабЫ

штурман - штурманы

Кроме этого, можно запомнить ряд закономерностей именительного падежа множественного числа:

    Склоняемые существительные среднего рода, начальная форма которых оканчивается на – ко , имеют безударную флексию множественного числа именительного падежа – и (личики, перышки, яблоки, брюхи). Исключения составляют существительные с ударными окончаниями множественного числа: войска и облака.

    Остальные существительные среднего рода в форме множественного числа принимают окончание –а (- я): болта, поля, моря, окна.

В некоторых случаях окончания существительных в и.п. ед. ч. служат для разграничения лексического значения слов:

- а, - я

- ы, -и

адресА (новосёлов)

векА (средние)

годА (мои)

колЕна (трубы)

корпусА (заводские)

кренделЯ (выводить ногами)

мехА (соболиные)

мужьЯ (и жёны)

образА (святых)

орденА (и медали)

пропускА (временные)

Адресы (поздравительные)

вЕки (вечные)

гОды (войны)

колЕни (больные)

кОрпусы (часов)

крЕндели (вкусные)

мехИ (кузнечные)

мужИ (учёные)

Образы (литературные)

Ордены (монашеские)

прОпуски (занятий)

2. Родительный падеж множественного числа

-ов, -ев

нулевое

Названия национальностей:

бедуинов, казахов, калмыков, киргизов, монголов, семитов, таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов, якутов

армян, башкир, болгар, бурят, грузин

Названия отдельных лиц:

(пять) гардемаринов, гренадеров, гусаров, драгунов, кирасиров, уланов

Названия воинских соединений: (эскадрон)

гусар, (отряд) гардемарин, гренадер, драгун, кирасир, улан

Растительный мир:

абрикосов, ананасов, апельсинов,

баклажанов, бананов, георгинов, гранатов, мандаринов, помидоров, томатов

Единицы измерения:

байтов, гектаров, граммов, децибелов, каратов, килограммов, километров

ампер, аршин, бит, ватт, вольт, радиан, рентген

Парные предметы:

боков, бронхов, джинсов, гольфов,

клипсов, носков, рельсов

ботинок, валенок, плеч, погон, сапог, чулок, шорт

Названия предметов и явлений:

браслетов, брелоков, габаритов, купонов, нервов, рельсов

погонь, мест, окон, стёкол

Сущ. ср.р. на -це:

болотцев, деревцев, кружевцев, оконцев

блюдец, зеркалец, копытец, одеялец, полотенец, сердец

нулевое

Сущ. ж.р. и общ. р. :

Сущ. ж.р. и общ. р. :

ведомостЕй, лопастЕй, скоростЕй, четвертЕй, мОщностей, Отраслей, рАспрей, скАтертей

вАфель, пЕтель, потЕрь, тУфель, барж, копЁн, кочерЁг, манжЕт, обОем (обойма), пелЁн, серЁг, сирОт

Сущ. ж.р. на -ия, ья:

армий, аудиторий, бегуний, гостий, колдуний, оладий, пародий, плясуний, эскадрилий. ПолынЕй (полынья), статей, судей

Сущ. ср.р. на -ье:

гуляний, застолий, кушаний, надгробий, новоселий, ожерелий, раздумий, сидений, снАдобий, солений, ущелий

Сущ. ср.р. на -ьё :

ружей, питЕй, НО копий

Сущ. ж.р. на –ня:

богинь, погонь, тихонь, яблонь;

басен, башен, боен, вишен, двоен (двойня), пашен, сотен, спален, сплетен, тамОжен, черешен;

барышень, боярышень, деревень, кухонь

Следует запомнить: солнце – солнц.

3. Родительный падеж множественного числа сущ., употребляющихся преимущественно во множественном числе

нулевое

вЫборов, дебАтов,джИнсов,

зАморозков, кулуАров, манЁвров, мУскулов, нАрдов, очИстков, сОтов,

бУдней, дрОвней, кОзней, пельмЕней, Яслей

зраз, жабр, канИкул, лосИн, макарОн, невзгОд, окОв, сардИн, уз, шорт, шпрот

Для некоторых существительных образование форм множественного числа затруднительно; это слова мечта, мольба, башка. Слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы множественного числа родительного падежа.

Трудные случаи образования форм имён прилагательных

Образование степеней сравнения

прилагательных

сравнительная степень

превосходная степень

составная

составная

качественные

Ее (-ей): сильнее

Ше: раньше

более сильный

менее сильный

строжайший

сильнейший

простая сравнит. степень +

всего (всех): глубже всех

наиболее (наименее) …:

наиболее качественный

самый глубокий

относительные

Не образуется

притяжательные

Не образуется

Очень часто в задании А4 встречаются примеры, в которых допущены ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных. Чтобы научиться их видеть, необходимо помнить следующее: НЕЛЬЗЯ смешивать простую и составную формы степеней сравнения.

Трудные случаи образования форм числительных

    Склонение имён числительных

    один

    один

    одного

    одному

    один

    одного

    одним

    об одном

    одно

    одно

    одна

    одной

    одной

    одну

    одной

    одной

    одни

    одних

    одним

    одни

    одних

    одними

    одних

    двух

    двум

    двух

    двумя

    двух

    обоих

    обоим

    обоих

    обоими

    обоих

    обеих

    обеим

    обеих

    обеими

    обеих

    полтора (-ы)

    полтора

    полутора

    полутора

    полтора

    полутора

    полутора

    полторы

    полторы

    трех

    трем

    трех

    тремя

    трех

    5 – 20, 30

    пять

    пяти

    пяти

    пять

    пятью

    пяти

    40, 90, 100

    сорок

    сорока

    сорока

    сорок

    сорока

    сорока

    Сложные (состоят из двух корней; имеют два окончания при склонении)

    полтораста

    полтораста

    полутораста

    полутораста

    полтораста

    полутораста

    полутораста

    50, 60, 70, 80

    пятьдесят

    пятидесяти

    пятидесяти

    пятьдесят

    пятью-десятью

    пятидесяти

    двести

    двухсот

    двумстам

    двести

    двумястами

    о двухстах

    300, 400

    триста

    трехсот

    тремстам

    триста

    тремястами

    о трехстах

    500, 600, 700, 800, 900

    пятьсот

    пятисот

    пятистам

    пятьсот

    пятьюстами

    о пятистах

    Составные (состоят из нескольких слов)

    Например:

    Триста семьдесят пять

    Трёхсот семидесяти

    пяти

    Трёмстам семидесяти

    пяти

    Триста семьдесят пять

    тремястами

    семьюдесятью пятью

    о трёхстах семидесяти

    пяти

    Собирательные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро)

    двое

    двоих

    двоим

    двое

    двоих

    двоими

    двоих

    пятеро

    пятерых

    пятерым

    пятеро

    пятерых

    пятерыми

    пятерых

  1. Нормы сочетания числительных с существительными

Собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро) употребляются только в следующих случаях:

    с существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев);

    с существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат);

    с существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток).

Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба брата, на обоих столах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода (обе сестры, по обеим сторонам).

Трудные случаи образования форм местоимений

Притяжательное местоимение их имеет только эту форму.

Трудные случаи образования форм глаголов

    Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов

    Инфинитив

    Ед.ч.

    Мн.ч.

    поезжайте

    полезай, лезь

    полезайте, лезьте

    трогайте

  1. В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс – сь: умываться – умывайся, умывайтесь.

    Глагол класть (всегда без приставки)

    Глаголы по лож ить, вы лож ить, у лож ить, с лож ить (всегда с приставкой)

    У глаголов победить, убедить, очутиться, чудить, подтвердить, пылесосить нет формы 1л. ед.ч.

Тренировочные упражнения

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) мокла под дождём

2) косвенных падежов

З) чудеснейшим образом

4) здоровые дёсны

2. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) лягте на пол

2) самый красивейший

3) пара носков

4) пятисот лет

3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

1) больше шестиста рублей

2) нет мест

3) проиграв вступление

4) в двухстах метрах

4. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) пять апельсинов

2) наиболее решительнее

3) в двухстах метрах

4) на их территории

5. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) несколько ножниц

2) умелые повара

3) двое подружек

4) в полутора часах

6. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) несколько килограммов

2) скучать по вам

3) до тысяча восемьсот двенадцатого года

4) строгие инспектора

7. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) несколько грамм

2) выправь текст

3) двадцать три юноши

4) старые профессора

8 . Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) немного апельсин

2) в обеих руках

3) до тысяча девятьсот пятого года

4) уважаемые директора

9. В каком случае форма слова не соответствует норме литературного языка:

3) платьев

4) блюдцев

10. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) более глубочайший

2) лягте на пол

4) в трехстах метрах

11. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) лажу по крышам

2) часовые пояса

3) с семьюстами метрами

4) разожгёт костер

12. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) двести граммов

2) их тетради

3) из полутора метров материи

4) самый молодой

13. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) служебные пропуска

2) пропуски занятий

3) работа в аэропорту

4) заключить выгодные договора

14. Укажите ошибку в образовании формы слова:

2) вздрогнул

3) иссякнул

15. Укажите ошибку в образовании формы слова:

1) поезжайте

2) съездите

4) более моложе

Ответы: 1 - 2, 2 - 2, 3 – 1, 4 – 2, 5 – 3, 6 – 2, 7 – 1, 8 – 1, 9 – 4, 10 – 1, 1 – 4, 12 – 3, 13 - 4, 14 – 3, 15 – 4.

Список литературы

    Голуб И.Б. ЕГЭ 2010. Русский язык без репетитора: сдаем без проблем!/ И.Б. Голуб. – М.: Эксмо, 2009.

    Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. Трудные вопросы морфологии. 10 – 11 классы. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.

    Гостева Ю.Н. ЕГЭ. Русский язык. Тематическая рабочая тетрадь ФИПИ/ Ю.Н.Гостева, В.В.Львов. – М: издательство «Экзамен», 2010.

    Иссерс О.С. Интенсивный курс русского языка: 1000 тестов для подготовки к Всероссийскому тестированию ЕГЭ; Орфография. Пунктуация. Культура речи. Система языка. Выразительные средства. Анализ текста/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – 5-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2007.

    Иссерс О.С. Интенсивный курс русского языка. Почему так говорят по – русски: пособие по культуре речи/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – М.: Флинта: Наука, 2007.

    Иссерс О.С. Интенсивный курс русского языка: пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и шпаргалках/ О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – 4-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2007.

    Мамона Т.Н. ЕГЭ. Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ: учебно-методическое пособие/ Т.Н. Мамона, Е.С.Сергеева, Е.М. Михайлова, Е.Л. Ерохина, Г.Т. Егораева. – М: издательство «Экзамен», 2010.

    Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография. Пунктуация. – 3-е изд., испр. – М.: Айрис – пресс, 2002.

    Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2007.Цыбулько И.П. ЕГЭ 2010. Русский язык: тренировочные задания/ И.П. Цыбулько, С.И. Львова, В.А. Коханова. – М.: Эксмо, 2009.

    образовании формы слова ...

  1. Приказ № От 2014г рабочая программа по русскому языку (указать предмет, курс, модуль)

    Рабочая программа

    ... подготовка к ЕГЭ Формы организации учебной деятельности: различные виды разбора, списывания с заданиями, конструирование слов по ... состав слова ; - способы образования слов ; - нормы формообразования; - правописание морфем; - морфологический принцип...

  2. Организация образовательного процесса на основе требований СанПиН. Директор Халимова Г. К. зам директора по икт халиуллина Г. С. зам директора по увр бадретдинова А. М

    Документ

    ... Морфологические нормы (образование форм слова ) 7/63,6% 4. А4 Синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием). 5/45,4% 5. А5 Синтаксические нормы . Нормы согласования. Нормы ...

  3. Тема опыта: Применение оптимальных ресурсов на уроках русского языка при подготовке к егэ

    Урок

    ... занятия ... по подготовке к ЕГЭ . Например, в пособии Б.Г. Меркина, Л.Г. Смирновой "Русский язык: Подготовка к ЕГЭ ... Девочка образоваННа , ... морфологическую природу опорного слова ... по содержанию, так и по форме ... дефектных текстах нарушения норм : а) управления...