17.10.2018

2 лицо единственное и множественное число


Урок по русскому языку для учащихся 4 класса по программе " Школа России" разработан по дистанционной технологии с разноуровневыми заданиями, входным и выходным контролем.Урок разработан на модульной основе и готов для дальнейшего его электронного использования.К уроку прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок №8

  1. Название модуля (тема урока): Правописание безударных личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа .
  1. Интегрирующую дидактическую цель: дать представление о том, что во 2 лице единственного числа глаголы имеют окончание -ешь, -ишь.
  1. Целевой план действий для учащихся:

Познакомить с правописанием безударных личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа.

Знать о том, что во 2 лице единственного числа глаголы имеют окончание -ешь,

Ишь, на конце глаголов во втором лице единственного числа пишется мягкий знак;

Продолжать формировать умение определять спряжения по местоимению и окончанию или по инфинитиву;

Закреплять умение спрягать глаголы в настоящем и будущем времени;

Развивать орфографическую зоркость, умение обосновывать выбор написания орфограммы, компетентность, мышление, память, внимание;

Воспитывать любовь к учению, развивать умение работать с ИКТ.

  1. Банк информации:

а) входной контроль знаний и умений учащихся

Цель: получить информацию об уровне усвоения ранее изученного материала и уровне готовности учащегося к работе. Провести соответствующую коррекцию знаний.

1. Проверка домашнего задания

Отправить на проверку по электронной почте.

2 . Словарная работа: Д…ректор, зап…ведник, кат…лог, к…нверт, к..нституция, ..течество, п..томник, пут..шествие, ра..н, с..крет, с..йчас, (с)права, (с)лева, х..зяйство, ш..фёр, ..кскурсия.

3.Тест Выбери верный ответ.

1.Спряжение глаголов - это

а) изменение глаголов по лицам и числам;

б) изменение глаголов по падежам.

2.Как определить спряжение глагола?

а) надо посмотреть на окончание;

б) если личное окончание ударное, то определяем по нему,

если же безударное, то ставим глагол в неопределённую форму и смотрим на суффикс перед -ть.

3.К 1 спряжению относятся:

а) все глаголы на - ить;

Проверка . Работа в электронной тетради или в разработанном электронном курсе.

Вывод: Что надо знать о I и II спряжении?

  1. Спряжение глаголов - это изменение глаголов по лицам и числам: я делаю - они делают.
  2. В зависимости от окончаний глаголы можно отнести к I и II спряжению.
  3. Спряжение глаголов надо знать, чтобы правильно писать безударные окончания с Е или И, например: пиш е т, но вид и т.

б) объяснение нового материала

Сообщение темы . Правописание безударных личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа .

Цель: познакомить с правописанием безударных личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа; знать о том, что во 2 лице единственного числа глаголы имеют окончание -ешь, -ишь, на конце глаголов во втором лице единственного числа пишется мягкий знак.

— Сегодня мы узнаем какие окончания имеют глаголы 2 лица единственного числа.

— Продолжим определять спряжение по местоимению и окончанию, а также по инфинитиву.; спрягать глаголы I и II спряжения.

1.Рассмотрим таблицу

Местоимение

Лицо и число

окончания

I спряжение

окончания

II спряжение,

1 лицо ед. ч.

У, -ю

У, -ю

ты

2 лицо ед. ч.

Еш ь

Иш ь

он, она, оно

3 лицо ед. ч.

Ет

Ит

мы

1 лицо мн. ч.

Ем

Им

вы

2 лицо мн. ч.

Ете

Ите

они

3 лицо мн. ч.

Ут, -ют

Ат, -ят

Посмотри внимательно на таблицу и скажи

В каком числе и лице окончания не зависят от спряжения (… лицо … ч.)

Поставь глагол пою, смотрю во 2 л. ед. числа.

Какое у них окончание?

Запомни! Глаголы во 2-ом л. ед. ч. (ты ) всегда заканчиваются на мягкий знак .

Грамматическая сказка.

Мы сегодня говорим о глаголах 2 лица, поэтому предлагаю послушать вам сказку « Всегда твердая буква Ш и мягкий знак ».

Мягкий знак давно и безнадежно влюблен в букву Ш. Он ходит за ней, как тень, из слова в слово, но все напрасно. Буква Ш терпеть не может букв, от которых никогда не добьешься ни звука .

А Мягкий Знак именно таков. Он робок, застенчив, не пытается выделиться в строчке, занять в слове первое место. Он настолько тих и незаметен , что даже в контрольных диктантах нередко забывают о нем.

Другим буквам, которым приходится близко встречаться с Мягким Знаком, нравятся эти его качества. Многие даже сами смягчаются от его соседства.

Не смягчается только буква Ш, несмотря на все старания Мягкого Знака. Она по-прежнему тверда и так шипит, что Мягкий Знак Буквально теряет самообладание. Но он ничего не может с собой поделать и всякий раз снова становится рядом с буквой Ш- в глаголах 2 лица или в существительных женского рода III склонения.

У Мягкого Знака слишком мягкий характер. Он не в силах противиться строгим законам грамматики, которая одна распоряжается всем, что написано на бумаге- от маленькой Запятой до самого Твердого Знака.

Почему букве Ш так не нравился Мягкий Знак? Почему иногда после шипящей Ш ставится Ь и что он обозначает?(Это орфограмма, указывает на то,что это глагол 2 лица, ед. числа.категории)

2.Найти глагол во 2-ом л. ед. ч, выделить окончание, указать спряжение (Устно).

Ломит он у дуба сук

И в тугой сгибает лук.

Плещешь ты, куда захочешь

Ты морские камни точишь.

А сама-то величава,

Выступает, будто пава…

За невестою своей

Королевич Елисей

Между тем по свету скачет

3.Первичное закрепление полученных знаний

Цель: - проверить понимание изученной темы .

Поставить глагол во 2 л. ед. ч. (Устно под руководством учителя):

меша__ (спр.),

вытащ__ (спр.),

пиш__ (спр.),

напил__ (спр.),

копа__ (спр.),

наход__ (спр.),

предлага__ (спр.),

заговор__ (спр.),

постро__ (спр.),

покупа___ (спр).

Алгоритм

2. Определить спряжение.

в) закрепление нового материала

Цель: обеспечить усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и измененной ситуации, формирование умений определять спряжение и спрягать

Уровень А

Цель: упражняться в

Задание 1.

Задание 2.

Уровень В

Цель: упражняться в правописании безударных личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа; знать о том, что во 2 лице единственного числа глаголы имеют окончание -ешь, -ишь, на конце глаголов во втором лице единственного числа пишется мягкий знак.

Задание 1.

Определи спряжение и проспрягай:

кинуть, молчать, грозить, вить

Задание 2.

1. Запиши глаголы во 2 л. ед. ч. в два столбика. Выдели окончание.

Зовут, ползёт, вьют, ведут, шуршит, летят, грызёт, трещит, пищат, снуют, пронесёт, сохранит,спасёт, молчит, лежит, цветёт, сидит, горит, кричит.

2 . С глаголом цветёшь составь предложение. Выполни разбор по составу.

Проверка.

Уровень С

Цель: упражняться в правописании безударных личных окончаний глаголов 2 лица единственного числа; знать о том, что во 2 лице единственного числа глаголы имеют окончание -ешь, -ишь, на конце глаголов во втором лице единственного числа пишется мягкий знак.

Задание 1.

Определи спряжение и проспрягай:

кинуть, молчать, грозить, вить

Задание 2.

  1. Запиши глаголы во 2 л. ед. ч. в два столбика. Выдели окончание.

Зовут, ползёт, вьют, ведут, шуршит, летят, грызёт, трещит, пищат, снуют, пронесёт, сохранит,спасёт, молчит, лежит, цветёт, сидит, горит, кричит .

2 . - К глаголу цветёшь подбери однокоренные слова, разбери их по составу.

С глаголом цветёшь составь предложение.

Сделай морфологический разбор имени прилагательного, которое будет в твоём предложении.

Проверка. Отправь файл с работой учителю на проверку.

г) Выходной контроль

Цель: установить обратную связь, определить уровень усвоения учащимися темы урока.

Тест

Выдели правильный ответ

1. Какие окончания имеют глаголы во 2 л. ед. ч.?

а) - ешь, -ишь;

б) - ете, -ите;

2. Какие окончания имеют глаголы 1 спряжения?

а) -у (-ю), -ем, - ешь, -ете, -ет, -ут (-ют);

б) -у (-ю), -им, -ишь, -ите, -ит, -ат (ят)

3.К 1 спряжению относятся:

а) все глаголы на - ить + 11 глаголов-исключений;

б) глаголы на -еть, -ать (-ять), - уть, - ыть, -оть + брить и стелить.

4. Ко 2 спряжению относятся:

а) все глаголы на - ить+ 11 глаголов-исключений;

б) глаголы на -еть, -ать (-ять), - уть, - ыть, -оть + брить и стелить.

4) Найдите глагол 2 л. ед. ч..

1) грузишь

2) успеете

3) решаешь

4) ходим

5) Найдите глагол 2 л. ед. ч...

1) ноешь

2) говорю

3) пойдёшь

4) варить

Проверка. Прочти ответ..

д) Итог урока. Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

- Над какой же темой мы сегодня работали? (спряжение глаголов)

Чему учились на уроке?

Что нового узнали?

е) Рефлексия.

- Закончи предложения:

« Сегодня я убедился, что ………»

« Теперь я умею …….»

« Я знаю, что глагол…..»

ж) Домашнее задание.

Поставь глаголы во 2-е лицо единственного числа. Определи спряжение. Выдели окончание глаголов.

Размышляю, пущу, учу, брожу, сушу, люблю, вырастаю, уроню, кружу, окрашу, подарю, спрашиваю, нападаю, посмотрю, порхаю, кормлю, умею.

Пользуйся алгоритмом.

Алгоритм

1 . Поставить глагол в начальную форму.

2. Определить спряжение.

3. Вспомнить местоимения и личные окончания.

Б) Методический комментарий для учащихся.

Прочитай текст, озаглавь. Спиши, вставь пропущенные орфограммы.

Х…р…шо летом в поле, на речке! Ты бр…деш… по ш…рокому заречному лугу. На ярком цв…точке не сразу заметиш… пеструю бабочку. Слушаеш… летнюю музыку.

Глоссарий

http://ru.wikipedia.org/wiki/

Глаголом называется самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета.

Глаголы отвечают на вопросы что делает? что сделает?

Глаголы изменяются по числам и родам.

Глагол может быть совершенного и несовершенного вида .

Глагол совершенного вида отвечает на вопрос : что сделать?

Глагол несовершенного вида отвечает на вопрос: что делать?

Глаго́л — часть речи , которые обозначают действие предмета и отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делал(а и,о)?.

Спряже́ние — это изменение глаголов по

Запомни: в окончаниях глаголов 2-го лица ед. ч. в настоящем времени пишется Ь - пишешь , стучишь.

Выпиши глагол, определи время, лицо, число, допиши 3 глагола на это же правило.

Делай так: Читаешь - н.в., 2л., ед.ч., рисуешь , танцуешь , гуляешь.

Правописание безударных окончаний глаголов.

Запомни: окончания глаголов можно определить по неопределённой форме.

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно:

1. поставить глагол в начальную форму;

2. определить спряжение глагола;

3. проверить спряжение по форме 3-го лица мн.числа

(они что делают?…, если –ат - ят , то пишем И в окончании);

4. определить окончание данного глагола.

Спряжение глаголов в настоящем времени

Глаголы в неопределённой форме

I спряжение: Все глаголы на -ть, -еть, -ать, -оть, -уть, кроме глаголов исключений, + брить, стелить

II спряжение: Все глаголы на –ить, кроме 11 глаголов-исключений :

Слышать, видеть иобидеть,

Гнать, держать иненавидеть,

И дышать, смотреть, вертеть,

Изависеть и терпеть.

Выпиши глагол, определи спряжение, лицо, число, запиши 3 глагола на это же правило

Делай так: Строим – строить - 2 спр.,2л., мн.ч., держим, тащим , купим.

Запятая в предложении с однородными членами.

Запомни: Запятая ставится между однородными членами, если они соединены интонацией перечисления. Запятая ставится, если однородные члены соединены союзами а, но. Запятая не ставится, если однородные члены соединены союзом и.

Выпиши предложение правильно. Подчеркни однородные члены. Составь схему.

Делай так: Мальчики смеялись , веселились и кувыркались .


Запятая в сложном предложении.

Запомни: Если в предложении две и больше грамматические основы, то это сложное предложение. Запятая ставится между частями сложного предложения.

Выпиши предложение. Подчеркни грамматические основы. Расставь запятые.

Делай так: Дедушка с утра на работу ходил , внучка в избе прибирала.

Правописание –тся, -ться в глаголах.

Запомни: Если глагол отвечает на вопрос что делает? или что сделает? то глагол стоит в 3 лице и в нём перед –ся мягкий знак не пишется.

Например: что делает ? трясётся ; что сделает ? разбежится.

Если глагол отвечает на вопрос что делать? что сделать? то этот глагол стоит в неопределённой форме и в нём перед – ся пишется мягкий знак.

Например: что делать ? прятаться ; что сделать ? радоваться.

В неопределённой форме глагола после буквы Ч всегда пишется мягкий знак.

стеречь , стричь.

Выпиши слово, поставь вопрос, если в вопросе есть мягкий знак, пиши его в глаголе. Если в вопросе нет мягкого знака, значит это глагол 3 лица и мягкий знак писать не надо. Выпиши ещё 4 глагола на это же правило.

Делай так: мальчик торопит…ся – мальчик (что делает ?) торопит ся;

перестань торопит…ся – перестань (что делать ?)торопить ся

Буквы О-Е после шипящих и Ц в окончаниях

Существительных.

Запомни: Под ударением пиши букву - О, без ударения - Е.

Делай так: овцо й красавице й

кольцо м туче й

ножо м крыше й

плющо м товарище м

коржо м стороже м

Правописание Ы или И после Ц.

Запомни: Буква И после Ц пишется в корнях слов и в словах на -ция .

цитировать, операционная, дисциплина.

Буква Ы после Ц пишется:

· в окончаниях и суффиксах: Синицы н, щипцы ;

· в корнях слов – исключений: цы ган, цы почки, цы ц, цы кнул, цы плёнок. Делай так: поездка– поездку, поездкой.

Правописание суффиксов – ЕК, -ИК в именах

Существительных.

Запомни: Надо писать в суффиксе –ек, если при склонении гласный звук выпадает, и –ик, если не выпадает. Например: звоночек - звоночк а, ключик -нет ключик а.

Тема: Окончания глаголов 2-го

Задачи:

    Учить выделять окончания глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени.

    Создавать условия для определения роли мягкого знака

в окончании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и

будущем времени; развитие орфографической зоркости;

    Воспитывать умение работать в коллективе.

Планируемые результаты:

Предметные:

- выделять окончания глаголов 2-го

- определять роль мягкого знака в окончании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени;

- использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени.

Метапредметные:

- понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

- находить, преобразовывать и представлять информацию;

- планировать действие по решению учебной задачи

- выявлять соответствие результатов урока поставленной задаче.

Личностные:

- уметь видеть красоту окружающего мира

- анализировать и адекватно оценивать результаты учебной деятельности

- выявлять причины успешности (или неуспешности) учебной деятельности.

Межпредметные связи: чтение, окружающий мир

Ресурсы урока: учебник, рабочая тетрадь, рабочая программа.

Сценарий урока.

I . Актуализация.

Начинается урок,

Пусть он будет нам впрок.

Ребята, учащиеся 1-го класса закончили «Азбуку» и начали изучать предмет «Русский язык»

Один мальчик говорит учительнице «А я знаю, что такое глагол». Когда она спросила, что это такое, он пожал плечами.

Давайте мы поможем 1-классникам и составим паспорт глагола. Мы же с вами сейчас как раз изучаем глаголы.

(СОСТАВЛЯЕМ ПАСПОРТ)

    Глагол – это... , который обозначает …

Глаголы отвечают на вопросы …

    Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы … и имеют суффиксы -ти, -ть, -чь.

    Глаголы изменяются...

    Глаголы настоящего и будущего времени изменяются … Изменение по лицам и числам называется…

    Глаголы прошедшего времени …

    Лицо и число глагола определяется…

    У глагола нет …

Не с глаголами пишется …

Молодцы… Передадим …

II. Мотивация. Апрель, апрель!

На дворе звенит капель!

В каких словах есть буква, про которую сказано, что она не произносится, но в слово часто просится? (Ь)

Посмотрите, как я написала этот знак:

ь , лью, шь, жь, чь , ешь , ишь .

Как вы думаете, когда пишется этот знак в словах?

Назовите ещё раз, когда пишется Ь в словах?

Какие случаи мы ещё подробно не рассматривали?

Назовите тему урока. Какую учебную задачу поставим?

( учиться называть признаки глаголов 2-го лица ед.числа в наст. и буд. времени, грамотно писать окончания)

III . Организация познавательной деятельности.

    Давайте заполним таблицу для глаголов 2-го лица ед.числа

Время

Вопросы

Примеры

Настоящее время

Что делаешь?

слуша ешь , вид ишь

Будущее время

Что делаешь?

Что будешь делать?

поздрав ишь ,

буд ешь писать

Какие окончания у глаголов?

Что заметили в окончаниях глаголов?

Так что же показывает Ь в окончаниях глаголов? (что это гл. 2-го лица ед.числа наст. или буд.времени)

    А теперь потренируемся в умении писать глаголы 2-го лица наст. и буд.времени. в единств.числе.

Образуйте от глаголов неопределённой формы глаголы наст.врем. 2-го лица ед.ч. Запишите парами. Выделите окончания. Найдите… Упр.173 на с.86. (Проверьте по образцу на доске)

    «Помоги Незнайке»

Незнайка получил задание записать глаголы единственного числа во 2-м лице. Он хорошо усвоил, что глаголы 2-го лица ед.числа оканчиваются на мягкий знак. Вот какие слова он записал: постучишь , летаешь , тишь, помощь, режешь , пилишь , тушь, дрожь, дочь, снять, глотать, плывёшь .

В чём он ошибся? Какие слова надо было записать? Почему остальные слова лишние? Помогите написать правильно.

    Прочитайте стихотворение.

Деревьев разных не сочтёшь –

Одно другого краше.

Но где ты дерево найдёшь

Родней берёзки нашей!

В.Прокофьев

Русский народ горячо любит это дерево с белоствольной корой и слагает стихи и песни о берёзе.

Назовите глаголы. Почему в окончаниях стоит Ь?

Подчеркните главные члены предложения во 2-м предложении.

    Замени глаголы настоящего времени глаголами 2-го лица ед.числа.

Вхожу в лес и глажу берёзки ладонью, будто старых друзей по спине. Лежу на душистой траве, гляжу в небо, пою песни. Всю жизнь живу с друзьями плечом к плечу. ( Взаимопроверка)

IV. Диагностика достижения планируемых результатов.

Урок подходит к концу. Давайте проверим, как мы усвоили сегодняшнюю тему и повторим изученное ранее.

Проведём маленький тест.

    Назови гл.2-го лица ед.числа

    уважаем

    подумал

    решаешь

    поёте

    В каком слове мягкий знак (Ь) обозначает 2-е лицо глагола ед.числа?

    сидеть

    стучать

    моешь

    беречь

    Найдите «лишнее» слово:

    тишь

    молчишь

    идёшь

    летишь

    Укажи правильный вариант определения, форму глагола

    пою, бежит, смеёшься – прош.время

    увидишь, заметит, поймут – буд.время

    победить, наградить, беречь – наст.время

    шагал, выкопал, догорели – неопред.формы глагола

    Как не изменяются глаголы?

    по временам

    по падежам

    по числам

    по лицам

    Определи лицо, глагола в предложении:

Ты любишь белоствольный символ России? .

    3 лицо.

    1 лицо.

    2 лицо.

V . Итог урока.

В конце урока подведём итоги. Что мы узнали? Какие затруднения были в течение урока? Над чем ещё следует поработать?

VI .Рефлексия.

Д./з. с.85 – правило, с. 86 упр. 176

Тем, кто хочет получить дополнительную оценку, я предлагаю творческую работу. Вам надо составить рецепт приготовления овсяной каши, используя глаголы 2-го лица, ед. числа.

Можно начать рецепт со слов: «Берешь стакан хлопьев…»

(Брать стакан хлопьев, залить 3 стаканами горячей воды или молока,

довести до кипения и варишь 15-20 минут. Добавить соль, сахар, масло по вкусу).

Или рассказать о распорядке утра.

Начните так: «Ты просыпаешься в семь часов утра. Встаёшь с… »

Ты просыпаеш...ся в семь часов утра. Быстро встаеш… с постели и делаеш…зарядку.Потом чистиш… зубы, умываеш…ся. Причесываеш… расческой волосы, надеваеш… форму и завтракаеш… . В восемь часов ты береш…портфель и выходиш… на улицу.

Для паспорта «ГЛАГОЛ»