18.08.2019

Правописание окончания зависит от склонения имени существительного. Прямое и переносное значение слов. VI. Употребление букв Э и Е


Как написать: за пятновыводящ… раствором, без чистящ… средства, с отбедливающ… пастой? Если есть проблема с постановкой пропущенных окончаний, то необходимо изучить эту тему.

Окончание причастий и прилагательных - одна орфограмма

Хотя правописание окончаний причастий является одной из самых проблемных орфограмм, однако правило выбора для неё очень простое - такое же, как и правописания :

  • Окончания прилагательных и всех согласуемых частей речи нужно проверять по вопросу. В окончании могут быть гласные -о, -ы после основы на твёрдый согласный, -е, -и после мягких и шипящих согласных. Например: около (какого?) высокого забора; писать (каким?) синим карандашом, умиляться (какой?) спящей кошкой.
  • Внимание! Нельзя проверять вопросом формы прилагательных и согласуемых частей речи именительного падежа.

Итак, окончание причастий и прилагательных пишутся по одному и тому же правилу. Хотя не только они, так пишутся все окончания согласуемых частей речи, отвечающих на вопросы: какой? чей?

Падежные окончания причастий

Применим это правило, просклоняв причастия.

окончания причастий в мужском и среднем роде в ед.числе

нет чистящего средства, пятновыводящего раствора

дательн. п.

к какому?

к чистящему средству, пятновыводящему раствору

винитель. п.

какой? какое?

увидел чистящее средство, пятновыводящий раствор

творит. п.

с чистящим средством, пятновыводящим раствором

предлож. п.

о чистящем средстве, пятновыводящем растворе

окончания причастий во множеств. числе

нет дезинфицирующих средств

дательн. п.

к дезинфицирующим средствам

винитель. п.

увидел дезинфицирующие средства

творит. п.

с какими?

с дезинфицирующими средствами

предлож. п.

о дезинфицирующих средствах

Практическое задание № 1

Теперь, когда известно, как нужно писать окончание причастий, правило понятно, можно приступить к практической части. Пока обратимся только к словосочетаниям, так как в предложениях нужно уметь находить главное слово, к которому относится причастие. Вставьте пропущенные гласные в окончаниях причастий:



Вопрос ставится к причастию от главного слова

Чтобы правильно написать гласные в окончаниях причастий, необходимо правильно поставить вопрос. Для постановки вопроса нужно найти главное слово, которое имеет значение действующего лица или предмета, испытывающего действие со стороны другого предмета.

Таким образом, получится следующее:

Из чашки, опрокинут… котом, запрыгнувш… на стол, пролилось молоко.

Окончания причастий можно узнать только по тому вопросу, который поставлен от главного слова.

Практическое задание № 2

  1. В написанном учеником сочинении.
  2. Распиленную плотником доску.
  3. По ведущей в парк тропинке.
  4. Посаженных нами цветов.
  5. В проверенной учителем тетради.
  6. На плескавшуюся у берега волну.
  7. В построенном в деревне доме.
  8. На покрашенном зелёной краской палисаднике.
  9. На взлетающий с площадки вертолёт.
  10. За летящим над лесом самолётом.

Практическое задание № 3

Отработаем правописание падежных окончаний причастий, вставив пропущенные окончания в следующих предложениях:


Практическое задание № 4

Выполняя это задание, нужно раскрыть скобки в предложениях:

  1. В (сонный, застывший) тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
  2. Охотник разглядывал сквозь кусты (надвигающийся) фигуру огромного медведя.
  3. Над (потонувший в темноте) лесом стояла необычная тишь.
  4. Весеннее солнце радостно смотрело на (вымощенная серыми камнями) улицу.
  5. При (слабо льющийся) свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.

Практическое задание № 5

Найдите в тексте причастия, поставьте к ним вопросы от главного слова и проверьте правильность написания их окончаний.

Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи, всё застилающее до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящие лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья, ещё не сбросившую листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли, также устланным пушистым одеялом.

Ответы к практическим заданиям

  1. На пестреющей (какой?) лужайке.
  2. Опавшую (какую?) листву.
  3. О летающем (каком?) мотыльке.
  4. За отнятую (какую?) игрушку.
  5. К сидящей (к какой?) малышке.
  6. Ребят (каких?), рассказывающих о путешествии.
  7. От растревоженного (какого?) улья.
  8. Народы (какие?), борющиеся за свободу.
  9. Из блюдечка (какого?), опрокинутого котёнком.
  10. Плескавшуюся (какую?) волну.

Какое слово будет главным, а какое зависимым в словосочетаниях?



  1. В окно видно заросшее (какое?) кустарником побережье реки.
  2. Мы свернули к речке, (какой?) разлившейся во время дождей.
  3. Народ помнит имена героев, (каких?) отдавших жизнь во время войны. Эти герои живут в шелесте деревьев над (какими?) заросшими окопами.
  4. В апреле 1940 года затонул (какой?) шедший на бой с японской эскадрой броненосец «Петропавловск».
  5. Библиотекарь сделал подборку книг для мальчика, (какого?) интересующегося Космосом.
  6. Наступление дня, давно нами (какого?) ожидаемого, было омрачено плохой погодой.
  7. Книги мы брали в библиотеке, (какой?) основанной ещё Антоном Павловичем Чеховым.
  8. Умом, (каким?) направленным на одно только зло и разрушение, не охватить всей красоты этого мира.
  9. Мы были рады крупному дождю, (какому?) успевшему прибить пыль, но не успевшему навести грязь.
  10. Нет ничего слаще покоя, (какого?) покупаемого честным трудом.
  11. На следующий день нам предстояла встреча с ополчением, (каким?) продвигавшимся нам навстречу.
  12. Лица всех побледнели от зеленоватого света, (какого?) разливавшегося на веранде.
  1. В сонной, застывшей тишине комнат только слышалось монотонное гудение одинокой мухи.
  2. Охотник разглядывал сквозь кусты надвигающуюся фигуру огромного медведя.
  3. Над потонувшим в темноте лесом стояла необычная тишь.
  4. Весеннее солнце радостно смотрело на вымощенную серыми камнями улицу.
  5. При слабо льющемся свете месяца я мог различить контуры лошадей далеко в степи.

Рано утром молочно-белый туман заволакивает непроницаемой завесой густой лес. Но он не рассеивается к обеду, а превращается в тяжёлые, серые тучи (какие?), всё застилающие до горизонта. Бывает так, что зима спешит и торопит уходящее (какое?) лето, и в начале октября идёт снег. Мокрые хлопья укрывают деревья (какие?), ещё не сбросившие листву. Под тяжестью снега молодые деревца сгибаются почти до самой земли (какой?), также устланной пушистым одеялом.

Глаголы и причастия

Бывает так, что иногда люди путают глаголы с причастиями, так как связь между этими частями речи очень тесная - причастия образованы от глаголов:

  • Крыжовник поспел - поспевший крыжовник.
  • Собака лает - лающая собака.
  • Мальчик стоит - стоящий мальчик.
  • Грибы собрали - собранные грибы.
  • Поле засеяли - засеянное поле.
  • Рассказали историю - рассказанная история.
  • Лёд растаял - растаявший лёд.
  • Местность исследовали - исследованная местность.
  • Вещи разбросали - разбросанные вещи.
  • Детей обрадовали - обрадованные дети.
  • Окна осветились - освещённые окна.
  • Океан дремлет - дремлющий океан.
  • Тропинки заросли - заросшие тропинки.
  • Слова написали - написанные слова.
  • Стоят столбы - столбы стоящие.
  • Волны пенятся - пенящиеся волны.


  • Предмет движется - движущийся предмет.
  • Птиц потревожили - потревоженные птицы.
  • Народ борется - борющийся народ.
  • Тростники колышутся - колышущиеся тростники.
  • Канаву вырыли - вырытая канава.

Но различить их довольно просто - окончания глаголов и причастий совершенно разные. У глаголов окончания зависят от наклонения и времени.

В в настоящем и будущем времени лицам и числам:

ед.число

мн. число

я читаю, я вижу

мы читаем, мы видим

ты читаешь, ты видишь

вы читаете, вы видите

он читает, он видит

они читают, они видят

В изъявительном наклонении в изменяются по родам и числам:

У причастий окончания такие же, как у согласуемых частей речи и зависят от рода, числа и падежа главного слова. Такого понятия, как личные окончания причастий в русском языке не существует.

Ж.р. с окончаниями на -ь: ночь

Р.п. (-и): ночи

Д.п. (-и): ночи

П.п. (-и): ночи

Существительные на -ия, -ие, -ий, -ье: Р.п., Д.п. и П.п. имеют окончание (но в существительных на -ье в П.п. окончание -е: о счастье).

Окончания прилагательных и причастий совпадают с окончаниями вопросов какой? чей?: у дерева (какого?) зеленого; хвоста (чьего?) заячьего; утра (какого?) сияющего.

Но у форм мужского рода в именительном и родительном падежах окончания -ый/-ий: дом (какой?) кирпичный, строящийся.

V. Гласные после шипящих и ц

После шипящих в корне пишутся гласные -и, -а, -у: жизнь, чаща, чудо (исключения: жюри, парашют, брошюра).

После шипящих в корне пишется (если имеется чередование с -е в однокоренных словах): расческа (чесать), шепот (шептать), но шов, шорох.

В суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных, наречий под ударением пишется -о: речонка, медвежонок, горячо, парчовый.

В безударном положении пишется -е: реченька, с ношей, плюшевый, блестяще.

В суффиксах и окончаниях глаголов, причастий, прилагательных, существительных и наречий пишется -е: печешь, вооруженный, ночевка, отвлеченно.

После ц под ударением если произносится -о, то и пишется -о, без ударения -е: кольцо, свинцовый, зеркальце.

В окончаниях существительных и прилагательных после ц пишется буква -ы: ножницы, пальцы, бледнолицый", в суффиксе -ын: Птицын;

в словах-исключениях цыган, цыпленок, на цыпочках, цыц тоже пишется -ы.

Во всех остальных случаях пишется -и: цирк, циферблат, цирюльник, медицина.

VI. Употребление букв Э и Е

1. В начале слов буквы эие пишутся в соответствии с произношением: этот, эхо, есть.

2. После и, а также после согласных пишется буква е: гигиена, гиена, стенд, схема.

VII. Написание -н- и -нн-

-н- -нн-
1. В прилагательных, образованных от существительных с суффиксами -ан-/-ян-: серебряный, кожаный. Исключения: оловянный, деревянный, стеклянный. 2. В прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида (бесприставочных) и не имеющих зависимых слов: копченый (окорок), кошеный (луг), непрошеный (гость), мороженое (мясо). 3. В краткой форме причастий: засеяно (поле), заполнен (журнал). 4. В краткой форме прилагательных пишется столько -н-, сколько в полной форме: ветрено. 1. В суффиксах прилагательных -онн-/енн-, образованных от существительных: революционный, весенний. Следует запомнить написание: ветреный (день), ветряная (мельница), но безветренный день; масляные (краски), но промасленная бумага. 2. В прилагательных, образованных от существительных с основой на -н: лимон + н: лимонный, карманный. Но: юный, румяный, зеленый, свиной, единый. 3. В прилагательных, образованных от страдательных причастий на -ованный и -еванный: балованный, организованный. 4. В прилагательных, образованных от глаголов с приставками: отчаянный, растерянный. 5. Исключения: смышленый, названый, посаженый, приданое (сущ.). 6. В некоторых прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида, в том числе и с приставкой не-: желанный, нежданный-негаданный, нечаянный, взволнованный.

VIII. Употребление дефиса

Через дефис пишутся:

1) Слова с -то, -либо, -кое, -нибудь, -ка: как-то, где-либо, кое-кто, пришел-таки, когда-нибудь, нате-ка.

Частицы же, бы, ли пишутся отдельно: где же, когда бы, что ли.

2) Наречия на -ому-ему, -цки/-ски/-ьи: по-нашему, по-французски; повторяющиеся: мало-помалу, волей-неволей, точь-в-точь; нежданно-негаданно. Но: точка в точку.

3) Сложные слова

ü обозначающие цвет или вкус: бледно-зеленый, горько-соленый;

ü обозначающие географические названия: юго-запад, Петропавловск-Камчатский;

ü слова с пол- пишутся через дефис, если за пол- следует гласный (пол-апельсина), заглавная буква (пол-Москвы), буква л (пол-лимона); в остальных случаях они пишутся слитно: полтетради, полкниги;

ü слова, объединяющие однородные понятия: журнально-газетное издательство;

ü слова, включающие обер-, унтер-, лейб-, вице-, экс-: лейб-медик, вице-президент.

4) Предлоги из-за, из-под: из-под земли, из-за острова.

Похожая информация:

  1. A7В каком слове правописание суффикса определяется правилом правописания суффиксов отглагольных прилагательных?

Для учителей русского языка

Разработка урока по русскому языку в 9–11-х классах на тему: "Правописание окончаний слов различных частей речи"

Тема урока: Правописание окончаний слов различных частей речи

Цели урока:

  • Повторить и систематизировать полученный в предыдущих классах разрознённый материал по правописанию окончаний существительных, прилагательных, причастий, глаголов.
  • Развивать творческое языковое мышление в применении алгоритмов выбора нужного окончания слова.
  • Закрепить навык быстрого и правильного решения задачи по выбору нужного окончания слова.

Задачи урока:

  • Изучить в системе правописание окончаний существительных, прилагательных, причастий и глаголов.
  • Тренировать навыки контроля над письмом и удержания внимания через слух, зрение, пишущую руку.
  • Тренировать память через систему специально подобранных примеров.

Оборудование урока:

  • Интерактивная доска. (Дополнительно перед каждым учеником могут располагаться монитор, клавиатура и графический планшет).
  • Распечатки сводного учебного материала по правописанию окончаний слов.
  • Необходимый для работы текстовый материал и используемые учителем учебники.
  • Как вариант также могут быть применены интерактивные задания, специально подготовленные учителем или взятые с сайта
  • «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»: http://school-collection.edu.ru/

I. Вступительное слово учителя

Организация русских слов – морфемная. Следовательно, собрав правила правописания слов в единый блок и распределив их по морфемам, мы существенно облегчим их изучение для последующего правильного и безошибочного написания любых слов. Нельзя забывать при этом о порядке изучения материала. Алгоритм рассуждения над той или иной проблемой – великая вещь!
Итак, в слове всего пять позиций, где может быть допущена орфографическая ошибка: приставка, корень, суффикс, окончание и стык приставки с корнем.

Начнём с окончаний слов. Перед Вами свод всех правил, касающихся окончаний имён существительных, имён прилагательных, причастий, глаголов (числительные и их окончания, а также местоимения будут рассмотрены отдельно).

II. Изучение нового материала

На экран интерактивной доски выводится сводный изучаемый материал. Учитель даёт краткие пояснения того, что видят учащиеся. Далее изучение нового материала проводится по трём блокам, из которых состоит сводный материал: «Окончания имён существительных», «Окончания имён прилагательных и причастий» и «Окончания глаголов».

I-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Таблица №1

Таблица №2

Примечание: существительные на -мя и слово путь в Р., Д. и П. имеют -И.

Упражнения к I-му блоку

1. Перепишите, раскрывая скобки. Укажите склонение существительных и их падеж.

Идти по (дорога), играть на (рояль), мечтать об (осуществление) (идея), работать на (строительство) (дорога), путешествовать по (Сибирь), драться на (дуэль), приехать к (дочь), побывать на (стройка), участвовать в (экспедиция), рассказать о (путешествие) по (Кубань), находиться в (веденье), замереть в (восхищение), встретиться на (конференция), спорить о (поэзия), побывать в (Астрахань), выступать на (сессия), подготовиться к (жатва).

2. Вставьте нужное окончание.

1. В юност.. Вальгану пришлось присутствовать при внезапном раскрыт.. таланта. (Т.Н.) 2. Слух о поражени.. шёл по долин.. со зловещей быстротой. (Ф.) 3. Он [партизан] сидел на площад.. возле дорог.., уставившись в землю мутными глазами и в слепом отчаяни.. слал патрон за патроном в белёсую утреннюю мглу. (Ф.) 4. Море ловит стрелы молний и в своей пучин.. гасит. (М.Г.) 5. Самое лучшее в вашем положени.. – бежать отсюда. Но, к сожалению, это бесполезно.. . Вам остаётся одно: успокоиться на мысл.., что ваше пребывание здесь необходимо. (Ч.) 6. Покорно мне воображенье в изображень.. серых глаз. В моём тверском уединень.. я горько вспоминаю Вас. (Ахм.). 7. В отличи.. от ферментов витамины являются низкомолекулярными веществами.

II-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ И ПРИЧАСТИЙ


Пояснение к блоку

Окончания качественных и относительных прилагательных и причастий совпадают с окончанием вопроса какой?, поставленного от определяемого слова: Он [Ромашов] шёл теперь вдоль свекловичного (какого?) поля. Низкая толстая ботва пестрела путаными белыми и чёрными (какими?) пятнами под ногами (Купр.); Поднимающееся (какое?) солнце освещало поля. Искл.: безударные окончания мужского рода именительного и винительного падежей: (какой?) дремучий лес, скромный вид, стелющийся туман.
Окончания притяжательных прилагательных на -ий,-ье, -ья, -ьи совпадают с окончаниями вопроса чей?, поставленного от определяемого слова: птичьи (чьи?) песни, гул ребячьих (чьих?) голосов, помещичья (чья?) усадьба. Искл.: окончания мужского рода именительного и винительного падежей: (чей?) охотничий нож, вижу помещичий дом.

Упражнения ко II-му блоку

3. Вставьте пропущенные буквы. Окончания прилагательных и причастий проверяйте вопросами.

Он [Назанский] стоял теперь перед Ромашовым и глядел ему прямо в лицо, но по мечтательн.. выражению его глаз и по неопределённ.. улыбке, блуждавш.. вокруг его губ, было заметно, что он не видит своего собеседника.. . Золот.. волосы падали крупн.. цельн.. локонами вокруг его высок.., чист.. лба; густ.., четырёхугольн.. формы, рыж.., небольш.. борода лежала правильн.. волнами, точно нагофрирован.., и вся его массивн.. и изящн.. голова, с обнажённ.. шеей благородн.. рисунка, была похожа на голову одного из тех греческ.. героев или мудрецов, великолепн.. бюсты котор.. Ромашов видел где-то на гравюрах. Ясн.., чуть-чуть влажн.. голуб.. глаза смотрели оживлённо, умно и кротко. Даже цвет этого красив.., правильн.. лица поражал сво.. ровн.., нежн.., розов.. тоном. (А.И. Куприн.)

4. Перепишите, раскрывая скобки. Окончания притяжательных прилагательных проверяйте вопросом.

Плыть на (рыбачий) лодке, надеть (лисий) шубу, подойти к (помещичий) усадьбе, идти по (волчьи и лисьи) следам, слушать (птичий) пение, увидеть (заячий) следы.

III-й БЛОК ПРАВИЛ: ОКОНЧАНИЯ ГЛАГОЛОВ

Под ударением в окончаниях глаголов настоящего и будущего времени пиши то, что слышишь.
Безударные личные окончания форм настоящего и будущего времени глаголов зависят от спряжения.
Например, нам нужно определить окончание в глаголе 2-го лица пиш..шь (-е шь или -и шь?).

Алгоритм нахождения правильного безударного личного окончания глагола по его спряжению:

1. Поставь глагол в неопределённую форму (что делать ? ) (например, писать ).
2. Выдели последние три буквы в найденной неопределённой форме глагола (писать ).
3. Сопоставь эти три буквы со следующим правилом о спряжениях глагола:
«Ко II- му спряжению относятся все глаголы, оканчивающиеся в неопределённой форме на -ить , кроме глаголов: брить, стелить;
7 глаголов на -еть : смотреть, видеть, ненавидеть, терпеть, обидеть вертеть, зависеть;
4 глагола на -ать : слышать, дышать, гнать, держать.
Все остальные глаголы (на что бы они не оканчивались в неопределённой форме) относятся к I -му спряжению».

(В нашем примере глагол писать оканчивается на -ать . Этот глагол не входит в группу исключения на -ать для II- го спряжения. Следовательно, он относится к I -му спряжению.)

4. Выбери нужное окончание по нижеприведённой таблице в соответствии со следующей схемой:

Примечание: окончания в 1-м лице ед. ч. не вызывают сложностей в написании.
Во 2-м лице единственного числа в I -м спряжении надо писать окончание -ешь .
Получаем результат –

Упражнения к III-му блоку

5. Определите спряжение данных глаголов. Укажите формы 2-го лица единственного числа и 3-го лица множественного числа.

Образец. Строить (И) – строишь , строят .

Сеять, ознакомить, веять, гнать, стелить, ненавидеть, слышать, колоть, таять.

6. Вставьте пропущенные буквы. Укажите спряжения глаголов.
1. Плещ..шь ты, куда захоч..шь, ты морские камни точ..шь, топ..шь берег ты земли, подымаешь корабли. 2. Князь у синя моря ход..т, с синя моря глаз не свод..т. 3. Люди из моря выход..т и себе дозором брод..т! 4. Свет наш солнышко! Ты ход..шь круглый год по небу, свод..шь зиму с тёплою весной, всех нас вид..шь под собой. Аль откаж..шь мне в ответе? 5. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоня..шь стаи туч, ты волну..шь сине море, всюду ве..шь на просторе, не бо..шься ничего, кроме Бога одного. (АС. Пушкин.)

7. Образуйте от данных глаголов формы прошедшего, настоящего или будущего времени. Укажите спряжение.

Образец . Видеть (II) – видел , видит .

Ненавидеть, сеять, строить, обидеть, веять, клеить, таять, зависеть, значить, душить, надеяться.

III. Закрепление изученного материала

Диктант (с последующей самопроверкой)

1. Ты знаешь, я томлюсь в неволе, о смерти Господа моля. Но всё мне памятна до боли тверская скудная земля. (Ахм.) 2. В безлюдье улиц, в феерическом и мертвенном свете обычные дома приобретали торжественность и пышность. (Г.Н.) 3. Жук заметался в отчаянии. (Пауст.) .) 4. Я посвящаю эту книгу России. (Пауст.) 5. Гаврилу охватила волна воспоминаний о своей деревеньке, сбегавшей по крутой горе вниз к речке, скрытой в роще. (М.Г.) 6. В отличие от таких исторических деятелей, как Наполеон, Александр, которые стремятся к славе, власти, Кутузов в изображении Толстого чужд мечтам о величии, способен понять простого человека. 7. Грибники медленно щли от берёзы к берёзе, от осины к ели. 8. Лесное хозяйство находится в веденье егеря. 9. Из окон низеньких белых домов кое-где струился туманными прямыми полосами свет и длинными косяками ложился на жёлто-бурую блестящую землю. (Купр.) 10. Шестой урок в этот день был настоящей пыткой для новичков. (Купр.) 11. В мужичьих голосах не чувствовалось злобы. (Ф.) 12. Человек в барсучьей папахе уставился на путёвку. (Ф.) 13. Мы жили в доме, доставшемся нам от матери. 14. И долго ещё раскрасневшиеся юноши и девушки не выпускали Петра Максимовича и просили, чтобы он рассказал ещё что-нибудь о лесах. (Пауст.) 15. Туристы любовались водопадом, искрящимся на солнце. 16. В посёлке, растянувшемся вдоль моря, жили рыбаки. 17. Повезут, так поедем, а не повезут, хоть поспим до утра. 18. Синцов сказал, что он, действительно, ищет какую-нибудь часть. 19. Снег быстро тает на солнце. 20. В очках он видит хорошо. 21. Больной тяжело дышит. 22. Где строишь, там и роешь. (Посл.) 23. Пашню пашут – руками не машут. (Посл.) 24. Вы пишете с ошибками. 25. Вам это только кажется. 26. Больному неможется. 27. Весной невольно улыбаешься солнцу и свету. 28. Потерянного времени не воротишь.

IV. Домашнее задание

Изученный теоретический материал знать. Раздать заранее приготовленный и напечатанный на бумаге текстовый материал с пропущенными окончаниями разных частей речи. (Можно использовать дискеты или флешки, если позволяет оборудование класса и наличие компьютеров или доступ к ним в домах учащихся). Нужно вставить окончания и объяснить устно и графически своё решение.
Как вариант подобрать по учебнику упражнения или часть их в определённой пропорции с аналогичными заданиями и поручить ознакомиться с соответствующими изученной теме параграфами учебника, сравнив с приведённым здесь материалом.
Устно дать ответ на вопрос: какой из предлагаемых способов освоения правильного написания окончаний слов представляется Вам более приемлемым и лёгким?

P.S. В качестве домашнего задания можно творчески использовать следующий материал.

1. Вальган уже не говорил о велич.. жизн.. и смерт.. . (Г.Н.) 2. Так жила Тина, замерев в ожидан.. и по-прежнему веря в торжество справедливост.. . (Г.Н.) 3. Бахирев вдруг остро позавидовал красот.., юност.., беспечност.., лёгкост.. походк.., стройност.. тела... Что-то незнакомое и небывалое чудилось ему в самостоятельност.., лёгкост.. и спокойств.. этой женщин.. . Всё женское, копившееся годами, вдруг вырвалось, расцвело, раскрылось в дрож.. тенистых ресниц, в блеск.. глаз, в новом изгиб.. приоткрытых губ. (Г.Н.) 4. Генерал представлял себе, как в скором времен.. будет сидеть в Имперской канцеляр.. в Берлин.. на совещан.. . (Пауст)) 5. Ольга Ивановна сидела за перегородкой на кроват.. и, перебирая пальцами свои прекрасные льняные волосы, воображала себя то в гостиной, то в спальн.., то в кабинет.. мужа... (Ч.)
6. Приезд Морозки нарушил душевн.. равновесие, установивш..ся в Мечике под влиянием ровн.., безмятежн.. жизни в госпитале. (Ф.) 7. Вальган говорил о провале месячн.. плана, случивш..мся на заводе впервые за десятилетие. (Г.Н.) 8. Кареглазый поднялся с гибкостью разогнувш..ся лозы и заговорил быстро, громко, негодующе. (Г.Н.) 9. Очнулся он [Морозка] от дробн.. конск... топота, внезапно вырвавш..ся из-за бугра. (Ф.) 10. Он [Мечик], задыхаясь, свалился за перв.. попавш..ся кустом. (Ф.) 11. На покрививш..ся стогу уныло, по-сиротски примостилась ворона и молчала. (Ф.) 12. Вечером первого октября Климович сидел у себя в штабе бригады, в избе, снаружи покосивш..ся и грязн.., а внутри дочиста выскобленн.. . (Сим.) 13. Ровн.. мягк.. свет струился по опавш.. листве, и яблони, отсвеченн.. по краям, стояли в нём странн.. и золот.. . (Ф.)
14. Дирекция наход..тся на втором этаже. 15. Снег быстро та..т на солнце. 16. Стел..тся туман. 17. Спортсмены стро..тся в шеренги. 18. Удача завис..т от многого. 19. Пёс громко ла..т. 20. В очках он вид..т хорошо. 21. Хищник чу..т добычу. 22. Больной тяжело дыш..т. 23. Футболисты бор..тся за звание чемпионов. 24. Где стро..шь, там и ро..шь. (Посл.) 25. Пашню паш..т – руками не маш..т. (Посл.) 26. Вы пи?ш..те с ошибками. 27. Выберите покупку. Когда выбер..те, выпишите чек. 28. Вам это только каж..тся. 29. Больному немож..тся. 30. Весной невольно улыба..шся солнцу и свету. 31. Когда выраст..те, наверное, вспомн..те мои слова. 32. Снег та..т на солнце. 33. Потерянного времени не ворот..шь. 34. Когда выпиш..те из текста определения, сверьте с таблицей. 35. Когда выполн..те все приведённые здесь упражнения, науч..тесь быстро и правильно писать окончания слов.

1. Окончания существительных
Правописание окончаний существительных зависит от падежа и склонения имени существительного. Окончание е имеют следующие существительные:

А) 1 склонения в дательном и предложном падежах;
б) 3 склонения в предложном падеже.
Окончание -и имеют следующие существительные:
а) 1 склонения в родительном и предложном падежах;
б) 3 склонения в родительном и предложном падежах;
в) существительные на -ий, -ие в предложном падеже и существительные на -ия в родительном, дательном и предложном падежах. Внимание! В существительных на -ие, -ия, -ий данные буквосо- четания - это не окончания, а финалии, так как у существительных окончание состоит из одной буквы, за исключением форм творительного падежа.

2. Правописание окончаний глаголов
А. Правописание безударных личных окончаний глаголов зависит от спряжения (I или II).
Чтобы верно написать безударное личное окончание глагола, следует поставить глагол в инфинитив и посмотреть, на что он окачивается, определив таким образом его спряжение.

Глаголы I спряжения имеют буквы у/ю в окончаниях 3 лица и бук- ву е в остальных окончаниях. Глаголы II спряжения имеют буквы а/я в окончаниях 3 лица и букву и в остальных окончаниях.
Например:

Б. В глаголах в форме 2 лица единственного числа изъявитель- ного наклонения настоящего и будущего времени после шипящих пишется ь.
Например:

3. Правописание безударных окончаний прилагательных и причастий.
Правописание безударный окончаний прилагательных и причастий зависит от вопроса.
Какое окончание в вопросе, такое же окончание в слове.
Например:
В мрачном настроении (в настроении каком?)
С человеком, находившимся рядом (с человеком каким?)

4. Правописание суффиксов причастий
1. В страдательных причастиях прошедшего времени перед н или нн пишется суффикс -а- или -я-, если данные причастия образованы от глаголов на -ать, -ять.
Например:

Если причастие образовано от глаголов на -ить, то в них пишется суффиксы -енн, -ённ. Также суффиксы -енн, -ённ пишутся, если причастие образовано от глаголов на -ти, -чь.
Например:

2. В действительных причастиях прошедшего времени перед
суффиксом -вш- сохраняется та же гласная, что и перед -ть в инфинитиве или пере -л- в форме прошедшего времени.
Например:

3. Действительные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов -уш-/-ющ- от глаголов I спряжения и с помощью суффиксов -ащ-/-ящ- от глаголов II спряжения.
Например:

4. Страдательные причастия настоящего времени образуются с помощью суффиксов -ем-/-ом- от глаголов I спряжения и с помощью суффикса -им- от глаголов II спряжения.
Например:

Окончание -Е пишется в существительных 1-го

склонения в дательном и предложном падежах и в существительных 2-го склонения в предложном падеже (кроме существительных на -ий,-ие, -ия и -мя ).
Окончание -И (-Ы ) пишется у существительных 1-го склонения в родительном падеже; у существительных 3-го склонения, а также у существительных на -ий, -ие, -ия и -мя в родительном, дательном и предложном падежах.

После шипящих и Ц в окончаниях

существительных и прилагательных под ударением пишется О , без ударения -Е .

В окончаниях существительных и

прилагательных после Ц пишется буква Ы .

В родительном , дательном и предложном

падежах числительных от 11 до 19 в окончаниях

пишется буква И .

Чтобы узнать, какая буква пишется в безударном личном окончании глагола, нужно

определить его спряжение по неопределённой форме .
Ко 2-му спряжению относятся глаголы с безударным личным окончанием на -ить (кроме брить, стелить );
-
семь глаголов на-еть: обидеть, терпеть, зависеть, вертеть, видеть, смотреть, ненавидеть ;
-
четыре глагола на-ать: слышать, гнать, дышать, держать .
Все остальные глаголы с безударными личными окончаниями относятся к 1-му спряжению.
У глаголов 1- го спряжения в личных окончаниях пишутся буквыЕ, У, Ю; у глаголов2- го спряжения- И, А, Я.
Примечание.
Глаголы с приставками относятся к тому же спряжению, что и бесприставочные, от которых они образованы .

БЛОК "Употребление буквы Ь в различных грамматических формах"

Для обозначения мягкости согласных буква Ь

пишется в сочетаниях согласных послеЛ .

Мягкий знак не пишется внутри буквосочетаний согласных с Ч иЩ , а также в буквосочетаниях СТ, НТ .

Буква Ь на конце существительных после

шипящих пишется в существительных женского рода единственного числа.
Не пишется буква Ь на конце существительных после шипящих в существительных мужского рода единственного числа и существительных множественного числа в родительном падеже.

БукваЬ пишется в прилагательных, образованных от названий месяцев, перед

суффиксом -ск- .
Исключение: январский.
БукваЬ не пишется в кратких прилагательных с основой на шипящую.

Буква Ь пишется в следующих глагольных формах:
- в неопределённой форме глаголов - в глаголах на -ться (подсказкой является вопрос к глаголу, в котором есть Ь );
- во 2-м лице единственного числа глаголов настоящего и будущего времени на -ишь ,-ешь ;
- в повелительном наклонении глаголов,
исключение: ляг(те) .
Буква Ь сохраняется перед -ся и-те .
Буква Ь не пишется в 3-м лице единственного и множественного числа глаголов на -тся (подсказкой является вопрос к глаголу, в котором нетЬ ).

После шипящих на конце наречий пишется буква

Ь .
Исключения: уж, замуж, невтерпёж.

Если в именительном падеже числительных нет буквыЬ в конце слова , то в середине его пишетсяЬ .

Буква Ь пишется на конце частиц лишь, бишь,