10.06.2019

Устойчивые выражения в английском языке с предлогами


Phrases with prepositions - Устойчивые выражения с предлогами

В английском языке существуют ряд устойчивых выражений с предлогами, которые нужно запомнить:
1. Предлоги с существительными (prepositions with nouns)
а. Существительные с предлогом by
by mistake по ошибке
by accident нечаянно
by chance случайно
by the way кстати, между прочим
by your favor/with your permission с вашего разрешения
б. Существительные с предлогом for
for a walk/swim и т.п. гулять плавать и т.п.
for breakfast/lunch и т.п. на завтрак/обед и т.п.
в. Существительные с предлогом in
in somebody"s opinion по мнению кого-либо
in fact фактически, на самом деле, по сути
in case в случае
г. Существительные с предлогом on
on the radio/television и т.п. по радио/телевидению
on holiday/business/a trip/an cruise и т.п. в отпуске/в командировке/в поездке/на экскурсии/в круизе и т.п.
2. Предлоги с прилагательными (prepositions with adjectives)
а. Прилагательные с предлогом of
to be afraid/frightened of быть испуганным/напуганным чем-либо или кем-либо; бояться
to be ashamed/proud of стыдиться/гордиться чем-либо или кем-либо
to be aware of осознавать что-либо
to be fond of любить что-либо
to be full of быть полным чего-либо (сил, энергии)
to be jealous/envious of ревновать /завидовать кому-либо или чему-либо
to be tired of быть уставшим от
it is nice (kind/good/stupid/impolite и т.п.) of someone мило, глупо, невежливо и т.п. с чьей-либо стороны
б. Прилагательные с предлогом at
to be bad/good/hopeless и т.п. at не иметь способностей (успеха)/иметь способности (успех)/быть безнадёжным и т.п. в какой-либо деятельности
to be shocked/surprised и т.п. at/by быть потрясённым/удивлённым и т.п. чем-либо
в. Прилагательные с предлогом with
to be disappointed/satisfied with быть разочарованным/удовлетворённым чем-либо
г. Прилагательные с предлогом about
to be angry/annoyed about быть разозлённым/раздражённым кем-то/чем-то
д. Прилагательные с предлогом for
to be responsible for быть ответственным за
to be famous for быть известным чем-либо (рекордом, поступком и т.п.)
to be/feel sorry for smb. жалеть/сочувствовать кому-либо
е. Прилагательные с предлогом in
to be interested in интересоваться
in general в общем, вообще
ж. Прилагательные с предлогом to
to be similar to быть похожим на
to be glad to meet smb. быть радым познакомиться с кем-либо
to be married/engaged to быть замужем (женатым)/помолвленным
it is nice to meet you приятно познакомиться с вами
3. Предлоги с глаголами (prepositions with verbs)
а. Глаголы с предлогом for
apply for обращаться за
care for заботиться о
look for присматривать за
punish for наказывать за
search for искать что-либо, кого-либо
wait for ждать что-либо, кого-либо
go for a (walk/swim) ходить на (прогулку/пойти поплавать)
б. Глаголы с предлогом in
believe in верить в
succeed in преуспевать в
в. Глаголы с предлогом to
belong to принадлежать
happen to случаться, происходить с
listen to слушать что-либо, кого-либо
speak to/with говорить что-либо
г. Глаголы с предлогом about/of
complain about жаловаться о
dream about/of мечтать о
think about/of думать о
consist of состоять из
remind of походить на, напоминать
д. Глаголы с предлогом on
depend on зависеть от
insist on настаивать на
live on жить на
rely on положиться на
be on идти, происходить
е. Глаголы с предлогом at
laugh at смеяться над
mock at высмеивать
look at смотреть на
shout at кричать на
ж. Глаголы с предлогом after
look after присматривать за
з. Глаголы с предлогом through
look through просматривать (газету, журнал)
и. Глаголы с предлогом from
suffer from страдать от
к. Глаголы с предлогом by
stand by быть поблизости, быть готовым прийти на помощь
л. Глаголы с предлогом off
be off отправляться
put something off откладывать, переносить
м. Глаголы с предлогом around/about
wait around/about ждать
н. Глаголы с предлогом up
wake up просыпаться, будить
get up подниматься, вставать

Управление может быть предложным и беспредложным.
Возможно употребление в одном значении и предложной и беспредложной формы: интересный всем, интересный для всех . Причём формы с предлогом, как правило, ярче и четче выражают свое значение, например: охотиться летней порой – охотиться в летнюю пору и т. д. Разграничить значения в таких вариантах достаточно сложно. Иногда возможно параллельное употребление таких двойных форм, например: возвращаться поездом – возвращаться на поезде (но возвращаться машиной – НЕЛЬЗЯ) .
Нужно быть внимательным в выборе различных конструкций, т. к. возможно двоякое толкование, например: письмо матери (к матери или от неё?); В других работах подобного рода цифровые данные отсутствуют (в работах подобного рода или данные подобного рода?) .
Возможны и ошибки другого рода, это, прежде всего, нарушение синтаксических связей между зависимым и управляющим словом, например: Наряду с критикой следует пропагандировать положительные явления (получается, что нужно пропагандировать критику) . А автор хотел сказать, что наряду с критикой нужно использовать пропаганду положительных явлений.

Выбор предлога
При выборе предлога, прежде всего, учитывается его смысловое и стилистическое значение.
В волнении – с волнением, в веснушках – с веснушками (полный охват и частичный)
В подтверждение – для подтверждения (для книжно-делового стиля и нейтральное)
У них разгорелся спор – между ними разгорелся спор (в первом сочетании важно, где разгорелся спор, во втором – участники этого спора) и т. д.
Синонимичный ряд образуют предлоги с изъяснительным значением : О, ПРО, НАСЧЁТ, ОТНОСИТЕЛЬНО, КАСАТЕЛЬНО. (Разговоры о поездке, насчёт поездки, про поездку, относительно поездки) .
Синонимичны многие предлоги, выражающие пространственные отношения : у дома, при доме, около дома, возле дома, подле дома, вблизи дома и т. д. Однако и здесь можно найти стилистические и смысловые оттенки.
Гулять в лесу – гулять по лесу
Ездить в города – по городам
Идти по берегу – вдоль берега
Глядеть в небо – на небо
Отодвигать на край стола – к краю стола…

Предлоги В и НА
Предлог В в пространственном значении употребляется, если есть представление об ограниченном пространстве. Если такого значения нет употребляется предлог НА: машины стояли во дворе (в пространстве ограниченном домами или забором) – дети играли на дворе (вне дома). Антонимами будут предлоги В – ИЗ, НА – С: поехать в Крым – вернуться из Крыма, уехал на Кавказ – приехал с Кавказа.
1. С административно-географическими наименованиями употребляется предлог В, например: в городе, в районе, в области, в Сибири (сочетание на Украине возникло под влиянием украинского языка).
2. С названиями горных областей употребляется предлог НА: на Алтае, на Кавказе . Употребление предлога В при множественном числе придаёт сочетаниям значение «среди гор, в горах»: в Альпах, в Апеннинах .
Иногда сказывается традиция: в фотостудии – на киностудии, в деревне – на хуторе, на почте, на заводе . Важно также учитывать значение управляющего и зависимого слов: приехал на вокзал – вошёл в вокзал .
3. При названиях зрелищных организаций и мероприятий установилось такое употребление: в театре, в кино, в цирке (в помещении) – на концерте, на опере, на спектакле (на представлении)
4. При названиях учебных заведений используется предлог В: в университете, в школе, в колледже ; при названиях частей учебных заведений используется предлог НА: на филологическом факультете, на втором курсе .
5. При названиях средств передвижения обычно употребляется предлог НА: на пароходе, на катере, на машине . Если употребляется предлог В, то имеется в виду нахождение внутри предмета: спал в машине, обедал в самолёте .

Синонимичны некоторые предлоги, выражающие временные отношения : в последнее время – за последнее время (определённый момент и определённый отрезок времени), в праздники – по праздникам (время совершения действия и его регулярность), в два часа – за два часа, к старости – под старость, к утру – под утро и т. д. Они тоже имеют различные, еле ощутимые оттенки значения.
Синонимичны также предлоги, выражающие причинные отношения : благодаря, ввиду, вследствие, в связи с, в силу, из-за, по причине и др. Предлог БЛАГОДАРЯ желательно употреблять в тех случаях, когда речь идёт о желаемых результатах: благодаря максимальной сосредоточенности он получил повышение (ср. поезд потерпел крушение благодаря небрежности рабочего) .
Синонимичны предлоги О и ПО при глаголах , выражающих душевные переживания: скучать о доме – скучать по дому . Предлог ПО в данном значении может сочетаться с двумя падежами: дательным и предложным. Дательный обычно у потребляется у существительных: тосковать по брату, скучать по работе . Предложный – у местоимений первого и второго лица множественного числа: тоскуют по нас, скучаем по вас . В форме единственного числа местоимения могут употребляться в обоих падежах: тоскую по нему – по нём .
Предлог ЗА СЧЁТ употребляется в конструкциях, имеющих значение резерва: Мы увеличим мощность за счёт гидроэнергии ; значение элементов, единиц целого: Он растянул доклад за счёт цитат ; значение выигрыша за счёт ущерба для другой стороны: Увеличили кухню за счёт гостиной, сломав стену.

Выбор падежной формы
Прежде всего, здесь мы представляем таблицу соответствия предлогов и падежей. А затем мы рассмотрим особенности выбора падежной формы при использовании некоторых предлогов.

Выбор падежной формы зависит, прежде всего, от значения и смысла высказывания. Но некоторые конструкции допускают двоякие падежные формы. Они могут различаться стилистической окраской. В паре вершить судьбу – вершить судьбы второй вариант отмечается как характерный для официального стиля, в паре все боятся матери – все боятся дядю второй вариант имеет разговорную окраску.
Предлог ИСКЛЮЧАЯ в настоящее время сочетается с винительным падежом: исключая этот случай, исключая северную часть территории .
Предлог МЕЖДУ сочетается с родительным и творительным падежами: между сотрудников поднялся шум – между партнёрами разделили прибыль . Современному употреблению больше соответствует второй вариант.
Предлог СООБРАЗНО сочетается с двумя падежами: сообразно (чему?) учению и сообразно с (чем?) интересами страны .

Падеж дополнения при переходных глаголах с отрицанием
1. Родительный падеж обычно употребляется:
a. при наличии в предложении частицы НИ или местоимения либо наречия, в составе которых есть указанная частица: Это нисколько не облегчает чтения; Мы не имеем ни малейшего представления…
b. при разделительно-количественном значении дополнения: Не дать ли воды? Я вам дров не достану.
c. при глаголах восприятия, мысли, желания, ожидания (видеть, слышать, понимать, думать, желать, знать, хотеть): Не слышал печали в её словах.
d. при глаголах иметь, получать, доставать и других с частицей НЕ: не имеет комнаты, не получил приказа, не достал билета.
e. если дополнение выражено отвлечённым существительным: не даёт оснований, не теряет надежды, не скрывает радости.
f. в устойчивых сочетаниях, пословицах и поговорках: не даёт хода, не внушает доверия, не упускает возможности, не спускает глаз, не покладая рук.
g. при деепричастии и причастии: не получив ответа .
h. в безличных инфинитивных предложениях: Никому окон не открывать.
2. Винительный падеж обычно употребляется:
a. при указании на конкретный объект: не отрецензировал рукопись, не выпила молоко, которое оставила ей мать.
b. при выражении дополнения одушевлённым существительным, именами собственными: Ты не любишь мать; Вы не обманули Марию Николаевну; Не сдали фашистам Москву.
c. при неправильном порядке слов (дополнение перед сказуемым): Журнал я этот не люблю.
d. при форме совершенного вида глагола-сказуемого: Мы не отдадим это место.
e. при двойном отрицании: Не могу не сказать несколько слов о прекрасной работе наших сотрудников.
f. при наличии слов с ограничительным значением: Чуть не пропустил собрание акционеров; Едва не уронил стакан.
g. при распространении дополнения несколькими определениями: Не узнаю теперь в тебе тихую, молчащую, и ко всему равнодушную дочь, которой ты была.
h. при составном глагольном сказуемом: Директор долго не мог простить своим подчинённым эту шутку.
i. в устойчивых оборотах, пословицах: не вставлять палки в колёса, не рой другому яму и др.
j. если отрицание стоит не при переходных глаголах: не вполне понял задание, не очень люблю живопись.
k. при глаголах с приставкой НЕДО: недооценить силу противника; недолить стакан воды, недопечь пирог.

Следует различать конструкции со словами, близкими по значению или однокоренными, но требующими различного управления:
Обидеть на что-то – обижен чем-либо (обидеться на слова - обижен его словами ), обращать внимание на что-либо – уделять внимание чему-либо (обращать внимание на оформление контрактов – уделять внимание подбору персонала ), отчитаться в чем-либо – сделать отчёт о чём-либо (отчитаться в расходах компании – сделать отчёт о выполненной работе ) и др.

Некоторые слова могут управлять несколькими падежными формами. Это связано, прежде всего, со значением глагола и его стилистическими возможностями.
Бросить что? куда? (бросить камень в воду ), чем? (бросить камнем );
рассказывать что? о чём? кому? когда? (Он рассказывал нам историю о своих злоключениях после обеда );
жертвовать что? (жертвовать деньги ) чем? (жертвовать всем ради победы );
ведомость чего? (расходов), на что? (на выдачу зарплаты) и т. д.
При этом в языке есть слова, которые могут управлять только одной формой: влиять на кого? что? (на избирателей, на ситуацию – вин. пад.)

В заключение хотелось бы сказать, что при составлении высказываний нужно вдумываться, вчитываться в каждое слово, чтобы не возникало двусмысленностей и очевидных нелепостей. Если вы не уверены в конструкции, то лучше её заменить или свериться со словарём грамматических трудностей русского языка.

Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся о грамматических признаках предлога; совершенствовать умения и навыки по овладению орфографическими нормами русского литературного языка; воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.

Оборудование: Карточки со знаками « + » и «-», учебник, учебные тексты (РМ).

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Прогнозируемые

Результаты: Учащиеся находят предлоги в тексте; правильно и уместно употребляют предлоги в устной и письменной речи; владеют орфографическими нормами русского литературного языка.

ХОД УРОКА

Организационный этап

Актуализация опорных знаний

Выполнение интерактивного упражнения «аукцион знаний»

Для того чтобы вспомнить то, что вы знаете о служебных частях речи, я предлагаю вам определить (на слух), истинные или ложные некоторые высказывания. Если высказывание истинное - вы показываете карточку со знаком «+», если ложное - со знаком «-».

Служебные части речи - это слова, не имеющие лексического значения, они не отвечают на вопросы и не являются членами предложения. (+)

К служебным словам относятся только предлоги и . (-)

К служебным словам относятся частицы и глагол-связка. (-)

Предлог - служебная часть речи, которая вместе с падежным окончанием существительных является грамматическим средством для связи слов в предложении. (+)

Все предлоги в русском языке - непроизводные слова. (-)

Есть и производные предлоги, которые образовались от других частей речи, например, от существительных и наречий. (-)

Предлоги со словами могут писаться и слитно, и раздельно. (-)

Предлоги со словами пишутся только раздельно. (+)

III . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

Учитель. Грамматическое значение может быть выражено одним окончанием: Иду лесом, надвинулись тучи. Но иногда только окончания бывает недостаточно. Вы не скажете: Иду лесу, молнии тучах, Нужен ещё предлог: Иду по лесу, молнии в тучах. Предлог употребляется при существительном, вместе с его падежным окончанием. Иногда новые предлоги образуются из знаменательных слов. Предлогами они становятся в тех случаях, когда вместе с утратой лексического и грамматического значений утрачивают и свою самостоятельность. Привязываясь накрепко к существительным, предлоги теперь вместе с падежными окончаниями указывают их отношение к словам, которым подчинены.

Класс предлогов в современном русском языке сравнительно небольшой (около 150 слов), хотя и открытый для новообразований. Предлоги весьма частотны, и, к сожалению, их употребление в речи сопровождается своеобразными, причём достаточно устойчивыми, ошибками. Наиболее типичные ошибки - это:

Ошибки в написании самих предлогов, особенно производных (случаи смешения их с приставками здесь не рассматриваются);

Неразличение предлогов и омонимичных им знаменательных слов;

Неправильная падежная форма имён, с которыми они употребляются;

Смешение предлогов-синонимов, различающихся сферой употребления;

Стилистические ошибки в употреблении предложных сочетаний.

Давайте поближе познакомимся с предлогами, чтобы избежать подобных ошибок в их употреблении и написании.

IV . Работа над темой урока

1. объяснение учителя

(Учащиеся составляют тезисы по ходу объяснения учителя.)

- Предлог - это служебная часть речи, которая служит для связи существительного, местоимения и числительного с другими словами в словосочетании. Предлоги могут обозначать отношения между действием и объектом (смотреть на небо), Объектом и объектом (лодка с парусом), Признаком и объектом (готовый на самопожертвование). Предлоги не изменяются и не являются самостоятельными членами предложения.

Необходимо отличать предлоги от других частей речи. Слова Вокруг, накануне, возле Могут быть как предлогами, так и наречиями. Если эти слова употреблены с последующим местоимением или существительным, то это предлоги: Вокруг сада был высокий забор. Накануне отъезда настроение было тревожное. Если эти слова употреблены без последующего местоимения или существительного, то это наречия: Вокруг была непроходимая чаща. Ещё накануне я чувствовал себя хорошо. Имеется также ряд сочетаний, образованных из предлога и существительного или , которые могут выступать в роли предлогов, например: В отличие от; согласно с; вдоль по.

Предлоги В течение, в продолжение, вследствие Следует отличать от существительных с предлогом В течении, в продолжении, в следствии. Сравните:

В продолжение своего доказательства хочу сказать следующее. ()

Предлог Несмотря на Надо отличать от деепричастия: Несмотря на дождь, мы пошли в кино. Не смотря на отца, он встал из-за стола.

Памятка «Предложно-падежные конструкции»

2. ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока

V. обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

1. наблюдение над языковым материалом (запись на доске)

Š Определите, существительным или предлогом является выделенное слово.

1) (В )Виду (из-за) плохой погоды экскурсию отменили. Имейте это, пожалуйста, (В )Виду . 2) Вникните в причину - и тогда поверите (В )Следствие . (В )Следствие Ранних заморозков быстро пожелтела трава. 3) Обратите внимание (На )Счёт . Мы долго говорили (На )Счёт Экзаменов. 4) Кружились снежинки (В )Роде Пушинок. (В )Роде Имён существительных нелегко разобраться. 5) Вода моментально устремилась (В )Место Прорыва. (В )Место Меня сегодня дежурит мой товарищ. 6) (В )Продолжение Рассказа ребятам очень хотелось верить. (В )Продолжение Разговора он несколько раз задавал неуместные вопросы. 7) (В )Целях Нет конкретности. (В )Целях Увеличения роста продаж товар продавали со скидкой.

2. самостоятельная работа с научно-популярным текстом (в парах)

Учитель. Возможно, вы уже встречались с предлагаемым текстом при изучении местоимений. Подумайте: почему к нему целесообразно обратиться и при рассмотрении предлогов? Тому, кто знаком с данным текстом, достаточно (чтобы вспомнить его содержание и ответить на вопрос) воспользоваться просмотровым чтением. Как вы думаете, к какому виду чтения стоит обратиться тем, кто не читал текст?

Это интересно!

Несколько столетий назад предлоги В, к И С Имели такой вид: Вън, кън, сън , то есть состояли из трёх звуков (вроде наших Под, над ): двух согласных и одного особого, ослабленного, как бы «глухого», гласного - Ъ (ы-образного звука). Старинный облик этих предлогов лингвисты обнаруживают даже в некоторых словах сейчас. Так, слово Внутри Связано по происхождению с существительным Утроба , а Внушить Происходит от слова Ухо . Древнерусский облик этих слов - Вънутри (то есть Вън утробе ) и Вънушить (то есть Вън уши ) - хорошо показывает, как выглядел предлог (приставка) В - Вън . И тогда писали: Вън её, кън ему, сън ими . а затем предлоги упростились, приобрели постепенно современный вид: сначала Въ, къ, съ , позже В, к, с . Ведь мы и теперь знаем предлоги,

У которых то пропадает, то вновь появляется один или два звука (буквы): Без - безо, над - надо, о - об - обо И др.

Конечное Н Предлога так легко и прочно соединялось с начальной гласной местоимения, что в конце концов стало осознаваться как часть этих местоимений, стало начинать местоимения, когда они стояли после предлогов.

До сих пор мы говорили лишь о трёх предлогах - В, к, с . Только эти предлоги и имели на конце Н . После других предлогов Н В местоимениях стало появляться по аналогии.

(По В. В. Одинцову )

Š Представьте себе: кто-то из окружающих употребляет неправильно местоимения 3-го лица после предлогов. Что можно использовать из данного текста, чтобы помочь собеседнику осмыслить, как сложилась норма приращения начального Н В косвенных падежах местоимений 3-го лица?

3. Практическая работа с языковым материалом