09.04.2018

Окончания имен существительных во множественном числе. Окончания существительных во множественном числе в И.п. Склонение существительных во мн.ч.


    Развивающие :

      Развитие умений и навыков :

      Определять значение слов

      Определять часть речи

      Определять вид связи

      :

    Восприятие - психический процесс формирования образа предметов и явлений внешнего мира.

    Внимание - избирательная направленность восприятия на тот или иной предмет.

    Память - отражение опыта, сохранение и воспроизведение того, что произошло в прошлом. Основными процессами памяти является запоминание, воспроизведение и узнавание.

    Мышление - процесс отображения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания.

    Мышление :

  • < > - (от греч. analysis — разложение) — метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.

    Синтез - (от греч. synthesis - соединение) соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему); синтез неразрывно связан с анализом (расчленением объекта на элементы).

  • < > - это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.< > - это продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности.< > - (от лат. classis — разряд и facere — делать) — распределение, разделение объектов, понятий, названий по классам, группам, разрядам, при котором в одну группу попадают объекты, обладающие общим признаком.

    Абстрагирование - (от лат. abstractio — "отвлечение") — мысленное отвлечение от ряда качеств воспринимаемого объекта с целью выявления и ясного понимания какого-то одного из них.

Воображение - это психический процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующегося проецирования действительности.

    Развитие речи(уровни):

    < >

    Лексический (слова: вол - волы, губные гармошки)

    Связного высказывания текста

Развитие речи - совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Воспитательные:

  • < >< >< >

    Любовь к предмету

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

склонение ?

с.69 . Рассмотрим таблицу «.»

-ам, -ям ?

В каком падеже - окончания -ами, -ями ?

А окончания -ах, -ях ?

Склонение - это изменение слов по падежам.

окончание . (Форма слова - окончание).

Открывают учебники.

Стены, лисы.

Стена, лиса.

Первое склонение.

Ж. и м. род, окончания -а, - я.

Вол

Второе склонение (м.р., нулевое окончание и ср.род с окончаниями -о, -е.).

Степи, мыши. Степь, мышь.

Одушевлённые: лисы, волы, соловьи, мыши. Неодушевлённые:

В дательном падеже.

В творительном падеже.

В предложном падеже.

3. Этап усвоения новых знаний

Изменяем по падежам следующие слова: руки, дела, ели. Пишите падежи и изменяете слово, выделяя окончания. Все остальные работают в тетрадях, пишите слева падеж, справа - слова. У вас должно получится три колонки слов.

И.п. (кто, что?) руки дела ели

Р.п. (кого, чего?) рук дел елей

Д.п.

В.п. (кого, что?) руки дела ели

Т.п.

П.п.

Открываем с.70 . Читаем первый вопрос.

Банк знаний » и выучите.

Выходят трое учащихся.

Рука - 1 скл, дело - 2 скл, ель - 3 склонение.

Учащиеся читают вопросы.

У неодушевлённых.

У одушевлённых.

Выполняем упражнение 79

Ребята, что такое губные гармошки ?

Давайте прочитаем задание.

Это музыкальный инструмент.

5. Обобщение

Вьюги, метели под февраль полетели!

Вьюги, метели - мн.ч. Им.п.

Февраль - ед.ч. В.п.

6. Подведение итогов урока

Молодцы. Урок окончен.

Просмотр содержимого документа
«Окончания существительных во множественном числе в И.п. Склонение существительных во мн.ч. »

Цель : усвоение темы урока.

Задачи :

Обучающие :

Требования к знаниям:

    Объём (единица знания)

    Система знания

    Осмысленность

    Прочность знания

    Скорость выполнения учебных заданий при использовании знаний

Знакомство с:

    Именем существительным как частью речи

    Со склонением имён существительных во мн.ч.

    Окончаниями имён существительных во мн.ч. в И.п.

Развивающие :

    Развитие умений и навыков :

    Выделять в словах знакомые орфограммы

    Определять значение слов

    Определять форму слов (окончания)

    Определять часть речи

    Определять вид связи

    Соблюдения гигиенических требований (правильная посадка, наклон тетради, правильное держание ручки, аккуратность письма)

    Определять падеж существительных

    Развитие психических процессов :

Восприятие – психический процесс формирования образа предметов и явлений внешнего мира.

Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной предмет.

Память – отражение опыта, сохранение и воспроизведение того, что произошло в прошлом. Основными процессами памяти является запоминание, воспроизведение и узнавание.

Мышление – процесс отображения объективной действительности, составляющий высшую ступень человеческого познания.

Мышление :

    Анализ – (от греч. analysis - разложение) - метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы.

    Синтез – (от греч. synthesis - соединение) соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему); синтез неразрывно связан с анализом (расчленением объекта на элементы).

    Сравнение – это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

    Обобщение – это продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности.

    Классификация – (от лат. classis - разряд и facere - делать) - распределение, разделение объектов, понятий, названий по классам, группам, разрядам, при котором в одну группу попадают объекты, обладающие общим признаком.

    Абстрагирование – (от лат. abstractio - "отвлечение") - мысленное отвлечение от ряда качеств воспринимаемого объекта с целью выявления и ясного понимания какого-то одного из них.

Воображение – это психический процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, то есть процесс преобразующегося проецирования действительности.

    Развитие речи(уровни):

    Произносительный

    Лексический (слова: вол – волы, губные гармошки)

    Грамматический (построение предложения)

    Связного высказывания текста

Развитие речи – совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков.

Воспитательные:

Воспитание нравственной личности:

    Активность

    Самостоятельность

    Ответственность

    Любовь к предмету

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Яна Павловна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Садитесь. У вас на столах лежат таблицы, вы их пока не трогаете, мы будем работать с ними позже.

Приветствуют учителя. Садятся.

2. Актуализация ранее полученных знаний

Начнём урок с повторения. Давайте вспомним, что такое склонение ?

На что мы обращаем внимание при склонении существительных? (Что изменяется в слове при склонении?)

Ребята, до этого мы склоняли существительные в ед.числе и определяли безударные падежные окончания. А сегодня мы будем рассматривать склонение существительных во мн.числе. Откройте учебники на с.69 . Рассмотрим таблицу «Склонение существительных во мн.числе

Давайте посмотрим, какие существительные предложены нам для склонения в первой колонке.

Назовите начальную форму этих слов (ед.ч. им.п.).

А во второй какое слово? Начальная форма?

Какое склонение у этих слов? (Как мы определяем склонение? Какой род и окончание у этих слов?)

Какие существительные написаны в третьей и четвёртой колонках?

Ребята, вы знаете, кто такие волы?

Назовите начальную форму этих слов.

А какое склонение у этих слов?

Рассмотрим последнюю колонку. Какие здесь слова? Начальная форма? Склонение?

Назовите из всех этих существительных одушевлённые и неодушевлённые?

Рассмотрим изменение этих существительных по падежам.

В каком падеже у всех существительных окончания –ам, -ям ?

В каком падеже – окончания –ами, -ями ?

А окончания –ах, -ях ?

Можно ли по окончаниям в этих падежах определить склонение существительных?

Склонение – это изменение слов по падежам.

На род существительного, число, склонение и окончание . (Форма слова – окончание).

Открывают учебники.

Стены, лисы.

Стена, лиса.

Первое склонение.

Ж. и м. род, окончания –а, - я.

Волы, сёла, соловьи, поля, лучи.

Вол - Сельскохозяйственное животное - разновидность быка.

Вол, село, соловей, поле, луч.

Второе склонение (м.р., нулевое окончание и ср.род с окончаниями –о, -е.).

Степи, мыши. Степь, мышь.

Третье (ж.р., нулевое окончание).

Одушевлённые: лисы, волы, соловьи, мыши. Неодушевлённые: стены, земли, сёла, поля, лучи, степи.

Читают таблицу, называя падеж, слово и окончание.

В дательном падеже.

В творительном падеже.

В предложном падеже.

Нет, окончания не различаются по склонениям, т.к. во мн.числе окончания одинаковые.

3. Этап усвоения новых знаний

А сейчас мы будем склонять существительные. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Кто хочет пойти к доске?

Изменяем по падежам следующие слова: руки, дела, ели. Пишите падежи и изменяете слово, выделяя окончания. Все остальные работают в тетрадях, пишите слева падеж, справа – слова. У вас должно получится три колонки слов.

Назовите начальную форму этих слов и склонение.

Работаете самостоятельно, потом проверяем, что у нас получилось.

И.п. (кто, что?) руки дела ели

Р.п. (кого, чего?) рук дел елей

Д.п. (кому, чему?) рукам делам елям

В.п. (кого, что?) руки дела ели

Т.п. (кем, чем?) руками делами елями

П.п. (о ком, о чём?) руках делах елях

Открываем с.70 . Читаем первый вопрос.

У каких существительных (одушевлённых или неодушевлённых) одинаковые окончания в Им.п. и В.п.? Назовите эти окончания.

А у каких (одушевлённых или неодушевлённых) одинаковые окончания в Р.п. и В.п.? Назовите окончания.

Дополним вывод Летучей Мыши. Возьмите свои таблицы.

Эту таблицу вы вклеите в свой «Банк знаний » и выучите.

Работают письменно в тетрадях и у доски.

Выходят трое учащихся.

Рука – 1 скл, дело – 2 скл, ель – 3 склонение.

Учащиеся читают вопросы.

У неодушевлённых.

- и, -ы, - я, нулевое окончание.

У одушевлённых.

-ов, -ёв, -ей, нулевое окончание.

Учащийся читает таблицу и заполняет её.

4. Развитие умений и навыков на основе полученных знаний

Выполняем упражнение 79 с.70. Прочитай название темы. Читаем стихотворение Сергея Михалкова. Посмотрите на портрет автора.

Ребята, что такое губные гармошки ?

Давайте прочитаем задание.

Выполняем упражнение в тетрадях и у доски, пишем по одной строчке.

Окончания существительных во мн.ч. в И.п.

Это музыкальный инструмент.

5. Обобщение

Ребята, о склонении каких существительных мы сегодня говорили?

Хорошо. Какой месяц сейчас заканчивается? Правильно. В словаре Владимира Ивановича Даля есть пословица про февраль. Давайте её прочитаем.

Вьюги, метели под февраль полетели!

Какие существительные вам встретились? Какое число и падеж у этих существительных? Какие окончания у этих существительных?

Имён существительных мн.числа.

Вьюги, метели – мн.ч. Им.п.

Февраль – ед.ч. В.п.

6. Подведение итогов урока

Ребята, вы сегодня хорошо поработали и узнали много нового. Скажи, что нового ты сегодня узнал?

Молодцы. Урок окончен.

    Существительные мужского рода с основой на согласный (и нулевым окончанием) в родительном падеже имеют преимущественно окончание - -а(-я) , реже - -у(-ю) : города , гвоздя , лося , керосину , сахару .

    Окончание - -у(-ю) пишется:

      1) у существительных, называющих вещество (указанием на его количество, т.е. когда необходимо назвать часть этого вещества от общего объема количества: килограмм сыру (ср.: производство сыра ), чашка чаю (ср.: плантации чая ), купить керосину , клею , лаку , меду , скипидару ; принести гороху , жиру , луку , песку ; добавить кипятку , перцу , чесноку .

      Примечание 1 . При наличии уменьшительно-ласкательного суффикса употребляется только форма на у : попить чай-к-у , поесть сыр-к-у , попробовать мед-к-у .

      Примечание 2 . Если при существительном есть определение, то предпочтительнее форма на а(я) : головка свежего чеснока ;

      2) у некоторых существительных, собирательных и отвлеченных, если необходимо подчеркнуть оттенок количественного значения: мало народу (ср.: судьба народа ), нагнать страху (у страха глаза велики ), наделать шуму (устать от шума );

      3) у существительных, входящих в состав устойчивых выражений: без году неделя, беситься с жиру , говорить без умолку , дать маху , добиться толку , задать перцу , нашего полку прибыло, не до смеху , нужно до зарезу , поддать жару , прибавить шагу , с боку на бок, с глазу на глаз, с миру по нитке ; также в составе отрицательных конструкций: не видел ни разу , нет отбою, износу , покою ; нет ни слуху , ни духу ;

      4) у существительных для их смыслового различия выйти из дому ("выйти из своего дома") - выйти из дома ("выйти из любого строения"); уйти из дому ("уйти ненадолго") - уйти из дома ("покинуть семью"); проводить до дому ("проводить домой") - проводить до дома ("проводить до какого-нибудь дома").

    Примечание . Форма на у(ю) чаще имеет разговорный оттенок. В современном русском языке она непродуктивна и вытесняется формой на а(я) даже в устной речи.

  1. Существительные мужского рода с нулевым окончанием в предложном падеже наряду с окончанием -е могут иметь и окончание . Наличие таких форм связано в одних случаях с дифференциацией значений: в лесу (обстоятельственное значение) - о лесе (объектное значение), стоять в строю - в синтаксическом строе русского языка, быть на Дону - слышал о «Тихом Доне » (роман); в других - со стилистической окраской: в цехе (книжн.) - в цеху (разг.), в отпуске - в отпуску , на крюке - на крюку , в спирте - в спирту .

    У существительных мужского и женского рода на а(я) в дательном и предложном падежах пишется окончание -е : по волне , о волне ; на галерее , о галерее ; к Майе , о Майе ; к Косте , о Косте ; к тихоне , о тихоне (тихоня), к юноше , о юноше .

    ия в родительном, дательном и предложном падежах пишется окончание -и : от армии , к армии , об армии (армия ); от иллюзии , к иллюзии , об иллюзии (иллюзия ); от дискуссии , к дискуссии , о дискуссии (дискуссия ) . Собственные имена на ия тоже имеют окончание -и : от Марии , к Марии , о Марии (Мария ); от Ии , к Ии , об Ии (Ия ); от Бии , к Бии , о Бии (река Бия ) .

    Примечание 1 . Имена и отчества, стоящие рядом, могут иметь разные окончания: Лидия Ивановна . Имя Лидия изменяется как существительное на ия , а отчество - как существительное на а: от Лидии Ивановны , к Лидии Ивановне , о Лидии Ивановне .

    Примечание 2 . Следует различать параллельные формы собственных имен типа Анастасия и Настасья , Мария и Марья , Наталия и Наталья , София и Софья . Они имеют разные окончания в дательном и предложном падежах; ср.: к Наталии (так как оканчивается на ия ) - к Наталье (так как оканчивается на я ).

    У существительных мужского рода с нулевым окончанием, а также у существительных среднего рода на о(е) -е : о доме , о гусе , о крае (но: в краю ), в инее , в улье ; в окне , о море .

    У существительных мужского рода на ий и среднего на ие в предложном падеже пишется окончание -и : в гербарии (гербарий ), в гоголевском «Вии » («Вий »), в комментарии (комментарий ), в планетарии (планетарий ), об алюминии (алюминий ), о гении (гений ), о кии (кий ), о критерии (критерий ), о солярии (солярий ); в здании (здание ), в созвездии (созвездие ), о бедствии (бедствие ), о пребывании (пребывание ), о сочувствии (сочувствие ) .

    Исключение : на острие .

    У существительных среднего рода на ье в предложном падеже пишется окончание -е: на взморье, в Приазовье, в Приамурье, об ожерелье, о счастье, в подполье, в волненье (но: в волнении ).

    Исключение : в забытьи .

    Примечание . Различаются слова, одинаково звучащие, но имеющие разные окончания в предложном падеже, типа варенье ("продукт") и варение ("процесс"), соленье и соление , копченье и копчение : о варенье - о варении .

    У существительных среднего рода на мя (их десять: бремя , время , вымя , знамя , имя , пламя , племя , семя , стремя , темя ), а также у существительного дитя в дательном и предложном падежах пишется окончание -и : к пламени , о пламени , к дитяти , о дитяти .

    Русские фамилии и названия населенных пунктов на ин, ын, ов(ёв), ев изменяются по-разному: фамилии в творительном падеже единственного числа имеют окончание -ым (как прилагательные): Пушкиным , Спицыным , Некрасовым , Воробьевым ; названия населенных пунктов в творительном падеже оканчиваются на -ом (как существительные): под городом Пушкином , Царицыном , Саратовом , Киевом .

    Примечание 1 . Иноязычные фамилии на ин и ов в творительном падеже имеют окончания существительных -ом : Дарвином , Чаплином , Бюловом (в этих словах -ин, -ов не являются суффиксами).

    Примечание 2 . Славянские фамилии на их, ых, ово (Долгих , Куцых , Дурново ) и иноязычные фамилии на е, и, о, у (Доде , Рабле , Буонарроти , Дефо , Неру ) не склоняются. Иноязычные фамилии, оканчивающиеся на твердый согласный (Вагнер , Глиэр ), при обозначении лиц женского пола тоже не склоняются.

    Существительные женского рода, оканчивающиеся на шипящий, в именительном (винительном) падеже единственного числа имеют ь на конце: блажь , горечь , дичь , мелочь , мышь , молодежь , ночь , плешь , роскошь , рожь , упряжь , чушь .

    Примечание . Существительные мужского рода, оканчивающиеся на шипящий, не имеют на конце ь : голыш , мякиш , престиж , чиж , хлыщ .

    Существительные женского рода, оканчивающиеся на ь , в родительном, дательном и предложном падежах имеют окончание -и : у молодежи , к молодежи, о молодежи ; нет акварели , к акварели , об акварели .

Примечание . Нарицательное существительное любовь в родительном, дательном и предложном падежах утрачивает гласный о , однако при склонении собственного имени Любовь гласный о сохраняется; ср.: нет любви, к любви, о любви , но: нет Любо ви, к Любо ви, о Любо ви .

    У существительных мужского рода в именительном падеже множественного числа возможны формы на ы(и) и а(я) : курсы , сады , гвозди , берега , края .

    Формы на -а(-я) употребляются:

      1) у многих односложных слов: бег - бега , бока , борта , века (но: во веки веков, в кои веки ), глаза , дома , леса , луга , рога , снега , сорта , стога , шелка ;

      2) у слов, имеющих в единственном числе ударение на первом слоге: адрес - адреса , буера , буфера (и буферы ), веера , векселя , вечера , вороха , голоса , доктора , дупеля , егеря , желоба , жемчуга , жернова , катера , кивера , кителя , колокола , купола , кучера , лемеха , мастера , невода (и неводы ), номера , окорока , округа , ордера , острова , откупа (и откупы ), отруба (отруб), паруса , паспорта , перепела (и перепелы ), повара , погреба , поезда , потроха , сторожа , тенора (и теноры ), терема , тетерева , трактора , фельдшера (и фельдшеры ), флюгера (и флюгеры ), холода , хутора , черепа , шафера , штемпеля (и штемпели ), штуцера (и штуцеры ), шулера (и шулеры ), также у некоторых других слов типа директора , обшлага , профессора , рукава ;

      3) у некоторых слов-омонимов (выбор формы на а(я) или на ы(и) зависит от смысла): бо ровы ("самец свиньи") - борова ("часть дымохода"), ко рпусы ("туловище человека или животного") - корпуса ("здание", "войсковая единица"), ла гери ("общественно-политические группировки") - лагеря ("временная стоянка"), мехи ("механизм для нагнетания воздуха", "емкость для вина") - меха ("выделанная шкура зверя"), о бразы ("обобщенное представление") - образа (то же, что икона), о рдены ("организация с определенным уставом") - ордена ("знак отличия"), про пуски ("что-нибудь пропущенное, недосмотренное") - пропуска ("документ на право входа куда-либо"), со боли ("пушной зверек") - соболя (мех соболя"), то ки ("движение электрического заряда в проводнике") - тока ("место токования птиц", "площадка для молотьбы"), то ны ("музыкальный звук") - тона ("оттенок цвета по яркости, колориту"), то рмозы (перен. "препятствие в развитии чего-либо") - тормоза ("устройство для замедления или остановки движения"), учи тели ("глава учения") -учителя ("преподаватель"), хле бы ("продукт, выпекаемый из муки") - хлеба ("злаки на корню"), цветы ("цветущее растение") - цвета ("окраска, световой тон").

      Ср. также различие существительных, имеющих формы единственного и множественного числа, и существительных, имеющих только форму множественного числа: про воды (от провожать) и провода (от провод), счёты ("приспособление для счета", "отношения") - счета ("финансовый документ").

      Смыслоразличительную роль окончания -ы(-и) и -а(-я) выполняют в следующих словах: зубы - зубья , корни - коренья , крюки - крючья , листы - листья , мужи - мужья , сыны - сыновья , клоки - клочья [ср. также у слов среднего рода: колени ("сустав") - колена ("особый прием в танцах") - коленья ("сочленение у трубы") ] .

    Примечание 1 . От слова камень форма множественного числа камни (форма каменья - устаревшая).

    Примечание 2 . При выборе соответствующей формы необходимо учитывать, что одна из форм может быть употребительной только в определенном лексическом окружении. Так, при нормативной форме века форма веки употребляется в устойчивых выражениях во веки веков, в кои веки ; нормативная форма крендели уступает место форме кренделя в выражении кренделя ногами выписывать .

    Примечание 3 . В современном языке у слов мужского рода форма на а(я) более продуктивна, особенно в устной речи, в связи с чем она чаще употребляется как средство стилистической и стилевой дифференциации; ср.: догово ры (книжн.) - договора (разг.), инспе кторы - инспектора , корре кторы - корректора , кре йсеры - крейсера , пе кари - пекаря , проже кторы - прожектора , реда кторы - редактора , се кторы - сектора , сле сари - слесаря , то кари - токаря , це хи - цеха , шту рманы - штурмана .

  1. Многие имена существительные мужского рода в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание, т.е. оканчиваются на согласный основы. Сюда относятся слова, называющие:

      1) парные предметы: (нет) ботинок, валенок, погон, чулок (но: носков ), эполет (но: рельсов );

      2) некоторые национальности (у большинства слов основа оканчивается на н и р ): (образ жизни) англичан, армян, башкир, болгар, бурят, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, турок, хазар, цыган ; но: бедуинов, калмыков, киргизов, коряков, монголов, негров, орочей, таджиков, тунгусов, узбеков, хакасов, хорватов, чукчей, якутов ;

      3) воинские объединения: (отряд) партизан, солдат ; в названиях прежних родов войск формы с нулевым окончанием и на ов употребляются дифференцированно, в зависимости от значения: при собирательном значении (с неопределенно-количественными существительными армия, отряд, войско, группа и т.п.) используется форма с нулевым окончанием: (отряд) гренадер, гусар, драгун, кирасир, рейтар ("средневековый воин"), улан , а при обозначении отдельных лиц (или конкретного количества, названного числительными) - форма на ов : (пять) гусаров , кирасиров ; формы гардемарин - гардемаринов равноупотребительны; в названиях современных родов войск употребляется, как правило, полная форма: (группа) минеров , саперов , также мичманов ;

      4) некоторые единицы измерения: (несколько) ампер, ватт, вольт, аршин, герц, гран, эрстед ; наблюдаются колебания следующих счетных форм: микрон - микронов , ом - омов, рентген - рентгенов , грамм - граммов , килограмм - килограммов , карат - каратов ; а также формы на ов : кулонов (и кулон ), ньютонов (и ньютон ), эргов (и эрг ), динаров , гектаров .

      Как нормативные в языке используются следующие формы на ов : апельсинов , мандаринов , помидоров , томатов ; но: баклажан - баклажанов .

  2. Примечание 1 . При наличии вариантов следует ориентироваться на тенденцию в современном языке к использованию более короткой формы, т.е. с нулевым окончанием.

    Примечание 2 . Необходимо различать формы родительного падежа множественного числа у слов-омонимов; ср.: глазок (у картофеля): им. п., мн. ч. - глазки , род. п., мн. ч. - глазко в , а глазо к (уменьшительное от глаз ) имеет формы: им. п., мн. ч. - гла зки , род. п., мн. ч. - гла зок ; рожки ("пищевой продукт"): род. п., мн. ч. - рожко в , а ро жки (уменьшительное от рог ) - рожек .

  3. У существительных женского рода, оканчивающихся на а , в родительном падеже после шипящих ь не пишется: барж (ба ржа ), краж (кража ), лыж (лыжа ), рощ (роща ), туч (туча ), тысяч (тысяча ) .

    Существительные женского рода на ия (армия , линия ) и на ья (если ударение не падает на окончание: певу нья , хохоту нья ) в родительном падеже оканчиваются на ий (это суффикс основы, а окончание - нулевое): армий , аудиторий , пародий , фамилий , экскурсий , гостий (но: госте й от гость ), колдуний , оладий (ола дья ), певуний , плясуний , попрыгуний , хлопотуний , шалуний , эскадрилий .

    Существительные на ударяемое ья (скамь я ) в родительном падеже оканчиваются на ей (окончание также нулевое): бадей (бадь я ), ладей , полыней , свиней , семей , статей ; также судей (судь я ) . Нормативными являются формы до лей , ке глей , пе ней , при горшней , са клей , свече й .

    У существительных женского рода на ня (вишня , спальня ) в родительном падеже ь не пишется (окончание нулевое): боен (бойня ), вишен, колоколен, купален, спален .

    Исключения : барышень , боярышень , деревень , кухонь , а также яблонь (от яблоня ); но: яблоней (от яблонь ) .

    Нормативными являются формы родительного падежа множественного числа: вафель, домен, кочерёг, кровель, нянь, оглобель (и оглоблей ), простынь (и простыней ), розог, свадеб, сплетен, усадеб (и усадьб ).

    Существительные среднего рода на ие (издание, удивление) и на ье (ожерелье , предгорье ) ий (окончание нулевое): завоеваний , переживаний , приглашений , притязаний , разочарований , состязаний , формирований ; кочевий (кочевье ), надгробий , побережий , предместий , угодий .

    Существительные на ьё в родительном падеже множественного числа оканчиваются на ей (окончание нулевое): ружей (ружьё ), питей - малоупотр. (питьё ).

    Исключение : копий (копье ) .

    Примечание . Слова низовье, платье, устье, а также существительное мужского рода подмастерье в родительном падеже имеют окончание -ев : низовьев , платьев , устьев , подмастерьев .

    Существительные дверь, дочь, лошадь в творительном падеже оканчиваются на ьми : дверьми , дочерьми , лошадьми (форма на ями - устарелая). Существительные кость, плеть в творительном падеже оканчиваются на ями : костями , плетями (форма на ьми встречается только в устойчивом сочетании лечь костьми ).

    Существительные, употребляющиеся только в форме множественного числа (типа грабли, ножницы ), имеют нормативную форму родительного падежа: заморозков , клавикордов , клипсов , лохмотьев , пантов ; нападок, ножниц, панталон, потемок, сумерек, шаровар; будн, городище , дождище , дружище , роялище , сапожище , умище , болотище , бревнище , винище ; бородища , головища , силища , скучища , туфлища (ту фля) . Во множественном числе существительные мужского и женского рода с этим суффиксом имеют окончание , а существительные среднего рода - окончание -а : заборищи , сапожищи , ладонищи , мозолищи ; болотища , бревнища , оконища .

    Примечание 1 . При образовании существительных с суффиксом -ищ- необходимо иметь в виду исходное слово и его значение - при этом пишутся разные окончания как в единственном, так и во множественном числе; ср.: ножище (от нож ) и ножища (от нога ); м. р. - городище ("большой город"), мн. ч. - городищи и ср. р. - городище ("остатки древнего поселения"), мн. ч. - городища ; м. р. - топорище ("большой топор"), мн. ч. - топорищи и ср. р. - топорище ("рукоятка топора"), мн. ч. - топорища ; м. р. - пожарище ("большой пожар"), мн. ч. - пожарищи и ср. р. - пожарище ("место, где был пожар"), мн. ч. - пожарища .

    Примечание 2 . Все существительные с суффиксом -ищ- в косвенных падежах имеют такие же окончания, как и существительные без этого суффикса; ср.: домище (дом), домища (дома ), домищу (дому ), домищем (домом ); ножища (нога ), ножищи (ноги ), ножище (ноге ); головищи (головы ), головищ (голов), головищам (головам ) и т.д.

  4. После суффиксов -ушк-, -юшк-, -ышк-, -ишк- в именительном падеже единственного числа пишется:

      1) окончание у существительных женского рода и у одушевленных существительных мужского рода: дум-ушк-а , зимушка , волюшка , страстишка , болтунишка , воришка , колдунишка , купчишка , скворушка , трусишка ;

      2) окончание у существительных среднего рода и у неодушевленных существительных мужского рода: гор-юшк-о , здоровьишко , молочишко , пальтишко , голосишко , городишко , рублишко , сараишко , заборишко .

  5. Примечание 1 . Слова мужского рода типа заборишко в косвенных падежах имеют такие же окончания, какие имеют эти существительные без суффикса -ишк- ; ср.: заборишко (забор), заборишка (забора ), заборишку (забору ), заборшиком (забором ), о заборишке (о заборе ) . Формы косвенных падежей заборишки, заборишке, заборишкой считаются устаревшими.

    Примечание 2 . Слова воробы шек - воробу шек, каме шек - каму шек различаются стилистически: суффиксами -ышек-, -ешек- оформляются в стилистическом отношении нейтральные слова, а суффиксом -ушек- - слова разговорные или диалектные.

  6. После суффикса -л- в именительном падеже единственного числа у одушевленных существительных мужского и общего рода пишется окончание , у существительных среднего рода - окончание : верзи-л-а , воротил-ик-, -чик- пишутся в том случае, если гласная и при склонении существительных сохраняется во всех формах: кристаллик (кристаллик а), шалашик (шалашик а) ; если при изменении слова гласная выпадает, то пишется суффикс -ек : горошек (горошк а), дождичек (дождичк а), дружочек (дружочк а), звоночек , кулечек , мешочек , ножичек , подарочек , рожочек , сучочек .

  7. Примечание . В корне существительных типа орешек, рожочек происходит чередование х - ш, к - ч, ц - ч , поэтому в них выделяется суффикс -ек, -ик , а не -чек, -чик (ср.: палец - пальч-ик ).

  8. Суффикс -ец пишется у существительных мужского рода (гласная е в суффиксе при склонении исчезает), а суффикс -иц- - у существительных женского рода (гласная и всегда сохраняется): владелец (владельца), капиталец (капитальца), морозец , рассказец , полководец ; книжиц а (книжиц ы), красавиц а, владелиц а .

    У существительных среднего рода пишется суффикс -ец- , если ударение падает на окончание, а -иц- - если ударение предшествует суффиксу: пальтец о , письмец о , ружьец о ; зда ньиц е, здоро вьиц е, кре слиц е, пла тьиц е .

  9. Суффикс -ичк- пишется у существительных женского рода, образованных от основ на иц : лестничк а (лестниц -а), луковичк а (луковиц -а), пуговичк а (пуговиц -а), умничк а (умниц -а) . В остальных случаях пишется суффикс -ечк- : пешечк а (пешка), ситечк о (сито), утречк о (утро) ; а также в образованиях от слов на мя : времечк о, племечк о, стремечк о, темечк о ; в именах собственных: Валечк а, Зоечк а, Иечк а, Колечк а, Фенечк а, Юлечк а (у этих слов основа не оканчивается на иц ) .

  10. Примечание 1 . Это же правило можно применять и для сложного суффикса -ничк- : вафельничк а (вафельниц -а), сахарничк а (сахарниц -а) .

    Примечание 2 . Написание имен собственных с суффиксом -ичк- типа Соничк а, Феничк а в современном языке ненормативно.

    Примечание 3 . В русском языке безударного суффикса -ячк- нет.

  11. Суффикс -оньк- пишется у существительных, корень которых оканчивается на твердый согласный: берез-оньк а, голов-оньк а, дев-оньк а, кос-оньк а, Лиз-оньк а, лис-оньк а, полос-оньк а ; но: Марфа - Марф"-еньк а . Суффикс -еньк- пишется у существительных, корень которых оканчивается на мягкий согласный или на шипящий: Вал"-еньк а, до-рож-еньк а, доч"-еньк а, ноч"-еньк а, подруж-еньк а, Саш-еньк а .

  12. Исключение : баиньк и, заиньк а, паиньк а .

    Примечание 1 . От слов мама, папа образуются формы только с суффиксом -еньк- : маменьк а, папеньк а . Формы маманька, папанька - просторечные, мамонька - диалектная.

    Примечание 2 . Написания Аннинька, лисонька, Марфинька, полосынька и под., встречающиеся в произведениях писателей-классиков, ненормативны, так как суффиксов -аньк-, -ыньк-, -иньк- в современном языке нет.

  13. В уменьшительно-ласкательных формах, образованных от существительных на ня с помощью суффикса -к-, ь пишется в том случае, если он имеется в родительном падеже множественного числа: барышень-к -а (барышень ), деревень ка (деревень ), дынь ка (дынь ), кухонь ка (кухонь ), милостынь ка (милостынь ), нянь ка (нянь ), пустынь ка (пустынь ), яблонь ка (яблонь ) .

    Если в родительном падеже множественного числа ь не пишется, то он не употребляется и перед суффиксом -к- : басенка (басен), башенка (башен), колоколенка (колоколен), купаленка (купален), пашенка (пашен), песенка (песен), часовенка (часовен) .

  14. Сочетание инк (суффиксы -ин- и -к- ) пишется в словах, которые образованы от существительных женского рода на ин(а) : бисеринк а (бисерин а), бусинк а (бусин а), горошинк а (горошин а), жемчужинк а (жемчужин а), изюминк а, миндалинк а, прогалинк а, ссадинк а ; по аналогии образованы слова снежинк а (здесь суффикс -инк- , так как нет слова снежина ), горлинк а, пушинк а . В немногочисленных словах пишется суффикс -енк- : беженк а, монашенк а, неженк а, нищенк а, француженк а, черкешенк а .

  15. Суффикс -чик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж : вклад-чик , автомат-чик , буфет-чик , воз-чик , смаз-чик , подпис-чик , перебеж-чик .

  16. Примечание . Согласные к и ч перед суффиксом -чик- чередуются с т : добытчик (добыча), кабатчик (кабак) .

    Суффикс -щик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на другие согласные (кроме д, т, з, с, ж ): атом-щик , гардероб-щик , дрессиров-щик , камен-щик , фонар-щик , халтур-щик .

    Примечание . Перед суффиксом -щик- ь пишется только после л : кровель -щик, пиль щик, прогуль щик, текстиль щик .

  17. У существительных, образованных от основ прилагательных, пишутся суффиксы:

    -изн- : белизн а, голубизн а, желтизн а, кривизн а, новизн а;

    -ин- : быстрин а, вышин а, глубин а, старин а, седин а, толщин а;

    -от- : краснот а, мелкот а, нагот а, пестрот а, прямот а, слепот а;

    -ость- : ветхость , дикость , деловитость , домовитость , убогость , угловатость ; а также от основ причастий: возбужденность , воспитанность , изолированность . Возможны также образования от основ прилагательных с суффиксом -ность : будущность (будущий), всеобщность , горячность , готовность , общность , сущность (сущий) .

  18. У существительных, образованных от основ глаголов, пишутся суффиксы:

    -енств- : нищенств о, первенств о (от нищенств овать, первенств овать );

    -отн- : беготн я (от бегать), пачкотн я, руготн я, стукотн я, толкотн я ;

    -ств-(-овств-) : воровств о, колдовств о, мотовств о, сватовств о, хвастовств о, шутовств о, явств о (устар. от явиться );

    -еств- : жульничеств о (от жульничать), кустарничеств о, лодырничеств о, мошенничеств о, привередничеств о ; также от основ прилагательных: излишеств о, могуществ о .

Примечание . Написание слов типа варев о, месив о , образованных от глаголов с помощью суффиксов -ив-, -ев- , рекомендуется запомнить. Вот некоторые из них: жарев о, кружн-н ик (именины), малин-н ик (малина), мошен-н ик (мошна), осин-н ик (осина), рябин-н ик (рябина); беспридан-н иц-а (приданое), бессон-н иц-а (сон), звон-н иц-а (звон), полен-н иц-а (полено) ;

2) если существительное образовано от прилагательного, имеющего нн , или от причастия: болезненн -ость (болезненн ый), взволнованн -ость (взволнованн ый), гривенн -ик (гривенн ый), доверенн ость (доверенн ый), жеманн -ица (жеманн ый), избалованн -ость (избалованн ый), избранн -ик (избранн ый), изгнанн -ик (изгнанн ый), конн -ица (конн ый), коренн -ик (коренн ой), лиственн -ица (лиственн ый), нечаянн -ость (нечаянн ый), образованн -ость (образованн ый), общественн -ик (общественн ый), организованн -ость (организованн ый), пленн -ик (пленн ый), посланн -ик (посланн ый), привилегированн -ость (привилегированн ый), производственн -ик (производственн ый), пшенн -ик (пшенн ый), ремесленн -ик (ремесленн ый), родственн -ик (родственн ый), священн -ик (священн ый), семенн -ик (семенн ой), собственн -ик (собственн ый), современн -ик (современн ый), согласованн -ость (согласованн ый), туманн -ость (туманн ый) .

  • Н пишется в словах: багрян -ица (багрян ый), варен -ик (варен ый), ветрен -ость, ветрен -ик, ветрен -ица (ветрен ый), гостин -ица (гостин ый), дровян -ик (дровян ой), коноплян -ик (коноплян ый), копчен -ости (копчен ый), костян -ика (костян ой), маслен -ица (маслен ый), мудрен -ость (мудрен ый), овсян -ица (овсян ой), торфян -ик (торфян ой), смышлен -ость (смышлен ый) и т.п., а также в словах ольша-н ик, омшан -ик -а ) .