02.10.2021

Зуев ю ф военная педагогика. Военная педагогика как наука


Объектом военной педагогики являются военнослужащие и воинские коллективы. Предметом выступает военно-педагогический процесс в целом и непосредственно педагогические закономерности обучения, воспитания, образования, подготовки военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению служебных и боевых задач.

Военная педагогика - это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности военно-педагогического процесса, обучения и воспитания военнослужащих и воинских коллективов, их подготовки к успешному ведению боевых действий и военно-профессиональной деятельности. Это наука о воспитании, обучении и образовании личного состава Вооруженных Сил, о подготовке подразделений (частей) к успешным действиям в условиях воинской деятельности.

Специфика военной педагогики связана с тем, что военнослужащие с первых дней службы или обучения в вузе не просто учатся и готовятся как военные специалисты, а начинают решать реальные учебные, служебные, боевые задачи. Соответственно военно-педагогические воздействия и взаимодействия имеют самую непосредственную практическую, служебную направленность. То есть фактически каждый военнослужащий сразу включается в функционирование воинского коллектива, приступает к военно-профессиональной деятельности и несет полную личную ответственность (не только моральную, но и юридическую, правовую) за качество учебы, свое поведение, дисциплину, за решение задач по предназначению. При этом субъектами педагогических воздействия и взаимодействия выступают в основном уже достаточно взрослые люди, в возрасте старше 18 лет, со своими, в определенной степени уже сложившимися взглядами, мировоззрением, личностными качествами.

Стало быть, военная педагогика отличается от большинства других педагогических отраслей непосредственной включенностью объектов (субъектов) воспитания, обучения, образования, подготовки в реальную профессиональную деятельность, связанную с решением ответственных задач, требующих высоких морально-психологических качеств, готовности, способности и выучки действовать в сложной обстановке, в том числе с риском для жизни и здоровья.

С точки зрения структуры военная педагогика как наука включает методологию военной педагогики, историю военной педагогики, теорию обучения (военную дидактику), теорию воспитания военнослужащих, педагогику высшей военной школы, частные методики боевой подготовки и ряд других разделов.

  • *факты, полученные в результате военно-педагогических и военно-научных исследований и жизненных наблюдений;
  • *научные обобщения, выраженные в категориях, закономерностях, принципах, концепциях военной педагогики;
  • *гипотезы, нуждающиеся в практической проверке;
  • *методики исследования военно-педагогической реальности;
  • *система нравственных ценностей военной службы.

Военная педагогика тесно связана с другими науками. Данные гуманитарных и социальных наук позволяют получить целостное представление о человеке и коллективе как объекте и субъекте воздействий и взаимодействий. Сведения о биологической сущности человека дает изучение естественных наук. Практическое использование научно-технических и военно-научных знаний предоставляет возможность моделировать военно-педагогический процесс и его элементы.

Военная педагогика оперирует определенными категориями; основные из них таковы:

  • *военно-педагогический процесс - целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению;
  • *воспитание военнослужащих - процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности военнослужащего, ее качеств, отношений, взглядов, убеждений, способов поведения;
  • *обучение военнослужащих - целенаправленный процесс взаимодействия командиров (начальников) и подчиненных по формированию знаний, навыков и умений обучающихся;
  • *развитие военнослужащих - процесс накопления количественно-качественных изменений, функционального совершенствования психической, интеллектуальной, физической, профессиональной деятельности военнослужащего и его соответствующих качеств;
  • *психологическая подготовка военнослужащих - формирование психической устойчивости и готовности военнослужащих к выполнению военно-профессиональной деятельности;
  • *образование военнослужащих - процесс и результат овладения военнослужащими системой научных знаний и военно-профессиональных навыков умений, формирования необходимых качеств личности для успешного выполнения служебных обязанностей и жизни в обществе.

Кроме названных в военной педагогике используются такие категории, как профессионально-педагогическая культура офицера, самовоспитание, самообразование военнослужащих и др.

Военная педагогика как наука решает следующие задачи:

  • *исследует сущность, структуру, функции военно-педагогического процесса;
  • *исследует проблемы организации и совершенствования образовательного процесса в военно-учебных заведениях;
  • *разрабатывает эффективные формы организации военно-педагогического процесса и методы воздействия на военнослужащих и воинские коллективы;
  • *способствует гуманизации военно-педагогического процесса и воинской службы;
  • *обосновывает содержание и технологию обучения, воспитания, развития и психологической подготовки военнослужащих;
  • *выявляет закономерности и формулирует принципы процессов обучения и воспитания военнослужащих;
  • *обосновывает методику обучения и психологической подготовки воинов с учетом специфики видов и родов войск;
  • *разрабатывает содержание и методику самообразования и самовоспитания военнослужащих;
  • *исследует особенности и содержание деятельности военного педагога и пути формирования и развития его педагогической культуры и мастерства;
  • *разрабатывает методику военно-педагогического исследования, обобщения, распространения и внедрения передового опыта обучения и воспитания;
  • *дает научные рекомендации по творческому использованию исторического наследия военной педагогики.

Решение задач военной педагогики связано прежде всего с поиском путей активизации человеческого фактора в интересах укрепления боевой мощи Вооруженных сил РК, формирования у командиров (начальников) современного педагогического мышления, создания в воинских коллективах атмосферы творчества, сплоченности, взаимной взыскательности и личной ответственности за качественное выполнение функциональных обязанностей, противодействия нарушению законности, правопорядка и воинской дисциплины. военный педагогика офицер

Выполнение офицером служебных обязанностей сопряжено с реализацией ряда педагогических функций.

Прежде всего, офицер занимается обучением, подготовкой подчиненных, совершенствованием их воинского мастерства, боевой выучки. Будучи непосредственным начальником для своих подчиненных, он отвечает за воспитание, формирование у военнослужащих качеств защитника Родины, соблюдение ими требований законов, уставов, развитие их интеллектуальных и физических качеств. Кроме того, офицер обучает прапорщиков (мичманов), сержантов (младших командиров) практике обучения и воспитания подчиненных, организует и направляет их педагогическую деятельность.

Эти положения закреплены соответствующими статьями Устава внутренней службы ВС РФ и являются обязательными для выполнения в повседневной деятельности.

Эффективность военно-профессиональной деятельности определяется в значительной степени наличием у офицера - руководителя воинского коллектива - знаний, навыков и умений в области военной педагогики.

Педагогические знания позволяют офицеру:

  • *умело организовывать боевую деятельность подчиненных, поддерживать на необходимом уровне боевую и мобилизационную готовность подразделения;
  • *успешно руководить боевой подготовкой, методически грамотно обучать личный состав;
  • *продуктивно проводить воспитательную работу в подразделении, воспитывать у военнослужащих моральную и психологическую готовность к защите Отечества, гордость и ответственность за принадлежность к ВС РФ;
  • *результативно осуществлять деятельность по поддержанию крепкой воинской дисциплины, сплочению воинского коллектива подразделения;
  • *обеспечивать неукоснительное соблюдение внутреннего порядка в подчиненном подразделении, организовывать и проводить всестороннюю подготовку к несению службы в суточном наряде;
  • *целесообразно строить работу с подчиненными кадрами, оказывать им необходимую помощь в совершенствовании профессиональных знаний и методического мастерства;
  • *эффективно совершенствовать личную профессиональную подготовку и методы управления подразделением;
  • *использовать гуманный подход в общении с военнослужащими.

Педагогические знания командира (начальника), его навыки, умения по обучению и воспитанию личного состава должны постоянно совершенствоваться. Это обусловлено тем, что объект педагогических воздействий (военнослужащие и воинский коллектив) постоянно изменяется, развивается и все в большей степени (в соответствии с современными подходами) рассматривается как один из субъектов педагогического взаимодействия. Кроме того, изменяются и условия, в которых осуществляется военно-педагогический процесс.

В ВС РК функционирует система вооружения офицеров знаниями по военной психологии и педагогике. Ее основные элементы:

  • *изучение психологии и педагогики в военно-учебных заведениях;
  • *занятия в системе командирской подготовки, прежде всего по общественно-государственной подготовке;
  • *специально проводимые методические совещания и занятия с офицерами;
  • *анализ практической работы офицеров по организации военно-педагогического процесса, опыта общения с подчиненными в ходе проверок и контроля занятий;
  • *обмен опытом работы офицеров по обучению и воспитанию подчиненных, пропаганда передового опыта;
  • *самостоятельная работа офицеров по изучению психолого-педагогической литературы, совершенствованию навыков и умений обучения и воспитания;
  • *совершенствование психолого-педагогических знаний офицеров в ходе профессиональной переподготовки, повышения квалификации в учебных центрах, на курсах.

Таким образом, глубокое знание теоретических основ военной педагогики, умелое их использование в практической деятельности позволяют офицеру эффективно и качественно организовывать военно-педагогический процесс, обучать и воспитывать подчиненных.

Особое место педагогическая наука занимает в жизни и деятельности Вооруженных Сил, в исследовании и реализации закономерностей обучения и воспитания военнослужащих, в подготовке офицерских кадров.

В настоящей главе военная педагогика рассматривается как отрасль педагогики, раскрываются ее сущность, содержание, особенности, задачи, методы, основные категории.

С момента возникновения армии как специфического социального явления важнейшим компонентом воинской деятельности было и остается обучение и воспитание личного состава. По сути, это и есть практическая военная педагогика - необходимое, обязательное средство разносторонней подготовки воинов к успешному ведению боевых действий.

Первоначально военная педагогика возникла как практическая деятельность командиров и подчиненных. С течением времени накапливались знания об обучении и воспитании воинов, которые передавались от поколения к поколению в виде сказаний, заветов, пословиц, поговорок. По мере усложнения военного дела, особенно в эпоху образования государств, создания сравнительно многочисленных регулярных армий, военно-педагогическая мысль получает дальнейшее развитие. Соответствующий опыт находит отражение в инструкциях, наставлениях, уставах, приказах и других письменных источниках. Значительный вклад в это внесли Петр I, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Д. Ф. Ушаков, С. О. Макаров, М. И. Драгомиров.

В конце XIX - начале XX в. военная педагогика начинает оформляться в самостоятельную научную отрасль. Труды М. В. Фрунзе, М. Н. Тухачевского, И. Э. Якира, опыт обучения и воспитания воинов в годы Гражданской и Великой Отечественной войн послужили основой, на которой сформировалась современная военная педагогика. Ее развитию содействовали А. Г. Базанов, Г. Д. Луков, А. В. Барабанщиков, Н. Ф. Феденко, В. П. Давыдов, В. Н. Герасимов, В. И. Вдовюк, В. Я. Слепов, В. И. Хальзов и др.

Военно-педагогический процесс - это целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению.

Главное назначение военно-педагогического процесса в мирное время - поддержание высокой боевой готовности воинских частей и подразделений, успешное решение ими учебно-боевых задач.

По своей сущности это социальный процесс, призванный реализовать положения Конституции Российской Федерации о защите Отечества, действующего законодательства по оборонным вопросам и другие требования органов государственной власти о необходимости укрепления и поддержания обороноспособности страны на уровне надежной, разумной достаточности. Содержание и направленность военно-педагогического процесса обусловлены военной доктриной, внутренней и внешней политикой государства, уровнем развития военного дела.

Основная цель военно-педагогического процесса - обеспечение всесторонней подготовленности военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению возложенных на них задач в мирное и военное время по вооруженной защите Родины. Обучение и воспитание военнослужащих нацелены на то, чтобы в каждом военнослужащем и воинском коллективе сформировать и закрепить высокие боевые, морально-психологические и физические качества и на этой основе выработать боевое мастерство, духовную стойкость в сочетании с сильной волей к победе в любых условиях.

Указанная цель обусловливает функционирование военно-педагогического процесса как системы: как совокупности структурных компонентов, органически взаимосвязанных между собой и с другими системами жизнедеятельности подразделения, части (системой поддержания боевой готовности, системой управления и связи, системой материально-технического обеспечения и т. д.).

Основные структурные компоненты военно-педагогического процесса как системы таковы:

  • *задачи военно-педагогического процесса;
  • *содержательная структура;
  • *организационная структура;
  • *субъекты и объекты данного процесса.

Задачи военно-педагогического процесса обусловлены его целью и направлены на ее достижение. К приоритетным задачам относятся:

  • 1) целенаправленное формирование военнослужащего как гражданина и воина-профессионала;
  • 2) вооружение военнослужащих системой военных, социальных, технических, профессиональных знаний и деятельностных качеств, обеспечивающих эффективные практические действия в любой обстановке;
  • 3) обеспечение целенаправленного развития духовных сил, интеллектуальных и физических качеств каждого военнослужащего;
  • 4) выработка у личного состава эмоционально-волевой устойчивости, психологической готовности к преодолению трудностей военной службы, к действиям в обстановке современного боя;
  • 5) осуществление боевого слаживания расчетов, подразделений и части в целом, поддержание в воинских коллективах уставного порядка, формирование отношений доверия военнослужащих друг к другу, взаимопомощи, взаимовыручки, войскового товарищества и дружбы.

Организационно военно-педагогический процесс включает:

  • *различные виды подготовки - боевую, общественно-государственную и др., реализуемые прежде всего в ходе учебных занятий;
  • *педагогические аспекты служебно-боевой, общественной и другой деятельности;
  • *воспитательную, культурно-досуговую и спортивно-массовую работу.

Задачи военно-педагогического процесса определяют взаимосвязанную и взаимообусловленную деятельность его субъектов и объектов.

Субъектами военно-педагогического процесса выступают командиры, штабы, офицеры воспитательных структур, воспитательный актив, ведущие специалисты боевых расчетов, прапорщики, сержанты, общественные организации.

В организации военно-педагогического процесса решающая роль принадлежит командиру подразделения (части). Будучи прямым начальником личного состава, он отвечает за все стороны его жизни и деятельности и, соответственно, за состояние и качество военно-педагогического процесса.

Объектами военно-педагогического процесса (в традиционном понимании) становятся все военнослужащие и воинские коллективы. Следует заметить, что с позиций субъект-субъектного подхода все военнослужащие подразделения, части, учебного заведения - это субъекты, активные участники военно-педагогического процесса.

Особое значение в условиях военной службы приобретает такой объект педагогического воздействия, как воинский коллектив. В связи с этим командирам (начальникам) необходимо изучать особенности психологии каждого конкретного коллектива и умело направлять его усилия на решение задач военно-педагогического процесса.

Рецензенты:

Заслуженный деятель науки РФ, заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук, профессор В. Я. Слепов

Заведующий кафедрой педагогики Военно-медицинской академии им. С. М. Кирова, заслуженный работник высшей школы РФ, доктор педагогических наук профессор А. В. Козлов

© Серия «Учебник для вузов», 2017

Предисловие

Одним из важных направлений деятельности по модернизации Вооруженных Сил России выступает дальнейшее развитие военно-педагогической теории, в которой особое место принадлежит вопросам обучения, воспитания и развития военнослужащих воинских частей и подразделений. Такая постановка вопроса определяется современными подходами к строительству Вооруженных Сил, в которых целью и мерой успешности деятельности частей и подразделений является безусловное и безупречное выполнение военнослужащими стоящих перед ними задач. В связи с этим возникает необходимость создания в войсках педагогических систем, в основу которых были бы положены принципы эффективности, качества и инновационного развития.

Целью подготовки учебника «Военная педагогика» является разработка теоретико-методологических и методических основ организации эффективного учебно-воспитательного процесса в воинских частях и подразделениях. Данная цель предполагает решение комплекса задач, связанных:

Систематизацией и конкретизацией информации в области организации учебно-воспитательного процесса в частях и подразделениях;

Формированием установки на технологический подход к проектированию процессов обучения и воспитания, осуществляемых с позиции личностно-социально-деятельностного и профессионально ориентированного педагогического процесса в части и подразделении;

Развитием педагогической культуры изучающих военную педагогику, которая обеспечивает, с одной стороны, самореализацию творческого потенциала офицеров, с другой стороны, повышение качества их педагогической деятельности.

Учебник подготовлен на основе последних достижений военно-педагогической науки с учетом особенностей современной боевой и повседневной деятельности частей и подразделений Вооруженных Сил России. В нем учтены выводы философской, социологической, культурологической, психологической, управленческой и исторической наук. Содержание носит практико-ориентированный характер и представлено в легко воспринимаемой форме. Структура учебника позволяет не только разобраться с методологическими и мировоззренческими основами военной педагогики, понять современные подходы к эффективной организации обучения и воспитания военнослужащих, но и проверить уровень своей теоретической и практической подготовленности к решению военно-педагогических задач.

В учебнике подробно рассмотрены вопросы педагогического пространства воинских частей и подразделений, проектирования эффективных учебно-воспитательных систем, педагогического целеполагания, применения современных методик и технологий обучения и воспитания.

Учебник состоит из трех частей, логически связанных между собой: первая часть позволяет понять сущность и структуру педагогического пространства частей и подразделений Вооруженных Сил России; вторая – раскрывает актуальные вопросы обучения военнослужащих; третья – обеспечивает понимание теоретических и методических основ организации воспитательного процесса в частях и подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации.

Учебник предназначен для курсантов, адъюнктов, преподавателей, командиров воинских частей и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, их заместителей по работе с личным составом, других должностных лиц, имеющих подчиненных.

Введение в военно-педагогическое пространство частей Вооруженных Сил Российской Федерации

Военная педагогика как наука, военно-гуманитарная практика и учебная дисциплина

1.1. Методологические основы военной педагогики как теории и практики обучения, воспитания и развития военнослужащих

Динамичное изменение российского общества и развитие военного дела непрерывно пополняют военную педагогику новыми фактами, которые необходимо постоянно анализировать и учитывать в военно-педагогической деятельности. Эффективному осмыслению и учету фактов способствует методология научного познания и построения практической деятельности.

Методология – это система знаний о принципах и способах осуществления исследовательской и преобразовательной деятельности, а также сами эти принципы и способы познания и преобразования действительности.

Методология выполняет по отношению к военной педагогике ряд функций : нормирования, предписания, познания (гносеологическая), преобразования (праксеологическая), оценки (аксиологическая), научного самопознания (рефлексии).

Функция нормирования определяет критерии и меру оптимального соотношения частей и целого в военно-педагогической теории и практике, ориентиры развития обучения и воспитания военнослужащих.

Функция предписания отвечает на вопрос: опираясь на какие принципы и подходы, должно осуществляться изучение и построение учебно-воспитательного процесса в частях Вооруженных сил России?

Реализация познавательной (гносеологической) функции позволяет описать современное состояние военно-педагогической науки и практики; объяснить, почему все сложилось именно так, а не иначе; спрогнозировать, в каком направлении будет осуществляться изменение военно-педагогической науки и практики.

Преобразовательная (праксеологическая) функция обеспечивает научно обоснованное целеполагание и выбор оптимальных способов достижения поставленных учебно-воспитательных целей, а также путей практической реализации наработок в военно-образовательной практике.

Роль оценочной (аксиологической) функции развития военной педагогики состоит в обосновании методики оценки организации обучения, воспитания и развития военнослужащих.

Предназначение функции научного самопознания заключается в анализе эффективности организации военно-педагогической науки и практики.

В методологии военной педагогики следует выделить пять уровней :

1) философский (аспекты: гносеологический, формально-логический, социально-философский, философско-мировоззренческий, этический);

2) общенаучный (представлен общими подходами к организации исследования военно-педагогических систем и практической деятельности по их созданию);

3) междисциплинарно-научный (отражает заимствования военной педагогики из других наук, с которыми она связана);

4) научно-педагогический (включает исходные общетеоретические положения педагогики);

5) исследовательско-технологический (определяет технологию организации военно-педагогических исследований).

Рассмотрим философский уровень методологии военной педагогики.

Гносеологический аспект философского уровня методологии представлен значением положений теории познания для военной педагогики.

1. Материя объективна, вечна, бесконечна, обладает свойствами движения, пространства и времени. Следовательно, педагогические системы (П. С.) частей и подразделений носят объективный характер, ограничены пространством жизнедеятельности воинской части (подразделения), находятся в постоянном изменении, охватывают служебно-боевую, учебную, хозяйственно-бытовую, досуговую и внутриколлективную сферы; временны́е рамки определяются временем существования части (подразделения).

2.1.1. Объект, предмет, специфика, содержание и категории военной педагогики

Объектом военной педагогики являются военнослужащие и воинские коллективы. Предметом выступает военно-педагогический процесс в целом и непосредственно педагогические закономерности обучения, воспитания, образования, подготовки военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению служебных и боевых задач.

Военная педагогика – это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности военно-педагогического процесса, обучения и воспитания военнослужащих и воинских коллективов, их подготовки к успешному ведению боевых действий и военно-профессиональной деятельности. Это наука о воспитании, обучении и образовании личного состава Вооруженных Сил, о подготовке подразделений (частей) к успешным действиям в условиях воинской деятельности.

Специфика военной педагогики связана с тем, что военнослужащие с первых дней службы или обучения в вузе не просто учатся и готовятся как военные специалисты, а начинают решать реальные учебные, служебные, боевые задачи. Соответственно военно-педагогические воздействия и взаимодействия имеют самую непосредственную практическую, служебную направленность. То есть фактически каждый военнослужащий сразу включается в функционирование воинского коллектива, приступает к военно-профессиональной деятельности и несет полную личную ответственность (не только моральную, но и юридическую, правовую) за качество учебы, свое поведение, дисциплину, за решение задач по предназначению. При этом субъектами педагогических воздействия и взаимодействия выступают в основном уже достаточно взрослые люди, в возрасте старше 18 лет, со своими, в определенной степени уже сложившимися взглядами, мировоззрением, личностными качествами.

Стало быть, военная педагогика отличается от большинства других педагогических отраслей непосредственной включенностью объектов (субъектов) воспитания, обучения, образования, подготовки в реальную профессиональную деятельность, связанную с решением ответственных задач, требующих высоких морально-психологических качеств, готовности, способности и выучки действовать в сложной обстановке, в том числе с риском для жизни и здоровья.

С точки зрения структуры военная педагогика как наука включает методологию военной педагогики, историю военной педагогики, теорию обучения (военную дидактику), теорию воспитания военнослужащих, педагогику высшей военной школы, частные методики боевой подготовки и ряд других разделов.

факты, полученные в результате военно-педагогических и военно-научных исследований и жизненных наблюдений;

гипотезы, нуждающиеся в практической проверке;

методики исследования военно-педагогической реальности;

система нравственных ценностей военной службы.

Военная педагогика тесно связана с другими науками. Данные гуманитарных и социальных наук позволяют получить целостное представление о человеке и коллективе как объекте и субъекте воздействий и взаимодействий. Сведения о биологической сущности человека дает изучение естественных наук. Практическое использование научно-технических и военно-научных знаний предоставляет возможность моделировать военно-педагогический процесс и его элементы.

Военная педагогика оперирует определенными категориями; основные из них таковы:

военно-педагогический процесс – целенаправленная, организованная система учебно-воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению;

воспитание военнослужащих – процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности военнослужащего, ее качеств, отношений, взглядов, убеждений, способов поведения;

обучение военнослужащих – целенаправленный процесс взаимодействия командиров (начальников) и подчиненных по формированию знаний, навыков и умений обучающихся;

развитие военнослужащих – процесс накопления количественно-качественных изменений, функционального совершенствования психической, интеллектуальной, физической, профессиональной деятельности военнослужащего и его соответствующих качеств;

психологическая подготовка военнослужащих – формирование психической устойчивости и готовности военнослужащих к выполнению военно-профессиональной деятельности;

образование военнослужащих – процесс и результат овладения военнослужащими системой научных знаний и военно-профессиональных навыков умений, формирования необходимых качеств личности для успешного выполнения служебных обязанностей и жизни в обществе.

Кроме названных в военной педагогике используются такие категории, как профессионально-педагогическая культура офицера, самовоспитание, самообразование военнослужащих и др.

Практически подкласс получил название от наименования испанского корабля "Destructer", построенного в Англии в 1886 г. по заказу Испании и предназначавшегося специально для борьбы с миноносцами. Тип "Destructer" получил развитие во всех флотах и отличался от обычных тогда миноносцев повышенными тактическими характеристиками. В отличие от "миноносцев" ("Torpedo Boats"), англичане и впредь все эсминцы стали классифицировать как "истребители" ("Destroyers").

К 1914 г. эсминец развился в корабль водоизмещением около 1000 т, с механизмами мощностью в 30000 л.с. и вооружением из орудий 102-мм калибра и торпедных аппаратов 533-мм калибра. К началу первой мировой войны, за 38 лет, истекших со времени постройки первого миноносца английского флота "Lightning" (1877 г.), в развитии этого класса в Англии были достигнуты огромные успехи, результатом которых стали корабли, снабженные многочисленными техническими усовершенствованиями и отличавшиеся ценными тактическими свойствами.

За время первой мировой войны эсминец превратился в мощный боевой корабль многоцелевого назначения.

Отрасль педагогической науки, которая изучает сущность, содержание и закономерности военно-педагогического процесса в воинских подразделениях в мирное и военное время.

Военно-педагогический процесс рассматривается как базовое интегративное понятие, выражающее организованную и целенаправленную деятельность командиров, офицеров органов воспитательной работы, штабов и служб, общественных и государственных институтов по воспитанию, обучению, развитию и психологической подго¬товке воинов к умелым действиям при выполнении поставленных задач. Военно-педагогический процесс включает в себя также специфическую деятельность по перевоспитанию, самовоспитанию и самообразованию личного состава.

Методологической основой В.п. выступают положения учений: о сущности воспитания и его роли в жизни людей и общества; роли морально-психологического фактора в войне; факторах формирования военнослужащего (социальная среда, воспитание, общественно-трудовая деятельность, наследственность); соотношении человека и техники в вооруженной борьбе и др.

Существенными особенностями В.п. на всем протяжении ее развития в России являются: гуманистические традиции, единство воинского и нравственного воспитания, опора на национально-государственные патриотические ценности, бережное отношение к героическому прошлому страны и Вооруженных Сил, широкое использование в воспитательном процессе воинских ритуалов и символики.

По своей сущности военно-педагогический процесс является социально обусловленным. Его основная цель заключается в подготовке воина-гражданина, воина-патриота и воина-специалиста, мастерски владеющего современной техникой и оружием.

В организационном плане военно-педагогический процесс осуществляется в виде завершенных циклов, сменяющих друг друга. Основным циклом является учебный год, в течение которого решается целый ряд конкретных учебно-воспитательных задач, определенных требованиями Министра обороны РФ, старших командиров и органов воспитательной работы. Учебный год состоит из двух периодов - зимнего и летнего, каждый из которых включает этап одиночной подготовки военнослужащего и подготовку подразделений, воинских частей. В структуре военно-педагогического процесса выделяются также месячные, недельные и суточные циклы, в рамках которых с учётом специфики различных категорий военнослужащих и подразделений решаются соответствующие педагогические задачи.

Содержание военно-педагогического процесса тщательно отбирается и подвергается педагогическому анализу: обобщается, оценивается и проводится в соответствии со спецификой подготовки военнослужащих-ракетчиков, с учётом их военной специальности. Содержание военно-педагогического процесса определяется из всего специального, прежде всего профессионального опыта, и структурируется главным образом в учебных и воспитательных планах и программах. В каждой изучаемой учебной дисциплине определяются фундаментальные положения (категории, понятия, ключевые определения и т.д.), которые составляют ядро учебного материала, обязательное для глубокого понимания, основательной проработки. Затем отбирается эмпирический материал (факты, эпизоды, события, статистические данные), который подкрепляет, аргументирует правильность теоретических положений. Структурирование учебного материала завершается определением дополнительных источников информации, расширяющих кругозор военнослужащих после ознакомления с ними в ходе самостоятельной работы.

Методический компонент военно-педагогического процесса включает в себя методы и приёмы педагогической деятельности командиров и органов воспитательной работы.

Обучение и воспитание в военно-педагогическом процессе выступают как важнейший фактор воздействия на личность военнослужащих. В ходе учебных занятий реализуются все функции военно-педагогического процесса. Так, воспитательные задачи решаются посредством профессиональной направленности содержания учебного материала, четкой организации и методов активного обучения, внедрением культа знаний, учебы. Критериями успешности воспитания в процессе обучения служат: превращение знаний во взгляды, жизненные позиции; развитие способности к творческому мышлению; владение умениями умственного и практического труда; культура потребностей и интересов.

Военно-педагогический процесс имеет свои особенности, а именно: практический характер учебно-воспитательной работы, её тесная связь со служебной деятельностью; органическое единство теоретической и практической подготовки военнослужащих; полевая выучка личного состава как практическая основа военно-педагогического процесса; высокая техническая оснащённость; напряжённый характер учебно-воспитательной работы, проведение её в обстановке, приближенной к боевой; осуществление военно-педагогического процесса в строгом соответствии с требованиями общевоинских и боевых уставов, наставлений; единство индивидуальной и коллективной (групповой) подготовки военнослужащих; многопрофильный, многоплановый и многоуровневый характер; ведущая роль командиров (начальников) в подготовке и осуществлении военно-педагогического процесса; непосредственная зависимость научного, организационного и методического уровней военно-педагогического процесса от психолого-педагогической подготовленности и педагогической культуры офицерского состава и др.

С момента возникновения армии как специфического социального явления важнейшим компонентом воинской деятельности было и остается обучение и воспитание личного состава. По сути, это и есть практическая военная педагогика – необходимое, обязательное средство разносторонней подготовки воинов к успешному ведению боевых действий.

Первоначально военная педагогика возникла как практическая деятельность командиров и подчиненных. С течением времени накапливались знания об обучении и воспитании воинов, которые передавались от поколения к поколению в виде сказаний, заветов, пословиц, поговорок. По мере усложнения военного дела, особенно в эпоху образования государств, создания сравнительно многочисленных регулярных армий, военно‑педагогическая мысль получает дальнейшее развитие. Соответствующий опыт находит отражение в инструкциях, наставлениях, уставах, приказах и других письменных источниках. Значительный вклад в это внесли Петр I, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, Д. Ф. Ушаков, С. О. Макаров, М. И. Драгомиров.

В конце XIX – начале XX в. военная педагогика начинает оформляться в самостоятельную научную отрасль. Труды М. В. Фрунзе, М. Н. Тухачевского, И. Э. Якира, опыт обучения и воспитания воинов в годы Гражданской и Великой Отечественной войн послужили основой, на которой сформировалась современная военная педагогика. Ее развитию содействовали А. Г. Базанов, Г. Д. Луков, А. В. Барабанщиков, Н. Ф. Феденко, В. П. Давыдов, В. Н. Герасимов, В. И. Вдовюк, В. Я. Слепов, В. И. Хальзов и др.

Объект, предмет, специфика, содержание и категории военной педагогики

Объектом военной педагогики являются военнослужащие и воинские коллективы. Предметом выступает военно‑педагогический процесс в целом и непосредственно педагогические закономерности обучения, воспитания, образования, подготовки военнослужащих и воинских коллективов к успешному решению служебных и боевых задач.

Военная педагогика – это отрасль педагогической науки, изучающая закономерности военно‑педагогического процесса, обучения и воспитания военнослужащих и воинских коллективов, их подготовки к успешному ведению боевых действий и военно‑профессиональной деятельности. Это наука о воспитании, обучении и образовании личного состава Вооруженных Сил, о подготовке подразделений (частей) к успешным действиям в условиях воинской деятельности.

Специфика военной педагогики связана с тем, что военнослужащие с первых дней службы или обучения в вузе не просто учатся и готовятся как военные специалисты, а начинают решать реальные учебные, служебные, боевые задачи. Соответственно военно‑педагогические воздействия и взаимодействия имеют самую непосредственную практическую, служебную направленность. То есть фактически каждый военнослужащий сразу включается в функционирование воинского коллектива, приступает к военно‑профессиональной деятельности и несет полную личную ответственность (не только моральную, но и юридическую, правовую) за качество учебы, свое поведение, дисциплину, за решение задач по предназначению. При этом субъектами педагогических воздействия и взаимодействия выступают в основном уже достаточно взрослые люди, в возрасте старше 18 лет, со своими, в определенной степени уже сложившимися взглядами, мировоззрением, личностными качествами.

Стало быть, военная педагогика отличается от большинства других педагогических отраслей непосредственной включенностью объектов (субъектов) воспитания, обучения, образования, подготовки в реальную профессиональную деятельность, связанную с решением ответственных задач, требующих высоких морально‑психологических качеств, готовности, способности и выучки действовать в сложной обстановке, в том числе с риском для жизни и здоровья.

С точки зрения структуры военная педагогика как наука включает методологию военной педагогики, историю военной педагогики, теорию обучения (военную дидактику), теорию воспитания военнослужащих, педагогику высшей военной школы, частные методики боевой подготовки и ряд других разделов.

факты, полученные в результате военно‑педагогических и военно‑научных исследований и жизненных наблюдений;

гипотезы, нуждающиеся в практической проверке;

методики исследования военно‑педагогической реальности;

система нравственных ценностей военной службы.

Военная педагогика тесно связана с другими науками. Данные гуманитарных и социальных наук позволяют получить целостное представление о человеке и коллективе как объекте и субъекте воздействий и взаимодействий. Сведения о биологической сущности человека дает изучение естественных наук. Практическое использование научно‑технических и военно‑научных знаний предоставляет возможность моделировать военно‑педагогический процесс и его элементы.

Военная педагогика оперирует определенными категориями; основные из них таковы:

военно‑педагогический процесс – целенаправленная, организованная система учебно‑воспитательной деятельности командиров, штабов, специалистов воспитательных структур, общественных организаций по подготовке воинов и воинских коллективов к действиям по предназначению;

воспитание военнослужащих – процесс и результат целенаправленного влияния на развитие личности военнослужащего, ее качеств, отношений, взглядов, убеждений, способов поведения;

обучение военнослужащих – целенаправленный процесс взаимодействия командиров (начальников) и подчиненных по формированию знаний, навыков и умений обучающихся;

развитие военнослужащих – процесс накопления количественно‑качественных изменений, функционального совершенствования психической, интеллектуальной, физической, профессиональной деятельности военнослужащего и его соответствующих качеств;

психологическая подготовка военнослужащих – формирование психической устойчивости и готовности военнослужащих к выполнению военно‑профессиональной деятельности;

образование военнослужащих – процесс и результат овладения военнослужащими системой научных знаний и военно‑профессиональных навыков умений, формирования необходимых качеств личности для успешного выполнения служебных обязанностей и жизни в обществе.

Кроме названных в военной педагогике используются такие категории, как профессионально‑педагогическая культура офицера, самовоспитание, самообразование военнослужащих и др.