11.07.2023

Описание цирка. История цирка


Отец современного цирка в том виде, в котором он существует сейчас - английский кавалерист старший сержант Филипп Эстли (Philip Astley; 1742-1814). А начинался его цирк как... школа верховой езды!


Филиппа Эстли

Филипп Эстли с детства любил лошадей и был одним из лучших наездников своего времени. Отслужив в драгунском полку, Эстли стал инструктором по верховой езде.

По легенде, счастливый случай помог ему открыть собственное дело. По легенде, гуляя вдоль Вестминстерского моста, он нашел бриллиантовое кольцо. А через некоторое время на том же месте судьба свела его с Георгом III. Эстли помог остановить лошадь короля, которая ни с того ни с сего вдруг понеслась. Спасенный король щедро отблагодарил Филиппа. На вырученные деньги Филипп в 1768 г. открыл ездовую арену на Хэлфпенни Хатч в Ламбете. Она представляла собой круглую площадку.



Школа верховой езды Филиппа Эстли, 1777

Для привлечения внимания людей и увеличения числа обучающихся, в школе после занятий проводились показательные выступления. Вход был свободным, но по обычаю конных показов тех времён после каждого представления собирались деньги.

Конные представления очень быстро стали пользоваться большой популярностью, и Филипп принял решение построить для них отдельное здание. В 1769 г. он перебрался на более прибыльное место возле Вестминстерского моста. В новом помещении Эстли ввёл платный вход: театрам в те времена уже трудно было существовать на деньги меценатов, и требовалось привлекать как можно больше аудитории на спектакли. Билет на представление стоил шиллинг за сидячее место, шесть пенсов за стоячее. Хотя это здание не имело крыши, но уже было защищено от лондонских сюрпризов погоды, будучи постоянной постройкой из дерева. Также здесь Эстли построил защитные верёвочные барьеры, окружавшие сцену. Кроме того, он нанял барабанщика, ответственного за звуковые эффекты. Чтобы сделать представления более интересными, Эстли обратился к опыту успешных театров Лондона, и решил привлечь к представлениям артистов оригинальных визуальных жанров - акробатов, жонглеров, танцоров, канатоходцев.

Кроме лошадей, в цирке показывали и других зверей. В 1769 году на арене Эстли выступала «военная обезьяна», по кличке Генерал Джеку, однако более крупные звери появились только в 1816 году, когда в парижском цирке два слона представляли публике целый спектакль: брали хоботом яблоки, открывали бутылки и выпивали их содержимое, играли на шарманке.

Таким образом, к 1770 г. представления Филиппа Эстли были смесью верховой езды, акробатики и пантомимы.

Как он и ожидал, новая форма представлений имела большой успех. Так родился цирк, каким мы его знаем. А заведение, получившее название «Амфитеатр Эстли», было первым цирком в Европе.

Честь изобретения круглой формы арены принадлежит вовсе не Эстли, как иногда ошибочно утверждают. Наездники-акробаты в те времена уже устраивали представления на круглых площадках. Так они постоянно могли находиться на виду у зрителей, чего нелегко добиться, несясь галопом по открытой местности. Однако именно Эстли разработал оптимальный диаметр арены. Поначалу диаметр цирковой арены Эстли составлял 62 фута (около 19 метров). Во время тренировок с наездниками Филипп нашел оптимальный диаметр арены, составляющий 42 фута (около 13 метров). Он был выбран таким образом, чтобы для наездника создавалась оптимальная центробежная сила скачущей лошадью.



Амфитеатр Эстли в Лондонском цирке, 1808

4 августа 1777 года состоялось открытие необычного заведения в Лондоне. Посетителей ждал настоящий сюрприз: первое в Европе театрализованное цирковое представление. В нем преобладали конные номера: фигурная езда, дрессировка, жокеи-акробаты, «живые пирамиды из наездников», которые строились на полном скаку. Эстли первым показал вольтижировку – комплекс гимнастических упражнений на лошади, движущейся шагом, рысью и галопом по кругу.

В 1780 Амфитеатр Эстли стал крытым помещением с партером, ложей и балконом.

Видя успех своего изобретения, Филипп организовал подобные амфитеатры также в других городах. При его жизни по всей Европе было открыто восемнадцать филиалов. Он уделил много времени цирку, построенному в Париже в 1782 году, получившему название «Английский амфитеатр».

Сам Эстли никогда не называл свое заведение "цирком", потому что это слово придумал его конкурент Чарльз Дибдин (Charles Dibdin), который 4 ноября 1782 г. вместе с Чарльзом Хьюзом (бывшим участником группы Эстли) создал еще один амфитеатр и по совместительству школу верховой езды. Он назвал свое заведение "Королевский цирк и конная филармоническая академия" (Royal Circus and Equestrian Philharmonic Academy ) недалеко от "Амфиетатра Эстли" в Ламбете. Часть этого помпезного и громоздкого имени стала общим названием нового развлечения - цирка.

Эстли умер в январе 1814 года в Париже. Его наследники продолжили цирковое дело. Французский амфитеатр существовал до 1826 года, лондонский цирк – до 1893 года.

Обычно цирк ассоциируется с характерным круглым шатром, в котором разыгрываются красочные развлекательные представления, включающие элементы циркового искусства — например, эквилибристику и акробатические номера, жонглирование, танцы, выступления клоунов или дрессированных животных. Однако цирк не всегда выглядел так, как сегодня, а его история уходит корнями в древность. В Древнем Китае цирковое искусство было представлено выступлениями акробатов, сохранявшими равновесие при исполнении сложных упражнений: в китайском цирке не было номеров с участием животных. В свою очередь, древнеримские цирки — монументальные сооружения для нескольких тысяч зрителей — были прежде всего местами соревнований конных повозок. Позднее, после изобретения складного циркового шатра, появились передвижные цирковые труппы. В наши дни в цирке, кроме классических номеров, можно увидеть также разнообразные спецэффекты — не только известные на протяжении веков пиротехнические фокусы, но и управляемые посредством компьютера.

Circus Maximus.
В Риме цирк был открытым сооружением с ареной, окружённой многоярусными трибунами. Зрителям показывали захватывающие акробатические трюки, танцы, сражения, верховую езду, в частности гонки на колесницах. Слово «цирк» (лат. circus — круглый) появилось потому, что здания строились в форме, близкой к окружности, чтобы в них можно было расположить беговую дорожку. Подобные зрелища в древности пользовались большой популярностью: в самом большом цирке — римском Circus Maximus — размещалось 250000 зрителей, в несколько раз больше, чем в Колизее.

Цирковые шатры.
Цирк в привычном нам виде появился только в XVIII в. Первый стационарный цирк, где регулярно проходили выступления артистов и дрессированных животных, был построен в 1772 году англичанином Ф. Астлеем в Великобритании. Вскоре — после того, как был сконструирован складной шатёр в форме конуса или эллипса, названный шапито — начала развиваться традиция странствующего цирка. А французское слово шапито стали употреблять для названия самого странствующего цирка, путешествовавшего с выступлениями из города в город.

Волшебство тела.
Цирковое искусство намного старше, чем собиравшие тысячи зрителей римские зрелища. Впервые (3500 лет до н.э.) оно появилось в Китае. Китайские циркачи демонстрировали в основном эквилибристику, акробатические и гимнастические номера, а также жонглирование. Именно этими номерами китайцы знамениты и по сей день. Китайский цирк — зрелище, в котором артисты демонстрируют немыслимую гибкость тела. Однако в китайском цирке не бывает дрессированных животных.

Цирковые парады.
Приезд цирка был важным и заранее ожидаемым событием. Чтобы сообщить о своём прибытии, циркачи часто организовывали парады, в которых принимали участие ярко украшенные животные, атлеты с мощными фигурами, тянущие за собой гружёные телеги, а также акробаты на ходулях и пожиратели огня. Парадное шествие замыкали характерные цирковые фургоны, в которых путешествовали странствующие артисты.

Бродячие артисты.
В Европе цирковое искусство расцвело в средние века, когда появились странствующие циркачи и артисты. Их выступления проходили на больших аренах, в шатрах или просто на городских улицах во время ярмарок и народных гуляний. Особенный восторг публики вызывали канатоходцы, исполняющие опасные номера, удерживая равновесие на канате, натянутом прямо над улицей между крышами домов. В странствующих труппах были также жонглёры, пожиратели огня, мимы и комедианты.

Клоуны.
Современный цирк — прежде всего развлечение, поэтому его обязательным элементом является выступление клоунов. Любимцы детей — ярко раскрашенные актёры в огромных башмаках с искусственными красными носами призваны смешить зрителей. Это нелегко, и зачастую требует разнообразных талантов — актёрских, музыкальных и гимнастических. Наиболее популярные представители этой группы циркачей — акробаты, мимы — «рыжие» и «белые», чьи образы произошли от традиционных комедийных персонажей — Арлекина и Пьеро.

Опасная работа.
Эквилибристка и акробатические номера требуют необычайного умения, которое приходит лишь в результате многолетних тренировок, как, например, в акробатических трюках на трапециях под куполом цирка, изобретенных во Франции в середине XIX в. Для этого необходимо точное чувство времени, ловкость, сила и гибкость тела. Не менее трудными номерами являются езда на одноколёсном велосипеде, требующая исключительного чувства равновесия, а также метание ножей в цель. Каждое неверно выполненное движение связано с огромным риском и может угрожать жизни артиста.

Дрессированные животные.
В большинстве цирков мира выступления дрессированных животных давно стали классическими номерами. В программу могут входить выступления катающихся на велосипедах собачек, жонглирующих мячами тюленей, а также верховая езда. Особенно популярны номера с участием опасных животных — например, медведей, львов, тигров и слонов. Зрелище дрессировщика, вкладывающего голову в пасть льва, заставляет замирать сердце, но настолько же захватывающим может быть вид огромных слонов, стоящих на двух ногах как маленькие собачки.

Знаете ли вы, что:

  • В былые времена зрителей очень привлекали выступления пожирателей огня.
  • Под огромным цирковым шатром находятся места для зрителей и оркестра, а также арена для артистов.
  • Помимо обычного цирка, существуют также «Цирк на воде» и «Цирк на льду», в котором циркачи исполняют трюки в воде и на коньках.
  • Автомобили, на которых циркачи переезжают из города в город, обычно покрыты цветными рекламами.
  • Одним из самых известных клоунов был Грок (1882-1959). Свою карьеру он начал, выступая в цирках и кабаре вместе с отцом. Грок выступал по всему миру и амплуа печального клоуна, борющегося со злобными неодушевлёнными предметами, снялся в нескольких фильмах и написал несколько автобиографических книг.
  • Многие считают, что показывать дрессированных животных — жестоко. Чтобы животные — например, львы — стали послушными, безопасными и выполняли приказы человека, их приходится годами обучать самыми безжалостными методами. Часто животных содержат в несоответствующих условиях, например, в слишком маленьких клетках, где они лишены возможности свободно двигаться и играть. Поэтому некоторые современные цирки возвращаются к китайским формам развлечений — без выступлений животных, только с фантастическими номерами великолепно обученных людей.

Цирк - один из любимейших видов искусства не только детей, но и взрослых. Цирковое представление включает акробатику, конную езду, эквилибристику, дрессировку животных, жонглирование, иллюзион и клоунаду. История цирка насчитывает несколько тысячелетий. Еще в Древнем Египте и Древней Греции существовали фокусники, акробаты и дрессировщики животных. Но самый первый цирк появился в Древнем Риме и назывался он Circus Maximus («большой цирк»).

Это был огромный ипподром, где устраивались гонки между колесницами. При Августе цирк получил свою постоянную архитектурную форму - два этажа мест для зрителей и внешние аркады, где располагались трактиры и лавки. При Траяне количество мест для зрителей было увеличено.

Со временем цирк постепенно развивался. Цирковые представления были очень популярны в Средневековой Европе. Ни одно массовое гуляние не обходилось без выступлений канатоходцев, жонглеров и акробатов. В XVI веке стали появляться первые школы верховой езды, обучающие наездников и дрессировщиков лошадей. На основе таких школ стали создаваться цирки в различных городах Европы, правда, назывались они амфитеатрами.

Демонстрация исскуства верховой езды в Лондоне

В конце XVII века демонстарции искусства верховой езды, которые устраивал Филип Астли (Англия) в Ламберте, Лондон, стали прообразом первого цирка. В 1772 году в Лондоне был открыт первый стационарный цирк, который назывался «Амфитеатр Астли». К 1777 году Астли нанял силача, к 1780 году - двух клоунов и нескольких акробатов.

Первый цирк на материковой части Европы основал в 1780 году Хуан Порте (Испания) в Вене, Австрия, первым в Америке стал "Цирк Риккетс" в Филадельфии, основанный в 1792 году.

Как цирк стал цикром

В 1807 году братьями Л.и Э. Франконни в Париже было открыто первое здание с вывеской «Цирк». В России стационарный цирк появился в 1873 году в Пензе, его основателями были братья Никитины.

С тех пор, здания, где выступали дрессировщики и наездники стали именоваться цирками. Другие цирковые артисты продолжали выступать на площадях.

С середины XIX века в Европе, а затем и в России, стали возникать стационарные цирки, имевшие шатерный навес и круглую арену. Наличие светильников в цирке позволило проводить представления в более позднее время, что увеличивало количество зрителей. В XX веке цирк приобрел мировую славу.

Цирк Бертрама Миллза

Первым показанным по телевизору стал цирк Бертрама Миллза, передача шла из "Olympia", Лондон, в 1938 году.

Современный цирк представляет собой круглый зал, с манежем внутри, вокруг которого-места для зрителей. Существую также передвижные и разборные цирки, их называют «шапито». Несмотря на то, что цирк возник в далекой древности, он и сегодня не теряет своей популярности, ведь язык цирка понятен без перевода во всех странах.

Кстати, самый большой цирк в мире расположен в Москве на проспекте Вернадского.

Цирк – искусство акробатики, эквилибристики, гимнастики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоунады, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных. Цирк задает эстетике одну из самых сложных загадок: что это за искусство? В чем его специфика? Да и искусство ли это? А может быть, лишь зрелище? Чтобы ответить на эти вопросы, важно найти специфику содержания цирка, для чего следует понять, какова цель циркового представления.

Первое, что бросается в глаза при попытке выявить специфику цирка, – это его «бесцельность», отсутствие сколько-нибудь прямого практического значения исполняемых номеров. Какой смысл учить льва прыгать через огненное кольцо? Кому нужна собачка, послушно лающая столько раз, сколько того требует цифра, нарисованная дрессировщиком на доске? Ведь лев никогда не станет пожарным, а собака – математиком.

Путь к пониманию природы цирка в принципе найден эстетикой при разработке теории прикладного искусства. Ведь еще раньше цирка родилась и существует поныне столь же «бесполезная» деятельность, как и обучение собачки делать сальто-мортале. Это изготовление украшений. И впрямь, какое практическое значение имеют бусы или браслет? Казалось бы, работа ювелира бесполезна. Он гранит алмаз, заставляет его сверкать. Но бриллиант не просто сверкает, он выражает силу и власть человека над природой. Если даже самый твердый в мире минерал – алмаз – человек способен огранить, то он свободно владеет всем царством минералов, и нет такого камня, который не был бы покорен человеком. «Бесполезное» занятие ювелира имеет глубокий смысл и основание: созданные им ценности воспринимаются как прекрасные.

Искусство цирка – в известном смысле искусство ювелира. Цирковой артист – ювелир не только потому, что от него требуется такое же мастерство, такая же точность и филигранность в работе, но и потому, что по само­му своему смыслу и значению его работа схожа с работой человека, шлифующего алмаз. Дрессировщик подчиняет своей воле царя зверей и тем самым раскрывает безграничную власть человека над всем царством животных . В работе дрессировщика в наглядном и убедительном виде выступает свободное и полное владение миром живой природы. Если человек способен заставить царя зверей, преодолев вековые инстинкты, прыгать через огонь, значит, любое животное будет подчиняться и служить человеку. Если можно научить собаку делать сальто-мортале, то тем более можно заставить ее охранять дом или стадо, помогать охоте. Тот же принцип лежит и в работе акробата, который своим головокружительным полетом раскры­вает свободное владение человека пространством, своим телом, чувством равновесия. Эксцентрическое – ведущее эстетическое свойство цирка и главная эстетическая ка­тегория этого вида искусства. Если прекрасное – положительно значимое явление, которым человек свободно владеет, возвышенное – положительное явление, которым человек пока свободно не владеет, то эксцентрическое – сфера виртуозно-свободного владения трудно осваиваемым предметом. Эксцентричность в цирке не просто форма, а особое художественное содержание, раскрывающее всю власть человека и над животными, и над пространством, и над своим собственным телом, и над своими чувствами. Эксцентричность – расширение сферы свободы человека и свидетельство его безграничной власти над всем миром. Марко Поло, венецианский путешественник XIII в., рассказывал, как владыка Китая Кублай изгнал фокусников и акробатов из своей страны. Их было так много, и они так хорошо владели своим оружием, что, перейдя через многие горы и пустыни, завоевали дальние страны. Объяснить такую распространенность циркового искусства можно только его жизненной необходимостью.

Главные эстетические категории цирка – эксцентричность, сверхмера, сверхзадача, номер, реприза, трюк.

Цирк – это не рекордсменство, а образ человека, демонстрирующего свои высшие возможности, решающего сверхзадачи, творящего в соответствии со сверхзадачей, по законам эксцентрики.

Рождение циркового искусства покрыто мраком – то ли с ярмарок оно пришло, то ли из храмов, никто точно не знает. И документы свидетельствуют, что оно быстро заполонило улицы. Акробаты танцуют на фризах египетских надгробий. Жонглерство и канатоходство как древнее искусство Дальнего Востока были документально зафиксированы при дворе хана Хубилая задолго до Марка Поло. Танцы с быками украшают стены Кносского дворца на Крите, а в каждом государстве, славившимся своей кавалерией – , или Монголии – молодецкие выходки на спине резвого жеребца были предметом гордости. Насчет львов, тигров и медведей, то этих и других хищников мы находим в записях о зверинце , о милых сердцу фараонов гепардах и крокодилах, дрессированных египетскими жрецами.

Танцы же с быками (именно от них впоследствии произошла знаменитая испанская коррида) имели культовое значение, вроде греческой драмы. В дорийской Элладе акробаты и мимы паясничали и во время праздников, и в будни на улицах. Фаллос был главным элементом костюма. Святое или нет, шутовство по этому поводу было далеким от приличия.

Когда же через несколько веков по ту сторону Адриатики государственные мужи Рима построили первое настоящее цирковое здание, стало уже не до шуток.

“Panem et cirsenses” свободно переводится как “хлеба и зрелищ”, было формулой усмирения римской толпы. А стояла за этим кровавая баня на арене. Например, открытый овальный ипподром римского цирка радовал 150000 кровожадных зрителей зрелищем резни в перерывах между гонками колесниц. Слоны, медведи и дикие коты погибали десятками – а иногда сотнями – за день. Впоследствии, в Колизее, каторжане и первые христиане шли тем же путем. С маршем римских легионов на север цирк насилия распространился по Европе. Амфитеатры были построены в Вероне, Капуи и Помпеи, на Сицилии и в Испании, в Арле, Ниме, Бордо и достигли Британии – с тем, чтобы превратиться в каменоломни после упадка империи.

ШУТЫ И МИМЫ

Само слово “цирк” исчезло из многих языков. Цирк как массовое зрелище не смог восстановиться на подобном уровне вплоть до двадцатого века. Римский цирк умер, но его последыши разбрелись разными путями. В течение средневековья дрессировщики и акробаты путешествовали по Европе, Азии и Африке, ночевали на телегах или под заборами, развлекали народ на сельских ярмарках, а то и коронованных особ, когда тем этого хотелось. Король Альфред любил “парад диких зверей”, с шутами и фокусниками. Вильгельм Завоеватель завез группу фокусников из Франции. Тридцать семь Ганнибаловых слонов, единых, уцелевших после большого похода с Карфагена, дали жизнь группе дрессированных толстокожих в Европе – вещь удивительная, ведь слоны не размножаются в неволе.

Архивариус Французского центра национального циркового искусства Жан Вилье обнаружил следы цирка в средневековой церковной резьбе. Когда 13000 человек гнут спину на строительстве кафедрального собора, говорит он, то вполне естественную потребность в развлечениях неизбежно удовлетворяют целые ватаги шутов. Воры-карманники делали свое дело, в то время как другие ловкачи веселили раззяв (подобные штуки назывались на итальянский манер “скоками на скамейке”). Скамья служила как для того, чтобы следить за толпой, так и для фокусных выкрутасов. Канатоходцы натягивали свои канаты между соборными шпилями, другие, разбиравшиеся в механике, крутили ручки механизмов на спектаклях мистерий – пьес религиозного содержания. Многие из них были обвинены в колдовстве и сожжены заживо, и другие оказывались проворнее – как, скажем, те остряки, что научили даже своих лошадей кланяться изображению креста.

Средневековые миряне горячо любили такие зрелища. Церковники проявляли меньший восторг, но терпели циркачей как пилигримов, сошедшихся на день всех святых. Начатые при аббатствах и сборах, ярмарки впоследствии захватили и соседние луга, где купцы и развлекатели раскинули царство своих красочных палаток. Раз в год христианин мог позаботиться о собственной душе, кошельке и удовольствии одновременно.

Самой популярной была Ярмарка Святого Бартоломео, которую устраивали при монастыре на лондонской окраине. В 1133 году игумен по имени Рейер, в свое время бывший шутом Генриха I, выпросил королевскую привилегию на проведение трехдневной ярмарки. Ярмарка Св. Бартоломео просуществовала 700 лет, став чем-то вроде ежегодных цирковых осмотров.

Рейер имел репутацию чудотворца. Сто лет спустя вошли в моду другие фокусы: одна женщина делала стойку на остриях двух мечей, другая разгуливала на ходулях, неся воду в кувшине на темени, а ребенка на руках.

Ярмарка Бартоломео продолжался до двух недель, а затем и до шести. При Генрихе VIII религиозные мотивы были забыты. Ряды палаток образовывали улицы, они были вымощены и, наконец, огорожены. В 1614 году драматург Бен Джонсон описал великолепие этих палаток – с трещотками, свистульками, погремушками, свирелями, марионетками, клетками с крысами, деревянными лошадками, собачками-танцовщицами, игрушечными орлами, хищными волками, быками и зайцами, бьющими в барабан.

Через пятьдесят лет самым большим развлечением стали “танцы на канате”. Современное канатоходство – детская игрушка против мастерства семнадцатого века: по канату разгуливали лошади и слоны, какой-то итальянец прыгал на канате, держа на голове утку, толкая тележку, где сидели двое детей с собакой, да еще и поя при этом канцону.

Каждая ярмарка славилась чем-то своим: кто-то показывал шутки, а кто-то кукол. Ярмарка Бартоломео стала штаб-квартирой путешествующих талантов, в течение года блуждавших в заморских краях. Она была также базой передвижных зверинцев, объектом постоянной любви британцев – больших друзей животных.

ПАРАДЫ И КЛОУНЫ

Цирковой парад – или его прототип – восстановился и расцвел в Италии времен Ренессанса. Традиции Древнеримского триумфа вспомнил в 1500 году Чезаре Борджиа, а через несколько лет – флорентийская гильдия купцов. Мастерски воспроизведенные флотилии, неся на себе аллегорические или комические фигуры, величественно проплывали улицам Флоренции и Милана. Они были нашпигованы фантастическими машинами, вращающимися сферами, лодками и шарами, где сидели сладкоголосые херувимы. Леонардо да Винчи для одного такого праздника смастерил механического льва, который шел на двух ногах и раскрывал пасть, полную лилий. В Сиене двенадцать балерин выскакивало из чрева большого золотого волка.

Другим даром Италии цирковому искусству стала фигура клоуна. Десятки комических типов выступали в шумных уличных театрах. Классическая пара клоунов – двое слуг – смешит публику сегодня едва ли не в каждом цирке мира. Арлекин – или сообразительный проходимец – это поистине древний персонаж, идущий из ранних представлений о дьяволе и с его глупой жертвы, постепенно превратился в меланхоличного сумасшедшего Пьеро в широком белом балахоне, с набеленным лицом, Пьеро, который является неисправимым романтиком.

БЕЗ АРЕНЫ – ПОД ОТКРЫТЫМ НЕБОМ

Так продолжалось до конца XVIII века, пока в Лондоне с этим не было покончено. Создание цирка в его современном виде единодушно приписывается Филиппу Астли, большом любителю лошадей, сыну столяра-краснодеревщика. В один прекрасный день Астли получил от французской королевы Марии-Антуанетты награду за свои заслуги – медаль, усеянную бриллиантами. После смерти он оставил своим потомкам два пышных амфитеатра – в Лондоне и в Париже. Астли также завещал им замечательный выезд лошадей, акробатов, гимнастов и шутов на 42-футовой арене – что является до сих пор эталоном.

Однако талант Астли расцвел на грязном поле вблизи Вестминстерского моста в Лондоне. У него было тогда две лошади, два флейтиста и женщина, бившая в бубен и пускавшая по кругу шляпу. За каких-то два года он укрыл свою сцену крышей и назвал это сооружение “Британской школой верховой езды Астли”.

В течение 150 лет наездничество было ключом к развитию европейского цирка. Оно поглощало все. Для Астли и его последователей конь был тем же, что и мотоцикл для современных байкеров: на его спине они мечтали покинуть землю и достичь небес.

Парадокс всех революций – в цирке или где-то еще – в том, что передовые идеи быстро стареют. Каждый новый цирк должен снова изобретать колесо. Американцы изобрели триаренний цирк, покорили его канонам высокого искусства и объявили грандиозным мировым шоу. Этому поспособствовал и Голливуд, и теперь американский цирк стал синонимом монументального кича. В других странах была отличная шкала ценностей – здесь культивировалась высокое индивидуальное мастерство, что является достижением цирка старой школы – от знаменитого Московского цирка до Кнайзив в Швейцарии или французской цирковой семьи Грюсс.