17.11.2020

Структура педагогической технологии развития критического мышления. Развитие критического мышления: технологии и методики


Использование технологии развития критического мышления на уроках.

Каждому учителю хочется, чтобы на уроке царила атмосфера

творчества, духовной раскрепощённости. Вот почему необходимо постоянно

думать, как построить учебный процесс, чтобы ученики проявляли живость

воображения, фантазию, могли сравнивать и ассоциировать, опираясь на

интуицию и подсознание. Другими словами, необходимо развивать у

учеников творческое мышление.

Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к

познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и

коммуникации. Происходит это потому, что дети часто испытывают

серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным

предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития

мышления и, прежде всего, критического. А это очень важно для человека в

современном мире, который входит в новый век с новым обликом

познавательной культуры. Кроме воспроизводящей деятельности существует и другой род деятельности, именно деятельность комбинирующая или творческая.

«Принципиальным отличием образовательных стандартов второго поколения является их ориентации на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов». «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта» (Стандарты второго поколения).

А значит одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость. Таким образом, возникла необходимость использовать в своей педагогической деятельности новые приёмы и современные общеобразовательные технологии.

Меня заинтересовала технология «Развития критического мышления». Так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни: умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений.

Задачи технологии:

1. Формирование нового стиля мышления, для которого характерны

открытость, гибкость, рефлексивность, осознание внутренней многозначности позиций и точек зрения, альтернативности принимаемых

решений.

2. Развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности.

3. Развитие аналитического, критического мышления:

- научить школьников выделять причинно-следственные связи;

- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;

- отвергать ненужную или неверную информацию;

- понимать, как различные части информации связаны между собой;

- выделять ошибки в рассуждениях;

- уметь делать вывод о том, чьи конкретно ценностные ориентации,

интересы, идейные установки отражают текст или говорящий человек;

- избегать категоричности в утверждениях;

- быть честным в своих рассуждениях;

- определять ложные стереотипы, ведущие к неправильным выводам;

- выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;

- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

- подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или

письменной речи;

- отделять главное от несущественного в тексте или в речи и уметь

акцентироваться на первом.

4. Формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными

стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать

информацию с точки зрения важности, «отсеивать» второстепенную,

критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

5. Стимулирование самостоятельной поисковой творческой

деятельности, пуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Образовательные результаты :

Умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся

информационным потоком в разных областях знаний;

Пользоваться различными способами интегрирования информации;

Задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу;

Решать проблемы;

Вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений;

Выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим;

Аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других;

Способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность);

Брать на себя ответственность;

Участвовать в совместном принятии решения;

Выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

Умение сотрудничать и работать в группе и др.

Своеобразной рамкой, в которую вписывается урок, является так называемая базовая модель технологии, состоящая из трех этапов (стадий) : стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. Такая структура урока, по мнению психологов, соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания и как ты их сможешь применить.

Каждая стадия имеет свои цели и задачи, а также набор характерных

приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской,

творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Первая стадия - «вызова» , во время которой у учащихся

активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме,

определяются цели изучения предстоящего учебного материала.

Вторая стадия - «осмысление» - содержательная, в ходе которой и

происходит непосредственная работа ученика с текстом, причём работа

направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается

действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника),

которые позволяют отслеживать собственное понимание.

Третья стадия - стадия «рефлексии» - размышления. На этом этапе

ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с

помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно

здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с

учётом вновь приобретённых знаний.

имеющихся методических разработок в этой области и направлены на общее

ознакомление педагогов с технологией развития критического мышления, которая позволяет учителю, используя универсальную модель обучения и систему эффективных методик, помочь учащимся стать более самостоятельными, мыслить критически, ответственно и творчески

относиться к учебе.

Приём «Корзина идей»

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения.

Пример:

Почва – это …

земля

растительная земля

вещество

суша, а не вода

место обитания, дом животных

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Приём «Мозговой штурм»

Этот приём позволяет не только активизировать младших школьников и помогает разрешить проблему, но также и формирует нестандартное мышление. Такая методика не ставит ребёнка в рамки правильных и неправильных ответов. Ученики могут высказывать любое мнение, которое поможет найти выход из затруднительной ситуации.

Пример:

Вам надо быстро охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти 10 решений.
Что есть в условии задачи? Стакан, кипяток, вы, кухня и все, что есть на кухне - это ресурс для решения задачи.
Решения:
- Добавить холодную воду, заварку или молоко.
- Налить в блюдечко, в суповую тарелку, в массивную миску.
- Много раз переливать из стакана в стакан, держа их на большом расстоянии друг от друга.
- Добавить много варенья или сахара.
- Переливать через воронку.
- Погружать холодные ложки.
- Поставить в морозилку, в кастрюлю с холодной водой, в снег.
Бывает, дети дружно повторяют ранее высказанную идею, не предлагая своих. Не обостряйте ситуацию, спросите: "А что ты предложишь своё?". Повторите вопрос ребенку лично. Бывает, дети молчат. Ни у кого нет ни одной идеи. Задайте наводящие вопросы, обратитесь к самому сообразительному или к самому бойкому ребенку. Расшевелите их. Если не удалось установить процесс генерирования, значит, предложенная тема детей не вдохновила, им скучно или они боятся принимать участие в обсуждении.

Приём «Синквейн»

В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идет о работе, состоящей из пяти этапов. Вот некоторые возможности использования данной стратегии на уроке русского языка.

Имя существительное, выраженное одним словом.

Описание темы именами прилагательными (2слова).

Описание действия (3слова).

Фраза, выражающая отношение автора к теме (4слова).

Слово - синоним.

Пример: Суффикс

Ласкательный, новый

Образует, называет, обозначает

Суффиксы образуют новые слова

Часть

Приём «Верите ли вы, что…» или «Данетка»

Класс делится на две команды. Одна команда высказывает фантазийные предположения, а другая анализирует их.

Пример:

1.Верите ли вы, что в пустыне живут слоны? - да – нет

2.Верите ли вы, что в пустыне нет растений? - да – нет

3.Верите ли вы, что в пустыне жарко? - да – нет

4.Верите ли вы, что в пустыне идет снег? - да – нет и т. д.

Приём «Знаю, хочу узнать, узнал»(ЗХУ)

К этому приёму можно обращаться как на стадии объяснения нового материала, так и на стадии закрепления.

Пример : Окружающий мир. Тема: «Пустыня» .

З - что знаем Х - что хотим узнать У - что узнали

пески животные (заполняется в течение урока)

жарко растения

мало воды климат

нет растений люди

верблюды

Приём «Инсерт»

Этот приём является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.

Пометки должны быть следующие:

Знаком «галочка» (v ) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику.

Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный приём требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации

Приём «Шесть шляп»

Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп и

предлагается представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.

Пример: Окружающий мир, 3 класс, «Разнообразие растений».

1 группа. Белая шляпа (факты).

С помощью энциклопедий и атласа-определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами.

2 группа. Жёлтая шляпа(позитивное мышление).

Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?

3 группа. Чёрная шляпа (проблема).

Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода. Используйте материал учебника на стр.76-78.

4 группа. Красная шляпа (эмоции).

Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?

5 группа. Зелёная шляпа (творчество).

Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?

6 группа. Синяя шляпа (философия).

Обобщите высказывания других групп.

Опыт показывает, что моделировать урок в технологии критического мышления не просто (особенно в 1 классе ). Поэтому я ограничилась только элементами.

Приём «Синквейн»

Пример:

Изучаем стихотворение «Лес, точно терем расписной… » (стр. 45, «Азбука») и составляем синквейн.

Вопросы на доске - дети называют ответы, либо печатают.

1. Время года, наступившее после лета.

ОСЕНЬ

2. Пространство, заросшее множеством деревьев.

ЛЕС

3. Описание леса (Какой он?)

ЛИЛОВЫЙ

ЗОЛОТОЙ

БАГРЯНЫЙ

4. Каким словом назван лес?

ТЕРЕМ

СТЕНА

Приём «Верите ли вы, что…»

Этот приём позволяет анализировать, сравнивать, развивать воображение, умение доказательно обосновывать своё мнение (можно использовать квадрат зеленого цвета – да, квадрат красного цвета – нет).

Верите ли вы, что в русском языке 10 гласных?

Верите ли вы, что в русском языке 36 букв?

Верите ли вы, что буква П следует за буквой О?

Верите ли вы, что Ь (мягкий знак) имеет звук?

В заключении хочется отметить, что форма урока с применением данных технологий конечно же отличается от урока в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами. Они думают, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное.Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют. Роль учителя - в основном координирующая.

Популярным методом демонстрации процесса мышления является

графическая организация материала. Модели, рисунки, схемы и т.п.

отражают взаимоотношения между идеями, показывают ход мыслей.

Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает

видимое воплощение. Средства технологии позволяют работать с информацией в любой области знания, а это значит, что ознакомление с ней можно организовать на любом предметном материале.

Принципиальными моментами для технологии критического мышления являются:

Активность субъектов в образовательном процессе;

Организация групповой работы в классе;

Развитие навыков общения;

Идея ценности личности;

Подход к образовательной технологии как средству и инструменту

самообразования человека;

Соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо - совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитания, формирующих способность логически анализировать информацию и применять полученные результаты в разных ситуациях.

Этапы технологии развития критического мышления

Этап вызова

Первая стадия - вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной теме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме; мотивировать ученика к учебной деятельности; побудить к активной работе.

Этап осмысления

Вторая стадия - осмысление. Она дает возможность ученикам: получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися.

Этап размышления (рефлексии)

Третья стадия - рефлексия. Здесь основным является: целостное осмысление, обобщение полученной информации; присвоение нового знания; расширение предметного поля; формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Приёмы ТРКМ

Первая стадия - ВЫЗОВ

«Кластер», «Корзина идей», «Аквариум», «Дерево предсказаний», «Верные и неверные утверждения», «Ключевые слова», «Интервью», «Весы» и другие.

Вот примеры фрагментов уроков:

Прием «Верные и неверные утверждения»

Урок «Окружающий мир» 2 класс, «Вода и ее свойства»

Начнём с игры «Верите ли вы…» У каждого из вас на парте лежит таблица. Я буду задавать вопросы, а вы в первой строке ставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка пока останется пустой.

  • Верите ли вы, что вода - главный строительный материал всего живого на Земле?
  • Верите ли вы, что растения и животные могут прожить без воды?
  • Верите ли вы, что вода может быть твёрдой?
  • Верите ли вы, что вода обладает различными свойствами?
  • Верите ли вы, что лёд легче воды?
  • Верите ли вы в слова Д. Менделеева, что «вода дороже золота».
  • Верите ли вы, что, загрязняя воду, мы убиваем себя?
  • Верите ли вы, что вода может впитывать в себя эмоции людей?

Сегодня в течение урока вы будете обращаться к этой таблице и видеть, насколько были правы.

Урок «Окружающий мир» 3 класс, «Почва»

Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» У каждого на парте таблица, как на доске. Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

  • Верите ли вы, что ветер может разрушить горы?
  • Верите ли вы, что опавшие осенью листья вредят почве?
  • Верите ли вы, что 1 см почвы образуется за 300 лет?
  • Верите ли вы, что норы животных, живущих в почве, разрушают её?
  • Верите ли вы, что растения участвуют в образовании почвы?
  • Верите ли вы, что почва и камень родственники?
  • Верите ли вы, что почва - наша кормилица?

Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице и видеть, насколько были правы.

Мы говорим почва. А что же такое почва?

Приём «Корзина идей»

Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:

Почва - это …

  • … земля
  • … растительная земля
  • … вещество
  • … суша, а не вода
  • … место обитания, дом животных

Подведение итогов работы групп. На доске фиксируются все предположения.

Приём «Кластер»

Урок «Русский язык». 2 класс, «Звуки речи»

Приём - таблица «ЗХУ»

Урок «Окружающий мир». 2 класс, «Разнообразие растений».

Прием «Весы»

Урок «Окружающий мир» 4 класс, «Роль человека в жизни природы».

Просим учащихся «взвесить на весах» роль человека в жизни природы. Учащиеся устно или письменно «наполняют» чаши весов информацией из личного опыта: какую - отрицательную или положительную - роль играет человек в жизни природы.

Приём «Аквариум»

Выходят 3-4 человека, которые будут «золотыми рыбками» в аквариуме. Садятся в круг. Их задача - ответить на вопросы, предложенные учителем или одноклассниками.

Прием «Ключевые слова»

По опорным словам составить небольшой рассказ.

Прием «Интервью»

Ученик «берёт интервью» у других учащихся по определённой теме, при этом составляет вопросы сам.

Вторая стадия - ОСМЫСЛЕНИЕ

«Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица «Письмо по кругу», таблица «ЗХУ», «Авторское кресло», «Сводная таблица», «Уголки», таблица «Лови ошибку», «Пометки на полях», «Бортовой журнал», «Логические цепочки» и другие приёмы. Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях. Так же таблицу «ЗХУ» начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия».

Прием «Сводная таблица»

Урок «Окружающий мир» 4 класс, «Полезные ископаемые»

Какие полезные ископаемые вы знаете? Сейчас каждая группа получит полезные ископаемые и выполнит практическую работу.

  1. Рассмотри образец полезного ископаемого. По иллюстрациям учебника определи их название.
  2. Установи свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Узнай у учителя, горючее это полезное ископаемое или нет.
  3. Подумай, где применяется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его применение.

Заполни Сводную таблицу.

Практическая работа в группах.

Заслушивание ответов каждой группы. Обсуждение, запись таблицы в тетрадь.

Приём «Инсерт»

Урок «Русский язык» 3 класс, «Значимые части слова»

Прочитайте самостоятельно статью. Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.

1. Корень - главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. Слова, имеющие одинаковый корень и общее значение, называются родственными (однокоренными).

Во всех словах есть корень. В русском языке существует одно слово, в котором корень отсутствует.

Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать однокоренные слова и выделить общую часть.

2. Приставка - значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. В приставках таится много смысла. Приставка помогает корню лучше выразить значение слова.
Чтобы найти в слове приставку, нужно подобрать слово без приставки или с другой приставкой.

3. Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Суффикс обогащает словарный состав языка. Суффикс может всё: изменить размер и рост, превратить здание в человека…

4. Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для образования форм слова и связи слов в словосочетании и предложении.

Чтобы определить в слове окончание, нужно изменить форму этого слова.

Окончание помогает определить грамматические признаки слова.

Проверка понимания и первичное закрепление.

  • Что было для вас знакомым из прочитанного?
  • Что нового вы узнали для себя из этого текста?
  • У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?

Урок «Математика» 3 класс, «Угол. Измерение углов»

Очень много мы можем измерить. Если мы покупаем продукты, мы можем измерить их массу. Масса выражается в килограммах, граммах, центнерах, тоннах. Самая крупная мера веса - это тонна.

Если необходимо измерить длину, мы можем использовать метр, сантиметр, миллиметр, дециметр.

Если нам необходимо измерить время, мы пользуемся временными мерками: секунда, минута, час, сутки, год, неделя, месяц, век.

Оказывается и углы можно измерить. Уже несколько тысяч лет назад в Древнем Вавилоне люди стали использовать для измерения величины углов, совсем маленький угол, который получается, если круг разделить на 360 равных центральных углов. Эта мерка называется градус.

Для измерения используются приборы: весы, секундомер, часы, линейка, транспортир. Транспортир - это чертежный прибор, разделенный на градусы, полукруг для измерения углов. На каждом транспортире есть центр круга и шкала с градусами.

Беседа с классом по вопросам.

  • Что вам было уже знакомо?
  • Что вызвало сомнения?
  • Какую новую информацию вы получили?

Приём «Концептуальная таблица».

Урок «Окружающий мир» 4 класс, «Природные зоны».

Перед вами научные статьи о лесной зоне, на страницах учебника вы также найдете полезную информацию, а свои наблюдения, сравнения будем записывать в «Концептуальную таблицу»

Учитель: Что будем сравнивать и какие линии сравнения мы выберем?

  • 1 группа работает с информацией о климатических условиях
  • 2 группа работает с информацией о растительном мире природных зон
  • 3 группа работает с информацией о животном мире

Прием «Уголки»

При характеристике одного из героев класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод.

Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.

Прием «Логическая цепочка»

После текста учащимся предлагается построить события в логической последователь-ности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.

Прием «Лови ошибку»

Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию, и предлагает учащимся выявить допущенные ошибки.

Прием «Письмо по кругу»

Прием предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

Третья стадия - РЕФЛЕКСИЯ

«Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Диаманта», «Толстые и тонкие вопросы», «Письмо другу (маме…)», «Эссе», «Общее - уникальное», «Денотантный граф» и другие.

Приём «Шесть шляп»

Окружающий мир, 2 класс, «Разнообразие растений».

Класс делится на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.

Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.

1 группа. Белая шляпа - факты.

С помощью энциклопедий и атласа- определителя расскажи о растениях только фактами, цифрами.

2 группа. Жёлтая шляпа - позитивное мышление.

Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на Земле без растений?

3 группа. Чёрная шляпа - проблема.

Докажите: если бы на Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода. Используйте материал учебника.

4 группа. Красная шляпа - эмоции.

Подумайте, какое эмоциональное состояние вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?

5 группа. Зелёная шляпа - творчество.

Что бы вы сделали для того, чтобы наша Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?

6 группа. Синяя шляпа - философия.

Обобщите высказывания других групп.

Приём «Синквейн»

Окружающий мир, 3 класс, «Почва».

Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? (Ответы детей).

Почва

Живая, неживая,
Разрушают, беречь, выращивать
1 см образуется за 300 лет!
Земля-матушка

Русский язык. 2 класс, «Звуки речи»

Звуки

Гласные и согласные.
Произносятся, слышатся, звучат.
Используются в устной речи.
Фонетика.

Приём «Общее - уникальное»

Литературное чтение, 3 класс, «Русская литературная сказка».

Сравните черты русской народной и литературной сказок. Запишите их общие и уникальные (отличительные) свойства.

Прием «Весы»

Окружающий мир» 4 класс, «Роль человека в жизни природы».

Обобщая имеющиеся представления о роли человека в жизни природы, составим положительный и отрицательный денотатный графы.

Положительный денотатный граф

Отрицательный денотатный граф

Прием РАФТ

Окружающий мир, 3класс, «Нервная система человека».

Учитель: Определим четыре параметра будущего текста.

  • Р - роль (любой человек нашей планеты)
  • А - аудитория (кому вы будете писать - жителям планеты Венера)
  • Ф - форма - рассказ
  • Т - тема «Нервная система человека»

Учитель предлагает ученикам:

Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей планеты Венера.

Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их.

Прием «Толстые и тонкие вопросы» (работа в группах)

«Тонкие» вопросы - вопросы репродуктивного плана, требующие однословного ответа, «толстые» вопросы - вопросы, требующие размышления, привлечения дополнительных знаний, умения анализировать информацию, текст.

Прием «Ромашка вопросов (Ромашка Блума)»

Шесть лепестков - шесть типов вопросов.

  • Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
  • Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно понял, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». . Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». «Почему листья на деревьях осенью желтеют?».
  • Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в природе, если бы…?»
  • Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один урок отличается от другого?»
  • Практические вопросы. Всегда, когда вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой, мы его будем называть практическим. «Как бы вы поступили на месте героя рассказа?».

Список использованной литературы:

  1. Загашев И.О. Учим детей мыслить критически. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
  2. Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
  3. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. - СПб.: «КАРО», 2014.

Технология развития критического мышления.

Главной задачей, стоящей перед образованием, на современном этапе является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В ходе реализации федерального государственного образовательного стандарта необходим переход к такой стратегии обучения, при которой обучающийся превращается в субъект образовательного процесса, приходит в школу действительно «учиться», т.е. «учить себя», не только получать знания, передающиеся педагогом, но и уметь самому добывать и пользоваться ими в жизни. Реализации данной цели способствует использование элементов деятельностного подхода, включая такие инновации как интерактивная организация урока, проектирование, проблемное обучение и развитие критического мышления.

Критическое мышление – это способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода с тем, чтобы применять полученные результаты как к стандартным, так и к нестандартным ситуациям; способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные аргументы, принимать независимые, продуманные решения.

Технология развития критического мышления была предложена в 90-е годы ХХ века американскими учёными (К. Мередит, Ч. Темпл, Дж. Стил) как особая методика обучения, отвечающая на вопрос: КАК НАУЧИТЬ МЫСЛИТЬ?

Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения.

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Основная идея заключается в создании такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.

Признаки критического мышления заключаются в формировании:

    позитивного опыта;

    самостоятельного, ответственного мышления;

    аргументированного мышления (убедительные доводы позволяют принимать продуманные решения);

    многогранного мышления (проявляется в умении рассматривать явление с разных сторон);

    индивидуального мышления (формирует личностную культуру работы с информацией);

    социального мышления (работа осуществляется в парах, группах; основной приём взаимодействия - дискуссия).

Технология развития критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией; совокупность разнообразных приёмов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

В основе технологии критического мышления лежит трёхфазовая структура учебного занятия: вызов, осмысление, рефлексия.

Первая фаза - вызов

На этапе вызова из памяти актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета, рассказом об увиденном, созданием ситуации «разрыва» в способе решения учебной задачи; на стадии вызова в тексте работают «введение, аннотации, мотивирующие примеры».

В процессе реализации фазы вызова:

1. Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.

2. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.

3. Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными; появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение учителю или сразу большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет таким учащимся чувствовать себя более комфортно.

Роль педагога на данном этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».

Для реализации фазы вызова будут эффективными следующие приёмы:

    составление списка «известной информации», рассказ-предположение, по ключевым словам;

    систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;

    верные и неверные утверждения;

    перепутанные логические цепочки и т.д.

Вторая фаза – осмысление (реализация смысла)

На стадии осмысления обучающийся вступает в контакт с новой информацией, а также происходит ее систематизация. Ребенок получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

    осуществление контакта с новой информацией;

    попытки сопоставить новую информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

    акцентирование внимания на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;

    обращение внимания на непонятном материале, попытки поставить новые вопросы;

    стремление отследить процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему;

    подготовка к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Педагог на данном этапе может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении. Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении. Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии. Если учащиеся работают с текстом, было бы целесообразно выделить время для второго прочтения. Это достаточно важно, так как для того, чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте.

Для реализации фазы осмысления будет эффективным использование метода активного чтения:

    маркировка с использованием значков «v», «+», «-», «?» (по мере чтения ставятся на полях справа);

    ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

    поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.

Третья фаза – рефлексия (размышление)

Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что обучающиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления для того, чтобы включить в них новые понятия. Таким образом, происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом. Анализ собственных мыслительных операций составляет сердцевину данного этапа.

Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее). Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Некоторые из суждений могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.

Деятельность педагога заключается в том, чтобы вернуть учащихся к первоначальным записям – предложениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.

Деятельность учащихся направлена на то, чтобы соотнести «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

На данном этапе эффективными будут следующие приёмы:

    заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации;

    возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

    ответы на поставленные вопросы;

    организация устных и письменных круглых столов;

    организация различных видов дискуссий;

    написание творческих работ (синквейн, эссе).

Рассмотрим приемы, наиболее часто применяемые приёмов данной технологии.

Кластер («Гроздь») – графический приём систематизации материала. Выделяются смысловые единицы текста и графически оформляются в определенном порядке в виде грозди. Если сравнивать с моделью солнечной системы (звезда, планеты и их спутники), то центре – звезда – это изучаемая тема; вокруг неё – планеты, то есть крупные смысловые единицы, которые соединяются прямой линией со звездой, у планеты – свои спутники, у спутников – свои. Система кластеров охватывает большое количество информации.

Кластер оформляется в виде грозди. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы.

Приём может эффективен на стадии вызова, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков. Эти заголовки смысловых блоков располагаются вокруг основной темы.

Данный приём эффективно используется на всех стадиях технологии.

Приём «верные или неверные утверждения». В начале урока могут быть предложены высказывания, затем учащимся предлагается установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) учащиеся возвращаются к данным утверждениям и оценивают их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Ещё один приём данной технологии, который часто используется, это маркировка текста по мере его чтения - «Инсерт» .

Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки («v», «+», «-», «?»), а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

В технологии развития критического мышления большое значение отводится визуальным формам организации материала. Учащиеся с помощью предложенных приёмов делают попытки предварительной систематизации материала, высказывают свои идеи, визуализируя их. Многие приёмы «работают» на смысловой стадии, а некоторые могут стать ведущей стратегией урока.

Приём «Выглядит, как… Звучит, как…» направлен на «присвоение» понятий, терминов. На стадии вызова учащимся предлагается записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове, или в связи с данным понятием. Например, понятие «технология».

На стадии рефлексии, после знакомства с основной информацией, можно вернуться к данной таблице.

Приём «Плюс – минус - интересно ». Заполнение таблицы помогает организовать работу с информацией и на стадии осмысления. Новая информация заносится в таблицу, по ходу чтения параграфа или прослушивания лекции заполняются соответствующие графы. Этот приём можно использовать и на стадии рефлексии. Так или иначе, пошаговое знакомство с новой информацией, увязывающей её с уже имеющейся, - это способ активной работы с текстом. Данный приём нацелен на актуализацию эмоциональных отношений в связи с текстом. При чтении текста предлагается фиксировать в соответствующих главах таблицы информацию, отражающую:

В графу «ПЛЮС» заносится информация, которая, с точки зрения ученика, носит позитивный характер, в графу «МИНУС» - негативный, наиболее интересные и спорные факты заносятся в графу «ИНТЕРЕСНО». Возможна модификация этой таблицы, когда графа «ИНТЕРЕСНО» заменяется графой «ЕСТЬ ВОПРОСЫ».

При использовании данного приёма информация не только более активно воспринимается, систематизируется, но и оценивается. Подобная форма организации материала позволяет провести обсуждение, дискуссию по спорным вопросам.

Графические формы организации материала могут стать ведущим приёмом на смысловой стадии, например, дневники и «бортовые журналы».

«Бортовые журналы» – обобщающее название различных приёмов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. Когда «Бортовой журнал» применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на следующие вопросы.

Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. В ходе прочтения текста учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом. Проводя подобную работу, учитель вместе с учениками старается продемонстрировать все процессы зримо, с тем, чтобы потом ученики могли этим воспользоваться.

Прием «Таблицы вопросов». Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приёмам, формирующим умение работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание строится на готовых «ответах», которые преподносятся ученикам, технология развития критического мышления ориентирована на вопросы, как основную движущую силу мышления. Мысль остаётся живой только при условии, что ответы стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые имеют вопросы, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Начнём с простых приёмов.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трёх фаз урока: на стадии вызова – это вопросы до изучения темы, на стадии осмысления – способ активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания, при размышлении – демонстрация понимания пройденного.

Таблица «толстых» и «тонких» вопросов

Прием «Эссе».

Эссе - очень распространенный жанр письменных работ в западной педагогике, в российской школе эта форма становятся все более и более популярными в последнее время. Эссе целесообразно использовать как небольшое письменное задание обычно на стадии осмысления, обработки прочитанного. Разнообразие форм эссе определяется тремя основными факторами:

    временем, которое на него тратится;

    умением строить логичные композиции (в уже известной нам логике, например, вызов, изложение тезисов, аргументация, выводы);

Для написания эссе можно предложить 5 и 10 минут, эссе может стать серьезным заданием для выполнения в свободное время. Для обучающегося создание эссе - задание, направленное на лучшее понимание текста, то для педагога эссе превращаются и в один из самых значительных инструментов диагностики в процессе сопровождения учащихся в образовательном процессе.

На стадии рефлексии «работают» все выше перечисленные приёмы. Таблицы, схемы становятся основой для дальнейшей работы: обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т.д. Но возможно и отдельное применение приёмов, например, после изучения материала, темы учащихся могут составить кластеры (систематизировать материал).

Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространёнными являются таблицы. Можно рассматривать данные приёмы, как приёмы стадии рефлексии, но в большей степени – это стратегии ведения урока в целом.

Приём «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трёх и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали – различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит.

Технология развития критического мышления отвечает целям образования на современном этапе, формирует интеллектуальные качества личности, вооружает обучающихся и педагога различными способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования, конструирования собственного образовательного маршрута.

Преимущества технологии:

    Повышается ответственность за качество собственного образования.

    Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; учащиеся овладевают умением интегрировать информацию.

    Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).

    Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.

    Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.

Литература

    Заир – бек, С.И., Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.

    Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М. Академия, 2003 – 272с.

    Кирилова, Н.Б. Медиаобразование в эпоху социальной модернизации: Педагогика. – 2005 – №5 с.13-21.

По технологии «Критическое мышление» используется модульный урок, состоящий из трех этапов:

  • 1 стадия - Вызов. На этой фазе происходит актуализация знаний, имеющихся у учащихся, возникает интерес к обсуждаемому вопросу. Для пробуждения вызова можно использовать рисунок, вопрос, задачу, проблему, ситуацию, мозговой штурм, работу с ключевыми терминами, перевернутые логические цепи, свободное письмо и т.д.
  • 2 стадия - Осмысление новой информации. Учитель предлагает учащимся новую информацию, которую они должны отработать.
  • 3 стадия - Рефлексия, Размышление. Происходит осмысление всей информации, полученной на 2 стадии.

Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний.

Рассмотрим подробнее каждый из приведенных этапов.

1) Вызов

Часто отсутствие результативности обучения объясняется тем обстоятельством, что преподаватель конструирует процесс обучения, исходя из поставленных им целей, подразумевая, что эти цели изначально приняты учащимися как собственные. Действительно, постановка целей преподавателем происходит заранее, что и позволяет ему более четко проектировать этапы учебного процесса, определять критерии его результативности и способы диагностики. В то же время необходимо дать возможность учащемуся самому поставить цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения. Предоставить возможность учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, что создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов. Именно эта задача решается на фазе вызова.

Второй задачей, которая решается на фазе вызова, является задача активизации познавательной деятельности учеников. Некоторые школьники на уроке не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться момента, когда другие выполнят предложенную задачу. Поэтому важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта.

В процессе реализации фазы вызова:

  • 1. Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.
  • 2. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.
  • 3. Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение преподавателю или сразу в большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет таким учащимся чувствовать себя более комфортно.

Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников. При этом важно не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны. На данном этапе важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».

Возможные приёмы и методы:

  • · Составление списка «известной информации»:
  • · рассказ-предположение по ключевым словам;
  • · систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы;
  • · верные и неверные утверждения;
  • · перепутанные логические цепочки;
  • · мозговая атака;
  • · проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.

Стройная система приемов включает в себя как способы организации индивидуальной работы, так и ее сочетания с парной и групповой работой.

2) Стадия осмысления

Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией. На большинстве уроков в школе, где изучается новый материал, эта фаза занимает наибольшее время. Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения преподавателем, гораздо реже - в процессе чтения или просмотра материалов на видео или через компьютерные обучающие программы. Вместе с тем в процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Быстрый темп изложения нового материала в режиме слушания и письма практически исключает возможность его осмысления.

Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Именно данная задача является основной в процессе обучения на фазе осмысления содержания. Важным моментом является получение новой информации по теме. Если помнить о том, что на фазе вызова учащиеся определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. В процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. В этом смысле важное значение имеет качество отобранного материала.

Нельзя не обратить внимание на одно обстоятельство. Так же как и на первой стадии работы в режиме технологии развития критического мышления, на смысловой стадии учащиеся самостоятельно продолжают активно конструировать цели своего учения. Постановка целей в процессе знакомства с новой информацией осуществляется при ее наложении на уже имеющиеся знания. Школьники могут найти ответы на ранее заданные вопросы, решить возникшие на начальном этапе работы затруднения. Но далеко не все вопросы и затруднения могут быть разрешены. В этом случае важно, чтобы учитель стимулировал учащихся к постановке новых вопросов, поиск ответов через контекст той информации, с которой учащиеся работают. критический мышление иностранный язык

На фазе осмысления содержания учащиеся:

  • 1. Осуществляют контакт с новой информацией.
  • 2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.
  • 3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.
  • 4. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.
  • 5. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.
  • 6. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Преподаватель на данном этапе:

  • 1. Может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении.
  • 2. Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении.
  • 3. Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.
  • 3) Стадия рефлексии

Роберт Бустром отмечает в своей книге «Развитие творческого и критического мышления»: «Рефлексия - особый вид мышления... Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Анализируя функции двух первых фаз технологии развития критического мышления, можно сделать вывод о том, что, по сути, рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы. Однако рефлексия на фазах вызова и реализации имеет другие формы и функции. На третьей же фазе рефлексия процесса становится основной целью деятельности школьников и учителя.

На стадии рефликсии ученики систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориями знания (понятия различного ранга, законы и закономерности, значимые факты). При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы (различные виды письма: эссе, ключевые слова, графическая организация материала и т. д.) учащиеся, с одной стороны, производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей.

Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения (это понятно, это непонятно, об этом необходимо узнать еще, по этому поводу лучше было бы задать вопрос и так далее). Но этот анализ мало полезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании в процессе самостоятельного осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Возникшие вопросы или сомнения могут быть разрешены. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать различные оценки, которые отличаются по форме и по содержанию. Некоторые из суждений других школьников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического.

Учителю следует: вернуть учащихся к первоначальным записям-предположениям; внести изменения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации. Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержание.

Характерные для этого этапа виды заданий, это:

  • · Заполнение кластеров, таблиц.
  • · Установление причинно-следственных связей между блоками информации.
  • · Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям.
  • · Ответы на поставленные вопросы.
  • · Организация устных и письменных круглых столов.
  • · Организация различных видов дискуссий.
  • · Написание творческих работ.
  • · Исследования по отдельным вопросам темы и т.д.