04.12.2023

Скачать технологическая карта урока по фгос образец. Технологическая карта урока как современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся


Слайд 1

1
Конструирование технологической карты урока в соответствии с ФГОС общего образования
«Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль в действие – самая трудная вещь на свете» Гете
Фильм-мотиватор

Слайд 2

Деятельность учителя

Слайд 3

Деятельность учителя

Слайд 4

Деятельность учителя

Слайд 5

Методическое сопровождение образовательного процесса помогает учителю реализовывать требования ФГОС. Методический инструментарий обеспечивает учителю качественное преподавание нового учебного курса путём перехода от планирования урока к проектированию изучения темы.

Слайд 6


Технологическая карта урока – это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Технологическая карта (промышленность)- технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления, обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций. Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией.

Слайд 7

Обобщенно-графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначального вариативностью урока).
Что такое технологическая карта?

Слайд 8

Что такое технологическая карта?
1.Способ мотивации самостоятельной деятельности обучающихся. 2.Представление образовательного процесса на уровне технологии. 3.Проектирование и конструирование на уроке. 4.Своеобразный стимул самообразования. 5.Самооценка уровня сформированности своих знаний. 6.Особая форма изложения учебного материала.

Слайд 9

Отличительные черты технологической карты
интерактивность
структурированность
алгоритмичность
технологичность
обобщенность

Слайд 10

реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков); проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
ТК позволит учителю:

Слайд 11

освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы; определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса; выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы; решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.); соотнести результат с целью обучения после создания продукта - набора технологических карт; обеспечить повышения качества образования.
ТК позволит учителю:

Слайд 12

Есть мнение:
Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников; обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Слайд 13

Отличия плана конспекта от ТК
План-конспект ТК
Средство представления Текстовое Символьное-графическое
Что определяет содержание Требования программ, содержание учебников Требования стандартов
Приемы деятельности Неосознанно, стихийно Фиксировано, осознанно
Дифференциация Групповая Индивидуальная
Формы получения знаний Индивидуальное Учебное сотрудничество
Направленность обучения Академичность системы понятий Личностная направленность

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Структурная форма технологической карты, которую вы выбрали из рекомендованных (шаблон). Примерная структура каждого типа урока по ФГОС. Формулировки определений планируемых результатов: личностных, метапредметных, предметных (примерная программа или рабочая программа по предмету). Формулировки определений деятельности учителя и обучающихся. Формулировки определений универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Что нужно для составления ТК?

Слайд 19

1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид. 2. Формулировка цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные). 3. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом. 4. Формулировка цели каждого этапа урока. 5. Определение результатов каждого этапа (формируемые УУД, продукт). 6. Выбор форм работы на уроке: - индивидуальная; - фронтальная; - парная; - групповая. 7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
Этапы работы над ТК

Слайд 20

Основные типы учебных занятий
По основной дидактической цели
урок ознакомления с новым материалом
урок закрепления изученного
урок применения знаний и умений
урок обобщения и систематизации знаний
урок проверки и коррекции знаний и умений
комбинированный урок

Слайд 22

Основные типы учебных занятий
По основным этапам учебного процесса
вводные, первичного ознакомления с материалом,
образования понятий, установления законов и правил
применения полученных правил на практике
повторения и обобщения
контрольные
смешанные или комбинированные

Слайд 23

Современные виды уроков
1. Уроки в форме соревнований и игр (конкурс, турнир, КВН, деловая игра, ролевая игра, викторина и т.д.). 2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике (исследование, анализ первоисточников, мозговая атака, интервью и т.д.). 3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала (урок мудрости и т.д.). 4. Уроки, напоминающие публичные формы общения (пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, репортаж, диалог и т.д.). 5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций (следствие, патентное бюро, фирма и т.д.). 6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении культурных мероприятий (заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т.д.). 8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы («следствие ведут знатоки», спектакль, диспут и т.д.). 9. Интегрированные уроки. 10. Трансформация традиционных способов организации урока: парный опрос, экспресс-опрос, урок-защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и т.д.).

Слайд 24

Типология уроков в дидактической системе системно-деятельностного метода
уроки «открытия» нового знания (комбинированный, лекция, экскурсия, исследование, практикум); уроки общеметодологической направленности (экскурсия, исследование, практикум, семинар); уроки рефлексии (семинар, конференция, круглый стол); уроки развивающего контроля (контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний).

Слайд 25

Основные этапы занятия
Организация начала занятия Подготовка учащихся к работе на занятии Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм
Проверка выполнения домашнего задания Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция Оптимальное сочетание контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекция пробелов
Начальная мотивация учебной деятельности Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний
Усвоение новых умений, знаний и способов действий Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания, знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий
Первичная проверка понимания Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала; выявления пробелов и неверных представлений и их коррекция Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений

Слайд 26

Основные этапы занятия
Этап Дидактические задачи этапа Возможные показатели результата решения
Закрепление умений, знаний и способов действий Обеспечение усвоения новых умений, знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуациях
Обобщение и систематизация знаний Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу; выделение мировоззренческих идей Активная и продуктивная деятельностьучащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и междисциплинарных связей
Контроль и самопроверка знаний Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения
Подведение итогов занятия Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы Адекватность самооценки учащегося оценке преподавателя.
Рефлексия Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование способов саморегуляции и сотрудничества
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися

Слайд 27

Определение цели и задач урока
Цель - один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Цель обычно начинается со слов "Определение", "Формирование", "Знакомство" и пр. Задача - данная в определенных условиях (например, в проблемной ситуации) цель деятельности, которая должна быть достигнута преобразованием этих условий, согласно определенной процедуре. Формулировка задач должна начинаться с глаголов - "повторить", "проверить", "объяснить", "научить", "сформировать", "воспитывать" и пр.

Слайд 28

Образовательные цели урока
- «Выявление и закрепление знаний по теме …, устранение пробелов в знаниях студентов». - «Введение новых понятий… (идет их перечень)…» - «Обучение чтению и расшифровке условных обозначений на…» - «Изучение схем включения …» - «Выявление знаний студентов по теме …, умения их работать с …» - «Изучение способов определения …» - «Изучение новых схем определений …» - «Расширение известных знаний о работе …» - «Изучение особенностей машины …» - «Изучение принципа действия и устройства…» - «Изучение работы …» - «Знакомство с порядком выполнения действий …» - «Изучение способов изменения …» - «Изучение последовательности действий …» - «Изучение общих схем …» - «Проверка и закрепление знаний студентов по теме …» - «Изучение режима работы …» - «Изучение назначения различных …»

Слайд 29

Воспитательные цели урока
- «Воспитание творческого отношения к учебной деятельности …» - «Воспитание бережливости и экономии при …» - «Формирование умений и навыков самоконтроля при …» - «Воспитание положительного интереса к изучаемому предмету …» - «Воспитание сознательной дисциплины при работе с …» - «Воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением …» - «Воспитание бережливого отношения к окружающей среде …» - «Воспитание высокой творческой активности при выполнении работ с применением …» - «Воспитание стремления соблюдать правила безопасного ведения работ …» - «Способствовать овладению необходимыми навыками самостоятельной учебной деятельности …» - «Формирование необходимых коммуникативных качеств, связанных с особенностями конкретной профессии …»

Слайд 30

Развивающие цели урока
- «Развитие умений обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы …» - «Развитие умений устанавливать причинно-следственные связи между…» - «Развитие умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное и характерное …» - «Развитие внимательности, наблюдательности и умений выделять главное при оценке различных процессов, явлений и факторов …» - «Развитие умений грамотно, четко и точно выражать мысли …» - «Способствовать развитию технологического (абстрактного, логического…) мышления…» - «Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических (учебных, управленческих и т.п.) задач…» - «Овладения алгоритмом решения проблемных задач …» - «Сформировать (продолжить формировать, закреплять) следующие специальные умения и навыки по предмету …» - «Сформировать (продолжить формирование, закрепить) следующие общеучебные умения и навыки (например: навыки планирования ответа и

Слайд 31

Примерная структура урока открытия новых знаний
1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания. 6) Первичное закрепление. 7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 8) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Слайд 32

Примерная структура комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)
1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся 4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные). 5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания). 6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Слайд 33

Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)
1) Организационный этап. 2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач. 3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4) Актуализация знаний с целью подготовки к контрольному уроку с целью подготовки к изучению новой темы. 5) Применение знаний и умений в новой ситуации. 6) Обобщение и систематизация знаний. 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 9) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Слайд 34

Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений
1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности. Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы). 5) Применение знаний и умений в новой ситуации. 6) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 7) Рефлексия (подведение итогов занятия). Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу.

Слайд 35

Структура урока контроля знаний и умений
1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура. 4) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Слайд 36

Структура урока коррекции знаний, умений и навыков
1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений. В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения. 4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 5) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Слайд 37

Структура комбинированного урока
1) Организационный этап. 2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 3) Актуализация знаний. 4) Первичное усвоение новых знаний. 5) Первичная проверка понимания. 6) Первичное закрепление. 7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. 8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. 9) Рефлексия (подведение итогов занятия).

Слайд 38

Урок «открытия» нового знания
Самоопределение к деятельности (организационный момент) Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне. «Хочу, потому что смогу» - Мотивация к деятельности.

Слайд 39

Урок «открытия» нового знания
Актуализация знаний Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Возникновение проблемной ситуации.

Слайд 40

Урок «открытия» нового знания
Постановка учебной задачи Цель: обсуждение затруднений (Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. Методы постановки учебной задачи: возникающий из проблемной ситуации диалог, побуждающий к решению проблемы; подводящий к теме диалог; подводящий диалог, строящийся без создания проблемной ситуации.
Самостоятельная работа с проверкой по эталону Цель: каждый должен сделать для себя вывод о том, что он уже умеет. Самостоятельная работа (не более 2-3 типовых заданий) (выполняется письменно). Методы: самоконтроль, самооценка.

Слайд 44

Урок «открытия» нового знания
Включение нового знания в систему знаний и повторение Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученным ранее.

Слайд 45

Урок «открытия» нового знания
Рефлексия деятельности (итог урока) Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса. Вопросы: Какую задачу ставили? Удалось ли решить поставленную задачу? Каким способом? Какие получили результаты? Что нужно сделать еще? Где можно применить новое знание? Что на уроке у вас хорошо получилось? Над чем еще надо поработать?

Слайд 50

Критерии результативности урока
Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.) Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Слайд 51

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ТВОЙ ВЫБОР»

Вашему вниманию представлена презинтация, текст выступлени. примеры технологических карт, по теме выступления на открытом методическом дне образовательного округа № 2 Смоленского района Смоленской области, в которой разъясняется о том, что такое технологическая карта урока, ее значении, видах технологических карт урока. Данный материал может быть использован на педагогических советах, объединениях; при работе с работниками образования.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Технологическая карта урока. Материал подготовила учитель МБОУ «Гнездовской СШ» Будякова Н.А.

Технологическая карта урока. Какие уже есть наработки? Для чего она необходима? Как создается? Что это такое?

Технологическая карта урока - новый вид методической продукции, обеспечивающий эффективное и качественное преподавание учебных курсов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения. Что это такое?

«Технологическая карта» форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работника и т. п.

Технологическая карта урока - это современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся отражение «деятельностного подхода» в обучении

Технологическая карта урока Как создается технологическая карта? существуют несколько позиций, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока: необходимость описания всего процесса деятельности указание операций и их составных частей.

Структура технологической карты 1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид. 2. Формулировка целей, задач (образовательные, развивающие, воспитательные) урока. 3. Определение планируемых предметных результатов, формируемых УУД (продукт). 4. Выбор форм работы на уроке. 5. Подбор ресурсов к урока (информационные, печатные, макеты и т.п.). 6. Определение основных понятий. 7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика. 8. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом

Какие параметры могут быть в технологической карты? Такими параметрами могут быть: этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся

Технологическая карта урока Для чего необходима учителю? форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока

Технологическая карта урока Для чего необходима учителю? 1. реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; 2. системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; 3. на практике реализовать межпредметные связи; 5. выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Технологическая карта урока Для чего необходима учителю? Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией; организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников; обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности

Из опыта работы

Из опыта работы Не так страшен черт, как его малюют.

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Цели для ученика

Цели для учителя

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Тип урока

Форма урока

Опорные понятия, термины

Новые понятия

Формы контроля

Домашнее задание

Технологическая карта урока____________________________________

Тема урока ________________________________________________________________________________________

Цели урока:

Образовательные

Развивающие

Воспитательные

Тип урока

Форма урока

Опорные понятия, термины

Новые понятия

Формы контроля

Домашнее задание

Технологическая карта урока

Ф.И.О.

Предмет:

Класс:

Тип урока:

Тема

Цель

Задачи

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

УУД

ЛичностныеУУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

Планируемые результаты

Предметные:

Знать

Уметь

Основные понятия

Межпредметные связи

Ресурсы:

Основные

Дополнительные

Формы урока

Технология

Технологическая карта урока

Ф.И.О.

Предмет:

Класс:

Тип урока:

Тема

Цель

Задачи

Образовательные:

Развивающие:

Воспитательные:

УУД

ЛичностныеУУД:

Регулятивные УУД:

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД:

Планируемые результаты

Предметные:

Знать

Уметь

Основные понятия

Межпредметные связи

Ресурсы:

Основные

Дополнительные

Формы урока

Технологическая карта с методической структурой урока

Дидактическая

структура урока

Методическая структура урока

Признаки

решения

дидактических задач

Методы

обучения

Форма

деятельности

Методические

приемы и их

Средства

обучения

Способы

организации

деятельности

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

Технологическая карта урока

Класс :.

Учитель :.

УМК :.

Тема урока:

Тип урока:

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательные

Коммуникативные

Регуляторные

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Предварительный просмотр:

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ в соответствии с ФГОС второго поколения.

Термин “технологическая карта” пришел в педагогику из технических, точных производств.

Технологическая карта – форма технологической документации, в которой описан весь процесс обработки изделия, указаны операции и их составные части, материалы, производственное оборудование, инструмент, технологические режимы, время, необходимое для изготовления изделия, квалификация работников и т. п.

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся.

Задача технологической карты – отразить так называемый “деятельностный подход” в обучении.

Исходя из данного определения, можно выделить те позиции, на которые можно и нужно опираться при конструировании технологической карты урока:

необходимость описания всего процесса деятельности;

указание операций, их составных частей.

Этапы работы над технологической картой:

  • 1. Определение места урока в изучаемой теме и его вид.
  • 2. Формулировка целей (образовательные, развивающие, воспитательные), задач урока.
  • 3. Определение планируемых предметных результатов, формируемых УУД (продукт).
  • 4. Выбор форм работы на уроке.
  • 5. Подбор ресурсов к урока (информационные, печатные, макеты и т.п.).
  • 6. Определение основных понятий.
  • 7. Разработка характеристики деятельности учителя и ученика.
  • 8. Обозначение этапов урока в соответствии с его видом

Каковы же параметры технологической карты?

Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся.

Технологическую карту урока можно рассматривать как продукт мозгового штурма учителя, для которого важен визуальный образ урока.

Она помогает учителю на каждом этапе урока отслеживает свою деятельность и ожидаемые действия учеников.

Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

  • на практике реализовать межпредметные связи;

Технологическая карта позволяет увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса, гибко использовать эффективные приёмы и формы работы с детьми на уроке, согласовать действия учителя и учащихся, организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения; осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
  • определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы,
  • определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
  • на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
  • выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
  • решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
  • соотнести результат с целью обучения после создания продукта - набора технологических карт.
  • обеспечить повышение качества образования.

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как:

  • учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата;
  • используются эффективные методы работы с информацией;
  • организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
  • обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности

Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Проанализировав (на основе открытых электронных источников информации) достаточно большое количество технологических карт урока, разработанных учителями – практиками, свой выбор остановлю на следующих технологических картах урока (см примеры технол карт)


Технологическая карта урока, соответствующая требованиям ФГОС Структура технологической карты включает: -название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение -цель освоения учебного содержания -планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД) -метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы) -основные понятия темы -технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения) -контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов Технологическая карта позволит учителю: -реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения; -определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса; -системно формировать у учащихся универсальные учебные действия; -осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата; -определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков); -проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы; Технологическая карта позволит учителю: -освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы, -определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения); -на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса; -выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы. -решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.); -соотнести результат с целью обучения после создания продукта - набора технологических карт. -обеспечить повышение качества образования. Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь. Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: -учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; -используются эффективные методы работы с информацией; -организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников; -обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности. Технологическая карта - это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.

Технологическая карта с методической структурой урока

Дидактическая структура урока

Методическая структура урока

Признаки решения дидактических задач

Методы обучения

Форма деятельности

Методические приемы и их содержание

Средства обучения

Способы организации деятельности

Организацион

ный момент

Актуализация знаний

Сообщение нового материала

Закрепление изученного материала

Подведение итогов

Домашнее задание

Технологическая карта урока Учитель: Предмет: Тема занятия: Класс: Цели урока: Дата: Образовательные ресурсы: Технологическая карта урока Учитель: Предмет: Тема занятия: Класс: Цели урока: Дата: Образовательные ресурсы:

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

1.Постановка учебных задач

2.Совместное исследование проблемы

3.Моделирование

4.Конструирование нового способа действия

5. Переход к этапу решения частных задач

6.Применение общего способа действия для решения частных задач

7. Контроль на этапе окончания темы

Введение последних стандартов в системе образования привело не только к корректировке учебной программы, новому перечню рекомендуемых методов и приемов обучения, но и существенно повлияло на количество необходимой документации, которую обязаны подготавливать педагоги. Одним из таких нововведений стала обязательная технологическая карта урока по ФГОС, подготовка и использование которой помогают учителю максимально эффективно провести урок, затратив при этом минимум усилий.

Новый вид конспекта

Технологическая карта - графический вариант традиционного плана-конспекта. Основной толчок к использованию нового формата дало принятие ФГОС второго поколения. Авторы образовательного стандарта считают, что использование технологических карт помогает максимально детально проработать все стадии занятия, что облегчает проверку и оценивание знаний детей в конце занятия.

Структура карты

Учителям известно, что любой конспект, вне зависимости от предмета, имеет единую структуру. Тот же принцип положен в основу графического варианта. Так, технологическая карта урока биологии ФГОС имеет такую же структуру, как для любого другого урока гуманитарного или точного направления.

Любая технологическая карта начинается с шапки, которая сходна с шапкой плана-конспекта.

За ней следует таблица, в которой расписываются основные элементы содержания, разбитые на этапы. После таблицы можно разместить также дополнительные материалы - тесты, решение задач, используемые на уроке схемы или таблицы.

Основные этапы

В технологических картах необходимо детально расписать следующие этапы занятия:

  1. Организация класса.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Актуализация знаний.
  4. Ознакомление с новым материалом.
  5. Первичная проверка изученного.
  6. Закрепление.
  7. Применение полученных в ходе занятие знаний на практике.
  8. Обобщение и систематизация.
  9. Домашнее задание.
  10. Подведение итогов.

Отметим, что допустимо объединение нескольких этапов в один для экономии времени и повышения эффективности работы. В некоторых случаях и вовсе допустимо опускать некоторые пункты. К примеру, ФГОС может не содержать таких этапов, как закрепление пройденного материла, проверка изученного и т.д. (особенно если урок посвящен изучению поэзии или педагог запланировал посвятить все 45 минут времени просмотру экранизации романа или повести).

При этом не стоит забывать, что, вне зависимости от типа, обязательными этапами остаются:

  1. Подготовка к изучению нового материала.
  2. Основной этап.
  3. Подведение итогов.
  4. Рефлексия.

Технологическая карта помогает заранее определить форму организации учебной деятельности, то есть спланировать, какие задания будут выполняться учениками индивидуально, а какие будут обрабатываться в парах или малых группах.

Как составить карту?

При составлении технологической карты необходимо:

  1. Указать все операции и их составные части.
  2. Подробно описать деятельность учеников и учителя.

Столь подробная проработка занятия поможет заранее выявить неэффективные или слишком сложные для детей задания и упражнения, поможет максимально точно рассчитать и распределить материал на каждый этап урока. Благодаря этому педагог может не переживать, что ученики не успеют выполнить какое-либо задания или, наоборот, не думать о том, чем занять в том случае, если они справятся с заданиями значительно раньше, нежели прозвучит звонок с урока.

К примеру, вам необходимо провести урок математики. Технологическая карта ФГОС, составленная вами, поможет подобрать наиболее интересные и действительно нужные задания, заранее выбрать форму организации учебной деятельности, определить вид проверки в конце урока.

Для составления действительно полезной карты следует выполнить несколько действий:

  1. Определить тему, ее место среди других тем в данном разделе.
  2. Определить вид урока.
  3. Сформулировать триединую цель.
  4. Выделить основные этапы занятия, опираясь на тип и вид занятия.
  5. Сформулировать цель каждого этапа.
  6. Определить ожидаемые результаты каждого из этапов.
  7. Выбрать наиболее удачные для реализации формы работы.
  8. Подобрать необходимый материал.
  9. Выделить для каждого этапа основной вид работы для учеников и учителя.

Для составления карты урока необходимо заранее приготовить шаблон, продумать, как будет выглядеть технологическая карта урока. Образец ФГОС мы представим немного ниже.

Деятельность учителя согласно карте

Главной особенностью карты является то, что учитель должен заранее просчитать и указать в ней, чем именно будет заниматься педагог на том или ином этапе урока. При этом неважно, какой предмет вы ведете. урока истории ФГОС и карта урока географии будет составляться по одному универсальному образцу.

Обозначить деятельность учителя можно с помощью следующих фраз:

  1. Проверка готовности учащихся.
  2. Озвучивание темы и цели.
  3. Выдвижение проблемы.
  4. Создание эмоционального настроя.
  5. Формулировка задания.
  6. Контроль выполнения работы.
  7. Раздача заданий.
  8. Организация самопроверки.
  9. Поддержание беседы.
  10. Оценивание.
  11. Проведение диктанта.
  12. Рассказ.
  13. Подведение учеников к выводам.

Деятельность учеников на уроке

Спланировать деятельность учащихся можно с помощью следующих формулировок:

  1. Работа с тетрадью.