09.08.2018

Спишите, согласуй прилагательные и местоимения с сущест­вительными. Имя существительное


«Множественное число существительных в английском» - a fox foxes. a horse horses. the ZOO. a cat cats. a giraffe giraffes. a frog frogs. a camel camels. a monkey monkeys. a lion lions. a parrot parrots.

«Множественное число имён существительных» - Контрпримеры. Тип I: многократная множественность ситуаций. Числовое согласование в именных группах в русском языке. Отличия имён ситуаций. Синтаксическое число у предметных имён и у имён ситуаций. Объект. Правила и ограничения. Гипотеза. Подтверждения предсказания. Заключительные замечания. Требование однородности обеспечивается сходством целей или последствий,единой номинацией.

«Слова существительные» - Мы - люди. Мы - дети. Останутся с нами другие слова. Счастье, река, синева. Слова -. Живые, земные... На всех языках есть такие слова: Мать, родина. Высокой волной-. Мечта. Зачем нам нужны вечные ценности? Слова, что исчезнуть должны навсегда: Красота. Но есть и такие слова в словарях. - Образуйте от данных слов эмоционально-окрашенные слова….

«Число имён существительных урок» - Словарный диктант. Правильный ответ. Прочитайте информацию из книги «Грамматическая правильность русской речи». Число имени существительного. Найдите в тексте. Урок русского языка. Физкультминутка. Какие имена существительные в родительном падеже мн. числа имеют окончание –ов? Словарная статья. Нормы образования и употребления форм числа имени существительного.

«Существительное 2 класс» - Неодушевленные – отвечают на вопрос что? и обозначают все остальные имена существительные. Почему? Из чего состоят предложения? Как изменяются имена существительные? Спишите стихотворение. Пп п п Помидор, капуста, огурец, петух. Цыплёнок слон волк мартышка козлёнок лиса. Ч. Волны ягоды яблони совы воробьи брёвна помидоры чижи.

«Существительное 6 класс» - Одушевлённые имена существительные отвечают на вопрос кто? Много помидоров. Имя существительное отвечает на вопрос кто? или что? Собственные и нарицательные имена существительные. Неодушевлённые имена существительные отвечают на вопрос что? Собственные имена существительные являются названиями единичных предметов.

Имя существительное как часть речи Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте род, число, склонение, падеж им

Имя существительное как часть речи Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте род, число, склонение, падеж имен существительных

Имя существительное как часть речи

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте род, число, склонение, падеж имен существительных.

На конюшне

Со..нце уже село в д..лекий лес когда Егорка пр..бежал в к..нюшню. Дед Савелий п..л..жил полушубок на спину невысокой лошаденк.. мышиной маст.. и посадил на него Егорк... Выпущенные из конюшн.. кони, хорошо зная дорогу, сами поб..жали на бер..г оз..ра где для них был огорожен б..льшой вып..с. (В.Бианки.)

Найдите «третье лишнее».

Троеборье, три, тройка.

Выпишите только те слова, которые являются существительными.

Зелень, зеленеть, зеленый, зеленя; топот, топотать; десятка, удесятерить, десятый; вымыть, мойка, моечный; дружить, дружба, друзья, дружный; крякать, кряква; темень, темнеть, темнота; утомление, утомиться.

^ Запишите существительные в родительном падеже множественного числа.

Простыня, кочерга, гектар, валенок, оладья, цапля, сапог, носок, чулок, серьга, туфля, санаторий, щупальце, блюдце, весло, дупло, свеча, мышонок, колено.

^ Правописание существительных

С помощью суффиксов а) - чик или -щик, б) -чиц(а) или -щиц(а) образуйте от приведенных ниже слов существительные, обозначающие человека по роду занятий, графически обозначьте орфограмму.

Заказать, раскроить, баня, камень, перебежать, барабан, объездить, регулировать, грузить, оценить, пилить, резать, летать, смазать, перестраховаться, доносить, подписаться, захватить, доклад, разведать, возить, пилить, заказать.

^ Разберите полученные существительные по составу.

Запишите слова, выделите орфограммы.

Лужок, свечой, каблучок, кашей, этажом, сапожок, петушок, ножовка, врачом, тучей, старичок, девчонка.

^ Игра «Конструктор»

«Суффиксы -чик, -щик»

Образуйте названия лиц по действию с помощью суффиксов -чик, -щик.

Разведывать, наладить, вкладывать, бомбардировать,

точить, прогуливать, обмануть, заказать, переписать,

разносить.

^ Графический диктант «Пол- с существительными»

Через дефис.

Пол-лодки, полтарелки, пол-Архангельска, полмира, полминуты, пол-Минска, пол-оборота, полумаска, пол-листа, полуметра, ПОЛУМЕСЯЦ, ПОЛМЕСЯЦА, ПОЛГОДА, ПОЛКИЛОГРАММА, ПОЛУСОН, ПОЛНОЧЬ, ПОЛ-ЯЩИКА.

Ключ: -+-++--+-+++++++-

^ Кроссворд «Существительные с пол-»

Подчинение, зависимость, отсутствие свободы.

Вставьте е или и в существительные.

Колыш …к

Бубенч…к

Краеш…к

Камеш…к

Горош …к

Сарайч…к

Птенч …к

Молоточ …к

Саквояж…к

Платоч…к

Комоч …к.

^ Вставьте пропущенные буквы, графически выделите орфограммы.

Мяч..м, дач..й, продаж..й, меж..й, плющ..м, алыч..й, туч..й, морж..м, парч..й, душ..м, этаж..м, стаж..м, ковш..м, свинц..м, куриц..й, барж..й, полотенц..м, каш..й, борщ..м, лапш..й.

^ С двумя существительными составьте простые предложения.

Вставьте пропущенные буквы, графически выделите орфограммы.

Борщ..к, пятач..к, верблюж..нок, душ..нка, крош..чка, садоч..к, нож..нка, круж..чка, мыш..нок, снеж..к, пастуш..нок, сундуч..к, колпач..к, порош..к, горош..к, собач..нка, волч..нок, звоноч..к, душ..чка, деньж..нки, боч..нок, старуш..нка, бельч..нок, червяч..к, звоноч..к, долж..к.

^ Определите способ словообразования двух слов.

Выпиши слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

В плать.., в забыть.., на остри.., на лезви.., в планетари.., у Лиди.., о племен…, в поместь.., на здании..(пр.п), о шалунь.., на бумаг.., во время встреч…, на сковород…, об участи.., на ёлк.., в танц.., об открыти.., в истори.., к подруг…, о минут….

^ Собственные и нарицательные существительные

Прочитайте текст. Выпишите все собственные и три нарицательных существительных. Произведите синтаксический разбор выделенного предложения.

^ Любимый фильм

Сережка ждал этого кино целую неделю. И фильм-то был старый - «Золушка». И он понимал, что история маленькой девочки Золушки - это неправда, что это сказка, что ничего этого никогда в жизни не было. Даже тысячу лет назад, когда люди ездили по земле только на лошадях, а по морю ходили на парусниках. И все равно он мечтал о том, как снова увидит этот фильм, как погаснет свет и начнется нечто невообразимо волшебное. (В. Железников)

^ Выпишите слова, которые пишутся с прописной буквы.

Мы все глядим в (Н,н)аполеоны (А.С. Пушкин) Торт (Н,н)аполеон, (З,з)евсов огонь, цветок (М,м)аргаритка, собака (Ш,ш)арик, планета (З,з)емля, лежать на (З,з)емле, Млечный (П,п)уть, Третьяковская (Г,г)алерея, (С,с)овеет Европы, Новый (Г,г)од, День (У,у)чителя, День (П,п)обеды, (О,о)течественная война.

^ Спишите, определите собственные и нарицательные существительные. Раскройте скобки.

Согласно современным космогоническим представлениям (З,з)емля образовалась четыре с половиной миллиарда лет назад. Изнуренные долгими скитаниями по волнам моряки наконец увидели (З,з)емлю. В названиях созвездий (Р,р)ыбы, (В,в)есы отражается история человечества, его занятия. Простейшие древние (В,в)есы представляли собой равноплечный рычаг - коромысло с подвешенными чашками.

^ Кроссворд «Имена существительные собственные»

Псевдоним великого белорусского поэта, связанный с легендой о цветке папоротника, который приносит счастье.

Псевдоним Николая Карловича Романовского, известного белорусского писателя, автора повести для детей «Настенька».

Озимь, цитадель, фланель, панцирь.

Определите род существительных.

Рояль, бандероль, туфли, огурцы, полотенца, фамилии, кофе, рельсы, помидоры, небеса, мозоль, жюри, щавель, насекомое, ладонь, бутерброд, какао.

^ Допишите окончания, правильно обозначив род существительных. Наш…председатель Иванова узнал… . Ваш…банкир Соловьева рассчитал… . Сам… композитор Шувалова сыграл… . Сам… строг… прокурор Гончарова пригласил… . Бывш… доктор Медведева лечил… .

^ Переведите на русский язык.

Горкі палын, таямнічы надпіс, салодкі яблык, пародзісты сабака, салдацкі шынель, залты медаль, белая гусь, італьянскі жывапіс.

^ Образуйте от существительных мужского рода существительные женского рода.

Артист, музыкант, минчанин, библиотекарь, поэт, пловец, шалун.

^ Выпишите сначала существительные мужского, затем общего рода.

Сластена, врач, критик, секретарь, злюка, староста, юрист, неженка, пьяница, слуга, зевака, грязнуля, повар, размазня.

^ Папины и мамины часы

Витя выполняет домашнее задание. Ему нужно подобрать пять существительных мужского рода и пять женского. Взгляд его случайно падает на ручные часы, лежащие на столе. И он спрашивает свою младшую сестру:

Малообразованный, малосведущий человек.

Несклоняемые существительные

Спишите, определите род несклоняемых имен существительных.

Авто, боа (змея, семейства удавов), боа(шарф), буриме, жабо, какаду, кольраби, миледи, панно, фортепиано, фрау, шансонье, эсперанто.

^ Вставьте пропущенные буквы.

Густонаселен.. Сан-Франциско, пустынн.. Гоби, полноводн..Конго, дружествен.. Перу, солнечн.. Сухуми, приближающ..ся Капри.

^ Определите род имен существительных, дописав к ним определения.

Баку, путассу, супер-ЭВМ, алоэ, торнадо, цеце, авеню, ТЭЦ.

^ Вы пришли во Дворец спорта на экскурсию. Напишите об этом, использовав указанные слова. Какого они рода? Одно из них «лишнее». Какое?

Пари, кимоно, меню, карате, желе, дзюдо, манго, самбо, конфетти, евро, пианино, кафе.

^ Кроссворд «Неизменяемые имена существительные мужского рода»

Очень маленькая птичка с пестрыми перьями, живущая в Южной Америке.

Ответы: конферансье, маэстро, хинди, колибри, денди, атташе, фламинго

^ Составьте с данными словами предложения так, чтобы эти слова были во множественном числе.

Кимоно, хобби, кенгуру.

Число существительных

^ Из приводимого ниже списка выберите имена существительные, употребляющиеся только в единственном числе.

Год, глупость, ложь, вино, ветер, шум, масло, вечность, книга, ель, человек, листва, малина, черешня, рожь, злость, шорох, божество, печаль, песок, вечер, север, юг, вода, кресло, чтение, мороз, снег, зеркало, спирт, молоко, гора, лесть, бронза, жара, сахар, библиотека.

Найдите «четвертое лишнее».

Дебри, прения, игры, шахматы.

Запишите форму множественного числа существительных.

Шинель, торт, якорь, красота, ход, порт, судно, фронт, дочь, мать, клин, месяц, утенок, катер, овес, бег, слесарь, почерк, бухгалтер, звено.

^ Объясните значение слов:

Зубы-зубья;

Листы - листья;

Меха- мехи;

Проводы - провода.

Морфологический разбор существительного

Спишите текст, графически обозначьте орфограммы. Произведите разбор выделенных слов и предложений.

^ Зимний день

Потеплело. Стоял неяркий зимний денек. Шел тихий и редкий снег. В безветрии и не понять было, падают или подымаются большие снежинки. Под расписными дугами княжеской тройки звенел золоченый колоколец , а на хомутах пристяжных, ярившихся на тугой вожже , сворачивавшихся в клубок, мелодично погромыхивали серебряные круглые ширкунцы. (А.К. Югов)

^ Определи по толковому словарю лексическое значение слов: тройка, хомут, пристяжные, ширкунцы.

Произведи синтаксический разбор предложения: «В безветрии и не понять было, падают или подымаются большие снежинки».

Разбери по составу слова: зимний, безветрии, княжеской, мелодично.

Произведи фонетический разбор слов: редкий, подымаются, вожже.

Одушевленные и неодушевленные существительные

Выпишите словосочетания с одушевленными существительными.

Подошел к человеку, недалеко от леса, тетеревиный ток, живучий микроб, отвратительная бацилла, прекрасная кукла, ветреный вечер, ночной костер, погреться у огня, пушистая куница, хвост бобра, опасный беглец, сухой валежник, легкий бросок, крылья павлина, глазастая зверушка, огромный тролль.

^ Выпишите одушевленные, затем неодушевленные существительные.

Лес очень любит тишину,

В нем пасмурно и тихо.

И только дятел о сосну

Вызванивает лихо.

Так добывает червяков

Лесной умелец этот.

Зверюшки знают, что такое

Его рабочий метод.

Лишь только старый бурундук

Живущий на раките,

К двери бежит на этот стук

И говорит: «Войдите!».

В.Шульжик

^ Какие из выделенных существительных являются одушевленными, а какими неодушевленными?

Глава из романа - глава правительства; пометить галочкой - выпавшая из гнезда галочка; выращенные в зверохозяйстве норки - норки сусликов и полевых мышей.

Запишите существительные 2-го склонения, начинающиеся с у .

Вопросы для эрудитов

1.Может ли быть слово имя употреблено в отношении неодушевленного предмета?

2.Как правильно сказать: его звать Дмитрий Сергеевич или его зовут Дмитрий Сергеевич?

3.К какому роду относятся названия нот до, ре, ми, фа, ля, си?

4.Просклоняйте существительные небо, чудо во множественном числе.

5.Есть ли форма множественного числа у существительных мечта, мольба, башка?

6.Впишите вместо точек согласные и прочтите существительное 3-го склонения.

О.о.о.о.о.о.о.ь

7.В слове водопроводчик дважды встречается корень вод-. Придумайте родственные слова к этим корням. Это один и тот же корень или разные?

8.Перепишите предложение, чтобы оно стало понятным:

Я знал его еще ребенком.

Сколько смыслов имеет предложение?

9.Объясните смысл слов невольник, негодник, недоучка.

10.В чем разница между невежей и невеждой?

11.Как называют жителей Москвы, Минска, Курска, Перми, Архангельске, Одессе, Туле, Тамбове?

Склонение существительных

Определите падеж словоформы дело в каждой пословице.

Всякий человек в деле познается. Не спеши языком, спеши делом. Дело времени боится. Кончил дело - гуляй смело. Делу время, а потехе час. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Конец - делу венец.

^ Письмо по памяти. Определите падеж существительных.

Заезжий музыкант играет на трубе.

Что мир весь рядом с ним, с его горячей медью?

Судьба, судьбы, судьбе, судьбою, о судьбе.

(Б.Окуджава)

^ Запомните падежи:

Исправьте неправильные формы слов.

Пара сапог, чулков, носков, туфель, ботинок; несколько яблонь, дыней, апельсинов; красивых платий, добрых пожеланий, интересных сноведений.

^ Сказка о падеже

Он еще не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать Именительным.

Родился - стал Родительным. Это имя ему понравилось.

Первое слово, которое он выучил, было «на», он очень любил со всеми делиться, раздавать все, что имел, и его стали называть Дательным.

Но он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным.

Потом подрос, начал творить добрые дела и называться стал Творительным.

Он всем стал предлагать свою помощь, о нем заговорили и называли его Предложным.

Прямо так и говорили, когда вспоминали его, даже песенку пели с припевом:

Именительный, Родительный,

Дательный, Винительный,

Творительный, Предложный,

Предложный, Предложный.

^ Одинаковые ли падежные окончания у имен Марья и Мария? Докажите.

Вставьте пропущенные буквы.

1.Служить в армии…, идти по алле…, не встретить Мари…, находиться в здании…, играть на виолончел…, заботиться о здоровь…, загорать на солнц…, оазисы в пустын…, в минуты радост… и печал…, о живописн… ущель…, в постоянн… движении…, купаться в водоем…, идти по жизн… .

2.ез ошибк…, ошибка в изл…жени…, упражнят?ся в вышивании…, у мари…, на урок…, подб…рем для Вит…, р…сли на веточк…, в задании… по биологи…, выр…стить на бывшей пустош…, к заг…релому мальчишк…, на лекции…, в планетарии…, под…грать ан роял…, на белом тюл… .

^ Поставьте перечисленные слова в предложный падеж, подчеркните орфограммы.

Любовь Ильинична, идеал, Заполярье, иллюстрация, Геннадий Фомич, вымя, запевала, задание, иллюминация, планетарий, Наталья Кузьминична, любовь.

^ Игра «Корректор»

На карусели, в чаще, из чащи, на воле, в роскоши, в алюминие, из Азии, в Заполярьи, у знамени, к Дарье, на Урале, о Кавказе, на здоровье, по аллее, при участие, из стремени, две станции, о квитанцие, по химии, в математике, нет истории, в тетраде, к Анастасие, на площади, для молодежи, в Сибире, на тополе.

^ Игра «Кто быстрее?

Составьте и запишите 2-3 предложения с обращениями - неодушевленными существительными. В каком стиле речи будут употребляться такие предложения? С какой целью?

Запишите 2-3 предложения, в состав которых входят фразеологизмы с разносклоняемыми существительными. Определите грамматические признаки разносклоняемых существительных.

Запишите 2-3 пословицы, в составе которых есть разносклоняемые существительные. Определите грамматические признаки разносклоняемых существительных.

Это интересно…

В современном русском языке 6 падежей, однако в разных языках их разное количество. В финском, например, 15 падежей, а в венгерском - 22. А.Кондратьев в книге «Звуки и знаки» пишет о датском лингвисте Луи Ельмслеве, который полагал, что теоретически в языке может быть до 216 падежей. Реально же это число колеблется от нуля (в китайском) до 52 (в табасаранском - одном из языков Дагестана).

В конце 19 столетия в штате виктория умер вождь одного из индейских племен. На могиле вождя поставили надгробный камень, но не нашлось ни одного мастера, который смог бы уместить имя вождя на камне: оно было слишком длинным - 122 буквы.

Самое же короткое имя обнаружено в Бирме. Один житель этой страны имел имя, а вернее сказать, фамилию, которая на письме выражалась одним лишь значком "(апостроф).

Из копилки учителя

-Когда пишется -чик?

Да ты сам знаешь!

Первые буквы в словах ответа - именно те, которые нужно запомнить.

Либо слово джазист.

Пол через дефис пишется исходя из слова пол:

Урок русского языка в 5 классе №____ «___»___________________ 20__ г

Тема урока: «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа».

Цель урока: сообщить о существительных, имеющих форму только единственного числа; учить употреблять эти существительные в речи; совершенствовать коммуникативные навыки; содействовать нравственному воспитанию учащихся.

Оборудование: раздаточный материал

Ход урока

I.Организационный момент.

1.Готовность к уроку.

2.Дежурство в классе.

II.Проверка домашнего задания.

1. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква? (раздаточный материал)

2. Самостоятельная работа с учебником.

Материал для наблюдения, выводы (стр. 196).

3.

Призрачным светом были залиты снежные крыши, белые деревья, снежные поля.

(Светом.)

Сделайте его морфологический разбор.

Для справок 1 . Существительные, не образующие формы множественного числа: безопасность, бой (часов), борьба, быт, вера, власть, внимание, воздух, воля, восток, героизм, голод, горе, детство, дно (моря), дружба, дыхание, жара, Живопись, запад, загар, защита, здоровье, золото, зрение, иней, кашель, климат, космос, лето, любовь, молоко, музыка, мужество, мусор, ненависть, обувь, отвага, отчизна, отдых, память, пение, пламя, погода, политика, польза, помощь, посуда, пыль, ремонт, рояль, свет, север, синева, слава, смех, совесть, счастье, тайга, темно техника, тишина, тундра, уборка, учёба, хлопок, честь, чист шёпот, ширина, эхо, юг, юмор, юность и др.

4. Упражнение 512 (письменно).

5. Упражнение 513 (устно).

Вкаком порядке записаны слова?

6. Объяснительный диктант.

Бездонное небо переливалось, словно по звёздной пыли прошёл ветерок. Разостлался светящимся туманом Млечный Путь, в возу, как в колыбели, Никита плыл под звёздами, спокойно глядел на далёкие миры. (А. Н. Толстой)

Почему слово миры употреблено во множественное числе?

Какой омоним имеет это слово? Имеет ли он форму множественного числа? (Мир - отдельная область Вселенной; мир - согласие, отсутствие вражды, ссоры, войны. Каждое из слов омонимичной пары многозначно)

(Пыль, Млечный Путь.)

8. Упражнение 514 - по 3 вариантам (устно).

9. Объяснительный диктант.

Начиналась весенняя суета перед севом. В кузнице наваривали лемеха, чинили плуги, перековывали лошадей. Под навесом шумела веялка. В дому шла большая чистка: мыли полы, снимали с потолка паутину. На балкон выносили ковры, кресла, диваны, выколачивали из них зимний дух. Все вещи были потревожены, вытерты от пыли. Матушка сама чистила столовое серебро, открывала старинные сундуки, откуда шёл запах нафталина. (По А. Н.Толстому.)

Дополнительные задания.

Определите стиль и тип речи.

Почему в тексте много существительных в форме множественного числа?

Укажите существительные, имеющие форму только единственного числа. (Суета, дух, пыль, серебро, нафталин.) Учитель может предложить учащимся различные виды разбора.

Подведение итогов урока - упражнение 515.

Домашнее задание: упражнение 516.

Ц..клон, пац..ент, ц..стерна, рац,.я, куц,.й.

Ц..почка, ц..на, ц..ховой, ц..тральный, уц..леть.

Ц..ганский, ц..плёнок, ц..плячий, на ц..почках.

2 Произведите синтаксический разбор предложения.

Укажите число имён существительных.

Какое существительное имеет форму только eдинственного числа?

1.В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

Ц..клон, пац..ент, ц..стерна, рац,.я, куц,.й.

Ц..почка, ц..на, ц..ховой, ц..тральный, уц..леть.

Ц..ганский, ц..плёнок, ц..плячий, на ц..почках.

2 Произведите синтаксический разбор предложения.

Призрачным светом были залиты снежные крыши белые деревья снежные поля.

Укажите число имён существительных.

Какое существительное имеет форму только eдинственного числа?

1.В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

Ц..клон, пац..ент, ц..стерна, рац,.я, куц,.й.

Ц..почка, ц..на, ц..ховой, ц..тральный, уц..леть.

Ц..ганский, ц..плёнок, ц..плячий, на ц..почках.

2 Произведите синтаксический разбор предложения.

Призрачным светом были залиты снежные крыши белые деревья снежные поля.

Укажите число имён существительных.

Какое существительное имеет форму только eдинственного числа?

1.В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

Ц..клон, пац..ент, ц..стерна, рац,.я, куц,.й.

Ц..почка, ц..на, ц..ховой, ц..тральный, уц..леть.

Ц..ганский, ц..плёнок, ц..плячий, на ц..почках.

2 Произведите синтаксический разбор предложения.

Призрачным светом были залиты снежные крыши белые деревья снежные поля.

Укажите число имён существительных.

Какое существительное имеет форму только eдинственного числа?

1.В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

Ц..клон, пац..ент, ц..стерна, рац,.я, куц,.й.

Ц..почка, ц..на, ц..ховой, ц..тральный, уц..леть.

Ц..ганский, ц..плёнок, ц..плячий, на ц..почках.

2 Произведите синтаксический разбор предложения.

Призрачным светом были залиты снежные крыши белые деревья снежные поля.

Укажите число имён существительных.

Какое существительное имеет форму только eдинственного числа?

1.В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?

Ц..клон, пац..ент, ц..стерна, рац,.я, куц,.й.

Ц..почка, ц..на, ц..ховой, ц..тральный, уц..леть.

Ц..ганский, ц..плёнок, ц..плячий, на ц..почках.

2 Произведите синтаксический разбор предложения.

Призрачным светом были залиты снежные крыши белые деревья снежные поля.

Укажите число имён существительных.

Какое существительное имеет форму только eдинственного числа?


Цель: 1. Знать разряды имён существительных, которые имеют форму только множественного или только единственного числа. 2. Уметь отличать имена существительные, имеющие одну числовую форму, от других существительных. 3. Уметь подбирать антонимы к существительным.





Разряды имён существительных, имеющих форму только множественного числа 1. Названия парных предметов: сани, дрожки, ножницы, клещи, ворота, очки, брюки и др. 2. Названия игр: горелки, прятки, жмурки, шахматы, шашки и др. 3. Обозначения отдельных временных промежутков: сутки, будни, сумерки, каникулы и др. 4. Вещественно–собирательные существительные: макароны, сливки, дрожжи, чернила, духи и др. 5. Имена собственные: Альпы, Карпаты, Холмогоры, Горки.





Разряды имён существительных, имеющих форму только единственного числа 1. Вещественные существительные: масло, молоко, сахар, вода, нефть, сталь, медь и др. 2. Собирательные существительные: ельник, молодежь, студенчество и др. 3. Отвлечённые (абстрактные): белизна, чистота, лень, доброта, худоба, энтузиазм, беготня, косьба, ходьба, тепло, сырость, оттепель и др. 5. Имена собственные (Ф.И.О.): Лев Николаевич Толстой


Форма множественного числа от некоторых из этих существительных возможна, но лишь для обозначения определенных сортов, марок Нержавеющая сталь (ед.) – легированные стали (мн.); оливковое масло (ед.) – технические масла (мн.); непроходимая грязь (ед.) – лечебные грязи (мн.); спинной мозг (ед.) – приготовить мозги (мн.)











Подобрать к существительным антонимы, которые употребляются только в ед.ч. (10 б.) Сила – слабость; правда – ложь; богатство – бедность; слёзы – смех; веселье – грусть; старость – молодость; злость – доброта; белизна – чернота; беготня – ходьба; свет – тьма.










28. Прочитайте. В чём сходство и различие слов в каждой паре?

  • Как определить, в каком числе употреблено каждое имя существительное? Какая значимая часть в слове указывает на изменение его по числам?
  • Спишите. Над именами существительными укажите их число. Выделите окончания.

Вспомните! Имена существительные изменяются по числам . При изменении имени существительного по числам изменяется его окончание:

Имя существительное в единственном числе обозначает один предмет: дом, шкаф, зверь .

Имя существительное во множественном числе обозначает два и более предметов: дома, шкафы, звери .

29. Прочитайте.

1. Девочки рисовали. 2. Дерево выросло. 3. Соловей поёт. 4. Плывут облака.

  • Какие изменения произойдут со словами предложений, если употребить имена существительные в другом числе?
  • Запишите предложения, употребляя в них имена существительные в другом числе. Выделите в словах окончания.
  • Распространите одно из предложений второстепенными членами. Запишите. Подчеркните основу предложения.

30. Прочитайте.

      Тёмный ельник снегами, как мехом
      Опушили седые морозы,
      В блёстках инея, точно в алмазах,
      Задремали, склонившись, берёзы.
      (И. Бунин)

  • Что вы представили? Какие сравнения придают стихотворным строкам выразительность?
  • Спишите. Укажите число имён существительных.

31. Выпишите из орфоэпического словаря пары имён существительных, которые даны в двух формах: в единственном и во множественном числе. Обозначьте в словах ударение и запомните их произношение. Устно составьте предложение с одним из записанных слов. мн. ч.

32. Прочитайте.

Замочек - ..., ключик..., дерево - ..., друг - ... , подъезд - ... , праздник - ..., комната - ... , уголёк.

Образец -

  • Определите число имён существительных.
  • Запишите слова, употребляя каждое имя существительное во множественном числе. Выделите в словах окончания и подчеркните изученные орфограммы.

33. Прочитайте. Рассмотрите рисунки.


  • Выскажите мнение: можно ли по рисункам и словам догадаться, что не все имена существительные изменяются по числам? Объясните свой ответ.

34. Прочитайте. Обсудите, все ли данные имена существительные изменяются по числам.

Очки, шофёр, молоко, рисунок, газета, творог, ножницы, синица, сахар, шашки, дружба, тетрадь, санки, пальто, мёд, сливки, шоссе, яблоко, брюки.

  • Выпишите слова в таком порядке:
    1. имена существительные, которые изменяются по числам;
    2. имена существительные, которые употребляются только в единственном числе;
    3. имена существительные, которые употребляются только во множественном числе.
  • Догадайтесь, в каких именах существительных нет окончания.

35. Прочитайте.

В июле созревают хлеба . В эту пору по ночам часто на небе вспыхивают зарницы . В народе их называют хлебозбрами. Хлебозоры хлеба зорят, озаряют. Не правда ли, хорошее это слово, образное, певучее?!

(П. Суреев)

  • Как вы понимаете значение выделенных слов?
  • Как образовалось слово хлебозоры ? Что оно обозначает? Найдите ответ на этот вопрос в тексте.
  • Спишите первые три предложения, укажите число имён существительных.

36. Прочитайте. Составьте из слов предложения, где нужно, число имён существительных.

1. Утро, м..розное, было. 2. На, окнах, появились, уд..вител..ные, р..сун..к. 3. Комн..ту, в, луч..к, загл..нул, со..нца. 4. Солнечные, стали, зажигать, зайч..к, снежные, узор, на, ст..кле. 5. Заблестела, перистая, ч..десного, цв..тка, ветви.

  • Докажите, что полученные предложения составляют текст. Придумайте к нему заголовок.
  • Запишите заголовок и текст, вставляя пропущенные буквы.
  • Найдите в предложениях синоним к слову узор .

37. Прочитайте.

Г..лова, б..рега, гр..за, ст..рона, гн..здо, сугрб.., черте.., рука.., пару.., малы.. .

  • Подберите проверочное слово для каждого слова, изменив число имени существительного.
  • Запишите по образцу сначала проверочное слово, а затем проверяемое слово.

Образец. (Головы) голова, ... .

Правильно произносите слова!

38. Прочитайте. Озаглавьте текст.

Стояли трескучие морозы. Каждое утро Костя выносил птицам свежий корм. Однажды у кормушки мальчик увидел синичку. Она лежала на снегу. Костя принёс птичку домой, поместил её в клетку. Синичка открыла глазки и ожила. Костя поставил в клетку чашку с пшеном и блюдце с водой. Синичка жила у мальчика всю зиму. Весной Костя выпустил птичку на волю.

(Г. Скребицкий)

  • Определите тему и главную мысль текста.
  • Найдите в тексте части, соответствующие плану:
    1. Трескучие морозы.
    2. У кормушки.
    3. Живи, синичка!
    4. Скоро на волю.
  • Выпишите трудные слова из каждой части.
  • Запишите заголовок текста. Подготовьтесь к письму по памяти каждой части.