17.11.2020

Мир древности далекий и близкий интересные факты. Сообщение на тему: «Начало истории человечества


Пермский край, Чердынский район

Муниципальное образовательное учреждение «Валайская основная общеобразовательная школа»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ В 4 КЛАССЕ НА ТЕМУ:

«Мир древности: далекий и близкий».

Составил учитель

начальных классов

Крумм Дарья Викторовна

Валай 2011.

Тема . Мир древности: далекий и близкий.

Тип урока : знакомство с новым материалом.

Цель : формировать представление о некоторых достижениях людей в эпохи Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима.

Задачи .

    Формировать умение добывать информацию об эпохах из книг, выбирать главное.

    Развивать логическое мышление (анализ, синтез, абстрагирование).

    Воспитывать интерес к предмету.

Оборудование : свеча, проектор, компьютер, карточки для проверки домашнего задания, музыкальные композиции, жетоны на рефлексию, лента времени.

План урока .

Этап урока

Время

Используемые приемы и методы

Организационный момент

2 мин

Методика М. Монтессори

Проверка домашнего задания

5 мин

Работа с ТИО (индивидуальные карточки), парами.

III

Работа с новым материалом

17 мин

Сообщения детей, презентация, работа с лентой времени, музыкальные композиции.

5 мин

5 мин.

Физкультминутка

3 мин

Танец Сиртаки

4 мин

Закрепление материала.

4 мин

Составление синквейна.

Рефлексия.

1 мин.

Работа с жетонами.

Итог урока

1 мин

Работа с книжной выставкой

Ход урока.

    Организационный момент.

Здравствуйте, уважаемые гости, ребята поприветствуйте гостей.

Давайте сядем в круг, посмотрите, что это у меня? (Свеча)

А что она нам дает? (Свет и тепло).

Ассоциируется ли у вас слово свет с каким-нибудь другим? (Да со словом – знания.)

Ребята, подумайте и скажите, почему мы сегоднешний урок начали со свечи? (Мы сегодня будем получать знания, т.е свет)

Конечно, вы совершенно правы. Ну что настроились на работу? Тогда занимайте свои места за партами и мы начнем наше путешествие по знаниям.

    Проверка домашнего задания.

Чтобы историю узнать,

А с учителем дружить,

И все знания ворошить.

Итак, давайте поворошим наши знания, проверим домашнее задание. Но прежде скажите какой блок мы начали изучать на уроках окружающего мира. (блок история).

А чтобы узнать о чем пойдет речь сегодня на уроке, каждой паре нужно решить задание. У вас на парте есть карточки, пододвиньте их к себе и начинайте работу.

Подгруппы, расскажите чем вы занимались.(1п- мы перечисляли занятия древнего человека, 2п – а мы описывали древнего человека, 3п – мы отгадывали кроссворд о древнем человеке).

Молодцы! К какому же времени относятся результаты ваших работ? (Они относятся к древнему миру)

А раз вы выполняли такую работу, как вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Мы будем продолжать говорить о древнем мире).

Зачем, как вы думаете? (Чтобы узнать как жил человек, чем занимался какие открытия делали люди).

Все верно! Сегодня мы познакомимся с эпохами Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима. Узнаем о некоторых достижениях людей в это время.1 сл

    Работа с новым материалом.

    Знакомство с эпохой Древнего Египта .

Начинаем наш путь.

Презентация

2 сл. Вот это прекрасная река Нил. Мы начинаем разговор о ней, так как примерно 5 тысяч лет назад на берегах Нила возникло Египетское царство. Дожди в этой местности очень редки. Например, дети, прожив 10-12 лет не видели дождя.

3 сл. Ежегодно Нил разливался (выходил из берегов). В воде много черного ила, он оседал на песках, на нем хорошо росла пшеница, ячмень. Египет в переводе означает «черная земля».

Чем еще прославилась цивилизация Древнего Египта нам расскажет Елизавета.

Древний Египет очень знаменит на весь мир в первую очередь постройками.

4 сл. Храм Карнак

5сл. Храм Луксор.

6 сл. Пирамиды Хеопса.

Храмы строили в честь богов, а пирамиды были гробницами царей Египта – фараонов. Египтяне считали, что миром управляют боги.

7 сл. Бог солнца – Ра (человек с головой птицы)

Бог воды и разлива Нила Себек (человек с головой крокодила)

Бог мудрости ТОТ (человек с головой птицы ибиса)

Дары Тота это счет времени – месяцы и годы, а также арифметический счет и письмо. У Египтян много священных животных – лев, бык, кошка, коршун, крокодил, скорпион и другие.

Итак, ребята, посмотрите на ленту времени, вот в какое время существовала цивилизация Древнего Египта, одна из самых древних, жила почти 3000 лет. Оставила потомкам в наследие:

Памятники архитектуры

Научные знания

Знания в сельском хозяйстве

Водный транспорт

    Знакомство с эпохой Древней Греции .

Много позже, чем Древний Египет возникла цивилизация Древней Греции. Об этой эпохе нам подготовила сообщение Катерина

-в пору Древней Греции появились города, которые никого не могут оставить равнодушными.

8 сл. Один из этих городов является Афины, а сердцем Афин – Акрополь. Высокий холм с обрывистыми склонами, на нем расположен архитектурный ансамбль.

9сл. Самый знаменитый храм Акрополя – Парфенон, высота 18 с половиной метров.

10сл. На севере Греции есть гора Олимп, на вершине ее Древние греки поселили главных богов

Зевс – громовержец,

Посейдон – бог моря,

Аид – бог подземного царства,

Афродита – богиня любви и красоты, а также многие другие.

Давайте, посмотрим на ленту времени когда же существовала цивилизация Древней Греции.

Древняя Греция – основа Европейской Культуры. Именно здесь развивается поэзия, открытия в науке и технике, театр, первые школы

Древние греки были удивительно талантливыми, веселыми и жизнерадостными людьми. Они любили музыку, спорт и танцы. Давайте окунемся в культуру Древней Греции и станцуем национальный танец – Сиртаки.

    Физкультминутка .

    Знакомство с эпохой Древнего Рима .

Продолжим наш разговор и заслушаем сообщение Марии о Древнем Риме.

-год основания Древнего Рима считают 753 до нашей эры. Римляне создали могущественное государство, завоеваниями огромных территорий.

В современном городе Риме сохранилось немало построек. Например, Колизей 11 сл.

12 сл. Римский форум – центр общественной жизни города. Кроме этого храм Пантеон – храм всех богов.

13 сл Как выглядели другие города можно узнать побывав в Помпеях.

14сл. В древности этот город был погребен под толстым слоем пепла при извержении вулкана Везувий.

15 сл. Есть картина, которую написал Карл Брюллов – наш русский художник, она называется «Последний день Помпеи»

Культура Древнего Рима продолжала традиции Древней Греции, поэтому и время возникновения примерно то же, боги в этих культурах одни и те же только различаются названием. Но все таки Древний Рим оставил свой след, отличался он

Религиозной сдержанностью

Суровостью

Практичностью, что нашло отражение в градостроительстве (впервые появляются коммуникации, водопроводы, мостовые) и военном искусстве.

    Закрепление материала.

Итак, посмотрите на доску у нас появились 3 эпохи:

Древний Египет – водный транспорт, сельское хозяйство, архитектура;

Древняя Греция – прародительница искусств;

Древний Рим – военное дело, комфорт в быту.

Чтобы дать краткую характеристику каждой из этих эпох, я предлагаю составить синквейн.

Выберите карточку с эпохой, каждая пара составляет для своей эпохи.

16 сл – здесь представлена схема составления синквейна. В таблице представлены примеры слов. Краткое предложение вы придумываете сами.

Самостоятельная работа.

Заслушаем ответы, что у вас получилось.

Молодцы, я вижу что вы поняли основные черты каждой эпохи.

    Рефлексия.

А сейчас выберите жетон с изображением той эпохи, которая вам понравилась больше всего, обоснуйте свой выбор.

VI . Итог урока .

Ребята, с каким материалом мы сегодня познакомились на уроке?

Большую информацию о той или иной эпохе вы можете найти в нашей библиотеке в следующих книгах. ………………………………

В старших классах на уроках истории вы также будете знакомиться с данными цивилизациями.

Спасибо за внимание.

Давайте оденем одежду древних римлян – тунику, и поблагодарим наших гостей «зигой»- вскидыванием руки вверх за визит.

Карточки на проверку домашнего задания

ПЕРЕЧИСЛИ ЗАНЯТИЯ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА.

    ______________________(разведение домашних животных)

    _______________________(работа по выращиванию культурных растений)

    ____________________(занятие в результате которого древний человек приобретал рыбу)

    ___________________(занятие в результате которого у древнего человека появлялось мясо диких животных)

    ___________ _______________(занятие в результате которого первобытные люди питались плодами деревьев).

ВСТАВЬ СЛОВА ИЗ СПРАВОК В ОПИСАНИЕ ДРЕВНЕГО ЧЕЛОВЕКА.

Слова для справок: обезьяну говорить, ногах, хватать, покатые, ударять, рыть землю, низкие, больше, меньше, звуки.

Древнейший человек сильно отличался от нас с вами – современных людей – и был похож на крупную _______________. Однако люди ходили не на четырех ____________, как ходят почти все животные, а на двух __________, но при этом сильно наклонялись вперед. Руки человека, свешивавшиеся до колен, были свободны, он мог выполнять ими простую работу: ______________, _______________, __________ ___________. Лбы у людей были _________ и _____________. Мозг у них был _________, чем у обезьяны, но значительно __________, чем у современных людей. _______________ древний человек еще не мог, он издавал лишь немногое отрывистые _________, ими люди выражали гнев и страх, призывали на помощь.

РАЗГАДАЙ КРОССВОРД.

Вопросы.

4.

РАЗГАДАЙ КРОССВОРД.

Вопросы.

    Люди научились ……………….. глиняную посуду.

    Этим занимались женщины и дети.

    Как по-другому называли древнейшего человека.

    Освещение первобытных художников.

Самоанализ.

Тема. Мир древности далекий и близкий.

Тип урока. Знакомство с новым материалом.

Цель. Формировать представление о некоторых достижениях людей эпохи Древнего Египта, Древней Греции, Древнего Рима.

Исходя из цели, понятно, что материала о перечисленных эпохах предостаточно, именно поэтому, я решила, что нужно вычленить самое основное, присущее только данной эпохе, характерное для неё.

По окружающему миру в блоке история данный урок второй, перед мы изучали древнего (первобытного) человека. Проверка домашнего задания была направлена для вывода темы и цели урока.

Так как урок проводится в 4 классе, то решила, что нужно опираться на работы детей, учить их самостоятельно добывать информацию, что было видно по подготовленным ими сообщениям.

Урок истории не может обойтись без ленты времени, именно поэтому работа велась и с ней, с перечислением основных характеристик эпох, для лучшего усвоения материала, и формировании представления о цивилизациях.

Кроме этого, на протяжении всего урока играла музыка, ведь психологами доказано, что при воспроизведении музыкальных композиций, лучше усваивается материал. Причем музыка была соответсвующая с эпохой о которой говорили.

Физкультминутка была полностью подчинена теме урока, чтобы не казаться контрастной и не сбивать детей с хода мысли. Кроме этого, ребята окунулись в эпоху Древней Греции, ощутили её традиции.

Достигнута ли цель, хорошо видно после составления детьми синквейна, дети начальной школы, им трудно самостоятельно его делать, поэтому были предложены примерные части речи, которые нужно было соотнести в соответствии с эпохой.

На рефлексии дети выбирали жетоны с эпохой, которая им понравилась, а также, аргументировали свой выбор, что развивает связанную речь.

На итоге, я решила, что целесообразно провести работу с книжной выставкой, ведь дети заинтересовались и могут узнать информацию больше предложенной программой.

Итог урока, а именно переодевание в одежду Древних Римлян, был выбран мной не случайно, а для того, чтобы дети запомнили материал и ушли с урока на позитивной ноте.

Кроме того, думаю, что на уроке дети не утомились, так как была постоянная смена деятельности, интересная для детей.

Рецензия на конспект урока по окружающему миру в 4 классе учителя начальных классов МОУ «Валайская ООШ» Крумм Дарьи Викторовны «Мир древности: далекий и близкий», подготовленная учителем русского языка и литературы МОУ «Валайская ООШ» Зелениной Татьяной Петровной.

Тема урока довольно широкая «Мир древности: далекий и близкий», но учителю удалось познакомить ребят с тремя цивилизациями Древнего мира: Египтом, Грецией и Древним Римом. При этом были использованы устные сообщения, которые готовили сами ученики, что способствует не только развитию речи, но и самостоятельности.

Выбрана одна из любимых у детей форм урока – урок-путешествие. Тему урока сформулировали сами ученики, отвечая на вопросы учителя. Так через беседу используя ассоциативность мышления (прием с зажжённой свечой) учитель провел к теме и цели урока.

Был создан особый эмоциональный настрой. Этому способствовал и выбор музыки, сопровождавший презентацию, и сам видеоряд, который не был затянутым и в то же время вмещал максимум информации.

Опрос был индивидуальным, ученики работали каждый со своей карточкой. Учитель использовал элементы технологии критического мышления. При закреплении класс составлял синквейн.

Не очень удачной была физкультминутка в виде народного греческого танца «Сиртаки». Дети отвлекались на костюм, который у них лежал на парте (туника).

Уместной была выставка книг об этих цивилизациях, обращение к ней учителя.

Цель урока достигнута. Урок получился ярким и запоминающимся.

Список литературы.

    А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова «Окружающий мир», учебник 4 класс 2 часть, Москва «Просвещение», 2007г.

    О.И. Дмитриева, О.А. Мокрушина. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс Москва «ВАКО», 2004г.

    В.В. Мещерякова. С.В. Савинова. Повторение и контроль знаний «окружающий мир» 3-4 классы. Москва «Глобус»,2010г.

    Картины с картинки яндекс.

Слайд 2

  • Древний мир
  • Средние века
  • Новейшее время
  • Наша эра
  • До нашей эры

Вспомните, на какие эпохи учёные делят историю человечества.

  • первобытная история
  • история Древнего мира
  • история Средних веков
  • история Нового времени
  • история Новейшего времени
  • Новое время
  • Слайд 3

    История Древнего мира насчитывает несколько тысячелетий

    В эту эпоху существовали такие государства, какДревний Египет, Древний Рими Древняя Греция.

    Слайд 4

    Древний Египет

    Это древнее государство возникло на берегах реки Нил, которая берёт своё начало в горах Центральной Африки и впадает в Средиземное море. Воды Нила несли с собой жизнь. На этой почве хорошо росла трава, что обеспечивало пастбищами овец, коз и крупный рогатый скот.

    Слайд 5

    Работа по учебнику

    • Прочитайте текст на с. 8-9 учебника.
    • Что интересного вы узнали из этого рассказа?
  • Слайд 6

    • Большинство населения составляли земледель-цы, которые круглый год работали на полях, чтобы обеспечить продовольствием города.
    • Крестьяне выращивали пшеницу и ячмень, фрукты и овощи, а также лен, из которого делали полотно.
  • Слайд 7

    В египетских городах все необходимое для жизни люди могли купить на базаре. Денег тогда не существовало, так что горожане обменивали одни товары на другие.

    Слайд 8

    Основным транспортом в Древнем Египте были суда, ходившие по реке Нил.

    Лодки строили из папируса, тростника, растущего по берегам Нила. Они двигались с помощью деревянных весел или длинных шестов. Позднее размеры судов возросли, и на них стали ставить прямоугольные паруса.

    Слайд 9

    Пирамиды.

    Их строили около 4500 лет назад, чтобы они слу-жилиусыпальницами для фараонов. По приказу фа-раона (царя Египта) тысячи людей много лет труди-лись над постройкой пира-миды. Сначала надо было разровнять строительную площадку. Затем в камено-ломне вырезали вручную каждый строительный блок и доставляли его на лодке к месту строительства. На постройку самой большой пирамиды пошло 2,5 млн. каменных блоков.

    Слайд 10

    Множество гробниц и погребенных в них сокровищ было разграблено ворами, однако гробница царя Тутанхамонаостава-лась нетронутой в течение 3300 лет. Эту гробницу обнаружили только в 1922г. Археологи были пораже-ны хранившимися в ней сокровищами: золотом, драгоценностями, изыскан-ными одеждами, колесни-цами и музыкальными инструментами. Лицо мумии закрывала прекрас-ная маска из золота и драгоценных камней.

    Слайд 11

    Образование

    Только дети фараонов и сыновья из знатных родов посещали школу. Девочки оставались дома со своими матерями, учившими их домашнему хозяйству, приготовлению пищи, прядению и ткачеству. Крестьянских детей тоже учили дома, им с раннего возраста предстояло работать в поле, ухаживать за посевами и пасти домашних животных.

    Слайд 12

    Многие образованные мальчики учились ремеслу писца. Писцов в Древнем Египте чрезвычайно уважали. Писали египтяне особыми знаками – иероглифами. Однако письмо иероглифами было медленным процессом, потому что каждый символ изобра-жался отдельно и мог обозначать как предмет, так и отдельный звук.

    Слайд 13

    Древние египтяне поклонялись многим богам.

    • Ра – бог солнца
    • Себек– бог воды
    • Тот – бог мудрости, счёта и письма
  • Слайд 14

    Древние египтяне умели возводить грандиозные храмы в честь богов.

    В храмовом комплексе были залы для соверше-ния обрядов, широкие проходы для процессий, его обслуживали тысячи слуг и рабов. Жрецы в храмах относились к самым могущественным людям страны. Считалось, что у них имеются особые отношения с богом.

    Слайд 15

    Храмы Египта – замечательные памятники архитектуры.

    Храм Карнак- без всякого сомнения, самый большой по площади во всём древнем мире, - был соединён с Луксорским храмом на берегу Нила мощёной аллеей сфинксов.

    • Карнак
    • Лукрос
  • Слайд 16

    Много позже, чем Древний Египет, возникли Древняя Греция и Древний Рим.

    Слайд 17

    Работа по учебнику

    Прочитайте текст в учебнике:

    • I вариант – с.10-11
    • II вариант – с. 12-13
    • Приведите примеры знаменитых сооружений Древнего мира.
    • Что интересного вы узнали о них?
  • Слайд 18

    Древняя Греция

  • Слайд 19

    Сердцем Афин является храмовый комплекс на горе Акрополь.Когда-то на холм вела мощёная дорога. В день праздника в честь богини Афины по ней подни-мались вверх жители города. На Акрополе происхо-дили главные события праздника.

    Слайд 20

    Центром комплекса на горе Акрополь был Парфенон, мраморный храм, посвященный богине-покровительнице города Афине.

    • Парфенон
    • Статуя Афины
  • Слайд 21

    В каждом крупном городе был театр, и театральные постановки были очень популярны. Зрители при-ходили в театр на весь день, рассаживались по каменным скамьям в полу-круглом открытом амфи-театре. Актеры носили большие трагедийные или комедийные маски, чтобы публика могла их лучше рассмотреть. Эти маски и сегодня являются символом театра.

    Слайд 22

    Греческие атлеты тренировались, гото-вясь к спортивному празднику, который проводили в Олимпии, расположенной в Южной Греции, каждые 4 года. Этот праздник был предшественником Олимпийских игр, проводящихся и в наше время.

    Слайд 23

    Слайд 24

    Римляне происходят из той части Европы, которую теперь называют Италией. Датой основания города Рима считается 753 год до нашей эры. Со временем римляне создали могущественное государство. Они завоевали новые города, прокладывали дороги, сооружали храмы.

    Слайд 25

    В году у римлян было около 120 всенародных праздников. В эти дни римляне посещали театры, ходили на гонки колесниц или на гладиатор-ские бои.Гонки колесниц были очень опасным спортом. Колесничие гнали свои упряжки вокруг арены с предельной скоростью. Правилами было разрешено таранить другие колесницы и сталкиваться друг с другом, так что колесницы нередко переворачивались. Хотя возничие надевали защитную одежду, они нередко погибали.

    Слайд 26

    Гладиаторы были рабами или преступниками, кото-рых обучали биться до смерти на глазах толпы. Они были вооружены щитами и мечами или сетями и трезубцами. На бою гладиаторов часто присутство-вал сам император. Если гладиатор был ранен и просил пощады, от императора зависело, будет он жить или умрет. Если боец дрался самоотверженно, его оставляли в живых.

    Предварительный просмотр:

    Тема: Мир древности: далёкий и близкий

    Цель: познакомить учащихся с древними Египтом, Грецией и Римом.

    Формируемые УУД: познавательные - осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; коммуникативные - с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, работать в группе; регулятивные - формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конрезультата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала; личностные - проявлять желание больше узнать.

    Оборудование: медиапроектор, учебник, дополнительная литература, кроссворды, карточки для работы в группах.

    Ход урока

    I. Организационный момент

    Прозвенел звонок весёлый.Вы начать урок готовы?

    Будем слушать, рассуждать,

    И друг другу помогать.

    II. Актуализация опорных знаний.

    Разгадайте ребус:

    1=Т

    (Страницы истории)

    4=Р

    О чём говорит вам эта фраза?

    (На прошлом уроке мы начали изучать страницы истории.)

    На какие эпохи делят учёные историю человечества?

    (Первобытная история , история Древнего мира, история Средних веков, история Нового и Новейшего времени)

    Как называется первая и самая долгая эпоха в истории человечества?(Первобытная)

    Когда и где появились первые люди?(Около 2,5млн.лет назад в Восточной Африке)

    Кто был величайшим помощником человека ?(Огонь)

    Как жили первобытные люди?(Сообща)

    Как назывались эти первобытные коллективы?(Человеческое стадо)

    Назовите основные занятия первобытных людей .(Охота, собирательство)

    Из чего были сделаны первые орудия труда? (Камень)

    Как называлась живопись, появившаяся в это время? (Наскальная)

    Какие изобретения первобытных людей дошли до наших дней?(Молоток)

    На экране появляются ответы. Выделяется слово АНТИЧНОСТЬ.

    III. Постановка учебной задачи.

    Какое слово получилось?

    Что же такое античность?

    лат. ant i quitas - древность, старина;

    К ак вы думаете о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Мы будем продолжать говорить о древнем мире).

    Зачем, как вы думаете? (Чтобы узнать как жил человек, чем занимался какие открытия делали люди).

    Все верно! Сегодня мы познакомимся с эпохами Древнего Египта, Древней Греции и Древнего Рима. Узнаем о некоторых достижениях людей в это время.

    IV. Решение учебной задачи. Работа в группах.

    Перед вами три изображения. Как вы думаете, как же они могут быть связаны с темой сегодняшнего урока?


    Вам сегодня предстоит побывать в трёх Древних Государствах и получить новую информацию. И, надеюсь, вы сумеете найти ответ на мой вопрос. Я предлагаю вам поработать корреспондентами в группах.

    (Класс делится на группы. Каждая группа получает государство для изучения. Ученики используют учебник, доп. информацию, карточки с вопросами.)

    Ваша задача - ответить на вопросы, а затем рассказать главное о стране по плану. Ответы вы ищите в учебнике, на карточках, обсуждаете группой. Выбираете нескольких человек из группы, которые будут рассказывать о стране. Определите, кто в группе будет хранителем времени. Помните и о правилах работы в группе. Время работы -10 минут.

    Карточка для работы 1

    • Древний Египет (с. 8-10)

    1. Когда и где появилось Египетское царство?

    Почему была возможна жизнь на берегах Нила?

    2.Кто управлял миром, по мнению египтян? Назовите египетских богов.

    Как называли бога мудрости, счета и письма? Как его изображали? Что относят египтяне к дарам Тота?

    3. Как писали египтяне?

    4. Какие сооружения и для кого возводили египтяне?

    Карточка для работы 2

    • Древняя Греция (стр.10-12)

    1. Где находится Греция? Какое название имела в древности?

    Где жили древнегреческие боги? Как их изображали? Кто был главным богом?

    2. Какой город является столицей Греции? Почему его так назвали?

    3. Что является сердцем Афин? Что такое Акрополь?

    Назовите самый знаменитый храм Акрополя. Какая скульптура находилась в центре Парфенона?

    4.Чем увлекались древние греки? Что происходило в городе Олимпия?

    Как древние греки изменили письменность?

    Карточка для работы 3

    • Древний Рим (с. 12-13)

    1. Назовите дату основания Рима. Как, по легенде, возник Рим?

    2. Как отдыхали римляне? Что такое Колизей?

    3.Что такое Римский форум? Что такое Пантеон?

    V. Отчёты групп


    Наш рассказ об одном из самых древних государств на земле - Египте . Это древнее государство возникло на берегах реки Нил примерно 5 тысяч лет назад. Жизнь на берегах Нила была возможна только потому, что ежегодно он разливался – выходил из берегов. Прибрежная земля хорошо пропитывалась водой, а в воде было много чёрного ила. Этот ил оседал на жёлтых песках пустыни, и на нём хорошо росли растения – пшеница, ячмень. Само слово " Египет ” означает " чёрная земля ”. За тысячи лет, благодаря разливам Нила, в Египте образовался толстый слой жирного чернозёма.


    Древние египтяне считали, что миром управляют боги. Верховный бог Ра - Бог солнца, Анубис - божество с головой шакала и телом человека, проводник умерших в загробный мир, Амон - бог воздуха и ветра, урожая, творец мира, Себек - бог воды и разлива Нила - человек с головой крокодила.Богом мудрости, письма и счёта был Тот. Изображали его с головой птицы ибиса. Он придумал месяцы и годы, научил вести счёт времени, а также подарил арифметические вычисления и письмо.

    На берегах Нила росло удивительное растение – папирус. Из его стеблей люди получали материал для письма, который тоже называли папирусом. Не все египтяне умели читать и писать. Люди, называвшиеся писцами, писали для них письма. Писцов в Древнем Египте очень уважали. Писали особыми знаками – иероглифами. Иероглиф мог обозначать какой-то предмет или обозначать несколько согласных звуков. Для гласных звуков знаков не было.


    Для богов египтяне строили храмы: комплексы в Карнаке и Луксоре. Ворота в храм были в виде высоких стен. Внутри храма – дворы со статуями богов.
    Египетские правители, называвшиеся фараонами, почитались как боги. Им принадлежала земля Египта. Фараон приказывал соорудить для себя при жизни «дом вечности» - гробницу в виде каменных пирамид.

    А сейчас прямое включение наших внештатных корреспондентов в Египте. Внимание на экран. ПРОСМОТР МУЛЬТФИЛЬМА .

    Пирамиды города Гизы – одно из признанных чудес света.

    Пирамида Хеопса – самая знаменитая, самая большая, её высота 148 метров. Возле одной из пирамид находится статуя фантастического существа с телом льва и головой человека, высеченная из скалы - Большой сфинкс . Это - страж вечного покоя фараонов.

    Спасибо за интересный рассказ.

    Какое же изображение связано с Египтом?

    ВЫВОД : цивилизация Древнего Египта, одна из самых древних, жила около 3000 лет. Оставила потомкам в наследие памятники архитектуры, научные знания и многое другое.

    VI. Физминутка для глаз.

    Давайте ещё немного отдохнём в Египте, а затем продолжим наше путешествие.

    VII.Отчёты групп.

    - Что же расскажут нам корреспонденты из 2 группы?

    Много позже, чем Древний Египет возникла цивилизация Древней Греции.

    Греция – горная страна на Балканском полуострове. В древности эта страна называлась Элладой, а её жители - эллинами. Именно здесь зародились известные сегодня науки и искусства. На севере Греции есть высокая гора Олимп . На вершине этой горы древние греки поселили своих главных богов. Изображали греки своих богов похожими на людей. Главным среди греческих богов считался Зевс – бог неба и грома, ему были подчинены бог моря Посейдон, бог подземного царства Аид.

    Однажды решили греки построить новый город, но никак не могли решить, как его назвать. Боги знали, что этот город ждёт долгая жизнь, поэтому Афина, богиня мудрости и справедливой войны, захотела дать городу своё имя, а Посейдон своё. Посейдон ударил своим трезубцем в скалу – забил из скалы источник. Греция - страна жаркая, горная, вода там очень нужна. Бросились греки к источнику, а там морская, солёная вода. Негодным оказался подарок Посейдона. Афина ударила копьём в землю – и выросло оливковое дерево. Плоды этого дерева – оливки греки ели свежими, солёными, маринованными, выдавливали масло. Подарок Афины признали лучшим и город назвали в её честь. Афины - и сейчас столица Греции.

    Сердцем Афин является Акрополь - высокий холм с прекрасными древними постройками. Здесь располагался храм богини Афины- Парфенон. В древности в центре храма стояла 13-метровая статуя Афины, сделанная из золота и слоновой кости. Настоящая статуя не уцелела до наших дней. Но в музеях мира можно увидеть копии, воссозданные по описаниям.

    Очень серьёзно относились греки к спорту. Каждые четыре года проходили спортивные праздники, называвшиеся играми . Самыми важными были игры в городе Олимпия . Именно здесь и зародились Олимпийские игры.

    Греки придумали более простую и удобную письменность, впервые появились буквы для гласных звуков. От греческой азбуки образовалась и славянская письменность.

    Какая картинка связана с Элладой? Почему?

    ВЫВОД: Древняя Греция – основа Европейской Культуры. Именно здесь развивалась поэзия, открытия в медицине, науке и технике, театр, первые школы.

    Мы познакомим вас с историей Древнего Рима.

    Римляне происходят из той части Европы, которую теперь называют Италией. Датой основания города Рима считается 753 год до нашей эры. О том, как возник этот город легенда рассказывает так: царя г.Лонга Нумитора сверг с престола младший брат Амулий и чтобы никто не претендовал на престол, приказал убить его сына, а его дочь сделал служительницей при храме. Вскоре у неё родились два сына – близнеца. Амулий приказал казнить мать, а близнецов велел бросить в реку Тибр. Человек, исполнявший приказ, поленился входить в воду, и оставил корзину с малышами на берегу. Дети проголодались и заплакали, крик услышала волчица – она и выкормила их. Позже братьев подобрал пастух и воспитал как своих детей. Когда Ромул и Рем – так назвал пастух мальчиков – выросли, они узнали тайну своего рождения. Убили Амулия и вернули престол своему деду Нумитору, а сами решили основать новый город. Каждый хотел назвать его своим именем. Братья поссорились, и Ромул в гневе убил Рема. А потом основал город, который назвал Римом (по – латински Roma) и стал его первым царём.

    В году у римлян было около 120 всенародных праздников. В эти дни римляне посещали театры. Большим успехов у римлян пользовались гонки на колесницах, бои гладиаторов, когда они сражались друг с другом или с дикими животными. До наших дней сохранился Колизей - амфитеатр (круглый театр без крыши) , одна из самых больших арен, памятник архитектуры Древнего Рима, строительство которого велось на протяжении 8 лет. М ножество входов в Колизее располагаются по всему зданию, благодаря чему публика могла заполнить театр за 15 минут и покинуть за 5.

    Римский форум - площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Здесь принимали законы, награждали победителей, меняли деньги. Здесь стояли императорские дворцы с мраморными статуями, бассейнами и фресками.

    Пантеон - «храм всех богов» в Риме. Одна из особенностей Пантеона - отверстие в крыше. В полдень через него проникает самый сильный световой столб и освещает здание изнутри.
    -Как изображение близнецов связано с Древним Римом?

    Со временем римляне создали могущественное государство. Они завоевали новые города, прокладывали дороги, сооружали храмы. Просуществовала империя до 476 г. н.э, когда был свергнут последний римский император. (Ромул Августул)

    VIII. Закрепление изученного.

    1. Каждой группе я предлагаю разгадать кроссворд и повторить услышанное.

    Вопросы к кроссворду:

    1. Царь Египта.

    2. Материал для письма в Древнем Египте.

    3. Река, на берегах которой возникло Египетское государство.

    4. Особые знаки для письма.

    5. Гробница фараона в Древнем Египте.

    6. Столица Греции.

    7. Высокая гора на севере Греции.

    8. Греческий бог моря.

    9. Главный греческий бог.

    10. Знаменитый храм Акрополя.

    11. Сердце Афин.

    12. Амфитеатр в Древнем Риме, который служил для гладиаторских боев.

    13. Столица Италии.

    14. Храм всех богов в Древнем Риме.

    15. Бог воды и разлива Нила в Древнем Египте.

    Прочитайте, что получилось? Именно так называется картина Карла Брюллова, изображающая событие, произошедшее в 79 году, когда в результате извержения вулкана Везувий погибли цветущие города Геркуланум, Помпеи и Стабии. Брюллов писал картину в течение шести лет в Италии, после посещения развалин Помпеи.

    Совершим и мы путешествие в этот город. (ПОКАЗ слайдов)

    Везу́вий - действующий вулкан на юге Италии . За всю историю существования у него насчитывается 80 крупных извержений. Как утверждают геологи, Везувий молчал 15 веков до знаменательной даты в 79 году. После этой трагедии вулкан опять замолчал более чем на 1500 лет. Но 24 августа 79г. жители близлежащих городов были обречены. Раскалённая лава и ядовитые газы со стремительной скоростью обрушились на Помпеи. Всё, что попадалось на пути, мгновенно сгорало.

    • Как определили археологи, 54 жителя в день, когда наступила гибель Помпеи, укрылись в подвале большого оптового склада. Убежище было надёжным. Но люди не учли, что воздух наполнили вредные для дыхания газы. Люди задохнулись раскалённым воздухом. Гибель ускорила пыль. Она попадала в лёгкие и превращалась там в цемент. Через две тысячи лет эти тела нашли.

    Раскопки города начались в XIX веке. В процессе раскопок выяснилось , что в городах всё сохранилось таким, каким было до извержения. Под многометровой толщей пепла были найдены улицы, дома с полной обстановкой, останки людей и животных, которые не успели спастись. Практически всё население погибло. Это примерно 16 тысяч человек. В наши дни когда-то прекрасный город превратили в музей под открытым небом. Развалины выглядят вполне мирно. Также миролюбиво смотрится и Везувий. Пока вулкан «спит», и будем надеяться, что следующая активность наступит не скоро.

    VIII. Подведение итогов урока

    История Древнего мира длилась несколько тысяч лет и закончилась в V веке нашей эры.

    Посмотрите на тему урока и скажите: почему мир древности может быть близким? (Многие строения и знания древности дошли до наших дней.)

    Какие знания мы открыли? (Высказывания детей.)

    IX. Рефлексия

    Домашнее задание

    1. Стр. 14 отв. на вопросы 2. РТ стр.5-6 № 1-5.


    Фокина Лидия Петровна Мир древности: далёкий и близкий окружающий мир, 4 класс

    У р о к 36.

    МИР ДРЕВНОСТИ: ДАЛЕКИЙ И БЛИЗКИЙ

    Цель: ознакомление учащихся с историей древнего Египта, древней Греции и древнего Рима.

    Задачи:

      учить учащихся находить нужную информацию;

      развивать устную речь;

      воспитывать интерес к истории.

    Ожидаемый результат:

    Учащиеся:

      получат представления об истории стран древнего мира: Египта, Греции, Рима;

      научатся делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

      научатся готовить проекты-сообщения.

    Используемые учебные технологии:

      проектные технологии;

      здоровье сберегающие технологии;

      личностно-ориентировочные технологии (разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, сотрудничество);

      коммуникативные технологии;

      информационные технологии.

    Ход урока

    I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.

    Учитель. Сегодня на уроке мы отправимся в мир древности. Узнаем о самых древних цивилизациях.

    II. Проверка домашнего задания.

    Задания по карточкам.

    т ест « п ервобытные люди»

    1. Первый ученый-историк – это:

    а) Геродот; в) Ломоносов. б) Ньютон;

    2. «Следы» древнейших людей обнаружены:

    а) в Азии ; в) Африке ; б) Австралии; г) Антарктиде.

    3. Мужчины охотились:

    а) на слонов; в) львов. б) мамонтов ;

    4. Первобытные люди жили:

    а) группами ; б) в одиночку.

    5. Ученые, которые ведут раскопки, – это:

    а) математики; в) астрономы. б) археологи ;

    О т в е т ы: 1(а), 2(а, в), 3(б), 4(а), 5(б)

    III. Изучение нового материала (проекты-сообщения)

    Учитель: Сегодня мы с вами будем учиться готовить проекты-сообщения. Для этого мы разделимся на три группы (по рядам). Каждая группа будет готовить сообщение об определённой стране. Например, 1 ряд – готовит сообщение о древнем Египте, 2 ряд – о древней Греции, 3 ряд – о древнем Риме. Помогут Вам в этом карточки с вопросами и материал учебника. Ваша задача ответить на вопросы, а затем составить и рассказать главное о стране.

    Работать будем так: сначала каждый индивидуально читает и отвечает на вопросы, затем вы это обсуждаете группой из 4 человек, затем всем рядом. Выбираете одного человека из группы, который будет рассказывать о стране.

    Дети работают индивидуально, несколько минут, затем по команде учителя объединяются в группы по 4 человека, затем по команде объединяются всем рядом.

    IV. Закрепление изученного материала. Виртуальная экскурсия.

    Учитель добавляет ту информацию, которую дети выпустили или не нашли в учебнике.

    Древний Египет (с. 8 - 9)

    п/п

    Вопрос

    Ответ

    Как называли бога солнца?

    Как называли бога воды?

    Как представлялся Себек?

    Как обычно изображали Тота?

    Как писали египтяне?

    В честь кого строили храмы?

    А что такое пирамиды?

    Древняя Греция (с. 10 – 11)

    п/п

    Вопрос

    Ответ

    Что является сердцем Афин?

    Что такое Акрополь?

    Что происходило на Акрополе?

    Древний Рим (с. 12 - 13)

    п/п

    Вопрос

    Ответ

    Назовите дату основания Рима

    У ребят получаются примерно вот такие ответы:

    Древний Египет (с. 8 - 9)

    п/п

    Вопрос

    Ответ

    Когда появилось Египетское царство?

    Примерно 5.000 лет назад

    Где возникло Египетское царство?

    На берегах реки Нил

    По мнению египтян, кто управлял миром?

    По мнению египтян, миром управляли боги.

    На кого были похожи боги египтян?

    Боги египтян были похожи на животных.

    Как называли бога солнца?

    Бог солнца Ра

    Как изображался бог солнца Ра?

    Бог солнца Ра изображался человеком с головой птицы.

    Как называли бога воды?

    Бог воды и разлива Нила Себек

    Как представлялся Себек?

    Себек представлялся в виде человека с головой крокодила

    Как называли бога мудрости, счёта и письма?

    Богом мудрости, счёта и письма был бог Тот

    Как обычно изображали Тота?

    Изображали Тота обычно в виде человека с головой птицы ибиса.

    Что ещё относят египтяне к дарам Тота?

    Египтяне считали, что бог Тот придумал месяцы и годы, научил людей вести счёт времени. Так же к дарам Тота относятся арифметический счёт и письмо.

    Как писали египтяне?

    Египтяне писали особыми знаками – иероглифами. В одном случае иероглиф мог изображать и означать какой-то предмет, но в другом случае тот же самый иероглиф мог служить для обозначения одного или нескольких согласных звуков. Знаков для гласных букв в египетском письме не было.

    Что умели возводить древние египтяне?

    Древние египтяне умели возводить грандиозные постройки – храмы (Карнак, Луксор) и пирамиды (Тутанхамона, Хеопса).

    В честь кого строили храмы?

    Храмы строили в честь богов.

    А что такое пирамиды?

    Пирамиды – это гробницы царей Египта - фараонов

    Древняя Греция (с. 10 – 11)

    п/п

    Вопрос

    Ответ

    Какой город является столицей древней Греции?

    Столица древней Греции - Афины

    Что является сердцем Афин?

    Сердцем Афин является Акрополь.

    Что такое Акрополь?

    Акрополь – это высокий холм с обрывистыми склонами и расположенный на нём неповторимый архитектурный ансамбль – прекрасное творение древних греков. Акрополем можно было любоваться со всех концов города и со стороны моря.

    Что происходило на Акрополе?

    На Акрополе происходили главные события праздника

    Назовите самый знаменитый храм Акрополя

    Самый знаменитый храм Акрополя – это Парфенон

    Какая скульптура находилась в центре Парфенона?

    В центре Парфенона стояла мраморная статуя богини Афины знаменитого скульптора Фидия. Её высота равнялась 12 метрам.

    Древний Рим (с. 12 - 13)

    п/п

    Вопрос

    Ответ

    Назовите дату основания Рима

    Датой основания Рима считается 753 год до нашей эры

    Назовите древние постройки в городе Риме, которые сохранились до наших дней.

    Римский форум – центр общественной жизни города. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки.

    Пантеон – храм всех богов.

    Колизей – амфитеатр, служи для гладиаторских боёв и других зрелищ, вмещал около 50.000 зрителей.

    Какой город в древности был погребён под толстым слоем пепла?

    Город Помпеи

    При извержении какого вулкана город Помпеи был погребён под толстым слоем пепла?

    При извержении вулкана Везувий

    Кто знает, на берегах какой реки возникло государство Египет? (3 слайд)

    Да, верно. Египет - одно из самых древних государств на земле. Это древнее государство возникло на берегах реки Нил, которая берёт своё начало в горах Центральной Африки и впадает в Средиземное море.

    Найдите на карте материк Африка и реку Нил

    Ученик выходит и показывает. (4 слайд)

    Где протекает река Нил? -

    Нил течёт через пустыню, а возможна ли жизнь в пустыне без воды?

    Скажите, так почему оказалась возможна жизнь на берегах Нила?

    Молодцы!
    - Ваша задача сейчас будет прочитать текст на с.8-9 учебника, но не просто прочитать, а взять в руки карандаш и подчеркнуть всех богов какие были,какие иероглифы, что они обозначали.

    О каких богах вы Египетских богах вы узнали?

    (На слайде идет показ богов) (слайд 6,7,8)

    Иероглиф - древние рисуночные знаки египетского письма. (5 слайд)

    Что ещё вам показалось интересным?

    (Перечисление построек древнего Египта сопровождается демонстрацией слайдов.) (слайд 9,10)

    Возможно вы уже слышали о египетских пирамидах. Какие это пирамиды?

    Много позже возникли Древняя Греция и Древний Рим. (слайд 11,12) Греция - горная страна на Балканском полуострове. Покажите на карте. (слайд 13)

    Однажды решили греки построить новый город, но никак не могли решить, как его назвать. Боги знали, что этот город ждёт очень долгая жизнь, поэтому Афина (слайд 13) захотела дать городу своё имя, а Посейдон - своё. (слайд 14). Решили назвать город именем того бога, который сделает горожанам лучший подарок. Посейдон ударил своим трезубцем в скалу - забил из скалы источник.

    Греция - страна жаркая, горная, вода там очень нужна. Бросились греки к источнику - а вода- то морская, солёная. Негодным оказался подарок бога морей. Тут Афина ударила копьем в землю - и выросло оливковое дерево.

    Плоды этого дерева - оливки (их ещё называют маслинами греки ели свежими, солёными, маринованными, выдавливали из них масло. Оливковое дерево живёт 250 лет, а вот плоды даёт только на 16-18 год…

    Подарок богини Афины был признан лучшим, и город назвали в её честь, Афинами.

    Летели две птички,
    Собой невелички.
    Как они летели,
    Все люди глядели.
    Как они садились,
    Все люди дивились

    Так почему же столица Греции носит такое название?
    - Найдите на карте столицу Греции - город Афины (Дети самостоятельно находят этот город на карте)
    Теперь найдите на карте столицу Италии, город Рим.

    Ребенок выходит к карте и показывает всему классу.
    - Прочитайте текст учебника на с. 10-13
    - Какими,постройками славен Рим? - Какое назначение имели эти постройки?

    Что такое Акрополя?

    Что такое Парфенон?

    А кто может сказать, как выглядит Парфенон?

    Древний Рим, Римская империя - это название одного из самых знаменитых государств в истории человечества. Название Рима связанно с именем его основателя - Ромула. (слайд 20).

    Мы не знали, как на самом деле появился город Рим, но легенда рассказывает об этом так. На территории современной Италии в древности жило племя латинов.

    В небольшом городе - государстве Альта - Лонга правил царь Нумитор. (слайд 21)

    Его свёрг с престола младший брат Амулий. (слайд 22) Чтобы потомки Нумитора не смогли предъявить своих законных прав на престол, Амулий приказал убить сына Нумитора, а его дочь сделать весталкой. Весталки - служительницы Весты, (слайд 23) римской богини домашнего очага.

    Они должны были жить при храме и поддерживать огонь в священном очаге.

    Весталки не могли выходить замуж, и Амулий надеялся, что у дочери Нумитора не будет детей. Но вскоре у весталки родились два сына - близнеца. Она говорила, что их отец - бог Марс. (слайд 24)

    Амулий приказал казнить молодую женщину, а близнецов велел бросить в реку Тибр. Человек, исполнявший приказ, поленился входить в воду, и оставил корзину с малышами на берегу. Дети проголодались и заплакали, их крик услышала волчица - она выкормила их.

    Позже их подобрал пастух и воспитал как своих детей. Когда Ромул и Рем (слайд 25) - так назвал пастух мальчиков - выросли, они узнали тайну своего рождения, Убили Амулия и вернули престол своему деду Нумитору.

    Братья не остались в Альта - Лонге, они решили основать новый город. Каждый из братьев хотел назвать город своим именем, они поссорились, и Ромул в гневе убил Рема.

    А потом основал город, который назвал Римом (по - латински Roma) и стал его первым царём.

    Какие постройки рассказывают о прошлом Рима?

    Как называется храм всех богов?
    -В честь кого Рим носит своё название?