29.04.2018

Правописание окончаний кратких прилагательных. Правописание имен прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных


Урок русского языка в 3 классе

УМК «Школа 21века»

Тема:

«П равописание окончаний имен прилагательных ».

Подготовила:

Никифорова Ирина Владимировна

учитель начальных классов

Цель: создание условий для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний по теме.

Задачи урока .

    Предметные : Совершенствовать навык правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского, женского, среднего рода в единственном числе.

2.Метапредметные : способствовать формированию универсальных учебных действий:

    регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве;

    познавательных – учить добывать информацию из текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение обобщать полученную информацию, делать выводы;

    коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению при работе в группе.

3.Личностные : развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе; учить оценивать свою работу и работу группы.

Планируемые результаты: учащиеся

    н азывают правильно родовые окончания;

    работают в группах: слушают и уважают мнение каждого члена группы, умеют отстаи­вать свою точку зрения;

Оборудование: таблички со словарными словами, буквы, карточки для работы в парах, лесенка знаний .тест.

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

1.Организационный момент

Если хмуришься с утра,

Тебе поможет доброта.

Всаньте дети, подтянитесь,

И друг другу улыбнитесь.

Подготовка класса к работе.

2.Постановка учебной задачи.Мотивация уд

Актуализация знаний

Словарная работа

Чистописание.

Мы изучаем слоеный торт, который разделен на кусочки –это? Каждый кусок имеет свое название. Где мы побываем сегодня вам нужно догадаться, прослушав стихотворение

Я слово ищу, необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
Еще называют его……(прилагательным)…

А что такое имя прилагательное и что вы о нем знаете напишите в таблице

Что такое прилагательное?

    Что обозначает прилагательное?

    На какие вопросы отвечает?

    С какой частью речи связано?

    Как изменяются имена прилагательные?

    Как подчеркиваем в предложении?

знаю

Хочу научиться

Я смог.. мне удалось

-Как вы считаете, достаточно ли у вас знаний по данной теме?

Над чем еще нужно поработать?

А я хочу, чтобы вы повторили. И безошибочно научились писать…

Отгадайте загадки и узнаете что.

Я читаю загадки, Вы пишите отгадки. По ходу проверки словарного слова я говорю букву, которую вы должны подчеркнуть и если кто будет внимательным, тот сможет назвать тему нашего урока

На лесной опушке стоят подружки.

Платьице белены, шапочки зелены.

От дома начинается, у дома и заканчивается

Не живая, а идет, неподвижна, а ведет.

Природу любить друг друга уважать.

Он большой как мяч футбольный

Если спелый все довольны

Так приятен он на вкус,

Что это за шар?

Пьет бензин, как молоко

Может бегать далеко

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно с ней?

(

Круглое, румяное я расту на ветке.

Любят меня взрослые и любят меня детки!

Если ты его отточишь, нарисуешь все, что хочешь.

Посмотрите на слова, проверьте, правильно подчеркнули букву? Цифра вам поможет составить нужное слово. И так, кто может назвать тему урока?

К, О, О, Ч, А, И, Н, Я, Н

Правильно «окончания» имен прилагательных

Какую задачу мы должны сегодня выполнить на уроке?

части речи.

(У детей на партах карточки-вопросы “Что я знаю об имени прилагательном”).

Заполняют таблицу

(березки) (к)

(дорога) (о о)

(учитель) (ч)

(арбуз) (а)

машина) (и н)

(яблоко) (я)

карандаш (н)

О К О Н Ч А Н И Я

повторить правописание окончаний имен прилагательных

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Ставят цели, формулируют (уточняют) тему

Сильный ветер вдруг подул,
Окончания в кучу сдул.
Карточку скорей возьмите
И порядок наведите.

Вставьте окончания в следующие словосочетания, укажите род и число имен прилагательных.

Дружн. класс, весел. девочка,

Светл. небо, ал. заря, далек. край,золот.сердце. зайчики(какие?) белень.., котенок(какой?) смешн., метель какая? сильн.

Какие окончания вставили?

-АЯ -ЯЯ -ЫЙ -ИЙ -ОЙ -ОЕ –ЕЕ

- Как проверить окончания имени прилагательного?.

Чтобы грамотным быть

И «не остаться с носом»,

Окончания прилагательных

Проверяй вопросом.

Личностные: самоопределение;регулятивные: целеполагание;коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

5.Применение знаний и умений

5. Работа с текстом.

Прочитайте текст каждый для себя.

Определите тему и главную мысль текста.

ТЕКСТ : «В каждом из нас есть маленьк.. солнце. Если мы помогаем человеку в беде, он говорит: «Я согрет вашей добротой. Добр.. человек всегда дарит окружающим свет и теплоту человечности. Значит, добротой называют солнце, которое живет в людях. Это ничего, что ты маленьк… Солнце в тебе может жить самое больш..».

Какова тема этого текста?

А какова его главная мысль?

- В сердце каждого из нас горит солнце, только нужно зажечь его. А для этого надо делать больше добрых дел.

Д: Ребята! Давайте жить дружно, помогать друг другу, радоваться вместе, чтобы солнце в наших сердцах никогда не погасло.

Подберите синонимы к слову «ДОБРЫЙ».

Сердечный.

Душевный.

Вставьте пропущенные окончания прилагательных? Что нам поможет?

Этот текст о доброте.

Спешите делать добро.

Любой человек, даже очень маленький, может и должен совершать добрые поступки.

6.контроль

Тест Выберите правильный ответ.

1. Имя прилагательное обозначает:

а) признак предмета
б) предмет
в) действие предмета

2. Имя прилагательное отвечает на вопрос:

а) кто? что?
б) какой? какая? какое? какие?
в) что делает? что сделал? что сделала?

3 Какие окончания имеют прилагательные женского рода?

а) -ой, -ый, -ий
б) -ая, -яя
в) -ое, -ее

4. Какие окончания имеют прилагательные мужского рода?

а) -ой, -ый, -ий
б) -ая, -яя
в) -ое, -ее

5. Какие окончания имеют прилагательные среднего рода?

а) -й, -ый, -ий
б) -ая, -яя
в) -ое, -ее

6.Найди слово, которое неправильно разобрали по составу

а) осиновый

б) сказочный

в)цветной 1 2

7)прочитай предложение. Мурзик любил

спать в бабушкином кресле.

Отметь определения выраженные именем прилагательным

– Обменяйтесь с соседом по парте, проверьте правильность ответов.

Резерв Разноуровневая работа.

Выдели окончания прилагательных, укажи род.

Голубое небо,

Речка голубая,

Голубой дымок на берегу.

Поле золотое, солнце золотое,

Золотая Родина моя.

Запиши рассказ, выбирая имена прилагательные.

Сегодня (отличн.., замечательн.., чудесн..) день.

Какой(ясн.., познавательн., отличн...) урок!

Мы всем желаем сказочн.., бодро..) настроения.

Выделите окончания прилагательных.

Регулятивные: целеполагание;познавательные: постановка вопросов; общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

7.Рефлексия деятельности (итог урока)

8.Домашнее задание

– Если у вас остались вопросы по теме урока, поставьте крестик на нижней ступеньке.

– Если нет вопросов, то посередине.

– А если вы можете научить товарища, то на верхней ступеньке.

– вернемся к таблице

Подобрать пословицы, загадки, составить ребусы, чтоб там были имена прилагательные, выделить окончания, определить род, число

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности,

В таблице

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

склонение качественных и относительных прилагательных; склонение притяжательных прилагательных с основой на j (например, лисий, медвежий); склонение притяжательных прилагательных с суффиксами -ин-, (-ый-), -ов- (-ев-): Лисицын, мамин.

Во множественном числе окончания всех родов совпадают.

2 тип
мужской род женский род средний род
ед. число И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п лисий лисьего лисьему лисий лисьим о лисьем лисья лисьей лисьей лисью лисьей о лисьей лисье лисьего лисьему лисье лисьим о лисьем
мн. число И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п лисьи лисьих лисьим лисьи лисьими о лисьих
3 тип
мужской род женский род средний род
ед. число И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п отцов, сестрин отцова, сестрина (или сестриного) отцову, сестрину (или сестриному) отцов, сестрин отцовым, сестриным об отцовом, о сестрином отцова, сестрина отцовой, сестриной отцовой, сестриной отцову, сестрину отцовой (ою), сестриной (ною) об отцовой, о сестриной отцово, сестрино отцова, сестрина отцову, сестрину (или сестриному) отцово, сестрино отцовым, сестриным об отцовом, о сестрином
мн. число И.п. Р.п. Д.п. В.п. Т.п. П.п отцовы, сестрины отцовых, сестриных отцовым, сестриным отцовы, сестрины отцовыми, сестриными об отцовых, о сестриных

Примечание: винительный падеж прилагательных в мужском роде единственного числа совпадает с формой родительного падежа, если прилагательное относится к одушевленному существительному или местоимению, и с именительным падежом, - если прилагательное зависит от неодушевленного существительного или местоимения. Русские мужские фамилии на -ов (-ев), -ин (-ын) в творительном падеже единственного числа имеют окончание -ым (как и краткие прилагательные): Пушкин - Пушкиным. Географические названия, заканчивающиеся на -ов, -ев, -ыно, -ино, -ын, -ин, -ово, -ево, в творительном падеже единственного числа имеют окончание-ом: под городом Пушкином. Прилагательные загородный, мвждушород-ный, подаородный, пригородный имеют в именительном падеже единственного числа окончания -ый (-ая, -ов), а прилагательное иногородний-окончания -«и (-ая, -ов). Прилагательные на -йный в краткой форме имеют окончание -«н (стройный - строен), исключение: достойный -достоин; Возможно двоякое написание и произношение прилагательного бескрайний (-яя, -ее) - бескрайный (-ая, -ов).

Правописание суффиксов имвн прилагательных:

1. Под ударением пишется суффикс -ив-, без ударения - суффикс -ев- (ср.: краси"вый - боево"й), Исключения: ми"лостивый, юро"дивый; 2. С суффиксах -чив-, -лив- всегда пишется и (уродливый, заносчивый); 3. Суффиксы -оват-, -ов-, -овит- пишутся после твердых согласных, а после мягких согласных, после шипящих и ц пишутся суффиксы -еват-, -ев-, -ввит- (ср., зеленоватый, деловой - глянцевый, синеватый); 4. В прилагательных, заканчивающихся на -чий, образованных от существительных, заканчивающихся на -шка перед ч под ударением пишется а, без ударения - е (ср.: лягушка: лягуша"чий - лягу"шечий); 5. Перед суффиксом -or- пишется буква щ, если тот звук, который она обозначает, относится к одной морфеме (например, доска - дощатый); если же в производящей основе перед суффиксом -к- стоят буквы ад, с, ст, ш, то они сохраняются и в новом слове, а к чередуется с ч (веснушка - веснушчатый); 6. Если основа заканчивается на ц, а суффикс начинается на ч, то ц чередуется с т (черепица - черепитчатый); 7. Правописание суффикса -ск-: если основа заканчивается на д или т, то перед суффиксом -ск- они сохраняются (плоть - плотский, скот - скотский); если основа заканчивается на к, ч, ц, то после них суффикс -ск- упрощается и становится просто -к-, причём к и ч меняются на ц (рыбак - рыбацкий, ткач),

примечание: в некоторых прилагательных чередование к, ч с ц не происходит (таджик - таджикский, Углич - угличский): если основа слова иноязычного происхождения оканчивается на ск, то перед суффиксом -ск- к опускается и получается сочетание сек (Сан-Франциско - сан-францисский),

Исключения: баскский, оскский; если основа оканчивается на с, то она опускается и пишется только сочетание букв ск (Уэльс-уэльский), если основа оканчивается на се, то одна с опускается, так как в русском языке не может быть сочетания трбх одинаковых согласных букв (Одесса -одесский); если основа заканчивается на -нь или -рь, то перед суффиксом -ск- ь (мягкий знак опускается),

Исключения: ь (мягкий знак) пишется

В прилагательных, образованных от названий месяцев (июль - июльский), - в прилагательных, образованных от некоторых иноязычных географический названий (тайваньский), - в сочетании день-деньской,

8. Перед суффиксом -и- конечные согласные к, ц переходят в ч, а х - в щ (скука - скучный, суматоха - суматошный);

Правописание н и нн в суффиксах прилагательных:

Примечание 1: Пишутся н в прилагательных: пряный, багряный, рдяный, пьяный, румяный, юный, зеленый, ветреный, свиной.

Cлайд 1

Cлайд 2

ЧИСТОПИСАНИЕ ая ое ой Баню задать. Русский обычай часами засиживаться в бане всегда удивлял европейцев. Действительно, человек, проведя там долгое время, выглядит утомленно, его лицо становится красным, а глаза застилает пот. Складывается впечатление, будто его кто-то испугал или пристыдил. Скорее всего, именно по этой причине фраза «задать баню» означает «отчитать», «отругать». В русском языке есть ряд очень похожих выражений, имеющих сходный смысл, например: «намылить голову» или «задать головомойку».

Cлайд 3

Что общего у этих слов? Шапка Платье Сарафан Это имена существительные, т. к. обозначают предмет, в единственном числе, неодушевлённые, это одежда. А чем различаются эти существительные? Определите род имён существительных. Эти существительные разного рода: шапка женского рода, платье – среднего, сарафан – мужского.

Cлайд 4

Можно ли имена существительные изменять по родам? Почему? Род для имён существительных – это постоянный признак Опишите данные предметы, используя имена прилагательные: СИНИЙ, БОЛЬШОЙ, КРАСИВЫЙ. А помогут вам вопросы. ж. р. Шапка (Какая?) ср. р. Платье (Какое?) м. р. Сарафан (Какой?)

Cлайд 5

Запишите вопросы и прилагательные в тетрадь ж. р. Шапка (Какая?) синяя,большая, красивая. ср. р. Платье (Какое?) синее, большое, красивое. м. р. Сарафан (Какой?) синий, большой, красивый.) Прилагательные разного рода. Связаны с им. Существительными. Какой род у существительного, такой и у прилагательного.

Cлайд 6

Род для имён прилагательных признак изменяемый или неизменяемый? Почему? Изменяемый признак, потому что одно и тоже прилагательное может быть и мужского, и женского, и среднего рода. Как же могут изменяться имена прилагательные и как определить род имён прилагательных? Имена прилагательные могут изменяться по родам. А чтобы определить род имён прилагательных надо определить род имени существительного, с которым оно связано.

Cлайд 7

На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода? Какие окончания имеют имена прилагательные женского рода? Какая? -ая, - яя На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода? Какие окончания имеют имена прилагательные среднего рода? Какое? -ое, -ее На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода? Какие окончания имеют имена прилагательные мужского рода? Какой? -ий, -ой, -ый.

Cлайд 8

М.р. Как ой? Ср.р. Как ое? Ж.р. Как ая? - ой - ый (- ий) - ое (- ее) - ая (- яя) Мн.ч. Как ие? - ие (- ые)

Cлайд 9

Как проверить безударные окончания им. прилагательного? Безударные падежные окончания имён прилагательных пишутся так же, как и ударные, кроме прилагательных мужского рода в именительном падеже. Р.п. какого? родного, красивого (края, села) Д.п. какому? родному, красивому (краю, селу) Т.п. каким? родным, красивым (краем, селом) П.п. каком? родном, красивом (крае, селе)

Cлайд 10

Для того, чтобы правильно написать безударное окончание им. Прилагательного нужно: 1. Найти в предложении им. существительное, к которому относится прилагательное, определить род и падеж. 2. Вспомнить окончание прилагательного в этом падеже. 3.Сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса, на который оно отвечает. Город Севастополь находится на берегу Чёрного моря. На берегу (чего?) моря (Р.п.) Моря (какого?) Чёрного (Р.п.)

Cлайд 11

И.п. Какой? Зелен ый (лес, жук) Р.п. Какого? Зелен ого (леса, жука) Д.п. Какому? Зелен ому (лесу, жуку) В.п. Какой? Какого? Зелен ый (лес), Зелен ого (жука) Т.п. Каким? Зелен ым (жуком) П.п. О каком? О зелен ом (лесе, жуке)

67. Правописание имен прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных.

склонение качественных и относительных прилагательных; склонение притяжательных прилагательных с основой на j (например, лисий, медвежий); склонение притяжательных прилагательных с суффиксами -ин-, (-ый-), -ов- (-ев-): Лисицын, мамин.

Во множественном числе окончания всех родов совпадают.

1 тип

мужской род

женский род

средний род

ед. число

И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п.

веселый, ранний
веселого, раннего
веселому,раннему
веселый (веселого), ранний (раннего)
веселым, ранним
о веселом, о раннем

веселая, ранняя
веселой, ранней
веселой, ранней
веселую, раннюю
веселой, ранней
о веселой, о ранней

веселое, раннее
веселого, раннего
веселому, раннему
веселое, раннее
веселым, ранним
о веселом, о раннем

мн. число

веселые, ранние
веселых, ранних
веселым, ранним
веселых, ранних
веселыми, ранними
о веселых, о ранних

2 тип

мужской род

женский род

средний род

ед. число

И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п

лисий
лисьего
лисьему
лисий
лисьим
о лисьем

лисья
лисьей
лисьей
лисью
лисьей
о лисьей

лисье
лисьего
лисьему
лисье
лисьим
о лисьем

мн. число

И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п

лисьи
лисьих
лисьим
лисьи
лисьими
о лисьих

3 тип

мужской род

женский род

средний род

ед. число

И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п

отцов, сестрин
отцова, сестрина (или сестриного)

отцов, сестрин
отцовым, сестриным
об отцовом, о сестрином

отцова, сестрина
отцовой, сестриной
отцовой, сестриной
отцову, сестрину
отцовой (ою), сестриной (ною)
об отцовой, о сестриной

отцово, сестрино
отцова, сестрина
отцову, сестрину (или сестриному)
отцово, сестрино отцовым, сестриным
об отцовом, о сестрином

мн. число

И.п.
Р.п.
Д.п.
В.п.
Т.п.
П.п

отцовы, сестрины
отцовых, сестриных
отцовым, сестриным
отцовы, сестрины
отцовыми, сестриными
об отцовых, о сестриных

Примечание: винительный падеж прилагательных в мужском роде единственного числа совпадает с формой родительного падежа, если прилагательное относится к одушевленному существительному или местоимению, и с именительным падежом, - если прилагательное зависит от неодушевленного существительного или местоимения.

  1. Русские мужские фамилии на -ов (-ев), -ин (-ын) в творительном падеже единственного числа имеют окончание -ым (как и краткие прилагательные): Пушкин - Пушкиным.
  2. Географические названия, заканчивающиеся на -ов, -ев, -ыно, -ино, -ын, -ин, -ово, -ево, в творительном падеже единственного числа имеют окончание-ом: под городом Пушкином.
  3. Прилагательные загородный, мвждушород-ный, подаородный, пригородный имеют в именительном падеже единственного числа окончания -ый (-ая, -ов), а прилагательное иногородний-окончания -«и (-ая, -ов).
  4. Прилагательные на -йный в краткой форме имеют окончание -«н (стройный - строен), исключение: достойный -достоин;
  5. Возможно двоякое написание и произношение прилагательного бескрайний (-яя, -ее) - бескрайный (-ая, -ов).

Правописание суффиксов имвн прилагательных:

1. Под ударением пишется суффикс -ив-, без ударения - суффикс -ев- (ср.: краси"вый - боево"й), Исключения: ми"лостивый, юро"дивый;
2. С суффиксах -чив-, -лив- всегда пишется и (уродливый, заносчивый);
3. Суффиксы -оват-, -ов-, -овит- пишутся после твердых согласных, а после мягких согласных, после шипящих и ц пишутся суффиксы -еват-, -ев-, -ввит- (ср., зеленоватый, деловой - глянцевый, синеватый);
4. В прилагательных, заканчивающихся на -чий, образованных от существительных, заканчивающихся на -шка перед ч под ударением пишется а, без ударения - е (ср.: лягушка: лягуша"чий - лягу"шечий);
5. Перед суффиксом -or- пишется буква щ, если тот звук, который она обозначает, относится к одной морфеме (например, доска - дощатый); если же в производящей основе перед суффиксом -к- стоят буквы ад, с, ст, ш, то они сохраняются и в новом слове, а к чередуется с ч (веснушка - веснушчатый);
6. Если основа заканчивается на ц, а суффикс начинается на ч, то ц чередуется с т (черепица - черепитчатый);
7. Правописание суффикса -ск-:

  • если основа заканчивается на д или т, то перед суффиксом -ск- они сохраняются (плоть - плотский, скот - скотский);
  • если основа заканчивается на к, ч, ц, то после них суффикс -ск- упрощается и становится просто -к-, причём к и ч меняются на ц (рыбак - рыбацкий, ткач),

примечание: в некоторых прилагательных чередование к, ч с ц не происходит (таджик - таджикский, Углич - угличский):

  • если основа слова иноязычного происхождения оканчивается на ск, то перед суффиксом -ск- к опускается и получается сочетание сек (Сан-Франциско - сан-францисский),

Исключения: баскский, оскский;

  • если основа оканчивается на с, то она опускается и пишется только сочетание букв ск (Уэльс-уэльский),
  • если основа оканчивается на се, то одна с опускается, так как в русском языке не может быть сочетания трбх одинаковых согласных букв (Одесса -одесский);
  • если основа заканчивается на -нь или -рь, то перед суффиксом -ск- ь (мягкий знак опускается),

Исключения: ь (мягкий знак) пишется

- в прилагательных, образованных от названий месяцев (июль - июльский),
- в прилагательных, образованных от некоторых иноязычных географический названий (тайваньский),
- в сочетании день-деньской,

8. Перед суффиксом -и- конечные согласные к, ц переходят в ч, а х - в щ (скука - скучный, суматоха - суматошный);

Правописание н и нн в суффиксах прилагательных:

1. В прилагательных, образованных при помощи суффикса -ин: лебединый;
2. В прилагательных, Образованных при помощи суффиксов -ан- (-ян-): кожаный, серебряный), Исключения: деревянный, стеклянный, оловянный. 3. 8 кратких прилагательных, если полные прилагательные, от которых они образованы, имеют -н- (стройный - стройна).

1. В прилагательных, образованных при помощи суффикса -енн: соломенный,
2. В прилагательных, образованных при помощи суффикса -онн: организационный,
3. В прилагательных, образованных при помощи суффикса -н- от основы на н: сонный, длинный.
4. В кратких прилагательных, если полные прилагательные, от которых они образованы, имеют -ин- (длинный - длинна).

Примечание 1: Пишутся н в прилагательных: пряный, багряный, рдяный, пьяный, румяный, юный, зеленый, ветреный, свиной.

Примечание 2: Пишется ветреный, но безветренный.

Примечание 3. Надо различать прилагательные масляный (для масла, на масле) и масленый (запачканный, пропитанный маслом); сравните: масляное пятно - масленые руки.

Усвоить правило, сформулировав его самостоятельно

Личностно-деятельностный подход к

изучению имени прилагательного

6 класс

Правописание падежных окончаний имен прилагательных

Дидактическая цель: вырабатывать навык правильного написания окончаний прилагательных

Развивающая цель: формировать прием мышления по определению окончаний прилагательных

Воспитательная цель: пробуждать любовь к родной природе

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Упражнение 240. Консультация по домашнему заданию. Ученик-консультант должен ответить на вопросы по теме "Имя прилагательное. Морфологические признаки прилагательных. Разряды прилагательных по значению. Полные и краткие имена прилагательные". Вопросы задают ученики.

2. Рецензия на ответ товарища.

3. Чтение наизусть стихотворения А. С. Пушкина "Зимнее утро".

III . Подготовка к восприятию нового материала.

1. По памяти записать словосочетания "прилагательное + существительное" из стихотворения А. С. Пушкина "Зимнее утро".

2. Выборочный диктант. Записать словосочетания "прилагательное + существительное" из текста И. А. Бунина.

Зимнее утро

Утро. Выглядываю в окно и не узнаю леса.Какое великолепие и спокойствие. Над глубокими, свежими и пушистыми снегами - синее, огромное и удивительно нежное небо. Солнце еще за лесом, просека в глубокой тени. В колеях санного следа тень совершенно синяя. А на вершинах сосен, на ее пышных зеленых венцах уже играет золотистый солнечный свет. И сосны замерли над глубоким снегом.

И. А. Бунин

· Что общего в описании зимнего утра у А. С. Пушкина и у И. А. Бунина?

· Отметьте изобразительно-выразительные средства, использованные автором при описании зимнего утра.

IV . Объявление темы и цели урока.

V . Работа над темой урока.

1. На доске написаны словосочетания.

В.п. зимнюю холодную пору - в пору какую?

Т. п. зимним холодным утром - утром каким?

П. п. о зимнем холодном дне - о дне каком?

· Как с помощью вопроса можно определить написание безударных окончаний у прилагательных?

· Всегда ли окончание вопроса и прилагательного совпадают? Как же научиться определять окончания прилагательных в этом случае?

2. На доске записаны словосочетания.

Холодный свежий воздух, густой плотный туман, зимнее неподвижное небо.

· Измените по падежам, выделите окончания. Три ученика работают возле доски.

И. п. холодный свежий воздух густой утренний туман

Р. п. холодного свежего воздуха густого утреннего тумана

Д. п. холодному свежему воздуху густому утреннему туману

В. п. холодный свежий воздух густой утренний туман

Т. п. холодным свежим воздухом густым утренним туманом

П. п. о холодном свежем воздухе о густом утреннем тумане

И. п. низкое зимнее солнце

Р. п. низкого зимнего солнца

Д. п. низкому зимнему солнцу

В. П. низкое зимнее солнце

Т. п. низким зимним солнцем

П. п. о низком зимнем солнце

Какой вывод мы можем сделать, сравнив окончания прилагательных мужского и среднего рода?

Вывод 1. Прилагательные мужского и среднего рода в И.п. имеют окончания - ый, ий, ой.

Вывод 2. Прилагательные мужского и среднего рода в Д. п. имеют окончания - ому, ему, в Т. п. - ым. Им, в П.п. - ом, ем.

Консультация учителя. Если основа прилагательного оканчивается на твердый согласный, то вариант склонения называется твердым, а если на мягкий, то вариант склонения называется мягким, а если на г, к, х - смешанный.

3. Изменить по падежам словосочетание, выделить окончания.

Морозная утренняя тишина

И. п. морозная утренняя тишина

Р. п. морозной утренней тишины

Д. п. морозной утренней тишине

В. п. морозную утреннюю тишину

Т. п. морозной утренней тишиной

П. п. о морозной утренней тишине

Вывод. Прилагательные женского рода в И. и В.п. имеют окончания - ую, юю, а в Р. п., Д. п., П. п - ой, ей.

· А почему я не предлагаю вам склонять прилагательные во множественном числе?

Вывод. В форме множественного числа имена прилагательные по родам не изменяются и окончания в зависимости от рода не изменяются.

4. Составление опорной схемы "Падежные окончания прилагательных"

Падежные окончания имен прилагательных

М. р., с.р ж.р.

И. п. Д. п. Т.п. П. п. И. п. Р. , Д. , Т, П. п.

Ый -ому -ым -ом -ую -ой, -ей

Ий -ему -им -ем -юю

Ой

VI . Закрепление изученного материала.

1. Работа с карточкой.

Спишите. Прилагательные в скобках поставьте в нужном падеже, выделить окончания. После выполнения задания взаимопроверка в парах.

Зимний лес

Хорошо в (зимний) лесу. Деревья стоят в (серебристый) инее. Все засыпано (пушистый) снегом. Все освещено (яркий, солнечный) светом. Особенно хороши ели в (роскошный, зимний) уборе. В (морозный) воздухе звонко отдается каждый звук. (зимний) вечером еще лучше. Деревья освещены (розовато-синий) светом заходящего солнца. Но вот (недолгий, зимний) солнце скрылось. На (синий) небе зажглись (первый) звездочки. Они слабо горят (зеленоватый) светом.

2. К данным существительным подберите прилагательные. Все они должны быть объединены темой "Зимний пейзаж". Просклонять одно из них.

1 колонка: снег, зима, облако, поля.

2 колонка: мороз, стужа, покрывало, леса.

3 колонка: иней, скатерть, утро, деревья.

VII . Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение-описание зимней природы, употребляя прилагательные.

VIII . Рефлексивно-оценочный этап.

· Что вы узнали на уроке?

· Как не ошибиться в написании окончания имени прилагательного?