30.05.2018

Что такое неизменяемые существительные. Неизменяемые существительные


Цель: Обучение правильному употреблению неизменяемых существительных в речи.

Задачи:

  • Активизировать знания по данной теме.
  • Развивать аналитическое мышление.
  • Воспитывать любовь к русскому языку.

Ход урока

Оргмомент

Посмотрите, какой сегодня прекрасный день! Представьте своего любимого животного. Посмотрите на него ласково. Улыбнитесь от всей души. Надеюсь, что такое хорошее настроение сохранится до конца урока.

Давайте, скорее, приступим к работе, пусть интересным будет урок!

Отгадайте, какое животное нравится мне: оно обитает в тропическом тепловом поясе, его можно встретить только на материке Австралия, оно хорошо прыгает и даже боксирует.

Это кенгуру. (на доске открывается картинка животного).

Кенгуру поможет нам открывать тайны русского языка.

Сообщение темы и цели урока

В сумке у кенгуру слова: кенгуру, фламинго, шимпанзе, пеликан, страус.

Что объединяет их? Разделите на 2 группы.

Что общего у слов этой группы? (неизменяемые)

Сформулируйте тему урока, для чего изучаем ее?

Объяснение нового материала

Почему эти слова неизменяемые? Ксюша поработала в библиотеке со словарем. Давайте послушаем, что она узнала. (сообщение ученицы). Сделайте вывод. (слова иностранного происхождения)

Давайте посмотрим, как они ведут себя на "своей территории". Вы тоже изучаете иностранный язык. Вспомним одно стихотворение:

A dog went to town to by a frog.
What? A dog with a frog?
A frog for a dog?
Who ever saw a dog with a frog?

Назовите имена существительные. Меняется ли их форма?

Значит, когда слова-иностранцы попадают к нам, они ведут себя так же - не изменяются.

Закрепление

Поупражняемся употреблять неизменяемые существительные в речи. Откройте тетради, запишите число, классная работа, упражнение 116.(составление словосочетаний с неизменяемыми именами существительными)

Физминутка

Если весело тебе, то делай так:

Продолжим нашу работу. В сумке у кенгуру транскрипция некоторых слов. Какую ошибку можно допустить при написании несклоняемых имен существительных? ([т"ирэ], [кафэ], [купэ])

Запишите эти слова правильно. Проверьте. (перевернуть карточки)

Еще можно ошибиться при определении рода. Его нужно просто знать или обращаться к словарю.

Составьте словосочетания прилагательное + существительное со словами кенгуру, фламинго, какаду, шимпанзе. А если речь идет о множественном числе, что произойдет с прилагательным и существительным?

В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с неизменяемыми именами существительными. Чтобы понять, о чем нам хотят сообщить, надо знать значение слова.

Посмотрите на доску (на доске написаны слова: кашне, эскимо, ралли, драже, желе, пенальти, плиссе, ситро, пальто). Какие слова вам непонятны? (толкование слов по словарю).

Разделите данные слова на 3 группы. Объясните свое решение. Посмотрите, как сделала я. (1 группа: кашне, плиссе, пальто; 2 группа: желе, ситро, драже, эскимо; 3 группа: пенальти, ралли) По какому принципу?

Домашнее задание

Чтобы вы хорошо запомнили неизменяемые имена существительные, мы с кенгуру приготовили для вас памятки и вложили в учебники. Они помогут вам выполнить домашнее задание - написать фэнтэзи о кенгуру (фэнтэзи - сказка, фантастика, приключения).

Колибри, кенгуру, шоссе,
фламинго, пони шимпанзе,
какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье -
Ты все слова запоминай, но никогда их не склоняй!

Сегодня весь урок мы говорили о неизменяемых именах существительных. Подведите итог, опираясь на таблицу: Я знаю:

  • Я умею:
  • Я применяю:
  • Рефлексия

    Найдите у себя в учебнике кенгуренка. Если урок был для вас полезен, нарисуйте ему улыбку.

    Спасибо за работу. Урок окончен.

    Список литературы

    1. Вартаньян Э. Рождение слова Детская литература, М., 1970
    2. Волина В. Учимся играя "Новая школа", М., 1994
    3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка М., 1997
    4. Я познаю мир Русский язык АСТ, М., 1997

    Нулевое окончание - это такое окончание, которое материально не выражено. Впервые идею о нулевом окончании выразил выдающийся лингвист Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ , затем его поддержал Филипп Федорович Фортунатов, который утверждал, что грамматическая форма может быть образована отсутствием аффикса. Окончательно доказал существование нулевого окончания Александр Матвеевич Пешковский, характеризуя его как "нулевая формальная часть". О нулевом окончании также писал Григорий Осипович Винокур, утверждая, что нулевое окончание выделяется только на фоне ненулевых в словах и словоформах изменяемых частей речи.

    Например, отсутствие звука после корня в слове дом служит для выражения грамматических значений, а именно именительного падежа, единственного числа, мужского рода, что противопоставляет данную форму другим. Например, дому, доме, домам.

    Как принято говорить, нулевое окончание представляет собой значимое отсутствие.

    Нулевое окончание выделяется в различных частях речи: в существительных, кратких формах прилагательных, причастиях, глагольных формах, числительных, местоимениях.

    Слова и формы, не имеющие окончания

    Нельзя смешивать слова и формы с нулевым окончанием и те слова, у которых окончания нет. Окончание всегда указывает на изменяемость слова. Неизменяемые слова лишены окончания, поскольку у них нет соотносимых с ними форм, у которых бы появилось материально выраженное окончание.

    Окончания не имеют следующие неизменяемые слова

    1. Несклоняемые существительные: такси, кенгуру, купе.

    2. Несклоняемые прилагательные: беж, бордо, хаки, маренго.

    3. Наречия: второпях, направо, налево, красиво, иногда.

    4. Слова состояния: жаль, приятно, темно.

    5. Незнаменательные слова (предлоги, союзы, частицы, междометия): под, над, ах, ура, мяу.

    Окончания отсутствуют у следующих неизменяемых форм слов

    1. Формы инфинитива: хвалить - хвалиться.

    2. Формы деепричастий: купаясь.

    3. Формы сравнительной степени прилагательных, наречий, слов состояний: быстрее, красивее, холоднее.

    Похожие статьи

    Лексика с точки зрения её активного и пассивного словарного запаса

    Словарный состав языка находится в постоянном движении. Постоянно появляются новые слова, исчезают устаревшие слова, у слов могут возникать новые значения и утрачиваться старые. Закрепление в языке новых слов и значений и уход из языка устаревших сло...

    Системные отношения в лексике. Понятие полисемии

    "В многозначности слова, - по мнению Шмелева, - проявляется фундаментальные свойства языка: его способность ограниченными средствами передавать безграничность человеческого опыта". Однозначные слова - слова, имеющие одно лексическое значение, устойчи...

    Слово как единица лексической системы

    В лексикологии слова изучаются как единицы номинации, т.к. слово служит для называния предметов и явлений. Слово является не только номинативной единицей, но и когнитивной (познавательной), т.к. выделяет и формирует соответствующие понятия. Слово - д...

    Цели:

    • продолжить работу со словами, форма которых не меняется;
    • отрабатывать умения изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые, работая по алгоритму;
    • отрабатывать умение отличать слова с нулевым окончанием от неизменяемых слов;
    • обогащать устную и письменную речь учащихся;
    • развивать интерес к языку;
    • формировать умение самоконтроля.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    II. Постановка цели урока

    – Сегодня мы продолжим работу со словами, форма которых не меняется, будем учиться изменять форму слова, выделять окончание, записывать грамотно слова и предложения.

    III. Каллиграфическая минутка (отработка написания и соединения букв Яя, расширение словарного запаса).

    – Внимательно посмотрите на слова с одинаковой пропущенной буквой. Догадайтесь, какая буква пропущена? (Буква «я»)

    м*ть, р*д, в*з, м*мл*

    – Что обозначает слово «вяз»? (Большое дерево с крепкой древесиной)
    – Кого называют «мямлей»? (Вялый, нерешительный человек)
    – Вспомните, как правильно писать заглавную и строчную букву Яя (Показ учителем, прописывание до конца строки).

    IV. Работа с неизменяемыми словами

    – На прошлом уроке мы познакомились с неизменяемыми словами. Назовите их. (Пальто, шоссе, кино, метро).
    – Откуда эти слова «пришли» в русский язык?
    – Почему они так называются? (Не меняют форму, не имеют окончания)
    – Придумайте предложения с этими словами.
    – Запишем 2 предложения. (У мамы новое пальто. Пойдём в кино!)
    – Какие это предложения по цели высказывания? по интонации?
    – Подчеркните неизменяемые слова. Выделите окончания. (Дети должны сказать, что неизменяемые слова не имеют окончаний)

    V. Работа по изменению формы слова и выделение окончаний по алгоритму

    – Давайте вспомним, как надо выделять окончания в словах, использую алгоритм.

    1. Изменю форму слова по вопросам.
    2. Ищу общую часть в формах слова.
    3. Изменяемая часть является окончанием.

    Выполнение упражнения в учебнике (стр.69 упр.7) Прочитайте стихотворение. Выпишите выделенные слова, в которых обозначим окончание, используя алгоритм. (бережок – подойти к чему? около чего? Какая часть изменяется? Это окончание. И т.д.)

    – Относятся ли выделенные слова к неизменяемым? (Нет, т.к. меняют форму, имеют окончание)

    VI. Работа по развитию речи учащихся, обогащению устной и письменной речи, формирование умения самоконтроля

    – А сейчас мы будем учиться правильно употреблять в речи и записывать неизменяемые слова.
    Незнайка написал письмо Знайкам из 2-го класса, но не все слова записал буквами, вместо некоторых слов нарисовал рисунки. Прочитаем его послание. (На месте слов в скобках размещены рисунки).

    По (радио) хвалили новое (кино) . Я надел (пальто) , купил (эскимо) и поехал в (метро) . Фильм про (пони) мне очень понравился!

    – Какие слова Незнайка не научился писать? (Неизменяемые)
    – Запишите первое и второе предложение, подчеркните неизменяемые слова.

    VII. Физминутка под музыку песни «Пони бегает по кругу…»

    VIII. Закрепление изученного

    Игра «в слова»: « Не попадись в ловушку». Распредели слова в 2 столбика: в первом столбике в словах есть окончание, во втором – нет.

    месяц, такси, облако, пони, коньки, кенгуру

    – Почему слова коньки и пони оканчиваются на одну букву, но записаны в разные столбики?

    IX. Итог урока

    – Что нужно помнить, когда мы употребляем слова метро, пальто, шоссе ? (Эти слова – неизменяемые).