11.07.2023

Что такое социальная группа виды социальных групп. Основные виды социальных групп в обществе


Общество – совокупность самых разных групп: больших и малых, реальных и номинальных, первичных и вторичных. Группа – это фундамент человеческого общества, поскольку и само оно – одна из групп, но только самая большая. Численность групп на Земле превышает численность индивидов.

В науке нет единства в понимании того, какое понятие является более широким: "социальная общность" или "социальная группа". По всей видимости, в одном случае общности выступают разновидностью социальных групп, в другом случае группы – это подтип социальных общностей.

Типология социальных групп

Социальные группы – это относительно устойчивые совокупности людей, имеющих общие интересы, ценности и нормы поведения, складывающиеся в рамках исторически определенного общества. Все многообразие социальных групп можно классифицировать по ряду оснований, таких как:

  • – размер группы;
  • – социально значимые критерии;
  • – тип идентификации с группой;
  • – жесткость внутригрупповых норм;
  • – характер и содержание деятельности и др.

Так, в зависимости от размера различают социальные группы большие и малые. К первым относят общественные классы, социальные слои, профессиональные группы, этнические общности (нация, народность, племя), возрастные группы (молодежь, пенсионеры). Специфический признак малых социальных групп – непосредственные контакты их членов.

К таким группам относят семью, школьный класс, производственную бригаду, соседскую общину, дружескую компанию. По степени регламентации отношений и жизнедеятельности индивидов группы делят на формальные и неформальные.

  • Большой социальной группой называется совокупность всех носителей одного социального статуса в социальной структуре общества. Иначе говоря, это все пенсионеры, верующие, инженеры и т.д. В классификацию больших социальных групп входят два самых крупных подвида:
    • 1) реальные группы. Они формируются на основании признаков, которые задаются объективными критериями. В эти характеристики входят все социальные статусы: демографические, экономические, профессиональные, политические, религиозные, территориальные.

Реальным считается такой признак, который существует независимо от сознания члена этой группы или от сознания ученого, выделяющего данные группы. Например, молодежь – это реальная группа, которая выделяется по объективному критерию возраста. Следовательно, больших социальных групп существует столько, сколько имеется статусов;

2) номинальные группы, которые выделяют только для статистического учета населения и потому у них есть второе название – социальные категории.

Это, например:

  • – пассажиры пригородных поездов;
  • – состоящие на учете в психдиспансере;
  • – покупатели стирального порошка "Ариэль";
  • – монородительские, многодетные или малодетные семьи;
  • – имеющие временную или постоянную прописку;
  • – проживающие в отдельных или коммунальных квартирах и т.д.

Социальные категории – это искусственно сконструированные для целей статистического анализа группы населения, потому их и называют номинальными, или условными. Они необходимы в хозяйственной практике. К примеру, чтобы правильно организовать пригородное движение электричек, надо знать общую или посезонную численность пассажиров.

Социальные категории представляют собой совокупности людей, выделенные по сходным чертам в характере поведения, образе жизни, положении в обществе или внешнем мире. Сходными чертами или критериями выделения групп могут быть самые разные свойства людей. Одно из самых сильных и плодотворных – увлечения или пристрастия. На базе этого признака можно выделить ряд категорий людей. Каждая группа увлечений, в свою очередь, разбивается на подгруппы (по предмету увлечения) и градации (по интенсивности увлечения).

Так, коллекционеры делятся на филателистов, собирателей картин, этикеток, значков и т.д. Коллекционеры-любители отличаются от коллекционеров-профессионалов не только интенсивностью своего пристрастия, но и степенью организованности: клубы филателистов, рынки филателистов, где марки превращаются в средство обогащения. Театралы – любители со временем профессионализируются, предмет увлечения становится сферой занятия. Они регулярно ходят в театр, некоторые переходят в разряд театральных критиков.

Номинальные группы (социальные категории) выделяются по искусственным признакам , которые зависят от сознания, но не члена этой группы, а ученого, классифицирующего группы. Например, все проживающие в двухкомнатных квартирах или все проживающие с полным набором коммунальных услуг. Такой признак, а их множество, не осознается членами группы как достаточное основание для того, чтобы идентифицировать свою принадлежность к указанной группе. Иначе говоря, проживающие в двухкомнатных квартирах и обладающие полным набором коммунальных услуг вовсе не обязательно осознают тот факт, что они кем-то из ученых выделены в самостоятельную группу, и не ведут себя в соответствии с этим признаком. Напротив, реальный критерий, осознаваемый людьми или представителями группы, чаще всего заставляет вести себя в соответствии с этим критерием.

Например, группа безработных относится к категории реальных, так как выделяется по объективному критерию. Статус безработного распространяется только на тех, кто обратился в службу занятости и зарегистрировался как безработный, т.е. вступил в сообщество или совокупность людей, наделенных соответствующими правами и обязанностями. Но по тем или иным причинам из общего числа не имеющих работы лишь незначительная часть (от 25 до 40%) обращается в службу занятости и получает формальный статус безработного. А куда отнести тех людей, кто реально не занят в общественном производстве, но не обратился в службу занятости? Чем различаются эти группы? Мы говорим о потенциальной и реальной безработице, незарегистрированной и зарегистрированной. Реальная группа здесь формально зарегистрированные безработные. Существует и так называемая частичная занятость, характеризующая самостоятельную совокупность людей. Она не пересекается ни с первой, ни со второй группой. Часто говорят, что в России скрываются реальные цифры занятости, поскольку власти заинтересованы в том, чтобы понизить уровень безработицы: реально она составляет не 2%, а в 8–10 раз больше.

Частично занятых относят к номинальным безработным, так как эту группу выделили исследователи-социологи, заинтересованные в построении какой-либо модели, и группа эта существует только в сознании этих ученых. Следовательно, эта группа является номинальной.

Реальная группа – это большая совокупность людей, которая выделяется на основании реально существующих признаков:

  • пол – мужчины и женщины;
  • доход – богатые, бедные и зажиточные;
  • национальность – русские, американцы, эвенки, турки;
  • возраст – дети, подростки, молодежь, взрослые, старики;
  • родство и брак – холостые, женатые, родители, вдовые;
  • профессия (род занятий) – водители, учителя, военнослужащие;
  • место жительства – горожане, сельские жители, земляки и т.д.

Эти и некоторые другие признаки относятся к числу социально значимых. Подобных признаков гораздо меньше, чем статистических, их множество счетное. Поскольку это реальные признаки, то они не только существуют объективно (биологические пол и возраст или хозяйственноэкономические доход и профессия), но и осознаются субъективно. Молодежь ощущает свою групповую принадлежность и солидарность точно так же, как пенсионеры ощущают свою. У представителей одной и той же реальной группы схожие стереотипы поведения, образ жизни, ценностные ориентации.

В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют следующие три типа:

  • стратификационные – рабство, касты, сословия, классы;
  • этнические – расы, нации, народы, народности, племена, кланы;
  • территориальные – выходцы из одной местности (земляки), горожане, селяне.

Эти группы называют главными, однако с не меньшим основанием в число главных можно включить любую другую реальную группу. Действительно, мы говорим о межнациональных конфликтах, захлестнувших мир в прошлом и нынешнем столетиях. Мы говорим о конфликте поколений, подразумевая, что противоречие двух возрастных групп является серьезной социальной проблемой, которую человечество неспособно разрешить на протяжении многих тысячелетий. Наконец, мы говорим о неравенстве полов в оплате труда, распределении семейных функций, социальном положении. Таким образом, реальные группы – это реальные проблемы для общества. Номинальные группы не дают сравнимого по масштабам и характеру спектра социальных проблем.

Действительно, трудно представить себе, чтобы общество сотрясали противоречия, скажем, между пассажирами дальних и ближних поездов. Но вот проблема беженцев или "утечки мозгов", связанная с реальными группами, выделенными по территориальному признаку, беспокоит не только кабинетных ученых, но и практиков: политиков, правительство, органы социальной защиты, министерства.

За реальными группами находятся социальные агрегаты – совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков. К ним относят аудиторию (радио, телевидения), публику (кино, театра, стадиона), некоторые разновидности толпы (толпа зевак, прохожие) и др. Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп, потому размещаются на границе между ними. Термин "агрегат" (от лат. aggrego – присоединяю) означает случайное скопление людей. Агрегаты не изучаются статистикой и не относятся к статистическим группам.

Двигаясь дальше по типологии социальных групп, встречаем социальную организацию . Это искусственно сконструированная общность людей, созданная кем-то ради выполнения какой-либо легитимной цели, например производства товаров или оказания платных услуг, при помощи институционализированных механизмов подчинения (иерархия должностей, власть и подчинение, возиаграждение и наказание). Промышленное предприятие, колхоз, ресторан, банк, госпиталь, школа – все это виды социальной организации. По размерам социальные организации бывают очень крупными (сотни тысяч человек), крупными (десятки тысяч), средними (от нескольких тысяч до нескольких сотен), мелкими или небольшими (от ста до нескольких человек).

По существу, социальная организация – промежуточный между большими и малыми социальными группами тип объединения людей. На них заканчивается классификация больших групп и начинается классификация малых. Здесь пролегает граница между вторичными и первичными группами в социологии: к первичным относят только малые группы, все другие группы вторичны.

Малые группы – это небольшие по численности совокупности людей, объединенных общими целями, интересами, ценностями, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимодействием. Малые группы существуют реально: они доступны непосредственному восприятию, обозримы по своему размеру и времени существования. Их изучение может проводиться через специфические приемы работы со всеми членами группы (наблюдение за взаимодействием в группе, опросы, тесты на особенности групповой динамики, эксперимент).

Если мы построим социально-групповой континуум, то два полюса на нем будут заняты совершенно противоположными явлениями: большими и малыми группами. Главная социально-психологическая черта малых групп – сплоченность, больших групп – солидарность (рис. 6.1).

Сплоченность мы проявляем в реальных действиях, зная каждого члена группы, например, когда идем к начальнику отдела защищать своего коллегу, которого тот намеревается уволить. Единство малой группы кренится повседневным общением и взаимодействием. Стоит друзьям разъехаться в разные города, перестать общаться, как через некоторое время они забывают друг друга, перестают быть сплоченной группой. Солидарность проявляется не между знакомыми людьми, хорошо знающими друг друга, а между представителями одной социальной группы как социальными масками. Так, московский милиционер защищает тамбовского только потому, что оба они принадлежат к одной профессиональной группе и не обязательно дружат семьями.

Рис. 6.1.

Российские социологи уже в XIX – начале XX в. большое внимание уделяли развитию идеи согласия через кооперацию, солидарность, интеграцию, сотрудничество и взаимопомощь (Н. К. Михайловский, П. Л. Лавров, Л. И. Мечников, Μ. М. Ковалевский и др.). В частности, у Μ. М. Ковалевского учение о солидарности находится в центре социологической теории. Под солидарностью он понимал замиренность, примирение, гармонию в противовес борьбе. Он считан, что при нормальном течении общественной жизни столкновение классовых и других социальных интересов предотвращается соглашением, компромиссом, при котором руководящим началом всегда является идея солидарности всех членов общества .

Как сплоченность, так и солидарность базируются на одном фундаменте, в качестве которого выступает идентификация человека со своей группой. Идентификация может быть как позитивной (солидарность, сплоченность группы), так и негативной (она понимается в социологии как отчуждение, отвержение, дистанцирование). Проблема идентичности и идентификации достаточно полно отражена в работах В. А. Ядова.

Классификация малых групп в целом включает лабораторные и естественные, организованные и стихийные, открытые и закрытые, формальные и неформальные, первичные и вторичные группы, группы членства и референтные группы и т.д. В социологии группы подразделяются на первичные и вторичные, неформальные и формальные.

Первичная группа – это небольшая ассоциация людей, связанных узами эмоциональной природы (например, семья, группа друзей). Термин "первичная группа", введенный в социологию Чарльзом Кули, характеризует общности, в которых существуют доверительные, "лицом к лицу", контакты и кооперация. Они первичны в нескольких смыслах, но главным образом потому, что играют фундаментальную роль в формировании социальной природы и идей человека.

Основные черты первичных отношений – уникальность и целостность . Уникальность означает, что ответ, адресованный одному индивиду, не может быть переправлен другому. Ребенок не может заменить свою мать, и наоборот; они незаменимы и уникальны. Таковы же отношения между мужем и женой: они несут полную ответственность друг перед другом, любовь и семья поглощают их целиком, а не частично или временно. Для описания групповой целостности используют местоимение "мы", характеризующее определенную симпатию и взаимную идентификацию людей.

Вторичная группа представляет собой некоторое количество регулярно встречающихся людей, чьи отношения носят по большей части обезличенный характер. Они выделяются по критерию непосредственности – опосредованности контактов между людьми.

Например, отношения между продавцом и покупателем. Они могут переадресовываться: продавец может вступить в контакт с другим или другими покупателями, и наоборот. Они не уникальны и взаимозаменимы. Продавец и покупатель заключают временный контракт и несут друг перед другом ограниченную ответственность. Таковы и отношения между рабочими и работодателем.

Первичные отношения более глубокие и интенсивные, чем вторичные, они полнее по способам проявлений. В интеракции "лицом к лицу" участвуют символы, слова, жесты, чувства, разум, потребности. Так, семейные отношения глубже, полнее и интенсивнее, чем деловые или производственные. Первые называются неформальными, вторые – формальными. В формальных отношениях один человек служит средством или целью достижения того, чего нет в неформальных, первичных отношениях. Там, где люди вместе живут или работают, на основе первичных отношений возникают первичные группы: малые рабочие группы, семья, дружеские компании, игровые группы, соседские сообщества. Первичные группы возникают исторически раньше вторичных; они существовали всегда, существуют и сейчас. Как отмечает Ч. Кули, в окружающей нас действительности первичных отношений меньше, чем вторичных. Они встречаются реже, хотя играют в жизни людей более важную роль.

Формальная группа – это группа, положение и поведение отдельных членов которой строго регламентируются официальными правилами организации и социальными институтами. В отличие от неформальных групп , возникающих в рамках формальной социальной организации на основе межличностных отношений, общих интересов, взаимных симпатий их членов, формальная группа представляет собой такой тип организации социальных отношений, для которого характерны разделение функций, безличный, договорный характер отношений, строго определенная цель сотрудничества, крайняя рационализация групповых и индивидуальных функций, низкая зависимость от традиций. Задача формальной группы – обеспечивать высокую упорядоченность, плановость, управляемость действий ее членов при достижении целей социального института, организации. Совокупность формальных групп в рамках одного института составляет упорядоченную определенным образом иерархическую структуру. Межличностные отношения в формальной группе складываются внутри установленных официальных рамок: авторитет определяется должностью, а не личными качествами.

Большие социальные группы – это область, где помещаются социальные статусы, в малых группах реализуются личные статусы.

  • Подробнее см.: Ковалевский Μ. М. Современные социологи. СПб., 1905.

Г.М. Андреева даёт следующее определение группы: группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определённых признаков.

определение Дж. Мак-Граса: группа – это объединение, сложившееся из двух или более человек, которые с определённой мерой активности взаимодействуют друг с другом.

признаки группы :

· наличие структуры;

· наличие организации;

· активное взаимодействие членов группы;

· осознание себя членами группы как единого целого, как «Мы»

Рассмотрим основные характеристики группы:

- размер группы – количественный состав членов группы

- композиция индивидуальный состав группы, т.е. возрастные, профессиональные или социальные характеристики ее членов.

- структура группы – система взаимосвязей между членами группы (структура предпочтений, структура власти, структура коммуникаций); Рис.1. Различные виды групповой структуры

- групповая динамика включает в себя разнообразные изменения, происходящие в группе (формирование ролей, давление группы на ее участников и др.);

- групповыми нормами называются общие правила поведения, которых придерживаются все члены группы

- групповые санкции – механизмы, при помощи которых группа возвращает своего члена на путь соблюдения норм (поощрительные (позитивные) и запретительные (негативные)).

Рассмотрим классификацию групп (рис.)

Условные (номинальные) группы объединяют людей, которые не имеют никаких взаимоотношений друг с другом, могут даже никогда друг друга не видеть, но имеют общие социальные и психологические характеристики. Это искусственно выделяемые исследователем объединение людей.

Реальные группы – действительно существующие объединения людей.

Естественные группы возникают сами по себе, исходя из потребностей общества или входящих в группы людей, независимо от желания экспериментатора.

Лабораторные группы создаются экспериментатором для проведения какого-либо научного исследования, проверки выдвинутой гипотезы. Существует только в лаборатории, временно.

Большие группы могут быть представлены 1) устойчивыми общностями , сложившимися в ходе истории развития: государствами, народностями, партиями, классами, выделяемым по профессиональным, экономическим, религиозным и другим признакам, или 2) стихийно возникшими , кратковременно существующими общностями (толпа, публика, аудитория).

В отличие от больших групп малые группы – это всегда непосредственно контактирующие индивиды, объединенные общими целями и задачами (2-20-30 чел.). Малая группа имеет относительно простое строение: в ней, как правило, есть авторитетный лидер (если группа неофициальная) или руководитель (если официальная), вокруг которых объединяются остальные члены группы (семья, трудовой коллектив, компания друзей). Малую группу характеризуется психологической и поведенческой общностью ее членов, которая может обнаруживаться как во внешних характеристиках (территориальная общность соседей), так и в достаточно глубоких внутренних.


Наиболее распространенными из классификаций являются три:

1) деление малых групп на первичные и вторичные,

2) деление на «формальные» и «неформальные»,

3) на «группы членства» и «референтные».

Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях.

Вторичная группа образуется из людей, между которыми ослаблены эмоциональные связи, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В таких группах основное значение придается не личным качествам, а умению выполнять определенные функции.

Формальные группы создаются целенаправленно и действуют в рамках официально признанных организаций (школьный класс, бухгалтерский отдел и т.д.). В малой группе четко заданы позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. Соответственно четко распределены и роли всех членов группы в системе подчинения так называемой структуре власти («вертикаль»). Цели формальной группы базируются на основе задач, стоящих перед организацией.

Неформальные группы возникают, как правило, стихийно, не имеют четко определенного статуса в обществе, не выполняют однозначно описанных «обязанностей» перед другими общностями. Цели неформальных групп существуют на базе личных интересов ее участников.

Неофициальная группа может существовать внутри формальной (компания друзей в школьном классе), тогда внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений.

Референтной называется группа, к которой человек добровольно себя причисляет либо членом которой он хотел бы стать.

Референтная группа выполняет 2 функции:

1) сравнительная (человек сравнивает себя с группой),

2) нормативная (индивид придерживается ее норм и ценностей).

В группах членства человек присутствует лишь в силу определенных обстоятельств, хотя и не разделяет принятые в них установок и ценностей.

Важнейшей основой классификации группы является уровень группового развития. В зависимости от уровня развития различают:

1) слаборазвитые группы (нет достаточной психологической общности, налаженных отношений, признанных лидеров, четкого распределения обязанностей, эффективного взаимодействия),

2) высокоразвитые группы (отвечают вышеперечисленным требованиям). Особое место занимают коллективы – группы, где межличностные отношения опосредуются общественно значимым и личностно ценным содержанием совместной деятельности.

Основные признаки коллектива:

1) объединение людей во имя социально одобряемой цели,

2) наличие добровольного характера объединения,

3) целостность (система деятельности с присущей ей организацией, распределением ролей),

4) принцип развития личности вместе с развитием коллектива.

Развитие малой группы

Стратометрическая концепция А.В. Петровского - процесс формирования группы и ее дальнейшего развития понимается здесь как процесс все большего сплачивания ее, и не на основе увеличения лишь эмоциональной ее привлекательности, а на основе все большего включения индивидов в процесс совместной деятельности.

В зависимости от содержания совместной деятельности, т.е. от целей, задач, принципов, значимости групповой деятельности, А.В. Петровский предлагает следующую иерархию уровней развития групп и соответственно их виды: диффузная группа, ассоциация (просоциальная или асоциальная), корпорация, и кооперация

Диффузная группа - общность, межличностные отношения в которой не опосредствуются содержанием совместной деятельности, ее целями и ценностями. Например, случайное собрание людей в очереди, в автобусе.

Просоциальная ассоциация - группа, где межличностные отношения незначительно опосредствуются личностно значимым для каждого содержанием совместной деятельности. Например, учебная группа в начале обучения, терапевтическая группа в начале лечения у врача.

Коллектив - группа, где межличностные отношения опосредствуются личностно значимым и общественно ценным содержанием групповой деятельности.

Корпорация – группа, объединённая только внутренними целями, не выходящими за её рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счёт других групп. Примером может быть фирма, направленная на получение прибыли.

Асоциальная ассоциация -общность, где взаимоотношения людей мало опосредствуются общим содержанием совместной деятельности. К примеру, компания агрессивно настроенных подростков.

Антиобщественная корпорация - это группа, в которой межличностные отношения опосредствуются личностно значимым для ее членов, но асоциальным по своим установкам содержанием групповой деятельности. Например, организованная и активно действующая мафия.

Механизмы групповой динамики показывают, посредством чего происходит развитие группы. Выделяют следующие механизмы групповой динамики.

1) Разрешение внутригрупповых противоречий:

Между возрастающими потенциальными возможностями группы и её актуальной деятельностью;

Между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и, одновременно, усиливающимися тенденциями включению личности в групповую структуру и интеграции её с группой.

2) «Идиосинкразический кредит» представляет собой своеобразное разрешение на отклоняющееся от групповых норм (девиантное) поведение. Предоставляется членам группы, имеющим высокий статус и является одним из условий внедрения в жизнь группы элементов нового (инноваций).

3) Психологический обмен (обмен материальными и духовными ценностями, психическими состояниями и т.д.).

Общение людей происходит в разнообразных реальных группах.

Под группой понимается совокупность индивидов, имеющих нечто общее.

Существование любой группы имеет общие закономерности:

  • 1. Группа неизбежно структурируется.
  • 2. Группа развивается. Это может быть прогресс либо регресс, но динамические процессы в группе обязательно происходят.

Положение человека в группе может неоднократно меняться.

Выделяют несколько разновидностей групп: условные и реальные; постоянные и временные; большие и малые и т.д.

Условные группы людей выделяются по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.п.). Реальные личности, включенные в такую группу, не имеют прямых межличностных отношений, могут ничего не знать друг о друге и даже никогда не встречаться.

Реальные группы людей существуют как общности в определенном пространстве и времени. Они характеризуются тем, что их члены связаны между собой объективными взаимоотношениями. Реальные группы различаются по величине, внешней и внутренней организации, назначению и общественной значимости.

Контактные группы объединяют людей, имеющих общие цели и интересы в той или иной области жизни и деятельности.

Малые группы - это достаточно устойчивые немногочисленные (от 3 до 15-20 человек) объединения людей, связанных взаимными контактами, общей социальной деятельностью, которая характеризуется возникновением эмоциональных отношений, выработкой групповых норм и развитием групповых процессов.

Большие группы - это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы (толпа), или же - организованные, длительно существующие группы, - классы, нации.

Группы также подразделяются на формальные и неформальные.

В формальной - члены группы должны взаимодействовать друг с другом определенным, предписанным им образом. Специфика деятельности людей в любой официальной организации зафиксирована служебными инструкциями, приказами и другими нормативными актами.

Неформальная структура является следствием личного стремления индивидов к тем или иным контактам и отличается большей гибкостью по сравнению с формальной. Люди вступают в неформальные отношения друг с другом для того, чтобы удовлетворить некоторые свои потребности - в общении, объединении, привязанности, дружбе, получении помощи, доминировании, уважении и т.д.

Отличительные признаки малой группы:

  • * пространственное и временное соприсутствие людей;
  • * наличие постоянной цели совместной деятельности;
  • * наличие в группе организующего начала;
  • * разделение и дифференциация персональных ролей;
  • * наличие эмоциональных отношений между членами;
  • * выработка специфической групповой культуры, включающей нормы, правила, стандарты жизни, поведения, определяющие ожидания членов группы по отношению друг к другу и обусловливающие групповую динамику.

Малая группа имеет следующие психологические характеристики:

  • * групповые интересы;
  • * групповые ценности;
  • * групповые потребности;
  • * групповые нормы;
  • * групповые мнения;
  • * групповые цели.

По психологическим характеристикам различают группы членства и референтные (эталонные) группы, нормы и правила которых служат для личности образцом.

Референтная группа может быть реальной или воображаемой, позитивной или негативной. Она выполняет функцию социального сравнения, поскольку является источником положительных и негативных образцов, а также нормативную функцию, будучи носителем норм, правил, к которым человек стремится приобщиться.

Виды малых групп:

  • · Неорганизованная и случайно организованная группа (номинальная группа, конгломерат; зрители в кино, случайные члены экскурсионных групп и т.п.) - характеризуется добровольным временным объединением людей на основе сходства интересов или общности пространства.
  • · Ассоциация - группа, в которой взаимоотношения опосредуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятелей).
  • · Кооперация - группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой. Межличностные отношения в такой группе носят деловой характер и подчинены достижению требуемого результата в определенном виде деятельности.
  • · Корпорация - группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, и стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Иногда корпоративный дух в трудовых или учебных группах может приобретать черты группового эгоизма.
  • · Коллектив - устойчивая во времени организационная группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных взаимоотношений.

Группы бывают формальными (формализованными) и неформальными.

В формальных группах отношения и взаимодействие устанавливаются и регулируются специальными правовы­ми актами (законами, положениями, инструкциями и т.п. Неформальные группы складываются стихийно и не имеют регламентирующих правовых актов; их скрепле­ние осуществляется главным образом за счет авторитета, а также фигуры лидера.

В то же время в любой формальной группе возникают неформальные отношения между членами, и такая груп­па распадается на несколько неформальных групп. Этот фактор играет важную роль в скреплении группы.

Группы бывают также малыми, средними и большими . Для малых групп (семья, группа друзей, спортивная команда) характерно то, что их члены находятся в непос­редственном контакте друг с другом, имеют общие цели и интересы; связь между членами группы сильна настоль­ко, что изменение одной из ее частей непременно влечет изменение группы в целом. Статистические иссле­дования показывают, что размер большинства малых групп не превышает 7 человек. Если этот предел превышается, то группа распадается на подгруппы («фракции»). Выделяют две основные разновидности малых групп: диаду (два человека) и триаду (три человека).

Малые группы играют очень важную роль в жизни че­ловека и общества. Малая группа занимает промежу­точное положение между отдельным человеком и больши­ми группами, их которых состоит общество, а следова­тельно, обеспечивают связь между индивидом и обществом.

С точки зрения особенностей взаимодействий между чле­нами группы выделяют несколько их разновидностей.

1. Открытые группы строятся на основе равноправия индивидов. Все имеют одинаковое право участвовать в обсуждении вопросов и принятии решений. Для членов группы характерна свободная смена ролей.

2. Для групп закрытого пирамидального типа харак­терна иерархическая организованность. Обмен информа­цией предопределяется положением индивида: «сверху», как правило, «спускаются» приказы, а снизу поступают отчеты об их выполнении. Каждый из членов группы четко знает свое место и выполняет строго определенные функции. В таких группах наблюдается высокая степень организованности, для них характерны порядок и дис­циплина.

3. В случайных группах люди имеют собственные цели, обычно не совпадающие с целями других людей, решения принимаются каждым из них самостоятельно. Однако их объединяют неформальные связи, которые помогают со­хранить группу.

3. В группах синхронного типа также наблюдается опре­деленная разобщенность, касающаяся способов действия и других их характеристик. Однако все члены группы имеют одну цель, которую они совместно преследуют.



Средние группы - это относительно устойчивые груп­пы людей, также имеющих общие цели и интересы, свя­занных одной деятельностью, но в то же время не находя­щихся между собой в тесном контакте. Примером сред­них групп могут служить трудовой коллектив, совокупность жителей двора, улицы, района, населенного пункта. Сред­ние группы часто называются социальными организаци­ями, и в этом случае акцент делается на наличии иерар­хии внутри группы.

В средних и особенно в малых группах могут быть вы­делены фигуры лидера и аутсайдера. Лидер - это лицо, обладающее максимальным авторитетом; с его мнением счи­таются все члены группы. Аутсайдер, соответственно, - это лицо с наименьшим авторитетом; его исключают час­тично или полностью из процедуры принятия решений. Большие группы - это совокупности людей, которых объединяет, как правило, один социально значимый при­знак (например, принадлежность к вероисповеданию, про­фессиональная принадлежность, национальность, сексу­альная ориентация и т.д.). Впрочем, не следует прини­мать прихожан одного храма за членов большой группы: в этом случае правильнее было бы говорить о средней группе. Члены большой группы могут никогда не всту­пать в контакт друг с другом (точнее, конкретный член группы никогда не вступает в контакт со всеми членами группы, контакты с некоторыми членами группы могут быть и интенсивными, и широкими по охвату).

Выделяют также первичные и вторичные группы.

Первичные группы - это, как правило, малые группы, характеризующиеся тесными связями между членами и, как следствие, оказывающие большое влияние на индиви­да. Последний признак играет определяющую роль для определения первичной группы. Первичные группы - это обязательно малые группы.

Во вторичных группах тесных взаимоотношений меж­ду индивидами практически нет, а целостность группы обеспечивается наличием общих целей и интересов. Тес­ных контактов между членами вторичной группы также нет, хотя такая группа - при условии усвоения группо­вых ценностей индивидом - может оказывать на него силь­ное влияние. Ко вторичным относятся, как правило, средние и большие группы.

Группы могут быть реальными и социальными.

Реальные группы выделяются по какому-либо призна­ку, реально существующему в действительности и осозна­ваемому самим носителем данного признака. Так, реаль­ным признаком может служить уровень дохода, возраст, пол, сексуальная ориентация и т.д.

Социальные группы (социальные категории) - это груп­пы, которые выделяются, как правило, для целей социо­логических исследований на основании случайных при­знаков, не имеющих особой социальной значимости. На­пример, социальной группой будет вся совокупность ма­терей-одиночек; вся совокупность людей, умеющих пользо­ваться компьютером; вся совокупность пассажиров обще­ственного транспорта и т.п. Как правило, принадлежность к такой группе не осознается ее членом и крайне редко может стать основой для консолидации, то есть возникно­вения тесных внутригрупповых связей. Впрочем, призна­ки положенные в основу выделения социальной категории, могут быть тесно связанными с признаками членов реаль­ных групп (например, люди с очень высоким уровнем до­хода не пользуются общественным транспортом).

Наконец, группы бывают интерактивными.

Интерактивными группами называются также группы, члены которых принимают участие в коллективном принятии решений; примером интерактивных групп являются группы друзей, образования типа комиссий и т.д.

Номинальной считается группа, в которой каждый из членов действует относительно независимо от других. Для них более характерно косвенное взаимодействие.

Особо следует остановиться на понятии референтной группы. Референтной считается группа, которая в силу авторитета для индивида способна оказывать на него силь­ное влияние. Другими словами, эту группу можно назвать эталонной. Индивид может стремиться стать членом этой группы, и его активность обычно направлена на то, что­бы быть более похожим на представителя данной группы. Такое явление называется предвосхищающей социализа­цией . В обычном случае социализация протекает в про­цессе непосредственного взаимодействия в рамках первич­ной группы. В данном же случае индивид перенимает ха­рактерные для группы признаки и способы действия еще до того, как вступил во взаимодействие с ее членами.

Учебники: 1-й – разд. 2-й, пар. 1

Социальная группа – любая совокупность людей, рассматриваемая с точки зрения их общности. Вся жизнедеятельность индивида в обществе осуществляется через разнообразные социальные группы, значительно различающиеся между собой. Индивиды принадлежат группе не всей своей личностью, а только теми аспектами, которые связаны с социальными ролями, выполняемыми в данной группе. Ни один человек не может функционировать полноценно только в одной социальной группе. Ни одна группа не может обеспечить полностью условия для самореализации личности в различных аспектах.

Социальная группа – важная форма объединения людей в процессе деятельности и общения. Цели, общие нормы, санкции, групповые ритуалы, отношения, совместная деятельность – эти феномены выступают в качестве особых компонентов социальной группы, определяющих меру ее устойчивости.

К устойчивым социальным группам можно отнести семью, школьный класс, друзей, профессиональный коллектив. Именно они в силу своей устойчивости оказывают влияние на характер социального развития и социальную адаптацию субъекта.

Основные признаки социальной группы :

1) наличие интегральных психологических характеристик, таких как общественное мнение, психологический климат, групповые нормы, групповые интересы, которые формируются с возникновением и развитием группы.

2) Существование основных параметров группы как единого целого; композиция и структура, групповые процессы, групповые нормы и санкции. Композиция представляет собой совокупность характеристик членов группы. Структура группы рассматривается с точки зрения тех функций, которые выполняют отдельные члены группы, а также с точки зрения межличностных отношений в ней. К групповым процессам относятся динамические, то есть меняющиеся показатели группы как социального процесса отношений.

3) Способность индивида к согласованным действиям. Этот признак является ключевым, поскольку именно согласие обеспечивает необходимую общность, единство действий, направленных на достижение цели.

4) Действие группового давления, побуждающего человека вести себя определенным образом и в соответствии с требованиями окружающих. Индивидуальным результатом такого давления выступает конформность как качество человека в нормативном или ненормативном варианте. Психологи фиксируют наличие изменений во взглядах и поведении отдельных участников обусловленных их принадлежностью к группе.

Теперь рассмотрим эти признаки более подробно .

К элементарным параметрам любой группы относятся: композиция группы (или ее состав), структура группы, групповые процессы, групповые нормы и ценности, система санкций. Каждый из этих параметров может приобретать совершенно различное значение в зависимости от типа изучаемой группы. Так, например, состав группы может быть описан по-разному в зависимости от того, значимы ли в каждом конкретном случае, например, возрастные, профессиональные или социальные характеристики членов группы. Не может быть дан единый рецепт описания состава группы в связи с многообразием реальных групп; в каждом конкретном случае начинать надо с того, какая реальная группа выбирается в качестве объекта исследования: школьный класс, спортивная команда или производственная бригада. Иными словами, мы сразу задаем некоторый набор параметров для характеристики состава группы в зависимости от типа деятельности, с которым данная группа связана. Естественно, что особенно сильно различаются характеристики больших и малых социальных групп, и они должны быть изучены по отдельности.

То же можно сказать и относительно структуры группы. Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы, которые, правда, выявлены в основном при изучении малых групп: структура предпочтений, структура "власти", структура коммуникаций. Пример последней показан на схеме:

Точки – члены группы; линии – каналы коммуникации

Типы коммуникативных сетей (структур коммуникаций в группе)

Однако, если последовательно рассматривать группу как субъект деятельности, то и к ее структуре нужно подойти соответственно. По-видимому, в данном случае самое главное – это анализ структуры групповой деятельности, что включает в себя описание функций каждого члена группы в этой совместной деятельности. Вместе с тем весьма значимой характеристикой является эмоциональная структура группы – структура межличностных отношений, а также ее связь с функциональной структурой групповой деятельности. В социальной психологии соотношение этих двух структур часто рассматривается как соотношение "неформальных" и "формальных" отношений.

Сам перечень групповых процессов тоже не является чисто технической задачей: он зависит как от характера группы, так и от угла зрения, принятого исследователем. Если следовать принятому методологическому принципу, то к групповым процессам, прежде всего, следует отнести такие процессы, которые организуют деятельность группы, причем рассмотреть их в контексте развития группы. Целостное представление о развитии группы и о характеристике групповых процессов особенно детально разработано именно в отечественной социальной психологии, что не исключает и более дробного анализа, когда отдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей, системы межличностных отношений и т.д.

Таким образом, композиция (состав), структура группы и динамика групповой жизни (групповые процессы) – обязательные параметры описания группы в социальной психологии.

Другая часть понятийной схемы, которая используется в исследованиях групп, касается положения индивида в группе в качестве ее члена. Первым из понятий, употребляемых здесь, является понятие "статус" или "позиция", обозначающее место индивида в системе групповой жизни. Термины "статус" и "позиция" часто употребляются как синонимы, хотя у ряда авторов понятие "позиция" имеет несколько иное значение. Самое широкое применение понятие "статус" находит при описании структуры межличностных отношений, для чего более всего приспособлена социометрическая методика. Но получаемое таким образом обозначение статуса индивида в группе никак нельзя считать удовлетворительным.

Во-первых, потому, что место индивида в группе не определяется только его социометрическим статусом; важно не только то, насколько индивид как член группы пользуется привязанностью других членов группы, но и то, как он воспринимается в структуре деятельностных отношений группы. На этот вопрос невозможно ответить, пользуясь социометрической методикой.

Во-вторых, статус всегда есть некоторое единство объективно присущих индивиду характеристик, определяющих его место в группе, и субъективного восприятия его другими членами группы. В социометрической методике есть попытка учесть эти два компонента статуса (коммуникативный и гностический), но при этом вновь предполагаются лишь компоненты эмоциональных отношений (тех, которые индивид испытывает к другим членам группы, и тех, которые к нему испытывают другие). Объективные характеристики статуса при этом просто не фигурируют.

И в-третьих, при характеристике статуса индивида в группе необходим учет отношений более широкой социальной системы, в которую данная группа входит, – "статус" самой группы. Это обстоятельство небезразлично для конкретного положения члена группы. Но этот третий признак также никаким образом не учитывается при определении статуса социометрической методикой. Вопрос о разработке адекватного методического приема для определения статуса индивида в группе может быть решен только при одновременной теоретической разработке этого понятия.

Вторая характеристика индивида в группе – это "роль". Обычно роль определяют как динамический аспект статуса, что раскрывается через перечень тех реальных функций, которые заданы личности группой, содержанием групповой деятельности. Если взять такую группу, как семья, то на ее примере можно показать взаимоотношение между статусом, или позицией, и ролью. В семье различные статусные характеристики существуют для каждого из ее членов: есть позиция (статус) матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Если теперь описать набор функций, которые "предписаны" группой каждой позиции, то получим характеристику роли матери, отца, старшей дочери, младшего сына и т.д. Нельзя представлять роль как что-то неизменное: динамизм ее в том, что при сохранении статуса набор функций, ему соответствующих, может сильно варьировать в различных однотипных группах, а главное в ходе развития как самой группы, так и более широкой социальной структуры, в которую она включена. Пример с семьей ярко иллюстрирует эту закономерность: изменение роли супругов в ходе исторического развития семьи – актуальная тема современных социально-психологических исследований.

Важным компонентом характеристики положения индивида в группе является система "групповых ожиданий". Этот термин обозначает тот простой факт, что всякий член группы не просто выполняет в ней свои функции, но и обязательно воспринимается, оценивается другими. В частности, это относится к тому, что от каждой позиции, а также от каждой роли ожидается выполнение некоторых функций, и не только простой перечень их, но и качество выполнения этих функций. Группа через систему ожидаемых образцов поведения, соответствующих каждой роли, определенным образом контролирует деятельность своих членов. В ряде случаев может возникать рассогласование между ожиданиями, которые имеет группа относительно какого-либо ее члена, и его реальным поведением, реальным способом выполнения им своей роли. Для того чтобы эта система ожиданий была как-то определена, в группе существуют еще два чрезвычайно важных образования: групповые нормы и групповые санкции.

Все групповые нормы являются социальными нормами, т.е. представляют собой "установления, модели, эталоны должного, с точки зрения общества в целом и социальных групп и их членов, поведения".

В более узком смысле групповые нормы – это определенные правила, которые выработаны группой, приняты ею и которым должно подчиняться поведение ее членов, чтобы их совместная деятельность была возможна. Нормы выполняют, таким образом, регулятивную функцию по отношению к этой деятельности. Нормы группы связаны с ценностями, так как любые правила могут быть сформулированы только на основании принятия или отвержения каких-то социально значимых явлений. Ценности каждой группы складываются на основании выработки определенного отношения к социальным явлениям, продиктованного местом данной группы в системе общественных отношений, ее опытом в организации определенной деятельности.

Хотя проблема ценностей в ее полном объеме исследуется в социологии, для социальной психологии крайне важно руководствоваться некоторыми установленными в социологии фактами. Важнейшим из них является различная значимость разного рода ценностей для групповой жизнедеятельности, различное их соотношение с ценностями общества. Когда речь идет об относительно общих и абстрактных понятиях, например о добре, зле, счастье и т.п., то можно сказать, что на этом уровне ценности являются общими для всех общественных групп и что они могут быть рассмотрены как ценности общества. Однако при переходе к оцениванию более конкретных общественных явлений, например, таких, как труд, образование, культура, группы начинают различаться по принимаемым оценкам. Ценности различных социальных групп могут не совпадать между собой, и в этом случае трудно говорить уже о ценностях общества. Специфика отношения к каждой из таких ценностей определяется местом социальной группы в системе общественных отношений. Нормы как правила, регулирующие поведение и деятельность членов группы, естественно, опираются именно на групповые ценности, хотя правила обыденного поведения могут и не нести на себе какой-то особой специфики группы. Нормы группы включают в себя, таким образом, и общезначимые нормы, и специфические, выработанные именно данной группой. Все они, в совокупности, выступают важным фактором регуляции социального поведения, обеспечивая упорядочивание положения различных групп в социальной структуре общества. Конкретность анализа может быть обеспечена только в том случае, когда выявлено соотношение двух этих типов норм в жизнедеятельности каждой группы, причем в конкретном типе общества.

Формальный подход к анализу групповых норм, когда в экспериментальных исследованиях выясняется лишь механизм принятия или отвержения индивидом групповых норм, но не содержание их, определяемое спецификой деятельности, явно недостаточен. Понять взаимоотношения индивида с группой можно только при условии выявления того, какие нормы группы он принимает и какие отвергает, и почему он так поступает. Все это приобретает особое значение, когда возникает рассогласование норм и ценностей группы и общества, когда группа начинает ориентироваться на ценности, не совпадающие с нормами общества.

Важная проблема – это мера принятия норм каждым членом группы: как осуществляется принятие индивидом групповых норм, насколько каждый из них отступает от соблюдения этих норм, как соотносятся социальные и "личностные" нормы. Одна из функций социальных (и в том числе групповых) норм состоит именно в том, что при их посредстве требования общества "адресуются и предъявляются человеку как личности и члену той или иной группы, общности, общества". При этом необходим анализ санкций – механизмов, посредством которых группа "возвращает" своего члена на путь соблюдения норм. Санкции могут быть двух типов: поощрительные и запретительные, позитивные и негативные. Система санкций предназначена не для того, чтобы компенсировать несоблюдение норм, но для того, чтобы обеспечить соблюдение норм. Исследование санкций имеет смысл лишь при условии анализа конкретных групп, так как содержание санкций соотнесено с содержанием норм, а последние обусловлены свойствами группы.

Классификация групп.

В истории социальной психологии предпринимались многократные попытки построить классификацию групп. Американский исследователь Юбенк вычленил семь различных принципов, на основании которых строились такие классификации. Эти принципы были самыми разнообразными: уровень культурного развития, тип структуры, задачи и функции, преобладающий тип контактов в группе и др. К этому часто добавлялись и такие основания, как время существования группы, принципы ее формирования, принципы доступности членства в ней и многие другие. Однако общая черта всех предложенных классификаций – формы жизнедеятельности группы. Если же принять принцип рассмотрения реальных социальных групп в качестве субъектов социальной деятельности, то здесь требуется, очевидно, и иной принцип классификации. Основанием ее должна служить социологическая классификация групп соответственно их месту в системе общественных отношений. Но прежде чем дать такую классификацию, надо привести в систему те употребления понятия группы, о которых речь шла выше.

Прежде всего, для социальной психологии значимо разделение групп на условные и реальные . Она сосредоточивает свое исследование на реальных группах. Но среди этих реальных существуют и такие, которые преимущественно фигурируют в общепсихологических исследованиях – реальные лабораторные группы . В отличие от них существуют реальные естественные группы . Социально-психологический анализ возможен относительно и той, и другой разновидностей реальных групп, однако наибольшее значение имеют реальные естественные группы, выделенные в социологическом анализе. В свою очередь эти естественные группы подразделяются на так называемые "большие" и "малые" группы . Малые группы – обжитое поле социальной психологии. Что же касается больших групп, то вопрос об их исследовании значительно сложнее и требует особого рассмотрения. Важно подчеркнуть, что эти большие группы также представлены в социальной психологии неравноценно: одни из них имеют солидную традицию исследования (это по преимуществу большие, неорганизованные, стихийно возникшие группы, сам термин "группа" по отношению к которым весьма условен), другие же – организованные, длительно существующие группы, – подобно классам, нациям, значительно слабее представлены в социальной психологии в качестве объекта исследования. Весь смысл предшествующих рассуждений о предмете социальной психологии требует включения и этих групп в сферу анализа. Точно так же малые группы могут быть подразделены на две разновидности: становящиеся группы, уже заданные внешними социальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова, и группы более высокого уровня развития, уже сложившиеся. Все, начиная с рубрики "реальные естественные группы" является объектом исследования социальной психологии. Все дальнейшее изложение будет проводиться по данной схеме. Проанализированные выше общие закономерности общения и взаимодействия людей должны быть теперь рассмотрены в контексте тех реальных групп, где эти закономерности приобретают свое особое содержание.

Классификация групп, изучаемых в социальной психологии (по Г.М. Андреевой)

Более развернутая классификации социальных групп

В основу первой классификации положен такой критерий (признак), как численность, т.е. количество людей, являющихся членами группы. Соответственно существуют три типа групп:

1) малая группа – немногочисленная общность людей, находящихся между собой в непосредственном личном контакте и взаимодействии;

2) средняя группа – относительно многочисленная общность идей, находящихся в опосредованном функциональном взаимодействии.

3) большая группа – многочисленная общность людей, находящихся в социально-структурной зависимости друг от друга.

В таблице представлены основные различия между малыми, средними и большими группами.

Признак Числен- ность Контакт Членство Структура Связи в процессе труда Примеры
Малая группа Десятки человек Личност-ный: знакомство друг с другом на личност-ном уровне Реальное поведенчес-кое Развитая внутренняя неформаль- ная Непосред- ственные трудовые Бригада рабочих, учебный класс, группа студентов, сотрудники кафедры
Средняя группа Сотни человек Статусно-ролевой: знакомство на уровне статусов Функциона-льное Юридически оформленная (отсутствие развитой неформальной структуры) Трудовые, опосредо-ванные официаль-ной структурой организации Организация всех работников предприя-тия, вуза, фирмы
Большая группа Тысячи и миллионы человек Отсутствие контакта Условное социально-структурное Отсутствие внутренней структуры Трудовые, опосредо-ванные социальной структурой общества Этническая общность, социально-демогра- фическая группа, профес- сиональная общность, политичес-кая партия

Вторая классификация связана с таким критерием, как время, существования группы. Здесь выделяются кратковременные и долговременные группы. Малые, средние и большие группы могут быть как кратковременными, так и долговременными. Например: этническая общность – это всегда долговременная группа, а политические партии могут существовать веками, а могут и очень быстро сходить с исторической сцены. Такая малая группа, как, например, бригада рабочих, может быть либо кратковременно: люди объединяются для выполнения одного производственного задания и, выполнив его, расстаются, либо долговременной – люди всю свою трудовую жизнь работают на одном предприятии в одной и той же бригаде.

Третья классификация опирается на такой критерий, как структурная целостность группы. По этому признаку выделяют первичные и вторичные группы. Первичная группа – это не разложимое далее на составные части структурное подразделение официальной организации, например: бригада, отдел, лаборатория, кафедра и пр. Первичная группа – всегда малая формальная группа. Вторичная группа – это совокупность первичных малых групп. Предприятие, насчитывающее несколько тысяч работников, например «Ижорские заводы» называется вторичным (или основным поскольку состоит из более мелких структурных подразделении цехов, отделов. Вторичная группа практически всегда средняя группа.

Таким образом, организация промышленного предприятия, фирмы, корпорации и т.д. – это средняя, вторичная, чаще всего долговременная группа. В социальной психологии установлено, что закономерности формирования и развития группы во многом определяются ее численностью, временем взаимодействия людей и структурно-функциональным единством. Рассмотрим социально-психологические особенности организации как средней группы.