17.11.2020

Классный час "день юного героя антифашиста". Сценарий мероприятия ко дню юного героя антифашиста История праздника 8 февраля день героя антифашиста


Классный час «День юного героя антифашиста»

Цели и задачи: формирование гражданского самосознания у молодого поколения, воспитание чувства патриотизма и уважительного отношения к историческому наследию Родины, повышение интереса у детей и подростков к боевому прошлому родного края.

Ход занятия

Учитель:

Каждое утро над Землей встает солнце, и каждый вечер оно заходит. Кажется, так было и будет вечно. Каждый день на Земле рождаются тысячи детей. Они появляются на свет, чтобы жить и видеть прекрасное.

Каждый день, прожив большую, полную побед и неудач жизнь, уходят из нее люди. И никто и ничто не вправе менять эти законы, установленные самой природой.

Плакат на доске

Память сердца не может молчать,
Всей земле мы должны прокричать:
"Пусть вечно помнит каждый на планете:
Бесчеловечен мир, в котором гибнут дети!"

8 февраля в Российской Федерации и ряде зарубежных стран отметят День юного героя-антифашиста. Этот день отмечается ежегодно с 1964 года. Одним из инициаторов этого дня является Мария Михайловна Солдатова.

А вы знаете, почему?

Ученик: («Я никогда не была в Париже» )- стихотворение

Я никогда не была в Париже

Ни в этот день, ни раньше,

Но я сегодня так ярко вижу

Его бульвары, мосты и башни.

Молчалив и суров Париж!

Плачут безлюдные улицы

Роняя тяжёлые капли воды

От боли дома сутулятся.

Цветы и снова цветы

Чёрные ленты горя

Франция, это сегодня ты

Провожаешь своих героев.

Учитель: Это стихотворение посвящено памяти 15-ти летнего борца за мир - французского мальчишки Даниэля Фери.(фото выводится на экран проектора)

Ученик:

8 февраля 1962 года заалели флагами улицы Парижа. Это трудящиеся вышли на демонстрацию в знак протеста против фашизма, с требованиями прекратить кровавую войну против алжирского народа. «Мир Алжиру!», «Нет - войне!» - было начертано на лозунгах. В рядах демонстрантов шел и юный разносчик газет Даниэль Фери. Из его рук рабочие каждое утро получали свежие номера «Юманите», от него не раз узнавали важную информацию. Он был своим в этой среде. Его любили.

Демонстрантов подстерегали фашисты – оасовцы, ярые сторонники войны в Алжире.

Демонстранты запели «Интернационал». Раздался выстрел. Даниэль не слышал его, он упал на мостовую сражённый пулей. От их предательских выстрелов и погиб Даниэль. Его хоронили с почестями на кладбище Пер- ла –шез.

Ученик:

8 февраля 1943 года в Краснодоне были расстреляны фашистами молодогвардейцы: Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин, Семен Остапенко. Также, 8 февраля 1943 год, во Франции, в Бефоне, были расстреляны пять лицеистов, боровшихся против фашизма на территории Франции....

Учитель:

Видите, казалось бы, совпадения, и может быть, случайные, но они существуют, дополняя этот день исторической ответственностью.

Ученик:

А 8 февраля 1964 года юные интернационалисты Москвы написали обращение к пионерам Советского Союза, к детям трудящихся всех стран: «Мы предлагаем день 8 февраля сделать традиционным днём памяти юных героев – наших сверстников, борцов против фашизма и империализма. Пусть в этот день все дети во всех уголках Земли, вспоминая о бессмертных подвигах юных борцов ещё теснее сомкнут свои ряды, ещё крепче возьмутся за руки и новыми делами укрепят мир и дружбу на всём земном шаре

Рождение новой традиции поддержал Международный комитет детских и юношеских организаций. С тех пор 8 февраля отмечается как день памяти и солидарности с юными борцами против фашизма.

Как вы понимаете слово «фашист»?
Фашист - сторонник и последователь фашизма, член фашистской партии.

А что такое "фашизм"?

Фашизм – течение, которое несёт за собой насилие, войну, зло, угнетение и уничтожение людей другой расы. Это форма открытой террористической диктатуры, направленная на уничтожение и подавление других рас и национальностей и национальностей, на подготовку агрессивных войн.

Как вы понимаете слово «антифашист»?

Враг фашизма, борец против фашизма. Противник фашизма, борец с фашизмом.

Ученик:

Весь под ногами шар земной

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

Пусть всех имен не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они? (С. Щипачев)

Учитель:

В 1941 г, когда на Советский Союз, напали войска фашисткой Германии, набатным призывом прозвучали слова «Вставай, страна огромная!» в первые дни Великой Отечественной, когда гитлеровские полчища вероломно вторглись на нашу землю. 1418 дней и ночей бушевала война. Это были дни и месяцы, и годы всенародного подвига. Весь советский народ поднялся на священную борьбу против немецко-фашистских захватчиков. Тысячи мальчишек и девчонок в красных галстуках встали в шеренги бойцов - вместе с отцами и старшими братьями, со взрослыми на защиту Родины. Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к врагам. И ни на миг не дрогнули юные сердца.

Ученик:

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали, прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники, друзья. Отложив недочитанные книжки и школьные учебники, юные патриоты взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками, неутомимо работали в цехах заводов и на колхозных полях, вдохновляемые одной мыслью: "Все для фронта - все для победы".

Учитель:

Им, юным мальчишкам и девчонкам всех стран мира, детям, которые боролись и умирали за свободу, демократию, равенство и счастье людей, за светлые идеалы, посвящается этот день 8 февраля - День юного героя-антифашиста.

Они ушли из жизни, когда им еще не было 18. Они любили эту жизнь и это солнце. Им хотелось видеть свой дом - Землю под чистым небом, не испачканным взрывами.

Ученик:

Более 68 лет прошло со дня победы в ВОВ, но и сегодня, и каждый год мы будем говорить о тех, кто сражался за нашу Родину. А сражались за неё не только взрослые, но и дети, наши ровесники и младше. Дети в ту суровую пору были не только жертвами. Они становились и воинами. За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные в борьбе с фашистами, они удостоились званий Героев Советского Союза, получали ордена, медали. А были они мальчишками и девчонками. И в указах о награждениях никогда не упоминалось, что речь идёт о детях. Их называли по имени и отчеству, как взрослых.

Учитель:

Потому, что их воинская доблесть стояла в одном строю, плечом к плечу с мужеством взрослых. Фашизм – это страшное зло. Чтобы победить его, нашему народу понадобилось 4 долгих года. Великая Отечественная война стала тяжелым испытанием для советских людей. Она прошла через судьбы каждой семьи, коснулась своим дыханием всех - от мала до велика.

Ученик:

В годы войны ребята были разведчиками, работали на заводах, помогали раненным в госпиталях, были партизанами в тылу врага, занимались выпусками информационных бюллетеней, стенгазет, которые рассказывали о борьбе молодежи в разных странах мира против неравенства и несправедливости, против фашистских режимов.

Жертвой ВОВ стала ленинградская девочка Таня Савичева. Она жила в блокадном Ленинграде. Ее судьба стала символом страданий и героической стойкости ленинградцев в годы ВОВ. Умирая от голода, она отдавала последние крошки хлеба другим людям, из последних сил носила песок и воду на городские чердаки, чтобы было чем тушить зажигательные бомбы. Вела дневник, в котором рассказывала о том, как умирала от голода, холода, болезней ее семья. «Савичевы умерли все»- писала Таня в своем дневнике. Но Танечка не умерла. Ее, полуживую, не смогшую даже передвигаться, нашли и отправили после прорыва блокады в село Красный бор Горьковской области. Врачи и местные жители боролись за жизнь девочки, но Таня умерла, она угасла как жертва страшной войны. Последняя страничка дневника осталась недописанной.

Ученик:

-Марат Казей родился в деревне Станьково Дзержинского района в 1929 году. Сельский паренек в годы Великой Отечественной войны проявил лучшие человеческие качества, жизнью и смертью своей доказал преданность Родине.

Белорусскому школьнику Марату Казею было чуть больше тринадцати лет, когда он ушел к партизанам вместе со своей сестрой. Он стал разведчиком. Пробирался во вражеские гарнизоны, высматривал, где расположены немецкие посты, штабы, склады с боеприпасами. Сведения, которые он доставлял в отряд, помогали партизанам наносить врагу большие потери. Неуловимый маленький партизан проникал во вражеские гарнизоны, участвовал в диверсиях на железных и шоссейных дорогах, взрывал мосты, пускал под откос вражеские эшелоны. В мае 1944 года, когда Советская Армия была уже совсем близко и партизаны должны были вот-вот с ней соединиться, попал в засаду. Подросток отстреливался до последнего патрона. Марат поднялся во весь рост. Слетела с головы шапка. Он не нагнулся, чтобы её поднять. Со всех сторон наступали фашисты. Последний раз огрызнулся автомат Марата и замолчал. А круг фашистов всё сужался и сужался. Марат бросил гранату, потом другую и бросился вперёд в надежде прорваться в лес. Но перед ним опять стальные каски. Марат упал на одно колено, поднял последнюю гранату высоко над головою и как будто застыл. Солдаты отошли назад, а потом вновь бросились к нему. В этот момент послышалось, как в лесу заржали кони. Высоко в небе запел жаворонок. Марат взглянул на зелёную травку, на синие глазки подснежников…. Он подпустил врагов поближе и выдернул чеку… Взрыв. Послышались стоны. А на горке остался лежать Марат Казей. С затылка текла кровь, а большие синие глаза, казалось, смотрели на близкий лес, где ржали кони, цвели цветы, пели свои песни птицы.

Он не сдался живым.За мужество и бесстрашие, проявленные в борьбе с фашистами Марату Казею посмертно присвоено почетное звание Героя Советского Союза.

Ученик :

Ленинградская школьница Зина Портнова , вместе с младшей сестренкой Галей, в июне 1941 года поехала на каникулы к бабушке в Белоруссию. Там ее и застала война. Спустя несколько месяцев Зина вступила в подпольную организацию «Юные патриоты». В 1943 году стала разведчицей в партизанском отряде имени Ворошилова. Девочка отличалась бесстрашием, смекалкой и никогда не унывала.

Морозным декабрьским днем пробиралась партизанская разведчица из леса в Оболь. Командование отряда поручило ей выяснить причину провала подпольной комсомольской организации, установить новые связи. Когда Зина, выполнив задание, спешила обратно в отряд, ее выследили и схватили. Прямых улик, что она партизанка, у врагов не было. Возможно, все обошлось бы, если бы её не опознал предатель. Ее долго и жестоко пытали. Выдержка и бесстрашие девушки приводили гитлеровцев в ярость. Ни льстивые уговоры, ни пытки не сломили воли советской патриотки. Ее били сапогами и прикладами, выламывали руки, морили голодом, но она не проронила ни слова, не выдала товарищей. На одном из допросов Зина выхватила у следователя пистолет и застрелила его и еще двух охранников. Пыталась убежать, но у измученной пытками девочки не хватило сил. Ее снова схватили. Январским утром 1944 года после ужасных пыток Зину казнили..

За мужество и отвагу, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Зинаиде Мартыновне Портновой присвоено почетное звание Героя Советского Союза.

Ученик:

А этот мальчик из украинского города Шепетовки. Валя Котик. Можно подумать. Что мальчик с такой фамилией должен быть мягким, слабым. Котик… Но фамилия обманчива.Он стал разведчиком в партизанском отряде, бесстрашно пробирался в расположение вражеских войск, добывал для партизан ценные сведения о постах охраны железно-дорожных станций, военных складах, дислокации вражеских подразделений. Не скрывал своей радости, когда взрослые брали его с собой на боевую операцию. На счету Вали Котика шесть взорванных эшелонов врага, множество успешных засад. А кто расклеивал листовки в городе под носом немецкого часового? Кто перевозил в корзине, привязанной к велосипеду, оружия? Кто перерезал спрятанный в земле телефонный кабель? Кто взрывал вражеские поезда? Все он – Валя Котик. Он погиб в 14 лет в неравном бою с фашистами. К тому времени Валя Котик уже носил на груди ордена Ленина и Отечественной войны I степени, медаль “Партизану Отечественной войны” II степени. Такие награды сделали бы честь даже командиру партизанского соединения. А тут пацан, подросток. Валентину Котику посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик .

-Лёня Голиков рос обыкновенным деревенским парнишкой. Когда немецкие захватчики заняли его родную деревню Лукино, что в Ленинградской области, он собрал на местах боев несколько винтовок, раздобыл у фашистов два мешка гранат, чтобы передать их партизанам. И сам остался в партизанском отряде. Воевал наравне со взрослыми. В свои десять с небольшим лет он в боях с оккупантами лично уничтожил 78 немецких солдат и офицеров, подорвал 9 автомашин с боеприпасами. Он участвовал в 27 боевых операциях, взрыве 2 железнодорожных и 12 шоссейных мостов. 15 августа 1942 года юный партизан взорвал немецкую легковую машину, в которой находился важный гитлеровский генерал. Погиб весной 1943 года в неравном бою. Посмертно ему присвоено звание Героя Советского Союза.

Ученик:

Саша Бородулин. Уже зимой 1941-го он носил на гимнастерке орден Красного Знамени. Было за что. Саша вместе с партизанами дрался с гитлеровцами в открытом бою, участвовал в засадах, не раз ходил в разведку. Партизанам не повезло: каратели выследили отряд, взяли в кольцо. Трое суток партизаны уходили от преследования, прорывали окружение. Но каратели вновь и вновь преграждали им путь. Тогда командир отряда вызвал пятерых добровольцев, которые должны были огнем прикрыть отход основных партизанских сил. На призыв командира Саша Бородулин шагнул из строя первым. Отважной пятерке удалось на какое-то время задержать карателей. Но партизаны были обречены. Последним погиб Саша, шагнув навстречу врагам с гранатой в руках.

Ученик:

Витя Хоменко. Семиклассник Витя Хоменко делал вид, что прислуживает оккупантам, работая в офицерской столовой. Мыл посуду, топил плиту, протирал столы. И запоминал все, о чем говорят офицеры вермахта, расслабленные баварским пивом. Добытые Виктором сведения высоко ценились в подпольной организации “Николаевский центр”. Гитлеровцы приметили смышленого расторопного мальчика и сделали его посыльным при штабе. Естественно, партизанам становилось известным все, что содержалось в документах, которые попадали в руки Хоменко. Витя погиб в декабре 1942 года, замученный врагами, которым стало известно о связях мальчика с партизанами. Несмотря на самые страшные пытки, Витя не выдал врагам расположение партизанской базы, свои связи и пароли. Витя Хоменко посмертно удостоен ордена Отечественной войны I степени.

Учитель:

В годы войны одна шестилетняя девочка, эвакуированная в Сибирь, написала письмо а газету «Омская правда»:

«Я собрала на куклу 122 рубля 25 копеек, а теперь отдаю их на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем маленьким детям, чтобы они тоже свои деньги отдали на танк. И назовём его «Малютка». Когда наш танк разобьёт Гитлера, мы поедем домой…»

Это письмо девочки вызвало горячий отклик у тысяч ребят. Дети Сибири прислали небольшие переводы на танк. Удалось собрать 179 тысяч рублей. На эти средства и был построен танк «Малютка». На нём сражалась Катя Петлюк.

Героями в годы ВОВ стали многие девочки и мальчики.

Давайте еще раз по очереди назовем имена некоторых из них:

Марат Казей Зина Портнова Валя Котик Леня Голиков Тихон Баран

Витя Кучерявый Володя Дубинин Лара Михеенко Миша Куприн
Зоя Космодемьянская
Надя Богданова Галя Комлева Юта Бондаровская Саша Бородулин Витя Коробков Витя Хоменко Валя Дончик Витя Пашкевич Валя Зенкина Лида Матвеева Саша Колесников (Сан Саныч) Олег Кошевой Любовь Шевцова Дмитрий Огурцов Виктор Субботин Семен Остапенко Валера Волков Нина Сагайдах.

Учитель:

Сегодня мы учимся у них верности, беззаветной любви к Родине, смелости и достоинству, мужеству и стойкости. И пусть каждый задаст себе вопрос: «А я смог бы поступить так?» - и, ответив самому себе искренне и честно, подумает, как надо сегодня жить и учиться, чтобы быть достойными памяти своих замечательных ровесников, юных граждан нашей страны.

И сейчас на нашей планете неспокойно. Вспомним Ирак,Донбасс, Бислан, когда 1 сентября школьники оказались в заложниках у бандитов… Дети продолжают гибнуть.

Ученик:

Ученик:

Пускай сердца, волнуясь, замирают,

Когда в дорогу горны позовут.

Герои никогда не умирают

Герои в нашей памяти живут.

Помните! Через века, через года

Помните! О тех, кто уже не придёт Никогда

С 1964 года во всём мире отмечается День юного героя-антифашиста. Он был утверждён Международной Ассамблеей ООН в честь погибших на антифашистском митинге в 1962 г. парней: пятнадцатилетнего парижанина Даниэля Фери и иракского борца против насилия в своей стране Фадыла Джамаля, который скончался от пыток в одной из тюрем Багдада в 1963 году.

Леонид Голиков, разведчик партизанского отряда, который действовал на территории Псковской и Новгородской областей, участвовал более чем в 20 боях, за мужество и отвагу награждался многими орденами и медалями. Высший знак отличия Лёня получил уже посмертно, ему было присвоено звание

Маленькие герои большой войны

Невозможно перечислить всех наших рано повзрослевших солдат Второй Мировой. Но при одной мысли о том, что они совершили во имя победы в свои 12-17 лет, захлёстывает гордость за страну, воспитавшую таких «орлят».

Горечь сжигает наши сердца от сознания того, как коротки были их жизни, как нелепо умирать в 14 лет, так и не успев повзрослеть. Кажется, нигде в мировой истории не зафиксировано такого массового героизма детей и подростков, как в Советской России во время Великой Отечественной войны.

В День памяти юного героя-антифашиста 8 февраля весь мир замрёт в едином вздохе о героически погибших мальчиках и девочках. Они жили в разных странах, говорили на разных языках, но совершали один и тот же подвиг - боролись за освобождение своей земли.

Чтобы помнили…

Для того чтобы новые дети, не знающие ужасов войны, не забывали о великих подвигах своих ровесников, в школах широко освещают этот день. В любви и гордости за свой народ, учителя в этот день стараются донести до детей всю правду о давно минувших событиях. Они стремятся предоставить как можно больше исторических сведений о днях великих сражений и беспримерном мужестве маленьких героев большой войны.

В школах учителя проводят по теме «День памяти юного героя-антифашиста», заранее составляют и продумывают план занятия, подготавливают необходимый материал. Дети узнают о том, как жили, боролись и погибали во имя свободы и независимости те, кто уходил на борьбу с врагом, не закончив и 5-го класса.

Школьники узнают имена и фамилии их ровесников, погибших на полях сражений. Узнают о замученных в оккупации юных разведчиках-партизанах, которые даже на казнь шли с гордо поднятой головой.

В оспитание чувств

Такие мероприятия способствуют у подрастающего поколения, знакомят с историей страны и с событиями минувшей войны, а также взращивают у детей сострадание, чувство справедливости, ответственности за всё, что происходит в мире. На примере юных героев дети учатся тому, что надо суметь пожертвовать своими интересами, а порой и жизнью ради того, чтобы спасти того, кто рядом.

Пробиться сквозь равнодушие и заставить детей сопереживать юным героям, восхищаться их подвигом - вот главная задача для проведения таких мероприятий, как День памяти юного героя-антифашиста. В библиотеке школы организовываются различные тематические выставки, приуроченные к памятным датам. Библиотека со своей атмосферой тишины дисциплинирует ребят, заставляет их с интересом слушать о событиях и переломных моментах в истории нашей страны.

Уроки, которые надо знать наизусть

День памяти юного героя-антифашиста должен оставаться одним из самых главных и в то же время самых печальных дней в истории нашей страны. Хорошо знать свою историю - это значит не допустить в будущем ошибок прошлого.

Каждый человек, взрослый или ребёнок, должен обязательно знать, когда День памяти юного героя-антифашиста стали чтить всем миром. Нельзя забывать эту дату - 8 февраля. в прошлое всем известным и неизвестным героям, это колокол по трагически погибшим мальчикам и девочкам из разных стран.

Наша память - это дань, которую мы должны принести всем детям «войны», взвалившим на себя недетскую ношу. Тем, кто до конца выполнил свой долг по защите страны от смертельной фашистской заразы. Тем, кто не сдался, не отступил, не выпустил из рук автомат. Это день памяти о героях и жертвах чудовищного преступления, имя которому - война.

М узыка забытых голосов и незабытых имён

Мы живём в мирное время, поглощённые своими мелочными ежедневными заботами и проблемами. Мы никогда всерьёз не допускаем мысли о возможности повторения катастрофы 40-х годов.

Нам кажется, что мир повзрослел за эти десятилетия и поумнел, что не допустит новых военных потрясений. Хотя, как знать… Кажется, люди склонны забывать историю, а это всегда чревато повторениями. Такое правило у истории - пока не запомнишь урок наизусть, будешь повторять его снова и снова.

День памяти юного героя-антифашиста - это постоянное напоминание всем живущим о том, что когда-то произошло, а также предостережение о том, что больше никогда такого не должно повториться. Это тот урок, который мы все должны знать наизусть.

Погибли и шагнули в бессмертие тысячи мальчишек и девчонок во имя мира на земле. В День памяти юного героя-антифашиста мальчиков и девочек, отдавших жизни для общей победы, почтим светлой памятью. Где-то в беспредельной вышине давно утихли звуки детских голосов, но на земле остались их имена. Они тихой музыкой минувших дней звучат в сердцах тех, кто помнит…

Не забывайте эти имена: Александр Матросов, Зоя Космодемьянская, Олег Кошевой, Зина Портнова, Марат Казей, Володя Дубинин, Леонид Голиков, Валентин Котик, Любовь Шевцова, Юта Бондаровская и ещё тысячи и тысячи имён. И каждое из них - напоминание и наказ для всех ныне живущих.

День юного героя-антифашиста отмечается в мире с 1964 года, который утвержден был очередной Ассамблеей ООН, в честь погибших участников антифашистских демонстраций - французского школьника Даниэля Фери (1962) и иракского мальчика Фадыла Джамаля (1963) .

Так получилось, что в этот день были расстреляны пять мальчишек-парижан лицея "Бюффон", Жана Мари Аргуса, Пьера Бенуа, Жана Бодрее, Пьера Грела, Люсьена Легро не предавших своих друзей-подпольщиков в годы Второй мировой войны.

В этот же день были расстреляны герои-молодогвардейцы Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин, Семен Остапенко, (1943) в захваченном фашистами Краснодоне.

Совпадения, может быть, и случайные, но они существуют, дополняя этот день исторической ответственностью.

Так давайте с вами разберёмся кто такой антифашист.

Антифашист - человек, несогласный с идеологией фашизма или участвующий в антифашистских акциях.

Фашизм - течение, которое несёт за собой насилие, войну, зло, угнетение и уничтожение людей другой расы.

Антифашисты времён ВОВ.

В этот день особое внимание безусловно заслуживают пионеры-герои Великой Отечественной.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Пришёл час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.

Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин.

Боря Кулешин.

Военный корабль Черноморского флота, лидер эскадренных миноносцев "Ташкент", принимал участие в боевых операциях при обороне города-героя Севастополя в Великую Отечественную войну.

На этом корабле нес службу двенадцатилетний юнга Боря Кулешин.

Весна 1942 года. На севастопольском причале у трапа боевого корабля "Ташкент" - мальчишка. Он хочет вместе со всеми бить врага, гнать его с родной земли. Боре Кулешину всего 12 лет, но он хорошо знает, что такое война: это родной город в руинах и пожарищах, это гибель на фронте отца, это разлука с мамой, угнанной в Германию.

Мальчик уговаривает командира взять его на корабль.

Море, бомбы, взрывы. Самолеты бомбят. На борту корабля Боря подает зе-нитчикам тяжелые обоймы со снарядами - одну за другой, не зная ус-талости, не ведая страха, а в промежутках между сражениями помогает раненым, ухаживает за ними. Более 2 - х героических лет провел Боря на мо-ре, на военном корабле, сражаясь с фашистами за свободу нашей Родины.

В небе, как Аркаша Каманин.

Аркадий Каманин .

Он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, лётчик, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. А ещё всегда рядом друг отца, Михаил Васильевич Водопьянов. Было отчего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти.

Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром использовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром.

После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно.

Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет.

До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!

В партизанском отряде, как Леня Голиков.

Лёня Голиков.

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...
2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

В Брестской крепости, как Валя Зенкина.

Валя Зенкина.

Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости.
А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам.

В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец - иной возможности спасти их жизнь не было, - маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы.

И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь.

В керченских катакомбах, как Володя Дубинин.

Володя Дубинин.

Жизнь партизанского отряда в Старокарантинских каменоломнях Крыма зависела, как и у других партизан от Полесья до Орла, от оружия, еды и воды. Но главным была разведка. Если в Брянских лесах партизанам в какой-то мере было проще - хоть и лес, но небо открыто, и можно было выйти из чащи, чтоб осмотреться, то в каменоломнях жизнь была совсем другой. Над головой каменная толща, а все известные выходы закупорены немцами. И разведка, самая опасная часть деятельности отряда, в таких условиях становилась предприятием, которое требовало наибольшего риска. А посылали в разведку - самых младших. Пацан пролезет там, где взрослый застрянет, у него глаз позорче, и смелости порой побольше. Смерть для него - абстракция, а гибель в бою - почетна.

Тринадцатилетний партизан Дубинин успел стать глазами партизанского отряда, и не в последнюю очередь именно от него зависели жизни людей. За что он и получил боевую награду, которая не всякому взрослому доставалась - орден Боевого Красного знамени. За полтора месяца

командир группы юных разведчиков пионер Владимир Никифорович Дубинин ходил на поверхность семь раз. Он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах у немецких часовых. В один из походов он узнал, что немцы собираются затопить каменоломни, и успел предупредить командование отряда. Благодаря вовремя возведенным перекрытиям отряд остался цел и планы немцев были сорваны. Юный партизан приносил командованию сведения о численности гарнизона, перемещениях военных и мероприятиях немцев. Володя Дубинин погиб 2 января 1942 года, когда помогал морякам, освободившим Керчь, разминировать проходы к каменоломням.

В подполье, как Володя Щербацевич.

Володя Щербацевич.

Володя жил в Минске. Его отец погиб в финскую войну. Мама была врач.

Когда пришли фашисты, они выхаживали раненых бойцов и переправляли к партизанам. Несколько раз Володя был ранен. Ему помогали его друзья.

Однажды, по поддельным документам, они вывезли целый грузовик с военно-пленными к партизанам. Освобождение военнопленных было для всех главной задачей.

В сентябре внезапно начались облавы, а в домах минчах скрывалось еще много раненых, бежавших из плена:

Их выдал свой, он был предателем. Арестовали Володю полицаи.

Допросы, пытки. Болит все тело, знобит, нет сил подняться с холодного каменного пола. Но он ничего не рассказал фашистам.

26 октября 1941 года гитлеровцы казнили Володю и его маму. К месту казни оккупанты согнали жителей, чтобы устрашить их, а из толпы неслось гневное: "Не простим!".

Ни одного дня фашисты не чувствовали себя хозяевами в Минске. Среди бойцов этого фронта был Володя Щербацевич - минский пионер. Незадолго до его казни 16 августа 1941 года газета "Правда" писала: "Наши дети - героические, великолепные советские дети, с мужеством взрослых, с разумом взрослых борются теперь за Родину. И их борьба - это наиболее убедительная документация нашей правды. Их борьба - это самое страшное обвинение, которое когда-нибудь история предъявит подлому врагу, изучая события наших дней".

И поныне взошедший на эшафот минский парнишка обвиняет зачинщиков войны.

И ни на миг не дрогнули юные сердца!

Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

Мы рассказали лишь о некоторых из тех, кто беззаветно любил Родину и мужественно сражался с фашистами.

Вечно будет жить в наших сердцах память о юных героях, отдавших свою жизнь за свободу и счастье людей. О тех, кто шёл плечом к плечу с отцами и братьями в бой, о тех, кто сражался с врагом в суровые годы Великой Отечественной войны.

Горько и больно говорить, что и сейчас мир не спокоен, не стабилен. В разных точках земли возникают межнациональные конфликты и воины, совершаются акты терроризма. Жертвами становятся десятки тысяч мирных жителей, среди них дети. Ломаются судьбы, уничтожаются материальные, культурные, духовные ценности.

И каждый из нас понимает, что такого быть не должно.

Каждое утро над Землёй должно вставать мирное солнце, каждый вечер заходить. Каждый день на Земле должны рождаться тысячи детей. Они появляются на свет, чтобы жить и видеть прекрасное были расстреляны пять мальчишек-парижан лицея "Бюффон",.

Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.

8 февраля в Российской Федерации и ряде зарубежных стран отметят День юного героя-антифашиста. Этот день отмечается ежегодно с 1964 года. Почему? Пятнадцатилетнего Даниэля Фери убили 8 февраля 1962 г. во время антифашистской демонстрации трудящихся в г. Париже А Фадыл Джамаль погиб ровно через год от пыток в иракской тюрьме 8 февраля 1943 года в Краснодоне были расстреляны фашистами молодогвардейцы: Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин. Семен Остапенко. Также, 8 февраля 1943 год, во Франции, в Бефоне, были расстреляны пять лицеистов, боровшихся против фашизма на территории Франции.... Видите, казалось бы, совпадения, и может быть, случайные, но они существуют, дополняя этот день исторической ответственностью День 8 февраля стал Днем памяти юных героев-антифашистов.


Как вы понимаете слово «фашист»? Фашизм – течение, которое несёт за собой насилие, войну, зло, угнетение и уничтожение людей другой расы. - Как вы понимаете слово «антифашист»? На фронт уходили не только взрослые, но и дети такого же возраста, как и вы… Памяти юных мальчиков и девочек всех стран, тех, кто боролся и умирал за свободу, равенство и счастье людей, посвящён день 8 февраля.


В 1941 г, когда на Советский Союз, напали войска фашисткой Германии, тысячи ребят в красных галстуках встали вместе со взрослыми на защиту Родины. Давайте по очереди назовем известных героев. Володя Дубинин Валера Волков Леня Голиков Нина Сагайдах Валя Котик Марат Казей Зина Портнова Лара Михеенко Галя Комлева


Ребята, почтим минутой молчания память юных героев, погибших за счастье и свободу Родины, за счастливое детство на нашей планете. Как горько нам стоять у обелисков И видеть там стоящих матерей. Мы головы свои склоняем низко, Земной поклон за ваших сыновей




ЛЕНЯ ГОЛИКОВ Бригадный разведчик 67 отряда четвёртой ленинградской партизанской бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей. Участвовал в 27 боевых операциях. Особенно отличился при разгроме немецких гарнизонов в деревнях Апросово, Сосницы, Север. Всего им уничтожено: 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственной-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны 1 степени, медалью «За отвагу» и медалью Партизану Отечественной войны II степени. немецких блокадный Ленинградорденом Ленинаорденом Отечественной войны 1 степени медалью «За отвагу»медалью Партизану Отечественной войны II степени


13 августа 1942 года, возвращаясь из разведки от шоссе «Луга Псков» гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал- майор инженерных войск Рихард фон Виртц.13 августа 1942 года Луга Псков Рихард фон Виртц В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие важные бумаги военного характера. Представлен к званию Герой Советского Союза. 24 января 1943 года в неравном бою в селе Острая Лука Псковской области Леонид Голиков погиб.24 января 1943 года





Я участвовала в операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку. А потом устроилась в немецкую столовую для личного состава. Здесь я сумела осуществить дерзкую операцию – отравила пищу, пострадало более 100 немцев. После этого я окончательно ушла к партизанам. В 1943 году, после многочисленных облав, подполье было почти разгромлено. Мне поручили установить связь с теми, кто остался жив. Я почти все сделала, только в штаб не успела доложить. Возвращалась с задания, меня выдал предатель. Фашисты схватили, начали пытать. Во время одного из допросов, выбрав момент, я схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.




Я только закончил 5 класс, когда началась война и наше село захватили немцы. Мы с ребятами собирали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд. Еще я рисовал и расклеивал карикатуры на гитлеровцев. Первое боевое задание – взорвать машину с немцами и начальником полевой жандармерии, я выполнил блестяще, хотя было страшновато, это ведь в 11 лет! В октябре 43 года я разведал место нахождения подземного телефонного кабеля гитлеровской ставки, который вскоре и подорвал. Всего мы подорвали 6 железнодорожных эшелонов и склад. Со мной в отряде воевали старший брат Виктор и наша мама. Мой последний бой был 16 февраля 1944 года.





В 1941 году, когда фашисты вошли в наше село, мама прятала у себя раненых партизан. За это ее казнили. Ее повесили в Минске. Осенью мне уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Вместе с сестрой, комсомолкой Ариадной я ушел к партизанам в Станьковский лес. Я стал разведчиком в штабе партизанской бригады имени К.Рокоссовского. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске мая 1944 года мы с вдвоем с командиром взвода разведчиков, возвращаясь с задания, наткнулись на немцев. Командира убили сразу. Я залег в ложбине – уходить некуда – поле кругом, да и в руку ранило. Были патроны – отстреливался. А потом осталось только 2 гранаты. И тогда я подпустил врагов поближе и взорвал их... и себя.




На каникулы меня отправили к бабушке в деревню и домой в Ленинград я уже не могла вернуться. Война отрезала меня – Ларису Михеенко - от родного города. Деревню заняли фашисты, нас хотели отправить в Германию на работу. У них там на заводах рабочих рук не хватало. Но мы с девчонками решили убежать, пока не поздно и однажды ночью я убежала с двумя старшими подругами. В штабе 6-й Калининской бригады командир майор П. В. Рындин вначале оказался принять "таких маленьких": ну какие из них партизаны!» Но как же много могут сделать для Родины даже совсем юные ее граждане! Девочкам оказалось под силу то, что не удавалось сильным мужчинам. Переодевшись в лохмотья, я ходила по деревням, выведывая, где и как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию. Участвовала и в боевых операциях... Меня выдал предатель из соседней деревни – не наша она, мол.




Когда началась война, я отдыхала в деревне под Псковом. Меня привезли туда родители из Ленинграда сразу после окончания 4 класса. Меня только недавно приняли в пионеры, и поэтому я не расставалась со своим красным галстуком. Я – Юта Бондаровская. Я стала помогать партизанам. Сначала была связной, потом разведчицей. Переодевшись мальчишкой-нищим, собирала по деревням сведения: где штаб фашистов, как охраняется, сколько пулеметов. Возвращаясь с задания, сразу повязывала красный галстук. И словно силы прибавлялись! Я старалась поддерживать усталых бойцов звонкой пионерской песней, рассказом о родном своем Ленинграде... И как же радовались все, как поздравляли партизаны меня, когда пришло в отряд сообщение: блокада прорвана! Ленинград выстоял, Ленинград победил! Это было 27 января 1944 года. В тот день красный галстук сиял, как кажется, никогда. Но еще стонала под вражеским игом земля, и наш партизанский отряд вместе с частями Красной Армии ушел помогать партизанам Эстонии. В одном из боев - у эстонского хутора Ростов – я – самая маленькая участница нашего отряда в этой большой войне, пионерка, не расставшаяся со своим красным галстуком, была убита вражеским снарядом. Мне было уже 14 лет.
Меня зовут Костя Кравчук. Когда наши войска отступали из родного Киева, два раненных бойца доверили мне знамена своих частей. Я обещал, что сохраню их. Я же думал, что война скоро кончится и закопал их в саду под грушей. Но прошло время, и я понял, что нужно их перепрятать. Сначала я закопал их прямо в сарае, а на следующий год обмотал мешковиной, обвалял соломой, засмолил и положил в холщовую сумку и пошел в лес, ведя впереди нашу корову – пастись вроде бы. Дошел аж до самого Днепра, залез в старый колодец, спрятал свою драгоценную ношу, а сверху еще ветками засыпал. Так они там почти 3 года пролежали. Меня, правда, один раз чуть в Германию на работу не угнали, но я сбежал из эшелона. Когда Киев освободили, я передал знамена коменданту Киевского гарнизона.
Я умирала дважды. Мне поставили памятник, наградили орденом Красного Знамени… посмертно. Но я выжила. Меня зовут Надя Богданова. Я попала в партизанский отряд, когда мне не было и 10 лет. Маленькая и худющая, я прикидывалась нищенкой, бродила среди фашистов, все запоминая и приносила ценные сведения в отряд. Я взрывала фашистский штаб, пускала под откос поезда с военным снаряжением. 7 ноября 1941 года, в годовщину Октябрьской революции, я вывесила Красное знамя. Это было в оккупированном Витебске (Белоруссия). Меня схватили, били металлическими прутьями, пытали. Но я ничего не сказала. Тогда меня привели ко рву, где расстреливали других партизан, но я потеряла сознание на секунду до того, как раздался выстрел. Потом меня нашли партизаны живой среди мертвых. Выходили. В конце 43-го года меня схватили еще раз. И опять пытки, теперь на морозе меня обливали ледяной водой, выжгли на спине пятиконечную звезду. Уходя из села перед своим отступлением, они бросили меня, думая, что я мертвая. После таких издевательств никто не выживал. Местные жители парализованную, почти слепую девочку выходили. Зрение после войны в Одессе мне вернул профессор Филатов.

День юного героя-антифашиста отмечается в мире с 1964 года, который утвержден был очередной Ассамблеей ООН, в честь погибших участников антифашистских демонстраций - французского школьника Даниэля Фери (1962) и иракского мальчика Фадыла Джамаля (1963) .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход занятия

I. Из истории даты.

День юного героя-антифашиста отмечается в мире с 1964 года, который утвержден был очередной Ассамблеей ООН, в честь погибших участников антифашистских демонстраций - французского школьника Даниэля Фери (1962) и иракского мальчика Фадыла Джамаля (1963) .

Так получилось, что в этот день были расстреляны пять мальчишек-парижан лицея "Бюффон", Жана Мари Аргуса, Пьера Бенуа, Жана Бодрее, Пьера Грела, Люсьена Легро не предавших своих друзей-подпольщиков в годы Второй мировой войны.

В этот же день были расстреляны герои-молодогвардейцы Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин, Семен Остапенко, (1943) в захваченном фашистами Краснодоне.

Совпадения, может быть, и случайные, но они существуют, дополняя этот день исторической ответственностью.

Так давайте с вами разберёмся кто такой антифашист.

Антифашист - человек, несогласный с идеологией фашизма или участвующий в антифашистских акциях.

Фашизм - течение, которое несёт за собой насилие, войну, зло, угнетение и уничтожение людей другой расы.

II. Антифашисты времён ВОВ.

В этот день особое внимание безусловно заслуживают пионеры-герои Великой Отечественной.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Пришёл час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.

Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин.

Боря Кулешин.

Военный корабль Черноморского флота, лидер эскадренных миноносцев "Ташкент", принимал участие в боевых операциях при обороне города-героя Севастополя в Великую Отечественную войну.

На этом корабле нес службу двенадцатилетний юнга Боря Кулешин.

Весна 1942 года. На севастопольском причале у трапа боевого корабля "Ташкент" - мальчишка. Он хочет вместе со всеми бить врага, гнать его с родной земли. Боре Кулешину всего 12 лет, но он хорошо знает, что такое война: это родной город в руинах и пожарищах, это гибель на фронте отца, это разлука с мамой, угнанной в Германию.

Мальчик уговаривает командира взять его на корабль.

Море, бомбы, взрывы. Самолеты бомбят. На борту корабля Боря подает зе-нитчикам тяжелые обоймы со снарядами - одну за другой, не зная ус-талости, не ведая страха, а в промежутках между сражениями помогает раненым, ухаживает за ними. Более 2 - х героических лет провел Боря на мо-ре, на военном корабле, сражаясь с фашистами за свободу нашей Родины.

В небе, как Аркаша Каманин.

Аркадий Каманин.

Он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, лётчик, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. А ещё всегда рядом друг отца, Михаил Васильевич Водопьянов. Было отчего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти.

Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром использовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром.

После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно.

Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет.

До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!

В партизанском отряде, как Леня Голиков.

Лёня Голиков.

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...
2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

В Брестской крепости, как Валя Зенкина.

Валя Зенкина.

Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости.
А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам.

В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец - иной возможности спасти их жизнь не было, - маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы.

И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь.

В керченских катакомбах, как Володя Дубинин.

Володя Дубинин.

Жизнь партизанского отряда в Старокарантинских каменоломнях Крыма зависела, как и у других партизан от Полесья до Орла, от оружия, еды и воды. Но главным была разведка. Если в Брянских лесах партизанам в какой-то мере было проще - хоть и лес, но небо открыто, и можно было выйти из чащи, чтоб осмотреться, то в каменоломнях жизнь была совсем другой. Над головой каменная толща, а все известные выходы закупорены немцами. И разведка, самая опасная часть деятельности отряда, в таких условиях становилась предприятием, которое требовало наибольшего риска. А посылали в разведку - самых младших. Пацан пролезет там, где взрослый застрянет, у него глаз позорче, и смелости порой побольше. Смерть для него - абстракция, а гибель в бою - почетна.

Тринадцатилетний партизан Дубинин успел стать глазами партизанского отряда, и не в последнюю очередь именно от него зависели жизни людей. За что он и получил боевую награду, которая не всякому взрослому доставалась - орден Боевого Красного знамени. За полтора месяца

командир группы юных разведчиков пионер Владимир Никифорович Дубинин ходил на поверхность семь раз. Он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах у немецких часовых. В один из походов он узнал, что немцы собираются затопить каменоломни, и успел предупредить командование отряда. Благодаря вовремя возведенным перекрытиям отряд остался цел и планы немцев были сорваны. Юный партизан приносил командованию сведения о численности гарнизона, перемещениях военных и мероприятиях немцев. Володя Дубинин погиб 2 января 1942 года, когда помогал морякам, освободившим Керчь, разминировать проходы к каменоломням.

В подполье, как Володя Щербацевич.

Володя Щербацевич.

Володя жил в Минске. Его отец погиб в финскую войну. Мама была врач.

Когда пришли фашисты, они выхаживали раненых бойцов и переправляли к партизанам. Несколько раз Володя был ранен. Ему помогали его друзья.

Однажды, по поддельным документам, они вывезли целый грузовик с военно-пленными к партизанам. Освобождение военнопленных было для всех главной задачей.

В сентябре внезапно начались облавы, а в домах минчах скрывалось еще много раненых, бежавших из плена:

Их выдал свой, он был предателем. Арестовали Володю полицаи.

Допросы, пытки. Болит все тело, знобит, нет сил подняться с холодного каменного пола. Но он ничего не рассказал фашистам.

26 октября 1941 года гитлеровцы казнили Володю и его маму. К месту казни оккупанты согнали жителей, чтобы устрашить их, а из толпы неслось гневное: "Не простим!".

Ни одного дня фашисты не чувствовали себя хозяевами в Минске. Среди бойцов этого фронта был Володя Щербацевич - минский пионер. Незадолго до его казни 16 августа 1941 года газета "Правда" писала: "Наши дети - героические, великолепные советские дети, с мужеством взрослых, с разумом взрослых борются теперь за Родину. И их борьба - это наиболее убедительная документация нашей правды. Их борьба - это самое страшное обвинение, которое когда-нибудь история предъявит подлому врагу, изучая события наших дней".

И поныне взошедший на эшафот минский парнишка обвиняет зачинщиков войны.

И ни на миг не дрогнули юные сердца!

Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

Мы рассказали лишь о некоторых из тех, кто беззаветно любил Родину и мужественно сражался с фашистами.

III. Итог.

Вечно будет жить в наших сердцах память о юных героях, отдавших свою жизнь за свободу и счастье людей. О тех, кто шёл плечом к плечу с отцами и братьями в бой, о тех, кто сражался с врагом в суровые годы Великой Отечественной войны.

Горько и больно говорить, что и сейчас мир не спокоен, не стабилен. В разных точках земли возникают межнациональные конфликты и воины, совершаются акты терроризма. Жертвами становятся десятки тысяч мирных жителей, среди них дети. Ломаются судьбы, уничтожаются материальные, культурные, духовные ценности.

И каждый из нас понимает, что такого быть не должно.

Каждое утро над Землёй должно вставать мирное солнце, каждый вечер заходить. Каждый день на Земле должны рождаться тысячи детей. Они появляются на свет, чтобы жить и видеть прекрасное были расстреляны пять мальчишек-парижан лицея "Бюффон",.

В этот же день были расстреляны герои-молодогвардейцы: Олег Кошевой Любовь Шевцова Дмитрий Огурцов Виктор Субботин Семён Остапенко

Антифашист - человек, несогласный с идеологией фашизма или участвующий в антифашистских акциях. Фашизм – течение, которое несет за собой насилие, войну, зло, угнетение и уничтожение другой расы.

Боря Кулешен

Аркадий Каманин

Леня Голиков

Валя Зенкина

Володя Дубинин

Володя Щербацевич

Вечно будет жить в наших сердцах память о юных героях

Глаза моего детства видели столько смертей, столько жестокостей войны, что, казалось, должны они опустеть.

Блокадный Ленинград «Дорога жизни…» Дорога смерти…

ВОЕННОЕ ДЕТСТВО!

Их принимали в армейские роты!

Дети сироты!

В бомбоубежище.

Герои Советского Союза Валя Котик Леня Голиков Зина Портнова

Военное детство!

Бригада слесарей Фрезеровщик Коля Мартынов В тылу как на войне

ПОМОЩЬ ФРОНТУ!

Юные девочки в белых халатах!