12.08.2023

Людвиг ван Бетховен: краткая биография и вечные произведения. Биография бетховена кратко самое главное Было ли счастливым детство маленького людвига


Родился Людвиг ван Бетховен 16 декабря 1770 года в Бонее , Германия, в семье потомственных музыкантов. Отец, Иоганн Бетховен, был человеком активным, местами вспыльчивым. Работал певцом. Всячески содействовал обучению сына. Мать, Мария-Магдалина Кеверих (в девичестве), дочь шеф-повара курфюрста Иоганна Филиппа фон Вальдердорфа.

Бетховен рано освоил игру на скрипке, клавесине, органе . Первым учителем, помимо домашних уроков отца, был К. Нефе, руководитель придворной капеллы. Кристиан Нефе обучил Бетховена классике: Генделю, Гайдну, Баху, Моцарту.

С 12 лет Бетховен писал свои сочинение . Первое – вариация марша Дресслера. В этом же возрасте начал музыкальную карьеру – получил должность придворного органиста. Талантливого юношу заметили в Вене. Популярный в те время Моцарт предрек большое будущее композитору. Бетховен также брал уроки у известного музыканта.

В 1785 году Бетховен был в распоряжении Макса Франца Второго , а позднее переехал в Вену и снискал популярность у эрцгерцога Рудольфа, графа Кинского и князя Лобковица. Каждый из перечисленных правителей старался как можно чаще приглашать Бетховена музицировать на балах.

В 1814 году – период всеобщий популярности композитора. Основная музыкальная деятельность проходила теперь только в Вене, хотя и более маленькие города время от времени удостаивались чести принять новую звезду музыкального Олимпа Германии.

В этот период прогрессирует ранее выявленная болезнь Бетховена – глухота отнимала возможность зарабатывать на хлеб, творить и наслаждаться жизнью. Концертную деятельность Бетховен не бросал до последнего, а писать музыку продолжил и после победы недуга – надиктовывал свекру ноты.

Произведения Бетховена 18-19 вв.:

  • Соната №8 для фортепиано «Патетическая»
  • Соната №14 «Лунная» для фортепиано;
  • Оратория «Христос на Елеонской горе»;
  • «Крейцерова соната» для скрипки и фортепьяно;
  • «Третья симфония – посвящена Наполену I – «Героическая»;
  • Ода «к радости»;
  • «Девятая симфония»;
  • Опера «Фиделио»;

О творчестве композитора: первый период – становление композитора, — характеризуется работами для органа и широкой публики. Произведения возвышенные, носят героических характер, часто посвящены покровителю или известному общественному деятелю.

Поздний период творчества Бетховена – стройный ряд фортепьянных сонат. Всего их 32 в арсенале композитора. Музыка становится более тяжелой, вероятно, омраченная болезнью композитора, что повлияло на мировосприятие автора. Предсмертное творчество – «Девятая симфония» 1823 года, — отличается от более ранних работ. Она стала странной и болезненной точкой в такой же краткой жизни, как биографии немецкого композитора.

Бетховен о музыке:

  • Музыка – это народная потребность.
  • Музыка – медиатор между духовной жизнью и реальной чувственностью.
  • Нет ничего выше, прекраснее, чем приносить счастье многим людям.
  • Сердце – вот настоящий рычаг всего великого. Что от сердца исходит – к сердцу должно привести.

(3 оценили, оценка: 3,67 из 5)

Людвиг ван Бетховен и сегодня остается феноменом в мире музыки. Свои первые произведения этот человек создал, будучи юношей. Бетховен, интересные факты из жизни которого и по сей день заставляют восторгаться его личностью, всю свою жизнь считал, что его предназначение - быть и музыкантом, коим он, собственно, и являлся.

Семья Людвига ван Бетховена

Уникальным музыкальным талантом в семье обладали дед и отец Людвига. Несмотря на безродное происхождение, первому удалось стать капельмейстером при дворе в Бонне. Людвиг ван Бетховен-старший имел уникальный голос и слух. После рождения сына Иоганна его жена Мария-Терезия, имевшая пристрастие к алкоголю, была отправлена в монастырь. Мальчик по достижении шестилетнего возраста начал обучаться пению. У ребенка был отличный голос. Позже мужчины из рода Бетховенов даже выступали вместе на одной сцене. К сожалению, отец Людвига не отличался большим талантом и трудолюбием деда, именно поэтому и не достиг таких высот. Чего было не отнять у Иоганна, так это любви к спиртному.

Мама Бетховена была дочерью повара курфюрста. Известный дед был против этого брака, но, тем не менее, препятствовать не стал. Мария-Магдалена Кеверих в свои 18 лет была уже вдовой. Из семерых детей в новой семье выжило только трое. Мария очень любила своего сына Людвига, а тот, в свою очередь, был очень привязан к матери.

Детство и юношество

Дата рождения Людвига ван Бетховена не значится ни в каких документах. Историки предполагают, что Бетховенов родился 16 декабря 1770 года, поскольку крещен был 17 декабря, а по католическому обычаю детей крестили на следующий день после рождения.

Когда мальчугану было три года, умер его дед, старший Людвиг Бетховен, а мама ждала ребенка. После рождения еще одного отпрыска уделять внимание старшему сыну она не могла. Ребенок рос хулиганом, за что часто бывал заперт в комнате с клавесином. Но, на удивление, он не рвал струн: маленький Людвиг ван Бетховен (композитор в дальнейшем) садился и импровизировал, играя двумя руками одновременно, что несвойственно маленьким детям. Однажды за этим занятием ребенка застал отец. В нем сыграло честолюбие. Вдруг его маленький Людвиг - такой же гений, как и Моцарт? Именно с этого времени Иоганн начал заниматься со своим сыном, но зачастую нанимал ему учителей, более квалифицированных, чем он сам.

Пока был жив дед, который фактически являлся главой рода, безбедно жил маленький Людвиг Бетховен. Годы после кончины Бетховена-старшего стали тяжелым испытанием для ребенка. Семья постоянно нуждалась из-за пьянства отца, и главным добытчиком средств к существованию стал тринадцатилетний Людвиг.

Отношение к учебе

Как отмечали современники и друзья музыкального гения, редко в те времена встречался такой пытливый ум, коим обладал Бетховен. Интересные факты из жизни композитора связаны и с его арифметической неграмотностью. Возможно, талантливому пианисту не удалось освоить математику из-за того, что, не окончив школы, он вынужден был работать, а возможно, все дело в сугубо гуманитарном складе ума. Людвига ван Бетховена нельзя назвать невежей. Он томами читал литературу, обожал Шекспира, Гомера, Плутарха, увлекался произведениями Гете и Шиллера, знал французский и итальянский, освоил латынь. И именно пытливости ума он был обязан своими знаниями, а не образованию, полученному в школе.

Учителя Бетховена

С раннего детства музыка Бетховена, не похожая на произведения его современников, рождалось в его голове. Он играл вариации на всевозможные известные ему композиции, но из-за убежденности отца, что ему еще рано сочинять мелодии, мальчик долгое время не записывал свои сочинения.

Учителя, которых приводил ему отец, порой были просто его собутыльниками, а иногда становились наставниками виртуоза.

Первым человеком, о котором с теплотой вспоминает сам Бетховен, стал друг его деда - придворный органист Эден. Актер Пфейфер учил играть мальчика на флейте и клавесине. Некоторое время играть на органе учил монах Кох, а затем Ханцман. После появился скрипач Романтини.

Когда мальчику исполнилось 7 лет, отец решил, что творчество Бетховена-младшего должно стать достоянием общественности, и организовал его концерт в Кельне. По отзывам знатоков, Иоганн понял, что выдающегося пианиста из Людвига не получилось, и, тем не менее, отец продолжал приводить к сыну учителей.

Наставники

Вскоре в город Бонн приехал Кристиан Готлоб Нефе. Сам ли он пришел в дом Бетховена и изъявил желание стать учителем юного дарования, или отец Иоганн приложил к этому руку, неизвестно. Нефе стал тем наставником, которого Бетховен-композитор помнил всю жизнь. Людвиг после своего признания даже высылал Нефе и Пфейферу какие-то деньги в знак благодарности за годы обучения и помощи, оказанной ему в юности. Именно Нефе посодействовал продвижению тринадцатилетнего музыканта при дворе. Именно он познакомил Бетховена с и других корифеев музыкального мира.

На творчество Бетховена оказал влияние не только Бах - молодой гений боготворил Моцарта. Однажды по приезде в Вену ему даже посчастливилось сыграть для великого Амадея. Вначале великий австрийский композитор холодно воспринял игру Людвига, приняв ее за разученное ранее произведение. Тогда упрямый пианист предложил Моцарту самому задать тему для вариаций. С этого момента Вольфганг Амадей слушал, не прерываясь, игру юноши, а впоследствии воскликнул, что о юном таланте вскоре заговорит весь мир. Слова классика стали пророческими.

Бетховену удалось взять несколько уроков игры у Моцарта. Вскоре пришло известие о близкой кончине матери, и молодой человек покинул Вену.

После его учителем был такой как Йозеф Гайдн, но они не нашли А один из наставников - Иоганн Георг Альбрехтсбергер - считал Бетховена полной бездарностью и человеком, неспособным чему-либо научиться.

Характер музыканта

История Бетховена и перипетии его жизни наложили заметный отпечаток на его творчество, сделали угрюмым его лицо, но не сломили упорного и волевого юношу. В июле 1787 года умирает самый близкий человек для Людвига — его мать. Юноша тяжело перенес утрату. После кончины Марии-Магдалины он и сам слег - его сразил тиф, а затем и оспа. На лице молодого человека остались язвы, а глаза поразила близорукость. Заботу о двух младших братьях еще незрелый юноша берет на себя. Его отец к тому времени окончательно спился и скончался спустя 5 лет.

Все эти жизненные неурядицы отразились на характере молодого мужчины. Он стал замкнутым и нелюдимым. Был часто угрюм и резок. Но его друзья и современники утверждают, что, несмотря на такой необузданный нрав, Бетховен оставался настоящим другом. Деньгами помогал всем своим знакомым, которые нуждались, обеспечивал братьев и их детей. Неудивительно, что музыка Бетховена казалась его современникам угрюмой и мрачной, ведь она была полным отражением внутреннего мира самого маэстро.

Личная жизнь

О душевных переживаниях великого музыканта известно совсем мало. Бетховен был привязан к детям, любил красивых женщин, но семью так и не создал. Известно, что первой его негой стала дочь Елены фон Брейнинг — Лорхен. Ей была посвящена музыка Бетховена конца 80-х гг.

Стала первой серьезной любовью великого гения. Это и неудивительно, ведь хрупкая итальянка была красива, покладиста и обладала склонностями к музыке, на ней и сосредоточил свой взор уже зрелый тридцатилетний учитель-Бетховен. Интересные факты из жизни гения связаны именно с этой особой. Соната № 14, позже названная «Лунной», была посвящена именно этому ангелу во плоти. Бетховен писал письма своему другу Францу Вегелеру, в которых признавался в пылких чувствах к Джульетте. Но после года занятий и нежной дружбы Джульетта вышла замуж за графа Галленберга, которого сочла более талантливым. Есть сведения, что через несколько лет их брак оказался неудачным, и Джульетта обратилась к Бетховену за помощью. Бывший возлюбленный денег дал, но попросил больше не приходить.

Тереза Брунсвик - еще одна ученица великого композитора - стала новым его увлечением. Она посвятила себя воспитанию детей и благотворительности. До конца жизни Бетховена связывала с ней дружба по переписке.

Беттина Брентано - писательница и подруга Гете - стала последним увлечением композитора. Но в 1811 году и она связала свою жизнь с другим писателем.

Самой длительной привязанностью Бетховена стала любовь к музыке.

Музыка великого композитора

Творчество Бетховена увековечило его имя в истории. Все его произведения являются шедеврами мировой классической музыки. В годы жизни композитора его стиль исполнения и музыкальные композиции были новаторскими. В нижнем и верхнем регистре одновременно до него никто не играл и не сочинял мелодий.

В творчестве композитора искусствоведы выделяют несколько периодов:

  • Ранний, когда были написаны вариации и пьесы. Тогда Бетховен для детей сочинил несколько песенок.
  • Первый - венский период - датируется 1792-1802 гг. Уже известный пианист и композитор полностью отказывается от манеры исполнения, свойственной ему в Бонне. Музыка Бетховена становится абсолютно новаторской, живой, чувственной. Манера исполнения заставляет зрителей на одном дыхании слушать, впитывать звуки прекрасных мелодий. Свои новые шедевры автор нумерует. В это время он пишет камерные ансамбли и пьесы для фортепиано.

  • 1803 - 1809 гг. характеризовались мрачными произведениями, отражающими бушующие страсти Людвига ван Бетховена. В этот период он пишет единственную свою оперу "Фиделио". Все композиции этого периода наполнены драматизмом и надрывом.
  • Музыка последнего периода более размеренная и сложная для восприятия, а некоторые концерты зритель не воспринимал вовсе. Такой реакции не принимал Людвиг ван Бетховен. Соната, посвященная эксгерцогу Рудольфу, написана именно в это время.

До конца своих дней великий, но уже очень больной композитор продолжал сочинять музыку, которая впоследствии станет шедевром мирового музыкального наследия XVIII века.

Болезнь

Неординарной и весьма вспыльчивой личностью был Бетховен. Интересные факты из жизни относятся к периоду его болезни. В 1800 году музыкант начал ощущать Через некоторое время врачи признали, что недуг неизлечим. Композитор был на грани самоубийства. Он покинул общество и высший свет и некоторое время жил в уединении. Через некоторое время Людвиг продолжил писать по памяти, воспроизводя звуки в своей голове. Этот период в творчестве композитора назван "героическим". К концу жизни Бетховен полностью оглох.

Последний путь великого композитора

Смерть Бетховена стала огромным горем для всех поклонников композитора. Он скончался 26 марта 1827 года. Причина не была выяснена. Долгое время Бетховен страдал болезнью печени, его мучили боли в животе. По другой версии, гения отправили на тот свет душевные муки, связанные с разгильдяйством своего племянника.

Последние данные, полученные британскими учеными, говорят о том, что композитор мог непреднамеренно отравиться свинцом. Содержание этого металла в организме музыкального гения в 100 раз превышало норму.

Бетховен: интересные факты из жизни

Немного подытожим сказанное в статье. Жизнь Бетховена, как и его смерть, обросла множеством слухов и неточностей.

Дата рождения здорового мальчика в семье Бетховенов и по сей день вызывает сомнения и споры. Некоторые историки утверждают, что родители будущего музыкального гения были больны, и поэтому априори не могли иметь здоровых детей.

Талант композитора проснулся в ребенке с первых уроков игры на клавесине: он играл мелодии, которые были у него в голове. Отец под страхом наказания запрещал малышу воспроизводить нереальные мелодии, разрешалось только читать с листа.

Музыка Бетховена имела отпечаток грусти, мрачности и некоторого уныния. Один из его учителей - великий Йозеф Гайдн - написал об этом Людвигу. А тот, в свою очередь, парировал, что Гайдн его ничему не научил.

Перед сочинением музыкальных произведений Бетховен окунал голову в таз с ледяной водой. Некоторые специалисты утверждают, что такого рода процедуры могли стать причиной его глухоты.

Музыкант любил кофе и варил его всегда из 64 зерен.

Как и любому великому гению, Бетховену был безразличен его внешний вид. Он зачастую ходил растрепанным и неопрятным.

В день кончины музыканта природа буйствовала: разразилось ненастье с метелью, градом и громом. В последний миг своей жизни Бетховен поднял кулак и погрозил небу или высшим силам.

Одно из великих изречений гения: "Музыка должна высекать огонь из души человеческой".

Семья. Детство и юность в Бонне. Людвиг ван Бетховен ро­дился в конце 1770 года в западногерманском городе Бонне, на берегу Рейна. В те времена Бонн был резиденцией Кёльнского курфюрста.

Имя будущему великому композитору дали в честь его деда по отцу, фламандца по происхождению. Переселившись в Бонн он поступил на службу в капеллу курфюрста в качестве певцам басиста (баса). Он не только пел в хоре, но и исполнял сольные вокальные партии в операх и ораториях, а потом стал капельмейстером. В той же капелле служил певцом-тенористом (тенором) и его сын Иоганн, женившийся на дочери придворного повара. Иоганн также давал уроки пения, игры на клавесине и скрипке, теории музыки. Человек музыкально одаренный, он, однако, вел себя легкомысленно и постепенно пристрастился к алкоголю. Заметив выдающиеся музыкальные способности у своего маленького сына Людвига, Иоганн ван Бетховен решил сделать из него виртуоза-вундеркинда - возможно, под влияни­ем рассказов о чудо-ребенке, каким был в свое время Моцарт. Отец безжалостно заставлял малыша по многу часов трениро­ваться, иногда даже ночью, разучивая на клавире скучные уп­ражнения. Когда же публичные выступления маленького виртуо­за (первое - в семилетнем возрасте) не принесли больших зара­ботков, Иоганн перепоручил музыкальное образование Людвига своим малодаровитым приятелям.

К счастью, в 1780 году учителем Людвига стал Кристиан Готлоб Нбфе, приглашенный в Бонн руководить придворным музыкальным театром, а затем занявший и должность придвор­ного органиста. Нефе был серьезным и разносторонним профес­сионалом - композитором, органистом, клавиристом, дириже­ром, музыкальным писателем, человеком широких общекультур­ных интересов и передовых взглядов. Он занимался с Людвигом композицией, игрой на органе и фортепиано. Благодаря Нефе юный Бетховен основательно изучил прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» и другие произведения Баха, а также музыку Генделя, Гайдна, Моцарта. Нефе помог издать первые сочинения двенадцатилетнего Бетховена - вариа­ции и три сонаты (так называемые «юношеские») для фортепиа­но. В одиннадцать лет Людвиг стал помощником органиста, а в тринадцать - органистом и пианистом-койцертмейстером боннской капеллы. По совету Нефе он самостоятельно и с помощью друзей пополнял свое образование, много читал, изу­чал латинский, древнегреческий, французский и итальянский языки.

Весной 1787 года Бетховен совершил поездку в Вену. Он го­рел желанием брать уроки у Моцарта, которого привел в восторг своими сочинениями и пламенными импровизациями на форте­пиано. «Обратите внимание на него! - воскликнул Моцарт. - Он всех заставит о себе говорить!» Но вскоре пришло известие о тяжелой болезни матери Бетховена, которую он любил всей ду­шой. Поспешив возвратиться в Бонн, Людвиг едва успел застать ее в живых.

В 1789 году Бетховен некоторое время был вольнослушате­лем философского факультета Боннского университета. Вместе со свободолюбиво настроенными профессорами и студентами он горячо приветствовал революцию, происшедшую тогда в сосед­ней стране - Франции. К этому времени юному Бетховену пришлось стать кормильцем семьи, заботиться о двух младших! братьях, так как его отец, окончательно спившийся, был уволен I из капеллы. Кроме службы органистом и клавиристом Людвиг стал еще играть на альте в капелле и в придворном оркестре.


Юный Бетховен импровизирует в доме Моцарта в Вене (1787 г.)

Первые венские годы. Ранний период творчества. Глубокой осенью 1792 года Бетховен приехал в Вену. С той поры и до конца жизни он был жителем этого города, лишь иногда временно покидая его - сначала для концертных поездок, потом - выезжая в ближние загородные и курортные места для отдыха и; поправки здоровья. Братья его уже подросли, отец вскоре умер. В 1794 году Кёльнское курфюршество было занято французски­ми войсками, а позднее, после падения наполеоновской импе­рии, его присоединили к Пруссии. В Бонне Бетховену уже не: довелось более побывать. Но теплые воспоминания о родном крае, о живописных берегах Рейна он сохранил навсегда.

В течение года Бетховен брал уроки и Гайдна – до его второй поездки в Англию. Гайдн называл Бетховена своим любимым учеником, оказывал ему материальную поддержку. Тем не менее, как уже отмечалось, полного творческого взаимопонимания между ними не возникло. Поэтому Бетховен, параллельно с уроками Гайдна и после его отъезда, занимался по композиции у других венских музыкантов, в частности у Антонио Сальери.

Бетховен за роялем.

Через год-другой Бетховен приобрел в Вене известность как непревзойденный пианист-виртуоз. Он поражал слушателей вдохновенным исполнением главным образом собственных про­изведений и бурными импровизациями на любую заданную те­му. Чаще всего ему приходилось играть в салонах венской знати. У него завязалось знакомство со многими аристократами, среди которых было немало просвещенных любителей музыки. Дер­жался он с высокопоставленными лицами очень независимо, сознавая превосходство, дарованное ему самой природой. В од­ном из его писем сказано: «Князей было и будет тысячи, Бетхо­вен же только один».

Первое публичное выступление Бетховена состоялось в 1795 году в благотворительном концерте в пользу вдов и сирот музы­кантов. Предполагается, что он исполнил свой Второй фортепи­анный концерт, оркестром дирижировал Сальери. Через год с большим успехом прошли концертные поездки Бетховена в Прагу, Дрезден, Берлин и Братиславу, спустя еще два года - вновь в Прагу.

За первое десятилетие, проведенное в Вене, Бетховен напи­сал более ста произведений. В их число вошли около двадцати сонат и три концерта для фортепиано, трио, квартеты, сонаты для скрипки и для виолончели с фортепиано, под конец появились Первая и Вторая симфонии. Имя Бетховена начали ставить в один ряд с именами Гайдна и Моцарта. При несомненно стилистическом родстве с их музыкой, в раннем творчестве Бетховена проявилось немало новых, оригинальных черт. Так, тогда уже родились такие небывалые по страстной драматической силе произведения, как его «Патетическая» и «Лунная» фортепианные сонаты.

Преодоление тяжелого кризиса. Расцвет творчества. В возрасте двадцати семи лет Бетховен ощутил первые признаки надвигавшейся на него болезни, особенно страшной для музыка он постепенно глохнул. Пришлось отказаться от концерта поездок, а позднее - вообще от сольных выступлений. Скрыть от окружающих свой недуг, Бетховен становился, замкнутым, нелюдимым человеком. Лечение, назначенное врачами, не помогало. И осенью 1802 года Бетховен в отчаянии дошел до мысли о самоубийстве. Это состояние отразилось в трагическом содержанию письме («Гейлигенштадтское завещание»), которое он написал своим двум братьям, находясь на лечении в местечке Гейлигенштадт близ Вены. Но Бетховена спасли мужественная стойкость духа, титаническая сила воли и беззаветная любовь своему искусству. Внутренний слух остался у него неповреждённым, он мог продолжать сочинять музыку - выполнять свое художественное призвание. Смело бросил он в лицо постигшему его несчастью гордые слова: «Я схвачу судьбу за глотку, совсем меня согнуть ей не удастся».

И после преодоления тяжелого душевного кризиса начался период высокого расцвета бетховенского творчества. Его возгла­вила монументальная Третья симфония. Бетховен хотел посвя­тить ее Наполеону Бонапарту. Но узнав, что тот провозгласил себя французским императором, изменил свое намерение и дал симфонии обобщенное название - «Героическая». Далее после­довала вереница героико-драматических произведений - таких, как фортепианная соната «Аппассионата» («Страстная»), Пятая и Седьмая симфонии, «Крейцерова соната» для скрипки и форте­пиано, Четвертый и Пятый фортепианные концерты, оркестро­вые увертюры «Кориолан» и «Эгмонт».

Увлеченно работая над тремя редакциями своей единствен­ной оперы «Фиделио», Бетховен написал к ней четыре увертю­ры, лучшая из которых, известная как «Леонора № 3», часто отдельно исполняется в концертах. Леонора - героиня оперы, которая под именем Фиделио, переодевшись мужчиной, самоот­верженно спасает своего мужа, брошенного в тюрьму жестоким тираном.

С героико-драматическими произведениями у Бетховена че­редовались сочинения, воспевающие красоту природы, блещу­щие радостной энергией, юмором. Это Четвертая, Шестая («Пасторальная») и Восьмая симфонии, скрипичный концерт, фортепианная соната «Аврора», ряд струнных квартетов. Среди разнохарактерных песен Бетховена для голоса и фортепиано на стихи немецкого поэта Иоганна Вольфганга Гёте есть сатириче­ская «Песня о блохе». Впоследствии на те же слова написал свою «Песню о блохе» великий русский композитор Модест Петрович Мусоргский. Перу Бетховена принадлежат многочисленные об­работки народных песен - ирландских, шотландских, уэльских и других (в том числе трех русских) для голоса с сопровождени­ем инструментального трио.

Постепенно слава Бетховена распространилась далеко за пределы Австрии.

Последний период жизни и творчества. В 1809 году наполео­новская армия, ведшая уже не революционные, а захватнические войны, заняла Вену. После этого Австрии пришлось заключить мирный договор с Францией, по которому она фактически ста­новилась зависимым государством. Через несколько лет национально – освободительное движение во многих странах, а также! действия войск Австрии, Пруссии, России и Англии привели крушению наполеоновской империи. В 1814-1815 годах в столице Австрии заседал Венский конгресс - собрание представи­телей от держав-победительниц, решавшее вопросы политического и территориального послевоенного переустройства Европы. В дни конгресса музыка Бетховена особенно часто звучала Вене. Концерты с исполнением его произведений проходили триумфальным успехом при переполненных залах. Оперу «Фиделио» возобновили в пышной постановке.

Волна национально-патриотических настроений увлекла Бетховена. Однако после Венского конгресса Австрия стала цен­тром европейской реакции, стремившейся полностью восстановить и навсегда закрепить феодально-монархические порядки, такой обстановке, тягостной для свободолюбивой натуры Бетховена, прошли его последние годы. Он смело высказывал свои взгляды, о чем тайная полиция доносила властям. Однако они сочли за лучшее смотреть на это сквозь пальцы и не преследовать всемирно прославленного музыканта.

Бетховен за сочинением

«Торжественной мессы»

Тяжело сложились для Бетховена личные обстоятельства. Глухота его постепенно стала полной. Не помогал больше и специально сконструированный слуховой аппарат. С друзьями Бет­ховен беседовал при помощи разговорных тетрадей, куда собе­седники записывали свои вопросы и получали на них ответы. Выступления в качестве пианиста и дирижера ему в конце кон­цов пришлось прекратить.

В 1815 году умер один из братьев Бетховена. Зная легкомыс­ленный характер своей жены, он перед смертью завещал стар­шему брату опекать своего малолетнего сына Карла. Бетховен, у которого не было собственной семьи, стал с отеческой любовью заботиться о племяннике. Но много тяжелых переживаний до­ставили ему длительная судебная тяжба со вдовой брата по пово­ду опеки и безответственное, неблагодарное поведение самого Карла.

При всех труднейших обстоятельствах жизни поразительны новые высокие достижения Бетховена в его позднем творчестве. Среди произведений, написанных им во второй половине 1810-х годов и в 1820-е годы, - цикл из шести песен «К далекой воз­любленной», пять последних фортепианных сонат (№ 28-32), пять последних струнных квартетов (№ 12-16), Четвертая и Пя­тая сонаты для виолончели и фортепиано, ряд фортепианных багателей, а также два монументальных сочинения - «Тор­жественная месса» для хора, солистов и оркестра и Девятая сим­фония. Наиболее сложны по музыкальному языку поздние бетховенские квартеты. В них чрезвычайно остры контрасты в во­площении глубоких философских раздумий и драматических душевных порывов.

А для самого грандиозного претворения темы героической борьбы и победы Бетховену в его Девятой симфонии оказалось недостаточным выразительных средств оркестра. И он поступил совершенно необычным до того образом - ввел в финал симфо­нии хор и певцов-солистов. Слова он взял из «Оды к Радости» своего современника - немецкого поэта Фридриха Шиллера. На эти слова Бетховен создал венчающий произведение величест­венный гимн, призывающий народы всего мира к радостному братскому единению.

Последними сочинениями композитора явились струнные квартеты. Тяжелое заболевание, потребовавшее нескольких опе­раций, подорвало его могучий организм. Людвиг ван Бетховен скончался 26 .марта 1827 года. В день его похорон были отмене­ны занятия во всех венских школах. За гробом великого музы­канта шла двадцатитысячная толпа людей.

Вопросы и задания

1.Дайте общую характеристику исторического положения и исторического
значения творчества Бетховена.

2. Расскажите о семье, о детских и юных годах Бетховена. Как произошло;
его знакомство с Моцартом?

3. При каких обстоятельствах Бетховен переехал из Бонна в Вену?

4. Как начал свою деятельность в Вене Бетховен-пианист и Бетховен-
композитор?

5. Как Бетховен преодолел тяжелый душевный кризис и как наступил расцвет его творчества? Какие его произведения тогда возникли?

6. Расскажите о поздних годах жизни и творчества Бетховена. Назовите его
основные произведения, созданные в этот период.

7. Какие слова использованы в финале Девятой симфонии Бетховена?

«Патетическая соната»

В 1799 году Бетховен опубликовал свою фортепианную со­нату до минор № 8, написанную годом ранее. Он сам назвал ее «Патетической». В ней оказалось так много нового, необычного что вокруг разгорелись споры как по поводу оперной премьеры.

Необычно для классической сонаты уже то, что в этом про­изведении, подобно симфонии Гайдна ми-бемоль мажор, первая часть начинается медленным вступлением. И оно еще дваж­ды напоминает о себе в сонатном allegro - перед разработкой в начале коды. Но у Гайдна таинственное сумрачное вступление в целом контрастирует жизнерадостной танцевальной экспози­ции. А у Бетховена медленное вступление к «Патетической сона­те» само по себе остроконтрастно начиная с первого такта:

Здесь сразу же слышится конфликтное сопоставление двух образных элементов. Это громовой аккордовый удар, похожий на грозное повеление судьбы, и ответный - тихий, скорбный, но упорно возражающий мотив-возглас. И далее вступление раз­вертывается как напряженный диалог - словно в театральном произведении, в трагедии или в трагической сцене из оперы. Диалог построен на вариантах этих двух контрастных элементов. Второй из них (мотив-возглас) постепенно все смелее порывает­ся вперед, ввысь. И после второй виртуозной пассажной «вспышки» накопившаяся энергия как бы переливается в стре­мительную тему главной партии сонатного allegro. Теперь это страстные порывы, смелые взлеты и спуски на фоне непре­рывного и тревожного ритмического движения баса:

Напряженная главная партия перерастает в бурную разма­шистую связующую партию, подводящую к побочной пар­тии. Это тоже страстно воодушевленная как бы окрыленная те­ма. Ее взволнованный характер подчеркнут; необычной для клас­сических правил тональностью ми-бемоль минор (обычной здесь была бы тональность ми-бемоль мажор, параллельная главной - до минору):

Экспозицию завершает заключительная партия ми-бемоль мажоре - с бурными стремительными пассажами и появлением в конце фрагмента темы главной партии. И - после повторения экспозиции - просветленному ми-бемоль мажор заключительной партии противопоставляется сумрачный ее минор, в котором возобновляется тема медленного вступления. Но тут неожиданно происходит поворот в далекую тональность ми минор, в которой начинается разработка с возвращение* к стремительному темпу. Она небольшая по протяженности, не очень драматична. Здесь сперва в совместном порыве чередуются фрагмент темы главной партии и мотив-возглас из вступления:

В репризе значительно сжата связующая партия. Не­много сокращена также побочная партия, которая сначала зву­чит в фа миноре и только затем в основной тональности до минор. Это делает репризу еще более динамичной. А в мо­мент, когда она подошла к самому концу, начинается кода. Вдруг опять слышатся - как многозначительное напоминание - скорбные мотивы-возгласы из вступления. Но их «отметает» еще один смелый взлет темы главной партии, завершая первую часть.

Вторая часть сонаты (в ля-бемоль мажоре) обозначена ком­позитором как «Adagio cantabile» - «Медленно, певуче». Этим он подчеркнул сосредоточенный и задушевный характер ее основ­ной темы (Adagio имеет трехчастное строение). Тема восприни­мается как мудрое и проникновенное, исполненное возвышен­ного благородства размышление, наступившее после конфликтов и бурь, слышавшихся в первой части:

В симфонии эту прекрасную мелодию могли бы спеть вио­лончели, а в опере - бархатный низкий женский голос. Когда же она тотчас повторяется октавой выше, можно представить себе, что ее поют скрипки.

Во второй теме (с такта 17) Чудятся успокаивающие, тихие отзвуки голосов природы. А еще одна, третья тема имеет су­мрачный характер (ее тональность - ля-бемоль минор). Она сопровождается напряженно пульсирующими триолями. И в ее кульминации проступают тревожные восклицания:

Когда же в последний раз возвращается первая тема, в нее переходит взволнованное триольное сопровождение к мелодии.; Однако вся вторая часть заканчивается мягко успокаивающей краткой кодой.

Третью часть сонаты, финал, как обычно, роднят с первой частью тональность до минор и быстрый темп. Но непривычно здесь и мелодическое сходство обаятельной основной темы с напевной темой побочной партии первой части. Вместе с таким! родством в тему финала проникает оттенок легкой грусти. Но ее новое качество - легкокрылая грациозная танцевальность:

Эта тема повторяется в финале четыре раза - как рефрен формы рондо. А между ее повторами возникают три эпизода. Они оттеняют рефрен словно игровые эпизоды в хороводном танце. Из эпизодов первый и третий - одинаковые в тематиче­ском отношении, но один звучит в ми-бемоль мажоре, а другой в до миноре, то есть как побочная партия сонатного allegro в экспозиции и репризе. Второй же, центральный эпизод (в то­нальности ля-бемоль мажор, с применением полифонических приемов) выполняет роль разработки:

Так складывается общая форма финала - рондо-соната. За­вершается же он энергичной кодой с решительной мужест­венной концовкой в качестве итога образного развития всего цикла:

Вопросы и задания

2. Что явилось необычным в форме первой части сонаты? Как построено
вступление к этой части?

3. Охарактеризуйте основные темы и разделы сонатного а11е§го в первой
части сонаты.

4. Каков характер основных тем и коды второй части сонаты?

5. В чем заключается связь финала с первой частью сонаты и как он по­
строен? Напойте его основную тему.

  • Анализ различных концепций свободы можно найти у Vartin Bronfenbrenner,"Two Concepts ofEconomic Freedom," Ethics,LXV (April 1955). 157-170

  • Музыка Бетховена известна всем любителям классики. Его имя считается культовым для тех, кто мечтает стать настоящим музыкантом. Как жил и творил один из самых популярных композиторов?

    Бетховен: детство и юность маленького гения

    Точное число рождения Людвига ван Бетховена доподлинно не известно. Год его рождения – 1770. Днем крещения называют 17 декабря. Людвиг появился на свет в немецком городе Бонне.

    Семья Бетховена имела непосредственное отношение к музыке. Отец мальчика был известным тенором. А его мама Мария-Магдалина Кеверих являлась дочерью шеф-повара.

    Амбициозный Иоганн Бетховен, будучи строгим отцом, желал сделать из Людвига великого композитора. Он мечтал, чтобы его сын стал вторым Моцартом. Прилагал к достижению цели немалые усилия.

    Сначала он сам обучал мальчика игре на разных инструментах. Затем передал обучение ребенка своим коллегам. С детства Людвиг осваивал два сложных инструмента: орган и скрипку.

    Когда юному Бетховену только исполнилось 10 лет, в его город прибыл органист Кристиан Нефе. Именно он стал подлинным наставникам мальчика, так как увидел в нем огромные способности к музыке.

    Бетховена обучали классической музыке на основе произведений Баха и Моцарта. В 12 лет талантливый ребенок начал свою карьеру помощника органиста. Когда в семье произошла трагедия, и умер дедушка Людвига, финансы достопочтенного семейства сильно сократились. Несмотря на то, что молодой Бетховен так и не доучился в школе, он успел освоить латынь, итальянский и французский языки. Всю жизнь Бетховен много читал, был любопытен, смышлен и эрудирован. Он с легкостью понимал любые ученые трактаты.

    Юношеские работы будущего композитора впоследствии были им переработаны. До наших дней в неизменном виде дошла соната «Сурок».

    В 1787 году сам Моцарт устроил мальчику прослушивание. Великий современник Бетховена остался доволен его игрой. Он высоко оценил импровизацию юноши.

    Людвиг хотел учиться у самого Моцарта, но судьба распорядилась иначе. В этот год умерла мать Бетховена. Ему пришлось вернуться в родной город, чтобы позаботиться о братьях. Для того чтобы заработать, он устроился в местный оркестр на должность альтиста.

    В 1789 году Людвиг вновь начинает посещать занятия в университете. Вспыхнувшая во французском государстве революция вдохновляет его на создание «Песни свободного человека».

    Осенью 1792 года в родном для Бетховена Бонне проездом оказывается еще один кумир Бетховена композитор Гайдн. Тогда молодой юноша решает отправиться в Вену вслед за ним, чтобы продолжить свои занятия музыкой.

    Зрелые годы Бетховена

    Сотрудничество Гайдна и Бетховена в Вене трудно назвать плодотворным. Состоявшийся наставник считал творения своего ученика прекрасными, но слишком мрачными. Позже Гайдн уехал в Англию. Затем Людвиг ван Бетховен сам нашел себе нового учителя. Им оказался Антонио Сальери.

    Благодаря виртуозной игре Бетховена был создан фортепьянный стиль игры, где крайние регистры, громкие аккорды и использование педали на инструменте стали нормой.

    Такая манера игры полностью отражена в популярной «Лунной сонате» композитора. Кроме новаторства в музыке, стиль жизни и особенности характера Бетховена также заслуживали немалого внимания. За своей одеждой и внешним видом композитор практически не смотрел. Если в зале во время его выступления кто-то смел разговаривать, Бетховен отказывался играть и уходил восвояси.

    С друзьями и родственниками Людвиг ван Бетховен мог быть резок, но никогда не отказывал им в необходимой помощи близким. За первое десятилетие, что молодой композитор проработал в Вене, он успел написать 20 сонат для классического фортепиано, 3 полноценных фортепианных концерта, множество сонат для других инструментов, одну ораторию на религиозную тему, а также полноценный балет.

    Трагедия Бетховена и его поздние годы

    Роковой 1796 год для Бетховена становится самым сложным в жизни. У знаменитого композитора начинается потеря слуха. Врачи диагностируют у него хроническое воспаление внутреннего ушного канала.

    Людвиг ван Бетховен сильно страдал от своего заболевания. Помимо боли, его преследовал звон в ушах. По советам врачей он отправляется жить в небольшой и тихий город Хайлигенштадт. Но ситуация с его болезнью не меняется в лучшую сторону.

    С годами Бетховен все сильнее презирал власть императоров и принцев. Он считал, что равные права людей – вот идеальное благо. По этой причине Бетховен раздумал посвящать одно из своих произведений Наполеону, назвав Третью симфонию просто «Героической».

    В период потери слуха композитор замыкается в себе, но продолжает работать. Он пишет оперу «Фиделио». Затем создает цикл музыкальных работ под названием «К далекой возлюбленной».

    Прогрессирующая глухота не стала преградой к искренней заинтересованности Бетховена тем, что происходит в мире. После поражения и ссылки Наполеона на австрийских землях был введен строгий полицейский режим, но Бетховен, как и прежде, продолжал критиковать правительство. Возможно, он догадывался, что его не посмеют тронуть и бросить в тюрьму, ведь его слава стала действительно грандиозной.

    О личной жизни Людвига ван Бетховена известно немного. Ходили слухи, что он хотел жениться на одной из своих учениц графине Джульетте Гвиччарди. Некоторое время девушка отвечала композитору взаимностью, но потом предпочла другого. Следующая его ученица Тереза Брунсвик была преданным другом Бетховена до самой смерти, но истинный контекст их отношений окутан тайной и доподлинно неизвестен.

    Когда у композитора умер младший брат, он взял опеку над его сыном. Бетховен старался привить юноше любовь к искусству и наукам, но парень был игроком и гулякой. Однажды проигравшись, он попытался покончить с собой. Это очень расстроило Бетховена. На нервной почве у него развилась болезнь печени.

    В 1827 году великий композитор скончался. Похоронная процессия включала более 20 тысяч человек. Известному музыканту было всего 57 лет, когда он ушел из жизни и был захоронен на венском кладбище.

    Людям, знакомым с миром музыкального искусства, наверняка будет интересна биография Бетховена - великого каждое произведение которого - неповторимый шедевр вечности. Отпечатком на его творчество легло раннее сиротство и полная глухота, настигшая композитора в середине творческого пути. Биография Бетховена полна испытаний, которые ему приготовила судьба. Но у такого великого человека и не могло быть простой посредственной жизни.

    Биография Бетховена. Детство и юность композитора

    Появился на свет будущий гений в городе Бонне 17 декабря в 1770 году. Семья его была музыкальной, поэтому с раннего детства мальчика стали обучать игре на скрипке, органе, флейте и клавесине. Его первым учителем был его отец, а в возрасте 10-ти лет он начал учиться в школе композитора Нефе. В свои неполные двенадцать лет Людвиг ван Бетховен стал помощником органиста при дворе.

    В 1787 году умерла мама, и ее обязанности в семье легли на Людвига. В 1789 годуталантливый парень становится студентом факультета философии Боннского университета, но вскоре бросает учебу. Он переезжает в Вену для того, чтобы иметь возможность учиться у Гайдна, но тот отправляет его к Альбрехтсбергеру. Манера игры Бетховена, по словам Гайдна, была грубой и мрачной, однако именно в те годы он написал свои первые шедевры: «Лунную сонату» и «Патетическую сонату». Его талант высоко оценил и Вольфганг Амадей Моцарт, которого тот посетил в 1787 году.

    Людвиг Бетховен. Биография великого композитора

    Молодой талантливый парень нашел покровителей в кругах венской аристократии и вскоре стал одним из самых модных пианистов того времени. Но не исполнилось ему и тридцати лет, как его настигла страшная для музыканта болезнь — тиннитус, которая в итоге привела его к полной глухоте. В 1801 году композитор понимает, что слышать музыку он сможет еще очень недолго, потому с рвением берется за работу, чтобы успеть сделать как можно больше. За десять лет он создает сотни произведений для игры на виолончели, фортепиано. Свет услышал его «Девятую симфонию», «Торжественную мессу». В 1808 году состоялось его, по сути, последнее сольное выступление как пианиста.

    Л. Бетховен. Биография. Творчество последних лет

    В период с 1813 по 1815 годы композитор писал очень мало, его одолевала депрессия, связанная с потерей слуха и крахом его матримониальных планов. К тому же, в 1815 году умер его родной брат, и забота о его сыне, обладающем очень непростым характером, легла на плечи композитора. Спасение он находит в музыке — создает удивительные произведения для фортепиано и виолончели, будучи уже в полной звуковой изолированности от мира. Композиции этого периода его жизни отличаются глубиной и проникновенностью, все они наполнены философским смыслом бытия.

    Биография Бетховена. Конец пути великого музыканта

    Композитор прикладывал все усилия для того, чтобы помочь племяннику стать артистом или ученым, но того интересовали только карты и бильярд. Он по уши погряз в долгах и совершил акт суицида. К счастью, пуля, выпущенная им, прошла мимо, лишь слегка задев висок. Гораздо больший вред этот поступок причинил Бетховену. Он сильно переживал, в связи с чем резко ухудшилось состояние здоровья. 26 марта 1827 года великого композитора не стало. В последний путь его провожало более двадцати тысяч человек.