06.03.2018

Диктант рассвет в лесу. Изложение, близкое к тексту


Контрольный диктант № 1

Цель: проверить знания, полученные в шестом классе

СТРАНА - ЕДИНСТВО НАРОДА, ПРИРОДЫ И КУЛЬТУРЫ

Каждая страна - это ансамбль искусств. Но если вы возьмете всю на­шу страну, вы удивитесь разнообразию городов и хранящейся в ней куль­туры: ведь почти каждый старый дом - драгоценность.

Но многое их объединяет. Одна из самых типичных черт русских го­родов - их расположение на высоком берегу реки. Город виден издалека, он как бы «проплывает» мимо реки. И это тоже присущее Руси ощущение родных просторов.

Страна - это единство народа, природы и культуры.

Сохранить разнообразие наших городов и сел, сохранить в них исто­рическую память, их общее национально-историческое своеобразие - од­на из важнейших задач градостроителей. Вся страна - это грандиозный культурный ансамбль. Он должен быть сохранен в своем поразительном богатстве. Воспитывает не только историческая память в своем городе - воспитывает человека его страна в ее целом.

(123 слова.) (По Д. С. Лихачеву.)

Дополнительные задания.

    Сделать синтаксический разбор предложений:

1вариант - первое предложение I абзаца;

2 вариант - первое предложение IIIабзаца.

2. Выполнить морфологический разбор любого глагола из тек­ста.

3. Разобрать по составу слова:

I вариант - расположение;

2вариант - объединяет.

4. Указать разряды местоимений в тексте.

5. Выполнить фонетический разбор слов:

I вариант - его;

2вариант - вся.

Контрольный диктант № 2

Цель: проверить знания учащихся по теме «Причастие»

ТРОПИНКИ

Тропинки – это большие искатели приключений. Это смелость и отвага. Они там, где труднее. Где нужен внимательный глаз, чуткое ухо и добрая душа. Тихие раздумья и неспешный сильный шаг.

Тропинки – это первопроходцы, это ручейки у большой реки. Они хранители тайн, чудес, прохлады и солнечного света.

Тропинки – это детство, где больше искренности, чистоты и доброты.

Особые чувства вызывают тропинки, уже зарастающие травой. Всё чаще слышен шорох невидимых ящериц. Рядом с тропинками устраивают гнёзда птички.

Лишь ровные полоски распластанного подорожника напоминают о былой жизни когда-то спешащей тропинки.

Вот так бывает и с человеком, когда к старости он остаётся один, а рядом с ним его верные друзья и внимательные слушатели: радио, настенные часы, кошка да собака.

(Ф.Нестеров)

(Безударные гласные в корне, правописание чк, чн; одна и буквы н и суффиксах причастий и прилагательных, не- с прилагательными; iiipe между подлежащим и сказуемым; запятая при однородных чле­ни \ предложения; знаки препинания в сложном предложении.)

Грамматические задания.

1. Произвести синтаксический разбор:

I вариант - 1-е предложение первого абзаца;

II вариант - 1-е предложение второго абзаца.

2. Выпишите из текста причастия, укажите в них глагольные признаки и признаки прилагательных:

I вариант - действительные причастия;

II вариант - страдательные причастия.

3. Выпишите из текста глаголы:

I вариант - вызывают;

II вариант - остается

Подберите к ним видовую пару и все возможные формы причастия, выделите формообразующие суффиксы.

4. Выполните словообразовательный разбор существительного первопроходцы.

Контрольный диктант № 3

По теме «Причастие»

Цель: проверить знания, полученные на уроках; выполнить различные виды разбора.

Пасмурные, влажно обвиснувшие ели расступились, и глазам стало жарко от охряной (охра - минеральная краска желтого или красного цве та) и рдяной яркости палой листвы. Пахнуло расклеванной дроздами рябиной, разбухшей дубовой бочкой, банным распаренным веником. Сентябрьские запахи бодрят.

Как быстро осень проредила овраг! Еще четыре дня назад вон тот лес, зубчато восходящий по правой стороне, зеленел спутанно и непроницаемо. Елки, слившиеся с курчавым березняком и синеватой листвою дубов, выделялись лишь заносистыми своими вершинками. И весь овраг расплес- кивался сплошным зеленым котлом. А нынче многие деревья стоят голые, тощие, точно обструганные, и дно оврага устлано желтыми и крас­ными стружками. И черные ели четко отщепились от порусевших берез и бронзовеющих дубов. И ясно прорисовывается склон оврага, словно череп под блестевшими волосами.

Поднимусь по этому погрустневшему склону к деревне. Вот она, Хлыновка (слово записать на доске), высокая, уютная деревушка, со всех сторон обнесенная лесом. Здесь всегда сухо, всегда тихо и светло.

(Д. Голубков.)

(Безударные гласные в корне; одна и две буквы н в прилагатель­ных и причастиях; -о- и -е- после шипящих; окончания причастий, прилагательных, ъ в глаголах; гласные в суффиксах причастий; запя­тые при причастных оборотах; сложные предложения; однородные члены предложения.)

Грамматические задания.

1. Произвести синтаксический разбор следующих предложений:

1вариант Пвариант

второе предложение первое предложение

второго абзаца второго абзаца

2. Выполнить морфологический разбор

1 вариант II вариант

одного действительного одного страдательного

причастия причастия

    Выделите основы и формообразующие суффиксы у всех при­частий текста.

Контрольный диктант № 4

По теме «Деепричастие»

Цель: проверить знания, полученные на уроках по данной теме; выполнить различные виды разбора.

На пахоте происходило обжорство: скворцы, галки и вороны хватали и хватали студенистых червей, обнажённых и порезанных плугом.

Боязливые серые плишки и те промышляли на пахоте, вихляясь над бо­роздами. Даже малая мухоловка сидела на жерди и, дождавшись своего мо­мента, спархивала вниз и, чего-то ухватив с земли, несла на городьбу и торопливо склевывала. Лесные птички спускались с гор к огороду и терпеливо ждали, когда налопаются и задремлют важно, по-хозяйски вышагивающие по бороздам нарядные и сытые скворцы, напоминающие сельских купчиков. Не выдержав искушения, птахи, мелькнув над городьбой, уносили с борозды козявку, жука, личинку какую, а скворец уж непременно в погоню.

(96 слов.) (В. Астафьев.)

(Безударные гласные в корне; правописание приставок на соглас­ную; правописание суффиксов причастий и деепричастий; сложные предложения, знаки препинания при однородных членах предложе­ния, причастных и деепричастных оборотах; не с деепричастиями.)

Грамматические задания.

1. Графически обозначьте причастные и деепричастные обороты.

2. Сделайте морфологический разбор одного деепричастия и од­ного причастия.

3. Разберите по составу:

1вариант II вариант

причастия из первого причастия из четвертого

предложения («На пахоте предложения («Лесные птахи обжорство...») спускались с гор...)

Контрольный диктант № 5

По теме «Наречие»

Цель: систематизировать знания о наречии; повторить порядок морфологического разбора наречия

Кое-как вырвавшись из густых ветвей, отдыхает перед новой дорогой стареющий месяц, расположившись на верхушках прибрежных кустов.

Набравшись сил, он стал подниматься выше, выше. От натуги его сгорбился и так надул живот, что явственно обозначился круг.

Звезды засверкали ярче, и на земле стало светлее. Трава, слегка посеребренная морозом, увеличила отражение потоков света.

Большая Медведица подставила свой огромный ковш для падающих звезд, и он быстро начал наполняться ими.

Вот через какое-то время ковш стал переворачиваться от тяжести. Ручка оказалась внизу, ковшик приподнялся, и звезды посыпались, покатились по небесному простору, сбиваясь, как белые козочки, в табунки.

А самое большое стадо скопилось в огромной долине далекого пространства, где легкая беловатая пыль нависла по краям. Вот почему это место называется Млечным путем.

Небо еще больше заблестело. Горизонт расширился. Раскрылась запла-

нетная бездна.

(Ф. Нестеров.)

(Безударные гласные в корне; чередующиеся гласные в корне; правописание приставок на -з –с; прё и при, на согласную; суффиксы действительных причастий; знаки препинания при деепричастных оборотах и одиночных деепричастиях; запятые в сложных предложе­ниях).

Грамматическое задание.

1. Найдите в тексте наречия, подчеркните их как члены предложения и напишите смысловую группу.

2. Выпишите из текста диктанта наречия в сравнительной сте­пени и выполните их морфемный разбор.

3. Выполните морфологический разбор:

I вариант - одного на­речия и одного причастия;

II вариант - одного наречия и одного деепричастия.

Контрольная работа № 5

По теме «Наречие»

Цель: проверить знания учащихся по данной теме; совершенствовать умения и навыки

В ПОДЗЕМЕЛЬЕ

Сначала послышался стук и шум обвалившейся штукатурки. Что-то завозилось вверху, справа тряхнуло, и большая птица, взмахнув крылом, поднялась к дыре в крыше. Часовня на мгновенье будто потемнела. Ог- ромная старая сова, издавна жившая в подземелье и обеспокоенная нашей возней, выпорхнула из темного угла и вылетела вон.

Я почувствовал прилив судорожного страха.

Поднимай! - крикнул я товарищу, крепко-накрепко схватившись за ремень.

Не бойся, - по-прежнему успокаивал он меня.

Но неожиданно лицо его исказилось от страха. Он вскрикнул и мгно­венно исчез, спрыгнув с подоконника. Сзади я увидел странное явление, поразившее меня.

(87 слов.) (По В. Короленко.)

Грамматические задания

1. Укажите разряды наречий.

2. Сделайте морфологический разбор и разбор по составу:

1вариант 2вариант

сначала издавна

3. Замените фразеологизмы одним словом (наречием):

1вариант 2 вариант

во все горло (громко) тьма-тьмущая (много)

хоть пруд пруди (много) черепашьим шагом (медленно)

во все лопатки (быстро) кот наплакал (мало)

спустя рукава (плохо) не покладая рук (усердно)

при царе Горохе (давно) хоть глаз выколи (темно)

в час по чайной ложке (помалу) ни свет ни заря (рано)

из рук вон (плохо) с бухты барахты (необдуманно)

как убитый (крепко) до корней волос (сильно)

время от времени (иногда) сломя голову (быстро)

4. Сделайте синтаксический разбор.

1вариант 2 вариант

предпоследнего предложения последнего предложения

Контрольный диктант № 6

По теме «Предлог»

Цели: проверить знания, полученные на уроках русского язы­ка по теме «Предлог»; закрепить навык морфологического разбора предлога; продолжить работу по овладению орфографическими умениями и навыками.

МЕНШИКОВА БАШНЯ

В течение времени, когда Россией правил Петр I, имя Александра Да­ниловича Меншикова было известно всем, несмотря на то что он не отли­чался ни знатностью рода, ни богатством.

В Москве Меншиков решил возвести навстречу солнцу храм неви­данной высоты, на три метра выше колокольни Ивана Великого. Храм был совсем не похож на старинные московские церкви. В одном из ярусов находились английские башенные часы, которые били каждую четверть часа. Прозвали эту церковь Меншиковой башней.

Однако четырнадцатого июня тысяча семьсот двадцать третьего года вследствие удара молнии церковь сгорела. В Москве насчет пожара реши­ли, что это наказание и предупреждение высоко поднявшемуся времен­щику о грядущем падении. Надо иметь в виду, что впоследствии предска­зание сбылось. Вскоре Меншиков был лишен всех званий и богатств и сослан

(118 слов).

(Прописная буква. Непроизносимые согласные. Падежные окончания существительных, причастий. Суффиксы прилагатель ных. Не и ни с разными частями речи. Производные предлоги. Од­нородные члены. Сложные предложения. Числительные.)

Грамматические задания.

1. Выпишите из текста предлоги; укажите, какие они: произ­водные - непроизводные.

2. Выполните морфологический разбор одного производного и одного непроизводного предлога.

3. Надпишите разряды наречий.

    Разберите по составу слова впоследствии, поднявшемуся.

Контрольный диктант № 7

По теме «Союз»

Цели: проверить и систематизировать знания, полученные при изучении темы «Союз»

ПОЗДНИЙ РАССВЕТ

Темный поздний рассвет чуть брезжит над болотами. Среди черных, гнилых лугов, среди дымчатого кустарника, среди полей, покрытых неров­ными рядами сжатого, но неубранного льна, болота светились бело и слепо, как олово.

Озябшие вороны, ночевавшие в кустарнике, уже проснулись и с голод­ным карканьем перелетали с места на место. Они лениво двигали крыльями, тяжелевшими от ночной сырости.

В особенно низких местах на земле лежал плотный белый туман. При­зрачные верхушки кочек с пучками мертвой травы, казалось, плавали на по­верхности тумана.

Вокруг, насколько хватало глаз, все было мертво, пустынно, очень тихо. Лишь далеко на востоке туманный воздух время от времени вздрагивал, как будто там мягко, но очень сильно хлопали большой дверью.

(106 слов.) (В.Катаев)

(Правописание безударных гласных в корне слова, согласных, приставок, окончаний и суффиксов существительных, прилагатель­ных, глаголов и глагольных форм, н и ни в словах, мягкого знака, на­речий, производных предлогов, союзов и частиц; употребление знаков препинания в простом осложненном и сложносочиненном предложе­ниях.)

Грамматические задания.

1. Выделите союзы и графически покажите, для чего они слу­жат.

2. Выполните морфологический разбор одного сочинительного и одного подчинительного союзов.

3. Выполните синтаксический разбор первого предложения 2-го абзаца («Озябшие вороны...»).

Контрольный диктант № 8

По теме «Частица»

Цели: систематизировать знания, полученные на уроках русского языка по теме «Частица»; повторить порядок синтаксического разбора; объяснить лексическое значение указанных слов

ПОСЛЕ ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

С рейда город Мессина выглядел по-сицилийски красиво, заманчиво, однако Пете на миг почудилось что-то тревожное в расположении и коли­честве домов. Их оказалось гораздо меньше, чем могло быть. Между ними угадывались какие-то мертвые пространства, скрытые в беспорядочных зарослях. Лишь когда высадились на пристань, Петя увидел, что больше половины города представляет собой руины.

Тогда он вдруг вспомнил слова, которые три года назад с ужасом по­вторял весь мир: мессинское землетрясение.

Разрушение города и гибель десятков тысяч людей произошли в тече­ние нескольких минут и не оставили после себя ни крепостных башен, ни мраморных колоннад - ничего, кроме жалких обломков квартирных пере­городок с клочьями обоев, дранки, битого стекла и скрученных железных кроватей, поросших теперь дерезой и пасленом. Это был первый разру­шенный город, который видел Петя.

(110 слов.) (В. Катаев.)

(Приставки. Суффиксы прилагательных. Дефисное написание местоимений и наречий. Частицы не и ни, другие служебные части речи.)

Для справок. Дереза - степное кустарниковое растение; паслён - травянистое растение

Грамматические задания

1. Найдите в тексте частицы и надпишите, к какому раз­ряду они относятся.

2. Выделите в тексте. 1вариант- предлоги;

2 вариант- союзы.

Укажите их признаки.

3. Выполните синтаксический разбор предложения. Между ними угадывались какие-то мертвые пространства, скрытые в беспорядочных зарослях.

Контрольный диктант № 9

Итоговый контрольный диктант

Цель: проверить знания ребят, полученные в седьмом классе.

В прохладный июньский день, когда пролитая небесная синь утекала, поблескивая, я сидел на высоком берегу и любовался рекой, суетой ласточек-береговушек, цветущими рядом на лугу головками колокольчиков и лютиков, следил за далеким седым дождем с растрепанной бородой.

Вдруг совсем близко задышал светловолосый ветер. Дрожа от волнения, он принес и подарил мне чудный запах цветущего шиповника. Заросли этого кустарника виднелись из небольшой ложбинки, и ветру было трудно и далеко оттуда донести и сохранить чарующий розовый аромат, исходящий из ладоней благоухающего шиповника. Спасибо за радость, ветерок!

Тут же и подумалось: любуясь деревом, цветком ли, мы никогда не вспоминаем и не думаем про их корни, и бываем похожи на эту вот доволь-ную трясогузку, которая, выпялив грудку, только что деловито перебежала тропинку.

(115 слов.) (Ф.Нестеров)

(Безударные гласные и корне слона; чередующиеся гласные и кор не, не с прилагательными и глаголами; написание гласных и суффик­сах причасгий; чапятая при причастных оборотах; знаки препинания при обращении; знаки препинания в сложных предложениях; занятая между однородными членами предложения.)

Грамматические задания .

1. Какова главная тема текста?

2. Дайте лексическое значение слову аромат.

3. Графически обозначьте причастные и деепричастные обороты.

4. Сделайте синтаксический разбор I2 предложения второго абзаца (Дрожа от волнения...)

5. Выполните морфологический разбор слов:

I вариант – сДокумент

Закрепления навыков правописания" А. В. Хлебниковой, Е. Ф. Плотниковой.) Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме "Причастие... цифры. 1) (Следствие) Вылет самолёта задерживался.... 2) (Цель ) Фермер применил удобрение... 3) (Счёт) Служащий...

  • Тема: Работа над ошибками в итоговом контрольном диктанте за год

    Документ

    Над ошибками в итоговом контрольном диктанте за год Цель : закрепить и систематизировать... ошибками, допущенными в диктанте (самоанализ работ) Дидактическая... контрольного диктанта ? - Какие слова, орфограммы оказались сложными для вашего написания? … Цель ...

  • Тема: Итоговый контрольный диктант за год

    Документ

    6 класс Тема: Итоговый контрольный диктант за год Цель : закрепить и систематизировать знания... результатов своей деятельности КИМ: диктант «Лес» по И. Тургеневу... Какие затруднения почувствовали при написании контрольного диктанта ? - Какие слова, ...

  • Контрольный диктант № 1 по теме «Повторение»

    Цель работы - проверить остаточные знания, умение писать текст под диктовку, орфографическую зоркость, умение графически обозначать орфогаммы в словах.

    Удивительный случай.

    Лес переливался веселыми звездами росы. Раздавались птичьи голоса. Во мху таились крепкие молодые боровички. По веткам сосны прыгала веселая белочка.

    Вот она спустилась на землю, пересекла полянку, подобралась к белому грибу. Вдруг появилась старая лисица. Белочка заметила опасность, мигом очутилась на высокой березе.

    Лисица сторожила за кустом. Белочка заметила ее, пробралась на самый кончик гибкой березовой веточки, сжалась в комок и прыгнула. Но не долетела до спасительной сосны, а упала на лисью спину. Лиса ужасно испугалась и бросилась бежать. (80 слов)

    Графически обозначить орфограммы в словах и между словами.

    1 вариант: в 1-2м предложениях.

    2вариант: в 3-4 предложениях.

    2. Составить схемы предложений:

    1вариант:5 и 7-го предложений.

    2 вариант:9 и 11- го предложений

    3. Разобрать по составу слова:

    2 вариант: звездами, березовый

    Контрольный диктант №2 "Простые и сложные предложения"

    Цель работы - развитие умения слушать, самостоятельно писать под диктовку и проверять написанное, писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать их на письме.

    Последняя песня.

    Давно ушел с болота медведь к берлоге. Снялись журавли, последний раз махнули крылом и улетели.

    Лес утих, приготовился к предзимью, к густым дождям. Последнюю песню в лесу всегда поет лось. Большой и мудрый житель тайги выходит на край мохового болотца. Долго слушает, а потом запрокидывает тяжелые рога, поднимает голову и трубит в осеннюю чистоту неба. Молчат и лес, и ветер, и вода в озере. Трубный звук долго гудит под огнем берез. Лес слушает свою последнюю песню, верит трубной клятве перед зимним ненастьем. (84 слова)

    Контрольный диктант № 3" Запятая в сложном предложении"

    Цель работы - развитие умения слушать, самостоятельно писать под диктовку и проверять написанное, писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать их на письме, пунктуационно оформлять предложения.

    Бобренок.

    Снег весной растаял, вода поднялась и затопила бобровую хатку. Бобры перетащили бобрят на сухие листья, но вода подобралась еще выше, и бобрята расплылись в разные стороны.

    Самый маленький бобренок выбился из сил и стал тонуть.Я заметил его, вытащил из воды и принес домой.

    За печкой он почистился,высушился, потом нашел веник, уселся на задние лапки и стал его грызть. Утром стружки валялись по всему полу, а у стола ножка стала тоненькой. Это бобренок постарался! Вода в реке спала, и я выпустил зверька. (84 слова)

    (По Г. Снегиреву)

    Контрольный диктант № 4 «Пунктуация в простом, сложном и в предложении с прямой речью»

    Цель работы - развивать умение слушать, самостоятельно писать под диктовку и провреять написанное, писать слова с изученными орфограммами, пунктуационно оформлять предложения.

    Кабан Васька

    В доме отдыха началась зарядка, и звуки марша наполняли округу. Вдруг перед строем возник кабан! Люди испугались, смещались. Все увидели человека с ружьем, но стрелять охотник не спешил. Присел, вынул краюху хлеба и положил на землю. « Васька!»- позвал охотник. Кабан поднял голову и подошел к человеку.

    Однажды зимой больной, голодный кабан забрел в деревню. Дядя Егор накормил его. Зверь привык к человеку, откликался на кличку «Васька». Потом он окреп и исчез. Смотрели люди на Ваську и думали: «Не забыл зверь человеческую доброту». (84 слова)

    Контрольный диктант № 5 «Правописание слов с буквой ь после шипящих в конце имен существительных»

    Цель работы - развивать умение слушать, самостоятельно писать под диктовку и проверять написанное, писать слова с изученными орфограммами, пунктуационно оформлять предложения.

    Дорога шла через рожь. Все по пути мне было интересно. Вот пробежала мышь. Вот в лесу послышался плач. Это сыч затянул свою песню. Мы подошли к реке, сбросили на траву тяжелые рюкзаки, приготовили удочки. Наступила ночь, и рыбная ловля началась. Кругом стояла тишь, только камыш тихо шептался с рекою. Скоро мне попался большой ерш, а у отца на толстой леске бился огромный лещ.

    Вот и полночь. Мы быстро сделали шалаш. Утром, только проглянул луч солнца, мы были на ногах. Рождался новый день. (81 слово)

    Контрольный диктант № 6 "Имя существительное"

    Цель работы - развивать умение слушать, самостоятельно писать под диктовку и проверять написанное, писать слова с изученными орфограммами, пунктуационно оформлять предложения.

    Музыкант.

    Жил в деревне старый охотник. Он очень любил музыку.Обычно сидит по вечерам на завалинке и играет на скрипке.

    Однажды знакомый крестьянин говорит ему: «Брось ты скрипку, берись за ружье. Я сейчас медведя видел в лесу». Взял старик ружье, пошел в лес. Тишина. И вдруг с опушки послышался протяжный красивый звук. Словно струна поет.

    Старик подкрался и увидел на опушке разбитое грозой дерево. Из него торчали длинные щепки. Под деревом сидел медведь. Схватил он одну щепку лапой, потянул и отпустил. Раздался звенящий звук.

    Брел охотник по тропинке и думал о медведе. В их местности не слыхали о таком чуде. Медведь играл на разбитом грозой дереве!

    Не смог музыкант стрелять в музыканта! (112 слов) (По В. Бианки)

    Контрольный диктант № 7"Буквы безударных гласных в окончаниях прилагательных"

    Цель работы - развивать умение слушать, самостоятельно писать под диктовку и проверять написанное, писать слова с изученными орфограммами, пунктуационно оформлять предложения

    Пахучее облако.

    Недавно я встретил пахучее облако.

    Я сидел в сосновом бору у крохотного озера. Вода в нем сегодня была желтой. Из озера то и дело выпрыгивала блестящая рыба, и по воде расходились упругие круги.

    Я долго не мог ничего понять. Но потом взглянул вверх, и все стало ясно. Над бором опускалось большое рыжее облако. Это цвели сосны. Легкая пыльца садилась на землю, на воду. На вкус она была сладкой, пахла хвоей.

    Рыбы оказались догадливей меня. Они сразу смекнули, что облако не только пахучее, но и вкусное. (87 слов)

    (По Ю. Г. Качаеву)

    Контрольный диктант № 8"Буквы безударных гласных в окончании глагола"

    Цель работы: развивать умение слушать, самостоятельно писать под диктовку и проверять написанное, писать слова с изученными орфограммами, пунктуационно оформлять предложения

    Три месяца ты можешь наблюдать ход весны. Хорошо, если ты шагаешь вместе с ней, смотришь, думаешь, запоминаешь.

    Вчера ты шел в школу под зимним небом, а сегодня в небе- весна. Поле чернеет проталинами, и ты чувствуешь запах оттаявшей земли. И ты скажешь: « Этого еще вчера не было».

    Лужайка меняет свой вид после теплого дождя. Она начинает зеленеть иголочками молодых травинок. В синем небе трепещет, дрожит, медленно исчезает в вышине золотая звездочка. Это жаворонок взлетает над лугом. Его звонкий голос вы всегда услышите в ясный весенний день. (86 слов)

    Контрольный диктант № 9 " Глагол"

    Цель работы - развивать умение слушать, самостоятельно писать под диктовку и проверять написанное, писать слова с изученными орфограммами, пунктуационно оформлять предложения

    Рассвет в лесу.

    Если ночуешь в лесу, то всегда просыпаешься раньше. Но не потому, что спишь не на мягкой постели. Удивительный мир начинается рядом с твоей палаткой. Вот по лесной тропинке бежит ежик.

    Вот краснеет ягодка душистой земляники, и солнечный луч играет на ее влажном от росы пушке. Мотылек проснулся и уже завтракает, погружает в сладкий сок свои губы.

    Сидишь у палатки, смотришь вокруг, дышишь и не надышишься легким, свежим воздухом. Свежесть росистой травы наполняет бодростью ваше тело. (78 слов)

    Итоговый контрольный диктант

    Цель работы - проверить усвоение материала, изученного за год, развивать умение слушать, самостоятельно писать под диктовку и проверять написанное, писать слова с изученными орфограммами, пунктуационно оформлять предложения

    Вышла на край леса старая лосиха с маленьким лосенком. Учится бегать детеныш. Спотыкаются о кочки его длинные ноги. Ласково греет в редком лесу весеннее солнышко. Уже надулись на деревьях душистые клейкие почки. Лоси сломали березовую ветку, из нее сочится и капает сладкий сок. Синими кажутся в лесу весенние лужи. Золотистыми пуховками распустились кустики ивы. Хорошо пахнет в весеннем лесу! Задремала на теплом солнце лосиха, но чутко слышит она все звуки. Спокойно резвится Лосенок. Не даст его в обиду чуткая и сильная мать. (83 слова)

    Диктант по теме «Глагол»

    (4 класс, 3 четверть)

    Рассвет в лесу

    Кончилась летняя теплая ночь. Наступило раннее утро. На краю болота токует глухарь. Далеко раздаётся его громкая песня. Над полянами стелется туман. Роса покрыла листву на деревьях. Проснулись птицы. Закуковала кукушка.

    Выглянуло солнышко и покатилось по синему небу. Обсохнет на солнце роса. Громче закукует кукушка. Растает туман над поляной.

    Вот с лесного промысла торопится усталый зайчишка. Бегала за ним хитрая лисица, пугал страшный филин, ловила разбойница – рысь. От всех врагов ушёл ловкий зверёк.

    Орфографическое задание

    Вариант 1

      Запиши слова в два столбика :

      Обозначь

    Вариант 2

      Запиши глаголы в два столбика

      Обозначь окончания.

    Вариант 1

      Запиши слова в два столбика :

      Слова, в которых нужно писать ь на конце;

      Слова, в которых ь писать не нужно.

    Испеч…, чертёж…., плющ…., не плач…, придумаеш…, много задач…, глуш…, мяч… .

      Выпиши из текста три слова с орфограммой «Безударные личные окончания глаголов». Обозначь окончания, определи спряжение.

    Вариант 2

      Запиши глаголы в два столбика по спряжениям. Вставь пропущенные буквы, обозначь окончания.

    Крас…м, слуша…м, приглаша…м, пил…м, боле..м, не обид…м, гуля…м, прос…м.

      Выпиши из текста три слова с орфограммой «Гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени». Обозначь окончания.

    Вариант 1

      Запиши слова в два столбика :

      Слова, в которых нужно писать ь на конце;

      Слова, в которых ь писать не нужно.

    Испеч…, чертёж…., плющ…., не плач…, придумаеш…, много задач…, глуш…, мяч… .

      Выпиши из текста три слова с орфограммой «Безударные личные окончания глаголов». Обозначь окончания, определи спряжение.

    Вариант 2

      Запиши глаголы в два столбика по спряжениям. Вставь пропущенные буквы, обозначь окончания.

    Крас…м, слуша…м, приглаша…м, пил…м, боле..м, не обид…м, гуля…м, прос…м.

      Выпиши из текста три слова с орфограммой «Гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени». Обозначь окончания.

    Орфографическое задание (ответы)

    Вариант 1

      Запиши слова в два столбика :

    Слова с ь Слова без ь

    испечь чертеж

    не плачь плющ

    придумаешь много задач

    глушь мяч

      Выпиши из текста три слова с орфограммой «Безударные личные окончания глаголов». Обозначь окончания, определи спряжение.

    Все варианты: токует (1-е спр.), стелется (1 –е спр.), обсохнет (1-е спр.), закукует (1-е спр.), растает (1-е спр.), торопится (2-е спр.).

    Вариант 2

      Запиши глаголы в два столбика по спряжениям. Вставь пропущенные буквы, обозначь окончания.

    1-е спр. 2- е спр.

    слушаем красим

    приглашаем пилим

    болеем не обидим

    гуляем просим

      Выпиши из текста три слова с орфограммой «Гласные в окончаниях глаголов прошедшего времени». Обозначь окончания.

    Все варианты: кончилась, наступило, проснулись, закуковала, выглянуло, покатилось, бегала, ловила.

    Контрольно-измерительные материалы по курсу русского языка в 8 классе

    Урок №9 . Контрольная работа №1

    Контрольный диктант с грамматическим заданием

    Рассвет

    Лиловый сумрак на рассвете бледнеет, линяет и превращает-ся в слепую туманную дымку. На фоне молочного неба резче про-ступают черные силуэты деревьев. Лес замирает, падает ветер, молчат птицы. Только на дне долины, похожей на широкую чашу, вдавленную в горы, глухо звучит водопад, погромыхивает горная речка.

    Но вот край чащи, обращенный к востоку, начинает розоветь, сползает чернота с высоких елей и широких крон сосен, сквозь космы тумана проглядывает яркая зеленая хвоя. Заря разгорается, смывает ночь, наполняет долину до краев золотистым светом, воз-вращает вереску его дневной сиреневатый цвет. Ветер осторожно сдувает с деревьев хлопья тумана, и только над водопадом клубит-ся водяная пыль.

    Вместе с солнечным светом оживают лесные поляны.

    (3. Воскресенская.) (106 слов.)

    Грамматическое задание

    1. Выполнить морфемный разбор слов:

    I в. – проглядывает, водопадом

    II в. – разгорается, водяная

    2. Выполнить морфологический разбор слов:

    I в. – обращенный к востоку

    II в. – сдувает с деревьев

    3. Выполнить синтаксический разбор предложения:

    Заря разгорается, смывает ночь, наполняет долину до краев золотистым светом, возвращает вереску его дневной сиренева-тый цвет. (Для обоих вариантов.)

    4. Выписать по одному сочинительному и подчинительному словосочетанию.

    Кодификатор

    № умения

    Проверяемое умение

    № задания

    Определять морфемный состав слова

    Определять морфологические признаки слов

    Определять грамматическую основу предложения

    Определять второстепенные члены предложения

    Определять синтаксическую характеристику предложения

    Определять сочинительное словосочетание

    Определять подчинительное словосочетание

    Анализ диктанта

    Дата ____________ класс ______________ Учитель _______________

    Тема __________________________________________________________

    Количество учащихся в классе _________ чел. ________ %

    Выполнили работу на

    Показатель качества знаний ___________ %

    Показатель обучено ___________ %

    Фамилии учащихся, получивших «2» и «1»:

    ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Типичные ошибки:

    Чел.

    Чел.

    Чел.

    Чел.

    Чел.

    Чел.

    Чел.

    Чел.

    Чел.

    Чел.

    Чел.

    Чел.

    Чел.

    Чел.

    Чел.

    Чел.

    Дополнительные задания

    Количество учащихся, выполнявших работу _______ чел. ________ %

    Выполнили работу на

    «5» - ________ чел. _________ %

    «4» - ________ чел. _________ %

    «3» - ________ чел. _________ %

    «2» - ________ чел. _________ %

    «1» - ________ чел. _________ %

    Типичные ошибки:

    Чел.

    Чел.

    Чел.

    Чел.

    Схема анализа грамматического задания

    № задания

    Фамилия, имя учащегося

    Действия учащихся

    Определили морфемный состав слова

    Определили морфологические признаки слов

    Определили грамматическую основу слова

    Определили второстепенные члены предложения

    Определили синтаксическую характеристику предложения

    Определили сочинительные словосочетания

    Определили подчинительные словосочетания

    Сумма баллов

    Урок №12. Контрольная работа №2

    Изложение, близкое к тексту.

    Очерк К.Г. Паустовского «Михайловские рощи»

    В Пушкинском заповеднике три огромных парка: Ми-хайловский, Тригорский и Петровский. Все они отличают-ся друг от друга так же, как отличались их владельцы.

    Тригорский парк пропитан солнцем. Такое впечатление остается от него почему-то даже в пасмурные дни. Свет ле-жит золотыми полянами на веселой траве, зелени лип, об-рывах над Соротью и на скамье Евгения Онегина. От этих солнечных пятен глубина парка, погруженного в летний дым, кажется таинственной и нереальной. Этот парк как будто создан для семейных праздников, дружеских бесед, для танцев при свечах под черными шатрами листьев, де-вичьего смеха и шутливых признаний. Он полон Пушки-ным и Языковым.

    Михайловский парк – приют отшельников. Это парк, где трудно веселиться. Он создан для одиночества и раз-мышлений. Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в такие же величе-ственные, как и он сам, столетние и пустынные леса. Толь-ко на окраинах парка сквозь сумрак, всегда присутствую-щий под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой. В него десятками сыплются маленькие лягушки.

    Главная прелесть Михайловского парка в обрыве над Соротью и в домике няни Арины Родионовны – единствен-ном домике, оставшемся от времен Пушкина. Домик так мал и трогателен, что даже страшно подняться на его ветхое крыльцо. А с обрыва над Соротью видны два синих озера, лесистый холм и наше вековечное скромное небо с уснувши-ми на нем облаками.

    В Петровском парке был дом пушкинского деда – строп-тивого и мрачного Ганнибала. Петровский парк хорошо ви-ден из Михайловского за озером Кучане (оно же Петров-ское). Он черен, сыр, зарос лопухами, в него входишь как в погреб. В лопухах пасутся стреноженные лошади. Крапива глушит цветы, а по вечерам парк стонет от гомона лягушек. На вершинах темных деревьев гнездятся хриплые галки.

    Задание

    1. Составить сложный план, включив в него все микротемы.

    2. Написать изложение, близкое к тексту.

    Кодификатор

    № умения

    Проверяемое умение

    № задания

    Составление сложного плана текста

    Выделение микротем в плане

    Написание изложения по плану

    Написание изложения близкого к тексту

    Схема анализа грамматического задания

    № задания

    Фамилия, имя учащегося

    Действия учащихся

    Составили сложный план текста

    Выделили все микротемы текста в плане