18.08.2023

Отрицательные стороны информатизации образования. Тема «Положительные и отрицательные числа


9 класс ___________

Тема: ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №2. Анализ картографического материала, определение положительных и отрицательных черт ЭГП и ПГП Крыма.

Цель: продолжить формирование знаний об особенностях ЭГП и ПГП Крыма

Задачи:

образовательные:

    обеспечить знания обучающихся о ЭГП Крыма, истории Крыма, населении Крыма

развивающие:

    развития мышления (учить анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии обобщать и систематизировать, доказывать и опровергать, объяснять и определять понятия, ставить и решать проблемы)

воспитательные:

    воспитания сознательного и серьёзного отношения обучающихся к учебной дисциплине

    воспитания умения слушать других, культуры речи, общения;

    воспитания потребности в овладении специальными знаниями, умениями, навыками

Ход урока

Организационный момент

Актуализация опорных знаний

Что такое ЭГП?

Какое значение имеет ЭГП для развития территории?

Как изменилось ЭГП Крыма после 2013 года?

Что такое ПГП?

Как ПГП может влиять на развитие территории?

Назовите главные изменения ПГП Крыма после 2013 года.

Практическая работа

Цель: закрепить понятия ЭГП и ПГП, определить особенности, оценить и выявить положительные и отрицательные черты ЭГП и ПГП Крыма

1. На к/к Европы обозначьте государственные границы России, Республики Крым и г.Севастополь

2. Подпишите страны, с которыми РК, как часть России, граничит по Азово-Черноморскому бассейну

3. Обозначьте столицы указанных государств

4. Разной штриховкой обозначьте стран-соседей, которые входят в ЕС и НАТО

Факторы

Положительные черты

Отрицательные черты

- Положение по отношению к соседним странам

- Положение по отношению к основным сухопутным и морским транспортным путям

- Положение по отношению к топливно-сырьевым базам, промышленным и с/х районам

- Положение по отношению к районам сбыта продукции

Страны среднего уровня развития

На пересечении морских путей из России и Украины в страны АЧР и Средиземного моря

Шельф богат углеводородами, близко к угольным и рудным бассейнам

Газопровод «Турецкий поток» с ответвлением на Крым

Санкции против Крыма и РФ

Транспортная сухопутная изолированность изолированность от России

6. Определите черты ПГП Крыма (заполните таблицу)

Факторы

Положительные черты

Отрицательные черты

Участие в международных военных, экономических и политических организациях

Участие стран-соседей в международных организациях и военных блоках

Турция – динамично развивающаяся страна, лидер черноморской торговли

Избыточно-милитаризованный регион. Расположение военных баз НАТО в Турции, Болгарии, Румынии, партнерство Грузии и Украины с НАТО

Выделение среди стран-соседей союзных, враждебных и нейтральных государств. Наличие спорных территорий

Контактность со странами Причерноморья, Восточной и Южной Европы, Ближнего Востока.

Конфликтность (потенциальная)

Объект территориального спора между Россией и Украиной

«Горячие точки», угрожающие безопасности

Юго-восток Украины, Херсонская область

7. Сделайте общий вывод об оценке ЭГП и ПГП Крыма

Положительные и отрицательные стороны использования ИКТ в школе

Может сложиться впечатление, что использование средств ИКТ всегда оправданно во всех областях образовательной деятельности. Безусловно, во многих случаях это именно так. Вместе с тем, информатизация образования обладает и рядом негативных аспектов. Позитивные и негативные факторы информатизации общего среднего образования необходимо знать и учитывать в практической работе каждому учителю.

Использование средств ИКТ в системе подготовки школьников приводит к следующим значимым возможностям:

  • совершенствование методов и технологий отбора и формирование содержания общего среднего образования;
  • введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения;
  • внесение изменений в обучение традиционных школьных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;
  • повышение эффективности обучения школьников за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивационных рычагов;
  • организация новых форм взаимодействия в процессе обучения и изменение содержания и характера деятельности учителя и ученика;
  • совершенствование механизмов управления системой общего среднего образования .

Процесс информатизации образования актуализирует разработку подходов к использованию потенциала ИКТ для развития личности школьников. Этот процесс повышает уровень активности и реактивности обучаемого, развивает способности альтернативного мышления, формирования умений разрабатывать стратегию поиска решений, как учебных, так и практических задач, позволяет прогнозировать результаты принятых решений.

Реализация дидактических возможностей компьютерных технологий широки и разнообразны. Они позволяют реализовать идеи личностно-ориентированного подхода, при котором учебный материал и организация учебного процесса создают условия для раскрытия индивидуальных способностей учащихся, их творческого потенциала, их интереса и познавательной активности. Добиться этого можно посредством использования программных продуктов, образовательных электронных средств. Внедрение мультимедийных технологий в образование позволило во многом облегчают труд преподавателя, который организовывает учебный процесс таким образом, что отработка того или иного навыка может проходить как в ходе занятия, так и в неурочное время, осуществляться индивидуальный подход в обучении.

Большинство учебных заведений в данный момент оснащены современными компьютерами, но выбор и закупка программного обеспечения для них зачастую носит случайный характер. Одной из главных причин является недостаточная информированность об имеющихся на рынке программных продуктах и их особенностях .

Перечисленные положительные стороны использования ИКТ в общем среднем образовании далеко не единственны.

Использование современных средств ИКТ во всех формах обучения может привести и к ряду негативных последствий.

В частности, чаще всего одним из преимуществ обучения с использованием ИКТ называют индивидуализацию обучения. Однако наряду с преимуществами здесь есть и крупные недостатки, связанные с тотальной индивидуализацией. Индивидуализация сводит к минимуму ограниченное в учебном процессе живое общение учителей и школьников, учащихся между собой, предлагая им общение в виде "диалога с компьютером". Другим существенным недостатком повсеместного использования средств ИКТ в общем среднем образовании является свертывание социальных контактов, сокращение практики социального общения, индивидуализм.
Наибольшую трудность представляет собой переход от информации к самостоятельным профессиональным действиям.

Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть в результате применения современных средств ИКТ, предоставляющие учителям и школьникам значительную свободу в поиске и использовании информации. Нелинейная структура информации подвергает школьника "соблазну" следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала . Колоссальные объемы информации, представляемые некоторыми средствами информатизации, такими как электронные справочники, энциклопедии, Интернет- порталы, также могут отвлекать внимание в процессе обучения. Когда школьнику одновременно демонстрируют информацию разных типов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию .

Использование Интернет ресурсов, часто приводит к отрицательным последствиям. Чаще всего при использовании таких средств, срабатывает свойственный всему живому принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач из школьных учебников стали сегодня в школе уже привычным фактом.

Для многих обучаемых компьютер может просто остаться увлекательной игрушкой. В этой связи достаточно вспомнить "заигравшихся" школьников, которые, к сожалению, в настоящее время тоже не являются редкостью.
Средства ИКТ могут стать не только мощным средством становления и развития школьников (как личности; субъекта познания, практической деятельности, общения, самосознания), но и, наоборот, способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и т.п. .

Во многих случаях использование средств ИКТ неоправданно лишает школьников возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результатах обучения.

И, наконец, нельзя забывать о том, что чрезмерное и не оправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.
Используя средства ИКТ, учителя должны учитывать два возможных направления внедрения средств информатизации в учебный процесс. Первое из них связано с тем, что средства ИКТ включаются в учебный процесс в качестве "поддерживающих" средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы общего среднего образования. Внедрение средств ИКТ в рамках второго направления приводит к изменению содержания общего среднего образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения средств информатизации в отдельных школьных учебных дисциплинах. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности школьника.

Использование информационных и коммуникационных технологий будет оправданным и приведет к повышению эффективности обучения в том случае, если такое использование будет отвечать конкретным потребностям системы образования, если обучение в полном объеме без использования соответствующих средств информатизации невозможно или затруднительно .

Все приведенные выше доводы и факторы говорят о том, что применение средств ИКТ в обучении школьников по принципу "чем больше, тем лучше", не может привести к реальному повышению эффективности системы общего среднего образования. В использовании средств ИКТ необходим взвешенный и четко аргументированный подход.

Список литературы:

1. Информационные революции и информационные технологии //

Информационное общество [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

2. Лукина Н.П. Информационное общество: теория и практика /

Н.П. Лукина. - Томск: Изд-во ТГУ, 2004. - 245с

3. Скворцов Л.В. Информационная культура и цельное знание:

Избранные труды / Л.В. Скворцов - М.: ИНИОН РАН, 2001. - 288с

4. Ходакова Н.П. Инновационные подходы в обучении студентов, формирующие информационную культуру будущих педагогов/ Научные исследования в образовании. - 2007. - № 4. - С. 186-188.

Гумина Ольга Михайловна, учитель начальных классов Частного образовательного учреждения «Частная общеобразовательной школа «Ступени»

Целесообразность и эффективность использования средств информатизации в общем среднем образовании

Может сложиться впечатление, что использование средств ИКТ всегда оправданно во всех областях образовательной деятельности. Безусловно, во многих случаях это именно так. Вместе с тем, информатизация образования обладает и рядом негативных аспектов. Позитивные и негативные факторы информатизации общего среднего образования необходимо знать и учитывать в практической работе каждому учителю.
+ Использование средств ИКТ в системе подготовки школьников приводит к обогащению педагогической и организационной деятельности средней школы следующими значимыми возможностями:

  • совершенствование методов и технологий отбора и формирование содержания общего среднего образования;
  • введение и развитие новых специализированных учебных дисциплин и направлений обучения, связанных с информатикой и информационными технологиями;
  • внесение изменений в обучение большинству традиционных школьных дисциплин, напрямую не связанных с информатикой;
  • повышение эффективности обучения школьников за счет повышения уровня его индивидуализации и дифференциации, использования дополнительных мотивации мышления человека - речь оказывается выключенным, обездвиженным в течение многих лет обучения. Обучаемый не получает достаточной практики диалогического общения, формирования и формулирования мысли на профессиональном языке.

v свертывание социальных контактов, сокращение практики социального взаимодействия и общения, индивидуализм.

v Колоссальные объемы информации, представляемые некоторыми средствами информатизации, такими как электронные справочники, энциклопедии, Интернет-порталы, также могут отвлекать внимание в процессе обучения.

v Наибольшую трудность представляет собой переход от информации, циркулирующей в системе обучения, к самостоятельным профессиональным действиям, иначе говоря, от знаковой системы как формы представления знания на страницах учебника, экране дисплея и т.п. к системе практических действий, имеющих принципиально иную логику, нежели логика организации системы знаков. Это классическая проблема применения знаний на практике, формальных знаний, а на психологическом языке - проблема перехода от мысли, к действию.

v Кратковременная память человека обладает очень ограниченными возможностями. Как правило, обыкновенный человек способен уверенно помнить и оперировать одновременно лишь семью различными мыслимыми категориями. Когда школьнику одновременно демонстрируют информацию разных типов, может возникнуть ситуация, в которой он отвлекается от одних типов информации, чтобы уследить за другими, пропуская важную информацию.



v Определенные трудности и негативные моменты могут возникнуть в результате применения современных средств ИКТ, предоставляющие учителям и школьникам значительную свободу в поиске и использовании информации. При этом некоторые педагоги и обучаемые зачастую неспособны воспользоваться той свободой, которую предоставляют современные телекоммуникационные средства. Часто запутанные и сложные способы представления могут стать причиной отвлечения обучаемого от изучаемого материала из-за различных несоответствий. К тому же, нелинейная структура информации подвергает школьника "соблазну" следовать по предлагаемым ссылкам, что, при неумелом использовании, может отвлечь от основного русла изложения учебного материала.

v Срабатывает принцип экономии сил: заимствованные из сети Интернет готовые проекты, рефераты, доклады и решения задач из школьных учебников.

v Чрезмерное увлечение ИКТ может способствовать формированию шаблонного мышления, формального и безынициативного отношения к деятельности и т.п.

v Во многих случаях использование средств информатизации образования неоправданно лишает школьников возможности проведения реальных опытов своими руками, что негативно сказывается на результатах обучения.

v чрезмерное и не оправданное использование большинства средств информатизации негативно отражается на здоровье всех участников образовательного процесса.

Используя средства ИКТ, учителя должны учитывать два возможных направления внедрения средств информатизации в учебный процесс.

1. Первое из них связано с тем, что средства ИКТ включаются в учебный процесс в качестве "поддерживающих " средств в рамках традиционных методов исторически сложившейся системы общего среднего образования. В этом случае средства ИКТ выступают как средство интенсификации учебного процесса, индивидуализации обучения и частичной автоматизации рутинной работы учителей, связанной с учетом, измерением и оценкой знаний школьников.

2. Внедрение средств ИКТ в рамках второго направления приводит к изменению содержания общего среднего образования, пересмотру методов и форм организации учебного процесса, построению целостных курсов, основанных на использовании содержательного наполнения средств информатизации в отдельных школьных учебных дисциплинах. Знания, умения и навыки в этом случае рассматриваются не как цель, а как средство развития личности школьника.

Тема: «Положительные и отрицательные числа»

Система Л. В. Занкова

И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская, С.Н. Кормишина Математика: Учебник для 4 класса - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров»

Учитель Алла Алексеевна Благодурова

Общие цели и задачи

    Повторить понятия положительных и отрицательных чисел; закрепить навыки выполнения действий с положительными и отрицательными числами: сравнивать числа и решать задачи с помощью числовой прямой, используя средства ИКТ и ЕК ЦОР

    Развивать логическую смекалку, творческое мышление, используя различные формы работы;

    Развивать умения анализировать, обобщать и делать выводы.

Ожидаемые результаты

1.Знают определение положительных и отрицательных чисел..

2. Умеют выполнять действия с положительными и отрицательными числами.

3.Приводят примеры использования положительных и отрицательных чисел.

Источники

Методическая литература, учебник математики, интернет

Тип урока

У рок повторения, систематизации и обобщения знаний.

Материалы и оборудование

Интерактивная доска, ноутбук, карточки, презентация.

Формирование УУД:

Регулятивные:

Выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного;

Определять цель учебной деятельности самостоятельно;

Составлять план действий при отработке способа действия;

Сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки

Познавательные:

Делать выводы на основе обобщения знаний;

Ориентироваться в разнообразии способов решения задачи;

Пробовать самостоятельно конструировать новый способ действия;
Коммуникативные:

Соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении;

Участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения, подтверждать аргументы фактами;
- организовывать учебное взаимодействие в группе

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I .Организационно –мотивационный момент.

Настрой на добро. Как вы это можете сделать?

Улыбнитесь друг другу.

II . Актуализация опорных знаний и мотивации. Самоопределение в учебной деятельности.

    Ребята, чтобы определить

тему урока вам надо расшифровать слово.

Установить закономерность составления логических цепочек и определить последнее число

Учащиеся определяют буквы, которые складываются в слово «числа».

Устанавливают закономерность составления логических цепочек и определяют последнее число.

2.– На какие группы

можно разделить все названные числа?

Как можно назвать все

записанные в I и II группах числа?

Как можно назвать числа в этой группе.

I группа – дробные числа, II группа – натуральные числа: 1, 4, 6; III группа – особое число 0.

Это положительные числа.

Это отрицательные числа.

III . Постановка учебной задачи (проблемы).

Проговаривание темы и цели урока.

Кто поможет сформулировать тему урока?

- Подумайте, какие задания будут на уроке?

Сегодня урок обобщение по теме "Положительные и отрицательные числа". Приведем в систему изученный материал: координаты на прямой, противоположные числа, сравнение чисел.

Положительные и отрицательные числа

Сравнивать числа, работать с координатной прямой, решать задачи.

IV . Работа по теме урока

Повторение об отрицательных числах.

Задания на сравнение чисел

Самостоятельная работа

Историческая справка.

Практические задания.

Физкультминутка

Работа в парах.

Итог урока. Рефлексия деятельности.

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Ребята, а давайте мы представим, что мы не в классе, а в научной лаборатории. Мы с вами учёные и будем работать с отрицательными и положительными числами. Но чтобы продолжить работу вы должны пройти испытание, ответить на несколько вопросов.

Назовите число которое вы видите.

Как называется это число?

Где оно расположено на координатной прямой?

Скажите, пожалуйста, какие числа называются отрицательными?

Назовите соседние с ним целые числа.

Какое число будет противоположным данному?

Если, мы говорим о координатной прямой, давайте вспомним, что мы о ней знаем.

Что вы видите? Как нам его превратить в координатную прямую?

Найдите координатную прямую?

Так какая прямая называется координатной?

Ну что ж с заданием все справились.

И первое задание, которое поручили вашей лаборатории

Записать красные числа в порядке возрастания, а синие в порядке убывания.

Что значит в порядке возрастания и порядке убывания.

Проверьте правильно ли выполнено задание?

Ребята, давайте закрепим наш опыт. И выполним упражнение на стр.

Прочитайте задание. Что вы скажите о задании?

Выполните это задание самостоятельно.

Скажите, а какие знания нам потребовались, чтобы выполнить это задание?

Сейчас сядьте поудобнее, можно немножко расслабится, подготовится к следующим серьезным заданиям и прослушать небольшую историческую справку.

Понятие об отрицательных числах возникло в практике очень давно, причем при решении таких заданий, где из меньшего числа приходилось вычитать большее число. Египтяне, вавилоняне, а также древние греки не знали отрицательных чисел и для производства вычислений математики того времени пользовались счетной доской. А так как знаков «плюс» и «минус» не существовало, то они на этой доске положительные числа отмечали красными счетными палочками, а отрицательные – синими. И отрицательные числа долгое время назывались словами, которые означали долг, недостача, а положительные трактовались как имущество.

Скажите, пожалуйста, а эти определения отрицательных и положительных чисел как имущество и долг сейчас в нашем современном мире просматриваются? Как вы думаете?

Все научно-исследовательские институты решают задачи, которые потом применяются на практике. Сейчас мы тоже решим несколько задач, в которых увидим, где применяются отрицательные числа

Работа с ТЕРМОМЕТРОМ.

Что вам напоминает термометр?

Назвать температуру.

А сейчас мы свои исследования будем отмечать на координатной прямой и записывать результаты исследования.

Начертите координатную прямую.

Какую температуру показывает термометр?

На сколько опустилась температура?

Какой стала температура воздуха к вечеру?

Как узнали?

Запишите выражения

Какой стала температура воздуха в полночь?

…….

Какой стала температура воздуха к утру?

Давайте проверим, такие ли у вас получились выражения?

А сейчас мы будем работать в парах. На предстоит решить задачу № . Посмотрим какая пара быстрее справится с данным заданием.

Решение задачи.

Как изменить условие, чтобы решение стало короче?

Как вы думаете, справились вы исследовательской работой?

Какое важное открытие вы для себя сделали сегодня?

Продолжи фразу:

Я узнал (а) …
Я повторил (а) …
Я научился (лась) …

Как вы думаете, решили вы на уроке поставленные задачи,

мне хотелось бы узнать, как вы сами оцениваете свою работу на уроке. У каждого из вас, на парте, лежат смайлики. Покажите тот смайлик, который соответствует вашему настроению от сегодняшнего урока.

Выставление отметок.

Отрицательное.

Слева от 0.

Отрицательными числами называются числа, которые расположены на координатной прямой слева от нуля

18 и -20

Координатный луч.

Начертить дополнительный луч.

Координатной прямой называется прямая, на которой есть начало отсчета, единичный отрезок и направление

От меньшего к большему и от большего к меньшему.

Это задание похоже на предыдущее, но отличается тем, что мы сравниваем положительные и отрицательные числа.

Мы знаем, что положительные числа располагаются справа от 0 и чем дальше число от 0, тем оно больше, отрицательные числа располагаются слева от 0 и чем число дальше от нуля, тем оно меньше.

15 градусов тепла

15 градусов выше нуля

15, С

0,С

5 градусов мороза

5 градусов ниже нуля

5,С

Строят координатную прямую.

10гр.

На 4 гр.

6 гр.

10 -4= 6

6-6=0

0-3= -3

Строят координатную прямую.

14-2=12 отрезков

12х2= 24 м

24:2=12м

12:2=6 отрезков

2-6= -4 число

Тема «Положительные и отрицательные числа» Класс: 6 Программа: программа основного общего образования по математике Учебник: И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович, «Математика» Цель урока: Образовательная: обеспечить повторение, обобщение и систематизацию материала по темам «Координатная прямая», «Противоположные числа», «Модуль числа». развивающая: способствовать формированию умений: обобщать, сравнивать, выделять главное, развивать математический кругозор, мышление, внимание и память. воспитательная: содействовать воспитанию интереса к математике. Предметные результаты:  развивать вычислительные навыки,  формировать умение применять изученное понятия для решения задач практического характера. Метапредметные УУД:  Познавательные – применять методы информационного поиска, декодирование, знаково­символическое моделирование;  Регулятивные ­ определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно­практической; оценивать результаты работы, анализировать собственную работу.  Коммуникативные ­ планировать учебное сотрудничество, грамотно выражать свои мысли и выслушивать мнение команды, не перебивая, принимать коллективное решение;  Личностные УУД:  развивать чувство патриотизма, совершенствовать имеющиеся знания, умения, оценивать собственную деятельность: свои достижения, инициативу, причины неудач. Тип урока: урок обобщения и систематизации. Применяемые методы, педтехнологии: дидактическая игра. Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Используемые средства обучения: интерактивная доска, презентация, плакаты, раздаточный материал для работы в группах, учебник для 6 класса по математике А.Г. Мордковича. Используемые Интернет­ресурсы: 1. Стребкова Н.С. ­ http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/deystviya­s­desyatichnymi­drobyami­ 2. Ранько Е.А. Шаблон презентации. - URL: http://pedsovet.su/ Этапы урока 1. Организа­ция класса (2 мин) 2. Постановка целей, задач урока, мотивационная деятельность учащихся (5 мин) Задачи этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД Создать благоприятный психологичес­ кий настрой на работу Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей. Включаются в деловой ритм урока. Делают записи в тетрадях ­Здравствуйте ребята. Сегодня на урок к нам пришли гости, поприветствуйте их. Откройте тетради, запишите число Вместе с учениками определяет тему и цель урока. ­Какую тему мы с вами закончили изучать? А с какими новыми понятиями мы познакомились в этой теме? ­ А что нового научились делать? ­ Мы написали вчера к.р. Сделали работу над ошибками, проанализировали их. Но перейти сразу к новой теме нам рано. Что мы обычно Отвечают на вопросы учителя, взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Формулируют учебную проблему и тему урока. ­ называют все новые понятия темы ­ называют все новые действия ­повторяем, закрепляем знания и обобщаем материал Л: самоопределение. Р: целеполагание. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. К: постановка вопросов, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстником, П: логический анализ объектов с целью выделения признаков, самостоятельное выделение­ формулирование познавательной цели. Р: выделение и осознание

делаем, когда тема подошла к концу? ­ Итак, какая тема будет сегодняшнего урока? ­ Какую цель мы поставим себе сегодня? ­А как нам достичь поставленной цели? (Слайд 2) Напоминает, как заполнять листы самооценки. 3. Актуализация. (8 мин) Актуализация опорных знаний и способов действий. Повторение теории по теме. (Слайд 3) ­Давайте проверим свои работы. Просит прочитать ответы разных учеников. ­ Оцените себя, заполните листы самооценки повторить, обобщить ­ «Положительные и отрицательные числа» ­ и систематизировать материала по этим темам ­ повторим теорию, решать упражнения Отвечают письменно на вопросы. 4.Обобщение и систематизация знаний. (10 мин) Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных Организовывает работу в парах. Задаёт вопросы. Отвечают на вопросы учителя, взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме. Выдвигают предположения. ­ Итак, мы отлично справились с теоретическим заданием. Поэтому готовы отправиться в путешествие в историю математики. На карточках у вас задание, расшифровав которые вы узнаете, где Выполняют задание в парах, кооперируют усилия по решению учебной задачи, осуществляют взаимоконтроль процесса выполнения задания, распределяют роли. По того, что уже пройдено. целеполагание. Л: самоопределение. П: логический анализ объектов с целью выделения признаков Р: осознание того, что уже пройдено. Л: совершенствование имеющихся знаний, умений; умение оценить собственную деятельность К: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение выслушивать мнение членов команды, не перебивая, принятие коллективного решения, управление поведением партнера, оценка действий партнера. П: логический анализ объектов с целью

выделения признаков. Применение метод информационного поиска, декодирование. доказательство. Р: планирование, прогнозирование. Л: совершенствование имеющихся знаний, умений; умение оценить собственную деятельность: свои достижения, инициативу, причины неудач. недостатков. впервые появились отрицательные числа. (Слайд 5) окончании выполнения задания наглядно представляют результаты работы пары. ­ Если вы верно выполнили, то получили название страны – Китай. ­ Заполняем лист самооценки. Заполняют лист самооценки. числа Отрицательные ­ появились значительно позже натуральных чисел и обыкновенных дробей. Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во II в. до н. э. Положительные числа тогда толковались как имущество, а отрицательные – как долг, недостача. Но ни египтяне, ни вавилоняне, ни древние греки отрицательных чисел не знали. Лишь в VII в. индийские математики начали широко использовать отрицательные числа, но относились к ним с некоторым недоверием. (Слайд 5­6) ­ Ребята, а где мы встречаем положительные и отрицательные числа в нашей жизни? (Слайд 8­14) ­ Выполни задание №3 и расшифруйте фамилию математика, который ввел в математический язык символы «+» и «­». (Слайд 15) ­Термометр, полюса батарейки ­ положительный и отрицательный заряды, и отрицательные герои сказок, глубина и высота над уровнем моря… Выполняют задание в парах. положительные

­ Видман. ­ Верный ответ Чешский математик Ян Видман ввёл современные знаки «+» и «–» в последнее десятилетие XVв. Заполните лист самооценки. ­ Ребята, а теперь немного подвигаемся. Встаньте ровно в проход. Если я называю отрицательное число – вы садитесь, положительное ­ встаете. ­3; 5; ­1,5; 8; 1/3; ¼; … Заполняют лист самооценки. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжать работу. ­ Последний этап – это самостоятельная работа. Выполняем в тетрадях. (Слайд 16) Выполняют самостоятельную работу по вариантам. ­ Обменялись тетрадями. Выполняем взаимопроверку. Ставим «+» если верно решено, или ничего не ставим. Сосчитайте количество «+». Поставьте оценку друг другу. Заполните листы самооценки. Поставьте итоговую оценку. Поднимите руку те, кто получил оценку 5, 4, 3? Подводятся итоги работы на уроке. ­ Какую цель мы ставили в начале урока? ­Достигли мы этой цели? ­ Поставьте себе итоговую оценку в листах самооценки. Поднимите руку, кто получил оценку 5? 4? 3? Выполняют взаимопроверку. Выставляют оценку партнеру. Заполняют лист самооценки. Отвечают на вопросы. Обучающиеся называют цели урока, умения, которые получили на уроке. Р: оценка­осознание уровня и качества усвоения; контроль Подсчитывают итоговую оценку, как среднее арифметическое, выставляют её в листах самооценки. Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что 5. Физкультминут ка (2 мин) Сменить деятельность, обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся 6. Обобщение и систематизация знаний. (продолжение) (10 мин) 7. Подведение итогов (2 мин) Дать качественную оценку работы класса 8. Рефлексия (5 мин) Инициировать рефлексию детей по поводу

­ Подведём итог: что вам помогло сегодня на уроке? Что мешало? Какие темы до сих пор вызывают затруднения? ­Теперь вы готовы продолжить изучать тему «Положительные и отрицательные числа». Как вы думаете, что мы будем изучать на следующих уроках? Называет задания для домашней работы. еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; оценивать результаты работы. Л: самоопределение. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. ­Арифметические действия с положительными и отрицательными числами психоэмоцио­ нального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. 9. Информа­ ция о домашнем задании (1 мин)