11.07.2023

Неофициальная провинция китая. Административное деление китая


Когда читаю о разных удивительных местах и городах Китая, интересно по карте отслеживать, в какой части Китая это находится, в какой провинции Китая , что еще есть рядом. Так незаметно постепенно привыкаешь к китайским названиям, а к ним, согласитесь, не так уж легко привыкнуть.

Китай - большая страна, и претендует на то, чтобы быть еще больше. Я имею ввиду не идею о захвате Китаем российских земель, которая витает в умах людей и в Интернете. А то, что как и у многих стран у него есть спорные территории, на которые он претендует, но пока ими не владеет.

Территория Китая (Китайской Народной Республики - КНР) в силу разнообразия географического расположения и распределения национальных меньшинств, да и просто, чтобы легче было управлять, разделена на отдельные административные единицы.

Всего в Китае 23 провинции (включая остров Тайвань, который на самом деле управляется Китайской Республикой). Есть 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения.

С относительно недавнего времени в Китае появился новый вид административного образования - специальный административный район. Это с 1997 года Гонконг, и с 1999 года Макао. В это время они были возвращены под суверенитет Китая Великобританией и Португалией соответственно. В этих территориях есть свои паспорта, таможня, правила въезда, валюта. Не забываем учитывать это при планировании поездки!

У всех провинций Китая и городов центрального подчинения, кроме полных наименований, есть и их краткие варианты. Сокращенные названия часто совсем не похожи на полные, потому что являются историческими и носят названия древних государств, которые когда-то занимали территории нынешних провинций.

Хорошо эти краткие названия тоже знать, или иметь их с собой в путешествии под рукой, потому что они иногда официально используются. Вы их можете увидеть в следующих ситуациях:

  • На номерном знаке автомобилей указывается иероглиф-код региона, где он был зарегистрирован.
  • Конечные пункты крупным автомагистралей и железнодорожные направления обозначаются краткими названиями, например, железная дорога Пекин - Шанхай - 京沪铁路 - Jīnghùtiělù.
  • Место происхождения традиционной продукции или достижений в той или иной области. Например, из провинции Юньнань - 滇红 - diānhóng, - 京剧 - jīngjù.

Таблица. Провинции Китая

Адм.единица (кит.) Адм.единица (рус.) Сокращение Столица (кит.) Столица (рус.)
Провинции (22) - 省- shěng
安徽 (Ānhuī) Аньхой 皖 (wǎn) 合肥 (Héféi) Хэфэй
福建 (Fújiàn) Фуцзянь 闽 (mǐn) 福州 (Fúzhōu) Фучжоу
甘肃 (Gānsù) Ганьсу 甘 (gān) или 陇 (lǒng) 兰州 (Lánzhōu) Ланьчжоу
广东 (Gu ǎ ngdōng) Гуандун 粤 (yuè) 广州 (Gu ǎ ngzhōu) Гуанчжоу
贵州 (Guìzhōu) Гуйчжоу 黔 (qián) или 贵 (guì) 贵阳 (Guìyáng) Гуйян
海南 (H ǎ inán) Хайнань 琼 (qióng) 海口(H ăikŏu ) Хайкоу
黑龙江 (Hēilóngjiāng) Хэйлунцзян 黑 (hēi) 哈尔滨 (Hā"ěrbīn) Харбин
河北 (Héběi) Хэбэй 冀 (jì) 石家庄 (Shíjiāzhuāng) Шицзячжуан
河南 (Hénán) Хэнань 豫 (yù) 郑州 (Zhèngzhōu) Чжэнчжоу
湖北 (Húběi) Хубэй 鄂 (è) 武汉 (W ǔ hàn) Ухань
湖南 (Húnán) Хунань 湘 (xiāng) 长沙 (Chángshā) Чанша
江苏 (Jiāngsū) Цзянсу 苏 (sū) 南京 (Nánjīng) Нанкин
江西 (Jiāngxī) Цзянси 赣 (gàn) 南昌 (Nánchāng) Наньчан
吉林 (Jílín) Цзилинь (или Гирин) 吉 (jí) 长春 (Chángchūn) Чанчунь
辽宁 (Liáoníng) Ляонин 辽 (liáo) 沈阳 (Shěnyáng) Шэньян
青海 (Qīngh ǎ i) Цинхай 青 (qīng) 西宁 (Xīníng) Синин
山东 (Shāndōng) Шаньдун 鲁 (lǔ) 济南 (J ǐ nán) Цзинань
山西 (Shānxī) Шаньси 晋 (jìn) 太原 (Tàiyuán) Тайюань
陕西 (Sh ǎ nxī) Шэньси 陕 (shǎn) или 秦 (qín) 西安 (Xī"ān) Сиань
四川 (Sìchuān) Сычуань 川 (chuān) или 蜀 (shǔ) 成都 (Chéngdū) Чэнду
云南 (Yúnnán) Юньнань 滇 (diān) или 云 (yún) 昆明 (Kūnmíng) Куньмин
浙江 (Zhèjiāng) Чжэцзян 浙 (zhè) 杭州 (Hángzhōu) Ханчжоу
Неконтролируемая территория - контролирует Китайская республика (1) - 省- shěng (КНР считает своей пр.)
台湾 (táiwān) о. Тайвань 台 (tái) 台北 (táiběi) Тайбэй
Города центрального подчинения (4) - 市 - shì - букв. Рынок, город
北京 (běijīng) Пекин 京 (jīng) 北京 (běijīng) Пекин
重庆 (chóngqìng) Чунцин 渝 (yú) 重庆 (chóngqìng) Чунцин
上海 (shànghǎi) Шанхай 沪 (hù) 上海 (shànghǎi) Шанхай
天津 (tiānjīn) Тяньцзинь 津 (jīn) 天津 (tiānjīn) Тяньцзинь
Автономные районы (5) - 自治区 - zìzhìqū - букв. Сам + править + район
广西壮族 (Guǎngxī Zhuàngzú) Ганьси-Чжуанский 桂 (Guì) 南宁 (Nánníng) Наньнин
内蒙古 (Nèiměnggǔ) Внутренняя Монголия 内蒙 (Nèiměng) 呼和浩特 (Hūhéhàotè) Хух-Хото
宁夏回族 (Níngxià Húizú) Нинься-Хуэйский 宁 (Níng) 银川 (Yínchuān) Иньчуань
新疆维吾尔 (Xīnjiāng Wéiwúěr) Синьцзян-Уйгурский 新 (Xīn) 乌鲁木齐 (Wūlǔmùqí) Урумчи
西藏 (Xīzàng) Тибетский 藏 (Zàng) 拉萨 (Lāsà) Лхаса
Специальные административные районы (2) - 特别行政区 - tèbié xíngzhèngqū
香港 (xiānggǎng) Гонконг (Сянган) 港 (gǎng)
澳门 (àomén) Макао (Аомынь) 澳 (ào)

В статье в качестве транскрипции использовалась официальная транскрипция

Конституция Китайской Народной Республики определяет страну, как унитарную, где проживают множество наций, этнических групп, национальных меньшинства и народностей. В Основном законе страны (в статье 30) указано, что Китай по административно-территориальному признаку должен делиться по трёхступенчатой системе:

  • Первая ступень или верхнее звено – это провинции, города центрального подчинения, автономные области;
  • Вторая ступень предполагает деление на провинции; области, имеющий автономный статус, включают округа (автономные), уезды, автономные уезды, города;
  • Волости, поселки, национальные волости (входят в состав уездов и автономных уездов).

В городах существует своя административная структура, представленная районами и уездами. В свою очередь, автономные округа включают города, уезды и автономные уезды.

Отдельно существуют районы национальных автономий, в которые входят области, округа и уезды (все территориальные единицы обладают автономным статусом.

Конституция наделяет руководство страны правами менять или регулировать границы автономных районов, но для этого нужны веские основания. Например, для сплоченности определенного меньшинства, развития определенной экономической специализации в промышленности и торговле.

Исключения

Специальным законодательством предусмотрено создание других территориальных образований:

  • Особых административных районов, к которым принято в КНР относить Гонконг и Макао;
  • Свободных экономических зон, т.е. территорий, имеющих специальный таможенный режим.

Современное деление страны

Китай разделен на два специальных админрайона, четыре города центрального подчинения, пять автономных районов, 23 провинции. Каждая из них имеет центр, который имеет статус столицы провинции.

Столицей страны является город Пекин. Правительство страны контролируют все территориальные единицы, кроме Тайваня.

Во главе провинции стоит губернатор, который напрямую подчиняется правительству КНР. Хотя вся власть фактически принадлежит секретарям провинциальных комитетам Компартии Китая.

В административном плане Китай делится на несколько уровней (от самого крупного к мелком):

  • Провинциальный;
  • Окружной;
  • Уездный;
  • Волостной;
  • Деревенский.

Каждый из указанных уровней имеет свои территориальные единицы. Так в состав первого уровня – провинциального – принято относить провинции, автономии районного значения, города центрального подчинения и специальные админрайоны. Второй – окружной уровень – это города так называемого субпровинциального уровня, округа, городские и автономные округа, аймаки.

Третий уровень – уездный – охватывает большее количество административно-территориальных объединений. В частности, уезды, городские и автономные уезды, хошуны, автономные хошуны, районы, подчиняющиеся городу и отдельные национальные районы городского значения. Довольно сложную структуру имеет волостной уровень, включающий волости, поселки, волости национального значения, сомоны и национальные сомоны, районы уездного подчинения. Сюда же входят и уличные комитеты, нацпоселки, города поселкового значения. Самый простой и немногочисленный уровень – деревенский, поскольку окхватывает только деревни и микрорайоны.

Столь сложная административно-территориальная структура Китайской Народной Республики обусловлена огромными масштабами и пространствами страны, в которой проживает 1,382 миллиарда человек. Учитывая многонациональность и полиэтничность населения государства, руководство КНР старается сохранять автономные права представителей всех народностей, этнических групп.

Неконтролируемая провинция

Это Тайвань или Китайская Республика, которая считается 23 провинцией КНР, но имеет собственное управление, столицу, президента. Территориально охватывает остров Тайвань и Пескадорские острова.

Столицей Китайской Республики является город Чжунсин.

Районы со статусом автономии

Образованы по национальному признаку, где в обязательном порядке есть титульная нация. Именно она имеет право на выбор председателя районного собрания всех жителей района. В Китае есть пять подобных образований:

  • Внутренняя Монголия со столицей в городе Хух-Хото;
  • Гуанси-Чжуанский, столица Наньнин;
  • Нинся-Хуэйский, столица Иньчуань;
  • Синьцзян-Уйгурский, столица Урумчи;
  • Тибет.

Города, подчиняющиеся центру

По своему статусу приравниваются к провинциям, но делятся на уездные единицы без окружного уровня. Такая админединица появилась на картах страны после 1949 года, когда была создана Китайская Народная Республика. В состав таких городов входят небольшие населенные пункты – города, поселки, земли сельскохозяйственного значения, из-за чего количество городских жителей на таких территориях меньше, чем сельского населения.

В Китае статус городов центрального значения имеют Пекин, Тяньцзинь, Чунцин и Шанхай.

В состав провинции Тайвань входят еще два города, подчиненные центральной власти. Только ситуация тут радикально отличается от материкового Китая. Город центрального подчинения охватывает только городские районы. В Китайской Республике такими городами считаются столица провинции – Тайбэй и Гаосюн. Центральная власть КНР данные населенные пункты не приравнивает по статусу к Пекину или Чунцину. Административным центром Тайваня принято считать Тайбэй, хотя в Китайской Республике таким называют город Чжунсин.

Административные районы со специальным статусом

До конца 1990-х гг. два города Китая Гонконг и Макао были под контролем двух европейских государств – Великобритании и Португалии. Первым владела Британия, которая отказалась от своей китайской территории в 1997 г., а вторым – Португалия, отдавшая Макао КНР в 1999 г. С целью интеграции этих городов в состав остальной части материкового Китая и были созданы специальные админрайоны. От остальных территориальных единиц Гонконг и Макао отличаются очень широкими автономными правами, в том числе возможностью проводить свою политику относительно мигрантов, участвовать в работе международных организаций. Руководство Китая определяет только направления во внешней политике и оборонной сфере. Гонконг делится на 18 районов, а Макао не имеет административного деления.

КНР, являясь крупнейшей страной в Азии с наибольшим в мире народонаселением (по состоянию на начало 2018 г. - 1,39 миллиарда человек), имеет довольно сложное административное деление. Китай славится древнейшей культурой, имеющей тысячелетние корни и великую историю. Именно китайцы первыми изобрели бумагу и чернила, печатную машину и порох, шелк и фарфор. Основной язык - мандарин, а главными религиями являются буддизм, христианство, даосизм и ислам. В 1949 году, когда коммунисты одержали победу над Гоминьданом (националистической партией), страна стала называться Китайской Народной Республикой.

Действующая ныне форма административно-территориального деления Китая представляет собой трехуровневую систему, разделяющую государство на провинции, муниципалитеты с прямым центральным управлением и автономные регионы. Конституция страны позволяет правительству своим решением создавать специальные административные регионы.

Как провинции, так и автономные регионы состоят из префектур, округов, уездов и городов. В подчинение уездов и автономных округов подпадают поселки, этнические общины и малые города.

Муниципалитеты, находящиеся под централизованным управлением крупные города, состоят из районов и округов.

КНР включает в себя двадцать три провинции, пять районов с автономным управлением, четыре централизованных муниципалитета и два особых административных района.

Субъекты административно-территориального деления и экономические зоны Китая, подчиняясь центральному органу власти, обладают при этом большой автономией в части экономической политики.

Особенности формирования провинций

Правительство провинций является следующим после центрального уровнем руководящего звена в иерархии власти административно-территориального деления Китая.

Границы большинства из этих территориальных образований (Аньхой, Ганьсу, Хайнань, Гуандун, Хэбэй, Гуйчжоу, Хэйлунцзян, Цзилинь, Цзянсу, Хэнань, Ляонин, Цинхай, Хунань, Шэньси, Цзянси, Шаньдун, Шаньси, Сычуань, Фуцзянь, Хубэй, Юньнань и Чжэцзян) были определены еще в эпоху древних династий и сформированы на базе культурных и географических особенностей. Они управляются провинциальным комитетом, возглавляемым секретарем, который лично отвечает за провинцию.

Муниципалитеты

Муниципалитеты являют собой департаменты управления наиболее крупных городов, не зависящих от руководства провинции, и в административном делении Китая они равны своим провинциальным коллегам.

В число муниципалитетов входят такие мегаполисы, как Пекин, Чунцин, Шанхай и Тяньцзинь. К их юрисдикции относится вся территория города с прилегающими сельскими районами. Мэр здесь обладает наивысшими полномочиями, выполняя в то же время обязанности заместителя секретаря Коммунистической партии, входя в состав (высшего законодательного органа страны).

Автономные регионы Китая

Еще одним важным звеном в административном делении Китая выступают автономные регионы. Они, как правило, сформированы по культурному признаку и имеют более высокий по сравнению с другими районами Китая численный состав населения определенной этнической группы (Гуанси, Синьцзян, Внутренняя Монголия, Нинся и Тибет). Автономные регионы похожи на провинции, поскольку они так же имеют свой собственный руководящий орган, обладая при этом большими законодательными правами.

Специальные административные регионы

В административном делении Китая специальные административные регионы, в отличие от других управленческих подразделений первого уровня, состоят из отдельных китайских территорий: Гонконга и Макао. Эти регионы попадают под власть центрального правительства, хотя они расположены вне пределов материковой части страны. Им предоставлен более высокий уровень автономии со своими правительствами, многопартийными законодательными органами, валютой, иммиграционной политикой и правовой системой. Это, довольно уникальное в мировой практике явление, называется принципом «один Китай, две системы».

Спорные претензии в отношении Тайваня

Расположенный к юго-востоку от китайского материка, напротив провинции Фуцзянь, Тайвань находится в окружении Тихого океана на востоке и Тайваньского пролива на западе. В его состав входят острова Тайвань, Пэнху и еще 80 небольших соседних островов и островков. В 1981 году Китай (в данном контексте безуспешно предлагал Тайваню (официальное название страны - Китайская Республика) воссоединение на правах специального административного региона (по примеру Гонконга и Макао) с целью признания КНР единственным представителем Поднебесной в отношениях с остальными странами. Эта путаница в названиях появилась в 1949 году, после упоминавшейся выше гражданской войны, и с того времени рядом соседствуют два Китая.

В КНР, говоря о Тайване, запрещено использовать его официальное название, и поэтому в ходу определение «Китайский Тайбэй». Однако сторонники независимого Тайваня не согласны с этим, считая, что ярлык «Тайвань, Китай» оскорбителен для их страны, хотя в то же время есть и множество сторонников воссоединения.

47. Административно-территориальное деление Китая

Как и в большинстве других стран мира, административно-территориальное деление в Китае многоступенчатое. Первую его ступень образуют провинции, автономные районы и города центрального подчинения, вторую – округа (их более 200), третью – уезды (свыше 2000) и четвертую – волости. Но основу всей системы АТД страны образует первая ступень (рис. 91).

Сетка провинций Китая сложилась исторически и в период существования КНР большим изменениям не подверглась. Провинций в стране 23 (включая Тайвань). Почти для всех из них характерны большие размеры и площади, и населения.

Провинция Цинхай в западной части страны занимает территорию 720 тыс. км 2 , т. е. по площади она значительно превосходит Украину или ФРГ и Великобританию, вместе взятые. Провинции Сычуань, Гань-су, Хэйлунцзян по размерам территории превосходят любую страну зарубежной Европы, за исключением Франции и Испании. Еще более разительны сравнительные данные по населению. Так, провинции Хэнань, Шаньдун и Сычуань по численности жителей (соответственно 97 млн, 92 млн и 87 млн человек) превосходят самую большую по населению страну зарубежной Европы – Германию. А в провинциях Хэбэй, Цзянсу, Аньхой, Хубэй, Хунань, Гуандун численность населения больше, чем в Великобритании или во Франции.

Автономных районов в Китае пять, причем все они были созданы уже в период существования КНР с целью выравнивания в правах с китайцами (ханьцами) населения других национальностей, которое живет главным образом в западной части страны, занимая почти 2 / 3 территории Китая. Это автономные районы: Внутренняя Монголия со значительным монгольским населением; Синьцзян-Уйгурский, где живут уйгуры; Нинся-Хуэйский, населенный народом хуэй; Тибетский, значительную часть населения которого составляют тибетцы; Гуанси-Чжуанский, где наряду с китайцами живут чжуаны.

По размерам территории некоторые из этих автономных районов еще больше, чем провинции. Например, Синьцзян-Уйгурский район занимает 1600 тыс. км 2 , что сравнимо с субрегионом Западной Европы, а Тибетский район (1200 тыс. км 2) вполне сравним с субрегионом Северной Европы. Но по численности жителей автономные районы уступают большинству провинций Китая.

Особо выделяются также четыре города центрального подчинения. Это столица страны Пекин, крупнейший город, промышленный центр и морской порт Китая Шанхай, один из крупнейших городов Тяньцзинь и Чунцин, недавно выделенный из состава провинции Сычуань. Нужно добавить к этому, что в последние годы в системе АТД Китая появилась новая градация – особые административные районы. В конце 1997 г. этот статус получило воссоединенное с КНР бывшее английское владение Гонконг, ставшее особым административным районом Сянган. А в конце 1999 г. то же произошло и с бывшим португальским владением Макао (ныне – Аомынь).

СИСТЕМА АДМИНИСТРАТИВНОГО ДЕЛЕНИЯ

В настоящее время в Китае принято трехступенчатое административное деление: провинция, уезд и волость. Страна разделена на провинции, автономные районы и города центрального подчинения. Провинции и автономные районы разделены на автономные округа, уезды, автономные уезды и города. Уезды и автономные уезды разделены на волости, национальные волости и поселки. Автономные районы (на уровне провинций), автономные округа (на уровне между автономными районами и уездами) и автономные уезды являются территориями национальной автономии.

Согласно положениям Конституции, государство при необходимости может учреждать особые административные районы, являющиеся местными административными районами, непосредственно подчиняющимися Центральному правительству.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ЕДИНИЦЫ

В настоящее время страна разделена на 23 провинции, 5 автономных районов, 4 города центрального подчинения и один специальный административный район.

(Эта часть статьи изъята по причине уже устаревших данных по численности населения административных образований Китая. Аналог материала - )

СТОЛИЦА КНР

Пекин — столица КНР. Это политический центр и одновременно центр культуры, науки, просвещения, важнейший транспортный узел страны. Уже 800 лет назад Пекин стал столичным городом китайского государства, в нем сохранились многочисленные памятники культуры. Круглый год не иссякает поток туристов к широко известной в мире Великой китайской стене на участке Бадалин, в крупнейший в мире и лучше всех сохранившийся древний архитектурный ансамбль Гугун (Запретный город), в бывшую императорскую загородную резиденцию — парк Ихэюань, к могилам с пышными мавзолеями 13 императоров династии Мин, в парк Тяньтань (храм Неба), где императоры династий Мин и Цин совершали обряд поклонения Небу и молились об обильном урожае. После образования КНР (1949 г.) благодаря крупномасштабному строительству в облике Пекина произошли огромные перемены, сегодня он превратился в привлекательный современный мегаполис, сохранив при этом облик древней столицы.

ОСОБЫЙ АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РАЙОН СЯНГАН

Район Сянган находится на морском побережье Юго-Восточого Китая, к востоку от устья реки Чжуцзян, и непосредственно граничит с городом Шэньчжэнем провинции Гуандун. В «его входят остров Сянган, полуостров Цзюлун и Новые территории, общая площадь 1095 кв. км. Этот район — исконная территория Китая. После опиумной войны в 1840 г. Сянган был захвачен Англией. В соответствии с Совместной 1скларяцией по вопросу о Сянгане, принятой Китаем и Великобританией 19 декабря 1984 г., 1 июля 1997 г. состоялась церемония перехода Сянгана под юрисдикцию КНР. Таким образом правительство Китая восстановило суверенитет над Сянганом, и долгожданное чаяние всего китайского народа о возвращении Сянгана в лоно Родины воплотилось в реальность. Одновременно с официальным созданием ОАР Сянган было начато проведение в жизнь «Основного закона КНР об ОАР Сянган», принятого 3-й сессией ВСНП 7-го созыва.

Право на высокую степень автономии. В отношении Сянгана Китайское правительство проводит курс, основанный на принципах: «одно государство — два строя», «Сянганом управляют сами сянганцы в условиях высокой степени автономии». Принцип «одно государство два строя» означает, что Китай является единым государством, во внутренних районах которою господствует социалистический строй, в Сянгане же сохраняются капиталистическая система и образ жизни, которые на протяжении 50 лет останутся без изменений. Принцип «Сянганом управляют сами сянганцы» означает, что Сянган управляется ею коренными жителями и Центральное правительство не должно направлять своих представителей в правительство ОАР. «Высокая степень автономии» означает, что кроме внешнеполитической деятельности и обороны, которые являются прерогативой Центральною правительства, ОАР Сянган обладает полной самостоятельностью в управлении своими делами, в том числе правом административного управления, нравом законодательной деятельности, независимыми юридическими правами и правом на окончательное судебное решение.

Право ОАР Сянган на высокую степень автономии характеризуется следующими особенностями: во-первых. Центральное правительство не вмешивается в дела, входящие в компетенцию ОАР Сянган; во-вторых, согласно положениям Основного закона правительство ОАР Сянган имеет право окончательного решения вопросов, входящих в сферу его компетенции, которые не требуют согласования с Центральным правительством; в-третьих, в рамках Основного закона правительство ОАР Сянган имеет право выбирать средства для реализации своих полномочий.

Политический строй. В ОАР Сянган действует политическая демократия. Важнейшими органами управления Сянгана являются: глава администрации, правительство. Законодательный совет и Суд последней инстанции. Кроме того, учреждается также Административный совет, помогающий главе администрации в принятии решений, отдел по борьбе с коррупцией и аудиторский отдел, которые функционируют независимо и ответственны перед главой администрации. В аппарате правительства ОАР Сянган, кроме административных подразделений, имеются политический, финансовый и юридический департаменты, а также управления, отделы и комиссии. Согласно установленным законами положениям и процедурам, глава администрации имеет право объявить о роспуске Законодательного совета; Законодательный совет имеет право вынести главе администрации импичмент; административный аппарат ответственен перед законодательным органом; глава администрации, административный аппарат и законодательный орган взаимодействуют между собой на основе принципа сдержек и противовесов, координируя совместную деятельность.

Глава администрации ОАР Сянган является верховным руководителем района и главой ею правительства, что обеспечивает ему широкие полномочия. Кандидатура на пост главы администрации ОАР Сянган выдвигается из числа местных жителей путем выборов или консультаций. Официальное назначение производится Центральным правительством. Срок полномочий главы администрации ОАР Сянган — 5 лет, допускается продление срока пребывания в указанной должности, по не более одного раза. Первым главой администрации ОАР Сянган был утвержден Тунг Чи Хва.

Экономический строй. В ОАР Сянган действует экономический либерализм, механизм которого реализуется через финансовые, кредитно-денежные, торговые, промышленно-коммерческие, земельные договоры и соглашения, а также в сферах авиационной и морской навигации. Так в соответствии с законом в Сянгане охраняется право личной собственности, финансовая автономия. Все финансовые доходы тратятся на его собственные нужды без каких бы то ни было отчислений в пользу Центрального правительства. Центральное правительство не вводит налогов в Сянгане. Здесь существует самостоятельный налоговый режим, проводится политика низких ставок налогообложения, самостоятельно разрабатываются законы, устанавливающие виды налогов, ставки налогообложения, налоговые льготы и другие правила для налоговой службы; поддерживается статус международного финансового центра, самостоятельно разрабатывающего кредитно-денежную политику, обеспечивающую свободу операций кредитных учреждений и кредитного рынка, отсутствует политика валютного контроля. Сянганский доллар является свободно конвертируемой валютой. Здесь по-прежнему функционируют валютный рынок, рынки золота, ценных бумаг, фьючерсных сделок, обеспечивается свободное обращение, ввоз и вывоз денежных средств. Сянган сохраняет статус свободного порта, проводит политику свободной торговли, обеспечивает свободное обращение товаров, нематериальных активов и капитала, сохраняет статус международного судоходного центра, может самостоятельно разрабатывать постановления о конкретных функциях и ответственности в области судоходства; поддерживает статус международного и регионального центра воздушных перевозок и принимает на себя обязательства, связанные с повседневным и техническим обслуживанием средств гражданской авиации.

Будучи самостоятельной таможенной зоной, ОАР Сянган может в качестве «Сянгана Китая» участвовать в ВТО и других международных организациях и торговых соглашениях.

Образование и культура. ОАР Сянган проводит самостоятельную политику в области образования, культуры, науки, техники и т. д. Учебные заведения в Сянгане сохраняют самостоятельность и свободу учебного процесса, могут, как и прежде, приглашать преподавателей и выбирать учебные пособия, изданные за пределами ОАР Сянган. Учащиеся пользуются правом свободного выбора учебного заведения и возможностью получать образование за пределами ОАР Сянган. Правительство ОАР Сянган не ограничивает свободу совести, не вмешивается во внутренние дела религиозных организаций. Религиозные организации и верующие могут поддерживать и развивать связи с религиозными организациями и верующими в других странах и регионах. Религиозные организации могут, как и прежде, ведать духовными семинариями, другими учебными заведениями, больницами и благотворительными учреждениями. Общественные ассоциации ОАР Сянган, действующие в области образования, науки, техники, культуры, искусства, спорта, медицины и здравоохранения, могут поддерживать и развивать связи с соответствующими организациями других стран и районов мира и международными организациями, могут от имени «Сянгана Китая» принимать участие в различных соответствующих мероприятиях.

Административные, законодательные и судебные органы ОАР Сянган в своей деятельности помимо китайского языка могут использовать английский язык, который также является официальным языком ОАР Сянган. Флаг и герб ОАР Сянган. Наряду с Государственным флагом и Государственным гербом Китайской Народной Республики ОАР Сянган может использовать региональные регалии: флаг и герб ОАР Сянган. Флаг ОАР Сянган — красное полотнище, в центре которого изображен раскрытый цветок китайского багряника, на каждом из пяти белых лепестков которого изображена красная звездочка. Красный фон флага ОАР Сянган символизирует Родину — Китай, цветок багряника символизирует Сянган, вместе они символизируют Сянган как неотъемлемую часть Родины, который процветает в ее объятиях. Красные звездочки на лепестках багряника символизируют любовь сянганцев к Родине, красный и белый цвета флага символизируют «одно государство — два строя».

Герб ОАР Сянган — круглой формы, в центре изображен раскрытый цветок багряника, на пяти белых лепестках которого изображены красные звездочки, по внешней белой кайме проходит надпись на китайском языке: «Специальный административный район Сянган КНР», а внизу по-английски: «HONG KONG». Красный фон и раскрытый цветок багряника, на пяти белых лепестках которого изображены красные звездочки, символизируют то же, что и флаг.

АОМЭНЬ

Район Аомэнь расположен на западном берегу реки Чжуцзян, в ее дельте. Он граничит с провинцией Гуандун и находится в 40 морских милях от Сянгана. Район включает полуостров Аомэнь, острова Данцзы и Лухуань, его площадь составляет 17,5 кв. км. В 1553 г. португальцы, подкупив местные власти Гуандуна, добились права на якорную стоянку и торговлю в районе Аомэня. В 1557 г. португальцы проникли в Аомэнь и начали обосновываться в нем. В результате поражения цинского правительства в опиумной войне 1840 г. португальцы получили возможность один за другим оккупировать острова Данцзы и Лухуань, расположенные на юге Аомэня. В 1887 г. Португалия вынудила цинское правительство подписать «Протокол китайско-португальского совещания» и «Китайско-португальский пекинский договор», в которых было закреплено положение о том, что «Португалия занимает Аомэнь навечно, управляет им и входящими в него территориями на тех же принципах, что и другими колониями Португалии». С тех пор Португалия владела Аомэнем. Китайский народ никогда не признавал эти неравноправные договора, правительство КНР многократно заявляло, что Аомэнь является территорией Китая и что вопрос Аомэня, ставший наследием истории, должен быть разрешен в удобный момент путем мирных переговоров. В 1979 г. когда между КНР и Португалией были установлены дипломатические отношения, правительство Порту1алии признало, что Аомэнь является территорией Китая, обе стороны согласились разрешить вопрос Аомэня в подходящий момент путем переговоров между правительствами двух стран. С июня 1986 г. по март 1987 г. состоялись четыре раунда переговоров между правительственными делегациями КНР и Португалии, в ходе которых были согласованы основные вопросы, и 13 апреля 1987 г. в Пекине состоялось официальное подписание «Совместного заявления правительства Китайской Народной Республики и правительства Португальской Республики по проблеме Аомэня». В «Совместном заявлении» говорится: 20 декабря 1999 г. правительство КНР осуществит восстановление суверенитета над Аомэнем, к тому времени будет учрежден Специальный административный район Аомэнь.

ПРОВИНЦИЯ ТАЙВАНЬ

Остров Тайвань расположен у юго-восточного побережья материковой части Китая. Его восточное побережье омывается водами Тихого океана. На западе остров отделен от провинции Фуцзянь Тайваньским проливом. Провинция Тайвань состоит из острова Тайваня, прилегающих к нему островов Пэнху и более 80 мелких островов. Общая площадь — 36 тыс. кв. км. В древние времена Тайвань называли как Ичжоу или Люцю. Многочисленные исторические записи и документы запечатлели картину первоначального освоения Тайваня китайским народом. Центральные правительства различных эпох и династий Китая учреждали на Тайване административные органы и осуществляли там свою юрисдикцию. Весь процесс общественного развития Тайваня проникнут традицией китайской культуры.

Таков основной факт, который не изменился даже на протяжении полувековой японской оккупации Тайваня. После того, как китайский народ одержал победу в войне Сопротивления японским захватчикам в 1945 г. Центральное правительство Китая восстановило органы административной власти в провинции Тайвань. В 1949 г., незадолго до провозглашения КНР, гоминьдановские власти бежали с материка на остров Тайвань. В 1950 г. одновременно с началом корейской войны США направили на Тайвань и в Тайваньский пролив свой 7-й флот, а в 1954 г. подписали с тайваньскими властями «Договор о совместной обороне», так возникла ситуация, связанная с отделением Тайваня от континентальной части Китая.

cКитайское правительство в течение длительного времени прилагало неустанные усилия во имя разрешения тайваньского вопроса и объединения Родины. В феврале 1972 1. президент США Никсон посетил с визитом КНР, и было обнародовано китайско-американское «Шанхайское коммюнике». 1 января 1979 г. КНР и США официально установили дипломатические отношения, США признали правительство КНР как единственно законное правительство Китая, а Тайвань — неотъемлемой частью Китая, прекратив «дипломатические отношения» с тайваньскими властями. Правительство США также заявило о прекращении действия «Договора о совместной обороне» и выводе своих войск с Тайваня. На таком историческом фоне китайское правительство, исходя из общенациональных интересов и перспективного развития страны, руководствуясь принципами уважения истории, учета реальностей, делового подхода и учета интересов всех сторон, выдвинуло курс «мирное объединение и одно государство два строя».

Его основные моменты состоят в следующем: 1) Один Китай. В мире существует только один Китай. Тайвань является неотъемлемой частью Китая. Центральное правительство находится в Пекине. 2) Сосуществование двух систем. В рамках одного Китая в качестве предпосылки, социализм в континентальной части и капитализм на Тайване будут сосуществовать и совместно развиваться в течение длительного времени. 3) Высокая степень самоуправления. После осуществления объединения страны Тайвань станет особым административным районом и будет пользоваться правом на высокую степень самоуправления. 4) Мирные переговоры. Национальное объединение осуществится мирным путем контактов и переговоров.

После того, как ПК ВСНП обнародовал «Обращение к тайваньским соотечественникам» от 1 января 1979 г., в котором был провозглашен курс на воссоединение Китая путем мирных переговоров, между обеими сторонами Тайваньского пролива постепенно смягчается многолетняя конфронтация и исчезает состояние взаимной оторванности. С каждым годом расширяются сферы личных контактов между берегами; осуществляются двусторонние контакты в области науки и техники, литературы и искусства, спорта и информации; быстрыми темпами развивается торгово-экономическое сотрудничество.

С 1992 г. компетентные органы континента и Тайваня — Ассоциация по развитию отношений между двумя сторонами пролива и Фонд обменов между берегами Тайваньского пролива — начали деловые контакты и переговоры по возникающим вопросам взаимоотношений между берегами, а также по торговле. Фактически каналы неправительственных контактов уже открыты.

В апреле 1993 1. между председателем Ассоциации по развитию отношений между двумя сторонами пролива Ван Даоханем и председателем Фонда обменов между берегами Тайваньского пролива Гу Чжэньфу были проведены в Сингапуре переговоры, ознаменовавшие важный исторический шаг в отношениях между обеими сторонами Тайваньского пролива. В 1994 г. представители упомянутых организаций Тан Шубэй и Цзяо Жэньхэ встретились дважды (в Пекине и Тайбэе), что принесло удовлетворительные для обеих сторон результаты.

30 января 1995 г. Генеральный секретарь ЦК КПК, Председатель КНР Цзян Цзэминь выступил с речью на тему «Продолжать бороться за великое дело объединения Родины», в которой были выдвинуты предложения из восьми пунктов относительно развития отношений между двумя берегами Тайваньского пролива и ускорения процесса мирного объединения Родины на нынешнем этапе:

1. Твердое отстаивание принципа одною Китая - это основа и предпосылка мирного объединения Родины. Суверенитет и территорию Китая недопустимо расчленять ни при каких обстоятельствах. Следует решительно выступать против любых слов и действий, нацеленных на создание «независимого Тайваня», решительно отвергать все концепции, ратующие за «раскол и раздельное управление», за «два Китая на определенный период времени» и т. д. и т.п.

2. Мы не возражаем против развития экономических и культурных связей Тайваня с зарубежными странами на общественном уровне. Согласно принципу одного Китая и в соответствии с уставами соответствующих международных организаций. Тайвань под названием «Тайбэй Китая» уже состоит в Азиатском банке развития, участвует в Совещании по вопросам экономического сотрудничества Азиатско-тихоокеанского региона, является членом других международных экономических организаций. Однако мы протестуем против акций Тайваня, направленных на так называемое «расширение международного жизненного пространства» и имеющих целью раскол страны под видом «двух Китаев» либо «одного Китая и одного Тайваня». Все патриотически настроенные тайваньские соотечественники и дальновидные деятели понимают, что подобные акции не решают вопроса. Наоборот, они позволяют тайваньским сторонникам «независимости» с большей наглостью срывать процесс мирного объединения. Только мирное объединение страны на деле даст тайваньским соотечественникам возможность вместе со всеми народами Китая сполна ощутить то уважение и почет, каким окружают нашу великую Родину на международной арене.

3. Переговоры между двумя берегами по мирному объединению — наша неизменная платформа. В ходе этих переговоров к ним можно подключить наиболее авторитетных деятелей из различных партий и общественных организаций обеих сторон. В докладе на XIV Всекитайском съезде КПК, состоявшемся в октябре 1992 г., я говорил: «На основе предпосылки одного Китая могут быть рассмотрены любые проблемы, включая обсуждение с тайваньской стороной вопроса о порядке проведения двусторонних официальных переговоров, определение их формы, приемлемой для обеих сторон». Говоря о том, что «на основе предпосылки одного Китая могут быть рассмотрены любые проблемы», мы подразумеваем, конечно, разные проблемы, в которых заинтересованы тайваньские власти. Нами не раз предлагалось провести переговоры насчет официального прекращения состояния вражды между двумя берегами и это постепенного осуществления мирного объединения. Здесь я еще раз со всей серьезностью предлагаю провести такие переговоры, притом в качестве первого шага обе стороны могут договориться о том, чтобы официально прекратить состояние вражды между двумя берегами. На этой основе обе стороны возьмут на себя обязательство защищать суверенитет и территориальную целостность Китая, планировать дальнейшее развитие отношений между двумя берегами. Что касается наименования, места и формы политических переговоров, то приемлемое для обеих сторон решение в конечном счете можно будет найти, если пораньше начать консультации на равных началах.

4. Нужно всемерно добиваться мирного объединения, придерживаться принципа, в соответствии с которым китайцы не воюют с китайцами. Не давая обязательства не применять силы, мы тем самым действуем наперекор вовсе не нашим тайваньским соотечественникам, а против попыток внешних сил вмешиваться в дело объединения Китая и осуществить замысел относительно «независимости Тайваня». Мы вполне уверены в том, что соотечественники, проживающие на Тайване, в Сянгане, Аомэне и за границей, понимают эту нашу принципиальную позицию.

5. В условиях развития мировой экономики в XXI веке необходимо всемерно расширять экономический обмен и сотрудничество между двумя берегами во имя совместного процветания и счастья всей китайской нации. Мы выступаем за то, чтобы политические разногласия не сказывались на экономическом сотрудничестве двух берегов, не мешали ему. Мы будем и впредь неизменно проводить политику поощрения тайваньских инвесторов, претворять в жизнь «Закон КНР об охране инвестиций соотечественников с Тайваня». Независимо от обстоятельств нами будут практически гарантироваться все законные права и интересы тайваньских предпринимателей. Надо и дальше расширять взаимное общение и обмен между соотечественниками двух берегов, укреплять взаимопонимание и взаимное доверие. Установление прямых почтовых, транспортных и торговых связей — это не только объективная потребность развития экономики и всестороннего общения между двумя берегами. Это отражает интересы соотечественников и с той, и с другой стороны, поэтому очевидна необходимость предпринять практические шаги для скорейшего установления таких тройственных прямых связей. Надо содействовать деловым переговорам сторон. Мы согласны на основе взаимных льгот и выгод вести переговоры и заключать на гражданских началах соглашения об охране прав и интересов тайваньских инвесторов.

6. Богатейшая пятитысячелетняя культура, созданная сыновьями и дочерьми народов Китая, от начала до конца является связующим духовным звеном, соединяющим всех китайцев, важной основой для осуществления мирного объединения, Соотечественникам с обоих берегов предстоит сообща продолжать и развивать лучшие традиции китайской культуры.

7. 21 млн. тайваньских соотечественников, как уроженцы самой провинции Тайвань, так и других провинций, являются китайцами во плоти и крови. Нам следует полностью считаться с их образом жизни и желанием быть хозяевами самим себе, защищая их законные права и интересы. Наши соответствующие партийные и правительственные органы, в том числе аккредитованные за рубежом, должны крепить связи с соотечественниками с Тайваня, прислушиваться к их мнениям и запросам, принимать в расчет и идти навстречу их интересам, максимально помогать им в преодолении трудностей. Нам хотелось бы, чтобы на острове Тайвань была социальная стабильность, чтобы экономика там развивалась и люди жили зажиточно. Нам также хотелось бы, чтобы все политические партии Тайваня содействовали развитию отношений между двумя берегами с позиции разума, дальновидности и конструктивности. Мы приветствуем обмен мнениями с тайваньскими политическими партиями и деятелями различных кругов по вопросам отношений между двумя берегами и мирного объединения, приветствуем также их посещения и визиты. История навеки запомнит заслуги тех, кто внесет свой вклад в великое дело объединения Родины.

8. Мы приветствуем визиты руководителей тайваньских властей в соответствующем качестве. Мы также готовы принять приглашение тайваньской стороны посетить Тайвань. Можно совместно обсудить государственные дела, а можно для начала обменяться мнениями только по некоторым вопросам. Даже взаимные поездки друг к другу, и те будут полезны. Наши дела, дела китайцев, должны решаться нами самими, здесь не требуется никакого внешнего форума. От одного берега до другого рукой подать, люди с надеждой смотрят друг на друга, и общение рано или поздно начнется, ведь нельзя же, как говорится, «до самой смерти не ходить друг к другу».

Вышеизложенные предложения из восьми пунктов полностью отражают последовательность и преемственность политики Коммунистической партии Китая и китайского правительства в решении тайваньского вопроса. Эти предложения показывают также решимость и искренность КПК и китайского правительства в развитии отношений между двумя берегами и стимулировании объединения Родины. Поэтому они вызвали горячий отклик со стороны наших соотечественников как в стране, так и за ее пределами, им придает особое значение и международное сообщество. Исторический ход объединения Китая неудержим. Поступательное развитие отношений между двумя берегами — такова непреклонная тенденция и общее стремление.

1 июля 1997 г. китайское правительство восстановило суверенные права над Сянганом и 20 декабря 1999 г. восстановит суверенные права над Аомэнем. Историческая миссия — решение тайваньского вопроса, осуществление великой задачи объединения Родины — еще более остро встанет перед всем китайским народом. Китайцы по обе стороны Тайваньского пролива должны сплотиться воедино и бороться за осуществление объединения страны.