02.12.2021

Башни молчания в индии. «Башня молчания»: зловещие захоронения зороастрийцев в Индии


Производят на иностранца эти "башни", где действительно целые века царствует гробовое молчание. Подобные строения рассеяны повсюду, где только живут и умирают парсы, особенно в Сурате. Но в Бомбее из шести таких башен самая большая выстроена 250 лет тому назад, а следующая за ней по величине даже очень недавно. Это круглые, иногда и четырехугольные строения без крыш, без окон, без дверей, от 20 до 40 футов вышины и с одним лишь закрытым кустами отверстием на восток, состоящим из толстой железной дверцы. Первый труп, принесенный в новую дакхму (так называются эти башни), должен быть трупом невинного ребенка и непременно дитяти "мобеда" (жреца). К этим башням, построенным в стороне, на холме и среди уединенного сада, никому не дозволяется подходить, даже главному смотрителю и сторожам, ближе как на тридцать шагов расстояния. Одни нассесалары (носильщики трупов), коих наследственное и которым строго воспрещает заговаривать с живыми, дотрагиваться или даже подходить к ним, входят и выходят из "Башни Молчания". Входя, они вносят труп, безразлично богатого или бедного человека, завернутый в белые и самые старые тряпки; раздев его донага, они кладут его в тот или другой из трех кругов и, не произнося ни слова, выходят в таком же молчании из башни, запирая ее до следующего покойника, а саван - тряпки - тотчас же сжигают.

У огнепоклонников лишена всего своего величия, и труп возбуждает в них лишь одно омерзение. Коль скоро замечают, что наступает последний час больного, все домашние отделяются от него, как для того, чтоб не помешать душе освободиться от тела, так и затем, чтобы живому не оскверниться прикосновением к мертвому. Один мобед шепчет на ухо умирающему напутственное из Зенд-Авесты наставление: "Ашем-Воху" и "Ято-ахуварье", и удаляется, пока отходящий еще жив. Затем приводят собаку и заставляют ее смотреть в лицо умирающему. Эта церемония называется сас-дид (собачий взгляд), так как единственное из живых существ, взгляда которого боится друкс-насу (злой ), сторожащий умирающих, дабы завладеть их телом... Следует однако остерегаться, чтобы чья-нибудь тень не легла между мертвым и собакой; иначе пропадает вся сила собачьего взгляда, и демон воспользуется благоприятною минутой. Где бы ни умер парс, там он и остается, пока за ним не явятся нассесалары, с руками, погруженными до плеч в старые мешки. Положив покойника в железный закрытый гроб (один для всех), его относят в дакхму. Если б отнесенный в дакхму даже ожил (что нередко случается), он уж не выйдет более на Божий свет: нассесалары в таком случае убивают его. Кто раз осквернился прикосновением к мертвым телам и побывал в "башне", тому возвращаться в мир живых уже невозможно: он осквернил бы все общество. Родные следуют за гробом издали и останавливаются в 90 шагах от "башни". У отверстия, после последней молитвы, повторяемой хором носильщиками возле тела, а мобедом издали, еще раз повторяется церемония с собакой. В Бомбее нарочно для этого дрессированная собака держится на цепи у дверец башни. Затем нассесалары вносят тело внутрь и, вынув его из гроба, кладут на отведенное трупу, смотря по полу или возрасту, место.

Мы два раза присутствовали при церемонии "умирания" и один раз при "погребении", если позволено употребить подобное не подходящее к делу выражение. На этот счет парсы гораздо снисходительнее индусов, считающих присутствие европейца осквернением их религиозных обрядов. Хоронили какую-то богатую женщину, и наш знакомый смотритель башни, Н. Байранжи, пригласил нас к себе в дом. Таким образом мы присутствовали при всех обрядах, находясь шагах в сорока от башни, на веранде бунгало нашего любезного хозяина. Сам он, хотя уже много лет служил при "башне", в нее никогда не входил и даже близко не подходил. Пока собака глазела на покойника, мы, признаться, с тайным чувством отвращения глазели, в свою очередь, на огромную стаю коршунов, летавших над дакхмою. Коршуны влетали в нее и снова вылетали с кусками окровавленного человеческого мяса в клюве... Эти , которые ныне сотнями свили себе гнезда над "Башней Молчания", привезены нарочно с этою целью из Персии, так как коршуны Индии оказались и не довольно хищными и слишком слабыми, чтобы справляться с окоченевшими трупами со скоростью, требуемою законом Зороастра. Говорят, будто процесс совершенного очищения костей от мяса требует не более нескольких минут...

По окончании обряда нас повели в другое здание, где на небольшом столе стояла превосходная деревянная модель дакхмы с ее внутренним устройством. Таким образом мы могли легко сообразить, что в эту минуту происходило в башне. Представьте себе дымовую четвероугольную трубу, стоящую на земле, и вы получите верное понятие об устройстве пустой "башни". В гранитном помосте, в самом центре, чернеет глубокий, безводный колодец, покрытый, как водосток, железною решеткой. Вокруг, на постоянно возвышающейся к стене покатости, окружая колодец тройным кольцом, прорыты три широкие круга; в каждом из них, отделенные одно от другого тонким простенком в два вершка вышины, находятся гробообразные места для тел. Таких мест 365. В первый круг или выбой (2 фута ширины) у колодца кладутся дети; в средний (в 4 фута) - женщины; в третий (5 футов ширины), расположенный у самой стены, - мужчины. Этот тройной круг служит типом трех кардинальных у Зороастра добродетелей: "добрых дел, ласковых слов и чистых помышлений". Последний круг принадлежит детям, первый мужчинам.

Благодаря стаям голодных коршунов, менее нежели в час времени кости всегда обглоданы до последнего атома, а через две-три недели тропическое сушит скелеты до такой хрупкости, что они при малейшем прикосновении обращаются в прах, а затем их уже сваливают в колодец. Ни малейшего запаха, ни малейшего предлога для чумы или другой эпидемии. Способ этот, пожалуй, еще вернее телосожигания, которое все-таки оставляет за собой в атмосфере гота хотя слабый, но дурной запах. Вместо того, чтобы кормить "мать сырую землю" падалью, парсы отдают Армаити (земле) лишь совершенно очищенный прах. Почитание земли, предписанное им Зороастром, так велико у них, что они принимают всякие меры предосторожности, дабы не осквернить " -Кормилицы", дарящей их "стократ золотым зерном за всякое зерно". Во время муссона, когда дождь льет в продолжение четырех месяцев ливнем и, конечно, смывает все оставленные коршунами около трупов нечистоты в колодец, стекая в него, всасывается в землю уже фильтрованная: все дно колодца, стенки которого выложены гранитными плитами, покрыто с этою целью водоочищения песчаником и углем.

Е.П. Блаватская "Из пещер и дебрей Индостана"

feed_id: 3168 pattern_id: 115 limit: 5 book_

На окраине города Йезд, что в центральном Иране, сохранились два странных сооружения - расположенные на вершинах двух гор каменные цилиндрические башни с плоской крышей. Что бы это могло быть? Для чего могли предназначаться эти сооружения? Крепости - нет, храмы - тоже мимо. А всё гораздо необычнее....


В прошлом посте я немного касался темы зороастризма - древней, полузабытой и очень редкой религии, общины которой по сей день сохранились в Иране и Индии. Культурное наследие эпохи зороастризма в Иране достаточно велико, а одними из ярких сооружений тех времён являются Зороастрийские Башни молчания (или дахмы), которых сохранилось довольно много по всему Ирану. Эти башни являются древними погребальными сооружениями в зороастрийском религиозном обряде. Дело в том, что, согласно вероучениям зороастрийцев, "нечистое" мёртвое тело человека не должно предаваться ни земле, ни огню - с целью соблюдения этого ритуала и строились башни. Эти сооружения из камня или кирпича, высотой прядка шести метров, возводились, как правило, в горах или на возвышенностях. На их плоских крышах на специальных решётках выкладывались трупы умерших людей, которые расклёвывали птицы-падальщики. А освобождённые кости ссыпались после этого в специальный колодец в центре плоской крыши. Внутри колодца кости продолжали тлеть и разрушаться, пока окончательные продукты их распада не смывались дождевой водой. Вот такой ритуал был у древних зороастрийцев.

1. На окраине Йезда расположены две Башни молчания. Одна чуть повыше...

2. А другая - пониже. Зато идеальной цилиндрической формы.

4. У подножья башен устроена небольшая выставка и находятся несколько старинных глинобитных строений.

5. На каждую из двух башен можно подняться. Мы выбрали ту, которая повыше, и с которой открывается вид на ту, которая пониже, но идеальной цилиндрической формы. :)

7. На вершине древней башни. Много столетий назад здесь раскладывали трупы сотен и тысяч людей на съедение падальщикам, а обглоданные кости после этого сбрасывали в колодец, остатки которого хорошо сохранились в центре плоской крыши.

8. Сегодня этот колодец для костей до верха засыпан камнем. Интересно - сохранилось ли там что-нибудь на дне? :))

9. Фото на память. Мы много где на свете фотографировались с товарищем kitv , но это место, пожалуй, самое необычное. :)))

10. Тем более необычно было на вершине башни молчания встретить двух ребят из Питера. Они также большие путешественники - но формат их поездки по Ирану более продолжительный: почти месяц. Было очень интересно пообщаться и обменяться впечатлениями. Я взял у них электронную почту и обещал скинуть фото, но потом - куда-то её потерял. :((Если кто вдруг знает этих ребят и их контакты - дайте, пожалуйста, знать. Отправлю им фотографии.

11. С вершины башни открывается вид на новые кварталы Йезда. Это уже совсем современный город с большим количеством новостроек.

14. А вокруг - горные хребты, окружающие плоскую пустыню.

P.S. Может возникнуть вопрос - а существуют ли сегодня в немногочисленных зороастрийских общинах башни молчания, до сих пор действующие по своему прямому назначению? Разумеется, со временем этот жутковатый ритуал постепенно вытеснялся другими способами захоронения - появились зороастрийские кладбища, где могилы цементировались, чтобы соблюсти условие "ни земле, ни огню". Так что в Иране "действующих" башен молчания не осталось. А вот в Индии они ещё кое-где есть! До последних лет существовала подобная башня в консервативной зороастрийской общине в городе Шерифабаде. Есть и другие места. Сегодня в Индии в целях сохранения традиций на одной из башен молчания установлена система зеркал, фокусирующая свет и максимально ускоряющая на ярком солнце процесс разложения трупов. Другой проблемой захоронения в башнях в сегодняшней Индии является отсутствие птиц-падальщиков в достаточном количестве. Но ревнители традиций строят проекты по специальному разведению грифов в районе действующих башен.

P.P.S. Никогда не думал, что буду писать посты про разложение трупов. Но - поездишь по миру, посмотришь разных чудных мест и традиций... Чего только ни встречается! Так что, как говорится, никогда не говори никогда. :)))

Этот пост познакомит нас с далеко не самым обычным способом избавления от тел умерших людей, который до недавних пор практиковался в Иране и Индии, а в некоторых местах практикуется до сих пор. Речь пойдет именно об избавлении от тела, так как о подобном обычае вы, скорее всего, никогда не слышали. Не советуем смотреть эти фото слишком впечатлительным людям.

Вы и сейчас можете увидеть вот такие башни, в которые складывают трупы мертвых, для того, чтобы их обгладывали птицы.

Религия древних иранцев называется зороастризм, впоследствии она получила название парсизм среди иранцев, переселившихся в Индию из-за угрозы религиозных преследований в самом Иране, где в то время начал распространяться ислам.

Предками древних иранцев были полукочевые скотоводческие племена ариев. В середине II тысячелетия до н.э. они, двигаясь с севера, заселили территорию Иранского нагорья. Арии поклонялись двум группам божеств: ахурам, олицетворявшим этические категории справедливости и порядка, и дэвам, тесно связанным с природой.

Зороастрийцы имеют необычный способ избавления от мертвых. Они их не хоронят и не кремируют. Вместо этого они оставляют тела умерших на вершинах высоких башен, известных как дахма или башни молчания, где они открыты к поеданию хищным птицам, таким как стервятники, коршуны и вороны. Практика похорон исходит из убеждения, что мертвецы являются «нечистыми», не только физически из-за разложения, а потому, что они отравлены демонами и злыми духами, которые устремляются в тело, как только душа его покидает. Таким образом, захоронение в земле и кремация рассматривается как загрязнение природы и огня, обе стихии которые Зороастрийцы должны защищать.

Это вероучение о защите чистоты природы привело некоторых ученых к тому, что они провозгласили Зороастризм как «первая экологическая религия мира».

В Зороастрийской практике такое захоронение мертвых, известное как дахменашини, впервые было описана в середине 5 века до н. э. Геродотом, но использовать для этих целей специальные башни стали намного позже в начале 9 века.

Башни молчания в Мумбаи, видны с ближайших высоток.

После того, как птицы-падальщики склевывали плоть с костей, побелевших от солнца и ветра, они собирались в яму-склеп в центре башни, куда добавляли известь, чтобы позволить костям постепенно разрушаться. Весь процесс занимал почти год.

Старинный обычай сохранился среди зороастрийцев в Иране, однако дахма были признаны опасными для окружающей среды и были запрещены в 1970-х годах. Такая традиция до сих пор практикуется в Индии парси, которые составляют большинство зороастрийского населения в мире.

Стремительная урбанизация, однако, оказывает давление на Парси, и этот странный ритуал и право использовать башни молчания- очень спорный вопрос даже среди общины Парсов. Но самая большая угроза для дахменашини исходит не от органов здравоохранения или от общественного протеста, а из-за отсутствия грифов и стервятников.

Численность стервятников, которые играют важную роль в разложении трупов, неуклонно снижается в Индостане с 1990-х годов. В 2008 году их число упало приблизительно на 99 процентов, что привело в ученых замешательство, пока не было обнаружено, что препарат, назначаемый в настоящее время крупному рогатому скоту, смертелен для стервятников, когда они питаются их падалью. Препарат был запрещен правительством Индии, но численность стервятников еще не восстановилась.

В связи с отсутствием грифов, на некоторых башнях молчания в Индии установили мощные солнечные концентраторы для быстрейшего обезвоживания трупов. Но солнечные концентраторы имеют побочный эффект, они отпугивают других птиц-падальщиков, таких как вороны, из-за ужасной жары, создаваемой концентраторами в течение дня.

Они также не работают в пасмурные дни. Так что работа, которая занимала всего несколько часов для стаи стервятников, сейчас занимает несколько недель, и эти медленно разлагающиеся тела делают невыносимым воздух в округе.

Некоторые башни молчания, которые изначально были расположены на окраинах городов, оказались теперь в центре населенных пунктов и их пришлось закрыть из-за запаха.

Само название «Башня молчания» было придумано в 1832 году Робертом Мёрфи, переводчиком при британском колониальном правительстве в Индии.

Зооастрийцы считали стрижку волос, обрезание ногтей и захоронение мёртвых тел делом нечистым.

В частности они верили, что в тела умерших могут вселиться демоны, которые впоследствии будут осквернять и заражать всё и всех, кто вступит с ними в контакт. В Вендидаде (свод законов, направленных на отвращение злых сил и демонов) есть особые правила по избавлению от трупов без ущерба для окружающих.

Непременным заветом зороастрийцев является то, что ни в коем случае нельзя осквернять мёртвыми телами четыре элемента – землю, огонь, воздух и воду. Поэтому стервятники стали для них оптимальным способом устранять трупы.

Башня молчания в Индии.

Дахма представляет собой округлую башню без крыши, центр которой образовывает бассейн. Каменная лестница ведёт к платформе, тянущейся вдоль всей внутренней поверхности стены. Три канала («пави») разделяют платформу на ряд лож. На первом ложе размещались тела мужчин, на втором – женщин, на третьем – детей.

После того как стервятники обгладывали трупы, оставшиеся кости складывались в оссуарии (здание для хранения скелетированных останков). Там кости постепенно разрушались, а их остатки дождевая вода уносила в море.

В ритуале могли принимать участие только специальные лица – «насасалары» (или могильщики), которые помещали тела на платформы.

Первое упоминание о подобных захоронениях относится к временам Геродота, а сама церемония держалась в строжайшем секрете.

Позднее Магу (или жрецы, священнослужители) стали практиковать публичные обряды захоронения, пока в итоге тела не стали бальзамировать с помощью воска и хоронить в траншеях.

Археологами были найдены оссуарии, относящиеся к 5-4 веку до н.э., также как и погребальные насыпи, где находились забальзамированные воском тела. Согласно одной из легенд могила Заратустры, основателя зороастризма, находится в Балхе (современный Афганистан). Предположительно подобные первые ритуалы и захоронения возникли ещё в эпоху Сасанидов (3-7 век н.э.), а первые письменные свидетельства о «башнях смерти» были сделаны в 16 веке.

Существует одна легенда, согласно которой уже в наше время возле дахмы неожиданно появилось множество мёртвых тел, которые не смогли опознать местные жители из соседних поселений.

Ни один покойник не подходил под описание без вести пропавших людей в Индии.

Башня молчания в Язде, Иран.

Трупы не были обглоданы животными, на них не было ни личинок, ни мух. Поразительным в этой ужасающей находке было то, что яма, расположенная посреди дахмы, на несколько метров была заполнена кровью, причём этой крови там было больше, чем могли вместить в себя тела, лежавшие снаружи. Зловоние в этом скверном месте было столь невыносимым, что уже на подступах к дахме многих начинало тошнить.

Неожиданно расследование было прервано, когда один местный житель случайно пнул в яму маленькую кость. Тогда со дна ямы начал извергаться мощный взрыв газа, исходящий из разлагающейся крови, и разноситься по всей округе.

Все, кто оказался в эпицентре взрыва, немедленно были доставлены в больницу и помещены в карантин, чтобы исключить возможность распространения заражения.

У пациентов начались лихорадка и бред. Они неистово кричали, что « были запятнаны кровью Ахриман» (олицетворение зла в зороастризме), несмотря на то, что никакого отношения к этой религии не имели и даже не знали ничего о дахмах. Состояние бреда перетекло в безумие, и многие заболевшие начали нападать на медперсонал больницы, пока их не усмирили. В конце концов, сильная лихорадка погубила нескольких свидетелей злополучного захоронения.

Когда позже следователи вернулись на то место, облачённые в защитные костюмы, то обнаружили такую картину: все тела бесследно исчезли, а яма с кровью была пуста.

Обряд, связанный со смертью и похоронами, довольно необычен и всегда строго соблюдался. Человеку, умершему зимой, по предписанию «Авесты» отводят специальное помещение, достаточно просторное и отгороженное от жилых комнат. Труп может находиться там несколько дней или даже месяцев до тех пор, «пока не прилетят птицы, не зацветут растения, не потекут скрытые воды и ветер не высушит землю. Тогда почитатели Ахура-Мазды выставят тело на солнце». В помещении, где находился покойный, должен постоянно гореть огонь - символ верховного божества, но его полагалось отгораживать от умершего виноградной лозой, чтобы демоны не касались огня.

У постели умирающего должны были неотлучно находиться два служителя культа. Один из них читал молитву, обратясь лицом к солнцу, а другой готовил священную жидкость (хаому) или гранатовый сок, который он наливал для умирающего из специального сосуда. При умирающем должна быть собака - символ уничтожения всего «нечистого». Согласно обычаю, если собака съедала кусочек хлеба, положенный на грудь умирающего, родственникам объявляли о смерти их близкого.

Две башни молчания, Йезд, Иран. Для мужчин слева, для женщин справа.

Где бы ни умер парс, там он и остается, пока за ним не явятся нассесалары, с руками, погруженными до плеч в старые мешки. Положив покойника в железный закрытый гроб (один для всех), его относят в дакхму. Если б отнесенный в дакхму даже ожил (что нередко случается), он уж не выйдет более на Божий свет: нассесалары в таком случае убивают его.

Кто раз осквернился прикосновением к мертвым телам и побывал в башне, тому возвращаться в мир живых уже невозможно: он осквернил бы все общество. Родные следуют за гробом издали и останавливаются в 90 шагах от башни. Перед погребением церемонию с собакой для верности проводили ещё раз, прямо перед башней.

Затем нассесалары вносят тело внутрь и, вынув его из гроба, кладут на отведенное трупу, смотря по полу или возрасту, место. Всех раздевали догола, одежда сжигалась. Тело закреплялось, чтобы звери или птицы, растерзав труп, не могли унести и разбросать останки в воде, на земле или под деревьями.

Друзьям и родственником навещать башни молчания строго-настрого запрещалось. От зари до зари над этим местом вьются черные тучи откормленных стервятников. Говорят, что эти птицы-санитары расправляются со своей очередной «добычей» в 20-30 минут.

В настоящее время этот обряд запрещен законом Ирана, поэтому представители зороастрийской религии избегают осквернения земли посредством похорон в цементе, что полностью предотвращает соприкосновение с землей.

В Индии башни молчания сохранились до наших дней и ещё в прошлом веке использовались по назначению. Их можно встретить в Мумбаи и Сурате. Самой огромной более 250 лет.

Родственники усопшего в башне молчания.



Процесс погребения в башне молчания, Индия.

После Нукуса мы выдвинулись в Хиву. Но мы решили не просто проехать это расстояние по пустыне Кызылкум, а еще и посетить интересные места, такие как древние городища и некрополи. В этом отчете мы с вами увидим Башню молчания зороастрийцев, пройдемся по руинам хорезмских крепостей и посетим подземный мавзолей.

1. Аяз-кала - одна из комплекса крепостей II века нашей эры


2. Но вернемся к хронологической последовательности. Нукус. Идет строительство 2 зданий для музеев. Один уже есть - справа. Говорят что с этого колеса обозрения кто-то вышел, испугавшись высоты


3. Национальные узоры в советской архитектуре


4. И для скорой помощи используют эти компактные Daewoo Damas, а не только для маршруток


5. Сделали небольшой крюк в Ходжейли, чтобы посмотреть древний некрополь

6. Увидел здесь французские балконы, о наличии которых я не знал до прошлогодней поездки в Беларусь


7. Рынок Ходжейли


8. В ожидании работы


9. Бетонные навесы чтобы прятаться от жары


10. Этот мавзолей напомнил мне торговый комплекс на Манежной площади в Москве. Снаружи купола...


11. .... а под землей всё самое интересное

12. Купол украшен майорикой - обоженная глина с глазурью


13. Дальше раскрою секрет, почему здесь расставляют камни горками


14. Как нам объяснил наш водитель - это могила 7 дочерей одного вельможи стародавних времен. Правда или нет - не знаю, но куполов действительно семь


15. Внутри кладка купола выглядит как рулет с кремом. Наверное был голоден, когда появилось такое сравнение:)


16. Современные могилы


17. А это так называемые Мировые часы. Каждый год с этих руин падает по одному камню, отсчитывая один прошедший год. Люди собирают их горками, чтобы не потерять. Плохая примета взять с собой один из этих камней


18. Город мёртвых


19. Когда хоронят человека его тело переносят на специальных "лестницах". После их оставляют на могилах. В зависимости от размера "лестницы" можно понять кого хоронили - взрослого человека или ребенка.


20. Обожаю колоритных узбекских аксакалов. Аксакал в переводе значит белая борода. Такие они интересно совмещают современную одежду и национальную.

21. Следующим местом нашего маршруты была Башня молчания зороастрийцев - Чилпык-кала. Где нас встретил узбекский музыкант


Вот вам видео его замечательного выступления

22. Смотрите как он увлечен своей игрой. Прямо рок-звезда! :)


23. На эту башню поднимали тела умерших. Чтобы после смерти они не портили землю, воду и огонь их оставляли для хищных животных, птиц, насекомых и Солнца. После того как оставались одни кости их захоранивали в специальные вместилища - оссуарии или склепы. Наверху очень много ржавых камней, которые легко крошаться


24. Современная молодежь на полях выкладывает имена и на стенах пишет послания. Ну правильно, ведь стены и возводили во втором веке нашей эры именно для этого!


25. Мафиози - наш водитель Аяп и музыкант. Оставили ему бутылку воды, а то он бедный на такой жаре без неё сидит в гордом одиночестве и ждет туристов


26. Вот и вся нехитрая конструкция, которая позволяет и от жары спрятаться, и посидеть, и велосипед прислонить и подвесить свой музыкальный инструмент, который забавно раскачивается по ветру как маятник


27. Аяп знакомит нас с местной флорой. На фото он срывает джусай - ароматное растение, которое размещают дома, чтобы вкусно пахло


28. Крепость Кызыл-кала, в переводе означающая Красный город.


29. Так выглядят все эти крепости наверху - стены, поле и ничего более


30. Удивительно как до наших дней дошла эта нехитрая архитектура - кирпичи, обмазанные глиной с сеном. Прошло уже почти две тысячи лет, а крепость стоит


31. Стены крепости облюбовали птицы и если громко крикнуть, то они стаей срываются вниз


32. Растаявшие глиняные стены идеальное место для жилища птиц


33. Мне эта стена показалась похожей на космический корабль


34. Каналы из Амударьи для орошен я


35. Увидели как работает женщина, а её дочка наблюдает за процессом. Решили сфотографировать

36. Рубят камыш


37. Потом охапки связывают и используют как настилы для крыш


38. Совершенно нереальная фотография - коровы пасущиеся в зарослях на канале. Вьетнам какой то:)


39. Пока фотографировал коров подошел пацан. Показал ему его фото, на что он взял мой фотоаппарат и начал щелкать все вокруг


40. Меня удивляет как в такую жару узбеки умудряются ходить в костюмах. Я конечно понимаю что теплообмен другой и так далее, но всё же


41. Руины Топрак-кала - в III веке здесь находилась столица древнего государства Хорезм

42. Один из самых необычных горных городов на мой взгляд из тех что мы видели. Наверное потому что сохранились внутренние стены


43. Небольшие проходы и специальные выступы - лавка что ли?


44. Трехколесный трактор с открытой дверью в качестве кондиционера


45. Аяз-кала - комплекс крепостей. На первой фото вы уже видели нижнюю крепость - крепость правителя


46. В верхней крепости жили военные чины и вельможи


47. Экскурсионным группам надо подниматься с самого низа пешком. Нас же по секретной дороге подняли к самым стенам


48. Одними из немногих жителей крепости сейчас являются лупоглазые ящерицы


49. Растения как антенны


50. На подъездах к Хиве все больше и больше зелени. Контрастно по сравнению с предыдущими днями


51. Водонапорная НЛО

52. А вечером мы уже гуляли по Хиве, но то уже другая история:)

В следующем отчете мы с вами прогуляемся по Хиве и встретимся с самой скандальной рок-звездой нашего времени.

На связи! :)

Все отчеты из нашего путешествия.


01. Башня молчания - это погребальное сооружение в зороастрийском религиозном обряде. Согласно древнего учения, "нечистое" мертвое тело не должно предаваться ни земле, ни огню. Поэтому персы-зороастрийцы сносили тела на вершину специальных башен, где они становились добычей грифов. После всего, кости хоронились в глубоком колодце на вершине. Такова история.
Так вот на окраине Язда, есть целых две такие башни. Зачем на них смотреть? Ну во первых, они впечатляют: Почти в пустыне, две заметные издалека вершины, на которых расположены рукотворные, древние развалины (ныне ). Во вторых, с них открывается сногсшибательный вид город Язд, и окрестности. Наконец в третьих - это история, пусть персидского народа, но они такие же люди как и мы, со своими только обычаями.

02. Вокруг башен расположен целый город развалин.

03. В некоторых зданиях заметны следы восстановления, или наоборот запущенности.

04. Предполагаю, что все эти сооружения, как-то связаны с погребальными ритуалами персов. Кстати, вся территория башен огорожена и войти на территорию можно только через один вход (предварительно заплатив тысяч 100 000 реалов = 3,5$ ).

05. Одна башня чуть пониже, на нее мы поэтому не пойдем.

06. Другая чуть повыше, туда и отправимся.

07. Подъем не сложен. По мере продвижения открывается картина на те самые развалины у подножья башен,

09. и на окраины современного города. Неожиданно да? (Кто читал мои посты о старом Язде, тот в курсе ).

11. Представьте себе мое удивление, когда по пути на вершину я услышал питерскую интеллигентную речь (ту что с "булошными" и "поребриками" )!? Ребята из Питера (по центру ) уже не первую неделю путешествуют по Ирану, вникая в жизнь иранцев гораздо глубже (планируют провести месяц в Иране ) чем мы с Андреем. Проходящие мимо иранцы, потрясенные встречей русских, решили даже с нами сфотографироваться. Вы откуда? Руссия мы, в общем!)

12. Забегая вперед, скажу что это был единственный случай встречи в Иране с соотечественниками. Ребят, если читаете, дайте о себе знать, вышлю другие фото (потерялся адрес ).

13. Шаг за шагом, добираемся до самой башни,

14. к которой ведут торжественные, каменные ступени.

15. Признаюсь, на вершине становится немного не по себе, особенно от мыслей о предназначении этого места. По центру тот самый глубокий колодец, давно уже засыпан.

16. Виды, которые открываются с вершины, сразу же переключают внимание на себя. Пустыня резко переходящая в город. Огороженный периметр по центру фото - это современное кладбище Язда.

18. А по окраинам, расположен современный город.

19. Становится понятно, почему в центре старого города, была так пустынно.

21. Обратите внимание на количество строящихся объектов. У меня сложилось впечатление, что многие из них строятся уже не одно десятилетие, и представляют собой не что иное как законсервированные объекты до лучших времен. Вероятнее всего последствия многолетних санкций. Но могу ошибаться.

22. Панорама Язда конечно впечатляет: Пустыня, небо, город и горы.

23. Немного нарушают природную гармонию современные, спальные районы (Напоминаю что в городе проживает около 500 тысяч человек ).

24. Все таки хаотичные сооружения как в правой части фото больше подходят здешним видам, да?)

25. Деревьев, за редким исключением, почти нет, пустыня и горы на горизонте.