05.09.2023

Джунгария. Джунгарское ханство: происхождение и история Джунгары кто они сейчас


В 17-18 веках на территории западной окраины современной Монголии, Тувы, Алтая и Восточного Туркестана располагалась могущественная империя ойратов - Джунгарское ханство.

Потерпев поражение от империи маньчжуров, это государство исчезло, постепенно стало забываться и имя джунгаров. Конечно, прямые потомки ойратов - современные калмыки, дорбеты и другие - прекрасно помнят о славном периоде своей истории, но в памяти даже соседних народов слова Джунгария и джунгары изрядно потускнели. Однако даже среди специалистов по истории джунгаров, посвятивших ей многие годы своих исследований, немногим известно, что в истории существовала и другая Джунгария, а роды, именуемые джунгарскими, поныне живут среди народа, никогда не входившего в состав ойратской общности.

Завет Олёдэя

100-150 тому назад у разных групп бурят бытовали версии легенды о герое по имени Баргу-батур, оставившем трем своим сыновьям дары и судьбоносные для их потомков наказы. Легенда гласит, что Баргу-батур, подарив младшему сыну Хоридою лук и стрелы, указал на лесные земли, где тот должен был обрести свою судьбу. Среднему сыну, Бурядаю, Баргу оставил скот и отдал родовой надел, завещав не ходить в дальние странствия. Наконец, старший сын, Олёдэй, получил от отца меч, доспехи и наказ двинуться на запад в поисках военного счастья и новых земель. Считается, что от Хоридоя произошли нынешние хоринские буряты, от Бурядая - булагаты и эхириты, составившие основу западных бурят. Потомками Олёдэя в разных вариантах легенды называют то племя олётов, то калмыков, то вообще всех ойратов.

Сюжет легенды в фольклористике известен уже более ста лет, но историки не воспринимали его в качестве отголоска каких-то реальных событий далекого прошлого. Между тем, филологи постепенно приходят к выводу о том, что до 13-14 веков действительно существовала общность, говорившая на очень специфичном монгольском диалекте, наследниками которого являются диалекты и говоры хоринских бурят, эхиритов, булагатов, баргутов (олицетворением которых в легенде является Баргу-батур). Иными словами, легенда, считающая современные ветви бурятского и ойратского народов изначально родственными, в определенной части отражает исторические факты. С другой стороны, ни один из современных ойратских диалектов не является близким к диалектам современных баргутов и бурят, среди которых также, как и среди ойратов, живут потомки Олёдэя.

Олёты или сэгэнуты

В преданиях западных бурят часто упоминается воинственное племя сэгэнут, конфликтовавшее со своими соседями, булагатами и эхиритами. Сэгэнуты долгое время были непобедимы, но однажды, попав в ловушку, были наконец разгромлены. С той поры они распались на множество родов, расселившихся по окраинам бурятского мира. Часть сэгэнутов расположилась на севере по Верхней Лене и тайге на побережье Байкала у острова Ольхон, другая часть заняла низовья Оки и Уды на крайнем западе этнической Бурятии, третья - попала в состав булагатов под именем кудинских ашаабгатов. Кроме того, еще несколько небольших родов, ведущих происхождение от прежней сэгэнутской общности, остались жить анклавами посреди булагатов, эхиритов и других бурятских племен.

Толька один из образовавшихся в этот период родов сохранил за собой название сэгэнут, остальные назывались уже каждый по своему - икинаты, удинские ашаабгаты, хайталы, мунхалюты, бухэты, зунгары, барунгары и т.д. Тем не менее, и сами они, и их соседи продолжали помнить об общем происхождении. Булагаты, например, считали их всех потомками Олёдэя. Вместе с тем, бытовало и общее название группы сэгэнутских родов - олёты.

Все бурятские олёты говорят на диалектах бурятского языка. Олёты, которые покинули Бурятию в 13-14 веках, впоследствии влились в состав образовавшейся в то время новой ойратской общности и постепенно перешли на другой монгольский диалект.

Древняя Джунгария

В истории бывает так, что переселяющийся народ приносит на новую землю название своей прежней родины. Были когда-то две Булгарии - на Балканах и на Волге, две Венгрии - в Центральной Европе и на Урале, и есть две Зеландии - одна Новая в Тихом океане, другая «старая» - в Европе. Как мы писали выше, все олётские роды Бурятии происходят от сэгэнутов, а сами сэгэнуты своей прародиной считают Джунгарию, но не ту, что к западу от Монгольского Алтая.

Записи известных бурятских этнографов М.Н. Хангалова и С.П. Балдаева показывают версии преданий о происхождении сэгэнутов, записанные от них самих. «В давнее время, с южной стороны Байкала, из местности Зунгария пришли люди кости Сэгэнут на северную сторону Байкала». В сюжете, впервые опубликованном в 1890 году, рассказывается: «Племя элэт (θθлθд) или сэгэнут жило прежде на южной стороне Байкала. Оно убило своего военачальника и, боясь наказания, пошло вниз по Селенге, перешло через Байкал». В 1935 году другим собирателем был записан такой вариант: «Сэгэнуты жили на южной стороне Байкала. Они убили своего начальника за плохое обращение с ними, перешли Байкал по льду и поселились совместно с эхиритами и булагатами».

Записи, сделанные разными учеными в разное время, говорят об одном. Древняя Джунгария находилась где-то в долине Селенги или, во всяком случае, на юго-востоке от Байкала, совсем не там, где располагалось Джунгарское ханство.

В древности произношение этнонима сэгэнут могло звучать как чингэ(н) или чигэ(н), позднее, в северных монгольских диалектах начальное ч- трансформировалось в ц- (например, в халха-монгольском), а уже в бурятских диалектах, в фонетике которых нет этих звуков, термин стал звучать как сэгэн или (с показателем множественного числа) сэгэнут. В истории монгольской династии Юань упоминается племя чике, жившее на восточной стороне Байкала в 11 веке, и совместно с баргутами вошедшее в союз племен, организованный предком Чингисхана Хайду и его дядей Начином. Предположительно в середине 12 века после конфликта с мэркитами чике перешли на западную сторону Байкала.

Если наши рассуждения верны, то потомки бурятских сэгэнутов в 13-14 веках влились в состав ойратов. Их судьба в Джунгарии является уже отдельной историей, свидетельствующей о тесных связях монгольских групп между собой.

Джунгарское ханство в течение сотни лет считалось наиболее сильным государством в XVII веке.

Оно играло важную роль во внешнеполитических отношениях, оказывало огромное влияние на страны Востока.

И все же история этого государства – ярчайший пример того, как гражданские войны и борьба за власть могут разрушить империю.

Происхождение и этимология названия

Дербен-Ойрат — так ойраты называли объединение племен, образованное после разделения . В 1635 году на его основе создается Джунгарское ханство, от монгольского «зюнгар», что означает «левая рука».

Это связано с тем, что в период правления именно ойраты входили в левое крыло его армии.

Основателем ханства считается хунтайджи Эрдени-Батур.

Дербен-Ойрат представлял собой объединение ойратских племен чоросов, дербетов и хойтов, которое внезапно образовалось в начале семнадцатого столетия под предводительством Хара-Хулы, отца Эрдени-Батура, для борьбы с хотогойтским ханом Шолой-Убаши-хунтайджи.

В результате этой борьбы произошло разделение земель, которое и привело к образованию Джунгарии, чье влияние распространилось на всю Среднюю Азию.

Восстание Хара-Хулы

Все правители Джунгарского ханства относились к племени чоросов. Объединил ойратские племена Гумэчи, носивший титул Хара-Хула-тайджи.

В 1606 году, придя к власти, Хара-Хула сплотил неорганизованные и запутавшиеся племена ойрат, а в 1608 году они сокрушили казахов на западе.

К 1609 году Хара Хула одержал решающую победу над Алтанским ханством и вынудил их отступить с ойратских территорий на северо-запад нынешней Монголии, в регион Кобдо.

После этого Хара-Хула принял титул хунтайджи, что означает «великий вождь».

В течение последующих лет шла борьба между ойратскими войсками и армией Алтанского ханства, с переменным успехом отвоевывались земли, пока в 1627 году Убаши-хунтайджи не был убит.

Об этой войне рассказывает ойратский эпос. Хара-Хула окончательно восстановил свои земли, ранее захваченные Алтанским ханством.

Также Хара-Хула разжег конфликт с казаками за контроль солевых шахт возле русского форпоста, который продолжался около двадцати лет.

Развитие джунгарского ханства

Власть и влияние Хара-Хулы возросли, он стал центральной политической фигурой Дербен-Ойрат.

Некоторые племена были недовольны ограничением свободы, которое наступило благодаря этому факту, поэтому покинули территории ойратов. После чего сын Хара-хулы, Эрдени-Батур сформировал Джунгарское ханство.

Став правителем джунгаров, Эрдени-Батур стремился укрепить свои позиции вокруг гор Тарбагатай, где располагались пастбищные угодья ойратов.

Он возглавил войска в трех победоносных военных кампаниях против казахов. Также он дал доступ России к соляным шахтам, завершил многолетний конфликт, и наладил тем самым дипломатические и коммерческие отношения.

Этим он заслужил уважение своего народа и лидеров соседних стран.

Эрдени Батур провел амбициозную кампанию национального строительства, основал столицу Джунгарского ханства, построил большое количество монастырей. Также он призывал людей исповедовать , заниматься не только скотоводством, но и сельским хозяйством и развивать ремесла.

Эрдени-Батур стремился расширить территории ханства, несмотря на их уже, итак, внушительную обширность.

Он пользовался тем, что племена, проживающие на границах Джунгарии, вели междоусобные войны.

Он соглашался помогать одной из сторон с условием присоединения их территорий, тем самым упрочил влияние государства и наладил дипломатические отношения.

Пятый Далай-лама учел растущее влияние джунгарского правителя и присвоил ему титул хунтайджи, надеясь обрести в его лице могущественного союзника в защите и продвижении Гелугпы – монашеской буддийской традиции.

В 1640 году Эрдени-Батур созвал правящих князей монгольских племен, чтобы заключить соглашение. Первой целью этого соглашения являлось создание коалиции против потенциальных внешних врагов, казахов и маньджур.

Попытка создать коалицию потерпела неудачу. Не все монгольские князья согласились признавать Эрдени-Батура своим лидером, называя себя прямыми потомками Чингисхана, а не его.

Вторая цель заключалась в том, чтобы разработать метод разрешения споров мирным путем. Так был создан правовой документ «Великий кодекс сорока и четверки» или «Великое Степное Уложение», система правил, регламентирующих повседневную жизнь монголов с Волги до современной восточной Монголии.

Согласно этому документу, государственной религией признавался ламаизм – одно из ответвлений буддизма. Основной административной единицей объявили улус, а хана провозгласили правителем всех племен и территорий.

Внутренний конфликт

Незадолго до своей смерти в 1653 году Эрдени-Батур назвал своим преемником своего третьего сына Сенге, он был его любимцем. Это вызвало крайнее недовольство его старших сыновей.

Сенге получил южную половину ханства, а северную должны были поделить остальные семеро сыновей Эрдени-Батура. Брат Сенге Галдан не стал вступать в конфликт братьев, отдал свою долю наследства Сенге и ушел в монастырь.

Старшие братья Сенге Цэцэн-тайджи и Цзотба-Батур неоднократно покушались на убийство своего единокровного брата, но попытки не увенчались успехом вплоть до 1671 года.

Из-за этих распрей Сенге не смог сохранить ханство, достигшее при его отце и деде небывалых величия и мощи. Государство оказалось раздроблено. Он не смог взять под контроль северную часть ханства, а также был бессилен обеспечить соблюдение торгового соглашения с Россией.

Ойратские кочевые племена, кочующие по северной части Джунгарского ханства, вернулись к привычным бандитизму и разбою, стали совершать набеги на российские крепости.

Эти племена вышли из-под контроля центрального правителя – Сенге, поэтому Россия была вынуждена договариваться с лидерами племен по отдельности, но это ни к чему не привело. Только к военным стычкам между джунгарскими войсками и казахами.

В 1667 году Сенге окончательно захватил Алтанское ханство, убив последнего Альтан-хана, тем самым ликвидировав потенциальную угрозу для ханства.

Сенге был убит своим старшим братом во время переворота в 1671 году. Галдан, его младший брат, после этого известия вернулся из монастыря и отомстил убийцам. После победы над братьями Галдан стал хунтайджи Джунгарского народа.

В 1677 году Галдан одержал победу над заявившим свои права на ханство алашаньским Очирту-ханом, установив гегемонию почти над всеми ойратскими племенами. В следующем году пятый Далай-лама дал ему высший титул Богушту-хана.

Во времена правления Галдана Джунгарское ханство присоединило к своим территориям Восточный Туркестан.

Чтобы противостоять расширению Маньчжурской империи, Галдан пытался объединить Монголию. Пока он занимался этим в Халхе, его племянник Цеван-Рабдан занял Джунгарский трон в 1689 году.

Короткое время Галдан удерживал власть в Халхе, но позднее он был обманут императором Канси и предан войсками Халхи, которые перешли на сторону маньджуров.

В 1696 году Галдан оказался в окружении подавляющей армии Цин на реке Тэрэлж. Ему удалось уйти ценой жизни его супруги Ану-хатун. В Кобдо, куда отступил Галдан, в 1697 году хунтайджи совершил самоубийство.

Конфликты с Тибетом

В 1717 году джунгары вторглись в Тибет, убили претендента на должность Далай-ламы, которого назначил король Тибета.

Вскоре джунгары стали грабить святые места Лхасы, чем вызвали недовольство императора Канси.

Император организовал поход против джунгарских отрядов, но его военная кампания не возымела успеха.

Вторая, более крупная военная экспедиция, посланная императором Канси в 1720 году против джунгар, изгнала их из Тибета. Войска династии Цин были восприняты как освободители Тибета.

Завоевание Джунгарии Китаем

Джунгарское ханство было уничтожено китайским императором Цяньлуном в нескольких военных походах.

В 1755 году династия Цин под предводительством принца Амурсаны вступила на территорию Джунгарии. Многие ойраты переходили на сторону более сильной цинской армии без сопротивления.

После непродолжительного конфликта был захвачен последний джунгарский хан Даваци.

Впоследствии принц Амурсана захотел стать джунгарским ханом, но император не желал такого исхода.

Амурсана поднял мятеж, который был подавлен силами маньчжурской армии. Бывший предводитель армии бежал на запад, в Россию, где и умер от оспы.

Великая маньчжурская армия, оставшаяся на территориях Джунгарского ханства стала истреблять население, в результате чего погибло примерно 80% ойрат.

Так великое ханство было уничтожено за четыре года, с 1755 по 1759.

В нашем обзоре по первоисточникам мы поговорим о Джунгарии, которая составляет часть того, что уйгурские борцы за независимость называют Восточным Туркестаном. В мире Восточный Туркестан больше известен как Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР (Xinjiang Uygur Autonomous Region). Поговорим здесь и о населении Синьцзян-Уйгурского района, а именно уйгурах и ойратах (джунгарах).

Синьцзян-Уйгурский Автономный Район, или Синьцзян (Xinjiang, в КНР иногда употребляется написание и как Sinkiang) на карте с сайта «Международного радио Китая» english.cri.cn. Как видим, по отдаленной части Синьцзяна проходит и небольшой участок российско-китайской границы.

Синьцзян-Уйгурский Автономный Район на карте КНР с китайского госсайта russian.china.org.cn.

Запрещенный в КНР Всемирный Конгресс Уйгур (ВУК) называет родину уйгур Синьцзян Восточным Туркестаном, т.е. «страной тюрок». Здесь Восточный Туркестан на карте с сайта ВУК. Синьцзян известен в истории и как Джунгария, по имени также проживавшего здесь монголоязычного народа ойратов, который отличается и от тюрок-уйгур, и от китайцев. Однако многие из ойратов либо покинули бывшую Джунгарию, либо в годы завоеваний были истреблены китайцами. К джунгарам-ойратам относились и откочевавшие в Россию калмыки.

Уйгуры и ойраты

на последней границе

Пейзаж Синьцзян-Уйгурского Автономного Района на территории входящего в его состав Баянгол-Монгольский автономного округа.

Распространение Китая на востоке ныне ограничивается Синьцзян-Уйгурским автономным районом.

Именно здесь в битвах тюрок - уйгур, и при участии западномонгольских племен - ойратов, не являющимися тюрками, - с одной стороны, и империей Цин - с другой, был около 250 лет назад установлен рубеж, разделяющий китайскую цивилизацию и современный тюркский мир.

История могла сложиться и так, что Китай в период установления устойчивых границ нового времени в своей территории продвинулся бы дальше - в Среднюю Азию, либо, наоборот - в нынешнем Синьцзян-Уйгурском районе теперь существовали бы независимые государства с культурой, отличной от китайской.

Однако тюрки-уйгуры и монголы-ойраты проиграли, и Китай к 1760 году получил новую границу, захватив Джунгарию - нынешний Синьцзян (слово Синьцзян на китайском и означает «новый рубеж, граница», в расширительном смысле иногда приводится перевод как приобретенный рубеж, в смысле новая территория). Часть монголов-ойратов, а именно калмыки, ныне нашли новую Родину за пределами Китая - в России, при этом Синьцзян остался регионом этнических меньшинств в Китае - тюрок-уйгур, исповедующих ислам, и, в значительно меньшей степени, ойратов, исповедующих буддизм. А Средняя Азия на некоторый период отошла к России, которая также в свое время воспользовалась слабостью тюркских народов региона.

Одна из причин победы Китая заключалась в том, что тюрки и монгольские этносы нынешнего Синьцзяна боролись между собой, а также существовали большие склоки внутри самих уйгурских родов.

Почему Китай не принимает

название Восточный Туркестан

Ниже фрагмент «Белой книги» - сборника, изданного Министерством иностранных дел КНР по вопросу Синьцзяна, в котором говорится о проблеме названия Синьцзяна и неприятии Китаем независимости региона:

«В средневековье в арабских географических книгах появилось понятие «Туркестан», которое означало «владения тюрков» и подразумевало земли к северу от реки Сир и сопредельные с ними восточные земли Средней Азии. По мере исторической эволюции и самоопределения современных национальностей Средней Азии географическое название «Туркестан» к XVIII веку почти исчезло, в книгах того периода его в основном не использовали. В начале XIX столетия вместе с углублением системы колониализма и экспансии в Средней Азии со стороны империалистических держав вновь появилось и слово «Туркестан».

В 1805 году русский миссионер Димковский в своем отчете о деятельности миссии тоже использовал название «Туркестан», описывая с географической точки зрения Среднюю Азию и Таримскую впадину в Синьцзяне Китая. А так как история, язык и обычаи этих двух районов отличались, и политическая принадлежность у них была разная, то он называл «Восточным Туркестаном» Таримскую впадину в Синьцзяне Китая, находившуюся на востоке от «Туркестана», называя эти земли и «китайским Туркестаном». В середине XIX века Россия аннексировала одно за другим три ханства в Средней Азии - Хивинское, Бухарское и Кокандское, в районе Хэчжун учредила «туркестанское наместничество», поэтому некоторые люди на Западе стали называть этот район «Западным Туркестаном» или «русским Туркестаном», а синьцзянские районы Китая - «Восточным Туркестаном».

В начале XX столетия ничтожное число синьцзянских раскольников и религиозных экстремистов под влиянием мирового религиозного экстремизма и национального шовинизма, основываясь на высказываниях старых колонизаторов, решило политизировать нестандартное географическое название «Восточный Туркестан» и выдумало некую «идейно-теоретическую концепцию» о «независимости Восточного Туркестана».

Ее последователи всюду разглагольствовали о том, что, мол, «Восточный Туркестан» испокон веков является самостоятельным государством, его национальность имеет почти десятитысячелетнюю историю, будто «это наилучшая в истории национальность»; они подстрекали к тому, чтобы все тюркоязычные и исповедующие ислам нации объединились и создали «теократическое» государство; отрицали историю создания великой родины всеми национальностями Китая, призывали «дать отпор всем национальностям нетюркской национальности», уничтожить «иноверцев», они разглагольствовали о том, что Китай «на протяжении трех тысяч лет является врагом Восточного Туркестана», и т. д. и т. п. После появления так называемой концепции о «Восточном Туркестане» раскольники всех мастей затеяли возню вокруг вопроса о «Восточном Туркестане», пытаясь осуществить несбыточные надежды о создании «государства Восточного Туркестана». (Белая книга» МИД КНР «История и развитие Синьцзяна», 2003 г., цитата по официальному сайту ведомства - fmprc.gov.cn).

Очерк истории и географии Синьцзяна с точки зрения правительства КНР см. на этого обзора;

Очерк истории и географии Восточного Туркестана - Синьцзяна с точки зрения уйгурского движения за независимость см. на этого обзора;

Уйгуры

Существование нескольких, а именно трех уйгурских государств на территории нынешнего Синьцзяна, приводило к забавным последствиям. Например, уйгурское государство Караханидов (также известно как государство Илекханов), принявшее ислам, постепенно перетекло на территорию Средней Азии (нынешнего Узбекистана).

Отметим, что позднее Илекханы в Средней Азии были объявлены вассалами монгольского племени каракитаев, а затем разгромлены (1212 год) предками современных тюрок-узбеков. В свою очередь, находящаяся на территории нынешнего Синьцзяна (в Кашгаре), восточная часть осударства Караханидов покорилась в 1212 году монгольскому племени найманов.

Уйгурское буддистское государство Идикутов при Чингисхане вошло в 1209 году в состав Монгольской империи на правах улуса, без войны, при этом эта часть уйгуров тогда дальновидно отказалась принять покровительство соперничавшего с Чингизом монгольского племени каракитаев, или, иначе кара-киданей (черных киданей), вскоре растворившихся в империи Чингисхана.

(Считается, что именно от древних киданей в период существования у них сильного единого государства произошло в русском языке и название Китай. Это название для Китая сохранялось длительное время и в европейских языках. Подробнее об этом см. на нашем сайте ).

После развала Монгольской империи, куда входили земли нынешнего Синьцзян-Уйгурского автономного района, на этой территории возникли небольшие уйгурские ханства с населением, принявшим ислам.

….ойраты

В свою очередь, в XV веке на севере на севере Уйгурии западные монголы-ойраты, исповедующие буддизм, создали Джунгарское ханство.

Все эти государства прекратили свое существование после наступления китайских войск, о котором мы упоминали выше.

В настоящее время под ойратами понимают монгольскую народность, живущую в Синьцзян-Уйгурском районе Китайской Народной Республики, а также в западной части независимой Монголии.(Об истории и этнографии, и географии Монголии см. на нашем сайте ).

К ойратам относятся и калмыки, которые ныне своим названием как бы отделяются от ойратского относа, т.к. они откочевали очень далеко от своей исторической родины - нынешнего Синьцзян-Уйгурского автономного района.

При откочевке в Россию калмыки просили у царя Василия Шуйского защиты от других степных образований - Казахского и Ногайского ханств.

Отметим, что довольно большая часть калмыцких родов (около 125 тыс. чел) в 1771 году вернулась из Российской империи в уже покоренную к тому времени Китаем Джунгарию. Тогда же Екатерина II упразднила Калмыцкое ханство, существовавшее в России с 1657 года. (Подробнее о др. народах степи, когда-то входивших в Монгольскую империю, см. на нашем сайте ).

Джунгары

- враги казахов

Государственный иновещательный спутниковый телеканал Казахстана Caspionet 17/07/2011 показал небольшой исторический очерк под громким названием «Аныракай: место стонов и рыданий врага», в котором рассказывалось о поражении джунгарских войск от ополчения казахских племен в Анракайской битве в 1729 году.

Необходимо отметить, что казахи и ойраты-джунгаре были в тот период непримиримыми врагами, и казахские племена в Анракайской битве спасли себя как этнос, выиграв сражение. И это была одна из последних битв Джунгарии, вскоре ойраты-джунгаре были покорены Цинским маньчжурским Китаем. Канал передавал:

«Надпись на камне 1729, год Петуха. Примерно 20 километров от Алматы. Это одна из самых загадочных битв в истории Казахстана. Ее сравнивают с Бородинским сражением и Куликовской сечью. Победа в этой битве помогла казахскому народу выжить как нации. Но где она проходила, как именно и даже в каком году - на эти вопросы однозначного ответа нет. …место стонов и рыданий врага…

Кадр казахского иновещательного телеканала «Caspionet» с картой, показывающей Джунгарское ханство, а также примыкающую территорию Казахского ханства с владениями трех казахских родовых объединений - жузов (джузов) по соcтоянию на середину XVIII века.

Кадр казахского иновещательного телеканала «Caspionet» с картой, показывающей Джунгарское ханство, а также примыкающую территорию Казахского ханства с владениями трех казахских родовых объединений - жузов (джузов) по соcтоянию на середину XVIII века. Малым красным кругом на карте обозначен район столицы Джунгарии города Кульджа, позднее некоторое время удерживающийся Россией. О Кульдже см. на второй странице этого обзора.

Исчезнувшая империя

Это была воинственная страна. Джунгары, по-другому ойраты, союз нескольких монгольских племен. Еще одно название - калмыки. В переводе с тюркского - отступники.

В 14 веке многие монгольские племена приняли ислам. Ойраты отказались, оставшись верными буддизму.

Говорит доктор исторических наук Жанузак Касымбаев:

«В то время население Джунгарии составляло где-то в пределах одного миллиона.

Такая маленькая страна держала в страхе громадный район - всю Центральную Азию».

Столица Джунгарии - Кульджа. 122 года просуществовало ханство. По выражению историка Василия Бертольда, последняя кочевая империя в Центральной Азии. К началу XVIII века мощное военное государство.

Джунгары - ойраты

как осколок Монгольской империи

«Хубилай-хан правил государством Юань 34 года и умер в 1294 году. После его смерти государство монгольской династии Юань просуществовало еще 70 лет пока династия не была свергнута восставшими китайцами в период правления хана Тогон-Тумура. Столица монгольского хана была перенесена обратно в Каракорум.

Другим государством, основанным потомками Чингисхана Джучи и Батыем, была Золотая Орда.

Со временем империя разбилась на несколько маленьких государств. Таким образом, на территории от Алтайских гор до Черного моря появилось много национальностей тюркского корня, такие как башкиры, татары, черкесы, хакасы, ногайцы, кабардинцы, крымские татары и др... Возникший на территории государства Чагадай Маваранахр был могущественным во времена правления Тумур-хана, захватывал территории от Багдада до Китая, но тоже распался. Империя Ильханов Хулагу воспряла ненадолго в период Газан-хана, но вскоре стали возрождаться Персия, Арабское государство, Турция и установилось 500-летнее правление Османской империи. Без сомнения, монголы были доминирующим народом в XIII веке, а Монголия стала известна во всем мире.

После падения династии Юань монголы, жившие там, вернулись на свою родину и жили свободно до захвата маньчжурцами. Это время отмечено в истории Монголии как период малых ханов, когда Монголия была без единого хана и разделилась на отдельные княжества.

Из сорока туменов, или княжеств, существовавших во времена Чингисхана, к тому времени осталось только шесть. Имелись также 4 ойратских тумена. Поэтому всю Монголию иногда называли «сорок и четыре». Ойраты, прежде всего хотели управлять всеми монголами, шла постоянно борьба за власть. Пользуясь этим китайцы регулярно нападали на монголов и однажды дошли до древней столицы Каракорума и разрушили его. В XVI в. Даян-хан вновь объединил монголов, но после его смерти началась борьба за трон. На троне за 10 лет сменилось 5 ханов и государство, в конце концов, прекратило свое существование. Когда младший сын Даян-хана Гэрэсэндзэ захватил власть, за Северной Монголией закрепилось название Халха…

Мандухай-хатун, ставшая женой Даян-хана лично возглавила военный поход против ойратов. Одержанная над ойратами победа покончила с их притязаниями на господство во всей Монголии. Значительные усилия Даян-хан прилагал для преодоления сепаратизма монгольских феодалов, не желавших признавать власть монгольского хана.

В очерке казахстанского иновещания Caspionet, который мы приводим также в нашем обзоре, отмечается что джунгары-калмыки бежали из Джунгарии поле разгрома их китайским войсками, Однако необходимо отметить, что та часть ойратов, которую собственно ныне называют калмыками, откочевала из Джунгарии в пределы России (сначала в Сибирь, а потом на Волгу) еще за столетие до того, а собственно ойраты до сих пор проживают в современном Синьцзян-Уйгурском автономном районе КНР, хотя в очень небольшом количестве.

При этом большинство современного двадцатимиллионного Синьцзяна КНР составляют тюрки- уйгуры (около восьми миллионов человек, что составляет около 45% от общего количества населения), далее - китайцы (около семи миллионов, около 40%), полтора миллиона составляют тюрки-казахи (около 6%), дунгане (китайцы-мусульмане) - около восьмисот тысяч (4,55%), кыргизы - около ста шестидесяти тысяч (0,86%), монголы и калмыки (иначе говоря, ойраты) - около ста восьмидесяти тысяч человек (1,14%). Имеются крохотные, в несколько тысяч, общины маньчжур, русских (потомков лиц, приехавших, когда некоторые земли Синьцзяна на границе с современным Казахстаном принадлежали России, а также белой эмиграции), узбеков, татар, тибетцев. Как видим, собственно джунгар-ойратов в современном Синьцзяне осталось очень мало, чему способствовали войны и откочевья в соседние страны - Россию и Монголию.

(Справка Мониторинга сайт)

Кандидат исторических наук. Эдиге Валиханов:

«Был создан аппарат управления, сильный по своей подготовленности. Чиновничество делилось на двенадцать разрядов. Каждый из малых князей - тайджи должен был постоянно поставлять для всего ханства вооруженных людей в полной амуниции»

Отлично обученные войска и жесткая дисциплина. Примечательно, что сохранение жизни воинов было одной из главных задач военачальников. Провинившихся солдат не били и не истязали…

Эдиге Валиханов:

«(Провинившихся воинов) отодвигали от добычи, не давали возможности забрать женщин, женщины разменной монетой всегда у воинов были».

У джунгарских князей в качестве штрафов за различные правонарушения полагалось забирать сто нагрудных панцирей. С их родственников - пятьдесят. С чиновников, знаменосцев и трубачей по пять.

Эдиге Валиханов:

«Войны надевали кольчуги, которые не должны были мешать при движении. Чтобы железный шлем хорошо сидел, он имел подшлемник из войлока. С левой стороны находилась сабля или меч. Но мечом кочевники пользовались редко, потому что он был не удобен в конном бою»

Вся экипировка кочевника весила примерно килограммов 50 - 70. Вес военной амуниции зависел и от выносливости батыра. Некоторые из кольчуг достигали до 40 кг. Плюс шлем, булава, сабля, колчан со стрелами и лук.

Эдиге Валиханов:

«Силой руки натягивались луки длиною от 70 - 80 до 90 см, а некоторые батыры доходили до 120 сантиметров. Жилы животных составляли тетиву. Сила стрелы была чрезвычайно большой: где-то 150 - 200 метров пробивала кольчугу».

Казахские войны в военно-техническом оснащении проигрывали джунгарам. Кроме холодного оружия у них долгое время ничего не было.

Жанузак Касымбаев:

«Казахи даже не знали, как пользоваться артиллерией».

У джунгар артиллерия была. Основные экспортеры Китай, Персия, Россия. А в начале восемнадцатого века оружие стали делать и в самой Джунгарии. Производство наладил шведский унтер-офицер Йоган Гюстав Ренат. Судьба его удивительна. Во время полтавского сражения он был захвачен в плен российскими войсками, стал служить в российской армии, затем попал в плен к джунгарам, там сделал неплохую военную карьеру, разбогател, женился, причем на своей соотечественнице, и джунгарский правитель Галдан Церен позволил ему вернуться домой.

Жанузак Касымбаев:

«Он настолько был доверенным лицом Галдан Церена, что его назначили главнокомандующим ойратских войск. Несколько раз он участвовал в сражениях против Цинской империи, одерживая победы».

Эдиге Валиханов:

«Он как раз помог построить два-три железоделательных завода, которые делали вооружения. До 2000 мортир, которые ставились на верблюдов или на лошадей».

Джунгарские мушкетеры не носили доспехов и не вели рукопашный бой. В сражении их прикрывали войны с копьями и пиками. Иногда применяли живой щит,- в основном, стада крупного рогатого скота. Но огнестрельное оружие использовалось больше как психологическое. Главной силой все равно была кавалерия.

Эдиге Валиханов:

«Со скоростью 70- 80 километров в час на коротком промежутке времени. Покрывая все это тучей стрел. Ничто не могло противодействовать конной лавине кочевников».

Нашествие

18 век - век рыцарства - определение Чокана Валиханова. Именно в эту пору батыры - профессиональные воины - становятся главной политической силой. Централизованного управления в казахском ханстве не было. Батыры привыкли действовать в одиночку. В большинстве случаев жузы и улусы формировали отряды ополчения независимо друг от друга. Полная военная мобилизация проводилась крайне редко. И поражения следовали одно за другим.

Эдиге Валиханов:

«Поход (джунгар) 1717 года, когда тридцатитысячное казахское ополчение во главе с Кайыпом и Абулхаиром потерпело жесточайшее поражение под Аягузом, при котором они едва избежали плена. Такие же походы повторялись почти ежегодно»

Тотальное джунгарское нашествие началось в 1723 году. Нападение было неожиданным. Аулы собирались откочевать на летнее пастбище, отряды батыров готовились к вторжению на волжских калмыков. Семидесятитысячному джунгарскому войску просто некому было противостоять. Аулы буквально стерли с лица земли.

Жанузак Касымбаев:

«Старший (казахский) жуз опять оказался под оккупацией. Младший - двинулся в сторону башкир. Часть среднего дошла до Самарканда. Таким образом, практически весь Казахстан оказался опустошенным».

«Истерзанный голодный люд добрался до озера и пал, усеяв побережье своими телами. И один старейшина сказал: «Мы должны запомнить великое горе, постигшее нас». И назвал это бедствие «Брели, пока не заболели подошвы. Упав без сил, лежали вокруг озера». (Шакарим. «Родословная тюрок»).

Эдиге Валиханов:

«Ранней весной - огромные разливы рек. Маленькая речушка превращается в непроходимый мощнейший поток. Разразились эпидемии, люди стали гибнуть - от холеры, от голода».

Некоторые даты

из истории ойратов периода

после распада Монгольской империи

1471 - Мандухай, супруга Даян-хана (настоящее имя ее мужа Бату Мункэ, а Даян - прозвище, которое означает «всеобщий», данное за его успешное объединение всех монголов впервые после распада Монгольской империи) взяла крепость западных монголов - ойратов Тас. И принудила их к подчинению. После этого разгрома ойраты больше не претендовали на управление над всей Монголией. 34-летняя Мандухай, овдовевшая и взявшая в мужья вторым браком 19-летнего Даян-хана, за период их совместного правления провела множество военных сражений. Победы позволили на некоторое время объединить монгольские племена, хотя бы в скромных границах исторической Монголии, вернувшись к территориям до начала чингизидовых завоеваний. Это позволило Мандухай стать одной из самых знаменитых монгольских ханш периода после распада империи.

1635 - Союз ойратских племен создает Джунгарское ханство на территории Джунгарии.

1640 - Ойратские владетели провели съезд, на котором приняли Ик Цааджн Бичг (Великое Степное Уложение). Это уложение, среди прочего, отметило у буддизм в качестве религии ойратов. На этом съезде принимали участие представители всех ойратских родов от междуречья Яика и Волгидо Западной Монголии (ныне Монголия) и Восточного Туркестана (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР). В работе съезда принял участие калмыцкий (ойратский) Зая-Пандита Огторгуйн Далай).

1643 - Орбулакская битва закончившаяся поражением джунгарских войск от казахских войск.

1657 - Часть ойратов, ныне известные как калмыки, становятся под сюзеренитет русского царя, ранее откочевав в русские пределы.

1667 - Победа ойратов Джунгарии над монгольской армией Алтан-хана.

1679 - К Джунгарскому ханству присоединена Уйгурия (Восточный Туркестан).

1690 -1697 - Первая война ойратов с Цинским Маньчжурским Китаем.

1710 - разорение российского Бикатунского острога.

1715-1739 - Вторая война ойратов с Цинским Маньчжурским Китаем.

1723-1727 - очередная джунгаро-казахская война. Вторгнувшись в казахские степи, джунгары захватили Ташкент.

1729 - Поражение джунгарских войск от объединенной казахской армии в Анракайской битве.

1755—1759 - Третья война ойратов с Цинским Маньчжурским Китаем, Джунгарское ханство ликвидировано Цинской империей.

(Вики и справка Мониторинга сайт);

По некоторым данным, во время джунгарского нашествия погибло свыше миллиона казахов. Жизнь в степи остановилась.

Историк Ирина Ерофеева, директор Казахского научно-исследовательского института по проблемам культурного наследия номадов:

«(Были) захвачены города казахские, (среди которых) город Туркестан - это столица Казахского ханства. Здесь мавзолей (мусульманского суфийского проповедника) Ходжа Ахмеда Ясави - та святыня, с которой ассоциировали себя все казахи».

Единственный выход - на время забыть междоусобные распри. В 1726 году представители трех жузов собрались вместе, чтобы избрать главнокомандующего казахской армией. Им стал хан Абулхаир. И через год на берегу реки Буланты джунгарам было нанесено первое крупное поражение. Местность, где проходила битва, получила название «Калмак кырылган» (Место гибели калмыков).

Битва

По преданию, битва началась с традиционного противостояния двух батыров. Со стороны джунгар Чарыш со стороны казахов Абулмансур, будущий хан Абылай.

Жанузак Касымбаев:

«Каждое сражение начиналось с поединков батыров с обеих сторон».

Каждый казахский хан и султан имел свой боевой клич. Так называемый, акар. Его не могли использовать рядовые воины. Боевым кличем могло стать и имя какого-либо аксакала. Абылай - имя деда Абулмансура.

«Абулмансур разогнал коня, издав клич «Абылай!», налетел и сразил Чарыша. Одним махом отрубив ему голову, он с криком «Враг сражен!» увлек за собой казахских воинов. Калмыки дрогнули, побежали. И были рассеяны казахами». (Шакарим. «Родословная тюрков»).

Предполагаемое место сражения - поселок Анракай.

Местный житель:

«Говорят, что здесь погиб джунгарский полководец по имени Анра. Здесь его убили, захоронили, и осталось это название поселка»

Согласно преданию, первые потери ойраты понесли еще накануне битвы.

Жанузак Касымбаев:

«Перед сражением джунгары потеряли почти половину войск от того, что они напились недоброкачественной воды из озера «Ит-Ичмес» - «собака не станет пить воды из такого озера» (Со времен Тимура озеро называлось «Ит-Ичмес», т.е. «собака не будет пить» т.к. один литр воды в водоеме содержит 8 г соли. Прим. сайт).

Если это то озеро, то за 300 лет оно значительно обмелело и сейчас больше похоже на болото. Караой - черная долина, недалеко от поселка. Интересно, что в 50 годах прошлого века здесь обнаружили урановое месторождение. Шахты - в нескольких метрах от озера. Рядом заброшенные урановые штольни, ржавая гусеница от танка и патрон от пулемета. Еще лет 20 назад здесь был военный полигон. Впрочем, не факт, что анракайское сражение проходило именно здесь.

Ирина Ерофеева:

«Мы подняли все карты XVIII века и нашли, что это имя было только за одним-единственным озером. За западным заливом Балхаша, ныне самостоятельным озером Алаколь, которое так и именовалось ошибочно на картах - «Ит-Ичмес Алаколь».

Значит, и само сражение проходило приблизительно в 100 километрах от места, где ныне установлена стела (в память о сражении). И еще одно уточнение. О нем говорит Ирина Ерофеева:

«Это произошло весной, в апреле, 1730 года».

Саттар Мажитов, доктор исторических наук:

«Все никак не сойдутся либо на дате этого анракайского сражения, либо на его локализации, т.е. месте, где оно происходило».

Согласно некоторым исследованиям, военные действия проходили на территории 200 км. Невероятный масштаб. Сражение продолжалось от 3 до 40 дней. Количество воинов с двух сторон опять же по разным исследованиям колеблется от 12 до 150 тысяч.

Ирина Ерофеева:

«(Воин) кроме своего коня, на котором сидел, еще имел в запасе двух-трех коней. Представьте сколько было нужно коней на вот этом пространстве в 230000 кв. метров. Там не нужно было бы сражения, если бы было 60 - 80 тыс. человек. Пали бы и люди, и кони в один день, без сражения. Потому что (не было) ни травы, ни воды».

Единственное, что остается неоспоримым - это факт победы казахского войска. Но и тут все - не очень понятно. Вроде победили - ну и что?

Саттар Мажитов:

«Когда мы говорим о плодах анракайской битвы, то здесь уже наступает момент молчания. Почему? Действительно победили в этой сложной судьбоносной истории, но где же плоды этой победы?»

Через некоторое время в казахском ханстве опять началась борьба за власть, джунгары вернулись, и часть кочевий отвоевали. Но анракайская битва навсегда осталась в истории великой битвой.

Жанузак Касымбаев:

«Анракайская битва оказалась блестящей победой казахского оружия. Казахи впервые одержали действительно большую, и не только военную, победу».

Ирина Ерофеева:

«Анракайская битва стала итогом этого объединения, высшей точкой подъема народного духа, когда казахи себя почувствовали. Что я не кыпчак, я не найман, я не шапрашты а мы - казахи. Мы единый народ! Это наша земля! Мы сильны, когда мы все вместе!»

(Здесь перечисление племен: кыпчаки - тюркское племя, в русских летописях известны как половцы; найманы - племя монгольского происхождения, некоторые роды которого вошли как в состав казахского тюркского по происхождению народа, так и др. тюркских этносов, включая узбеков; шапрашты - один из родов казахского сташего жуза - одного из трех собраний казахских племен, первоначально старшинство определялось вассалитетом соответственно старшей и младшей ветвям Чингизидов. Прим. сайт).

Аныракай стал началом гибели Джунгарского ханства. Весной 1756 года китайская империя напала на ойратов. Джунгары, изрядно потрепанные казахскими войсками, не смогли оказать достойного сопротивления.

Саттар Мажитов:

«Для них история обернулась закатом».

Жанузак Касымбаев:

«История вряд ли помнит такой случай, чтобы целое государство в связи с военной кампанией исчезло с политической карты мира. Джунгария исчезла».

«Китайцы истребляли все живое на своем пути. Убивали мужчин, насиловали и замучивали женщин. Детям разбивали головы о камень или стену. Они перебили до миллиона калмыков..» (китайский историк Шан Юэ).

Часть населения была убита, другие умерли от голода и болезней. Единицам удалось бежать в Сибирь. Так погибла последняя кочевая империя». (Текст исторического телеочерка «Аныракай: место стонов и рыданий врага» государственного иновещательного спутникового телеканала Казахстана Caspionet от 17/07/2011..

На следующей странице: История Восточного Туркестана - Синьцзяна в официальной публикации уйгурского движения за самостоятельность региона ;

Джунгария 46°16′ с. ш. 86°40′ в. д.  /  46.267° с. ш. 86.667° в. д.  / 46.267; 86.667 (G) (Я) Координаты : 46°16′ с. ш. 86°40′ в. д.  /  46.267° с. ш. 86.667° в. д.  / 46.267; 86.667 (G) (Я) Страна КНР КНР Регион Синьцзян

Между хребтами Джунгарский Алатау , Монгольский Алтай , Тянь-Шань

Площадь 777 000 км²

Джунга́рия (Джунга́рская впадина или Джунга́рская равнина ); устаревшее Джунгария (от монг. Зүүнгар - «левая рука»; калм. Зүн Һар ; каз. Жоңғария ; кирг. Жуңгарстан ; кит. 準噶爾 (Zhǔngáěr ); уйг. Җуңғар ойманлиғи /جۇڭغار ئويمانلىغى) - географическая и историческая область Центральной Азии в северном Синьцзяне на северо-западе Китая . Регион с преимущественно полупустынным и степным ландшафтом.

География

Площадь 777 000 км². Крупная впадина внутреннего стока, часть морского бассейна, существовавшего 280 миллионов лет назад в пермский геологический период . Центральную часть равнины занимает вторая по величине пустыня Китая Дзосотын-Элисун (Курбантонгут или Гурбантюнгют), где расположена самая удалённая от любого моря точка Земли (46°16′ с. ш. 86°40′ в. д.  /  46.2800° с. ш. 86.6700° в. д.  / 46.2800; 86.6700 (G) (Я) ) .

В северной и восточной частях Джунгарской пустыни почва состоит из острого щебня и гравия - продуктов разложения местных горных пород. На западе, и в особенности на северо-западе, преобладают залежи лёссовой глины , на юге распространены сыпучие пески , вперемешку с мелкими солёными озёрами и обширными солончаками .

Климат

По своему климату Джунгарская пустыня не отличается от Гоби , главной характеристикой климатических явлений служат: огромная сухость воздуха при малом количестве атмосферных осадков в течение всего года; резкие контрасты летнего жара и зимнего холода; обилие бурь, особенно весной.

Близость Сибири влияет на климат Джунгарии, в результате чего зимние температуры доходят до -20 °C, а влажность колеблется в больших пределах от 76 до 254 мм.

Флора

Растительность Джунгарской пустыни крайне бедна и мало отличается от наиболее бесплодных частей всей Гоби. В горных группах в восточной части пустыни, растительная жизнь несколько богаче. Деревьев в Джунгарской пустыне нигде нет. Из кустарников преобладает саксаул , хвойник , копеечник и джузгун , из трав: полынь , мелкий злак, хармык , золотарник , парнолистник , курчавка скученная и различные солянки, возле редких ключей кое-где растет чий , в распадках холмов - ревень и маленькие тюльпаны.

Фауна

В Джунгарии наиболее характерными могут считаться: антилопа хара-сульта; антилопа сайгак , обитающая лишь в западной части Джунгарской пустыни; два вида песчанок; дикий верблюд, живущий в песках южной части пустыни; три вида однокопытных - джигетай, кулан и дикая лошадь Пржевальского (тахь).

Птиц в Джунгарии около 160 видов, считая пролётных, гнездящихся и оседлых. Но такая значительная цифра относится, главным образом, к горам, в особенности западным и к местностям озера Улюнгур и реки Урунгу . В самой пустыне едва наберётся десяток оседлых видов, из которых более обыкновенны: больдурук, саксаульная сойка , пустынный вьюрок, ворон и рогатый жаворонок , реже встречаются мохноногий сыч и саксаульный воробей .

История

В исторической области Джунгария располагалось Джунгарское ханство .

См. также

Галерея

    China and Japan, John Nicaragua Dower (1844).jpg

    Джунгария в старом атласе. 1844 г.

    Brue Atlas Universel.jpg

    Джунгария в старом атласе. 1875 г.

    EB1911 China.jpg

    Джунгария в старом атласе. 1911 г.

Напишите отзыв о статье "Джунгария"

Литература

– А где же он теперь находится, ваш шурин, могу ли я узнать? – сказал он.
– Он уехал в Петер…. впрочем я не знаю, – сказал Пьер.
– Ну да это всё равно, – сказал князь Андрей. – Передай графине Ростовой, что она была и есть совершенно свободна, и что я желаю ей всего лучшего.
Пьер взял в руки связку бумаг. Князь Андрей, как будто вспоминая, не нужно ли ему сказать еще что нибудь или ожидая, не скажет ли чего нибудь Пьер, остановившимся взглядом смотрел на него.
– Послушайте, помните вы наш спор в Петербурге, – сказал Пьер, помните о…
– Помню, – поспешно отвечал князь Андрей, – я говорил, что падшую женщину надо простить, но я не говорил, что я могу простить. Я не могу.
– Разве можно это сравнивать?… – сказал Пьер. Князь Андрей перебил его. Он резко закричал:
– Да, опять просить ее руки, быть великодушным, и тому подобное?… Да, это очень благородно, но я не способен итти sur les brisees de monsieur [итти по стопам этого господина]. – Ежели ты хочешь быть моим другом, не говори со мною никогда про эту… про всё это. Ну, прощай. Так ты передашь…
Пьер вышел и пошел к старому князю и княжне Марье.
Старик казался оживленнее обыкновенного. Княжна Марья была такая же, как и всегда, но из за сочувствия к брату, Пьер видел в ней радость к тому, что свадьба ее брата расстроилась. Глядя на них, Пьер понял, какое презрение и злобу они имели все против Ростовых, понял, что нельзя было при них даже и упоминать имя той, которая могла на кого бы то ни было променять князя Андрея.
За обедом речь зашла о войне, приближение которой уже становилось очевидно. Князь Андрей не умолкая говорил и спорил то с отцом, то с Десалем, швейцарцем воспитателем, и казался оживленнее обыкновенного, тем оживлением, которого нравственную причину так хорошо знал Пьер.

В этот же вечер, Пьер поехал к Ростовым, чтобы исполнить свое поручение. Наташа была в постели, граф был в клубе, и Пьер, передав письма Соне, пошел к Марье Дмитриевне, интересовавшейся узнать о том, как князь Андрей принял известие. Через десять минут Соня вошла к Марье Дмитриевне.
– Наташа непременно хочет видеть графа Петра Кирилловича, – сказала она.
– Да как же, к ней что ль его свести? Там у вас не прибрано, – сказала Марья Дмитриевна.
– Нет, она оделась и вышла в гостиную, – сказала Соня.
Марья Дмитриевна только пожала плечами.
– Когда это графиня приедет, измучила меня совсем. Ты смотри ж, не говори ей всего, – обратилась она к Пьеру. – И бранить то ее духу не хватает, так жалка, так жалка!
Наташа, исхудавшая, с бледным и строгим лицом (совсем не пристыженная, какою ее ожидал Пьер) стояла по середине гостиной. Когда Пьер показался в двери, она заторопилась, очевидно в нерешительности, подойти ли к нему или подождать его.
Пьер поспешно подошел к ней. Он думал, что она ему, как всегда, подаст руку; но она, близко подойдя к нему, остановилась, тяжело дыша и безжизненно опустив руки, совершенно в той же позе, в которой она выходила на середину залы, чтоб петь, но совсем с другим выражением.
– Петр Кирилыч, – начала она быстро говорить – князь Болконский был вам друг, он и есть вам друг, – поправилась она (ей казалось, что всё только было, и что теперь всё другое). – Он говорил мне тогда, чтобы обратиться к вам…
Пьер молча сопел носом, глядя на нее. Он до сих пор в душе своей упрекал и старался презирать ее; но теперь ему сделалось так жалко ее, что в душе его не было места упреку.
– Он теперь здесь, скажите ему… чтобы он прост… простил меня. – Она остановилась и еще чаще стала дышать, но не плакала.
– Да… я скажу ему, – говорил Пьер, но… – Он не знал, что сказать.
Наташа видимо испугалась той мысли, которая могла притти Пьеру.
– Нет, я знаю, что всё кончено, – сказала она поспешно. – Нет, это не может быть никогда. Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за всё… – Она затряслась всем телом и села на стул.
Еще никогда не испытанное чувство жалости переполнило душу Пьера.
– Я скажу ему, я всё еще раз скажу ему, – сказал Пьер; – но… я бы желал знать одно…
«Что знать?» спросил взгляд Наташи.
– Я бы желал знать, любили ли вы… – Пьер не знал как назвать Анатоля и покраснел при мысли о нем, – любили ли вы этого дурного человека?

Многие казахстанцы читали в школьных учебниках о Джунгарском ханстве и его внешней политике. Казахский народ терпел много страданий и разорений от набегов ойратов (джунгар), которые и были гражданами этой поистине огромной империи. Ханство джунгар возникло вследствие распада Монгольской империи, который произошел в 14-м веке. Подробнее о расцвете и падении джунгар - в материале .

Сражение с участием джунгар. Фото: Яик.ру

После распада Монгольской империи ойраты создали в 14-16 веках союз Дербен-Ойрат.

Джунгарское же ханство появилось благодаря успешным войнам союза с Манчжурской империей Цин, Российской империей, государствами и племенными союзами Средней Азии (включая государства на территории Казахстана).

Карта Джунгарского ханства и соседних государств. Фото: Яик.ру

Территория джунгар была настолько огромна, что она размещалась не только в части Казахстана, но и в таких странах, как Киргизия, Китай, Россия и Монголия.

Ойраты занимали земли от Тибета, и Китая на юге, до Сибири на севере, от Урала и Хивинского, а также Бухарского ханств на западе до Халха-Монголии на востоке, включая в себя озеро Балхаш, Семиречье, озеро Кукунор, горы Тянь-Шань, Алтай, долину реки Или, верховья Оби, Иртыша и Енисея и пр.

В годы правления джунгарского хана Цэвана Рабдана участились набеги на казахские земли. Джунгары в начале 18-го века умудрялись вести войну с империей Цин и параллельно делать разорительные набеги на жузы казахов.

Один из этих набегов вошел в историю Казахстана как "Годы великого бедствия" (1723-1727 гг.). По своим разрушительным последствиям эта военная агрессия сравнима лишь с монгольским нашествием начала XIII века.

Плененные жунгары. Фото: Яик.ру

Джунгары захватили Южный Казахстан и Семиречье, разбив казахское ополчение. Казахи потеряли города Ташкент, Сайрам и Туркестан. В зависимость от ойратов попали узбекские территории с Ходжентом, Самаркандом, Андижаном. Далее ойраты (джунгары) захватили Ферганскую долину и установили власть над сырдарьинскими городами, Младшим, Средним и Старшим жузом.

В эти времена казахский этнос потерял в боях набегов джунгар более 1 миллиона человек, более 200 тысяч были взяты в плен. В 1726 году хан Младшего казахского жуза Абулхаир (1693-1748 г.г.) обратился в Санкт-Петербург к правительству Российской империи с просьбой принять казахов в Российское подданство.

Многие историки и монголоведы говоря о стойкости джунгарского войска, отмечают факт, что у джунгаров осталась тактика еще со времен Чингисхана "ярко выраженный коллективизм".

Российская империя вела перманентую войну с джунгарами при помощи яицких казаков, башкир и калмыков, проживавших на территории Российской империи.

При этом, как это ни удивительно, Россия помогала джунгарам оружием, поскольку опасалась империи Цин. Таким образом, для России было выгодно существование Джунгарского ханства, являвшегося буферной зоной между ней и китайской империей.

В 1758 империя джунгар перестало существовать. Причиной тому стало тотальное поражение в войне против империи Цин.

Сражение китайцев и джунгар. Фото: Яик.ру

Было убито манчжурцами более 90% тогдашнего населения Джунгарии (геноцид), в основном женщин, стариков и детей.

Один улус - около десяти тысяч кибиток (семей) зюнгаров, дербетов, хойтов под руководством нойона (князя) Шееренга (Церена) с тяжелыми боями пробился и вышел на Волгу в Калмыцкое ханство.

Остатки некоторых улусов джунгар пробились в Афганистан, Бадахшан, Бухару, были приняты на военную службу тамошними правителями и в последствии их потомки приняли ислам.

В настоящее время потомками джунгар считаются ойраты (проживают в России в Республике Калмыкия) и западномонгольские аймаки (Монголия).