25.07.2023

Некролог евгению чарушину. Биография чарушина евгения ивановича Жизнь и творчество детского писателя евгения чарушина


(1901-1965) русский художник и писатель

Иллюстрации Евгения Ивановича Чарушина входят в мир ребенка с первых шагов его жизни. Многие поколения читателей воспитывались и выросли на его книгах. Возможно, это произошло потому, что Чарушин вошел в искусство со своей темой, которой остался верен всю жизнь.

Он родился в небольшом провинциальном городе Вятка, где его отец служил городским архитектором. Но главным увлечением в семье всегда была живопись. Отец Евгения был страстным художником и прекрасным наблюдателем природы. Первой книгой, которую он подарил сыну, было семитомное издание «Жизни животных» Альфреда Брема .

Еще в юном возрасте Евгений начал сопровождать отца в далеких поездках, где никогда не расставался с карандашом и записной книжкой. Его живописные способности впервые отметил гостивший в семье известный русский художник А. Рылов. Он и посоветовал Евгению Чарушину и его другу Ю. Васнецову поступать в Академию художеств.

Но вначале Евгений поступил в вятское Коммерческое училище. Работавший там учителем рисования местный художник А. Столбов также заметил талантливого мальчика и сказал, что ему нужно учиться живописи. Тогда родители перевели Евгения в Вятскую первую мужскую гимназию. После революции она была преобразована в среднюю школу, которую Чарушин и закончил в 1918 году.

Все его планы были нарушены начавшейся Гражданской войной. Он был призван в армию и вскоре начал работать помощником декоратора в армейском культпросвете. Только в 1922 году он демобилизовался, после чего сразу же отправился в Петроград. Любопытно, что на приемных экзаменах в Академию высший балл по рисованию ему поставил известный художник Кузьма Петров-Водкин .

Евгений Чарушин учился в классе, которым руководил художник А. Карев. Именно он подсказал Евгению попробовать свои силы в анималистике - рисовании животных.

После окончания Академии Чарушин стал искать работу в Петрограде и в ходе этих поисков познакомился с Е. Лебедевым, иллюстратором детских книжек. Лебедев и привел его в 1926 году в Студию детских писателей при ленинградском отделении Детиздата, которым руководили О. Капица и С. Маршак. Там Евгений Иванович Чарушин познакомился с молодыми писателями Виталием Бианки , Б. Житковым и Е. Шварцем.

Первой работой художника в области детской иллюстрации стали рисунки к повести Бианки «Мурзук». Книга вышла из печати в 1928 году, и с этого времени Чарушин стал одним из ведущих иллюстраторов книг для детей. А с 1930 года он становится штатным художником Детиздата.

Евгений Чарушин нашел собственный путь в искусстве, сочетая элементы живописи и графики. В те годы многие не приняли подобную стилистику иллюстраций, и на него, так же как и на Лебедева, посыпались обвинения в чрезмерной реалистичности. Его рисунки даже считались непонятными и не приспособленными для восприятия ребенком.

Вместе с тем Евгений Чарушин создал цикл иллюстрированных изданий, книжки с рассказами Бианки. Но настоящим шедевром стала вышедшая в 1930 году книжка «Как мишка большим медведем стал», в которой он не иллюстрировал текст, а как бы пересказывал его содержание в рисунках. Поэтому вместо отдельных иллюстраций художник выполнил книгу как систему страниц-разворотов.

В тридцатые годы Чарушин и сам обратился к литературному творчеству - написал несколько небольших рассказов о животных. Один из них и стал его первой авторской книжкой - «Щур». Там он применил иной прием - вставил маленькие рисунки непосредственно в текст. Если, например, в предложении говорится о птице, то художник дает ее рисунок.

Евгений Иванович Чарушин искал наиболее подходящие для детей средства передачи текстового материала. Поэтому в своих книгах он всегда объединял текст и иллюстрации в единое целое. Поэтому страница обычно представляла собой яркий рисунок с изображением животного и небольшим сопроводительным текстом.

Евгений Чарушин работал медленно, использовал множество набросков. Ежегодно он совершал длительные походы по лесам и заповедным местам, в которых его сопровождали ближайшие друзья, художники В. Курдов и Ю. Васнецов. В его доме жили рыбы, птицы, собаки, кошки.

Художник не только постоянно рисовал, но и систематически занимался прикладным искусством. Начиная с 1936 года на Ленинградском фарфоровом заводе по его эскизам выпускались небольшие фарфоровые статуэтки и красочно расписанные сервизы. Причем он впервые ввел в технику росписи по фарфору особые трафареты с рваными краями. Этот простой прием позволил придать даже тиражным изделиям вид авторского оригинала.

По примеру других членов Студии детских писателей Чарушин сотрудничал и в журналах. Так, в довоенные годы он написал несколько статей, в которых рассказал о том, как надо рисовать животных.

С первых дней войны Евгений Иванович Чарушин, как и многие другие художники, был мобилизован для работы над агитационными плакатами. Только в 1942 году он покинул Ленинград и вместе с семьей переселился в Киров. Там Чарушин также продолжал иллюстрировать книги, посвященные войне, и впервые обратился к монументальной живописи. Он выполнил роспись нескольких стен в детском саду, где занимался живописью с маленькими детьми.

В 1945 году Евгений Чарушин вернулся в Ленинград и продолжил прерванную на несколько лет работу. Кроме книг, он создает серии эстампов, в которых рассказывалось о животных. Эти композиции художник задумал как настенные картины. Поэтому, в отличие от книжных рисунков, их отличает декоративность и яркость красок.

Одновременно Евгений Чарушин работает в области скульптуры, продолжая делать статуэтки для Ленинградского фарфорового завода. Но главным своим делом он неизменно считал книжную иллюстрацию. Всего им было выпущено более тридцати сборников, и среди них несколько книг собственных рассказов.

Очень интересным было сотрудничество Чарушина с Самуилом Маршаком . Оно продолжалось тридцать лет. В 1935 году Евгений Иванович Чарушин выполнил иллюстрации к книжке «Детки в клетке», а в 1965 обновил эти рисунки, ставшие его последней работой. Именно за них художник получил золотую медаль на выставке детской книги.

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Чарушина Евгения Ивановича

Несмотря на то, что Советского Союза давно уже нет, творчество писателей тех лет пользуется популярностью и в наши дни. Евгений Чарушин, безусловно, относится к их числу, благодаря своим рисункам и рассказам о животных, в которых их характерные черты были переданы с необычайной яркостью, точностью и любовью к ним.

Детство и юность

Будущий советский писатель, художник и скульптор родился в Вятке 11 ноября (29 октября по старому стилю) 1901 года в семье главного губернского архитектора. Его отец Иван Аполлонович являлся автором более трех сотен зданий не только в Вятке, но и в Ижевске, Сарапуле. Мать Любовь Александровна была садоводом-любителем. Оба родителя любили природу, и это отношение они прививали сыну с самого раннего детства. Отец брал его в свои поездки по Вятской губернии. В них он много времени проводил с лесниками, бывалыми охотниками, ремесленниками. Это общение обогатило его память их шутками, сказками и смешными историями. Они невероятно разнообразили его творчество, очень точно передававшее всю прелесть и красоту народного быта и языка.

В свою очередь, мать привлекала Евгения к своей работе. Вместе с ней он ходил в лес за семенами растений, которые затем выращивались в домашнем саду. Кроме того, семья держала множество животных. Это были не только козы, кролики и куры, но и дикие утки и тетерева, а также певчие птицы – от чижей до свиристелей.

Любовь к природе едва не привела к гибели Евгения. В 6-летнем возрасте он заболел брюшным тифом после того, как решил питаться тем, что едят птицы. К счастью, болезнь удалось вылечить. Годом спустя он пошел учиться в местную гимназию. Он окончил ее в 1918 году. К этому времени у него проявились способности не к литературе, а к изобразительному искусству. По словам самого Евгения Чарушина, «художник во мне родился все-таки раньше, чем писатель» . Он рисовал с юных лет, предпочитая изображать карандашом и кистью зверей, птиц, «да индейцев на лошадях» . В качестве «моделей» он использовал животных из домашнего «зоопарка» либо их чучела из местной мастерской, расположенной неподалеку.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В Красной Армии

После окончания средней школы в Вятке Евгений отправился служить в Красную Армию. Избежать отправки на фронт ему удалось благодаря своему умению рисовать. Его отправили на Восточный фронт, где он почти до окончания Гражданской войны прослужил помощником декоратора при штабе.

Карьера в живописи

Вернувшись в 1922 году домой, он решил стать профессиональным художником. Служба в армии позволила ему поступить в декоративные мастерские при Вятском губвоенкомате. Осенью 1922 года он продолжил обучение живописи в Петрограде, в Академии художеств, где его учителями были Рылов, Матюшина, Савинова, Карев. Он окончил это уважаемое заведение в 1927 году, охарактеризовав обучение в нем как «самые бесплодные для меня годы» . Евгению показались неинтересными поиски нового в живописи, а рисование в академическом стиле, по его мнению, было попросту скучным. Он предпочитал этому писать картины с животными, увиденными на птичьем рынке и зоомагазинах.

Параллельно с обучением в Академии художеств он работал в детском журнале «Мурзилка», куда устроился в 1924 году. Двумя годами позднее он начал сотрудничать с Детским отделом ленинградского Госиздата. Его руководителю, известному в то время художнику Владимиру Лебедеву очень понравились рисунки зверей Евгения, который в его лице получил всяческую поддержку.

В 1928 году он начал сотрудничать с журналами «Еж» и «Чиж», а также оформил по заказу ленинградского Госиздата рассказ Бианки «Мурзук». Эти иллюстрации привлекли внимание профессионалов книжной графики. Один из его рисунков был приобретен в коллекцию «Третьяковки». Годом позднее иллюстрации Чарушина появились в целом ряде других книг не только Бианки, но и , и , посвященных тематике мира животных. Его популярность как художника была обусловлена талантом очень выразительно, лаконично и ярко передавать образ животного со всеми характерными для него чертами.

Приход в литературу

По совету талантливый художник попробовал себя в литературе, начав с небольших детских рассказов о жизни животных. Его первое произведение «Щур» было написано в 1930 году и отличалось не только ярким и точным описанием звериных характеров, но и отличным чувством юмора. При этом он был по-доброму снисходительным, мягким и озорным. Вслед за первым рассказом последовали и другие, которые были иллюстрированы их автором. По его собственному признанию, рисовать для своих произведений ему было значительно сложнее, чем для чужих. К тому времени он стал одним из лучших в стране художников-иллюстраторов детской литературы, который создал стиль, позднее оформившийся в особое направление в живописи. В свою очередь, его рассказы отличались самобытностью, изящностью и лексической простотой в изложении.

Во время Великой Отечественной войны

С началом войны Евгений Чарушин на время сменил тематику своего творчества, которым он продолжил заниматься в эвакуации у себя на родине – к тому времени город переименовали в его современное название Киров. Он занимался созданием плакатов для «Окон ТАСС», оформлением декораций для спектаклей в местном театре, а также написанием картин, посвященных партизанской войне. В свободное от работы время он вел уроки рисования у детей в Доме пионеров и школьников.

Послевоенный период

В 1945 году Евгений Чарушин вернулся из эвакуации в Ленинград, снова занявшись теперь уже двумя любимыми делами, заодно освоив новый для себя вид творчества. Еще до войны он пробовал себя в росписи на фарфоре, после ее окончания начал сам создавать фарфоровые фигурки.

Еще одним изменением в его творчестве стал обновленный стиль рисования. В нем много внимания уделялось не только зверям, но и окружающему их пространству. Кроме того, изменилась техника – пропали широкие мазки, тщательно прорабатывались мелкие детали, а к акварели добавилась гуашь. В том же году государство отметило вклад художника, наградив его званием заслуженного деятеля искусств РСФСР.

Последним произведением, оформленным иллюстрациями Евгения Чарушина, стало одно из поздних изданий книги

Чарушин Евгений Иванович
(29 октября (11 ноября по старому стилю) 1901, Вятка, ныне Киров - 18 февраля 1965, Ленинград)
Советский график и писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945).
Страница автора в Википедии
Родился Евгений Иванович Чарушин в Вятке (ныне Киров) 29 октября (11 ноября) 1901 в семье губернского архитектора И.А. Чарушина.
В формировании характера огромную роль сыграла его мама. Вместе с ней он ходил в лес, приносил различные растения, превращая затем небольшой сад у дома в настоящее чудо. «Моя мать, - вспоминает Евгений Иванович, - садовод-любитель. Копаясь в своем садике, она делала прямо чудеса… Конечно, я принимал деятельное участие в ее работе. Вместе с ней ходил в лес собирать семена цветов, выкапывать разные растения, чтобы их «одомашнить» в своем саду, вместе с ней выкармливал уток и тетеревов, и моя мать, очень любящая все живое, передала мне эту любовь. Цыплята, поросята и индюшата, с которыми всегда было много хлопот; козы, кролики, голуби, цесарка с перебитым крылом, которое мы лечили; ближайший мой приятель - трехногий пес Бобка; война с котами, съедавшими моих крольчат, ловля певчих птиц - чижей, щеглов, свиристелей, … и … голубей… Вот со всем этим связано мое раннее детство, к этому обращаются мои воспоминания.»
Он часто ездил с отцом по области, проводил незабываемое время с бывалыми охотниками, лесниками, умельцами-кустарями. Будущий писатель хранил в памяти их шутки, разные смешные байки и народные сказки. Видел быт простых людей и впитывал в себя все своеобразие и прелесть живого народного языка.
В 14 лет Чарушин со своими друзьями организовал союз поэтов и художников с неуклюжим названием "Сопохуд" (Союз поэтов и художников).
С юных лет Евгений желал сохранить так быстро меняющийся мир, запечатлеть увиденное. "На помощь пришло рисование... Художник во мне родился все-таки раньше, чем писатель. Нужные слова пришли позже". По собственному определению он рос "с карандашом и кистью в руках".
Чарушин хорошо знал повадки и образы животных. В своих иллюстрациях он рисовал их с необычайной точностью и характерностью. Каждая иллюстрация индивидуальна, в каждой изображен персонаж с индивидуальным характером соответствующим определенной ситуации. Эту задачу он решал с ответственно. "Если нет образа, так и изображать нечего, и остается другой процесс работы - вроде руководителя, это путь, идущий от механических навыков" – говорил Евгений Чарушин - «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер движения. Меня интересует его мех. Когда ребенок хочет пощупать моего зверенка - я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон и т.п. Все это надо наблюдать и почувствовать».
1922–1927 - учился в Ленинграде у А.А. Рылова и А. И. Савинова в Вхутемасе (Высшие художественно-технические мастерские).
С 1924 года Евгений Иванович работал в изданиях «Мурзилка», «Еж», «Чиж». В 1928 он получил заказ на оформление книги В.В.Бианки «Мурзук» (для ленинградского Госиздата, где художественным отделением заведовал В.В. Лебедев, оказавший большое влияние на Чарушина). С тех пор Евгений Иванович создал множество иллюстраций к текстам Бианки, а также М.М. Пришвина, С.Я. Маршака и других известных писателей. Евгений Чарушин оформлял и собственные сочинения, такие как «Разные звери», «Волчишко и другие», «Никитка и его друзья», « Моя первая зоология», «Про больших и маленьких», «Про Томку», «Медвежата», «Васька», «Про сороку» и др. В 1930-е годы он стал одним из лучших художников детской литературы.
Его первой книгой с собственным текстом стал рассказ "Щур". Чарушин стремился "понимать животное - понимать его движения и мимику". Передать это в иллюстрациях и словах ему помог накопленный опыт. В том что он создавал нет вымысла, ведь животные не делают того, что им не свойственно.
Собственная техника легкого акварельного рисунка без использования сковывающего контура, делает его иллюстрации запоминающимися. Он умел показать индивидуальность животного простым пятном и штрихом, передав при этом всю палитру чувств и великолепия этого создания. Как художника-анималиста его притягивали пушистые, мягкие и еще совсем беспомощные создания. Со всей добротой и обаятельностью он изображал их для детей. Герои его иллюстраций реалистичны и сказочны одновременно.
Как писателя его отличают богатство и образность языка, сказовость речи, юмор и то, как живо описаны звуки в его рассказах.
Также Евгений Иванович создавал станковые литографии для детей, занимался росписью по фарфору, а также использовал свой талант анималиста в настенной живописи и скульптуре. Его привлекала музыка и поэзия, театр и живопись, а за страсть к изобретательству его наградили прозвищем "Евгеша-изобретатель".
Умер Евгений Иванович Чарушин в Ленинграде 18 февраля 1965.

Род. в 1901 году - ум. в 1965 году. Русский художник-график, писатель. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Учился на факультете живописи ВХУТЕИНа (1922-1927). Оформил десятки книг для детей, в том числе немало собственных. Блистательный художник-анималист. Его работы неизменно подкупают теплотой и лиризмом, тонкой наблюдательностью. Общий тираж его книг составляет более шестидесяти миллионов экземпляров.

ВОЛШЕБНЫЙ МИР ЗВЕРЕЙ И ПТИЦ

Из школы Ян возвращался
всегда самым извилистым путём.
Ему непременно хотелось пройти
мимо магазина, где за стеклом была
выставлена картина, изображавшая двух
терьеров, гоняющихся за крысой.
Напротив находилась табачная лавка,
в витрине которой стоял слон, нагруженный
тюками. А в магазине на соседней
улице торговали дичью.

Э.Сетон-Томпсон. Маленькие дикари

В день смерти великого немецкого зоолога Альфреда Эдмунда Брема в небольшом российском городке Вятка в семье губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина родился мальчик, чьи рисунки к детским книгам о животных прославились на весь мир.

Евгений Иванович Чарушин (11.11.1901, Вятка - 18.02.1965, Ленинград) - российский график, писатель, заслуженный деятель искусств РСФСР (1945). Оформил несколько десятков книг для детей. Иллюстрировал собственные рассказы. Его книги выходили в Англии, США, Японии, Индии, Болгарии, других странах; их общий тираж превышает шестьдесят миллионов экземпляров…

…Семья губернского архитектора Ивана Аполлоновича Чарушина жила широко и очень дружно. В доме собирались музыканты, художники, а сам дом был наполнен необыкновенными вещами, привезёнными дядей маленького Жени из Китая, Вьетнама, Японии, с Сахалина.

Любовь к природе родители прививали сыну с детства: «Отец брал меня во все свои поездки по Кировской области. Ездили мы и днём и ночью, лесами и лугами, в пургу и осеннюю непогоду. И волки за нами гнались, и въезжали мы на токовище тетеревов, и глухарей вспугивали с вершин сосен. <…> И восход солнца, и туманы утренние, и как лес просыпается, как птицы запевают, как колёса хрустят по белому мху, как полозья свистят на морозе - всё это я с детства полюбил и пережил» (1) . Мать, Любовь Александровна (урождённая Тихомирова), учила ребёнка «смотреть и удивляться силе и красоте природы и всему её разнообразию и великолепию…» (2) . Родительский дом с огромным, заросшим садом был густо населён животными: поросятами, индюшатами, кроликами, цыплятами, чижами, свиристелями, щеглами, подстрелками разных птиц, которых выхаживали и лечили… «Были у нас кошки, банки с рыбками, птицы в клетках. На окнах заросли цветов - любимое дело матери» (3) . А ещё в доме жил Бобка - трёхногий калека-пёс, который был закадычным другом Чарушина. «Он лежал всегда на лестнице. Все об него спотыкались и бранились. Я же ласкал его и часто рассказывал <ему> о своих детских огорчениях» (4) .

Мальчик рос озорным и весёлым. Однажды за какой-то проступок мать поставила его в угол за ширму. Время шло, понемногу семья обеспокоилась, что ребёнок слишком долго стоит в углу: вон же его ботинки под ширмой. Когда же ширму убрали, оказалось, что Жени там нет. Одни ботинки стоят… (5) .

Рисовать Чарушин начал рано. «Это было просто, по-видимому, свойственно мне, как говорить, петь, шалить или слушать сказки. Помню, как я слушал сказки с карандашом и рисовал во время рассказа» (6) . Любимым чтением для него были книги Сетона-Томпсона, Лонга, Биара, но в особенности, подарок отца - семь томов Брема, которые Евгений Иванович хранил и перечитывал всю жизнь. «Я читал его запоем, - вспоминал Чарушин, - и никакие «Нат Пинкертоны» и «Ник Картеры» не могли сравниться с Бремом» (7) . Рисовал начинающий художник «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях» , бегая в чучельную мастерскую, расположенную недалеко от родительского дома, или наблюдая свой домашний «зоопарк». Можно предположить, что раннее знакомство с искусством народов Востока, его лаконизмом и точностью в изображении зверей, умением любоваться природой и ощущать себя её частью оказало существенное влияние на творчество Евгения Ивановича, на его подход к рисованию животных.

Закончив среднюю школу в Вятке (1918), где он учился вместе с Юрием Васнецовым, Чарушин пошёл в армию, служил помощником декоратора в культпросвете Политотдела штаба Красной Армии Восточного фронта. Лишь в 1922 году он вернулся к мирной жизни. Зимой учился в декоративных мастерских Вятского губвоенкомата, а осенью того же года поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств (ВХУТЕИН). Занимался он (1922-1927) у А.Карева, А.Савинова, М.Матюшина, А.Рылова. Но, как он сам вспоминал впоследствии, это были «самые бесплодные для меня годы» (8) . Поиски нового слова в живописи ему были неинтересны, а академическое рисование навевало скуку; куда как занятнее было ходить в зоосад или на птичий рынок.

Одеваться же молодой художник любил в то время по моде. По воспоминаниям его близкого друга Валентина Курдова, Чарушин тогда «ходил в гольфах и пёстрых чулках, носил пыжиковую шапку и пёструю, собачьего меха, короткую шубу» (9) . В 1924 году он, воспользовавшись советом Виталия Бианки, вместе с Николаем Костровым и Валентином Курдовым отправился в увлекательное путешествие на Алтай.

По окончании учёбы (1926) и краткосрочной службы в рядах Красной Армии, Чарушин пришёл в Детский отдел Госиздата, которым заведовал Владимир Лебедев. В те годы перед художниками ставилась задача создать принципиально новые книги для маленьких граждан советского государства, книги высокохудожественные и, в то же время, информативные и познавательные. Чарушинские рисованные звери понравились Лебедеву, и он принялся всячески поддерживать художника в его исканиях и творчестве.

Первая же книга с иллюстрациями Евгения Ивановича - рассказ В.Бианки «Мурзук» (1928) - привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской галереей.

В 1929 году Чарушин сделал несколько книг: «Дикие звери», «Разные звери», «Вольные птицы», «Как мишка большим медведем стал». Уже в них проявилось незаурядное мастерство художника в передаче повадок животных. Сидящий на ветке маленький осиротевший медвежонок; нахохлившаяся ворона, собирающаяся клевать косточку; бредущие кабаны с малышами… - всё нарисовано ярко, выразительно и, в то же время, лаконично и ёмко.Создавая образ животного, художник умел выделить самые характерные его черты. Рисунки Чарушина отличаются свежестью, умением взглянуть на зверя, словно в первый раз в жизни.

Чарушинские звери всегда очень трогательны, эмоциональны. Среда, фон в ранних его книгах едва намечены. Главное - крупным планом показать животное, при этом не только создав художественный образ, но и изобразив своего героя максимально правдиво с точки зрения биологии. Плохо нарисованных зверей Евгений Иванович терпеть не мог. Он считал, что в детской книге рисунки должны быть живыми, дышащими, и не любил Ивана Билибина, утверждая, что тот занимался не иллюстрированием, а раскрашиванием холодных, мёртвых контуров…

Живописность образов чарушинских животных складывается из множества фактур, мастерски передающих перья птицы, шерсть зверя. Как справедливо заметил один из исследователей его творчества Э.Кузнецов: «Он рисует не контурно, а можно сказать, антиконтурно, необычайно искусно передавая фактуру шерсти или перьев» и «ощущение массы тела. Эта масса где-то тяжелеет, сгущается (скажем, в лапах или морде, где тело как бы выходит наружу), а где-то разрежается; эта масса сосредоточена внутри и постепенно теряет свою плотность к поверхности» (10) .

Создавать такие сложные, живописные по фактуре иллюстрации удобнее всего было в технике литографии. Она позволяла не только подолгу просиживать над рисунком, но и сразу печатать картинки в будущей книжке. Чаще всего Чарушин использовал пастельные, природные цвета. И «не признавал никаких литографских законов и правил, он темпераментно водил карандашом и тёр литографский камень тушью, царапая по нему иглой и бритвой» (11) . По многу раз он мог заклеивать на рисунке не получившиеся части или замазывать их белилами.

По отзывам современников, художник был человеком страстным, эмоциональным и очень увлекающимся.«Обаятельная и талантливая натура Чарушина сказывалась во многом: он играл на скрипке, писал стихи, был актёром, вечно что-то изобретал (мы его так и прозвали «Евгеша-изобретатель») , - вспоминал Валентин Курдов (12) . Однако его «“безделье” всегда было наполнено какой-то деятельностью, чаще всего бессмысленной и неразумной в глазах посторонних, забавой, причудой, игрой, но ему неизменно интересной и важной, требующей ума, изобретательности, ловких рук, интуиции и даже вдохновения» (13) .

Деятельным Чарушин был с детства. Так, в шесть лет художник заболел брюшным тифом, наевшись каши из грязного куриного корыта. Плавать научился в одиннадцать лет, когда вместе со стадом переплыл широкую реку Вятку, держась за коровий хвост. Мало кто знает, что у художника Чарушина было несколько патентов на изобретения. Он построил планёр и летал на нём. Ходил по воде на придуманных им самим лыжах-поплавках.

В 1930 году Чарушин попробовал писать небольшие рассказы. «“Преисполненный до краёв” наблюдениями детства и охотничьими впечатлениями, я стал, при горячем участии и помощи С.Я.Маршака, писать сам» (14) . Очень тепло о рассказах начинающего автора отозвался Максим Горький. Впрочем, сочинять Чарушин пытался ещё в детские годы. В 15 лет он с друзьями выпускал журнал «Сопохуд» (Союз поэтов и художников). Для журнала он писал, по собственной оценке,«корявые и тяжкодумные» стихи, однако «поиски нужного слова в конце концов мне пригодились… - признавался Евгений Иванович, - и журналы эти очень смешные, детские, но они очень повлияли на моё творчество» (15) .

Уже в первом его рассказе - «Щур» (1930) - проявилось не только знание звериных характеров, но и хорошее чувство юмора. «Щур в клетке свистит, мурлычет Вася, Харлашка Прошку таскает за шиворот: то Харлаша Прошу, то Проша Харлашу - а я их всех рисую, я - художник». И во всех других рассказах Чарушина «всегда явно ощутима то мягкая, то озорная, то по-доброму снисходительная, то немножко ироничная улыбка» (16) .

Всю жизнь Чарушин с огромным уважением относился к своим читателям. Его радовало, что звери, которых он рисовал, нравятся не критикам и редакторам, а именно малышам: «…для них не станешь сюсюкать в картинках, как это делается в других странах, не станешь рисовать пупсиков…» (17) . Рассматривая чарушинские книги, смело можно сказать, что и тексты, и иллюстрации к ним отражают единый, цельный внутренний мир их создателя. Его рассказы и рисунки строги, лаконичны, познавательны и - понятны даже совсем маленькому ребёнку. В коротких рассказах из сборника «Птенцы» (1930) - о рябчатах, коростелятах, совятах… - Евгений Иванович мастерски выделяет самые броские, самые запоминающиеся особенности своих героев: «А вот вертишейки - хитрые птенцы! Подберётся к гнезду страшный зверь - мышь или белка, они шеи вытянут, зашипят змеёй. Всякий тут испугается».

Работая над книгой, Чарушин придавал большое значение единству слова и текста. Вдумчиво подходил к выбору шрифтов, считая, что в книге не должно быть ничего случайного. Как правило, он предпочитал рубленые шрифты, удобные для детского чтения. На обложках часто рисовал шрифт вручную, считая, что так он органичнее сочетается с рисунками. Иногда пробовал «играть» со строчками в наборном шрифте, как в книгах В.Бианки «Теремок» (1929) или «Щур».

До войны Евгений Иванович создал около двух десятков книг: «Птенцы» (1930), «Волчишко и другие» (1931), «Облава» (1931), «Цыплячий город» (1931), «“Джунгли” - птичий рай» (1931), «Животные жарких стран» (1935), а также продолжал иллюстрировать других авторов, среди которых С.Я.Маршак, М.М.Пришвин, В.В.Бианки, А.И.Введенский…

«То, что производило на меня большое впечатление в детстве, - говорил художник, - волнует и сейчас. Я хочу понять животное, передать его повадку, характер движения. Меня интересует его мех. Когда ребёнок хочет погладить моего зверёнка - я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, радость, сон и т.п. Всё это надо наблюдать и прочувствовать. Больше всего я люблю изображать молодых животных, трогательных в своей беспомощности и интересных, потому что в них уже угадывается взрослый зверь» (18) .

Иногда кажется, что рисование зверей для Чарушина - не тяжёлая работа, а просто-напросто неотъемлемая часть его сущности, как способность петь или дышать. Однако за каждым рисунком в книге стоит огромный опыт наблюдения за живой природой и неустанный труд, ведь Чарушин уделал большое внимание и натурным зарисовкам, и созданию макета книги. Кроме поиска образов для иллюстраций, он искал еще «форму изображения» , с тем«чтобы получился композиционно цельно-художественный организм» , а это, как полагал Евгений Иванович, «самое трудное для художника-иллюстратора. Наброски, наблюдения, «почеркушки», глубокое знакомство с текстом - это только материал для работы. Иногда бьёшься несколько недель, прежде чем найдёшь удовлетворяющую тебя форму всей книги в целом» (19) . Он даже признавался, что иллюстрировать чужие тексты ему проще, чем свои собственные, - тогда происходит меньше споров между писателем Чарушиным и Чарушиным-художником.

Кроме работы в издательствах, Евгений Иванович активно сотрудничал с детскими журналами - «Мурзилкой» (с 1924 г.), «Ежом» (1928-1935 гг.) и «Чижом» (1930-1941 гг.); делал настенные эстампы для детей, порой работая без авансов и гонораров.

«Я приучился с детства понимать животное - понимать его движения и мимику. Мне сейчас даже как-то странно видеть, что некоторые люди вовсе не понимают животное» , - говорил художник (20) . Он любил природу, но главное, умел привить эту любовь читателям. Парадоксально, но при этом Чарушин был страстным охотником, а своё первое ружьё получил в подарок от отца лет в одиннадцать-двенадцать. В его доме, как и в доме родителей, постоянно жили всевозможные звери, а в одной из комнат стоял огромный вольер для птиц.

Во время войны Чарушин уехал из Ленинграда на родину, в Киров (Вятку). Он рисовал плакаты для «Окон ТАСС», писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы, расписывал помещение детского сада одного из заводов и фойе дома пионеров и школьников. И - занимался с детьми рисованием.

В 1945 году художник вернулся в Ленинград. Помимо работы над книгами, он создал серию эстампов с изображениями животных. Ещё до войны он увлёкся скульптурой, расписывал чайные сервизы, а в послевоенные годы делал из фарфора фигурки животных и целые декоративные группы.

К оформлению детских книг он попробовал подойти иначе. На его рисунках стало обозначаться пространство, появилась перспектива. Звери порой изображались более сказочными и, скорее, напоминали героев Васнецова. Менялась и техника: художник начал работать гуашью и акварелью, но не широкими мазками, а тщательно прорабатывая в рисунке мелкие детали.

Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я.Маршака. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.

На всю жизнь художник сохранил детское мироощущение и какой-то ребяческий восторг перед красотой природы: «Я очень благодарен моим родным за моё детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству» (21) . Понимая, что именно в детстве закладывается основа мировоззрения человека, Чарушин писал: «Моя задача - дать ребёнку предельно цельный художественный образ, обогатить художественное восприятие ребёнка, открыть ему новые живописные ощущения мира…» (22) .

Искусство Евгения Чарушина, доброе, человечное, радует уже не одно поколение маленьких читателей и учит их любить волшебный мир зверей и птиц.

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Чарушин Е. Почему я стал художником // Костёр. - 1946. - № 4. - С. 28.

2. Там же.

3.

4. Там же.

5. Костров Н. [Воспоминания о Е.Чарушине] // Мир Чарушина. - Л.: Художник РСФСР, 1980. - С. 153.

6.

7. Чарушин Е. Моя работа // Художники детской книги о себе и своём искусстве / Сост., записал и прокоммент. В.Глоцер. - М.: Книга, 1987. - С. 290.

8. Чарушин Е. О себе: [Автобиогр. заметка] // Детская литература. - 1937. - № 23. - С. 43.

9. Курдов В. [Воспоминания о Е.Чарушине] // Мир Чарушина. - Л.: Художник РСФСР, 1980. - С. 155.

10. Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. - М.: Сов. художник, 1983. - С. 50.

11. Курдов В. [Воспоминания о Е.Чарушине] // Мир Чарушина. - Л.: Художник РСФСР, 1980. - С. 157.

12. Там же. - С. 155.

13. Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. - М.: Сов. художник, 1983. - С. 60.

14. Чарушин Е. Моя работа // Художники детской книги о себе и своём искусстве / Сост., записал и прокоммент. В.Глоцер. - М.: Книга, 1987. - С. 291.

15. Цит. по изд.: Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. - М.: Сов. художник, 1983. - С. 23.

16. Гродненский Г. Чарушин - писатель // Мир Чарушина. - Л.: Художник РСФСР, 1980. - С. 25.

17.

18. Там же. - С. 291.

19. Там же. - С. 292.

20. Там же. - С. 290.

21. Гродненский Г. Чарушин - писатель // Мир Чарушина. - Л.: Художник РСФСР, 1980. - С. 22.

22. Чарушин Е. Моя работа // Художники детской книги о себе и своём искусстве / Сост., записал и прокоммент. В.Глоцер. - М.: Книга, 1987. - С. 292.

Творчество Евгения Чарушина, человечное, доброе, радует уже несколько поколений юных читателей, учит детей любить волшебный мир птиц и зверей.

Чарушин Евгений Иванович, биография которого представлена в этой статье, - художник-график и писатель. Годы его жизни - 1901-1965. 29 октября 1901 года в Вятке родился Евгений Чарушин. Фото его представлено ниже.

Отец Евгения Ивановича - Чарушин Иван Аполлонович - губернский архитектор, один из лучших архитекторов Урала. Более 300 зданий в Ижевске, Сарапуле, Вятке было построено по его проектам. Как и любой архитектор, он был хорошим рисовальщиком. Очень дружно жила семья Ивана Аполлоновича. В доме часто собирались художники, музыканты. Родители с детства прививали сыну

Любимая книга Чарушина

Любимым чтивом Евгения были книги о братьях наших меньших. "Жизнь животных" А. Э. Брема являлась для него самой дорогой и любимой. Он ее берег и всю жизнь перечитывал. В том, что начинающий художник изображал все больше птиц да зверей, есть значительная доля влияния Брема. Чарушин рано стал рисовать. Начинающий художник ходил в чучельную мастерскую, которая находилась неподалеку, или же наблюдал за животными дома.

"Сопохуд"

В 14 лет он со своими товарищами организовал союз художников и поэтов "Сопохуд". Евгений с юных лет желал запечатлеть увиденное для того, чтобы сохранить быстро меняющийся мир. И рисование пришло на помощь. Евгений Иванович говорил, что художник родился в нем раньше, чем писатель. Несколько позже пришли и нужные слова.

Работа в Политотделе штаба, учеба в академии художеств

В 1918 году Евгений Чарушин окончил среднюю школу в Вятке. Он учился в ней вместе с Затем Евгения Ивановича призвали в армию. Здесь его решили использовать "по специальности" - назначили помощником декоратора в Политотдел штаба. Отслужив 4 года, почти всю гражданскую войну, Евгений Иванович только в 1922-м возвратился домой.

Он решил учиться на художника. Зимой обучался в мастерских Вятского губвоенкомата, а в этом же году, осенью, поступил в ВХУТЕИН (Петроградскую Академию художеств), на живописный факультет. Пять лет занимался здесь Евгений Чарушин, в период с 1922 по 1927 гг. Учителями его были А. Караев, М. Матюшин, А. Савинов, А. Рылов. Однако, как впоследствии вспоминал Евгений Иванович, это были для него самые бесплодные годы. Чарушину были неинтересны поиски нового слова в живописи, а также академическое рисование. Намного приятнее было ходить на птичий рынок или в зоосад. Молодой художник в то время любил одеваться по моде. По воспоминаниям Валентина Курдова, его близкого друга, он ходил в пестрых чулках и гольфах, носил и короткую пеструю шубу собачьего меха.

Путешествие, работа в ленинградском Госиздате

Воспользовавшись советом В. Бианки, в 1924 году Евгений Чарушин отправился на Алтай в увлекательное путешествие вместе с Валентином Курдовым и Николаем Костровым.

В 1926 году Чарушин поступил на работу в ленинградский Госиздат, в детский отдел, заведовал которым знаменитый художник. Перед художниками в те годы была поставлена задача создать для маленьких жителей Советского Союза принципиально новые книги, высокохудожественные, но в то же время познавательные и информативные. Лебедеву понравились рисованные звери Чарушина, и он начал всячески поддерживать его в творческих исканиях.

Сотрудничество в журналах, первые иллюстрации к книгам

Евгений Иванович к тому времени (с 1924 года) уже трудился в "Мурзилке", детском журнале. Чуть позже он начал работать в "Еже" (с 1928 по 1935 год) и в "Чиже" (с 1930 по 1941 год). Евгений Чарушин получил в 1928 году свой первый заказ от ленинградского Госиздата - оформить рассказ "Мурзук" В. В. Бианки. Первая же книга с его рисунками привлекла внимание как юных читателей, так и знатоков книжной графики. Иллюстрация из нее была приобретена самой Государственной Третьяковской галереей.

Чарушин в 1929 году проиллюстрировал еще несколько книг: "Вольные птицы", "Дикие звери", "Как мишка большим медведем стал". В этих работах проявилось в полной мере незаурядное мастерство Евгения Чарушина в передаче повадок животных. Осиротевший маленький медвежонок, сидящий на ветке; нахохлившаяся ворона, которая собралась клевать косточку; кабаны, бредущие с малышами... Все это и многое другое нарисовано выразительно, ярко, но вместе с тем емко и лаконично. Художник, создавая образ животного, смог выделить самые главные, характерные черты.

Первые рассказы Евгения Чарушина

Множество иллюстраций сделал Чарушин Евгений Иванович. Произведения Бианки, а также С. Я. Маршака, М. М. Пришвина и др. известных писателей с его рисунками привлекали множество читателей. В это же время, по настоянию Маршака, он попробовал сам сочинять небольшие детские рассказы о жизни животных. Первый рассказ его появился в 1930 году ("Щур"). Уже в этом произведении проявилось не только отличное знание характеров различных животных, но и чувство юмора. Во всех остальных рассказах Евгения Ивановича также ощутима то озорная, то мягкая, то немного ироничная, то по-доброму снисходительная улыбка. Чарушин Евгений Иванович - художник-иллюстратор и писатель, который стремился понять зверей, их мимику и движения. Накопленный опыт помог ему передать это в словах и иллюстрациях. В том, что создавал Евгений Иванович, нет вымысла - животные всегда делают то, что им свойственно.

Новые книги Чарушина и иллюстрации к ним

Чарушин Евгений Иванович, картины которого были в то время очень известны, принялся иллюстрировать теперь уже свои собственные сочинения: "Разные звери" (1930 год), "Волчишко и другие", "Никитка и его друзья", "Про Томку", "Про больших и маленьких", "Моя первая зоология", "Васька", "Медвежата", "Про сороку" и др. Однако это оказалось труднее всего, так как, по собственному признанию Евгения Ивановича, ему было гораздо проще иллюстрировать чужие тексты, чем свои собственные. В 1930-е годы Чарушин был признан одним из лучших художников, специализирующихся на детской книге. В то время в отдельное направление в искусстве уже сложился ее дизайн. О рассказах Чарушина очень тепло отозвался М. Горький. Работая в технике цветного или монохромного акварельного рисунка, Евгений Иванович одним легким динамичным пятном воссоздавал целую пейзажную среду. Его рассказы о животных изящны и лексически просты.

Подробнее о творчестве Чарушина

С огромным уважением Чарушин относился к своим читателям. Он был рад тому, что нарисованные им звери нравятся не редакторам и критикам, а именно малышам. Рассматривая книги Чарушина, можно смело сказать, что и иллюстрации, и сами тексты отражают цельный, единый внутренний мир их создателя. Рисунки и рассказы познавательны, лаконичны, строги и понятны любому, даже маленькому ребенку. В сборнике "Птенцы" (1930 год), состоящем из коротких рассказов о совятах, коростелятах, рябчатах, Евгений Чарушин мастерски выделяет наиболее броские и запоминающиеся особенности героев.

Чарушин отлично знал повадки животных. В иллюстрациях он изображал их с необыкновенной характерностью и точностью. Индивидуален каждый его рисунок, в каждом из них персонаж изображен со своим особым характером, который соответствует той или иной ситуации. Чарушин ответственно решал эту задачу. Он говорил, что если нет образа, нечего и изображать. Чарушинские звери эмоциональны, трогательны. Фон и среда едва намечены в ранних его книгах. Главное - показать животное крупным планом, при этом не просто создать художественный образ, но и максимально правдиво изобразить героя. Евгений Иванович не любил плохо нарисованных с точки зрения биологии зверей. Он также считал, что рисунки в детской книге должны быть дышащими, живыми. Евгений Чарушин не любил Ивана Билибина, считая, что тот занимался не рисованием, а раскрашиванием мертвых, холодных контуров.

Из множества фактур складывается живописность образов животных Чарушина, которые мастерски передают шерсть зверя, перья птицы. Создавать живописные по фактуре, сложные рисунки было удобнее всего именно в технике литографии. Чаще всего художник использовал природные пастельные тона. Он не признавал литографских правил и законов, темпераментно водя карандашом, царапая по литографскому камню бритвой и иглой. По многу раз Евгений Иванович мог заклеивать не получившиеся части на рисунке или замазывать их белилами.

Около 20 книг создал в довоенное время Евгений Чарушин. Биография его была отмечена появлением следующих работ: 1930 году - "Птенцы"; в 1931 - "Волчишко и другие", "Цыплячий город", "Облава", "Джунгли - птичий рай"; в 1935 - Одновременно он продолжал иллюстрировать таких авторов, как С. Я. Маршак, В. В. Бианки, М. М. Пришвин, А. И. Введенский.

Военные годы

Чарушина во время войны эвакуировали из Ленинграда в Киров (Вятку), на родину. Здесь он создавал картины на партизанскую тематику, рисовал плакаты, оформлял спектакли, расписывал стены детского сада и фойе Дома школьников и пионеров, учил детей рисованию.

Чарушин Евгений Иванович: краткая биография послевоенных лет

Художник в 1945 году вернулся в Ленинград. Кроме работы над книгами,он начал создавать серию эстампов, на которых изображены животные. Чарушин увлекся скульптурой еще до войны. Он расписывал чайные сервизы, а затем, уже в мирное время, создавал фигурки животных из фарфора и даже целые декоративные группы. Он попробовал иначе подойти к оформлению книг для детей. На рисунках Чарушина начала появляться перспектива, стало обозначаться пространство. Менялась также техника: он принялся работать акварелью и гуашью, но не широкими мазками, а прорабатывая очень тщательно мелкие детали. В 1945 году Чарушин стал Заслуженным деятелем искусств РСФСР.

Последняя иллюстрированная им книга - "Детки в клетке" Самуила Яковлевича Маршака. Произведения Чарушина сегодня переведены на множество языков народов бывшего СССР, а также ряда зарубежных стран. Его эстампы, иллюстрации, книги, фарфоровая скульптура экспонировались на выставках в Париже, Лондоне, Софии. Общий тираж книг Евгения Чарушина превышает 60 млн экземпляров.

18 февраля 1965 г. в Ленинграде умер Евгений Чарушин. Его похоронили на Богословском кладбище.