21.03.2019

Учим ребенка пересказывать короткие рассказы


Будьте терпеливы, занимаясь с детьми! Они должны найти в вашем лице дружелюбного и внимательного учителя. Умейте слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивайте ребенка при этом, не отмахивайтесь от него, как от назойливой мухи, проявляйте терпение и такт.

Пересказ рассказа Л.Толстого «Косточка»

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.За обедом отец и говорит: «А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак, и сказал тоже: «Нет, я не ел».Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко». И все засмеялись, а Ваня заплакал.

Пересказ рассказа В.А. Осеевой»Печенье»

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Вова и Миша уселись за стол.

— Дели по одному, — строго сказал Миша.

Мальчики выгребли все печенье на стол и разложили его на две кучки.

— Ровно? — спросил Вова.

Миша смерил глазами кучки.

— Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

— Рассыпчатые! Сладкие! — говорил Миша.

— Угу! — отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола.

Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму — она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку — она жевала корочку хлеба…

Пересказ рассказа Л.Н. Толстого «Котенок».
У Васи и Кати была кошка. Весной кошка пропала, и дети не могли ее найти.
Один раз они играли и услышали над головой мяуканье. Вася закричал Кате:
— Нашел кошку и котят! Иди сюда скорее.
Котят было пять. Когда они подросли. Дети выбрали себе одного котенка, серого с белыми лапками. Они кормили его, играли с ним и клали с собой спать.
Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котенка. Они отвлеклись, а котенок играл один. Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит: «Назад, назад!»; - и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котенка и хотят схватить его. А котенок, глупый. Сгорбил спину и смотрит на собак.
Собаки хотели схватить котенка, но Вася подбежал, упал животом на котенка и закрыл его от собак.

Пересказ рассказа А. Н. Толстого «Зима».
Морозы сковали землю. Замерзли реки и озера. Везде лежит белый пушистый снег. Дети рады зиме. По свежему снегу приятно бежать на лыжах. Серёжа и Женя играют в снежки. Лиза и Зоя лепят снежную бабу.
Только животным тяжело в зимнюю стужу. Птицы летят ближе к жилью.
Ребята, помогите зимой нашим маленьким друзьям. Сделайте для птиц кормушки.

Пересказ рассказа «Лебеди» с использованием сюжетных картин.

1.Чтение рассказа.
Дедушка перестал копать, наклонил голову вбок и к чему-то прислушался. Таня спросила шёпотом:
— Что там?
А дедушка ответил:
— Слышишь, лебеди трубят?
Таня поглядела на дедушку, потом на небо, потом опять на дедушку, заулыбалась и спросила:
— А что же, у лебедей труба есть?
Дедушка засмеялся и ответил:
— Какая там труба? Просто они кричат так протяжно, вот и говорят, что они трубят. Ну, слышишь?
Таня прислушалась. И правда, где-то высоко были слышны протяжные далёкие голоса, а затем она увидела лебедей и закричала:
— Вижу, вижу! Верёвочкой летят. Может, они где-нибудь сядут?
— Нет, они не сядут, — задумчиво сказал дедушка. — Они улетают в тёплые края.
А лебеди летели всё дальше.
2.Беседа.
— О ком этот рассказ?
— К чему прислушивался дедушка?
— Почему Таня заулыбалась на слова дедушки?
— Что значит «лебеди трубят»?
— Кого увидела в небе Таня?
— Чего очень хотелось Тане?
— А что ответил ей дедушка?
3.Пересказ рассказа.

Пересказ рассказа «Общая горка» с использованием сюжетных картинок

1.Беседа по картине.
— Какое время года изображено на картине?
— По каким признакам вы догадались, что это зима?
— Где собрались дети?
— Подумайте, кто построил горку?
— А кто из детей только что пришёл на горку?
— Обратите внимание на мальчиков. Как вы думаете, из-за чего они поспорили?
— Посмотрите на Наташу. Что она говорит мальчикам?
— Как закончилась эта история?
— Дайте название картине.
2.Образец рассказа.
Общая горка.
Наступила зима. Выпал белый, пушистый, серебристый снег. Наташа, Ира и Юра решили построить из снега горку. А Вова им не помогал. Он болел. Хорошая вышла горка! Высокая! Не горка, а целая гора! Ребята взяли санки и весело катались с горки. Через три дня пришёл Вова. Он тоже хотел съехать с горки на санках. Но Юра закричал:
— Не смей! Это не твоя горка! Ты её не строил!
А Наташа улыбнулась и сказала:
— Катайся, Вова! Это горка общая.
3.Пересказ рассказа.


Пересказ - это воспроизведение прослушанного художественного произведения ввыразительной устной речи.

Чтобы обучение пересказыванию было плодотворным, нужно правильноотобрать тексты для пересказов. Каждое произведение должно учить чему-тополезному, развивать в детях нужное нашему обществу черты личности. Текстыподбирают доступные для детей по содержанию, близкие их опыту, чтобы припересказе они могли отразить личное отношение к данному событию. Впроизведениях должны быть знакомые детям персонажи с ярко выраженнымичертами характера, мотивы поступков действующих лиц должны быть понятны.Подбирать сюжеты с чётной композицией, с хорошо выраженнойпоследовательностью действий.

Пересказ - это также творческий процесс. Особенность пересказазаключается в том, что в повествовании не только точно передаются замысел исюжет, но и сохраняется стиль произведения. Для этого исполнитель долженхорошо знать особенности жанра(сказка, рассказ), не допускать слов иоборотов речи, не свойственных данному жанру. Например в народной сказкебудут фальшиво звучать книжные или очень современные слова истатистические обороты. Подготовка пересказа включает идейно-художественный(характер) анализ произведения, как при подготовке к художественному чтению(идея, система художественных образов, сюжет, композиция, язык) .

Текст народной сказки должен быть неторопливым.

В бытовой сказке и в сказках о животных язык разговорный с присущимиразговору интонациями. Нередко почти всегда сказка строится на диалоге, напрямой речи персонажей, что позволяет ограниченными средствами наиболееполно раскрыть их характерыВ волшебной сказке романтическая приподнятость событий, таинственностьтребует и соответствующих интонаций. Требует внимания рассказчика,структурные элементы самой сказки и присказки. Цель присказки – собратьвнимание слушателей. После присказки обязательна пауза, иначе дети примутприсказку за начало сказки, или трудно будет вникнуть в суть событий окоторой начал читать рассказчик.

В песенках-повторах интонации должны быть особенно точными: от повтора кповтору меняется соотношение силы, изменяется настроение, состояниеперсонажей.

Концовка сказки - свидетельство завершения повествования. Интонацияконцовки - непосредственное, доверительное общение со слушателями,возвращение их мыслей и чувств к повседневной жизни.

Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевуюдеятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлено художественной речи,запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они болеетворчески начинают строить свои собственные рассказы – на темы из личногоопыта, на предложенный сюжет. Следует полнее использовать влияниепересказа на формирование связной речи.

Установлено, что в дошкольном возрасте дети легче всего осваиваютправильное построение отдельных предложений и значительно труднееовладевают различными формами связи и словосочетания фраз и частирассказа. Зачастую ребёнок 4- 5 лет не закончив одной части высказывания,переходит к другой. С совершенно новым содержанием, то есть смысловыесвязи между фразами в его речи или выражены слабо, или совсемотсутствуют. Пересказ учит детей излагать постепенно, поочерёднохудожественное произведение. Учит отвечать на вопросы, выделять основнуюмысль. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние наречевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлиннохудожественной речи. запоминают образные слова, учатся владеть роднымязыком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы –на темы из личного опыта на предложенный сюжет. Поэтому следует полнееиспользовать влияние пересказа на формирования связанной речи детей.

Подбирая произведения для пересказа необходимо учитывать следующие требования к ним: высокую художественную ценность, идейную направленность: динамичность, лаконичность и вместе с тем образность изложения; чёткость и последовательность развёртывания действия, занимательность содержания. Помимо этого, очень важно учитывать доступность содержания литературного произведения и его объем. Этим требованиям соответствует, например, народные сказки; небольшие рассказы Н.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, М.Пришвина и В.Бианки, Е.Пермяка, Н.Кошниной.

Литературно-художественный материал, предлагаемый для пересказа, усложняется, возрастает и качество текстов.

Произведения нужно подбирать сюжетные с чёткой позицией, с последовательными действиями.

Язык произведений должен быть образцовый, с доступным детям словарём, короткими, чёткими фразами без сложных грамматических форм.

Обязательное требование к языку произведения - выразительность, наличие богатых и точных определений, свежесть языка; желательно также включение несложных форм прямой речи, что способствует формированию выразительности речи детей.

Обучение будет эффективнее лишь в том случае, если дети внимательно слушают объяснения и указания воспитателя, активно выполняют учебные задания, проявляют к ним интерес.

Занятия по пересказу занимают знаменательное место в системе работы по формированию связной речи. Когда ребёнок не только слушает рассказы, сказки, но и сам воспроизводит их в собственной речи, воздействие художественных произведений на его личность, на его речевые развития усиливаются. Прежде всего, воспитатель выразительно прочитать рассказ, который детям предстоит пересказать. После чтения проводиться беседа, основное значение которой – выяснить, правильно ли дети содержание и смысл произведения. Беседа должна проходить живо, с широким привлечением образной художественной речи, чтобы не ослабить эмоционального впечатления от прослушанной сказки или рассказа. Главным методическим признаком в беседе выступают вопросы педагога.

В процессе беседы подготавливающий детей к пересказу, они активно оперируют в литературном материале.

В 5-6 лет пересказывают более свободно не принуждено.

Подготовительная группа. Ребёнок 6-7 лет может более точно соотнести свой пересказ с текстом, отменить пропуски, перестановку материала: возрастает его самостоятельность при разборе ответа товарища.

Методы и приёмы воспитателя различные: выразительное двух и трёх кратное чтение текста, беседа о прочитанном, показ иллюстраций, речевые упражнения, указания относительно способов и качества выполнения заданий, оценка и т.д.

Заботливые родители рано начинают читать своим малышам детские рассказы, стихотворения и сказки. Но, чтобы речь малыша стала правильной, выразительной и яркой, одного только чтения детских рассказов недостаточно, необходимо учиться пересказывать. Именно пересказ вызывает наибольшие трудности у детей в начальной школе.
Предлагаю вашему вниманию короткие рассказы, с помощью которых легко можно научить ребенка пересказывать тексты.
До начала чтения рассказа объясните ребенку смысл трудных слов, проговорите их. Если ребенок плохо знаком с тем, о чем пойдет речь в рассказе, то проведите небольшую беседу, подводящую малыша к содержанию произведения.
Прочитав короткий рассказ, задайте вопросы с целью выяснить, понял ли его ребенок. Только после этого попросите пересказать прочитанное.
При этом на разных ступенях обучения пересказыванию применяются различные виды пересказа:
Вы пересказываете прочитанное, а ребенок вставляет слово или предложение.
Если ребенок пересказывает с большими паузами, то задавайте наводящие вопросы.
Перед началом пересказа вы составляете план рассказа.
Пересказ организуется по очереди, когда ребенок начинает пересказывать, вы продолжаете, а он заканчивает. Этот вид работы помогает выработать у ребенка устойчивое внимание, умение слушать другого человека и следить за его речью.

Как Саша первый раз увидел самолет.
Была весна, таял снег, текли ручейки. Саша пускал по воде бумажные лодочки. Вдруг вверху что-то загудело. Саша подумал, что летит птица. Вот она уже над головой. Это был самолет. Засмотрелся Саша на самолет, а лодочки уплыли.
1. Ответить на вопросы:
Какое было время года?
Что пускал по воде Саша?
Что загудело в воздухе?
Что Саша спутал с птицей?
2. Подобрать определения к словам:
весна (ранняя, поздняя, теплая);
самолет (большой, красивый, серебристый);
лодочки (бумажные, деревянные, пластмассовые).
3. Объяснить значение сложного слова самолет.
Привести примеры других сложных слов (дровосек, пароход, полотер и др.).
4. Составить рассказ, где действующим лицом является Наташа, Оля, Таня.

Зима.
Наступила зима. Кругом лежит белый снег. Деревья стоят голые. Звери спрятались в норы. Дети рады зиме. Они катаются на лыжах и на коньках.
1. Ответить на вопросы:
Какое наступило время года?
Что лежит на земле?
Куда спрятались звери?
Кто рад зиме?
Что делают дети зимой?

деревья голые;
кругом снег лежит;
звери спрятались в норы.
3. Подобрать эпитеты к словам:
снег (какой?) - белый, мягкий, пушистый, легкий;
коньки (какие?) - железные, острые, детские, блестящие;
лыжи (какие?) - желтые, деревянные, детские, короткие.
4. Повторить, кто где живет:
медведь - в берлоге, белка - в дупле, лошадь - в конюшне, лиса - в норе, собака - в конуре.

Снежная баба.
Мы слепили во дворе два огромных снежных кома. Положили ком на ком. Затем прилепили снежной бабе руки. Воткнули в руки ей метлу.
Потом мы сделали ей глаза, рот и нос. На голову бабе надели шапку.
1. Ответить на вопросы:
Кого дети слепили из снега?
Сколько они сделали комков?
Что прилепили бабе?
Что воткнули ей в руки?
Что сделали потом?
Что надели бабе на голову?
2. Рассказать этот рассказ от первого лица (от лица мальчика, девочки).

Предвестники весны.
Прошла холодная зима. Наступает весна. Солнышко поднимается выше. Оно греет сильнее. Прилетели грачи. Увидели их дети и закричали: «Грачи прилетели! Грачи прилетели!»
1. Ответить на вопросы:
Какая была зима?
Что наступает после зимы?
Как греет солнышко весной?
Кто прилетел?
Кого увидели дети?
Что они закричали?
Как можно сказать про зиму? Она была какая? (холодная, морозная, снежная, вьюжная, длинная.)
Как можно сказать про солнышко весной? Оно какое? (Весеннее, яркое, теплое, ласковое.)
2. Пересказать близко к тексту.

Прилетели грачи.
Первыми к нам прилетают грачи. Еще кругом снег, а они уже тут. Отдохнут грачи и начинают гнезда вить. Вьют гнезда грачи на вершине высокого дерева. Грачи птенцов своих выводят раньше, чем другие птицы.
гнезда вить, вершина дерева, птенцов выводить.
2. Ответить на вопросы:
Какие птицы прилетают весной первыми?
Что сразу начинают делать грачи?
Где они вьют гнезда?
Когда они выводят птенцов?
3. Образовать множественное число от следующих существительных:
грач - грачи,
гнездо - гнезда,
сук - сучья,
корень - корни,
птенец - птенцы,
дерево - деревья,
ствол - стволы,
пень - пни.
4. Закончить предложения:
На дереве гнездо, а на деревьях… (гнезда).
На ветке сук, а на ветвях… (сучья).
В гнезде птенец, а в гнездах… (птенцы).
На дворе дерево, а в лесу… (деревья).

Медведь.
Медведь имеет теплую мохнатую шубу. Морда у него вытянутая. Ходит медведь тяжело, двигая лапами как-то вкось, потому его и назвали косолапым. Но он может быстро бегать. Он очень ловко лазает по деревьям. Медведь ест ягоды, мед. Медведь на холодные месяцы забирается в берлогу, спит и сосет лапу.
1. Рассказать, как медведь ходит и бегает, чем питается, где живет зимой.
2. Составить рассказ-описание медведя.
3. Вспомнить загадки про лесных зверей

Ёж.
В лесу жил еж. Ночью он приходил в сад. В саду он находил яблоки. Яблоки он накалывал на иголки. Еж относил яблоки в свою нору. Так он заготавливал корм на зиму.
1. Объяснить значение словосочетаний: находил яблоки, накалывал на иголки, заготавливал корм.
2. Ответить на вопросы:
Кто жил в лесу?
Куда приходил еж ночью?
Что он делал с яблоками?
Куда он относил яблоки?
Что еж заготавливал на зиму?

Кролик.
Папа купил Мише кролика. Кролик был красивый. У него мягкая серая шерсть, длинные ушки, короткий хвостик. Кролик любит капусту, морковку. Он сидит и быстро-быстро грызет морковку.
1. Ответить на вопросы:
Какой у Миши кролик?
Какая у кролика шерсть? Ушки, хвост?
Как он грызет морковку?
Чем его еще кормят?
2. Пересказать текст, ставя существительное кролик и прилагательные к нему во множественном числе.
3. Образовать сравнительную степень прилагательного:
Красивый - красивее,
мягкий - мягче,
длинный - длиннее,
добрый - добрее,
сильный - сильнее,
толстый - толще,
тонкий - тоньше,
быстрый - быстрее,
злой - злее,
высокий - выше,
низкий - ниже.

Верблюд.
В жарких сыпучих песках живет верблюд. Верблюд дольше всех голод и жажду терпеть может. На спине у него горбы, налитые жиром. Неделю может верблюд без еды и питья прожить - жир его прокормит.
1. Ответить на вопросы:
Где живет верблюд?
Почему он может долго быть без еды и питья?
Где мы можем увидеть диких зверей?
А ты был в зоопарке?
Кого ты видел в зоопарке?
(Обезьян, тигров, львов, медведей, зайцев и т.д.)
2. Образовать прилагательные от существительных типа:
шкура льва - львиная шкура;
шкура верблюда -верблюжья шкура;
шкура медведя - медвежья шкура;
шкура лисы - лисья шкура и т.д.

Дружок.
Пастух пас стадо овец у леса. Пастух заснул. Волк вышел из леса и схватил овечку. У пастуха была собака Дружок. Дружок погнался за волком и отбил овечку.
1. Объяснить значение словосочетаний:
стадо овец, отбил овечку.
2. Закончить предложение, поставив недостающее по смыслу слово в нужном числе:
Стадо пас… (пастух).
Во дворе залаяла… (собака).
Стадо пасли… (пастухи).
Во дворе залаяли… (собаки).
Утром громко пропел… (петух).
Рано утром пропели… (петухи).
3. Подобрать названия предметов к названиям действия.
Дружок погнался (за кем?) -за волком, медведем, лисой, зайцем, мальчиком и т.д.

Львы.
Живут львы парами - лев и львица. У льва грива густая, косматая. Львица на кошку похожа - с ровной шерстью. И львята родятся тоже вроде котят, только большие и толстые.
1. Ответить на вопросы:
Где живут львы?
Как называются их детеныши?
На кого похожи львята?
2. Сравнить тигра и льва:
чем отличаются и чем похожи?
3. Назвать детенышей диких животных (льва, тигра, слона, верблюда).
Подобрать к названиям зверей формы множественного числа, например: У льва пять львят и т.д.

Осень.
Желтеют на деревьях листья. Часто дует ветер и моросит мелкий осенний дождик. Становится холоднее, исчезают в лесу цветы. Птицы собираются в дальний путь.
1. Объяснить значение словосочетаний: желтеют листья, моросит дождик, исчезают цветы.
2. Рассказать, чем отличается осень от весны.
3. Какие птицы улетают в теплые края?
Как называются такие птицы?
4. Образовать множественное число от существительных:
дерево - деревья, лист - листья, дождь - дожди, ствол - стволы, ветер - ветры.
Составить с этими словами предложения.
5. Подобрать слова-действия к названию растений и птиц:
лист - желтеет, опадает, вянет, сохнет, зеленеет, распускается;
птицы - - улетают, прилетают, перелетают, щебечут, поют, порхают, вьют гнезда и т.д.

Осень наступила.
Наступила осень. По небу гуляют серые тучи. Моросит холодный дождь. Солнце светит мало. Желтые листья падают на землю. Земля похожа на красивый ковер.
1. Объяснить значение словосочетаний:
моросит дождь, земля похожа на красивый ковер, гуляют серые тучи.
2. Дополнить предложения недостающими словами.
Осень… (наступила).
Холодный дождь… (моросит).
По небу… (гуляют) серые тучи.
Желтые листья… (падают) на землю.
3. Пересказать текст.
4. Ответить на вопросы по теме «Осень»:
Какая погода осенью?

Лето.
Наступило лето. Мы гуляли по лугу. Трава выше колен, густая, зеленая. А сколько в ней цветов! Они поднимают свои нарядные головки. Одни - в лиловых колпачках, другие - в белых веночках. А у иных головка вся золотая, будто крохотное лучистое солнышко.
1. Ответить на вопросы:
С чем сравнивает автор цветы?
Как вы думаете, какие цветы изобразил он?
Видели вы их? Расскажите о них.

Весна.
Солнце пригрело. Начал таять снег и побежали ручьи. У деревьев набухли почки и уже вот-вот появятся нежно - зеленые листочки. На проталинках уже кое-где появляются первые подснежники. Воздух стал прозрачным и как будто звенящим. Вся природа пробуждается ото сна.
Ответить на вопросы:
1. Что тает весной?
Что происходит весной с деревьями?
Какая одежда подходит для весны?
2. Объяснить значение словосочетаний:
Прозрачный воздух.
нежно-зеленый цвет.
Звенящий воздух.
Природа пробуждается.
3. Подобрать прилагательное:
Солнце (какое?) яркое, греющее...
Воздух (какой?) чистый, прозрачный...
Снег (какой?) грязный, рыхлый...
4. Пересказать рассказ.

Утка.
Утка на пруду ныряет, купается, свои пёрышки клювом перебирает. Пёрышко к пёрышку укладывает, чтобы ровно лежали. Пригладится, почистится, в воду, как в зеркальце, глянет - вот до чего хороша! И закрякает:
- Кря-кря-кря-кря!
1. Ответить на вопросы:
Где купается утка?
Что она перебирает клювом?
У утки есть зеркальце?
Как крякает утка?
Утка что делает?
Купается, ныряет, перебирает перышки, чистится, любуется собой, крякает.
2. Пересказать.

Журавли.
Журавли живут возле болот, лесных озер, на лугах, берегах речек. Гнезда строят прямо на земле. Журавль кружит над гнездом, охраняет его.
В конце лета журавли собираются в стаи и улетают в теплые страны.
1. Ответить на вопросы:
Где живут журавли?
Где строят гнезда?
Как журавль охраняет гнездо?
Куда улетают журавли?
Как называются птицы, которые улетают на юг?
Каких еще птиц ты знаешь?
Журавль какой?
длиноногий, грациозный, ...
2. Пересказать.

Пингвины.
В Антарктиде, на материке где вечная зима, живут пингвины. Это удивительные птицы, они не умеют летать, зато очень хорошо плавают. Пингвины очень нарядные, спинки и бока у них чёрные, а белая грудка кажется шёлковой - такая она гладкая и блестящая. Детенышей у пингвинов высиживает самец, он ни на шаг не отходит от яйца, пока не появится птенец.
1. Ответить на вопросы:
Где живут пингвины
Они умеют летать? А плавать?
Какого они цвета?
Откуда появляются птенцы
2. Объяснить значение словосочетаний:
Вечная зима.
Высиживает птенцов.
3. Пересказать.

Коза. Е.Чарушин.
Идёт коза по улице, домой торопится. Дома её хозяйка покормит и напоит. А если хозяйка замешкается, коза сама себе что-нибудь стащит. В сенях веник погложет, на кухне хлебца ухватит, в огороде рассады съест, в саду кору с яблони сдерёт. Вот какая вороватая, озорная! А молочко у козы вкусное, пожалуй, ещё вкуснее коровьего.
1. Ответить на вопросы:
Куда идет коза?
Кто ее ждет дома?
Что ворует коза?
Какое у козы молоко?
Коза какая?
Задиристая, вороватая, непослушная, озорная...
2. Пересказать.
3. Пересказать во множественном числе (Идут козы домой по улице, торопятся...)

Кошка. Е.Чарушин.
Это кошка Маруська. Она в чулане мышь поймала, за это её хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике, сытая, довольная. Песенки поёт-мурлычет, а её котёночек маленький - ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет - сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.
1. Ответить на вопросы:
Как зовут кошку?
Кого она поймала?
Чем ее покормили?
Сколько котят у кошки?
Что делает котенок?
Кошка какая?
Сытая, довольная, мурлычащая.
А котенок какой?
Маленький, играющий, фыркающий.
2. Пересказать.
3. Пересказать от лица кошки (Я кошка Маруська, у меня...)
4. Пересказать от лица котенка (У меня есть мама-кошка, зовут ее Маруська. Она...)

Бабочка.
Была весна. Ярко светило солнышко. На лугу росли цветы. Над ними летала желтая бабочка.
Вдруг прилетела большая черная птица. Увидела она бабочку и захотела ее съесть. Испугалась бабочка и села на желтый цветок.Летала вокруг птица, летала, но не увидела бабочку. Так и улетела ни с чем.
1. Ответить на вопросы:
Какое было время года?
От кого пряталась бабочка?
Что помогло ей спастись?
Как можно назвать бабочку? (находчивой)
2. Пересказать рассказ.
3. Пересказать от лица бабочки (Однажды я полетела на луг...)
4. Пересказать от лица вороны (Летела я себе спокойно, вдруг вижу, над лугом порхает бабочка...)

В школе однозначно выигрывает ученик, имеющий хорошую связную речь. Как помочь ребятам как можно раньше научиться говорить связно? С помощью пересказа.

Пересказ и связная речь

Пересказывать тексты особенно важно детям с речевыми недостатками. А таких нынче достаточно много. Бывает особенно обидно, когда ученик хорошо разбирается в математике, делая при этом в диктанте ошибки через слово.

Обучение пересказыванию с 5 лет полезно начинать обязательно. Обычная практика: взрослый читает, а потом предлагает пересказать или рассказать родственникам о прочитанном.

Здесь стоит учесть следующее: не каждый малыш прямо сразу станет пересказывать рассказы. Бывает, он не понимает, не анализирует услышанное и не может оформить понятное высказывание. Тогда следует начинать с самого простого.

Часто мамочки понимают детей, какой бы их речь ни была. Они не замечают проблем, искренне считая ребёнка преуспевающим. Чтобы проблему решать, её надо сперва увидеть.

Домашняя диагностика

  1. Послушайте внимательно, как выражает свои мысли ваш малыш, рассказывая что-то. Понимает ли кто кроме вас его высказывания?
  2. Поручите ребёнку что-то сделать и попросите повторить вашу просьбу в точности. Легко ли ему удастся по существу пересказать озвученное?

Если ребёнок пяти, а особенно 6-7 лет не может этого сделать, стоит начать пересказ рассказов. Короткие рассказы имеются на нашем сайте в категории Чтение

Приёмы пересказа текстов

Повтори точно

Хорошо срабатывает с невнимательными детьми, слушающими в пол-уха.

Инструкция. Посмотри на меня. Пожалуйста, сделай (принеси, подай, убери, помоги…). Пожалуйста, повтори в точности моё поручение.

Не давайте поручения в пол-оборота, между делом. Только лицом к лицу. Если не воспроизведёт сразу, терпеливо и внятно, без раздражения повторите.

Играйте в игру, пока повторять не станет легко. Надо месяц – играйте месяц. Дольше – значит дольше

Будьте терпеливы, не обижайте малыша комментариями: что так трудно повторить и прочими. Тогда можно рассчитывать на результат.

Методика В. К. Воробьёвой

Приёмы работы по обучению первоначальным навыкам связного высказывания. Работа велась с текстами линейной организации. Проще говоря, пересказ текстов «что за чем было».

Воробьёва применила предметно-графические схемы, помогающие детям понять правила пересказа рассказов. Они состоят из ряда рамочек. В них нарисованы предметы и живые существа, описанные в рассказе. Как выглядит рамочка смотрим ниже.


Предметы, связанные по смыслу, в рамочке размещаются напротив друг друга. Действия (глаголы) между предметами нарисовать отдельным рисунком невозможно. Они изображаются стрелками внутри рамки. Каждая рамка - отдельное предложение. Действия между ними (последовательность) также изображены стрелками.

Полностью графическая схема выглядит так (материал из книги Т. Бардышевой, Т. Чохонелидзе)

Два варианта работы со схемами В. К. Воробьёвой

Методика работы со схемами В. К. Воробьёвой применима как для обучения пересказыванию, так и для обучения рассказыванию (составлению рассказов).

1. Берем рассказ и по нему составляем схему. Читаем рассказ ребёнку с опорой на неё. Следя за содержанием текста по картинкам, ребёнок лучше запоминает, а потом пересказывает рассказ.

У девочки день рождения.

Она позвала гостей и накрыла стол.

На стол девочка поставила 5 чашек, конфеты, варенье и самовар.

Из самовара девочка наливала чай в чашки.

Чай с конфетами и вареньем очень понравился её гостям.

2. Даём малышу схему и предлагаем по ней придумать рассказ.

Усложнение пересказа

Схемы можно усложнить, добавляя, например, качества предмета: чай душистый, горячий вкусный; конфеты ещё какие-то, гости весёлые и прочее. Договоримся, как будем изображать качества. Например, треугольниками. Наши логопеды говорят: "украсим рассказ красивыми словами". К сожалению, красивые слова нечасто употребляются в современной бытовой речи.

Душистый чай с шоколадными конфетами и малиновым вареньем очень понравился довольным гостям


Таких графических опор можно заготовить достаточно много.

Самостоятельное рисование схем

А можно научить детей рисовать их самостоятельно. Получается образный план пересказа для дошкольников. Рисунки предметов будут не такие красивые, а схематичные. Но это легко исправить, взяв в руки цветные карандаши. Приведём пример. Возьмём коротенький рассказик о девочке Маше .

Маша

Девочка Маша увидала на ветке воробья и радостно закричала:

– Чик-чирик, чик-чирик!

Воробей сначала удивился, а затем ответил Маше:

– Чик-чирик.


Вот примерно так это выглядит. Прочитать, нарисовать наглядно-графическую схему. Пересказать текст. Рисуя схемы достаточное время, дети научатся со временем рисовать их в уме. И это будет здорово! Сайт Нестандартные дети желает успехов.