12.08.2023

Тренироваться в правильном и выразительном чтении. Упражнения для формирования правильности чтения


1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения
2. Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата
3. Упражнения, развивающие боковое зрение и обрабатывающие прямой взгляд
4. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям
5. Упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания
6. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух
7. Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания
8. Упражнения, развивающие логическое мышление
9. Упражнения на развитие навыка осознанного чтения
9.1 Логические упражнения
9.2 Игры по составлению слов
10. Упражнения на формирование навыка правильного чтения
11. Упражнения на развитие выразительности чтения

Навыки осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом, можно формировать с помощью системы специальных упражнений и способов действий, активно влияющих на основные параметры чтения: технику, осмысленность, выразительность.

1. Упражнения, направленные на развитие четкости произношения

Многие учащиеся во время чтения не умеют регулировать свое дыхание. Для исправления этого недостатка и служит дыхательная гимнастика.
1) Вдох носом – выдох через рот. Вдох – задержка дыхания – выдох. Вдох – выдох по порциям.
2) «Гудок приближается и удаляется»: вдох – на выдохе произносим м-м-м-м, н-н-н-н-н.
3) «Рычание собаки»: вдох – на выдохе р-р-р-р-р.
4) «Воздух, выходящий из проколотой шины велосипеда»: с-с-с-с-с.
5) «Свеча»: Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем ровный и медленный выдох, затем глубоко вздохнуть, остановиться и медленно дуть на пламя воображаемой свечи.
6) «Погаси свечу»: интенсивный прерывистый выдох, следом вдох, секундная задержка дыхания, затем короткими толчками три раза выдохнуть: фу! Фу! Фу!
7) Летела муха около уха: ж-ж-ж.

Летела оса около носа: с-с-с.
Летел комар и звенел: з-з-з.
Сел на лоб, мы его хлоп –
И поймали: з-з-з.
Пусть летит!

2. Упражнения на развитие подвижности речевого аппарата: «Звуковая разминка»

1) Читаем быстро, смотрим внимательно:

ОИЭ АОЕЯ ЕАЁИО
ЯОЮ АЮОЕ ЭЁЮЯУ
ЫЯЮ УЁЮУ ЮУАОЮ

2) Читаем гласные с ударением на одном из них:

ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ, ЕАОЕУЫИЭ ит.п.

Можно разнообразить это упражнение, произнося слоги сначала с ударением на 1-й слог, потом на 2-й и 3-й:

ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА, ДА-ДА-ДА

3) Сделав глубокий вдох, на выдохе читаем 15 согласных одного ряда (звуками):

Б К З С Т Р М Н В З Р Ш Л Н Х

4) Читаем цепочку слогов:

5) Читаем слова с наращиванием:

По – вар, жар, смей, пей, шел, вёл.

3. Упражнения, развивающие боковое зрение и отрабатывающие прямой взгляд

1) Для того чтобы дети смогли понять суть терминов «боковое зрение» и «прямой угол», им предлагается, не отводя взгляда от одной строчки, перечислить предметы, которые попадают в поле зрения справа, слева, сверху, снизу.

2) Раздаточный материал – таблица Шульте (размер 20х20см)

10 25 14 2
13 15 20 5
19 11 23 24
21 16 7 17
12 22 8 9

Алгоритм использования:

  1. Как можно быстрее назови все числа по порядку от 10 до 25, указывая карандашом или пальчиком;
  2. Старайся запоминать расположение сразу двух-трех следующих друг за другом чисел.

Помни! Глаза смотрят в центр таблицы, в число 10, а видят её всю целиком.

«Сажаем морковку»

а) На доске или на бумаге изображается ящик с морковкой. По рисунку – вопросы и комментарии.

– Если морковка находится в ящике, какая её часть будет видна? (Хвостик)
– Вот именно, на хвостик и будет направлен прямой взгляд. Глядя на первый слог, увидишь все слово на морковке.
Для упражнения могут быть взяты различные слова из читаемого текста, однако при подборе слов следует учитывать, что ребенок в состоянии увидеть боковым зрением не более пяти букв.

б) «Длинная морковка»

– Что делать, если морковка вырастет слишком большая и слово на ней внутри ящика не помещается, так как содержит более пяти букв и выходит за пределы прямого взгляда? Тогда морковка будет выглядеть таким образом:

– Что в этом случае мы видим, глядя на ящик с морковкой? (Хвостик и кончик, а середина в ящике. ) Следовательно, прямой взгляд можно переносит с хвостика на кончик.
В данном упражнении отрабатывается не только боковое зрение, но и умение управлять прямым взглядом, контролировать ту часть слова, которую ребенок видит боковым зрением, умение ориентироваться в слове и избегать ошибок при чтении окончаний. Ведь в момент, когда взгляд направлен на хвостик, боковое зрение улавливает то, что написано на морковке в ящике. Перенося взгляд с хвостика на кончик, ребенок снова видит середину слова, контролируя себя. Перегнув таким образом, взглядом с 1-го слога на последний и увидев при этом середину слова, ребенок, уже не прочитывая, может быстро ее проговорить.

«Робот»

Встречая новое, труднопрочитываемое слово, ребенок не может воспользоваться боковым зрением и читает слово по слогам, нередко при этом искажая его. Слово печатается крупно на доске, на концах букв рисуются шарики – контакты.
У роботов, как известно, своих мыслей нет, они выполняют только заложенную в них программу: звучать в том месте, на которое направлена указка.
Вначале указка, а с ней и прямой взгляд передвигаются по слову медленно, затем скорость с каждым новым повтором слова возрастает, и дети прочитывают слово целиком, без ошибок.
Для того чтобы добиться умения не только узнавать такие слова в дальнейшем и проговаривать их, но и ориентироваться прямым взглядом в слове, упражнение усложняется. Учитель с большей скоростью проводит указкой по различным частям слова (в направлении чтения), дети же должны успеть проговорить именно показанный участок.

4. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного и скоростного чтения

У детей слабо развит артикуляционный аппарат, что тормозит быстрое чтение, поэтому в 1-м и во 2-м классах актуальны такие упражнения:

1) Чтение сочетаний двух-трех согласных с гласными:

2) Читаем, медленно, в умеренном темпе: убыстряя темп:

ЖЗИ ТНО КТРИ

ДРУ ЗБИ СТРУ

Вороб_ сидел_ на ветк_ и чирикал.

Скороговорки

Лена искала булавку.
Булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень,
Искала булавку весь день.

а) Прочитай скороговорки орфографически.
б) Прочитай скороговорки орфоэпически.
в) Работа с табличками: дети читают скороговорку в соответствии с заданием:

тихо громко шепотом немое кино (беззвучно)

«Дом, который построил Джек»

Дети проговаривают на максимальной скорости первое словосочетание несколько раз до тех пор, пока им это не удастся. Затем добавляется еще 1-2 слова, которые прочитываются с той же скоростью. И так до конца отрывка, повторяя каждый раз все сначала, как в известном стихотворении «Дом, который построил Джек». Например:

В некотором царстве...
В некотором царстве, в некотором государстве...
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был...
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый купец..,

5. Упражнения, развивающие оперативную память, устойчивость внимания.

«Найди лишнюю букву»

Можно из старых газет вырезать любые тексты и раздать их детям.

Задание: сегодня мы вычеркиваем только букву И. Завтра – другую и т.д.

«Найди лишнее слово»

Прочитай. Обоснуй свой выбор.

СЛОН МЕДВЕДЬ ТИГР
ЛЕВ БАБОЧКА КОШКА

«Фотоглаз»

За 20 секунд дети должны взглядом «сфотографировать» слова и ответить на вопрос «Есть ли среди этих слов...?» Например:

ОРЕХ РУЧЕЙ ПЕРЬЯ РАЗОГНАЛСЯ ТРОПИЧЕСКИЕ ОШЕЛОМЛЁННЫЙ

«Да или нет?»

Дети слушают предложения и определяют, может ли это быть. Если да, то когда, где, почему? Если нет, то требуется доказательно это объяснить.

Выпал снег, Алеша вышел загорать.
Автомобиль свистел с прежней скоростью и уходил вперед.

Это упражнение нацелено на внимание к тексту, его сознательное освоение, умение быстро схватить смысл читаемого, точно построить высказывание.

«Дополни предложение»

Кот мяукал...

6. Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения про себя и вслух

«Игра в прятки»

Указывается страница учебника (любая), а затем читается текст. Дети должны найти страницу, глазами отыскать нужную строчку и подстроиться под чтение учителя.

Чтение со счетом слов

1) плотно сожми губы и зубы;
2) читай только глазами;
3) читай как можно быстрее, при этом считая про себя слова текста;
4) ответь на вопрос к тексту (дается перед чтением).

Чтение под звуковой ориентир

На магнитофон начитывается текст с определенной скоростью. Дети должны следить за голосом по книге, успевать озвучивать текст синхронно с магнитофоном. Проверка осуществляется индивидуально: касание плеча ребенка рукой означает – читай вслух. Желательно проводить такую работу систематически. При этом скорость звучания «звукового ориентира» постепенно возрастает. Если в классе нет магнитофон, можно использовать игровое упражнение «Догони». Дети читают отрывок текста хором, вполголоса, прислушиваясь к голосу учителя, который читает громко, с достаточно высокой скоростью, и «тянутся» за ним, пытаясь «догнать».

7. Упражнения, способствующие синтезу восприятия и понимания

1) Помоги гласным и согласным подружиться. Соедини их так, чтобы получились слова:

2) Из каждого слова вынь по одной букве. Сделай это так, чтобы из оставшихся получилось новое слово:

полк краска склон экран беда тепло (кол) (каска) (слон) (кран) (еда) (поле)

3) В начало слова или его конец добавь букву, чтобы получилось новое слово. Какие звуки обозначаются этими буквами?

4) Соедини слова правого и левого столбиков так, чтобы образовались новые слова:

«Вкусные слова»

Представь, что у тебя день рождения. Тебе необходимо накрыть на стол. Но, выбирая лакомства, помни, что названия их должны состоять из двух и трех слогов:

халва бублики чай лимонад
вафли виноград вишня мандарин

8. Упражнения, развивающие логическое мышление

Эти упражнения способствуют развитию скорости мышления в процессе чтения, его осознанности.

1) Выполни математическое действие и прочитай слово:

ЛОД + ИМ – МО + ВАН – Л = ? (диван)
ВЕР + ЛИС + ТУ – УС + 0 – ИЛ + ЛЕТ = ? (вертолет)

2) Переставь буквы:

В лесу на сосне дисит теляд. Хвостом упирается в остлв ереавд. Носом по стволу стучит, уорк билотд, букашек ищет.

(В лесу на сосне сидит дятел. Хвостом упирается в ствол дерева. Носом по стволу стучит, кору долбит, букашек ищет).

3) «Поиск»

Сможешь ли ты найти связь между двумя, на первый взгляд, не связанными друг с другом событиями? Объясни, как все происходило.

Собака погналась за курицей.
Школьники не смогли поехать на экскурсию.

4) Учимся выражать мысли другими словами.
Упражнение направлено на то, чтобы научить ребенка оперировать словами.

Нынешняя зима будет очень холодной.

Нужно передать эту же мысль без искажения, но другими словами. Ни одно из слов данного предложения не должно использоваться в новых предложениях.

5) Составление предложений с тремя словами, не связанными между собой по смыслу:

озеро медведь карандаш

Например:

Мы нарисовали карандашом, как медведь на лесном озере ловит рыбку.

Упражнение развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрозненных предметов.

9. Упражнения на развития навыка осознанного чтения

9.1. Логические упражнения

1) Что общего в этих словах и чем они различаются?

Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

2) Назови одним словом.

Чиж, ласточка, грач, сова, стриж.
Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли.
Шарф, варежки, пальто, кофта.
Телевизор, утюг, пылесос, холодильник.
Картофель, свекла, лук, капуста.
Лошадь, корова, свинья, овца.
Туфли, сапоги, тапочки, кроссовки.
Липа, береза, ель, сосна.

3) Какое слово лишнее?

Красивый, синий, красный, желтый.
Минута, время, час, секунда.
Дорога, шоссе, тропинка, путь.
Молоко, сметана, простокваша, мясо.

4) Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

5) Составь новое слово, взяв от каждого из данных слов первый слог.

Колос, рота, ваза.
Кора, лото, боксер.
Молоко, нерест, тарелка.

6) Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов в скобках существует такая же связь. Найди четвертое слово.

а) Песня – композитор, самолет – … (аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель).
б) Школа – обучение, больница – … (доктор, ученик, лечение, больной).
в) Нож – сталь, стул – … (вилка, дерево, стол, пища, скатерть).

7) Раздели слова на группы.

Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец.
Корова, шкаф, стул. Диван. Коза, овца, стол.
Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб.

9.2. Игры по составлению слов

1) Найди слово в слове.

гроза газета кустарник
шутка поднос шоколадка
часовщик щепка ярмарка

2) Закончи предложение.

По утрам у доктора Айболита лечат зубы звери: збреы, итгыр, вдрыы, оыббр .

3) Шарады.

(Картина).

С буквой К живу в лесу.
С буквой Ч овец пасу.

(Кабан – чабан).

4) Найди название животных среди строк.

Насос сосет р ечную воду,
И шланг протянут к огороду.
Среди кустов ца рит покой,
Здесь хорошо бродить одной.

10. Упражнения на формирование навыка правильного чтения

1) Опиши предмет (учитель показывает его и быстро убирает).

2) Повтори, что сказал учитель:

Бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка – ложка.

3) Выбери слова на заданный звук (из прочитанного четверостишья, предложения, текста).

4) Чтения слов, отличающихся одной буквой.

Мел – мель – мыл – мал – мял; мышка – мошка – мишка – миска.

5) Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания.

Приехал, пришел, пришил, принес, припев; красное, белое, голубое, черное. желтое; кукла, мама, папа, лапа, ложка.

6) Чтение «перевертышей».

Лев ел волов. Иди искать такси, иди.

11. Упражнения на развитие выразительности чтения

1) Чтение предложений с разной интонацией.

2) Чтение текста с передачей эмоций (радости, возмущения, печали, гордости и т.д.) в зависимости от содержания.

3) Словарь настроений.

В работе над выразительным чтением очень помогает словарь настроений. Он есть у каждого ученика. После того, как учитель выразительно прочитает произведение, дети выкладывают на парту карточки со словами, обозначающими настроение, которое они ощущали во время чтения произведения. К примеру, у детей появляются карточки со словами: «весёлое», «радостное». Анализируя произведение, мы приближаемся к вопросу: а какие чувства испытал сам автор? И записываем на доске другие слова, отражающие настроение автора: (веселое, радостное, счастливое, удивление, возбуждение ).

После такой работы дети читают текст намного выразительней, стараясь через чтение передать и своё личное настроение, и настроение автора.

«Словарь настроений и состояний»

Литература:

  1. Как преодолеть трудности в обучении чтению. С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. – М.: Ось – 89, 1999.
  2. Начальная школа плюс до и после. № 7 2010.
  3. Начальная школа плюс до и после. № 6 2009.
  4. Начальная школа плюс до и после. № 11 2008.
  5. Начальная школа плюс до и после. № 11 2007.
  6. Начальная школа плюс до и после. № 8 2007.
  7. Начальная школа. № 6 2001.
  8. Читаем после «Азбука с крупными буквами»: учебное пособие/ Н.Н.Павлова; ил.А.В.Кардашука. – М.: ОЛИСС: Эксмо, 2011.– 64с.:ил.

Здравствуйте, друзья! На что жалуетесь? У ребенка техника чтения хромает? Такс, будем лечить. Держите рецепт. Прописываю вам специальные упражнения по развитию техники чтения. Принимать регулярно, один раз в день по несколько штук. И техника чтения твердо встанет на ноги, а потом еще и вперед поскачет.

Такие волшебные упражнения действительно существуют. И если постараться, то на просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов. Глаза разбегаются если честно, а мозг начинает медленно закипать. Не знаешь, что и выбрать.

Дабы оградить моих читателей от таких проблем, я позволила себе сделать выбор самостоятельно. В статью попали только самые интересные и вкусные, на мой взгляд, упражнения, которые несомненно помогут поднять технику чтения до уровня предусмотренного . Я не претендую на их авторство, разработаны они профессионалами: педагогами, психологами, профессорами.

Но я претендую на авторство их названий. Уж больно они скучные в оригинальном исполнении. Согласитесь, «Тайна пропавшего предложения» звучит намного веселее нежели «Зрительный диктант профессора И.Т. Федоренко». И наверняка вызовет больший интерес у младших школьников.

План урока:

Перечень упражнений

А вот и он! Перечень специальных читательных упражнений:

  1. «Пол-арбуза»
  2. «Потерянные буквы»
  3. «Глаз — алмаз»
  4. «Шерлок»
  5. «Зазеркалье»
  6. «Бешеная книжка»
  7. «Птицы прилетели»
  8. «Партизан»
  9. «Эх, раз! Еще раз!»
  10. «Тайна пропавшего предложения»

Упражнение 1. «Пол-арбуза»

Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же эксперимент со словами.

Возьмите книжку и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв.

Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

Для совсем маленьких школьников можно предложить другой вариант игры. Изготовьте карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки.

Чем полезно? Направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Упражнение 2. «Потерянные буквы»

Еще одно упражнение на развитие антиципации.

Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы, которые вы видите ниже.

Книжн... полочка.

Нов... футболочка.

Больш... ложка.

Рыж... кошка.

Еще вот такую фразу:

Бобик все котлеты съел,

Он делиться не.......

И еще вот такие:

Ок-ок-ок — мы построим.......

Юк-юк-юк — поломался наш......

Упражнение 3. «Глаз – алмаз»

Посмотрите на рисунок и изобразите такой же прямоугольник. В клеточках разместите цифры от 1 до 30, в произвольном порядке, но не друг за другом. Цифры должны быть хаотично разбросаны по клеткам.

Школьник смотрит внимательно на картинку с табличкой.

Счет равномерный, не слишком быстрый, но и не слишком медленный.

Задача ребенка:

  • на счет один найти и показать пальцем единицу;
  • на счет два – двойку;
  • три – тройку и т.д.

Если ребенок замешкался с какой-то цифрой, то счет его не ждет, нужно догонять, искать быстрее. Для малышей можно нарисовать таблички поменьше, например, 3Х3 или 4Х4.

В чем смысл упражнения? Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, ну или целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать.

Одну таблицу можно использовать два — три раза, потом расположение цифр нужно поменять.

Упражнение 4. «Шерлок»

На лист бумаги поместите слова. Самые разные, не очень длинные. В произвольном порядке. Как бы разбросайте их по бумаге. Назовите одно из слов и попросите ребенка его найти. Слова могут быть, например, такие:

рама, кисель, ложка, стул, конь, золото, мыло, ручка, мышь, рот, колено, собака, лето, озеро, рак

Каждое следующее слово будет находиться быстрее предыдущего. Так как пытаясь найти одно слово, школьник будет по пути читать и другие, и запоминать, где они находятся. А нам только этого и нужно.

Благодаря «Шерлоку» увеличивается угол обзора зрения. И скорость чтения.

Упражнение 5. «Зазеркалье»

Попали мы в зазеркальный мир, и все тут наоборот. И даже читают все не слева направо, а справа налево. Попробуем?

Итак, читаем строчки в книгах слева направо. Уточню, сами слова переворачивать не надо. Читать «томегеб» вместо «бегемот» не нужно.

При таком способе чтения теряется смысл текста. Поэтому все внимание переключается на правильное и четкое произношение слов.

Упражнение 6. «Бешеная книга»

Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами.

Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги.

Если ваш школьник еще только в 1 классе, а может быть и во 2 классе, но с чтением пока совсем туго, то можно читать не книгу с текстами, а короткие простые слова, напечатанные друг за другом на бумаге.

Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв. И улучшится переработка информации мозгом.

Упражнение 7. «Птицы прилетели»

Покажите ребенку фразу «птицы прилетели». И попросите прочитать ее:

  • спокойно;
  • радостно;
  • громко;
  • тихо;
  • грустно;
  • с раздражением;
  • со страхом;
  • с издевкой;
  • со злостью.

Упражнение 8. «Партизан»

Школьник читает текст (или отдельные слова, если он еще совсем мал) вслух. Вы говорите: «Партизан». По этому сигналу школьник берет в рот карандаш (зажимает его между губами и зубами) и продолжает читать про себя. По сигналу «Партизан сбежал» вынимаем карандаш и снова читаем вслух. И так несколько раз.

Зачем это? Чтобы ликвидировать проговаривание слов во время чтения про себя. Проговаривание — враг быстрого чтения. Так что нужно его убрать. А когда в зубах зажат карандаш, проговаривать не получится.

Упражнение 9. «Эх, раз! Еще раз!»

Для этого упражнения нам потребуется секундомер и текст, который будем читать.

Читаем в течение 1 минуты. Обращаем внимание на скорость чтения, а про выразительность пока можно забыть. Готовы? Поехали!

Минута закончилась. Стоп! Сделаем отметку, где остановились.

Чуток отдохнем и прочитаем этот же текст еще разок. Поехали! Через минуту делаем засечку. Ух ты! Уже больше.

А что же будет в третий раз? А в третий раз будет еще круче!

Что это нам дает? Увеличение скорости чтения. И мотивация ребенка. Он сам увидит, что способен на большее.

Упражнение 10. «Тайна пропавшего предложения»

Для того, чтобы разгадать тайну нам потребуются карточки с предложениями (смотрите на рисунок). Всего карточек 6. На каждой по одному предложению. Шрифт крупный легко читаемый.

Приготовим тетрадь и ручку. Начинаем упражнение:

  1. Покажите ребенку первую карточку.
  2. Школьник читает предложение и старается запомнить.
  3. Через 6 — 8 секунд уберите карточку.
  4. Ребенок по памяти записывает предложение в тетрадь.
  5. Покажите ребенку вторую карточку и т.д. до шестого предложения.

В чем здесь смысл?

Как я уже говорила, на самом деле это не игра, а зрительные диктанты, разработанные профессором И.Т. Федоренко. Всего таких диктантов 18 штук. В каждом по шесть предложений.

В нашем примере я использовала самый первый диктант. В чем же их особенность? Посчитайте, пожалуйста,буквы в первом предложении диктанта. Их 8.

Во втором – 9,

в третьем – 10,

в четвертом и пятом по 11,

в шестом уже 12.

То есть количество букв в предложениях постепенно увеличивается и в конце концов достигает отметки 46 штук в последнем предложении 18 диктанта.

Тексты диктантов Федоренко легко найдете в интернете. Один диктант можно использовать дважды, трижды, если ребенку никак не удается все сделать правильно. К четвертому разу обычно уже все получается.

Для выполнения этого упражнения удобно использовать программу «Microsoft Power Point». Ту, в которой обычно презентации делают.

Играя в «Тайну пропавшего предложения» вы развиваете оперативную память. Когда такая память развита плохо, ребенок, прочитав шестое слово в предложении, не сможет вспомнить первое. Занимайтесь зрительными диктантами каждый день и таких проблем не будет.

Как заниматься?

Не нужно пытаться выполнять все упражнения сразу. Вашего ежедневного внимания требует только игра «Тайна исчезающих предложений», а уже к ней добавьте еще пару, тройку упражнений на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали. Не забывайте временами , чтобы оценивать свои успехи.

Заниматься нужно регулярно, каждый день, понемногу. Это главное правило! С подробным планом тренировок можно ознакомиться .

Не ленитесь, тренируйтесь, и будет вам счастье и пятерки в дневнике!

Друзья, а может быть вы тоже знаете какой-нибудь интересный способ улучшения техники чтения? Смею надеяться, что вы поделитесь им в комментариях. Заранее большое спасибо!

И до новых встреч на страницах блога!

Евгения Климкович.

«Упражнения по развитию навыка чтения»

.

Упражнения по развитию навыка чтения

Навык чтения характеризуется такими качествами, как сознательность, беглость, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей практической работе я использую специальные упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более интересным и эмоциональным.

Все упражнения разделены на четыре группы: для развития сознательного чтения; для формирования правильности чтения; для развития беглости чтения; для развития выразительности чтения.

I . Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения

Первая группа -логические упражнения.

1. Что общего в словах и чем они различаются?

мел - мель, мал - мял, мыл - мил

2. Назови одним словом.

Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;

ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;

шарф, варежки, пальто, кофта;

телевизор, утюг, пылесос, холодильник;

картофель, свёкла, лук, капуста;

лошадь, корова, свинья, овца;

туфли, сапоги, тапочки, кроссовки;

липа, берёза, ель, сосна;

курица, гусь, утка, индейка;

зелёный, синий, красный, жёлтый.

3. Какое слово лишнее и почему?

Красивый, синий, красный, жёлтый;

минута, время, час, секунда;

дорога, шоссе, тропинка, путь;

молоко, сметана, простокваша, мясо;

Василий, Фёдор, Семён, Иванов, Пётр;

ель, сосна, кедр, осина;

лук, огурец, морковь, яблоко;

гриб, ландыш, ромашка, василёк.

4. Чем похожи следующие слова?

Утюг, вьюга, папка, часы, лампа, стакан.

У них одинаковое количество букв;

они одного рода;

они состоят из двух слогов.

5. Путем перестановки букв составь слово.

у к л б о; с н о а с: у п к с.

6. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

Колос, рота, ваза;

кора, лото, боксёр;

молоко, нерест, тарелка.

7. Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

Змея, рама;

пуговица, молоток, лава;

укор, бузина, тина;

поворот, пороша, канава.

8. Составь новое слово, взяв последний слог.

Мебель, ружьё;

соломка, пора, мель;

лиса, бельмо, полёт;

смола, слеза, берет.

9. Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Между третьим и од­ним из предложенных пяти слов существует такая же связь. Найди четвертое слово.

а) Песня - композитор; самолет - ?

- аэродром, горючее, конструктор, лёт­чик, истребитель;

б) школа - обучение; больница - ?

- доктор, ученик, лечение, учреждение, больной;

в) нож - сталь; стул - ?

- вилка, дерево, стол, пища, скатерть;

г) лес - деревья; библиотека - ?

- город, здание, библиотекарь, театр, книги;

д) утро - ночь; зима - ?

- мороз, день, январь, осень, сани.

10. Раздели слова на группы.

Заяц, горох, ёж, медведь, капуста, волк, огурец;

корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол;

апельсин, автобус, абрикос, яблоко, авто­мобиль, трамвай, груша;

мак, липа, клён, ромашка, берёза, ландыш, дуб.

11. К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

Травы: клевер, кедр, щавель, подорож­ник, лиственница, одуванчик;

насекомые: сорока, муха, сова, жук, ко­мар, кукушка, пчела;

обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта. »":

12. Какие буква, слог, слово лишние.

а у р о ы

ма ра ла ны та

ку на ды ти ло

река, речка, ручей, ручка, ручеёк

Вторая группа - игры по составле­нию слов со словами.

    Найди слово в слове.

Гроза газета кустарник

поднос шоколадка

шутка щепка ярмарка часовщик

2. Подбери пару.

а) песня практичный

площадь примерный

подруга прилежный

почтальон праздничный

подарок полосатый

полотенце полотняный

портфель прекрасный

парикмахер приятный

б) загар золотистый

звонок занимательный

забор знаменитый

зубр звонкий

задача зрелый

земляника зелёный

3. Закончи предложение.

По утрам у Айболита лечат зубы:

з б р е ы, у ы з б р, и т г ы р, в д р ы ы, о ы б б р.

4. Шарады.

Конец - на дне пруда.

А целое в музее

Найдёте без труда.

(Картина)

С буквой к живу в лесу.

С буквой ч овёс пасу.

(Кабан - чабан)

5. Ребусы:



6. Загадки. (Любые, которые подходят к теме урока.)

7. Найди животное среди строк.

Насос сосёт речную воду,

И шланг протянут к огороду.

Среди кустов царит покой,

Здесь хорошо бродить одной.

8. Составь слова, в которых один из сло­гов должен начинаться с буквы м.

ма ти ма си ра му по ка до

Третья группа-работа с деформиро­ванными текстами; неоконченными рассказами.

1. Составь текст (перестановка предло­жений).

Тексты подбираются к теме урока.

    Составь предложения (3-4) к теме урока.

В школе.

Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.

На реке.

Утро, облака, ветерок, вода, кувшинки, лодка, рыбалка, мыльчики, удочки, улов, чайки.

3. Закончи рассказ.

Забота о птицах.

Была морозная зима. На сосне сидят пти­цы. Они ищут пищу...

Дежурные.

Дима и Коля дежурные. Они прийти в школу рано. Коля полил цветы на окне...

Четвертая группа - работа с текс­том (учебник).

1. Прочитай текст самостоятельно, ответь на вопросы, написанные на доске.

2. Расположи вопросы по порядку содер­жания текста. Зачитай ответ на второй воп­рос. (Вопросы написаны на доске.)

3. Задай вопросы по тексту или по части текста.

4. Определи, сколько частей в тексте. Оп­редели, есть ли в тексте вступление, основная часть, заключение.

5. Работа над заголовком.

Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом.

Выбери заголовок из предложенных.

Расставь заголовки частей по порядку со­держания текста.

Подбери к заглавию часть текста.

Озаглавь части.

6. Выборочное чтение.

7. Пересказ по вопросам и без них.

8. Составление плана текста.

II . Упражнения для формирования пра­вильности чтения

Первая группа - упражнения, на­правленные на развитие внимания, памяти.

Картинки расположены на закрытой дос­ке. Их надо открыть, сосчитать до трех, за­крыть. Перечислить все предметы. Найти, что изменилось, и т.д.

2. Опиши предмет (показать и убрать).

3. Опиши движущийся предмет (взять в руку - поднять и опустить).

4. Повтори, что сказал учитель (шесть слов попарно, сходных чем-то по звучанию).

Бочка - точка, бабушка - бабочка, кош­ка - ложка.

5. Выбери слова на данный звук (чтение четверостишия, предложений, текста).

6. Придумай названия продуктов на дан­ный звук, из которых можно приготовить обед.

7. Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук.

8. Выбери из всех слогов - слоги-слия­ния, слоги со стечением согласных, закрытые слоги.

9. Покажи 5-6 предметов. Выбери назва­ния предмета, в котором один слог, два сло­га и т.д.

10. Выбери слова, в которых два слога (один, три и т.д.). Произнеси 8-10 слов.

11. Выбери предмет, в названии которого ударение падает на 1-й слог (2-й, 3-й) (пока­зать 5-6 предетов).

12. Повтори слова: кит, танк, корова, ап­рель и т. д.

13. Перескажи ранее прочитанные тексты без предупреждения.

14. «Фотоглаз».

15. Повтори скороговорку, предложение, текст.

16. Заучивание четверостиший.

Вторая группа-упражнения со сло­вами.

    Чтение слов, отличающихся одной буквой.

Мел - мель - мыл - мыль - мал - мял; мышка - мошка - мишка - миска.

2. Чтение слов, в написании которых име-Э ются одинаковые буквы.

Куст - стук, сосна - насос, мех - смех, мышка - камыш, марка - рамка, марш - шрам, масло - смола, мошкара - ромашка.

3. Чтение слов, имеющих одинаковые приставки, окончания,

Приехал, пришёл, пришил, принёс, припев; красное, белое, голубое, чёрное, жёлтое; кук­ла, мама, папа, лапа, ложка.

4. Чтение «перевертышей».

Лев ел волов. Иди искать такси, иди.

5. «Сквозная буква», «Лесенка»:

З- ч__

З- ч___

З- ч___

З- ч_____

6. Словарная работа (выяснение лексичес­кого значения слов перед чтением).

7. Предварительное послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой или мор­фемный состав.

III. Упражнения для развития беглости чтения

Первая группа - упражнения для расширения поля зрения.

1. Работа по созерцанию зеленой точки. (На карточке, на картинке ставим зеленую точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу.)

    Работа по таблицам Шульте.

Развитие поля зрения по горизонтали.

8 4 7

22 9 14 18 7

2 1 5

3 12 6 23 20

6 3 9

21 4 1 25 15

13 5 24 11 17

10 8 19 2 16

Развитие поля зрения по вертикали:

Комплект № 1

Комплект № 2

3. Работа со словарными блоками, по вер­тикали которых спрятано слово

со к

св ета

ив а

нос ки

ме сто

кре сло

са м

кат ок

клет ка

кук ла

кук ла

мага зин

ра к

(Дети читают слова, а сами глазами следят по буквам, над которыми стоит точка.)

4. Чтение столбиков с трафаретами.

(Дети, используя трафарет, читают слова в столбиках. В столбиках I класса - 3-5 слов, II класса - 10-12 слов, III класса - 15-18 слов, IV класса - 20-25 слов.

чек красный защёлка универмаг

зуб бегать лаборант продовольствие

дом игра молоко учебники

5. Определи разницу.

Беседа, собеседник, беседовать, беседка, собеседование;

беседа, разговор, собеседование, болтов­ня, диалог.

6. Назови по порядку.

беда

буря

плач

несчастье

вьюга

рёв

горе

позёмка

слезы

печаль

метель

рыдания

ветер

вихръ

ураган

шторм

7. Работа с буквенными таблицами и тра­фаретом.

Т

рафарет накладывается на карточку, бук­ва а в середине. Надо назвать буквы, которые увидели.

8. Наборы Т.Н. Федоренко. Тексты зрительных диктантов.

9. «Фотоглаз».

10. «Угадай-ка».

Чтение предложений, текстов, перекры­тых полосками.

11. «Кто быстрее?»

У каждого ученика по 2-3 текста. Требу­ется найти данное предложение.

12. «Бегущая строка».

13. Работа по таблице.

Пособие состоит из 4 блоков, в каждом блоке по 5 столбиков слов (слова из словаря), (см. табл. на с. 52).

Работа по таблице проводится так: назы­вается слово, которое отыскивается (звёздоч­ка, синяя, точка, второе снизу; круг, жёлтая, точка, пятое, сверху и т.д.).

Вторая группа - упражнения для ак­тивизации органов речи.

1. Артикуляционная гимнастика:

а) гласные, согласные, сочетания, откры­тые и закрытые слоги;

б) слова, трудные для произношения.

2. Скороговорки.

3. «Бегущая лента».

Через отверстия в картоне протягивается полоска, где записаны слоги, слова. Надо ус­петь прочитать.

4. Чистоговорки.

5. Различные виды чтения:

а) чтение шепотом, затем громко, затем про себя;

б) хоровое чтение;

в) чтение в парах;

г) чтение одновременно с ведущим;

агроном

билет

дорога

месяц

огурец

железо

пенал

ребята

самолёт

язык

медведь

растение

лисица

орех

метро

осина

комната

заяц

дежурный

топор

календарь

инженер

капуста

аллея

ветер

металл

деревня

одежда

Москва

сирень

интересный

молоко

осина

магазин

сеялка

морковь

север

телефон

ужин

солома

жёлтый

пальто

мороз

трактор

шофёр

праздник

посуда

коньки

лагерь

завод

овощи

сапог

путешествие

корабль

сорока

русский

комбайн

сверкать

шоссе

погода

октябрята

космонавт

председатель

Россия

корова

хлебороб

чёрный

лестница

костёр

народ

директор

желать

земляника

ворона

билет

аккуратно

квартира

картофель

город

берег

командир

горизонт

столица

тетрадь

улица

трамвай

пассажир

солдат

хорошо

ягода

правительство

ракета

спасибо

урожай

класс

воробей

девочка

песок

ученик

герой

свобода

фамилия

учитель

товарищ

портрет

библиотека

вагон

карандаш

малина

машина

революция

медленно

Родина

субботник

вокзал

коллектив

богатство

пшеница

газета

платок

д) чтение с убыстрением темпа;

е) чтение с переходом на незнакомый текст;

ж) чтение в темпе скороговорки;

з) чтение-«спринт»;

и) жужжащее чтение;

к) скачкообразное чтение «Кенгуру». И т.д.

IV . Упражнения для развития вырази­тельности чтения

1. Чтение слова с разными оттенками ин­тонации.

2. Чтение фразы с интонацией, соответ­ствующей конкретной ситуации.

3. Упражнения для дыхания.

5. Упражнения для дикции.

6. Чтение небольших стихов, например:

Кто на льду меня догонит?

Мы бежим вперегонки.

И несут меня не кони,

А блестящие коньки.

8. Чтение по ролям, в лицах.

9. Использование «памятки»:

а) представь себе то, о чем читаешь; по­думай, какое чувство можешь передать при чтении;

б) читай четко слова и окончания;

Чтение – вид деятельности, в котором значение внимания особенно велико, так как без умения сосредоточиться, организовать внимание, правильное чтение невозможно. Значит, обучение чтению должно включать в себя как обязательный элемент развития навыков умственной концентрации сосредоточение.

Поэтому ученикам предлагаются задания, позволяющие повысить уровень внимания, развить такие свойства внимания, как усидчивость, распределение, переключение, а также увеличить объём внимания.

Память – это динамический процесс, поэтому качественные и количественные показатели памяти определяются степенью активности психической деятельности человека.

Известно, что объём оперативной памяти у взрослого человека составляет 7 + 2 единицы хранения. У младшего школьника – на 2 единицы меньше. Этой единицей хранения может быть буква, слог, слово, фраза, идея.

Таким образом, для повышения эффективности чтения нужно сделать содержание этих единиц хранения более ёмкими, т.е. для повышения эффективности восприятия и запоминания текста при чтении необходимо объединить считываемую информацию в крупные информационно-смысловые блоки (словосочетания, предложения, идеи).

Первая группа – упражнения, направленные на развитие внимания, памяти.

«Фотографирование» различного рода картинок, предметов. Учащиеся за одну минуту должны запомнить всё, что изображено.

Например, учитель показывает иллюстрацию к сказке. Перед демонстрацией необходимо предупредить учащихся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команд «Приготовиться! Внимание!» даётся команда «Фотографируем».

· Найди лишнюю букву (фотографируем): а, о, в, у, и. Дети должны за 30 секунд запомнить все буквы и назвать лишнюю (буква «в», т.к. она согласная).

· Найди лишний слог:

бо, но, ко, со, кы, ро («кы», т.к. остальные с буквой «о», а этот с буквой «ы»).

· Найди лишнее слово:

река слон

речка лев

ручей мак

ручка тигр

ручеёк ягуар

(В первом столбике слова – ручей, река, речка, ручеёк – родственные слова, значит лишнее слово – ручка. Во втором столбике лишнее слово – мак, т.к. слова – лев, тигр, ягуар – животные, а мак-цветок).

· Раздели слова на две группы:

а) корова, соловей, коза, ворона, овца, сорока.

1 группа - «Домашние животные»

2 группа – «Птицы» .

б) заяц, горох, ёжик, медведь, капуста, волк, огурец.

1 группа – «Животные»

2 группа – «Овощи».

· Пересказ ранее прочитанных текстов без предупреждения (долговременная память).

Игра "Синонимы" /"Антонимы" хорошо развивает как память,

так и воображение. Найди в каждом столбике слова с противоположным значением. Соедини их стрелкой.

· «Прыжки». Чтение через слово.

· «Первый и последний». Чтение первой и последней буквы в слове; первого и последнего слова в строчке; первого и последнего слова в предложении.

· Каждый день заучивание четверостишья:

В. Берестов «Снегопад»:

День настал,

И вдруг стемнело.

Свет зажгли. Глядим в окно.

Снег ложиться белый – белый.

Отчего же так темно?

· Заучивание мини зарисовок, показывающих, как в одном-двух предложениях можно красиво и полно описать обыденное.
«Только цветы на кустах светились отраженным блеском еще не погасшей зари» К. Паустовский.
«Листва березовой аллеи была вся прозрачна на заходящем солнце".

Л. Толстой.

· Игра « Успей запомнить за минуту» .Эта игра развивает зрительную память. Начиналась она с простого: «Сколько слияний ты запомнил с гласной о?» (На доске дано 10 слияний). «Кто больше слов запомнит из волшебной шкатулки?» (Здравствуйте, добрый день, до свидания, доброе утро, спокойной ночи, извините, пожалуйста, спасибо, будьте добры, простите). «Кто больше всех запомнит слов – описаний котёнка?»

(Шёрстка серенькая, мягкая, гладкая, пушистая, тёплая, ходит тихо. Крадучись, неслышно, царапается, прыгает).

· Игра «Попугайчики» развивает слуховую память, способствует правильному произнесению звуков, правильному дыханию, артикуляции.

Мы не девочки, не мальчики,

Все сейчас мы попугайчики.

Попугай, не зевай,

Вместе с нами повторяй:

«Соне в оконце светит солнце».

· Зрительные диктанты, которые даются блоками, по 6 предложений в каждом.

Формулировка – команда такая: «Внимание! Читаем! Пишем!»

1. Без старых не проживёшь.

2. Без терпенья нет уменья.

3. Бумага терпит, перо пишет.

4. Добро помни, а зло забывай.

5. Спрос не грех, отказ не беда.

6. Говори меньше – умнее будешь.

· Повтори, что сказал учитель (несколько слов попарно, сходных чем – то по звучанию (бочка – точка, бабушка – бабочка, кошка –ложка).

· Опиши предмет (показать и убрать).

· Хорошая игра для развития речи и памяти – «Добавь следующее».

Ученик называет предмет и передаёт эстафетную палочку соседу, тот придумывает второе слово, относящееся к этой же группе предметов, и называет уже по два слова по порядку. Следующий ученик называет два слова и добавляет своё и т.д. (1.Слон.2.Слон, тигр.3.Слон, тигр. медведь.

4.Слон, тигр, медведь, волк и т.д.)

· Игра «Что изменилось?» (Картинки расположены на закрытой доске. Их надо открыть, сосчитать до трёх и закрыть. Затем изменить расположение предметов. Дети должны перечислить все предметы и найти, что изменилось.)