31.12.2017

Неоправданный повтор слова. Употребление лишнего слова. Пропуск необходимых слов


Баранова М.Т Домашняя работа по русскому языку за 6 класс: Учебно-практическое пособие - М.: «Просвещение», 2000. - 126 c.
Скачать (прямая ссылка): domrabotpors2006.pdf Предыдущая 1 .. 5 > .. >> Следующая
,Брусничником|
рас-тё"т
[р] - согл., зв., тв.
[а] - гл., безуд.
[с] - согл., глух., тв.
[т"] - согл., глух., мягк.
[о"] - гл., уд.
[ т] - согл., глух., тв.
6 букв, 6 звуков
16
58. Горячий кофе - холодный кофе. Горячий человек - спокойный человек. Мягкий грунт - твердый грунт. Мягкий климат - суровый климат. Мягкий матрац - жесткий матрац. Легкий камень -тяжелый камень. Легкий урок - трудный урок. Легкий мороз -сильный мороз. Свежий хлеб - черствый хлеб. Свежий журнал -старый журнал. Свежий воротничок - грязный воротничок.
Он любит пить не горячий, а холодный кофе. ВКрыму мягкий климат, ав Заполярье - суровый.
59. Ответил - отозвался, откликнулся, отреагировал.
Запасные, моторе, тормоза, получается, выхоДйт! сэкономил, І і і II і-1 ..
можем ная.
помнишь, сделать, отмахнулся, возражений, замечатель-
помню - глаг., II спр.; в 1-мл., ед. ч., наст. вр. пу-тё"м
[п] - согл., гл., тв.
[у] - гл., безуд.
[т"] - согл., глух., мягк.
[о] - гл., уд.
[м] - согл., зв., тв.
5 букв, 5 звуков
60. Лето было сухое, дожди почти не выпадали. Жара стояла нестерпимая. Втакую погоду ребята не вылезали из реки. Но от пекла итам трудно спастись: вода была тёплая.
61. Кругом влажный блеск, неяркий солнечный свет.
К углый стол на езных ножках; ножки от ажаются влужах; букет цветов вкувшине; лежащий на боку стакан; нежные тона цветов; цветы умыты дождем; часть те асы; пе ила; скамейка блестит, освещенная солнцем; угол дома; выходит п ямо в сад; тени на полу; блеск мок ого пола.
К ыша са ая всаду; виднеется сквозь ветки кустов; густые цветущие кусты во дво е; ветка склонилась над скамьей; виден к ай светлеющего неба.
62. (устно)
17
63. Утром я просыпаюсь от тихого стука - это ветер качает ветку березы, иона заглядывает ко мне вокно, будто просится вгости. Сквозь ее ветви явижу двор с качелями и песочницей, там еще никого нет. Я вглядываюсь вдаль ивижуна горизонте темную полоску парка - оттуда лениво выглядывает утреннее солнце,
Днем солнце поднимется выше, иэти деревья будут различимы яснее. Ав сумерки они вообще сольются стемнеющим небом.
64. Минское шоссе. Дорога ветру свежему открыта. Иперед нами в утренней росе Солдатские фигуры из гранита -
Как много их по Минскому шоссе!
- 1-е,-П. п
Солдатские фигуры на опушке,
Над речкой возле белого мостка,
1-е, Р- п
У кажз-ой мало-мальской деревушки_|
На площади любого городка.
I |-|
Нас ждут дела. Мы проезжаем мимо. Ивот они теряются из глаз. Но внас, живых, живут они незримо, Как вних, гранитных, есть частица нас.
(К. Ваншенкин.)
65. Общеупотребительные слова: лес, болота, самолет, кончаться, прилетать (ит. д.)
Необщеупотребительные слова: мшары, мочажины, чапыга, чернолесье, пустошь. Такие слова писатели употребляют, чтобы создать местный колорит, подчеркнуть особенность, неповторимость какого-то конкретного кусочка земли. Эти слова как бы «завораживают» читателя.
66. С помощью пунсона изготовили матрицы для подпольной типографии. Ротационное печатание книг все чаще заменяется компьютерной версткой. Вагон отогнали на запасной путь и подложили под колеса башмак.
67. Художник перепутал два значения многозначных слов: общеупотребительное и профессиональное.
18
68. 1) фотог аф: фиксаж, п оявитель, зак епитель, тубус, негатив;
2) художник: акварель, палитра, мольберт, эстамп, гуашь;
3) столяр: наждак, втулка, зубило, стамеска, штифт;
4) музыкант: октава, форте, гамма, аккорд, вокализ. Гу-ашь
[г] - согл., зв., тв. [у] - гласн., безуд. [а] - гласн., уд. [ ш] - согл., глух., тв.
5 б., 4 зв.
Фотограф печатал снимки со старого негатива. Художник закрепил исунок на мольбе те. Столя наточил полук углые стамески. Это аккорды кэтой песне вля-миноре.
69. 1) безуда ные гласные в ко не, п ове яемые уда ением: изобретение (изобрел), удивительных (дивный), пощадили (пощада), казавшихся (кажется), основные (основа), протяжении (тянется), напоминал (помнить), сохранились (сохранность);
2) непроверяемые безударные гласные в корне: ротационные, печатная;
3) И, У, Апосле шипящих: книгопечатания, пощадили, машины, отжимки, жизни;
4) обозначение мягкости Ь (иего отсутствие): удивительных, конечно, источник;
5) окончания сущ.: на протяжение жизн|и| на бумаг^ мысли)
70. Тракторист. Ведет он трактор бороздой,
С упрям|ой| целиною споря, Как будто тральщик боевой По энскому квадрату моря. Плывут эскадры облаков Над головой его безмолвно, Ивдаль бегут от лемехов
Прямые бархатные волны. (Н. Букин.)
Т акто ист был военным мо яком, об этом нам гово ят слова: т альщик, эскад ы, волны.
19
71. Тетя Поля - хирург, амоя мать - заведующая заводской амбулаторией.
72. Вестимо (обл.) - конечно, разумеется.
Колча (обл.) - смерзшийся ком земли (обычно на дороге).
Музга (обл.) - яма, наполненная водой (общеупотр. - канава).
Конечно, мы пойдем завтра влес. Было трудно проехать кде-ревне, потому что на дороге валялись смерзшиеся комья земли. Вдоль дороги вырыли канаву для стока воды.
73. Вжизн0 (3 скл.), крестьянина, добрым (каким?) помощником, принос^ („ спр.), губит.(II спр.), гонит („ спр., искл.), рыбачьи, лодки (лодочка), возвращающиеся (возврат), к беломорским (каким?) берегам, издавна (давний), сложилась, вреч|и](3 скл.).

Приведите примеры всех лексических понятий, изученных в V классе.

52 . Прочитайте. Определите стиль текста. Кто из говорящих прав? Почему? Выпишите реплики Колечки, оформив их в виде предложений с прямой речью. Выпишите слова с пропущенными буквами и со скобками. Обозначьте условия выбора орфограмм на месте пропусков и скобок.

А вот отчего, к примеру, журавля называют журавлём? - спрашивал круглолицый 2 Колечка.

Ну, это просто,- пренебрежительно отозвался Анатолий Иванович.- Нешто* ты колодезь-журавль (не)видел? Коромысло на длинной ноге, как будто птица журавль стоит.

А я так пол..гаю, что журавль прежде коло..ца был,- задумчиво заметил Петрак.- Птица ран(?)ше об..явилась...

Факт, ран(?)ше! - воскликнул поражённый этой мыслью Колечка.

Конечно, ран(?)ше, какой ра..говор! - ск..зал Анатолий Иванович строго.- Только была она без названия.

Неужто без названия? - изумлённо воскликнул Колечка и покрутил круглой крепкой головой.

поражать

(Ю. Нагибин.)

53 . Спишите. При выборе пропущенных орфограмм в корнях слов учитывайте лексическое значение этих слов.

Пос..деть к старост..; пос..деть рядом; пол..скать ребёнка; пол..скать бельё; разр..дил руж..ё; разр..дили морковь на грядк..; разв..вает(?)ся флаг; разв..вает(?)ся ребёнок; прим..рять поссорившихся ребят; прим..рять платье.

54 . Прочитайте стихотворение. Определите его основную мысль. В каком лексическом значении употреблены выделенные слова? Какие ещё лексические значения этих слов вам известны? Запишите по образцу, что означают выделенные слова: Соль - белое кристаллическое вещество с острым вкусом, употребляемое как приправа к пище. Выпишите остальные слова с пропусками. Над какими видами орфограмм вы работали?

Хлеб-соль

    Едва под дождём и солнцем рачительном*
    Иголочки выб..ются из земли,
    А мы уже говорим почтительно
    О травке об этой: - Хлеба пошли!
    Потом на токах, как шатры кочевнич..и,
    Холмы вырастают - из края в край.
    И люди добреют, и песни девич..и
    Хватают за сердце: урожай!
    О, корочка хрус..кая! Соль зернистая!
    С каким торжеством из свежей муки
    Пекут в деревнях караваи душистые,
    Блины, и шаньги*, и пироги.

55 . Одно или несколько значений имеют выделенные слова? Проверьте себя по «Толковому словарю». Составьте предложения с однородными членами, используя любое из выделенных слов в разных значениях.

1. Какой караван не может двигаться по пустыне? 2. Какую линейку не используешь для черчения? 3. Из какого автомата нельзя стрелять?

56 . Прочитайте. Что изменилось в природе после дождя? Спишите. Подчеркните слова, употреблённые в переносном значении. В каких из них действия человека приписаны неодушевлённым предметам, то есть используется олицетворение? Назовите виды орфограмм на месте пропусков и скобок.

    После дождя

    Дождик прош..л по с..довой дорожк.. . 4
    Капли на ветках в..сят, как серёжки.
    Трон..шь берёзку - она встрепенёт(?)ся
    И засмеёт(?)ся. До слёз 1 засмеёт(?)ся.
    Дождь прошуршал по широкому лугу.
    Даже цветы уд..вились друг другу:
    В чашечках лист. .ев, на каждой травинк..
    По огонёчку, по серебринк.. .

57 . Озаглавьте текст. К какому стилю он относится - к научному или художественному? Спишите, подчеркните слова, употреблённые в переносном значении при описании ельника и березняка.

Н..зины облюбованы ел(?)ником. Тёмной, сумереч(?)ной чащ..й встал он, будто задумался. Вет(?)ви старых елей обр.хли сизыми бородами л..шайника. По низу елового леса густо р..стёт 1 черника, а полу..гнившие пни обвиты бруснич(?)ником 2 , порой совершенно бордов..м от обилия ягод.

бордовый

Мох здесь густо-зелёный, и от него исход..т прелый запах грибниц.. .

А как дивно хорош (?) березняк с густым подлеском орешника!4 Снизу благородное серебро ств..лов украшено черн(?)ю 3 , а ближе к вершинам море берёз приобретает розовато-золотистый оттенок. Влажная, треп..тная зелень вет(?)вей здесь пронизана солнц..м и птич(?)им щебетом, особенно звонк..м в утренний час.

(В. Полторацкий.)

58 . Подберите антонимы к прилагательным, учитывая их лексическое значение, и запишите получившиеся словосочетания. Составьте с любыми записанными антонимами простые предложения с союзом а или но.

Горячий* (кофе, человек). Мягкий* (грунт, климат, матрац). Лёгкий* (камень, урок, мороз). Свежий* (хлеб, журнал, воротничок).

59 . Прочитайте. Озаглавьте текст. Назовите синонимы к выделенному слову. Можно ли в данном тексте заменить его другими синонимами? Выпишите слова с пропущенными буквами и со скобками, обозначая условия выбора орфограмм на месте пропусков и скобок.

Отец пересмотрел запас(?)ные 2 камеры, почистил свечи в мотор.., провернул и подтянул торм..за и долго заливал в бак горючее, что-то записывая и подсчитывая в своём блокноте.

Интересная, брат, у меня вещь получает(?)ся,- весело сказал он Сергею.- По всем данным выход..т, что литров под тридцать горючего я с(?)экономил. Таким образом, мож..м мы с вами, Сергей Андреевич, новым путём 1 домой отбыть. Через другой перевал. Помн..шь, рассказывал я о нём?

экономить

Помню 3 ,- ответил Сергей.- А может, там дорога плохая?

Но отец хотел (с,з)делать приятное Сергею и отм..хнулся от его возражений.

Дорога там замечательная! - сказал он твёрдо.

(П. Павленко.)

60 . Спишите, устраняя неоправданное повторение выделенного слова. Назовите виды орфограмм на месте пропусков.

Лето было сухое, д..жди почти (не)вып..дали. 4 Жара ст..яла нестерпимая. В жару ребята не выл..зали 3 из реки. Но от жары и там трудно сп..стись: вода была тёплая.

>>Русский язык: Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Обобщение изученного (урок-практикум)

Сложноподчинённые предложения могут содержать два и более придаточных.

Сложноподчинённые предложения с двумя и более придаточными делятся на несколько видов.

1. В сложноподчинённых предложениях с однородным подчинением придаточные относятся к одному и тому же слову в главной части или ко всей главной части, они являются одинаковыми по значению, то есть однородными: Пете хотелось смотреть и смотреть на неё, как она говорит, как качается в диковинном кресле, как звенят медные колечки (Т. Толстая) .

Однородные придаточные могут иметь при себе сочинительные союзы , при которых запятые ставятся как при однородных членах предложения. Между частями с однородным подчинением, соединёнными одиночными сочинительными союзами и, или , запятая не ставится: Слышно, как осторожно ходит по комнатам садовник и как дрова трещат и стреляют (И. Бунин) .

При однородном подчинении во второй части (и в следующих придаточных) подчинительный союз может опускаться: Нельзя было давать сражения, когда ещё не собраны были сведения, не убраны раненые, не пополнены снаряды, не сочтены убитые, не назначены новые начальники на месте убитых, не наелись и не выспались люди (Л. Толстой).

Если однородные придаточные распространены и имеют внутри запятые, то они могут отделяться друг от друга точкой с запятой.

2. В сложноподчинённых предложениях с последовательным подчинением придаточные располагаются цепочкой: первая придаточная часть относится к главной части (придаточная первой степени), вторая - к этой придаточной (придаточная второй степени) и т. д. При последовательном соподчинении придаточные части зависят одна от другой (от одной придаточной части к другой можно поставить вопрос): Через минуту голос на кухне оборвался и наступила такая тишина, что слышно стало, как сопит в коляске Сонечка (Д. Рубина).

При последовательном подчинении придаточная часть второй степени может находиться внутри придаточной первой степени. При этом рядом могут оказаться союзы что и если, что и когда, так что и хотя и др. Между ними запятая ставится: Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться (Л. Толстой) . Запятая не ставится, если дальше идёт вторая часть союза - то, так . Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться (Л. Толстой).

3. В сложноподчинённых предложениях с параллельным подчинением придаточные относятся к одной главной части, но являются разными по значению или поясняют разные слова в главной части: Как ни счастлив был Петя, но ему всё-таки было грустно идти домой и знать, что всё наслаждение этого дня кончилось (Л. Толстой).

Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными могут иметь и более сложные комбинации и включать придаточные с разными видами подчинения: Из будущего я возвращался в настоящее и опять с тоской думал, что ты мудрее меня, что ты знаешь нечто такое, что и я знал когда-то, а теперь забыл, забыл... (Ю. Казаков).

1. Эксперимент
І. Спишите предложения. Экспериментально подтвердите признаки каждого вида подчинительной связи и сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.

Однородное подчинение

І. Докажите, что при однородном подчинении придаточные относятся к главной части, что они являются прилавочными одного вида. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, укажите вид каждой части.

ІІІ. Докажите, что при параллельном подчинении придаточные относятся к одной главной части, но являются разными по значению или поясняют разные слова в главной части. Для этого от главной части к придаточной поставьте вопрос, определите вид придаточных, отметьте, что они поясняют в главной части.

1. Если б он был чуть побольше, то услышал бы, что бабкины руки пахнут дымом (В. Белов ). 2. Когда он наконец вышел на улицу, последний туман, который держался до обеда, рассеялся (В. Распутин ).

Чтобы правильно расставить знаки препинания в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными, используйте союз или союзное слово как опознавательный признак для постановки знаков препинания, найдите каждую придаточную часть и выделите её занятой.

Чтобы найти главную часть в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными, используйте союз или союзное слово как опознавательный признак, найдите каждую придаточную часть и мысленно её устраните. Если придаточные найдены верно, при их удалении главная часть не утратит смысла: Когда мы пришли, [отец показал мне несколько крупных окуней и плотву], которых он выудил без меня (И. Аксаков).

2. Преобразование предложений

Спишите данные предложения, вставляя, где необходимо, между однородными придаточными союз и . Удалите, где это уместно, подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте занятые.

1. Я постепенно стал удаляться в глубину леса где густая тень где реже трава где больше под ногами черной земли (В. Солоухин ). 2. Сейчас ему кажется что он заново рождается с новым светающим днём что он помогает созданию этого нового дня (А. де Сент-Экзюпери ). 3. Легче было представить что утро не наступит никогда что все они никогда не покинут этот дом что вечно будет полыхать пламя в камине что никогда не оплавятся до основания стройные свечи в старинных канделябрах (М. Юденич ). 4. Солнечный воздух сбегает по лучу с крыши прохладного старинного дома и снова бежит вверх туда где повис чугунный балкон па нежилой высоте где крутая крыша где какая-то нежная решёточка воздвигнутая прямо в утреннем небе (Т. Толстая ).

Анафора
- повтор слова в начале нескольких строчек. Лексический повтор служит для расстановки смысловых акцентов: является средством привлечения внимания к определённым словам в тексте.

Анафора служит для выделения в тексте повторяющихся слов, словосочетаний в начале предложений и абзацев. Повтор может быть звуковым, лексическим, синтаксическим ; служит для выделения повторяемых частей текста: придаёт речи выразительность.

3. Взаимодиктант

І. Работа в парах . Распределите в паре, кто какой текст будет диктовать. Прочитайте про себя свой текст и продиктуйте тексты друг другу. Обменяйтесь тетрадями и без учебника проверьте диктанты друг друга, исправляя чужие ошибки зелёной пастой.

ІІ. Проверьте свои диктанты по учебнику. Если есть ошибки, сделайте исправления красной настой и объясните ошибки.

ІІІ. Обменяйтесь текстами и повторите первое и второе задание.

Он не дрался пи в детстве, ни в юности, потому что, когда речь только заходила о драке, когда все ещё только думали о её возможности и последствиях, он многократно переживал драку от начала до конца и знал уже и горечь поражения, и сладость победы, и гадкий вкус предательства. Драка порохом сгорала у него в мозгу, опаляя воображение, и, когда наконец наступала пора и в самом деле махать кулаками, Ивачёв был уже совершенно измотан и опустошён...
(А. Волос )
Часто в наше время спорт превращается в профессию, когда начинаются разряды и когда главным для спортсмена становятся призы, медали, рекорды. Человек не занимается ничем другим, кроме спорта, так что, хотя спортивные достижения растут, но спорт его входит в ту сомнительную фазу, когда организм работает на износ.
(В. Солоухин )
4. Пунктуационная работа
Спишите предложения. Расставьте запятые. Объясните, почему при сочетании союзов между ними не всегда надо ставить запятую.

1. У моего двоюродного брата Мишки такой характер что если уж ему что-нибудь втемяшится в голову то он доведёт дело до конца (В. Медведев ). 2. Напряжение возрастает так что когда результат останется неизвестным ожидание превращается в пытку (И. Акимов ). 3. Я узнал об устройстве мира что-то такое что мне не понравилось потому что когда узнаёшь как что-то устроено то от прежнего отношения к тому ничего не остаётся... (Е. Гришковец ). 4. Друг говорил про него что когда он идёт по улице своей нервной походкой и размахивает руками то он похож на манифестацию. Вполне допустимое преувеличение (В. Катаев ). 5. Если у вас на участке есть большой пень не спешите от него избавляться. Домик сделанный из деревянной бочки чрезвычайно подошёл бы собаке по кличке Диоген хотя если быть точным Диоген жил в пифосе - глиняном подобии бочки (Е. Мельникова ).

5. Восстановление предложений
Спишите предложения, ставя выделенные придаточные второй степени внутри придаточных первой степени после союза. Расставьте знаки препинания. Укажите, чем осложнены предложения.

1. Я решил что ласты и маска мне пригодятся если я поеду в туристическую поездку (А. Рыбаков ). 2. Я свернул в сад долго и неподвижно лежал на остывающей в ночи земле слушал как притихает боль после перевязки раны вроде и поплакал потому что лицо было влажное когда я очнулся (В. Астафьев ). 3. В палате возле окна лежала пятилетняя Лена Юрина смотрела картинки в книжке втайне считая что к ней не подойдут если она занята делом (В. Токарева ). 4. Что касается остальных мастеров то мне кажется они были недовольны своей работой (Д. Нагишкин ).

6. Редактирование
І. Прочитайте текст, определите причину речевых недочётов. Повторно прочитайте текст, устраняя все придаточные. Запишите только главные части.

ІІ. Спишите текст, устраняя неоправданное повторение слова который. Для этого замените придаточные определительные причастными оборотами.

Всё молчало кругом. Леонтьев вдруг представил себе весь этот лесной край, который погружён в ночную тишину, все эти дебри, которые завалены буреломом и валежником, овраги, безымянные озёра, пущи, которые отрезаны от мира туманами, сон птиц в густых кронах деревьев, где, наверно, гораздо теплее, чем на земле, тусклую воду болот, дороги, которые давно заброшены, - весь этот заповедный край, который потерял сейчас дневные краски и казался ему надёжной защитой, потому что всё скрывала, всё прятала тихая темнота.
(К. Паустовский)

7. Домашнее задание
Вариант 1 . Спишите текст. Расставьте знаки препинания .

Вариант 2 . Напишите сочинение-рассуждение на тему «Спорт - это здоровье!», используя приведённую иллюстрацию.

Для того чтобы сохранить здоровье для того чтобы чувствовать себя свежим и бодрым необходимо заниматься каким-либо видом спорта. Плавание езда па велосипеде игры с мячом пешеходные прогулки - эти занятия сделают твою жизнь насыщенной и интересной.

Спорт укрепляет не только тело он мобилизует умственные и духовные силы. В здоровом теле - здоровый дух! Занятия спортом требуют концентрации внимания на соблюдение правил, на согласованные действия с партнёром на правильное использование спортивных снарядов. Чем быстрее движение тем больше должна быть концентрация внимания чтобы тело передвигалось в нужном направлении. Это касается людей любого возраста.

Какой вид спорта выбрать? Любой который тебе нравится. Многими видами спорта можно заниматься вне спортивной секции. Например можно делать упражнения с гантелями или эспандером заниматься гимнастикой ездить на велосипеде плавать бегать. Спорт дарит мышечную силу ловкость приносит хорошее настроение.
(По Н. Энкельману )

Проверьте свои знания

Завершите высказывание по началу фразы:
1. Чтобы правильно выделить запятыми придаточные части, … .
2. Чтобы в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными найти главную часть, … .

Найдите ошибку в утверждении

1. Придаточные части всегда выделяются запятыми.
2. При сочетании союзов в сложноподчинённом предложении всегда ставится запятая.
3. В придаточной части всегда есть союз или союзное слово.

А.Н.Рудяков, Т.Я. Фролова. Русский язык 9 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Русский язык изучай онлайн, всё для учителя и школьника в подготовке к урокам, онлайн тесты , сборник сочинений по русскому языку, бесплатные учебники , домашняя работа

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка