25.09.2022

Рисунок дети и птичка плещеев. Литературное чтение А


Слайд 2

Прочитайте пословицы и отгадайте, о ком они говорят

Всякая она сети боится. Всякая она пером красуется. Где она ни летает, а своё гнездо знает. Ей даны крылья, а человеку – разум.

Слайд 3

(1825-1893)

Алексей Николаевич Плещеев родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода, в г. Кострома. Детство Алёши Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование. Алексей Николаевич Плещеев

Слайд 4

Алексей Николаевич Плещеев с 1839г учился в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. Военная карьера Плещеева не привлекала, и в 1842г. он покинул училище, а осенью 1843г. поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко – филологического университета.

Слайд 5

В 1846 году первый же сборник стихов сделал Плещеева знаменитым в революционной молодёжной среде. Он был в 1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком, издателем, а в конце жизни и меценатом.

Слайд 6

Любимый поэт русской молодежи 1840-х годов, после ссылки превращается в отличного детского поэта. Детские стихотворения будут собраны поэтом в Москве в его сборнике «Подснежник».

Слайд 7

Слайд 8

  • Слайд 9

    1строфа

    Урок по литературному чтению в 4 «А» классе

    по теме: « А. Н. ПЛЕЩЕЕВ «ДЕТИ И ПТИЧКА» ».

    Тип урока: освоение нового материала

    Педагогические задачи: продолжать знакомить учащихся с творчеством А. Н. Плещеева; добиться понимания смысла стихотворения; развивать умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, навыки выразительного чтения, творческие способности учащихся; помочь вспомнить определения понятий и найти в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения); прививать любовь к природе, работать над развитием выразительной речи, мышления

    Планируемые результаты

    Предметные:

    познакомятся с творчеством
    А. Н. Плещеева и содержанием его произведения «Дети и птичка»;

    научатся: выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения, находить в тексте образные языковые средства (эпитеты, олицетворения)

    Метапредметные:

    Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника); выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности.

    Регулятивные: читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно и пр.); осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая во внешней речи.

    Коммуникативные: отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки зрения; осознавать цель своего высказывания

    Личностные : называть произведения, фамилии и имена писателей, пишущих о природе; предлагать формы и варианты проявления своих чувств по отношению к живому

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент.

    Психологическая установка.

    Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно.

    Релаксация «Путешествие на облаке».

    Сядьте удобнее и закройте глаза.Два-три раза глубоко вдохните, и выдохните. Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Вы -птички. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как ваши ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе всё спокойно и тихо. Пусть облако перенесёт вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное. Теперь вы снова на своём облаке, и оно везёт вас назад, на ваше место в класс. Спускайтесь с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растёт в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными. Мы спустились с облака, удобно сели и отправляемся в удивительный мир поэзии. Перед вами дерево.

    Кто готов со мной отправиться в мир литературы, путешествовать по страницам поэзии и получать хорошее настроение, прикрепите на дерево...... листья.

    Кто не желает путешествовать и получать хорошее настроение- ...... листья

    Предлагаю провести разминку речевого аппарата.

    1)Дыхательная гимнастика.

    «Свеча-1»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.

    «Шумит осенний ветер»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; на выдохе произнести протяжно [ш], то усиливая, то ослабляя звук.

    2) Артикуляционная разминка

    «Губы»

    Плотно сжав губы, вытяните их вперед; не разжимая губ, растяните их в улыбке; повторите упражнение 2-3 раза.

    3) Упражнение для дикции.

    Сел сокол на гол ствол.

    Прочитайте скороговорку сначала медленно, потом быстрее, ещё быстрее.

    – Прочитайте, как будто сообщаете кому-то, восхищаетесь, спрашиваете.

    II. Проверка домашнего задания

    Посмотрите, какое чудо-дерево вырастили мы.

    (На доске дерево с осенними листочками,на которых написаны фамилии поэтов: Федор Иванович Тютчев, Афанасий Афанасьевич Фет, Евгений Абрамович Баратынский, Иван Саввич Никитин)

    Что вы видите?

    (на листочках этого дерева написаны фамилии поэтов)

    Какие произведения написаны этими поэтами?

    – К какому разделу относятся эти произведения?

    (Поэтическая тетрадь)


    – К этому уроку вы готовили чтение наизусть произведение Ивана Саввича Никитина. Как называется это произведение?

    С какой целью мы учим стихи наизусть?

    (развиваем память, речь, умение грамотно излагать мысль)

    Какие строчки произведения помогают понять мысли и чувства поэта Никитина?

    III. Изучение нового материала

    Сегодня на нашем дереве появится еще одна фамилия. Я попрошу выйти к доске: мальчика, у которого в имени есть эта (П) буква

    Девочку, у которой эта буква (Л) в имени вторая

    Мальчика, у которого имя начинается на эту букву (Е)

    Девочку у которой имя начинается на эту букву(Е)

    Мальчика, у которого эта буква (Е) в имени вторая

    Мальчика, у которого имя начинается на эту букву (В)

    Ученик, которому нравится эта буква (Щ)

    А теперь из предложенных букв составьте фамилию поэта..

    (На экране портрет А. Н. ПЛЕЩЕЕВА .)

    Алексей Николаевич Плещеев.

    Итак, сформулируйте тему урока, продолжив предложение.

    (Мы познакомимся …с произведением А. Н. Плещеева)

    Как вы думаете, для чего нам нужно знакомиться с новым автором и его произведением?

    Ребята, а что вы знаете о самом поэте?

    Расскажет нам об этом поэте.

    Алексей Николаевич Плещеев родился 1825 году.

    Алексей Николаевич Плещеев родился в семье небогатого провинциального чиновника, представителя старинного дворянского рода, в г. Кострома.

    Детство Алёши Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование.

    Алексей Николаевич Плещеев с 1839г учился в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров.

    Военная карьера Плещеева не привлекала, и в 1842г. он покинул училище, а осенью 1843г. поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко – филологического университета.

    В 1846 году первый же сборник стихов сделал Плещеева знаменитым в революционной молодёжной среде. Он был в 1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки Плещеев продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком, издателем, а в конце жизни и меценатом.

    Умер Плещеев в 1893году.

    - Современники вспоминали Плещеева как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь. В литературном мире он пользовался общим уважением как старейший и честный писатель.

    Прочитайте пословицы и отгадайте, о ком они говорят

    • Всякая она сети боится.
    • Всякая она пером красуется.
    • Где она ни летает, а своё гнездо знает.
    • Ей даны крылья, а человеку – разум.

    О ком пословицы? Как связаны птицы с уроком?

    Определите задачи урока, используя опорные слова.

    (На доске запись :

    Мы научимся…

    Мы будем учиться…)

    1. Мы познакомимся с произведением Алексея Николаевича Плещеева.
    2. Мы научимся самостоятельно определять интонацию, которая соответствует произведению; находить в тексте средства художественной выразительности.
    3. Мы будем учиться наслаждаться поэзией, понимать ее
    4. Мы будем учиться читать произведение по ролям, передавая настроение героя.

    Прослушивание аудиозаписи.

    Сейчас мы с вами прослушаем произведение в исполнении актера театра. Вы могли бы конечно и сами прочитать, но почему важно услышать это произведение в исполнении актера?

    (ответы ребят)

    (слушание аудиозаписи)

    После прослушивания

    Кто главные герои в этом произведении?

    (Дети и птичка)

    Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало?

    Можете ли вы ответить, какое по настроению это произведение?

    (однозначно утверждать нельзя: 1 часть – грустное, задумчивое, 2 часть – веселое, радостное)

    К какому жанру можно отнести это произведение? Почему?

    (стихотворение – ритм, рифма)

    1. Чтение и работа по тексту.

    - Откройте учебники на с. 145.

    Прочитайте стихотворение про себя.

    (чтобы понять, глубже прочувствовать)

    Отметьте карандашом, какие слова и выражения вам не понятны.

    Учитель: Проведём словарно-лексическую работу.

    Объясните значение слова «понесёмся».

    (двигаться очень быстро, стремительно)

    Объясните значение слова «вешним» «под вешним солнцем»

    (весенним солнцем)

    Учитель: Слово «вешний»-происходит от существительного «весна».Вешнее солнце означает весеннее солнце.

    Подберите синонимы к словам: «детки»

    (малыши, ребятки)

    Подберите антоним к слову «звонкий».

    (глухой.)

    Почему улетает птичка?

    Как об этом сказано в стихотворении? Прочитайте.

    Можем ли мы с помощью текста определить, куда улетает птичка? Прочитайте.

    Почему птичка выбрала именно юг для спасения от холода?

    Как говорит она об этом, прочитайте.

    Получается, ради спасения своей жизни птичка покидает свою Родину. Как вы думаете, будет ли она там счастлива?

    Как бы не было сыто и тепло на чужбине, родная сторонка милее.

    С каким чувством птичка рассказывает о своем возвращении?

    Прочитайте, передав это настроение.

    Как вы думаете, почему поэт написал стихотворение в виде разговора птички с детьми?

    (хотел показать, что все в природе взаимосвязано, научить доброму душевному общению)

    Сейчас отдохнем.

    Физкультминутка

    Сейчас поработаем в парах.

    Работа с текстом

    • 1 ряд: Как автор называет детей? А птицу?
    • О чем просят дети?
    • 2 ряд: О чем сожалеют «милые крошки»?
    • Как автор объясняет отлёт птиц осенью?
    • 3 ряд: Как рано улетают птицы? Докажите текстом.
    • Как описывается юг. Расскажите.

    Ответы 3 групп, на заданные вопросы раннее

    Дополнительные вопросы.

    • Как автор объясняет отлёт птиц осенью? (1 РЯД)

    Продолжение беседы после ответа 2 группы.

    • Что принесут птицы с весною в родные края? (2 ряд)

    Продолжение беседы после ответа 3 группы.

    • Назовите приметы весны в ответе птички. (з ряд)

    Учитель: Прочтем стихотворение по цепочке.

    Представьте, что вы на сцене театра, актеры. Вам предстоит изобразить действия, происходящие в стихотворении.

    Прочитаем это произведение по ролям. Распределите роли.

    (выразительного чтения по ролям)

    Дайте оценку актерам.

    Как вы считаете, кому более точно удалось передать содержание, настроение героев.

    3. Закрепление учебного материала.

    Проанализируем прочитанное вами произведение.

    • Прочитайте описание ручья.

    Учитель: Какие литературные приёмы вы встретили в этом стихотворении?

    Дети: Олицетворение.

    Учитель: А что это за приём?

    Работа со словарем.

    Дети: Олицетворение-это литературный приём, при котором неодушевлённые предметы наделяются человеческими качествами.

    Учитель: Найдите в тексте и прочитайте их.

    Дети:(читают.)

    Какая главная мысль стихотворения?

    Положите перед собой лист. Выполните тест. 2 минуты.

    1. Современники вспоминали его как исключительно деликатного, мягкого и доброжелательного человека, всегда готового прийти на помощь.

    1) об А.М.Плещееве 3)о Н.А. Некрасове

    2) об И.С. Никитине 4) об А.А. Фете

    2 Какое стихотворение написал А.А. Фет?

    1) «Листопад»

    2) «Дети и птичка»

    3) «Бабочка»

    4) «Где сладкий шёпот...»

    3. Определи жанр произведения А.А.Фета «Дети и птичка». Отметь ответ.

    1) сказка

    2) рассказ

    3) стихотворение

    4 . Отгадайте загадку и укажите стихотворение, в котором об этом говорится.

    Вёрст не считала,

    По дорогам не ездила,

    За морем бывала.

    1) А.Н.Плещеев «Дети и птичка…» 2) А.А.Фет «Бабочка»

    3) И.А.Бунин «Листопад» 4) Е.А.Баратынский «Где сладкий шёпот»

    5.Средства художественной выразительности, используемые автором в стихотворении:

    1)аллегория;

    2)олицетворение;

    3)метафора.

    Обменяйтесь, проверьте друг друга по эталону и поставьте отметку. Сдайте мне работы.

    С какой целью поэт написал это произведение?

    Стихотворение Алексея Плещеева воспитывает драгоценную способность доброго душевного общения. А без этой способности человек – не человек. Об этом говоряти ваши выступления на сегодняшнем уроке.

    4. Рефлексия.

    На столах лежат птички. Выберите цвет карандаша и покажите своё настроение, раскрасив птичку. Красный – у вас хорошее, радостное, веселое настроение. Жёлтый – вам и не грустно, и невесело. Синий – вам грустно (если повесят, узнать, почему).

    На обратной стороне напишите отзыв о прочитанном стихотворении. Прикрепите их к дереву.

    Выставление отметок.

    5. Домашнее задание:

    1. стр. 146,наизусть,

    2. нарисовать иллюстрацию к тесту.

    Конспект открытого урока

    в 4 А классе

    Тема " А.Н. Плещеев "Дети и птичка""

    Подготовил

    учитель начальных классов

    Кукушкина И.В.

    2016-2017 уч.год


    «Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких!
    Не улетай от нас прочь… Подожди!»-
    «Милые крошки! Из вашей сторонки
    Гонят меня холода и дожди.

    Вон на деревьях, на крыше беседки
    Сколько меня поджидает подруг!
    Завтра вы спать ещё будете, детки,
    А уж мы все понесёмся на юг.

    Нет там ни стужи теперь, ни дождей,
    Ветер листы не срывает с ветвей,
    Солнышко в тучи не прячется там…»-
    «Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?»

    «Я с запасом новых песен
    К вам вернусь, когда с полей
    Снег сойдёт, когда в овраге
    Зажурчит, блестя, ручей-

    И начнёт под вешним’ солнцем
    Вся природа оживать…
    Я вернусь, когда, малютки,
    Вы уж будете читать!»

    Анализ стихотворения «Дети и птичка» Плещеева

    Большинство стихотворений для детей Алексей Николаевич Плещеев сочинил в зрелые годы, однако и в более раннее время поэт иногда писал для самых маленьких своих читателей.

    Стихотворение написано в 1858 году. Его автору в эту пору исполнилось 33 года, на предшествующий этому период пришлась увлеченность поэта революционными идеями. Он даже был арестован и сослан за свои убеждения. В те же годы пришлось ему тянуть солдатскую лямку. Впрочем, проявленная храбрость позволила ему получить повышение в чине и перейти на службу гражданскую. Поэт женился, дождался возвращения прав на потомственное дворянство и вернулся в Петербург, впрочем, пока только в отпуск. Он смог напечатать свежий авторский сборник стихов. Считается, что именно в это время и было создано стихотворение. В жанровом отношении это пейзажная лирика, рифмовка перекрестная, 5 строф. Рифмы открытые и закрытые. Лирических героев довольно много. Это, прежде всего, маленькие ребятишки, еще не умеющие читать, и сама говорящая с ними птичка. Стихотворение построено на диалоге и носит дидактический, воспитательный характер. Начинается оно с обращения. Дети не понимают, зачем птице отправляться на юг, они просят ее помедлить. В своем ответе она дает им начатки знаний об окружающем мире: гонят меня холода и дожди. Следом она сообщает, что улетит не одна, а с подругами, стаей, и держать путь они собираются точно на юг. В 3 четверостишии осень противопоставляется жаркому югу: нет там ни стужи, ни ветра, ни дождей. Детям нравится ее объяснение, они готовы отпустить певунью, но напоследок интересуются: скоро вернешься? Птичка терпеливо перечисляет приметы, по которым можно узнать о ее возвращении: снег сойдет, зажурчит ручей. В конце она наставительно добавляет: когда вы уж будете читать! Множество слов с ласкательно-уменьшительным суффиксом: птичка, крошки, песенок, детки, солнышко, малютки, сторонки. Эпитеты: песенок звонких (это еще и инверсия), милые, блестя. Олицетворения: солнышко не прячется, ветер не срывает, гонят холода. Лексика нейтральная, разговорная, однако в ней чувствуется типичный строй детских стихотворений XIX века. Интонация радостная, почти щебечущая, в ней нашлось место и восклицаниям, и вопросам.

    Произведение «Дети и птичка» А. Плещеева – лирика, соединенная с базовым корпусом знаний о живой природе и ее законах, иллюстрирующая смену времен года.

    Урок литературного чтения

    в 4 классе

    Тема: Плещеев А.Н.

    «Дети и птичка»

    Подготовила

    учитель начальных классов

    Кулик Наталья Николаевна


    Речевая разминка Дыхательная гимнастика. «Свеча-1»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи. «Шумит осенний ветер»: сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; на выдохе произнести протяжно [ш], то усиливая, то ослабляя звук.


    Артикуляционная разминка

    «Губы» - Плотно сжав губы, вытяните их вперед; не разжимая губ, растяните их в улыбке; повторите упражнение 2-3 раза.


    Упражнение для дикции.

    Сел сокол на гол ствол.


    • 4 декабря 1825 года в Костроме родился мальчик – будущий известный русский поэт Алексей Николаевич Плещеев.
    • Детство Алёши Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. Его семья была небогатая. Отец умер, когда Плещеев был ещё ребёнком. Его воспитанием занималась мать, Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование.
    • В 13 лет по желанию матери Алексей Плещеев переехал в Петербург и поступил в школу гвардейских подпрапорщиков. Военная карьера Плещеева не привлекла, и он покинул училище. Осенью 1843 года поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко-филологического университета. В студенческие годы он пробует свои силы в поэзии. Первое стихотворение А. Н. Плещеева было напечатано в журнале «Современник», когда ему было 19 лет.
    • Одно из самых видных мест Плещеев занимает в детской литературе. Детские стихотворения собраны поэтом в Москве в его сборнике «Подснежник».
    • С особой любовью Плещеев писал о красоте русской природы.
    • Не все стихи Плещеева проникнуты радостным настроением. Некоторые особенно грустные. Это стихи об осени.
    • Осень наступила,
    • Высохли цветы,
    • И глядят уныло
    • Голые кусты.
    • Хотя Алексей Николаевич Плещеев жил и писал много лет назад, его стихи читают сегодня, и они всегда будут жить в душе народа.

    Словарная работа

    понесёмся – следовать очень

    быстро

    стужа - сильный холод, мороз

    вешнее - весеннее


    Литературные

    приёмы

    олицетворение

    эпитет

    приём, при котором неодушевлённые предметы наделяются человеческими качествами

    образное определение, которое даёт художественную характеристику предмету или явлению



    Чтение по ролям:

    дети


    Домашнее задание

    • с. 145, выучить стихотворение наизусть; нарисовать иллюстрацию к стихотворению

    Технологическая карта урока Класс: 4 Учитель: Самсонкина Н.В Тема: «А.Н. Плещеев. «Дети и птичка»» Цель: Создание условий для знакомства учащихся с поэтом А.Н. Плещеевым и с произведением А.Н. Плещеева «Дети и птичка»; Учебная задача: кто такой А.Н. Плещеев? Тип урока: открытие нового знания; Планируемые результаты: Предметные: ­ познакомить учащихся с произведением А.Н. Плещеева, добиться понимания смысла стихотворения; ­ развивать умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения; ­ помочь вспомнить определение и найти в тексте образные языковые средства эпитеты, олицетворения; Метапредметные УУД: Познавательные УУД: ­ Формировать умения анализировать содержание текста, сравнивать героев произведения, определять особенности драмы. Регулятивные УУД: ­ Формировать умения контролировать себя в учебном процессе; ­ Умение понимать и принимать учебную задачу. Коммуникативные УУД: ­Развивать умения слышать и понимать собеседника и взаимодействовать с другим «Я»; ­ Формировать умения строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами; Личностные: формировать уважительное отношение к слову автора, учить наблюдать за «внешней» отстраненностью автора и его присутствием в произведении;

    воспитывать нравственные качества через отношение ребенка к персонажа Материалы и оборудование: 1. Л.Ф. Климанов, В.Г. Горецкий «Литературное чтение», 4 класс, книга 2. Презентация Power Point. 3.раздаточный материал ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (3 МИН) ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЗАДАЧИ (4 МИН) РЕШЕНИЕ УЗ (10 МИН) ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРИМЕНЕНИЕ (15МИН) РЕФЛЕКСИЯ (3 МИН) № п/п Этапы Деятельность учителя 1. Орг момент Здравствуйте ребята! Ход урока Деятельность учащихся Здравствуйте! Хорошо Как настроение! Что немного взбодриться и поднять настроение начнем урок с речевой разминки: 2. Речевая разминка а) Учись отчётливо произносить звуки. ра – ра – ра –Кате спать пора; ро – ро – ро – на полу стоит ведро; ры – ры – ры – летают комары; ор – ор – ор – подмели мы двор; арь – арь – арь – на стене висит фонарь. б) Читай считалку ясно, чётко. Тары – бары Методы, приемы. Результаты Метод: мотивирующий, Прием: стихотворения всех в Включение учащихся деятельность. Готовность класса к усвоение нового материала. (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216) (cid:216)

    2. Постановка учебной задачи Растабары! У Варвары Куры стары! Молодцы! Откроем тетради, запишем число Какое сегодня число? Ситуация успеха: Прочитайте пословицы и отгадайте, о ком они говорят:  Всякая она сети боится.  Всякая она пером красуется.  Где она ни летает, а своё гнездо знает.  Ей даны крылья, а человеку – разум. Правильно! Проблемная ситуация: Сегодня на уроке мы снова отправимся в чудесный мир поэзии, где вы обязательно откроете для себя новую, интересную страничку. ­ Задание, которое вы выполните, поможет узнать фамилию поэта, с чьим творчеством мы сегодня познакомимся. ­ Возьмите полоски бумаги и зачеркните только одинаковые слоги. Четырнадцатое ноября О птицах ­ Плещеев. Метод: обсуждения; диалог, ситуации успеха, проблемная ситуация; Прием: презентации, вопросов, Умение выходить, принимать и осознавать учебную задачу

    МАПМАЛМАЕМАЩМАЕМАЕМАВ ­ Какую фамилию прочитали? Совместная формулировка УЗ. Кто догадался, про кого сегодня будет идти речь? ­ Молодцы, ребята! Сегодня мы познакомимся с творчеством Алексея Николаевича Плещеева (показываю портрет). 3. Поиск решения учебной задачи ­ Рассмотрите портрет. ­Что можно сказать об этом человеке? Какой взгляд? Алексей Николаевич Плещеев родился в Костроме 22 ноября 1825. Детство Алёши Плещеева прошло в Нижнем Новгороде. Его воспитанием занималась Елена Александровна, давшая сыну хорошее домашнее образование. Алексей Николаевич Плещеев с 1839г учился в школе гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. мать, О Плещееве Добрый, внимательный Дети делают конспект слушают, Метод: диалога, рассуждения, объяснения, работа с книгой Прием: Презентация, физминутка, ответ, вопрос Умение находить информацию из презентации­ иллюстраций Умение в ходить в диалог Познавательное УУД: поиск информации Умение находить информацию из иллюстраций и осознавать её;

    Плещеев Военная карьера Плещеева не привлекала, и в 1842г. он покинул училище, а осенью 1843г. поступил в Петербургский университет, на восточное отделение историко – филологического университета. В 1846 году первый же сборник стихов сделал Плещеева знаменитым в революционной молодёжной среде. Он был в 1849 году арестован и некоторое время спустя отправлен в ссылку, где провёл на военной службе почти десять лет. По возвращении из ссылки продолжил литературную деятельность; пройдя через годы бедности и лишений, он стал авторитетным литератором, критиком, издателем, а в конце жизни и меценатом. Любимый поэт русской молодежи 1840­х годов, после ссылки превращается в отличного детского поэта. Детские стихотворения будут собраны поэтом в Москве в его сборнике «Подснежник». Многие произведения поэта (особенно- стихи для детей) стали хрестоматийными, считаются классикой. На стихи Плещеева известнейшими русскими композиторами написаны более ста Умение формулировать правила в месте с учителем Умение слушать и слышать других Лида читает стихотворение

    романсов. ОТКРОЙТЕ УЧЕБНИК НА СТРАНИЦЕ 155 Познакомимся с произведением Алексея Николаевича Плещеева «Дети и птичка». Ребята давайте прочитаем стихотворение. Есть желающие прочитать? Лида прочитай ДЕТИ И ПТИЧКА «Птичка! Нам жаль твоих песенок звонких! Не улетай от нас прочь... Подожди!» - «Милые крошки! Из вашей сторонки Гонят меня холода и дожди. Вон на деревьях, на крыше беседки Сколько меня поджидает подруг! Завтра вы спать ещё будете, детки, А уж мы все понесёмся на юг. Нет там ни стужи теперь, ни дождей, Ветер листы не срывает с ветвей, Солнышко в тучи не прячется там...»- «Скоро ли, птичка, вернёшься ты к нам?» Восприятие, осмысление текста

    «Я с запасом новых песен К вам вернусь, когда с полей Снег сойдёт, когда в овраге Зажурчит, блестя, ручей- И начнёт под вешним" солнцем Вся природа оживать... Я вернусь, когда, малютки, Вы уж будете читать!» 1 СТРОФА 1) Как автор называет детей? А птиц? 2) О чем сожалеют «милые крошки? 3) Как автор объясняет отлет птиц? 4) Что значит выражение «гонят холода»? 5) Подберите синоним к слову детки? 2 СТРОФА 1) Как рано улетают птицы? Докажите текстом. милые ­ Детей крошки Птичка, подруг То, что птички улетаю на юг Гонят птичек холода и дожди Это когда очень холодно и птицы не выдерживают холода Ребенок, маленький малыш,

    2) Какой глагол указывает на стремительность действия птиц? Ночью Понесемся Нет там ни стужи теперь, ни дождей, ветер листвы не срывает ветвей Скоро ли птичка вернётся к ним С запасом песен вернётся птичка Снег сойдет, когда в овраге Зажурчит, ручей блестя, 3) Как описывается юг. Расскажите. 4) Какой вопрос ещё волнует детей? 5) Что принесут птицы с весною в родные края? 6) Назовите приметы весны в ответе птички. 7) Прочитайте описание ручья. Физминутка. Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покружились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до пяти считаем. Открываем, поморгаем И зарядку продолжаем. Зарядка для глаз.

    4. Практическое применение Теперь ребята давайте прочитаем стихотворение по ролям. Нам нужно распределить роли ­дети ­птичка ­автор Дети распределяют роли (по желанию) Практический метод Умение применять новые знания на практике; Умение регулировать и понимать при выполнений упражнений 5. Итог (рефлексия) Кто будет птичкой? Кто будет читать за детей? Кто будет читать за автора? Молодцы! Теперь нарисуйте птичку как вы ее представляете ДЕМОНСТРАЦИЯ РИСУНКОВ Вам понравилось произведение которое мы читали? Что вы узнали нового об Алексее Николаевиче Плещееве? Домашнее задание подготовиться к выразительному чтение произведения «Дети и птичка» стр.145 Молодцы! – Урок закончен. Всем спасибо! Дети рисуют птичек Да Ответы детей Метод: обсуждения; Прием: вопросов, ответов Умение обобщать пройденную тему; Умение свое понимание оценивать Спасибо!