22.01.2024

Абай кунанбаев - основоположник казахской литературы. Абай кунанбаев как основоположеник казахской письменной литературы Научная и литературная деятельность Ш


Класс 5 Дата

Тема: Абай Кунанбаев – основоположник казахской письменной литературы

Цель: Дать сведения об основоположнике казахской письменной литературы

Задачи: Образовательная: Дать сведения жизнедеятельности Кунанбаева

Развивающая: Обогащая знания учащихся об ученых Казахстана, развить способности к самостоятельному поиску информации, анализу литературы.

Воспитательная: повысить интерес учащихся к знаниям, науке. На примерах жизни и деятельности Валиханова повысить у ребят человечность, любознательность, трудолюбие, духовность

Тип урока: комбинированный

Наглядные пособия:

Время: 45 мин.

Ход урока

1.Организационный момент

2.Проверка знаний полученных на предыдущих занятиях

Какая основная причина восстания

В чем историческое значение восстания

Назовите руководителей как личности

Устный опрос

Какую роль сыграл его отец

Какие годы жизни Шокана

Какие поездки совершал и куда

  1. Объяснение нового материала

Абай– великий казахский поэт, философ, композитор, основатель казахской письменной литературы, первый ее классик. Он родился 10 августа 1845 года в Чингизских горах Семипалатинской области. И дед Оскенбай, и прадед Иргизбай главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев\. Его отец Кунанбай был ага-султаном Каркаралинского уезда глубоко религиозным человеком, прозванный в народе Кунанбай кажы (ходжа) как человек, посетивший святые места в Мекке и Медине.

Первоначальное образование Абай получил у муллы и продолжил его в медресе Ахмет-Ризы. В медресе Абай учился три года, которые оставили глубокий след в его мировоззрении. Здесь он познакомился с сочинениями знаменитых поэтов Востока, овладел в совершенстве персидским, арабским языками. Он также учился несколько месяцев в русской школе. Но основные знания Абай получил посредством самообразования. Глубоко и тщательно изучал труды древнегреческих философов Сократа, Платона, Аристотеля. Как отмечал Мухтар Ауэзов поэтическое дарование Абая идет от трех источников. Первый – древняя казахская культура, второй – лучшие образцы восточной поэзии и культуры, и третий - русская и через нее европейская поэзия.

В произведениях Абая правдиво отражались мысли и чаяния казахского народа, реальная картина современной ему жизни. Творчество Абая обращено против невежества, двуличности, коварства. Он призывал молодежь к знаниям, к честному плодотворному труду на благо народа.

Абай – автор многочисленных лирических стихотворений, нескольких поэм и книг философской прозы. Он перевел на казахский язык стихи Пушкина, Лермонтова, Гете, Шиллера, Мицкевича и других европейских классиков. Его стихи становятся очень популярными в степи, к нему приезжают акыны, певцы, композиторы, вокруг Абая создается социально-философская и литературная школа. Абай высоко ценил казахских поэтов и композиторов, своих современников: Биржана сала, Акана серы, Таттимбета.

Особенно любимыми казахской молодежью стали переводы Абая из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», «Письмо Татьяны», которое исполнялось, как народная песня. К нему сам Абай сочинил музыку.Сыновья Абая идут по пути отца, сочиняют стихи, он задает им темы на исторические сюжеты, посвященные народно-освободительной борьбе, о хане Аблае, Кенесары\, дагестанском борце с русским царизмом Шамиле.

Популярность Абая, завладевшего умами казахской молодежи, вызывает дикую зависть богатых невежд, бешеное их озлобление, проявляющее в самых грязных, коварных формах.Последние удары судьбы, связанные со смертью любимых сыновей Абдрахмана и Магауи, Абай не смог перенести. Он заболел, но не стал лечиться от недуга, фактически обрекая себя на гибель.Великий Абай был похоронен недалеко от своей зимовки в долине Жидебай, вблизи Чингизских гор.

Рефлексия:

  1. что мы с вами повторили
  2. что нового вы извлекли из урока

Домашнее задание пр 37, стр 119-120 пересказ


01:03 29.07.2015

Он шел вперед своим путем

Поэт, писатель, общественный деятель, композитор, основоположник казахской письменной литературы и ее первый классик Абай принес казахскому народу новые системы мышления и познания, стал мостом между культурами Востока и Западной Европы.

Родился он 29 июля 1845 года в урочище Жидебай Семипалатинской губернии в семье крупного феодала Кунанбая Оскенбаева. Его прадед Иргизбай и дед Оскенбай главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев. Настоящее имя Абая - Ама Ибрагим, но прозвище Абай, данное бабушкой Зере, закрепилось за ним на всю жизнь.

С 10 до 12 лет Абай учился казахской грамоте в степи. В 12 лет поступил в медресе семипалатинского муллы Ахмед-Ризы. Находясь у него, 14-летний Абай посещал русскую приходскую школу. Несмотря на свой столь юный возраст - 15 лет, вернувшись на степную землю, стал одним из помощников своего отца, влиятельного вожака казахских родов. К 20 годам своей жизни Абай стяжал славу первого оратора, первого знатока народной жизни, его юридических обычаев, знал на память многочисленные решения разнообразных дел знаменитых биев и представлял ходячий сборник народных преданий, пословиц, сказок и афоризмов, созданных мудрецами казахской степи.

На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и ученые Востока, придерживавшиеся гуманистических идей: Алишер Навои, Низами, Фирдоуси, Физули, Ибн Сина, а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил Крылова, Лермонтова, Пушкина, Гете и Байрона.

Абай был также талантливым и оригинальным композитором. Он создал около двух десятков мелодий, которые популярны и в наши дни. Некоторые свои стихи Абай Кунанбаев переложил на музыку, а песня на его стихи "Көзімнін қарасы" ("Ты зрачок глаз моих", перевод Марии Петровых, 1891 г.) стала народной. Это чудесная песня-боль, песня-любовь, песня-тоска, значение и смысл которой так понятны, когда читаешь роман Мухтара Ауэзова "Путь Абая".

К передовой русской культуре

Всесторонне эрудированный, культурный человек своего времени, Абай в русском народе видел воплощение идеала единства разума и труда, гуманности, нравственной чистоты и образованности. Не только отдельные выдающиеся представители России, но и в целом весь русский народ, по мысли Абая, его научно-технические и культурные достижения являются предметом подражания для казахского народа. Он считал, что единственный верный путь просвещения народа - это изучение русского языка и усвоение лучших достижений русской культуры. В "Двадцать пятом слове" своих моралистических назиданий он писал: "Нужно овладевать русским языком. У русского народа разум и богатство, развитая наука и высокая культура. Изучение русского языка, учеба в русских школах, овладение русской наукой помогут нам перенять все лучшие качества этого народа, ибо он раньше других разгадал тайны природы, и избежать его пороков. Знать русский язык - значит открыть глаза на мир.

Знание чужого языка и культуры делает человека равноправным с этим народом, он чувствует себя вольно, и если заботы и борьба этого народа ему по сердцу, то он никогда не сможет остаться в стороне….

Русская наука и культура - ключ к осмыслению мира, и, приобретя его, можно бы намного облегчить жизнь нашего народа…

Путь, который я предлагаю, исключает любовь к богатству. Не торопись женить и выделить сына в отдельную семью, а обучи его сначала в русской школе. Пожертвуй всем своим имуществом, если это требуется для учебы. Ничего нельзя жалеть ради того, чтобы из него вышел человек. Не будет успокоения тебе, если сын останется невеждой, не будет счастлив он сам, и не будет от него благо народу. Вечный страх перед Всевышним и вечный стыд перед людьми тебе за такого сына".

Слова поэта-просветителя стали спутником народа в его радости и горе. Казахи полюбили эти слова, верили ему как слову мудрого заступника своего.

Особая заслуга Абая состоит в том, что он одним из первых на востоке так действенно распространял русскую культуру, своими переводами пропагандировал бессмертные произведения русских писателей. Огромное влияние на Абая оказал русский баснописец Иван Крылов. Большинство крыловских афоризмов благодаря мастерским переводам Абая вошли в состав казахских поговорок, изречений.

Абай написал около 170 стихов. Он, обогатив казахское стихосложение новыми размерами и рифмами, ввел новые стихотворные формы: восьмистишие и шестистишие и другие.

"Быть сыном человечества"

Забота Абая о доброжелательном и сочувственном отношении людей друг к другу в общечеловеческом масштабе основывается на том, что все они дети человечества, а человек не может не общаться, не учиться и не оказывать помощь друг другу. Поэтому он в "Словах назидания" пишет, что истоками истинной дружбы между народами и нациями являются честность, сознательность и сострадание. Если человек не отделяет себя от народа, желает дружбы своего народа с другими, то это уже говорит о нем как о сознательном и честном человеке.

В связи с этим представляет немалый интерес "Второе слово" назиданий Абая, в котором говорится об ошибочности представлений среди некоторой части казахского населения об узбеках: "В детстве я, - пишет Абай, - не раз слышал о том, как казахи смеялись над узбеками… Теперь я вижу: нет плода, которого сарт не получал, выпрашивая его умело, не найти страны, где бы сарт не побывал торгуя, нет просто вещи, которую бы он не мог смастерить. За полезными хлопотами им недосуг выслеживать друг друга, поэтому они и дружнее нас. Раньше ведь сарты и одевали казахов, даже саваны для покойников брали у них, щедро расплачиваясь скотом, которым иной отец жалел делиться с родным сыном. Когда же при-шли русские, сарты опять же опередили нас, переняв у русских их же ремесла. И несметное богатство, и истинная набожность, и сноровка, и учтивость - все можно найти у сартов".

Из этих высказываний видно, что Абаю были чужды националистическая узость и пренебрежение к другим народам. Питая к ним чувство уважения, он призывает свой народ принять все полезное, что имеется в их экономике и культуре, чтобы не отставать от них в своем развитии. При этом он не выпячивает национальных преимуществ казахов, наоборот, особо выделяет достоинства, положительные особенности, присущие другим народам. Как истинный патриот, свою основную задачу Абай видел не в восхвалении своего народа, а в разоблачении его пороков, мешающих социальному и культурному возрождению.

Такие определяющие национальные черты казахов, как гуманизм, доброта и щедрость души, входят в сокровищницу общечеловеческого нравственного богатства. Для любого народа эти человеческие чувства священны. Но феодальные раздоры и межродовая борьба казахов, несущие трудящимся бедствие и разорение, не отвечают общечеловеческим интересам. Поэтому Абай снова и снова советовал своим землякам, призывая их к единству, брать пример с соседних народов, где нет подобной вражды и раздоров.

Однако отсталые и реакционные слои общества, считая Абая изменником народа, враждебно отнеслись к его просветительской деятельности. Поэтому он, обиженный на свою судьбу, в 1892 году в своем "Девятом слове" назиданий, в частности, пишет: "… А если бы не любил, то не разговаривал бы с сородичами, не советовался бы, не доверял бы им свои сокровенные мысли. Просто не мог бы общаться с ними. И не было бы мне дела до того, что среди них происходит. Откочевал бы, чтоб с глаз долой. Но не смог я сделать этого".

Ключ к жизни

Абай, являясь продолжателем дела Чокана Валиханова, изучал произведения выдающихся представителей русской культуры, был знаком с русскими политическими ссыльными. "Человек, который познакомил меня с произведениями известных русских писателей-революционеров: Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Тургенева, Салтыкова-Щедрина, Белинского, Добролюбова и Писарева, был Микаэлис, - писал Абай. - Именно он сделал для меня больше, чем родной отец, открыв глаза на мир".

В отзыве Западно-Сибирского отдела Русского географического общества по поводу научной деятельности Е. П. Микаэлиса, данном 29 октября 1929 года, говорится: "Е. П. Микаэлис - крупный научный работник Западно-Сибирского края - открыл в казахской степи крупный поэтический талант в лице казахского поэта Ибрагима (Абая) Кунанбаева, воспитанием которого Микаэлис занимался в течение нескольких лет. В результате казахский народ в лице Кунанбаева получил блестящего поэта, талантливыми произведениями которого, оригинальными и перевод-ными (перевел на казахский язык басни Крылова, некоторые произведения Пушкина), зачитывалась вся степь".

Такие русские революционеры, как Микаэлис, ясно видевшие незавидное положение казахов, сочувственно отнеслись к стремлению Абая служить своему народу. Они помогали ему в самообразовании. Именно эти добрые русские люди, как ключ к жизни, открывшие Абаю глаза на мир, сыграли колоссальную роль в формировании его мировоззрения.

Период самостоятельного изучения творчества русских писателей явился вершиной в формировании мировоззрения Абая. Он также был достаточно знаком с античной литературой, систематически занимался философией, интересовался учением Дарвина.

Сподвижник

Шакарим Кудайберды-улы, ярко проявившийся в поэзии, прозе, переводческом деле, журналистике, философии, истории, теологии, генеалогии, считал Абая своим учителем. В ряде своих стихов он с болью и гневом пишет, как Абай подвергался гонениям, вплоть до избиения, как клеветали на него, порочили самыми гнусными способами.

А вот что пишет Абай о себе:
Бестолково учась, я жизнь прозевал.
Спохватился, да поздно.
Вот он, провал!
Полузнайка, я мнил себя мудрецом
И заносчиво ждал наград и похвал.
Я остальных мечтал за собой вести,
А они меня сами сбили с пути.
Я - один, а наглых невежд
не сочтешь,
И нелепые шутки ныне в чести.
Ни друзей у меня, ни любимой нет.
Я устало пою на исходе лет.
О, каким необъятным казался мир
Той порой, как встречал я
жизни рассвет!

Подавленный Абай отверг лечение, и 23 июня (6 июля) 1904 года на 58-м году жизни его не стало. Он похоронен около своей зимовки в долине Жидебай вблизи Чингизских гор.

Осень 1931 года оказалась последней и трагической в жизни Шакарима. Его убили 2 октября, приписав преступление, которого он не совершал. Шакарим был похоронен рядом с Абаем.

К 150-летию Абая на месте захоронения двух великих поэтов был сооружен уникальный архитектурно-мемориальный комплекс "Абай- Шакарим". Они не только похоронены рядом как ближайшие родственники, но их объединяет и родство душ, родство творчества.

Валихан АЛИМХАНОВ, историк-краевед,
Мухаббат АЛИМХАНОВА

Дата : 25.02.2011

Класс: 5 «А, Б,В»

Предмет : Рассказы по истории Казахстана

Тема: «Абай Кунанбаев – основоположник казахской письменной литературы»

«Первый поэт казахов – Абай Кунанбаев.

Ни в раннем, ни в позднем периоде истории

казахов не известно имя поэта,

превосходящего его по величию духа».

Ахмет Байтурсынов

Цели урока:

Образовательная – сформировать знания об основных фактах биографии Абая;

Развивающая - развивать умения учащихся пользоваться дополнительной литературой: справочной, мемуарной, документальной, анализировать их, продолжить развитие устной речи у учащихся, умение обобщать и делать выводы;

Воспитательная - вызвать уважение и интерес к произведениям Абая, гордость к тому, что этот великий человек - наш соотечественник, познакомить с его трудами, в которых поэт призывает к справедливости, честности, порядочности;

Сверхзадача: сформировать умственные навыки и умения, создать условия для развития интеллекта и творческого потенциала

Методы:

1. Словесный – рассказ

2. Наглядный - презентация

3. приемы критического мышления: «Кластер», «Мозговой штурм», «Пятистишье», «Метод помет»

4. Частично-поисковый метод

Основные понятия: поэт, философ, медресе, слова-назидания

Методы контроля: фронтальный опрос

Тип урока: комбинированный

Оборудование:

1. Презентация, включающая в себя: портреты Абая, рисунки, основные даты биографии, имена, связанные с судьбой Абая, иллюстративный материал, рассказывающий о жизни поэта

2. слова - назидания

План урока

1. детство Абая

2. творчество

3. произведения

Мотивационный блок: учащимся предлагается ответить на вопрос: «Что мы знаем об Абае? »

анализируя их ответы, выход на тему урока

Информационно - аналитический блок.

Изучение материала начинаем с анализа цитаты Жамбыла:

Что это? Абая ли это портрет?

Умом и отвагою равно велик,

Аргын и найман удивились ему,

С досадою гений из мира ушел.

Как характеризуют эти цитаты поэта?

Ход урока:

1. Организационный момент. Введение в педагогическую проблему. Постановка целей и задач урока

2. Проверка домашнего задания.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

2.1. Вопросы по домашнему заданию. Какие термины вызвали затруднения?

2.2. Решение тестов по карточкам

2.3. Историческая дуэль. (3 человека), 2 человек соревнуются, третий-секундант

Закрепление по теме, итог, выводы

Рассказ о жизни Чокана

3. Изложение нового материала

3.1 Применение метода критического мышления, направленный на развитие аналитического мышления: Слайд № 2 «Кластер»

Каких ученый мы уже знаем?

Работа на доске

Абай

В тетради записывают тему урока

3.3 Работа с интерактивной доской.

Развитие аналитического мышления, устной речи учащихся

Слайд № 3 Анализа цитаты

Что это? Абая ли это портрет?

Могущества слава и песни расцвет!

Умом и отвагою равно велик,

Какой же с Абаем сравнится поэт?

Величье акына он гордо вознес,

Грядущего славным примером возрос.

Аргын и найман удивились ему,

Словам, уподобленным яркости звезд.

Течением мысли, как море, глубок...

А сердце мне шепчет: «Он был одинок...»

Без радости, но с душой непреклонной,

С досадою гений из мира ушел.

Читают, анализируют

3.4 Словесный метод- рассказ.

Внимание на слайд № 4. Портрет, годы жизни

казахский поэт, философ, композитор, просветитель, мыслитель общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы. Настоящее имя - Ибрагим но прозвище Абай (каз. Абай «внимательный», «осторожный»), закрепилось за ним на всю жизнь.

Какие слова показались незнакомыми?

Слайд № 5, 6 (карта Казахстана)

3. 5 Абай Кунанбайулы родился в Чингизских междугорьях Семипалатинской области (по нынешнему административному делению Восточно-Казахстанская область) в семье крупного феодала Кунанбая Оскенбаева (Ускенбаева).

3.6 Слайд - 7

Особую роль сыграла в воспитании мальчика его бабушка - Зере

3. 7 Слайд № 8

Начатое в раннем детстве приобщение к устному народному творчеству и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе у муллы Ахмет-Ризы в Семипалатинске и одновременно посещал русскую школу. К концу пятилетней учёбы начинает писать стихи. С 13 лет отец Кунанбай начинает приучать Абая к деятельности главы рода. В возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием.

3. 8. Слайд № 9

Абаем создано 170 стихотворений и 56 переводов, написаны поэмы, «Слова назидания» («Қара сөздер» 45). Абай был талантливым и оригинальным композитором. Им создано около двух десятков мелодий. На формирование мировоззрения Абая оказали влияние поэты и ученые Востока, придерживавшиеся гуманистических идей (Фирдоуси, Алишер Навои, Низами, Физули, Ибн Сина и другие), а также произведения русских классиков, а через них и европейская литература вообще. Он переводил, И. Гете и Дж. Байрона.

3. 9 Слайд № 10

3. 10 Слайд № 11

3. 11 Слайд № 12

Знаменитым произведением Абая стала прозаическая поэма «Қара сөз» (в дословном переводе «Простое слово»), состоящая из 45 кратких притч или философских трактатов. В этих «Назиданиях» поднимаются проблемы истории, педагогики, морали и права этнических казахов. «Кара соз» создана Абаем на склоне лет. Он знает цену всему - делам, искушению, соблазнам, но все проходит и остается только мудрость. Попыток перевода данного произведения немного, так как оно требует не только поэтического дарования, но и философского мышления. Известны три перевода на русский язык этого творения Абая. Первые сделаны в советский период: в 1970 году казахским писателем Сатимжаном Санбаевым под названием «Слова назидания», в 1979 году Виктором Шкловским и в 1990 году земляком Абая, родом из Семея, проживающим ныне в Лондоне писателем Роланом Сейсенбаевым. Им с Кларой Серикбаевой была сделана новая редакция перевода поэмы . Она получила название «Книга слов». Этот перевод символичен, как преемственность поколений, к тому же Сейсенбаев выпустил «Книгу слов» вместе с «Записками забытого» Шакарима стотысячными тиражами за свой счёт

3.12. Работа со словами. Какие наставления вам запомнились больше всего, почему?

3. 13 Итог. Абай Кунанбаев оказал огромное влияние на нарождавшуюся казахскую национальную интеллигенцию конца XIX − начала XX веков. Так, руководители движения Алаш-Орда воспринимали Абая как своего духовного предтечу, как духовного вождя возрождения казахской нации.

Слайд № 13. анализ цитаты. Проанализируйте и докажите, что Абай - действительно не превзойденный поэт.

«Первый поэт казахов – Абай Кунанбаев. Ни в раннем, ни в позднем периоде истории казахов не известно имя поэта, превосходящего его по величию духа».Ахмет Байтурсынов

Запись в тетради

Запись в тетради

Работа с учебником, ответы на вопросы.

Работа с литературой, анализ

4. Закрепление материала

Слайд № 13

4. 1 Ответы на вопросы

1. Кто был Абай Кунанбаев?

2. Когда и где родился Абай?

3. Назовите настоящее имя Абая

4. Назовите родителей Абая

5. Где получил начальное образование Абай?

6. Произведение чьих поэтов читал Абай?

7. В каком году и где открылась первая публичная библиотека, которую посещал Абай?

8. Сколько произведений создано Абаем?

9. К чему Абай призывал в своих произведениях?

10. Произведения чьих поэтов и писателей Абай переводил на казахский язык?

11. В каком году умирает Абай?

Ответы на вопросы, с помощью учебника и тетради

5. Объяснение домашнего задания

СЛАЙД № 14

37, вопросы, проанализировать слова, назидания

1 ряд – 4, 15

2 ряд - 18, 29

3 ряд - 32, 44

6. Рефлексия

Слайд № 15

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я УЗНАЛ, ЧТО…

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ Я ТАК И НЕ ПОНЯЛ, ЧТО…..

6. Выставление оценок за урок

АХМЕД РИЗА

· Воля, ты сильна, но пускай и тобой руководит сердце…

· Воспитывай волю - это броня, сохраняющая разум.

· Достоинство человека определяется его подходом к делу, а не завершением.

· Искусство правдиво тогда, когда оно слито с правдой жизни.

· Безвреден кто в гневе кричит. Бойся того, кто в гневе молчит.

· Кто трудится только для себя, уподобляется скоту, набивающему брюхо. Достойный трудится для человечества.

· Плохой друг подобен тени. Когда светит солнце - от него не убежишь; сгустятся тучи над головой - его не найдешь.

· Пустая молодость - беда.

· Только разум, наука, воля, совесть возвышают человека. Думать, что можно иначе возвыситься, может только глупец.

· Лентяй всегда ханжа и лицемер.

· Будь разумен, укрепляй свой дух в борьбе, лишь бездарный покоряется судьбе.

· Худший человек из числа людей - это человек без стремлений.

· Самые прекрасные мысли тускнеют, пройдя через человеческие уста.

· Дорожи не тем, что сын отца; гордись тем, что ты - сын человека.

· Достойный довольствуется малым, хотя и желал большего. Ничтожный недоволен, даже когда получает с избытком.

· Кто отравил Сократа, сжег Жанну д" Арк, распял Христа, закопал Мухаммеда в верблюжьих останках? Толпа. Значит, у толпы нет ума. Сумей направить ее на путь истины.

· Человек - дитя своего времени. Если он плох, в этом виновны его современники.

· Будь моя власть, я бы отрезал язык любому, кто утверждает, что человек неисправим.

· Пока ты не достиг счастья, твои мечты разделяют все. Но вознесла тебя судьба, и твой доброжелатель - один ты сам.

Абай Кунанбаев - основоположник

казахской письменной литературы

Детство Абая. Абай Кунанбаев - великий казахский акын, фи­лософ, основатель казахской письменной литерату­ры.

Абай родился 10 августа 1845 года в Чингизских горах Семипалатинской области (по нынешнему админи­стративному делению Восточно- Казахстанская область). Настоящее его имя - Ибрагим. М ать -Улжан и бабушка Зере - были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами, оказавшими на его воспитание значительное влияние. Именно с легкой руки матери данное отцом имя «Ибра­гим» было заменено ласкательным «Абай», что означает «осмотрительный, вдумчивый». Под этим именем он прожил всю свою жизнь и под ним же вошел в историю. Отец Абая – Кунанбай был правите­лем рода тобыкты . Семья была потомственно аристократической, и дед (Оскенбай ) и прадед. (Иргизбай ) главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев .

Начальное образование Абай получил в аульной школе, позже, когда ему исполнилось 10 лет, отец отдал его в Семипалатинское медресе имен Ахмета Ризы. Маленький Абай резко отличался от своих сверстников любознательностью и пытливым умом. Он читал произведения Навои, Низами, Фирдоуси. Одновре­менно он учится в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи. Однако его отец желал, чтобы сын учился править людьми, и не позволил ему закончить учебу. С 13 лет, уча­ствуя вместе с отцом в управлении народом, Абай собирал возле себя талантливых молодых людей. В 1883 году в Семипалатинске открылась общественная библио­тека, и Абай стал ее постоянным читателем. Он часто общался с русскими учеными, с ко­торыми познакомился в этом городе. Теплые отношения связывали Абая с Н. Долгополовым и С. Гроссом. Особенно тесной была дружба Абая с Евгением Петровичем Михаэлисом , соратником Н.Добролюбова и Н. Чернышевского, за участие в революционном движении сосланным в Семипалатинск.

Слова назиданий. Абай начал сочинять стихи рано, но к поэзии как серь­езному занятию начал относиться только когда ему исполнилось 40 лет. Его произведе­ния призывали молодежь тянуться к искусству и знаниям. В них описывались тяжелый быт и социальные усло­вия жизни казахского народа. Вместе со стихами до нас дошли 45 слов-назиданий Абая. Это про­изведение полно глубокого философского содер­жания о смысле жизни и о духовных ценностях че­ловека. «Может быть, кому-то придется по душе какое-нибудь мое слово и он перепишет его для себя или просто запомнит, и если нет - мои слова, как говорится, останутся при мне»- напишет о « Словах назидания» Абай. А. Кунанбаев много сделал для того, чтобы выдающиеся произведения русских писателей дошли до казахского читателя, он переводит на казахский язык стихи и прозу А.С. Пуш­кина, М.Ю. Лермонтова, романы М.Е. Салтыкова-Щедрина, Л.Н. Толстого и многих других.

Абай как композитор. Песни Абая. Абай также был талантливым композитором, знатоком и тонким ценителем казахской народной музыки. Широко известны и поются в народе до сих пор его лирические песни. А. Кунанбаев был не просто акыном, он был и композитором. Избранные места из поэмы Пушкина «Евгений Онегин» он не только перевел, но и сочинил к ним мелодию. Песни Абая («Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»). облетели Казахскую степь, и их полюбили люди. Абай, завоевывает необычайный ав­торитет среди современников, популярность его растет с каждым годом. К нему стекаются акыны, певцы, компози­торы, вокруг него собирается талантливая молодежь. Собственные сыновья радуют Абая своим творчеством. Абай задает темы сочинений, связанные с героями национально-освободительной борьбы за независимость (Аблай , Кенесары , Шамиль) сыновьям и своим многочисленным учени­кам и радуется успехам молодежи.

Дети Абая по примеру отца получили образование в русских школах, а сын Абдрахман окончил Петербургское артиллерийское училище. Преждевременная смерть его сыновей - Абдрахмана в 1895 г. и Магауи в 1904 г. - надломили сердце поэта. Абай умер спустя 40 дней после смерти Магауи в том же 1904 году и был похоронен около своей зимовки в долине Жидебай , вбли­зи любимых и многократно воспетых им гор,

Сегодня бесценное наследие казахского поэта является частью мировой сокровищницы духовной культуры. В 1995 году отмечался 150-летний юбилей великого Абая и этот год по решению ЮНЕСКО был объявлен годом Абая.

Дополнительная информация.

Слова назидания

Воля, Разум и Сердце обратились однажды к Науке, чтобы разрешить спор: кто из них важнее. Воля сказала: «Эй, Наука, ты ведь знаешь, без меня ничто не достигает совершенства: чтобы познать тебя, надо упорно учиться, а без меня этого не сделать; служить Всевышнему, поклоняясь ему, не ведая покоя, можно только с моей помощью. Нельзя, если меня нет, добиться в жизни богатства, мастерства, уважения, карьеры. Раз­ве не я оберегаю людей от мелких страстей и держу их в узде, не я ли предостерегаю их от греха, зависти, соблаз­нов, не я ли помогаю им собраться и в последнюю мину­ту удержаться на грани пропасти? Как могут спорить со мной эти двое?» Разум сказал: «Только я способен распознать, какое из твоих слов, полезно и какое пагубно, будь то в земной или загробной жизни. Только мне дано постигнуть твой язык. Без меня не избегнуть зла, не найти выгоды, не постичь знаний. Почему эти двое спорят со мной? На что они годятся без меня?» Сердце сказало: «Я - владыка человеческого тела. Кровь идет из меня, душа обитает во мне, без меня жизнь немыслима. Я лишаю сна, заставляю ворочаться тех, кто лежит в мягкой постели, вынуждаю их думать о бедных, не имеющих крова, мерзнущих и голодающих. По моей воле младшие почитают взрослых и снисходительны к меньшим. Но люди не стараются сберечь меня в чистоте и от этого страдают сами. Будь я чистым, не стало бы я делать различий между людьми. Я восторгаюсь доброде­телью, я восстаю против зла и насилия. Самолюбие, со­весть, милосердие, доброта - все исходит от меня. На что годятся эти двое без меня? Как они смеют спорить со мной?»

Выслушав их, Наука ответила: «Воля, ты все верно сказала. В тебе еще много досто­инств, о которых ты не упомянула. Ничего нельзя дос­тигнуть без твоего участия. Но ведь в тебе таится и жес­токость, равная твоей силе. Ты тверда в служении доб­ру, но не меньшую твердость проявляешь и в служении злу. Вот что плохо в тебе. Разум! И ты прав. Без тебя невозможно добиться в жизни чего-либо. Благодаря тебе мы узнаем о создателе, посвящены в тайны двух миров. Но это не предел твоих возможностей. Лукавство и коварство - тоже творения твоих рук. И добрый, и злой опираются на тебя, ты вер­но служишь и тому, и другому. Вот в чем твой изъян.

Моя задача - помирить вас. Хорошо бы повелите­лем и вершителем в этом споре явилось Сердце. Разум! У тебя множество путей-тропинок. Сердце не может следовать по каждой из них. Оно не только радует­ся твоим добрым замыслам, но и сопутствует тебе в них с охотою. Но оно не последует за тобой, если ты замыслил недоброе, и даже отстранится от тебя с брезгливостью. Воля! В тебе много силы и мужества, но и тебя Серд­це способно удержать. Оно не станет препятствовать в деле благоразумном, но в деле ненужном повяжет тебя по рукам. Вам следует объединиться и во всем повиноваться Сердцу. Если вы все трое мирно уживетесь в одном чело­веке, то прахом с его ног можно будет исцелять незря­чих. Не найдете согласия, я отдам предпочтение Сердцу. Береги в себе человечность. Всевышний судит о нас по этому признаку. Так сказано и в писаниях», - сказала Наука.

Абай. Слова назидания. Слово семнадцатое.

1. Абай Кунанбаев - великий поэт, писатель, общественный деятель, основоположник современной казахской письменной литературы, реформатор культуры в духе сближения с русской и европейской культурой на основе просвещенного либерального ислама.

Абай родился 10 августа 1845 г. в Чингизских горах Семипалатинской области (по нынешнему административному делению) от одной из четырех жен Кунанбая, старшего султана Каркаралинского окружного приказа. Семья Абая была потомственно аристократической, и дед (Оскенбай) и прадед (Иргизбай) главенствовали в своем роду в качестве правителей и биев. Ему повезло в смысле семейного уюта и домашнего воспитания, поскольку и мать Улжан и бабушка Зере были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами. Именно с легкой руки матери данное отцом имя "Ибрагим" было заменено ласкательным "Абай", что означает "осмотрительный, вдумчивый". Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю.

Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед-Ризы. Одновременно он учился в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи. С 13 лет Кунанбай начинает приучать Абая к административной деятельности главы рода. Ему пришлось вникнуть в межродовые тяжбы, ссоры, интриги и постепенно он испытал разочарование к административно-политической деятельности, что привело к тому, что в возрасте 28 лет Абай отходит от нее, целиком занявшись самообразованием. Но только к 40 годам он осознает свое призвание как поэта и гражданина, в частности, поставив под стихотворением "Лето" свое имя (ранее он приписывал свои сочинения другу Джантасову Кокпаю). Значительным импульсом в раскрытии высоких потенций Абая в этот момент стало его общение с ссыльными русскими, с Е.П. Михаэлисом, Н. Долгополовым, С. Гроссом. Обращение Абая к русской культуре, испытавшей в XIX в. свой период "бури и натиска" в литературе и искусстве, оказалось тем более естественным, что в восточной традиции поэтическое слово ценилось чрезвычайно высоко. Абаю оказалась близка поэзия Пушкина, Лермонтова, Гете и Байрона. Он в своих переложениях их на казахский тонко передавал дух переводимых стихов и адаптировал к мироощущению соплеменников.

На протяжении 20 лет чрезвычайно разносторонне расцветает гений Абая, он завоевывает необычайный авторитет, огромную и доселе в степи не встречавшуюся популярность. К нему стекаются акыны, певцы, композиторы, вокруг него толпится талантливая молодежь, создается социально-философская и литературная школы.

Но Абай как властитель дум вызывает дикую зависть, бешенное озлобление, проявившееся в самых коварных формах. Последние удары судьбы связаны со смертью Абдрахмана и Магавьи. Он отверг лечение недуга и добровольно обрек себя на смерть. Он похоронен около своей зимовки в долине Жидебай, вблизи Чингизских гор, на 60 году жизни.
2. неустанно призывать народ к свету, знаниям. Эти идеи вылились в своеобразную программу умственного воспитания молодого поколения. Абай упорно стремился утвердить идеал нового человека -- деятеля разума и просвещения, поборника труда и науки, заступника слабых и угнетенных. Поэтому поэт утверждал: «Лишь знаньем жив человек, Лишь знаньем движется век! Лишь знанье -- светоч сердец!»

Подчеркивая трудность овладения знаниями, Абай говорил, что дело это еще не превратилось среди казахского народа в традицию, отсутствует стремление людей к знаниям, и виноваты в этом экономические, социальные условия.

Поэт не скрывает суровую правду о том, что отсутствие знаний, невежество делают человека неполноценным. Духовное совершенствование личности во многом зависит от приобретения знаний, просвещения. «Знание человека, -- писал Абай, -- это мерило человечности».

Поэт-просветитель призывает молодежь учиться не ради сиюминутных интересов, а ради служения светлому будущему своего народа, ради исполнения своего долга перед своей совестью.

Всем своим существом Абай протестует против религиозно-схоластического образования. По его мнению, такие «знания» требуют лишь бессознательного заучивания лишенных смысла текстов Корана и религиозных премудростей. Он с глубоким сожалением вспоминает годы, проведенные в медресе.

Видя невежественность мулл, их темноту, с одной стороны, и жадность к наживе, с другой, Абай откровенно бросал им в лицо обвинение и говорил: «Это лживые и коварные люди, хорошо сознающие всю шаткость своего положения и никогда не расстающиеся с четками и чалмой».

Исследователь творчества Абая А. Жиреншин пишет: «Мудрость Абая состоит в том, что он откровенно признавал, что религиозное учение ислама не может дать пищу для овладения знаниями, росту самосознания человека, развитию его умственных способностей, оно -- преграда на пути прогресса».

«И мулла в чалме огромной Вкривь толкует нам закон. Жаден, слеп душою темной, -- С беркутом не схож ли он?»

Беспочвенному религиозному обучению Абай противопоставил светскую науку, приобщающую человека к научным достижениям человечества, открывающую глаза темному люду, просветляющему его душу, науку, которую сам поэт называл «ключом к миру».
3. В его философско-критических и моралистических «Назиданиях» мы находим большое количество афоризмов. Мудрые и лаконичные,Эти афоризмы давно уже вошли в обиход казахского литературного языка. Трудно назвать жанр, к которому можно было бы отнести
«Назидания». Здесь и философско-моралистичсские, и общественно-публицистические, и изобличительно-сатирические высказывания поэта. Нося в целом характер то мирной, то иронически-желчной, то глубоко грустной, даже удрученной беседы со своим читателем, эти «слова» прежде всего отличаются исключительно тщательной стилистической отделапностью. Если это рассуждения - то рассуждения поэта, высказанные мастерским, выразительным, образным языком. Адресованные порою к слушателю-собеседнику непосредственно, они иногда носят форму прямого и изустного обращения к нему с глазу на глаз. И тут Абай становится часто гневным судьей или печальником народа, и в таких случаях часто его «слова» превращаются в скорбную исповедь человека, обреченного на одиночество в мрачный век господства беспросветной тьмы.В ту пору, когда сочинения поэта распространялись еще в рукописных списках, его «Назидания» входили в каждую новую книгу. Особенно зачитывались ими люди старшего поколения, которые украшали свою речь вставками из «Назиданий», подолгу толкуя о смысле и поучительных выводах этих рассуждений. Видимо, и сам поэт, понимая большую доступность прозаической формы высказываний своих разнообразных, острых и глубоких мыслей и заранее зная круг читателей этого вида его творчества, нередко старается говорить их языком, пользуется их моральными оценками. В этих случаях он и ссылается иногда на моралистические догмы ислама. При этом апологетику ислама он истолковывает в духе идеалистической морали.
Абай был также талантливым и оригинальным композитором. Помимо многих стихов, посвященных песне и музыке, Абай создал около двух десятков мелодий. Такой же новатор в музыке, как и в поэзии, Абай вложил в свои мелодии новое содержание и создал стиль, отличный от существовавших до него народных мелодий. И здесь проявилась вся многогранность творческой натуры Абая.

Прозаические беседы, называемые часто «слова-назидания», в значительной своей части представляющие старстные публицистические сочинения, содержат рассуждения, по проблематике близкие к поэтическим его произведениям. Вместе с тем в них мы находим много нового, интересного с точки зрения осмысления важных социальных проблем, раскрытия острых привлекают внимание меткие обобщающие характеристики нравов, психологии и поступков людей.
4. Одним из изданий, которое активно популяризировало творчество Абая, была газета «Қазақ». Редакцией газеты было вынесено решение особо отметить десятилетие со дня кончины Абая. В связи с этим газета опубликовала цикл статей о творчестве, жизни и деятельности великого поэта. Статья главного редактора газеты Ахмета Байтурсынова «Қазақтың бас ақыны» («Ведущий поэт казахского народа») была воспринята читателями с особым духовным подъемом. Глубокое осмысление автором статьи творчества поэта способствовало тому, что ее основные положения внесли значительный вклад в Абаеведени е . А. Байтурсынов, по сути дела, впервые пытался раскрыть социальные аспекты творчества поэта как выразителя интересов простого народа. Такой подход к пониманию творчества поэта строится на фундаменте идеи самого А.Байтурсынова о пробуждении народных масс, которая для будущих поколений должна была стать идейным руководством для понимания и личности и творчества Абая.

А.Байтурсынов считал, что знание творчества, понимание величия личности Абая должно обрести общенациональный характер. Это было особо важно для двадцатых годов прошлого века, когда чуждая для казахов идеология была заложена в основу государственного института подавления. А.Байтурсынов понимал, что жизнь, творчество, идеи Абая могут стать орудием противостояния, способствующим сохранению самобытности народа. В то же время А.Байтурсынов осознавал всю сложность проблемы, когда не только простой народ, а иногда и образованные люди не в состоянии были воспринять осмыслить во всей глубине литературное наследие, мысли и чаяния поэта. Он писал об этом: «Мысли Абая сложно понять иногда даже образованным людям. Понять Абая такие люди могут только с посторонней помощью». Так А.Байтурсынов еще раз отметил глубину и сложность мировосприятия и мировоззрения поэта.

В названной выше газете «Қазақ», в статьях М.Даулатова, Н.Торекулова, Абай предстает как гениальное воплощение духа казахского народа. Авторы статей отмечают, что Абай является основоположником нового направления в казахской литературе. Здесь же говорится и о мастерстве Абая как переводчика. Такая высокая оценка творчества Абая свидетельствует о прозорливости авторов, сумевших в свое время сделать точные и справедливые выводы.

Значительным событием в Абаеведении стало издание второго сборника стихов Абая. В данный сборник вошли стихи, которые ранее не публиковались. Издание было подготовлено Саматом Абишулы и осуществлено в 1916 году в Оренбурге под названием «Абай термесі». С точки зрения текстологии данный сборник отличается близостью к оригиналу. Еще одна особенность книги заключается в том, что здесь впервые читатели увидели прозу Абая «Слова назидания». Первое «Слово» было дано в качестве предисловия, и тем самым поэт предстал в новом облике прозаика-мыслителя. Сборник «Абай термесі» явился второй книгой, изданной до Октябрьской революции 1917 г. Издатель Самат Абишулы указал, что в сборник вошли неизвестные читателю стихи, и при этом он особо подчеркивал, что здесь опубликованы только те сочинения Абая, которые удалось собрать. Данное обстоятельство свидетельствует о хорошем знании С.Абишулы первого сборника сочинений поэта, поэтому в следующую книгу были включены уже новые произведения Абая.

После Октябрьской революции 1917 года передовые казахские общественные деятели продолжили начатую популяризацию творчества поэта. При этом они уже также однозначно исходили из идеи, что Абай является духовным стержнем казахского народа.
5. К концу 1920-х годов в Абаеведении дискуссии по вопросу оценки творческого наследия Абая приняли особую остроту. Полемика между С.Мукановым, И.Кабыловым и Ы.Мустамбаевым продолжалась в непримиримой форме еще долгое время. Еще раз следует отметить, что корни оценки творческого наследия Абая с позиций вульгарного социологизма находились центре, и они напрямую влияли на общественное сознание казахского общества.

Двадцатые годы прошлого века – сложный исторический период. Писатели и литературные критики Пролеткульта* пытаются пересмотреть творческое наследие классиков русской литературы с точки зрения классового антагонизма. По их мнению, А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, М.Ю.Лермонтов и другие классики XIX в. являются представителями эксплуататорского класса и, следовательно, их творчество необходимо рассматривать с точки зрения социального происхождения писателя. В Казахстане в тот период нашлись литературные деятели, которые в угоду политики центра (политики большевиков в области литературы) были готовы очернить историческое прошлое казахского народа. Идею обострения классовой борьбы при социализме, идущую из Москвы, многие были не прочь раздуть в беспощадный пожар войны со всеми инакомыслящими. Воинствующая идея вульгарного социологизма в их руках стала грозным оружием уничтожения идеологических противников. Подобная позиция характерна для С.Муканова, И.Қабылова, М.Кайыпназарова, которые призывали к отказу от творческого наследия Абая.

С.Муканов в статьях «Заключение о художественной литературе», «Каждый думает по-своему» оценивает творчество Абая не из идейных и социальных устремлений поэта, а только из того факта, что Абай – представитель байско-феодального класса. Именно поэтому философские воззрения Абая С.Муканов расценивает как проявление классовой идеологии: он утверждает, что Абай в своих произведениях отстаивает идеи националистической идеологии, так как это отвечало интересам байско-феодального класса. По словам С.Муканова, Абай является идеалистом, а

__________________________

* Культурно-просветительные организации пролетариата – самое массовое объединение начала 1920-х годов, имевшее своей целью создание «классовой, пролетарской культуры».

идеализм – стержень воззрений богатеев, поэтому при всём своём желании не мог отойти от этих воззрений. По мнению С.Муканова, каждый исследователь при объективном анализе может убедиться в том, что идеи национального обособления всегда исходили из зажиточного класса. Абай никогда не писал против бедных, при всем при этом он представляет интересы богатеев, а не бедняков. Стало быть, объективно он есть противник бедняков. С.Муканов приходит к однозначному заключению, называя себе ярым борцом за интересы пролетариата и бедняков, выставляет Абая как врага казахского народа. Руководители КазАПП (Казахстанская Ассоциация пролетарских писателей) М.Кайыпназаров, Ғ.Тоғжанов также придерживались этой точки зрения.
5 Из истории казахского литературоведения известно, что традиция чтения специальных курсов в высших учебных заведениях впервые стала практиковаться в стенах КазГУ им. С.М.Кирова с 1942 года. Спецкурс под названием «Абаеведение» начал читать один из классиков казахской литературы Мухтар Ауезов. Формированию «Абаеведения» (далее – Абаеведение ) как специального учебного курса предшествовал длительный этап подготовительной работы, поисковой и исследовательской деятельности. Первые статьи М.Ауезова об Абае печатались в различных изданиях, начиная с 1918 года, и уже тогда вызвали интерес передовой интеллигенции. Исследовательский талант М. Ауезова особенно проявился в те годы, когда он был главным редактором журнала «Абай». Публикации статей о наследии Абая сочетались с печатанием на страницах журнала отрывков из произведений поэта-мыслителя.

В научной и творческой деятельности М. Ауезова выделяются две крупнейшие вершины. Первая из них – основополагающая монография «Абай Кунанбаев», которая явилась результатом более чем двадцатилетнего труда, посвященного главному делу его жизни. Второе достижение – это создание художественных произведений разных жанровых форм об Абае, и среди них самое значительное произведение – эпопея «Путь Абая». Вся многосторонняя деятельность М.Ауезова по изучению наследия Абая, все его мысли и открытия о творчестве поэта нашли свое выражение в этих художественных и чисто научных трудах писателя.

На литературном вечере в Семее, посвященном двадцатилетию со дня кончины Абая, М. Ауезов выступил с докладом «Историческая роль Абая в казахской литературе». Уже в то время М.Ауезов создал первую научно обоснованную биографию Абая. Однако эта биография была опубликована только через десять лет, к 30-летию со дня смерти поэта, в 1933 году в полном собрании сочинений Абая. Именно с этого времени М. Ауезов в литературных кругах воспринимается как первооткрыватель и основатель Абаеведения . Необходимо отметить, что М.Ауезов заложил научные основы литературоведческого освоения наследия великого Абая. В результате непрерывной двадцатилетней научно-исследовательской деятельности по изучению литературного творчества поэта М.Ауезовым было сформировано направление, которое получило название «Абаеведение». Это позволило наметить пути дальнейшего плодотворного развития нового литературного направления казахском литературоведении.

В итоге многолетних исследований, благодаря усилиям уже нескольких поколений филологов, Абаеведение превратилось в мощное направление современного казахского литературоведения. Сегодня представляется возможным выделить в более чем столетней истории изучения литературного наследия Абая три основных этапа:

Начальный период продолжительностью почти в полвека приходится на 1889-1934 годы.

Второй этап охватывает 1934-1961 годы, которые отмечены особой активностью творческих поисков М. Ауезова, продолженные его последователями.

Третий этап начинается с 1961 года и характеризуется дальнейшим углублением научных изысканий в области Абаеведения . Этот период знаменателен тем, что Абаеведение как изучение творческого наследия Абая, само становится предметом исследования и в казахском литературоведении возникает новое направление – «История абаеведения».
6. В познаниях поэта встречаются такие сложные философские воззрения, как имани гүл (культ сердца), жауанмәртлик (человечность), камили инсани (нравственная личность). Система этих взаимосвязанных построений выражает взгляды Абая на всевышнего творца и его божественные черты, а вместе с тем и на ключевые вопросы нравственно полной личности, которые он рассматривает в тесном единстве с различными условиями верования. Комплекс всех этих допущений и постановок составляет основное содержание, охватывающие жизненно важные моменты умазаключений М.Ауезова.

М.Ауэзов в стихотворении «Алланың өзі де рас, сөзі де рас», особо обращал внимание на важнейший логический посыл в познании Абая, который называется имани гүл. Согласно поэту, культ сердца, утверждающий троекратную любовь, необходимо рассматривать в рамках философии морали.

В этом стихотворении Абай наиболее полно раскрыл свои внутренние поверья, мотивы своего призыва к гуманизму, а также собственные познания философии морали. Первым условием троекратной любви – учения об имани гул он считал необходимость «больше жизни любить Аллаха, т.к. он создал с великой любовью человечество». Таким образом, любовь смертного к своему творцу и есть первая любовь.

Вторая любовь, по Абаю, заключается в идее беспредельной любви каждым всего человечества, как свего брата. Эта идея – своеобразный девиз поэта в стремлении понять устройства мира. Потому в его сочинениях от начала до конца она проповедуется в строгой последовательности. Идея Абая «Любить справедливость, как истинный путь, указанный самим всевышним», является третьей любовью и в основе своей восходит к аргументам из нравоучительных наклия и гаклия, которым посвящено Тридцать восьмое слово. В нем сформулированы понятия о справедливости идеальной и абсолютной (гадалет)

В душу вглядись глубже, сам собою побудь…Философские параллели поиска Истины.
Мыслитель Абай вот уже почти два столетия восхищает различные поколения людей глубиной своей мысли и яркостью языка. Его известность переступила границы Казахской земли, а его талант стал достоянием всего мира. Но особую роль Абай сыграл в духовном единении двух народов – казахского и русского. Он много размышляет о сущности жизни и взаимопроникновении культур. Его мысли- это те кирпичики-основания на которых заложена современная философия свободного Казахстана.Сегодня национальная философия становится необходимой частью общественного сознания евразийских обществ.
Казахская философия определяется конкретно-исторической судьбой казахского народа, его менталитетом, характером мировоззренческих проблем в разные периоды его исторического развития.Началом казахской философии можно обозначить философию казахского просвещения 19 века. Данная философия формировалась под воздействием Востока и русской просветительской мысли, т.к. после присоединения Казахстана к России менялось мышление казахов, их уклад жизни, этнические традиции.Социальные противоречия в жизнидеятельности казахского народа критически осмысливались Чоканом Валихановым (1835-1865гг.), Абаем Кунанбаевым (1845-1904гг.), Шакаримом Кудайбердиевым (1858-1931гг.) и др.
Чтобы понять процесс формирования казахской философской мысли необходимо обратиться к такой яркой фигуре в казахской культуре как Абай. Как сын своего народа, Абай взял лучшее от многовековой культуры казахского народа и обогатил эти сокровища благотворным влиянием русской культуры. Философская направленность поэта, прежде всего, проявляется в его поэтическом творчестве. Он поэт-сатирик, обличитель. Его стихи носят просветительский характер: есть стихи-притчи, стихи-назидания. Но во всех произведениях звучит основная мысль: любовь к человеку и природе – это ключ к философии Абая. Исходя из своего философского мироощущения, ему близки такие русские поэты и писатели, как А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.А. Крылов, И. Бунин, Л. Толстой, Салтыков-Щедрин. Именно поэтому он переводит их произведения на казахский язык. Особенно с огромной любовью Абай переводил стихи М. Лермонтова. Об этом можно судить по количеству переведенных стихов, их 29. Можно сказать, что с Лермонтовым его роднит гражданская позиция по отношению к своему народу. Не менее оригинальны и его переводы басен Крылова. В своих переводах он использует популярные казахские пословицы. С творчеством Салтыкова-Щедрина его объединяет сатирическая меткость осмеивающая баев, управителей, чиновников.Если все это сформулировать краткой мыслью, то можно сказать, что всех их объединяет философские искания смысла «народ-поэт».