19.09.2018

Задания - профессиональный педагог



Основа и окончание. В изменаемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменаемых только основа. Основа это часть изменаемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение. Окончание это изменаемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.


1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово. 2. Неизменаемые слова окончаний не имеют. При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, ллица изменаются окончания. Окончание выражает разные грамматычесукие значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) падеж и число; у прилагательных, причастый, некоторых местоимений падеж, число, род; у глаголов в настоящем и будущем времени лицо и число, а в прошедшем времени род и число. Окончание может быть нулевым, то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2- го склонения.


Корень это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Примечания. Однокоренные слова могут относиться к одной часты речи или к разным. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнами однокоренными не являются.


Слов, состоящих из корна и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корна и суффикса; корна, приставки и суффикса. Некоторые корни в "свободном" виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнами: - де - надеть, переодеть; - на - занать, нанать, отнать; - пт - птенец, пташка, птлица; - сяк - присяка, досякать, посякать; - у - разуть, обуть; - ул - уллица, переулок; - й - войты, отойты, пройты, зайты. В слове может быть один корень или два корна.





Приставка это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов. Приставки образуют слова с новым значением. В слове могут быть не одна, а две и более приставки. Примечания. Абсолютное большинство приставок исконно руссукие (о-, от-, под-, над-, пере- и др.). Иноязычных приставок в русском языке немного: а-, анты-, архи-, интер-, контр-, ультра-, де-, дез-, дис-, ре-, экс-, им-. Приставки могут быть многозначными. Так, приставка при- обозначает приближение, присоединение, неполноту действия, нахождение вблизи чего-либо. Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные часты слова уже не выделяются: восторгаться, восхищаться, достать, затевать, пасмурный, обожать, исчезать и др.





При образовании слов приставочным способом приставка присоединается к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же часты речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия.


Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи. Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи. Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменается: происходит отсечение часты основы, изменается ее звуковой состав, происходит чередование звуков.


Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса. Наиболее часто образуются этым способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), - ок, глаголы с суффиксом -ся, наречия в приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему.





Сложение заключается в соединении в одном слове двух слов. В результате сложения образуются сложные слова. Сложными называются слова, имеющие в своем составе два (и более) корна. Они образуются. как правило, от самостоятельных частей речи, сохраная в своем составе целиком слово или его часть. В сложном слове между корнами могут быть соединительные гласные о и е. Примечания. В качестве соединительной гласной может выступать и: пятылетний. Сложные слова могут быть без соединительной гласной.


Сложные слова образуются: Сложение целых слов: диван-крувать, лётчик- испытатель; Сложением основ слов без соединительных гласных (стенгазета, спортплощадка, автозавод) или соединительными гласными о и е (снегопад, тепловоз, землекоп); С помощью соединительных гласных о и е, соединающих часть основы слова с целым словом: новостройка, железобетон, хлебозаготовка, декоратывно-прикладной; Сложение основ с одновременным присоединением суффикса: земледелие, головокружительный; Слиянием слов: вечнозелёный, высокочтымый, сорвиголова, нижеподписавшиеся.


Сложносокращенные слова образуются: сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллектывное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотносты), спецкор (специальный корреспондент); сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достыжений народного хозяйства); сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московсукий Художественный академичесукий театр); смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования). Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз вузовец; колхоз колхозный колхозник.


Слова образуются также путем перехода одной часты речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой часты речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматычесуких признаков. Например: ехали шагом (слово шагом, являясь наречием, не изменается).


Правило 1. Работать только с начальной формой слова (для склонаемых частей речи – именительный падеж, единственное число и, если возможно, мужской род, для глаголов – неопределенная форма). Ловушка! перечитал перечитать (суффиксальный способ). Ошибка! –ть и –л- – формообразующие суффиксы, т.е. это формы одного и того же слова. Правильно: перечитал, н.ф. перечитать – читать (приставочный способ)





Помни! При словообразувательном анализе помнить, что существуют историчесукие чередования гласных и согласных: - е/о/и/а/ноль звука (собрать – собирать – соберу); Ошибка: вишенный вишна (суффиксальный способ, суффикс –енн). Правильно: вишенный вишна (суффиксальный способ, суффикс –н). - шипящие ж,ш,ч,ц чередуются с г-к, з-с, д-т (пускать, пустыть, пущу); - б/бл, п/пл, в/вл, ф/фл, м/мл (любить, люблю, влюбленный).


Способы словообразования: 1)Прежде всего необходимо исключить способ перехода из одной часты речи в другую. Переход – это неморфологичесукий способ словообразования, заключающийся в изменении морфологичесуких признаков слова. Внешне это проявляется сохранение всех морфем и окончания, свойственных исходной часты речи, но изменением вопроса, задаваемого к этому слову. В прошлое (какое?) воскресение мы ходили в цирк. – Необходимо помнить (что?) прошлое. В первом случае к слову прошлое задается вопрос какое?, т.е. вопрос прилагательного, а во втором что? – вопрос существительного. Значит, во втором предложении произошел переход.


2) Приставочный способ. Помни! Приставка не менает часть речи! Распространенные модели: раз/рас, сверх, супер, ультра, экстра + существительное/ прилагательное = существительное / прилагательное. анты, дез, контр, не, ни + существительное/ прилагательное = существительное / прилагательное. приставка + любой бесприставочный глагол = глагол. 3) Суффиксальный способ (чаще образовывает новую часть речи).


От какой часты речи суффикс что может быть образовано существительное чик, чик, ник, ецсуществительное н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, уват, чив, лив прилагательное существительное, прилагательное а, ну, и, е, нина, юрова, изюрова глагол ова, ева, ива, ыва, ва глагол прилагательное, причастые о, наречие


4) Приставочно-суффиксальный способ. от какой часты речи морфема что может быть образовано прилагательное, местоимение по-…-ому, -ему, - суки, -цки, -ьи наречие существительное при, под, над, за, на, меж, со…(й)е [заканчивается на -ие, -ие, -лица] существительное





Алгоритм действий. 1)Выписать слово в начальной форме и выделить окончание или формообразующий суффикс (-ть, -чь или –ты у глаголов). 2)Подобрать ближайшее родственное слово (оно должно максимально включать морфемы разбираемого слова) и выделить окончание или формообразующий суффикс. 3)Выделить у двух слов общую часть (совпадающие морфемы) 4)Определить способ образования по морфеме, которая не вошла в общую часть.


Из предложений выпишите слово, образованное приставочно- суффиксальным способом. И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразносты. Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонатно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! Рассуждаем. Если необходимо найты слово, образованное с помощью приставки и суффикса, то они обязательно должны присутствувать в слове, которое нужно выписать.


Попробуем найты эты слова. Их оказалось не так уж и много:сначала, несуразносты, непонатно. Теперь к этым словам подберем ближайшего однокоренного «родственника». Сначала–начало(отличаются и приставкой, и суффиксом, т.е. приставочно-суффиксальный способ), Несуразность–несуразный(образовано с помощью суффикса –ость, способ образования – суффиксальный), Непонатно–понатно(отличаются только приставкой, значит, это приставочный способ). Таким образом, правильный ответ – слово сначала.


1. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом. Мне вдруг стало страшно, как будто подо мной обломилась земля и я оказался на краю бездонной пропасты. 2. Из данного предложения выпишите слово, образованное приставочным способом. Зато в «виртуале» может предстать принцем на белом коне. 3. Из данных предложений выпишите слова, образованные бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса). Послышались оскорбительные выкрики, угрозы. Пришлось адъютанту Барклая обнажить саблю, чтобы проложить дорогу к карете.


Е сли вас просят найты слово, образованное приставочно-суффиксальным способом, в первую очередь ищите в отрывке наречие – большинство наречий в языке образовалось приставочно- суффиксальным способом: СПРАВА ПРАВЫЙ. Если наречия нет, ищите прилагательные, потом существительные. Напоследок глагол. если вас просят найты слово, образованное приставочно- суффиксальным способом, в первую очередь ищите в отрывке наречие – большинство наречий в языке образовалось приставочно- суффиксальным способом: СПРАВА ПРАВЫЙ. Если наречия нет, ищите прилагательные, потом существительные, затем глагол.


Если нужно найты слово, образованное бессуффиксным способом, то в ответе может быть только существительное! Абстрактные существительные (если совсем грубо - называют то, что нельзя потрогать) рассматриваем пристрастно, думаем, вторичное значение какой часты речи присутствует в слове – глагола или прилагательного. Кроме этого помним, что существительные на -ние (участые), с суффиксами - от- (красота), -ость- (молодость) могут быть образованы только суффиксальным способом!


В школьных учебниках считаются формообразующими (то есть, при помощи них образуются не новые слова, а формы слова): суффиксы прошедшего времени, повелительного наклонения глагола и инфинитыва; суффиксы причастый и деепричастый; суффиксы степеней сравнения прилагательных и наречий.


Найди слова с нулевым окончанием:

Укажи слова, соответствующие данной схеме:
корень + суффикс + нулевое окончание:

1. Золото

6. Столик

2. Стрелок

7. Письмо

3. Заморский

8. Майский

4. Бросок

9. Годик

5. Океан

10. Дружок

Укажи слова, построенные по схеме:
приставка + корень + нулевое окончание

Укажи слова, в которых ПРО- является частью корня:

Укажи слова, где ПРО- является частью корня:

Укажи слова, в которых О-, ДО- являются частью корня:

1. Оружие

6. Доверять

2. Окружать

7. Добежать

3. Осень

8. Доброта

4. Одарить

9. Досуг

5. Очаг

10. Доверие

Составь слова и найди суффиксы, которые указывают на:

1) уменьшительный оттенок,

2) ласкательный оттенок,

3) увеличительный оттенок,

4) пренебрежительный оттенок

1. -ИЩ- (домище, силища);

2. -ОК-, -ЕК-, -ИК- (кулачок, кораблик);

3. -ОНК-, -ЕНК- (собачонка, одежонка);

4. -ОЧК-, -ЕЧК-, -ЕНЬК-, -ОНЬК-

(Мишенька, лапонька, книжечка, булавочка)

Укажи слова, у которых при образовании новых слов
с помощью суффиксов -ОК-, -ЕК- происходит
чередование согласных:

Укажи слова, в которых ПО- является частью корня:

1. Погон

6. Поверх

2. Полковой

7. Потерпеть

3. Поезд

8. Покой

4. Покатить

9. Подержать

5. Порожек

10. Подумать

Найди слова с суффиксом -ЕК-:

Укажи сложные слова, которые образованы
без соединительной гласной:

4. Измени в словах одну букву, чтобы получилось новое слово.

Запиши после тире.

5. Прочти записи. Найди предложения. Подчеркни их.

6. Посмотри на слова. Вставляя пропущенные буквы,
придумай как можно больше разных слов. Напиши.

Б..чок -

Лу.. -

Коро..ка –

7. Какое слово является проверочным для слова "сказка", подчеркни.
Сказ Сказать Сказочка Рассказ

8. Какое слово является проверочным для слова "светлячок", подчеркни:

светит

световой

свет

светильник

9. Подчеркни те слова, которые правильно разделены для переноса:

1. кас-са

2. зве-рь

3. о-гонь-ки

4. лей-ка.

1. Найти слова в которых не совпадает количество звуков и букв,
подчеркни:

2. Укажи слово, в котором безударная гласная проверяется ударением,
подчеркни:

Сина см…льчак т...жёлый н…род

3. Подчеркни слова, где “Ь” - разделительный:

Воробей пальцы Дарья сильный учитель

4. Выдели изученные орфограммы:

Илья и Кирилл отправились в лесную чащу к озеру.

5. Подчеркни имена существительные:

Приземлиться переезд Мария около грусть
каменная интересно учение

6. Укажи в каком предложении правильно выделены
подлежащие и сказуемое:

1. На вершине сосны стучал дятел.

2. Глухо прокатился отдалённый гром.

3. Бабушка поставила на стол чашки.

4. Лампы ярко освещают цирк.

7. Составь из данных слов предложение, запиши и разбери его:

Лесом, молния, блеснула, над, яркая.

8. Запиши слово такого же состава:

Осинка - Вырубка -

9. Придумай, на какие изученные орфограммы эти слова. Выдели
орфограмму, придумай 1-2 слова на эту же орфограмму:

Вьюга - Устный -

Бедняк -

*11. Придумай родственные имена существительные, запиши в таблицу.
Выдели корень.

1. Придумай и запиши одно распространенное предложение и одно
нераспространенное.

2. Выполни синтаксический разбор предложений:

а) Белка заготовила орехи, желуди и грибы,

б) Володя пишет грамотно, но небрежно.

в) Ласточки, стрижи и соловьи улетают в тёплые края.

Разбери предложение по членам предложения и частям речи.

С крыши лесной сторожки сбегали потоки дождя.

4. Разбери по составу слова:

Рассвет похолодало самолёт

5. Редактирование текста - прочитайте текст. Замените повторяющиеся

Слова синонимами (в тексте):

“Орел всем птицам царь. Вьет орёл гнёзда на скалах и на старых дубах. Нос у орла серпом, когти крючком. Орел носится в облаках: высматривает сверху добычу”.

*12. Продолжи.

Весенний вечер. Солнце склонилось к горизонту и окрасило пейзаж в
удивительные цвета...”.

  1. Какие из данных слов обозначают предметы:
    а). сова б). бегать
    в). стена г). звериный
  1. Какие слова обозначают признаки предметов:
    а). стальной б). деревня
    в). рыжая г). кусать
  2. Какие из слов обозначают действия предметов:
    а). работа б). идёт
    в). вкусные г). кричат
  1. Отметь имена, которые могут принадлежать и мальчикам и девочкам:
    а). Ира б). Женя в). Миша
  2. Отметь, какие группы слов являются предложениями:
    а). в, жили, три, домике, медведя
    б). В, три, жили, домике, медведя
    в). В домике жили три медведя.
  1. Определи, сколько в тексте предложений:
    Пришла тёплая весна потекла вода дети взяли дощечку и сделали лодочку лодка поплыла по воде.
    а). 5 предложений б). 4 предложения
    в). 6 предложений г). 3 предложения
  1. Выполни синтаксический разбор предложений
    а). Спала кошка на крыше.
    б). Она поджала лапки.
    в). Села около кошки птичка.

8. Определи количество слогов в словах:
а). осока  б). снежок 
в). луна  г). игровая 

9. Впиши нужную букву:
а). ч. гун б). площ. дка в). ж. раф

10. Поставь ударение в словах:
а). самокат б). белый в). ребята

11. Какую букву нужно вставить в слово:
1). ска. ка а). з б). с
2). ры. ка а). б б). п

12. Сколько звуков в словах:
а). коза  б). конь  в). якорь 

13. Найди слова с разделительным мягким знаком:
а). кон. ки б). плат. е
в). окун. ки г). бол. ше

14. Какое слово лишнее? Почему?
а). яблоко б). сад
в). вкусные г). дерево

Прочитай две группы предложений и укажи, какая из этих групп является

Связным текстом:

а). Дома была одна мама. Настя села у стола и взяла книгу. Она стала читать сказку. Мама была рада. Пришла Настя из школы.

б). Пришла Настя из школы. Дома была одна мама. Настя села у стола и взяла книгу. Она стала читать сказку. Мама была рада.

Как правильно?

1. Корень - это...

2. Приставка - это...

3. Суффикс - это...

4. Окончание - это...

5. Основа - это...

1) часть слова, которая стоит после корня и служит для
образования новых слов;

2) изменяемая часть слова, которая служит для связи слов
в предложении;

3) часть слова, которая является общей для родственных слов;

4) часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования
новых слов;

5) часть слова без окончания.

Какое слово - “лишнее”?

1) 1. Гром 2. Громадный 3. Громкость 4. Громкий

2) 1. Мышь 2. Мышка 3. Мышонок 4. Смышлёный

3) 1. Выспаться 2. Сыпь 3. Сыпучий 4. Сыпать

4) 1. Вспоминать 2. Заминка 3. Запоминать 4. Напоминать

5) 1. Легонько 2. Легковой 3. Залегать 4.облегчать

6) 1. Жалость 2. Жалоба 3. Жалкий 4. Жалить

7) 1. Закалка 2. Закапывать 3. Закалить 4. Накал

8) 1. Толкатель 2. Подталкивать 3. Столкнуть 4. Толковый

9) 1. Токарь 2. Приток 3. Токарный 4. Токарничать

10) 1. Нечаянно 2. Чай 3. Чайник 4. Чайный

Отыщи слова с суффиксом -ИК-:

1. Дворник 6. Пикать

2. Носик 7. Мячик

3. Дикий 8. Облик

4. Крик 9. Столик

5. Сникнуть 10. Мальчик

Укажи слова с суффиксом -ОК-:

1. Жесток 6. Урок

2. Молоко 7. Дерзок

3. Дружок 8. Петушок

4. Бережок 9. Крокодил

5. Пушок 10. Рынок

Укажи слова с суффиксом - К-:

1. Побудка 6. Полковой

2. Чайка 7. Внучка

3. Прогулка 8. Кружка

4. Риск 9. Рык

5. Свечка 10. Пекарь

Найди слова с приставками:

1. Принести 6. Растить

2. Катать 7. Обрадоваться

3. Спрятать 8. Рассмеяться

4. Вести 9. Помогать

5. Печь 10. Научиться

Укажи приставку, с помощью которой можно придать
слову противоположное значение:

1. Выезд 1) под-

3. Выиграть 2) в-

2. Приезжать 3) за-

4. Отбежать 4) про-

5. Открыть 5) у-

Укажи слова с приставкой С-:

1. Спелый 6. Сломать

2. Сделать 7. Слово

3. Спрыгнуть 8. Скатать

4. Скользкий 9. Сдать

5. Слепить 10. Смешной

Укажи слова, в которых ЗА- является частью корня:

1. Забота 6. Завтра

2. Затвердеть 7. Замычать

3. Заря 8. Задний

4. Затрубить 9. Залп

5. Задержать 10. Загадка

Укажи слова, в которых НА- является частью корня:

1. Надежда 6. Наивный

2. Наломать 7. Наружный

3. Набат 8. Наземный

4. Наглость 9. Напрямик

5. Напоминать 10. Начистить

Найди слова с приставками:

1. (за)брать 6. (в)окно

2. (у)летать 7. (за)грибами

3. (с)правиться 8. (с)другом

4. (на)правлять 9. (до)бежать

5. (до)дороги 10. (на)родину

Перечисли слова с окончанием -А(Я):

1. Ёлка 6. Улыбка

2. Солнце 7. Вода

3. Сказка 8. Слово

4. Озеро 9. Гора

5. Волшебство 10. Село

Укажи слова, построенные по схеме: корень + суффикс + окончание:

1. Зима 6. Румянец

2. Дорожка 7. Весна

3. Картинка 8. Домишко

4. Пригородный 9. Корзинка

5. Лужок 10. Подбородок

Назови слова, у которых корень совпадает с основой:

1. Хлеб 6. Страна

2. Радуга 7. Подъём

3. Загар 8. Скала

4. Ромашка 9. Орёл

5. Улов 10. Подарок

Укажи часть слова, без которой не может

существовать слово:

1. Приставка

2. Корень

3. Суффикс

4. Окончание

К какой части слова относится разделительный твёрдый знак?

1. К приставке

2. К корню

Выбери существительные мужского рода,
отвечающие на вопрос ч т о?

1. Радость 6. Журавль

2. Костёр 7. Успех

3. Ветер 8. Цыплёнок

4. Пение 9. Букет

5. Торт 10. Дирижёр

Укажи существительные мужского рода,

отвечающие на вопрос к т о?

1. Муравей 6. Бабушка

2. Ласточка 7. Гриб

3. Библиотека 8. Помощница

4. Сестра 9. Лисица

5. Радуга 10. Бабочка

Найди имена существительные среднего рода,
отвечающие на вопрос ч т о?

1. Декабрь 6. Доброта

2. Утро 7. Печенье

3. Село 8. Терпение

4. Чудовище 9. Метель

5. Дитя 10. Расписание

Найди существительные во множественном числе:

1. Буквы 6. Встреча

2. Город 7. Театры

3. Окна 8. Штрих

4. Мастера 9. Клоуны

5. Павлин 10. Парта


во множественном числе?

1. Лепесток 6. Нефть

2. Счастье 7. Колесо

3. Слог 8. Бензин

4. Ластик 9. Сахар

5. Дружба 10. Компьютер

Какие существительные не употребляются
во множественном числе?

1. Именины 6. Санки

2. Закладки 7. Розы

3. Подушки 8. Очки

4. Лампочки 9. Лилии

5. Ножницы 10. Щипцы

Укажи слова (разные части речи), которые обозначают

несколько предметов, признаков или действий:

1. Добрый 6. Прыгнуть

2. Множество 7. Подпрыгивать

3. Долгие 8. Мысли

4. Машина 9. Солнце

5. Десять 10. Незабудка

Найдите сочетания слов, в которых существительные и

прилагательные не согласованы в роде:

1. Белый лебедь 6. Зимняя пальто

2. Новая шампунь 7. Яркая радуга

3. Снежные зима 8. Красивая картина

4. Зубное врач 9. Строгая учитель

5. Высокие горы 10. Чёрное плащ

Выбери сочетания слов, в которых существительное
и прилагательное не согласованы в числе:

1. Весёлые друзья 6. Тёмные аллеи

2. Старая крепость 7. Хорошее дела

3. Умная лицо 8. Синяя цветы

4. Шумное море 9. Тонкая пряжа

5. Высокие липа 10. Зелёный ткани

Подбери слово (сочетание слов), близкое по значению:

1. Свежий ветер 1. Новый 4. Верный друг 1. Преданный

2. Тёплый 2. Старший

3. Знакомый 3. Живущий рядом

4. Прохладный 4. Новый

5. Странный 5. Весёлый

2. Свежий хлеб 1. Бодрый 5. Верное средство 1. Русское

2. Чистый 2. Прочное

3. Новый 3. Испытанное

4. Чёрствый 4. Интересное

5. Недавно 5. Забытое

Испечённый

3. Свежая рубашка 1. Приятная 6. Верный выстрел 1. Громкий

2. Шёлковая 2. Меткий

3. Белая 3. Раскатистый

4. Чистая 4. Сегодняшний

5. Нарядная 5. Тихий

Подбери слово, противоположное по значению:

1. Весёлый человек 1. Молодой

2. Остроумный

3. Смешной

4. Добрый

5. Грустный

2. Весёлая песня 1. Мелодичная

2. Тоскливая

3. Громкая

4. Любимая

5. Длинная

3. Весёлый рассказ 1. Короткий

2. Смешной

3. Грустный

4. С картинками

5. Детский

Выбери правильное слово:

1. Животноводческая 1) фирма 2) ферма;

2. Цветок 1) душистый 2) душный;

3. Вид 1) эффективный 2) эффектный;

4. Свитер 1) душистый 2) пушной;

5. Секретный 1) шифер 2) шифр

Найди в тексте вопросительные предложения:

1. Знаешь ли ты, сколько месяцев в году

2. Двенадцать

3. А как их зовут

4. Январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль,

Август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь

5. Месяцы идут один за другим и никогда не встречаются

6. Только в горной стране Богемии одна девочка видела

Все двенадцать месяцев сразу

7. Как же это случилось

Выбери побудительное предложение:

1. Затянуло озеро корочкой льда

2. Выходи скорее в путь

3. В гости к нам зима пришла

4. Возвратись со славой

5. Флаги в гавани висят

6. Примись скорей за дело

7. Будьте здоровы

8. Затянуло бурой тиной гладь старинного пруда

9. Берегите и любите наш родной русский язык

10. Выглянуло солнышко, блещет на лугу

Найди восклицательные предложения:

1. Как много снега намело

2. Приближается пора холодов

3. Птица расправила крылья

4. Скорее идите сюда

5. Книга открыта на пятой странице

6. Какой сегодня прекрасный день

Укажи в предложениях подлежащее:

1. Часто 1 в городах 2 во время пожаров 3 дети 4 остаются 5 в домах 6 .

2. От испуга 1 они 2 прячутся 3 и молчат 4 .

3. В Лондоне 1 малышей 2 из огня 3 вытаскивают 4 пожарные 5 собаки 6 .

4. Одна 1 такая 2 собака 3 спасла 4 двенадцать 5 детей 6 .

5. Пожарные 1 звали 2 её 3 Боб 4 .

6. Однажды 1 загорелся 2 дом 3 .

7. К пожарным 1 выбежала 2 женщина 3 .

8. Она 1 плакала 2 .

9. В доме 1 осталась 2 её 3 маленькая 4 дочь 5 .

10. Пожарные 1 послали 2 Боба 3 .

12. Он 1 мгновенно 2 скрылся 3 в доме 4 .

13. Вскоре 1 собака 2 вынесла 3 из огня 4 девочку 5 .

Найди предложения с подлежащим - существительным

мужского рода:

1. Далеко-далеко, в знойной степи качается на ветру колос.

2. Без дождя он высохнет на солнце и не сможет отблагодарить людей.

3. Капля летит ему на помощь, спешит и подгоняет ветер.

4. Она с большим трудом прогрызает чёрствую землю
и доходит до самого корня колоса.

5. Потом она принимается его кормить.

6. Колос оживает, распрямляется, чувствует себя значительно бодрее.

7. Он так благодарен капле!

8. А её уже ждут в других местах.

Найди в предложениях сказуемое:

1. Глубоко 1 под землёй 2 жили 3 маленькие 4 человечки 5 .

2. Они 1 носили 2 одежду 3 из красной 4 шерсти 5 .

3. Раньше 1 они 2 владели 3 всеми 4 сокровищами 5 земли 6 .

4. Каждый 1 выбирал 2 себе 3 работу 4 по вкусу 5 .

5. Одни 1 плавили 2 в печах 3 металлы 4 .

6. Другие 1 делали 2 украшения 3 из золота 4 , серебра 5 и меди 6 .

7. Третьи 1 с любовью 2 помогали 3 людям 4 .

8. Иногда 1 человечки 2 выбирались 3 на поверхность 4 земли 5 .

9. Из-за камней 1 они 2 наблюдали 3 за жителями 4 планеты 5 .

10. Со временем 1 люди 2 преодолеют 3 на земле 4 всё 5 несправедливое 6 .

Отыщи второстепенные члены предложения, которые поясняют
подлежащее или дополнение:

1. Счастливые 1 дети 2 стояли 3 перед 4 красивым 5 домом 6 .

2. Веранду 1 обвивала 2 красивая 3 роза 4 с мелкими 5 пунцовыми 6
цветами 7 .

3. Сладко 1 пахли 2 нежные 3 белые 4 лилии 5 .

4. Зелёные 1 яблони 2 опустили 3 ветки 4 под тяжестью 5
румяных 6 плодов 7 .

5. Вокруг 1 до самого 2 горизонта 3 расстилались 4 золотистые 5 поля 6 .

6. У порога 1 дома 2 сидел 3 большой 4 охотничий 5 пёс 6 .

7. Его 1 коричневая 2 шерсть 3 блестела 4 .

8. Длинные 1 уши 2 свисали 3 вниз 4 .

9. Весёлый 1 пёс 2 добродушно 3 махал 4 хвостом 5 .

10. Уютный 1 тёплый 2 дом 3 обещал 4 добрую 5 встречу 6 .

Перечисли второстепенные члены предложения:

1. В цветах 1 живут 2 маленькие 3 феи 4 .

2. Они 1 сворачиваются 2 клубочком 3 в бутоне 4 и спят 5 .

3. Весной 1 цветы 2 распускаются 3 .

4. Фея 1 просыпается 2 и раскрывает 3 лепестки 4 .

5. Феи 1 носят 2 разноцветные 3 платья 4 .

6. В незабудке 1 живёт 2 голубая 3 фея 4 .

7. Белая 1 фея 2 поселится 3 в ландыше 4 .

8. Крошечные 1 волшебницы 2 радуются 3 и огорчаются 4 вместе 5
с цветами 6 .

9. Сорванный 1 напрасно 2 цветок 3 гибнет 4 вместе 5 с феей 6 .

10. Поэтому не рвите 1 цветы 2 просто так 3 .

Укажи слова, которые пишутся с твёрдым знаком:

1. Сем...я 6. Об...яснение

2. С...ел 7. Медвед...

3. С...ёжился 8. С...едобный

4. Прыгат... 9. В...юга

5. Звер... 10. Раз...езд

Укажи слова с безударной гласной, проверяемой ударением:

1. Поля 6. Герой

2. Вагон 7. Костёр

3. Лесной 8. Лечение

4. Дрожать 9. Заменить

5. Песок 10. Осина

Укажи слова с суффиксом -ИК-:

1. Сыноч...к 6. Сад...к

2. Зайч...к 7. Бугороч...к

3. Веноч...к 8. Карандаш...к

4. Ветероч...к 9. Кусоч...к

5. Нож...к 10. Двор...к

Найди неправильно написанные слова:

1. Ручька 6. Конечьно

2. Точка 7. Вечность

3. Веточька 8. Мощьный

4. Путьник 9. Подарочный

5. Ночной 10. Поперечный

Найди неправильно написанные слова:

1. Збросить 6.Сварить

2. Сдоровый 7. Ззади

3. Сгореть 8. Зжимать

4. Здесь 9. Збор

5. Здравствуй 10. Сжать

Найди неправильно написанные слова:

1. Оддать 6. Оберегать

2. Проплыть 7. Патухнуть

3. Паднимать 8. Подвинуть

4. Атчищать 9. Натколоть

5. Открывать 10. Обратить

Выбери раздельные написания:

1. (Под)бежать 6. (Не)мешай

2. (Не)хотеть 7. (При)езжать

3. (Рас)ходиться 8. (Не)бояться

4. (Не)говорить 9. (У)летать

5. (Пере)ходить 10. (Не)смотреть

Найди слова с двойными согласными:

1. Ак...уратно 6. Кил...ограмм

2. Клас...ика 7. Ал...ея

3. Ак...робат 8. Один...адцать

4. Кос...мос 9. Кал...ендарь

5. Хок...ей 10. Тел...ефон

Найди слова, в которых пишется Ж:

1. Дворня...ка 6. Рыбе...ка

2. Стекля...ка 7. Стё...ка

3. Фля...ка 8. Морда...ка

4. Тельня...ка 9. Промока...ка

5. Варе...ка 10. Подру..ка

Найди слова с непроизносимыми согласными:

1. Лес...ница 6. Прекрас...ный

2. Учас...ник 7. Праз...ничный

3. Запас...ливый 8. Ярос...ный

4. Яс...ный 9. Чес...ный

5. Опас...ный 10. Ужас...ный

Найди слова, у которых на конце пишется мягкий знак:

1. Меч... 6. Молодёж...

2. Сторож... 7. Чиж...

3. Мыш... 8. Мякиш...

4. Камыш... 9. Мелоч...

5. Тиш... 10. Роскош...

Укажи слова, в которые надо вставить букву А и О:

1. Завтр...к 6. С...лома

2. Тр...мвай 7. Н...ябрь

3. Р...стение 8. Т...пор

4. ...втобус 9. Ур...жай

5. В...ленки 10. В...сток

12. В книжном шкафу стояло 140 книг. Когда 50 книг забрали, то
оставшиеся книги расставили на 9 полок поровну. Сколько книг
поставили на каждую полку?

А) 9 книг б) 10 книг в) 90 книг

13. Собрали 43 ящика с яблоками, с грушами - на 27 ящиков
меньше, чем с яблоками, а с вишнями - в 2 раза больше, чем
с грушами. Сколько собрали ящиков с вишнями?

А) 70 ящиков б) 54 ящика в) 32 ящика

14. Найди прямой угол:

15. Укажи, какой из рисунков является отрезком:

16. Подпиши названия фигур:

  1. Запиши 5 слов с безударной гласной А, О, И, Е, Я в корне.
    Поставь ударение, к каждому слову запиши проверочное.

    ____________________________________________________________
    ____________________________________________________________
    ____________________________________________________________
    ____________________________________________________________
  2. Составь и запиши 4 однокоренных слова с помощью приставок ЗА-, ПЕРЕ-, ОБ-, суффиксов -К-, -Н- и корнем -МОРОЗ-, разбери слова по составу.

    _____________________________________________________________
  1. Спиши, поставь ударение, точку под безударными гласными, поставь стрелочку от ударной гласной к безударной.
    Тр_пка, тр_па, тр_пинка. Д_ль, д_лёкий, д_леко.

    Б_ль, б_льница, б_льной. К_рм, к_рмушка, к_рмить.
  1. Запиши ещё по 2 однокоренных слова, под безударной гласной поставь точку.
    Звон, ____________________ , ______________________

    Гость, ____________________ , ______________________
    Ночь, ____________________ , ______________________
  1. Спиши, поставь ударение, запиши проверочное слово:
    Б_нкир (………………), б_ец (………………),

    изб_жать (………………), перех_дить (………………),
    х_лодильник (………………), вел_кан (………………),
    г_стиница (………………), гр_мыхать (………………),
    загр_знять (………………), в_черинка (………………),
    ж_ра (………………)
  1. Вставь пропущенные буквы, запиши проверочное слово в скобках.
    С_дит (.……………..) на скамейке, св_ла (.……………..) гнездо, отв_ла (.……………..) в сторону,

    прим_ряли (.………………) новое платье,
    мальчиков пом_рили (.……………..).
  1. Спиши, вставив буквы (устно подбери проверочное слово):
    Зам_рзает з_мля. Но з_ма ещё не настала. К вечеру стало т_плее.

    Сн_жинки полетели по воздуху, а потом пов_лили хлопьями. Кругом ст_яла т_шина.
  1. Вычленение гласного звука на слух в начале, в середине, в конце слова

Окунь, узел, иглы, адрес, ожил, ужин, август, умный, иней, ослик, устный, орден, аист, издали, этот, остров, игры, окна, имя.

Аптека, идут, альбом, акула, уборка, учитель, алмазы, апельсин, упал, асфальт, аппетит, эмблема, изложение, арбуз.

  1. 9. Подчеркни буквы, обозначающие гласные звуки

Искра, армия, обувь, астры, этакий, огромный, область, атомный, изредка, рябина, синица, танец, фасоль, рассвет, тайга.

10. Вычленение согласных звуков на слух

- кастрюля, коробка, кровать, коридор, топор, табурет, стакан, кошка, флакон, горка, корка, горошек, гравюра, дозор, ведро, забор, герой.

11.Сравни:

Точка – дочка палка – балка гора - кора

тачка – дачка пол – футбол горка - корка

Тима – Дима паром – барон галька - калька

тень – день пар – бор гость - кость

туман - дурман плещет – блещет гол - кол

12.Сравни:

Кров – клев – клюв квак – кряк -хрюк

Плов – плес Таня – тина - Тоня

Стук – сток – стек дочка – точка - птичка

Луг – лог - лег вал – вял - вел

Лук – лак - люк мал – мил - мял

13.Вставь пропущенные буквы :

Коро.а, с.екла, . утбол, про.ессия, кон.ерт, кон.ета, не.ть, .артук, сло.а, жира.а, .онтан, .евраль, ал.а.ит.

14.Вставь пропущенные буквы :

Онт, гла.а, .ентябрь, ве.ело, .мейка, па.та, .мелый, .па.ибо, кла.., у.нал, увя., .релый, .аботливый, .акат, .амокат.

15.Вставь пропущенные буквы :

После до.дя боль.ие лу.и. Мы на.ли е.а под елкой. Рань.е всех чи.и встают. В небе кру.ит кор.ун. Дер.ите голову вы.е, ды.ите глуб.е.

16. Подчеркни в словах буквы, обозначающие мягкость согласного впереди стоящего:

Мал – мял, лук – люк, потомки – потемки, слог – слег, слуга – слюда, колет – полет, тополек – королек, зеленый – соленый.

17. Вставь пропущенные гласные буквы:

Вч.ра был д.ждь. Тан. гул.ла без п.льто. Т.п.рь она больна. Ей н.льз. вставать.

18.Прочитай стихи В.А.Жуковского, напиши, вставляя пропущенные буквы :

Котик и козлик.

Там к.тик ус.тый по с.дику бр.дит,

А к.злик рог.тый за к.тиком х.дит.

И л.почкой к.тик м.ет свой р.тик,

а к.злик сед.ю трясет бород.ю.

Памятка для работы над ошибками.

1. Ошибки в написании предложения.

Выпиши предложение правильно, подчеркни орфограмму. Составь и запиши одно предложение с той же орфограммой.

2. Ошибки текста.

Перепиши весь текст, соблюдая красную строку.

3. Пропуск, искажение, замена букв, деление слова на слоги.

Выпиши слово, поставь ударение, разбей слово на слоги, составь с этим словом предложение и запиши его.

4. Перенос слова.

Выпиши слово, раздели его на слоги и раздели для переноса. Сос|на, сос - на

5. Большая буква в словах.

Напиши слово верно, подчеркни большую букву, напиши ещё три слова на это правило.

6. Словарные слова.

Найди слово в словаре, выпиши верно, поставь ударение, подчеркни орфограмму, запиши три однокоренных слова.

7. ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ.

Выпиши правильно, подчеркни орфограмму, запиши ещё три слова на это правило.

8. Непроизносимые (сомнительные) звонкие и глухие согласные.

Подбери проверочное слово, запиши верно, подчеркни сомнительную согласную, допиши ещё три однокоренных слова. Дубок - дубки, дуб, дубовый, дубрава.

9. Разбор слова по составу.

Выпиши слово, запиши две формы того же слова - выдели окончание, подбери два однокоренных слова - выдели корень, затем выдели приставку и суффикс.

Домики - домик, домику, дом, домашний.

10. Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.

Подбери проверочное слово, запиши слово верно, поставь ударение, выдели корень, поставь точку под безударной гласной, запиши ещё три однокоренных слова.
Цвет - цветок, цветной, цветик, разноцветный.

11. Приставки пиши слитно и правильно.

Выпиши правильно, выдели приставку, подчеркни орфограмму, запиши ещё пять слов с этой приставкой.

12. Правописание суффиксов.

Выпиши правильно, выдели суффикс, запиши ещё три слова с этим суффиксом.

Липовый - дубовый, кленовый, осиновый.

13. Предлоги пиши отдельно.

Выпиши слово с предлогом, между словом и предлогом запиши вопрос или слово, напиши ещё три слова с этим предлогом.

14. Разделительный твёрдый знак.

Выпиши слово, подчеркни твёрдый знак, выдели приставку, подчеркни гласную, запиши ещё три слова на это правило.

15. Разделительный мягкий знак.

Запиши слово. Подчеркни согласную и гласную, которые разделяет мягкий знак, напиши ещё три слова с разделительным мягким знаком. Кол ья , семья, ружьё, воробьи.

16. Удвоенные согласные.

Выпиши слово, подчеркни удвоенную согласную, запиши ещё три слова с такой же орфограммой.

Весенн ий - балконн ый, осенн ий, длинн ый. или Групп а - класс , касс а, ванн а.

17. Мягкий знак - показатель мягкости.

Запиши слово, подчеркни мягкую согласную, запиши ещё три слова на это правило.

Лошадь , карась , день , весь .

18. Не с глаголом пишется отдельно.

Выпиши правильно, подчеркни промежуток между не и глаголом, запиши ещё три словосочетания
не с глаголом. Не выехал - не_зашёл, не_бежал, не_умеет.

19. Разбор предложения по главным членам.

Выпиши предложение, подчеркни подлежащее и сказуемое. Придумай похожее предложение, разбери его.

20. Разбор предложения по частям речи.

Выпиши предложение, надпиши над каждым словом часть речи. Придумай похожее предложение и тоже разбери по частям речи.

  1. Среди пресмыкающихся нашего края есть неядовитый уж и ядовитая гадюка. Уж достигает длины 1 метра, а гадюка – 65 см. На сколько см гадюка может быть короче ужа?
  1. Богаты уральские просторы лекарственными растениями. В лесах и лесостепи Южного Урала можно найти 64 вида лекарственных растений, а в степях – на 28 видов меньше. Сколько всего видов лекарственных растений можно встретить в нашем крае?
  1. Найдите высоты главных вершин Таганая, если известно, что Откликной гребень имеет высоту 1155м, вершина Дальний Таганай – на 9 м его ниже, а вершина Круглица – на 22 м его выше?
  1. В январе высота снежного покрова в горах достигает 70 см, а на зауральских равнинах в 2 раза меньше. Какова высота снежного покрова на равнинах?
  1. Каждый цветок шиповника превращается в полезную ягоду. У цветка шиповника 5 лепестков. Сколько красных плодов можно собрать с этого лесного кустарника, если с него облетели 155 лепестков?
  1. Сколько килограммов весит самый крупный хищный зверь, обитающий в наших лесах, если его вес в 3000раз больше веса самого маленького из хищников – ласки, вес которой равен всего 100 граммов?
  1. Серебристый карась весит 500 граммов, а щука – 30 килограммов. Во сколько раз щука тяжелее карася?
  1. Дед Смекай угостил двух своих внуков конфетами. У него было две коробочки, в которых лежало 24 конфеты – поровну в каждой. Смекай дал несколько конфет из одной коробочки, а из другой дал столько, сколько осталось в первой. Сколько конфет дедушка дал внукам?

1. В Челябинской области 18 рек имеют длину более 100 км. Их называют большими, а все остальные – малыми. Сколько всего (малых и больших) рек в нашем крае, если число малых рек в 199 раз больше числа больших рек?

2.Турист-водник решил проплыть на плоту из города Миасса по одноименной реке до Челябинска. Путь по воде неблизкий – 84 км до Аргазинского водохранилища, а всего он составляет 188 км. Сколько времени будет плыть турист, если скорость реки до Аргазинского водохранилища 4 км/ч., а после него – 2 км/ч.?

3. Самая распространенная в наших лесах порода леса белоствольная

береза занимает такую же площадь, как сосна, осина, ель и пихта вместе взятые. Какую площадь занимают эти породы в лесах области, если пихта занимает площадь в 1000 кв. км, ель – в 2 раза больше, осина – в 3 раза, а сосна – в 7 раз больше, чем пихта?

4. Дед Смекай, не смотря на свой преклонный возраст, много ходит пешком. Утром он делает прогулку до соседней деревни и обратно. Часть пути до этой деревни дорога идет в гору, а остальная часть – с горы. Смекай в гору двигается со скоростью 100 м/мин., а с горы – 200м/мин. На дорогу туда и обратно дед тратит 30 минут. Какое расстояние от одной деревни до другой?

5. 4 блокнота и 2 ручки стоят 188 рублей, 1блокнот и 3 ручки – 107 рублей. Сколько стоит 1 блокнот и 1 ручка по отдельности?

6. В очереди за мороженым стоят Юра, Ира, Оля, Саша и Коля. Юра стоит раньше Иры, но после Коли. Оля и Коля не стоят рядом, а Саша не находится рядом ни с Колей, ни с Юрой, ни с Олей. В каком порядке стоят ребята?

7. На начало урока число отсутствующих составляет ¼ от числа

присутствующих учеников. Через 15 минут пришел Миша, и учитель разрешил ему присутствовать на уроке. Теперь число отсутствующих стало составлять 1/5 числа присутствующих. Сколько учеников в классе?

8.Запишите цифрами числа:

три миллиона двести одна тысяча пять,

двенадцать тысяч пятнадцать,

2единицы в классе тысяч, 4 единицы в классе единиц.

1. Первый русский дилижанс отправился из Петербурга в Москву 1

сентября 1820 года. Подсчитай, сколько времени прошло с тех пор?

У короля было 10 министров. Однажды он получил шифрованную

записку от своего шпиона с известием: «Ваше величество! Мне удалось

установить, что:

- Среди ваших министров не менее одного честного.

- Среди любой пары наугад выбранных министров не более одного

честного.»

Король надолго задумался. Сколько честных министров у короля?

  1. Что ты знаешь про кита? Животное это или рыба? Может ли он

проглотить «два десятка кораблей?», как рыба-кит из сказки «Конек-Горбунок»? Знаешь ли ты, как спит кит? Спит кит под водой. Как ему дышать во время сна? Мозг кита, как и любого млекопитающего, состоит из двух половинок. Когда кит спит, половинки мозга работают поочередно: пока спит одна половина, другая работает. Сколько времени проработало каждое полушарие мозга, если кит спал 24 минуты, 1час 56 минут?

  1. За 12 минут кит должен вдохнуть свежий воздух 4 раза. Сколько раз

кит должен вдохнуть в течение 1 часа, 1часа 36 минут?

  1. Самый большой океан Земли Тихий океан. Его площадь около

180.000.000 кв.км. Это в 12 раз больше площади Северного Ледовитого океана. Подсчитай примерную площадь Северного Ледовитого океана.

  1. В зимний период лишь 1\10 площади Северного Ледовитого океана не

покрывается льдом. Подсчитай сколько кв. км поверхности покрывается льдом.

  1. Бумага – китайское изобретение – была известна еще во 2 веке.

Сколько веков человечество пользуется бумагой?

  1. Первые русские рукописи на бумаге появились спустя 12 веков со

времени ее изобретения. В каком веке в России появились первые рукописи на бумаге?

  1. Во время полета вертолет поднимался на высоту 6/10 километра. В то

же время за рубежом была достигнута высота в 1/50 километра. Сравни высоту полета этих двух вертолетов.

Русский язык

СОСТАВ СЛОВА. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

Минимальные значимые части слова

Корень.

Корень - это главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех родственных слов. Слова с одинаковыми корнями называются однокоренными, например: мир, мир ить, перемир ие, мир ный , примир ить .

Следует различать омонимичные корни, например:

вода, вод яной, вод ный, подвод ник;

водить, провод ник, вывод , привод ить

.

Слова в обеих цепочках имеют один и тот же корень -вод- , но эти два корня разные по значению, и потому слова из разных групп не являются однокоренными.

Слово может состоять из одного корня, например: округ , провер ка ; и из двух корней, например: книг охран илище

, вод опад.

Приставка.

Приставка - это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов. Приставки образуют слова с новым значением, например: от слова бежать при помощи приставок в- и вы- можно образовать глаголы в бежать и вы бежать, которые будут указывать на направление движения. В слове могут быть не одна, а две или более приставок, например: пере-про- верка, без-вы- ходная (ситуация).

Большинство приставок в русском языке имеет исконно русское происхождение, например: о-, от-, под-, над-, пере-. Меньший объем занимают иноязычные приставки, например: а-, анти-, интер-, ультра-, экс-.

Среди приставок можно выделить синонимичные и антонимичные ряды. Например: пре-, наи-, рас-, сверх-

(пре красный, наи свежайший, рас чудесный, сверх мощный). Данные приставки имеют значение “чего-то очень хорошего, самого лучшего”. А приставки при-, у- (при лететь - у лететь) имеют антонимическое значение.

В некоторых словах по историческим причинам приставки срослись с корнями и потому уже не выделяются в качестве префиксов, например: достать, позвонок.

Суффикс.

Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов. Например: от слова учить с помощью суффикса -тель- можно образовать существительное учитель . Суффиксы служат как для образования новых слов, так и для образования форм слов, например: пламя (им.п.) - пламен и (р.п.), холодный - холоднее (сравн.степень).

В слове положение суффикса относительно корня может быть различным. Обычно суффикс располагается после корня или после другого суффикса и перед окончанием (если оно наблюдается), например: расчетлив ый - расчетливость . Но в некоторых словах суффикс может находиться после окончания, в таких случаях он носит название постфикса , например: мылась , плывите . -ся (-сь) и -те . Постфикс -те гребите , бегите пойдёмте , поедемте . Постфикс -ся (-сь) моешься , мывшийся , моясь .

Интерфикс.

Интерфикс - это соединительная гласная о или е , которая связывает простые основы в составе сложной и указывает на связь значений, которые в этих основах заключены, например: лесо заготовка, паро воз.

Постфикс.

В некоторых словах суффикс может находиться после окончания, в таких случаях он носит название постфикса , например: мылась

, плывите . Всего в русском языке два постфикса: -ся (-сь) и -те . Постфикс -те используется в глаголах в форме второго лица множественного числа повелительного наклонения, например: гребите , бегите ; и в форме первого лица множественного числа настоящего и будущего времени повелительного наклонения, например: пойдёмте , поедемте . Постфикс -ся (-сь) используется в глаголах, причастиях и деепричастиях, например: моешься , мывшийся , моясь .

- Основа слова и окончание .

Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание отвечает за грамматическое значение слова.

Окончания выражают грамматические значения:

Падежа и числа - у имен числительных и личных местоимений;

Рода, падежа и числа - у имен существительных, прилагательных, причастий, некоторых местоимений;

Лица и числа - у глаголов в настоящем и будущем времени;

Рода и числа - у глаголов в прошедшем времени, у кратких прилагательных.

Среди окончаний слова может быть нулевое окончание, то есть такое, которое не выражено звуками и на письме не обозначено буквой. Его мы можем обнаружить при сравнении форм слова. Например: квартал

_ , квартала , кварталу , кварталом . В первой форме - нулевое окончание. В данном случае оно образует форму именительного падежа единственного числа имени существительного мужского рода второго склонения. Также нулевое окончание может обнаруживаться у имен существительных в форме родительного падежа множественного числа (гор_ - горы ), у кратких прилагательных в форме мужского рода (красив_ - красивый ), у глаголов в форме мужского рода прошедшего времени (пел_ - пела ) и т.д.

Основа слова - это часть слова без окончания, например: грузов ой - грузов ого (основа грузов- ). В основу входят приставка, корень и суффикс (у-вид-ев

). Изменяемые слова состоят из основы и окончания (сидел а, шум ит, зелен ый), а неизменяемые - только из основы (вероятно, слушая , вчера ). В основе слова заключено его лексическое значение.

Существуют непроизводные и производные основы. Производные основы образуются от непроизводных. Например: берез а - березк а. В данном примере основа березк образовалась от непроизводной основы берез . Производные основы могут образовываться при помощи различных приставок и суффиксов. Иными словами, в производной основе можно выделить более мелкие значимые части (приставки, корни, суффиксы), а в непроизводной - нельзя.

Copyright © 2005-2013 Xenoid v2.0

Использование материалов сайта возможно при условии указания активной ссылки

По своему составу слова русского языка различны. Большинство русских слов в словосочетаниях и предложениях изменяется, т. е. склоняется или спрягается. При склонении и спряжении слова в его составе выделяются прежде всего основа и окончание, например:

В основе отражено лексическое значение данного слова. Окончание , образуя формы слова, служит для связи слов и выражает их грамматические значения (например, числа, падежа, лица).

Иногда окончание бывает не выражено звуками (на письме- буквами). Такие окончания называются нулевыми , например: Пруд , глубок . У слов пруд и глубок окончания нулевые. Они выявляются при сопоставлении с другими формами этих слов, например: пруд [ы], глубок [и]. Ср. также: Идём к пруд [у]. Река глубок [a]. Озеро глубок [о].

Слова неизменяемые (например, наречия) состоят из одной основы и окончания не имеют, например:

1) Удобно разместились (удобно - наречие). Ср.: помещение удобн [о] (удобно - краткое прилагательное в форме единственного числа среднего рода).

2) Спускаюсь вниз (вниз - наречие). Ср.: Уберу рюкзак в низ шкафа (в низ - существительное с предлогом, стоит в форме единственного числа винительного падежа).

Основа слова может состоять только из корня (например, peк [а], пруд , но может включать и приставку, суффикс, несколько приставок и суффиксов (примеры см. в таблице).

Слова, включающие в свой состав один и тот же корень, называются родственными или однокоренными .

Родственные слова и их состав


Примечание . В процессе развития языка части слова могут так тесно сливаться друг с другом, что перестают выделяться. Например, в слове совет теперь не выделяется приставка со- , а основу слова плотина нельзя разделить на корень плот- и суффикс -ин- , современное членение слова - плотин [а]

Нарушение сложившегося в языке состава слова является ошибкой, например: 1) Евгению грозит разорительство (следует разорение). 2) Яков Верный долго раболепски служил барину (надо раболепно).

При употреблении однокоренных слов (или форм одного и того же слова) надо иметь в виду, что неоправданное их повторение обедняет речь, снижает её выразительность, например: 1) Черты характера Обломова обусловлены условиями его воспитания. 2) Поэт создаёт правдивые образы крестъян-правдоискателей. Чтобы избежать повторения слов с одним и тем же корнем, в первом предложении можно, например, заменить слово - обусловлены словом порождены, во втором предложении вместо слова правдивые уместно было бы употребить, например, слово убедительные (или реалистические).

Следует заметить, однако, что повторение однокоренных слов (тавтология) не всегда является речевым недочётом. На тавтологии построены, например, некоторые широкоупотребительные фразеологические обороты: сослужить службу, отдавать дань, всякая всячина и т. п. Такие фразеологические обороты имеют целостное усилительное значение, например: 1) Дождь ливмя лил на меня. (П.); 2) Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою. (Н.)

Вполне соответствуют нормам языка и такие случаи, когда повторение однокоренных слов является единственным способом передачи нужного значения: петь песни, письма писать, сад посадить, чертёж чертить и т. п.

Наконец, намеренное повторение авторами одного и того же слова или однокоренных слов может служить стилистическим средством, усиливающим экспрессивность речи, например: 1) У истинного таланта каждое лицо - тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец . (Бел.);

    2) . . . Сила силе доказала:
      Сила силе - не ровня.
      Есть металл прочней металла .
      Есть огонь страшней огня ! (Твард.)

115. Прочитайте. Найдите однокоренные слова и определите различия в их значении. Чем определяются эти различия?

Сделайте морфемный разбор выделенных слов.

Всё, о чём здесь идёт речь, случилось в нашем уездном городишке, который в давние времена, быть может, и назывался городом, но теперь, когда в нём живёт не более двух тысяч обывателей, кличется, по непонятной игре русского языка, городищем... (А. Толстой)

116. Продолжите следующие предложения. Запишите их.

  1. К служебным морфемам относятся...
  2. Приставка - это...
  3. Суффиксом называется...
  4. Под окончанием понимается...
  5. Морфемика - это раздел языкознания...

117. Объедините слова в группы с одним корнем.

  1. Пригорок, сгорать, разгореться, нагорье, горевать, горняк, горение, пригорюниться, загореть, горе, горный, загар.
  2. Частичный, участок, счастье, частица, несчастливый, участковый, отчасти, посчастливилось, частности.

118. Выпишите слова, в которых нет окончания.

Поле, пюре, искренне (рад), кашне, вчерне, село, бюро, зашло, можно, небо, кофе, вправо, стекло, хлебушко, метро.

119. Прочитайте. Определите тип речи. Выпишите из текста слова с нулевым окончанием. Мотивируйте свой выбор.

В лесу уже стемнело, холодный туман и ранние сумерки быстро поглощали мокрый сосняк, почти голый, с остатками жухлой листвы подлесок, а на полевом пространстве... было ещё светло; в лица всадников ударил влажный порывистый ветер, и они остановились. Буров привычно огляделся, прикидывая, куда их занесло. Но он уже увидел за полем раскидистые кроны старых пристанционных деревьев, ближе, на склоне пригорка, темнело несколько хат... (В. Быков)

120. Разберите слова по составу. Укажите слово, которое состоит из приставки, корня и окончания.

Прочитав; несмелый; невесело; ненавидеть.

121. Разберите слова по составу. Укажите слово, которое состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания.

Услышав; услышанный; умноженный; недалеко; расслышать.

122. Запишите слова, состав которых соответствует следующим схемам.

123. Спишите. Найдите слова с суффиксами, выражающими оценку. Какую эмоциональную окраску они придают речи? Какую роль эти суффиксальные образования играют в тексте? Разберите по составу выделенные слова.

1) Доктор весёлый... Подходит к кровати больного с открытым лицом и дружеским смехом. «Ну, что? Мы захв..рали (не)множко? Посмотрим, сейчас посмотрим. Ну-с, покажите ваш языч..к. Языч..к (н..)хоро-ош... Микстурку ему пропишем сладенькую». (Купр.) 2) Свет дня уже лиловел перед закатом, око..ые стёкла (в)низу, у самой рамы, подёрнулись тон..нькими ёлочками. (А. Н. Т.) 3) Снял Шухов шапку, на колени пол..жил. Проверил одну миску ложкой, проверил другую. Н..чего, и рыбка попадается. Картош..нка ему попалась на две миски одна. А рыбки почти нет, изредк.. хребетик оголённый мелькает. (Солж.) 4) Осл..пил молне..ый блеск наши окна светлым золотом, и (с)разу(же), (н..)отстав и на полную секунду, - ударище грома. (Солж.) 5) И мальчик, в своём круглом одиночестве, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособле..ой от всего дома жизнью, - (н..)слышной, (не)заметной , одинаковой изо дня в день: смире..о сидит себе в уголке гости., ой, рисует на грифельной доске домики или потом читает... всё одну и ту(же) книж..чку, купле..ую ещё при покойной маме... Он сам стел..т себе постельку вечером и сам пр..лежно убирает, свёртывает её утром... (Бун.)

124. Прочитайте фрагмент стихотворения М. Цветаевой. Почему в ряде слов текста выделена приставка? Какую роль она играет в стихотворении? В каком слове она уже не выделяется в современном языке?

      Рас-стояние: вёрсты, мили...
      Нас рас-ставили, рас-садили,
      Чтобы тихо себя вели,
      По двум разным концам земли.

      Рас-стояние: вёрсты, дали...
      Нас расклеили, распаяли,
      В две руки развели, распяв,
      И не знали, что это - сплав

      Вдохновений и сухожилий...
      Не рассорили - рассорйли,
      Расслоили...
      Стена да ров.

125. Прочитайте и укажите повторяющиеся однокоренные слова. Объясните, почему такое употребление вполне возможно. Спишите 7-е и 8-е предложения, оформив их как цитаты.

1) Дядька Евсеич успокоил меня, уверив, что в озере тьма-тьмущая рыбы. (Арс.) 2) Кукушка на суку печально куковала. (Кр.) 3) Жизнь прожить - не поле перейти. (Поел.) 4) Судебный следователь вёл следствие о поджоге бараков. (В. Ш.) 5) Как хорошо отн..стись к человеку (по)человечески сердечно. (М. Г.) 6) Вся комната янтарным блеском оз..рена. Весёлым треском трещит затопл..ная печь. (П.) 7) Салют победе, что в Берлине огнём попрала мощь огня. (Твард.)

    8) . . . Повесть пам..тной годины.
      Эту книгу про бойца
      Я и начал с сер..дины,
      И закончил без конца.
      С мыслью, может, дерзновенной
      Посв..тить любимый труд
      Павшим, пам..ти св..щенной,
      Всем друзьям поры военной,
      Всем сердцам, чей дорог суд. (Твард.)