17.06.2018

Мягкий знак в числительных примеры. Мягкий знак в середине числительных


Разработка урока по теме: «Правописание мягкого знака на конце и в середине числительных»

Цели урока:

    познакомиться с правилами написания мягкого знаки в именах числительных;

    формировать умение путем наблюдения за именами числительными самостоятельно выводить и формулировать орфографическое правило, развивать логическое мышление;

    вызывать интерес к живой природе, воспитывать культуру умственного труда.

Ход урока.

    Орг.момент.

    Орфографическая разминка. Определение темы урока. На доске записаны слова: кон…ки, пал…цы, восем…десят, бар…ер, пис…мо.

Задание: вставить пропущенные буквы, ответить на вопрос: написание какого слова у вас вызывает затруднение, почему?

(вставляем в каждом слове Ь; слово 80 относится к числительным, все остальные слова – имена существительные)

Какой теме, как вы думаете, будет посвящен наш урок?

(Правописанию Ь в именах числительных. Изучению новой орфограммы.)

Давайте составим с данными словами словосочетания и запишем их в тетради.

(Фигурные коньки, тонкие пальцы, восемьдесят деревьев, высокий барьер, заказное письмо)

Что обозначает Ь в данных словах?

(Мягкий знак в данных словах обозначает мягкость согласного, стоящего перед Ь)

    Открытие нового на уроке.

- Давайте вернемся к теме занятия постараемся сформулировать правила написания Ь в числительных. В этом вам поможет метод наблюдения. Вспомним царицу наук – математику и займемся устным счётом.

1 ряд считает от 1 до 30.

2 ряд считает десятки: от 10 до 90.

3 ряд считает сотни: от 100 до 900.

В ходе наблюдений учащихся 1 ученик составляет таблицу.

Ь на конце числительных Ь в середине числительных

От 5 до 30 От 50 до 80; от 500 до 900.

Вывод: если в конце слова есть Ь, то в середине уже нет; если, наоборот, есть в середине, то на конце слова его писать не надо.

    Закрепление нового.

- Спишите словосочетания с доски в тетради, обратите внимание на правописание числительных.

Прочитал 59 страниц.

Выучил 630 новых слов.

Жители села выписывают 912 экземпляров журналов.

В магазине купили 65 метров костюмной ткани.

Посадили 50 саженцев сирени.

В школьной библиотеке 726 разных словарей.

(После записи данных словосочетаний учащимися на слайде дается правильное написание имен числительных. Проходит самопроверка. Далее ученики анализируют и исправляют ошибки)

Из текста, который вам будет предложен, выпишите все числительные и обозначьте орфограмму: Ь в именах числительных.

Знаете ли вы?

В Мировом океане обитает 18 тысяч рыб. Один гектар деревьев способен отфильтровать ежегодно из воздуха 70 тонн пыли. На земном шаре встречается 80 видов рябины. Сосна может жить 66 лет, а ель-500.

(Один ученик работает у доски, остальные – в тетради)

А сейчас постарайтесь вспомнить фразеологические обороты, в состав которых входят числительные. На работу отводится 4 мин. Затем ученики по очереди выходят к доске и записываю фразеологические обороты, а остальные ребята объясняют значение этих выражений.

(Примеры: как свои пять пальцев (=знать хорошо, отлично), гнаться за двумя зайцами (= делать несколько дел одновременно), семь пятниц на неделе (= быстро менять свои планы, решения), седьмая вода на киселе (=очень далекие родственники), есть в три горла (=есть очень много, жадничать) и др.

    Творческое задание. Составить миниатюру на тему: «Чемпионы долголетия».

На слайде даны факты из жизни животных: черепаха живет более 200 лет, слон – 80, крокодил – до 70 лет.

(2-3 миниатюры читают ученики. Орфограммы комментируют после прочтения)

(Примерный текст. Чемпионами долголетия среди животных являются черепаха, слон и крокодил. Черепаха живет более 200 лет, слон – 80 лет, крокодил – до 70 лет. Черепаха является самой жизнестойкой.

    Контроль усвоения темы.

На ваших партах лежит раздаточный материал. Лист с таблицей. Вам потребуется правильно поставить десять крестиков в графы таблицы. 10 числительных я вам сейчас назову.

10 слов для работы:

Ключ для взаимопроверки

Номер п/п

Ь в середине числит.

Ь на конце числит.

В слове нет Ь

7. Задание на повторение пройденного материала по теме «Имя числительное».

В заключение я вам предлагаю задание на уже пройденный материал. Вам надо постараться ответить на вопрос по тексту. Слушаем текст.

Петя читает вслух какой-то рассказ. В комнату входит старший брат Пети, студент, будущий учитель русского языка. Он слышит только последнюю фразу, которую прочитал Петя: «Двое заколачивали щели новыми досками, шестеро удерживали их верёвками».

Уверен, что среди восьмерых работавших не было ни одной женщины,- сказал брат.

Петя удивлённо посмотрел на него:

Точно! Но как ты догадался? Ведь ты не читал рассказ?

Нет, не читал. А секрет тут простой: в этой фразе упоминаются необычные числительные, которые имеют одну особенность..

Какую особенность имеет в виду брат Пети?

(Это собирательные числительные, они употребляются только с существительными, обозначающими лиц мужского пола, детёнышами животных, существительными, имеющими форму только множественного числа).

    Рефлексия. Отметьте свои впечатления от урока с помощью цвета: у вас на партах лежат цветные карандаши, нарисуйте свою радугу.

    Домашнее задание. Запишите 6-7 пословиц, в состав которых входят числительные. На тему одной из них составьте рассказ

«Имя числительное» - Возраст преклонный – восемьдесят восемь лет. а) Простое. б) Составное. в) Сложное. 16. В каких числительных пишется Ь в середине слова? а) 7, 17, 30. б) 60, 80, 900. 11. Полетели по воде две косматые тени а) Количественные б) Порядковые. В каких числительных Ь пишется на конце слова? а) 6, 16, 20. б) 40, 90, 100. в) 50, 70, 700. 14.

«Урок Порядковые числительные» - Перевод словосочетаний с украинского языка на русский. Третья неделя. Драбовской школе - 125 лет. Пятый класс. Дифференцированное задание. П"ятий клас. Одно дерево. Седьмой урок. 125. План урока. Третій тиждень. Третьего лишнего. Имя числительное как часть речи. Правописание количественных числительных.

«Числительное 6 класс» - Цели урока: Разделите шесть на три. Обозначают порядок предметов при счёте Примеры: первый, четвёртый, тридцатый. Пятерня. Столетний. Таблица. Сотый. Имя числительное как часть речи. Отвечают на вопрос сколько? Пять монет Пять тетрадей Медный пятак Пятёрка. Трехместный. Пятиклассник. Отвечают на вопрос какой? который?

«Имя числительное 6 класс» - Результаты исследований группы аналитиков. Воспитательные: формировать интерес и уважение к родному языку. Методы и формы организации учебной деятельности. Ожидаемые результаты. Цели и задачи раздела «Имя числительное». Разделимся на группы. Имя числительное 6 класс. ФИ_________________ Класс _______________.

«Урок Имя числительное» - Пять или пятёрка – какая разница? Урок-лабиринт в 6 классе. Доброе дело три века живет. Количественные числительные. Препятствие 5. «Синтаксическая роль». Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку. 40 а, е2, о5, с3ж. Ура!!! Обозначают количество предметов Примеры: шесть, пятнадцать, пять десятых, трое.

Всего в теме 30 презентаций

Тема:

Пятьдесят квартир, шестьдесят аппаратов, восемьдесят велосипедов, шестьсот восемьдесят тонн, девятьсот пятьдесят центнеров, семьсот семьдесят гектаров, пятьсот пятьдесят километров, шестьсот шестьдесят сантиметров.

Двенадцать экземпляров, тридцать телевизоров, восемнадцать исследователей, одиннадцать моделей, пятнадцать салфеток.

Коньки, огоньки, мелькали, ходьба, косьба, резьба, колокольчики, рельсы, спальня, борьба.

Олень, конь, грязь, уголь, соль, гвозди, кости, мостик, трость.

Солнечный, сумрачный, почва, кирпичный, ночной, прозрачный, бубенчик, почки, листочки, бочка, ручка, хищник, мощность, женщина, зеленщик, обманщик, банщик.

1. С 1600 по 1969 год с лица Земли исчезли 36 видов млекопитающих и 94 вида птиц, из них примерно только одна четверть птиц и зверей вымерли по естественным причинам, в гибели остальных трех четвертей прямо или косвенно виновен человек. 2. На I января 1986 года в Международную Красную книгу включено: 291 вид и подвид млекопитающих, 287 птиц, 37 земноводных и 108 видов пресмыкающихся. 3. Самый обширный в мире Гренландский национальный парк занимает 7 миллионов гектаров; на втором месте стоит заповедник в Африке - 5280000 гектаров. Почти такого же размера большой Гобийский заповедник в Монголии - 5000000 гектаров. В Северной Америке самая крупная заповедная территория составляет 4807000 гектаров, в Австралии - 2132600 гектаров, в Европе - 1555000 гектаров. 4. Наибольшее расстояние, которое вообще когда-либо преодолевал пешком человек, составляет 27775 километров. Переход длился 81 неделю, в среднем по 52 километра в день, по 14 странам. 5. В 1986 году молодая итальянская ныряльщица Бандини установила мировой рекорд. В обычных ластах и маске она погрузилась вблизи острова Эльба на рекордную для женщин глубину - 52,5 метра. А еще раньше, в 1981 году, она осуществила погружение на глубину 20 метров в ледяные воды высокогорного озера. 6. Самый длинный зарегистрированный прыжок кенгуру составляет 13 метров 63,6 сантиметра, а рекордный прыжок в высоту 3 метра 20 сантиметров.

15. Перепишите примеры, подчеркните числительные и сделайте вывод о том, в каких числительных мягкий знак пишется в середине, а в каких на конце.

1) Девятьсот с лишним лет назад москвичи вырыли ров для защиты своей крепости. Он имел ширину пятнадцать-шестнадцать метров. Лет через пятнадцать после того, как археологи нашли остатки Кремля XII века, им удалось найти ров, который был еще больше. Его ширина была тридцать восемь метров. 2) Кремль, который был построен при Иване III, уже пятьсот с лишним лет украшает Москву.

Это правило вам знакомо, но все же давайте повторим его.

Запомнить правило о мягком знаке помогает такой прием: если в конце числительного есть мягкий знак – в середине его писать не надо, а если в конце числительного нет мягкого знака – он пишется в середине. Писать мягкий знак в числительных нужно только один раз.

16.1 . Перепишите текст, заменяя числа словами.

Часы на Спасской башне Кремля появились в XV веке. Они весили 60 пудов, то есть 960 килограммов. В XVIII веке на Спасской башне были установлены новые часы, для которых было отлито 13 колоколов. Они имели неподвижную часовую стрелку и вращающийся циферблат, на котором было не 12 делений, а 17, ибо древнерусские часы отмечали время совсем не так, как теперь. Петр I велел заменить эти часы на новые – на 12 часов. В середине XIX века часы играли в 12, 15, 18 и 21 час марш Преображенского полка петровских времен. Его исполняли 58 колоколов. 19 из них сохранились. Цифры этих часов имели высоту 72 сантиметра.

16.2. Объясните графически правописание удвоенных согласных.

17. Запишите словами числа 15, 50, 500. Расскажите на их примерах правило о правописании мягкого знака в числительных.

18.1. Вы, конечно же, слышали о великом французском писателе эпохи Возрождения Франсуа Рабле. (Мы рассказывали вам о нем в учебнике для 6-го класса.) Напомним: в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» действуют великаны, которые выпивают сотни бочек вина, поедают тысячи пудов мяса…...
А теперь прочитайте отрывок из главы, которая называется «О том, как Гаргантюа был одет». Обратите внимание, сколько в этом тексте числительных.

На его рубашку пошло 900 локтей шательродского полотна и еще 200 на квадратные лоскуточки под мышками. На его куртку пошло 813 локтей белого атласа, а на шнуровку – 1509 с половиной собачьих шкурок. На штаны пошло 1105 с третью локтей белой шерстяной материи. И скроены они были в виде колонн. На башмаки Гаргантюа пошло 406 локтей ярко-голубого бархата. На подошвы употребили 1100 коровьих шкур бурого цвета, а носки у башмаков были сделаны острые.
На камзол пошло 1800 локтей ярко-синего бархата с вышитыми кругом прелестными веточками винограда. На его плащ пошло 9599 и две трети локтей синего бархата, на котором по диагонали были вытканы золотые фигурки, так что стоило только выбрать надлежащий угол зрения – и получался непередаваемый перелив красок, как на шее у горлинки, и это необычайно радовало глаз.… (Пер. Н.Любимова)

18.2. Перепишите любой из абзацев, записывая числительные словами. Подчеркните орфограмму «мягкий знак в середине и на конце числительных».

18.3. Найдите в тексте устаревшие слова.

19.1. Прочитайте расписку, которую написал один ученик. Он записал числительное цифрами, а по правилам в деловых документах числительные принято писать словами. Это делается для того, чтобы нечестные люди не могли подделать документ.

РАСПИСКА

Мною, Баранкиным Юрием, учеником 7-го «А» класса, получено 270 рублей для покупки призов к спортивному празднику.

19.2. Чего еще не хватает в этом тексте? Перепишите расписку, соблюдая правила составления деловых документов.

20. Вас попросили купить для школьной библиотеки книги на сумму 380 рублей. Напишите расписку.

В копилку слов

двести
триста
четыреста

7. Почему слова тысяча , миллион , миллиард не числительные?

Вы, наверное, обратили внимание: в образовании составных числительных принимают участие простые и сложные числительные. А еще слова тысяча, миллион, миллиард. Числительные ли это? Давайте разберемся.
Прочитайте отрывки из знакомых вам книг.

1. Из книги «Миллион и один день каникул» Е.Велтистова:

Нам всем космически повезло! Один только день – день школьных каникул, а мы будто прожили миллионы ярких дней, увидели прошлое и будущее человечества и сейчас, в семнадцать пятнадцать по корабельным и земным часам, приближаемся к Земле.

2. Из книги «Шел по городу волшебник» Ю.Томина:

– Не мешай, – сказал мальчик. – Ты же видишь – я только начал новую тысячу.
– Мне все равно – новую тысячу или новый миллион! – сказал Толик. И вдруг остановился, увидев, как при слове миллион глаза мальчика засветились голубым огнем.
Назовите все слова, являющиеся числительными.
(Один, семнадцать, пятнадцать.)

Все ли слова вы назвали? Наверное, многие из вас назвали еще миллион и тысяча (в разных формах).
Слова тысяча, миллион, миллиард могли вызвать у вас затруднения. И не только у вас. Ученые-лингвисты тоже спорят о том, какая это часть речи. Одни относят их к числительным, потому что эти слова обозначают число точно так же, как и «настоящие» числительные. Другие ученые считают, что слова тысяча, миллион, миллиард – это существительные.
Кто же прав? Только не подумайте, что это спор о том, с какой стороны разбивать вареное яйцо, с тупой или острой. (Помните, откуда пришло это выражение?) Речь идет об очень важных вещах, касающихся принципов классификации слов по частям речи.
Те лингвисты, которые считают тысячу, миллион, миллиард существительными, учитывают прежде всего лексическое значение этих слов. А ведь части речи – это грамматические классы.
Давайте разберемся с грамматическими признаками слов типа тысяча, миллион .
Имеют ли эти слова категорию рода?
(Да. Тысяча женского рода, миллион и миллиард – мужского.)
Изменяются ли они по падежам?
(Тысяча склоняется как существительные 1-го склонения, миллион и миллиард – как существительные 2-го склонения.)
А как обстоит дело с категорией числа?
(Вы правы, эти слова – и это самое главное нарушение в их грамматическом поведении – изменяются по числам (тысячи звезд , миллионы ярких дней ). А ведь числительные не изменяются по числам! Они сами обозначают число.)
Наконец, эти странные слова, в отличие от числительных, могут иметь при себе имена прилагательные.
Найдите такие словосочетания в отрывке из повести Ю.Томина.
(Новую тысячу или новый миллион. )
Все эти отступления и позволяют нам согласиться с теми учеными, которые считают слова тысяча, миллион, миллиард существительными.

21.1. Перепишите названия произведений. Подчеркните числительные, не путая их с существительными, имеющими числовое значение.

«Тысяча и одна ночь», «Миллион и один день каникул», «Три мушкетера», «Знак четырех», «451° по Фаренгейту», «Восемьдесят дней вокруг света», «Двенадцать стульев».

22. Запишите словами, как называются: 1 000 000, 1 000 000 000, 1 000 000 000 000.
А единица с пятнадцатью нулями? С восемнадцатью нулями?

23.1. Прочитайте текст и озаглавьте его.

Немало различных способов записи чисел было создано людьми. В Древней Руси числа обозначались буквами с особым знаком (титло), который писали над буквой. Вот так: А – 1, Б – 2.
Первые девять букв алфавита обозначали единицы, следующие девять букв – десятки, а последние девять букв – сотни. Число десять тысяч называли словом тьма. Этим же словом древние славяне называли всякое множество, которое они не могли сосчитать. До наших дней сохранились такие выражения: тьма народу или народу тьма тьмущая. А ведь тьма тьмущая – это всего сто миллионов – 10 000 на 10 000.

(По А.Свечникову)

23.2. Письменно перескажите текст.

В копилку слов

миллион
миллиард

ПЕРЕМЕНА

Слово миллион появилось в Италии в 1500 году. Придумал его итальянский купец и путешественник Марко Поло. Вернувшись из долгих странствий по юго-востоку Азии, он рассказывал о несметных сокровищах Индии и Китая. Пытаясь выразить словом очень большие богатства этих стран, он сказал не милле, что на итальянском языке означает «тысяча», а миллионе, то есть «большая тысяча». Частица, добавленная Марко Поло к слову милле, в итальянском языке означает то же, что в нашем увеличительный суффикс -ищ(е), когда, например, говорят не нос, а носище. Со времен Марко Поло тысячу тысяч стали называть миллион. В этом слове пишутся две буквы л, так же как и в итальянском слове милле.

8. Разряды числительных по значению

Числительные по значению делятся на три разряда.
Одна (корзина), двести пятьдесят (коробок) – эти числительные обозначают целые числа .
«Пятеро из одного стручка», «Семеро смелых», «Трое в лодке, не считая собаки» – в названиях этих произведений есть собирательные числительные. Они обозначают количество предметов, которые объединились вместе.
А теперь вспомните обыкновенные и десятичные дроби в математике, и вы сразу поймете, что такое дробные числительные. Вот они: две шестых, ноль целых пять десятых .
Об этих группах (разрядах) числительных мы расскажем дальше.

24.1 . Прочитайте рассказ.

ПРАКТИКАНТКА

На последнем уроке вместо учительницы по географии появилась незнакомая девушка и спросила:
– Сколько предметов изучают в вашем классе?
Кто-то наобум брякнул: «Десять!». Другой неуверенно произнес: «Кажется, одиннадцать», – а Боря Савельев ехидным голосом спросил: «А физкультуру считать? Это тоже предмет?».
Неожиданная гостья ничего на это не ответила и задала второй вопрос:
– В каком году были в Москве Олимпийские игры?
Это многие знали и хором, хоть и вразнобой, ответили:
– В тысяча девятьсот восьмидесятом году.
Тогда она задала третий вопрос:
– Как человек может стать ловким и смелым?
Тут уж все двадцать восемь учеников стали пожимать плечами и с недоумением поглядывать друг на друга: что, мол, происходит и кто она такая? А она опять за свое. И опять – двадцать пять.
– Кто такие спринтер и стайер и чем они отличаются друг от друга?
Снова высказался Боря Савельев и по-прежнему с ехидством в голосе:
– Да кто этого не знает! И спринтер, и стайер – оба бегуны. Первый на короткую дистанцию, второй – на длинную.
И тут случилось невероятное.
– Не умничай, Борька, – сказала странная гостья, – знать что-то – это не все, надо еще уметь. А ты вот бегать совсем не умеешь, даже ходишь, переваливаясь, как утка.
Класс притих: неужели она обо всех все знает? А она стала рассказывать о себе. Она еще не учительница, только заканчивает институт физкультуры. В их класс направлена на практику. Полтора месяца будет приобщать их к спорту, чтобы они не только что-то о нем знали, но и тренировались, становились сильными, ловкими, смелыми. И еще она объяснила, почему ее никто – ни завуч, ни директор – не представил классу. Она сама их об этом попросила. Хотела один на один познакомиться со своей будущей командой.
А уж остальное пояснил Борька. Нет, практикантка его не обидела, поскольку...…

24.2. Как вы думаете, как заканчивается этот рассказ? Напишите его окончание, а затем прочтите авторский вариант.

24.3. Заполните таблицу примерами числительных из этого текста.

Разряды числительных по значению

(Ответ: …он действительно ходит вразвалочку. И вообще на свою старшую сестру, чемпионку города в беге на длинные дистанции, он не привык обижаться.)

ПЕРЕМЕНА

Поиграйте на перемене в игру, которая называется «Глазомер».
Ответьте на вопросы:
1. Какое расстояние от вас до стены (окна, шкафа) в вашей комнате или в классе? Стену или что-либо иное выберите сами.
2. Сколько шагов до конца коридора?
3. Какова в сантиметрах толщина книги, которую вы читаете? Или длина карандаша, ручки?
4. На какой странице книги находится закладка?
После этого проверьте себя, измерив расстояние линейкой или еще чем-нибудь.

9. Учимся склонять числительные

К сожалению, многие люди не умеют склонять числительные. А ведь это умение нам просто необходимо. Решая примеры и задачи, находя физические величины, указывая координаты на географической карте, составляя деловые бумаги, мы постоянно сталкиваемся с необходимостью употреблять имена числительные в том или ином падеже, иными словами, нам приходится их склонять.
Простые числительные склоняются очень просто. Любой, с детства усвоивший родной язык, знает, как изменяются по падежам числительные два, или восемь, или одиннадцать.
И все-таки давайте потренируемся.

25. Просклоняйте числительные два, три, четыре. Обратите внимание на необычные окончания. Выделите их.

26. Просклоняйте два любых числительных от 5 до 20. Какую особенность в их склонении вы заметили?

27. Перепишите предложения, заменяя цифры словами. Укажите падеж числительных.

Память лучше всего работает между 8 и 12 часами дня. Потом наступает спад, который длится примерно до 17 часов. Затем память снова улучшается и к 19 часам становится наиболее эффективной.

Трудность при склонении представляют числительные сорок , девяносто и сто .

28. Проверьте себя, сможете ли вы их просклонять без ошибок.

29. Просклоняйте на выбор одно из словосочетаний.

40 порций мороженого, 90 белых мышей, 100 томов «Всемирной литературы».

30.1. Прочитайте текст, правильно произнося числительные.

ПИЗАНСКАЯ БАШНЯ

Оказывается, падающих башен очень много. Есть в Италии, есть и в Германии, Испании, Турции. Но самая знаменитая падающая башня находится, конечно, в итальянском городе Пизе. Она же и самая старая – падает уже более 800 лет!
Пизанская башня покосилась еще во время строительства: уже тогда, в 1174 году, ее верх отклонился от вертикали на 4 сантиметра. Через 75 лет наклон составлял уже более 90 сантиметров. Шли века, башня падала, отклонение росло. К середине 60-х годов прошлого века отклонение равнялось уже 5 метрам 52 сантиметрам.
И тогда объявили всемирный конкурс на проект спасения башни. Условия его были просты: требовалось, чтобы башня падала, но не упала. Вся штука в том, что башня пизанцев кормила. В маленьком городке было около 100 тысяч жителей, а поглазеть на башню и сфотографироваться на ее фоне приезжали миллионы туристов.
Жюри рассмотрело около полутора тысяч проектов. Наконец выбрали довольно простой проект: внутрь башни (ее высота – 54 метра, диаметр – 18 метров) заложить противовес из свинцовых слитков весом около полутораста тонн. Он-то и должен был удержать Пизанскую башню от падения. Строители приступили к работам.
В 2000 году мир облетела сенсационная новость: падение Пизанской башни приостановлено! И сегодня любой желающий снова может попасть на верхний ярус, преодолев пешком 294 ступеньки винтовой лестницы. Единственное ограничение: туристов запускают небольшими группами, по 30–40 человек.

(По Я.Голованову)

30.2. Перепишите предложения с числительными, записывая цифры словами. Укажите падеж числительных.

В копилку слов

проект
сенсация
сенсационны

10. Собирательные числительные

31.1. Прочитайте рассказ.

ГРАМОТЕЙ

У кого-то один друг, а вот Коля, Гена, Миша и Антон дружат вчетвером. Первые трое учатся хорошо, Антон тоже не последний ученик, но вот с русским у него беда. В диктанте ошибка на ошибке, и говорит, как пишет. Недавно сказал: «Был вчера в магазине, купил себе двое носок». Его поправили: «пару носков». Антон отмахнулся: «Надоело! Что нам всем четырем говорить больше не о чем?». Друзьям, конечно, не очень приятно было поправлять его. Но что делать? «Да запомни ты наконец, – вразумляли они его, – не “всем четырем”, а “всем четверым”. А тот в ответ: «Какая разница?». Миша тогда махнул рукой: все эти разговоры впустую – и ушел. «Вот он какой, – сказал ему вслед Антон, – а вы обои остались, вы настоящие друзья». Тут не выдержал Коля и закричал: «Да не обои мы! Обоями стены оклеивают!». На это Антон пожал плечами: какая разница?
А разница была. Да еще какая! И эту разницу Антон вскоре почувствовал. Дело в том, что ему уже давно нравилась девочка по имени Настя из параллельного класса. Так нравилась, что на каждой перемене он всегда был неподалеку от нее. Но подойти, заговорить с ней он не мог. Она всегда была в окружении подруг. И вот идет он как-то по коридору, а навстречу ему Настя. И тоже одна. Поравнялась она с ним и спрашивает: «Что это ты в одиночестве? Вас же всегда четверо друзей-неразлучников?». Антон не ожидал, что она с ним заговорит, смутился, но довольно браво ответил: «Ты тоже одна, а всегда вас пятеро». Но что такое? Настя вдруг нахмурилась и четко произнесла: «Грамотей! Пять, а не пятеро!». И пошла дальше.
Антон же остался в недоумении. А чего недоумевать? Не в первый же и даже не в восьмой, не в десятый раз попал он впросак с этими числительными. Но раньше ни двойки, ни постоянные наскоки друзей его не смущали. Он вообще не представлял себе, как это можно из-за неправильно написанного или сказанного слова страдать. А тут вдруг и стыдно, и обидно. Хотел даже записку написать Насте: мол, случайно оговорился. Подумал так и вздохнул: напишу и не меньше десяти ошибок наляпаю.
Нет уж, тут как-то по-другому надо было себя спасать.

(Р.Коваленко)

31.2. Какие ошибки в употреблении числительных допускал Антон? Есть ли разница между словами четыре и четверо, четырем и четверым?

31.3. Какой частью речи являются выделенные слова?

Чтобы не попасть в ситуацию, в которой оказался герой рассказа, давайте познакомимся с новым разрядом числительных – собирательными числительными.

Собирательных числительных немного. Вот они все: оба (обе), двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро . Правда, три последних слова употребляются очень редко.
Всмотритесь в эти числительные и скажите: как они образовались? (Двое и трое образованы с помощью суффикса -ой- . Вы, конечно, догадались, что фонема j спрятана в букве е . Остальные – с помощью суффикса -ер- .)

32.1. Спишите только те примеры из книги В.Даля «Пословицы русского народа», в которых есть собирательные числительные.

1. Конь о четырех ногах, да и тот спотыкается.
2. Трое пошли, пять рублей нашли – пятеро пойдут, много ли найдут?
3. Двое пашут, а семеро руками машут.
4. У семи нянек дитя без глазу.
5. Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – сын.
6. На своих двоих.
7. Четырем ветрам кланялся.
8. Один осудит, а трое рассудят, трое осудят, десятеро рассудят.
9. В лес идут, а на троих один топор с собой берут.

32.2. А можете ли вы вспомнить другие пословицы с собирательными числительными?

Можно ли сказать: пятеро девочек ? Ведь говорят же: пятеро мальчиков . Оказывается, нет. И дело не в том, что девочки хуже мальчиков, а в том, что с собирательными числительными нужно держать ухо востро (а пятеро – это именно такое числительное).
Собирательные числительные имеют свои особые правила сочетания с именами существительными. Познакомиться с ними вам поможет рассказ писательницы Риммы Коваленко.

33.1. Прочитайте рассказ Р.Коваленко. Объясните, как вы понимаете его заголовок.

ОТКРЫТИЕ

Гостили все воскресенье у знакомых на даче. Вернулись домой без двадцати двенадцать. Пока то да се – уже половина первого. Мама подошла к Лешиной кровати.
– Еще не спишь? Быстренько закрывай глаза – уже второй час ночи.
Лучше бы она этого не говорила. Это же невозможное дело – уснуть по приказу. Еще бы полторы минуты – и он бы уснул без всяких напоминаний. А теперь вот ворочается – сна ни в одном глазу. Говорят, что в таких случаях надо считать слонов. Леша попробовал: «Вот идет слон, за ним еще двое слонов, потом трое, четверо…...» Да ну их! Еще приснятся такие громадины с бивнями. Лучше он будет считать мячи. Не детские мячики, а большие, футбольные. «Вот катится мяч, за ним еще двое мячей, за этими – еще трое, четверо...…» Стоп! Что-то здесь не то. Разве так говорят: двое мячей? Почему же тогда слонов двое? Запутался и уснул.
Утром, собираясь в школу, Леша спросил у мамы:
– Вот стоит стул. А вот еще два – сколько их всего?
– Три, – пожав плечами, ответила мама.
– А если столько же мячей, как ты скажешь?
Мама махнула рукой, мол, не морочь мне голову.
Шагая в школу, Леша поглядывал по сторонам. Вот знакомые тополя вдоль дороги. Сколько же их? Посчитал. Оказалось – девять. А вот проехали один за другим два автобуса. А сейчас он, Леша, обгонит вон тех четверых девчонок. И опять тот же вопрос: почему же деревьев девять, автобусов два, а девчонок не четыре, а четверо? Что-то здесь опять не то. И вдруг он понял: если что-то неодушевленное – тогда два, три, четыре и так далее. А если, наоборот, одушевленное, например, человек или животное, – то двое, трое, четверо...…
Числительные в их классе еще не проходили. Он сам до этого додумался.
Радостный, сияющий, появился он в это утро в классе. Ребята даже спрашивали: «Что это с тобой?». Они не знали, да и сам Леша не подозревал, что он сделал открытие.
Великое дело – самому что-нибудь открыть. Даже уже открытое. Правило можно выучить, но если ты сам докопался до его сути, сам разгадал его загадку, оно уже никогда не вылетит из головы.

33.2. Как вы думаете, какое правило вывел Леша? Исправьте Лешины ошибки в употреблении собирательных числительных.

Однако Леша открыл не все правило. Прочитайте и запомните правила употребления собирательных числительных с существительными.

Собирательные числительные «дружат»:
1) с одушевленными существительными мужского рода: двое друзей, пятеро военных ;
2) с существительными, обозначающими детей и детенышей животных: трое ребят, четверо медвежат ;
3) с существительными, которые имеют формы только мн. ч.: двое суток, трое ножниц .

Собирательным числительным запрещено «дружить» с существительными, называющими лиц женского пола (сочетание пятеро девочек неверно).

Собирательные числительные оба , обе в мужском и среднем роде в косвенных падежах имеют в основе гласную о , а в женском роде – гласную е : оба друга , но обе подруги ; обоих друзей , но обеих подруг .

Склоняются собирательные числительные так же, как прилагательные во мн. ч. И окончания у них такие же: троих, троим, троими, о троих; обеих, обеим, обеими, об обеих.

34. Вычеркните слова, с которыми собирательным числительным «дружить» запрещено. С остальными числительными составьте правильные словосочетания.

1. Двое (певицы, котята, джинсы, ребята).
2. Четверо (коты, сани, семиклассницы, часы).
3. Семеро (сутки, козлята, подруги, дети).
4. Обе (девочки, мальчики, руки, стены).
5. Обоими (уши, глаза, стены, дома).

35. Прочитайте предложения, которые произнес диктор одной из детских телепередач. Укажите номера предложений, за которые ему могут объявить выговор.

1. Шестеро девочек сбежали с уроков.
2. Двое лошадей скакали во весь упор.
3. А за ними едва поспевали двое жеребят.
4. На столе стояло четверо стаканов.
5. Трое котят забрались в папину шляпу.
6. «Господа, я не ел шесть дней», – едва слышно повторил Киса Воробьянинов вслед за Остапом. (По И.Ильфу и Е.Петрову)

ПЕРЕМЕНА

Учитель: Число 28 017 записано пятью цифрами и потому называется пятизначным. Вот первый важный признак целого числа.
Ученик: Целого? Значит, есть и разбитые?
Учитель: Если вам так нравится, называйте их разбитыми. Хотя лучше все-таки эти числа называть дробными.

11. Дробные числительные

Нет такого ученика, который бы не знал, что дробь состоит из числителя и знаменателя. А что собой представляют дробные числительные? Рассмотрите внимательно примеры: одна вторая, пять шестых.
Какой частью речи является числитель дроби?
(Это числительное.)
А знаменатель?
(Порядковое прилагательное.)
Обратите внимание: при склонении дробных числительных изменяются обе части. Например: одна третья равна четырем двенадцатым.

36. Просклоняйте числительное две пятых.

37.1. Прочитайте, четко выговаривая окончания слов, выражения и уравнения, содержащие дроби .

Вот так: 4/7 + 2/7 = 6/7 – сумма четырех седьмых и двух седьмых равна шести седьмым . Или: к четырем седьмым прибавить две седьмых будет шесть седьмых .

х + 12/19 = 15/19
5, 7 – х = 1,8
3 т 40 кг = 3,04 т
0,025 + 1,725 =1,750

37.2. Запишите любые два примера так, как показано в образце.

38. Перепишите, заменяя числительные словами и подчеркивая ошибкоопасные места. С двумя-тремя самыми трудными для вас словосочетаниями составьте предложения.

2/3 территории, 1/5 бассейна, 7,5 миллиарда, 1/3 коллектива, 0,5 центнера, 7/8 километра.

ПЕРЕМЕНА

АХИЛЛЕС И ЧЕРЕПАХА

Древние греки придумывали задачи, в которых правильные на первый взгляд рассуждения приводят к явно нелепым результатам. Одной из таких задач является знаменитая задача про Ахиллеса и черепаху.
Герой греческих сказаний Ахиллес был самым быстрым на свете бегуном. А черепаха – представляете, с какой скоростью она ползает?
Условия задачи были таковы. Ахиллес и черепаха стоят на одной и той же дороге, черепаха на одну меру пути впереди Ахиллеса. Они одновременно пускаются в путь в одном и том же направлении. Пусть Ахиллес движется в десять раз быстрее черепахи. Догонит ли Ахиллес черепаху и когда?
Греки считали, что герой никогда не догонит черепаху.

Попробуйте и вы решить эту задачу. И, может быть, вам удастся найти ошибку в рассуждениях древних греков.

39.1. Прочитайте предложения, ставя числительные в нужном падеже.

1. Египтяне изобрели один из самых удачных древних календарей. Они уже понимали, что год нельзя разделить на целое число лунных месяцев. В египетском году было 365 ? суток. Это близко к тому, что есть на самом деле.
2. Архимед определил, что объем вписанного в цилиндр шара равен 2/3 объема цилиндра, и велел, чтобы после его смерти на могильном камне вырезали этот чертеж: шар в цилиндре.
3. В знаменитой древнегреческой задаче про Ахиллеса и черепаху ответ таков: для того чтобы догнать черепаху, Ахиллес должен пробежать 1 1/9 части расстояния, которое было между ними вначале.

(По И.Депману)

39.2. Перепишите предложения, подчеркивая ошибкоопасные места. Укажите падеж дробных числительных.

40.1. Спишите текст, расставляя недостающие знаки препинания.

Большинство ученых полагают что Вселенная не существовала всегда а возникла в определенный момент. Астрономы доказали что Вселенная расширяется. Огромные звездные острова которые называются галактиками удаляются друг от друга. Чем больше отстоят друг от друга две галактики, тем с большей скоростью происходит их взаимное удаление. Картина нашей Вселенной отдаленно напоминает разорвавшуюся гранату осколки которой разлетаются в разные стороны. Если галактики удаляются друг от друга значит когда-то расстояние между ними было невелико. Если знать расстояние между ними и их скорости можно примерно узнать когда началось разбегание галактик. Ученые подсчитали что возраст Вселенной 10–20 миллиардов лет. Ясно одно: Вселенная имела когда-то начало. Из-за сходства со взрывом гранаты это событие называют «Большим взрывом».
Для нас сейчас важен тот факт что самый длительный период времени который возможен составляет 20 миллиардов лет. С другой стороны, физики научились измерять минимальные отрезки времени. Электронные измерения позволяют выявить одну миллиардную а при наблюдении элементарных частиц одну триллионную долю секунды. Самый короткий миг который сумели рассчитать физики-ядерщики равняется десяти в минус 22-й степени секунды, это
1/10 000 000 000 000 000 000 000 секунды.

(По энциклопедии «Что есть что?»)

40.2. Выпишите слова с безударными гласными в корне, распределяя их на три группы: 1) гласные, которые можно проверить постановкой их в сильную позицию, 2) непроверяемые безударные гласные, 3) чередующиеся гласные.

40.3. Есть ли в этом тексте дробные числительные? Если есть, выпишите их.

12. Числительные полтора , полтораста

Среди дробных числительных есть совсем уж странное – полтора . Вы, конечно, знаете, что оно означает «один и половина второго». На это, кстати, указывает его происхождение из числительного полвтора (мы и сейчас говорим полвторого , когда часы показывают 1 1/2).
Числительное полтора имеет всего две формы: полтора (в и. – в. п.), полутора (во всех остальных падежах). Кроме того, полтора , так же как и два, оба, изменяется по родам: полтора (в м. и ср. р.) и полторы (в ж. р.)

41.1 . Просклоняйте устно словосочетания.

Полтора яблока, полторы груши, полтора апельсина.

41.2. Составьте коротенькие предложения с некоторыми из этих словосочетаний так, чтобы числительные полтора, полторы стояли в разных падежах.

42. Запишите все слова, которые имеют числовое значение 11/2. Над каждым из этих слов укажите часть речи.

Близко к числительному полтора и слово полтораста . Оно относится к числительным, обозначающим целые числа (полтораста = 150). Склоняется это числительное так же, как и полтора .

И. – в. полтораста
Р., д., т., п. полу тораста

43. Вернитесь к тексту о Пизанской башне (задание 30) и выпишите из него предложения с числительными полтора и полтораста . Укажите падеж числительных.

44.1. Перепишите текст. Найдите числительное, которое обозначает число 150. В каком падеже оно стоит?

В 1877 году американский астроном Холл открыл два спутника Марса: Деймос (Ужас) и Фобос (Страх). А лапутяне обнаружили их, правда, не без участия Свифта, на полтораста лет раньше Холла! Ведь «Путешествия Гулливера» появились на книжных полках в 1727 году.

(В.Крепс, К.Минц)

44.2. Можете ли вы вспомнить, кто такие лапутяне и чем они были знамениты?

45. Замените словосочетания с числительными словосочетаниями с прилагательными, а потом составьте с ними предложения .

Перерыв в 1,5 часа; 1,5 года ребенку; гиря весом в 1,5 кг.

В учебнике введен раздел, который имеет необычный заголовок, – «В стране воспоминаний» (образ взят из пьесы М.Метерлинка «Синяя птица»). В нем повторяется материал, изученный ранее. Числительное в курсе «Русская филология» пропедевтически изучалось в 4-м классе.