21.09.2018

Птичья почему пишется мягкий знак. Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине


Звуки и буквы

Мягкий знак (ь) в середине и в конце слов

ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

I. Мальчик, школьник, воробьи, учительница, борьба, пьет, пальто, конь, кольцо, шью, фильм, пальчик, капелька, польза, мальва, деревенька, бьет, альбом, мельница, пень.

II. День, окунь, вьют, васильки, пузырь, веселье, маленький, беленький, вьюга, красненький, сильный, сталь, колосья, боль, вольный, нельзя, перья, больной, семья.

III. Только, учитель, тетрадь, чья, чье, деревья, друзья, медведь, сделать, рисовать, спросить, петь, шесть, семь, восемь, девять, десять.

2. Записать предложения. Подчеркнуть слова с мягким знаком (ь) в середине.

1. Коротки зимние деньки! 2. Мальчики побежали в школу. 3. На лепестках розы блестят капельки росы. 4. Река покрылась льдом. 5. Возле дома краснеют яркие мальвы. 6. Маша уронила в реку кольцо. 7. Серенький зайка дрожит от холода. 8. Учительница поставила пятерку. 9. Я больно ударился о дверь, 10. Корова Зорька щиплет траву. 11. В поле злится вьюга. 12. Над лампой вьются ночные бабочки. 13. Девочки пришли в нарядных платьях.

ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

1. Прослушать предложения. Записать и прочитать слова с мягким знаком (ь) в середине.

1. Домашние животные приносят большую пользу. 2. В сентябре школьники начинают занятия. 3. Сегодня по телевизору интересный фильм. 4. В ночном небе видны огоньки самолета. 5. Мама постелила на стол льняную скатерть. 6. У отца сильный характер. 7. В чайнике булькает вода. 8. В траве видны голубенькие глазки незабудок. 9. Отец привез Настеньке аленький цветочек. 10. Муравьи спешат к своему домику. 11. Ласточки устроили под крышей жилье. 12. Осенью льют дожди. 13. Под елью много хвои.

2. Выписать в порядке следования названия месяцев, которые заканчиваются мягким знаком (ь). Перевести их на украинский язык.

Пришел июнь.

“Июнь! Июнь!” –

В саду щебечут птицы.

Дуют ветры в феврале,

Воют в трубах громко.

Открываем календарь –

Начинается...

В декабре, в декабре

Все деревья в серебре.

Рыхлый снег темнеет в марте,

Тают льдинки на окне.

Сенокос идет в июле,

Где-то гром ворчит порой.

В октябре, в октябре

Частый дождик на дворе.

Апрель, апрель!

На дворе звенит капель.

Ясным утром сентября

Хлеб молотят села.

Собираем в августе

Урожай плодов

Май цветами провожая,

Распускается сирень.

(С. Маршак)

ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ И ПРОВЕРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ

Разделить слова с мягким знаком (ь) в конце для переноса.

Во дворе много работы. Надо полить цветы, вскопать землю. Вчера мы посадили тополь. Мы будем ухаживать за ним. Он вырастет и будет давать хорошую тень. Уже распустилась сирень. Красиво в нашем дворе!

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

Целый день шел снег. К вечеру метель закончилась. Дети начали лепить снежную бабу. На улице быстро стало темнеть. Зимой длинная ночь и короткий день. В пять часов вечера уже темно. Надо уходить домой.

ЛЕТО В АЛЬБОМЕ

Сейчас осень. А в моем альбоме лето. Я нарисовал большой букет. В нем нежные ромашки. У них беленькие лепесточки и желтенькая серединка. На цветах капельки росы. Хороше вспоминать летние зорьки!

ЗИМНИЙ ПРУД

Вчера был сильный мороз. Наш пруд покрылся льдом. Мальчики надели коньки и пошли кататься. На середине пруда подо льдом пузырьки. Там спят большие рыбы. Нельзя ходить по тонкому льду! Можно провалиться в воду.

СОСУЛЬКА

Вот и весенние деньки. Наденька надела теплое пальто и вышла на крыльцо. На белом снегу появились черненькие проталины. Наденьке на щеку упала холодная капелька. Это свесилась с крыши большая сосулька. Она может упасть и больно ударить. Будь осторожен весной!

Наступила весна. С радостью ждала гостью природа. Отшумели зимние вьюги. Из-под снега виднеются прутья и сучья. Скоро из них будет построено птичье жилье. Ручьями стекает тающий снег. Скоро проснутся муравьи. У ульев закружатся пчелы. Зашелестят листья на деревьях. Птицы встретят весну радостной трелью.


(No Ratings Yet)

Related posts:

  1. 1 класс Слово Раздельное написание слов в, на, за, из, до, с, по, у, от, к, над СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ Записать и прочитать сочетания слов. Составить с тремя из них предложения. У леса, по дороге, от дома, из сада, к школе, по улице, с ребятами, по городу, у печки, от врача, из Киева, к Харькову, с […]...
  2. 1 класс Слог. Ударение. Звуки и буквы Обозначение на письме согласных звонких и глухих СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать и прочитать слова. Подчеркнуть буквы, обозначающие согласные звуки. Гриб, рукав, мороз, завод, год, пруд, глаз, след, флаг, сад, обед, город, час, берег, друг, нож, сторож. 2. Записать и прочитать слова. Подчеркнуть буквы, обозначающие в этих словах звонкие […]...
  3. 3 класс Состав слова. Правописание Написание слов с безударными гласными в корнях СЛОВАРНЫЕ И ТВОРЧЕСКИХ ДИКТАНТЫ 1. Перевести украинские слова на русский язык. 2. Поставить ударение в словах. Кропива, отаман, бесіда, блиснути, висіти, вночі, восени, взимку, вчора, гаряче, засідання, квіти, морква, опис, усмішка. 2. Обозначить корни и поставить ударение в словах, Котенок, доброта, голубка, сестра, […]...
  4. II СЕМЕСТР УРОК 68 Тема. Закрепление изученного материала. Деление слов на слоги. Определение ударного гласного. Чтение звуковых схем слов. Построение словосочетаний, предложений по данной схеме Цель: совершенствовать у учащихся умение делить слова на слоги и определять ударный гласный; продолжить работу над чтением звуковых схем слова; формировать умение правильно строить предложения и словосочетания; употреблять их в […]...
  5. II СЕМЕСТ Р УРОК 63 Тема. Тематические группы слов. Наиболее употребляемые устойчивые сочетания слов (Доброе утро! Всего хорошего! Не спускать глаз! Со всех ног. На носу (зарубить) и др.) Цель: продолжить знакомство учащихся с тематическими группами слов; воспитывать вежливость, доброжелательность; развивать связную речь учащихся; обогащать словарный запас; воспитывать интерес к языку. Тип урока: урок изучения […]...
  6. II СЕМЕСТР УРОК 59 Тема. Село. Закрепление изученных слов по теме. Деление слов на слоги, выделение ударного гласного. Изменение значения слов способом добавления или удаления одного звука в слове Цель: закрепить умение делить слова на слоги, выделять ударный гласный звук; расширять знания учащихся по теме “Село”; развивать культуру речи, умение логически выражать свою мысль; прививать […]...
  7. 2 класс Звуки и буквы Слог. Ударение. Перенос слов ТВОРЧЕСКИЕ ДИКТАНТЫ Вместо точек вставить отгадки. Поставить в них ударения. ЗАГАДКИ-СКЛАДКИ 1. Это зелье ты не тронь: Жжется больно, как огонь. Не приметна, не красива, Называется… (крапива). 2. Из меня посуду тонкую, Нежно-белую и звонкую Обжигают с давних пор, Называюсь я… (фарфор). Стелют на матрас меня, […]...
  8. Русский язык – Російська мова Состав слова Способы образования слов 1. Приставочный (с помощью приставки): 2. Суффиксальный (с помощью суффикса): 3. Приставочно-суффиксальный (с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса): 4. Бессуфиксный (с помощью отбрасывания суффикса): 5. Переход слов из одной части речи в другую: 6. Cложение слов, основ и их частей: 1) лесо(сложение основ); 2) […]...
  9. II СЕМЕСТР УРОК 58 Тема. Труд людей в селе, профессии. Удвоение слов. Слоговой анализ, определение ударения. Моделирование слов Цель: познакомить учащихся с профессиями в селе; расширять их словарный запас; развивать логическое мышление; тренировать в правильном произношении слов, определении ударного слова; развивать фонематический слух; воспитывать любовь к труду, уважение к людям труда. Оборудование: предметные рисунки к […]...
  10. Цель: углублять знания учащихся о составе слов русского языка; учить образовывать новые слова с помощью префиксов и суффиксов и понимать разницу в значении слов с разными префиксами (суффиксами); воспитывать любовь к природе, животным. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ I. Вводно-мотивационный этап. 1. Объявление темы, задач урока. 2. Мотивация. Как образовываются новые слова в русском языке? […]...
  11. 3 класс Предложение Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения. Восклицательные предложения. Знаки препинания в конце предложения ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Выписать повествовательные предложения. СОЛЬ – НА РАНЫ Настало время обилия кормов. А вот кабаны все еще наведывались на большую поляну. Оттуда доносились визг и уханье. Что это? Драка? Что они не поделили? Початок кукурузы? Надо посмотреть! На земле […]...
  12. 2 класс Части речи Слова, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? что делал? что будет делать? КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ 1. Записать слова. Поставить к ним вопросы. Идти, идет, идут. Звать, зовет, зовут. Лежать, лежит, лежат. Учиться, учится, учатся. Летать, летит, летят. Пить, пьет, пьют. Любить, любит, любят. Говорить, говорит, говорят. Блестеть, блестит, блестят. Лить, льет, […]...
  13. 4 класс Предложение Прямая речь, стоящая до и после слов автора. Знаки препинания при прямой речи. ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ ПРОИСШЕСТВИЕ Лежал я однажды на берегу. Не думал ни о чем. Вечер был спокойный. Тишина была. Вдруг плеснуло! Будто рыба метровая хвостом по воде ударила. Я подумал. “Откуда ей взяться здесь?” Тут я увидел лягушку. Хлопнулась в […]...
  14. I СЕМЕСТР УРОК 24 Тема. Деление слов на слоги. Понятие ударения. Ударный слог. Четкое выделение ударного гласного в словах. Правильное произношение слов, которые различаются местом ударения в русском и украинском языках (новый, старый) Цель: учить учащихся делить слова на слоги, четко выделять ударный слог; ввести понятия “ударение”, “ударный слог”; учить произносить слова, которые различаются местом […]...
  15. 2 класс Звуки и буквы Алфавит ТВОРЧЕСКИЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ДИКТАНТЫ 1. Записать выделенные буквы в алфавитном порядке. АЗБУКА Что случилось? Что случилось? С полки азбука свалилась! Больно вывихнула ножку Прописная буква М, Г ударилось немножко, Ж рассыпалось совсем! Потеряла буква Ю Перекладинку свою! Очутившись на полу, Поломало хвостик У! Ф, бедняжку, так раздуло – Не […]...
  16. 38. Однородные члены предложения (продолжение). Говорим: подбираем тематические группы слов. Читаем выразительно 302. Прочитайте текст. Слова в языке можно объединять в группы по разным признакам. Например, по частям речи. Или по тому, в разговоре на какую тему можно использовать эти слова. Такие тематические группы слов могут называть, например, овощи, учебные принадлежности, профессии и др. К […]...
  17. 6. СЛОВО ГРУППЫ СЛОВ ПО ЗНАЧЕНИЮ 4 1. Прочитай стихотворение Я. Акима. Почему дом именно такого цвета? РАЗНОЦВЕТНЫЕ ДОМА Нарисую дом з..леный Под еловой крышей – Сколько хочешь ш..шек Будет белке рыжей. Белый нарисую дом С толстым ледяным ст..клом: Радуйтесь, соседи – Зайцы да медведи! Без окошек ч..рный дом, Запертые двери. Отсыпайтесь, совы, днем И […]...
  18. II СЕМЕСТ Р УРОК 47 Тема. Упражнения в расположении слов в алфавитном порядке с учетом 2-й, 3-й буквы Цель: закреплять у учащихся навыки расположения слов в алфавитном порядке с учетом 2-й, 3-й буквы; обогащать словарный запас учащихся; развивать связную речь; воспитывать внимательность. Тип урока: урок развития умений и навыков. ХОД УРОКА I. Организационный момент II. […]...
  19. 5. ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 14 1. Прочитай текст. Ответь на вопросы. Петя мечтал о п..нале. Он знал: у ребенка, который идет в школу, обязательно должен быть п..нал. А если их оказалось сразу три? Первый он купил сам, второй ему подарил папа, третий – мама. Нельзя же н..сти в школу все три п..нала […]...
  20. ІСТОРІЯ КУЛЬТУРИ УКРАЇНИ Розділ ІІ Культура Київської Русі КИРИЛО ТА МЕФОДІЙ – ПРОСВІТНИКИ СЛОВ’ЯН Святі рівноапостольні просвітники слов’ян брати Кирило та Мефодій народилися в грецькому місті Солуні. Мефодій як воїн, напевно, був правителем Болгарського князівства. Згодом, прийнявши чернечий сан, оселився в одному з монастирів на горі Олімп. Константин (у чернецтві Кирило) здобув освіту у кращих […]...
Ви зараз читаєте: Мягкий знак (ь) в середине и в конце слов

Русский язык

Тема урока: Правописание слов с мягким знаком на конце и в середине.

Цели у рока :

1.Закрепить знания учащихся в правописании слов с мягким знаком на конце и в середине слова.

2.Используя игровые приемы, развивать у учащихся логическое мышление, речь.

3.Воспитание мотивации к учению.

Наглядность и оборудование: картины, кроссворд, таблицы.

Ход урока :

I. Организационная часть.

Прозвенел звонок.

Начинаем наш урок.

1.Рапорт дежурного.

II. Сообщение темы урока.

Что за буква, кто узнает?

Звука не обозначает.

Может только показать

Какую тему изучаем?

Где может стоять ь?

Мы сегодня продолжим изучение темы « Мягкий знак на конце и в начале слова»

III. Изучение нового материала.

1 .Задание на мышление.

На уроке русского языка мы учимся писать красиво. Чтобы узнать какие буквы будем писать, нужно выполнить задание.

гроза ветер луна солнце

дождь пыль ночь … (день)

а) Какое слово пропущено?

б) Что общего между словами нижнего ряда?

2. Минутка чистописания: нь

3. Что вы знаете о мягком знаке?

а) Мягкий знак-хитрый знак

Не назвать его никак

Он не произносится,

Но в слово часть просится.

4. Что обозначает мягкий знак?(мягкость согласного)

5.Измените слово так, чтобы получился на конце мягкий согласный.

Ел-ель шест-

Угол- жар-

6.Мягкий знак пригласил гостей, в названиях которых пишется ь.

Прилетел гусь. Просит правильно написать слова.

Письмо под диктовку.

Гусь, лось, коньки, карась, мальчик, день, письмо, пальто.

а) Прочитайте слова.

б) Подчеркните ь вместе с согласной буквой.

в)Прочитайте слова с ь на конце.

Прочитайте слова с ь в середине слова.

7. Пришли Машенька и Дашенька (картина)

Спрячьте ь в середину слова.

Пень-пеньки

8. Прилетел снегирь (картина)

а) Упражнение на мышление.

Назови лишний предмет.

Портфель, коньки, кольца, книга (нет мягкого знака).

б) Работа с учебником.

Выполнение упр. 15, стр. 84.

9.Пришел медведь (картина). Просит нас отдохнуть.

Физкультминутка

Три медведя шли домой.

Папа был большой-большой.

Мама с ним поменьше ростом,

А сынок малютка просто,

Очень маленький он был,

С погремушкою ходил.

Дзинь-дзинь, дзинь-дзинь,

С погремушкою ходил.

а) Проговорите про себя слова физкультминутки и назовите, в каких слова пишется ь (большой, поменьше, маленький, дзинь)

10. Заполни кроссворд (у каждого на парте)

а) Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец.

Ходит смело и легко.

Рога раскинув широко. (Лось)

б) Стройный, красивый,

Рога ветвистые.

Пасется весь день

Кто же это? …(Олень)

в) Домашнее животное (Лошадь)

г) Кто в лесу густом живет

Неуклюжий, косолапый.

Летом ест клубнику, мед,

А зимой сосет он лапу (Медведь).

11. Пришла Мальвина (картина)

Мальвина принесла пять больших тюльпанов.

а) Что принесла Мальвина?

б) В каких словах пишется ь?

в) Напишите предложение в тетрадь.

г) Подчеркните ь вместе с согласной буквой.

На обратной стороне тюльпанов слова с пропущенной буквой. Нужно объяснить правописание слов с ь (Дети выходят к доске)

11.Задание от лебедя (картина)

Какие слова подходят к данной схеме?

деньки коньки

пеньки окунь

полька моль

пень угольки

пыльно соль

а) Где пишется ь?

12.Кто пришел к ь?

а) Назовите слова с ь на конце.

б) Назовите слова с ь в середине.

III. Заключительная часть.

1.Задание от самого Ь. Задание на дом. Упр. 14, стр. 84.

а) Какую тему изучали?

б) Где может стоять ь?

в) Кто пришел в гости к ь?

г) Какие задания понравились больше?