17.03.2019

Фонетический разбор (звуко – буквенный разбор)


Фонетический, или звуко-буквенный разбор слов отлично показывает знания ребёнка на практике. Этот вид анализа в русском языке содержит в себе множество тем: начиная младшими классами и заканчивая средней школой. Чтобы выполнять его правильно, нужно сделать несколько разборов вместе с ребенком, заметить, какие темы он знает не слишком хорошо, и несколько раз их повторить. Будьте внимательны при выполнении такого разбора, ведь есть множество слов, которые имеют одно написание, но разные ударения: такие слова разбираются иначе, вы должны это учесть. Научитесь обращать внимание на детали поэтапно.

С чего начать звуко-буквенный разбор слова

Чтобы облегчить себе дальнейший процесс анализа, сделайте транскрипцию слова. Этот этап предусмотрен и правилами русского языка: как бы ни отличались разборы в разных учебниках, транскрипция выполняется в обязательном порядке каждый раз.

Правильно написать звуки в транскрипции довольно просто: произнесите слово так, как говорите его в обычной разговорной речи. Не обращайте внимание на то, какие буквы пишутся в самом слове, ведь звуки разительно отличаются от этого в зависимости от ударения. Как правило, гласные в русском языке в безударном положении тоже имеют другой звук, лишь ударная гласная звучит четко и её сложно спутать.

Вот несколько примеров простейших слов с транскрипцией:

  • Дуб — [д у п]
  • Семья — [с’ е м’ й а]
  • Дождь — [д о ш т’]
  • Солнце — [с о н ц э]

В транскрипции используются такие обозначения:

  • Символом » ‘ » обозначается мягкость согласного звука, она может быть как от мягкого знака, так и от гласных звуков.
  • Символ ударения ставится над ударной гласной.
  • Иногда, слоги разбивают дефисом » — «, чтобы ребенок лучше умел переносить их и понимать структуру слова.

Как сделать звуко-буквенный разбор слова — согласные и гласные

После выполнения транскрипции, нужно записать буквы в столбик — каждая на своей строчке. Рядом в квадратных скобочках записывается звук для каждой буквы. Звук для мягкого знака просто вычеркивается, а йотированные гласные разбиваются на два звука.

Какие бывают согласные

Для согласных звуков записываются такие характеристики:

  • Звонкий или глухой. Просто произнесите его для определения. Очень полезно будет знать парность согласных, таких как «д — т», «в — ф», «г — к», «с — з». Один из звуков в данной паре глухой, а другой — нет. Глухость и звонкость не зависят от слова в целом, она остается неизменной у каждого звука в отдельности.
  • Твердый или мягкий. Это вы определяете ещё на этапе транскрипции. Если вы поставили знак » ‘ «, то звук определенно мягкий.
  • Парный или непарный звук. Все пары описаны выше и их лучше запомнить наизусть.

Данные характеристики пишутся с правой стороны от каждого звука в строчку, отдаляясь запятой.

Какие бывают гласные

С гласными звуками всё обстоит проще:

  • Они бывают ударные и безударные. Как правило, в слове всего одна ударная гласная.
  • Йотированные. Такие буквы, как «я, ё, ю» могут разделяться на два звука, например, как в слове «семья».

Как видите, главное — правильно проговорить слово вслух.


Как закончить звуко-буквенный разбор слова

Выполнив разбор каждого звука в отдельности, вы должны провести черту под столбиком и написать общее количество звуков и букв. Эти значения могут быть одинаковыми, а могут и сильно отличаться — это нормально. Просто посчитайте звуки по транскрипции, а буквы — по самому слову.

Выполняя фонетический разбор важно уделить должное внимание произношению. Правильно поставив ударение, вы легко услышите все звуки в данном слове.


Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуки речи, то есть те звуки, из которых состоят слова.

Выполнить фонетический разбор – значит определить, из каких звуков состоит слово.

Порядок фонетического разбора:

Сколько в слове слогов?

На какой слог падает ударение?

Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.

Согласные звуки: звонкие и глухие, твердые и мягкие; какими буквами обозначены.

Количество звуков и букв в слове.

В методической литературе приводится пример другого порядка разбора:

Выдели слоги.

Покажи место ударения.

Дай характеристику всем звукам по порядку, укажи, какими буквами они обозначены.

Подсчитай количество звуков и букв.

Образец устного разбора:

Травка. В слове травка два слога, ударение падает на первый слог: трáвка. Гласные звуки: первый – ударный [а], обозначен буквой «а»; второй – безударный [а], обозначен буквой «а». Согласные звуки: [т] – глухой, твердый, обозначен буквой «тэ»; [р] – звонкий, твердый, обозначен буквой «эр»; [ф] – глухой, твердый, обозначен буквой «вэ»; [к] – глухой, твердый, обозначен буквой «ка».

Образец письменного разбора:

т – [т] – глухой, твердый;

р – [р] – звонкий, твердый;

а – [а] – гласный, ударный;

в – [ф] – глухой, твердый;

к – [к] – глухой, твердый;

а – [а] – гласный, безударный;

6 букв, 6 звуков.

Другой вариант разбора:

Образец устного разбора:

Травка. В слове травка два слога, ударение падает на первый слог: трáвка. [т] – согласный, глухой, твердый, обозначен буквой «тэ»; [р] – согласный, звонкий, твердый, обозначен буквой «эр»; [а] – гласный, ударный, обозначен буквой «а»; [ф] – согласный, глухой, твердый, обозначен буквой «вэ»; [к] – согласный, глухой, твердый, обозначен буквой «ка»; [а] – гласный, безударный, обозначен буквой «а».

В слове травка 6 букв, 6 звуков.

Образец письменного разбора:

Трáвка – 2 слога, первый слог ударный.

[т] – согласный, глухой, твердый – т

[р] – согласный, звонкий, твердый – р

[а] – гласный, ударный – а

[ф] – согласный, глухой, твердый – в

[к] – согласный, глухой, твердый – к

[а] – гласный, безударный – а

6 букв, 6 звуков.

Морфемный разбор

Морфемика – раздел науки о языке, изучающий строение слова.

Выполнить морфемный разбор – значит найти «строительные кирпичики», из которых состоит это слово. Приставка, корень, суффикс, окончание – морфемы.

Порядок морфемного разбора:

Найди окончание (измени слово по числам, падежам или лицам; найди изменяемое окончание).

Найди корень (подбери два – три однокоренных слова, выдели общую часть).

Выдели приставку (сравни однокоренные слова с разными приставками или без приставки; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же приставками).

Выдели суффикс (подбери одно-два однокоренных слова с разными суффиксами или без суффикса; другой вариант: подбор слов с другим корнем, но с этими же суффиксами).

Примечание: в методической литературе предлагается и другой вариант разбора: после выделения окончания, находятся приставка и суффикс, а затем корень слова.

Образец устного разбора:

Подставка.

Найду окончание. Для этого изменю слово по падежам: подставка, подставки, подставке. В слове подставка окончание – а.

Найду корень. Для этого подберу однокоренные слова: ставить, уставленный, заставить. В слове подставка корень - став -.

Найду приставку. Для этого подберу однокоренные слова с разными приставками (слова с другим корнем с этой же приставкой): приставка, заставка, уставить (поддержка, подбодрить, подпрыгнуть). В слове подставка приставка под-.

Найду суффикс. Для этого подберу однокоренные слова с разными суффиксами/ без суффикса (слова с другим корнем с таким же суффиксом): подставить, уставленный (уловка, проверка, сборка). В слове подставка суффикс -к-.

Морфологический разбор

Морфология – раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.

Выполнить морфологический разбор – значит указать признаки слова как части речи.

В начальной школе проводится морфологический разбор имени существительного, имени прилагательного, глагола.

Порядок морфологического разбора:

Имя существительное Имя прилагательное Глагол
1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает. 1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа). 2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода). 2. Начальная форма (неопределённая форма). Спряжение.
3. Род, склонение. 3. Род (в единственном числе), падеж, число. 3. Время. Лицо и число – для глаголов в настоящем или будущем времени. Род и число – для глаголов в прошедшем времени.
4. Падеж, число. 4. Роль в предложении. 4.Роль в предложении.
5. Роль в предложении.

Образец устного разбора имени существительного:

(Из) леса – имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос из чего?

Начальная форма – лес.

Мужского рода, второго склонения.

Употреблено в родительном падеже, в единственном числе.

В предложении является второстепенным членом, поясняет сказуемое: вышел (из чего?) из леса.

Образец письменного разбора имени существительного:

(Из) леса – имя сущ. (из чего?).

Н.ф. – лес.

М.р., 2-го скл.

В род. п., в ед. ч.

Образец устного разбора имени прилагательного:

Большой – имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?

Начальная форма – большой.

Употреблено в мужском роде, в именительном падеже, в единственном числе.

В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: медведь (какой?) большой.

Образец письменного разбора имени прилагательного:

Большой – прилаг. (какой?).

Н.ф. – большой.

В м.р., в им. п., в ед. ч.

Образец устного разбора глагола:

Вышел – глагол. Обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что сделал?

Начальная форма – выйти, I спряжение.

Употреблен в прошедшем времени, в единственном числе, в мужском роде.

В предложении является сказуемым: медведь (что сделал?) вышел.

Образец письменного разбора глагола:

Вышел – гл. (что сделал?).

Н.ф. – выйти, I спр.

В прош. вр., в ед.ч., в м.р.

Синтаксический разбор

Синтаксис – раздел грамматики, в котором изучается строение и значение синтаксических единиц. Основными единицами синтаксиса являются словосочетания и предложения.

Выполнить синтаксический разбор – значит дать характеристику основных признаков словосочетания, предложения.

Порядок синтаксического разбора предложения:

Определи вид предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное; по эмоциональной окраске: восклицательное – невосклицательное.

Определи, о ком или о чём говорится в предложении. Поставь к этому слову вопрос. Это подлежащее. Подчеркни его одной чертой.

Поставь от подлежащего вопрос что делает? что делал? или другие вопросы к словам, которые обозначают действие (признак) предмета. Слово, которое отвечает на такие вопросы, – это сказуемое. Оно обозначает, что говорится о подлежащем. Подчеркни сказуемое двумя чертами.

Поставь от подлежащего и сказуемого вопросы к другим членам предложения. Определи, что поясняет второстепенный член: подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член предложения. Обозначь связь слов стрелками. (При другом варианте разбора после выделения главных членов из предложения выписываются словосочетания с вопросами или без вопросов).

Начерти схему предложения (по усмотрению учителя).

Из леса вышел большой медведь.

Образец устного разбора:

Предложение повествовательное, невосклицательное.

Определю, о ком или о чём говорится в предложении. В предложении говорится о медведе. Слово отвечает на вопрос кто? Это подлежащее, подчёркиваю одной чертой.

Поставлю от подлежащего вопрос (медведь) что сделал? вышел. Это сказуемое. Оно обозначает, что говорится о подлежащем. Подчеркну его двумя чертами.

Поставлю от подлежащего и сказуемого вопросы к другим членам предложения: медведь (какой?) большой (поясняет подлежащее); вышел (откуда?) из леса (поясняет сказуемое).

Образец письменного разбора:

Из леса вышел большой медведь.

При другом варианте разбора, после выделения главных членов предложения, выписываются словосочетания с вопросами (или без них):

Из леса вышел большой медведь.

Медведь (какой?) большой; вышел (откуда?) из леса.

Лексика - совокупность слов, словарный запас того или иного яз. Раздел науки о яз., изучающий словарный состав назыв-ся лексикологией. Лексикология имеет свой объект изуч-я- слова, кот-е рассм-ся с разных сторон и имеют свою сис-му пон-й. В лексикологии слово изуч-ся с т.з. :1смыслового знач-я, 2место в общей сис-ме лексики, 3происхождения, 4употребляемость, 5 сфера применения в процессе общения, 6 экспрессивность стилистич-го хар-ра. Наряду с этим в пон-е «лексик-гия» входят учения об устойчивых сочетаниях (фразеологизмах) и учение о словарях - лексикография. Слово-важнейшая ед-ца яз., носитель знач-й. Словами и их сочетаниями обознач-ся конкретные предметы, отвлеченные пон-я, эмоции, признаки и действия. Методика разв-я речи на лексич-м уровне предусматривает 4 основных линии: 1обогащение словаря, т.е. усвоение новых ранее неизвестных слов, а т/ж новых знач-й известных слов. 2уточнение словаря- словарно-стилистич-я работа разв-я гибкости словаря, его точности и выразит-сти.

2. Охарактеризуйте этапы формирования языковых понятий в начальной школе на уроках русского языка.

1-ый этап – эмпирический,

2-ой – теоретический,

3-ий дальнейшее углубление понятия.

Порядок разбора:

    Слоги, ударение.

    Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.

    Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие; какими буквами обозначены.

    Количество звуков и букв.

Устный разбор:

2. В слове голубь 2 слога

3. Ударение падает на первый слог: гÓлубь

4. В слове 2 гласн., 3 согл.

6. буквой г (гэ) обозначен звук [г] – согласный, звонкий, твердый;

буквой о обозначен ударный звук [Ó];

буквой л (эль) обозначен согласный звук [л] – согласный, звонкий, твердый;

буквой у обозначен безударный гласный звук – [у];

буквой б (бэ) обозначен согласный звук [п’] – глухой, мягкий; мягкость звука обозначена буквой ь (мягкий знак);

буква «мягкий знак» звука не обозначает.

    В слове голубь – 5 звуков, 6 букв.

Письменный разбор:

Го лубь – 2 слога, 2 гласн., 3 согл.

г – [г] – согл., зв (п.)., тв. (п.)

о – [о] – гл., удар.

л – [л] – согл., зв. (неп.), тв. (п.)

у – [у] – гл., безуд.

б – [п’] – согл., глух. (п.), мягк. (п.)

________________________

6 букв, 5 звуков

Морфемный разбор слова


    Формообразующие суффиксы глаголов: -л- (суффикс глагола прошедшего времени); -ть-

(-ти-) (суффикс инфинитива), суффиксы причастий и деепричастий – не входят в основу слова:

    У глаголов, оканчивающихся на –чь, -чь входит в состав корня:

Жечь, беречь.

    Возвратные суффиксы –ся, -сь входят в основу слова:

Открывается.

Словообразовательный разбор слова

        Дать толкование лексического значения слова (например: слушатель – это тот, кто слушает кого – нибудь).

        Сравнить состав данного слова с однокоренным (слушатель – слушать); выявить ту часть (или части) слова, с помощью которой оно образовано (-тель ).

        Определить, от чего образована основа (от слуша- из слова слушать)

Морфологический разбор имени существительного

План разбора:

I. Часть речи. Общее значение (предмет, предметность).

П. Морфологические признаки.

    Начальная форма (именительный падеж единственного числа).

    Постоянные признаки:

а) собственное - нарицательное,

б) одушевленное - неодушевленное,

г) склонение.

3. Непостоянные признаки:

III. Синтаксическая функция (каким членом предложения является).

Образец устного разбора:

... восстановило команду против упрямца и задиры...

I. Команду - имя существительное, значение предметности.

II. Морфологические признаки.

    Начальная форма - команда.

    Постоянные признаки: а) нарицательное, б) неодушевленное, в) женский род,

г) 1-е склонение.

3. Непостоянные признаки: а) употреблено в винительном падеже, б) в единственном числе.

III. В предложении является дополнением.

Морфологический разбор имени прилагательного

План разбора:

I. Часть речи. Общее значение - признак предмета.

П. Морфологические признаки.

    Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).

    Постоянные признаки: а) качественное, б) относительное, в) притяжательное.

3. Непостоянные признаки:

1) у качественных: а) степень сравнения, б) краткая или полная форма;

2) у всех прилагательных:

а) падеж, б) число, в) род.

III. Синтаксическая роль (каким членом предложения является).

Образец устного разбора:

... разговариваем о теперешнем состоянии России...

I. Теперешнем (состоянии) - имя прилагательное, обозначает признак предмета. предмета. Морфологические признаки.

    Начальная форма - теперешний.

    Постоянные признаки: относительное.

    Непостоянные признаки:

а) употреблено в предложном падеже,

б) в единственном числе,

в) в среднем роде.

III. В предложении является согласованным определением. О состоянии (каком?) теперешнем.