12.02.2019

Морфемный разбор. Урок морфемный разбор слова.


Методическая разработка урока русского языка в 5 классе

Морфемный разбор

Кузнецова Юлия Владиславовна ,
учитель русского языка и литературы
ГБОУ СОШ № 189 «Шанс»
Центрального района Санкт-Петербурга

  • углубить представления учащихся об изученных морфемах и морфемном разборе слов;
  • расширить словарный запас и кругозор учащихся;
  • продолжить формирование навыков самоконтроля, самопроверки, взаимопроверки;
  • развивать метапредметметные умения анализировать, сравнивать, выделять главное, систематизировать.
  • Организационный момент
  • Начнём урок с небольшого задания на сообразительность. Попробуйте догадаться, о каком слове идёт речь. Чтобы вам было легче, записывайте ход ваших размышлений. (Один ученик работает у доски, остальные - в тетрадях)

Приставка — как в слове подлизываться.

Корень — как в слове водяной.

Суффикс — как в слове земной.

Окончание — как в слове солидный.

(Подводный.)

А теперь - сами!

Корень — как в слове мышиный.

Соединительная гласная —

как в слове кашевар.

Корень — как в слове подловить.

Суффикс — как в слове приманка.

Окончание — как в слове бусина.

(Мышеловка.)

3. Посмотрите, что мы сделали с записанными нами словами?

(разобрали по составу, или выполнили морфемный разбор)

Я думаю, вы готовы сформулировать тему сегодняшнего урока.

Запись в тетрадь: «Морфемный разбор »

Проверьте себя. Правильно ли вы выполнили морфемный разбор?

(нет, мы не выделили основу слова )

Сделайте это самостоятельно. Что нужно сделать, чтобы найти основу слова?

(изменить слово и отбросить окончание)

Устно проверяем правильность выделения основы.

Для чего нужно уметь разбирать слово по составу? Понимать, из каких частей состоит слово?

(чтобы правильно писать)

Вспомните последние изученные нами орфограммы (перечислить: чередование и//е, о//а в корне слова, правописание - З, - С на конце приставок. Почему в названии каждой орфограммы присутствует указание на ту морфему, в которой она находится?

(от этого зависит правописание)

(В сильном классе учитель может использовать сочетание слов «морфемный принцип русской орфографии»)

4. Чтобы вспомнить все морфемы, напишем маленький диктант.

Под диктовку пишем:

Приставка, корень, окончание, основа слова, морфема, морфемный разбор.

Как вы считаете, какого слова или слов не хватает, что ещё необходимо дописать?

(суффикс)

Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте (Тот, кто сидит один, может тихонько пересесть на свободное место рядом с одноклассником или - самопроверка). Перед каждым из вас - листок с заданиями. Первая строка - слова нашего диктанта. Проверьте работу по данному образцу.

Кто не допустил ни одной ошибки? - 5!

Кто допустил 1-2 ошибки? - 4!

От 2-х до 4-х ошибок? -3!

5 и более ошибок? - 2!

За эту работу каждый получит 2 оценки. Первую - за то, как написал терминологический диктант, вторую - за то, как проверил работу соседа по парте.

5. Итак, мы вспомнили известные нам морфемы. Но начинать разбор по составу нужно не с выделения морфем, а с определения, к какой части речи относится слово. Выполним задание и подумаем, почему это важно. Перед вами в карточках дан ряд слов.

По какому признаку можно разделить данные сло-ва на три группы?

Слушаем и обсуждаем варианты. Письменно выполняем задание.

Яблоню, молодежь, спросонок, красив, потому что, бес-корыстие, бескорыстно.

С падежным с нулевым без окончания

окончанием окончанием (неизменяемые слова)

яблон-ю молодежь спросонок {нар.)

бескорысти-е красив бескорыстно (нар.)

потому что (союз)

Почему для морфемного разбора важно, к какой части речи относится слово?

(У наречий и служебных частей речи не может быть окончаний.) К каким частям речи относятся слова из 3 столбика?

Открываем справочник. Делаем запись в справочнике.

Образец морфемного разбора.

СОБИРАЕТСЯ -

2. собираются, собираемся (изменить слово)

3. собирает, соберу, сбор, собрание - и//е//о//0 звука (подобрать однокоренные

Две задачи: 1) найти все варианты корня - все чередования, 2) отбросить приставки и суффиксы)

4. приставка со- созывать, соображать

5. суффикс а - играть, решать (суффикс инфинитива); постфикс ся - умываться, причёсываться (тоже, что «себя»)

4 уч-ся у доски, остальные - в тетрадях

ПОДСВЕЧНИК -

    2. подсвечника, подсвечнику (изменить слово)

    1. свеча, светить, освещать - ч//т// щ
    2. приставка под - подоконник, пододеяльник
    3. суффикс ник - бездельник

    НЕДРУЖНЫЙ

    1. прилаг.

    2. недружного, недружную (изменить слово)

    3. друг, дружить, друзья - г //ж// з

    4. приставка не- независимый, недруг

    5. суффикс н - карманный, лунный

    СВЕРХУ

    1. наречие
    2. - не изменяется!!!
    3. верх, верхушка, вершина х//ш
    4. приставка с - слева, сдача
    5. суффикс у - сбоку, снизу

    ОБЕРЕГАЕШЬ

    1. глагол
    2. оберегаю, оберегаем
    3. беречь, бережёный, небрежный - каково значение слова небрежный?
    4. приставка о - обежал, оповестил
    5. суффикс инфинитива а - бежать, рисовать

    Коллективная проверка. Уч-ся называют однокоренные слова, кот. нет на доске, добавляют ненайденные чередования.

    1. Работа с карточками. Исправление ошибок в употреблении суффиксов и приставок.

    Упр. 1

    2. Я давно отстал и плелся взади, и мой спутник не переминул ехидно усмех-нуться. (______________________)

    3. Совсем я влюдях изуверилась: любой обкрасть норовит! (___________________________________________________________________)

    1.

    2. Не вам, при вашей низости, су-дить о его благородности! (__________________________________)

    Что означают слова: верить, уверовать, изувер?

    Изувер - человек, доходящий до крайней степени жестокости, первоначально из-за религиозной нетерпимости (синонимы: зверь, изверг).

    Упр.3. Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания.

    Найдите и выпишите слова, соответствующие схемам (задание может варьироваться в зависимости от уровня подготовки класса)

    1. _____________________________________________
    2. _____________________________________________
    3. _____________________________________________

    ВОПРОС:____________________________________________________________________________________________________________________

    В вашей карточке осталось последнее задание: записать вопрос, который возник у вас в процессе урока в связи с темой «Морфологический разбор»

    Подумайте и запишите его (1 минута). Авторы самых интересных вопросов получат оценку «5».

    На следующем уроке мы пишем диктант с грамматическим заданием - в нём обязательно будет морфемный разбор. Поэтому дома необходимо внимательно прочитать параграф 12 - порядок и образец разбора + по параграфам 6 -10 повторить правописание изученных корней и приставок.

    По желанию - на «5»! Разработать задания, подобные тем, с которых мы начали урок («Угадай слово!»). 5 слов - пятёрка.

    Приложение. Карточки для работы

    Карточка по теме «Морфемный разбор»

    Ученика (ученицы) 5А класса_________________________________

    1. Слова для взаимопроверки:

    Приставка, корень, окончание, основа слова, морфема, морфемный разбор, суффикс.

    2.Исправление ошибок в употреблении суффиксов и приставок.

    Упр. 1 . Найдите слова с неправильно выбранной приставкой. Подчеркните их. В скобках после предложения запишите правильный вариант.

    1. Онскипятил чайник и снял обвертку с пач-ки печенья. (__________________________)

    2. Я давно отстал и плелся взади, и мой спутник не переминул ехидно усмех-нуться. (_______________________________________________________________________)

    3. Совсем я влюдях изуверилась: любой обкрасть норовит! (______________________________________________________________________)

    Упр. 2. В каких словах суффикс употреблен неправильно?

    1. Здесь про-явились его гордость и упрямость. (__________________________________)

    2. Не вам, при вашей низости, су-дить о его благородности! (_________________________)

    Упр.3. Вставьте пропущенные буквы и расставьте недостающие знаки препинания. Обозначьте орфограммы.

    Пос…дили бер…жные руки р…сточек в землю и начала из него р…сти вишенка: р…сла подр…стала и выр…сла в пышное дер…це.

    Найдите и выпишите слова, соответствующие схемам:

    1. _____________________________________________
    2. _____________________________________________
    3. _____________________________________________

    ВОПРОС: ________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________

    __________________________________________________________________________


    Открытый урок в 5 классе
    Тема: «Морфемный разбор слова»
    Цели урока: 1. Повторить понятия «морфема», «корень», «суффикс», «приставка», «окончание», «основа».
    2. Изучить порядок морфемного разбора слова.
    3. Развивать умения систематизировать материал, обобщать, делать выводы.

    Ход урока:
    1. Оргмомент.
    2. Актуализация знаний (повторение пройденного):
    Итак, начнем урок с повторения пройденного материала.
    Я раздаю вам листочки с кроссвордом, в котором зашифрованы понятия, уже вам известные. В качестве вопроса дано графическое обозначение термина. Вам нужно вписать слова в соответствующие клетки. На доске написано графическое обозначение морфем.
    На это задание я даю 2 минуты. Будьте внимательны, пишите слова без ошибок. Работа в парах.

    2
    о
    с
    н
    о
    в
    а

    4
    п
    р
    и
    с
    т
    а
    в
    к
    а

    5
    с
    у
    ф
    ф
    и
    к
    с

    3
    к
    о
    р
    е
    н
    ь

    1
    о
    к
    о
    н
    ч
    а
    н
    и
    е

    Проверим: У: 1-ое слово?
    у: Окончание.
    У: Что такое окончание?
    2-е слово? Основа.Что называется основой?
    3-е слово? Корень. Что мы называем корнем?
    4-е слово? Приставка. 5-е – суффикс
    Ребята, кто догадался, какое слово зашифровано под номером 6?
    Подсказка: это слово, которым можно назвать и окончание, и основу, и корень
    у: - морфема.
    Мы повторили понятия, которые нам необходимы для того, чтобы выполнить морфемный разбор слова.

    3. Новая тема: Откройте ваши тетради, запишите число, классная работа, тема урока. Вспомним правило оформления работ:
    Сколько строчек отступаем между работами?
    Что ставим в конце каждого предложения? Записываем.
    Сегодня на уроке мы будем учиться выполнять морфемный разбор слова. А для этого мы должны знать порядок его выполнения.
    Посмотрите на слайд 3: Ученик читает.
    Помни при разборе слова:Окончание и основуПервым делом находи.После корня будет суффикс,А приставка – впереди.
    Вопрос: В какой последовательности мы будем выполнять разбор?
    4. Практикум:
    А) Давайте потренируемся выполнять морфемный разбор вместе у доски. Слова даны на слайде 4.
    Сказка, полет, школьный, присмотрел, печник, родной, посадит.
    Следите за правильным порядком рабора.
    Б) Игра «Третий лишний». Слайд 5.
    Вода, водный, водить.
    Лис, лесник, лесной.
    Завалить, волы, свалка.
    Почему слово лишнее?
    Какие слова называются однокоренными?
    В) Слайд 6. Далее открыли учебники, разберите слова из № 416 самостоятельно. Сильный ученик пишет на обратной стороне доски. Обменялись тетрадями, взяли в руки карандаши, взаимопроверка. Все 5 слов правильно – оценка «5», ошибка в 1 слове – 4 и т.д. поставьте оценку. Поднимите руки, у кого все слова разобраны правильно, у кого – 1 ошибка.
    Г) Поиграем в «Шарады». Слайд 7,8,9
    Корень мой находится в цене,В очерке найди приставку мне,Суффикс мой в тетрадке все встречали,Вся же в дневнике я и в журнале.
    Корень тот же, что и в слове сказка,Суффикс из слова извозчик,А приставка в слове расход.
    Суффикс и окончание ищи в слове терпеливый,Приставку - в слове выписать,Корень – в слове преподносить.

    Словарная и орфографическая работа:
    1 слово - оценка.
    2 сл. Рассказчик - тот, кто рассказывает что-нибудь. Употребляем это слово на уроках литературы.
    3 сл. Выносливый - физически сильный, стойкий, способный многое вынести, выдержать. Такое качество, как выносливость пригодиться, например, на уроках физкультуры.
    Объяснить орфограммы. Почему я подчеркнула буквы?
    Д) Контроль: карточки. Если много времени записать в тетрадь, если мало, выполнять задание сразу в карточке.
    Карточка 1
    а)Приезд, б)домик, в)приехал, г)осень

    Зал..тел, л..сной, заг..дочный, с..молет, карандаш
    3. Допиши одно слово:
    Часть слова, которая образует формы слова – это
    Карточка 2
    1. Подбери слово, которое соответствует схеме
    а)Выход, б)подоконник, в)приплыл, г)красный
    2. Вставь пропущенные буквы разбери слова по составу:
    Прил..тели, л..сок, з..щитный, в..ртолет, камыш
    3. Допиши одно слово:
    Главная значимая часть слова - это

    5. Итоги урока. Чему вы научились сегодня на уроке? Слайд 10
    - выполнять морфемный разбор слова. Для того чтобы его выполнить, нужно знать порядок. Кто может напомнить?

    6. Домашнее задание (разноуровневое): по группам: Слайд 11
    прокомментировать! Прочитайте задание. Что нужно сделать?
    с.172 выучить порядок разбора, № 417
    дополнительно разобрать 2- 3 слова на выбор

    7. Оценки.
    Слайд 12. Ребята, я вас оценила, а теперь хочу, чтобы вы оценили наш урок. Я раздам листочки, на которых вы должны нарисовать ваше впечатление от урока.
    13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415

    Со звонком: слайд 13:

    Спасибо за внимание!