10.10.2023

Жизнь древнего человека. Древние предки человека Общим предком человекообразных обезьян и человека является


Среди первых мелких млекопитающих - насекомоядных - в мезозойскую эру обособилась группа животных, которые не обладали ни острыми зубами и когтями, ни крыльями, ни копытами. Они жили и на земле, и на деревьях, питались плодами и насекомыми. От этой группы и взяли начало ветви, которые повели к полуобезьянам, обезьянам и человеку. Следовательно, человек и человекообразные обезьяны состоят между собой в близком родстве. Это разные ветви общего родословного ствола .

В связи с похолоданием климата в северных и южных широтах земного шара леса вытеснялись степями. В этих условиях эволюция одной группы древнейших человекообразных обезьян пошла по пути создания орудий труда, развития руки как органа труда, хождения на двух ногах, приспособления к наземному образу жизни. На земле в процессе освоения новой среды им пришлось вести жестокую борьбу за существование с другими животными, ранее заселившими эти пространства; у одних были мощные клыки и острые когти, другие быстро бегали, третьи отличались большой мышечной силой. Обезьяны не обладали этими качествами, но у них был значительно увеличен объем головного мозга по отношению к общим размерам тела. Еще в период жизни на деревьях обезьяны отличались развитой способностью к ориентировке в окружающих условиях, обладали отличным слухом и объемным зрением благодаря выдвинутым вперед и сближенным глазам. Руки были способны к выполнению многих функций; хватания, удерживания, бросания предметов; руками они цеплялись и придерживались за ветви, строили гнезда.

Различные формы наследственной изменчивости и отбор особей с полезными изменениями играли ведущую роль на этом этапе эволюции. Стадный образ жизни помогал в борьбе с сильными хищниками, в заботе о потомстве, в передаче опыта.

Наши отдаленные предки в течение огромного периода времени совершенствовались как наземные двуногие существа. Многие обезьяны погибали в борьбе за существование. В процессе естественного отбора из поколения в поколение отбирались и сохранялись полезные наследственные изменения.

В 30-х годах нашего века и позднее в Южной Африке были найдены остатки существа, названного австралопитеком (лат. «аустралис» - южный и греч. «питек» - обезьяна). По строению черепа, зубов и других частей скелета австралопитековые стояли значительно ближе к человеку, чем современные человекообразные обезьяны. У них были более крупная мозговая коробка, укороченная лицевая часть черепа и зубы, сходные с зубами современного человека. Самое замечательное, что строение их таза было подобно человеческому. Это были высокоразвитые двуногие человекообразные обезьяны. При помощи верхних конечностей, свободных от функций опоры тела и передвижения, они получили возможность употреблять предметы природы в качестве орудий, а позднее и изготовлять их из гальки. Одновременно с австралопитековыми существовали другие формы, бесспорно признаваемые предками человека. Поэтому многие ученые полагали, что эта группа представляет тупиковую ветвь эволюции человека.

Открытия в Восточной Африке за последние 20 лет (1959 - 1980) показали, что австралопитековые жили свыше 5 млн. лет назад. Более поздние из них являются непосредственными предками человека и получили название человека умелого . Это очень важные открытия, так как они свидетельствуют о достаточности времени для эволюции наших далеких предков путем отбора в популяциях.

По мнению одних антропологов, человека умелого следует считать все еще австралопитеком. Другие ученые относят его к древнейшим людям. Морфологически он мало отличался от человекообразных обезьян. Отличие состояло в первых проблесках сознания, связанных не только с употреблением природных предметов в качестве орудий, но и с изготовлением примитивных режущих и рубящих орудий из гальки.

В процессе становления человека различают три стадии, или фазы: древнейшие люди; древние люди; первые современные люди. Эти стадии не сменяли одна другую с полным исчезновением предыдущей, а сосуществовали, и далеко не в мирных отношениях. Популяции, принадлежавшие к видам более прогрессивным по материальной культуре, состоявшие по преимуществу из сильных и сообразительных особей, оттесняли другие популяции в худшие местообитания или уничтожали их физически. Разрыв между культурами разных популяций и видов рода людей, живших в одно и то же время, был огромным. Кроме направления, ведущего в конечном счете к человеку, были тупиковые боковые ответвления. Одновременно существовали и разные человекообразные обезьяны.

Древнейшие люди.

Переход от ископаемых человекообразных обезьян к человеку совершился через ряд промежуточных форм, совмещавших черты обезьяны и человека - обезьянолюдей.

Рисунок 27. Части скелета питекантропа.

Питекантроп - «обезьяночеловек» (см. рисунок 27). Его остатки впервые были обнаружены на острове Ява. Позднее остатки питекантропа обнаружены в Африке, Азии и Европе - он широко распространился в Старом Свете, а отсюда уже по всем материкам. Питекантроп ходил на двух ногах, слегка наклоняясь вперед и, возможно, опираясь на дубину; имел рост около 170 см. Черепная коробка была у него такой же длины и ширины, как у современного человека, но более низкая и состояла из толстых костей. Объем мозга достигал 900 - 1100 см 3 . Лоб очень покатый, над глазами сплошной костный валик. Лобные и височные доли, связанные с речью, развиты лучше, чем у обезьяны, а развитие височных долей указывает также на хороший слух. Челюсти сильно выдавались вперед, подбородочного выступа не было.

Питекантропы делали из камня примитивные скребки, сверла, пользовались огнем и жили первобытным стадом. Жилищ у них еще не было.

Возникновение труда оказалось могучим толчком к развитию мозга. Дарвин придавал исключительное значение высокому умственному развитию наших предков, даже наиболее древних.

Развитие ума сделало большой шаг вперед с возникновением речи.

По мнению Ф. Энгельса, зачатки речи возникли у древнейших людей в виде нечленораздельных звуков, имевших значение различных сигналов.

Интересны находки синантропа - «китайского человека», жившего несколько позднее питекантропа. Его остатки найдены в 1927 - 1937 гг. в пещере недалеко от Пекина.

Внешне синантроп во многом напоминал питекантропа. Однако синантроп был более развитым. Объем его мозга достигал 850 - 1220 см 3 ; левая доля мозга, где расположены двигательные центры правой стороны тела, была несколько больше по сравнению с правой долей. Следовательно, правая рука у синантропа была более развита, чем левая. Возможно, он добывал и умел поддерживать огонь, одевался, видимо, в шкуры. Были обнаружены мощный, до 6 - 7 м, слой золы, трубчатые кости и черепа крупных животных, орудия из камней, костей, рогов.

В 1907 г. близ города Гейдельберга (современная территория ФРГ) была найдена массивная нижняя челюсть, без подбородочного выступа, но с зубами, подобными зубам современного человека (рисунок 28).


Рисунок 28. Нижняя челюсть гейдельбергского человека. Для сравнения красным цветом обозначена челюсть современного человека.

Питекантропа и синантропа считают двумя видами первого подрода - обезьянолюдей (род людей). Некоторые ученые относят сюда же и человека умелого. Он является представителем первой, начальной стадии превращения обезьяны в человека. По выражению Ф. Энгельса, это «формировавшиеся» люди. Древнейшим людям был свойствен каннибализм.

На этой стадии развития человека формирование особенностей его физического склада, связанных с совершенствованием вертикальной походки, развитием мозга, находилось под контролем естественного отбора.

Среди первых мелких млекопитающих - насекомоядных - в мезозойскую эру обособилась группа таких животных, которые не обладали ни острыми зубами и когтями, ни крыльями, ни копытами. Они жили и на земле, и на деревьях, питались плодами и насекомыми. От этой группы и взяли начало ветви, которые повели к полуобезьянам, обезьянам и человеку.

Древнейшими высшими обезьянами, от которых ведут начало предки человека, считают парапитеков. Эти древние малоспециализированные обезьяны дивергировали на две ветви: одна привела к современным гиббонам и орангутангам, другая- к дриопитекам, вымершим древесным человекообразным обезьянам. Дриопитеки подверглись дивергенции в трех направлениях: одна ветвь повела к шимпанзе, другая - к горилле и третья - к человеку. Человек и человекообразные обезьяны состоят между собой в ближайшем родстве. Но это разные ветви общего родословного ствола.

Ученые предполагают, что прародина человечества была где-то на территории, включающей северо-восточную часть Африки, Южную Азию, юго-восток Европы, откуда люди расселились по всей Земле.

Каковы же были исходные формы, от которых взяли начало древнейшие люди? До настоящего времени такие формы не обнаружены, но представление о них дает хорошо изученная группа южноафриканских обезьян - австралопитеков («аустралюс» - южный). Эта группа обитала на Земле одновременно с древнейшими людьми, поэтому не может считаться прямыми предками людей.

Австралопитеки жили среди скал на равнинных безлесных пространствах, были двуногими, ходили чуть наклонившись, знали мясную пищу; их череп имел объем примерно 650 см3.

В начале 60-х годов нашего столетия английский ученый Луис Лики в Олдовайском ущелье на территории современной Танзании (Восточная Африка) нашел обломки черепов, кости кисти, стопы, голени, ключицы. Ископаемые существа, которым они принадлежали, по строению стопы и кисти были несколько ближе к человеку, чем австралопитеки, но объем мозга их не превышал 650 см3. Там же были найдены гальки заостренной формы и камни, оставлявшие впечатление искусственно обработанных. По мнению большинства советских антропологов, эти существа следует считать также австралопитеками. Морфологически они мало отличались от человекообразных обезьян. Отличие состояло в возникновении первых проблесков сознания, связанных с употреблением природных предметов в качестве орудий, что подготавливало переход к их изготовлению.

Предполагают, что предками древнейших людей был близкий к африканским австралопитекам вид двуногих человекообразных обезьян, у которых на основе наследственной изменчивости в процессе естественного отбора выработалась способность часто и разнообразно использовать палки, камни в качестве орудий.

В процессе становления человека следует различать три стадии, или фазы: 1) древнейшие люди, 2) древние люди и 3) первые современные люди.


Эволюция
История Земли, со времени появления на ней органической жизни и до появления на ней человека, разделяется на три больших периода – эры, резко отличающиеся одна от другой, и носящих названия: Палеозой – древняя жизнь, Мезозой – средняя, Неозой – новая жизнь. Из них самый большой по времени – палеозой, он иногда разделяется на две час...

Исследование активности основных карбоксипептидаз в тканях самцов крыс. Изучение активности карбоксипептидазы Н в тканях самцов крыс
а) Распределение активности карбоксипептидазы Н в тканях интактных самцов крыс Полученные данные о распределении активности КПН в тканях самцов крыс представлены в таблице 13. Таблица 13. Активность КПН в тканях самцов в норме (нмоль продукта, образовавшегося за 1 мин инкубации на 1 мг белка, M±m, n=6¸8). Гипофиз Гипотала...

Нейротрофин-4/5 (nt-4/5)
Химическая и общая характеристики. Именуемый как Нейротрофин-4/5 (NT-4/5), или NF-5, представляет собой димерный полипептид с общей массой 28 кДа. Экспрессируется во многих тканях и в большинстве регионов мозга. Фактор промотирует выживание и дифференцировку нейронов различных популяций, включая спинальные нейроны, базальные холинергич...

Речь в этой статье пойдет о предках и ближайших родственниках современного человека.

Тема интересная и при том несложная.

Дриопитеки

– дословный перевод: «древесные обезьяны»

Общий предок современного человека и человекообразных обезьян. Обитали около 25 млн. лет назад в Африке и Европе.

Внешне, скорее всего, были похожи на современных шимпанзе.

Дриопитеки жили стадами, преимущественно на деревьях.

Из-за «древесной» жизни у дриопитеков и его потомков можно заметить некоторую особенность:

передние конечности могут вращаться во все стороны

Подобный образ жизни сыграл важное значение для эволюции:

развивалась хватательная функция передней конечности, что в последствии привело к способности манипулировать предметами

  • улучшились координация , развилось бинокулярное цветное зрение , жизнь в стаде дала начало появлению общественности и, в итоге, к появлению речи;
  • о бъем мозга явно больше, чем у предков;

  • у зубов был тонкий слой эмали , что позволяет предположить , что дриопитеки питались растительной пищей (фрукты, ягоды).

Австралопитеки

–переходная форма от обезьяны к человеку (или, возможно, родственники переходной формы).

Жили около 5,5 млн. лет назад.

Дословный перевод: «южные обезьяны», назван так потому, что останки его находят в южной Африке.

Австралопитеки – это уже более «очеловечившиеся» обезьяны.

Они передвигались на задних конечностях, немного сгорбившись.

  • н ачали использовать примитивные «орудия труда»: камни, палки и т.д.

  • объем головного мозга составлял примерно 400-520 см 3 , что в три раза меньше объема мозга современно человека, но несколько больше объема мозга современных крупных обезьян;
  • ростом были не высокие: 110 – 150см, масса: 20 – 50кг.
  • Австралопитеки питались как растительной, так и мясной пищей (реже).

  • они умели охотиться, используя «орудия труда»;
  • длительность жизни была небольшая: 18 – 20 лет;

Человек умелый (Homo habilis)

– возможно первый представитель рода Человек

Согласно альтернативному мнению Человек умелый – представитель Австралопитеков, так как внешне он очень похож на них.

Жил около 2 млн. лет назад.

Возможно потомок одного из видов австралопитеков. Умелым назван потому, что начал изготавливать и сознательно использовать орудия труда. Подбирал сырье, для изготовления орудий, чем не может похвастаться ни одно животное.

  • объем головного мозга, по сравнению с австралопитеком, увеличился примерно до 600 см 2 , лицевая часть лица черепа уменьшилась, «уступив место» для мозговой части;
  • зубы меньше, чем у австралопитеков.
  • человек умелый перешел к эврифагии (всеядности);
  • стопы, имели свод, стали более приспособлены к хождению на задних конечностях;
  • кисть стала более приспособлена к хватанию, мощность захвата увеличилась;
  • гортань еще не была приспособлена для речи, однако отдел мозга, отвечающий за эту функцию, уже был развит.

Человек прямоходящий (Homo erectus)

– уже точно представитель рода людей.

Жил примерно 1 млн – 300 тыс лет назад.

Назван так, как не трудно догадаться, из за «окончательного перехода» к прямохождению.

  • для него уже были характерны «человеческие» качества: речь и абстрактное мышление ;
  • Человек прямоходящий шагнул далеко вперед: его орудия труда стали значительно более сложными, он овладел огнем , некоторые ученые предполагают, что даже мог его добывать самостоятельно;
  • Внешне Эректус был немного похож на современного человека, но все же отличался от него: череп имел толстые стенки, лоб был низким с массивными надглазничными выступами, крупная, тяжелая нижняя челюсть , подбородочный выступ слабо выделяется;
  • половой диморфизм был менее выражен, чем у австралопитеков, но все же имел место: самцы были немного крупнее самок.
  • рост составлял 150 – 180. Объем мозга: примерно 1100 см 3 .

Человек прямоходящий вел образ жизни охотника-собирателя. Жили и охотились группами – это помогало в развитии речи и социальности. Предполагается, что Человек прямоходящий был 300 тыс. лет назад вытеснен Неандертальцем, однако последние данные антропологии это отвергают.

Питекантроп (переводится: обезьяночеловек)

разновидность Человека прямоходящего.

Обитал в Юго-восточной Азии 500-700 тыс. лет назад, впервые был обнаружен на острове Ява.

Питекантроп не является предком современного человека, его можно назвать скорее нашим двоюродным братом.

Синантроп

– еще одна разновидность Человека прямоходящего.

Обитал 600-400 тыс. лет назад где-то на территории современного Китая.

Синантропы стали одними из последних наиболее развитых представителей вида Человек прямоходящий. Некоторыми учеными рассматриваются как предки современного человека.

Неандерталец, Человек неандертальский

– вид рода человек, ранее считался подвидом Человека разумного.

Обитал в Европе и Северной Африке свыше 100 тыс. лет назад.

Неандертальцам пришлось нелегко, они жили в эпоху ледникового периода, поэтому немудрено, что они научились изготавливать жилища и одежду . Неандертальцы питались преимущественно мясом. Неандерталец не является прямым предком человека разумного , хотя, возможно, проживал рядом с кроманьонцами и мог свободно скрещиваться с ними, оставив, таким образом, свой «генетический след» в современных представителях рода Люди. Предполагают так же, что между кроманьонцами и неандертальцами шла борьба, в результате которой, вероятно, и исчезли последние. Вероятно, кроманьонцы могли охотиться на неандертальцев, и наоборот. Неандертальцы были крупными мускулистыми существами, помассивнее кроманьонца.

  • объем мозга неандертальцев составлял 1200-1600 см³ .
  • рост: около 1,5 метров;
  • череп был вытянут назад (из-за большого мозга), но лоб был низкий, скулы широкими, челюсти крупными, подбородок как и у эректуса был слабо выражен;
  • заметно выступал надбровный валик;
  • у неандертальцев появилась культура: первая религия (хоронили собратьев по особым обрядам), музыкальный инструмент;
  • начала появляться медицина: неандертальцы могли лечить переломы.

Кроманьонец

– первый представитель вида Человек разумный, жили около 40тыс лет назад.

  • кроманьонцы обладали окончательно человеческой внешностью: высокий прямой лоб, исчез надбровный валик, появился подбородочный выступ;
  • кроманьонцы были выше (рост составлял около 180см) и менее массивными, чем неандертальцы;
  • объем головного мозга: 1400-1900 см 3
  • обладали членораздельной речью, сформировали первое «настоящее» человеческой общество;
  • жили кроманьонцы родовыми общинами по 100 человек, создавая первые поселения. Строили жилища: шалаши из шкур, землянки. Изготавливали одежду, орудия охоты: копья, силки, гарпуны, предметы быта: ножи, иглы, скребки. Занимались земледелием. Охотились коллективно, используя революционный метод: загонную охоту. Начали приручать животных;
  • были высоко развитыми в культурном плане: занимались наскальной живописью, изготавливали скульптуры из глины.

Так же как и неандертальцы, выработали обряды захоронения, из чего можно сделать вывод, что и те и другие верили в загробную жизнь. По мнению официальной науки, кроманьонец – прямой предок современного человека.

Природе понадобилось много миллионов лет, чтобы превратить обезьяну в современного человека – венца творения. Мы – результат долгого эволюционного процесса, по которому мы только что кратко пробежались. Вопросы по этой теме могут попасться в ГИА и ЕГЭ. И мы рассмотрели эту тему, надеюсь, вам было интересно.

Таксон - классификационная единица в систематике растительных и животных организмов.

Основными доказательствами происхождения человека от животных является наличие в его теле рудиментов и атавизмов.

Рудименты - это органы, утратившие в процессе исторического развития (эволюции) своё значение и функцию и оставшиеся в виде недоразвитых образований в организме. Они закладываются ещё во время развития зародыша, но не развиваются. Примерами рудиментов у человека могут быть: копчиковые позвонки (остатки скелета хвоста), аппендикс (отросток слепой кишки), волосяной покров тела; ушные мышцы (некоторые люди могут шевелить ушами); третье веко.

Атавизмы - это проявление, у отдельных организмов, признаков, которые существовали у отдельных предков, но были утрачены в ходе эволюции. У человека это - развитие хвоста и волосяного покрова на всём теле.

Историческое прошлое людей

Первые люди на Земле . Имя обезьяночеловека - питекантропа получила одна из самых ранних находок, сделанная в 19 веке на Яве. Долгое время эта находка считалась переходным звеном от обезьяны к человеку, первыми представителями семейства гоминидов. Этим взглядам способствовали морфологические особенности: сочетание современных по виду костей нижней конечности с примитивным черепом и промежуточной массой мозга. Однако питекантропы Явы - довольно поздняя группа гоминидов. Начиная с 20-х годов двадцатого столетия и по настоящее время в южной и Восточной Африке было сделано важное открытие: найдены остатки двуногих плио-плейстоценовых приматов (от 6 до 1 млн. лет). Они положили начало новому этапу в развитии палеонтологии - реконструкции данных стадий эволюции гоминидов на основе прямых палеонтологических данных, а не исходя из различных косвенных сравнительно-анатомических и эмбриологических данных.

Эпоха двуногих человекообезьян австралопитеков . Первый австралопитек Восточной Африки - зинджантроп обнаружен супругами Л. и М. Лики. Самая яркая отличительная черта австралопитеков - прямохождение. Об этом свидетельствует строение таза. Прямохождение относится к древнейшим приобретениям человека.

Первые представители человеческого рода в Восточной Африке . Вместе с массивными австралопитеками в Восточной Африке 2 млн. лет назад обитали и иные существа. Впервые об этом стало известно, когда на следующий год после открытия зинджантропа обнаружили остатки миниатюрного гоминида, объём мозга которого был, не меньше (а даже больше), чем у австралопитека. Позже выяснилось, что он был современником зинджантропа. Важнейшие открытия сделаны в самом нижнем слое, датирующемся 2–1,7 млн. лет. Его максимальная толщина составляет 40 метров. Климат, когда закладывался этот слой, был более влажным и его обитателями были зинджантроп и презинджантроп. Последний просуществовал недолго. Кроме того в этом слое были найдены и камни со следами искусственной обработки. Чаще всего это была галька размером от грецкого ореха до 7–10 см, с немногочисленными сколами рабочего края. Первоначально предполагалось, что это умели делать зинджантропы, однако после новых открытий стало очевидно: или орудия изготовлял более продвинувшийся презинджантроп, или оба обитателя были способны к такой начальной обработке камня. Возникновение зажима с полным противопоставлением большого пальца руки должен был предшествовать период преобладания силового захвата, когда предмет сгребался в горстью и зажимался в руке. Причём особенно сильное давление испытывала именно ногтевая фаланга большого пальца.

Предпосылки антропогенеза .Общими предками человекообразных обезьян и человека были стадные узконосые обезьяны, жившие на деревьях в тропических лесах. Переход этой группы к наземному образу жизни, вызванный похолоданием климата и вытеснением лесов степями, привёл к прямохождению. Выпрямленное положение тела и перенос центра тяжести вызвали замену дугообразного позвоночного столба S-образным, что придало ему гибкость. Образовалась сводчатая пружинящая стопа, расширился таз, грудная клетка стала шире и короче, челюстной аппарат легче, и главное - передние конечности освободились от необходимости поддерживать тело, их движения стали более свободными и разнообразными, функции усложнились. Переход от использования предметов к изготовлению орудий - рубеж между обезьяной и человеком. Эволюция руки шла по пути естественного отбора мутаций, полезных для трудовой деятельности. Наряду с прямохождением, важнейшей предпосылкой антропогенеза явился стадный образ жизни, который по мере развития трудовой деятельности и обмениваться сигналами обусловил развитие членораздельной речи. Конкретные представления об окружающих предметах и явлениях обобщались в абстрактные понятия, развивались мыслительные и речевые способности. Формировалась высшая нервная деятельность, и развивалась членораздельная речь.

Этапы становления человека . В эволюции человека различают три этапа: древнейшие люди, древние люди и современные (новые) люди. Многие популяции человека разумного не сменяли друг друга последовательно, а жили одновременно, ведя борьбу за существование и уничтожая более слабых.

Предки человека Прогрессивные черты во внешнем облике Образ жизни Орудия труда
Парапитек (обнаружен в Египте в 1911 году) Ходили на двух ногах. Низкий лоб надбровные дуги, волосяной покров Рассматривается как древнейшая человекообразная обезьяна Орудия труда в виде дубинки; обтёсанные камни
Дриопитек (найдены костные остатки в Западной Европе, Южной Азии и Восточной Африке. Древность от 12 до 40 млн. лет) По мнению большинства учёных, дриопитеки рассматриваются как общая предковая группа для современных человекообразных обезьян и человека
Австралопитек (костные остатки древностью 2,6-3,5 млн. лет обнаружены в Южной и Восточной Африке) Имели небольшое тело (дл. 120–130 см), массу 30–40 кг, объём мозга - 500–600 см 2 , передвигались на двух ногах. Потребляли растительную и мясную пищу, обитали в открытой местности (типа саванн). Австралопитеков рассматривают и как стадию эволюции человека, непосредственно предшествовавшую возникновению древнейших людей (архантропов). В качестве орудий использовали палки, камни, кости животных
Питекантроп (древнейший человек, останки обнаружены - Африка, Средиземноморье, о. Ява; 1 млн. лет назад) Рост 150 см; объём мозга 900–1 000 см 2 , лоб низкий, с надбровным валиком; челюсти без подбородочного выступа Общественный образ жизни; жили в пещерах, пользовались огнём. Примитивные каменные орудия труда, палки
Синантроп (Китай и др., 400 тыс. лет назад) Рост 150–160 см; объём мозга 850–1 220 см 3 , лоб низкий, с надбровным валиком, нет подбородочного выступа Жили стадами, строили примитивные жилища, пользовались огнём, одевались в шкуры Орудия из камня и костей
Неандерталец (древний человек); Европа, Африка, Азия; около 150 тыс. лет назад Рост 155–165 см; объём мозга 1 400 см 3 ; извилин мало; лоб низкий, с надбровным валиком; подбородочный выступ развит слабо Общественный образ жизни, строительство очагов и жилищ, использование огня для приготовления пищи, одевались в шкуры. Использовали жесты и примитивную речь для общения. Появилось разделение труда. Первые захоронения. Орудия труда из дерева и камня (нож, скребок, многогранные острия и др.)
Кроманьонец - первый современный человек (повсеместно; 50–60 тыс. лет назад) Рост до 180 см; объём мозга - 1 600 см 2 ; лоб высокий; извилины развиты; нижняя челюсть с подбородочным выступом Родовая община. Относились к виду человек разумный. Строительство поселений. Появление обрядов. Возникновение искусства, гончарного дела, земледелия. Развитая. Развитая речь. Приручение животных, окультуривание растений. Имели наскальную живопись. Разнообразные орудия труда из кости, камня, дерева

Современные люди . Возникновение людей современного физического типа произошло относительно недавно (около 50 тыс. лет назад), которых назвали кроманьонцами. Увеличившийся объём мозга (1 600 см 3), хорошо развитая членораздельная речь; строительство жилищ, первые зачатки искусства (наскальная живопись), одежда, украшения, костяные и каменные орудия труда, первые прирученные животные - всё свидетельствует о том, что настоящий человек окончательно обособился от своих звероподобных предков. Неандертальцы, кроманьонцы и современные люди образуют один вид - Человек разумный. Прошло много лет, прежде чем люди от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) перешли к производящему хозяйству. Они научились выращивать растения и приручать некоторых животных. В эволюции кроманьонцев большое значение имели социальные факторы, неизмеримо выросла роль воспитания, передача опыта.

Расы человека

Всё современное человечество принадлежит к одному виду - Homo sapiens . Единство человечества вытекает из общности происхождения, сходства строения, неограниченного скрещивания представителей различных рас и плодовитости потомства от смешанных браков. Внутри вида - Homo sapiens - выделяют пять больших рас: негроидную, европеоидную, монголоидную, австралоидную, американскую. Каждая из них делится на малые расы. Различия между расами сводятся к особенностям цвета кожи, волос, глаз, форма носа губ и т.п. возникли эти различия в процессе приспособления человеческих популяций к местным природным условиям. Предполагают, что чёрная кожа поглощала ультрафиолетовые лучи. Узкие глаза защищали от резкого солнечного воздействия в условиях открытых пространств; широкий нос быстрее охлаждал вдыхаемый воздух путём испарения со слизистых оболочек, наоборот узкий нос лучше согревал холодный вдыхаемый воздух и т.д.

Но человек благодаря труду быстро вышел из-под влияния естественного отбора, и эти отличия быстро потеряли приспособительное значение.

Расы человека начали формироваться начали формироваться, как полагают, около 30–40 тыс. лет тому назад в процессе заселения человеком Земли, причём тогда многие расовые признаки имели приспособительное значение и закреплялись естественным отбором в условиях определённой географической среды. Всем расам человека свойственны общевидовые особенности человека разумного, и все расы абсолютно равноценны в биологических и психических отношениях и находятся на одном и том же уровне эволюционного развития.

Между основными расами нет резкой границы, и существует ряд плавных переходов - малых рас, у представителей которых сглажены или смешаны черты основных масс. Предполагают, что в будущем различия между расами совсем исчезнут и человечество в расовом отношении будет однородным, но со многими морфологическими вариантами.

Расы человека не следует смешивать с понятиями нация, народ, языковая группа . Разные группы могут входить в состав одной нации, а одни и те же расы - в состав разных наций.

Уровень «А».

1. Выберите правильную последовательность эр в истории Земли:

а) протерозой - палеозой - архей - мезозой - кайнозой;

б) архей - протерозой - палеозой - кайнозой - мезозой;

в) архей - протерозой - палеозой - мезозой - кайнозой;

г) архей - протерозой - мезозой - палеозой - кайнозой.

2. Плацентарные млекопитающие возникли:

а) в перми; б) в мелу; в) в палеогене; г) в юре.

3. Цветковые растения широко распространились:

а) в кайнозое; б) в мелу; в) в триасе; г) в палеогене.

4. Наземные позвоночные приобрели современный облик:

а) в антропогене; б) в неогене; в) в мелу; г) после окончания последнего ледникового периода.

5 . Общими предками человека и человекообразных обезь-ян были:

а) лемуры; б) австралопитеки; в) дриопитеки; г) гориллы.

6. Каковы эволюционные связи человека и современных че-ловекообразных обезьян?

а) Человек произошел от общих с человекообразными обезь-янами предков. б) Человек - потомок современных человекообразных обезьян.

в) Человек и человекообразные обезьяны никогда не имели общих предков г) Обезьяны произошли от древних людей.

7. Череп человека отличается от черепа обезьян:

а) массивными, вытянутыми вперед челюстными костями; б) преобладанием мозговой части черепа над лицевой;

в) преобладанием лицевой части черепа над мозговой; г) развитием гребня, к которому прикрепляются шейные мышцы.

8. Человек отличается от человекообразных обезьян:

а) наличием волосяного покрова; б) развитым большим пальцем, противопоставленным всем остальным; в) наличием ногтей; г) формой ушей.

9. Человек в отличие от человекообразных обезьян обладает:

а) способностью к трудовой деятельности; б) четырехкамерным сердцем; в) заботой о потомстве; г) объемным зрением.

10. На ранних этапах эволюции человека под контролем биологических факторов происходило формирование:

а) особенностей его строения и жизнедеятельности; б) членораздельной речи; в) трудовой деятельности г) мышления, развитого сознания.

11. К движущим силам антропогенеза не относится:

а) борьба за существование; б) общественный образ жизни; в) наследственная изменчивость; г) модификационная изменчивость.

12. Какое адаптивное значение имело приспособление пред-ставителей негроидной расы темного цвета кожи?

а) предохранение от ультрафиолетовых лучей; б) усиление обмена веществ;

в) приспособления к морскому климату; г) улучшение дыхательной функции.

13. Обезьяночеловеком называют:

а) австралопитека; б) питекантропа; в) неандертальца; г) дриопитека.

14 . Развитию речи способствовали:

а) коллективная охота; б) пользование огнем; в) прямохождение; г) развитая кисть.

15. В борьбе за существование побеждали в ходе антропогенеза:

а) древние люди; б) популяции людей, изготавливавшие и использовавшие орудия;

в) имевшие объем мозга до 900 см 3 ; г) популяции людей, жившие 2-2,5 млн. лет назад.

16. Выступающий нос у европеоидов:

а) способствует большой теплоотдаче; б) не носит приспособительный характер;

в) защищает от переохлаждения гортань и легкие; г) приспособление к недостатку солнечной радиации.

Уровень «В».

1. Кроманьонцев и ныне живущих людей объединяет:

а) объем мозга до 1600 см 3 ;

б) преобладание мозгового отдела над лицевым;

в) развитый подбородочный выступ;

г) объем головного мозга 1000-1200 см 3 ;

д) использование орудий из металла;

е) относятся к виду Человек умелый.

2. Расположите названия костей нижней конечности в по-рядке от бедра к пальцам:

а) фаланги пальцев; б) плюсна; в) бедренная кость;

г) кости голени (большая и малая берцовые кости); д) предплюсна.

Уровень «С» (задание с развернутым ответом)

1. Почему в процессе эволюции ни одна из рас не достигла в своем развитии уровня вида?

2 вариант

Уровень «А».

Выберите один правильный ответ

1. Накопление кислорода в атмосфере Земли, связанное с фотосинтезом, началось:

а) в палеозое; б) в архее;

в) концентрация кислорода в атмосфере Земли всегда была примерно одинаковой; г) с возникновением эукариот.

2. Первые наземные позвоночные появились:

а) в девоне; б) в карбоне; в) в кембрии; г) в перми.

3. Временем расцвета пресмыкающихся был:

а) силур; б) мезозой; в) палеоген; г) палеозой.

4. Какие из этих животных жили одновременно с первобытным человеком?

а) мул; б) ихтиозавр; в) шерстистый носорог; г) эогиппус.

5 . К древнейшим людям относят:

а) австралопитеков; б) питекантропов и синантропов; в) неандертальцев; г) кроманьонцев.

6. Человеком современного типа был:

а) неандерталец; б) кроманьонец; в) питекантроп; г) синантроп.

7. Основные человеческие расы:

а) европеоиды и монголоиды; б) европеоиды, индейцы, негроиды и монголоиды;

в) европеоиды, негроиды и монголоиды; г) европеоиды, негроиды, монголоиды и неандертальцы.

8. Человек в отличие от животных воспринимает слова как:

а) сочетание отдельных звуков; б) выражение определенной мысли; в) набор звуков, не связанных друг с другом; г) звуковой сигнал.

9. Пример биологического фактора эволюции человека:

а) общение друг с другом с помощью устной и письмен-ной речи; в) трудовая деятельность;

б) способность передавать приобретенные знания по на-следству; г) использование одежды.

10. Действием только биологических факторов эволюции нельзя объяснить появление у человека:

а) диафрагмального дыхания; б) второй сигнальной системы; в) свода стопы; г) S-образного изгиба позвоночника.

11. Какая часть верхней конечности человека наиболее резко изменилась в ходе его эволюции?

а) плечо; б) предплечье; в) кисть; г) лопатка.

12. Видовым признаком человека не является:

а) 48 хромосом; б) возможность метисации представителей разных рас; в) наличие млечных желез; г) живорождение.

13. Общим признаком для человека и человекообразных обезьян является:

а) S -образная форма позвоночника; б) передние конечности хватательного типа; в) слабо развитые надбровные дуги; г) объем мозга от 1000-1500 см 3 .

14 . Укажите биологические предпосылки антропогенеза:

а) постепенное освобождение передних конечностей; б) вскармливание детенышей молоком;

в) дугообразный позвоночник; г) хорошо развитые зрение и слух.

15. Назовите фактор эволюции, обеспечивший развитие че-ловека:

а) модификационная изменчивость; б) дрейф генов; в) стабилизирующий отбор; г) наследственная изменчивость.

16. Зачатками членораздельной речи обладали:

а) неандертальцы; б) кроманьонцы; в) синантропы; г) питекантропы.

Уровень «В».

1. Выберите особенности скелета человека, которые связаны с прямохождением:

а) подбородочный выступ;

б) размер позвонков растет от шейного отдела к крестцовому;

в) позвоночник имеет четыре изгиба;

г) сводчатая стопа;

д) отсутствие хвостового отдела; е) широкий развернутый таз.

2. Расположите названия костей верхней конечности в по-рядке от плеча к пальцам:

а) кости запястья; б) плечевая кость; в) фаланги; г) кости предплечья (локтевая и лучевая); д) пястье.

Уровень «С» (задание с развернутым ответом).

1. Почему расы не являются отдельными биологическими видами?

Оценка результатов контрольной работы №3 по теме «Происхождение жизни на Земле и антропогенез»

вопроса

ответ

Кол-во баллов

вопроса

ответ

Кол-во баллов

Уровень А

Уровень А

Уровень В

Уровень В

б, г, а, д, в

в, г, д, б, а

Уровень С

Уровень С

Почему в процессе эволюции ни одна из рас не достигла в своем развитии уровня вида?

Почему расы не являются отдельными биологическими видами?

Максимальное количество баллов – 23

отметка

количество баллов

Контрольная работа №4 «Экологические взаимоотношения организмов» (к уроку 25)

Цель работы: оценить степень усвоения следующих понятий: экологические факторы, их значение в жизни организмов. Умение объяснять взаимосвязи организмов друг с другом и окружающей средой.

В работе используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Задания базового уровня составляют 50% от максимального первичного балла, повышенного – 33%, высокого уровня – 17%. Они соответствуют минимуму содержания основного и среднего (полного) общего биологического образования, требованиям к подготовке выпускников.

Все задания базового уровня (1-10) предусматривают выбор одного верного ответа из четырёх.

Для проверки знаний на повышенном уровне используются задания с выбором нескольких верных ответов (II, III), Выполнение этих заданий служит показателем овладения более сложными и разнообразными видами учебной деятельности. Они позволяют проверить знания учащихся о сущности биологических процессов, явлений и их закономерностях; умения сравнивать, применять знания в знакомой и измененной ситуациях. Задание высокого уровня (IV) предусматривает выбор верных суждений и направлено на проверку знаний о наиболее существенных биологических закономерностях, проявляющихся на всех уровнях организации живого; умений самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, применять теоретические знания на практике.

1 вариант

I . Выберите один правильный ответ:

1. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется:

2. Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера, называются:

3. Конкурентные отношения в биоценозе возникают между

4. Форма взаимосвязей между видами, при которой орга-низмы одного вида живут за счет питательных веществ или тка-ней организма другого вида, называется:

5. Если рыба горчак откладывает икру в мантию двустворча-того моллюска, это пример:

а) симпатрией; б) протокооперацией; в) квартирантством; г) акклиматизацией.

а) не оказывает существенного влияния на хозяина; б) всегда приводит хозяина к смерти;

в) приносит определенную пользу хозяину; г) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина.

8. Некоторые грибы растут на корнях определенных деревь-ев. Такой тип взаимоотношений называется:

9. Хищники в природном сообществе:

а) уничтожают популяцию жертв; б) способствуют росту популяции жертв;

в) оздоровляют популяцию жертв и регулируют ее числен-ность; г) не влияют на численность популяции жертв.

10. Организм, в теле которого происходит размножение па-разита, называется:

II . Выберите несколько правильных ответов:

1. В результате внутривидовой конкуренции происходит:

а) самоизреживание растений б) поиск новых мест обитания в) увеличение воспроизводства осо-бей

г) снижение воспроизводства осо-бей д) выработка территориального по-ведения

2 . Примерами симбиоза явля-ются:

а) отношения водоросли и гриба в лишайнике

б) отношения термитов и живу-щих в его кишечнике жгути-ковых простейших

в) отношения бобовых растений с поселяющимися на их корнях клубеньковыми бактериями

г) отношения человека и живу-щей в его кишечнике бактерии кишечной палочки

д)отношения цветковых растений и грибов, образующих микоризу

III . Выберите признаки, характеризующие хищ-ника

IV

    Внутривидовые отношения - механизм, обеспечивающий саморегуляцию численности популяций.

    Межвидовая конкуренция играет важную роль в форми-ровании природного сообщества.

    Пространственное распределение животных в популяции регулируется их поведением.

    Абиотические факторы не оказывают влияния на конку-рентные отношения двух родственных видов.

    Территориальное поведение у животных - способ регуля-ции численности популяции.

    Организмы двух видов одинаково реагируют на повыше-ние плотности их популяции.

    Конкуренция не является формой биотических взаимоот-ношений.

    Конкурентные взаимоотношения, как правило, полезны для обоих организмов.

    Самоизреживание у елей - это пример межвидовой кон-куренции.

    Примером внутривидовой конкуренции являются взаимо-отношения между волками в стае.

2 вариант

Выберите один правильный ответ:

1 . Симбиотические отношения, при которых совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них, называются:

а) комменсализмом; б) мутуализмом; в) протокооперацией; г) нейтрализмом.

2. Взаимоотношения акул с рыбами-прилипалами, это пример:

а) взаимополезных отношений; б) полезно-нейтральных отношений; в) полезно-вредных отношений; г) взаимовредных отношений.

3. Самоизреживание у елей - пример:

а) внутривидовой конкуренции; б) межвидовой конкуренции; в) комменсализма г) старения популяции

4. Форма взаимосвязей между видами, при которой один из совместно обитающих видов испытывает угнетение, в то время как другой не получает ни вреда, ни пользы, называется:

5. Распространение муравьями семян некоторых растений леса является примером:

а) мутуализма; б) протокооперации; в) комменсализма; г) нейтрализма.

6. Птицы, собирающие пищу на земле, в траве или на деревьях по способу питания являются:

7. Отношения между популяциями волка и зайца - русака - это

8. Конкурентные отношения между организмами в эко-системах характеризуются

а) угнетением видами друг друга б) ослаблением внутривидовой борьбы

в) созданием среды одними видами для других г) формированием сходных признаков у разных видов

9. Примером межвидовой кон-куренции являются взаимоот-ношения между:

а)волками в стае б)организмом-хозяином и пара-зитическими червями

в) рыжими и черными тараканами г) мышевидными грызунами и лисами

10. В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих посто-янно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:

II . Выберите несколько правильных ответов:

1. Примерами конкуренции являются отношения между:

а) хищниками и жертвами

в) видами, использующими одни и те же ресурсы

г) особями одного вида

д) живыми организмами и абио-тическими факторами

2. Примерами комменсализма являются:

а)взаимоотношения львов с гие-нами, подбирающими остатки недоеденной пищи

б)взаимоотношения различных бактерий, перерабатывающих различные органические веще-ства мертвых организмов

в)взаимоотношения пеницилловых плесневых грибов и неко-торых бактерий, для которых выделяемые грибами антибио-тики губительны

г) взаимоотношения синицы и мыши, живущих в одном лесу

д) взаимоотношения эпифитов с деревьями, на стволах и вет-вях которых они поселяются

В течение своей жизни нападает на одну, иногда на не-сколько особей.

В течение своей жизни нападает на большое число особей.

Поедает только часть вещества своей жертвы.

Поедает практически всю жертву.

Приводит свою жертву к гибели.

Наносит вред жертве, но редко приводит ее к быстрой ги-бели.

Цикл развития тесно связан с жертвой

Нападает на жертву и сам ее питается

Нападает на жертву, но сам ею не питается

IV . Выберите правильные суждения.

    Внутривидовые отношения - механизм, обеспечивающий са-морегуляцию численности по-пуляций.

    Межвидовая конкуренция играет важную роль в формиро-вании природного сообщества.

    Пространственное распреде-ление животных в популяции регулируется их поведением.

    Поселение крыс и мышей в домах было вызвано разрушени-ем их естественных местообитаний человеком.

    Абиотические факторы не оказывают влияния на конку-рентные отношения двух родст-венных видов.

    программу Парфенюк О.В. Рабочая программа по информатике Информатика 8 - 9 классы Пояснительная записка. Рабочая программа разработана...

  1. Рабочая программа (541)

    Рабочая программа

    Деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Шамсувалиева Роза Равильевна Ф.И.О I квалификационная... деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Шамсувалиева Роза Равильевна Ф.И.О I квалификационная...

  2. Рабочая программа (653)

    Рабочая программа курса

    Государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в... практическое содержание рабочей программы имеет базовый и продвинутый уровень. Реализация рабочей программы обеспечивает освоение...

  3. Рабочая программа (664)

    Рабочая программа

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике для 9 класса... -2012 уч.год Пояснительная записка Рабочая программа по информатике и информационным технологиям... СПб.: Питер, 2009 При составлении рабочей программы учтены рекомендации иструктивно-методического письма...