Среди первых мелких млекопитающих - насекомоядных - в мезозойскую эру обособилась группа животных, которые не обладали ни острыми зубами и когтями, ни крыльями, ни копытами. Они жили и на земле, и на деревьях, питались плодами и насекомыми. От этой группы и взяли начало ветви, которые повели к полуобезьянам, обезьянам и человеку. Следовательно, человек и человекообразные обезьяны состоят между собой в близком родстве. Это разные ветви общего родословного ствола .
В связи с похолоданием климата в северных и южных широтах земного шара леса вытеснялись степями. В этих условиях эволюция одной группы древнейших человекообразных обезьян пошла по пути создания орудий труда, развития руки как органа труда, хождения на двух ногах, приспособления к наземному образу жизни. На земле в процессе освоения новой среды им пришлось вести жестокую борьбу за существование с другими животными, ранее заселившими эти пространства; у одних были мощные клыки и острые когти, другие быстро бегали, третьи отличались большой мышечной силой. Обезьяны не обладали этими качествами, но у них был значительно увеличен объем головного мозга по отношению к общим размерам тела. Еще в период жизни на деревьях обезьяны отличались развитой способностью к ориентировке в окружающих условиях, обладали отличным слухом и объемным зрением благодаря выдвинутым вперед и сближенным глазам. Руки были способны к выполнению многих функций; хватания, удерживания, бросания предметов; руками они цеплялись и придерживались за ветви, строили гнезда.
Различные формы наследственной изменчивости и отбор особей с полезными изменениями играли ведущую роль на этом этапе эволюции. Стадный образ жизни помогал в борьбе с сильными хищниками, в заботе о потомстве, в передаче опыта.
Наши отдаленные предки в течение огромного периода времени совершенствовались как наземные двуногие существа. Многие обезьяны погибали в борьбе за существование. В процессе естественного отбора из поколения в поколение отбирались и сохранялись полезные наследственные изменения.
В 30-х годах нашего века и позднее в Южной Африке были найдены остатки существа, названного австралопитеком (лат. «аустралис» - южный и греч. «питек» - обезьяна). По строению черепа, зубов и других частей скелета австралопитековые стояли значительно ближе к человеку, чем современные человекообразные обезьяны. У них были более крупная мозговая коробка, укороченная лицевая часть черепа и зубы, сходные с зубами современного человека. Самое замечательное, что строение их таза было подобно человеческому. Это были высокоразвитые двуногие человекообразные обезьяны. При помощи верхних конечностей, свободных от функций опоры тела и передвижения, они получили возможность употреблять предметы природы в качестве орудий, а позднее и изготовлять их из гальки. Одновременно с австралопитековыми существовали другие формы, бесспорно признаваемые предками человека. Поэтому многие ученые полагали, что эта группа представляет тупиковую ветвь эволюции человека.
Открытия в Восточной Африке за последние 20 лет (1959 - 1980) показали, что австралопитековые жили свыше 5 млн. лет назад. Более поздние из них являются непосредственными предками человека и получили название человека умелого . Это очень важные открытия, так как они свидетельствуют о достаточности времени для эволюции наших далеких предков путем отбора в популяциях.
По мнению одних антропологов, человека умелого следует считать все еще австралопитеком. Другие ученые относят его к древнейшим людям. Морфологически он мало отличался от человекообразных обезьян. Отличие состояло в первых проблесках сознания, связанных не только с употреблением природных предметов в качестве орудий, но и с изготовлением примитивных режущих и рубящих орудий из гальки.
В процессе становления человека различают три стадии, или фазы: древнейшие люди; древние люди; первые современные люди. Эти стадии не сменяли одна другую с полным исчезновением предыдущей, а сосуществовали, и далеко не в мирных отношениях. Популяции, принадлежавшие к видам более прогрессивным по материальной культуре, состоявшие по преимуществу из сильных и сообразительных особей, оттесняли другие популяции в худшие местообитания или уничтожали их физически. Разрыв между культурами разных популяций и видов рода людей, живших в одно и то же время, был огромным. Кроме направления, ведущего в конечном счете к человеку, были тупиковые боковые ответвления. Одновременно существовали и разные человекообразные обезьяны.
Древнейшие люди.
Переход от ископаемых человекообразных обезьян к человеку совершился через ряд промежуточных форм, совмещавших черты обезьяны и человека - обезьянолюдей.
Рисунок 27. Части скелета питекантропа.Питекантроп - «обезьяночеловек» (см. рисунок 27). Его остатки впервые были обнаружены на острове Ява. Позднее остатки питекантропа обнаружены в Африке, Азии и Европе - он широко распространился в Старом Свете, а отсюда уже по всем материкам. Питекантроп ходил на двух ногах, слегка наклоняясь вперед и, возможно, опираясь на дубину; имел рост около 170 см. Черепная коробка была у него такой же длины и ширины, как у современного человека, но более низкая и состояла из толстых костей. Объем мозга достигал 900 - 1100 см 3 . Лоб очень покатый, над глазами сплошной костный валик. Лобные и височные доли, связанные с речью, развиты лучше, чем у обезьяны, а развитие височных долей указывает также на хороший слух. Челюсти сильно выдавались вперед, подбородочного выступа не было.
Питекантропы делали из камня примитивные скребки, сверла, пользовались огнем и жили первобытным стадом. Жилищ у них еще не было.
Возникновение труда оказалось могучим толчком к развитию мозга. Дарвин придавал исключительное значение высокому умственному развитию наших предков, даже наиболее древних.
Развитие ума сделало большой шаг вперед с возникновением речи.
По мнению Ф. Энгельса, зачатки речи возникли у древнейших людей в виде нечленораздельных звуков, имевших значение различных сигналов.
Интересны находки синантропа - «китайского человека», жившего несколько позднее питекантропа. Его остатки найдены в 1927 - 1937 гг. в пещере недалеко от Пекина.
Внешне синантроп во многом напоминал питекантропа. Однако синантроп был более развитым. Объем его мозга достигал 850 - 1220 см 3 ; левая доля мозга, где расположены двигательные центры правой стороны тела, была несколько больше по сравнению с правой долей. Следовательно, правая рука у синантропа была более развита, чем левая. Возможно, он добывал и умел поддерживать огонь, одевался, видимо, в шкуры. Были обнаружены мощный, до 6 - 7 м, слой золы, трубчатые кости и черепа крупных животных, орудия из камней, костей, рогов.
В 1907 г. близ города Гейдельберга (современная территория ФРГ) была найдена массивная нижняя челюсть, без подбородочного выступа, но с зубами, подобными зубам современного человека (рисунок 28).
Рисунок 28. Нижняя челюсть гейдельбергского человека. Для сравнения красным цветом обозначена челюсть современного человека.
Питекантропа и синантропа считают двумя видами первого подрода - обезьянолюдей (род людей). Некоторые ученые относят сюда же и человека умелого. Он является представителем первой, начальной стадии превращения обезьяны в человека. По выражению Ф. Энгельса, это «формировавшиеся» люди. Древнейшим людям был свойствен каннибализм.
На этой стадии развития человека формирование особенностей его физического склада, связанных с совершенствованием вертикальной походки, развитием мозга, находилось под контролем естественного отбора.
Среди первых мелких млекопитающих - насекомоядных - в мезозойскую эру обособилась группа таких животных, которые не обладали ни острыми зубами и когтями, ни крыльями, ни копытами. Они жили и на земле, и на деревьях, питались плодами и насекомыми. От этой группы и взяли начало ветви, которые повели к полуобезьянам, обезьянам и человеку.
Древнейшими высшими обезьянами, от которых ведут начало предки человека, считают парапитеков. Эти древние малоспециализированные обезьяны дивергировали на две ветви: одна привела к современным гиббонам и орангутангам, другая- к дриопитекам, вымершим древесным человекообразным обезьянам. Дриопитеки подверглись дивергенции в трех направлениях: одна ветвь повела к шимпанзе, другая - к горилле и третья - к человеку. Человек и человекообразные обезьяны состоят между собой в ближайшем родстве. Но это разные ветви общего родословного ствола.
Ученые предполагают, что прародина человечества была где-то на территории, включающей северо-восточную часть Африки, Южную Азию, юго-восток Европы, откуда люди расселились по всей Земле.
Каковы же были исходные формы, от которых взяли начало древнейшие люди? До настоящего времени такие формы не обнаружены, но представление о них дает хорошо изученная группа южноафриканских обезьян - австралопитеков («аустралюс» - южный). Эта группа обитала на Земле одновременно с древнейшими людьми, поэтому не может считаться прямыми предками людей.
Австралопитеки жили среди скал на равнинных безлесных пространствах, были двуногими, ходили чуть наклонившись, знали мясную пищу; их череп имел объем примерно 650 см3.
В начале 60-х годов нашего столетия английский ученый Луис Лики в Олдовайском ущелье на территории современной Танзании (Восточная Африка) нашел обломки черепов, кости кисти, стопы, голени, ключицы. Ископаемые существа, которым они принадлежали, по строению стопы и кисти были несколько ближе к человеку, чем австралопитеки, но объем мозга их не превышал 650 см3. Там же были найдены гальки заостренной формы и камни, оставлявшие впечатление искусственно обработанных. По мнению большинства советских антропологов, эти существа следует считать также австралопитеками. Морфологически они мало отличались от человекообразных обезьян. Отличие состояло в возникновении первых проблесков сознания, связанных с употреблением природных предметов в качестве орудий, что подготавливало переход к их изготовлению.
Предполагают, что предками древнейших людей был близкий к африканским австралопитекам вид двуногих человекообразных обезьян, у которых на основе наследственной изменчивости в процессе естественного отбора выработалась способность часто и разнообразно использовать палки, камни в качестве орудий.
В процессе становления человека следует различать три стадии, или фазы: 1) древнейшие люди, 2) древние люди и 3) первые современные люди.
Эволюция
История Земли, со времени появления на ней органической жизни и до появления на ней человека, разделяется на три больших периода – эры, резко отличающиеся одна от другой, и носящих названия:
Палеозой – древняя жизнь,
Мезозой – средняя,
Неозой – новая жизнь.
Из них самый большой по времени – палеозой, он иногда разделяется на две час...
Исследование активности основных карбоксипептидаз в тканях самцов крыс. Изучение активности карбоксипептидазы Н в тканях самцов крыс
а) Распределение активности карбоксипептидазы Н в тканях интактных самцов крыс
Полученные данные о распределении активности КПН в тканях самцов крыс представлены в таблице 13.
Таблица 13. Активность КПН в тканях самцов в норме (нмоль продукта, образовавшегося за 1 мин инкубации на 1 мг белка, M±m, n=6¸8).
Гипофиз
Гипотала...
Нейротрофин-4/5 (nt-4/5)
Химическая и общая характеристики. Именуемый как Нейротрофин-4/5 (NT-4/5), или NF-5, представляет собой димерный полипептид с общей массой 28 кДа. Экспрессируется во многих тканях и в большинстве регионов мозга.
Фактор промотирует выживание и дифференцировку нейронов различных популяций, включая спинальные нейроны, базальные холинергич...
Речь в этой статье пойдет о предках и ближайших родственниках современного человека.
Тема интересная и при том несложная.
Дриопитеки
– дословный перевод: «древесные обезьяны»
Общий предок современного человека и человекообразных обезьян. Обитали около 25 млн. лет назад в Африке и Европе.
Внешне, скорее всего, были похожи на современных шимпанзе.
Дриопитеки жили стадами, преимущественно на деревьях.
Из-за «древесной» жизни у дриопитеков и его потомков можно заметить некоторую особенность:
передние конечности могут вращаться во все стороны
Подобный образ жизни сыграл важное значение для эволюции:
развивалась хватательная функция передней конечности, что в последствии привело к способности манипулировать предметами
- улучшились координация , развилось бинокулярное цветное зрение , жизнь в стаде дала начало появлению общественности и, в итоге, к появлению речи;
о бъем мозга явно больше, чем у предков;
у зубов был тонкий слой эмали , что позволяет предположить , что дриопитеки питались растительной пищей (фрукты, ягоды).
Австралопитеки
–переходная форма от обезьяны к человеку (или, возможно, родственники переходной формы).
Жили около 5,5 млн. лет назад.
Дословный перевод: «южные обезьяны», назван так потому, что останки его находят в южной Африке.
Австралопитеки – это уже более «очеловечившиеся» обезьяны.
Они передвигались на задних конечностях, немного сгорбившись.
н ачали использовать примитивные «орудия труда»: камни, палки и т.д.
- объем головного мозга составлял примерно 400-520 см 3 , что в три раза меньше объема мозга современно человека, но несколько больше объема мозга современных крупных обезьян;
- ростом были не высокие: 110 – 150см, масса: 20 – 50кг.
Австралопитеки питались как растительной, так и мясной пищей (реже).
- они умели охотиться, используя «орудия труда»;
длительность жизни была небольшая: 18 – 20 лет;
Человек умелый (Homo habilis)
– возможно первый представитель рода Человек
Согласно альтернативному мнению Человек умелый – представитель Австралопитеков, так как внешне он очень похож на них.
Жил около 2 млн. лет назад.
Возможно потомок одного из видов австралопитеков. Умелым назван потому, что начал изготавливать и сознательно использовать орудия труда. Подбирал сырье, для изготовления орудий, чем не может похвастаться ни одно животное.
- объем головного мозга, по сравнению с австралопитеком, увеличился примерно до 600 см 2 , лицевая часть лица черепа уменьшилась, «уступив место» для мозговой части;
- зубы меньше, чем у австралопитеков.
- человек умелый перешел к эврифагии (всеядности);
- стопы, имели свод, стали более приспособлены к хождению на задних конечностях;
- кисть стала более приспособлена к хватанию, мощность захвата увеличилась;
- гортань еще не была приспособлена для речи, однако отдел мозга, отвечающий за эту функцию, уже был развит.
Человек прямоходящий (Homo erectus)
– уже точно представитель рода людей.
Жил примерно 1 млн – 300 тыс лет назад.
Назван так, как не трудно догадаться, из за «окончательного перехода» к прямохождению.
- для него уже были характерны «человеческие» качества: речь и абстрактное мышление ;
- Человек прямоходящий шагнул далеко вперед: его орудия труда стали значительно более сложными, он овладел огнем , некоторые ученые предполагают, что даже мог его добывать самостоятельно;
- Внешне Эректус был немного похож на современного человека, но все же отличался от него: череп имел толстые стенки, лоб был низким с массивными надглазничными выступами, крупная, тяжелая нижняя челюсть , подбородочный выступ слабо выделяется;
- половой диморфизм был менее выражен, чем у австралопитеков, но все же имел место: самцы были немного крупнее самок.
- рост составлял 150 – 180. Объем мозга: примерно 1100 см 3 .
Человек прямоходящий вел образ жизни охотника-собирателя. Жили и охотились группами – это помогало в развитии речи и социальности. Предполагается, что Человек прямоходящий был 300 тыс. лет назад вытеснен Неандертальцем, однако последние данные антропологии это отвергают.
Питекантроп (переводится: обезьяночеловек)
– разновидность Человека прямоходящего.
Обитал в Юго-восточной Азии 500-700 тыс. лет назад, впервые был обнаружен на острове Ява.
Питекантроп не является предком современного человека, его можно назвать скорее нашим двоюродным братом.
Синантроп
– еще одна разновидность Человека прямоходящего.
Обитал 600-400 тыс. лет назад где-то на территории современного Китая.
Синантропы стали одними из последних наиболее развитых представителей вида Человек прямоходящий. Некоторыми учеными рассматриваются как предки современного человека.
Неандерталец, Человек неандертальский
– вид рода человек, ранее считался подвидом Человека разумного.
Обитал в Европе и Северной Африке свыше 100 тыс. лет назад.
Неандертальцам пришлось нелегко, они жили в эпоху ледникового периода, поэтому немудрено, что они научились изготавливать жилища и одежду . Неандертальцы питались преимущественно мясом. Неандерталец не является прямым предком человека разумного , хотя, возможно, проживал рядом с кроманьонцами и мог свободно скрещиваться с ними, оставив, таким образом, свой «генетический след» в современных представителях рода Люди. Предполагают так же, что между кроманьонцами и неандертальцами шла борьба, в результате которой, вероятно, и исчезли последние. Вероятно, кроманьонцы могли охотиться на неандертальцев, и наоборот. Неандертальцы были крупными мускулистыми существами, помассивнее кроманьонца.
- объем мозга неандертальцев составлял 1200-1600 см³ .
- рост: около 1,5 метров;
- череп был вытянут назад (из-за большого мозга), но лоб был низкий, скулы широкими, челюсти крупными, подбородок как и у эректуса был слабо выражен;
- заметно выступал надбровный валик;
- у неандертальцев появилась культура: первая религия (хоронили собратьев по особым обрядам), музыкальный инструмент;
- начала появляться медицина: неандертальцы могли лечить переломы.
Кроманьонец
– первый представитель вида Человек разумный, жили около 40тыс лет назад.
- кроманьонцы обладали окончательно человеческой внешностью: высокий прямой лоб, исчез надбровный валик, появился подбородочный выступ;
- кроманьонцы были выше (рост составлял около 180см) и менее массивными, чем неандертальцы;
- объем головного мозга: 1400-1900 см 3
- обладали членораздельной речью, сформировали первое «настоящее» человеческой общество;
- жили кроманьонцы родовыми общинами по 100 человек, создавая первые поселения. Строили жилища: шалаши из шкур, землянки. Изготавливали одежду, орудия охоты: копья, силки, гарпуны, предметы быта: ножи, иглы, скребки. Занимались земледелием. Охотились коллективно, используя революционный метод: загонную охоту. Начали приручать животных;
- были высоко развитыми в культурном плане: занимались наскальной живописью, изготавливали скульптуры из глины.
Так же как и неандертальцы, выработали обряды захоронения, из чего можно сделать вывод, что и те и другие верили в загробную жизнь. По мнению официальной науки, кроманьонец – прямой предок современного человека.
Природе понадобилось много миллионов лет, чтобы превратить обезьяну в современного человека – венца творения. Мы – результат долгого эволюционного процесса, по которому мы только что кратко пробежались. Вопросы по этой теме могут попасться в ГИА и ЕГЭ. И мы рассмотрели эту тему, надеюсь, вам было интересно.
Таксон - классификационная единица в систематике растительных и животных организмов.
Основными доказательствами происхождения человека от животных является наличие в его теле рудиментов и атавизмов.
Рудименты - это органы, утратившие в процессе исторического развития (эволюции) своё значение и функцию и оставшиеся в виде недоразвитых образований в организме. Они закладываются ещё во время развития зародыша, но не развиваются. Примерами рудиментов у человека могут быть: копчиковые позвонки (остатки скелета хвоста), аппендикс (отросток слепой кишки), волосяной покров тела; ушные мышцы (некоторые люди могут шевелить ушами); третье веко.
Атавизмы - это проявление, у отдельных организмов, признаков, которые существовали у отдельных предков, но были утрачены в ходе эволюции. У человека это - развитие хвоста и волосяного покрова на всём теле.
Историческое прошлое людей
Первые люди на Земле . Имя обезьяночеловека - питекантропа получила одна из самых ранних находок, сделанная в 19 веке на Яве. Долгое время эта находка считалась переходным звеном от обезьяны к человеку, первыми представителями семейства гоминидов. Этим взглядам способствовали морфологические особенности: сочетание современных по виду костей нижней конечности с примитивным черепом и промежуточной массой мозга. Однако питекантропы Явы - довольно поздняя группа гоминидов. Начиная с 20-х годов двадцатого столетия и по настоящее время в южной и Восточной Африке было сделано важное открытие: найдены остатки двуногих плио-плейстоценовых приматов (от 6 до 1 млн. лет). Они положили начало новому этапу в развитии палеонтологии - реконструкции данных стадий эволюции гоминидов на основе прямых палеонтологических данных, а не исходя из различных косвенных сравнительно-анатомических и эмбриологических данных.
Эпоха двуногих человекообезьян австралопитеков . Первый австралопитек Восточной Африки - зинджантроп обнаружен супругами Л. и М. Лики. Самая яркая отличительная черта австралопитеков - прямохождение. Об этом свидетельствует строение таза. Прямохождение относится к древнейшим приобретениям человека.
Первые представители человеческого рода в Восточной Африке . Вместе с массивными австралопитеками в Восточной Африке 2 млн. лет назад обитали и иные существа. Впервые об этом стало известно, когда на следующий год после открытия зинджантропа обнаружили остатки миниатюрного гоминида, объём мозга которого был, не меньше (а даже больше), чем у австралопитека. Позже выяснилось, что он был современником зинджантропа. Важнейшие открытия сделаны в самом нижнем слое, датирующемся 2–1,7 млн. лет. Его максимальная толщина составляет 40 метров. Климат, когда закладывался этот слой, был более влажным и его обитателями были зинджантроп и презинджантроп. Последний просуществовал недолго. Кроме того в этом слое были найдены и камни со следами искусственной обработки. Чаще всего это была галька размером от грецкого ореха до 7–10 см, с немногочисленными сколами рабочего края. Первоначально предполагалось, что это умели делать зинджантропы, однако после новых открытий стало очевидно: или орудия изготовлял более продвинувшийся презинджантроп, или оба обитателя были способны к такой начальной обработке камня. Возникновение зажима с полным противопоставлением большого пальца руки должен был предшествовать период преобладания силового захвата, когда предмет сгребался в горстью и зажимался в руке. Причём особенно сильное давление испытывала именно ногтевая фаланга большого пальца.
Предпосылки антропогенеза .Общими предками человекообразных обезьян и человека были стадные узконосые обезьяны, жившие на деревьях в тропических лесах. Переход этой группы к наземному образу жизни, вызванный похолоданием климата и вытеснением лесов степями, привёл к прямохождению. Выпрямленное положение тела и перенос центра тяжести вызвали замену дугообразного позвоночного столба S-образным, что придало ему гибкость. Образовалась сводчатая пружинящая стопа, расширился таз, грудная клетка стала шире и короче, челюстной аппарат легче, и главное - передние конечности освободились от необходимости поддерживать тело, их движения стали более свободными и разнообразными, функции усложнились. Переход от использования предметов к изготовлению орудий - рубеж между обезьяной и человеком. Эволюция руки шла по пути естественного отбора мутаций, полезных для трудовой деятельности. Наряду с прямохождением, важнейшей предпосылкой антропогенеза явился стадный образ жизни, который по мере развития трудовой деятельности и обмениваться сигналами обусловил развитие членораздельной речи. Конкретные представления об окружающих предметах и явлениях обобщались в абстрактные понятия, развивались мыслительные и речевые способности. Формировалась высшая нервная деятельность, и развивалась членораздельная речь.
Этапы становления человека . В эволюции человека различают три этапа: древнейшие люди, древние люди и современные (новые) люди. Многие популяции человека разумного не сменяли друг друга последовательно, а жили одновременно, ведя борьбу за существование и уничтожая более слабых.
Предки человека | Прогрессивные черты во внешнем облике | Образ жизни | Орудия труда |
Парапитек (обнаружен в Египте в 1911 году) | Ходили на двух ногах. Низкий лоб надбровные дуги, волосяной покров | Рассматривается как древнейшая человекообразная обезьяна | Орудия труда в виде дубинки; обтёсанные камни |
Дриопитек (найдены костные остатки в Западной Европе, Южной Азии и Восточной Африке. Древность от 12 до 40 млн. лет) | По мнению большинства учёных, дриопитеки рассматриваются как общая предковая группа для современных человекообразных обезьян и человека | ||
Австралопитек (костные остатки древностью 2,6-3,5 млн. лет обнаружены в Южной и Восточной Африке) | Имели небольшое тело (дл. 120–130 см), массу 30–40 кг, объём мозга - 500–600 см 2 , передвигались на двух ногах. | Потребляли растительную и мясную пищу, обитали в открытой местности (типа саванн). Австралопитеков рассматривают и как стадию эволюции человека, непосредственно предшествовавшую возникновению древнейших людей (архантропов). | В качестве орудий использовали палки, камни, кости животных |
Питекантроп (древнейший человек, останки обнаружены - Африка, Средиземноморье, о. Ява; 1 млн. лет назад) | Рост 150 см; объём мозга 900–1 000 см 2 , лоб низкий, с надбровным валиком; челюсти без подбородочного выступа | Общественный образ жизни; жили в пещерах, пользовались огнём. | Примитивные каменные орудия труда, палки |
Синантроп (Китай и др., 400 тыс. лет назад) | Рост 150–160 см; объём мозга 850–1 220 см 3 , лоб низкий, с надбровным валиком, нет подбородочного выступа | Жили стадами, строили примитивные жилища, пользовались огнём, одевались в шкуры | Орудия из камня и костей |
Неандерталец (древний человек); Европа, Африка, Азия; около 150 тыс. лет назад | Рост 155–165 см; объём мозга 1 400 см 3 ; извилин мало; лоб низкий, с надбровным валиком; подбородочный выступ развит слабо | Общественный образ жизни, строительство очагов и жилищ, использование огня для приготовления пищи, одевались в шкуры. Использовали жесты и примитивную речь для общения. Появилось разделение труда. Первые захоронения. | Орудия труда из дерева и камня (нож, скребок, многогранные острия и др.) |
Кроманьонец - первый современный человек (повсеместно; 50–60 тыс. лет назад) | Рост до 180 см; объём мозга - 1 600 см 2 ; лоб высокий; извилины развиты; нижняя челюсть с подбородочным выступом | Родовая община. Относились к виду человек разумный. Строительство поселений. Появление обрядов. Возникновение искусства, гончарного дела, земледелия. Развитая. Развитая речь. Приручение животных, окультуривание растений. Имели наскальную живопись. | Разнообразные орудия труда из кости, камня, дерева |
Современные люди . Возникновение людей современного физического типа произошло относительно недавно (около 50 тыс. лет назад), которых назвали кроманьонцами. Увеличившийся объём мозга (1 600 см 3), хорошо развитая членораздельная речь; строительство жилищ, первые зачатки искусства (наскальная живопись), одежда, украшения, костяные и каменные орудия труда, первые прирученные животные - всё свидетельствует о том, что настоящий человек окончательно обособился от своих звероподобных предков. Неандертальцы, кроманьонцы и современные люди образуют один вид - Человек разумный. Прошло много лет, прежде чем люди от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) перешли к производящему хозяйству. Они научились выращивать растения и приручать некоторых животных. В эволюции кроманьонцев большое значение имели социальные факторы, неизмеримо выросла роль воспитания, передача опыта.
Расы человека
Всё современное человечество принадлежит к одному виду - Homo sapiens . Единство человечества вытекает из общности происхождения, сходства строения, неограниченного скрещивания представителей различных рас и плодовитости потомства от смешанных браков. Внутри вида - Homo sapiens - выделяют пять больших рас: негроидную, европеоидную, монголоидную, австралоидную, американскую. Каждая из них делится на малые расы. Различия между расами сводятся к особенностям цвета кожи, волос, глаз, форма носа губ и т.п. возникли эти различия в процессе приспособления человеческих популяций к местным природным условиям. Предполагают, что чёрная кожа поглощала ультрафиолетовые лучи. Узкие глаза защищали от резкого солнечного воздействия в условиях открытых пространств; широкий нос быстрее охлаждал вдыхаемый воздух путём испарения со слизистых оболочек, наоборот узкий нос лучше согревал холодный вдыхаемый воздух и т.д.
Но человек благодаря труду быстро вышел из-под влияния естественного отбора, и эти отличия быстро потеряли приспособительное значение.
Расы человека начали формироваться начали формироваться, как полагают, около 30–40 тыс. лет тому назад в процессе заселения человеком Земли, причём тогда многие расовые признаки имели приспособительное значение и закреплялись естественным отбором в условиях определённой географической среды. Всем расам человека свойственны общевидовые особенности человека разумного, и все расы абсолютно равноценны в биологических и психических отношениях и находятся на одном и том же уровне эволюционного развития.
Между основными расами нет резкой границы, и существует ряд плавных переходов - малых рас, у представителей которых сглажены или смешаны черты основных масс. Предполагают, что в будущем различия между расами совсем исчезнут и человечество в расовом отношении будет однородным, но со многими морфологическими вариантами.
Расы человека не следует смешивать с понятиями нация, народ, языковая группа . Разные группы могут входить в состав одной нации, а одни и те же расы - в состав разных наций.
Уровень «А».
1. Выберите правильную последовательность эр в истории Земли:
а) протерозой - палеозой - архей - мезозой - кайнозой;
б) архей - протерозой - палеозой - кайнозой - мезозой;
в) архей - протерозой - палеозой - мезозой - кайнозой;
г) архей - протерозой - мезозой - палеозой - кайнозой.
2. Плацентарные млекопитающие возникли:
а) в перми; б) в мелу; в) в палеогене; г) в юре.
3. Цветковые растения широко распространились:
а) в кайнозое; б) в мелу; в) в триасе; г) в палеогене.
4. Наземные позвоночные приобрели современный облик:
а) в антропогене; б) в неогене; в) в мелу; г) после окончания последнего ледникового периода.
5 . Общими предками человека и человекообразных обезь-ян были:
а) лемуры; б) австралопитеки; в) дриопитеки; г) гориллы.
6. Каковы эволюционные связи человека и современных че-ловекообразных обезьян?
а) Человек произошел от общих с человекообразными обезь-янами предков. б) Человек - потомок современных человекообразных обезьян.
в) Человек и человекообразные обезьяны никогда не имели общих предков г) Обезьяны произошли от древних людей.
7. Череп человека отличается от черепа обезьян:
а) массивными, вытянутыми вперед челюстными костями; б) преобладанием мозговой части черепа над лицевой;
в) преобладанием лицевой части черепа над мозговой; г) развитием гребня, к которому прикрепляются шейные мышцы.
8. Человек отличается от человекообразных обезьян:
а) наличием волосяного покрова; б) развитым большим пальцем, противопоставленным всем остальным; в) наличием ногтей; г) формой ушей.
9. Человек в отличие от человекообразных обезьян обладает:
а) способностью к трудовой деятельности; б) четырехкамерным сердцем; в) заботой о потомстве; г) объемным зрением.
10. На ранних этапах эволюции человека под контролем биологических факторов происходило формирование:
а) особенностей его строения и жизнедеятельности; б) членораздельной речи; в) трудовой деятельности г) мышления, развитого сознания.
11. К движущим силам антропогенеза не относится:
а) борьба за существование; б) общественный образ жизни; в) наследственная изменчивость; г) модификационная изменчивость.
12. Какое адаптивное значение имело приспособление пред-ставителей негроидной расы темного цвета кожи?
а) предохранение от ультрафиолетовых лучей; б) усиление обмена веществ;
в) приспособления к морскому климату; г) улучшение дыхательной функции.
13. Обезьяночеловеком называют:
а) австралопитека; б) питекантропа; в) неандертальца; г) дриопитека.
14 . Развитию речи способствовали:
а) коллективная охота; б) пользование огнем; в) прямохождение; г) развитая кисть.
15. В борьбе за существование побеждали в ходе антропогенеза:
а) древние люди; б) популяции людей, изготавливавшие и использовавшие орудия;
в) имевшие объем мозга до 900 см 3 ; г) популяции людей, жившие 2-2,5 млн. лет назад.
16. Выступающий нос у европеоидов:
а) способствует большой теплоотдаче; б) не носит приспособительный характер;
в) защищает от переохлаждения гортань и легкие; г) приспособление к недостатку солнечной радиации.
Уровень «В».
1. Кроманьонцев и ныне живущих людей объединяет:
а) объем мозга до 1600 см 3 ;
б) преобладание мозгового отдела над лицевым;
в) развитый подбородочный выступ;
г) объем головного мозга 1000-1200 см 3 ;
д) использование орудий из металла;
е) относятся к виду Человек умелый.
2. Расположите названия костей нижней конечности в по-рядке от бедра к пальцам:
а) фаланги пальцев; б) плюсна; в) бедренная кость;
г) кости голени (большая и малая берцовые кости); д) предплюсна.
Уровень «С» (задание с развернутым ответом)
1. Почему в процессе эволюции ни одна из рас не достигла в своем развитии уровня вида?
2 вариант
Уровень «А».
Выберите один правильный ответ
1. Накопление кислорода в атмосфере Земли, связанное с фотосинтезом, началось:
а) в палеозое; б) в архее;
в) концентрация кислорода в атмосфере Земли всегда была примерно одинаковой; г) с возникновением эукариот.
2. Первые наземные позвоночные появились:
а) в девоне; б) в карбоне; в) в кембрии; г) в перми.
3. Временем расцвета пресмыкающихся был:
а) силур; б) мезозой; в) палеоген; г) палеозой.
4. Какие из этих животных жили одновременно с первобытным человеком?
а) мул; б) ихтиозавр; в) шерстистый носорог; г) эогиппус.
5 . К древнейшим людям относят:
а) австралопитеков; б) питекантропов и синантропов; в) неандертальцев; г) кроманьонцев.
6. Человеком современного типа был:
а) неандерталец; б) кроманьонец; в) питекантроп; г) синантроп.
7. Основные человеческие расы:
а) европеоиды и монголоиды; б) европеоиды, индейцы, негроиды и монголоиды;
в) европеоиды, негроиды и монголоиды; г) европеоиды, негроиды, монголоиды и неандертальцы.
8. Человек в отличие от животных воспринимает слова как:
а) сочетание отдельных звуков; б) выражение определенной мысли; в) набор звуков, не связанных друг с другом; г) звуковой сигнал.
9. Пример биологического фактора эволюции человека:
а) общение друг с другом с помощью устной и письмен-ной речи; в) трудовая деятельность;
б) способность передавать приобретенные знания по на-следству; г) использование одежды.
10. Действием только биологических факторов эволюции нельзя объяснить появление у человека:
а) диафрагмального дыхания; б) второй сигнальной системы; в) свода стопы; г) S-образного изгиба позвоночника.
11. Какая часть верхней конечности человека наиболее резко изменилась в ходе его эволюции?
а) плечо; б) предплечье; в) кисть; г) лопатка.
12. Видовым признаком человека не является:
а) 48 хромосом; б) возможность метисации представителей разных рас; в) наличие млечных желез; г) живорождение.
13. Общим признаком для человека и человекообразных обезьян является:
а) S -образная форма позвоночника; б) передние конечности хватательного типа; в) слабо развитые надбровные дуги; г) объем мозга от 1000-1500 см 3 .
14 . Укажите биологические предпосылки антропогенеза:
а) постепенное освобождение передних конечностей; б) вскармливание детенышей молоком;
в) дугообразный позвоночник; г) хорошо развитые зрение и слух.
15. Назовите фактор эволюции, обеспечивший развитие че-ловека:
а) модификационная изменчивость; б) дрейф генов; в) стабилизирующий отбор; г) наследственная изменчивость.
16. Зачатками членораздельной речи обладали:
а) неандертальцы; б) кроманьонцы; в) синантропы; г) питекантропы.
Уровень «В».
1. Выберите особенности скелета человека, которые связаны с прямохождением:
а) подбородочный выступ;
б) размер позвонков растет от шейного отдела к крестцовому;
в) позвоночник имеет четыре изгиба;
г) сводчатая стопа;
д) отсутствие хвостового отдела; е) широкий развернутый таз.
2. Расположите названия костей верхней конечности в по-рядке от плеча к пальцам:
а) кости запястья; б) плечевая кость; в) фаланги; г) кости предплечья (локтевая и лучевая); д) пястье.
Уровень «С» (задание с развернутым ответом).
1. Почему расы не являются отдельными биологическими видами?
Оценка результатов контрольной работы №3 по теме «Происхождение жизни на Земле и антропогенез»
№ вопроса | ответ | Кол-во баллов | № вопроса | ответ | Кол-во баллов |
Уровень А | Уровень А | ||||
Уровень В | Уровень В | ||||
б, г, а, д, в | в, г, д, б, а | ||||
Уровень С | Уровень С | ||||
Почему в процессе эволюции ни одна из рас не достигла в своем развитии уровня вида? | Почему расы не являются отдельными биологическими видами? | ||||
Максимальное количество баллов – 23 |
отметка | количество баллов |
Контрольная работа №4 «Экологические взаимоотношения организмов» (к уроку 25)
Цель работы: оценить степень усвоения следующих понятий: экологические факторы, их значение в жизни организмов. Умение объяснять взаимосвязи организмов друг с другом и окружающей средой.
В работе используются задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Задания базового уровня составляют 50% от максимального первичного балла, повышенного – 33%, высокого уровня – 17%. Они соответствуют минимуму содержания основного и среднего (полного) общего биологического образования, требованиям к подготовке выпускников.
Все задания базового уровня (1-10) предусматривают выбор одного верного ответа из четырёх.
Для проверки знаний на повышенном уровне используются задания с выбором нескольких верных ответов (II, III), Выполнение этих заданий служит показателем овладения более сложными и разнообразными видами учебной деятельности. Они позволяют проверить знания учащихся о сущности биологических процессов, явлений и их закономерностях; умения сравнивать, применять знания в знакомой и измененной ситуациях. Задание высокого уровня (IV) предусматривает выбор верных суждений и направлено на проверку знаний о наиболее существенных биологических закономерностях, проявляющихся на всех уровнях организации живого; умений самостоятельно оперировать биологическими понятиями, обосновывать и объяснять биологические процессы и явления, применять теоретические знания на практике.
1 вариант
I . Выберите один правильный ответ:
1. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется:
2. Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера, называются:
3. Конкурентные отношения в биоценозе возникают между
4. Форма взаимосвязей между видами, при которой орга-низмы одного вида живут за счет питательных веществ или тка-ней организма другого вида, называется:
5. Если рыба горчак откладывает икру в мантию двустворча-того моллюска, это пример:
а) симпатрией; б) протокооперацией; в) квартирантством; г) акклиматизацией.
а) не оказывает существенного влияния на хозяина; б) всегда приводит хозяина к смерти;
в) приносит определенную пользу хозяину; г) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина.
8. Некоторые грибы растут на корнях определенных деревь-ев. Такой тип взаимоотношений называется:
9. Хищники в природном сообществе:
а) уничтожают популяцию жертв; б) способствуют росту популяции жертв;
в) оздоровляют популяцию жертв и регулируют ее числен-ность; г) не влияют на численность популяции жертв.
10. Организм, в теле которого происходит размножение па-разита, называется:
II . Выберите несколько правильных ответов:
1. В результате внутривидовой конкуренции происходит:
а) самоизреживание растений б) поиск новых мест обитания в) увеличение воспроизводства осо-бей
г) снижение воспроизводства осо-бей д) выработка территориального по-ведения
2 . Примерами симбиоза явля-ются:
а) отношения водоросли и гриба в лишайнике
б) отношения термитов и живу-щих в его кишечнике жгути-ковых простейших
в) отношения бобовых растений с поселяющимися на их корнях клубеньковыми бактериями
г) отношения человека и живу-щей в его кишечнике бактерии кишечной палочки
д)отношения цветковых растений и грибов, образующих микоризу
III . Выберите признаки, характеризующие хищ-ника
IV
Внутривидовые отношения - механизм, обеспечивающий саморегуляцию численности популяций.
Межвидовая конкуренция играет важную роль в форми-ровании природного сообщества.
Пространственное распределение животных в популяции регулируется их поведением.
Абиотические факторы не оказывают влияния на конку-рентные отношения двух родственных видов.
Территориальное поведение у животных - способ регуля-ции численности популяции.
Организмы двух видов одинаково реагируют на повыше-ние плотности их популяции.
Конкуренция не является формой биотических взаимоот-ношений.
Конкурентные взаимоотношения, как правило, полезны для обоих организмов.
Самоизреживание у елей - это пример межвидовой кон-куренции.
Примером внутривидовой конкуренции являются взаимо-отношения между волками в стае.
2 вариант
Выберите один правильный ответ:
1 . Симбиотические отношения, при которых совместное существование выгодно для обоих видов, но не обязательно для них, называются:
а) комменсализмом; б) мутуализмом; в) протокооперацией; г) нейтрализмом.
2. Взаимоотношения акул с рыбами-прилипалами, это пример:
а) взаимополезных отношений; б) полезно-нейтральных отношений; в) полезно-вредных отношений; г) взаимовредных отношений.
3. Самоизреживание у елей - пример:
а) внутривидовой конкуренции; б) межвидовой конкуренции; в) комменсализма г) старения популяции
4. Форма взаимосвязей между видами, при которой один из совместно обитающих видов испытывает угнетение, в то время как другой не получает ни вреда, ни пользы, называется:
5. Распространение муравьями семян некоторых растений леса является примером:
а) мутуализма; б) протокооперации; в) комменсализма; г) нейтрализма.
6. Птицы, собирающие пищу на земле, в траве или на деревьях по способу питания являются:
7. Отношения между популяциями волка и зайца - русака - это
8. Конкурентные отношения между организмами в эко-системах характеризуются
а) угнетением видами друг друга б) ослаблением внутривидовой борьбы
в) созданием среды одними видами для других г) формированием сходных признаков у разных видов
9. Примером межвидовой кон-куренции являются взаимоот-ношения между:
а)волками в стае б)организмом-хозяином и пара-зитическими червями
в) рыжими и черными тараканами г) мышевидными грызунами и лисами
10. В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих посто-янно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:
II . Выберите несколько правильных ответов:
1. Примерами конкуренции являются отношения между:
а) хищниками и жертвами
в) видами, использующими одни и те же ресурсы
г) особями одного вида
д) живыми организмами и абио-тическими факторами
2. Примерами комменсализма являются:
а)взаимоотношения львов с гие-нами, подбирающими остатки недоеденной пищи
б)взаимоотношения различных бактерий, перерабатывающих различные органические веще-ства мертвых организмов
в)взаимоотношения пеницилловых плесневых грибов и неко-торых бактерий, для которых выделяемые грибами антибио-тики губительны
г) взаимоотношения синицы и мыши, живущих в одном лесу
д) взаимоотношения эпифитов с деревьями, на стволах и вет-вях которых они поселяются
В течение своей жизни нападает на одну, иногда на не-сколько особей.
В течение своей жизни нападает на большое число особей.
Поедает только часть вещества своей жертвы.
Поедает практически всю жертву.
Приводит свою жертву к гибели.
Наносит вред жертве, но редко приводит ее к быстрой ги-бели.
Цикл развития тесно связан с жертвой
Нападает на жертву и сам ее питается
Нападает на жертву, но сам ею не питается
IV . Выберите правильные суждения.
Рабочая программа (541)
Рабочая программаДеятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Шамсувалиева Роза Равильевна Ф.И.О I квалификационная... деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Шамсувалиева Роза Равильевна Ф.И.О I квалификационная...
Рабочая программа (653)
Рабочая программа курсаГосударственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в... практическое содержание рабочей программы имеет базовый и продвинутый уровень. Реализация рабочей программы обеспечивает освоение...
Рабочая программа (664)
Рабочая программаРАБОЧАЯ ПРОГРАММА по информатике для 9 класса... -2012 уч.год Пояснительная записка Рабочая программа по информатике и информационным технологиям... СПб.: Питер, 2009 При составлении рабочей программы учтены рекомендации иструктивно-методического письма...
Внутривидовые отношения - механизм, обеспечивающий са-морегуляцию численности по-пуляций.
Межвидовая конкуренция играет важную роль в формиро-вании природного сообщества.
Пространственное распреде-ление животных в популяции регулируется их поведением.
Поселение крыс и мышей в домах было вызвано разрушени-ем их естественных местообитаний человеком.
Абиотические факторы не оказывают влияния на конку-рентные отношения двух родст-венных видов.
программу Парфенюк О.В. Рабочая программа по информатике Информатика 8 - 9 классы Пояснительная записка. Рабочая программа разработана...